Идеальный велопоход в Альпах - это когда тебе не нужны противогаз и ледоруб. Франция – страна коптящих дизелей. Что толку в красотах вокруг, если вся эта грязь попадает в лёгкие? Но и горный велопоход по пешим тропам в стиле Tour de Mont-Blanc меня бы не обрадовал.
Разработанный Володей маршрут был той самой золотой серединой. Пройти его за раз было заманчиво, но невозможно по времени: откуда у нас 2 недели отпуска? Пока было 4 дня, включая подходящий по названию праздник Ascension, и мы решили съездить по северной части маршрута.
День 1
Встреча на route de Florissant, и мы летим вниз к французской границе. Точнее, я еду, это Володя летит. Полоска на асфальте плавно переходит в бровку, глаза спросонья не видят, велосипед наезжает на неё под острым углом и... бах! Как минимум на сорока км/ч. «Вот так покатались», - подумал я, разворачиваясь. Как оказалось, ничего страшного, руки – ноги целы, просто кожи на теле стало чуть меньше. Велосипед не пострадал. Едем дальше.
Нашей целью был перевал Изеран 2770 м. Подъехать к нему мы решили не по классическому маршруту Route de Grandes Alpes, т.е. через Aravis, Saisies и Roselend, а по двум безасфальтным перевалам: col du Joly 1989 м. и cormet d’Arèches 2108 м.
Из Женевы маленькими дорожками через Reignier мы доехали до Bonneville, затем по N 205 до Cluses и далее до деревушки Oëx, где выехали на веломаршрут на Шамони. Слева – водопад Arpenaz, у подножья которого можно пообедать на полянке со столами, что мы и сделали.
Ещё несколько км в сторону Шамони - и нужно уходить правее.
От Le Fayet поднимаемся на Contamines-Montjoie, откуда идут две дороги на коль дю Жоли. Я спускался по орографически левой, она крута, особенно в верхней части. Для подъёма мы выбрали орографически правую. Почти всегда можно было ехать, кроме нескольких сот метров, где ни я, ни даже Володя не смогли удержаться в седле, не столько из-за крутизны, сколько из-за прокручивания колёс.
Мы на коль дю Жоли
В верхней части дорога выполаживается, и вот мы уже на перевале, среди машин, поднявшихся сюда по асфальту с противоположной стороны. Взгляд назад: Бьонассе, Миаж, и между ними спрятавшаяся в грозовых тучах вершина Монблана. Дождя нам сегодня не избежать.
На спуске останавливаемся возле доящихся коров.
-Молочка бы!
-Приходите через 15 минут.
Решили не ждать, но, только сели в седло, как вдруг у Володи лопается задняя шина. А если бы на спуске, да на 50 км/ч?
Володя знает где проколоться
Пока он клеил да штопал, я сходил к фермерам. Любителям парного молока рекомендую: не проходите мимо. Только берите мелочь, сдачи не будет.
В г. Бофор красиво, но шины не продают. Едем вверх. Дождь. Вот у дороги одинокий сарай. Из деревни его вроде не видно. Закрыт на ключ, но можно подняться на чердак, там ровно и сухо. Что ж, авось хозяин на нас не обидится!
День 2
К утру распогодилось. Едем вверх по подсыхающему асфальту, а потом и по гравию. Качество дороги отменное, тут пройдёт и «Нива», и «Жигули».
По утреннему холодку быстро забираемся на перевал. На спуске сначала гравий, потом асфальт. Мы решили не ехать вниз на большую дорогу, а пробраться местными дорожкам с небольшим набором высоты по борту долины и съехать прямо в центр Bourg-St.-Maurice. Это большой по альпийским меркам город, куда приходят прямые поезда с лыжниками аж из Лондона. Проехали через красивый центр города. На выезде отыскали продовольственный и спортивный магазины, Володя приобрёл себе шину.
Два километра набора высоты, и мы будем на перевале. Дорожный знак: Пёти Сан-Бернар закрыт, Изеран открыт. Мы, было, решили, что это ошибка, всё же он на 600 м. выше. Нет, ошибки не было. Было оживлённое движение и стаи мотоциклистов.
Помнится, перевал дался достаточно легко. Долгий подъём по долине реки, плотина водохранилища, туннели, небольшие спуски. Уклон дорога не был очень большим, ни до Валь д’Изер, ни после. Вскоре после деревни дорога покидает долину и начинает забираться вправо вверх. Вот и перевал, и заждавшийся меня Володя.
На этой высоте ранняя весна, преобладающий цвет – серый. Стоит огромный и негостеприимный дом – приют. Сколько ни бывал на Изеране, на машине и на байке, не возникало желания оставаться здесь долго.
Бонваль-сюр-Арк
Южная сторона, как мне показалось, круче. Вот, внизу, Bonneval-sur-Arc, вид на него, как с самолёта. Уже по более пологой дороге спустились до Bessans, где набрали воду в фонтанчике. Заночевали у озера справа от дороги. Не помню, купались ли, помню, что не было комаров. Высота почти 1700 м.
День 3
На утро нам предстояло проехать 70 км. по магистральной трассе до начала подъёма на col de la Madeleine. Благо, что вниз. Был один подъём на микро-перевал, который тоже называется коль дё ля Мадлен.
От г. Модан, где прорыт туннель Фрежюс (основная магистраль между Францией и Италией), основной поток машин уходит на платную автостраду. Нам машины мешали не сильно, хотя, скажем прямо, это был не самый приятный участок маршрута. Проезжаем Сан-Мишель, откуда идёт подъём на Телеграф – Галибье. В Сан-Жан заезжаем в город, чтобы купить продуктов и посетить музей Opinel (легендарная французская марка складных ножей).
Вместо того, чтобы ехать прямо на пер. дё ля Мадлен, мы решили проехать грунтовочками через col de Chaussy 1532 м. – Bonvillard – lac du Loup. У Волчьего озера мы пообедали и искупались прямо у знака «купаться запрещено» (думаю, проблема была в илистом дне), и поднялись до ок. 1900 по достаточно плохой грунтовой дороге. Короткий спуск, и вот мы на трассе, среди гудящих мотоциклов.
От перевала дё ля Мадлен (1993 м. по карте, 2000 м. на дорожном знаке) мы поехали вниз по дороге, которая вскоре стала узкой. На противоположном склоне отмеченная на карте дорога отсутствует, на протяжении 200 м. она рухнула в обрыв, так что и следа от неё не осталось!
Вскоре мы оказались в долине р. Изеры. Построенная здесь автомагистраль бесплатна, поэтому на параллельной дороге машин почти нет. От Albertville велосипедным маршрутом (пока он не кончился) мы доехали до Ugine, там повернули на Annecy. Времени у нас оставалось много, ехать прямо в Женеву не хотелось, и мы решили подняться на col de l’Epine и выбираться домой через La Clusaz.
Однако пора было ночевать. Места у реки не нашлось, и Володя предложил ехать вверх: «По дороге найдём, где палатку поставить». - «Нет, не найдём, там круто!». Однако выбора не было, и, попросив местного жителя налить нам воды в бутылки, мы полезли вверх. Пока я медленно крутил педали, Володя заглядывал в лес, и разочарованный, возвращался на дорогу. Стемнело. «Придётся ехать до перевала». Так и случилось.
День 4
После ночёвки на комфортабельной высоте на подстилке из мягких еловых игл мы были полны сил и решили ещё более облагородить маршрут и попетлять по грунтовочкам. Слегка спустившись, мы поднялись почти до col du Marais 843 м., повернули направо на Mont и оттуда мелкими дорожками через col de Plan Bois 1299 м. доехали до Manigod.
Дорога на col de la Croix-Fry 1467 м., хотя и обозначена как узкая белая полоска, достаточно оживлённая. Здесь мы уже в сфере влияния горнолыжного курорта La Clusaz, куда в выходной день (хотя и лето) приезжают жители Анси и Женевы погулять и пообедать.
Когда в 1994 г. я начал кататься на горных лыжах, это была моя любимая станция. За 39 франков можно было купить билет на 10 подъёмов на длинный бугель, который обслуживал синюю трассу (цвета в Ля Клюза обозначают честно). По началу такого билета мне хватало на два дня катания. Потом я переквалифицировался на массив Ля Бальм на другом конце станции, одно из лучших мест для внетрассового катания в Альпах.
На одной из окрестных горок я разглядел белый и ровный, будто снежный, известняковый склон, по которому я не так давно гулял. Хотел показать и рассказать всё это Володе, но он как всегда маячил далеко впереди.
От Ля Клюза мы выехали в долину реки Borne и остановились на обед на поляне возле реки. Единственным столом мы поделились с приехавшей из Женевы семьёй, которая в свою очередь поделилась с нами новостями: в Женеве беспорядки.
В этот момент в Эвиане происходила встреча большой восьмёрки. Эвиан легко блокировать, к нему ведут две дороги вдоль озера и несколько горных троп через перевалы. Те, кто говорят «большая восьмёрка», подразумевает также «битьё витрин». Анти- (или альтер-?) мондьялисты пощадили Аннмас (кому нужен этот французский пригород Женевы?) и сконцентрировали усилия на самой Женеве и частично на Лозанне. В Женеве били витрины, поджигали магазины и кидались бутылками в полицию (немецкую федеральную полицию по борьбе с беспорядками, в самой Швейцарии не нашлось достаточного количества специалистов).
Вечером после приезда я взял велосипед и фотоаппарат и поехал в гущу событий. Чёрт меня дёрнул надеть кроссовки с длинными шнурками, в самый неподходящий момент (когда полиция бросила гранаты со слезоточивым газом и толпа ринулась в переулок) шнурки попали в автоматические педали, и я увидел, что не могу ни ехать, не бежать. С чувством облегчения я понял, что, как и все нормальные люди, могу очень сильно испугаться (чего не бывало ни в горах, ни в спелео, ни на вело, ни на параплане и т.п.).
Ничего страшного не произошло, шнурок распутался, и я уехал. Потом была разборка с одним из желтомаечных лидеров движения, который хотел, мягко говоря, забрать мой фотоаппарат за то, что я его сфотографировал, мотивируя это тем, что я, наверное, работаю на полицию! С этим я тоже разобрался (путём переговоров) и ещё долго катался по Женеве, а когда решил поехать домой, все мосты были блокированы, по крупным улицам дефилировала полиция, стреляя маркирующими пулями и слезоточивым газом, по переулкам бегала молодёжь с масками на лицах...
Что-то я увлёкся. Это было потом, ночью, а нам с Володей ещё 50 км. до дома. Дорога вниз по долине Борн с лёгким уклоном, потом равнинное густонаселённое французское Подженевье, где мы остановились посмотреть на дольмен, закрытая по поводу «БВ» автострада, превратившаяся в парковку для автобусов.
На таможне обычный наряд из трёх человек, на нас не обращают внимания, хотя (со своей небритостью и рюкзаками) мы вполне сошли бы за альтер-мондьялистов. Автобусы не ходят, люди группами идут к центру города, на мостовой мусор. Женеве не идёт гражданская война.
А на полях цветут маки.
Настала пора пожать друг другу руки. Скатка прошла успешно, теперь можно и в серьёзный поход. Соммейе и Ля Бонетт ждут нас. Продолжение следует.
Сухие цифры:
day
start
finish
time h.m.s.
dst
av. sp.
max. sp.
deniv. +
1
07:50:00
19:45:00
07:54:56
124.24
15.69
54.20
2
07:30:00
20:05:00
08:39:11
111.18
12.84
57.21
3
07:20:00
21:45:00
10:13:23
171.82
16.80
59.82
4
07:10:00
15:00:00
05:43:16
92.78
16.21
55.70
total
32:30:46
500.02
15.38
59.82
8750
Соммейе
Соммейе – Ля Бонетт – Парпайон
15 – 22 июня 2003 г.
В этот раз мы затеяли кое-что посерьёзнее. Собственно, в момент отъезда я не представлял себе, насколько это будет сложнее, чем другие мои велопоездки, и как сильно я буду уставать.
В отличие от технических видов туризма, как-то горный или водный, в велотуризме нет опасности «не пройти». Есть опасность не пройти вовремя, трудность в том, чтобы удержать темп (и при этом получить удовольствие). В Альпах, конечно, не умрёшь с голодa, а если будешь сильно опаздывать, то можно съехать в долину и сесть на поезд. Однако поход есть поход, два человека – уже коллектив, а значит нужно идти на компромисс. То есть, в нашем случае, мне – давить на педали, а Володе – ждать за поворотом.
По поводу «велопроходимости» отдельных участков маршрута были сомнения, к счастью, не всегда оправданные. Маршрут вышел красивым и разнообразным, мы почти сумели объять необъятное за те 8 дней, что имелись у нас в наличии. Но, обо всём по порядку.
День первый
Первым перевалом на маршруте был запланирован col de Fréjus 2542 м., что над городом Modane, где мы проезжали две недели назад на спуске с col de l’Iseran. Дабы не терять время на повторение северной части маршрута, мы воспользовались автотранспортом, спасибо Володиным коллегам из Европейского центра ядерных исследований.
перед стартом
Уже по дороге возникла идея заехать на машине на Col du Télégraphe 1566 м., чтобы красиво начать маршрут – со спуска! И вот, пообедав под ёлкой (я не знал тогда, что через три месяца буду под той ёлкой ночевать), мы ринулись вниз. Володя впереди, я стараюсь не сильно отставать. Так будет на всём маршруте, кроме отдельных спусков по гравию, где из-за отсутствия переднего амортизатора Володя на несколько минут уступал мне пальму первенства.
подъём на коль дё Фрежюс
30 км. вправо по N6 с напряженным движением, и вот мы начинаем подъём по пустой дороге хорошего качества. Проезжаем мимо въезда в старейший железнодорожный туннель, пересекающий главный альпийский хребет, и после Valfréjus выходим на гравий. Вправо и влево уходят дороги и тропы на окрестные перевалы. На коль дё Фрежюс мы въехали, не слезая с седла, если не считать пары снежников, где пришлось толкать велосипед.
первый снег
На спуске картина поменялась. Узкая, крутая и мокрая тропинка, и вот уже велорюкзак AVL перекочевал с багажника на спину, мы пытаемся ехать, но не съехать, и боремся с гравитацией, упираясь пятками в грунт, а пальцами в тормозной рычаг. Развилка, мы пошли направо (в следующий раз я бы пошёл налево). Пара полу-оврагов, полу-ручьев, Володя тягает велосипед с привязанным на нём грузом. Еле заметная тропка через лес, и, после километра сброса высоты, мы, наконец, на асфальте.
на спуске
Ночуем прямо здесь, в высокой траве у дороги рядом с речкой. Чуть выше по долине всю ночь горели фонари возле какого-то военного объекта.
День второй
Сегодня мы спустимся вниз до Bardinecchia (это рядом) и поднимемся до Sommeiller 2991 м., а недостающие 9 м. мы уж как-нибудь наберём. Даёшь 3000 м. в седле!
подъём на Соммейе
До Rochemolles дорога крутая, но асфальтовая. Дальше гравий попеременной крутизны. Вверх, вдоль водохранилища, затем снова вверх. Проезжаем мимо фермы и горного приюта, дорога начинает резко забирать вправо. В какой-то момент мимо нас проехали кроссовые мотоциклы, а потом как-то подозрительно быстро спустились вниз.
Вот мы и доехали до первого снежника. Его можно объехать, лавируя меж камней рядом с дорогой, но мотоциклисты здесь уже не прошли. Склон, хотя и южный, частично покрыт снегом. Кое-где можно ехать по узкой полоске оголившейся земли, или приходится толкать велосипед по снегу. Последний взлёт, полностью заснеженный. Вот и перевал, на нём замерзшее озеро и заброшенный приют, а чуть вправо и вверх идёт свободная от снега гравийная дорога, и подводит нас почти в леднику. Есть 3000 метров!
снежник на спуске
Володя
Володя искупался в полынье, мы пообедали и отправились вниз.
От Бардонеккия проехали 40 км. до Susa по оживлённой трассе, купили продуктов в супермаркете и по асфальтированной дороге начали подъём в сторону colle delle Finestre 2176 м.
Уехали недалеко, до первого более или менее ровного места в лесу, где расчистили землю от нападавших с деревьев колючек и растянули палатку. Рядом какое-то животноводческое поселение, по дороге ездит трактор, но спать можно.
День третий
Дорога от Сузы до Sestriere (как, впрочем, и дорога на Соммейе) обозначена на Мишленовской двухкилометровке красно-белым пунктиром («сложный или опасный участок»). При этом в легенде карты есть обозначения для дороги без покрытия, сельскохозяйственной дороги, тропы. Т.е., предполагается, что по красно-белому пунктиру проедет легковушка, например, «Жигули» (взятые для примера в качестве универсального критерия проезжабельности), преодолевая при этом сложности и опасности.
Ан нет, эта трасса не для «Жигулей», скорее для «Нивы» и УАЗа. Мы видели на ней мучающихся кроссовых мотоциклистов, а один, на дорожном мотоцикле, так просто развернулся и уехал.
подъём не колле делле Финестре
Второй особенностью этой дороги является наличие перевалов наоборот. Т.е. перевал – это самая низшая часть дороги, поскольку идёт она почти по хребту.
Мы довольно быстро, по ещё приличного качества дороге, въехали на колле делле Финестре под аплодисменты немцев - мотоциклистов, сбросили метров 300 и начали подъём не следующий перевал. И тут началось: туман, плохая видимость, перевалы наоборот. Везде можно было ехать, но медленно и тряско, то вверх, то вниз. Воды нет (не считая дождя). Colle dell’Assietta 2472, Testa dell’Assietta 2500 с чем-то, colle Lauson 2497, colle Blegier 2381, collet Bourget 2299, colle Basset 2424, и прочие не обозначенные на карте перевальчики и вершинки. Вот, наконец, ручей, сарай, обед, хотя уже ужинать пора.
В Сестриере (лыжная станция на высоте 2000 м.) мы не сразу нашли дорогу на Cesana, но в итоге сориентировались и съехали в нужный нам низ. Сырная лавка, самая вонючая лавка в моей жизни! Я не против вонючих сыров à faire tomber les mouches, даже наоборот, но Володин «классический» вкус здесь было трудно удовлетворить.
Выдвинулись, насколько смогли, в сторону col de Montgenèvre 1854 м. и заночевали в сухом, но грязном заброшенном доме у дороги. Искать лучшее уже не было сил!
День четвёртый
Выпить кофе в Италии – это один из моих фантазмов. Несколько миллилитров темного крепчайшего напитка, обязательно с сахаром, такого и на Елисейских полях (где, по утверждению Джо Дассена, «есть всё, что хотите») не подадут. А вот на перевале Монженевр, хотя мы и зашли в кафе ДО границы, вышла накладка: подали обычное французское пойло. Я думаю, мы всё же ошиблись с демаркационной линией, ведь кругом дома, и контрольно-следовой полосы не видно, нужно было у людей спросить, что ли.
Сегодня у нас культурно-исторический этап, Briançon, альпийская столица Франции, col d’Izoard, столица Тур дё Франс и самый красивый перевал route de Grandes Alpes, а если повезёт, и мы не умрём от жары, то снова заночуем в Италии, в глуши.
Жаль, что нет времени, я бы с удовольствием посетил Бриансонскую крепость. Мы же лишь проехались по центральной улице да покушали бананов с видом на красоты. Нам на перевал.
пер. Изоар
Коль д’Изоар 2360 м. не имеет значения как транзитный проезд, поскольку его можно объехать по большой дороге вдоль реки Durance. Поэтому вверх едут только туристы, и машин немного. Пока я потихоньку забирался вверх, Володя устроил гонку с велосипедистами – дальнобойщиками, и финишировал прямо возле музея Тур жё Франс, что на перевале.
Здесь чувствуется юг. Если ещё доведётся попасть на этот перевал, постараюсь выкроить время, чтобы взобраться на одну из окрестных гор по голым, без единой травинки, склонам. Мне нравится такая солнечная, домашняя, обнаженная красота.
Уже на перевале я заметил, что задний переключатель перестал работать. Но вниз ехать можно, а веломагазинов на перевале всё равно нет, только вело-музей, так что мы решили оставить решение проблемы на потом. Но на спуске у Володи порвался задний тормозной трос, это уже серьёзно. Остановились в ближайшей тени пообедать и починиться.
скала Девушка в шляпе
Запасной тормозной трос был, и проблему устранили быстро. На моём же велосипеде Володя разобрал манетку и увидел, что всего лишь перетёрся трос. Запасного не было (с тех пор я всегда беру с собой запасные тросы переключателя и тормоза), поэтому Володя завязал на нём узел, собрал, и всё заработало.
Вот они, руки золотые!
подъём не Аньель
Ещё немного вниз, проезжаем Châteaux-Queyras и начинаем подниматься. Напротив нас курьёзная скала Démoiselle coiffée, а Володя её даже не заметил. Развилка, направо St.-Véran, «самая высокая коммуна в Европе», налево col Agnel 2744 м., нам туда. Выше в Альпах (из автодорожных перевалов) только Изеран 2770 м. и Passo dello Stelvio 2757 м., что на швейцарско-итальянской границе.
Долго едем вдоль реки и проезжаем мимо скалы Ганнибала. Потом перевальный взлёт, вечер, машин нет, прохладно, полнейшая идиллия. Слева от перевала пирамида горы Pan de Sucre 3208 м. Вот и перевал, Володя меня заждался.
Перед этой скалой прошли...
гора Пан дё Сюкр
мы не пер. Аньель
Спустились, сколько успели, проехали плотину водохранилища и заночевали справа от шоссе на гравийной дорожке, ведущей в карьер. До воды далеко, хорошо, что набрали заранее в деревне.
День пятый
Сегодня нам предстоит пересечь медвежий угол Италии, ни разу не покидая асфальт. Кто бы мог такое подумать, глядя на Мишленовскую двухкилометровку?!
Для начала спустились вниз до Sampèyre 1000 м. и начали подъём на одноимённый colle di Sampèyre 2284 м. Карта рисует грунтовку, на деле же – прекрасный асфальт трёхметровой ширины, будто специально уложенный для организации велогонок. Здесь никто не живёт, и почти нет машин. От перевала в обе стороны расходятся грунтовки, на вид вполне проезжие.
спуск из дер. Эльва
Мы же едем вниз, на развилке поворачиваем направо и, проехав через малюсенькую деревню Elva, начинаем спуск по красивейшей дороге, буквально врытой в отвесный склон ущелья. Где-то читал, что жители Эльвы, гордые своей недоступностью, долго противились строительству этой дороги, предпочитая пользоваться объездным путём через Stroppo. Потом появился меценат и профинансировал строительство однако, открытая всем ветрам и обвалам, эта дорога очень ненадёжна. В машине каждого местного жителя имеется набор необходимых предметов для текущего ремонта и расчистки, как то: лопата, пила, лебёдка и трос. Так коллективными усилиями дорога поддерживается в порядке.
суслик
Сбросив около 1300 м., мы начали подниматься по долине р. Marmora. Для начала искупались и пообедали. Да, продуктов осталось негусто, нужно срочно искать магазин. К тому же мы оказались в зоне, где Мишлен и итальянские 500-метровки рисуют всякую ерунду и непонятно, как просто будет нам попасть в долину Stura di Demonte.
В деревне Marmora не оказалось supermercado. Фразу negozio alimentario я тогда ещё не выучил, а ответ на mangiare прозвучало ristorante и взмах рукой куда-то вбок. А у нас осталось лишь риса на раз. Я предпринял более углублённый поиск и зашёл в мэрию, где в ходе оживлённой (жестами) дискуссии убедился, что продовольственные магазины в этих горах отсутствуют. Зато на стенде с туристической информацией мне попалась на глаза карта Provincia di Cuneo, где была нарисована асфальтовая дорога – туда, куда нам нужно!
Что же, не хлебом единым сыт человек. Сейчас мы поедем смотреть на красоты, а потом, глядишь, и к магазину успеем до закрытия.
асфальтовыми тропами
Согласно изначальному плану, мы должны были пройти по тропе colle del Mulo 2525 м., единственный обозначенный на Мишленовской карте перевал со спуском в Sambuco. На карте из мэрии была обозначена асфальтированная дорога через colle d’Esischie 2370, colle del Vallonetto 2447 и colle dei Morti 2515 (на табличке обозначено 2481 м.) Туда мы и поехали. Сбросов между перевалами почти не было, по сути, это равномерный набор до колле дей Морти. На спуске мы увидели тропу, идущую, видимо, в Самбуко, однако, решили по ней не спускаться: во-первых, у Володи при ходьбе болело повреждённое ещё на коль дё Фрежюс колено, а во-вторых, мы надеялись, быстро спустившись в Demonte, застать открытый магазин.
Провожая голодными глазами снующих вокруг сурков, я не удержался и устроил на них охоту с помощью булыжников. Однако побитие камнями, оказалось, устроить непросто из-за проворности зверьков, а, может, это у меня из-за голодухи уже не было сил.
Магазины в Демонте были уже закрыты, и нам ничего не оставалось, как устроится на ночлег подальше от аппетитных запахов, исходящих из деревни и кемпинга. Ночевали мы на берегу реки, купались и питались исключительно здоровой пищей.
День шестой
От Демонте (700 м. н.у.м.) нам предстояло проехать ок. 40 км. в сторону Франции по S21 до Bersezio, подняться на пограничный Col de Pouriac 2506 м., пересечь Cirque de Salso Moreno, подняться пешком по тропе на col des Fourches 2261 м. и оттуда, уже по асфальту, доехать до col de la Bonette 2715 м. и Cime de la Bonette 2802 м. На карте из мерии (которой, как мы уже поняли, нужно доверять) дорога на коль дё Пурьяк частично была отмечена как грунтовая, а частично вообще отсутствовала. Нам предстояло покорячится.
По дороге заехали в Самбуко, ориентируясь на указатель « negozio alimentario». Оказалось, сельпо с бабушкой за прилавком. Бабушка, представитель коренного населения долины Стурия ди Демонте, прекрасно говорила по-французски и даже признала во мне некоренного француза! Цены раза в полтора выше, чем в супермаркете, зато обслуживание персонализировано, и газетка для упаковки. Водосодержащие молоко и фрукты были съедены, не отходя от кассы, запасы сухой пищи пополнены, и мы готовы в путь.
Нац. парк Меркантур
От Берсецио начался подъём, сначала по асфальту, где я еле ехал и нервировал тем самым Володю. Потом усталость отошла на второй план, и мы поехали побыстрее, по гравию, потом по колее, потом по тропе. На последнем этапе велосипед уже не ехал, нужно было траверсировать по тропке на осыпающемся сланцевом склоне черного цвета. Уже было всё равно, я даже не вешал рюкзак на спину.
Вот и граница, национальный парк Mercantour, где запрещено заниматься горным велосипедом. Кругом не души.
Горным велосипедом мы и не думали заниматься, нам всего лишь нужно было спуститься метров 400, пройти несколько километров вбок, пересекая овраги и подняться метров 200 к виднеющейся вдали асфальтовой дороге. Кое-где можно было ехать, по тропе-колее или рядом, прямо по охраняемой траве. Сурков не было, наверное, они вымерли из-за отсутствия воды. Остановились у дома-приюта, воды и там не было. Вспомнив рецепт бедуинов, поели солёных оливок и двинулись дальше.
Вдруг, в одном из оврагов зажурчала вода. Тут же, спрятавшись в тень под крутым берегом, мы устроили перекус. Осталось 200 м. подъёма, и вот мы уже на асфальте, в толпе автотуристов, поднимающихся на, как утверждают французы, «самую высокую автодорогу в Европе».
Самая высокая в Альпах, построенная из чисто спортивного интереса петля, отходящая от перевала, чтобы достичь высоты 2800 м., дорога на cime de la Bonette уступает почти 600 м. по высоте асфальтированной дороге на Pico de Veleta 3392 м. в испанской Сьерра Навада.
вот мы снова на асфальте
Для сравнения упомянем ещё несколько цифр. Самый высокий перевал на Памирском тракте - Акбайтал 4655 м. Перевал Хунджераб на Каракорумском шоссе, 4758 м. Перевал Тангу в Тибете между Голдмудом и Лхасой, 5231 м. Самый высокий перевал, пройденный на велосипеде Клодом Мартале в ходе его семилетнего кругосветного путешествия, пер. Айи, 5610 м., западный Тибет.
Нам же оставшиеся 550 метров набора высоты дались с превеликим трудом. Тем более радостно было, наконец, оказаться наверху – и поехать вниз! За час мы сбросили 1400 м. и заночевали на берегу реки возле Jausiers.
День седьмой (в принципе, полагается отдыхать?)
Сегодня нас ожидает легендарный гравийный col de Parpaillon 2645 м., ставший популярным ещё между мировыми войнами, когда его покоряли на полугоночных велосипедах, «оборудованных шинами и большими ведущими звёздочками». А дальше спуск в долину, и горный поход закончится, начнётся выброска.
Семь километров по трассе, подъём в сторону St.-Anne, асфальт закончился, и мы выехали на уже привычный для нас гравий. 11 км. безасфальтья с этой стороны, 550 м. в туннеле и 10 км. спуска по гравию (это я прочитал в книге про велотуризм). Догоняем шумную группу пешеходов, и вдруг оказываемся в центре внимания и даже подвергаемся фотографированию. Парижане, только они могут так себя вести. Я очень люблю этот город и его нагловатую, но отнюдь не угловатую публику, и как же можно отказать себе в удовольствии поприкалываться по поводу их потения и набивания мозолей по сравнению с нашим обдуванием ветерком!
Парпайон
Вскоре мы выехали из леса, стало жарко, у последнего источника воды мы остановились перекусить. Внизу показались три фигурки на велосипедах. А вдруг это Ги? Он как раз в эти дни собирался на Парпайон.
Как оказалось впоследствии, Ги побывал там двумя днями раньше, дорога была завалена камнями, и машины по ней не могли проехать. Мы видели следы этого обвала и трактор, который его расчистил. Внедорожники сегодня проезжали.
Три фигурки оказались девушками на двух подвесах. Точнее, подвесов было шесть, у каждой по двухподвесу. Они бодро проследовали вверх, но что-то мне подсказало, что Володя этого так не оставит. И действительно, он их догнал и обогнал, да ещё и сфотографировал у въезда в туннель.
Я тоже потихоньку подъехал. Из туннеля выехал немец на дорожном мотоцикле, отлил нам моторного масла (у нас закончилась смазка, и скрипели цепи), и уехал обратно. Из этого мы сделали вывод, что с северной стороны дорога лучше.
В туннеле было мокро и противно. Иногда там случаются обвалы, и тогда его закрывают на ключ. В этом случаю велотуристу пришлось бы подняться на перевал по плохонькой, но проходимой тропе.
На противоположной стороне было припарковано несколько легковых автомобилей. Мы поехали вниз по вполне сносной дороге. Навстречу попалась семейная пара на гоночных велосипедах – им ехать вниз явно будет непросто.
Вот и асфальт, спускаемcя в Embrun, где покупаем продукты, а также троссик и насос, взамен потерянного мною на спуске. На берегу озера Serre-Ponçon устраиваем долгий перекус с купанием, а затем потихоньку выдвигаемся по дороге N94 в сторону Gap.
оз. Серр-Понсон
Оттуда идёт подъём на col Bayard 1248 м. Чувствую, что задерживаю Володю, но ничего поделать с этим не могу. На выездах и выходах из гор я всегда торможу.
Нас обогнал молодой парень на хорошо нагруженном велосипеде. Володя воспринял это как повод к знакомству и догнал его. Немец, едет на швейцарском велотуристическом «Villiger Ontario», колёса 28 дюймов, седло «Брукс», стальная рама, фара на динамке, оборудование XT/LX, 2749 шв. фр. Вещь, говорят, неубиваемая. Я долго принюхивался к такому велосипеду, но не купил, и, наверное, не куплю, так и езжу на банальном горном велосипеде с багажником и шинами слик.
Парень едет из Андалусии в Германию, проезжает по 200 км. в день и ночует в кемпингах с горячей водой, поэтому уговорить его заночевать у озерца на перевале не удалось.
День восьмой (мне определённо нужен отдых!)
Володя еще с вечера раскинул карты и решил, что если мы напряжемся, то без труда одолеем 240 км. до Женевы за оставшийся у нас один день. Мы встали пораньше и напряглись. Во всяком случае, я напрягся, как мог.
замок в Визиль
Однако через пару часов такого движения стало ясно, что вдвоём мы сможем сегодня добраться до Женевы только на поезде. Володю этот вариант не устраивал, и мы решили разделиться. Я отдал Володе карту и забрал лишний груз, и потихоньку покатил на вокзал в Гренобль.
Справа озёра, в одном из них я устроил полуденное купание и загорание. Еще несколько километров, и головокружительный спуск к г. Vizille. Вот магазинчик, в котором я купил ветчину и сыра. В дворцовом парке я пообедал, лёжа на травке под многовековым дубом, а в музей французской революции не попал, поскольку в этот день он был закрыт.
Вскоре началась велодорожка, знакомые места. Вот я и на вокзале. Ещё три часа и пару пересадок, и вот я, наконец, дома.
На следующий день мы списались по эл.-почте с Володей, и я узнал, что он тоже доехал без проблем.