Автор: Алексей Шевченко, Нижний Новгород

Основные участки маршрута в Высоком Тауэрне (массив Венедигер)

Массив Венедигер – одно из красивейших мест западного Тироля и входит в состав национального парка Высокий Тауэрн.

Это говорит о том, что ставить палатки в этом районе нельзя на глазах у местных жителей и смотрителей, а это достаточно затруднительно при значительной популярности этого района.

Сам по себе Массив достаточно компактен, и проложить полноценный двенадцатидневный маршрут для полноценной группы из восьми человек по нему весьма затруднительно. Однако для малых и мобильных групп этот район может стать частью маршрута протяженностью пять – шесть дней. Либо неплохим местом для семейных походов с ночевкой в хижинах так же на аналогичный срок. Общая цель туристов находящихся в этом районе – произвести восхождение на Гросвенедигер, поэтому наибольшей популярностью пользуются тропы из долины через близлежащие к вершине хижины (Кюрзигер-Хютте, Нойе-Праген-Хютте, Дефреггер-Хаус).

Бивак на ледовом плато у вершины Кристальванд Альпы Высокий Тауэрн хребет Венедигер

В Массиве Венедигер можно выделить несколько основных участков маршрута:

• Отличный вид открывается на ледник Оберзульцбахкесс с тропы соединяющей перевал Кримль – хижину Кюрзигер-Хютте и перевал Венедигершаре.На данную тропу можно попасть или выйти с нее несколькими основными способами: пер. Кримль, пер. Маурер-Терль, пер. Оберзульцбах-Терль, пер. Венедигершаре, пер. Цвишензульцбахторль, пер. Унтерзульцбахторль. В этом районе основной поток туристов находится на озере у подножья Кюрзигер-Хютте и на тропе от хижины до перевала Венедигершаре.

• Незабываемый вид открывается с ледникового плато от Вершины Гросвенедигер до вершины Кристальванд. Участок проходит через ледник Обер-Кеесбоден, пер Райнершарте, мимо г. Хоэр-Цаун по верхней части ледн. Ойсерес-Мулльвицкес. Спуститься с плато можно в сторону хижины Баденер-Хютте по тропе через отрог г. Кристальванд или пер. Фросниц-Терль.
  • Панорама хребта Глокнер в Высокм Тауэрне в Альпах

Остальная часть маршрута может служить обвязкой для данных участков, и зависеть от временных возможностей, удобства заброски и выброски.

Маршрут группой Андрея Евстропова в Высокий Тауэрн
    (массив Венедигер)

Приют Фюртер-Хютте - оз. Кратценбергзе - пер. Зандебентёрль - ледн. Унтерер-Кесбоден - пер. Лёбентёрль - хижина Баденер-Хютте - ледн. Фросниц-Кес - пер. Фросниц-Тёрль - ледн. Ойсерес-Мулльвицкес - гора Хозр-Цаун - пик Райнехорн - пер. Райнершарте - ледн. Оберер-Кеесбоден - пер. Венедигершате - ледн. Оберзульцбахкес - хижина Кюрзингер-хютт - пер. Кримлер-Тёрль - приют Варнсдорфер-Хютте - Иннере-Кес-Альм

Маршрут разрабатывался группой Нижегородского Горного Клуба под руководством Андрея Евстропова. Сложность маршрута исходила из возможностей новичковой группы в составе трех парней и четырех девушек. При составлении маршрута наибольшая сложность была обусловлена новизной Альпийского региона для членов НГК, и практически полным отсутствием информации в интернете о том, что запрещено законодательно делать в Альпах, а что нет. Массив Венедигер расположен в национальном парке Высокий Тауэрн. В парке нельзя стоять в палатках в зоне леса, в остальных случаях ситуация с национальным парком не очень ясная. Смотрители хижин периодически напоминали нам о том, что ночевать в палатках нельзя, видя наши большие рюкзаки и приглашая нас остаться у них. При этом никто не будет проверять, где ты спишь и что ты делаешь, достаточно просто не вставать лагерем в зоне прямой видимости хижин и на людных тропах (это в принципе не очень приятно с любой точки зрения). В остальном правила поведения в национальном парке ровно такие же, как правила поведения любого воспитанного человека в горах.

Маршрут можно посмотреть по карте (8,8 МБ).

Наше движение на маршруте началось от приюта Фюртер-Хютте и оз. Кратценбергзе, неторопливым шагом с тяжелыми рюкзаками в начале маршрута двинулись к пер. Зандебентёрль (н/к 2751) , движение по тропе, как раз то, что нужно для акклиматизации группы на маршруте. Далее траверсом по тропе движемся на запад и встаем лагерем из-за испортившейся погоды на высоте примерно 2500м.

После этого еще день стоим в сплошной облачности, идет дождь.

Кристальванд

Из этой точки открывается хороший вид на ледник Фильтрагенкес и видны за отрогом г. Клайнвенедигер лед. Шлатенкес. и пик Кристальванд.

Массив Глокнер

Вниз по долине вид на массив Гросглокнер.

Далее спускаемся по тропе в долину, огибаем по тропе г Фордерер-Кеселькопф и мимо Альте-Прагер-Хютте на язык ледника Унтер-Кесбоден. Тут стоит отметить отменный вид из района хижины Альте-Прагер-Хютте на долину и цирк ледника Шлатенкес. А вместе с отличным видом бок о бок идет и популярность этого места у туристов. Далее от языка ледника поднимаемся по тропе в сторону перевала Леббенкопф и встаем на ночлег в углубление за остатками древней морены. Это не лучшее место для ночевки, тропа достаточно популярна.

Тропинка к Альте-Прагер-Хютте

На следующий день погода была отвратная, моросил дождь, но во второй половине дня нам надоело сидеть в лагере и мы двинулись в путь. Прошли перевал Лебертерль (н/к 2917м) по тропе и далее по тропе до хижины Баденер-Хютте, там мы надеялись посушиться и передохнуть.

Лагерь группы
    Потом, погода стало чуть светлее, мы вышли из хижины, и, пройдя чуть-чуть, встали у озера на высоте 2750м, прогулялись на ледник, вспомнили снежно-ледовую технику, завершили сушку вещей. Открывался отличный вид на цирк ледника Фросниц-Кес и отвесную стену г. Хинтер-Зекопф.

Рано утром следующего дня двинулись на пер. Фросниц-Терль (1А 3147), Подъем на перевал идет по леднику Фросниц-Кес, в самой крутой части у нас он был открыт, но на грани соскальзывания связка из 7 человек смогла подняться без использования кошек. Строго говоря, чтобы не думалось кошки хорошо бы иметь на всех участников группы либо вешать веревку, но можно подняться и без кошек по наиболее пологому участку. После перевала поднялись на вершину ледникового плато и встали между г. Кристальванд и г. Хоэр-Цаун. Надвигалась черная туча, и пошел снег в течение минут двадцати. Разбили лагерь и переждали непогоду, а после открылся замечательный вид на горы вдали. Затишье после

Лагерь на Ледниковом плато

Поутру наверху весьма прохладно вне палатки, отложили выход из лагеря до девяти часов. Связались и двинулись по плато. По дороге дул ветер, светило солнце, встречались трещины. Пару раз проваливался одной ногой. Подошли к перевалу между г Шварцванд и пик Райнехорн, с восточной стороны у перевала встречаются достаточно широкие трещины, а с западной виднеется достаточно широкий бергшрунт и крутой спуск, Спуск логично начинать слегка поднявшись на пик Райнехорн, далее траверсом с постепенным спуском к перевалу Райнершарте. Снег на склоне жесткий, но если уверенно ставить ноги в треккинговых ботинках, можно двигаться без кошек.

Рассвет на берегу высокогорного озера

Далее через пер. Венедигершате спустились по леднику Оберзульцбахкес, тропа широкая, твердая в первой половине дня, обходит все трещины на леднике. Примерно в обед встали лагерем в месте выхода тропы с ледника на скалы.

На рассвете мы лишь спустились к озеру под языком ледника Оберзульцбахкес. Спуск проходил по отвесной стене, по которой проложено виафератта. На этом озере в первую половину дня много туристов. Хотя это правило распространяется для всего района путешествие – каждое утро в горы поднимается множество туристов, и каждый обед они буквально испаряются.

Следующим днем мы двинулись на перевал Кримль, сначала по тропе по бараньим лбам левого борта долины, далее тропа выходит на ледник и поднимается на перевал. Стоит отметить что есть два перевала по обе стороны горы Гамсшпицль. Тот, который серернее - ниже, но с него спуск по живой сыпухе, Южный – выше, и спуск с него по тропе. Мы прошли через южный, а потом пересекли отрог г. Гамсшпицль и разбили лагерь в уютной долинке под перевалом сев. Кримль.

Момталась лишь заключительная часть путешествия - мы спустились в долину, и дошли до городка Кримль.

Наш маршрут был сильно растянут по времени, при желание и небольшой затрате сил его можно с легкостью было бы сократить в два раза по дням.

В районе не стоит задерживаться в местах значительного скопления туристов. Это сильно ослабляет впечатление от похода, как от таинства единения с горами.