Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Дмитрий Александров, Москва

Зима в Ала-Арче, заметки новичка

Сразу оговорюсь, что “зима в Ала-Арче” – это больше для заголовка, чем по сути. Ведь на дворе стоял ноябрь месяц, альпсборы считались осенними, а снег и отрицательные температуры – это вполне привычное состояние погоды в любом высокогорье почти круглый год.

Второй оговоркой следовало бы уточнить, что новичком в горах меня назвать сложно, однако, это первые мой альпсборы, на которых я почувствовал себя, если не новичком, то уж точно перестал называть себя альпинистом, т.к. несмотря на наличие разряда и книжки, до альпиниста мне еще минимум “десять ледовых троек”.

С преамбулами покончили, потому эпиграф и…погнали :))

На мотив песни Лагеря (Жека)

Мне отсюда видно многое.
В холод ночи не до сна,
А разбитыми дорогами
По земле идёт весна.

Только с нею мне не по пути,
Я свою уже нашёл.
Я считаю дни по осени,
Только с ней мне хорошо.

Лагеря, лагеря, лагеря, лагеря…
Два жумара на плечах
И опять – Ала-Арча
Лагеря…

Осенний Бишкек был наполнен теплом и уютом. Последний раз я был здесь почти 5 лет назад. Многое изменилось. Изменился и я сам. Город переполнен людьми, машинами, на дорогах нередко встречаются автомобильные заторы. Магазины пестрят вывесками: ГУМ, ЦУМ, гипермаркет.

Количество кафе, баров и ресторанов поражает воображение. Все по-европейски стильно. Дизайн, подсветка, декор. И даже местный парнишка в форме гвардейца британской армии, в смешной черной шапке, робко топчется у входа в Temple PUB. Соблюдены все законы маркетинга :))

Эклектика присутствует на каждом шагу: в архитектуре, в одежде прохожих, в меню ресторанов и даже разговорной речи горожан. Впрочем, это изюминка всех республик пост-советского пространства. Сильные пережитки прошлого, регрессивное развитие городов, влияние современности. Если в Нью-Йорке – это бурлящий котел, то здесь – это скорее слои штукатурки, неровные, местами отваливающиеся. Помню, когда путешествовал по Азербайджану именно такой эклектикой меня и поразил Баку.

Это вечер был прекрасен. Вкусно поужинал, погулял по городу. Точнее сказать, бродил ночными переулками, мечтал, размышлял. Меня тянуло в путешествия, в горы. Я представлял себе увлекательную экспедицию по Тянь-Шаню, мне грезился Памир и романтика гор.

Эверест, К2, северная стена Эйгера, Нанга-Парбат – для кого-то это лишь географические названия, а для кого-то – это история. Волнительная, захватывающая. С техническими деталями, подробным маршрутом и таким ярким блеском в глазах, что не устоит ни один ледник. Экспедиционный, исследовательский альпинизм – это и есть та самая романтика гор, о который слагают стихи, поют песни, снимают красивые фильмы. Это приключения, это отвага, это красота гор. Несмотря на опасности, болезни и смерти, мы влюбляемся в горы, ведомые желанием прикоснуться в их величию, перебороть себя, подвергнуть риску, быть похожими на тех смелых парней, что поднимались на Эверест в простых кожаных ботинках и самодельных “кошках”.

Любой рассказ про горы меня захватывает. Для меня это начало большого путешествия, подготовительный этап. Я люблю ходить в горы. Для меня это отдых. С каждым разом сложность моих горных походов возрастает, появляется необходимость обучения, приобретения новых навыков, знаний. И хотя информация в глобальной “паутине” сейчас широка и разнообразна, а количество обучающих программ рекламируется каждым скалодромом, но лучше обучения “в бою” у мастеров (читай – фанатиков) своего дела отыскать сложно. Поэтому, выбор пал на альпсборы, а для пущей сложности – зимой.

Утро следующего дня сильным морозным ветром полностью разогнали в моей голове заснеженную шапку “горных” иллюзий и романтических мечтаний. Мне всучили “кайло и лопату” и под звуки военного марша отправили постигать основы спортивного альпинизма.

Какое событие является отправной точкой зарождения альпинизма, как вида спорта? В некоторых источниках можно прочитать информацию, что все началось в Шамони, т.е. в 1786 году, с момента покорения Монблана. И хотя Русское горное общество было учреждено в России только в 1900 году, русский морской офицер Даниил Гаусс, вместе с товарищами, поднялся на Ключевскую сопку еще в 1788 году, т.е. всего двумя годами позже Паккарда и Бальма – первовосходителей на Монблан.

Если посмотреть на “гонку за горами” в Мире, то европейское и русское покорение гор шло параллельно, нога в ногу: одни изучали Альпы, другие – горы Кавказа, Памира совершались тысячи восхождений, создавались общества, союзы, организовывались полномасштабные экспедиции. Словом, подвигов хватало. Немцы штурмовали Нанга-Парбат, а в этом момент Абалаков совершал первое в истории восхождение на пик Коммунизма. И хотя Месснер первым взошел на все 14 высочайших вершин планеты, последняя непокоренная вершина – Лходзе Средняя (8414 м.) была взята именно российской экспедицией в 2001 году.

Эпоха первовосходителей-альпинистов, равно как и времена Великих географических открытий, равно или поздно заканчивается. В сухом остатке мы имеем богатый опыт, федерацию, сотню клубов, архаичные методики, да профессию промышленный альпинист. Забыл еще про коммерческую составляющую, но сознательно, потому как коммерческий туризм и спортивный альпинизм настолько разные вещи, что и представить сложно, но обязательно нужно попробовать, чтобы понять на что реально ты способен без толпы гидов и портеров, провешенных перил и грелки под подушкой.

Несмотря на схожесть в идейности, стремлениях к совершенствованию в спорте, европейский альпинизм – это скорее развлечения, популяризация здорового образа жизни, семейного досуга, а советский – это жестокий спорт, где существуют строгие правила, армейская дисциплина и чем сложнее условия, тем “более спортивным” выглядит мероприятие.

Если вы в первый раз собираетесь поехать в горы, то альпсборы – это не для вас. Здесь нет “фана”, здесь спортивные достижения и работа, здесь четкий график, железные правила и сплошная бюрократия. Если уж говорить про зимние сборы в Ала-Арче, то условия совершенно не подходят для любителей увеселительных горных походов. Проживание в бараках, отсутствие воды, связи, бани, электричество по расписанию. Здесь не горный курорт и не модный “рефьюджио” или “шале”, здесь собираются те, кто ставит перед собой спортивные цели, а не постит “селфики” в инстаграм.

И потому, хочу предупредить и предостеречь всех новичков, кто уже влюбился в горы, сходил на Эльбрус, взошел на Килиманджаро, а может даже имеет в запасе более широкий горный опыт, не торопиться делать свои шаги на пути к альплагерю, особенно, зимой. Если вам нравится трекинг, горные походы, романтические ночевки в палатках под звездами, то продолжайте ходить в горы. Получайте удовольствие! На сложные маршруты можно взять индивидуального гида или оплатить коммерческий тур. Получайте удовольствие, отдыхайте!

Фото из личного архива Руслана

Если же вы нацелились стать альпинистом, серьезно заняться спортом и перестали брать фотоаппарат в горы :)), то поздравляю вас – вы окончательно заболели. Хотя, мое мнение, что перед тем, как отправиться на альпсборы, сходите на лекции и семинары какого-нибудь клуба. Получить базовые знания работы с инструментом, снаряжением, веревкой можно и на скалодроме, специализированных курсов хватает. А альплагерь оставьте на самый последний момент, который, кстати, может никогда и не настанет.

Итак, добро пожаловать в 1951 год – момент основания лагеря Ала-Арча. Ничего не поменялось с того времени, лишь ледники слегка подтаяли, да пару скалок обрушилось.

Фото с сайта risk.ru

Погрузились в автобус, знакомимся. Ребят и девчонок много, человек 20-ть, если не больше. Все с разных концов России: от Калининграда до Камчатки. Опыт тоже у всех разный: кто только начинает, а кто уже давно инструктор. Компания подобралась интересная, общительная. Я люблю такие сообщества. Не сказать, что закрытые, но все же кулуарные, а от того более притягательные. Учитывая большое количество “разрядников” предвкушаю рассказы о горах, интересный опыт и не менее разнообразный инструмент, экипировку. В общем, будет не скучно!

До базы Ала-Арча доехали меньше, чем за час. Тут цивилизация. Чтобы наши городские тушки сразу акклиматизировались, нас поселили в старом здании горного приюта. Какая разница? Электричество есть, отопление есть. Нормальные кровати. С другой стороны, когда есть выбор, то всегда возникает вопрос, почему за свои деньги я не могу получить качественные услуги. Я же заплатил, а на мне экономят.

Это не в претензию организаторам мероприятия – компании Аксай-тревел. Это рассуждения обывателя, новичка, который первый раз попал на сборы, опять же с поправкой на то, что мне не чужды суровые ночевки в палатке на холоде, да и в советских пансионатах я провел много времени. Но все-таки…

Фото из личного архива Руслана

Кстати, ценник в новом корпусе базы Ала-Арчи вполне гуманный. 1000 р. с человека в сутки. Но там мы только столовались и ловили последние мегабайты интернета, т.к. в базовом лагере – “Стоянка Рацека”, на высоте 3300 м. телефонной и интернет связи уже не было. Бегали звонить на соседний холмик. Но на морозе не очень комфортно копаться в интернете, да и с нашим плотным режимом занятий и восхождений было не до телефонных звонков.

Помимо столовой в новом корпусе есть также “Каминный зал”, час пребывания в котором администрация оценивает в 500 руб., конференц-зал и банкетный, сауна. Наши теоретические-лекционнные занятия по программе обучения проходили на свежем воздухе, что с учетом погодных условий, мороза и ветра, было не слишком эффективным. Вообще, теории здесь уделялось мало внимания. На месте организаторов, такие занятия, как работа с узлами, организация станций, а также базовые занятия по спасработам я проводил бы в конференц-зале с последующей отработкой на естественном рельефе.

И уж тем более, лекции по видам горного рельефа и иной видео-материал лучше усваивается в помещении, чем лежа на нарах в холодном бараке с ноутбуком в руках. Но…как уже и говорилось ранее – чем сложнее условия, тем оно правильнее.

Мне вообще было не принципиально и я не нытик :)) Просто, на дворе уже давно современный век и современные условия. В жесткой конкуренции выигрывает тот, кто ориентирован на клиента. Если есть цель популяризации альпинизма (а мы ведь не будем спорить, что сейчас это довольно вкусная бизнес тема) и получать с этого хороший доход, то надо менять подход. Суровым, истинным, закаленным советскими ледорубами альпинистам это может и не нужно, но для привлечения широкого круга молодежи и новичков в спорт сейчас не обойтись без современных благ и инструментов маркетинга.

Фото из личного архива Руслана

Даешь теплые казармы, вай-фай и фильм на большом экране по вечерам. Между прочим, по мнению Википедии, альпинистский лагерь, как правило, имеет учебную часть, столовую и клуб самодеятельности. :)))

Утро было солнечным и морозным. Спалось хорошо, а потому выходить из теплого домика совершенно не хотелось. Однако, приехали мы сюда не отдыхать, а работать (в основном над собой), и значит пора “покинуть зону комфорта” :))) Завтрак, короткие сборы.

Кстати, если оставлять на базе вещи в камере хранения, то это обойдется вам в 200 руб в день. На месте Аксай-тревел, я бы уточнил этот момент на сайте, а также то, что обозначенный рюкзак в 50 литров явно не достаточен для подобного мероприятия. Наш долгий поход к базовому лагерю начался. Вокруг – красота. Нетронутый зимний лес. Идем небольшими группами, иногда меняемся, как говорится, тропим со сменой лидера.

За сегодняшний день нам нужно пройти 6,5 км с набором высоты 1100 м. Казалось бы, не так много, да и погода благоволит. Но оказалось, что по заснеженным просторам Тянь-Шаня просто так легко пройти не получится.

Фото из личного архива Руслана

Лично для меня это было не просто, хотя итоговый результат был не самый медленный. Однако, я сразу ощутил разницу между своими горными похождениями и восхождениями, когда все в кайф, когда любым темпом, когда ты ни от кого не зависишь и когда до пункта назначения можно и не дойти, а заночевать где-нибудь по дороге.

Но иначе было нельзя. Все шли наверх, единой командой, а наш лидер – Греков Дмитрий Михайлович появлялся то в самом начале колонны, то в середине, то замыкал. Контролировал, подбадривал, также отдыхал с нами на коротких остановках в пути.

Для меня Греков – это Альпинист с большой буквы, и в мире альпинизма известный человек, мастер спорта международного уровня. Пообщаться с легендой, поучиться, да хотя бы просто познакомиться – уже большая удача.

Фото из личного архива Руслана

Как это принято говорить, добежали за 4 часа. Не знаю, быстро это или не очень, но на тот момент важно было лишь одно: нас ждал горячий обед.

Вообще, что касается питания, то альпсборы в Ала-Арче заслуживают как-минимум какой-нибудь звезды Мишлена с эдельвейсами на эмблеме. Нет, правда, если бы была система оценки питания в альплагерях, то 3 звезды я бы заслужено отдал бы местному повару. Организаторам мероприятия троекратное “Ура!” в части питания, его разнообразия, питательности и количеству. Благодарность повару! С учетом погодных условий и в целом, высокогорья, уровень поражает, даже в сравнении с европейскими горными приютами.

И началась наша казарменная жизнь… Небольшой металлический вагончик, барак. Деревянные нары, правда, с нормальными матрасами, одно окно, стол, пара полочек, вешалки. В тесноте, да не в обиде. Дружно, славно, с юмором. Воспитываем командный дух. Альпинизм – командный спорт, один на стенку не полезешь. Поэтому дружно, все вместе и без исключений.

Единственно, что было неизбежным в нашем единении – это ежедневно исчезающий запах стиранных вещей. Словно песок в часах времени, утекал он из рук, наполняя наш казарменный быт запахом воспоминаний о совершенных восхождениях и тренировках. Ладно, мы, мужики, но как девчонки это переносили, я не знаю. Настоящие альпинистки, скалолазки :))

Фото из личного архива Руслана

А вечерами, перед сном, включали дизель. Он давал свет от генератора и тепло. Развесив на веревках вещи, мы сушились каждый день и засыпали в тепле сухого воздуха и уютной компании единомышленников, под дружный храп и шорохи мышей за стенкой. Высоко в Киргииизиииииии, греемся от дииииизеля :)))

Первое восхождение на сленге – “открывашка”. Когда я первый раз столкнулся с этим неологизмом, то воображение моментально обрисовало картину…нет, не пивной бутылки, а небоскреба в Шанхае, который за свою форму среди путешественников назывался “открывашкой”. Я долго не мог понять, что за гора такая, да еще всего-навсего категории 1Б, чтобы была высокой как небоскреб, и с характерной квадратной “аркой” на вершине.

Пик Учителя (4530 м.) стал первой “открывашкой” в моей горной практике. Гора проходится ногами за несколько часов, однако, в условиях зимы она далась мне сложнее, чем я мог предполагать. Хорошо, что горняшка не беспокоит. Постоянное пребывание на высокогорье за последний год укрепило мою адаптивную память, а недавние прогулки в Дагестане поддержали спортивную форму.

На вершину поднялись все участники нашего юниорского отделения. И хотя наш инструктор Роман ворчал, что мы растянулись по маршруту и не уложились в норматив, мы счастливо улыбались на вершине, фотографировались, смеялись, поздравляли друг друга.

Спускались быстро, я шел первым. Мы снова “растянулись” и мне пришлось снизить скорость спуска, чтобы все участники могли стройной колонной войти в лагерь и доложить начальнику, что происшествий нет.

Этот забавный обычай оказался чуть ли не обязательным условием прохождения маршрута. Не соблюдая его можно было не просто нарушить какой-то надуманный кодекс чести, а пренебречь установленными правилами спортивных мероприятий, что означало незачет вершины и потенциальную вероятность отстранения от альпсборов.

Фото из личного архива Руслана

Я не стану критиковать систему, хотя не стеснялся говорить прямо, но формат “дети играли в войнушку” меня сильно удивил. Особенно, когда группа возвращалась с маршрута поздно вечером, уставшие, поморозившие пальцы, после сложного восхождения они группкой стояли в 10 метрах от лагеря, дожидаясь отставших товарищей, чтобы дружно войти под наши аплодисменты. А мы тем временем, поднятые “по тревоге” из теплого барака, стояли на морозе шеренгой и недоумевая смотрели на них, мысленно ругая тех, кто почему-то ходят медленней остальных, хотя я представляю мысли их товарищей, что уже дошли до лагеря и давно бы грелись и отдыхали.

В общем, система “идти своим комфортным темпом” здесь не работает. И потому, а также с учетом армейского паноптикума, я еще раз прошу любителей горных походов и трекинга миллион раз подумать, прежде чем поехать в альплагерь. Но характер закаляет, если все это принимать и разделять, то для пользы дела это нужно, и я спортивная сторона медали только выигрывает от такого подхода и организации. Чужие здесь не ходят :)))

Чтобы мы могли эффективно работать и восходить на вершины, нас не только обильно и вкусно кормили, но и устраивали дни отдыха, которые заключались в непрерывных занятиях на скалах. Весьма интересные представления об отдыхе, но иначе оно “не спортивно”.

Теперь я “значкист”, а значит – не имею права на критику. И в соответствии с Положением о “значкистах”: “обязан уважительно относиться к горам, Правилам и соблюдать нормы экологии природы”.

Нормы экологии мы соблюдаем. Воды из-под крана не пьем, в туалет ходим за “полкилометра” от базы. Даже шутим, что за весь сезон альпсборов можно точно “находить” на полразряда, пока…ну..избавляешься от лишнего :))

А еще полразряда светит тем, кто активно ходит за водой, точнее, за “лёдом”. Воды в лагере нет. Мы ежедневно ходим на морену, где орудуя ледорубами откалываем голубые куски от ледника и носим их на базу. Носим в своих рюкзаках, между прочим.

Странно, что об этом ни слова не было указано на сайте, а также в программе мероприятий. Мне не сложно, и как говорил известный персонаж: “Общественный труд, он облагораживает”, но возвращаясь опять-таки к вопросу оплаты…Клиент обязан знать, за что он платит свои деньги. И если в условиях сразу оговорить эти вопросы, то и мысли возникать не будет. Это базовые принципы коммерческого предложения. И тогда не было бы конфликта с гидом, сопровождающим иностранных гостей, которые “платят больше, чем мы” и не должны ходить за льдом.

Фото из личного архива Руслана

Но для повара и прекрасной еды лично мне было приятно ходить за льдом, даже утром перед завтраком :))) Спасибо нашей команде юниоров за поддержку и помощь, а Ксении отдельное спасибо за большой рюкзак, т.к. в моих 50 литрах можно было только крошку для коктейлей приносить :)))

Так протекал почти каждый наш день. Сходить за льдом, позавтракать, провести до обеда в тренировках на скалах, вкусно пообедать, утеплиться, затем побегать в связке по заснеженному курумнику, урвать время “на позвонить” и смотаться быстро на соседний холмик, вернуться на ужин, восполнить силы, убрать со стола, пройти проверку врача, сделать очередные “полкилометра” на пути к полразряду или на крайняк облениться и забежать за соседний камень с характерным желтым отливом…

…ну и заняться самой важной процедурой – заполнением маршрутного листа.

Фото из личного архива Руслана

Я уверен, что тот человек, кто в будущем сможет автоматизировать этот процесс заполнения, получит от альпинистов памятник на Эвересте еще при жизни. Зато весело было. И запоминается лучше маршрут, когда его рукой сам прорисуешь. Не будь этой бюрократии, мало кто захотел бы прописывать график, вести учет снаряжения на восхождение, ведь можно что-то и забыть. Главное – не забыть предупредить столовую, что прием пищи утром в 6 или даже в 5, выход ранний, вне графика.

Когда все дела закончены, то начинается разбор снаряжения, сбор штурмовых рюкзаков, разговоры, рассказы. Все рассаживаются по своим местам на нарах, начинается суета. Тусклый свет вздрагивает, на на мгновение затухает, то снова разгорается с характерным дизельным звуком за стеной, окутывает покрывалом наши спальники, играет зайчиками на “френдах” и “закладках”, создавая причудливые тени “летучих мышей” – перчатки на веревках медленно покачиваются, носки сушатся – идиллия в нашем городке.

В десять вечера – отбой. Свет выключают, все замолкают. Завтра в 4 утра подъем. Мы тоже встаем рано. Наша группа выдвигается на пик Рацека по маршруту 2А.

Фото из личного архива Руслана

Мне доверили лидировать, т.е. пройти маршрут первым, с нижней страховкой и установкой станций для следующих за мной участников. Спасибо вам, друзья, что разрешили мне сделать это! Я понимаю теперь, как каждый из вас хотел бы пролезть первым, потому как мы же приехали сюда не просто за “лёдом” ходить, а за знаниями и опытом. Спасибо!

Если кто думает, что вершина Рацека высотой 4150 метров над уровнем моря – это небольшой холмик, на который просто взбежать, то очень сильно заблуждается. Летом еще можно разбить палаточный лагерь прямо под вершиной, оборудованные места под палатки есть, так называемые текеторские стоянки, но в зимний период подход под маршрут мы делаем из базового лагеря. Дорогу замело, впрочем, почти каждый день приходится тропить маршрут и даже на обратом пути с Рацека мы уже не видели своих следов и месили снег заново.

Ф
ото из личного архива Руслана

Выход на маршрут не самый сложный, но не приятный. Я очень не люблю курумник, а зимний курумник (теперь я знаю это точно!) я просто ненавижу. Вдобавок маршрут пролегает по “хвосту крокодила” – боковая часть морены ледника, похожая на хребет дракона или хвост крокодила, отсюда и название. Идем бодро, хотя воздуха лично мне не хватает. Отсюда и упадок сил. Видимо, местный воздух, помноженный на холод и зиму – это не совсем то, что я ожидал.

Прекрасно помню, как я “скакал” на Казбеке по леднику при восхождении со стороны России в сентябре этого года. Не могу сказать, что там было тепло, но такой нехватки кислорода я не испытывал, несмотря на то, что там было выше. Помню и зимний ветер на Демавенде на 5500 метров над уровнем моря, опять же отдышки даже не было.

Потому иду, пыхчу, как заправский курильщик после марафона, недоумеваю. Что тут скажешь, повернуть? Еще чего не хватало! Хотя, как это обычно бывает в сложных ситуациях, внутри тебя начинает гундосить какой-то мерзкий лентяй, тыкать вилкой в печень и кричать, мол, пойдем домой, нафиг тебе это нужно или что-то подобное. Переспорить, “перематерить” его совершенно бесполезно, надо только терпеть и злорадно ухмыляться, что ты не сдаешься, а он от этого мучается. В итоге, не знаю, как у других, но у меня – работает.

Дошли до начала лазания. Одели системы, я ввязался восьмеркой, обвешался тонной всяческих карабинов, оттяжек и даже молотком, чтобы проверять вбитые на маршруте крючья. Начал движение. В “кошках” по скалам лазить то еще удовольствие и все эти рассуждения про использование микрорельефа – это от лукавого, но зато однозначно эффективнее и безопасней, чем просто в тапках. Снега и обледенений в небольших скальных трещинках хватает. Стенка не высокая, но для меня это прям “стенище!”.

Мне кажется, что я все делаю медленно, что ребята внизу мерзнут и мне перед ними стыдно, что перчатки мешают, руки потеют и вообще надо бы ледорубом подстраховаться (что и сделал, кстати, прекрасная была идея, хоть и жалко его было портить на скалах). В общем, вылез я, собрал станцию, да и полез дальше, поднимая веревку все выше и выше, организую станции и точки страховок для ребят, которые не заставили себя долго ждать и жадно помогая себе жумарами, поглощали метры горной породы, стараясь согреться и наконец-то полазить. На вершине были все во время. Выпили чайку, перекусили “разобранным сникерсом” от компании Аксай-тревел, и начали дюльфер вниз, подгоняемые ветром, холодом и как это не странно, усталостью. Все-таки сил на согрев организма незаметно уходит до…ну, девушкам по пояс будет :))

И знаете, я повторюсь, что самым важным было не то, что мы спустились в лагерь дружной шеренгой, и не то, что уложились в обозначенное в маршрутном листе время, а то, что нас ждал вкусный, горячий обед. Хотя и это тоже можно отнести к несущественному, если принять во внимание то, что мы все и поднялись и спустились живыми и здоровыми. Еще раз, спасибо нашей команде!

Фото из личного архива Руслана

Наши достижения в спорте и альпинизме не остались незамеченными и руководство поручило нам ответственную миссию по участию в спасательной операции…металлических бочек, которые ветром унесло вниз на морену ледника. Мы с энтузиазмом принялись за дело, однако, сперва апробировали наши знания и умения на менее ценных членах команды, т.е. на мне :))

А потом снова обед, отдых, ледовые и скальные занятия, ужины, хождения за льдом, холод, снег, ветер – все без изменений, и только запах “носколина” отрывал листки виртуального календаря, напоминая нам о том, что альпсборы вот-вот и подойдут к концу. Мы торопились. Один день непогоды забрал у нас вершину. Мы слегка выбивались из графика, а потому решили завтра сходить на уже знакомую нам вершину Рацека, но по маршруту 2Б.

Забегая вперед скажу, что подняться на 6000 в Гималаях, например на Айленд-пик, в разу проще, чем пройти маршрут Рацека 2Б в зимней Ала-Арче. Но это лично мое мнение. Может в этот раз я слишком устал, не знаю. Год в горах, ежемесячные восхождения, походы, перелеты, смены часовых поясов. Кто знает, может действительно устал, сломался на Рацека, но помню, что сперва еще было ничего и даже “камин” не выглядел таким уж сложным, но последние 50 метров я просто полз.

Фото из личного архива Руслана

В этот раз драка за лидерство была не шуточная :))) все хотели пролезть первым хотя бы один участок маршрута. Я из жеребьевки выпал, ибо уже лазил, дай другим. Зато мне доверили почетную роль последнего. Собирать все железо, разбирать станции, и пока все отдыхали, я лез, а как долезал, все уже двигались дальше. В общем, у меня получился нон-стоп.

Хотя, скажу честно, т.к. я лез один и меня никто не контролировал, тот самый “камин” пролез сам, простым лазанием, а не на жумаре. Антоха, дружище, я тебя очень пониманию, особенно, заминку на последнем взлете.

Когда спускались вниз, то стало немного скучно. Поймал себя на мысли, что все-таки это не мое. Что я влюблен в горы, но я не альпинист. В душе я романтик, но дважды подниматься на одну гору просто так из-за разного маршрута мне не очень интересно. Альпсборы – это прекрасная возможность испытать себя, получить представление о том, что такое спортивный альпинизм, познакомиться с интереснейшими людьми, прикоснуться к таким горам, о которых и не узнал бы, потому как они “закрыты” для обывателя и коммерческих групп. Мне понравилось здесь, но мотивация моя – это упрямство, опыт и любопытство.

Фото из личного архива Руслана

“Товарищ начальник альплагеря, группа “значкистов” в составе 5 человек совершила восхождение на Пик Рацека по маршруту категории сложности 2Б. Жертв и разрушений нет!”…И снова начались наши трудовые будни в альплагере Ала-Арча. Все также ходили за “ледом”, все также точили вечерами “кошки” для скальных занятий, “травили” анекдоты, поглощали тоннами джем из пластиковых тюбиков и, конечно, беспрерывные разговоры и рассказы о горах. Зачем еще сюда ехать?

Мы сходили 3 вершины, что лично для меня очень даже неплохо. Мы познакомились и подружились. Мы хорошо провели время. Мы все вернулись назад. Почему мы? Потому что альпинизм – это прежде всего команда, а у команды всегда единое мнение.

P.S. На момент написания этой статьи я уже немного отдохнул после сборов, сгонял погреться на солнышке на море и…стал ловить себя на мысли о том, что я скучаю по горам. Мысль эта пока очень слаба, но до весны боюсь мысль подключит те самые два острых шила, что сидят в известном месте (поверьте, их точно два!) и сборы в Ала-Арче уже не будут выглядеть столь призрачными и бесперспективными.