Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 4 с эл 5 к.с. Ц. Тянь-Шаню (Куйлю и Терскей-Алатоо)в период с 17.07 по 04.08.2017Справочные сведения Проводящая организация –РСФСТ СПб, ММСОО Петроградский клуб туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. 42 (ДК им. Ленсовета, комната 408). Место проведения – Киргизская Республика (Центральный Тянь-Шань) Общие справочные сведения о маршруте
Подробная нитка маршрута: Заявленный. р. КуйлюВост р. Ашутор ледн. Ашутор Зап.пер. Сокол (1Б, 4540) лед. Ашутор Вост. пер. 50 лет ЛКИ (3А, 4850) ледн. КуйлюЮжн. пер. Целинный (2Б, 5030) фирновое плато Теректы ледн. №195пер. Амундсена Зап. (3А, 4678) ледн. Борду Зап. (№124) р. Бордутор р.Куйлю Вост. дол. р.Сарычат ледник № 39 пер. Сильновзаимодействующий (2Б-3А, 4620) п/пледн. №44 – ледн. №45 пер. Вильнюсский (1Б*, 4434) р. Караколтор р.Экичат ледн. Экичат пер. (2А-2Б, 4500) п/п ледн. Зап. Каракол-тор пер. Джигит (3А, 4800) + восхождение на п. Джигит ледн. Онтор р. Онтор р. Каракол Пройденный. р. КуйлюВост р. Ашутор ледн. Ашутор Зап.пер. Сокол (1Б, 4540) лед. Ашутор Вост. – рад. выход под пер Ледовая Песня р. Ашутор р.Куйлю Вост. дол. р.Сарычат – ледник № 39 пер. Петроград-17 (3А, 4580) п/пледн. №44 – ледн. №45 пер. Вильнюсский (2А, 4515) р. Караколторледн. Зап. Каракол-тор -пер. Джигит (3А, 4660) ледн. Онтор пер. Онтор (1Б,4010)рад..р. Кельтор р. КараколОпределяющие препятствия маршрута
Сведения об участниках. В составе группы 6 человек:
Егорова Екатерина Юрьевна, 1967 год рожд., 5у, Центр. Тянь-Шань, С. В. Памир , 6р, Сев. Тянь-Шань (3Б)–руководитель.
Чернышев Лоренс Юрьевич1975год рожд.,4у эл-ты 6 кс Сев. Тянь-Шань (3Б)– медик
Княжев Роман Андреевич 1988год рожд.,3у, лыжн. Хибины, 1у, 1рЗап. Кавказ (2А) – завхоз
Медведев Михаил Сергеевич 1989 год рожд.,4у, Памиро-Алай (2Б)– ремонтник
Миронов Андрей Дмитриевич 1984 год рожд.,4у, Памиро-Алай (2Б) – ответственный за снаряжение, весовщик
Жаров Евгений Александрович 1981 год рожд., 6у, Сев. Тянь-Шань (3Б) – фотограф Поход рассмотрен МКК Федерации туризма Санкт-Петербурга. Шифр МКК: 178-00-456534530 Содержание отчета.Фотографии в отчете выполнены Чернышевым Л., Жаровым Е. и Мироновым А. Везде далее по тексту: Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено. Высоты указываются по показаниям имевшегося в группе прибора GPS, координаты даны в системе WGS-84 в градусах и минутах с долями. Номера ледников – из каталога (смотри список литературы). Основные цели и задачи.
Вся группа летела рейсом Москва (Домодедово) – Бишкек U62803 авиакомпании UralAirlines, билеты в два конца стоили 17000 руб. в среднем (покупали не одновременно), все снаряжение и продукты мы везли с собой, в Караколе покупался только бензин и продукты на ужин сразу по приезде к месту старта. До Москвы часть группы добиралась поездом, часть – самолетом. Заезд и выезд осуществлялся через фирму «Альп-Тур Иссык-Куль» (Ханин Игорь Викторович, +996 555 445 174, +996 772 517 364, mail:khanin2003@mail.ru,база:ул.Карасаева, 158), он же предоставил в аренду спутниковый телефон и оформил пограничные пропуска, при заезде через долину Куйлю они необходимы. Погранзастава находится вблизи слияния рек Сарыджаз и Куйлю Вост. Заброска к месту старта от г. Каракол была организована на вахтовке УРАЛ (довольно потрепанной, в пути была поломка). До слияния рек Куйлю-Восточная и КараТор, где планировалось начать маршрут нас не довезли. Автомобиль не смог преодолеть брод, и четырнадцать с половиной километров дороги группа, сделав заброску у моста через р. Сарычат, шла пешком. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.Из любой точки маршрута возможен аварийный выход либо по долинам южных склонов Терскея и северных склонов хребта Куйлю к долине р. Куйлю Вост. и по ней к погранзаставе, либо по дол. р. Каракол. Максимальное время выхода – до 3 суток в ускоренном темпе движения. Запасные варианты:
Маршрут похода претерпел серьезные изменения. Первое кольцо было начато на день пути ниже предполагаемого места (нас не довезли, высадив у впадения р. Сарычат в Куйлю) и свернуто после прохождения первого же перевала Сокол, 1Б. После спуска с перевала плохо себя чувствовал Женя Жаров. Группа часам к 11 дня подошла под взлет пер. Ледовая песня и уложив Женю отдыхать начала обработку взлета. Ночью Женя начал задыхаться, сильно участился пульс, и, утром рано мы начали вызывать вертолет и снимать веревки, так как до последнего момента было непонятно, удастся ли его отправить вертолетом, или страховая откажет и придется его спускать на руках. Во второй половине дня Женю вывезли в Каракол (диагноз правосторонняя пневмония) и мы начали спускаться. Кашляли еще двое, в группе явно ходила какая-то зараза…. Спустившись к заброске и передохнув, мы продолжили поход. Из второго участка маршрута выпал еще один кусок р. Караколтор р.Экичат ледн. Экичат пер. (2А-2Б, 4500) п/п . Причина – невозможность переправы через Караколтор . Мостик смыт, переправлять на лошадях киргизы отказались, сказали: «не выйдет». В районе Центр. Тянь-Шаня зима 2017 года была снежной, а начало лета жарким, и уровень воды в реках поднялся весьма значительно в сравнении с 2011 годом (предыдущий наш поход в этом районе), что сильно затруднило все переправы. Радиальный выход на перевал Онтор 1Б был добавлен в нитку для ее соответствия 4 категории (добавление согласовано по телефону с МКК). Выход из района был осуществлен, как и планировалось – по долинам Онтора и Каракола. Протяженность выхода увеличилась (плюс 6 км ниже альплагеря Каракол) из-за сломанного большой водой моста и размытой селем дороги. График движения.
Высотный график
Тянь-Шань – горная система в Средней и Центральной Азии, на территории Киргизии и Китая северные и западные хребты в Казахстане. Длина с запада на восток около 2500 км. Наиболее высокие вершины расположены в Центральном Тянь-Шане, высочайшая из них пик Победы (7439м). Характерны высокоподнятые (3-4 тыс. м) выровненные поверхности сырты. Общая площадь ледников 7,3 тыс.кв.км, наиболее крупный Южный Иныльчек. Господствуют горные степи и полупустыни: на северных склонах лугостепи и леса (главным образом хвойные), выше субальпийские и альпийские луга, на сыртах так называемые холодные пустыни. От Центрального Тянь-Шаня к западу расходятся три горные цепи, разделенные межгорными котловинами (Иссык-Кульская с озером Иссык-Куль, Нарынская, Ат-Башынская и др.) и соединенные на западе Ферганским хребтом Климат Тянь-Шаня резко континентальный: жаркое лето в предгорьях и долинах и совсем нежаркое в альпийской и ледниковой зоне, необычно суровая для этих широт зима, большие суточные и годовые колебания температур, небольшая облачность и значительная сухость воздуха. Здесь много солнца. Среднегодовая продолжительность солнечного сияния колеблется в этом районе в пределах 2500-2700 часов. Хребет Терскей-Алатоо расположен в северо-восточной части Киргизии и замыкает с юга котловину озера Иссык-Куль. Его гребень протянулся в широтном направлении на 375 километров и поднимается в своей высшей части, находящейся к югу от города Каракола (бывший Пржевальск), на 5216 метров над уровнем моря. Средняя высота хребта составляет около 4500 м. Для хребта Терскей-Алатоо характерен альпийский тип рельефа с современным оледенением, а также ярко выраженная асимметрия склонов. Короткий и крутой северный склон сильно расчленён в отличие от пологого и длинного южного. Длина ледников северного склона достигает 3…5 км, южного склона – до 12 км (ледник Колпаковского). Языки ледников находятся на высоте 3000-3500 м. Ледники повсеместно отступают. Хребет Куйлю расположен южнее Терскея-Алатау и также вытянут в широтном направлении (от хр. Сарыджаз до хр. Ак-Шийрак). Естественными границами района служат реки Сарыджаз, Уч-Кёль, Сарычат, Куйлю и перевал Куйлю. Средняя высота хребта Куйлю — 4 700 м, а наиболее высокие вершины поднимаются выше 5 000 м (пик Конституции -— 5 203 м). Для рельефа хребта характерны отвесные стены цирков и мощные ледопады. Речки полноводные и представляют трудность в прохождении. Тропы в основном козьи, имеется дорога вдоль северного берега р. В. Куйлю. Встречается несколько кошей. Перевалы Терскея-Алатау и Куйлю преимущественно снежного, снежноледового, реже скально-ледового характера и имеют категории трудности от 1А до ЗБ. Проведение похода в Куйлю и Терскее связано с длительным пребыванием на значительной высоте (от 3500 м.) и в снеговой зоне. Принимая также во внимание переменчивую погоду, следует внимательно относиться к подбору снаряжения. После нескольких дней непогоды многие перевалы могут быть лавиноопасны. Техническое описание маршрута. подходыК месту старта, месту впадения р. Сарычат в Куйлю (выше водитель ехать отказался, хотя дорога явно используется, вечером первого дня пути мы обнаружили красную Ниву) нас довезли примерно к семи вечера, вечером была организована заброска на вторую половину маршрута. Утром, выспавшись после ночи в самолете, мы движемся по дороге вдоль левого берега р. Куйлю (фото 0.1, и 0.2). Целый день топаем то вверх то вниз по грунтовке и становимся на ночевку у каменных останцев (фото 0.3), прямо возле остатков старого моста через реку. Новый мост расположен чуть выше по течению (фото 0.4). Утром переходим его и дальше поднимаемся по тропе вдоль правого берега р. Ашутор. Реку Ашутор Вост. мы перебродили в районе 10 утра (фото 0.5) позже брод, очевидно, станет затруднителен. Перекусили, обсохли и двинулись дальше по правому берегу р. Ашутор Вост. по травянистым и осыпным склонам. На бивак встаем на травянистых площадках у концевой морены ледн. Ашутор Зап. №97. График движения. Мост через р. Сарычат – слияние рек Каратор и Ашутор: 6 ч. 20 мин. дол. р. Ашутор: 3 ч. 20 мин Переправа: 20 мин. Дол. Р. Ашутор Зап.: 4 ч
0.1 Мост через Сарычат, точка старта.
0.2 Идем по дороге вдоль реки Куйлю
0.3 Место бивака ниже слияния рек Ашутор и Караколтор.
0.4 Мост через р. Куйлю
.0.5 Переправа через р. Ашутор Вост. перевал Сокол 1Б, 4540 N42° 02.703 E78° 37.237 Перевал Сокол 1Б, 4540N42° 02.703 E78° 37.237 Расположен в северо-западной части хребта Куйлю Соединяет ледники Ашутор Зап. №97 И Ашутор Вост. №99 Пройден с севера на юг. Описание дано от концевой морены ледн. Ашутор Зап. до слияния ветвей ледника Ашутор Вост. Подходим под ледн. Ашутор Зап. по валам концевой морены, по центру (фото1.1, 1.2). Поднимаемся по языку ледника по центру, крутизна 20…25° (лед открытый, фото 1.3). Выше ледник выполаживается, в верхней части становится закрытым. Движемся в связках и встаем на бивак в верхнем цирке под перевалом (фото1.4). Утром в связках подошли под перевальный взлет и начали подъем до бергшрунда. На седловине висит карниз. Поэтому поднимаемся, вешая перила, левее по ходу, бергшрунд переходим по снежному мосту. Пройдено 5 веревок перил, по льду, крутизна около 45°. От места выхода спускаемся на седловину по широкому гребню. Возможен подъем левее по ходу, там несколько менее круто (но без снега все равно нужны перила) но высота и протяженность подъема больше. В снежные годы путь левее будет предпочтительным. На спуске мелкоосыпной склон. Преодолеваем его косым траверсом влево (чтобы миновать разломы) и выходим на ледник Вост. Ашутор. Ледник закрытый, идем в связках. Там, где он становится открытым – зона трещин. Повешена одна веревка по ледовому гребешку и еще одна через слабый снежный мост. График движения.
1.1 Долина реки Ашутор Зап. – путь в сторону ледн. Зап. Ашутор
1.2 Ледник Ашутор Зап
1.3 Средняя часть ледника Ашутор Зап., стрелкой показан пер. Сокол.
1.4 Бивак на . леднике Ашутор Зап– путь группы
1.5 Перевал Сокол, вид с ледника– путь группы
1.6 Возможный путь подъема
1.7 Работа при подъеме на пер. Сокол.
1.8 Седловина пер. Сокол, вид с гребня.
1.9 Группа на пер. Сокол
1.10 Пер. Сокол с ледника Вост. Ашутор
1.11 Спуск по нижней части Западной ветви ледн. Ашутор Вост.
1.12 Перевалы ледн.Ашутор Вост. ледник Ашутор Вост. и взлет пер. Ледовая ПесняСледующим перевалом должен был стать 50 лет ЛКИ, 3А, однако, посмотрев на висящий на нем карнизище (фото 2.1) решили идти запасной вариант – Ледовую песню. Поднялись по открытому леднику, крутизна 10…25° (фото 2.2). Довольно много трещин, пришлось прыгать и петлять... Под взлет подошли довольно рано. Начали обрабатывать перевальный взлет, чтобы ускорить движение назавтра. Провешено 4 веревки перил – 2 лед, две по снегу среди разломов первой ступени ледопада, по центру (фото 2.3). Ничего не предвещало, но… утром пришлось веревки снимать (смотри раздел Причины изменений маршрута). Вертолет улетел, а мы спускаемся к языку ледника примерно по центру, разыскиваем проход в разломах левого борта и выходим на левобережную морену. Далее идем по осыпям – мелким и средним вдоль левого берега. Ночуем, утром пройдя еще немного, в месте разлива на галечной террасе переходим реку вброд по щиколотку на правый берег. У слияния Вост. и Западного Ашуторов переваливаем травянистый отрог. Далее по уже знакомым местам вдоль Ашутора по тропе и вдоль Куйлю по дороге сбегаем к заброске. График движения. Подход под пер Ледовая песня : 3 ч. 40 мин. Обработка взлета пер. Ледовая песня: ч. 30 мин. Спуск по леднику и по реке Вост. Ашутор: 4 ч. 40 мин. Спуск по р. Ашутор Вост. и по по дол.р. Ашутор и Куйлю: 11ч.10мин. Сумма =22 ч.
2.1 Перевалы 50 лет ЛКИ и Ледовая песня, вид с перевала Сокол.
2.2 Средняя часть ледника Вост. Ашутор.
2.3 Связка работает на взлете пер. Ледовая Песня со стороны ледника Вост. Ашутор. Красная линия – перила, зеленая пеший подъем.
2.4 Вид с ледника на долину реки Ашутор Вост.
2.5 Ледник Ашутор Вост., вид с концевой морены.
2.6 Осыпи по берегам реки Ашутор Вост. перевал Петроград-17 3А, 4580 (первопрохождение) N 42°12.104', E 78°42.013 Расположен в южном отроге, в восточном гребне вершины 4958. Соединяет ледник №39 (река Сарычат) и ледник №44 Пройден с северо-востока на юго-запад. Описание дано от моста через р. Сарычат на впадении р. Сарычат в Куйлю до морены разделяющей ледники №44 и №45. Подниматься начинаем по левому берегу, тропа (по правому прижимы и кустарник), перед местом впадения потока с ледн. Советская Россия переправляемся на правый берег (брод стенкой) и почти сразу второй брод через поток с ледников №44-45-46 (фото 3.1). Далее движемся правым берегом по травянистым террасам, верхом обходим прижим (крупная осыпь и колючие кусты, фото 3.2). Спустившись, проходим еще немного и встаем на бивак у ручейка, текущего с ледника №42 на плоских песчаных площадках (фото 3.3). Площадки удобны, но при высокой воде могут быть подтоплены. Выше река Сарычат разливается на несколько рукавов. Из за обрывов слева идем по галечным полям то и дело преодолевая ручьи и речки, некоторые вброд (фото 3.4). Обходим язык ледника №39 начинаем подъем вдоль левого борта (фото 3.5). Первую ступень ледопада ледн. обходим, сначала поднимаясь по карману морены (фото 3.6). Выходим на ледовый склон (около 30 м, кошки, фото 3.7) и затем на моренный гребень. Далее подъем по нему. Гребень выводит к небольшому выполаживанию, за которым скальная стенка и нужно уходить налево (по ходу) на ледник. Здесь, вымостив 2 площадки под палатки, встаем (фото 3.8), вода в ручейках у края ледника. Утром поднимаемся на ледник 1,5 веревки 35… 40° и идем по центру, петляя между немногочисленными трещинами (лед открытый, ~ 30°,). Начинается вторая ступень ледопада (фото 3.9). Сначала движемся в связках с использованием промежуточных точек. Когда начались широкие трещины с не очень надежными мостами – вешаем 3 веревки, крепим на бурах. Постепенно смещаемся к левому борту. Снова участок проходим в связках, снова выходя на центр. Еще 4 веревки перил и путь вверх перегораживает большой открытый разлом. После разведки влево-вверх (неудачной) провешены 2 веревки перил траверсом к правому борту с небольшим спуском (фото 3.12, 3.13). Вдоль правого борта поднимаемся по довольно крутому ~ 40° взлету (еще 2 веревки), за взлетом очередная зона разломов, провесив 3 веревки пересекаем ее по диагонали вправо-вверх (по ходу). Последняя из веревок преодолевается ползком, рюкзаки отдельно, это довольно узкий снежный мост (с обоих сторон дыра, не пройти). Мост выводит нас под стенку (метров 12, вверху почти отвес). Преодолев стенку (рюкзаки отдельно, фото 3.16) по инерции вешаем еще 3 веревки (хотя здесь можно было бы пройти в связках попеременно) снова выходя к правому борту. Ночуем на ледовой полке среди сераков (фото 3.17). Утром по смерзшимся мостам (днем мы бы шли там очень долго) проходим 2 веревки перил через разломы у правого борта ледопада. Все веревки при прохождении ледопада крепились на бурах – снега довольно мало. Далее в связках поднимаемся в верхний цирк ледника и подходим под перевал (фото 3.19). При подъеме на перевал – одна веревка перил выше небольшого бергшрунда ~ 45° (закреплена на ледорубе) и примерно 20 метров траверса до тура. Седловины как таковой нет, поднимались на гребень в удобном месте. Турик сложен группой А. Ульянова (Новосибирск), прошедшей эту седловину в 2015 году. Они спустились с пер. Перья Феникса на верхнее плато ледн. №39 поднялись с плато на перевал и спустившись на ледник №44 ушла в сторону седловины, ведущей на ледник №42, по которому спустилась в долину р. Сарычат. Седловина получила название пер. Сильновзаимодействующий, однако полностью перевал пройден не был (не проходился ледопад ледника №39, седловина обозначена как дополнительная для прохождения пер. Перья Феникса). Учитывая то, что мы совершили первое сквозное прохождение этого перевала мы предлагаем заменить длиннющее название, данное коллегами из Новосибирска на Петроград-17 – в честь двух революций, происходивших в нашем родном городе ровно 100 лет назад, в 1917 году. Снята записка группы А. Ульянова (Новосибирск) от 18.08.2015, что несколько удивило, так как, судя по отчетам, в 2016 году на перевале побывала еще одна Новосибирская группа – Н. Симонова (смотри список литературы). На спуске одна веревка дюльфера по сильно разрушенным скалам, ниже спуск по мелкой осыпи до ледника. Ледник открытый, пологий (фото 3.21, 3.22). Снега немного, и неширокие трещины хорошо видны. Спускаемся сначала вдоль левого борта, а затем по центру в направлении морены разделяющей ледники №44 и №45. График движения. Подъем по дол.р. Сарычат: 8 ч. 20 мин. Подъем по дол.р. Сарычат и обход первой ступени ледопада ледн. №39: 6 ч. 30 мин. Подъем по ледопаду ледн. №39: 14 ч. Подъем на пер. Петроград-17(3А, 4560) Спуск на ледник №44 и по леднику: 3 ч. 20 мин. Долина р. Сарычат, брод через поток с ледников№44-45-46.: 1 ч. 30 мин Сумма=0 ч. 40 мин
3.1 Долина р. Сарычат, вид вниз– путь группы, – место ночевки
3.2 Верховья долины Сарычат
3.3 Ледник №39– путь группы, – место ночевки
3.4 Бивак перед выходом на ледник №39.
3.5 Ледопад ледника №39 (Физиков), вид со стороны подъема на пер. 20 лет ПКТ, фотография 2011 года.– путь группы n – места ночевок
3.6 Работа связок в ледопаде ледника №39
3.7 Разведка возвращается.
3.8 Траверс к правому борту.
3.9 Вид на долину р. Сарычат со средней части ледн. №39
3.10 Работа в ледопаде ледн. №39
3.11 Бивак в ледопаде ледн. №39
3.12 Перевальный взлет пер. Петроград-17 со стороны ледн. №39Гребень перевала Петроград-17
3.13 Вид с пер. Петроград-17 на ледник №44
3.14 Перевальный взлет пер. Петроград-17 со стороны ледн. №44
3.15, 3.16 Работа в ледопаде
3.17 Бивак в ледопаде ледн. №39
3.18 Перевальный взлет пер. Петроград-17 со стороны ледн. №39
3.19 Гребень перевала Петроград-17
3.20 Вид с пер. Петроград-17 на ледник №44/p>
3.18 Перевальный взлет пер. Петроград-17 со стороны ледн. №44 перевал Вильнюсский 2А, 4515 N 42°11.174', E 78°41.600 Расположен в южном отроге главного хребта, между вершинами 4807 и 4546. Соединяет ледник №45 (река Сарычат) и дол. р. Караколтор Пройден с востока на запад Перевал давно не посещался. При подготовке маршрута у нас были следующие материалы: Карты Отчет Вайчулиса (Вильнюс, 1976 год) из библиотеки tlib.ru на литовском языке Фотографии из отчета Симонова (Новосибирск 2016 г.) на которых перевал был нанесен сообразуясь с картой (группа спускалась по ледн. №44). Сравнивая фото Симонова и Вайчулиса (фото 4.1) мы пришли к выводу, что на всех современных картах перевал был нанесен неверно. Шли, сообразуясь с фото и кроками из отчета литовцев и точно вышли к сложенному ими туру (фото 4.3). Снята записка 1986 года литовской группы руководитель Таучис В. Спуск к Караколтору также согласуется с крокой Вайчулиса. Единственно, что оказалось для нас неожиданностью – скальные сбросы, которые пришлось преодолевать, обходя каньон. Мы не смогли прочесть, что на кроке было написано… Описание дано от морены, разделяющей ледники №44 и №45 до дол. р. Караколтор. По открытому леднику №45 поднимаемся в кошках, крутизна до 25 °. В верхнем цирке встаем на ночевку. Здесь ледник закрытый –в связках доходим до бергшрунда, крутизна склона до 30 °, выше бегшрунда вешаем пол веревки перил. Седловина широкая осыпная, возможен бивак. Тур на гребне справа по ходу. По широкому осыпному гребню можно перейти на соседние седловины (фото 4.4). Одна из этих седловин является северо-восточной седловиной перевала Сарычат Двойной (Грецов, Москва 2016 г., первопохождение). Координаты седловины N 42°11.366', E 78°41.284. По сути – это две седловины одного перевала. Связка пер. Вильнюсский+юго-западная седловина пер. Сарычат Двойной является, по нашему мнению, наиболее простым путем между долинами Сарычат и Караколтор.
Снимок Google из отчета Ю. Грецова 2016 г., Красная линия их путь, фиолетовая – наш. Спускаемся с перевала по осыпному кулуару, узкому в верхней части (фото 4.6), ниже кулуар постепенно расширяется, осыпь транспортная, движемся плотной группой. Сбегаем в кошках по открытому леднику, затем спускаемся по карману левобережной морены (фото 4.8). Выходим к ручью и идем по осыпям его левым берегом. Ниже видно, что ручей уходит в каньон. Переправляемся через него по камням и поднимаемся косым траверсом по осыпному, затем конгломератному склону ~35° на гребень отрога, разделяющего долину ручья и дол. р Караколтор (фото 4.9). Спуск с гребня представляет собой пояс сильно разрушенных скал (фото 4.10). После разведки был найден путь, на котором было повешено всего две веревки на спуск, остальное – несложное лазание (фото 4.10). Снизу, уже спустившись, заметили еще один возможный вариант спуска (фото 4.12). Ниже скального пояса – травянистый склон 25-30° , спустившись с которого встаем на ночевку у разлива, впадающего в Караколтор ручья. График движения. Подъем по ледн. №45: 2 ч. Подъем на пер. пер. Вильнюсский (2А, 4515): 1 ч. 10 мин. Спуск с перевала на ледник №57 : 50 мин. Спуск в дол. р. Караколтор:5 ч. 20 мин Сумма = 9 ч. 20 мин
4.1 Ледник №44 и перевал Вильнюсский. Фото Вайчулиса, 1976 год.
4.2 Ледник №44 и перевал Вильнюсский. – путь группы, – место бивака
4.3 Верхний цирк ледника №45
4.4 Тур на перевал Вильнюсский
4.5 Осыпной гребень к северу от седловины перевала Вильнюсский
4.6 Вид с перевала Вильнюсский в сторону спуска к долине реки Караколтор.
4.7 Спускаемся с перевала Вильнюсский на ледник №57.
4.8 Вид на ледник №57.
4.9 Долина р. Караколтор (внизу) и путь обхода каньона. Красная линия – путь группы, зеленая – возможный, более простой вариант.
4.10 Начало спуска по скалам.
4.11 Скальный пояс отрога, разделяющего долину ручья и дол. р Караколтор.
4.12 Отрог, разделяющий долину ручья и дол. р Караколтор и варианты спуска с него (красная линия – путь нашего спуска). перевал Джигит ЗА, 4660 N42°11.252 E78° 31.375 Расположен в главном хребте Терскей Алатау, является западным плечом пика Джигит. Соединяет ледник Онтор и ледник Караколтор Западный. Пройден с юга на север Описание дано от стоянок в дол. р. Караколтор у ручья, текущего с пер. Вильнюсский до места ночевки в верхней части ледника Онтор По левому берегу р. Караколтор идем по хорошей тропе. Около 9 утра доходим до мощного потока, питаемого ледниками №60, 61, 62, 63 (фото 5.1). Судя по продолжению тропы в обычные сезоны поток легко переходится по камням, но сейчас это невозможно. Побегав вдоль берега находим возможный путь, там, где поток делится на 2 рукава. Первый рукав преодолеваем вброд, страховка перильная, через второй рукав натянута воздушная переправа, веревка забрасывалась петлей за большой камень (фото 5.2, 5.3). Обсушившись (на воздушке в самом конце купались почти все, выше натянуть было не за что) продолжаем путь по осыпным террасам левого берега. Вскоре (всего через час с небольшим пути) снова упираемся в мощную, серого цвета реку (поток с ледника Караколтор Вост.). Делать нечего, вернувшись немного назад, до первой чистой воды встаем лагерем. Ранним утром переходим речку, брод примерно по колено. Пересекаем подледниковую террасу и поднимаемся по крупноблочной морене вдоль левого борта ледника (фото 5.4). Выходим на открытый пологий ледник выше его крутого языка. Идем под перевал Джигит сначала по открытому, в верхней части по закрытому леднику (связки) (фото 5.5, 5.6). Под перевальным взлетом-снежное болото, поэтому уходим чуть правее и встаем на бивак на ледовом холме. Вечером наблюдаем за перевальным взлетом (фото 5.8). По традиционному подъемному кулуару постоянно идут камни и сыплются обломки льда с сераков наверху, поэтому решаем использовать путь по скалам (фото 5.7). С рассветом начинаем подъем на перевал. Погода впервые за поход серьезно испортилась, метет снег. Сначала поднимаемся по ледовому склону справа по ходу от традиционного кулуара, выше небольшого бергшрунда повешена первая веревка перил по льду, закреплена на камне у края скал, вторая (неполная) по скальному кулуару (фото 5.10). Далее за перегибом – пешком по крупноосыпному склону правым бортом маленького висячего ледничка. В верхней его части выходим на лед (еще 2 веревки до скальной стены). Траверс вдоль стены, обратно в сторону кулуара и спуск в него в верхней части – еще 2 веревки (фото 5.11). По кулуару выходя на косую полку вешаем еще 2 веревки (буры, крутизна ~ 50°, фото 12) Далее по полке поднимаемся на перевал, видимости уже почти нет. На пик Джигит идти опасно. На седловине сильнейший ветер. Начинаем ставить лагерь, палатки огораживаем снежной стенкой почти до верха (фото 5.14). Спуск с перевала начинаем от скальных выходов слева по склону. Там уже висела петля, дополняем ее своей. Проходим снежно-ледовый склон (крутизна 40…50°) вниз по перилам, далее закрепляя их на ледобурах. Веревки сдергиваем, используя ледовые проушины. До жандармов на контрфорсе повесили 10 веревок фото 5.16). Сначала держимся центра склона, так как по краям возможны сходы камней. Затем уходим вправо, к скальному жандарму. На скальном гребне 3 выраженных жандарма. На гребне большое количество мест для организации станций, имеются старые крючья и петли. Лазание средней сложности. Имеются вертикальные участки. Повешено 6 веревок перил на скальных выступах и крючьях (в том числе и старых). Первый жандарм (высотой 3 м. с этой стороны и 8-10 м. – с обратной) проходим просто «в лоб» (фото 5.17), спускаемся с него, в понижение гребня и оказываемся почти на 2-м жандарме. Спускаемся налево в кулуар (фото 5.18), проходим по полке вокруг него, и выбираемся обратно на гребень. Еще один спуск по скальной стеночке в понижение между 2-ым и 3 жандармами. Короткий подъем на 3-й жандарм, и по его верху между здоровых бульников (фото 5.19), спускаемся на ледовую площадку. По ледовому гребню до стоянок «чайник» (фото 5.20, 5.21) спускаемся в кошках, на отдельных участках – в три такта. В самом крутом месте кинута веревка ~15 м. Ниже гребень разорван, снега нет, уходим с него влево и вниз: три участка– лед ~ 40° (2 веревки), пояс крупной осыпи подпираемой скальным останцем, спуск с останца (найдена добротная петля, дополнена нашим крюком) и далее по ледовому склону (35…40°, трещины) до ледника еще 9 веревок (фото 5.22). График движения. 1. Подъем по дол. р. Караколтор: 2 ч. 50 мин. 2. Переправа через поток с ледника №60: 2 ч. 40 мин. 3. По дол. р. Караколтор: 1 ч. 20 мин. 4. Переправа через поток с ледн. Караколтор Вост.: 10 мин. 5. Подъем на ледн. Караколтор Зап.: 1 ч. 20 мин. 6. По ледн. Караколтор Зап. под. Пер. Джигит: 5 ч. 40 мин. 7. Подъем на пер. Джигит (3А, 4660) 5 ч. 50 мин. 8. Спуск по ледовому склону.: 3 ч. 50 мин. 9. Траверс скального гребня.: 4 ч. 20 мин. 10. Спуск на ледн. Онтор: 5 ч. Сумма: 33 ч
5.1 Поток из под ледников №60, 61, 62, 63 Красная линия – тропа, зеленая наш путь вброд, иолетовая – место воздушной переправы.
5.2 и 5.3 Переправа
5.4 Путь подъема на ледник Зап. Караколтор
5.5 Верховья ледника Зап. Караколтор к перевалу Джигит.
5.6 Вид с ледника Зап. Караколтор на реку и ледн. Вост. Караколтор.
5.7 Перевал Джигит. Путь подъема – красная линия, фиолетовая – участки перил. Зеленая линия – традиционный кулуар. n – место бивака
5.8 Бивак под пер. Джигит на ледн. Зап. Караколтор.
5.9 Вид на традиционный кулуар со стороны нашего подъема на пер. Джигит.
5.10 Подъем по скалам к пер. Джигит
5.11 Перевал Джигит. Траверс по скалам
5.12 Подъем к косой полке, ведущей к пер. Джигит.
5.13 Ледник Зап. Караколтор, вид с косой полки, ведущей к пер. Джигит.
5.14 Бивак на седловине пер. Джигит
5.15 Вид с пер Джигит на ледник Онтор (Джигит) и путь спуска.
5.16 Спуск по ледовому склону выше скального контрфорса.
5.17 Подъем на 1-й жандарм контрфорса.
5.18 Спуск к скальной полке и обход 2-ого жандарма
5.18 Скальный гребень на спуске с пер Джигит, вид с 3-го жандарма
5.19 Спуск с пер. Джигит, вид от стоянок «Чайник»
5.20 Тот самый чайник
5.21 Стоянка на леднике Онтор ивид на нижнюю часть спуска с пер. Джигит перевал Онтор 1Б, 4010 N42° 11.768 E78° 31.334 перевал Онтор 1Б, 4010N42*11.768 E78*31.334 Расположен в северном отроге основного хребта Терскей Алатоо, отходящем от вершины Джигит Соединяет ледник Онтор и ледник Кельтор Зап. (Джигит). Пройден с запада радиально. Описание дано от места ночевки в верхней части ледника Онтор до дол. р. Каракол Ледник Онтор мы застали полностью открытым до самого перевального взлета (фото 6.1) и идем от стоянки в кошках и с палками (в 2011 году шли в связках). От ледника на седловину ведет мелкоосыпной кулуар, осыпь лежит на скале, крутизна около 35° 100 м (фото 6.2). Осыпь очень подвижна. Кошки оставляем у края ледника и поднимаемся на перевал плотной группой. Седловина перевала – узкий гребень, из разрушающихся прямо под руками острых скал. С седла виден ледник Кельтор, тоже практически полностью открытый (фото 6.3). Спуск обратно, по пути подъёма. Снимаем лагерь и продолжаем спуск по леднику, ниже склонов Джигита ледник резко проваливается вниз и сильно наломан, выходим на правобережную морену и продолжаем идти по ней (фото 6.4). Начинают встречаться турики. Там, где морена понижается, ниже зоны разломов ледника, пересекаем его язык к левому борту и спускаемся с пологого в этом месте языка (фото 6.5). Дальнейший путь лежит левым берегом реки. Пройдя песчано-галечную террасу, достигаем моренного мыса, за которым разлив реки и большое «болото» (фото 6.6). Обход по неудобной тропе по левому склону по зарослям арчи и колючек Тропа петляет (иногда сильно) по своеобразной долине Онтор, в «саду камней». За два часа под дождем, временами проливным, подходим к ригелю. Здесь река пропилила каньон. Тропа обходит его высоко по левому склону, становясь широкой и за час с небольшим спускается на поляну с началом дороги. Сумерки. Ещё через 10 минут хода слияние рек Онтор и Кёльтор. Немного ниже слияния встаём на ночлег на берегу реки Каракол. Утром двигаемся по дороге. Через полчаса проходим поляну с палатками альплагеря Каракол (фото 6.7) Сразу за альплагерем переходим по мосту р. Аютор. На противоположной стороне устье р. Кургактор , туда и к озеру Алакель ведёт тропа через мостик (фото 6.8). Дорога спускается серпантинами с ригеля, затем снова широкий плоский участок долины. Следующий спуск более продолжительный, но без серпантинов. Ровный участок дороги выложен камешками поперек, влево наверх около 100 м проходит свежая тропа, проложенная после того, как сель смыл участок дороги. После длинного и неприятного «облаза» снова спускаемся на дорогу, по которой шлепаем до сломанного моста (фото 6.9). За мостом на правом берегу нас ждет машина. График движения. Радиальный выход на пер Онтор: 1 ч. 20 мин. Спуск по дол.р. Онтор: 9 ч. 50 мин. Спуск подол. р.Караколдо моста 3 ч. 30 мин. = 14 ч. 40 мин
6.1 Перевал Онтор с ледника Онтор
6.2 Перевал Онтор, вид с ледника Онтор
6.3 Вид с пер. Онтор на ледник Кельтор Зап. (Джигит)
6.4 Ледник Онтор с правобережной морены, - путь группы – место ночевки
6.5 Конечная морена, язык ледника и дол.р. Онтор
6.6 Долина реки и ледник Онтор
6.7 Альплагерь Каракол.
6.8 мост через Каракол, начало тропы к оз. Алакель
6.9 Сломанный мост через Каракол Выводы и рекомендацииПо различным обстоятельствам о которых говорилось выше, маршрут не был пройден как заявлено. Тем не менее, за 19 дней похода было пройдено 5 препятствий, из них 2 перевала – категории трудности 3А (один из них, Петроград-17 –первопрохождение), 1 перевал категории 2А и 2 – 1Б. Поскольку трое участников группы пятерочного опыта не имели, основной нашей задачей было поднятие их технического и тактического уровня. Что и было с успехом выполнено. Из пройденных нами препятствий наибольший интерес представляли три:
В целом маршрут вышел интересным и разнообразным – лед скалы, очень серьезные переправы. Считаем, что он соответствует четвертой с элементами пятой категории сложности.
Схема прохождения перевалов Петроград-17 и Вильнюсский. Общественное снаряжение
Ремнабор Включал в себя швейный набор (разной толщины и размера нитки, иглы стропы, резинки, лоскуты тканей), фурнитуру, два вида клея, набор для ремонта ботинок и кошек, запчасти и ключ для мультитопливных горелок, напильник, скотч и изоленту. Вес ремнабора – 1 кг. Питание. Раскладка составлялась из расчета 600 г. на человека в день. Она была достаточно стандартной для горных походов (поэтому здесь не приводим). Учитывая вкусы участников отсутствовала овсяная каша. Маловато было колбасы, а круп, особенно в начале многовато… Аптечка Приводим полный список, так как после консультации с врачом (Комарова Е. Д., зав кардиологическим отделением, к. м. н.) аптечка была сильно обновлена и укомплектована современными препаратами Общий вес аптечки – около 1,5 кг Смета похода
Расходы при отдыхе после похода в Караколе и Тамге (оз. Иссык-куль) здесь не приводятся. ЛитератураПеречень классифицированных перевалов. Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира, Памиро-Алая, Тянь-Шаня. http://www.tssr.ru/mountain/pereval/central_tsh/Каталог ледников СССР.Том14 Выпуск 2 Часть 7.Отчеты из библиотеки http://www.tlib.ru662-LIT – Вайчулис Б.1976 г.434-TLIB – Хохлов Н. 2011 г.Отчеты в Интернет:http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8048 – Грецов Ю.2016 г.http://sab.sscc.ru/~tour/Terskey2016.08/index.html – Симонов Н. 2016 г.http://mountain.nsu.ru/wiki/D093D0BED180D0BDD0B0D18F_5D0BAD0B0_D0A3D0BBD18CD 18FD0BDD0BED0B2D0B0_D0BDD0B0_D0A2D0B5D180D181D0BAD0B5D0B9_D090D0BBD0B0D182D0BED0BE_2015 – Ульянов А. 2015 г. http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6140 – Кудоярова Л. 2012 г.http://nmr.nioch.nsc.ru/kuilu93h/ – Сальников Г. 1993 г.14. Записки с перевалов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||