Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном спортивном походе 4 к.с. по Памиро-Алаю (горный узел Такали) совершенном с 29 июля по 20 августа 2017 г. Часть 1.
Примечание:
Справочные сведения Паспорт спортивного похода
Определяющие препятствия маршрута
Примечания: Здесь и далее по отчету:
Сведения об участниках
*Точный адрес указан в маршрутных документах Примечания: При составлении отчета использовались материалы, предоставленные следующими участниками группы:
График движения
Всего, 11 перевалов: 1А-2Б-2Б-2А-2А-2Б-2Б-2Б-2А-1Б-1Б
Примечания:
Характеристика района путешествия Критерии выбора района. При выборе района путешествия группа руководствовалась, прежде всего, следующими критериями:
Климат и туристская характеристика района. Маршрут проходил по территории Центрального Таджикистана, в так называемом горном узле Такали, по основной линии Зеравшанского хребта – с запада на восток. Район достаточно редко посещаем туристами, хотя и находится между известными туристскими центрами Памиро-Алая: между Матчой и Фанами. Лишь в последние годы появился хороший картографический материал, в основном благодаря Интернет и рассекреченным военным материалам. Также, свою лепту в исследование орографии горных хребтов вносят спутниковые средства навигации и геоинформационные программы. Зеравшанский хребет является самым северным в районе, вытянут в широтном направлении и не имеет крутых изломов. Помимо того, к нему относят Гиссарский и Каратегинский хребты, имеющими резкие изгибы в местах стыковки. В водораздельной части хребтов в основном залегают мраморизованные известняки и мраморы, а на склонах известняки, глинистые и слюдяные сланцы, на отдельных участках имеют магматические породы, гранитные интрузии. В целом, Гиссарский и Каратегинский хребты имеют более сглаженный характер, чем Зеравшанский хребет. Склоны хребтов крутые, прорезаны глубокими узкими ущельями и каньонами. Боковые отроги и долины северной стороны Зеравшанского хребта протяженные, в среднем – 15-20 км. Характерной особенностью являются большие перепады высот между гребнями хребтов и днищами долин – 1,5-2 км. Снеговая линия лежит на высоте 3200 – 3500 м. по северным склонам и на южных 3600 – 4000 м. Наибольшее оледенение развито на северных склонах, где преобладают ледники долинного типа, с южной стороны – каровые. Реки района имеют крутое падение, быстрое и бурное течение. Через притоки Зеравшана, в их нижнем и среднем течении, в местах перехода тропы с берега на берег, как правило имеются мосты, поддерживаемые в исправном состоянии пастухами. В других местах переправы чаще всего осуществляются по снежным мостам (не растаявшим лавинным снежникам), или каменным «пробкам». Броды же трудны и не безопасны, а навесить перильную веревку непросто из-за отсутствия по берегам надежных точек закрепления. Проще переправляться утром, когда расход воды минимален. С наступлением осени переправы существенно упрощаются. Климат района типичен для гор сухих субтропиков. Основная масса осадков выпадает с марта по май. Непогода летом редко бывает затяжной. С середины июля по середину сентября стоит, как правило, устойчивая теплая сухая безоблачная погода. Во второй половине сентября облачность увеличивается, выпадают дожди, а в конце месяца возможны обильные снегопады, после которых вновь до ноября устанавливается устойчивая хорошая погода. Древесная и кустарниковая растительность распределена крайне неравномерно, так в долине Ягноба она практически отсутствует. Отсюда необходимость брать искусственное топливо даже на маршруты, проходящие через невысокие перевалы. Из «даров природы» наиболее часто встречаются щавель, черемша, иван-чай, чабрец, золотой корень, шиповник, барбарис, магалебская вишня (мелкая), боярышник, смородина, внизу – ежевика, алыча, грецкий орех. На плодородных террасах, которые в основном располагаются в нижних частях протяженных боковых ущелий, имеются фруктовые сады: яблоки, абрикос, миндаль и другие. В недалеком прошлом, район претерпел значительные демографические изменения: в конце 50-х годов прошлого века население из кишлаков долины было переселено в хлопкосеящие районы в окрестностях Худжанда. Осталось лишь несколько семей пастухов. И лишь несколько лет назад в долину Зерашана пришла жизнь – сейчас кишлаки вновь наполнены людьми, много детей. Каждый клочок земли, отвоеванный у горных склонов, обработан трудолюбивыми таджиками. Работает сеть мелиорации – далеко по склонам разведены системы арыков, они используются для орошения полей. Большие площади земли отведены под выращивание картофеля. Традиционно, местные жители занимаются скотоводством – в боковых долинах Зеравшана часто встречаются пастушьи летовки. Например, в долине реки Волгонд построен целый кишлак, состоящий из нескольких строений сложенных из камней. Также, в долине реки Падаск есть летние строения, объединенные с загонами для баранов под одной крышей. Так как в районе много пастбищ, то много и троп. Характер их весьма разнообразен: они то хорошо разработаны, то становятся труднопроходимыми. Надо быть готовыми к тому, что хорошая тропа может в любой момент оборваться (сель, оползень, осыпь и прочее) или завести куда-то по склону. Самыми надежными и качественными тропами являются те, которые идут вдоль арыков – часто, по самой его бровке. На отдельных участках пробиты горные дороги. Так, в долине Зеравшана, дороги большей частью имеются по обоим берегам и даже зимой поддерживаются в рабочем состоянии. В долине левого притока Зеравшана – реки Тавастин, проложена хорошая грунтовая дорога. Она ведет вверх по длине, переходя по мостам с одного берега на другой. В средней части долины совсем недавно еще работал золотодобывающий рудник, принадлежащий европейской компании – но сейчас его работа приостановлена. В советское время здесь были проведены геологические изыскания, результатами которых теперь пользуются промышленники. Напротив рудника, на гребне водораздела рек Тавастин и Ривут, построена станция сотовой связи – сейчас она также законсервирована. Проблема заезда и выезда из Зеравшана решается через кишлак Айни (70 км. вниз по долине) и дальнейшим движением по горным дорогам через перевалы – на юг, в сторону Душанбе или на север, в сторону Худжанда. В районе кишлака Обурдон проложена горная дорога по крутым склонам ущелья, которая существенно экономит средства при выезде на север Таджикистана – однако, эта дорога используется только летом, да и то лишь опытными и смелыми водителями. В спортивном плане наибольший интерес для горных туристов представляют перевалы в верхней части бассейна Ягноба, перевалы в верховьях реки Пасрут, и перевалы в ряде северных отрогов Зеравшанского хребта. Особенно труднодоступны участки Зеравшанского хребта восточнее пер.Ривут, где расположены перевалы 3А-3Б категории трудности: Летчика Шаповалова, Уфимских Моторостроителей, Любимых, Студеный, Куйбышева, Олимп, Молодость Сибири, Таджутдин. Сложность северной стороны этих перевалов в основном заключается в преодолении крутых ледовых стен и протяженных ледопадов. Южные склоны обычно скальные. В отрогах основных хребтов перевалы в большинстве своем простые, но те из них, что расположены ближе к главным водоразделам имеют сложные в техническом отношении пути: А.Галича (2А*), Летчика И.Егорова (3А*), Дальневосточников (3А), Плакарный (3А). Трудность заключается в преодолении протяженных ледово-фирновых склонов, ледопадов, скальных стен. Особый интерес представляет отрог Падаск – Волган. Высота его гребня, местами поднимается выше 5000 метров. В целом, Зеравшанский, Гиссарский, Каратегинский хребты и их отроги изучены еще недостаточно и ждут своих исследователей. Подводя итоги, можно отметить следующие особенности горного узла Такали: район универсален в туристском отношении, здесь возможно проведение горных, водных и комбинированных маршрутов. Район нечасто посещаем туристами, имеется много неисследованных участков. Большая часть категорированных перевалов пройдена весьма ограниченное количество раз, поэтому возможны расхождения в оценке их трудности. Местное население весьма приветливо – законы гостеприимства здесь не меняются в угоду времени– путнику в горах всегда рады, для гостя всегда найдется пища и кров. Техническое описание маршрута. Принятая в отчете терминология «левый»,«правый»– употребляется в тексте в орографическом смысле. Координаты местности представлены в формате WGS-84 и в тексте выглядят как (GPS: широта, долгота, высота). Долина реки Зеравшан
Истоки реки Зеравшан находятся в верховьях Зеравшанского ледника. Протекает по территории Таджикистана на 300 км к западу до Пенджикента, пересекая границу Узбекистана. Высокогорная область, лежащая в бассейне верхнего течения реки Зеравшан и охватывающая Туркестанский, Зеравшанский, Гиссарский (северный склон) хребты, разделяющие их долины рек Зеравшана и Ягноба, называется Зеравшанской. Зеравшанская долина получила свое название от стержня территории многоводного и стремительного Зеравшана, что означает «река, несущая золото». Очень часто Зеравшанскую долину называют еще и Кухистан, что означает «страна гор». Мощные горные хребты, веерообразно расходящиеся к западу, поднимаются от 2 000 до 5 500 и более метров, сливаясь на востоке в грандиозный горный вал – Алайский хребет. Воду из реки не пьют (она содержит много взвеси минералов), однако из ущелий боковых отрогов стекают ручьи с чистой водой. Долина в настоящее время весьма населена – в ней находится более десятка кишлаков, объединенных в единую административную единицу. Представители власти находятся в кишлаках Обурдон и Сабах. В кишлаке Мадрушкент (бывшем административном центре) находится погранзастава и больница. Вся долина находится в зоне действия сети сотовой связи «TCell», в кишлачных магазинах можно приобрести карты оплаты. Устойчивая связь бывает даже на перевалах Зеравшанского хребта, особенно в долине Тавастин, где до недавнего времени работала станция сотовой связи на перевале Гохирович – сейчас станция демонтирована, рудник законсервирован. Наш маршрут начинался и заканчивался в Зеравшанской долине (к. Лангар– к. Сабах), расстояние между ними примерно 30 км. Наиболее интенсивное движение по долине – ниже кишлака Волгонд. Движение по дорогам Зеравшана довольно оживленное, можно рассчитывать на машину в попутном направлении. Рейсового транспорта как такового нет, однако в сторону Айни уехать вполне возможно даже на грузовиках.
Долина реки Волгонд (радиально)
Река Волгонд является левым притоком Зеравшана, координаты устьевой части (GPS: 39°26.765'С °, 69°41.346'В, 2140м). Напротив впадения Волгонда на правом берегу Зеравшана находится кишлак Мадрушкент, на террасах левого борта долины Зеравшан находится одноименный притоку кишлак Волгонд. Устьевая часть Волгонда заперта конгломератными теснинами высотой до 130 метров. Широкая тропа проложена по правому берегу и серпантинами лежит на крутых склонах (фото на заставке). Двигаемся по ней высоко над рекой, вскоре выходим к полноводному арыку, который снабжает чистой водой сады и огороды кишлака. Местами, арык прижимается к скальным склонам и тропа проложена по его широкому брустверу. Спустя четверть пути, спускаемся ниже со склонов, ближе к реке и растительности. Тропа продолжается в основном по правому берегу, недалеко от уреза воды. В средней части долины встречается большой каменистый завал, полностью перекрывающий реку потоком камней разных размеров с правого берега – в этом месте река течет под камнями на протяжении более чем ста метров. Выше завала тропа ненадолго переходит на левый берег – в обход скальных прижимов противоположного берега по деревянному мосту (GPS: 39°24.001'С, 69°41.913'В, 2480 м) – (фото 1). По берегам встречаются небольшие ручьи с чистой водой, есть места для отдыха. По пути встречаем группы местных жителей, с вьючными животными (фото 2) – это идут караваны пастухов, посменно работающих с отарами овец на южных склонах Зеравшанского хребта, в долинах Ягноба, Такали и урочище Гульбас. Река образована двумя своими главными притоками – Левым и Правым Волгондом, на стрелке рек в широких просторах альпийских лугов находится небольшой летний кишлак Волгонд-Боло (GPS: 39°21.778'С, 69°40.768'В, 2650м) (фото 3). На всем протяжении пути встречается растительность, в основном кусты арчи и зеленая трава.
Фото 1.Мост через реку Волгонд.
Фото 2
Фото 3
Долина реки Тавастин
Река Тавастин является левым притоком Зеравшана, координаты устьевой части (GPS: 39°25.983'С, 69°32.282'В, 2033м). Напротив впадения Тавастина, на правом берегу Зеравшана находится кишлак Лангар. Устьевая часть Тавастина заперта конгломератными теснинами высотой до 100 метров. Грунтовая дорога проложена по правому берегу и серпантинами лежит на крутых склонах (фото 1). Двигаемся по ней высоко над рекой, лишь спустя два часа ходу спускаемся к воде. Дальнейший путь по дороге проходит недалеко от реки (фото 2), местами встречаются островки зелени. За очередным поворотом видим мост (GPS: 39°23.420'С, 69°33.679'В, 2398м) – переходим по нему на левый берег. Дальнейшее движение проходит в узкой долине, ограниченной крутыми склонами. Склоны конгломератные внизу, выше перемежаются с осыпным и крупноблочным рельефом, еще выше видны скальные стены хребта. На ночлег встаем на поляне, образованной изгибом реки, среди картофельных полей (GPS: 39°21.071'С, 69°32.046'В, 2624м). Пройдено 15 км. за 5 ч.40м. ходового времени. Продолжаем подъем по долине (фото 3), характер пути не меняется, становится лишь менее крутой уклон. Через час пути открывается вид на вершины в верховье долины. Двигаемся по дороге, которая местами поднимается над рекой на 5-10 метров. Спустя два часа подходим к законсервированной базе горнодобывающего предприятия (GPS: 39°20.180'С, 69°29.477'В, 2760м) – здесь добывали золотую руду. Долина расширяется, хорошо видны верховья. По дороге доходим до стрелки с правым притоком Тавастина (фото 4) – здесь дорога по мосту переходит на правый берег и серпантинами поднимается по крутым склонам долины до рудника, на котором ведутся разработки. Ставим лагерь (фото 5) недалеко от стрелки рек, на зеленой террасе (GPS: 39°19.222'С, 69°28.730'В, 2854м). Выходим на заброску, поднимаемся по тропам левого берега Тавастина сначала среди зарослей арчи, затем среди низкорослых кустов (фото 6). Тропа хорошо набита, путь просматривается и спустя 1 час ходу мы подходим к ручьям с ледника Тавастин Западный. Здесь, под скальным останцем делаем заброску. За день пройдено 12 км. за 6 ч.15м. ходового времени.
Фото 1
Фото 2
Фото 4
Фото 3
Перевал Гохирович, 1А, 3520 м.
Подъем со стороны реки Тавастин (с востока): об этом заранее.
Подъем от реки Тавастин начинаем по бараньим тропам на зеленых склонах. Тропы перемежаются, однако подниматься по ним достаточно просто. Местами возникают островки кустарника и арчевых деревьев (фото 1). Слева по ходу находится склон с конгломератными выходами и останцами (фото 2). На всем протяжении склона нет воды, поэтому в жаркий день следует позаботиться Ближе к концу второй трети подъема, крутизна склона возрастает до 35° – местами идем серпантином. Хорошо видны сооружения рудника, на противоположном борту долины – путь к нему изрезан дорогой, зигзагом поднимающейся по склонам. Издалека еще, ориентиром седла служат фермы для антенн станции сотовой связи на перевале – держим путь на них. Ближе к седлу склоны становятся положе, и мы выходим на пологие площадки (фото 3). Всего на подъеме:
Седловина перевала: Широкая, в гребне пологих увалов. Местами видны останцы из известняка. Тур не сохранился – непосредственно на седловине построена станция сотовой связи. Сейчас приборы на ней демонтированы и остались лишь остовы конструкций аппаратных отсеков. Возможна организация бивака, однако нет воды и седловина является местом транзита бараньих отар, с собаками и пастухами. Группа на перевале (фото 3), седло (GPS: 39°19.265'С, 69°27.742'В, 3520м.) Спуск в сторону долины Ривут (на запад): Спуск с седловины в сторону долины Ривут начинаем по каменистому кулуару, который спустя 200 м. плавно поворачивает направо (фото 4). Вскоре, встречается первый ручей и каменистые россыпи сменяются на травяные увалы. На западных склонах перевала Гохирович еще встречаются обломками изоляционных материалов и элементов обшивки станции. Обедаем возле ручья на небольшой террасе правого борта ущелья, ниже слияния распадков и снежника – затем продолжаем спуск по расширяющемуся руслу кулуара, покрытому зеленой травой (фото 5). Русло петляет среди холмов, крутизна склонов уменьшается до 25°. Затем, по выходу из теснин, продолжаем движение по расширяющемуся руслу с покатыми бортами, покрытыми зеленью – теперь, здесь появились отдельные деревца арчи и ручей в основном русле. Устьевая часть короткой долины содержит бараньи тропы, некоторые из них ведут вдоль ручья. На пригорке левобережного борта видна пастушья хижина, сложенная из камней (фото 6). Устраиваем бивак чуть выше устья ручья, возле хижины. Здесь же подготовлены места под две палатки (GPS: 39°20.454'С, 69°26.626'В, 3520м.). Всего на спуске:
Итоговые характеристики:
Спутниковые снимки пер. Гохирович с востока и запада.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6 Долина реки Ривут Река Ривут является левым притоком Зеравшана, впадающим в него на 7 км. ниже устья Тавастина. Участок прохождения этой долины нами невелик, поэтому описание охватывает лишь небольшой отрезок среднего течения Ривута. Долина довольно широкая и живописная, по берегам растут деревья арчи (фото 1). Видны участки сельскохозяйственной деятельности – картофельные поля и хижины из природных камней. Набитые тропы ведут по обоим берегам Ривута, поднимаясь иногда выше по склону, в обход прижимов. Чуть ниже устья правого притока с перевала Гохирович перекинут добротный мост (фото 2). Ручей, стекающий из короткой долины перевала Гохирович, является правым притоком Ривута. От места ночевки (GPS: 39°20.454'С, 69°26.626'В, 2550м) идем вверх по долине, по тропам правого берега (фото 3). Тропы набитые, иногда расходятся – местами, движение происходит по борту долины на высоте около 50-100 метров над руслом реки Ривут (фото 4).
Спутниковый снимок средней части долины Ривут.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4 Перевал Александра Галича, 2Б, 3930 м.
Участок №1. Подъем со стороны реки Ривут (с запада):
Подъем от реки Ривут начинаем по узкому ущелью устьевой части (фото 1). На всем протяжении подъема к ледникам, вода не встречается – следует позаботиться об этом заранее. Неявная тропа лежит на каменистом склоне левого борта ущелья, его нижний участок извилист – так, что виден лишь очередной склон за поворотом. Вскоре, рельеф меняется – наступает зона альпийский лугов, мы идем по густой зеленой траве, этот участок длится на протяжении километра (фото 2). Спустя час ходового времени, подходим к носу отрога, делящего долину надвое – его склоны покрыты арчевым лесом. Отсюда поворачиваем направо, в левую ветвь верховий долины. Крутизна склонов возрастает, хотя движемся все еще по траве (фото 3). Дальнейший путь – по крутым конгломератным увалам, среди которых выделяются крупные камни. Травяной покров постепенно беднеет, трава становится жестче и короче. Выбираем маршрут движения по увалам, где есть удобные камни для ноги. Крутизна склонов местами достигает 35-40°, для самостраховки используем ледорубы и трекинговые палки. Это самый неприятный участок из подходов к перевалу, на его преодоление уходит около двух часов. Выше склон становится положе, выходим на моренные поля, перемежающиеся гребнями и впадинами в центральной части – чуть выше небольшого мутного озера встречаем первый ручей (GPS: 39°18.552'С, 69°25.966'В, 3530м). Становятся видны верховья и границы цирка нашего перевала. Двигаемся по центру и правому борту ледника, который угадывается под моренным чехлом. Здесь, под скально-осыпными склонами правобережного отрога, заметен гребень боковой морены. По нему удобно подниматься в обход тела ледника. Далее, выходим с морены на открытый ледник – в этом месте он пологий и без трещин. Пересекаем ледник к противоположному борту, здесь он положе и есть моренные островки – вместе с тем, они находятся достаточно далеко от скальных стен левого борта верховий. Этот путь занимает не более часа. Здесь (GPS: 39°18.125'С, 69°26.309'В, 3750м) встаем на ночлег (фото 4), с этого места хорошо просматриваются северные склоны перевала А.Галича. Обсуждаем варианты подъема и безопасные маршруты. Ведем наблюдение за склонами, определяем пути камнепадов.
Участок №2. Подъем с ледника на седло (с севера): С места ночевки на морене, выходим под перевальный склон. Из просмотренных вариантов подъема выбираем самый левый по ходу кулуар, по дуге слева направо выводящий на гребень с дальнейшим коротким траверсом к седловине перевала (фото 8). Другие варианты подъема отвергаем по соображениям безопасности – на крутых ледовых галстуках, среди узких коридоров заметны следы камнепадов. Ниже, ледовые коридоры обрываются крутыми скальными сбросами. Подойдя под начало технического маршрута, собираемся под защитой скального пояса. Здесь одеваем кошки и готовим другое снаряжение. Тактическая схема проста: передовая связка-тройка входит в изогнутый кулуар, и обрабатывает склон, по ситуации применяя групповое снаряжение (фото 5). В это время, остальная группа наблюдает за ними, и ожидает команды по радиосвязи на выход следом. В случае опасности камнепада, передовая связка прекращает работу и ждет подхода товарищей, чтобы затем продолжить движение вверх. Двигаемся вдоль правого борта скал по льду (фото 6), крутизна ледовых склонов увеличивается до 40°. Верхняя часть кулуара провешиваем перилами (100 м.), точки крепления – френды и ледобуры. Возле кромки скал, заметен небольшой ранклюфт – вдоль такого элемента рельефа удобно подниматься, здесь прочный натечный лед и скалы служат защитой от камней (фото 7). Выйдя на гребень, движемся по нему в западном направлении – в сторону седловины, которая является явным понижением в гребне. Рельеф гребня – разрушенные скалы, с севера круто обрывающиеся вниз (фото 8), с юго-востока имеющие осыпные участки среди скальных останцев. Часть пути по гребню (фото 9) провесили перилами (140 м.) на траверсе с северной стороны.
Всего на подъеме:
Седловина перевала: Узкая, скальная, в гребне разрушенных скал. По обоим сторонам жандармы на гребне (фото 11). Тур в скалах с западной стороны. Группа на перевале (фото 10), седло (GPS: 39°18.013'С, 69°26.449'В, 3930м.) Участок №1. Спуск в сторону левой камеры ледника Тавастин (на юговосток): Спускаться начинаем непосредственно с седловины, крепление станции спуска – на локальной петле через скальный выступ (фото 11). Крутизна склона здесь около 45°, характер рельефа – смесь конгломерата и осыпи, перемежающаяся крупными камнями и скальными ступенями. Первой веревки хватает, чтобы пересечь дно кулуара, поворачивающего налево (фото 12). Отходим чуть правее и выше, чтобы поток камней не задел участников, которые уже спустились на этот пункт. Склоны камнепадоопасны, поэтому группа не может работать одновременно на двух участках – велика опасность поражения камнями (фото 13). Вторая веревка выводит нас в основное русло распадка, с которого просматривается весь путь спуска до морен левых камер ледника Тавастин Зап. Собираемся вместе всей группой и продолжаем спуск, каждый следующий пункт сбора располагаем под защитой скальных стен – приходится иногда стоять с рюкзаком на крутом склоне (фото 14), придерживаясь за скалу руками. Третью веревку проходим, диагонально пересекая расширяющийся кулуар (фото 15) – к скалам правого борта. Крутизна склонов уменьшается до 30-35°, здесь собираем веревки и снаряжение. Дальнейший спуск – плотной группой по осыпи, лишь иногда обходим выступающие скальные выходы или большие камни, лежащие на склоне. Преодолев небольшой моренный карман, выходим на гребень левобережной морены ледника (фото 16) – здесь уже безопасно, можно пообедать и отдохнуть (GPS: 39°17.857'С, 69°26.566'В, 3700м.).
Участок №2. Спуск в сторону долины Тавастин Северный (на восток): Начинаем движение вниз по гребню левобережной морены ледника Тавастин Зап. – гребень находится на возвышении 20-30 метров над телом ледника и по нему удобно спускаться (фото 16). Постепенно крутизна конгломератного гребня возрастает до 30°, становится трудно спускаться и скорость передвижения падает. Выходим на более пологие каменистые поля левого борта ледника. Затем идем по отвалам древней морены, где появляются островки зелени (фото 18) – все так же, высоко над ледником. Напротив нас – величественный ледопад, берущий начало с ледника Тавастин Переметный. Конгломератные сбросы на ледник все круче, и их высота достигает уже сотни метров, проходим следующую ступень гребня – его крутизна снова возрастает, движемся аккуратно, и не торопясь. Внизу видны стрелка ручьев средней части долины Тавастин Северный, небольшая роща арчевых деревьев и огромный расколотый камень на слиянии речек, образующих Тавастин Сев. Ниже языка ледника, который сочетается со сбросами ледопада и большими зияющими рантклюфтами, образованными водопадными сливами (фото 19) – переходим на правый берег по крупным камням, затем по зеленым увалам спускаемся до стрелки рек. Здесь, среди травы и невысоких деревьев устраиваем бивак (GPS: 39°17.750'С, 69°27.916'В, 3030м.).
Всего на спуске:
Итоговые характеристики:
Итоговые характеристики:
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.Траверс скального гребня.
Фото 10.Группа на седле перевала А.Галича (2Б)
Фото 11.Начало спуска с перевала на юго-восток.
Фото 12. Первая веревка на спуске с седла на восток.
Фото 13.
Фото 14 Станция на второй веревке.
Фото 15
Фото 16
Фото 17 Маршрут спуска с пер. А.Галича (2Б) на юго-восток.
Фото 18По зеленым увалам древней морены.
Фото 19Переправа ниже ледопада Тавастин Переметный. Долина реки Тавастин Северный (среднее течение).
С места ночевки на стрелке рек – правого притока Тавастина Сев. (GPS: 39°17.750'С, 69°27.916'В, 3030м.) поднимаемся вдоль ручьев, последовательно переправляемся через рукава по крупным камням. После всех переправ встаем на хорошую тропу, ведущую сначала вдоль реки, а затем серпантинами лежащую на зеленых склонах крутых склонах правого борта долины Тавастин Сев. Тропа местами круто уходит на склон, затем выводит на пологие участки. За три ходки преодолеваем крутые травянистые склоны и поднимаемся к скалам – здесь есть ручей, среди скальных складок встречаются зеленые полянки – на одной из них делаем обед с полуденным отдыхом. Дальнейший путь лежит за скальный порожек – в наметившееся понижение скального русла. Тропа выводит через перегиб склона – и взору открывается простор висячей долины, видны ее верховья и ледники. Движемся по руслу неширокой долины, ближе к ее правому борту – по кромке осыпи, которая примыкает к пологому телу ледника.
На всем протяжении нашего пути по висячей долине восточной ветви ледника Тавастин Центральный есть вода и возможно организовать бивак.
Фото 2. Висячая долина восточной ветви ледника Тавастин Центральный.
Фото 3. Верховья долины. Перевал Спутник, 2Б, 4250 м. (первопрохождение)
Участок №1. Подъем со стороны восточной ветви ледника Тавастин Центральный (с запада):
Подъем начинаем непосредственно с пологих площадок (GPS: 39°16.494'С, 69°29.140'В, 3700м.) по каменистой осыпи, широкие валы которой запирают верховья короткой долины перевала Спутник. Осыпь из камней средних размеров, разнообразных по форме – она лежит на подложке из конгломерата и труднопроходима, особенно с повышением крутизны склонов до 35-40° (фото 1). Постепенно переходим с одного вала на другой – они прорезаны выраженными складками рельефа, имеющими крутые борта с конгломератными склонами. Стараемся держаться основной линии гребня – там каменная осыпь более устойчива. Спустя два часа работы выходим на пологие площадки, с которых открывается вид на компактный цирк и небольшой ледник, который берет начало на одной из вершин к югу от перевала. Вообще, есть другой, менее трудоемкий вариант подъема в верхний цирк: если начать подъем по пологому снежно-ледовому кулуару, он лежит южнее нашего пути. Тогда, можно подниматься в кошках по фирновому склону – что будет гораздо удобнее и существенно экономит силы. Место бивака (фото 2) на перегибе склона (GPS: 39°16.494'С, 69°29.141'В, 3900м.)
Участок №2. Подъем со стороны ледника Спутник (с запада): Выходим с места ночевки и по пологим снежно-ледовым полям пересекаем небольшой цирк в направлении перевала (фото 3). Затем поднимаемся по осыпи, крутизна которой увеличивается – до нижних окончаний скальных лап (фото 4), спускающихся с гребня. Скалы достаточно прочные, имеют характерную окраску: скалы слева от острой седловины (по ходу движения) сложены из светлых пород, а с правой стороны состоят из темной породы. Все это создает нереальный, сказочный эффект – особенно, в сочетании с необычными формами скальных истуканов на склонах. Сначала поднимаемся по конгломератной подложке вдоль скал, поскольку склоны круты (до 40°) и камни не держатся – возникает опасность камнепадов. Тогда прячем группу в скальных нишах и по одиночке выходим на опасные участки с перильной страховкой (спустя 1,5 часа от начала движения). Выше уже начинаются скалы – движение группы по перилам (фото 5), крепление станций на френдах и петлях на скальных выступах (фото 6). Крутизна участков местами достигает 60° – движемся по скалам (фото 7), избегая кулуаров из-за опасности камнепадов. Спустя две веревки (фото 8), выходим в крутой осыпной кулуар (фото 9) в узком скальном коридоре (рекомендуется провесить третью веревку) – это выход на седло перевала (фото 10).
Всего на подъеме:
Седловина перевала: Узкая, скальная, перемычка между скальными вершинами. По обоим сторонам крутые скалы. Тур в скалах с южной стороны. Группа на перевале (фото 11), седло (GPS: 39°16.587'С, 69°29.518'В, 4250м.)
Схема движения на спутниковом снимке.
Фото 1
Фото 2
Фото 3. Западный склон перевала Спутник (2Б)
Фото 4
Фото 5
Фото 6. Участок №2. Подъем со стороны ледника Спутник (с запада)
Фото 7
Фото 8
Фото 9
Фото 10
Фото 11. Группа на седле перевала Спутник (2Б) Спуск в сторону ледника Тавастин Восточный (на восток): Спуск на восток начинаем по перилам (фото 12), которые крепим локальной петлей к скальному зубу на перемычке. Первая веревка – по узкому, снежноледовому кулуару (40-45°), затем выходим на скалы, присыпанные мелкой осыпью – здесь полка, где организована промежуточная станция на френдах и крючьях (фото 13, 14). Ниже находится щель узкого кулуара, который собирает все камни со стен – поэтому продолжаем спускаться по крутым скалам левого борта кулуара. Попрежнему, сохраняется эффект различной окраски скальной породы на бортах кулуара – словно, перевальная щель разделила породу различной структуры. Спуск по второй и третьей веревке (фото 15) приводит нас к скальным склонам увеличивающейся крутизны – местами она достигает 60°, станции устраиваем под защитой скальных порогов (фото 16). В структуре породы много острых граней, которые сильно портят оплетку веревок – подкладываем в этих местах протекторы, либо подставляем ботинки и рюкзаки (фото 17). Четвертая веревка (фото 18) проходится до половины по склону до 40°, затем следует отвесная скальная ступень (90°) с отрицательным склоном (15 метров) – ее проходим особенно внимательно: возможно опрокидывание участников при неверной развеске страховочной системы. Ниже – протяженный коридор, присыпанный каменной крошкой, в конце его – место сбора всей группы. С этого места выходим на висячий ледник, крепление – через выступ, который пришлось несколько углубить, вырубив канал для веревки. Последующие (5,6,7) веревки спускаемся по льду, раскисший снег на его поверхности позволяет применять ледорубы в качестве промежуточных станций, крутизна склонов уменьшается до 30°. Обходим скальный островок справа и ставим нижнюю станцию на снегу ниже линии бергшрунда, который выражен серией нешироких трещин. Дальнейший спуск – в связках, до открытого ледника – затем развязываемся и идем до полосы боковой морены правого борта ледника Тавастин Восточный– здесь, уже в сумерках (фото 21), ставим лагерь (GPS: 39°16.581'С, 69°30.148'В, 3950м.). Всего на спуске:
Итоговые характеристики:
Фото 12. Первая веревка на спуске с седла на восток.
Фото 13. Станция на второй веревке.
Фото 14
Фото 15
Фото 17
Фото 18
Фото 16. Станция на третьей веревке, снятие перил.
Фото 19. Начало четвертой веревки, траверс скальной стены.
Фото 21. Бивак на леднике Тавастин Восточный.
Фото 20. Восточный склон перевала Спутник (2Б). Перевал Ресничка, 2А, 4330 м. кошки и переходим на осыпь (фото 2).
Подъем со стороны ледника Тавастин Восточный (с запада):
Подъем на перевал начинаем с места ночевки на леднике Тавастин Восточный, на пологом гребне правобережной морены. Двигаемся в направлении перевала (фото 1), который находится в правом борте ледового цирка ледника – пересекаем моренные холмы и выходим в кошках на снежноледовый склон. Крутизна склона постепенно повышается, и спустя 200 метров, составляет около 30° – здесь, под скальной лапой, снимаем Движение по осыпи весьма трудоемко и отнимает много сил – характер породы и увеличивающаяся крутизна склонов не позволяют задерживаться на одном месте: осыпь медленно ползет вниз (фото 3). Входим в наметившийся кулуар, запертый скальными стенами – по мере продвижения вверх, он становится все уже (фото 4). Переходим на движение длинными галсами, от одного борта к другому – так получается экономить силы на переходах. Входим в узкий кулуар и поднимаемся вдоль его правого борта – вдоль небольшого снежника. На снег не выходим, во избежании срыва – склоны здесь достигают 40°, и в зависимости от состояния и влажности осыпной породы – на этом участке возможно уже провешивать перила (фото 5). Подошли к скальной ступени (фото 6), выдаем участника с нижней страховкой. Веревки (50 метров) хватает до седла перевала, крепление – за выступ. Группа прячется под защитой скальных выходов и рюкзаков (фото 7), однако по узкому и крутому кулуару (фото 8) неизбежно идут камни – по одиночке, аккуратно, проходим этот участок. Перед выходом на седло –небольшая скальная ступень, высотой 2-3 метра (50-60°), образованная монолитными каменными глыбами. Всего на подъеме:
Седловина перевала: Неширокая, осыпная, в гребне разрушенных скал. Тур среди крупных камней с южной стороны. Подготовлена площадка под палатку, на южном склоне. Группа на перевале (фото 9), седло (GPS: 39°16.551'С, 69°30.522'В, 4330м.)
Фото 9. Группа на перевале Ресничка, 2А.
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7. Группа на заключительном участке: скальной ступени кулуара.
Фото 8. Подъем на седло по узкому и крутому кулуару. Спуск в сторону ледника Падаск (на восток): Спуск на восток начинаем по крутой и скользкой осыпи – первую веревку вешаем для страховки. Точка закрепления – выступ на седловине перевала, последний участник сошел с нижней страховкой. Дальше движемся плотной группой, осыпь под ногами становится плотнее и положе – держимся сначала посредине склона, затем поворачиваем правее – ближе к выпуклому ребру, состоящему из фрагментов разрушенных скал и местами покрытому обломочным материалом. Завернув за скальные останцы, берем еще правее – держа курс на зеленые поляны древних морен, виднеющиеся на левом борту ледника Падаск. Открывается хороший обзор верховий ледового цирка: видны вершины и перевалы Любимых, Такоб, Волга. Устраиваем бивак на пологих каменистых полянах (GPS: 39°16.325'С, 69°30.702'В, 4110м.), здесь редкая трава и вода со снежников, что неподалеку. Всего на спуске:
Итоговые характеристики:
Фото 10
Фото 11
Фото 12
Фото 13 Перевал Волга, 2А, 4230 м. (радиально)
Подъем со стороны ледника Падаск (с севера): Подъем начинаем непосредственно с пологих площадок древней морены левого борта ледника Падаск (GPS: 39°16.325'С, 69°30.702'В, 4110м.).
Траверсируем осыпной склон с набором высоты (фото 1). Маршрут проходит выше скальных выходов, обрывающихся в сторону ледника Падаск. Спустя полчаса выходим на гребень (фото 2) – на пути к седлу перевала, нам предстоит преодолеть несколько скальных жандармов (фото 3) различной высоты. Некоторые участки преодолеваем лазанием по простым скалам. Препятствия обходим преимущественно со стороны ледника Падаск (с юговостока) – с другой стороны гребень обрывается крутыми ледовыми стенами на ледник Восточный Тавастин. Находим среди разрушенных скал тур с контрольной запиской (GPS: 39°16.275'С, 69°30.252'В, 4230м.), делаем фото с седла перевала (фото 4). Обратно возвращаемся по пути подъема (фото 5). Итоговые характеристики (в одну сторону):
Фото 1
Фото 2
Фото 3. Маршрут по скальному гребню до седла перевала.
Фото 4
Фото 5
Фото 6. Обзорное фото перевала Волга (2А) с востока. Перевал Любимых, 2Б, 4260 м.
Подъем со стороны ледника Падаск (с севера):
Подъем на перевал начинаем с пологих полей широкого цирка в верховьях ледника Падаск (фото 10). По открытому леднику подходим вплотную к разорванной линии бергшрунда – здесь делаем первую станцию (фото 1). Десять метров прямо вверх по размокшему фирну, выходим на борт подгорной трещины (фото 2), по одному проходим участки ледовых разломов, траверсируя ее вправо по ходу еще на 15 метров – до сужения канала трещины до метра. Здесь непростой участок – надо перепрыгнуть ее и встать на вертикальную ледовую стенку противоположного, более высокого борта этой зияющей трещины (фото 3). Вертикальный участок прочного льда, затем перегиб и выход на снежноледовый склон крутизной около 40°. Вторая станция также на ледобурах – она в 10 метрах выше перегиба бергшрунда (фото 4). Вторая веревка – прямо вверх, крутизна склона незначительно возрастает, около 40-45°, фирновая подложка становится тоньше – местами поднимаемся на передних зубах кошек (фото 5). Третья станция на склоне, вырубаем лоханки во льду для участников, поднимающихся следом (фото 6). Третья веревка – прямо вверх, по снежно-ледовому склону уменьшающейся крутизны с выходом в широкий карман перевальной седловины (фото 8). Крепление станции – на двух ледорубах, забитых в плотный снег. Седловина перевала: Широкий снежный карман, с одной стороны обрывающийся ледовым склоном в сторону ледника Падаск, с другой – упирающейся в короткую осыпь скальной стенки, ограждающей сбросы на ледник Голируд – здесь же устроен тур для записок. Под защитой высоких бортов кармана удобно сделать бивак. Группа на перевале (фото 8, 9) – (GPS: 39°15.670'С, 69°30.927'В, 4260м.)
Фото 1
Фото 2
Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 6
Фото 7. Северный склон перевала Любимых (2Б).
Фото 8
Фото 9
Фото 10. Вид на ледник Падаск с перевала Любимых (2Б). Всего на подъеме:
Участок 1. Спуск в сторону ледника Голируд (на юг): Спуск на юг начинаем по перилам, которые крепим локальной петлей к скальному зубу на перемычке (фото 11). Первая веревка – скальный обрыв со средней крутизной склона – 70-80°, порода прочная. Местами спускаемся по отвесной стене (фото 12), поэтому рюкзаки транспортируем отдельно. Для этого выпускаем вперед участника, который на месте принимает решение о дальнейших действиях – для этого используем радиосвязь. Решено не устраивать станцию – из-за опасности камнепадов со стены, а нарастить перила второй веревкой – благо, в нижней четверти стены крутизна скальных склонов снижается до 50-60° и перестегнуть спусковое устройство нетрудно (фото 13). Затем участники уходят в условно безопасную зону – под прикрытие скального нависания. Оттуда же происходит корректировка спуска и транспортировки рюкзаков (фото 14). По согласованию с верхней станцией, часть людей уходит по осыпному конусу вниз – под защиту большого камня, где впоследствии собирается вся группа (фото 15). Затем, спускаемся по пологой правобережной кромке ледника – здесь же, на осыпных подушках, устраиваем бивак (GPS: 39°15.655'С, 69°30.666'В, 4180м.) – (фото 16).
Фото 11. Организация спусковой станции.
Фото 13
Фото 14
Фото 16. Организация бивака на морене ледника Голируд.
Фото 15. Вид на южный склон перевала Любимых (2Б). Участок 2. Спуск по леднику Голируд (на запад): Спуск по леднику Голируд начинаем с края мульды верхнего цирка ледника, окаймленного со всех сторон скальными стенами. Держимся правого борта ледника (фото 17), однако скоро приходится преодолевать ледовую ступень (фото 18), которая имеет разломы справа и начинающийся вал ледопада по центру. Спускаемся на дно неширокого ледового кулуара по перилам, далее идем в связках и кошках (фото 19). Около получаса идем по нешироким затекшим трещинам (фото 20), переходим по некрутым валам, выдерживая общую линию спуска – прямо вниз и несколько правее от центра (фото 21). Проходим относительно пологую часть ледника (фото 22) и выходим на более крутой участок пути: здесь начинаются разломы ледопада (фото 23). Обходим их зигзагами, стараясь не ослаблять связочную веревку (фото 24). Слева от линии нашего движения (по центру тела ледника) начинаются существенные сбросы, справа – широкие разломы льда возле береговой линии. Обходим широкие трещины, выбирая оптимальный путь – и вот, становятся видны пологие полосы льда справа, по которым удается выбраться на гряду правобережной морены. Переваливаем через гребень морены и останавливаемся возле ручья – ледник пройден, снимаем кошки и снаряжение (фото 25).
Итоговые характеристики:
Фото 17
Фото 18
Фото 19
Фото 20
Фото 21
Фото 22
Фото 23. Начало ледопадного участка.
Фото 24. Преодоление широких трещин.
Фото 25. Группа после спуска с ледника Голируд. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||