Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор:
Николай Носов, Москва

Будни российской пенсионерки

Повезло, так повезло. Ирина успела выйти на пенсию до повышения пенсионного возраста. Как лучше отметить это радостное событие? Бросить в рюкзак тонометр, кошки и ледоруб, взять своего несчастливого мужа – автора этих строк, которому теперь до пенсии пахать и пахать, двух друзей недопенсионеров и отправиться в горы, где оставил свое сердце Юрий Визбор. Повезло вдвойне – наконец открыли границу между Узбекистаном и Таджикистаном, так что стал доступен самый простой и доступный путь в Фанские горы – через Самарканд.

Восточные женщины на узбекской границе с благоговением посмотрели на внушительный рюкзак и даже уступили Ирине место на лавочке. На Востоке возраст уважают. Но годы берут свое – по горам такой рюкзак таскать тяжело. Из переписки с альплагерем Артуч выяснилось, что на часть маршрута можно взять осликов, а оставшуюся – носильщиков, которых здесь на английский манер называют портерами.

Проблемы с газом

Первой проблемой стал газ. На самолете теперь не провезешь, перерыли весь Самарканд – газа для туристических горелок там нет. В приграничном таджикском Пенджикенте заявили, что давно перестали его продавать – туристов совсем не ходят.
Осталась надежда на альплагерь Артуч. Дорого ($10 за баллон 250 г. и $20 – 450 г), но как нам написали по электронной почте – всегда есть.

Первый вопрос по прибытию в альплагерь о газе.
– Есть, нет проблем.
Проходим на поляну и видим коммерческую украинскую группу, ожидающих осликов.
– Газа нет, мы взяли последние баллоны.
Начинаем ставить палатки и видим, как двое украинцев бегут к зданию администрации и возвращаются с газовыми баллончиками.
– Больше баллонов нет. Готовьте на дровах, - говорит администратор лагеря и предлагает купить за $20 несколько полупустых баллонов, оставленных закончившими маршрут группами.
B итоге – обошлось. Где можно – готовили на дровах. Один баллон, срок годности которого истек 20 лет назад, купили у погонщика, другой – за $10 у чешских туристов на Мутных озерах. Вернувшись в Пенджикент нашли газ в единственном сувенирном магазине города на улице Рудаки. Может, кому эта информация пригодится.

Спасут или не спасут?

Возраст берет свое, так что вопросу медицинской страховки уделили повышенное внимание. В страховой компании, указанной на сайте ФАР, честно сказали, что заплатить мы можем, но вертолет из Душанбе все равно не прилетит. Так что ограничились Росгосстрахом, может хоть внизу чем-то помогут.

Со спасателями ситуация сложная. Мы взяли телефоны альплагеря, но, как нам впоследствии объяснил местный инструктор, водящий коммерческие группы, службы КСС после развала СССР практически не работают, так что спасать будет просто некому. Государственной спасательной службы нет.

Погрузив рюкзаки на осликов, двинулись верх к озеру Душаха. В целом в Таджикистане по-русски говорят неплохо, но наш погонщик почти ничего не понимал. Несколько раз объяснили, что идем на озеро Душаха, но когда до него дошли – там никого не было.

Достал спутниковый телефон и позвонил в альплагерь. Ответили, что все нормально, ослики через полчаса подойдут.
Перезвонил через час – заверили, что связались с погонщиком, ослики скоро будут. В итоге сам отправился на озеро Бибиждонат, где обычно останавливаются группы, и обнаружил там наших осликов. Погонщику никто не звонил.


Вид из палатки на озере Душаха

Проблемы с лесниками

Разбили лагерь на берегу озера Душаха. Потрясающе красивый вид из палатки на озеро и отражающиеся в воде заснеженные скалы горы Темиртау. Идиллию нарушил появившийся лесник. Он зафиксировал факт разведения костра, сообщил стоимость кубометра дров и напомнил, что за ночевки надо платить, показав бумагу, из которой следовало, что местные должны платить 5 сомони в день, а иностранцы – 18.

Переговоры были долгими. Я напирал на то, что мы не иностранцы, а соотечественники по СНГ и Таможенному союзу. В итоге сошлись на 20 сомони (примерно $2) за всех без квитанции. Каждый лесник берет за нахождение в своей долине, но больше проблем с лесниками не было. Видели одного лесника на озере Большое Алло, но к этому времени мы уже собрали рюкзаки и тронулись в путь, так что доказать нашу ночевку было проблематично.

Мутные озера

Прошли перевал Алаудинский, где встретили альпинистов из Саратова, возвращавшихся после восхождения на пик Замок. На Мутных озерах расстались с осликами, походили на дневке по окрестным перевалам и дождались обещанных носильщиков. Один – молодой 30-ти летний парень, другой опытный – лет под пятьдесят.

Все условия были оговорены в альплагере, но это ничего не значило. Носильщики требовали оплатить им день подъема к Мутным озерам и снизить оговоренный вес. На изменение договора мы не пошли, так как в принципе могли обойтись и без носильщика – взять опять ослика и отправиться вниз.

Удивило отсутствие палатки, ведь планировалось ночевать на высотах более 4000 метров, но портеры ответили, что это их проблемы, что они привычные – завернутся под камнем в одеяло. В условиях договора было оговорено самостоятельное питание портеров, но в реальности у них не было даже котелка. Это тоже немного напрягало.

В конце концов, портеры согласились на первоначальные условия, достали полуторалитровую пластиковую бутылку с водкой, выпили, немного попели под смартфон и легли спать.

Полная луна осторожно выглянула из-за нависшей над озером черной горы и осветила поверхность Мутного озера. Лунная дорожка переливаясь побежала к нашей палатке. На склоне появился яркий красноватый огонек. Кто-то не успел спуститься до темноты? Огонек повисел над склоном, а затем двинулся по небосводу. Все ясно – это Марс. Картина совершенно ирреальная. Звезды, круглая Луна и хрустальный купол вершины Читварга, отражающийся в воде. Фанские горы действительно прекрасны.
Утром молодой портер заявил, что нести Ирин 23-х килограммовый рюкзак невозможно. Доводы, что у наших мужчин они еще тяжелее, а Ирина сама его несла – действовали плохо. Взвесили рюкзак, убедились, что он даже легче обещанных 25 кг. и только после этого портер перестал выступать по поводу веса. Парень первый раз в горах – ему тяжело. Решил подзаработать на туристах, а оказывается это не так просто. На высоте естественно носильщики мерзли, спрашивали – нет ли у нас свободных теплых вещей и нет ли места в палатке.

Вечером первого дня подъема к перевалу Чимтарга поплохело опытному носильщику. Пригодился Ирин тонометр – давление 175. Только инсульта нам не хватало. Я достал спутниковый телефон, чтобы проконсультироваться с альплагерем, но видимо он замерз, так что связи не было. Конечно, мы бы так носильщика не оставили и спустили как сломавшего ногу проводника индейца в Венесуэле, но график похода был бы сломан. К счастью, давление было вызвано выпитой накануне водкой, так что к утру портер оклемался.

Первые дни носильщики питались с нами – пили приготовленный дежурными чай и ели кашу на общих основаниях, что существенно било по нашей и так весьма скромной раскладке. После этого уединялись и ели свой сухой паек - хлеб с консервами.
Через три дня молодой заявил, что не может жить без свежего хлеба, что они на наших сублиматах оголодали и хотят идти вниз. Спасла коммерческая группа, оставившая нам большой котелок чечевицы и нежелание старшего терять деньги (я твердо сказал, что заплачу в конце, исходя из количества дней похода).
В общем, проблем было много – над этим видом услуг в Таджикистане еще работать и работать.

После перевала Читварга устроили дневку на озере Большое Алло. Пожалуй, это самое красивое из встреченных в Фанах озер. Днем сделали радиальный выход под перевал Двойной, затем купались в холодной воде и бегали по берегу, пытаясь передать красоту с помощью фотоаппарата. Сделать это не просто, но уж как получилось.

Возвращение

На следующий день сбросили полтора километра и спустились до грунтовки. По спутниковому вызвал машину из альплагеря, но первым появился джип с молодыми людьми, которые передали молодому портеру какой-то зеленый пакетик. Портер закинул содержимое в рот и на глазах повеселел.

Но вот и наша машина. Привязали на крышу рюкзаки... Раскачивается медленно ползущий по камням переполненный джип. Ноет уставшее за тяжёлый день тело. Похудел килограмм на пять, зато чувствую помолодевшим лет на двадцать - здоровье как у лошади. Певец из магнитолы тихонько поет что-то на фарси о любви. Вползаем в пыльный кишлак, в котором кажется остановилось время. Полное погружение в атмосферу Востока. И ощущение, хоть и мимолётного, счастья.

Фанские горы. Таджикистан.
Технические подробности
Альплагерь Артуч обеспечивает трансфер прямо из Самарканда ($200), но нам показалось дорого и добирались сами (примерно 50$ за четверых). От автовокзала в Самарканде до границе на маршрутке за 30 000 узбекских сум ($1,27 = 1 000 сум), обратно на рейсовом автобусе за 3000 сум с человека ( за четверых с рюкзаками взяли 15 000). От границы до таджикского Пенджикента – 40 сомони ($1.1= 10 cомони) за машину. Еще 200 сомони до Рудаки, где мы заночевали. Потом 150 сомони до альплагеря Артуч. Деньги с узбекских на таджикские и обратно меняют прямо на границе нелегальные валютчики – курс божеский.

Согласно переписке с лагерем два ослика с погонщиком стоят $30 в день, ослики спокойно несут по два рюкзака. Носильщики несут 25 кг груза клиента, питаются сами, но на практике так не выходит, так что нужно это учитывать при составлении раскладки.

Население встречает очень дружелюбно – почти все мужчины успели поработать в России и по-русски говорят.
В Рудаки встретили молодого человека в майке с надписью RUSSIA, так что наша страна выглядит отсюда вполне привлекательно.
Погода все дни была идеальной, дождя не было даже ночью. С водой могут быть проблемы.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru