Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Автор: Юрий Круглов, Севастополь

Old School — новый маршрут на Спирады — 5Б, VI, A2, 225 метров

Не прошло и недели после первопрохождения на Балчик-Кая, как на днях мы пролезли новый маршрут на южную стену горы Спирады. Пролезли со второй попытки. Первая попытка была два года назад и описана здесь.

Наш маршрут идёт на ту же башню, что и маршрут Жилина-Лавриненко. Начало маршрута находится в 30-40 метрах правее, примерно здесь.
В описании Жилина-Лавриненко сказано, что это восточная башня г. Спирады, но это не так, так как сама вершина Спирады находится к северо-востоку от того участка стены, где теперь пролегают уже два маршрута.

Идея Саши Лавриненко, реализация совместная. До сих пор удивляюсь, как такая логичная линия на стене до сих пор оставалась непройденной.
Маршрут идёт через серию вертикальных каминов и внутренних углов, идущих один за другим по направлению вверх-вправо. Всего 6 питчей, довольно ровных по сложности — явно простых участков нет. Получилась честная рабочая «пятёрка».

Особенно радует подход под стену — ровно 7 минут от того места, куда удалось доехать на Дефендере, то есть практически под стену, по заброшенной дороге. Причём во второй раз мы поднимались по ней глубокой ночью, по памяти.

Спирады — непаханое поле для новых маршрутов. Сейчас их тут четыре. А потенциал есть ещё огромный. Описание нового маршрута привожу ниже

Первый участок

«Old school» (Олдскул, старая школа) 5Б VI А2 225м (6 участков)
Александр Лавриненко, Юрий Круглов. 30 августа 2018.

Маршрут проходит по системе последовательно расположенных вертикальных внутренних углов и щелей центральной части южной стены массива Спирады. По характеру рельефа маршрут очень похож на классические маршруты 70-х годов прошлого века, когда в первую очередь были пройдены самые очевидные и логичные линии на новых массивах. Только относительная удалённость массива Спирады от автомобильного шоссе может объяснить тот факт, что возможность данного первопрохождния не была использована до сих пор.

Саша на втором участке

R0-R1: 40 м. Лезть вверх по щели, войти во внутренний угол, далее по углу двигаться вверх-вправо. Выйти на выполаживание. Подойти под нависающий внутренний угол, от его основания сделать траверс пять метров вправо. Далее по вертикальной стенке вверх, выйти на полочку. В правой ее части пункт страховки, есть шлямбурный крюк. 15м, V+, А1 10м, IV 15м, V+, А1.

R1-R2: 15 м. От пункта вверх- вправо двигаться по крутому внутреннему углу с разрушенными стенками, выйти на выполаживание, далее по внутреннему углу вверх, на полку. Пункт страховки возле ниши на шлямбурном крюке и закладках.10м, V+, А2 5м, IV.

R2-R3: 55 м. От пункта страховки двигаться вверх пять метров по вертикальной трещине, затем по косой щели влево-вверх, выйти на вершину «пера». Далее двигаться вверх, вылезти на полочку от которой начинается косая щель, идущая вправо-вверх. Двигаться по щели, преимущественно на ИТО (крючья, якоря), выйти на полочку. С полочки лезть вверх по системе щелей по направлению к основанию камина, далее лезть вверх по камину с растущим деревом, выйти в широкий наклонный внутренний угол. Лезть по правой стороне угла, выйти на полочку. Здесь пункт страховки. Есть шлямбурный крюк. 5м, IV 10м V 15м, А2 10м, V 15м, IV 5м, II.

R3-R4: 55 м. Вверх пять метров, по простым скалам войти в основание камина. По сужающемуся камину сложное лазание вверх, выйти на yнаклонную полку. Далее траверс вправо в направлении внутреннего угла. По углу вверх, выйти на полочку. Здесь пункт страховки. Есть шлямбурный крюк. 5м, III 15м, VI, А1 30м, IV.

R4-R5: 40 м. Общее направление вверх и чуть в право к основанию «жандарма». От пункта страховки перейти вправо вверх, во внутренний угол. Лезть вверх по внутреннему углу, затем по крупноблочным скалам, выйти на полочку. С полочки вверх по внутреннему углу, далее вверх-вправо по системе щелей двигаться правее крутого, заросшего внутреннего угла примерно 10 метров, затем по стенке с хорошими зацепками войти во внутренний угол. По углу вверх, пункт страховки на полочке перед нависанием в основании слегка нависающейстенки с двумя параллельными вертикальными трещинами. Есть надежная скальная проушина. 10м, IV 15м, III 15м, IV+.

R5-R6: 20 м. Двигаться вверх через небольшое нависание, выйти к основанию широкой нависающей щели между стеной и «жандармом». Можно двигаться по щели, используя большие камалоты (№5№6). Если камалотов нет – двигаться на ИТО по стене слева от щели (якоря), затем перейти вправо на щель, далее лезть по щели вверх, выйти на простые скалы, далее по простым скалам на яйлу. 15м, VI, А2 5м, II.

Спуститься к подножию стены можно по кулуару к западу от маршрута. Для этого от места выхода с маршрута надо двигаться на запад около 300 метров. Войти в верховья кулуара, заросшего лесом, дальше по кулуару спускаться вниз. По пути встретится участок крутого, но простого лазания, который выводит на осыпь на дне кулуара. Далее по осыпному склону спускаться вниз к лесу у подножия стены.