Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Максим Шишкин, г.Волгоград

Отчет о горном спортивном маршруте 1 к.с. по З. Кавказу совершенном группой туристов города Волгоград (ВГОО Клуб Туристов) в период с 11.06 по 18.06.2017 года.

Справочные сведения (Паспорт спортивного похода)

Проводящая организация (наименование, адрес, телефон, факс, e-mail, www).

Волгоградская городская общественная организация «Клуб туристов» (ВГОО «Клуб туристов»), г. Волгоград, ул Академическая 32, +7-961-08-08-909, turclub34@mail.ru, turclub34.ru.

Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Республика: Карачаево-Черкессия.

Район: Западный Кавказ.

Массив: хребет Аркасара, хребет Абишира-Ахуба.

Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина маршрута (вид туризма)

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность, дней

Общая ( активной части)

Сроки проведения

горный

1

107,8

11(8)

11.06 – 18.06.2017

Подробная нитка маршрута.

Заявленная:

Волгоград – пос. Архыз – р. Псыш – р. Белая – пер. Айюлю 1А – пер. Дукка н/к – р. Большая Лаба –р. Пхия – пер.Пхия н/к – р. Речепста – пер. Речепста 1А –р. Кызылчук – р. Кяфар – пер. Кяфар н/к – р Кяфар-Агур – пер. Федосеева 1А – р. Архыз (Лунная поляна) – г. Волгоград.

Пройденная:

Волгоград – поляна Таулу – р. Псыш – р. Белая – пер. Айюлю 1А – пер. Дукка н/к – р. Большая Лаба –р. Пхия – пер.Пхия н/к – р. Речепста – пер. Речепста 1А –р. Кызылчук – р. Кяфар – пер. Кяфар н/к – р Кяфар-Агур – пер. Федосеева 1А – р. Архыз (Лунная поляна) – база МЧС – г. Волгоград.

Обзорная карта региона с указанием маршрута, подъездов, отъездов и аварийных выходов (из маршрутной книжки)

Определяющие препятствия маршрута (перевалы, траверсы, вершины, каньоны, переправы, пороги, растительный покров, болота, осыпи, пески, снег, лед, водные участки и т.д.), представленные по форме:

Вид препятствия

Категория трудности

Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п.)

Путь прохождения (для локальных препятствий)

Перевал

Ос-сн, 2850м, Айюлю

д. р. Белая – д.р. Большая Дукка

Перевал

н/к

Тр, 2637м, Дукка (Аркасара)

д.р. Большая Дукка – д.р. Большая Лаба

Перевал

н/к

Тр, 2162м, Пхия

д.р. Пхия – д.р. Архыз

Перевал

Ос-сн, 2892м, Речепста

д.р. Речепста – д.р. Кяфар

Перевал

н/к

Тр, 2798м, Кяфар (Кумбыж)

д.р. Кяфар – д.р. Кяфар-Агур

Перевал

Ос-сн, 2987м, Федосеева

д.р. Кяфар-Агур – д.р. Архыз

Ф.И.О. участников, их опыт и обязанности в походе

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Туристская подготовка

Обязанности в группе

1

Шишкин Максим Владимирович

Кавказ, II У

Руководитель

2

Волкова Олеся Васильевна

Кавказ, II У

Медик (и.о. завхоза)

3

Абрамов Владимир Александрович

Поход выходного дня

Летописец, Хронометрист, Финансист

4

Осадченко Вячеслав Павлович

Поход выходного дня

Реммастер

5

Бороменский Алексей Викторович

Кавказ, I У

Фотограф

Содержание отчета

Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

В рамках проведения школы горного туризма был проведен учебно-тренировочный горных поход 1 категории сложности с участием группы из 6 человек. Впоследствии один участник не смог принять участие в походе.

Был спланирован кольцевой маршрут с организацией одной заброски на берегу реки Речепста. Заброска была закопана.

Ожидалось большое количество дождей, туманов и высокого уровня рек, в связи с этим была заложена невысокая скорость перемещения по маршруту.

Цели и задачи

Посмотреть красивые места и пройти горный поход первой категории сложности в хорошо изученной местности

В рамках похода преследовались и учебно-тренировочные цели: знакомство с различными формами горного рельефа, получение навыков по ориентированию в горной местности отработка технических приемов при прохождении осыпных, травянистых, снежных склонов различной крутизны.

В течение похода было предусмотрено проведение УТЗ на местности. Были проведены практические занятия по следующим темам:

- техника и тактика передвижения по травянисто-осыпным склонам, самостраховка

- техника и тактика передвижения по снежным склонам, страховка и самостраховка, организация станции Ледорубный крест

- техника и тактика преодоления водных препятствий вброд.

Элементы новизны

Район проведения похода достаточно хорошо изучен и описан в различных источниках. Однако, во время подготовки к походу руководитель столкнулся с трудностями при поиске описаний и фотографий прохождения некоторых участков маршрута в июне месяце. В основном в данной местности ходят в конце апреля – начале мая, когда реки еще не наполнились водой и в июле – августе, когда уровень воды уже упал. Перед походом самым непредсказуемым участком пути казалась дорога вдоль реки Большая-Лаба, т.к. в описаниях было найдено, что участки брода могут достигать сотен метров, пусть и в почти стоячей воде, но также холодной.

Варианты подъезда и отъезда, расположение погранзон, заповедников и других зон ограниченного доступа, порядок получения пропусков, дислокация ПСО, медучреждений и другие полезные сведения.

Подъезд был осуществлён на личном автомобиле через п. Архыз до базы МЧС, где зарегистрировали маршрут. Затем проехали дальше до конца асфальтовой дороги, где два участника пешком сходили и закопали заброску. После приехали на поляны Таулу (она же Мостовая), там выгрузили снаряжение. После выгрузки один из участников оставил автомобиль рядом с базой МЧС.

Путь маршрута не проходил через пятикилометровую погранзону, поэтому пропуска не готовились.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Запасные варианты маршрута не предусматривались.

При необходимости и в зависимости от места нахождения группы аварийные выходы были возможны:

1. вдоль реки Большая Дукка к асфальтированной автомобильной дороге вдоль р. Арзыз

2. по ущелью к поселку Пхия

3. вдоль р. Речепста к асфальтированной автомобильной дороге вдоль р. Архыз.

Изменения маршрута и их причины.

Изначально выход на маршрут был заложен на первую половину дня 10 июня. В связи с различными сложностями на дорогах, в частности в Ставропольском крае, в полдень только приехали в п. Архыз. Заброска и регистрация маршрута дополнительно отняли время и выход на маршрут был перенесен на следующий день – 11 июня.

График движения

День

Дата

Участок маршрута

Путь, км

ЧХВ, метео

Опред. препятствия

1

11.06

Поляна Таулу – нижняя терраса под перевалом Айюлю

16,0

5:45

-

2

12.06

место ночевки – пер. Айюлю – оз. Семицветное – пер. Дука – южный склон хребта Аркасара

15,9

8:35

1А, н/к

3

13.06

место ночевки – дорога на склоне левого берега р. Пхия

26,5

6:30

-

4

14.06

место ночевки – пер. Пхия – забрали заброску – правый берег р. Речепста

15,3

5:40

н/к

5

15.06

место ночевки – пер. Речепста – правый берег р. Кяфар (под оз. Кяфар)

10,3

5:10

6

16.06

Днёвка

0

0

-

7

17.06

место ночевки – пер. Кяфар – ущелье под пер. Федосеева

9,0

3:40

н/к

8

18.06

место ночевки – пер. Федосеева – Лунная поляна – база МЧС

14,8

5:40

Суммарно длина пути составляет 107,8 км (измерения телефонным навигатором с учетом подъёмов/спусков по наклонной поверхности). С вычетом 6,3 км, пройденных на автомобиле, длина пути, пройденного пешком, составит 101,5 км, что удовлетворяет требованиям к горному походу 1 к.с.

Техническое описание прохождения группой маршрута.

(Продолжительность привалов 10 мин, если не указана другая продолжительность)

11.06.2017 День 1 – подход под перевал Айюлю

05:15 – Подъем группы. Пол ночи шел дождь.

06:00 – Приготовили завтрак и приступили к приему пищи.

07:00 – Выход со стоянки Таулу. Двинулись вдоль реки Псыш в сторону реки Белая. Дождя нет, сквозь облака светит солнце, тепло.

07:30 – Остановились на подгоночный привал. Настроение группы бодрое. Движение продолжается по грунтовой накатанной дороге.

08:40 – Перешли небольшой ручей вброд, встали на привал. В ход пошла «карманка». Как оказалось, сушенное мясо в «карманке» нереально вкусное. Передаём привет повару, который готовил нам это мясо (к сожалению, он не смог пойти в поход). До привала встретили экскурсионную группу на двух УАЗах. Как выяснилось позднее, их везли на небольшой водопад на реке Белая.

09:35 – Привал. Далее перешли по мосту (фото 1.1) на правый берег р. Белая. Через 800 м выше по реке еще раз пересекли р. Белая по бревну на левый берег (фото 1.2).

Фото 1.1 – Вид на мост с левого берега р. Белая

Фото 1.2 – Движение по бревну на правый берег р. Белая

10:15 – Встали на привал у начала подъема возле реки Белая. В этом же месте был небольшой водопад. Люди с экскурсионной группы делают фото с водопадом.

12:20 – Поднялись на ровную поляну (от водопада поднимались по крутой сначала не явной тропе, минут через 10 четко прослеживающейся), чуть выше по тропе много зарослей цветущего рододендрона, встаем на обед. Готовим на костре. В 14:25 вышли с обеда.

14:35 – Встретили туристскую группу из Ростова-на-Дону (Клуб «Планета»).

15:10 – Привал. Подкрепились витаминами. Погода немного ухудшилась, небо затянулось облаками. Через 10 мин вышли (фото 1.3).

Фото 1.3 – Движение по травяному склону

15:50 – Встаем на ночевку (фото 1.4, 1.5). Место на ступень ниже перевального цирка перевала Айюлю. Тут мы встретились с группой туристов из г. Ставрополь. Нам они сообщили, что на перевале очень много снега «по колено».

Фото 1.4 – Движение к месту ночевки

18:00 Начали готовку ужина на газе (дров нет).

20:00 – Отбой. На улице начал моросить небольшой дождь.

ЧХВ за день 5 часа 45 мин.

Фото 1.5 – Место первой ночевки

12.06.2017 День 2 – перевал Айюлю 1А 2850 м и Дукка н/к 2637 м

03:00 – Подъем группы. Температура за палаткой 9 градусов, сыро, идет дождь.

05:15 – Выход. Поднимаемся в сторону перевала Айюлю по правому склону (фото 2.1). Идёт дождь. Мокрая «зеленка» сменяется снежным покровом, глубина в некоторых местах, действительно по колено.

06:00 – Подгоночный привал. Идти холодно, дует ветер. Кто-то надевает флиску, кто-то шерстяные носки.

Далее справа траверсируем снежный склон (фото 2.2) и в 07:00 – выходим на перевал Айюлю 2850 м (фото 2.3). Местами видимость 70 – 100 м, облака, сильный ветер. Сняли записку туристской группы «Ковчег» из г. Ростов-на-Дону. (Подъём в основном по снегу. В тропе не было необходимости.)

07:20 – Начали спуск с перевала в направлении р. Большая Дукка. У замерзшего озера встретили группу, стоявшую с палатками. Спуск в основном по снегу. Спускались сначала «в лоб» по снежному склону, затем небольшим траверсом.

08:30 – Привал. Дальнейший спуск уже по травяному склону в сторону долины реки Дукка. Озеро Семицветное обходим справа по ходу движения (фото 2.4). Ветер. (По снегу спускаться легко и быстро).

09:15 – Привал перед подъемом в сторону перевала Дукка (Аркасара). Попадаются заросли рододендрона (фото 2.5).

10:00 – Привал на камнях, среди снежного покрова. В связи с сильной облачностью, руководитель группы останавливается и решает идти ли дальше или вставать и переждать непогоду (фото 2.6). Дует ветер. Через 10 минут облако уходит, видимость улучшается. Идем «в лоб» на перевал Дукка. Во время подъёма видим множество следов медведей, в т.ч. свежие недавние следы.

Фото 2.1 – Подъём в перевальный цирк с юга

Фото 2.2 – Путь подъёма на перевал Айюлю с юга

Фото 2.3 – На перевале Айюлю (вид на юго-восток)

Фото 2.4 – Озеро Семицветное

Фото 2.5 Подъём на перевал Дукка с востока (от реки Большая Дукка)

Фото 2.6 Ограниченная видимость перед подъёмом

11:00 – Зашли на перевал Дукка, 2637 м (фото 2.7). Дует очень сильный ветер, облачность, видимость 100 м. Сняли записку группы из г. Ростов-на-Дону от 05.05.2017г. (Подъём в основном по снегу. В тропе не было необходимости.)

11:15 – Начали спуск с перевала в сторону реки Бол. Лаба. Начинается спуск по снегу, потом сменяется камнями и травой. На западном склоне перевала Дукка скорость ветра значительно ниже. Туман отсутствует. Сквозь облака пробиваются лучи солнце. Участники группы согреваются. Настроение улучшается. Каменистый склон сменяется на зеленые луга (фото 2.8).

11:30 – Вдалеке, на спуске к реке Бол. Лаба, видим троих медведей. Два маленьких и один большой, предположительно, медведица с медвежатами (медвежата годовалые). Руководитель группы принимает решение не спускаться дальше и идти по склону параллельно реке Бол. Лаба.

12:30 – Встаем на обед. Можно найти дрова, но мы готовим на газе. С большим удовольствием съедаем сало. Плотно покушав, двигаемся дальше.

13:40 – Двигаемся в том же направлении (по склону), совершив еще 2 привала, находим место для ночевки. По тропе прошли через березовый лес и перед ручьем увидели ровную поляну, заросшую высокой травой.

17:00 – Разбиваем лагерь. Вытоптав заросли травы, ставим палатки (фото 2.9). Ясно, но прохладно. После плотного обеда, ужинать особо не хотелось. Решили обойтись горячим какао с печеньем и пойти спать. (Можно найти дрова).

Фото 2.7 – На перевале Дукка (вид на запад)

19:30 – Отбой.

ЧХВ за день 8 часа 35 мин.

Фото 2.8 – Спуск с перевала Дукка

Фото 2.9 – Место второй ночевки

13.06.2017 День 3 – движение вдоль р. Большая Лаба, р. Пхия

05:40 – Подъём. На улице ясно, слегка прохладно.

06:30 – Позавтракали.

07:30 – Вышли из лагеря, начали спуск по серпантину по лесовозной дороге в лесной зоне (фото 3.1).

Фото 3.1 – Лесовозная дорога

09:00 – Встретили лесорубов. Продолжили дальше спуск к реке Бол. Лаба.

10:15 – Спустились к реке Бол. Лаба, к навесному мосту (фото 3.2), по одному перешли мост. Погода солнечная, немного жарко. Продолжаем движение по грунтовой дороге, в сторону ущелья реки Санчаро.

10:30 – Встаем на привал. Сходили на разведку искать тропу на мост через реку Санчаро. Вернувшись минут через 15, не найдя тропы, продолжаем движение дальше по дороге. Параллельно дороге выше по склону тропы нет, или не была найдена.

11:06 – Подошли к устью реки Санчаро. Перебродить её сложно, решили не рисковать. За 50 метров до этого видели заросший поворот налево. Решили вернуться и пойти по нему. Пройдя приблизительно 500 м по лесу, вдоль реки Санчаро – увидели навесной мост (фото 3.3).

11:45 – Перешли реку Санчаро по мосту, прошли около 800 м по грунтовой дороге в сторону поселка Пхия и встали на привал.

Фото 3.2 – Мост через р. Большая Лаба (переходим на левый берег)

Фото 3.3 – Подъём на навесной мост через р. Санчаро

11:55 – Нас встретили работники с кислых источников и подвезли до моста (проехали на автомобиле 6.3 км за 30 мин.), который пересекает реку Бол. Лаба в районе п. Пхия.

Пояснение:

При подготовке к походу была информация, что вдоль р. Большая Лаба дорога и прилегающие участки в июне могут быть залиты почти стоячей, но все равно холодной водой так, что пришлось бы проходить несколько бродов протяженностью десятки метров каждый и глубиной местами по пояс. Перспектива замерзнуть не нравилась. А учитывая, что уровень воды в р. Санчаро довольно высок (сравнивая с фотографиями отчетов), вероятность подобных бродов была высока. Поэтому попутная машина ГАЗ-66 оказалась весьма кстати.

Во время поездки видим, что ничего страшного нет (на ходу не было возможности делать фото, задача была - держаться и не выпасть из кузова) и все можно пройти пешком, иногда по краю дороги, где уровень земли выше. Ноги все равно намочить придется. Встречается участок дороги, который проходит заметно ниже уровня реки, что странно. В случае повышения уровне воды в реке этот участок, зальёт водой и если уровень воды станет таким же, то брод будет минимум по пояс. Попутчики говорят, что сейчас дорога хорошая, потому что 2 дня в ущелье не было дождя. После хорошего июньского дождя, говорят, что и на ГАЗ-66 проблематично проехать бывает.

Перед самым мостом пересекли ответвление от основного русла реки. На выезде из него машина с полным кузовом людей заглохла. Хотя течение гораздо медленнее чем в основном русле, заднюю часть автомобиля медленно потащило по течению. Автомобиль завелся, выехал.

Выводы: при данных обстоятельствах (середина июня и 2 дня без дождей) участок можно пройти сильно не напрягаясь. Ответвление от русла нужно бродить скорее всего со страховкой и дальнейшим провешиванием перил (ниже по течению лежали поваленные деревья, только если не повезет с одного из них упасть – вылезти будет проблематично). После хорошего дождя участок пройти будет, скорее всего, проблематично.

12:25 – Пересекли мост (фото 3.4 – вид с правого берега), нас остановили пограничники, и как раз здесь нам выходить. Показали документы. Поблагодарили и попрощались с попутчиками.

Встали на обед, буквально в 20 метрах от моста выше по течению, на правом берегу реки Бол. Лаба (здесь хорошие площадки для лагеря, хотя часто посещаемые людьми). Помимо обеда решили постирать и высушить вещи, погода позволяет – солнечно и тепло. Дров много. Сходили через мост к ответвлению от основного русла, где машина заглохла (фото 3.5 Бревно лежит вдоль берега). Замерили палкой глубину возле берега в стороне от дороги - глубина 90 см.

15:35 – Продолжили путь дальше по склону вверх выше левого берега реки Пхия.

16:20 – Привал на горной дороге. Встреча с первыми комарами.

17:20 – Привал, начинаем присматривать места под ночевку. Горная дорога имеет небольшой уклон вверх, слева по движению – обрывы, справа – склон. Дошли до моста над ручьём, без каких-либо проблем перешли по мосту. Чуть дальше дошли до второго ручья. Мост смыт, расположен чуть левее дороги, над обрывом (фото 3.6). Переходим ручей вброд.

18:55 – нашли место для ночлега. Площадка слева от дороги, есть ручей для набора воды. Много дров, заготовленные «сиденья» и «стол» из сруба. На улице немного прохладно, небо ясное. Решили дождаться появления звезд на небе и любоваться. Посидели у костра. Много очень мелкой и очень кусачей мошки.

22:00 – Отбой.

ЧХВ, с вычетом 30 мин движения на автомобиле, за день 6 часов. Все перемещение 6 часов 30 мин.

Фото 3.4 – Автомобильный мост через р. Большая Лаба (вид с правого берега)

Фото 3.5 – Ответвление от основного русла р. Большая Лаба

Фото 3.6 – Смытый мост

14.06.2017 День 4 – перевал Пхия н/к 2162 м, заброска

07:00 – Подъём. Светит солнце. Тепло.

09:20 – Выход. Идем дальше по горной дороге.

09:35 – Подошли к водопаду (фото 4.1). Перешли ручей вброд и в 09:50 пошли дальше. Встретили еще несколько мелких ручьев.

09:55 – Подошли к реке Пхия. Скорость течения воды сильная. Руководитель группы пошел в разведку, начал искать безопасное место для перехода речки вброд. Валяются старые доски и бревна, скорее всего, ранее тут был мост.

10:20 – Успешно преодолели реку вброд чуть выше по течению, разделившись на две группы (фото 4.2). Выбрали место с водой по колено и не сильным течением. Брод не составил труда.

12:15 – Поднялись на поляну, напоминающее плато. Встали на привал. Вблизи паслись лошади (фото 4.3). Очень красивые виды на горы. Фотографировались. Солнечно.

12:35 – Приближаемся к перевалу Пхия. Навигатор показывает, что перевал должен быть в этом месте. Делаем общую фотографию. Весь подъём проходил по дороге.

12:50 – Видим памятники, сходим с дороги (фото 4.4). На памятнике защитникам Кавказа, установленным комсомольцами черкесского автодорожного техникума в 1986г., есть записка группы туристов из г. Волгодонска под руководством Григоренко. Оставляем свою записку. Перевал Пхия 2162 м.

Фото 4.1 – Ручей у разрушенной лесовозной дороги

Фото 4.2 – Брод через р. Пхия

Фото 4.3

Фото 4.4 Памятники на перевале Пхия (вид с севера)

13:10 – Начинаем спуск с перевала в сторону долины р. Архыз. Траверсируем склон (фото 4.5) по тропе, проходим стадо коров (можно было изначально подняться выше на дорогу и пойти по ней), которые пасутся на склоне, возвращаемся на грунтовую дорогу. Видим строительный вагончик (фото 4.6), в котором есть человек, скорее всего охранник. Спускаемся по дороге. Нам необходимо дойти до «заброски» с продуктами.

14:00 – Встаем на обед у реки Архыз (фото 4.7). Снарядили группу за «заброской», находящуюся в 10 минутах ходьбы. На стоянке много мелкой кусачей мошки. Готовим на газе, хотя можно было и на дровах, их на этом месте предостаточно.

16:10 – Пообедали, распределили продукты. Часть продуктов решили оставить в «заброске» и вернуться за ними после окончания похода. Поднимаемся по новой грунтовой дороге (фото 4.8).

16:50 Привал на горной свежесрезанной грунтовой дороге. Подъем почти для всех выдался нелегким. То ли рюкзаки после заброски стали тяжелее, чем утром, то ли давал знать о себе съеденный обед.

В 19:00 – Совершив еще два привала, нашли место ночевки, на высоком правом берегу р. Архыз как раз под перевалом, разбили лагерь, поужинали. Дров нет. Пасется стадо коров.

21:00 – Отбой.

ЧХВ за день 5 часа 40 мин.

Фото 4.5 Траверс склона от памятников

Фото 4.6 – Вагончик

Фото 4.7 – Место обеда и заброски (вид с грунтовой дороги к пер. Речепста фото 4.8)

Фото 4.8 – Новая грунтовая дорога

15.06.2017 День 5 – перевал Речепста 1А 2892 м

05:40 – Подъём. Отмечаем День рождения одного из участников. На завтрак нас всех обрадовал торт, сделанный из галет, сгущенного молока и мармелада. Погода на улице: пасмурно, моросит мелкий дождь.

07:00 – Вышли из лагеря. Спустились к реке Архыз, нашли удобное место (фото 5.1), чтобы перейти реку вброд (воды мало, брод не сложный). Начали подъём по склону «в лоб» в сторону перевала Речепста.

08:10 – Привал. Идёт дождь, ветер усиливается.

08:25 – Выход с привала. Поднимаемся почти в лоб, слегка уходя влево (тропы либо нет, либо слегка заметные животные тропы). Посередине пути между предыдущим привалом внизу и большим камнем вверху переходим на траверс.

08:55 – Перед большим камнем делаем пятиминутный привал.

09:00 – Выход с привала. От большого камня вправо по склону идет хорошо различимая тропа траверсирующая склон и выводящая на перевал (фото 5.2).

09:40 – Зашли на перевал Речепста 1А 2892 м (фото 5.3). Сняли записку группы из Краснодара. На перевале очень сильный ветер, идет дождь, туман. Съели перевальную шоколадку, оставили записку. Холодно. Туман. Через 15 мин туман в нашем направлении частично рассеялся, быстро собрались и вышли в сторону долины реки Кызылчук (Кяфар) (фото 5.4). (Подъём по травяном, удобному для ходьбы, склону).

10:55 – Привал у озера «Глубокое» (Голубое). Из-за холода привалы не продолжительные.

Фото 5.1 – Брод р. Архыз под перевалом Речепста

Фото 5.2 – Путь подъёма с юга на перевал Речепста

Фото 5.3 На перевале Речепста (вид на юг)

Фото 5.4 Путь спуска на север с перевала Речепста

11:30 – Встретили группу из двух человек из г. Оренбург, которые направлялись на перевал Чилик. (Мы встретили их еще раз, в последний день похода, на поляне Таулу. Выяснили, что они простояли сутки перед перевалом Чилик).

12:00 – Спустились к долине реки Кяфар, сделали привал. Все еще шел дождь.

12:20 – Продолжили движение вдоль реки в сторону озера, с которого вытекает река Кяфар.

13:10 – Перед снежником, подходящим к левому берегу реки перешли реку вброд на правый берег. Ширина реки в месте брода около 10 м, глубина – «по колено». Встали на обед. Готовим на газе. Ровное место, частично защищенное от ветра, рядом вода. Из-за идущего дождя и сильного ветра решили сегодня дальше не идти. Полуднёвка. В нескольких минутах вверх находится озеро Кяфар – к нему не пошли, посчитав что ветра здесь меньше и теплее.

ЧХВ за день 5 часа 10 мин.

16.06.2017 День 6 – Днёвка

Весь день перевал, на сколько это было видно, находился в облаке. В течение дня с перерывами шёл снег, дождь, мелкий град. Устроили Днёвку.

17.06.2017 День 7 – перевал Кяфар-Агур н/к 2798 м

04:20 – Подъём. На улице ясно, но холодно. Температура в палатке 0 градусов.

06:10 – Вышли из лагеря в сторону озера Кяфар.

07:10 – Привал на склоне (фото 7.1). Выход (фото 7.2).

Фото 7.1 – Вид на место ночевки и озеро Кяфар

Фото 7.2 Направление подъёма на перевал Кяфар

08:00 – Начинаем подъём по морене, далее по мелкой «сыпухе», по крутому склону поднимаемся «в лоб», в конце траверсируем влево на перевал (фото 7.3). Идем по описанию из отчета, найденного в интернете.

Фото 7.3 Подъём на перевал Кяфар

08:28 – Вышли на перевал Кяфар (фото 7.4) (подъём на перевал соответствует полноценному 1А, тропа просматривается). Ясно, ветра нет, светит солнце. (Первый перевал, где нет ветра). Сняли записку группы «София» МГТУ им. Баумана.

По карте тур находится на 100 м южнее, чем показано на картах OSM. Прошли по гребню севернее и нашли еще один тур. Во втором туре записка группы СТК Вертикаль. В этом месте есть тропа (фото 7.5), которая идет траверсом по склону с долины реки Кяфар на перевал – хоть на велосипеде заезжай (в какое место гребня ведет тропа с запада показано на фото 7.6 стрелкой). Тропу частично было видно и с места, где был разбит лагерь, но в описании о ней не было ни слова. Т.к. по описаниям перевал соответствует категории н/к, разбираем южный тур и выкладываем камнями стрелку в сторону северного тура, к которому ведет с запада путь соответствующий н/к.

Фото 7.4 – На перевале Кяфар (вид на юг)

Фото 7.5 _Тропа н/к ведущая с запада на перевал Кяфар

Фото 7.6 – Место куда ведет тропа н/к

09:05 – Начали спуск в сторону долины реки Кяфар-Агур (фото 7.7).

09:20 – Встали на подгоночный 15 минутный привал. Переоделись, сняли теплую одежду.

10:30 – Прошли по тропе по левому берегу р. Кяфар-Агур, мимо стад пасущихся лошадей и коров (фото 7.8), до поворота в следующее ущелье, выводящее напрямик к перевалу им. Федосеева. Привал.

10:55 – Ищем место и переходим по камням р. Кяфар-Агур на правый берег (фото 7.9) и по ущелью движемся вверх в сторону перевала им. Федосеева, река, вытекающая из оз. Турье остаётся слева по ходу движения. Хорошо видна тропа.

11:10 – Встаём на обед за большим камнем (фото 7.10). Выясняется, что ночевать на снегу никому не хочется, поэтому разбиваем лагерь на этом месте. Готовим на газе.

На ближайшем снежнике проводим тренировку по организации станции «ледорубный крест» с дальнейшим его сдёргиванием.

18:15 – Готовим ужин.

20:00 – Отбой.

ЧХВ за день 3 часа 40 мин.

Фото 7.7 – Направление спуска с перевала Кяфар в долину р. Кяфар-Агур (на фото просто гуляем по склону)

Фото 7.8 – Путь спуска с перевала Кяфар к пересечению ущелий

Фото 7.9 – Переход реки Кяфар-Агур

Фото 7.10 – Место седьмой ночевки

18.06.2017 День 8 – перевал им. Федосеева 1А 2987 м

05:20 – Подъём. Ясно. Не сказать, что холодно, хотя вода в котелке замерзла.

06:10 – Закончили завтракать, начали сбор лагеря.

07:00 – Вышли из лагеря в сторону перевала им. Федосеева (фото 8.1). Становится облачно.

Фото 8.1 – Путь подъёма на перевал Федосеева от места ночевки

07:40 – Встали на привал у огромного камня. Сделали фотографии рядом с ним и на нём. Далее, перед водопадом, взяли правее и начали подъем по мелкой «сыпухе» и снегу, есть тропа.

08:35 – Поднялись на нижнюю ступень перевального цирка (фото 8.2), к нижнему озеру Турье (фото 8.3). Есть много ровных мест под палатки без снега, заночевать можно было бы и здесь. Привал. Через 10 минут вышли в направление перевального цирка (фото 8.4)

09:35 – Привал над верхним озером Турье (Агур). Снег плотный, слежавшийся, липкий.

Фото 8.2 – Поворот вправо перед водопадом

Фото 8.3 – Вид на путь подъёма

Фото 8.4 – Пересечение снежников при подъёме в перевальный цирк с севера

10:30 – Пересекли перевальный цирк, подошли к склону под пиками справа от перевала, траверсом влево вышли на перевал им. Федосеева (фото 8.5). Солнечно, дует не сильный ветер (фото 8.6, 8.7). Тур находится на 50-60 м северо-западнее чем указано на картах OSM. Навигатор в телефоне показывает высоту 3040 м, по классификатору 2987 м (хотя в горизонтальной плоскости показывает координаты довольно точно, по субъективным ощущениям с погрешностью не более 5 м в течение всего похода) Сняли записку группы «Пилигрим» из города Волгодонск.

Подъём от места ночевки по видимой травянисто-каменистой тропе, потом каменистой, под перевалом снег.

Фото 8.5 Путь подъёма на перевал Федосеева с севера

Фото 8.6 – На перевале Федосеева (вид на юго-восток)

Фото 8.7 – Вид с перевала Федосеева на запад

10:55 – Пересекли снежник под перевалом. Начали спуск вниз в сторону турбазы Ланная поляна (фото 8.8). Финишная прямая.

11:30 – Привал на спуске.

12:20 – Привал у ручья.

13:15 – Спустились к грунтовой дороге (фото 8.9), перешли ручей текущий справа от дороги и встали на обед в хвойном лесу недалеко от этой дороги. Готовим на газе: дрова есть, но вокруг очень много упавших хвойных иголок.

Фото 8.8 – Спуск с перевала Федосеева

Фото 8.9 – Выход на грунтовую дорогу перед обедом

14:25 – Вышли с обеда. Не переходя ручья обратно на дорогу, направились в сторону турбазы Лунная Поляна. На территории турбазы встретили стадо буйволов.

15:00 – Спустились к асфальтированной дороге вдоль реки Архыз. Переобулись и направились в сторону базы МЧС, т.к. именно там стоит автомобиль.

15:50 – Прошли 3.3 км и подошли к базе МЧС.

На этом походная часть окончена.

ЧХВ за день 5 часа 40 мин.

Ночуем на поляне, на следующий день 19.06.2017 выезжаем домой.

Специальное групповое снаряжение

Веревка основная 10мм – 50 м

веревка вспомогательная 7мм – 40 м

палатка 3х местная – 1 шт

палатка 2х местная – 1 шт

горелка газовая – 2 шт (1 запасная)

кошки – 1 пара

лавинная лопата – 1шт.

В последний момент взяли лавинную лопата, на случай подготовки места для ночевки на снегу – ни разу не пригодилась. Кошки брались на случай подъёма первого участника по склону с крепким настом – ни разу не пригодились. Веревку использовали только на учебно-тренировочных занятиях.

График высот

График высот сделан из трека, записанного телефоном и перенесенного в программу Google Earth.

Максимальная разность высот 1711 м.

Суммарный набор высоты 6952 м.

Суммарный сброс высоты -6897 м.

Выводы и рекомендации

Район Западный Кавказ подходит для проведения походов 1 к.с в месяце июне. Несмотря на то что по предварительной информации ожидалось много снега, подъемы были все проходимые. Лавиной опасности на перевалах, пройденных группой не было. Броды рек проходились группой без труда.

Погода была разной – на перевалах часто были туманы и ветер, иногда были осадки в виде моросящего дождя. По осадкам и облачности не было отличий от других летних месяцев. Температура была заметно ниже (по личным измерениям и по всей протяженности маршрута средняя температура 5-10С, по ночам на подходах к перевалу 0С), но при хорошей подготовке личного снаряжения дискомфорта не приносила – главное не замочить ноги, иначе будут мерзнуть.

Удивили следы медведей на маршруте. В мае они, наверное, еще спят, а в июне на снегу следы хорошо видно. Это не значит, что в июле или августе медведей в этих местах меньше. Учитывая редкие встречи и большое расстояние, на котором они держатся, решили не предпринимать ни каких дополнительных действий, в частности хранение продуктов питания не в тамбуре палатки, тем более места ночевок часто располагались недалеко от пастбищ лошадей и коров.

Скан-копии перевальных записок


Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:

Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100