Автор: Овчинников Александр, г. Магнитогорск

Весенняя ностальгия по гималайской осени,
или
Небольшие заметки участника экспедиции «Урал - Ама Даблам 2005» (Гималаи)

Ама-Даблам
Все, безусловно, знают, что высшая точка планеты Земля – Эверест, каждый из нас мечтает увидеть (потрогать, побывать…приобщиться) что-нибудь самое - самое (лучшее, красивое, большое…) И, конечно, мне, как человеку, увлеченному горами уже 25 лет, всегда хотелось побывать в Гималаях и своими глазами увидеть самые большие в мире горы, ну а уж сделать восхождение на самую красивую «высотную» вершину Ама Даблам (6856 метров) в команде с обладателем «Золотого ледоруба» и восходителем на Эверест Геннадием Кириевским, чемпионом мира по ледолазанию Юрием Олейниковым и просто с классными спортсменами из Магнитогорска: Олейниковой Юлией, Соловьевым Андреем, Шаталовым Виктором, Марных Олегом, Белевским Леонидом Сергеевичем (помните кругосветное путешествие яхты «Магнитка», построенной и возглавляемой им), челябинцами: Луценко Володей, Кузнецовым Андреем, Лапиным Андреем екатеринбуржцами: Фроленко Дмитрием и Луцак Юрием… В общем, чего больше, кроме погоды, еще можно было себе пожелать.

Все подготовительные мероприятия были закончены, и в назначенное время наш автобус отправился в Челябинск к рейсу Челябинск – Ташкент-Дели, далее Дели- Катманду (столица королевства Непал). И вот мы совершенно в другом мире: с рикшами, бесконечными узкими улочками с магазинчиками, где можно торговаться и купить товар за 30% от его первоначальной стоимости, с огромными памелами (цитрусовые типа грейпфрута, только больших размеров) во внутренних двориках гостиниц, храмами, в зелени которых бесчисленное множество обезьян, религиозными святынями буддизма и индуизма …

А нам нужно докупить снаряжение, упаковать груз для карго- груз экспедиции, который улетит без нас и в горах будет транспортироваться на яках, получить пермит - своего рода платное разрешение на вход в национальный парк и восхождение. Все оформлено, докуплено, получено, и мы продолжаем свой путь дальше местными авиалиниями с посадкой на уникальной взлетно-посадочной полосе (ее окончание плавно переходит в …пропасть) городка Лукла.

И вот мы в горах, в глубь Гималаев идет только тропа, здесь уже нет никаких дорог, местные жители все необходимое для жизни переносят на себе из поселка в поселок, начиная от продуктов питания, заканчивая листами железа для кровли (груз одного от 30 до 60 кг). Груз больших экспедиций перевозят яки. Наш путь до базового лагеря занял три с половиной дня. Свою ВЕРШИНУ и панораму Эвереста во всей красе мы увидели на третий день пути, восторг от увиденного передать невозможно («вот оно, сбывается»). Куда ни брось взгляд, горы – легенды: Эверест, Лходзе, Пумари…, где-то там Аннапурна, Жанну,.. А перед нами Ама Даблам.

Вот мы и в базовом лагере(4600), где уже поставлены палатки, кухня, столовая. Первая часть маршрута закончена, впереди акклиматизационные выходы, постановка промежуточных лагерей (5600 м, 5800 м, 6200 м), «обработка» маршрута, небольшой отдых и … ВОСХОЖДЕНИЕ.

На вершине
Спасибо огромное небесной канцелярии за прекрасную погоду при восхождении на вершину, на которой мы провели ДВА часа, поздравляя друг друга, фотографируясь, созерцая окрестности. Ведь мы стояли на вершине - «смотровой площадке» Гималаев! А вокруг нас на расстоянии вытянутой руки были те самые горы - легенды, горы – мечты. Для нашей экспедиции все прошло замечательно, мы стали первыми, кто взошел на вершину осенью 2005 г. (заявлялось на восхождение 18 команд со всего мира).

Погода была к нам снисходительна: немного снега, немного тумана, немного мороза (до -20), а главное - чистое небо и солнце на вершине. Конечно, нельзя было расслабляться, ведь предстояла еще работа на спуске (с вершины 6856 м до базы 4600 м), снятие промежуточных лагерей, но об этом пока не думалось.

Эмоции, полученные на вершине Ама Даблам, с нами будут всегда, с ними можно будет только сравнивать, но испытать их снова уже не получится, ведь каждая ВЕРШИНА неповторима.

Уже внизу, в базовом лагере, у нас была возможность сделать звонки домой (через спутниковую связь), пообщаться с близкими, которые за нас переживали. Огромное им спасибо за понимание, уверяю вас, нелегко принять такое «хобби» как горы.

Маршрут окончен, наш лагерь сворачивается, какая-то команда встанет на нашем месте, но мы уже не узнаем, кто это будет: австралийцы, немцы, хорваты … На «поляне» стоят палатки американцев, англичан, словаков… Кто-то из них уже на пути к ВЕРШИНЕ, кто-то акклиматизируется.

Только приехав домой, мы узнали через Интернет, что погода после нашего выхода резко изменилась: начались снегопады, за три дня выпало полтора метра снега. Двойка из Краснодара даже не смогла подойти к своему маршруту на Ама Даблам из-за глубокого снега, и ребятам пришлось отказаться от восхождения, заявленного на чемпионат России. Как-то трудно представить себе зеленую поляну базового лагеря под снежным ковром, заваленные снегом палатки…

Для многих спортсменов со всего мира гора мечты так и осталась пока что несбывшейся мечтой, но об этом мы узнаем позже, а пока на всех парах спешим вниз, чтобы быстрей добраться до Катманду и окунуться в совершенно незнакомую нам жизнь страны Непал, где ждет нас ресторан «Лапоть», куда спешат альпинисты всего мира, совершившие успешные восхождения в Гималаях, чтобы оставить на фанерной ступне снежного человека название экспедиции и фамилии ее участников, купить подарки своим любимым и детям, посетить самую большую «ступу» (буддистская святыня), храм индуистов … А времени так мало, но уже хочется домой (месяц в другой стране - это много).

И вот тот самый маршрут Катманду-Дели-Ташкент-Челябинск и радующий сердце автобус, который доставит нас в родную Магнитку. Как здорово возвращаться домой с таким положительным зарядом! Хочется подарить всем окружающим энергию Гималаев, радушие жителей Непала, незабываемые впечатления оставшиеся как застывшие мгновения на фото.

Примечание: Первой мисс Ама-Даблам России стала наша Юлия Олейникова, кстати, обладательница Кубка Мира (скорость) по ледолазанию сезона 2005-2006.