Автор: Александр Ульянов, г.Новосибирск

Отчет о горном походе 5 к.с. по Восточному Памиру совершенной группой в период с 28 июля — 31 августа 2016 г. ОПИСАНИЕ

Паспорт спортивного похода
Проводящая организация
Секция горного туризма Новосибирского Государственного Университета,http://mountain.nsu.ru.
Место проведения
Республика Таджикистан, Горно-Бадахшанская Автономная Область, Восточный Памир, хребты Южный Зорташкол и Музкол.
Общие справочные сведения о маршруте
Вид туризма горный
Категория сложности пятая
Протяжённость активной части 221 км
Продолжительность общая/ходовых дней 36 дней/27 дней
Сроки проведения 28 июля — 31 августа 2016 г.

Нитка маршрута
Г. Ош — пер. Озёрный 1А, 4000 — пер. Гранитный 1Б, 4330 — г. Ош — пос. Каракуль — р. Кокуйбель — пер. Музкольский 2А, 5190 (п/п) — р. Бозбайтал — пер. Извилистый 3А, 5700 (п/п) — в. Сов. Таджикистан 6116, 2Б (тур. п/в, рад.) — р. Зорташкол — пер. Косой 2Б, 5642 (п/п) — р. Бозбайтал — лед. Сов. Офицеров — в. Биткая Зап. (Узловая) 6074, 2Б (рад.) — пер. Сов. Офицеров Вост. 3А, 5667 — пер. Перемётный 1Б, 5400 — в. Чатагай 6133 (рад. до 5840) — пер. Опаловый 3А, 5655 (п/п) — р. Сасык — пер. Памяти Евгения Говора 3А, 5792 (п/п) — лед. и р. Акбайтал — г. Ош.
Обзорная карта района

Сальников Олег 1992 5у(л) 5062 завхоз, казначей
Сальников Сергей 1987 5у(лл), 4р(в) 6100 завснар, штурман, фотограф
Ульянов Александр 1972 6у(лл), 5р(л) 7134, 6995, 6723, 6723 руководитель
Примечание: в период с 29 июля по 1 августа группа проходила предварительную ак- климатизацию на Кичик-Алае, включённую непосредственно в нитку маршрута и поэтому также описанную в представленном отчёте. Сергей Пономарёв присоединился к группе 2 августа, пройдя предварительную акклиматизацию попутно с работой гидом на Белухе.
Размещение отчётных материалов
Настоящий отчёт оформлен как гипертекстовый документ и поэтому рекомендуется к использованию в электронном виде. Все внешние гиперссылки в отчёте выделены таким же цветом, как указанные ниже (но далее адреса в бумажном варианте не видны), а внутренние — таким, как на предыдущей странице с содержанием. Файл с отчётом доступен в интернете по адресу http://www.phys.nsu.ru/ulyanov/tour/report-2016-08.pdf. Ссылки на отчёт и дополнительные материалы, относящиеся к этому походу, размещаются на сайте секции по адресу http://mountain.nsu.ru/wiki/Горная_5ка_Ульянова_на_Музкол_2016, включая метки навигатора и не вошедшие в отчёт фотографии.
Выпускающая МКК
Туристский спортивный маршрут рассмотрен в МКК Сибирского федерального округа № 154–00–666656555 Новосибирского отделения Федерации Спортивного Туризма России. Маршрутная книжка № 0–135–16.
Андрей Белоусов
Сергей Сальников
Александр Ульянов
Подробная нитка маршрута
Маршрут пройден по основному заявленному варианту с незначительными отклонениями. Поэтому во втором столбце таблицы приведены лишь фактические (по мнению группы) категории трудности пройденных препятствий. Ввиду наличия нескольких первопрохож- дений, в третьем столбце приведены предлагаемые нами названия.
Заявленная нитка Факт Предлагаемые названия
г. Ош с. Калдай р. Кара-Кой -пер. Озёрный 4010 лед. Актюбе -пер. Скрытный 45402Б как 2А запасной пер. Гранитный 4330-лед. и р. Кара-Кой с. Калдай г. Ош 1А 1Б* 1А замена 1Б
Памирский тракт пос. Каракуль
лед. № 463
рад. п. Сов. Таджикистан 6116 2Б п/п
ЛП р. Зорташкол
р. Зорташкол (взятие заброски)
лед. № 460
лед. и р. Акбайтал
Памирский тракт г. Ош

Определяющие препятствия
В следующей таблице приведено общее количество пройденных в походе препятствий по категориям трудности и типам.
К.т. Сквозное В т.ч. п/п Радиальное В т.ч. п/п
4 3
1 1 2 1
1 1
2 0
1 0
Всего 9 5 2 1
Ниже в таблицах, характеризующих препятствия 3А, 2Б и 2А к.т., определяющие слож- ность стороны выделены жирным. Препятствия 3А к.т.
Препятствие Высота Направл. Подъём Спуск
Пер. Извилистый 5700 ЮЗ СВ комбин. комбин.
Пер. Cов. Офицеров Вост. 5667 CЗ ЮВ сн.-лед. скальный
Пер. Опаловый 5655 ЮЗ СВ осыпной комбин.
Пер. Памяти Евгения Говора 5796 Ю С скальный сн.-лед.
Три определяющих локальных препятствия похода являются первопрохождениями. Все три пройдены через вершины, включают разнообразные технические элементы и важны по расположению. Самый трудный из них, перевал Памяти Евгения Говора, также в числе высочайших в районе. Четвёртое определяющее препятствие — стенной перевал Советских Офицеров Восточный, одна из традиционных «изюминок» на Музколе, проходился туристами несколько раз в обоих направлениях в нашем направлении он более простой.
Препятствия 2Б к.т.
Пер. Косой 5642 СЗ Ю сн.-лед. осыпной
Рад. п. Сов. Таджикистан 6119 по Ю. склону снежно-ледовый
Рад. п. Биткая Западная 6081 по С. гребню снежно-ледовый
Эти три локальных препятствия относительно просты для своей категории и особых технических сложностей группе не представили. Перевал Косой является первопрохождением, принципиальным по расположению. Радиальный выход на пик Советский Таджикистан мы считаем первым туристским восхождением и первым восхождением по этому маршруту, являющемуся простейшим. Радиальный выход на пик Биткая Западная, или Узловая в туристской литературе, совершён по традиционному маршруту.
Препятствия 2А к.т.
Пер. Музкольский 5191 С ЮВ сн.-лед. осыпной
Здесь мы также предполагаем первое сквозное прохождение, хотя перевал отмечен на схеме Вадима Ляпина. Он посещался альпинистами с определяющей стороны при восхождении на пик Музкольский 5810.
Особенности района
Массив Музкол расположен в центре Восточного Памира. Долины почти всех рек здесь находятся выше 4000 м, лишь ограничивающие его с запада и юга реки Кокуйбель и Мургаб спускаются ниже. Из-за сухого климата здесь мало растительности и поэтому нет постоянного населения. Снеговая линия лежит на высотах 5000–5200 м, ледники небольшие. Преобладают разрушенные породы, хотя есть и мощные стены. Практически на всех речках внутри массива имеются скальные или конгломератные каньоны. Туристское освоение Музкола началось лишь в 1974 году и от него осталось всего несколько отчётов. Хотя в последние годы наметилось оживление, район по-прежнему относится к редко посещаемым, можно даже сказать — экзотическим.
Идея похода
Желание побывать на Музколе зародилось у руководителя несколько лет назад благодаря известным походам Чижика, Савчинского и Романенкова. В 2015 году появился конкретный план, но группу под него набрать не удалось, и мы пошли пятёрку на Терскей. На следующий год руководитель решил сильнее упорствовать в стремлении на Музкол. Имея теперь право на первопрохождение перевалов 3А к.т., таковые он и старался подобрать в качестве основных препятствий. Ввиду скудости доступных фотоматериалов, решающую роль тут сыграло наличие общедоступных спутниковых снимков высокого разрешения. Во всех отчётах по Музколу отмечается необходимость очень ответственно отнестись к фактору большой высоты долин, а в некоторых указано на целесообразность предварительной акклиматизации в другом районе. Хотя не удалось найти отчётов о походах, где так и было сделано, руководитель сразу предпочёл вместо первых 5-6 дней невнятного ползанья по суровой полупустыне сперва посетить мягкий, ярко-зелёный Кичик-Алай.
Выбор ключевых точек
В июне намечающийся состав группы регулярно менялся, а потому менялась и нитка. Это позволило расставить приоритеты, ибо потребовало их. На первом месте оказалось пер- вопрохождение из долины реки Сасык на ледник Акбайтал. Расположенное на восточном краю наиболее интересной, центральной части Музкола, это препятствие плохо вписывается в середину похода и напрашивалось в конец, с последующим выходом по реке Акбайтал на Памирский тракт. В таком случае, логично начать поход в западной части района, заехав по долине реки Кокуйбель. Для захода оттуда вглубь массива, важного для занесения забросок продуктов, есть два варианта: реки Зорташкол и Бозбайтал. Их бассейны разделяет крупный отрог хребта Музкол, называемый хребтом (Южный) Зорташкол. Вдали от их стыка в последнем известно очень мало перевалов, что, вместе с любопытными космоснимками, побудило построить в этой малохоженной части почти кольцевое начало маршрута, а затем пройти линейно через центр массива на юг и далее на восток. Как в начале, так и в середине в нитку напрашивались определяющие препятствия о них сказано ниже. Следующими за ними по приоритету стали радиальные выходы на шеститысячники. На высшую точку района — пик Советских Офицеров 6233 — мы не стремились, предпочтя попробовать взойти на вершины, для туристов новые.
Детали построения маршрута
Кичик-Алай
Под предварительную акклиматизацию на Кичик-Алае выделили 4 дня, включая дорогу. Выбирали, конечно, из ближайших к Ошу долин и склонились в пользу заезда и выезда по реке Кыргыз-ата. В её верховьях находится национальный парк и, похоже, неспроста — очень красиво. На левом истоке, реке Кара-Кой, мы запланировали кольцо из двух перевалов в соседнюю к западу долину Актюбе. Оно давало бы нам два зубца пилы, 4000 и 4500 спуск между ними неглубокий, но этот недостаток должен компенсироваться двумя последующими ночами в Оше. Выпадение второго зубца в непогоду не было бы критичным для прохождения основной, памирской части, в начале которой добавили гибкости радиальным выходом в качестве запасного варианта.
С Зорташкола на Бозбайтал
Маршрут планировался от конца к началу, а значит, первая половина во многом подгонялась под нужды второй. Заброска продуктов на 16 дней делится на две части: 12 и 4. Сперва мы заносим за один день б а также просматривается несложный путь подъёма на неё с юга по юго-восточному гребню. Фотографий с северо-востока найти не удалось, но по космоснимкам спуск на северо-восток с этого гребня неприятен. Мы запланировали пройти с него на северный гребень через вершину, предполагая траверс 3А к.т. до седловины перевала Необходимый 2А. После ночёвки на перевале попытаемся выйти далее по гребню на снежно-ледовый купол пика Советский Таджикистан и подняться на вершину — видимо, первыми среди туристов. Спустившись затем с ледника на приток реки Зорташкол, мы поднимем заброску за полдня. Теперь, чтобы попасть в долину Бозбайтала, нужно в третий раз пересечь хребет Зорташкол, причём с довольно тяжёлыми рюкзаками, а простых или низких перевалов поблизости нет. Точнее, их там вообще нет, как и описаний долины и ледников № 460–462. Намечено первопрохождение 2А–2Б к.т. высотой около 5640 с подъёмом по льду. Именно для того, чтобы на нём было полегче, решено поделить заброску, как сказано выше.
С Бозбайтала через Сауксай на Сасык
Сперва мы проходим мимо пика 6123 в хребте Зорташкол. Он считается последним непройденным шеститысячником Музкола в последние годы было несколько попыток с разных сторон (Романенков, британцы). Долгое время руководитель даже не думал замахиваться на него, однако затем сгоряча включил в маршрутную книжку, заложив на радиальный выход два дня. На тот момент уже некогда было консультироваться и размышлять, пора было выпускаться. Ожидаемо, члены МКК рекомендовали отказаться от этой затеи и сделали соответствующую отметку. Верховья Бозбайтала — в самом центре района. Тут лежит ледник Советских Офицеров, крупнейший на Музколе. Пройти с него через собственно хребет Музкол на юг, в 1Далее в отчёте указана высота 5700 в соответствии с показаниями навигатора. бассейн реки Сауксай, интереснее всего перевалом Советских Офицеров Восточный 3А, находящимся между знаменитой у альпинистов отвесной стеной пика Биткая и не менее впечатляющим пиком Нымракая, до сих пор, по-видимому, не пройденным. От ночёвки перед перевалом можно за полдня пешком подняться на западную вершину Биткаи 6074, как уже делали многие группы. Туристам она также известна под названием Узловая. При спуске на Сауксай слева доминирует пик Чатагай 6133, единственный шеститысячник в южных отрогах Музкола. Насколько нам известно, на его вершине побывала лишь одна группа альпинистов — в 1986 году в качестве акклиматизации перед штурмом стены Биткаи. Мы решили выделить один день, чтобы попытаться зайти на пик Чатагай простейшим путём с юга. Фотографий не было, только космоснимки, и мы ожидали 2Б-3А с высокой вероятностью неудачи из-за нехватки времени. Далее нам предстоит пересечь мощный южный отрог Музкола, разделяющий бассейны Сауксая и Сасыка. В верхней части отрога есть перевалы Пионер 2Б и Советских Пограничников 2Б. Оба они выглядели непривлекательно ввиду камнеопасности, но при внимательном изучении спутниковых снимков руководитель заметил путь по гребню отрожка севернее перевала Пионер. Тем самым логично связались середина и конец маршрута.
С Сасыка на Акбайтал
Верховья реки Сасык Восточный украшены тремя безымянными вершинами с отметками 5921, 5792 и 5895. Две первых – узловые с крупными отрогами: на север от 5921 уходит хребет Северный Зорташкол, а на северо-восток от 5792 уходит хребет Акбайтал. Сам хребет Музкол, в целом направленный широтно, тут поворачивает на юг и далее заметно понижается. Таким образом, бассейны рек Сасык и Акбайтал граничат только по перемычке между пиками 5921 и 5792, обрывающейся к леднику Акбайтал отвесной стеной. В нижней части перемычки в 1980 году группа Лобова прошла перевал Центральный 3Б, спустившись по стене. Сомнительно, чтобы кто-либо ходил тут на подъём. Руководитель обратил внимание на возможность траверса вершины 5792 от седловины перевала Центральный до ближайшей седловины в хребте Акбайтал, где на схемах стоит перевал Юдина Западный 3А*. Вместе с подъёмом на перевал Центральный по разрушенным скалам южного склона и снежно-ледовым спуском с перевала Юдина Западный на север здесь наметилось отличное протяжённое препятствие, причём не заслуживающее категории 3Б, то есть доступное нашей группе. Поэтому оно стало приоритетом. Сведений о прохождении перевала Юдина Западный не нашлось, но были фотографии группы Лобова, а также свежий отчёт группы британских альпинистов, совершивших серию первовосхождений на вершины «подковы Акбайтала», в том числе (соло!) на 5792.
Запасные и аварийные варианты
В основную нитку включили четыре определяющих препятствия, из них три первопрохождения. К каждому из них предусмотрели более простые варианты обхода, ибо равноценных почти нет даже воспользовавшись двумя обходами, мы должны были выполнить норматив 5 к.с. Отказ от попытки восхождения на пик 6123 значительно увеличил резерв времени. В случае же сильного отставания от графика к середине похода пришлось бы вырезать посещение верховий Сауксая и идти к истокам Зорташкола через перевалы Узловой 3А, Двуглавый 3А, или Чимган 2Б. Таким образом, большинство известных перевалов в центральной части района попали в различные запасные варианты. Ввиду удалённости района, аварийные варианты на Музколе весьма непросты. По прошлому опыту на Памире, мы изначально решили не надеяться на быструю помощь вертолёта. А выходы по долинам на юг и запад тут по 40–60 км. Особенно проблематичен выход по реке Сауксай, впадающей в Западный Пшарт, путь вдоль которого осложнён многочисленными прижимами и бродами. Реки Бозбайтал и Зорташкол, впадающие в Кокуйбель, проще и короче, но транспорта на дороге в долине Кокуйбеля мало, машину нужно вызывать. Сравнительно быстрые выходы на Памирский тракт есть по долинам Сасыксу и Акбайтала, но у нас они в самом конце маршрута, а в середине похода идти к тракту пришлось бы через перевал Зорташкол 1Б высотой около 5100. Резюмируя, отметим, что наш поход совершался с высокой степенью автономности.
Источники информации
Материалы, определившие появление и развитие у руководителя интереса к Музколу:
Жак 1986— восхождение на Биткаю по стене.
Чижик 2009— кратко о походе со ссылками.
Романенков 2011— фоторассказ о зимнем походе.
Савчинский 2011— отчёт о походе.
Романенков 2012— фоторассказ, также лично прислан официальный отчёт о походе.
Обзорные и аналитические статьи Андрея Лебедева:
Сазонов 1988
Отчёт британских альпинистов:
British Muzkol Expedition 2015
Очень пригодились спутниковые снимки. На Музкол доступны снимки с невероятным разрешением около метра на пиксел! Некоторые участки первопрохождений были спланированы исключительно по ним. На нужные снимки Сергей Сальников наложил горизонтали, построенные по данным модели ASTER. Руководитель довольствовался опубликованными рассказами, ибо отчёта не нашёл. После нашего похода выяснилось, что он просто был пропущен при сканировании библиотеки МГЦТК. Усилиями Вадима Кодыша отчёт найден, отсканирован и выложен, за что отдельное спасибо!
График движения
28июля 2016 г.
ночью 1 чел.: самолёт Екатеринбург Ош
днём Саша закупает и пакует продукты на 4 дня акклиматизации, находит бус на автовокзале 1030
29июля
ночью 6 чел.: самолёт Новосибирск Ош
05:30–06:30 приезжаем на квартиру в Оше, перепаковываемся
07:30–10:00 заезжаем по р. Кара-Кой 2470
10:00–12:20 поднимаемся левым берегом по дороге и далее по тропе в арчёвом лесу 4,0 2880
в обед разведка брода и обхода прижима верхом
13:40–15:40 за прижимом участки курума, подходим по тропе к валу морены, откуда сочится река дождь 4,0 3070
16:30–17:30 поднимаемся по тропе к озеру 0,9 3200
14:00–18:00 поднимаемся по моренам 3,5 4050
31июля ночью снег
пережидаем снегопад
09:40–12:30 поднимаемся по срединной морене, далее в связках на пер. Гранитный 2,3 4330
12:50–14:10 на спуск перила 10 м, затем пешком по средней и далее крупной осыпи, поперёк морен к речке 1,0 4060
15:40–18:20 по речке на обширные травянистые поляны выше слияния с основной ветвью лед. Кара-Кой 2,8 3850
1августа
07:00–07:40 оставляем слева первый каньон, обойдя по траве 2,0 3690
07:50–08:30 по очень неприятной морене из крупных «живых» камней 1,0 3570
08:40–10:10 по тропе обходим справа тесный второй каньон, далее по спокойной долине к озеру 4,7 3160
10:10–11:10 брод по разливам при впадении реки в озеро, затем по тропе в обход озера и по подпирающему его валу морены 1,3 3070
12:40–14:50 правым берегом по отличной тропе до моста у первых жилищ, далее по дороге 9,2 2400
машина в Ош 1030
2августа
утром 1 чел.: самолёт Новосибирск Ош
закупаем и пакуем продукты 1030
3августа 2016 г.
едем на джипах по Памирскому тракту в пос. Каракуль 3940
оформление «регистрации в нацпарке», угощение в доме водителя
едем на джипах на р. Кокуйбель, сворачиваем на р. Зорташкол, экономя день на заезде, ведь теперь не надо челночить 3800
4августа
08:30–10:00 бродим р. Зорташкол на разливах, относим часть вещей на пригорок, откуда присматриваем примерное место для лагеря на речке с лед. № 471 1,4 3800
3 чел. переносят вещи в лагерь 0,5 3780
10:00–14:00 5 чел. заносят заброску по р. Зорташкол 12 3960
14:20–18:30 5 чел. возвращаются 3780
5августа
06:50–10:30 по холмистой полупустынной равнине ко входу в ущелье речки с лед. № 479 6,8 3930
10:40–12:20 низом вдоль левого берега, мимо коротких участков простых каньонов, до более серьёзного 2,7 4115
в обед разведка обоих берегов
14:00–17:00 правым берегом под вал морены, до полян, где сливаются потоки с разных сторон ледника 2,8 4390
вечером разведка каньона левого потока и путей на ледник
6августа
08:20–09:10 по каньону обходим вал морены, у левого края забираемся на него 0,6 4550
09:20–11:40 идём по жёлобу почти вдоль края зачехлённого ледника, далее по левой морене, ставим палатку на ней под высоким лбом открытого льда снегопад 2,1 4800
14:00–15:40 3 чел., поднявшись по льду налегке, оценивают места для ночлега в ледопаде на перегибе и в цирке за ним, выбирают путь подъёма на перевал 4950
16:20–17:40 поднимаемся в цирк, от перегиба в связках 0,6 4950
7августа
07:20–08:50 лавируя, в связках выходим на пер. Музкольский 1,0 5190
09:00–11:20 7 чел. поднимаются по осыпному гребню с редкими выходами скал в направлении пика 5540, из них 5 чел. доходят до вершины 1,1 5540
11:40–12:20 спуск на седловину перевала 5190
14:10–15:40 спуск по речке с лед. № 490, небольшие простые каньоны, броды, до широкого слияния с мощным левым притоком 4,0 4540
15:50–16:30 речка уходит в постепенно суровеющий каньон, начинаем обход по конгломератному склону, но ввиду недомогания участника возвращаемся на ровное место у реки 4500
16:40–17:40 3 чел. разведывают каньон, ниже непроходимый
8августа
08:10–09:20 обходим каньон высоко по склону, спускаемся траверсом в широкую долину р. Бозбайтал 1,8 4200
09:20–11:40 вдоль реки к устью притока с лед. № 498 5,0 4320
12:00–13:50 2 чел. относят заброску под следующий приток 1,3 4380
полуднёвка, ясно и очень тепло 2 чел. разведывают каньон и 2 чел. его обход 4320
9августа
08:00–09:20 обходим каньон высоко по склону, спускаемся на старые морены 1,2 4600
09:30–11:00 по моренам постепенно приближаемся к реке за поворотом сразу хаос у слияния потоков с разных бортов ледника № 498 2,5 4820
11:10–12:20 уходим по орогр. левому потоку, вскоре сворачиваем в уходящий наверх желобок, по нему далее выходим на ровный ледник, зачехлённый по центру 1,0 5020
12:20–13:10 по выпуклости по центру ледника, долго нет воды 0,9 5080
14:30–15:50 по открытому леднику за перегиб 1,2 5230
16:10–16:50 в связках по закрытому леднику в верхний цирк 0,8 5340
10августа ночью пурга
06:20–08:20 в связках подходим под заснеженный кулуар и поднимаемся по нему, 1 верёвка перил, далее снова в связках по снегу и участку осыпи на седловину 0,8 5640
08:30–11:30 траверс по гребню с обходом жандарма, подъём по ледовому кулуару, траверс по простым скалам, итого 5 верёвок перил до узловой вершины, высшей точки пер. Извилистый 0,2 5700
12:00–13:10 на спуск на север 2 верёвки по скальному гребню с выходом в широкий кулуар 0,1 5650
13:10–16:50 по осыпи на лёд, тут на три такта лицом к склону, затем 5 верёвок до старых выносов лавин на лед. № 463 0,7 5270
17:00–17:30 в связках пересекаем ледник к площадке на левой морене 0,6 5240
11августа
07:40–10:00 7 чел. налегке поднимаются по осыпи южного склона и юго-восточного гребня пика Советский Таджикистан на выполаживание 1,0 5670
10:20–13:50 1 чел. возвращается в лагерь, 6 чел. в связках поднимаются по ледовым увалам вдоль южного гребня на вершину 1,5 6119
14:20–16:20 спуск в лагерь 5240
12августа
08:00–08:40 спускаемся по левой морене, перед поворотом переходим на открытый ледник, за поворотом постепенно смещаемся к центру и упираемся в достаточно крутой ледовый лоб 1,8 4880
08:50–09:30 обходим лоб слева моренами, далее направо вдоль гребешка выходим к проталине с озером, замеченным издали 1,5 4680
09:50–11:20 за озером крутой спуск к площадке с огромным камнем и видом в долину, оттуда быстро сходим с морены по руслу ручья, далее вправо траверсом старых морен к слиянию с речкой с лед. № 460–462 2,5 4200
13августа
13:00–14:40 5 чел. спускаются к заброске на р. Зорташкол 7,5 3950
15:00–17:50 возвращение в лагерь 4200
14августа
днёвка
09:30–12:30 2 чел. разведывают склоны ущелья и выход на ледник № 460 4200
15августа
07:20–09:30 бродим у лагеря на правый берег, по травянистым террасам обходим каньон с наледью, затем вдоль реки подходим под непроходимый каньон, похожий на пещеру 2,8 4490
09:40–11:00 по левому берегу круто поднимаемся по руслу мелкого притока на морены, в обход неудобного участка с жёлтыми глыбами, далее с потерей высоты на чёрное выполаживание 1,3 4650
11:20–13:00 река вытекает из грота под красноватым валом морены рядом и сильно ниже, однако удобного выхода на ледник в передине видно, приходится искать проход с левой морены, прорезанной глубокой канавой 1,1 4840
14:20–14:40 по левой морене выходим под самый склон, где бурный поток вырывается из трещины, а потом ненадолго скрывается под ледовым мостом 0,5 4900
14:40–18:20 выйдя наконец на лёд, за коротким лбом поднимаемся по пологому открытому леднику с несколькими плавными выкручиваниями 2,5 5390
16августа
08:00–08:40 связка 3 чел. ходят радиально на пер. Обзорный 1,0 5480
08:30–10:20 в связках поднимаемся по снежному склону и длинной косой полке на пер. Косой 1,1 5642
10:40–12:20 короткий спуск по осыпи на ледник № 500, далее в связках, на висячем языке 1 верёвка перил, короткий спуск по морене, обед у входа в рандклюфт лед. № 499 1,8 5120
14:00–15:30 идём по правому рандклюфту, перед сужением и поворотом налево — вверх на жёлтые кучи, с них снова в русло 2,2 4750
15:40–17:40 за большим выполаживаем пробуем пройти по заросшим травой старым моренам слева, однако сдаём чуть назад и обходим каньон высоко по правому берегу в устье лежит заброска 2,3 4360
17августа
07:40–11:50 по травянистой террасе входим в широкий правый карман лед. Советских Офицеров и поднимаемся до устья крупного притока, куда хотели свернуть и пойти на пик 6123 отказываемся от этого рад. выхода по совету МКК 5,5 4820
14:00-16:30 поднимаемся по карману мимо небольших озёр, у второго выходим на вал морены, за поворотом спускаемся на ледник 2,2 5020
18августа
07:20–08:00 один переход по ровному открытому леднику 1,5 5100
08:20–11:40 в связках по ровному закрытому леднику, распутываем зону трещин под нунатаком и поднимаемся в обход его в цирк под пер. Советских Офицеров Вост. 2,5 5550
14:00–16:40 7 чел. налегке поднимаются в связках на пик Биткая Западная мимо пер. Узловой 1,7 6081
17:00–18:10 возвращение в лагерь 5550
19августа
07:30–08:00 в связках выходим на снежный гребень пер. Советских Офицеров Восточный, под сераком и на гребне страховка через буры 0,4 5667
08:00–13:00 2 верёвки дюльфер на полку и траверс по ней, 3 верёвки круто вниз по скальной стене 0,2 5530
13:00-13:30 по осыпи с кальгаспорами до ровного ледника, далее в связках до озерца 0,5 5420
15:00–16:20 трещины за пер. Перемётный, идём в связках до поворота ледника, где он открывается 2,5 5190
16:30–19:10 спускаемся, плавно смещаясь к правому борту, и там по рандклюфту до травянистых полян 3,2 4690
20августа
полуднёвка
14:00–14:40 траверс по траве мимо каньона в карман лед. Сауксай 1,3 4580
14:40–16:40 подъём по карману 1,8 4870
16:40–17:30 2 чел. разведка дальнейшего по пути
21августа
06:10–07:50 5 чел. поднимаются по осыпному склону пика Чатагай под разрушенные скалы 1,1 5370
08:00–10:00 неудачная попытка преодолеть скальный пояс, траверс вправо по осыпи на скалах к снежнику 0,6 5590
10:10–11:20 в кошках поднимаемся то по снегу, то по простым скалам, мимо сераков 0,4 5750
11:30–12:20 в связке со страховкой через ледобуры до осыпи 0,2 5840
12:40–14:30 ввиду снегопада спускаемся, 4 верёвки до скал 5700
14:30–17:30 немного по простым скалам, затем по осыпи спускаемся в карман и по нему в лагерь 4870
22августа
07:30–09:50 вдоль морены переходим на открытый ледник, идём под ледопад на повороте, распутываем 2,5 5170
10:10–11:40 через переход связываемся и идём по ровному закрытому леднику напрямую под пер. Пионер 1,8 5340
13:30–15:00 поднимаемся по осыпи на вершину левее перевала 0,7 5655
15:00–16:10 осматриваем гребни в три стороны, находим место для ночёвки и начало спуска, обсуждаем детали спуска с пер. Опаловый 0,3 5630
23августа
08:00–11:10 спуск по снежно-ледовому гребню с выходами скал, 5 верёвок и участок в связках 0,7 5370
12:00–14:30 спуск по снежно-ледовому склону с трещинами,5 верёвок и далее в связках до срединной морены 0,7 5100
16:00–17:00 идём вдоль морены к речке 1,4 4920
17:10–18:20 спуск вдоль речки, частые широкие разливы, выходим на травку в конце отрога, напротив ледопада южного притока 2,6 4650
24августа
09:50–11:50 через один длинный переход долго валяемся в густой траве, вяло переходим на ровное место 3,1 4340
полуднёвка
прогулки по каньонам р. Сасык Западный, 1 чел. разведка пути к р. Сасык Восточный
25августа
07:10–07:30 у лагеря бродим реку в каньоне 0,1 4310
07:30–09:30 траверсом поднимаемся на стрелку рек, почти без потери высоты идём старыми моренами вдоль восточной к водопаду 3,3 4540
09:50–12:00 мимо мелких каньонов, остатков наледи на разливах, по сухим полям камней под морены 3,2 4920
13:30–15:20 круто вверх по ручью, затем траверсом влево в обход лба ледника 0,9 5290
15:30–16:50 по открытому леднику, далее в связках по закрытому леднику, под скалы 0,8 5390
17:20–20:00 2 чел. разведывают и провешивают скалы
26августа
07:30–11:30 по снегу под начало перил, 4 верёвки по разрушенным скалам, выше пешком по мягкой осыпи, короткий участок перил перед выходом на седловину пер. Центральный 0,5 5624
12:00–13:30 вдоль гребня поднимаемся по снегу и осыпи на пик 5792, высшую точку пер. Памяти Е. Говора 0,8 5796
13:50–14:30 в связках спускаемся вдоль снежно-ледового гребня, вверху разорванного, до скальной башни 0,3 5680
14:30–16:40 5 верёвок вниз по льду с раскисшим снегом 0,2 5550
16:40–17:40 в связках со страховкой через ледобуры траверсом на седловину пер. Юдина Западный 0,2 5540
27августа
07:00–11:30 в связках обходим разлом по большому сераку, затем 7 верёвок вниз по льду, бергшрунд 0,7 5220
11:10–12:30 в связках спускаемся на ледник, идём до срединной морены 1,3 5020
14:20–15:40 спускаемся по леднику к левой морене и на траву 2,6 4750
16:00–17:00 по тропе вдоль р. Акбайтал до первого крупного левого притока, тут дети пасут яков 3,4 4530
28августа
08:10–10:50 по тропам вдоль реки до трёх домов, отличный обед в гостях у семьи пастуха 8,3 4350
12:10–14:20 по тропам до Памирского тракта 7,7 4240
едем на попутном грузовике в Каракуль 3960
29августа
едем на джипах в Ош
30августа
31августа
самолёты Ош Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург

Погодные условия и снежная обстановка
В графике движения выше указаны лишь самые значительные погодные явления. Погода удивила. Ясных дней было не более трёх, причём все они выпали на наше нахождение в долинах. Большую часть времени облачность превышала 50. Поэтому часто «чего-то не хватало» в эмоциональном плане, а также пострадали фотоматериалы похода. Почти каждое утро на Музколе мы вставали или при снегопаде, или вскоре после его прекращения. Примечательно, что традиционный утренний снег нередко падал подолгу с голубого неба, и можно предположить тут какую-то локальную конденсацию. Эти снегопады были незначительными, обычно всего 3–5 см сначала они очень нас расстраивали, но затем мы привыкли к тому, что утреннее безобразие не означает никакого серьёзного ухудшения погоды. Чаще всего к обеду не оставалось никаких следов свежего снега. Отсиживаться нам не пришлось всего два раза мы пережидали сильный снегопад с потерей видимости, причём более сильный из них случился на Кичик-Алае. Снега на Музколе лежало мало. Ледники были открыты до 5200 и местами даже 5400. Не было проблем со снегом на северных склонах трёх первых перевалов. Сколько-нибудь заметная по усилиям тропёжка потребовалась только при восхождении на Биткаю, на траверсе её северного склона к перевалу Узловой, на высотах 5700–5850. После этого обилие снега на северных склонах двух последних перевалов оказалось несколько неожиданным.
Групповое специальное снаряжение
Наименование Кол-во Наименование Кол-во
Верёвка основная 50 м, > 50 м Локальные петли 5
Карабины 15 Снежные парашютики 2
Ледобур + сброс 14 Снежный щит (сброс) 1
Снежные парашютики и снежный щит не использовались. Скальное «железо» использовалось редко. Остальное снаряжение использовалось активно. Расходный репшнур использовался на спусках по льду для петель Абалакова, а расходная верёвка — на спусках по скалам. Статистика движения по дням
Дата Грязное ходовое время Пройденный путь в зачёт Набор и сброс высоты Препятствие
до обеда после обеда
25.08 10:10 2,0 +400 260
26.08 5:30 2:40 8,0 1010
27.08 2:40 2:10 16 290
Всего активными способами передвижения преодолён 221 км, не считая многочисленные разведки, а без учёта вторично пройденного пути 196 км, включая горный коэффициент 1,2. Общий набор высоты составил около 13900 м.
Картосхемы, метки навигатора и высотный график
На следующей странице приведена общая схема основной (памирской) части пройденного маршрута на основе схемы Вадима Ляпина 1991 г. Синим цветом отмечены ночёвки с датами прихода на них. Зелёными кружками отмечены пройденные препятствия, а зеленоватыми прямоугольниками выделены надписи тех из них, которые мы считаем первопрохождениями. Красным выделены автодороги. Далее приведены две более подробные схемы участков похода на основе топографических карт масштаба 1:100000 и меток GPS-навигатора. Ночёвки отмечены красным, числа соответствуют нумерации дней похода в высотном графике.

СКАЧАТЬ схему маршрута

Рис. 1: Схема маршрута, отмечены ночёвки и перевалы, подписаны первопрохождения
Рис. 2: Схема маршрута слева с 29 июля по 1 августа, справа с 3 по 15 августа
Рис. 3: Схема маршрута с 15 по 27 августа
Здесь представлены две версии высотного графика: относительно времени и пройденного расстояния. Сергей Сальников построил эти графики на основе меток GPS-навигатора при помощи написанного им ранее скрипта.
Рис. 4: Высотные графики

Выводы и рекомендации
За 27 ходовых дней пройден весьма интересный и оригинальный высотный спортивный маршрут, соответствующий 5 к.с., в редко посещаемом, суровом горном массиве Музкол на Восточном Памире. Пять перевалов пройдены впервые: три 3А, один 2Б и один 2А. Пять пройденных перевалов выше 5600 м. Все перевалы похода логичны и открывают новые возможности для построения маршрутов. Совершены несложные восхождения на два шеститысячника, из них одно первыми из туристов и, опять же, по новому маршруту. Участники получили великолепный опыт преодоления различных форм горного рельефа и яркие ощущения первопроходцев. Вместе с новыми перевалами пройдены три ущелья в хребте Южный Зорташкол, ранее не описанные туристами. При всей новизне, группе удалось практически полностью пройти заявленный маршрут по основному варианту, соблюдая все меры безопасности. Не удалось только восхождение на один из трёх заявленных шеститысячников, да и то в немалой степени по причине снегопада. Это говорит о достаточной подготовленности группы, тщательности проработки маршрута, а также правильной оценке адекватности задач именно для этого состава. Всего по скалам и льду потребовалось повесить 2450 м перил, из них 450 м на подъём и 2000 м на спуск. Дисбаланс в сторону спусков вызван двумя факторами: сама концепция маршрута диктовала прохождение некоторых препятствий в определённом направлении некоторые участки на подъём оказались проще ожидаемого, а некоторые участки на спуск, наоборот, сложнее. Группа продемонстрировала в целом хорошую техническую подготовку, хотя и получилась очень разнородной. Для четверых из восьми участников это была первая горная «пятёрка», но все участники имели большой опыт походов, некоторые не только горных, или значительный альпинистский опыт. Это позволило группе надёжно проходить препятствия определяющей трудности при дефиците информации о них. Поход был достаточно тяжёлым физически: 22 дня непрерывно выше 4000 м, девять ночёвок выше 5000 м, из них три выше 5500 м, включая две на седловинах перевалов. При этом четыре участника впервые были на Памире, из них двое прежде не бывали на 5000 м. Для повышения безопасности автономного похода в удалённом высотном районе руководитель ещё на ранних этапах планирования выделил первые 3-4 дня на предварительную акклиматизацию в горах пониже. Это решение сыграло важную роль в общем успехе похода. Для облегчения рюкзаков группа сделала две заброски. В середине маршрута устроили днёвку на траве. В конце накопленная усталость становилась заметнее, поэтому группа отдыхала чаще, на полуднёвках всего их вышло четыре, включая выход за заброской. Некоторые участники экономили силы, отказываясь от радиальных выходов. Группа не была схоженной: участники представляли разные турклубы Новосибирска и Екатеринбурга, и даже некоторые новосибирцы познакомились незадолго до похода. Естественно, иногда возникали разногласия в подходах и стилях работы, но их всегда удавалось спокойно улаживать. Это случай, когда трудности сплачивают.
Замечания по перевалам
Перевал Бозбайтал
Пер. Бозбайтал 1Б-2А высотой около 5210 в хребте Зорташкол обозначен на схеме Вадима Ляпина между ледниками № 460 и 499. На самом деле на этом участке хребет не опускается ниже 5300, а осмотр северных склонов, по нашему мнению, исключает наличие таких простых путей. Отмеченное несоответствие как раз и навело автора на мысль, ф. 134+ впоследствии реализованную группой как пер. Косой 2Б. Перечень высокогорных перевалов тоже включает пер. Бозбайтал 1Б высотой 5200. Он должен связывать верховья правого истока р. Бозбайтал с верховьями левого притока р. Зорташкол, находясь восточнее вершины 5648. Эта вершина находится в 5 км запад-ф. 143+нее упомянутой отметки перевала на схеме, рядом с пер. Бабеля 3А. Не исключено, что ф. 95 там действительно есть не очень сложный перевал с ледника № 462 на левый приток речкис ледника № 498, впадающей в Бозбайтал, но едва ли он 1Б и уж точно не ниже 5450. Привлекательнее всего там вообще-то выглядит траверс вершины 5648.
Перевал Чатагай
На схеме Вадима Ляпина отмечен перевал Чатагай 2Б в гребне, соединяющем пик Ча- тагай с главным хребтом. Мы сфотографировали гребень с обеих сторон, но установить ф. 223 местонахождение перевала не смогли, а он был бы полезен.ф.247+
Перевал Пионер
В отчёте Харченко есть три фотографии с надписями «пер. Пионер»: фото64, 66 и 75. Эти надписи противоречивы. Стрелка на фото 64 со стороны ледника Сауксай поставлена (видимо) просто посередине относительно ровного участка гребня. Седловина на фото 66 находится у правого конца этого участка и ведёт на небольшой ледник № 711, но спуск туда очень крут и опасен, как потом отметила группа Стрыгина. Стрелка на фото 75 указывает ф. 251 на седловину, откуда наша группа спустилась на ледник № 710, но по другую сторону от неё находится ледник № 711, а вовсе не ледник Сауксай. Узловая вершина между этими тремя ледниками никак не выделяется на фото 64. Верхняя часть спуска с неё к седловине с фото 75 видна на фото 78. См. также фото 24–28 в отчёте Стрыгина. Стрыгин указал три седловины перевала Пионер, отметив, что с западной стороны северная труднее других. Мы можем добавить, что спуск с этого гребня на ледник № 710 ни ф. 281 в одном месте ничуть не лучше спуска с южной седловины на ледник № 711. Единственный ф. 275 нормальный вариант спуска пройден нашей группой и назван пер. Опаловый во избежание дальнейшей путаницы.
Перевалы Верность и Памирский тракт
Эти два перевала обозначены на схеме Вадима Ляпина южнее ответвления от Музкола хребта Акбайтал. Описание пер. Верность 2Б в отчёте Лобова чёткое ленинградцы ходили ф. 291+ его и позже. Однако со вторым, вроде как 2А к.т. и высотой 5720, руководитель не смог разобраться до похода и продолжал удивляться на местности: вроде там только один перевал ф. 300+ и такие характеристики туда не вписываются. К сожалению, единственный найденный ф. 295+ источник по пер. Памирский тракт —отчёт Рахимова— не содержит фотографий этого участка там есть лишь краткое описание прохождения и схема. Напрашивается следующий вывод. Возможно, он не нов, ибо пер. Памирский тракт нет ф. 298+ в Перечне высокогорных перевалов, но тогда не будет лишним повториться. Вероятно, на ф. 308+ подходе под пер. Верность группа Рахимова рано свернула в сай и поднялась на гребень слишком близко к вершине 5895. Оттуда к седловине, названной ими пер. Памирский тракт, они спускались по гребню два часа и указали в отчёте разницу в 300 м по высоте.
Дневник и технические описания ф. 1 ф. 2

Акклиматизация на Кичик-Алае

Дорога туда
28 июля. Ночным рейсом из Екатеринбурга в Ош прилетает Саша Набиев и едет на квартируГульнары, нашего туроператора. Немного поспав, он отправляется на рынок и закупает еду на первые дни похода, а затем находит микроавтобус для заезда на Кичик- Алай. Выбор водителя проходит с пристрастием, чтобы он знал дорогу по долине реки Кыргыз-ата.
29 июля. Ночным рейсом из Новосибирска прилетает основная группа из шести человек. Саша встречает нас в аэропорту. Оставив на квартире часть вещей, снаряжения и продуктов, выезжаем в горы. После холмисто-равнинной части и небольшого перевала неоправданно долго завтракаем в Ноокате. Вскоре едем по красивому ущелью, погода утром отличная. Останавливаемся перед шлагбаумом национального парка. Руководитель видел фото поста намного выше, в долине реки Коргон, правого истока Кыргыз-аты, и ошибочно посчитал, что парк охватывает только тот бассейн. Это повлияло на выбор левого истока, реки Кара-Кой, в качестве места для акклиматизации, хотя Коргон казался привлекательнее. На самом деле, парк начинается ниже слияния истоков и покрывает оба бассейна (возможно не полностью). Стенды с условиями посещения парка только на киргизском. Платим по 200 сом с каждого. Через 3 км слияние и развилка. Дорога по Кара-Кою сперва ничуть не хуже вокруг огороды, юрты и даже капитальные строения. За ослепительно зелёными склонами повсюду стоят мощные скальные гребни места очень красивые и денег за них не жалко. Наоборот, раз здесь нацпарк, тому должна быть достойная причина. Проезжаем ещё 2 км с небольшим — чистый выигрыш относительно плана. Тут дорога сыровата и уже успел возникнуть вопрос, где же машина развернётся, но водитель осознанно ехал к месту, где справа подходит дорога с перевала Комурдоба. Значит, Саша с ним не прогадал.
Перевал Озёрный 1А
Находится в северном отроге Кичик-Алая.
Соединяет верховья долины Актюбе и долину Кара-Кой (Карагой).
Координаты N 39.972353, E 72.584438.
Ориентация склонов СВ–ЮЗ.
Характер: осыпной.
Трудность: 1А.
Высота 4007 м.
Пройден 30 июля 2016 г. группой из Новосибирска, рук. Александр Ульянов.Пешком.
29июля, продолжение. Идём сперва по дороге, отмечаем мост на правый берег, но остаёмся на левом. Когда дорога уходит на склон, идём по тропе под кустами арчи. После второго привала на обширной поляне следуем одной из тропинок вниз к реке, где понимаем, что напрасно. Устраиваем ранний обед, чтобы заодно разведать брод и продолжение тропы поверху. Простого брода не находим, зато вверху тропа просто забирается чуть повыше, обходя прижим. Уже видно, что на правом берегу тропа лучше. За прижимом ещё одна приятная поляна, пасутся кони. Дальше подступает курумник, а противоположный берег остаётся зелёным. Местный парень пытается показать нам дорогу и хилый мостик. Погода портится. Пока недолго пережидаем дождик на подходе к высокому валу морены, подпирающему озеро, Андрей разведывает продолжение потерявшейся было тропы. Река вытекает в нескольких местах из-под этой морены, а хорошо набитая тропа от озера уходит выше этих истоков на правый берег. Без труда выходим по ложбине мимо вала к озеру. Видимость падает, ставим палатку на первом подходящем месте. Тут тоже кони, причём, на удивление, они сразу же стараются подойти к нам поближе. Ни людей, ни их стоянок не видно. Начинается неприятный дождь, пока мы не успели спрятаться. После ужина руководитель и его тёзка гуляют вверх вдоль ручья с целью улучшения акклиматизации, встречая в тумане коров или лишь их внезапное мычание. 30июля. Поднимаемся вдоль ручья под перевал Озёрный. Поначалу река Кара-Кой видна почти до ледника. Сперва идём по травянистому склону, но постепенно всё больше ф. 3 камней. Перед перевальным взлётом обширное ровное каменистое поле. Взлёт пешеходный и затруднений не представляет, это же 1А. На гребне сильный ветер и мы наблюдаем, как ф. 4 он останавливает и поднимает ползущие сзади облака. В туре записка группы туристов МГУ трёхдневной давности, руководитель Александр Двойнев. С перевала короткий осыпной спуск в правый рандклюфт, но в нём нет хорошей воды. Идём вдоль этого жёлоба, перед сбросами уходим левее, почти на зачехлённый ледник, и спускаемся вдоль скалы к поляне, где и обедаем. Андрей разведывает путь дальше, подтверждая своё предположение: можно заметно срезать и пройти под ледник Актюбе практически по прямой и с малой потерей высоты.
Выводы и замечания по перевалу Озёрный
Подъём от подпрудного озера на реке Кара-Кой на седловину 3:20
Спуск на морены лед. Актюбе 1:10
Итого 4:30
Популярный перевал, соответствует 1А.
Перевал Гранитный 1Б
Находится в северном отроге Кичик-Алая.
Соединяет ледник Актюбе и морены ледника Кара-Кой (Карагой) Западный.
Координаты N 39.931305, E 72.586601.
Ориентация склонов СЗ–В.
Характер: (СЗ) снежно-ледовый (В) скально-осыпной.
Трудность: 1Б*.
Высота 4331 м.
Пройден 31 июля 2016 г. группой из Новосибирска, рук. Александр Ульянов.

Подъём в связках одновременно спуск 10 м перил, далее пешком.
30июля, продолжение. Примерно от центра конечных морен выходим вверх по длинному гребешку на обширное выполаживание. Смещаемся вправо для обхода грязной ямы по ровной морене, далее находим путь по гребням между ледовых сколов и проталин с водой. У большой проталины хулиганим, подцепив ледорубами полуметровый камень у края скола и скинув его вниз. Далее, следуя изгибу ледника, срединная морена становится тоньше. Хороших мест для стоянки не видно. К тому же, портится погода. Ровняем площадку, хотя можно было ещё пройти по морене.ф. 5+,ф. 7+,ф. 11,ф. 13,ф. 14
31июля. Утром всё в снегу и снегопад продолжается, а видимости совсем нет. В процессе ожидания понимаем, что не успеваем пройти перевал Скрытный, но пока надеемся пройти Гранитный — он ближе, ниже и проще. В десятом часу, не видя никаких изменений к лучшему, руководитель вынужден детальнее продумывать развитие событий после отступления вниз, да и лагерь уже собираем, намереваясь отходить. И тут внезапно тучу начисто сдувает! Выходим вверх.
Переходим с нашей срединной морены на другую полосу ближе к правому борту и поднимаемся до её истощения, обойдя при этом ледопадную зону. На леднике связываемся и идём вдоль правого края напрямик к перевалу Гранитный. Глубокая седловина чётко читается, а за ней в гребне две характерных башни. Вскоре снег раскисает под ярким солнцем. Пройти Скрытный сегодня нам было бы тяжело, да и небезопасно там, видимо. Отдыхаем под снежным взлётом. Этот склон безопасен. Быстро поднимаемся по косой под бергшрунд, где он ниже всего по склону, и далее вдоль него в большую мульду. В туре записка группы турклуба «Вестра» от 3 июля 2014 г., руководитель Н. М. Рысакова. Причём они сняли записку Лебедева от 18 июля 2014?! Очевидно, перепутали год: Лебедев сделал первое прохождение 18 июля 2000 года.
Спуск начинается каменной пробкой. Андрей кидает перильную верёвку впрочем, нуж-ны лишь несколько метров. Сергей последний. К началу нашего спуска небо опять затянуло. Идём по осыпному кулуару ближе к его правому краю. Спуск прост, только в нижней части на мокрых крупных камнях несколько неприятно. В тумане пересекаем морену и выходим к речке, чтобы пообедать. Тут как раз проясняется и можно оглядеться.
Далее оказывается удобнее отойти от речки на правобережную морену. По ней выходим на травянистые просторы, где пасутся яки. Здесь и ставим лагерь: дальнейший спуск снова по моренам, там основная камера и язык ледника Кара-Кой рисковать не хочется, да и места тут отличные. Правда, высоту мы скинули незначительно, всего 500 метров от седловины. Саше не очень хорошо, но не критично. Большую популярность в группе приобретает пульсоксиметр, Лера даже начинает записывать показания у всех.
1 августа. Спуск вдоль речки по левому борту представляется неудобным, даже если каньон проходится легко. Идём по полосе травы между склоном каньона и подходящей справа морене. В конце полоса сужается. Через проём между ригелем и мореной спускаемся на открывшееся взору каменное безобразие. Идти по нему оказывается неожиданно трудно: камни преимущественно от полуметра до метра, многие «живые». Исходно мы хотели выйти на правый борт, однако, лавируя по рельефу, с трудом реализуем замысел. Наконец, перед самым привалом видим правый склон уже за языком и, более того, туры у выхода на тропу, заметную ниже по склону.
По тропе обходим непроходимый, тесный каньон. Местами склон довольно крут издали (и сослепу) даже казалось, что там есть овринг. Его нет, но в самом крутом месте тропа перегорожена воротами, чтобы не пускать скот. Ниже обхода отдыхаем на живописной полянке над каньоном. Спуск с неё немного крутоватый и мокрый, а затем спокойный путь по травке вдоль реки. Здесь отстаёт Андрей, слегка потянув ногу на противной морене. С появлением арчи тропа отходит от реки в заросли. За плавным поворотом открывается вид на уже знакомое нам озеро. Здесь тропа сильно разбита скотом. Спускаемся к устьевым разливам ручья и бродим его, разувшись. На левом берегу собака и, подальше, несколько пастухов на лошадях. Табун неосёдланных лошадей убегает от нас вниз по тропе возможно, поэтому пастухи по сути сопровождают нас на спуске до самой истокова реки ниже озера, где мы останавливаемся на обед.
Мы заранее решили пойти теперь по правому берегу. Находясь, видимо, чуть вдали от реки, минуем встречную группу, не оставливаясь. Они поднимаются по левому берегу и машут нам, но некоторые, а главное — руководитель, умудряются их даже не заметить! Видать, настолько хорошо идётся. На третьем переходе попадаем на большую обжитую поляну. Местные жители не проявляют к нам никакого интереса. Переходим реку по мосту и далее спускаемся по дороге навстречу машине, подъехавшей практически точно в условленное время. Тем не менее, на последнем привале Костя успевает заштопать порванную кустами тельняшку. Мы договаривались пройти ниже в случае дождя, но его нет. Приехав в Ош, ещё и гуляем по городу допоздна.
Выводы и замечания по перевалу Гранитный
Подъём от морен ледника Актюбе на седловину 6:50
Спуск с седловины до конца морен ледника Кара-Кой Центральный 5:20
Итого 12:10
В наших условиях перевал соответствует категории трудности 1Б. Из записки следует, что наше прохождение третье, причём первое с запада на восток. В этом направлении перевал существенно проще физически, но остаётся интересен эстетически.
На спуске с ледника Кара-Кой Западный в долину, как и на подъёме навстречу, рекомендуется идти по тропе на левом борту долины (см.отчёт Кривоноса 2013), чтобы избежать неприятной морены ледника Кара-Кой Центральный и заодно брода реки ниже. ф. 11
Музкол, первая часть
Отдых, закупки, дорога на Памир, заброска
2августа. Утром ждём прилёта последнего участника — Сергея Пономарёва. Акклиматизацию он прошёл, работая гидом на Белухе, а за последние дни должен был отдохнуть и восстановить силы. Затем идём на рынок, разбиваемся на подгруппы, закупаем продукты, возвращаемся на такси. Остаток дня фасуем продукты и к вечеру собираем рюкзаки. Приезжает Алишер, один из наших водителей. Уточняем с ним детали заезда. Похоже, реально уже завтра заехать к началу маршрута.
3августа.На рассвете приезжают наши джипы. Грузимся и едем. На выезде из города покупаем бензин, причём его разрешают наливать прямо в пластиковые бутылки. Еле удаётся позавтракать: всё ещё закрыто долго ехали, но место в итоге не понравилось. Очень красива долина реки Гюльча, даже жаль проезжать мимо. Однако мы не останавливаемся, ведь дорога дальняя, да и граница впереди. Пауза на перевале Талдык, и один из джипов неожиданно закипает. Встречаем тут группу учёных, делающих «тяньшанско-памирский профиль». На спуске хотелось увидеть Заалайский хребет, но он укрыт облаками.
Как известно, китайцы построили отличную дорогу от себя в Ош через погранзаставу Иркештам с выходом на Памирский тракт в Сарыташе. После развилки наш путь по тракту недолго идёт по Алайской долине. Дорога почти сразу становится заметно хуже, а после поворота на погранзаставу Бордоба заканчивается асфальт. Таможенники не проявляют интереса к нашим вещам. Водители сами ходят в их строение и, надо полагать, удовлетворяют все интересы известным способом. Один офицер дружелюбно расспрашивает нас о горах, пока мы ждём приглашения в будку паспортного контроля. Перед перевалом Кызыларт есть ещё пост военных, картинно выпрыгивающих на дорогу с автоматами. Здесь дорога доступна только джипам и грузовикам, местами недавно смыты мосты. На таджикских постах тоже никаких проблем, мы даже не выходим из машин.
Яркие краски Кызыларта сменяются суровой серостью «Долины смерти» Маркансу. Кое-где видны ледники на склонах Заалая. Не останавливаемся — руководителю удаётся сдержать своё беспокойное любопытство. Дальше красок чуть больше, но всё в таких же серых и бежевых тонах до самого появления огромного тёмно-синего озера Каракуль.
Сначала край его видно сверху, потом тракт спускается и подходит к посёлку Каракуль.ф. 16, ф. 18+, ф. 22, ф. 23, ф. 24. Подъезжаем к гостевому дому Saadat, оказывающемуся семейным бизнесом нашего второго водителя Момыша. Здесь нас угощают обедом. Появляется мужчина, размахивающий корочкой сотрудника национального парка. Мы не запаслись таджикскими деньгами, но договариваемся, что завтра водители поменяют валюту в Мургабе и завезут ему дань.
Отправившись дальше, вскоре сворачиваем с тракта на дорогу, ведущую в долину Бартанга. Наши водители знают эту дорогу: Алишер постоянно работает с иностранными туристами, а тут пролегает один из стандартных маршрутов турфирмы Момыш работает в фирме, много лет организующей охоту, в том числе на Музколе и Зулумарте. Останавливаемся ненадолго на южном берегу озера. Теперь уже ясно, что, если всё пойдёт нормально, то мы доберёмся до места сегодня, но дёргать всех частыми остановками не хочется.
Встречаем сломавшийся УАЗ, а в нём шеф Момыша, главный по охоте. Расспрашиваем его немного про местность, пока Момыш пытается помочь с ремонтом. По одной фразе догадываемся, что заедем на Зорташкол даже лучше, чем планировали. Река Кокуйбель неожиданно маловодна, с тёмной водой в фиолетовом русле. Уже близко снежные вершины северных отрогов Музкола, в том числе один шеститысячник — пик Северный Музкол. Сворачиваем влево на брод и по плоской полупустыне переваливаем к реке Зорташкол. Спугиваем стадо горных козлов, а может и редких архаров, здесь как раз обитающих. Проезжаем немного вверх по реке, чтобы и перебродить на разливах, и сократить расстояние до заброски. Музкол приветствует нас сильным ветром, по сути песчаной бурей.
4августа. С утра слабо заметно падение уровня воды в ближних рукавах, но их много, порядка десяти. На пути почти напрямик серьёзных рукавов не встречаем. Нескольким участникам приходится бродить трижды, чтобы перенести также мешки с заброской. В это время другие поднимаются на левобережную террасу и проходят к её дальнему краю, обрывающемуся к притоку с ледника № 471. Отсюда намечаем место для будущего лагеря на этом притоке. Лера, Андрей и Сергей П. остаются переносить вещи, а остальные пятеро несут заброску вверх по реке Зорташкол. Также Сергей получает задание пройти вверх по притоку в надежде просмотреть будущий путь спуска с нового перевала, но попадает в каньон и отступает, так что затея проваливается.
По холмистым террасам входим в широкую долину Зорташкола, кажущуюся снизу узкой лишь по сравнению с просторами, на которых она сливается с Кокуйбелем. При этом обходим прижим, вполне возможно непроходимый низом. Постепенно приближаемся к реке, затем идём то прямо вдоль воды, то срезаем по зелёным полянкам с интересными травами и местами солью на почве. Несколько прижимов проходим понизу, далее вынуждены вылезти вверх по чёткой и очень пыльной тропе. Бросается в глаза обилие камней причудливых форм размером с метр и больше, с дырками и просто выемками. Это результат работы ветра, несущего песок. Больше глазу тут не за что зацепиться. Костя часто разглядывает камни в поисках интересных включений Момыш говорил, что в этой долине ищут рубины. Прячем заброску в камнях. Обедаем на обратном пути у первого ручья. Ниже чистой воды долго нет, а Зорташкол, и утром-то мутный, уже превращается в шоколадный поток. Его многочисленные рукава соединяются, а вид устрашающий. Возвращаемся к месту утреннего брода и оттуда идём к палатке.
Перевал Музкольский 2А п/п
Находится в западной части хребта Южный Зорташкол.
Соединяет ледник № 479 (ЛП реки Кокуйбель) и верховья ПП реки Бозбайтал.
Координаты N 38.484611, E 73.215194.
Ориентация склонов С–ЮВ.
Характер: (С) снежно-ледовый (ЮВ) осыпной.
Трудность: 2А*.
Высота 5191 м.
Впервые(?) пройден насквозь 5-8 августа 2016 г. группой из Новосибирска, рук. Александр Ульянов.
Подъём в связках одновременно спуск пешком.

5августа. Сегодня первый раз за поход тяжёлые рюкзаки. Утром идти комфортно, но нудно. Вокруг каменистые увалы с очень редкой растительностью. Ручеёк только один, ф. 25+ через переход, а дальше три перехода до входа в наше ущелье, где сразу простой брод. Вскоре тропа идёт рядом с оранжевым каньоном. Здесь у некоторых начинает проявляться усталость, снижается темп. Поднимаемся далее вдоль берега по чёрной осыпи, встречаются конгломератные прижимы, проходимые снизу, в том числе по камням в русле Костя же ф. 29 быстрее обходит это участок поверху, и этот путь предпочтительнее.
Вскоре оба берега подступают к речке — впереди каньон. Останавливаемся на обед.
Сергей С. отправляется в разведку по правому берегу, а руководитель поднимается на ф. 30+ террасу по левому. В перспективе правый берег кажется лучше, выходим по нему. Тут приходится спускаться к руслу после набора около 50 метров лишней высоты. В целом путь далее нетруден, только один прижим интересен прохождением с элементами лазания, но всего несколько шагов.
Из-за причуд акклиматизации начинает отставать Олег. Время подумать о постановке лагеря. Рядом мест нет, но впереди за каменным полем появляется вал конечной морены ледника № 479 в обрамлении оранжевых склонов и с травянистой поляной внизу. Чтобы ф. 33 попасть на неё, бродим речку в месте слияния потоков, текущих справа и слева от ледника.
Оранжевые скалы спускаются в долину рядом с поляной. Гуляя по ним с разной степенью упорства, обнаруживаем любопытные глубокие трещины между блоками, не падающими лишь благодаря малому общему уклону. За скалами каньон с водопадом. Эта речка вытекает из боковой долины, питается с ледника № 481. Сергей С. и руководитель идут вверх вблизи края скал до выполаживания, откуда виден возможный путь обхода ещё чуть ф. 34+ выше, чтобы подняться на морену основного ледника № 479 у его левого борта, не проходя по камнеопасному каньону. Позже Саша также поднимается туда с целью улучшения акклиматизации. Андрей и Сергей П. порываются разведать подъём по правому рандклюфту, однако этот вариант отвергнут ввиду угрожающего камнями вала морены. На закате яркие ф. 38 породы этого ущелья и вовсе будто в огне.
6августа.По предложению Андрея утром решаем всё же пройти более коротким путём по каньону под валом морены, наблюдая за камнеопасным валом, где были сходы вечером. Но сейчас тут тихо. Поднявшись на зачехлённый ледник у левого края, идём по жёлобу чуть в стороне от края. В центре ледника все камни и поверхность льда фиолетовые, за исключением редких огромных жёлтых глыб. Склоны за ледником, наоборот, богаты жёлтым. Налетает туча и недолго посыпает нас снегом. По левобережной морене подходим к высокому лбу открытого льда. Ввиду нестабильной погоды ставим палатку на морене.
После обеда, дождавшись улучшения погоды, Костя, Сергей С. и руководитель выходят на разведку. Поднимаемся на ледовый лоб, связываемся, частично проходим и частично ф. 39+ обходим небольшой ледопад, оцениваем места для стоянки в нём и выше в цирке, выбираем путь подъёма на перевал. Он практически совпадает с намеченным заранее по космоснимкам. Поскольку безопасные места в цирке есть, решаем поднять лагерь сюда. Так и акклиматизация потом должна пройти получше, и на перевал можно подняться пораньше.
7августа. Выходим двумя связками по четыре человека. Склон прямо под гребнем перевала достаточно крут, в левой по ходу части камнеопасен, а в правой перекрывается мощными ледовыми обвалами. Правее зоны обвалов находится удобный ледовый склон ф. 42+ средней крутизны, тянущийся выше перевала к ближней вершине пика Музкольский 5810. Ещё правее склон более выпуклый и сильно разорванный выше перегиба. В нашем случае под центром удобного склона лежит старый лавинный вынос с него мы и начинаем ф. 43 ф. 44+ ф. 48+ ф. 53, ф. 55+ ф. 58+ ф. 61+ подъём. В верхней части склона под перегибом забираем вправо. На перегибе есть открытые и полуоткрытые трещины, но проходятся они легко. Склоны пика не создают для нас лавинной опасности. Делаем привал на выполаживании, затем забираем немного влево и поднимаемся выше ледового сброса, остающегося слева. Отсюда простой выход на седловину, 400 метров по ровному леднику. Широченная седловина покрыта мелкой рыжей осыпью. Следов посещения людьми мы не обнаружили.
Налегке выходим по готовности вверх по гребню хребта, а Сергей П. предпочитает остаться на седловине, погулять тут и подежурить. Движемся в основном по склону вблизи гребня, иногда выходя на сам гребень. В целом он достаточно пологий, но встречаются скалистые выступы. Захватывают дух обрывы к леднику, по которому мы только что поднимались юго-восточный же склон осыпной от гребня и до самого низу, за исключением двух коротких участков, требующих повышенной аккуратности. Первый — обход жандарма. Второй — неприятная мокрая осыпь между чёрных скал, возможно, лежащая на льду. Лера идёт медленнее других и Андрей с ней. Уславливаемся, что они так и пойдут своим темпом и сами решат, когда повернуть вниз.
Остальные пятеро поднимаются на запланированную конечную точку этого акклиматизационного радиального выхода — вершину 5540. Чётких следов здесь тоже не видно, лишь в одной кучке камней можно заподозрить развалины тура. Судя, по отрывочным сведениям, об экспедициях британских альпинистов совместно с Семилеткиным и другими, их участники поднимались сюда из той же долины, что и мы, но по-другому, северо-восточному гребню, через ледник № 478. Решив оставить долговечный след о нашем посещении, помимо тура, Костя выцарапывает соответствующую надпись на плоском камне. Вид с этой вершины существенно лучше вида с перевала, но нам его подпортили облака и общая низкая прозрачность воздуха. Однако при редких появлениях солнца весьма эффектен близлежащий пик Музкольский, сложенный фиолетовой породой. Считаем, что лучше называть его Фиолетовым, а не Музкольским, тем более, что находится он в хребте Зорташкол, а не в главном хребте, то есть собственно Музколе. Права не имеем, но для нас он вот такой.
Спускаемся на рыжую седловину быстро. Тут обед и затем спуск по рыжей породе в фиолетовый рандклюфт, местами элементы простого лазания. Дальше идём вниз по ручью и часто перешагиваем его. Описаний этого ущелья не было. Группа растягивается, потому что Сергей С. бежит впереди с расчётом на возможные разведки, а сзади начинает отставать Саша. На привале Андрей отмечает, что Саша плохо держит равновесие, после чего они с Костей присматривают за ним. Руководителю следовало сразу придать этому большее значение: сэкономили бы силы чуть позже. Можно было заночевать почти тут же, но мы пошли вниз в надежде спуститься в долину реки Бозбайтал, на 250 метров ниже.
Зная об устьевом каньоне, при первых признаках его приближения руководитель выводит группу на левый склон. Здесь обычный конгломерат умеренной крутизны, но Саша сейчас оказывается не в состоянии уверенно пройти его. После его очередного падения Костя кричит, что так нельзя и необходимо вернуться. Возвращаемся в русло, делаем разведки. Сначала Андрей докладывает, что внизу непроход и страшные стены отступаем ещё метров 500 на разливы, ибо и тут лагерь ставить опасно. Затем Костя и Сергей C. снова идут в каньон с заданием поискать компромиссный выход наверх, за которым не нужно было бы траверсировать конгломерат. Выход они находят и возвращаются поверху, но вылезать там с рюкзаками никто не хочет. По утрам Саше лучше, пройдём по склону. Причина Сашиной нестабильности очевидна: сонливость. Расследование выявляет причину сонливости — злоупотребление таблетками от бессонницы. Отныне таблетки запрещены, а сон должен постепенно наладиться сам.
8августа. Утром спокойно проходим конгломератный склон и спускаемся на бугор у самого тесного участка каньона. Отсюда простой путь по старым моренам вверх по реке Бозбайтал. Идём траверсом между холмов, выходим к руслу только через переход. Долина сильно отличается от невзрачного Зорташкола, да и сама река тоже. Например, в русле то и дело видны скальные выходы. Останавливаемся около устья нужного притока на невысокой террасе с чахлой травой. Здесь намечена полуднёвка. Стоит ясная погода, очень тепло. Второй и последний раз за весь поход! Такого тепла уже не будет. ф. 66+
Выводы и замечания по перевалу Музкольский
Подъём по ущелью до фронтальной морены ледника № 479 4:40
Подъём по моренам и леднику в верхний цирк 5:00
Подъём из верхнего цирка на седловину 1:30
Радиальный выход на вершину 5540 3:20
Спуск от седловины до реки Бозбайтал 3:30
Итого 18:00
Этот перевал обозначен на схеме Вадима Ляпина с категорией трудности 1Б. Источник нам не известен. Руководитель заранее ожидал тут и заявил больше, чем 1Б. Группа шла в режиме первопрохождения, на стадии акклиматизации и с приличным весом рюкзаков это следует учесть при оценке затрат времени. В наших условиях перевал соответствует 2А, несмотря на то, что пройден без применения перил. Сомнительно, что перила потребуются при меньшем количестве снега, однако при значительно большем следует внимательно отнестись к возможности лавин с пика Музкольский, частично перекрывающих простейший путь подъёма на перевал. Поэтому предлагаем внести пер. Музкольский в перечень как 2А*. Кроме того, здесь длительный и трудоёмкий подход с севера и суровый непроходимый каньон с юго-востока с обходом по конгломератному склону. Перевал и подход очень красивы, вокруг необычайно яркой породы. Если бы названия ещё не было, мы бы назвали его Ярким. Очень рекомендуем ходить этот замечательный, памирский перевал в походах от 4 к.с. Отметим также, что это единственный пройденный перевал, связывающий долину Бозбайтала с равниной на левом берегу реки Кокуйбель. Восточнее ближайший пер. Таджикских Вертолётчиков 2Б значительно труднее, да и, строго говоря, идётся из бассейна Зорташкола, а не самого Кокуйбеля. Западнее же есть некатегорийный перевал в уже низовьях, где хребет Южный Зорташкол оканчивается. Поэтому пер. Музкольский не принципиален, но он удобен для акклиматизации как сам по себе, так и ввиду богатых возможностей для радиальных выходов, от простых (5100, 5540) до могущих представлять самостоятельный интерес, например, на пик Музкольский 5810.
Перевал Извилистый 3А п/п и пик Советский Таджикистан 2Б п/п
Перевал находится в хребте Южный Зорташкол. Соединяет ледник № 498 (ПП реки Бозбайтал) и ледник № 463 (ЛП реки Зорташкол).
Координаты высшей точки N 38.531724, E 73.273931.
Ориентация склонов ЮЗ–СВ.
Характер: траверс узловой вершины, комбинированный.
Трудность: 3А.
Высота 5700 м.
Впервые пройден 9-12 августа 2016 г. группой из Новосибирска, ф. 78 рук. Александр Ульянов.
Подъём в связках одновременно и 250 м перил спуск 350 м перил, на три такта, пешком.
Запятая поставлена умышленно.
ф. 105+ ф. 68+ ф. 70+ ф. 74+ ф. 78+ ф. 80, ф. 81+ ф. 85+ ф. 87+
8августа, продолжение. После обеда Сергей С. и руководитель относят небольшую заброску к устью следующего притока. По пути просматриваем предстоящий завтра обход каньона. Один участок склона вызывает подозрения: как будто слишком крутой. Группа Романенкова прошла там, но ведь могло и обвалиться что-то за четыре года. Поэтому Сергей П. и Андрей отправляются разведать каньон, однако там оказывается очень неприятно. Костя гуляет поверху, возвращается с обнадёживающими новостями, но не удаётся понять с его слов, видел ли он тот подозрительный участок. Через некоторое время спадает жара, руководитель выходит наверх и окончательно убеждается в том, что идти надо именно туда. Оптимален путь как можно выше по склону, почти под самыми скалами. Следовало попросить у кого-нибудь фотоаппарат: пропадают отличные виды вверх по Бозбайталу в выгодном освещении, а утром оно заведомо будет хуже.
9августа. Обходим нижний каньон без особого напряжения и спускаемся во влажную ложбину. Здесь следы волка. По очень старым моренам обходим продолжение каньона. Есть участок необычного характера: крупные сильно выветренные камни не навалены друг на друга, а лежат на почти ровной плотной поверхности, сложенной совсем мелкими, так, что между ними почти везде легко пройти, но приходится лавировать. Затем постепенно выходим к реке. Вскоре русло сужается, а впереди хаос разнокалиберных камней.
Здесь дискутируем, с какой стороны забираться на ледник. Выбираем орографически левый поток, ибо проход под правым бортом выглядит опаснее. Дальше в левом потоке тоже немного печально, но мы сворачиваем из него в уходящий наверх желобок, наличие которого предполагали раньше по разнице в цвете холмов. Судя по космоснимку, практически напротив него находится поворот к перевалу Бабеля 3А. По желобку огибаем вал морены и выходим на выполаживание у правого борта. Оттуда поднимаемся на ровный ледник, зачехлённый по центру. Пора обедать, но, увы, воды нет! Только за первым поворотом ледника видим смысл приспуститься вправо на открытый лёд, где вода есть.
После обеда проходим выкручивание ледника. Он открыт, хотя высота уже 5200. Перед вторым поворотом ледник становится закрытым, так что связываемся и подходим в верхний цирк. Наш перевал, замыкающий цирк, уже давно перед глазами, но, как ни странно, никто о нём не говорит, и руководитель вынужден обозначить этот вопрос. Палатку ставим вблизи перевала Таджикских Вертолётчиков 2Б. Севернее, под склоном узловой вершины снежное болото, так что есть жидкая вода.
10августа. Ночью была пурга, выпало около 10 см снега. Перевальный взлёт преобразился. Проснулись и вышли на час-полтора раньше обычного неторопливого. В связках проходим под широкий кулуар, впереди Андрей. В нижней части выкручивания первая связка решает повесить перила, но после одной верёвки возвращается к одновременному движению. Руководитель намечал далее свернуть влево в чуть прикрытый склоном кулуар, выводящий ближе к узловой вершине, которую надо траверсировать. Однако в месте соединения кулуаров выходы скал прикрывают искомый поворот, поэтому Андрей выбирает более очевидный прямой путь на гребень по исходному кулуару. Больше здесь перила не понадобились: снег на осыпи и вверху просто мокрая осыпь.
Гребень этот по всей длине обрывается далеко вниз отвесно и с нависаниями. Спускаться сюда совсем не хотелось, ведь ниже ещё лежит протяжённый ледовый склон. Наш план — траверс через узловую вершину на северный гребень. Фотографий этого цирка не нашлось, лишь профиль северного гребня различим на снимках с западной стороны восходителей на пик Зорташ: группы Романенкова и группы британцев. Теперь мы видим практически весь траверс в весьма впечатляющем ракурсе, и, хотя время только 8:30, сразу же возникают сомнения в том, что группе удастся за день дойти до удобного места.
Андрей и Костя организуют верёвку перил по гребню. Впереди жандарм, решаем обходить его низом. После верёвки дюльфера и траверса по склону попадаем в верхнюю часть того самого снежно-ледового кулуара, куда не свернули на подъёме. По нему Сергей С. провешивает верёвку до гребня, затем на скалах Андрей снова выходит вперёд. Крутизна тут небольшая, двух верёвок хватает почти до вершины, в конце несколько метров пешком. Высота 5700 по GPS, хотя по карте всего 5637. Вероятно, до нас тут никто не бывал.
Устраиваем большой перекус. Виды во все стороны замечательные, только облака мешают. Рядом три шеститысячника: северный гребень идёт к пику Советский Таджикистан ф. 93+ 6116, куда мы собираемся подняться, юго-западный гребень круто падает к перевалу Таджикских Вертолётчиков, прямо за ним стоит стена пика Зорташ 6121 и прикрытый им
пик Белая Пирамида 6060.
Сергей С. разведывает начало спуска на север, за ним уходит Андрей и третьим руководитель. Первая верёвка идёт практически по гребню, но уже вторая отклоняется вправо, ф. 98+ вскоре становится отвесной и выводит на большую наклонную осыпную полку. Выясняется, что лидеры посчитали продолжение гребня слишком опасным и предлагают вместо упорного траверса спускаться с этой полки по осыпи. Сами по себе камни тут сейчас не летят. Предложение принято, хотя и тут спуск не назовёшь приятным.
Дождавшись всей группы, идём по бордовой осыпи, но вскоре удобнее уйти вправо на лёд. Впереди Сергей П. уже ловко спускается на три такта лицом к склону. Однако не все ф. 103 оказываются такими ловкими, и Андрей вешает перила. Часть группы переходит обратно на осыпь. Ниже опять осыпь становится неудобной, решаем окончательно перейти на лёд. В это время летит шальной камень, пожалуй, единственный за весь наш спуск. Летит точно в Костю, только что доставшего верёвку из рюкзака. Костя грамотно уворачивается, но камень сбивает его рюкзак, пристраховать который тут было не за что. Рюкзак медленно кувыркается вниз по желобку на границе осыпи и льда, иногда высыпаются вещи. Далее проходим 6 верёвок перил по льду Костя и Сергей С. впереди, а Андрей сдёргивает на ф. 104 петлях Абалакова. Внизу два бергшрунда перешагиваются, и по старому лавинному выносу выходим на ледник № 463. Косте удалось собрать почти все вещи, но нет ремнабора и бутылки с изотоником. Пересекаем открытый ледник и ставим палатку на левобережной морене. Место отличное, каким оно и должно быть, ведь мы тут на две ночи. ф. 120
Пик находится
в северном отроге хребта Южный Зорташкол.
Координаты высшей точки N 38.548601, E 73.274013.
Высота 6119 м по GPS, 6116 м по карте.
Радиальное восхождение с юга.
Перепад высоты от лагеря до вершины: 880 метров.
Характер: внизу осыпной, вверху снежно-ледовый.
Трудность: слабая 2Б тур.
Совершено 11 августа 2016 г. группой из Новосибирска, рук. Александр Ульянов. ф. 108
В связках одновременно.
11августа. Костя остаётся — хочет найти утерянные ремнабор (нашёл) и изотоник (не нашёл). Всемером выходим на осыпной южный склон пика Советский Таджикистан. Сначала поднимаемся с уклоном вправо, чтобы выйти на наименее крутое юго-восточное ребро. Никаких сложностей нет, осыпь средняя и мелкая, достаточно устойчивая. Набор высоты более 400 метров до скальных выходов. По ним либо под ними, кому как удобнее, проходим немного к западу на седловинку, где легко перейти на спокойный ледник, стекающий с вершинного купола. Здесь Сергей П. решает вернуться в лагерь.
Двумя связками по трое поднимаемся по леднику, сперва в направлении его левого по ходу края, то есть южного гребня пика. Правее ледник покруче, да и на западном краю точно не будет много снега. Видно, что подъём там состоит из серии пологих увалов.
По факту снега на удивление мало на всём куполе: если в ложбинах он всё же имеется, ф. 109 то на подъёмах лёд совсем голый. После привала на осыпи южного гребня поднимаемся зигзагом, отходя чуть подальше от не очень приятного участка. За этим подъёмом южный гребень смыкается с восточным, а на север висит карниз. Отсюда до вершины около 150 метров почти без набора высоты, гребень широкий снежный, местами выдутый до камней. ф. 110+, ф. 137, ф. 117+, ф. 121+, ф. 124, ф. 126+, ф. 129+
Вершина плоская, из бордовых скал с глубоким обрывом на юго-запад и обрывом поменьше на северо-запад. Предыдущие выходы скал уже казались вершиной, но не завершались обрывом по направлению нашего движения. Признаков посещения вершины не видно, хотя альпинисты ходили на этот пик несколько раз. Складываем тур с запиской и обедаем. Лера, Олег и Саша первый раз выше 6000. Навигатор показывает 6119, на три метра больше надписи на картах. Обзор отсюда прекрасный, но нам снова не везёт: облаков много, даже Музкол закрывает то тут, то там. Зато удаётся просмотреть с высоты наш следующий перевал, фотографий которого опять же не было (в природе). И конечно, хорошо виден гребень с перевалом Необходимый 2А, откуда мы хотели подняться сюда, но ещё вчера утром поняли, что этот путь на пик сложнее пройденного нами сегодня. По пути подъёма спускаемся в лагерь примерно за два часа.
12августа. Накануне руководитель разведывал путь вниз по морене. Сначала там идётся нормально, но становится хуже перед поворотом ледника, где он огибает основание юго-восточного гребня пика Советский Таджикистан. Поэтому мы не пытаемся срезать этот поворот, а наоборот, перед ним уходим с морены направо, на открытый ледник. Идти по леднику тут тоже не очень удобно из-за обилия кальгаспор высотой порядка метра, с широкими плоскими верхушками. За поворотом их становится меньше, идём быстрее, смещаясь вправо к центру ледника. Упираемся в достаточно крутой ледовый лоб. Чтобы обойти его, отходим на морены влево и чуть назад, спускаемся по желобку. По ровной морене опять смещаемся вправо к длинному чёрному гребешку. Ещё сверху, до обхода, впереди была видна огромная проталина с озерцом, а гребешок этот тянется прямо к ней. Склоны гребешка из очень мелких камней, по ним идётся легко. Озерцо в форме полумесяца интересно тем, что длинный берег сильно нависает, по крайней мере при нынешнем уровне воды. За озерцом крутой спуск по морене к площадке с огромным камнем и видом в долину. Здесь мы срезаем поворот ледника вправо. Группа растягивается из-за усталости в коленях. Дожидаемся на площадке и быстро сходим с морены по руслу ручья на старые морены с редкой травой и покровом иссинечёрных камней. Когда ручей начинает падать влево в каньон основного потока, траверсируем морены направо к слиянию с речкой с ледников № 460–462. Напротив, видна долина её главного истока — наша следующая, и снова не описанная ни в одном из доступных отчётов. У самого слияния нас ждёт неожиданный подарок природы: поляна густой зелёной травы! В нескольких местах вода сочится из-под старой морены, потому и травы столько. Мы завершили кольцевую часть маршрута, осталось только взять заброску. Днёвку проведём здесь, а сегодня после обеда сходим вниз за продуктами. При этом остаются в лагере наиболее усталые и нуждающиеся в мелком ремонте — Лера, Андрей и Олег. Перепрыгнув по камням речку с сегодняшнего ледника, забираемся на склон, поскольку ниже нашего слияния поток уходит в устьевой каньон длиной 1,5 км. Полупустынными холмами срезаем поворот на выходе ущелья в долину реки Зорташкол. Как и ниже, долина здесь серая, скудная. Как и ниже, встречаются россыпи огромных камней, давшие долине название. В руслах, затапливаемых вечерней высокой водой, замечаем любопытные растения. Жаль, в группе нет биологов, да и геологов тоже. По части минералогии у нас хотя бы есть любитель — Костя. Он же хорошо разбирается в звериных следах. Например, по их количеству Костя оценил плотность населения волков в районе. Ниже встречаем следы неудачной охоты крупной кошки на копытное. Наша заброска цела, к ужину возвращаемся. По-киргизски зор + таш означает огромный + камень.
Выводы и замечания по перевалу Извилистый
Затраченное на прохождение ходовое время, включая короткие привалы, но не включая восхождение на пик Советский Таджикистан:
Подъём от реки Бозбайтал до морен ледника № 498 3:00
Подъём по леднику в верхний цирк 4:30
Подъём из верхнего цирка на гребень 2:00
Траверс восточного гребня до вершины 3:00
Спуск на ледник № 463 5:30
Спуск по леднику до травы 3:20
Итого 21:20
Перевал соответствует категории трудности 3А для прохождения в нашем направлении. Рекомендуем для прохождения в походах 5-6 к.с. Представляет большой интерес и в спортивном, и в эстетическом плане: проходится по гребням узловой вершины рядом с тремя шеститысячниками требует разнообразной технической работы на разрушенных скалах и льду. Северный склон может быть опасен и камнепадами, и лавинами. В наших условиях камнеопасность ожидалась высокая, но оказалась умеренной.
Для прохождения во встречном направлении может быть технически интереснее и безопаснее ледовый пер. Бабеля 3А, но он уступает по качеству видов. Также возможен обход, пройденный в 1983 году группой под рук. Ржепаковского именно с севера на юг, через пер. Необходимый 2А и пер. Таджикских Вертолётчиков 2Б. Западную сторону пер. Необходимый на подъём не ходили, а Романенков в отчёте 2012 года высказался о ней нелестно. Поэтому пер. Извилистый важен для построения маршрутов в этой части Музкола.
Группа отказалась от первоначально намеченного варианта прохождения траверсом от узловой вершины до седловины пер. Необходимый, посчитав его слишком опасным и трудоёмким. Эта проблема остаётся открытой если мы не правы и гребень всё же ходится, то рассматриваемое препятствие станет ещё интереснее.
На южном склоне перевала рекомендуем обратить внимание на боковой кулуар, куда мы планировали выйти снизу, а вышли только сверху. Это может уменьшить извилистость. Радикальный вариант — спуск на север прямо вниз от нашей первой седловины.
Выводы и замечания по пику Советский Таджикистан

Подъём от ледника № 463 у южного подножия пика до выхода на лёд 2:20
Подъём по льду на вершину 3:30
Спуск в лагерь по пути подъёма 2:00
Итого 7:50
Радиальное восхождение соответствует категории трудности 2Б (слабой) по туристской классификации. Технически оно простое и в этом аспекте похоже на восхождение на Биткаю Западную с севера по маршруту той же категории, до сих пор являвшемуся единственным известным на Музколе столь простым путём на шеститысячник. При этом на пике Советский Таджикистан более чем в полтора раза больше перепад высот от ночёвки и, следовательно, затраты времени. Зато чуть меньше трещин.
В хорошую погоду с этого пика открывается прекрасная панорама Музкола, видны районы пиков Революции (до него всего 80 км), Коммунизма (115 км), Ленина (95 км), а также Китайский Памир (140-180 км).
Рекомендуем включать это восхождение в походы 4-5 к.с. Планирующим сложные походы советуем подумать о траверсе пика Советский Таджикистан с северо-запада на него поднимались альпинисты (5А, видимо по льду). ф. 150, ф. 132, ф. 128
Музкол, вторая часть
Перевал Косой 2Б п/п
Находится в центральной части хребта Южный Зорташкол. Соединяет ледник № 490 (ЛП реки Зорташкол) и ледник № 500 (ПП реки Бозбайтал).
Координаты N 38.501775, E 73.362347.
Ориентация склонов СЗ–Ю.
Характер: (СЗ) снежно-ледовый (Ю) осыпной.
Трудность: слабая 2Б.
Высота 5642 м.
Впервые пройден 14-15 августа 2016 г. группой из Новосибирска, рук. Александр Ульянов.
Подъём в связках одновременно и попеременно спуск пешком, в связках одновременно, 30 м перил.
13августа. Днёвка. Заодно предполагается глубокая разведка предстоящей долины и морен, желательно до самого выхода на ледник № 460. Желающих так далеко погулять, правда, немного. Выходит, один Костя, но руководитель случайно увязывается за ним — с пуховкой вместо ледоруба. А также фотоаппарата. Выше впадения левого притока с ледника № 462 речка течёт около 700 метров в каньоне под наледью, замеченной ещё вчера. Поднимаемся левым берегом, сперва кажущимся попроще. Уже напротив каньона видим удобные террасы на правом берегу и решаем вернуться там.
Выше первого каньона плоский участок, в конце которого резкий подъём на конечные морены и заметная издали тёмная щель глухого второго каньона. Сомневаясь в наличии безопасного прохода по правому берегу, поднимаемся на морены по левому и смотрим на каньон сверху. Также отсюда потрясающий вид на правый борт долины, сложенный яркими породами разных цветов и прочности. Частокол жёлтых башен прорезан узкими и глубокими щелями притоков, а через ближайшую щель удачно пробивает луч солнца. Завтра такого не будет, ведь мы пройдём раньше с утра.
Выше каньона яма соваться туда смысла нет, ибо вверху она заперта высоким валом морены с ледовым гротом. Обходим яму, отступив от конгломератного склона на участок жёлтых глыб размерами от пары метров до нескольких. Преодолев его, приспускаемся на ровное чёрное поле. Вроде бы всё — отсюда завтра выйдем на ледник.
Возвращаясь, обходим крупноглыбовый участок выше по склону. Здесь интересные лиловые сланцы, растресканные на длинные палочки и рассыпающиеся под ногами ещё мельче. Спускаемся с морен по небольшому руслу и считаем, что этот путь оптимален. Перепрыгиваем речку почти у самого выхода из глухого каньона. Правый берег прорезан множеством саев, поэтому лучше пройти по руслу как можно ниже, а там выйти на террасы. Путь по этим террасам очень приятный, живописная травка, а к тому же, срезается поворот. Бродим на левый берег вблизи лагеря в обед здесь ещё нет проблем, а попозже река вздуется и станет ярко-красной.
Стоит сказать пару слов о небольшом леднике № 462. Его язык эффектно висит на бараньих лбах. У обоих бортов вытекают ручьи и падают каскадами. Интересно отметить, как ещё на разведке, то есть где-то в первой половине дня, мы увидели, что один из ручьёв резко увеличил расход и мощно выбивается из-подо льда, будто из огромной трубы под напором. Особенно интересно отметить, что этот фонтан довольно скоро иссяк, и ручей вернулся в своё спокойное состояние.
Вечером Костя насобирал мешок кизяка. Устраиваем ритуальный костёр в надежде задобрить горных духов и разогнать облака.
14августа. Перепрыгиваем реку поблизости. Лера и Андрей отстают, а на привале выясняется, что Лера промочила вкладыш ботинка. Почему-то только руководитель и Сергей С. отвлекаются на короткую экскурсию во второй каньон. Далеко там не пройдёшь: висят камни, впереди темнота, в которой хлещет водопад. Поднимаемся на морены по замёрзшему ручейку и вчерашним путём на чёрное поле в конце разведки.
До выхода на ледник отсюда ещё далеко. Слева по ходу огромный грот. Лишь обогнув его, видим вперёд до ледника, но там извилистая речка и неприятно. Уходим правее на моренный вал. Видимо, в таком случае лучше ещё от чёрного поля забирать правее, по следам ручья из левобережного рандклюфта (но тогда не увидите впечатляющий грот). ф. 135+
По валу идём долго, в итоге тут и обедаем. Дело всё в той же извилистой речке: оказалось, она вытекает из бергшрунда на левом борту ледника, отрезая диагонально наш вал от открытого языка глубоким ледовым каньоном. Приходится подняться почти до конца вала, а там речка ныряет под мост.
На леднике сразу надеваем кошки, ибо находимся под одной из его ступеней. Ледник спокойный на всём протяжении и открытый везде, кроме затенённой полосы по южному ф. 137+ (левому) борту и квадратного километра верхнего поля у перевала Обзорный 2А. К вечеру подходим под верхнее поле, по пути осматривая склоны. Как мы и ожидали по космоснимкам, простых перевалов тут не видно, так что наш вариант будет наиболее логичным. ф. 147 Хочется сделать радиальный выход на перевал Обзорный, но не хочется надевать обвязки, поэтому переносим выход на утро.
15августа. Костя, Сергей C. и руководитель идут на перевал Обзорный, но никакого обзора оттуда нет из-за облаков и ближних скал даже после небольшого обхода и подъёма.
Более серьёзного выхода не предполагалось. В это время первая связка выходит с места ф. 148+ стоянки в сторону намеченного и даже уже названного перевала. По космоснимкам руководитель предположил наличие тут простого выхода на хребет по снежно-ледовому склону.
Три дня назад на восхождении это место было видно оно оказалось пологой косой полкой. Полка соединяется с ледником ещё более пологим выкатом, по нему и начинаем подъём. ф. 150+ В средней части полки обходим небольшой серак, двигаясь попеременно.
Седловина перевала Косой широкая осыпная со скальными выходами. Прибор показывает высоту Эльбруса. Можно пройти по гребню на восток, скорее всего без каких-либо сложностей, метров 500 с набором около 150 до вершины с прекрасным обзором во все стороны, причём вероятно нехоженной. Погода неустойчива, небольшие облака то и дело налетают прямо на нас, поэтому мы даже не рассматриваем эту возможность. Довольствуемся ф. 154+ видом на соседнюю вершину Снежный барс 5875. Туда тоже хочется, путь по ледовому склону несложен. Однако в нашей нитке и так много выходов на вершины, эта просто не выдержала конкуренции.
Пройденная седловина не является самой низкой между связываемыми ею ледниками.
Гребень понижается к западу, и с южной стороны более естественной кажется седловина ф. 156+ в 500 метрах левее. Мы считаем, что перевал там тоже есть, но он труднее нашего Косого, потому что северный склон достаточно крут и без перил на нём не обойтись. Возможно ф. 146+ ещё несколько путей на участке между нашим перевалом и этим.
Быстро спускаемся по бордовой осыпи на ледник № 500, надеваем кошки и связываемся. Тут ледник ровный и закрытый, с постоянным плавным поворотом влево и небольшим уклоном. Постепенно он выкручивается и открывается, а также покрывается сплошными метровыми и выше кальгаспорами, поэтому почти весь проходим в связках, несмотря на уже большой уклон. Впереди во всей красе северная стена пика 6123. Её завораживающий ф. 159+ вид вместе с интересным рельефом ледника усыпляют нашу бдительность: мы так и спускаемся, виляя по центру, хотя следовало вовремя сообразить, что такой ледник очень даже может закончиться крутым сколом, поэтому целесообразно заранее уйти на одну из боковых морен. Когда сообразили, уходить уже поздно. В поисках выхода, впрочем, совсем недолгих, удачно достигаем края в оптимальном месте: здесь можно дюльфернуть на осыпь ф. 163+ , ф. 165+ без отвеса, не сшибая сосулек. Затем отходим обедать на безопасный холмик на стрелке, где морены этого ледника встречаются с моренами ледника под перевалом Муркалла 2A и впадают в правый рандклюфт ледника № 499 под северной стеной пика 6123.
После обеда спускаемся по рандклюфту. Справа малиновые склоны до самого низу, а слева светло-серые и жёлтые морены. Здесь туристы ходили много раз по пути через перевал Муркалла, но руководитель не запомнил мелких деталей. А путь интересный. Сначала по ручью, затем влево на жёлтые кучи, перед поворотом ручья влево вокруг куч — снова по руслу. За поворотом ручей спадает довольно круто, русло проходится несложно, но почему-то весьма увлекательно, с частыми перепрыгиваниями.
Обойдя так жёлтые валы фронтальной морены, выходим на большое выполаживание. За ним пробуем пройти по заросшим травой старым моренам слева, но далее вынуждены чуть вернуться, чтобы пересечь реку и обойти каньон. Спуск к ручью тут плотной группой по неприятному кулуарчику, а обход нетрудный, но нудный. Идти же специально по каньону, как некоторые группы, мы не захотели. В устье каньона забираем заброску.
Выводы и замечания по перевалу Косой
Подъём от травянистой поляны до выхода на ледник № 460 6:00
Подъём по леднику на верхнее плато 3:40
Подъём от ледника на седловину 1:50
Спуск от седловины до реки Бозбайтал 5:20
Итого 16:50
В наших условиях перевал не дотягивает до категории трудности 2Б, но мы всё же склоняемся к тому, чтобы считать его слабой 2Б по совокупности параметров: значительной абсолютной высоте (5642), достаточно длинным подходам, не совсем тривиальному пути по северному склону. Пер. Косой едва ли проще и на 150 метров выше соседних перевалов Муркалла 2А и Обзорный 2А, причём начало подъёма на Косой с ледника находится практически на седловине Обзорного.
Рекомендуем для прохождения в походах 4 к.с. и выше.
По наблюдениям группы, это простейший путь через хребет Южный Зорташкол с лед. № 460, а по имеющейся информации — единственный пройденный. О пер. Бозбайтал 1Б из классификатора, смотрите отдельные замечания. Для перехода из нижней части долины Зорташкола в верхнюю часть долины Бозбайтала или наоборот, особенно в потенциальных маршрутах, захватывающих крайне редко посещаемый хребет Северный Зорташкол, пер. Косой имеет принципиальное значение, ибо он существенно ближе обеих альтернатив — пер. Муркалла 2А и пер. Таджикских Вертолётчиков 2Б. При этом есть отличные возможности для несложных восхождений: на пик Снежный барс 5875 с лед. № 500, на пик 5755 (по данным SRTM) непосредственно с седловины, на пик 5854 с лед. № 460.
Отметим также красоту ущелий с обеих сторон пер. Косой с преобладанием ярких бордовых пород. Находящееся с юга много раз посещалось туристами, а о том, что с севера, мы не знали ничего, и оно нам очень понравилось.
Пик Биткая 2Б и перевал Советских Офицеров Восточный 3А
Перевал находится в центральной части хребта Музкол. Соединяет ледник Советских Офицеров (исток реки Бозбайтал) и ледник № 744 (ПП реки Сауксай).
Координаты N 38.428553, E 73.396446.
Ориентация склонов СЗ–ЮВ.
Характер: (СЗ) снежно-ледовый (ЮВ) скальная стена.
Трудность: 3А на спуск (очень сильная 3А на подъём по стене).
Высота 5667 м.
Пройден 16-18 августа 2016 г. группой из Новосибирска, рук. Александр Ульянов. ф. 180 Подъём в связках одновременно и 25 м попеременно спуск 250 м перил, далее в ф. 215 связках одновременно.
16августа. В этот день самые тяжёлые рюкзаки за весь поход. Идём вверх по реке Бозбайтал, сначала по террасе, далее по краю русла. На третьем переходе попадаем в карман морены ледника Советских Офицеров. Впадающие слева по ходу ручьи со склонов ф. 167+ пика 6123 вытекают из красивых каньонов около них делаем привалы. К обеду доходим до последнего из этих ручьёв. Именно по нему руководитель наметил подход к не пройдённому пику. Некоторые участники уже успели проникнуться этим замыслом, но члены выпускающей МКК усмотрели в нём неоправданные риски и порекомендовали отказаться. Продолжаем медленный подъём по карману мимо двух небольших озёр, у второго выходим на гребень боковой морены. Отсюда не видно спуска на ледник, а потому кажется, что стоило выйти на гребень раньше, чтобы искать переход там. Уверенности в этом нет, а кроме того, может мешать ледниковая речка. Причина долгих сомнений в том, что идти по морене здесь не очень удобно. За поворотом выше впадения ледника № 505 начинаем ф. 172+ спускаться траверсом на лёд. Находим площадку для стоянки на краю ледника, не доходя до следующего притока, текущего из-под перевалов Советских Инженеров 2Б и Двуглавый 3А. Точнее, это уже крайняя северо-восточная камера самого ледника Советских Офицеров. Здесь, кстати, самое широкое место этого ледника.
Вечер выдаётся малооблачным и, пока готовится ужин, главный фотограф и руководитель отправляются побродить по открытому леднику. Совсем недалеко на леднике мощная ф. 174+ и красивая речка, у неё мы и гуляем на закате, а заодно разведываем место, где её лучше всего будет пересечь.
17августа. Утром традиционный снежок, чуть больше обычного. Первый переход по открытому ровному леднику без связок. На привале связываемся. Обходим поток из-под ф. 179+ перевала Чимган 2Б и попадаем в зону трещин, закрытых и не очень. Справа внушительная стена пика Нымракая, на которую мы будем теперь глазеть значительную часть дня. Слева нунатак и забавная дыра в обтекающем его льду. За нунатаком висит облако, иногда приподнимаясь, и тогда в глубине появляется широкий провал нашего следующего перевала, а реже ещё и склон пика Биткая. Под стеной Нымракаи есть лавинные выносы, поэтому обходим нунатак поближе к нему. Трещин тут уже не видно. Отдаляясь от перевала, огибаем нунатак с целью найти ровное место повыше. Планировалось вообще выйти на верхушку нунатака, но на месте это видится излишним, ибо и тут уже неплохо и безопасно. Трещины вокруг стоянки есть, но мы их тщательно прощупали. Есть также комки снега, явно прилетевшие со склона Биткаи с большой лавиной, но сейчас там мало снега, а погода как раз улучшилась до практически ясной.
Массив пика Биткая находится в центральной части хребта Музкол на стыке с хребтом Южный Зорташкол.
Координаты скал у западной вершины N 38.4312, E 73.404239.
Высота 6081 м по GPS, 6074 м по карте.
Радиальное восхождение с запада по северному гребню.
Перепад высоты от лагеря: 530 метров.
Характер: снежно-ледовый, участки заснеженной осыпи на гребне.
Трудность: слабая 2Б.
Совершено 17 августа 2016 г. группой из Новосибирска, рук. Александр Ульянов.
В связках одновременно. ф. 182+, ф. 184+, ф. 192+, ф. 194+, ф. 201+, ф. 204+, ф. 207, ф. 208+, ф. 213+
17августа, продолжение после обеда идём на пик Биткая Западная, или Узловая. Лера по своему желанию остаётся в лагере. Ветер довольно сильный даже тут, так что не жарко сразу идти в пуховке. Ходят на вершину по северному гребню от плато перевала Узловой 3А, скрытого за перегибом. Взяв слишком сильно вправо, мы оказались на склоне пика несколько выше пути к перевалу. Так короче, но склон круче и больше снега. Есть полностью скрытые, но опасные трещины, поэтому сил и времени тратим побольше оптимального, особенно перед самым выходом на гребень. Тут дует ещё сильнее. Технических сложностей нет, всё проходится пешком в связках.
Открывается великолепный вид на пик Двуглавый и ледник Музкол (№ 449), который мы ещё не видели и потом на этом маршруте больше не сможем увидеть. Позади, конечно, ледник Советских Офицеров, а дальше на западе главенствует пик Советских Офицеров, предстающий мощным трапециевидным массивом. Левее нашей замечаем интересную вершину, рисунком снежных надувов напоминающую оперный театр в Сиднее. Позже поймём, что это на самом деле небольшое повышение в гребне, соединяющем дугой западную и юго- восточную вершины Биткаи. На юго-запад эта дуга обрывается отвесной стеной. Траверс Биткаи никто не ходил, так что остаётся нетронутой не только эта вершина, малозаметная с других ракурсов, но и юго-восточная вершина с отметкой 6041.
Выйдя с северного гребня на вершинный, сразу видим всю дугу, пропасть на юг и снежный карниз, на котором находится высшая точка горы. Решаем не ходить на карниз, зато подольше полюбоваться видами во все стороны, кроме западной, отлично видимой с подъёма ещё пару минут назад. Даже тут на скалах навигатор показывает 6084, что превышает отметку 6074 на картах.
На спуске проходим по северному гребню до плато перевала Узловой и от него спускаемся к двум огромным разломам. Пройдя влево между ними, далее прямиком возвращаемся к палатке траверсом пологого склона без заметных трещин. Обсуждаем варианты завтрашнего подъёма на перевал. Видимо, мы зайдём туда просто в связках по снегу.
18августа. Поднимаемся примерно по центру взлёта, забирая вправо. Это компромисс: в левой по ходу части взлёта намного более пологий склон, чем справа, но не очень приятный гребень переваливают же обычно в правой части гребня. Метрах в 10-15 ниже гребня открыты неширокие трещины. Выше них чуть круче и снег не держится. Андрей закручивает два бура, выходим на гребень попеременно, осторожно собираемся. Разные группы пересекали его в разных местах тура поблизости не видно, а более тщательные поиски потребуют страховки. Складываем свой.
Здесь захватывает дух! Внизу стена на спуск. Слева далеко вверх и почти столь же далеко вниз — знаменитая у альпинистов стена Биткаи. Справа не уступающая ей, однако до сих пор не пройденная стена Нымракаи. Такое место мы обязательно должны были посетить. Кроме того, отсюда мы наконец чётко видим вдали пик Коммунизма левее него из-под облаков также выглядывают вершины пиков Гармо, Комакадемии и Россия.
Путь вдоль ледового карниза направо к точке начала спуска не нравится. Зато рядом с удобным местом сбора, где даже удаётся немного гулять, этот карниз заканчивается, так что между ним и скальным выступом можно протиснуться на полку и идти направо по ней. Андрей крепит верёвку на ледобурах. Протискиваться приходится аккуратно, поскольку рюкзак норовит ударить по карнизу. Костя пойдёт последним. Андрей делает станцию на середине полки, затем выходит дальше по полке в поисках места для начала дюльфера. Наиболее надёжным оказывается пройти под дальний конец карниза, где есть удобное место для станции на ледобурах. Тут болтается частично вмёрзший кусок старой верёвки.
Первый дюльфер самый крутой, при прохождении сложной стороны перевала на подъём ключ тут. Следующая станция на скалах рядом со старой верёвкой. На стене появляется внутренний угол, но на спуске путь прямо вниз нисколько не хуже, чем по углу, а в плане безопасности тут даже лучше. Падающих камней при спуске не замечено. Третья верёвка, считая от ледобуров над полкой, выводит на живую осыпь, лежащую на льду. Есть тут и трещины. Спустившиеся участники прячутся за большим вмороженным в лёд камнем.
Со спуском последних переходим на полосу льда с кальгаспорами почти в рост человека, выводящую на пологий закрытый ледник. По нему в связках доходим до не полностью замерзшей лужи в ложбине почти на перевале Перемётный 1Б. Тут обедаем.
На перевале, вернее перемёте, имеются выходы скал. Вдоль их восточного края идёт коварная трещина. Руководитель проваливается в неё аж три раза подряд, стремясь поскорее увидеть ту сторону стены Биткаи, что была скрыта контрфорсом, спускающимся на перемёт. В итоге сдаём немного назад, и вторая связка находит проход. Стены вокруг! Это одно ф. 216+из самых красивых мест района возможно, стоило задержаться здесь на ночь, но побеждает стремление спуститься на травку. Но оглядываемся часто. А впереди по направлению движения у нас северная стена пика Чатагай.
Ледник № 743 по характеру спокойный, на повороте открывается. В него впадает заслонённый мореной ледник № 742, который руководитель хотел бы осмотреть, потому что там есть сложные перевалы, но нет их фотографий. Однако и тут побеждает стремление по- ф. 221+ быстрее спуститься пониже, причём выходит оно не тем боком, когда развязавшаяся первая связка, недопоняв общее направление движения, убегает вперёд слишком влево. Ледник в нижней части очень красивый, но его неровности ограничивают видимость. В разных местах упираемся в крутые лбы, подпиленные ручьями, поэтому, найдя друг друга, агитируем за разные пути спуска на морены. В конце концов смещаемся к правому краю ф. 224+ и далее спускаемся по руслу речки, преодолевая серию неприятных поперечных валов с крупными камнями и неожиданными выходами льда. Наконец, справа появляется спокойный карман, а вскоре и травка. Проходим по широким разливам, где на карте обозначена наледь. Остатки наледи видны правее, в устье ручья с ледника № 744, Спокойного и по названию. За разливами обширная относительно зелёная поляна, заметная ещё с ледника. Надо отдохнуть.
Выводы и замечания по пику Биткая Западная
Подъём от ночёвки у перевала Советских Офицеров Восточный на вершину 2:40
Спуск с вершины до места ночёвки 1:10
Итого 3:50
Восхождение соответствует категории трудности 2Б (слабой) по туристской классификации. Очень рекомендуем в походах 4 к.с. и выше. Биткая примечательна тем, что обладает чемпионской южной стеной, «жемчужиной Музкола», и вместе с тем пешеходным маршрутом на западную вершину с севера, пройденным туристами ещё в 1974 году в первой экспедиции на Музколу. Они назвали вершину Узловой. И она не просто узловая: тут фактически центр района. Во все стороны отличный обзор. Здесь нам повезло с погодой.
Выводы и замечания по перевалу Советских Офицеров Восточный
Затраченное на прохождение ходовое время, включая короткие привалы, но не включая восхождение на пик Биткая:
Подъём от места заброски по реке Бозбайтал и карману ледника 5:00
Подъём по леднику Советских Офицеров до ночёвки у перевала 6:00
Подъём от ночёвки на седловину 0:30
Спуск с седловины на ледник № 744 5:00
Спуск через пер. Перемётный 1Б и по леднику № 743 на траву 4:40
Итого 21:10
Об этом перевале уже достаточно много написано, так что тут наши восторги нисколько не новы. При прохождении на спуск по определяющей стороне — скальной стене — перевал соответствует категории трудности 3А. В таком варианте он суммарно уступает перевалу Извилистый 3А технически, но стена впечатляет и на спуске. Юго-западная стена Биткаи закрывает полнеба. Завораживающе красив и сложен пик Нымракая. Этот перевал украсит любой маршрут. Очень рекомендуем на спуск в походах 5 к.с., а на подъём в походах 5-6 к.с. технически очень хорошо подготовленным группам. ф. 236+, ф. 226+, ф. 231+, ф. 233+
Попытка восхождения на пик Чатагай
Пик образует короткий южный отрог в центральной части хребта Музкол.
Координаты вершины приблизительно N 38.399275, E 73.431246.
Высота 6133 м по карте.
Попытка радиального восхождения с юга.
Перепад высоты от лагеря: 1260 м до вершины 970 м до высшей точки выхода.
Характер: комбинированный.
Трудность: 2Б-3А.
Совершена 19 августа 2016 г. группой из Новосибирска, рук. Александр Ульянов.
Подъём пешком, в связках одновременно, 150 м со страховкой через ледобуры спуск 200 м перил, далее пешком.
19августа. Полуднёвка. Встаём поздно. После завтрака руководитель поднимается на гребень, отделяющий нашу поляну от ледника Сауксай, в надежде увидеть южный склон пика Чатагай. Эта разведка оказалась практически бесполезной. Зато выяснилось, что вечером мы слишком рано остановились, не дойдя совсем чуть-чуть до значительно лучшего места.
После обеда, к неудовольствию части группы, сворачиваемся и идём дальше. Сперва немного вниз, чтобы пройти по траве, а не по мощным языкам курума на западном склоне пика Чатагай. Останавливаемся у симпатичного разноцветного каньона. Отсюда уже переваливаем через деградировавший гребешок и сразу входим в правый карман ледника Сауксай. Поднимаемся по карману фактически до первого удобного места, где карман расширяется. Вода течёт чуть ниже и чуть выше. Дальше впереди тоже угадываются похожие места, но есть вопрос с водой, а также с простотой и логичностью выхода на склон пика. Сергей С. и руководитель отправляются в разведку по гребню морены, но ничего радикально лучшего не находят.
От завтрашнего радиального выхода отказываются Лера, Андрей и Сергей П.
20августа. Подъём очень ранний, но дежурный на гору не идёт и сможет потом ещё поспать. На рассвете впятером поднимаемся по сланцевой осыпи. Вся гора и значительный участок хребта вокруг сложены слоями породы, сильно наклонёнными к югу. Южные склоны мало расчленены, на них встречаются участки плит, а северные склоны круты и сильно расчленены, тут встречаются нависающие скальные башенки. Выходим на седловину в юго-западном гребне пика и ещё поднимаемся по гребню. Затем смещаемся правее и пытаемся преодолеть скальный пояс. Впереди Костя. Скалы сильно разрушены, страховаться не за что. В итоге решаем попытаться обойти правее. Траверс по осыпи на плитах неприятный теперь видно, что лучше было пройти ниже.
Правее видим обширное пятно снега с выкручиванием в верхней части. Пересекаем его в нижней части, далее поднимаемся в связках по чёрным скалам, вклинивающимся в снежное поле, и по снегу на льду вдоль скал. Ещё правее полоса сераков, простого пути там нет. Вероятно, теперь мы на простейшем пути на пик единственный сопоставимый вариант может быть на западном гребне, который мы толком и не рассмотрели, поскольку шансы не высоки, а перепад высоты на нём больше и можно за день не успеть.
От окончания скал идём прямо вверх со страховкой через ледобуры. В это время резко портится погода, и до того не очень радовавшая. Начинается обильный мокрый снег, дует сильный ветер. Вот вверх уходит поле камней, являющееся, видимо, юго-западным гребнем пика. Решаем тут подождать. Погода никак не улучшается, создаётся впечатление, что это надолго. А у нас запаса времени уже нет. До вершины ещё почти 300 метров по высоте, хотя и кажется, будто весь оставшийся путь просматривается за пеленой снега. ф. 235
Вскоре решаем сдаться и идти вниз. Участок до скал теперь провешиваем, получается 4 верёвки. Дальше спускаемся не по пути подъёма, а настолько круто вниз, насколько удаётся с учётом того, что там видно ниже. Справа в целом положе. Несколько раз приходится резко менять траекторию, чтобы вовремя уйти направо из зарождающегося сая. Наконец, спускаемся в карман морены в 400 метрах выше стоянки. Непогода к тому времени или совсем уходит, или просто мы ниже неё (верхней части склона отсюда не видно).
Выводы и замечания по пику Чатагай
Подъём от ночёвки под южным склоном до высшей точки выхода 6:10
Спуск до места ночёвки 4:50
Итого 11:00
Группа не имела фотографий маршрута, кроме спутниковых. Мы потеряли почти час на скальный пояс, который потом обошли. Непогода помешала нам выйти под вершину и даже чётко увидеть вблизи верхней части маршрута. Однако подтвердились общие предположения о простоте южного склона пика и реальности восхождения с ледника за один день. Это третья по высоте вершина Музкола. Рельеф не везде приятный. Тем не менее, рекомендуем попробовать пройти тут лучше нас в походах 5-6 к.с. Целесообразно подняться от ледника на склон чуть дальше нашей стоянки, а затем траверсировать направо с небольшим подъёмом, пока не увидите снежник. Далее можно следовать нашим меткам.
Перевал Опаловый 3А п/п
Находится в крупном южном отроге хребта Музкол у начала отрога.
Соединяет ледники Сауксай и Сасык Западный.
Координаты N 38.40466, E 73.449928.
Ориентация склонов ЮЗ–СВ.
Характер:
(ЮЗ) осыпной (СВ) комбинированный, преимущественно снежно-ледовый. Через узловую вершину по гребню отрога второго порядка.
Трудность: 3А.
Высота 5655 м.
Впервые пройден 21-22 августа 2016 г. группой из Новосибирска, рук. Александр Ульянов.ф. 242
Подъём пешком спуск 500 м перил и в связках одновременно.ф. 273
21августа.На восходе солнца любуемся огромной тенью Чатагая на фоне неба и облаков над Сауксаем. Сперва недолго идём вверх по карману морены, затем по разведанному позавчера пути, да и так понятному, поднимаемся на её гребень и вскоре спускаемся на ледник. Он открытый, но не такой ровный, каким казался, так что продвигаемся довольно медленно, хотя в тени холодно и хочется идти шустрее. Пройдя дальше вверх по морене, ф. 237+ мы могли бы срезать поворот и раньше выйти на солнце, однако руководитель хочет отодвинуться от выпуклого склона пика, чтобы получше его рассмотреть и отснять. Справа ф. 239, ф. 238+, ф. 242+, ф. 246+, ф. 250, ф. 251, ф. 257, ф. 252+ впереди показывается характерная треугольная вершина, а за ней провал перевала Советских Пограничников 2Б. Не терпится увидеть продолжение гребня на север, где мы хотим пройти новый перевал.
За поворотом небольшой ледопад. Проходится легко, но неожиданно интересно, особенно на фоне того, что ледопадами этот поход обделен, потому что и район в целом тоже. Выше ледопада наконец греемся на солнце. Можно ещё пройти без связок. Тут любопытно устроена поверхность ледника: снежная корочка вытаяла снизу, и оставшиеся пятна её забавно висят над ямками. Раньше не доводилось видеть такое.
Справа в глубине ледника уже появился давно ожидаемый участок простых осыпных склонов, а слева всё круче и мощнее склоны Чатагая, уже скорее стены. Огибая эту гору, забавно наблюдать, как меняется её видимая форма. С востока открываются всё более интересные детали, но тут также важно, что фотографий отсюда мы не видели. Ледник закрывается на 5200. Связавшись, идём прямо под будущий перевал. Севернее перевала Советских Пограничников стоит красивая вершина в форме широкой угловатой башни с отвесными стенами, а за ней внезапно осыпные склоны. Под самыми склонами из-за башни появляется седловина перевала Пионер. Здесь на краю ледника обедаем. Полностью просматриваются верховья ледника, примыкающие к ледовому панцирю на крутом северо- восточном склоне пика Чатагай. На некоторых схемах под ним отмечен перевал Чатагай 2Б, но информации по нему не нашлось. Очень хочется совершить радиальный выход туда, особенно после неудачной попытки на пик, но таковой не был заявлен. Он бы потребовал 2,5-3 часа, так что сегодня всё равно не вписывается.
По руслу ручейка и бараньим лбам выходим на осыпь. Подъём не труден, осыпь в основном не живая, только местами влажная в глубине. Перепад 250 метров, за один переход не справляемся. Обойдя скалы на склоне слева, выходим на гребень севернее искомой вершины. Противоположный склон круто обрывается к леднику Сасык Западный, скальные и снежные карнизы. Пытаемся найти выступ, с которого можно просмотреть намеченный по космоснимкам спуск, но безупешно: его закрывает склон. После продолжительных прогулок переходим по гребню на узловую вершину и приспускаемся на большую плоскую площадку, покрытую мелкой чёрной осыпью. Здесь будет самая высокая ночёвка похода. Этот южный отрог Музкола заметно выше соседнего к востоку участка главного хребта, поэтому на севере мы видим хребет Северный Зорташкол.
Андрей, Сергей С. и руководитель осматривают восточные склоны, обрывающиеся к небольшому леднику № 711. В южной части цирка неприятный, опасный кулуар с перевала Пионер. Поиски тура на его седловине тщетны, а ведь хотелось снять записку группы Стрыгина! Обойдя снежный купол нашей узловой вершины по мокрой осыпи, попадаем на начало искомого восточного гребня. Значительная часть нужного отрезка видна, но один участок скрыт скалами. Видимо, предстоящий спуск будет не чисто ледовым. Намеченный заранее путь спуска найден, теперь можно расслабиться. Руководитель складывает перевальный тур вблизи верхних выходов скал на вершинном куполе, перетаскав для большей заметности чёрные камни на рыжую площадку. Название перевалу выберем позже, так что в записке оно не указано, но побеждает вариант, предложенный после того, как здесь найдены куски опала. Долгий прекрасный вечер, красивая игра света на закате. Огорчают только облака и дымка, закрывающие Китайский Памир лишь иногда удаётся различить Музтаг-ату, а Конгур так и не показывается. В том же направлении видна верхняя часть склона нашего следующего препятствия.
22августа. Надежды на чистое небо утром не оправдываются. Причём, как назло, видно, что вся западная сторона неба очистилась. А нам бы посмотреть на восток! Но там такая сплошная облачность, что кажется, будто китайцы испытывают методы управления погодой, чтобы увеличить количество осадков в Кашгарии.
Олегу повезло подежурить! Горелки сегодня работают плохо, поэтому выходим не очень рано. Первыми идут Андрей и Сергей П., последним Костя. Перила начинаем вешать не со снежного склона вершинного купола, а от жандарма в начале гребня и по ледовому жёлобу. Жандарм приметный, если сперва приспуститься с купола на восток, а в наших ф. 257+ условиях тут надёжно идётся без страховки. На второй верёвке жёлоб выполаживается.
Проходим пешком до скал по снежной полке с ажурным краем из карнизов и сосулек. Третья верёвка закреплена на петле вокруг полутораметрового камня и лежит на некрутых сыпучих скалах. Тут, по желанию, можно идти на скользящем последний же не сдёргивает, а спускается с нижней страховкой.
Четвёртая верёвка тоже за скальный выступ, но сразу выводит на лёд здесь у гребня небольшой контрфорс, а расширяющийся направо от него кулуар заполнен льдом. Спускаться надо осторожно: верёвка скидывает камни в кулуар. Пятая верёвка в нём же, поэтому весь кулуар проходим по одному, улепётывая по широкой снежной полке. ф. 262+ Дальше гребень сужается, есть пара неприятных мест, где Андрей вырубает ступеньки. Отсюда вниз уходит снежно-ледовый склон. Мы видели его сверху вечером, пусть в неудобном ракурсе, а теперь нужно выбрать путь.
В связках проходим по гребню до седловинки, спускаться от которой кажется наиболее логичным. Андрей уходит вниз и долго не может докопаться до льда. Верхняя часть склона ф. 267+ тут вогнута и было видно, что снега немало, но его оказалось даже больше ожидаемого.
Внизу очевиден широкий бергшрунд, так что на шестой и седьмой верёвках Андрей идёт наискосок туда, где он поменьше. Первый бергшрунд с нависающим краем, ажурно закрытый, проходится на восьмой верёвке с небольшим прыжком. Второй бергшрунд на девятой верёвке широкий, но без нависания (старый), проходится по стенке. После десятой верёвки склон чуть положе и не разорван спускаемся на ледник в связках. ф. 271+
Обедаем на тонкой срединной морене с широкими трещинами. Вокруг ледниковые грибы с необычно тонкими ножками. Затем спускаемся по этой же морене, постепенно увеличивающейся и формирующей удобный гребень. Лишь в самом его конце у левого борта неприятные сколы. Там спускаемся в русло реки, почти сразу неожиданно широкое. Местами она ф. 277+ спокойно течёт по плоскому глиняному карману. Ниже опять русло очень широкое, но каменистое забавно идти долгое время прямо по реке, наступая лишь на камни. На карте здесь отмечена наледь.
Наконец, впереди показался травянистый бугор древней морены распавшегося общего ледника истоков реки Сасык Западный. Трава здесь чахлая, но мы устали и больше сегодня никуда не пойдём. Достаточно много следов пребывания людей, различный мусор.
Место довольно красивое: за бугром ледопад ледника № 713, а рядом с нашей поляной река ф. 279+ образует небольшой каньон. Устраиваем второй ритуальный костёр, на этот раз при свете звёзд и Млечного пути. 23августа. Пока варится завтрак, руководитель гуляет в сторону перевалов Пионер и Советских Пограничников, чтобы ещё раз убедиться, что ходить туда не надо. Ходить ф. 281+ надо Опаловый! Затем фотограф согласился сбегать туда же. Выходим вяло и поздно. Однако идти очень удобно, а внизу уже видна куда более сочная трава, поэтому больше часа идём без привала, после чего долго-долго валяемся на этой траве. Увы, тут сплошь кочки, палатку не поставить. Уже основательно расслабившись, таки переходим пониже на более ровное место, хотя менее зелёное, и сразу готовимся обедать. Сасык Западный здесь течёт в красивом скальном каньоне со стенками в стиле кубизма, но ф. 283+ как раз рядом со стоянкой есть простой выход к воде. Намечаем один из вариантов брода прямо здесь. Фотографы гуляют по каньону.
После обеда полуднёвка. Руководитель уходит на три часа: сперва осматривает каньоны выше стоянки, которые мы не заметили на спуске затем пытается увидеть долины левых притоков Сасыка Западного наконец, разведывает путь через стрелку Сасыков Западного и Восточного, чтобы завтра уменьшить потерю высоты. Перед слиянием Сасык Восточный ф. 285+течёт в конгломератном каньоне. Кроме того, со стрелки виден наш следующий перевал.
Выводы и замечания по перевалу Опаловый
Затраченное на прохождение ходовое время, включая короткие привалы, но не включая попытку восхождения на пик Чатагай:
Подъём от травянистой поляны до ночёвки в кармане ледника Сауксай 2:40
Подъём по морене и леднику под перевальный взлёт 4:10
Подъём от ледника до места ночёвки вблизи высшей точки перевала 2:40
Спуск от места ночёвки до ледника Сасык Западный 6:30
Спуск по морене и реке до поляны выше слияния истоков реки Сасык 4:20
Итого 20:20
Перевал соответствует категории трудности 3А. Является единственным достаточно безопасным прямым путём между ледниками Сауксай и Сасык Западный, причём весьма интересным и видовым. Очень рекомендуем для прохождения в походах 5-6 к.с.
Хотя этот перевал односторонний, прохождение привлекательно в обоих направлениях. С Сасыка на Сауксай должно быть лучше, поскольку сложности будут на подъёме. В таком случае советуем обратить внимание на вариант выхода с ледника на гребень по крутому лбу орографически правее нашего спуска. Там нет бергшрундов и меньше снега, так что и на спуске может быть разумно пойти там. Наша группа рассматривала этот вариант, но выбрала более короткий если будет теплее, то в чаше может стать лавиноопасно.
Находящиеся южнее пер. Советских Пограничников 2Б и гипотетический пер. Пионер 2Б-3А выводят в другие цирки бассейна Сасыка оба они камнеопасны, а Пионер мы считаем опасным в неприемлемой степени. Группа заявила фактически пройденный перевал как пер. Пионер, не найдя информации о его сквозных прохождениях, но сразу имея в виду путь через вершину на спуск по гребню. Считаем правильным дать нашему пути независимое название. ф. 300 ф. 327 ф. 343 ф. 286
Перевал Памяти Евгения Говора 3А п/п

Находится в хребте Музкол у примыкания хребта Акбайтал. Соединяет ледник № 705 (река Сасык Восточный) и ледник Акбайтал. Связывает седловины перевалов Центральный 3Б и Юдина Западный 3А* траверсом узловой вершины 5792.
Координаты высшей точки N 38.43022, E 73.540245.
Ориентация склонов Ю–С.
Характер: траверс узловой вершины, комбинированный (Ю) преимущественно скально-осыпной (СВ) преимущественно снежно-ледовый.
Трудность: сильная 3А.
Высота 5796 м по GPS, 5792 м по карте.
Впервые пройден 24-26 августа 2016 г. группой из Новосибирска, рук. Александр Ульянов.
Подъём пешком, в связках одновременно и 200 м перил траверс в связках одновременно и попеременно спуск на седловину 250 м перил и 100 м в связках одновременно со страховкой через ледобуры спуск на ледник в связках одновременно и 350 м перил.
24августа. Бродим реку рядом с лагерем, ибо лучшего места не нашлось. Вода местами по колено. Сергей С. разуваться не хочет, долго прицеливается перепрыгнуть прямо с рюкзаком на камень, сбивает с него лёд и в итоге удачно прыгает. Поднимаемся траверсом волнистых склонов, переваливаем через стрелку и, чтобы не терять высоту, стараемся идти вдоль морен по борту долины, постепенно сближаясь с рекой. Затем идём по берегу до прижима и забираемся на него в обход. Ещё не время очередного привала, но руководитель чувствует, что тут может быть что-то интересное, снимает рюкзак и осматривается. Действительно, река перегорожена скалой, пропилила в ней узкое русло и входит в свободное падение, вращаясь. Над водопадом можно встать с ногами или руками на разных берегах. ф. 289
Выше следует серия мелких каньонов, которые мы обходим поверху, оставаясь всё время на правом берегу. Впереди уже давно виден главный хребет Музкола с нашей целью —узловой вершиной 5792, а теперь левее появляется и пик 5921. Точно посередине между ними видна седловина перевала Центральный 3Б, куда мы и планируем подниматься завтра. ф. 292+Хребет представляется стеной, хотя сразу видно, что крутой скальный пояс обеспечивает далеко не всю высоту склона. Справа над нами, кстати, тоже теперь главный хребет, нехарактерно идущий от 5792 на юг около 4 км, потом снова отклоняясь на восток с изгибами. В этом меридиональном отрезке доминирует красивый пик 5895.
За последним каньоном открываются каменистые разливы с обширными выходами ф. 295+ бараньих лбов по центру и остатками наледи. Обедать рановато, и мы идём дальше, хотя есть опасения, что речка может течь только в левом по ходу цирке, а нам в правый. Так и есть — когда время для привала, вода далеко в стороне, а мы на сухом конусе выноса. У начала конуса воды тоже нет видимо, ручей ушёл под камни, ибо выше он появляется.
После обеда следуем вверх по ручью, когда он резко выворачивает, прорезав морену из крупных чёрных камней. Здесь подъём утомительный к тому же, погода портится и эпизодический снежок увлажняет камни. Наконец, вверху показывается край ледника, но туда не хочется: слева вроде бы положе и, кроме того, как отмечает Костя, там выход на ледник должен быть лучше. ф. 297+ Поэтому выходим из русла влево на рыжую осыпь и продолжаем подниматься с траверсом налево. За выполаживанием простой выход на небольшой каровый ледник. В связках проходим по нему под скальный пояс и встаём на ночёвку рядом с ложбиной с жидкой водой.
Сегодня день рождения Андрея. Руководитель нисколько не удивлён, что по такому случаю Андрей вызывается вместе с Сергеем П. выйти обрабатывать скальный пояс. Через ф. 300+ два с половиной часа они возвращаются в лагерь точно к назначенному времени и ужину, провесив две верёвки. При этом, осмотрев ожидаемый ключ подъёма в самом низу стены, они не стали пытаться пролезть его, а отыскали метрах в ста левее выход на полку, по которой обошли ключ и кинули вниз первую верёвку.
25августа.По заснеженной осыпи подходим к висящей верёвке. Она свободно болтается на последнем десятке метров, а выше уходит за перегиб и снизу не просматривается. Андрей рассказывает, что это место не лучшее, поскольку верёвка может скидывать достаточно крупные камни, но вчера не хватило времени перенести её левее по склону. Вариант обойти по полке руководитель отвергает, посчитав, что с рюкзаками её тоже придётся провешивать и это будет дольше. Андрей поднимается без рюкзака за перегиб, а остальные отходят в сторону. Некоторое время Андрей чистит склон от камней, затем кидает верёвку ф. 303+ как раз на тот участок, где в самом низу жюмарить должно быть попроще. Судя по фотографиям, группа Лобова в 1980 году вылезала именно тут.
Вторым поднимается Сергей П. С рюкзаком и здесь тяжело, хотя ноги везде есть куда поставить. Порода рыхлая и сыпучая. Вскоре Олег обращает внимание на то, что верёвка не очень удачно легла на перегиб и может перетираться. Сергей уходит выше на провеску, а Андрей наблюдает за первой верёвкой. Она действительно перетирается, причём весьма быстро, поэтому Андрей переделывает её. Выше склон выполаживается, но мало надёжных выступов. Немного проходим по полке вправо, затем поднимаемся по разрушенным ф. 306+ скалам средней крутизны, также отклоняясь вправо, где уже показалась седловина. После четвёртой верёвки идётся пешком. Скалы покрыты слоем плотного, влажного песка, есть пятна снега. Перед выходом на седловину перевала Центральный небольшой уступ, там короткая пятая верёвка.
Здесь мы находим тур — единственный за весь поход, не считая Кичик-Алая. И он ведь ценный! ф. 313 ф. 314+ ф. 252+ ф. 316+ ф. 318+ ф. 327+ ф. 332 В ржавой банке полиэтиленовый пакет, а в нём идеально сохранившаяся записка первопроходцев от 1980 года, группы Петроградского клуба туристов города Ленинграда под руководством В. А. Лобова. Значит, наверняка не было здесь больше никого.
От седловины гребень виден почти полностью в сторону пика 5792, а от пика 5921 только макушка торчит из-за ближнего возвышения. Северная сторона хребта, обращённая к леднику Акбайтал, на всём участке стенная, под 5921 чисто скальная и очень сурово выглядящая. Под 5792 немного положе, там есть полосы льда, но также нависающие сколы, а позади пика проглядывает седловина перевала Юдина Западный 3А* вместе с сераками на его северном склоне. Но это потом, а сейчас нам надо траверсировать пик 5792. Подниматься будем по пологому западному гребню, чуть наклонённому к югу и плавно переходящему в южный склон. Пояс крутых скал остался ниже и, к тому же, отходит в сторону. На фоне общего малого количества снега в районе, нас (четыре дня назад) удивило, что этот склон покрыт снегом. Одна из причин может быть в том, что при нас, то есть весь август, на Музколе доминировали юго-западные ветра. Нам казалось странным, что непогода всегда приходит с той стороны, вроде бы засушливой.
Поднимаемся по гребню в связках. В нижней части легко обходим жандарм. Выше придерживаемся не полностью скрытых снегом камней, но и снежные участки между ними не доставляют трудности или опасности. Однако на север свисают снежно-ледовые карнизы. У нашей горы три ребра как видно на космоснимках, они встречаются на вершине почти под равными углами. Здесь последние выходы скал, а высшая точка находится метрах в тридцати южнее на ледовом выступе. Навигатор показывает 5796. Следов людей не находим, кое-как складываем крошечный турик из камешков, которые удаётся отломать. Отсюда потрясающий вид назад вдоль гребня, на пик 5921 какой-то необычайной, едва ли описуемой словами формы, с устрашающей тёмной северной стеной, с этого ракурса кажущейся тесным провалом. Из главных вершин Музкола он заслоняет только пик Двуглавый, остальные шеститысячники выглядывают левее и правее, кроме пика Советских Офицеров, закрытого Биткаей.
Сведений о восхождениях туристов на пик 5792 у нас нет. Первый раз руководитель планировал маршрут на Музколе весной 2015 года, и тогда про эту гору ничего найти не удавалось, кроме фотографии с севера с большим жандармом на северо-восточном гребне в отчёте Лобова и менее чёткой фотографии с юга у него же. Потом появился отчёт группы британских альпинистов, которые летом 2015 года совершили серию восхождений с ледника Акбайтал на вершины подковы, описанные ещё в 1940 году словами «будто бы созданы для траверса». Один из них сходил соло на 5792 через перевал Юдина Западный, обойдя жандарм с юга. Это придало нам уверенности в реальности траверса пика 5792, являющегося новым, значительно более простым путём, связывающим долины Сасыка и Акбайтала.
Северо-восточный гребень пика сложнее западного. Спуск начинаем по небольшой дуге через начало южного гребня. Впереди Костя. С переходом на северо-восточный гребень появляются карнизы на север. В верхней части есть две ажурные трещины, которые проходим попеременно со страховкой через ледобуры. Дальше идётся проще, чётко вдоль гребня. На восток достаточно крутой снежно-ледовый склон, который может быть лавиноопасен, но сейчас снега мало. По другую сторону цирка очень красивый пик 5715 с мощной дугой скального пояса. Это бассейн реки Сасыксу. На север уходит долина Акбайтала обладатели хорошего зрения даже видят вдали Памирский тракт (как раз перед подъёмом на перевал Акбайтал 4655, самый высокий автомобильный перевал СССР).
Выйдя на большой жандарм, вешаем перила по льду вдоль границы скал. Первым спускается Костя, затем Андрей усиливает станции и готовит петли Абалакова, а последним идёт Сергей П. Время послеобеденное, солнце сегодня сильное, а тут такая белая чаша
По статье Андрея Лебедева. Кстати, если высота пика 5921 на советских картах и завышена, то не сильно лёд подтаял и станции получаются головоломные. Обсуждаем призывы уходить влево на скалы, но разведки ничего не дают.
После пяти верёвок мы уже несколько ниже седловины перевала Юдина Западный и наконец видим проход к ней траверсом по льду. Не исключено, что на одну верёвку выше ф. 333 всё-таки можно было пройти по скалам, но едва ли без перильной страховки. Горизонтальный участок идём в связках одновременно со страховкой через ледобуры. Здесь приличный уклон и небольшие снежные кальгаспоры, размякшие до рыхлости, а под ними лёд. Саша срывается и удержан зарубившимся руководителем даже без нагрузки на буры.
На долгожданной седловине есть удобная мульда, но есть предложение поставить палатку не в ней, а на пологом возвышении с впечатляющим обзором. Голосуем — побеждает мульда. Прощупываем всё вокруг на предмет наличия трещин и выходим в связке дальше на склон, чтобы просмотреть начало спуска. Мы находимся на огромном сераке, подрезан- ф. 334+ ном снизу широким разломом, который обходится по левому краю. Дальше следующего серака склон не просматривается. Обсуждаем варианты спуска по фотографиям, больше для того, чтобы все участники поняли позицию руководителя. Тут дело в том, что с перевала Центральный хотя бы частично виден вариант британца, не виден средний вариант под сераками и частично виден контрфорс несколько восточнее. При подготовке руководитель обратил внимание на контрфорс, хотя до него ещё надо суметь дойти по гребню, но при выпуске в МКК Георгий Сальников убедил его в том, что путь под сераками лучше и мы там разберёмся на месте.
26августа. Утро хмурое, как обычно, долин не видно. Обойдя разлом, также в связках траверсируем наклонный серак. Впереди Сергей С. На некоторое время сгущается туман. Потом он приподнимается и видно, что мы приблизились к удобному месту для перехода с ф. 338+ сузившегося серака в ледовый желобок, по которому можно вешать перила. Очень похоже на место, намеченное по фотографиям прошлого года. Уклон тут около 45ать поход лучше не самым трудным препятствием, но здесь совершенно нелогично изобретать что-то вместо прямого выхода к Памирскому тракту.
Очень рекомендуем в походах 5-6 к.с.

Выход и выезд

27августа. Спускаемся по левому берегу Акбайтала. Встречаем киргизского пастуха в ботинках с гортексом, говорящего по-русски. От него узнаём разные сведения про местную жизнь и погоду. Также он сообщает, что небольшая группа иностранцев ушла вверх, на Ташкол. Это странно, вроде бы лето заканчивается. Ниже в долине три дома. Заходим в гости в дом пастуха, как он и сказал. Его жена, по профессии школьная учительница, кормит нас продуктами из ячьего молока и подробностями своей жизни. Фотографируемся на память с большим семейством и соседями.
На пути к Памирскому тракту нас долго сопровождает собака. Точнее, она ведёт себя как проводник: не только бежит впереди, но и возвращается к нам, когда мы сильно отстаём на привалах. Тропа идёт по ярко-жёлтым и коричневым солончакам с белым налётом соли. В устье реки Чинсу тракт пересекает реку Акбайтал по мосту. Джипы должны приехать за нами сюда, но только утром 30 августа. Поэтому мы ловим первый попутный грузовик и едем в посёлок Каракуль, причём шестеро едут в кузове с ветерком. Если бы обратная дорога до Оша на джипах не была уже частично оплачена, можно было бы попробовать доехать на этом грузовике. Правда, не ясно, насколько легко бы мы тогда прошли границу. Останавливаемся в знакомом гостевом доме. Вскоре появляется наш водитель Момыш.
Второй водитель занят с другими туристами, поэтому Момыш находит замену. Вечером прогулка на озеро, ужин и баня. Недёшево, а клиенты тут в основном из самых разных стран. Заходит деятель из национального парка, но ничего не требует, только отдаёт бумажки о регистрации.
28августа.На восходе солнца все проснувшиеся идут на озеро полюбоваться Заалайским хребтом. Выезжаем не очень рано, после завтрака. Доезжаем без проблем ранним ф. 349 вечером, поселяемся в квартире Гульнары. До наших самолётов ещё трое суток. Будем много гулять и много кушать!
Фотоматериалы
Фото 1: Долина реки Кара-Кой
Фото 2: Долина реки Кара-Кой
Фото 3: Река Кара-Кой от ледника до озера
Фото 4: Северный взлёт пер. Озёрный
Фото 5: Подход к пер. Гранитный
Фото 6: Пер. Скрытный (зум)
Фото 7: Пробка на спуске с пер. Гранитный
Фото 15: Горные коровы Кичик-Алая
Фото 16: Заалайский хребет за озером Каракуль
Фото 17: Северо-восточный берег озера Каракуль
Фото 18: Пик Северный Музкол 6129 с дороги (зум)
Фото 19: По дороге вдоль р. Кокуйбель
Фото 45: Подъём по гребню к вершине 5540
Фото 46: Вид на верховья ледника № 479 и путь подъёма
Фото 47: Вид на низовья ледника № 479 и путь подъёма
Фото 48: Дальше по гребню — Музкольская Ушба (около 5900)
Фото 49: Группа на вершине 5540 (Salters Peak)
Фото 50: Вид на юг к юго-востоку (зум)
Фото 51: Вид на юг к юго-западу (зум, цвета выкручены)
Фото 52: На спуске с вершины 5540
Фото 53: Фиолетовый пик Музкольский 5810
Фото 54: Вид на юг, предстоящий спуск
Фото 55: Вид из ущелья на пик 6123 (зум)
Фото 56: На спуске по ущелью
Фото 90: Шестая верёвка выполаживается и затем выводит к вершине
Фото 91: Вид назад вдоль восточного гребня
Фото 92: На пер. Извилистый на фоне п. Советский Таджикистан
Фото 93: Вид на юг (вырез)
Фото 94: Вид на восток
Фото 95: Будущий перевал Косой (зум)
Фото 96: Панорама на юг-запад-север
Фото 97: Пик Советский Таджикистан 6116
Фото 98: Ключ южного гребня п. Советский Таджикистан (зум)
Фото 99: Гребень от пер. Извилистый к пер. Необходимый (зум)
Фото 100: На второй верёвке спуска уходим от северного гребня под восточный
Фото 101: Вид вниз по северному гребню
Фото 102: Вид на восточный гребень с той же точки
Фото 103: Спуск на три такта
Фото 104: Перила по льду на спуске на ледник № 463
Фото 105: Пер. Извилистый с севера (со склона п. Советский Таджикистан)
Фото 106: Узловая вершина 5700 — высшая точка пер. Извилистый 3А
Фото 107: Гребень от пер. Извилистый к пер. Необходимый
Фото 108: Переход с осыпи на лёд (снято на спуске)
Фото 109: Подъём на купол вдоль южного гребня
Фото 110: Группа на вершине п. Советский Таджикистан 6116
Фото 111: Пик Советских Офицеров 6233 (зум)
Фото 112: Шеститысячники почти на одной прямой (зум)
Фото 113: Пик Нымракая 6012 (зум)
Фото 114: Пик Панорама 5963
Фото 115: Седловина между пиками Зорташ и Панорама
Фото 116: Вид на юго-восток, хр. Южный Зорташкол, за ним хр. Музкол
Фото 117: Жандармы южного гребня п. Советский Таджикистан
Фото 118: Вид сверху на пер. Необходимый
Фото 119: Вдали будущий пер. Памяти Евгения Говора 3А через п. 5792 (зум)
Фото 120: Стоянка на морене ледника № 463
Фото 121: Пер. Бабеля 3А с ледника № 463 (лед. Бабеля по Будникову)
Фото 122: Склон слева от пер. Бабеля
Фото 130: Растения в русле р. Зорташкол
Фото 131: Во втором каньоне речки с ледника № 460
Фото 132: Каньоны на бортах ущелья
Фото 133: Джарташ 25 20 метров (слово означает такой расколотый камень)
Фото 134: Вид с морены на ледник № 460
Фото 135: Неожиданный второй грот на морене
Фото 136: Обход речки на леднике № 460
Фото 137: Вид на ледник № 460 с п. Советский Таджикистан (зум)
Фото 138: Висячий ледник № 461
Фото 139: Левый приток ледника № 460
Фото 140: Пик Советский Таджикистан (зум)
Фото 141: Гребень хребта Южный Зорташкол, ледники № 461 и 462
Фото 142: Вид вниз по ущелью с ледника № 460
Фото 143: Очень сомнительный пер. Бозбайтал 1Б
Фото 144: Очень сомнительный пер. Бозбайтал 1Б
Фото 145: Гребень хребта Южный Зорташкол над ледником № 460
Фото 146: Вид назад, понижение западнее пер. Косой
Фото 147: Полка, ведущая на пер. Косой
Фото 148: Верховья ледника № 460
Фото 149: Вид с пер. Обзорный на восток (вырез прямо вниз)
Фото 150: Вид на пер. Косой с п. Советский Таджикистан (зум)
Фото 151: Вторая связка выходит на полку
Фото 172: Восточная ветвь в среднем течении
Фото 173: Пик 5826 за пер. Советских Офицеров Центральный
Фото 174: Северо-восточная камера
Фото 175: Пик Нымракая 6012 (вершину не видно)
Фото 176: Речка на леднике
Фото 177: Пик 5781 между западной и восточной ветвями ледника
  • ФОТОМАТЕРИАЛЫ ( продолжение)