Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков, Владивосток – Петропавловск Камчатский
Фотографии из архива Владимира Маркова и Демянчука Ю.В.

Камчатка. Успешные восхождения на сам конус вулкана Ключевская сопка, совершенные мной в качестве туриста и альпиниста с 1994 по 2018 год

Повторяю! Главное то, что именно в этих восхождениях я стоял на конусе вулкана

Вулкан Ключевская сопка 4836 метров, собственной персоной

Вулкан Ключевская сопка на Камчатке — это идол. Точно – ИДОЛ! Сколько бы ты на него не ходил, еще тянет. Единственное, что меня часто останавливает за 50-100 метров до выхода на сам конус вулкана это безопасность при прохождении. Если я на борту конуса, практически у вершины, стоял уже 11 раз, то на самом конусе только 8 раз. Это не значит что все остальные восхождения и подходы к этому вулкану были не успешные. Нет. Много факторов влияло на нас, при восхождении на этот Исполин. Он рабочий, то есть живой организм.

Постоянно извергается растет по своей высоте. В начале 80х нас дезинформировали картографы СССР. Они ставили на картах высоту 4638 метров над уровнем моря. На самом деле поднимаясь на его вершину, Мастера спорта по альпинизму хватали такую горняшку, что отступали с середины его склона и уходили в низ. Большинство ломались на высоте 4500 метров. Этот придел, как камертон самого вулкана. Настроился на него – взойдешь.

Все восходители не верили на стоящую на картах высоту. Наконец у альпинистов появились приборы по измерению высоты. Альтиметры снимали со старых вертолетов и носили с собой. Восходители потребовали от картографии нанести на карты ее истинную высоту, 4750 метров. Один из таких недовольных был Я. А мне в унисон трубили банальные вещи: «Вулкан старый, быстро окисляется и разрушается. Высоту ставить нужно логично». Господа – Крестьяне! Представьте такую ситуацию. Вы в Италии и заходите на Этну. На картах и путеводителях у них высота одна, а высота самого вулкана оказывается по факту совершенно другая. Именно на сто метров выше. Вы можете представить такую ситуацию? Можете? А я нет. Что мне теперь делать? Как все мои друзья уехать за рубеж и там жить по-человечески. Я не хочу.

Вулкан Ключевская сопка 4836 метров, собственной персоной

Мериться с Вами не хочу, тем более. Поэтому и Россия не дает деньги на Камчатку для развития вулканологии. В природе Бакланы себе рыбу добывают сами, а не ждут с открытым ртом, когда эту рыбку им закинут прямо в клюв. Я не представляю тот факт, когда пенсионер Демянчук Юрий Владимирович покинет вулканостанцию Ключи. И так все на ладом дышит, а без него, просто, все рухнет. Никто в России работать не хочет. Поэтому и высоту вы сейчас поставили везде на картах 4800 метров. Господа-Крестьяне! А куда вы дели 36 метров? Повторяю, высота вулкана Ключевская сопка 4836 метров. Я это уже неоднократно померил своим спинным мозгом. А какого права вы имеете распоряжаться личным имуществом Ключевского вулкана. Где 36 метров личного имущества Ключевской сопки, я ВАС спрашиваю? Верните положенное вулкану. Растащили по частям всю Россию. Этого Вам мало, за Ключевскую взялись. Мне нужен на Камчатке 5000к. Врубились, куда клоню. Каждый метр дорог.

Возмущаясь в начале 2010 года, я попал в этот район, когда вулкан Ключевская сопка не только работал, но и создал у себя внутри основного кратера новый молодой конус. Высота его составляла 4836 метров. Интересно было видеть визуально по четкой линии на сколько новый конус, по высоте, выше, чем старый. А сейчас что делается на вулкане? Я ходил с севера-востока и увидел такую особенность, как вулкан при своей работе, засыпает старый конус. При этом образуется единый крутой борт вулкана. Зимой в 2015 году высота вулкана подросла. Средняя часть конуса обрушилась. У вулкана появились две вершины. В настоящий момент вулкан Ключевская сопка своим видом напоминает Эльбрус. Это наша Родина. И мы этого достойны! Поверьте мне, я стоял на его конусе уже 8 раз и буду стоять на нем до тех пор пока дышу!

А сейчас не по памяти, а по моим личным архивам, я расскажу Вам о моих успешных восхождениях на этот вулкан, где я стоял прямо на конусе самого вулкана. Естественно, упомяну, как минимум 3-4 восхождения, где я не доходил до кромки конуса не больше 50-ти метров. Это было связано и с активностью вулкана, и с человеческим фактором. Не поверите! Остается 50 метров, а человек разворачивается и дует в низ. Наелся, крендель!

Вулкан Ключевская сопка 4836 метров, собственной персоной.

№ Дата Вершина Высота Кат. сл-ти Х-р м-та Маршрут участн./ рук. Фамилия рук., число участн.

1. 15.08.1985 Ключевская сопка /Ю.З.скл./ 4750 2-А руководство Марков + 8

Вулкан Камень в те годы

Вулкан Ключевской в те годы. Сергей Николаев в своем репертуаре

После восхождения мы попали в непогоду и вот выглянуло солнце

В далекие 80е я увлекся альпинизмом. При этом уже был КМС по туризму. Пешелыжный туризм развязал мне руки. Именно это ответвление туризма давало мне право подниматься на любые вершины. Правила такие были. Я пользовался этим с полна. Приморская МКК никогда бы не остановила меня. Я сам создавал себе свой мир и был сам себе РЕЖИССЕР. В эти годы я искал среди туристов единомышленников. Крепких ребят. Которые не грели ж…пу у костра. Нашел в ТИНРО. Организовал и провел классный спортивный поход по Камчатке. Основная задача состояла в восхождении на сам вулкан Ключевская сопка. Тинровцы составляли основную часть группы, но лидеры были не они. И это естественно. Зато Николаев помог мне подготовить экспедицию на высшем, по тем временам, уровне. Консервация продуктов осуществлялась в лабораториях ТИНРО, сублимировали все качественно. Сергей Николаев доставал дефицитный материал для шитья снаряжения (каландрированный капрон). За что ему огромное спасибо. Все восемь восходителей стояли на конусе вулкана со стороны Перемычки (перевал Вулканологов). Одна особа в группе отказалась спускаться с конуса вулкана. Пришлось применить свой коронный метод. Побежала, как миленькая. У меня не забалуешь. Прошло много лет и я в месте с Трошевым Андреем попытался сделать ежегодные встречи ребят, кто участвовал в этой эпопеи. Первые встречи были классные. Потом налетела костровая СОРОНЧА, песенки попеть и побухать. Я отошел от этого бардака. Мне этого не нужно.

2. 28.02.1990 Ключевская сопка /Ю.З.скл./ 4750 2-А руководство Марков + 6

Ключевская сопка в эти суровые годы

В эти непростые девяностые годы я пытался выбивать деньги на ВСЕ мероприятия, проходимые за приделами Приморского края. Продолжал выбивать полное финансирование и у меня все получалось благодаря Коли Рязанову и Папы Дульцеву. Мне они верили, я не бухал во время своих мероприятий, а мои люди тем более даже не курили. Сборная Приморского края спасателей-общественников участвовала в февральском восхождении на вулкан Ключевская сопка. Я был руководителем учебных сборов, Пашка Кулебин руководил всем составом в самом походе. Фактически, всем процессом руководили мы вдвоем. Семянюк, завхоз всего мероприятия, не понимал к кому обращаться. А мы с Пашкой над ним усс….сь.

Огромную роль в этой экспедиции сыграли туристы с клуба «Сихотэ-Алинь». Это и был спаянный костяк всей группы. Зимнее восхождение на конус вулкана Ключевская сопка в количестве семи человек прошел по-боевому. Все стояли на конусе вулкана. Отступать было не куда. При этом два члена экспедиции вернулись с нее после первого дня выхода с поселка Козырекск. У одного были проблемы. Второй поддержал своего товарища. Это и есть дух находкинского клуба «Сихотэ-Алинь». Что мы пережили за время восхождения знаем только МЫ. Были сплочены, упорны, настойчивы и все у нас получилось. А и на че и быть не могло. По возвращению с экспедиции в городе Большой Камень сделали фотографию, где вся группа стоит на конусе вулкана. Только один фотоаппарат сработал на конусе. Все остальные, просто, замёрзли. Фотографию до сих пор я не видел. Видел ли ее Пашка Кулебин? Говорит видел.

3. 14.05.2011 Ключевская сопка /Ю.З.скл./ 4836 2-А руководство Марков + 2

Панорама Ключевского вулкана в это время

Получилось так, что до 2011 года я много раз подходил с ребятами до подножья Ключевская сопка, а вот подняться на сам конус не получалось. Вулкан работал, свирепел, бросался камнями и никак не хотел пускать нас на сам конус. А я ждал момента и дождался, уже работаю Гидом на Камчатке. У меня два клиента. Москвичи, уроженцы Новосибирска. Один из них, Артем Браун. Он уже был на Камчатке со мной в этом районе. При этом на сам конус не поднялся. Вулкан был в пике своей активности. На склоне до 20 градусов чуть выше 3400 поймали поле сыпучих камней. Когда ты по ним делаешь шаг, то чувствуешь себя так, как будто на пол высыпали тысяча шариков от подшипника. Твоя задача быстро по этой хрени двигаться вверх. Представляете, ситуация. А мы не представляли. Мы пытались метров 50, как минимум, двигаться по этому ужасу и отступили.

Артем Браун, собственной персоной

Артема это заело. Он приехал второй раз. Ключевская утихомирилась по активности. Поднимаемся втроем на новый конус вулкана. Он значительно подрос по высоте. Мы четко видим его границы со старым конусом 4750 метров. Погода скверная. Ветер! Сплошное парообразование. Холодно. Артем Браун Доволен. Еще бы. Он хорошо усвоил холод в этих местах еще по прошлому году. Цель мероприятия достигнута. Все вниз. У Артема большие виды на будущее в горах. А я рад что он начал с Камчатки и два сезона отдал этому району. Ведь месяц май – это еще зима на Ключевской группе вулканов.

4. 15.06.2011 Ключевская сопка /В.скл./ 4836 2-А Соло.

Когда ты видишь внутри конуса такое, при этом стоишь на высоте 4750 метров один, выглядишь Богом

Красота природная. Никто из людей этого не повторит. Бесплатная галерея, не поддаётся массам. Только для избранных

Красноярские столбы отдыхают!

Одно из лучших и очень опасных моих одиночных восхождений СОЛО на вершины гор и вулканов. Вулкан не был активен в это время. Сам подъем проходил со стороны базы вулканологов «Апахонтичи», то есть с востока. По восточному склону я в начале восхождения добрался до остатков от временной стоянки вулканологов на высоте 2800 метров. Переночевал там. На следующий день совершил восхождение на сам конус вулкана. На верху самого конуса в кратере вулкана увидел причудливые столбы. Сделал много снимков этих истуканов. В последствии они обрушатся. Меня удивил тот факт, что рядом с моими свежими следами красовались еще одни следы по размеру больше. То есть, передо мной за день на конусе кто-то побывал. Вот от куда он пришел и куда спустился, понятия не имею. Я шел по сильной и протоптанной тропе вулканологов. Они тут работали и сделали хорошую тропу по вулканическому лавинному гребню, когда я писал отчет по своему восхождению я этот гребень отметил, как «по черной линии». На спуске основательно понервничал. Очень много камней догоняла меня. Трудно было идти. Обошлось. Вулкан отпустил. В средней части вулкана так вымотало, что сел и немного поспал. Когда я один, то часто это делаю, так как доводить свой организм до критической ситуации я не мог. СОЛО восхождения требуют от человека только здравых действий и постоянной твоей физической формы. Проще – умирать не хочется. Такая красота вокруг, даже ночью.

5. 10.08.2011 Ключевская сопка /Ю.З.скл./ 4836 2-А руководство Марков + 3

Montanari Cesari представитель клуба альпинистов Италии 65 лет

Giuseppi Bianchi представитель клуба альпинистов Италии 57 лет

Albonetti Tiziano представитель клуба альпинистов Италии 54 года

Работал Гидом на Камчатке. Представляю знамена КФАиС. Валера Карпенко приглашает на Камчатку сборную ветеранов итальянского альпинизма. Поставила задачу взойти на вулкан Ключевская сопка. Ветераны требуют хорошей акклиматизации. Мы ее получаем на вулкане Авача. С моей стороны была проведена работа там, где никого из альпинистов не было. Валера Карпенко все сделал в низу так, что мы за короткий промежуток времени побывали и на Домашних вулканах, и в районе Толбачика. Гуляли рядом с кратером «Клешня», которая потом долбанула так, что всем хватило зрелища.

Зрелище такое, что дух захватывает. Ведь так зарождалась наша земля. Правда тогда атмосфера была другого цвета

По центру кадра основание столба. Сам столб уже обрушился. Какой он был смотрите выше по статье

А это нас засняли другие восходители, которые шли на вулкан с перемычки

По окончанию всей эпопеи поднялись на сам конус вулкана Ключевская сопка. Поймали хорошую погоду. Поднимались по его восточному склону. Движение начали со стороны сейсмостанции «Апахонтичи». Нитка маршрута прошла через прорыв Скуридина. На самом прорыве сделали штурмовой лагерь. Вулкан был спокоен. Внутренняя часть конуса была не загазованная. Сделали много хороших фотографий.

6. 14.06.2012 Ключевская сопка /С.В.скл./ 4836 2-А Соло

Ваш «покорный» слуга еще понимает, что жив

Зима и ее прелести на самом конусе вулкана

Снимок один, а ракурс другой. Чудеса

Очень интересное восхождение я совершил в экстремальных условиях на сам конус этого вулкана с северо-восточной стороны. При чем я шел обычным маршрутом вулканологов. Который начинается с высоты 2600 метров. Где стоит База вулканологов на 6 спальных мест. Маршрут был проложен по гребню и совершенно безопасен. Почему? Дело в том, что вы выходите на основной конус вулкана, где расположен малый кратер. Он образовался внутри основного кратера. Малый кратер не активен. Все что летит с основного кратера не долетает до ВАС.

При самом восхождении по пути в кулуаре находится большой камень. Не думаю, что в это время люди могут себе такое позволить. А именно! Я ночевал на борту вулкана на высоте 4100 м, укрываясь от ветра именно за этим камнем. На ночёвку это было не похоже, но я старался делать вид, что сплю. В 9-00 утра стоял на самом конусе. Если вы внимательно посмотрите на снимки, то по углу солнечных лучей поймете, что это раннее утро. Солнце и поразительные снимки внутренней части конуса, как подарок восходителю. Не многие фотографы могут себе это позволить. А у меня фотоаппарат – простая «мыльница».

7. 15.08.2013 Ключевская сопка /С.В.скл./ 4836 2-А руководство Марков + 3

Вулкан Ключевская сопка, собственной персоной

Работал Гидом. С тремя клиентами с Москвы поднимались на этот вулкан по моему варианту маршрута с северо-востока. Это самое быстрое мое восхождение на конус вулкана. Штурмовой лагерь построили на высоте 3100 метров. Делали искусственные платформы под палатки. На этом месте устроили две ночевки. Стояли на старом конусе на высоте 4750 метров все. А вот на новый конус пошли только мы с клиентом вдвоем.

Но, сейчас не об этом. В это время у подножья вулкана работала съёмочная группа москалей. Если я при памяти - «Планета». Они снимали сюжет самого восхождения на вулкан. И по какой-то непонятной договоренности, в обход меня, я должен был быть в центре фильма. А как сказал Медведев всей России: «Халява закончилась!» Так и я сделал – «Платят, снимаюсь! Не платят – не снимаюсь!»

Ваш «покорный» слуга на старом конусе 4750 метров. Вы видите красный круг, куда мы дошли, дальше было опасно, летели бомбы, падали рядом и скрывались в снегу

Мы ушли на само восхождение. Что делают эти проходимцы с «Планеты»? Они находят какого-то спасателя, водителя и еще одного человека. Те в соплях у подножья толкают речь с трибуны о самом вулкане, мол он активен и восхождение поэтому прекращаем. А тут, от куда не возьмись, мы спускаемся с конуса вулкана. Вот смеху было. Эти главные «герои» спрятали Трибуну, с которой речь толкали. Стыдно, наверное, было. «Дурят киношники нашего брата. Ох! Как дурят». А с другой стороны это все и так знают – Москали и в Африке москали. Вот если бы они мне ЗАБАШЛЯЛИ, век воли не видать, за фильм, где я бы был бы главным героем, получили «Оскара».

Москали! Вы жмоты всегда были. И кончайте врать о нашей Камчатки. Мы всегда на вулкан Ключевская сопка заходим, с учетом хорошего вознаграждения.

8. 22.08.2014 Ключевская сопка /С.В.скл./ 4836 2-А в двойке Марковым Романом

Марков Рома на конусе вулкана Ключевская сопка

Что мы видели, что внутри конуса? Точнее будет сказано: «Ни хрена мы не видели»

Одно из самых моих приятных восхождений на конус вулкана в двойке. Забежали на сам конус с моим напарником или партнёром по связке. Восхождение прошло по-боевому. Мой сын, Роман Марков, первый достиг конуса самого вулкана. Я пришел к его краю на десять минут позже. Почему это произошло? Я хотел, чтобы он сам это сделал. При этом, что бы стоял первое мгновение у кромки конуса вулкана один. Какой у него был эффект? Простой: «Папа! Я иду и мне кажется, что идти еще долго. Совершенно случайно понимаю, что дальше идти не куда, что я дошел. Но, куда я дошел, еще не мог сообразить?» Представляете – кайф. А как вы думаете, сколько ему лет было? Вот в этом и кайф.

Марков и сыновья, как в старые, былые времена при Царе Батюшки. Все возвращается

Вулкан работал, все вокруг парило. Видимости в кратере не было. Рома шел до победного конца и когда достиг кромки самого вулкана долго думал куда идти дальше и на вершине ли он стоит? Такой же дурень и я в молодости был. Всегда рвался вверх и стоять на вершине стремился первый в группе. Сейчас я это право, право, отдаю своим детям, когда они восходили и на Корякский, и на Крестовский, и на Ключевскую, и на Козельский, и на Ушковский, и на Острый Толбачик. И ходить они стали на доминирующие вулканы с 14 лет, что Димон, что Ромсан. Чуть не забыл. Мы с Ромкой с севера Коряки классный маршрут прошли. Но еще есть идея, пройти правее нашего. Через мульду. Там лед – «Мама Мия!» На том и стоим, потому что впереди у нас вулкан Камень. И с каждым из своих детей я буду ходить только в двойке. Почему? Потому, что потому. Рожайте детей больше по количеству и тогда такие вопросы мне задавать не будете. Они когда вдвоем, хоть разнимай. А я Вам что – Рефери на ринге?

9. 28.02.2003 Ключевская сопка /З.скл./ 4750 2-А в двойке Родионов А.

Вулкан Ключевская сопка, рабочий, действующий организм

Единственный снимок в верхней части склона Ключевской при нашем февральском восхождении

Восемь восхождений я стоял на конусе вулкана Ключевская сопка и они по праву успешные. А что делать с этим? Мы долго обговаривали этот вопрос с Родионовым Александром. Гора нам засчитана по праву, но до конуса мы не дошли каких-то 50 метров. Повернули на зад. Февраль месяц на Камчатке – это такой ужас. В районе конусом фотоаппараты в это время года не работают или глючат. Хрен редьки не слаще. Просто замерзают. Родионов свой фотоаппарат хранил внутри одежды. В результате у него получился один кадр. Вынул, сфотографировал, спрятал. На второй время нет, мороз тут, как тут. А какой мороз? Минус сорок пять – это рядовой случай.

Сладкая парочка «Твикс». С лева на право: Александр Родионов и Ваш «покорный» слуга

Именно в такой мороз мы проводили с Александром и акклиматизационный выход на Домашнюю группу вулканов. Поднялись с ним на Корякский вулкан. Затем переезд в район Ключевской группы вулканов. Совершаем успешное восхождение в феврале месяце на вулкан Ключевская сопка. Это восхождение могло стоить нам жизни. На сам конус мы не поднимаемся. Не доходим до его кромки считанные. Почему не пошли дальше? При выходе на конус вулкана, сошел сель с работающей фумаролы. Он с грохотом пронес мимо нас вагон камней и грязи вперемешку с водой. Пять минут назад мы шли по кулуару. Именно там, где сошла сель. В начале своей писательской деятельности по хронометражу своих успешных восхождений я убрал этот результат. В жизни есть много вариантов и проблем, когда альпинистам могут засчитать вершину, хотя по идее они на нее не поднялись. Да, я ее засчитываю в «Книжке альпиниста». Имею на это право. На вулканах нет вершин, есть конус. На вулканах нет логики. Один восходитель день назад видел и конус, и лаву. Счастливый все снимает на пленку. Второй, при подходе к самому конусу, не только ничего не видит, а еще и получает такой заряд адреналина, что мало не покажется. Вулканы живые. Их работа по энергии земли так зашкаливает, что на конусе нет равноденствия. И играть со смертью нет права.