Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Александр Зотов, г.Москва

Отчет о походе 5 к.с. в Каракоруме (Пакистан), проведенном с 5 по 28 августа 2014 года Часть 2.

Продолжение. Часть 1 здесь

Перевал Khurdopin West, 5720м, 3А

9августа

Подъем в 4:00. Собираемся медленно, нужно распределить по людям продукты на основную часть маршрута и еще раз обсудить с гидом срок нашего возвращения и планы на последнюю часть похода. Примерно к 7:00 мы заканчиваем собирать снаряжение и готовимся снимать палатки. В этот момент Андрей, не принимавший в сборах активного участия, говорит, что принял решение, что ему не стоит идти на основную часть похода. Учитывая то, что последние два дня ему дались явно тяжело, а с сегодняшнего дня и высота, и тяжесть рюкзаков только вырастут, длительного обсуждения это не вызывает. Оперативно перераспределяем снаряжение и продукты между оставшимися четырьмя участниками. Думаем, не оставить ли у Андрея палатку-двойку и идти в тройке вчетвером, но Вася все-таки решает, что ему будет удобней жить одному в двойке. Из шести баллонов газа, планировавшихся на основное кольцо, оставляем пять, это решение впоследствии сильно осложнило нам жизнь. Андрей в этот же день собирается идти вниз по Biafo с шерпами, возвращающимися в Askole, и дальше разбираться в цивилизации с обменом билетов и возвращением в Москву. Договариваемся обмениваться информацией смс-ками через наш спутниковый телефон.

DSC_8345. Левый борт ледника Biafo выше стоянки Kargoporo.

Выходим со стоянки в 8:40. Перейдя через гребень боковой морены, выходим на открытый ледник и идем по нему, стараясь не отдаляться от его левого борта. На первых двух переходах крутизна ледника около 10 градусов, попадаются открытые трещины, которые легко обходятся.

IMG_1238. Ледопад на пути подъема к перевалам Solu Hidden и Solu Upper.

Идем отрезками по 20 минут с 10-минутными привалами, привыкая к весу полных рюкзаков. На третьем переходе ледник становится практически плоским, при этом начинают постоянно попадаться широкие трещины, не очевидные под снегом. Примерно в 10:10 останавливаемся и связываемся. Высота 4640. С этого места кажется, что путь вдоль правого борта ледника (ближняя часть фото IMG_1238) может оказаться существенно проще, но потребуется два раза пересечь ледник и не вполне очевидно, что под снегом там тоже не окажется трещин. Поэтому решаем идти прямо, ориентируясь на край центрального хребта Snow Lake.

IMG_1240. Массив пиков Solu.

IMG_1241. Перевал Solu La.

DSC_8354. Зона разломов на слиянии ледников Biafo и Sim Gang (вид назад по пути подъема).

IMG_1242-IMG_1244. Вид вперед (на север), в правой части кадра – отрог, разделяющий Sim Gang и Snow Lake.

IMG_1245. Перевалы Broad Peak (слева) и Solu La (справа)

DSC_8359. Зона разломов на слиянии ледников Biafo и Sim Gang (вид на запад), в правой части кадра – перевал Hispar La, 5080м.

В 10:25 выходим дальше в связках. Пересекаем впадающий слева в ледник Biafo ледник Sim Gang, образующий южную часть Snow Lake. На месте слияния ледник сильно разорван, идем, постоянно лавируя между широкими трещинами. Сначала ситуативно забираем правее по ходу, через два перехода возвращаемся левее. Тропежка несложная, но скорость движения невысокая из-за необходимости постоянно выбирать путь движения. После четырех переходов трещин становится меньше. Идем еще 25 минут и в 13:20 останавливаемся на обед, пройдя примерно 2/3 ширины ледника Sim Gang. Высота 4740.

IMG_1246. Вид на север, по центру кадра – ледопад на входе в цирк, расположенный к западу от цирка перевала Khurdopin West.

IMG_1247. Выход на основную часть ледника Snow Lake.

С обеда выходим в 14:40, продолжаем подъем вдоль левого борта Snow Lake. На этом участке трещин существенно меньше, слой снега толщиной 3-5 см. Идем отрезками по 25 минут с 10-минутными привалами. Через три перехода ровный до этого ледник разделяется на пологие продольные бугры с широкими промоинами между ними.

IMG_1248. Вид с места ночевки на перевал Khurdopin West (видна только седловина, остальное закрыто скальным гребнем на переднем плане).

DSC_8369. Вид с места ночевки на запад (на гребень к северу от перевала Hispar La).

IMG_1253-IMG_1256. Вид с места ночевки на Broad Tower, 6202м (слева) и массив Solu Peak, 6051м (по центру).

Еще два перехода проходим по гребню такого бугра, пытаясь найти ровный участок для стоянки. В 17:30 находим приемлемое место ночевки на небольшом выполаживании. Чуть правее по ходу в углублении ледника течет ручеек. Высота 4850. Весь день над Snow Lake низкая облачность, после 16:00 даже небольшой туман, но поздно вечером небо практически расчистилось.

ЧХВ – 5 часов. Ходовой день получился короче, чем планировалось, из-за утреннего перераспределения продуктов и снаряжения. Поэтому до начала перевального взлета Khurdopin West дойти не удалось. Решаем на следующий день отказаться от радиального выхода на акклиматизационный перевал 1Б, так как даже при старте с запланированного места ночевки мероприятие ожидалось достаточно напряженным по времени.

10августа

Подъем в 4:00, выход в 6:30.

IMG_1257-IMG_1260. Панорама хребта, ограничивающего Snow Lake с севера.

IMG_1261-IMG_1266. Панорама вдоль Snow Lake на северо-восток, пик по центру - Cornice, 5882м.

Продолжаем движение в связках по леднику, держим направление на окончание скального гребня, отделяющего нас от цирка перевала Khurdopin West. Характер рельефа не меняется, ровный пологий ледник без трещин с неглубоким слоем снега.

IMG_1270. Вид на юго-восток на хребет, расположенный между Snow Lake и Sim Gang.

IMG_1271-IMG_1276. Панорама восточной части ледника Snow Lake, по центру кадра – район перевала Khurdopin East.

DSC_8380. Южные отроги гребня, ограничивающего цирк перевала Khurdopin West с запада.

С утра холодно и все затянуто облаками, но примерно в 8 утра небо расчищается и начинает светить солнце.

IMG_1278-IMG_1280. Перевалы северо-западного цирка Snow Lake (в гребне, отходящем на юг от пика Tahu Rutum).

IMG_1281. Пик Lukpe Lawa Brakk, 6593м (снежная вершина на заднем плане), перевал по центру – через

боковой отрог 6130 и самостоятельного значения не имеет, перевал Khurdopin West – за скальным отрогом в левой части кадра.

IMG_1282-IMG_1284. Панорама восточной части ледника Snow Lake, правее центра кадра – перевал “Virjerab- Snowlake”

IMG_1285. Перевал “Virjerab-Snowlake” крупным планом (запасной перевал к перевалу Крузенштерна в нашем маршруте).

DSC_8385. Вид назад на Snow Lake после поворота в цирк перевала Khurdopin West.

Становится тепло, на привале раздеваемся и мажемся кремом. За четыре перехода к 8:55 доходим до конца скального гребня, отделяющего цирк перевала, и постепенно поворачиваем влево. Высота 5010.

IMG_1286. Перевал Khurdopin West (на фото седловина кажется гораздо ближе, чем она есть на самом деле).

IMG_1287. Пик 6130 (на него было запланировано восхождение по маршруту с обратной стороны).

IMG_1288-IMG_1290. Подход под перевал Khurdopin West (перевал в левой части кадра – через боковой отрог и самостоятельного значения не имеет).

Продолжаем подходить к началу ледопада по пологому леднику.

IMG_1297. Вид на верхнюю половину пути подъема на перевал от места лагеря.

IMG_1299. Пик Cornice, 5882м (слева)

IMG_1300. Скальная башня в боковом хребте к западу от места лагеря.

Скорость движения постепенно снижается, а длительность привалов увеличивается из-за невыносимой жары. Пройдя еще 3 перехода в 11:00 останавливаемся на привал на пологой части ледника, немного не дойдя до начала подъема по ледопаду.

DSC_8394. Лагерь под перевальным взлетом.

В этот день мы собирались подняться еще на 1-2 перехода выше, но, попытавшись через 15 минут выйти с привала, поняли, что вся группа находится на грани теплового удара, и лучше не рисковать. Делаем обед, устанавливаем лагерь и остаемся здесь на полудневку, благо запланированный график маршрута это позволяет.

DSC_8396. Вид на Snow Lake вечером, по центру – пик Cornice.

DSC_8397. Перевал через боковой гребень, ограничивающий цирк перевала Khurdopin West с запада. Высота 5120. До вечера солнечно и жарко, на закате небольшая облачность.

ЧХВ - 3 часа. Полудневка позволила отдохнуть после 5 достаточно напряженных дней в начале похода и не рисковать акклиматизацией перед подъемом на перевал.

11августа

Подъем в 2:30, выход в 4:50 в сумерках.

DSC_8398. Подъем по пологой части ледопада (вид назад на Snow Lake).

DSC_8399. Вид влево (на запад) на начало разломов.

IMG_1302. На переднем плане – гребень, разделяющий ледники Snow Lake и Sim Gang, на заднем плане слева направо - Latok I, 7145м, Baintha Brakk II, 6960м, Baintha Brakk I, 7285м.

Траектория движения при подъеме на седловину перевала Khurdopin West через ледопад.

Начинаем подъем в связках по пологой нижней части ледопада. Здесь ледник представляет собой гладкие бугры, покрытые неглубоким слоем снега и разделенные отдельными мульдами и разломами. Поиск удобного пути никаких проблем не вызывает.

IMG_1303-IMG_1304. Нижняя часть подъема на перевал Khurdopin West.

DSC_8407. Пологие бугры нижней части ледопада.

Начинаем подъем от орографически правой части ледопада (которая была к нам ближе всего), потом постепенно смещаемся в центр и продолжаем подъем по центральной части ледопада, как и планировалось при подготовке маршрута в Москве.

IMG_1305. Лавирование между мульдами.

DSC_8409. Начало верхней части ледопада, скалы ограничивают седловину перевала с запада.

Пройдя 4 перехода, примерно в 7:20 выходим к месту, выше которого путь не очевиден. Здесь произошел ледовый обвал одного из сераков. Дальше можно или под следами обвала уйти влево к орографически правому борту ледопада и подниматься далее там, или продолжить подъем по центру, сместившись немного вправо для обхода следов обвала. Детально верхняя часть перевала ни с одного ракурса хорошо не просматривалась. На месте кажется, что как минимум еще пару переходов справа можно будет пройти без технической работы, поэтому выбираем второй вариант и уходим туда. Высота 5470.

DSC_8412. Обходим справа по ходу зону обвала сераков.

IMG_1306. Вид на сераки в орографически правой части ледопада.

DSC_8413. Вид вниз по пути подъема, на заднем плане – зона обвала сераков.

DSC_8415. Подход к широкой трещине в центральной части ледопада.

IMG_1311. Подъем на ближний край трещины.

DSC_8417. В трещине, вид на запад.

За переход поднимаемся по участку ледника крутизной около 20 градусов и спускаемся в широкий разлом, надежно засыпанный снегом. Разлом проходит почти перпендикулярно линии движении к седловине, подъем на его верхний борт крутой и требует провешивания веревок. Выбираем движение по разлому направо, так как оно все-таки сопровождается небольшим набором высоты.

DSC_8418. Сераки орографически левого борта ледопада.

DSC_8419. Вид на орографически правую часть ледопада.

После движения 80м по разлому его верхний край становится ниже, и мы можем продолжить движение наверх по линии падения воды. Над орографически левым краем ледопада нависают сераки и высока опасность ледовых обвалов, вид в сторону правого края не сильно лучше, поэтому поднимаемся без отклонений вправо или влево. Но вскоре и на нашем пути движения начинаются плохо засыпанные трещины.

IMG_1312. Подготовка промежуточной точки на ледовой глыбе над трещиной.

DSC_8421. Траверс склона над ледовой трещиной.

IMG_2734. Вид на орографически правую часть ледопада (более общий план, чем DSC_8419).

DSC_8424. Пересечение трещины.

Для пересечения одной из трещин организуем ледобурную дорожку, один из буров крутим на крупной ледовой глыбе, частично перекрывающей трещину.

IMG_1313. Вид на юг на Snow Lake и на семитысячник Baintha Brakk (Ogre).

DSC_8430. Движение вдоль орографически левого борта ледопада.

Путь прямо вверх выводит нас под ледовую стену, ограничивающую эту часть ледопада. Стена, к счастью, не перегораживает ледопад, а расположена под углом в 45 градусов к линии нашего подъема. Поэтому мы начинаем опять смещаться влево, поднимаясь по широкой ложбине вдоль стены.

IMG_2739. В небольшом кармане под сераком.

DSC_8433. Вид вниз из кармана.

По карману, идущему вдоль него, проходим еще один переход, постоянно делая короткие разведки дальнейшего пути движения. Примерно в 10:00 поднимаемся на небольшое снежно-ледовое ребро. Путь вперед перекрыт широкой трещиной, слева можно подняться на небольшое локальное повышение, но дальше придется спускаться в крупный разлом. Рельеф во все стороны читается крайне плохо, везде лежит смороженный снег с тонкими слоями льда, хорошо маскирующий трещины, но практически не выдерживающий человека. Решаем провешивать отсюда перила. Высота 5620.

DSC_8434. Провешивание перил через очередную трещину.

IMG_1315. Район будущей нижней точки страховки.

IMG_1316. Разведка пути в ледопаде.

IMG_2740. Начало траверса под стеной.

По ненадежному снежному мосту лидер переходит через трещину и поднимается под ледовый склон, где организует первую промежуточную точку на ледобуре.

IMG_2741. Вторая промежуточная точка.

После нее он уходит траверсом склона левее, где организует вторую точку и станцию в кармане между крупными сераками справа и слева.

DSC_8435. Движение по перилам.

Остальная часть группы движется по перилам, разделив их на независимые отрезки. В тот момент, когда последний участник доходит до первой промежуточной точки, бур вытаивает (несмотря на то, что был присыпан снегом). Ни к каким плохим последствиям это не приводит (остальные точки работают надежно), но участнику приходится выбираться вверх на исходную траекторию движения по пояс в глубокой снежной каше. В целом подъем проходит медленно из-за жары и неудобного рельефа. Примерно в 12:00 собираемся всей группой на верхней точке.

DSC_8436. Начало провешивания перил под ледовой стеной.

Дно ложбины дальше представляет собой практически непроходимую серию ненадежных снежных мостов и трещин. Поэтому решаем уходить правее по ходу на ледовую стену. На первом отрезке лидер выходит под отвесную ледовую стену, делает на ней промежуточную точку и дальше траверсом стены выход на следующий локальный перегиб ложбины.

DSC_8438. Движение по перилам под ледовой стеной.

IMG_1317. Верхняя промежуточная точка под ледовой стеной.

Двигаться здесь достаточно удобно, но следует не задерживаться под огромными сосульками, нависающими над траекторией движения в верхней части ледового склона. Остальные поднимаются по перилам.

DSC_8439. Подъем в крупную трещину справа по ходу, где мы остановимся на обед.

Затем следующий лидер провешивает еще одну веревку перил по крутому ледовому склону с висящим на нем толстым слоем снега. Эта веревка выводит направо по ходу в крупный провал между двумя сераками. Дно провала надежно завалено снегом и льдом, над головой ничего не нависает. Собираемся здесь в 14:45, решаем передохнуть, сделать обед и провести разведку дальнейшего пути движения. Высота 5660.

DSC_8440. Ледник выше (и левее по ходу) крупной трещины.

За время приготовления обеда делаем разведку вдоль провала вправо, но оказывается, что провал выводит под протяженную отвесную ледовую стену высотой около 15 метров без каких-то просматривающихся перспектив ее обойти и следами огромного обвала льда под стеной (на фото IMG_1331 - вид этого участка с седловины перевала). В ложбине, по которой мы поднимались ранее (и левее нее) рельеф крайне неприятный – сплошная череда ледовых бугров с трещинами между ними. К тому же неочевидно, что просматривающийся впереди склон выводит на перевал. Замыкающая его ледовая стенка может оказаться краем очередного серака, с которого не окажется пути, кроме спуска в следующую трещину. Ни один из вариантов не кажется привлекательным, но решаем попробовать продолжить движение по ложбине. Лидер провешивает веревку вниз в ложбину, обойдя трещину, отделявшую нас от пути подъема к месту обеда, и дальше по двум неприятным снежным мостам, делая промежуточные точки, выходит на небольшой ровный участок, где организует очередную станцию.

DSC_8441. Начало провешивания последней перильной веревки, слева от человека на фото – «тоннель», ведущий к месту подъема на плато перевала.

Далее по снежно-ледовому склону лидер выходит в узкий «тоннель» между двух сераков с живописными сосульками.

DSC_8442. «Тоннель», от точки, где находится рюкзак – подъем налево по ходу на ледовую стенку.

В «тоннеле» поднимаемся между левой по ходу стенкой и сосульками, свисающими с нее. «Тоннель» заканчивается ледовой стенкой высотой около 4 метров. Попытка пролезть стенку прямо приводит к удручающему результату – оказывается, что этот путь выводит на локальный гребень шириной менее метра, за которым проходит огромная трещина.

Затем лидер поднимается на стенку слева по ходу и по рации передает сверху, что он, наконец-то, находится на седловине перевала. Остальные поднимаются по перилам. Высота ледовой стенки, выводящей на седловину, около 5 метров. Подъем по ней крайне неудобен из-за большого количества висящего рыхлого снега. Рюкзаки на стенку вытаскиваем отдельно, снизу из «тоннеля» их приходится подталкивать отдельному участнику, чтобы они не застревали в сосульках.

DSC_8443. Вид с места выхода на перевал в сторону Snow Lake.

Примерно в 18:00 всей группой собираемся наверху. За протяженный день все сильно устали, но для установки лагеря нужно выйти на плоский участок ледника. Место подъема на перевал представляет собой огромный неровный серак, отделенный от основного тела ледника трещиной, расширяющейся вправо по ходу и сужающейся влево. Примерно в 30 метрах левее места подъема на перевал через трещину просматриваются три расположенных близко друг к другу снежных моста. Формируем опять связки и подходим к мостам через трещину, организуем страховку для лидера. Лидер переползает через наиболее массивный из мостов без рюкзака и организует за ним точку вторую точку страховки. Под вторым участником изрядная часть моста обваливается, остальные переползают по второму мосту, рюкзак лидера вытягиваем на веревке. Наконец, в 18:45 в сумерках начинаем устанавливать лагерь на закрытом неглубоким слоем снега леднике. Высота 5680.

Погода весь день была отличная, ясное небо, днем очень жарко. ЧХВ – 3 часа 20 минут + 6 часов 30 минут технической работы. День получился очень напряженным из-за более сложного, чем ожидалось, верхнего участка ледопада. Решаем не рисковать акклиматизацией и на следующий день не идти на запланированную в нитке маршрута вершину (что требовало бы раннего подъема и набора еще 400м с технической работой) – после поздно завершившегося тяжелого дня это было бы перебором.

12августа

Подъем относительно поздно, в 5:30. С утра холодно, после утомительного подъема на перевал, который был накануне, собираемся медленно.

DSC_8444. Лагерь на перевальном плато, вид на юг.

IMG_1319-IMG_1322. Вид на восток.

IMG_1323-IMG_1326. Вид на запад.

IMG_1327. Вид на снежные мосты в месте выхода на перевальное плато.

IMG_1328-IMG_1330. Панорама хребта, разделяющего ледники Snow Lake и Sim Gang, на заднем плане – хребет, ограничивающий с юга Sim Gang.

IMG_1331. Ледовая стена с обвалами в орографически левой части ледопада.

IMG_1332. Пик 6120, запасной вариант к пику 6130 в нашем маршруте.

IMG_1333. Пик 6130, на заднем плане – пик Lukpe Lawa Brakk, 6593м.

DSC_8451. Отрезок гребня, ограничивающего цирк с запада.

Небо чистое, во все стороны открываются величественные виды. Выход в 8:50. В связках переходим хорошо засыпанную трещину рядом с лагерем и выходим на ровный закрытый ледник Khurdopin.

IMG_1335-IMG_1336. Часть цирка перевала Khurdopin West, спускающаяся к ледопаду.

DSC_8454-DSC_8458. Вид на север от начала спуска с ледопада.

Сначала ледник идет на подъем, проходим наивысшую точку примерно через 15 минут после выхода. Высота 5720. После длинного привала для фотосъемки продолжаем спуск по пологому леднику, придерживаясь правого борта. За два с половиной перехода к 10:55 доходим до участка крутого ледового склона, спускающегося к верхней части ледопада. Высота 5490.

Прохождение верхнего ледопада на леднике Khurdopin при спуске с перевала Khurdopin West.

Путь прямо вниз заканчивается ледовыми сбросами. Начинаем уходить влево-вниз, через 70м упираемся в широкую трещину с плохими снежными мостами, которыми не рискуем воспользоваться. Слегка поднимаемся назад, идем вдоль трещины, и через 60м нам получается ее перейти. Пересекаем еще две трещины и выходим на крутой снежно-ледовый склон. Крутизна еще позволяет спускаться на личной технике, но внизу опять видны ледовые сбросы, поэтому мы решаем не рисковать и начать вешать перила.

IMG_1338. Спуск по первой перильной веревке.

DSC_8459. Спуск по второй перильной веревке.

Станции делаем на ледорубах. Первую веревку вешаем вертикально вниз, вторую – косым траверсом влево по ходу, чтобы попытаться обойти ледовые сбросы. В конце второй веревки уже вполне полого.

DSC_8460. Вид на ледник Khurdopin ниже ледопада.

IMG_1339-IMG_1340. Ледопад ледника Khurdopin.

IMG_1341. Пик ~5900м над ледопадом.

DSC_8461-DSC_8462. Уход влево после спуска по перилам, на заднем плане в левой части кадра – пик 6120.

DSC_8463. Переход большого разлома по снежному мосту.

Снимаем перила, делаем связки и в 11:55 выходим. В связках продолжаем движение влево по ходу, через 100м сбросы превращаются в большой разлом, который переходим по крупному ледовому мосту.

DSC_8464. Вид из ледопада на место провешивания перил и ледовые сбросы под ними.

DSC_8465. Ледовые карнизы на плече пика 6120.

Отсюда удается оценить, что выбранный путь спуска был оптимальным, левее и правее пришлось бы спускаться с отвесных сераков.

IMG_1342. Вид на основную часть ледопада в процессе его обхода справа.

IMG_1343. Путь спуска в обход основной части ледопада.

Далее продолжаем спуск, лавируя в связках по крутым ледовым полям между разломов. Упираемся в большой разлом, через который проблематично перебраться, и уходим вдоль него вправо-вниз.

IMG_1344-IMG_1346. Панорама ледопада.

DSC_8471. Ледник Khurdopin ниже ледопада, вид на запад (самая высокая вершина – пик Kanjut Sar I, 7760м)

За 15 минут быстро сбегаем на основное тело ледника, уходим на безопасное расстояние ближе к центру ледника (чтобы не попадать под возможные лавины или ледовые обвалы с хребта) и в 12:15 останавливаемся на обед. Высота 5220. Ледник здесь ровный, с очень редкими узкими трещинами, покрыт слоем снега 5-10 сантиметров. Небо чистое, жарко.

IMG_1347. Вид с ледника Khurdopin на юг на левую часть ледопада.

DSC_8472. Зона разломов на плоской части ледника Khurdopin, вид на юг.

IMG_2759. Зона разломов на плоской части ледника Khurdopin, вид на север.

DSC_8473. Вид на запад в сторону начала нижнего ледопада, в правой части кадра – морена, где пройдет полудневка.

IMG_2762. Панорама на юг (район перевала Khurdopin West – по центру кадра).

С обеда выходим в 14:05. Спускаемся в связках по центру ледника. Через переход подходим к зоне крупных разломов на слиянии южной и восточной ветвей ледника Khurdopin. Лавируя между ними, пробираемся под правый борт долины.

DSC_8475. На месте полудневки.

По имевшемуся у нас описанию ниже второго ледопада на правом борту долины были места для стоянки «на земле», но, чтобы дойти до них, пришлось бы распутать весь ледопад (сбросив при этом изрядно высоту), а потом вернуться обратно для подхода под следующий перевал. Поэтому мы решили найти устраивающее нас место и сделать дневку где-нибудь рядом с боковой мореной, не сбрасывая высоту. Через полтора перехода в 15:50 доходим до места, где ледник образовал локальное выполаживание. Трещины здесь узкие и находятся на большом расстоянии друг от друга. Высота 5130. Палатки ставим на льду, а готовим еду и сушим вещи на моренном чехле чуть ближе к правому склону. Отдыхаем, готовим много чая.

Погода весь день солнечная, небо чистое. ЧХВ – 2 час 30 минут +1 час 40 минут технической работы. Благодаря оптимальному выбору пути спуска через ледопад и найденному месту для стоянки выше второго ледопада на стоянку удалось прийти рано и хорошо отдохнуть вечером.

Итоги

Перевал Khurdopin West можно оценить как относительно несложную 3А и рекомендовать всем группам, совершающим походы 5-6 к.с. Khurdopin West является единственным на данный момент пройденным насквозь перевалом, соединяющим ледники Snow Lake и Khurdopin. До нас перевал был пройден один раз в 2007 году бельгийско-пакистанской группой.

Основную техническую сложность представляет верхняя часть южного ледопада, где ледник стекает с пологого перевального плато. Эта часть не просматривается снизу и представляет собой лабиринт из огромных сераков. Подниматься по плоским верхушкам сераков невозможно, так как они разделены многометровыми трещинами. Идти же по дну трещин достаточно сложно, так как они недостаточно забиты снегом и льдом – дно трещин представляет собой ажурную конструкцию из ледовых глыб, провалов и ненадежных снежных мостов, движение там требует постоянной перильной страховки. Скорее всего, за год конфигурация сераков и разломов существенно меняется, и оптимальный путь движения придется каждый раз выбирать заново. Мы поднимались примерно по центру ледопада (5 перильных веревок + ледобурная дорожка), теоретически возможны также пути ближе к правому борту, но уйти туда было можно только до начала технической работы. При более удачной ледовой обстановке или при прохождении перевала с севера на юг фактическая категория перевала может уменьшиться до 2Б.

Верхний ледопад северной части мы обошли справа, провесив 2 веревки. Наш вариант является оптимальным при прохождении перевала с юга на север. При прохождении перевала в обратном направлении рекомендуем также рассмотреть вариант обхода ледопада орографически слева – часть пути справа проходит в районе ледовых карнизов и сильно задерживаться на этом участке не стоит (хотя и «достать» группу там может только «мегаобвал», а не обычное падение льда).

Нижнее течение ледника Khurdopin (куда мы не спускались) представляет собой пульсирующий ледник, его прохождение заметно увеличивает сложность перевала, хотя даже в этом случае на 3Б он не претендует.

С перевала открываются красивые виды на Snow Lake и вершины, окружающие ледник Khurdopin. На многие из них, имея запас времени, можно совершить первопрохождения с перевального плато.

Продолжение. Часть 3 здесь

Продолжение. Часть 4 здесь

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru