Автор: Алексей Роньжин, г.Армавир

Отчет о горном походе 5к.с.,совершенном в период с 21 июля по 16 августа 2017 г. по Ц. Кавказу. Часть 1

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Разрешение на проведение путешествия выдано МКК Ростовской областной федерации туризма, шифр 161-00- 456545400, находящейся по адресу 344029, Ростов - на- Дону, ул.Буденовский 21 1.2.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Общая в т.ч. с дорогой (Ходовых дней)

Сроки проведения

горный

185,5

26 (23)

21.07.2017-

16.08.2017

Поход проходил на Центральном Кавказе, район приэльбрусье

Заявленная нитка маршрута:

пос. Булунгу – пер. Тютюргу Вост. 1Б – пер. Шаурту Вост 2А– т/б Башиль - пер.Чат + пер.Бодорку (связка 3А) – пер.Голубева 2А – траверс пер.Фрешфильда + вер.Юномкара + пер.Кичкидар + вер.Кичкидар + пер.Чегемский + пер.Донкина(связка 3А) – пер.Хвост Дракона 1Б – траверс вершины Тютю Вост-Зап до пер.Куллумкол (связка 3А) – а/л Джайлык- пер. Гумачи 2А – а/л «Джантуган» - пер. Бжедух 2Б – пер. Седло Кавказа + пик Кавказа Вост (связка 3А) – пер. Плечо Вуллея + пик Вуллея 2Б – пос.Эльбрус – пер.Субаши 1Б - пос.Верхний Баксан.

Пройденная нитка маршрута:

пос. Булунгу – пер. Тютюргу Вост. 1Б – пер. Шаурту Вост 2А– т/б Башиль - пер.Чат + пер.Бодорку (связка 3А) – пер.Голубева 2А – траверс пер.Фрешфильда + вер.Юномкара + пер.Кичкидар (связка 3А) – пер.Хвост

Дракона 1Б – траверс вершины Тютю Вост-Зап до пер.Куллумкол (связка 3А) – а/л Джайлык- пер. Гумачи 2А – а/л «Джантуган» - пер. Бжедух 2Б – пер. Седло Кавказа + пик Кавказа Вост (связка 3А) – пер. Плечо Вуллея 2Б – пос.Эльбрус – пер.Субаши 1Б - пос.Верхний Баксан

Пройдено локальных препятствий(перевалов,вершин):

• 1Б – 3(пер.Тютюргу Вост. , пер.Хвост Дракона, пер.Субаши)
  • 2А –3(пер.Шаурту Вост., пер.Голубева, пер.Гумачи)
  • 2Б –2(пер.Бжедух, пер.Плечо Вуллея)
  • 3А - 4(связка пер.Чат + Бодорку Сев., траверс пер.Фрешфильда + Юном-Кара + пер.Кичкидар, траверс вер. Тютю-Баши Вост. – Запад до пер.Кулумкол, связка Седло Кавказа + Пик Кавказа Вост)

Суммарный перепад высот

• набор 14 100м
  • потери 14 200м

Высотный коридор маршрута

• общий – от 1500 до 4400м.
  • преимущественный - от 2600м до 4200м.
  • Метеоусловия активной части маршрута:
  • дней с осадками - 9
  • дней без осадков - 17.

Состав группы - 8 человек, средний возраст – 31год.

Фото

Руководитель

Курганский Владислав Геннадьевич

5-Г-У Ц.Кавказ 2016

Ответственный по связям с обществен.

Харченко Диана Владимировна

Ответственн ый за тех.описание

Щекинова Татьяна Викторовна

Ц.Кавказ 2016 1-Г-Р З.Кавказ 2017

Ответственн ый за хронометраж и написание отчета

Примечания по отчету и принятыесокращения

Направления "левый" и "правый" приводятся в орографическом смысле, если явно не указано иное, например «по ходу движения»

Сокращения:

а/л - альплагерь, альпбаза г. – гора вер.- вершина д. – долина пер. – перевал пос. – поселок р. - река, долина

Отметка высот ночевок и других характерных ориентиров нитки маршрута даны по показаниям спутникового навигатора (GPS).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ, ЗАЕЗД, ЗАБРОСКИ И ОБЗОР

Организация путешествия, заезд,заброски.

Наша группа глобально делилась на две части, «Ростовскую» и

«Армавирскую». Решили ехать из Армавира на заказном транспорте. Вариантов было достаточно много, как добраться до отправной точки и раскидать все заброски. К слову о забросках. Их было 3, точнее 3 места в которые нужно было отвезти заброски. Итак, возвращаясь к началу. Три человека выехали на машине и двое на автобусе из Ростова-на-Дону в Армавир. Там нас ждал заказной транспорт в 5 утра. Загрузились и отправились в путь. Направление было на Нальчик.

В 12:00 мы прибыли в г.Нальчик. В городе мы поставили на регистрацию в МЧС нашу группу по адресу г. Нальчик ул.Пирогова 4 тел. (8662) 42-24-56 (снять с регистрации группу можно по телефону (928) 6908155- оперативный дежурный ПСП “Нальчик”), и оставили 2 заброски у Бориса (89289503868) г.Нальчик ул. Чайковского 3, которые отправились за 2000 рублей в п.Эльбрус, кафе “Сакля” (хранение заброски в кафе “Сакля” - 50 рублей/мешок в день). Далее всей группой продолжили свой путь в Чегемское ущелье. В 14:00 остановились на водопадах, пообедали хычинами и тем, что было с собой. К 17:00 мы приехали в п.Булунгу. Выгрузили вещи. Двое ребят, включая руководителя отправились закидывать заброску на т/б «Башиль», директор Хасан Гузерович тел. (928) 7078986 или (960)4243304 дополнительная информация на сайте bashil.ru. Эта заброска состояла из 3 частей: первая на кольцо Чат-Бодорку Сев., вторая Голубева, траверс вер.Юном-кара- пер.Кичкидар и третья часть на траверс Тютю-Баши (за 4 дня хранения заброски из 12 мешков отдали 1500 рублей).

Оформление пропусков.

Пропуска можно получить в Нальчике, на погранзаставе, по адресу ул. Кабардинская, д. 192 или заказать по адресу электронной почты u.kbr@fsb.ru> с доставкой “Почтой России” на домашний адрес одного из участников (как мы и сделали). Дополнительную информацию можно получить по телефонам в г.Нальчике 8(8662)48-18-57, 48-18-39(КПП-2) в рабочие дни с8.45 до 18.00 (в пятницу до 16.45) перерыв с 13.00 до 14.00 Пропуска оформляют с 9 до 13. Выходной – воскресенье.

Для входа в погранзону необходимо отметиться на погранзаставе. Мы это сделали в пос. Булунгу. На выходе из зоны (мы выходили через погранзаставу у а/п Шхельда) созваниваются и проверяют, что вы входили. На самой территории погранзоны проверяют пропуска и паспорта. Для облегчения процедуры рекомендуем сделать распечатку списка группы с паспортными данными. Наши пропуска проверяли.

Район был выбран Центральный Кавказ не случайно. Близкое расположение и разнообразные препятствия - стали ключевыми в выборе именно Восточного Приэльбрусья. Желание пройти траверс вершин Тютю и побывать в одном из красивейших “углов” Кавказа - массива Бжедух- пики Кавказа - массив Вуллея и взглянуть на красавицу Ушбу вблизи - стали основополагающими факторами в выборе именно этого района. Хорошая дорожная инфраструктура, быстрые и легкие аварийные выходы с маршрута, возможность организации большого количества забросок - факторы, которые стали хорошим дополнением в планировании и организации маршрута.

В транспортном отношении район проведения похода хорошо освоен. Верховья Баксана (в том числе пос. Эльбрус) регулярным транспортным сообщением связаны с Тырныаузом, Нальчиком, Минеральными Водами, Пятигорском. Турбаза Башиль в ущелье Башильаузсу и турбаза Чегем в ущелье Гара-азусу связана грунтовой дорогой с пос. Булунгу (Верхний Чегем), который, в свою очередь, связан с Нальчиком.

ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ И ПРОЙДЕННЫЙ ГРАФИКМАРШРУТА

М.н.- д.р. Кору

М.н. – пер. Тютюргу В 1А– ледн. Тютюргу

М.н. – пер. Тютюргу В 1Б– ледн. Тютюргу

М.н. – пер. Шаурту Вост 2А– ледн. Шаурту – р.

Гора-аузусу – т/б Чегем

М.н. – пер. Шаурту Вост 2А– ледн. Шаурту – р.Гора-аузусу – т/б Чегем

М.н. – т/б Башиль

М.н. – подход под пер. Чат

М.н. – пер. Чат

М.н. - пер. Бодорку Северн связка 3А— лед. Башиль

М.н. – пер. Голубева 2А — пер. Фрешфильда

М.н. – вер. Юномкара — пер. Кичкидар

М.н. – вер. Кичкидар — пер. Чегемский —пер.Донкина траверс 3А — лед. Юном Сев.

М.н. – вер. Юномкара — пер. Кичкидар

М.н. – пер.Хвост Дракона 1Б - пер. Шогенцукова н/к— лед. Джайлык - Восточное плечо вершины Тютю

М.н. – пер. Кичкидар

М.н. -траверс вер. Тютю 3А - пер. Тютю З

М.н. - пер. Куллумкол — лед. Суллукол - а/лДжайлык"

М.н. -траверс вер. Тютю 3А - пер. Тютю З

М.н. - подход под пер. Гумачи, полудневка

М.н. - пер. Куллумкол — лед. Суллукол - а/л"Джайлык"

М.н. - пер. Гумачи 2А - а/л «Джантуган»

М.н. - подход под пер. Гумачи, полудневка

Днёвка

М.н. - пер. Гумачи 2А - а/л «Джантуган»

М.н. - лед. Кашкаташ

Днёвка

М.н. - пер. Бжедух 2Б — лед. Бжедух

М.н. - лед. Кашкаташ

М.н. - пер. Седло Кавказа

М.н. - пер. Бжедух 2Б — лед. Бжедух

М.н.- пик Кавказа В связка 3А — лед. Двойной — пер. Плечо Вуллея — пик Вуллея — лед.Шхельдинский связка 2Б

М.н. - пер. Седло Кавказа

М.н. - пос. Эльбрус

М.н.- пик Кавказа В связка 3А — лед. Двойной — пер. Плечо Вуллея —лед. Шхельдинский связка 2Б

М.н. - р. Ирик

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕМАРШРУТА

Перевал Тютюргу Вост. (1Б,3858 м) Характер: снежно-ледово- осыпной

Ориентация: север-юг

GPS координата: N43°07'34,75" E43°05'14,04"

Перевал расположен: Расположен в Каргашильском хребте (хребет Кору) к юго-западу от вершины Джорашты-Куршаган, соединяет ледник Южный Булунгу с ледником Тютюргу

Описание дается: от пос.Булунгу до лед. Шаурту

Набор высоты: 2262 м

Потеря высоты: 530м

Пройденное расстояние: 15, 3 км

С перевала снята записка группы туристов г. Москвы горной секции МИФИ, поход 2к.с., под руководством Вишняковой в составе 10 человек, дата 19 июля 2017 год.

22.07. 2017( 1 день.) Подъем в 6:00

6:20- выход к пограничникам (сказали прийти всей группой)

6:43- ждем сотрудников службы. После проверили наши документы, все в порядке и мы вернулись обратно к лагерю, позавтракали, собрались и в путь.

Выходим с места ночевки на окраине пос. Верхний Чегем по тропе, вьющейся по лугам и редколесью. (Фото 1, 2) Через 1ч 20 мин подходим к слиянию рек Ракит и Кору, переходим по камням р.Ракит и продолжаем движение по тропе, идущей вдоль правого берега р.Кору. (Фото 3). Через 65 минут выходим к небольшому ручейку с чистой водой у неявной границы лесаздесь делаем обед, время 13:00. (Фото 4). Далее по тропе, вдоль правого берега р. Кору с пологим набором, выходим к концу зеленой долины, которая упирается в нагромождение моренных осыпей. Здесь переходим реку вброд и ставим лагерь на зеленых лужайках левого берега р.Кору (2 часа ЧХВ от обеда). Рядом стоит группа из Белоруссии. (Фото 5).

км

Вдоль р.Кору-брод через реку

12:20

2,1

Вдоль р.Кору – граница леса.

Обед 2421 м

15:08

15:25

16:05

16:25

17:05

Перешли на лев.берег р.Кору

Стоянка 2889

Итог за день: ЧХВ 4ч 17 мин. Расстояние 9,3 км. Набор высоты 1153 м. Высота 2889 м.

23.07. 2017 (2 день). Подъем в 5:00 дежурные, в 5:15 группа.

Подъем в 5:00 дежурные, в 5:15 группа. Выход в 7:00. Погода с утра пасмурная. Идем вдоль левого берега р. Кору, которая течет в левом кармане морены ледника Булунгу. (Фото 6). Через 25 минут река забирает вправо, мы же, перепрыгнув ее по камням, продолжаем движение в кармане еще 10 минут (следует идти вдоль реки). Далее забираем вправо на гребень ближайшего моренного вала. С гребня траверсируем осыпи вправо по ходу, в направлении виднеющегося цирка перевала Тютюргу (Фото7). Западный. Начинает накрапывать холодный дождь с порывами пронизывающего ветра. Штурмуем последний моренный вал и выходим в висячую долину цирка перевала Тютюргу Западный. Дождь усиливается. (Фото 8). Пройдя 20 минут вдоль ручья Кору, поворачиваем налево в район цирка пер. Тютюргу Восточный.

Начинаем подъем по снежному склону (до 250) вдоль левой границы снега и осыпей, дождь сменяется довольно сильными порывами ветра, которые будут сопровождать нас до самого места ночевки. (Фото 9, 10). Через 150 метров снежный склон переходит в ледовый.

Перед выходом на лед надеваем каски, кошки и траверсом вправо пересекаем ледник в направлении цирка перевала Тютюргу Восточный. Время 10:00. (Фото 11). Метеоусловия: мелкий дождь, пасмурно, ветрено и холодно. Сверху склон простреливается редкими камнями. Ледник приводит к пологим осыпям, выводящим к перевалу Тютюргу Восточный. (Фото 12). Здесь есть ночевки (воды не нашли), снимаем кошки. Далее по осыпям выходим на седловину пер. Тютюргу Восточный, представляющую широкую, пологую, осыпную седловину. Время 12:23. Тур в центре. (Фото 13).

Спуск с перевала представляет широкий кулуар засыпанный средней и мелкой осыпями. Спускаемся от Тура по центру по средней осыпи, крутизной до 30 градусов. (Фото 14). Затем забираем вправо и выходим на мелкую и среднюю осыпь, по которой плотной группой спускаемся к поверхностной морене ледника Тютюргу. Время спуска 1 ч. 20 минут. Площадок на морене не нашли, поэтому делаем площадки, обедаем и ставим палатки. Остаемся на ночлег. (Фото 15,16).

7:00

Фото 16.

Перевал Шаурту Вост (2А, 4150 м) Характер: снежно-ледово- осыпной

Ориентация: север-юг

GPS координата: N43°06'38,82" E43°04'45,62"

Перевал расположен: Расположен в Каргашильском хребте (хребет Тютюргу), соединяет ледник Тютюргу с ледником Шаурту.

Описание дается: от лед . Шаурту до т/б Башиль

Набор высоты: 885 м

Потеря высоты: 2264 м

Пройденное расстояние: 25,2 км

С перевала снята записка группы туристов г. Москвы ТК ВШЭ, поход 3 к.с., под руководством Захарова Андрея в составе 5 человек, дата 19 июля 2016 год.

24.07. 2017 (3 день). Подъем дежурных в 4:45. Температура в палатке 4 градуса, свежо. В 5:00 подъем всей группы. Погода ясная, безветренно. (Фото 17).

7:15 – выход. Идем 15 минут по открытому леднику. Далее делимся на 2 связки по 4 человека и продолжаем движение в связках по закрытому леднику. Движемся по центру ледника. (Фото 18). Виднеющуюся зону разлома обходим справа по снежно-ледовому склону, до 20 градусов. 10:00 – Подход под снежную стенку. В 10:25 вылезли на вверх гребня. Шли попеременно в связках. (Фото 19).

Затем забираем вправо под скалы бокового гребня и в безопасном месте вылезаем на гребень по снежному склону крутизной до 35 градусов, идем с попеременной страховкой 40 метров. Затем по широкому пологому скально- осыпному гребню в 11:50 выходим на перевал Шаурту Восточный 2А, представляющему собой несколько пологих осыпных седловин. (Фото 20, 21).

Высота перевала 4050 м. Расстояние от лагеря 3 км. ЧХВ до перевала 3 ч 5 минут. Набрали 570м.

Спуск начинаем от перевального тура по мелкой и средней осыпи. (Фото 22, 23). Двигаемся вдоль желоба, переходя слева направо и обратно, пока не спускаемся на пологое плато ледника Шаурту. (камнеопасно). (Фото 24). Ледник закрытый, связываемся. Практически над нами возвышается ледовая подъемная “стена” (до 400) на перевал Спортивной Дружбы 2Б. (Фото 25). На леднике связываемся и за 30 минут доходим до Шауртинских ночевок. В 13:50 обедаем, развязываемся. Погода портится, срывается дождь.

Выдвигаемся по теряющейся тропе, лежащей на мелких и средних осыпях в сторону нижней части ледника. (Фото 26). Идем по осыпям (склон до 30 градусов) пока они не обрываются скальными сбросами - забираем резко вправо и спускаемся с “наблюдателями” по конгломератному желобу под нависающий язык ледника к основанию большого нунатака. Далее движемся в кармане морены, обходя нунатак слева и выходим к “бараньим лбам” - здесь есть места для ночевок, вода. Погода совсем портится, дождь идет не переставая, срывается град. После небольшой разведки находим спуск по снежнику левее бараньих лбов, как бы в продолжении кармана морены. Затем по снежным и средним моренным осыпям движемся до выхода в карман “зеленой” боковой морены. Дождь прекратился, но очень похолодало (к улучшению погоды?). “Карман” в верхней части забит снежниками, по которым быстро спускаемся до первых травянистых площадок. 18:00 мск, ночуем. (Фото 27).

7:44

18:00

Спуск к ночевкам

Лагерь.Высота 2714

Итого: ЧХВ 6 ч. 10 минут. Расстояние 8,8 км. Набор 588м. Спуск 1369м.

25.07.2017 (4 день).

Подъем в 6:00. Утро встретило нас солнечными лучами - похоже погода восстановилась. (Фото 28).

Выходим по тропке, бегущей в “зеленом” кармане морены. Чем ниже спускаемся, тем натоптанней тропа. (Фото 29). Через 55 минут ЧХВ выходим к броду через р. Тютюргу Река мелкая и легко бродится. (Фото 30). Здесь появляются первые деревца, а на правом берегу - нас встречают пограничники для проверки пропусков. Время 8:55.

Далее движемся по четкой тропе, идущей сначала по лугам, а затем по лесу вдоль правого берега р.Тютю-су, которая выходит к началу долины р. Гара-Аузусу. Здесь начинается дорога, которая через час приводит нас к т/б Чегем. Обходим турбазу слева по дороге. Еще через час движения по дороге выходим к мосту, переводящий нас на левый берег р. Гара-аузусу. Через 10 минут хода выходим к развилке дорог ведущих к т/б Башиль и пос. Верхний Чегем. Направо по мосту через реку Башиль-Аузусу дорога уходить в поселок Верхний Чегем. Мы же поворачиваем налево и идем по дороге по правому берегу р.Башиль-Аузусу к турбазе “Башиль”. (Фото 31). Через час ЧХВ дорога приводит нас к турбазе “Башиль”. Пройдя по турбазе в её конце выходим к “висячему” мосту через реку Башиль-Аузусу, по которому переходим на её левый берег. Далее идем по лесным тропам вверх и через 10 минут выходим к старой заставе, справа - хорошие полянки на ночевки, в 100 м - река Джайлык. (Фото 32). 14:10. Возвращаемся в турбазу за заброской на 12 дней, и до вечера формируем продукты на 3 следующих этапа похода по рюкзакам.

1,9

2,4

Высота 2125

выше т/б Башиль.

Итог: ЧХВ 4ч 31 мин. Расстояние 16,4 км. Спуск 895 м. Набор 297м.

Высота 2125 м.

Фото 32.

Перевал Чат + Бодорку Сев. (связка 3А, 3838 м) Характер: снежно-ледово

Ориентация: север-юг

GPS координата: N43°09'34,40" E42°56'14,90"

Перевал расположен: в хребте Бодорку, соединяет ледники Южный и Северный Чат.

Описание дается: от т/б Башиль до лед. Башиль

Набор высоты: 2033 м

Потеря высоты: 1400 м

Пройденное расстояние: 23,9 км

С перевала Чат 3А снята записка группы туристов г. Ростова-на-Дону, поход 3 к.с., под руководством Карминского А.В. в составе 10 человек, дата 30 июля 2015 год.

С перевала Бодорку Сев 2Б снята записка группы туристов т/к Вестра, поход 4 к.с., под руководством Никонорова А.Г. дата 28.07.2017

С перевала Бодорку Сев 2Б снята записка группы туристов т/к Альтаир из г.Рязани, поход 4 к.с., в составе 7 человек, под руководством Петрищева О.В. . дата 27.07.2013

26.07.2017 (5 день).

Подъем в 7:00. Ясно. В 9:06 выходим от старой заставы по дороге вдоль левого берега р.Башиль-Аузусу. (Фото 33). Рюкзаки тяжелые, несем заброску на 11 дней.

На конце первых больших полян дорога переходит в тропу, которая начинает резко забирать на ступень долины. Далее по зеленым лугам выходит к броду через р. Малый Чегем. Переходим вброд, примерно на 50 м выше места выхода тропы к ручью, там где ручей разделяется на много рукавов. Далее тропа теряется. Мы сбрасываем набранную высоту и спускаемся к р.Башиль- Аузусу. Продолжаем движение вдоль реки до большого разлива под ледником Башиль. (Фото 34, 35, 36, 37, 38) . Здесь переходим вброд несколько рукавов, максимальная глубина примерно 40 см. и на правом берегу реки в 14:30 становимся на обед.

После обеда 4 парня идут прятать заброску, по пути движения на пер. Голубева. Вернувшись, в 16:30, мы попили чаю и в 17:10 выдвинулись в сторону висячей долины лед. Чат. (Фото 39). Поднимаемся по моренным осыпям. Подходим к концу левобережной морены и пройдя 300 м с резким набором, забираем вправо на зеленые площадки в кармане морены. (Фото 40). Вода бежит со снежника, напор не сильный. Есть пару ровных мест под палатки. Тут решаем остановиться на ночлег. (Фото 41).

9:06

12:55

13:20

0,5

Переход реку вброд под лед.Башиль

Обед, высота 2470

17:10

Крутой подъем к ночевкам

Высота 2656

Итог: ЧХВ 3 ч 15 минут, расстояние 8,6 км. Набор 611м. Спуск 92 м.

Высота 2656м.

27.07.2017 (6 день).

Подъем в 5:15. Ясно. Выходим по карману заваленному крупной осыпью и поднимаемся к месту, где морена примыкает к скалам по правому борту по ходу движения. Площадок под палатки не обнаружили. (Фото 42, 43, 44).

Далее движемся в сторону открытого ледника. Сначала по осыпям, а затем по осыпям лежащим на леднике. Выходим на открытый ледник. Надеваем кошки, системы. Движемся по открытому леднику в сторону ледопадной части. (Фото 45). Выходим на закрытый ледник, связываемся.

По пологому закрытому леднику подходим к скале - слева от которой ледник падает ледопадом, а справа без трещин поднимается к скалам левого борта крутым снежно-ледовым склоном (до 45 градусов) примерно 110 метров. Забираем вправо и начинаем вешать перила. Пройдя склон забираем влево и вылезаем на скальную полку - верхнюю часть скалы, разделяющей ледник. Далее идем в связках по закрытому леднику, обходя немногочисленные трещины, в основном в левой части ледника (ледник крутизной до 30 градусов). (Фото 46, 47). Постепенно забираем в центр ледника и подходим к перевальному взлету, подрезанному бергшрунду. Обход в левой по ходу части. Сразу за бергшрундом резко круче, уклон до 40 градусов. Движемся с одновременной страховкой (лед под снегом, глубина до 30 см). Промежуточные точки ледобуры - 5 шт. Движемся примерно 150 м. пока не выходим на чистый лед. Отсюда 60 м. перил по крутому льду примерно 40 градусов. (Фото 48). В 15:10 выходим на перевал Чат 3А. (Фото 49, 50). Высота перевала 3838 м. Тут обедаем. Затем решаем становиться на ночлег. Стоянки есть и влево и вправо. Седловина широкая, есть вода. Становимся в 100 метрах правее в сторону перевала Бодорку. Ночью сильный ветер. Сильные порывы повредили одну палатку.

7:37

Выход на перевальный взлет,

чистый лед.

Высота 3838.

Итог: ЧХВ 6 ч 13 минут, расстояние 5,8 км. Набор 1172 м. Спуск 15 м.

Провешено 3 веревки (150 метров перил вверх)

28.07.2017 (7 день). Подъем тяжело обозначить, так как основная часть группы не спала, борясь с ветром и держа дуги палатки.

Связавшись в 7:15 выходим по пологим снежникам в кошках. (Фото 51, 52). Идем с набором высоты к виднеющемуся пер. Бодорку Северный 2Б, справа просматривается маршрут 2А на пик Байдина. (Фото 53). Доходим за ходку. Перевал Бодорку Северный 2Б. (Фото 54, 55, 56). Тур правее в скалах. Следует заметить, что ночевать лучше в мульде перед перевалом Бодорку Северный - более закрытое место от ветра на гребне.

Начинаем спуск с ледовой перемычки с попеременной страховкой через ледобуры, придерживаясь скального гребня, уходящего в сторону ледника Башиль. (Фото 57). Параллельно с нами начали спуск группа из г.Москвы.

По снежно-ледовому склону крутизной до 35 градусов движемся 100 м. Далее крутизна склона увеличивается, вешаем перила. Делаем базу (последний с нижней) на скалах и дюльферяем 50 м по фирну, затем выходим на чистый лед. Сначала 30 м перил до края засыпанной трещины (бросаем расходную петлю), затем 50 м с попеременной страховкой через ледобуры - 2 шт. Далее под две палатки, рядом вода.60 м перил до скального ребра, разделяющего ветви ледника Башиль (для сброса используем ледосброс). На ребре есть 4-5 мест под палатки. (Фото 58). Спустившись до площадок пешком, уходим вправо на лед, крутизной до 40 градусов (по льду пролетают редкие камни с ребра, к тому же следует двигаться осторожно - так как можно скинуть на нижних камни лежащие на льду). Здесь провешиваем 100 м перил до плотного снежника (для сброса крутим ледосброс). (Фото 59). Отсюда есть простой спуск по осыпному кулуару, уходящему влево на ледник Башиль. Время 11:55.

Спускаемся, через 10 минут выходим на закрытый ледник, связываемся. Переходим ледник к его левому борту (Фото 60). (здесь меньше трещин) и спускаемся вдоль левого борта, обходя открытые трещины. В месте, где ледник поворачивает направо, пересекаем его в обратном направлении и выходим на осыпи, по которым спускаемся к Лычатским ночевкам, расположенных вверху скальных сбросов. (Фото 61). Обед.

От ночевок спускаемся вправо по ходу движения, обходя скальные сбросы по осыпям. (Фото 62). Идем пока не спускаемся к началу кармана морены. Здесь уходим влево, обратно под скальные сбросы и спускаемся вдоль них. Сначала по снежнику, затем по ручью текущему в конгломерате. Здесь вещаем 7 м перил (оставляем расходную петлю), затем спустившись еще 50 м по конгломератным осыпям, забираем влево на крутой снежник до 40 градусов, плотный фирн. По которому вешаем 50 м перил (последний с нижней страховкой). Он нас выводит к пологим “бараньим лбам” ниже ледопадной части ледника Башиль. Спускаемся по ним до безопасного места, ставим лагерь. Чистим место под две палатки, рядом вода. (Фото 63).

7:15

Провесили 2 веревки

12:30

1,6

Спуск вдоль левого борта лед.Башиль

13:25

14:05

Пересекаем ледник на правую сторону

14:15

Обед на лычатских ночевках. Высота 3014

16:20

1ч55

Тропа-бараньи лбы

Ночевки 2684

Итог: ЧХВ 7ч 20 минут. Расстояние 9,5 км. Сброс 1360 м. Набор 250 м.

Высота 2684 м. Провешено 460 м. перил на спуск.

Фото 33

Фото 63.

Перевал Голубева (2А, 3656 м) Характер:снежно-ледовый

Ориентация: восток-запад

GPS координата: N43°12'37,17" E42°52'39,97"

Перевал расположен:в хребте Адыр-су Описание дается: от лед. Башиль до лед. Юном Набор высоты: 1126 м

Потеря высоты: 310 м

Пройденное расстояние: 6,8 км

Снята записка группы туристов г. Сочи, под руководством Джона. в составе 6 человек, даты нет.

29.07.2017 (8 день). Подъем в 5:40. Ясно. Завтракаем чаем и сладким, так как основной завтрак в заброске. Выход в 7:40. Фото перевала Голубева со стороны спуска пер.Бодорку Сев. (Фото 64,65).

С бараньих лбов подходим к открытому леднику, надеваем кошки и пересекаем ледник в направлении ручья, текущего с западной стороны ледника Башиль. Поднимаемся вдоль ручья по осыпному склону крутизной до 35 градусов. Тропа петляет. Движемся по конгломератным осыпям вдоль ручья. В одной из лощин на подъеме мы запрятали заброску на предстоящие два траверса. В 8:20 мы подошли к ней и распределили ее среди участников. Отсюда отлично видно пер. Чат (Фото 66). Далее по тропе поднимаемся под бараньи лбы и обходим их слева. Поднимаемся выше бараньих лбов на травянистые склоны, и далее по ним подходим к концу гребня морены. В ее кармане есть вода и места под палатки. Здесь завтракаем и обедаем. Время 10:00. Пока светило солнышко, удалось искупаться и постирать вещи. После обеда погода начала портится.

Далее по карману морены, а затем траверсом влево-вверх (козья тропа) выходим на гребень морены и по нему подходим к скалам справа, замыкающим долину. Здесь спускаемся по конгломератным склонам, строго держась сухого ручья к пологим осыпям (крутизна склона до 40 градусов). И по ним, траверсом вправо, выходим к левому борту ледника северный Башиль. Затем по поверхностной морене левого борта ледника поднимаемся на верхнее плато. Далее ледник закрытый, слабо разорванный, связываемся. (Фото 67). Забираем в центр и по леднику подходим к перевальному взлету, (Фото 68). представляющего собой осыпной склон и, не долго думая, по нему заходим на перевал Голубева 2А. (Фото 69, 70, 71, 72) . Время 16:36. Перевал представляет собой скальную широкую перемычку.

С перевала бросаем 100 м перил по снежному склону крутизной до 40 градусов (последний идет с нижней страховкой). (Фото 73). Ледник Юном закрытый, трещин практически нет, крутизна не превышает 15 градусов. Идем по нему в связках и через 10 минут подходим под перевальный взлет перевала Фрешфильда. Здесь пытаемся найти ночевки. (Фото 74). После 20 минутных поисков, решаем строить стоянки под две палатки на камнях поверхностной морены. Ночуем.

М.н.-подъем вдоль ручья

17:50

Лед.Юном-м.н.

Ночевки 3458

Итог: ЧХВ 6 ч. Расстояние 6,8 км. Набор 1126м. Спуск 310 м. Провешено 100 м перил на спуск. Высота 3450 м.

Фото 64.

Фото 72.

Фото 73. Спуск с перевала Голубева

Фото 74.

Перевал Фрешфильда + вер. Юном-Кара + пер. Кичкидар (связка 3А, 4233 м)

Характер: скально-ледовый

Ориентация: восток-запад

GPS координата: N43°13'24,85" E42°52'52,51"

Перевал расположен: расположена в Северном Адырском отроге Главного Кавказского хребта, между перевалом Фрешфильда и Донкина.

Описание дается: от лед. Юном до верхних Кичкидарских ночевок

Набор высоты: 1000 м

Потеря высоты: 600 м

Пройденное расстояние: 7,3 км

С перевала Фрешфильда записку не обнаружили.

С вершины Юном-Кара снята записка группы альпинистов поход под руководством Казакова Д.А.. в составе 4 человек, дата 15 августа 2016 год.

С перевала Кичкидар снята записка группы туристов спортклуба «ГРЭТА» г. Волжского Волгоградской области, поход 4 к.с. под руководством Чемборисова В.Р. в составе 4 человек, дата 1 сентября 2003 год.

С перевала Кичкидар снята записка группы туристов спортклуба МГУ им Ломоносова г. Москвы, поход 4 к.с. под руководством Гладкого И.В. в составе 4 человек, дата 6 августа 2008 год.

30.07.2017 (9 день). Подъем в 5:20. Переменная облачность. Облака с Юга(со стороны Грузии). Выход в 7:20. Фото с пер.Голубева в сторону пер.Фрешфильда. (Фото 75).

Выходим с места ночевок в направлении пологих осыпей. По ним начинаем подъем к перевалу Фрешфильда 2Б. (Фото 76). Не доходя примерно 100 м до окончания осыпей, которые упираются в скалы, забираем вправо на черные скальные выходы. По полкам черных скал поднимаемся под скалы перевального взлета. Далее влево вдоль скал вылезаем на гребень примерно на 100 м левее перевала Фрешфильда 2Б. (Фото 77) . ЧХВ от стоянок до перевала 2 ч 10 минут. Расстояние 1,3 км. Набор 600 м. Записку в туре не обнаружили. Высота 4050м.

Продолжаем движение влево, примерно 80 м, в сторону кулуара, спускающемуся с юго-восточной стороны гребня вершины Юномкары, по снегу, уклон до 30 градусов. Далее сначала по заснеженному кулуару, а затем по осыпному, поднимаемся на гребень. Здесь сворачиваем направо и начинаем вешать перила по скальному гребню. Гребень представляет собой блочные скалы в виде прилегающих друг к другу плит.

Скалы средней трудности, лезется не всегда удобно, особенно с рюкзаком - тяжеловато дотягиваться до зацепов. Через 2 веревки гребень становится положе, а еще через веревку выводит нас к крутому скальному кулуару, спадающему с вершины на плато ледника Чегем. Провешиваем веревку вдоль кулуара к его верхнему началу, где он упирается в скальный бастион. (Фото 78). Затем, пересекая кулуар, уходим вправо на восточное ребро (еще одна веревка), и с него провешиваем 50 м перил на вершину Юномкары.. Вершина, представляет из себя острый конек, высотой около двух метров с расщелиной в средней части, тур на одной из частей. (Фото 79, 80). Время 16:55.

Начинаем спуск по сильноразрушенному северному гребню. Вешаем 50 м перил на спуск в кулуар (оставляем расходную петлю), уходящему с гребня на запад. Затем из кулуара еще 1 веревка(50 м) перил наверх, обратно на гребень. (Фото 81). Далее небольшой траверс и спуск - 10 метров на скальную перемычку. Нашли 1 место под сидячую ночевку и 1 место построили для палатки. (Фото 82). Между палаткой и сидячей ночевкой протянули перила в качестве страховки. Просматриваем дальнейший траверс - решаем обходить следующие жандармы слева по льду. Время 19:30. Высота 4238.

7:10

19:30

Спуск с вершины-м.н.

Провесили 50 м вниз, 50 м вверх. Ночевки 4200

Итог: ЧХВ 10 часов. Расстояние 4 км. Провесили 450 м перил( из них 350 на верх, 50 траверсом, 50 на спуск).

31.07.2017 ( 10 день). Подъем в 6:00. Ясно. 8:30- выход.

Провешиваем перила вниз по крутым скалам на перемычку, примерно 30 м (ключ на 3Б при прохождение траверса в обратном направлении, оставляем расходную петлю). Перемычка узкая, с нависающим карнизом.

Далее 2 веревки дюльфера по ледовому кулуару, уклон до 50 градусов (верхнюю веревку сбрасывали через расходную петлю, вторую с помощью ледосброса). (Фото 83). Затем провешиваем 2,5 веревки (120м) косого дюльфера до осыпной полки (последний с идет нижней страховкой, склон до 50 градусов). (Фото 84). На полке обедаем в 13:30. В 14:30 пешком по осыпям возвращаемся обратно на гребень.

Далее провешиваем 1 веревку (50м) по границе льда и скал слева от гребня - в обход первого “квадратного” жандарма. (Фото 85). Ледовый склон до 45 градусов. Затем по разрушенным скалам гребня идем по перилам под второй “квадратный” жандарм и по несложным скалам выходим на него. С жандарма дюльфер в широкую снежно-ледовую перемычку 25 м (оставляем расходную петлю). (Фото 86).

Пересекаем перемычку по льду вдоль карниза - перила на ледобурах 70 м (последний со страховкой), после чего выходим на скалы. Далее 2 веревки по несложным скалам (100 м) вдоль гребня - выходим на наклонную широкую полку из монолитных скал крутизной до 40 градусов. По ней провешиваем еще 40 метров перил и выходим на пологий и широкий снежно-ледовый гребень, по которому спускаемся к разрушенным пологим скалам. (Фото 87). Здесь есть несколько старых мест под палатки. В 20:00 “восстанавливаем” площадки, ставим лагерь.

8:30

13:30

М.н.- траверс

Обед. Высота 4140

19:30

М.с.-перевальный взлет

Ночевка. Высота 4191

Итог:ЧХВ 10 ч. Расстояние 2 км. Провесили 550 м перил. Высота 4191м.

1.08.2017 (11 день). Подъем в 6:00. Ясно. Выход в кошках и системах в 8:00. От ночевок возвращаемся на снежно-ледовый гребень и по крутому снежно-ледовому склону провешиваем перила на спуск 50м, (Фото 88). закрепив их за скальный выступ (оставляем расходную петлю).

Спускаемся на скальный остров и провешиваем траверсные перила 50м в по ледовому склону крутизной до 40 градусов к следующему скальному острову (последний с нижней страховкой). (Фото 89).

Затем пешком по широкой снежно-ледовой перемычке подходим к скалам гребня. Вешаем для подстраховки траверсные перила по границе льда и скал (подход под жандарм первого из “зайцев”, последний со страховкой). Далее дюльферяем по ледовому склону до 40 градусов под основание 1-го “зайца” - 50 м перил (сбрасываем ледосбросом). Затем траверсируем по скальной полке 10 м и поднимаемся 35 м по ледовому склону под перемычку между “Зайцами”. После траверсируем под основание 2-го жандарма “зайца” -50 метров перил по льду. Часть группы поднялась на седловину между жандармами (ложный перевал). Далее 60 м по ледовому склону крутизной до 50 градусов вверх, выход на перевал Кичкидар 2Б (перила). (Фото 90, 91, 92). Время 11:20. Высота перевала 4150 м.

С перевала бросаем 200м перил по ледовому склону до 50 градусов (крепление - ледобуры, сброс - ледосбросом). Затем траверсом влево выходим на закрытый пологий ледник 50 м перил (последний идет со страховкой). (Фото 93). Далее идем связках по леднику, постепенно забирая вправо под скальный гребень, разделяющий ветви ледника. (Фото 94). Через 15 минут выходим к ледопаду. Здесь вешаем косой дюльфер влево 50 м на скальную полку. С нее вешаем еще 100 м дюльфера по ледовому склону до 45 градусов на плато ледника вдоль скального гребня (все веревки сбрасываем ледосбросом).

После траверсом влево по закрытому леднику в связках выходим к пологому осыпному гребню, на котором расположены верхние Кичкидарские ночевки. (Фото 95, 96, 97). Есть несколько расчищенных мест под палатки. Также есть ручеек с водой, который под вечер замерзает. Двое ребят идут за заброской продуктов, оставленной на леднике Юном. Ставим лагерь, ночуем.

11:20

Фото 97.

Перевал Хвост Дракона (1Б, 3730м) Характер:скально-ледовый

Ориентация: восток-запад

GPS координата: N43°14'06,95" E42°51'42,22"

Перевал расположен: в западном плече Джайлыка, Адыр-су.

Описание дается: от верхних Кичкидарских ночевок в сторону лед.

Джайлык

Набор высоты: 150 м

Потеря высоты: 350 м

Пройденное расстояние: 2,1 км

На перевале Хвост Дракона записку не обнаружили.

2.08.2017 ( 12 день). Подъем в 5:30. Солнечно. Выходим от верхних Кичкидарских ночевок в 7:50 на открытый ледник. Надеваем кошки.

Пересекаем ледник в направлении перевала Хвост Дракона. Подойдя к точке подъема на перевал, которая была указана по gps, мы понимаем, что подъем по бараньим лбам не безопасен. Возвращаемся на 500 м назад, видим тур и начинаем подъем по крутой осыпи на наиболее логичное понижение в хребте. (Фото 98). Через ходку выходим на перевал. (Фото 99, 100).

Спуск достаточно крутой по “живой” осыпи, а затем по полкам “бараньих лбов” . (Фото 101). В середине спуска осыпь заканчивается, и мы выходим на “бараньи лбы”. Бъем крюк и бросаем 30 м перил по “зализанным” скалам на полку и по ней спускаемся на ледник Джайлык. (Фото 102,103). Далее идем по открытому леднику Джайлык и выходим к осыпям, по которым идет спусковая тропа, выводящая нас к озерам. (Фото 104,105).

7:50

лед.Джайлык

30 м перил на спуск.

Высота 3440

Итог: ЧХВ 2ч 50 минут. Расстояние 3,6 км. Набор 150м. Спуск 350м.

Провесили 30 м на спуск.

Фото 103.

Фото 104.

Фото 105.

Траверс вер. Тютю-Баши Вост + Тютю-Баши Ц. + Тютю-Баши Гл. + Тютю-Баши Зап. + Тютю-Баши 2-ая зап. + пер. Тютю зап. +пер.Куллумкол (3А, 4361м) Характер: скально-ледовый Ориентация: восток-запад

GPS координата: N43°15'06,04" E42°52'13,27"

Перевал расположен: в западном отроге Адырского хребта, между Джайлыком на востоке и, за перевалом Суходольского, вершиной Суллукол на западе.

Описание дается: от лед. Джайлык в сторону пер.Шогенцукова, Траверса вер.Тютю до а.л.Уллу-Тау, через лед.Сулуколсу до д.р. Адыр-су

Набор высоты: 1400 м

Потеря высоты: 2536 м

Пройденное расстояние: 20,2 км

С вер. Тютю-баши Вост. Снята записка группы альпинистов из г.Сочи под руководством Морозова А.И. в составе 3 человек, дата 2 августа 2017 год.

С вер. Тютю-баши Главная снята записка группы альпинистов из г.Сочи под руководством Морозова А.И. в составе 3 человек, дата 2 августа 2017 год.

С вер. Тютю-баши Центр. Снята записка группы альпинистов из г. Краснодар. под руководством Королева А.В в составе 5 человек, дата 4 августа 2017 год.

С вер. Тютю-баши Запад. Снята записка группы альпинистов из г.Сочи под руководством Морозова А.И. в составе 3 человек, дата 2 августа 2017 год.

С вер. Тютю 2-ая Западная снята записка группы альпинистов из г.Сочи под руководством Морозова А.И. в составе 3 человек, дата 2 августа 2017 год.

С пер. Тютю Западный снята записка группы туристов ГБУ «Центр туризма и экскурсий» КК, совершая поход 3 к.с. под руководством Мерзликина А.В. в составе (не указано) человек, дата 26 июля 2017 год.

С пер. Куллумкол снята записка группы альпинистов под руководством Казан(к)ова. в составе (не указано) человек, дата 1 августа 2017 год.

Спускаемся с перевала Хвост Дрокона 1Б на ледник. Время 11:40. (Фото 106, 107).

Далее по леднику Джайлык выходим к осыпям, по которым идет спусковая тропа, которая приводит к озерам. Здесь поворачиваем направо в сторону тропы ведущей на перевал плечо Шогенцукова.

Тропа хорошо набитая и пролегает по осыпям. Перед перевалом есть стоянки на которых обедаем, неподалеку озеро. Время 13:00. (Фото 108). От стоянок тропа забирает на гребень морены, которая выводит нас непосредственно к перевалу. На перевале также есть ночевки, воды не увидели. (Фото 109, 110).

Далее по осыпям спускаемся на открытый ледник Западный Джайлык. Надеваем кошки и движемся вдоль левого борта ледника уклоном до 30 градусов. Пройдя 20 минут выходим на закрытую часть ледника, одеваем системы и связываемся. (Фото 111).

После того как связались, забираем в центр, а затем постепенно смещаемся в правый борт ледника. Подходим под восточное плечо Тютю. Здесь поворачиваем вправо по ходу движения и подходим к нижней части ледового гребня, спускающегося с восточного плеча Тютю. (Фото 112).

Гребень подрезан бергшрундом, хлипкий мост немного левее по ходу. Вешаем перила 50 м - через бергшрунд, а затем по ледовому склону выходим на скально-ледовый гребень. (Фото 113). Далее с одновременной страховкой (2 промежуточных ледобура), связками поднимаемся на осыпное плечо вершины Тютю-Баши Вост, находящееся немного правее по ходу движения. Чтобы спустится со снежно-ледового гребня на осыпное плечо - пришлось пробить небольшой карниз. Отойдя 50 метров от гребня, строим ночевки и устанавливаем лагерь. Время 18:30. (Фото 114, 115).

11:40

Лед.З.Джайлык- вост.

Гребень перед Тютю.

Ночевки. Высота 4058

Итог: ЧХВ 3 ч 50 минут. Расстояние 5,5 км. Набор 790 м. Спуск 130 м. Высота 4058м. Провесили 50 м на подъем.

3.08.2017 ( 13 день). Подъем в 4:40. Ясно. В 6:30 – выход.

Возвращаемся к снежно-ледовому гребню. (Фото 116). Одеваем кошки, связываемся. Выходим на гребень и далее по крутому снежному склону до 40 градусов с одновременной страховкой поднимаемся к скально - ледовой части гребня. (Фото 117). По льду гребня крутизной до 45 градусов, обходя обледенелые скалы слева по ходу, подходим под скальный взлет восточной вершины с одновременной страховкой (8 промежуточных ледобуров, длина около 200 м.).

Провесив 50 м траверсных перил вправо по простым разрушенным скалам, начинаем подъем на Восточную вершину Тютю-Баши по простым сильноразрушенным скалам гребня. (Фото 118). Постепенно скалы становятся более монолитными, лазанье несложное, за исключением пару “стеночек” по 3- 5 метров (которые возможно облезаются). На вершину Тютю-баши Восточную повесили 8 подъемных веревок по 50 метров. На вершину вышли в 12:30.

Высота 4369. ЧХВ от места ночевки 6 ч. Обед. Воду берем из небольшого снежника. (Фото 119, 120, 121, 122).

Далее по пологому осыпному гребню пешком 250 метров к скальному взлету вершины ТютюБаши Главная. На скальный взлет провесили 80 метров перил по простым и средним скалам. Тютю-Баши Главная имеет 2 вершины разделенные 40 метровым гребнем. (Фото 123). Тур на второй по ходу вершине. (Фото 124, 125, 126). Между вершинами повесили 40 метров траверсных перил. На вершине были в 14:30. Высота 4383м.

С вершины Тютю-Баши Главная спуск на перемычку гребня по скалам блочного типа, с лежащей на них живой осыпью (камни!) - 60 метров (оставили расходную петлю). (Фото 127). За перемычкой подъем на небольшой скальный жандарм - 5 метров, по простым скалам. С жандарма 30 метров дюльфера по скалам в следующую перемычку гребня под взлет на вершину Тютю-баши Центральная (оставили расходную петлю). С перемычки забираем влево метров 15 по ходу, обходя непростые скалы гребня, а затем вверх 65 метров по простым скалам восходим на вершину Тютю-Баши Центральная. 16:40. Высота 4361м. (Фото 128).

С вершины спускаемся пешком по пологому гребню до небольшой скальной полки - с нее дюльфер по скалам на осыпи перед большим жандармом (оставили расходную петлю). (Фото 129). С осыпей траверсом 20 метров перил по снежно-ледовому склону на наклонную скально-осыпную полку, обходящую жандарм справа по ходу. Далее 70 метров по скально-осыпной полке, а затем еще 40 метров траверсом-вниз по несложным скалам в обход жандарма к перемычке перед 2-й Западной вершиной ТютюБаши. С перемычки ключ” маршрута - 8 метров сложного лазанья с нависанием - выход на пологий гребень 2й Западной вершины ТютюБаши (первый без рюкзака). (Фото 130). Далее по пологому осыпному гребню поднимаемся на вершину Тютю-Баши 2я Западная. 18:50. Высота 4326 м. (Фото 131)

Далее по осыпному гребню спускаемся к большой широкой осыпной перемычке перед 2-ой Западной вершиной Тютю-Баши. Здесь делаем одну площадку на осыпях, а одну на пологом снежнике, примыкающему к гребню. Ночуем. 20:00. Погода испортилась, шел дождь. (Фото 132,133). Вид на траверс Тютю (Фото 134).

6:30

Вер.Тютю-Баши 2-ая З-

м.н.

Ночевки. Высота 4058

Итог: ЧХВ 12 ч 30 минут. Набор 400 м. Сброс 268 м. Расстояние 2, 3 км.

Высота 4208м. Провесили 920 м перил.

4.08.2017 (14 день). Подъем в 7:30. Ясно. Солнечно. Встретили группу альпинистов из Краснодара, идущую наш траверс в обратном направлении. Выход в 9:30.

С утра надеваем кошки переходим перемычку по льду до 20 градусов и подходим под осыпной пологий взлет 1-ой западной. Через 10 минут хода по пологим осыпям выходим на вершину. Тютю-Баши Западная. Высота 4252 м. (Фото 135, 136).

Спускаемся на перевал Тютю Западный также по пологим осыпям по хорошо набитой тропе за 5 минут. (Фото 137, 138,139). Далее по тропе ведущей по разрушенному скальному гребню, с элементами свободного лазания, спускаемся на перевал Куллумкол, высота 3952 м. - важно не уйти вправо по гребню в направлении перевала Спартакиады. Время 11:05. (Фото 140, 141, 142, 143)

На перевале одеваем кошки, связываемся. Начинаем спуск по закрытому леднику. (Фото 144). Перевальный взлет подрезан бергшрундом - преодолеваем по снежному мосту чуть левее седловины. Далее движемся левым бортом ледника, обходя зону трещин (камнеопасно!). (Фото 145). Когда ледник становится положе начинаем смещается в его центр и через 40 минут хода от перевала выходим на открытый ледник Суллуколсу. Развязываемся. Затем смещаемся к правому борту и спускаемся к концу языка ледника на осыпи. Далее по левому борту долины по моренным осыпям спускаемся к озеру Суллукол. Обедаем. (Фото 146).

От озера начинаем спуск по левому краю долины. Сначала по осыпям (теряющаяся тропа), затем по крутым травянистым склонам, траверсируем левый борт долины. (Фото 147). Река в каньоне. Не доходя границы леса, тропа уводит нас траверсом влево (Фото 148). и по зеленым лугам приводит к а/л “Джайлык”. От альплагеря по дороге 1,5 км до альплагеря Уллу-Тау. В 19:00 устанавливаем лагерь, за дополнительную плату в а/л желающие могут принять душ. Высота 2374 м

9:30

Тропа-дорога-уллу тау

алп.л. Уллу-Тау.

Высота 2374

Итог: ЧХВ 6 ч 5 минут. Расстояние 11,5 км. Набор 163 м. Сброс 2000м.Высота 2374м.

Фото 106.

Фото 118.

Фото 119.

Фото 120.

Фото 121. Записка с вершины.

Фото 122.

Фото 139. Перевальная записка

Фото 140.

Фото 141.

Фото 142. Перевальная записка.