Автор и фото: Елена Малыгина, Москва

Выше облаков

Тяга к приключениям, желание испытать себя, отвлечься от рутины, возможно, именно это двигает людей в первый раз на восхождение в горы, на восхождение выше облаков. Как человек, который сознательно и с большим воодушевлением решился подняться на Эльбрус (5642м), могу сказать, что это самое необычное и захватывающее, что происходило со мной в жизни.

Поднималась я, естественно, не одна, а с опытным альпинистом, моим дядей. Хочется выразить ему огромную благодарность за предоставленную возможность.

Кроме самого восхождения, мы проходили небольшую акклиматизацию, заключавшуюся в множестве подъёмов и спусков, ногами и на подъёмниках, ночевок в нормальной гостинице и бессонных ночей в приюте на высоте, невероятно вкусно приготовленном мясе на огне и энергетическом питании из тюбиков. Несмотря на тяжелые условия, я бы ни за что не хотела упустить ни один из этих моментов, которые сделали все восхождение таким захватывающим, каким оно было.

«Эльбрус», что по-персидски означает «высокая гора» - это потухший вулкан, который сейчас находится в состоянии покоя. Это самая высокая гора России и даже Европы, которая имеет две вершины: Восточную и Западную, на которую как раз и стремятся большинство любителей острых ощущений. На нее поднимались и мы. У подножия простираются зеленые поля, покрытые различными цветами, и чувствуется лето. На верху же все покрыто толстым слоем снега и кое-где коркой льда, там царит зима.

Наш путь начинался от Приюта Одиннадцати, который находится на высоте 4100 над уровнем моря. Подъем до самой вершины занял у нас около 8 часов. Это немыслимая для меня цифра, сейчас кажется невозможной, но факт остается фактом: Эльбрус - покорен.

Восхождение мы начали ночью, чтобы еще до восхода солнца успеть подойти к вершине как можно ближе. Несмотря на то, что вокруг лежал снег, солнце грело очень сильно. Было страшно, скользко и иногда опасно, очень хотелось спать и вообще идти куда-то ночью особого желания не было. В этот момент надо было перебороть себя и продолжать путь, иначе все теряло смысл. И шаг за шагом по рыхлому снегу, быстро и глубоко дыша, не торопясь, я шла за моим дядей, который показывал, куда лучше ступать ногами, чтобы не поскользнуться и не упасть. Начало было положено, отступать нельзя. Постепенно мы поднимались по льду и снегу, было очень холодно, мы все дальше отходили от места ночлега в «Бочках» (лагерь, где останавливаются альпинисты перед восхождением и для акклиматизации). Преодолев скалы Пастухова, мы вышли на седловину, длинную узкую тропу, которая серпантином тянулась между двух вершин. Начали проявляться недосып и накопленная усталость, но теперь, когда я была уже на полпути к заветной цели, в голове не было ни одной мысли об отступлении.

Мы шли и встречали рассвет, который на высоте значительно отличается. Солнце как-бы вставало совсем рядом, иногда создавалось ощущение, что до него можно дойти и наконец то согреть замершие руки. Мы видели, как снег на вершинах начинает искриться от первых солнечных лучей и как потом этот яркий свет продолжает постепенно покрывать горы и заставляет их сверкать. Это потрясающе. Было уже светлее и веселее, ведь седловина осталась позади, еще пара рывков, пара усилий и я буду ТАМ.

Я спортсменка, но несмотря на мою неплохую физическую подготовку, было тяжело. И когда совсем близко показалась вершина, невозможно было поверить, что я преодолела этот путь и все старания оправданы, ведь я буду стоять на самой высокой горе Кавказа, буду выше облаков. Это восторг!

Стоишь на верху, смотришь вниз, а перед тобой бескрайние просторы гор, долин, неба. Не видишь края, и понимаешь, каких неизмеримо огромных масштабов наша планета. В этом мире столько всего интересного и необычного, что появляется огромное желание узнать все это, побывать везде, взять от жизни все, что можно. Короткие минуты на вершине Эльбруса ни с чем нельзя сравнить, они останутся в моей памяти на долгие годы.

Спуск дается намного легче морально, ты спускаешься победителем. С улыбкой встречаешь идущих тебе навстречу людей, которые только понимаются на вершину и с радостью отвечаешь им: «Да, получилось!».

И нет чувства лучше, чем осознание того, что все труды были не напрасны и ты смог преодолеть весь этот тяжелый путь. Я думаю, что именно это чувство победы над собой, несмотря на все трудности, и побуждает людей идти в горы снова и снова.