Автор: Екатерина Зеленцова, г.Москва

Отчет о спортивном походе 4 к.с., проведенном в Фанских горах с 31 июля по 26 августа 2016 года. Часть 2

• Часть 1
  • Перевал Седло Бодхоны (2Б, 4594)

Категория трудности:2Б

Высота: 4594 м

Характер:скально-осыпной

Номер в классификаторе: 15

Координаты по GPS: 39°11'07,69"N, 68°17'35,57"E

Расположен между вершинами Бодхона и вершина Адиджи, ведёт из верховьев реки Сурхоб на ледник №760 (Бодхона).

Прохождение: 14-15 августа 2016 года. Описание даётся от верховьев реки Сурхоб до Мутныхозер. С перевала снята записка группы туристовгорного туристического клуба

«Крокус» из г. Краснодар (6 человек, поход 5 к.с., руководитель Эккерт А.А.) от 06.08.2016

Необходимое снаряжение: Веревки основные 5Х50 на группу 14 человек, френды, закладки, крючья, скальный молоток, петли для организации станций, страховочные системы, каски.

Погода во время прохождения: 14 августа с утра солнечно, ясно, днём переменная облачность, во второй половине дня снег, ветер 15 августа переменная облачность.

Подъем на перевал Седло Бодхоны с востока проходит по осыпному склону. В нижней части осыпь довольно слежавшаяся, крутизна 20-25°, в верхней части крутизна выше, до 35°, осыпь более живая. Примерно на середине подъёма есть выполаживание, терраса, засыпанная обломочным материалом. Начинаем подъём от основания юго- восточного отрога горы Адиджи по осыпи в 8:44 (фото 8.1). Поднимаемся не торопясь, сначала по ровному склону, затем выбираем путь вдоль ручья, по гребням валов, выбирая участки, где осыпь более слежавшаяся. С подъёма за понижением перевала Зард хорошо видна Большая Ганза (фото 8.2). Перед выполаживанием осыпь становится более крупной, выбираемся сюда за 4 перехода по 30-35 минут, к 11:10 (1:55 чхв) (фото 8.3). Поискав, находим воду (откопали под камнями) и остаемся здесь на обед. Перевал отсюда уже хорошо виден (фото 8.4). Выходим с обеда в 14:25. Первую часть подъема на перевал проходим по снегу (около 20 минут), потом выбираемся на осыпь. Она оченьнеприятная, «живая», идём каждый своим путем, отдыхая по необходимости. Наиболее оптимальный вариант подъёма: уйти влево по ходу и, по желтоватой осыпи, выбраться косым траверсом на перевал. Перебираемся от одного скального выступа или крупного камня к другому, пытаемся формировать ступени в мелкой осыпи (фото 8.5). Погода постепенно портится, сначала появляются тучи, начиная с 15:40 идёт мокрый снег (фото 8.6). Выход на седловину выглядит примерно так (фото 8.7). Вся группа выходит сюда к 16:30 (первые поднялись на полчаса раньше, за 1,5 часа от места обеда). Хорошие места для ночевок есть прямо по центру перевальной седловины, но здесь сильно дует, так что ставим тент в северной части седловины под защитой скал, а палатки чуть ниже, на восточном склоне перевала, построив там ровные площадки (фото 8.8). К вечеру снег заканчивается, его выпало около 10 см. Высота перевала 4594 м координаты 39°11'07,69"N, 68°17'35,57"E. Воду для готовки топим, так как у скал ничего не течет.

15 августа. С утра опять отличная погода: ясно, холодно, снег замерз (фото 8.9, фото 8.10, 8.11). Западный склон перевала представляет собой участок отвесных скал с водопадом, выше которых лежит осыпь. Есть несколько вариантов спуска с перевала,нам понравился спуск, описанный в отчете Т. Моянской: справа по ходу, правее водопада, практически по линии падения воды. Позавтракав, выходим по мере сбора, первыми выходят те, кто будут провешивать перила. Между скальным поясом и перевальной седловиной большое осыпное «поле», сейчас оно покрыто снегом, что, возможно, и не очень плохо, поскольку осыпь сцементировалась, идти по ней несложно (фото 8.12). Первые выходят с перевала в 7:00. Мы допустили ошибку: чтобы спускаться путём Т. Моянской нужно, немного приспустившись, уходить к скалам вправо по ходу. Мы же спустились практически прямо вниз по широкой ложбине, держа направление на огромный камень, лежащий чуть правее центра. В результате мы оказались немного левее водопада. Здесь на выступе висит старая петля расходника. Обнаружив, что вышли не туда, ребята решили отсюда выйти на намеченный маршрут, поскольку проход просматривался (и таким путём здесь тоже проходят). Однако, спустившись на широкую полку, они обнаружили, что она, как и скалы вокруг, покрыта слоем натечного льда. После того, как сверху упал вытаявший камень, прокатившись там, где незадолго до этого стоял человек, решаем, что здесь мы не пойдем. Когда это стало понятно, практически с этого же выступа провесили первую веревку прямо вниз (фото 8.13). Начали провешивать её в 8:15. Вариант оказался вполне проходимый, веревка закончилась небольшой полочкой, где могут собраться 2 человека, можно организовать станцию на крючьях (фото 8.14). Начинаем спускаться туда. К 8:50 эта веревка уже провешена, по ней спускаются, в 11:06 её сдёрнули. Следующая веревка идет практически по линии падения воды, она крутая, есть участок нависания. Эти перила заканчиваются на широкой полке, где может собраться почти вся группа (фото 8.15, фото 8.16). Её все прошли к 11:30. Третья веревка доходит до ледника, под скалами есть небольшая трещина, которую надо перепрыгнуть (впрочем, если недопрыгнули – она неглубокая. её дно забито снегом, легко можно вылезти). Спустившись по снежному склону, собираемся на некотором удалении от окружающих скал, опасаясь возможных камнепадов. Ручьи уже оттаивают, по ним сыплются льдинки. Все веревки успешно сдернули, оставив куски расходной стропы. К 11:45 вся группа собралась на леднике под перевалом (фото 8.17). То есть провешивание 3-х веревок перил, спуск по ним и сдергивание заняли у нашей группы 3 часа 30 минут. С места нашего привала хорошо виден перевал Адиджи (фото 8.18). Связываемся и уходим вниз по закрытому леднику Бодхона. Спуск идёт по ложбине, некрутой, 10-15° (фото 8.19). Задерживаться здесь совсем не хочется: верхний цирк ледника неширокий, с обеих сторон над ним нависают отвесные стены с ледовыми козырьками (фото 8.20). Постепенно долина расширяется, ледник становится открытым (35 минут спуска из-под перевала), он покрыт моренным чехлом (фото 8.21). Развязываемся, забираем для спуска к левому борту ледника, здесь по льду с камешками выходимна моренные валы,уходим влево по ходу по большому осыпному «полю» и спускаемся по осыпям вдоль ручья к разливам реки под языком ледника (фото 8.22, фото 8.23). Высота 3750м. У западного края языка встаём на обед в 13:30. Погода снова портится, дождь.

Выходим с обеда в 15:30, дождь закончился. Уходим вправо по ходу, под правый склон долины. По моренным валам спускаемся на дно осыпной ложбины, здесь начинается тропа, сначала не очень четкая, отмеченная турами, ниже она становится широкой, очевидной (фото 8.24). Она идёт серпантином, спускаясь на тропу, идущую к Мутным озёрам. Крутизна спуска до 20-25°. Слева по ходу остается широкое осыпное поле, наша тропа поворачивает направо, вниз по долине, и выводит на основную тропу через 2 перехода (1 час) от места обеда. Повернув на основную тропу, поднимаемся по ней к Мутным озёрам за 1 час (фото 8.25, фото 8.26). Встаём на ночёвку в кармане, отделенном от Мутных озер осыпным валом (фото 8.27, 8.28).

Подъём под перевал Седло Бодхоны

56мин (2:26)

Подъём на перевал Седло Бодхоны

05мин

Спуск с перевала до скал

~15-20мин

Спуск по перилам до ледника

~3ч

35мин

Спуск до озера:

~2ч

Спуск до тропы на Мутные озёра:

Подъём к Мутным озёрам

Итого:

11 часов 56 минут (12:26)

Перевал Седло Бодхоны вполне соответствует своей категории 2Б, несмотря на то, что при его прохождении мы провесили всего 3 веревки перил по 50 метров. Поскольку мы шли его на спуск, то старались выбирать наиболее безопасные варианты его прохождения, что получилось практически «по линии падения воды», по отвесным монолитным скалам, местами на спуске были участки нависания. На подъем его можно, конечно, проходить более простым путём, «под водопадом», по полкам, но надо учитывать, что этот вариант пути более камнеопасный и не рекомендуется большим группам.

Перевал Дон (1Б, 4540, с неопределяющей стороны, радиально)

Категория трудности:1Б

Высота: 4540 м (4400 по классификатору)

Характер: скально-осыпной

Номер в классификаторе: 24

Координаты по GPS: N 39°12'56,18", E 68°12'49,40"

Расположен между п. Промежуточный и вершиной 4792, ведёт от Мутных озер к Куликалонским озерам, находится в стене Мария-Мирали, при сквозном прохождении категория трудности 3Б.

Прохождение: 17-18 августа 2016 года. Описание даётся от Мутных озер, радиально. Тур на перевале был под снегом, мы его не нашли.

Необходимое снаряжение: Веревки основные для движения в связках, страховочные системы, каски.

Погода во время прохождения: 17 августа с утра переменная облачность, днём снег, туман, во второй половине дня сильный снег, ветер, туман 18 августа с утра переменная облачность.

На Мутных озёрах у нас была днёвка. 16 августа мы радиально сходили за заброской и за нашими поправившимися участниками в альплагерь «Вертикаль». В 9:30 вышли из лагеря за заброской, через некоторое время пошел дождь, который к 14:00 перешел на Мутных озёрах в снег. К 18:00 возвращаемся обратно, зайдя по дороге в чайхану и помывшись в душе в альплагере под ледяной водой.

С утра 17 августа ясно и холодно (фото 9.1). Правда, над вершиной Чимтарга по- прежнему висит туча. Собираемся очень медленно и выходим в 8:50. За 1 переход обходим моренный вал, выходим на тропу, ведущую вдоль озера, проходим по перешейку, насыпанному между озерами, и останавливаемся на широком осыпном поле (фото 9.3). Здесь обычно много народа, сейчас же только нескольких палаток под началом подъёма к перевалу Чимтарга, почти все группы ушли вниз, пасётся несколько осликов. Склоны вокруг в снегу (фото 9.2, 9.4).

Заход под перевал Дон идет по осыпному склону, он неочевиден с Мутных озёр. Местами по осыпи проложена тропинка, местами прокладываем её сами (фото 9.5, 9.6). За 4 перехода (2:20 общего ходового времени, 1:50 чхв) поднимаемся на выполаживание, к небольшому ручейку, встаём здесь на обед, набрав 450 м. Погода постепенно ухудшается, снова начинается снег (фото 9.7).

Через 2 часа снег заканчивается, выходим в 14:20. По осыпям выбираемся на ледник. Правда то, что это уже ледник, мы понимаем не сразу: он присыпан свежевыпавшим снегом, из-под которого торчат отдельные камни (фото 9.8). Местами даже приходится немного тропить. За 2 перехода (1 час) подходим по горизонтальному леднику до места, где для того, чтобы подняться на перевал Дон, надо уходить вправо по ходу. Снег здесь становится глубже, видимость уменьшается, через нас периодически «протаскивает» тучи (фото 9.10). Идём вверх по снежному склону крутизной около 15-20°, стараясь держаться подальше от склонов. Проходим через «осыпной остров», на котором собирались ночевать, так и не обнаружив его под снегом (фото 9.11). К 17:50, тропя периодически по колено в снегу, выходим на седловину перевала. Здесь также глубокий снег, в сторону Куликалонских озер свисает большой карниз (фото 9.12). Аккуратно вкапываемся в склон. Подъём на перевал от места обеда занял у нас 3:30 общего ходового времени (около 3 часов чхв). Снег продолжает валить, холодно. Топим воду из снега на ужин и на завтрак.

С утра видимости не было, к 6 утра немного раздуло, дежурные откапывают тент, снег забился под тенты палаток, всё заметено. Температура -10°, холодно. Когда выглядывает солнце, становится лучше. После вчерашнего снегопада все окружающие склоны засыпаны снегом. В том числе снегом засыпан скальный пояс, на который надо подняться для того, чтобы идти на траверс Дон – Мирали, а также склоны под ним (фото 9.13). На окружающих склонах лежит так много снега, что сползают маленькие лавинки. В этой ситуации руководитель решила отказаться от восхождения на вершину Чимтарга и вернуться к Мутным озёрам, чтобы потом пройти дальше по маршруту запасным путём через перевал Чимтарга.

Собравшись, выходим в 9:20. За один большой переход спускаемся на ровную часть ледника. Торопимся, чтобы успеть спуститься до того момента, пока с окружающих склонов не начал сходить снег (фото 9.14, 9.15). Далее спускаемся по пути подъёма и к 12:30 возвращаемся в лагерь на Мутных озёрах.

Путь подъёма под перевал Дон виден на фото 9.16, сделанном с подъёма на перевал Чимтарга.

Расчет ходового времени:

Подъём на перевал Дон: 5ч (6:39)

Спуск с перевала Дон: 20мин (3:10)

Итого::7 часов 20 минут (9:49)

Подъём на перевал Дон с восточной стороны несложный, хотя довольно трудоёмкий. Соответствует категории 1Б. Очень жаль, что нам не удалось пройти траверс Дон-Мирали, но, видимо это было правильное решение: непогода держалась еще несколько дней, над вершиной Чимтарга постоянно сидела туча.

Перевал Чимтарга (1Б, 4728)

Высота: 4728 м

Характер: осыпной (в нашем случае снежно-осыпной)

Номер в классификаторе: 99

Координаты по GPS: N39° 11' 22.0" E68° 11' 54.2"

Расположен между вершинами Чимтарга и Энергия, ведёт от Мутных озер к озеру Большое Алло (река Правый Зиндон).

Прохождение: 19-20 августа 2016 года. Описание даётся от Мутных озер до озера Большое Алло. С перевала снята записка группы туристов Чебоксарского Горного Клуба (3 человека, поход 3 к.с., руководитель Яковлев Э.Н.) от 19 августа 2016 г.

Необходимое снаряжение: желательны треккинговые палки/ледоруб.

Погода во время прохождения: 19 августа с утра переменная облачность, днём снег, туман, во второй половине дня сильный снег, ветер, туман 18 августа переменная облачность.

С утра 19 августа погода отличная. Выходим из лагеря в 8:00, снова проходим по перемычке между озёрами и пересекаем широкое галечное поле с отдельными ручейками. Через 25 минут подходим к дальнему краю поля, к началу тропы на перевал Чимтарга. Возможно, что есть несколько троп для начала подъёма под перевал, мы идём по той, которая ведёт по более светлой осыпи, забирая правее скального выхода, находящегося на границе светлой и тёмной морены (фото 10.1). Крутизна подъёма от 10° до 25°. За 2 перехода, поднявшись на 270 м, выходим на выполаживание, к снежникам (фото 10.2). Перевала еще не видно. Продолжаем подъём по тропе, которая иногда теряется на осыпях, но в этом случае маркирована турами. Подъём по-прежнему не крут, около 15°. Выше тропа теряется, выходим на снежники (фото 10.3). Впереди скальный выход, который обходим слева по ходу по заснеженной осыпи. Поднявшись сюда, выходим на очередное выполаживание и останавливаемся в 11:30 на обед справа под склоном в осыпной ложбине. Высота 4110 м, координаты N39° 11' 06.9" E68° 12' 51.2". Вода – из ручейка, стекающего по скале выше места обеда. Выше по долине путь преграждает скальная ступень.

С обеда выходим в 14:00. Тропа уходит вправо по ходу и широким серпантином поднимается по осыпи, идя по орографически левому борту долины, над скалами (фото 10.4). Крутизна подъёма невелика, до 20°, тропа мощная. Видим небольшую группу, спускающуюся с вершины Энергия. Ребята из Чебоксар, они стоят на ночевках на высоте 4460м. Опять портится погода, начинается снегопад. К моменту нашего выхода на седловину перевала все засыпало снегом. (фото 10.5, 10.6). С трудом находим под ним места для палаток чуть ниже седловины, с востока от неё. Встаём здесь в 17:00.

Вечером снег заканчивается, встаёт огромная луна, очень красиво.

20 августа с утра совершаем радиальное восхождение с перевала Чимтарга на пик Энергия. Погода хорошая, переменная облачность, снег немного подтаял. После восхождения обедаем на перевале и собираемся. Вниз с перевала в обратную сторону, к альплагерю запланированно уходят трое участников, которым надо раньше оказаться в

Москве. Прощаемся с ними и расходимся в разные стороны: они - обратно к Мутным озерам, а мы - к озеру Большое Алло (фото 10.7).

Выходим с перевала в 12:45. Тропа, присыпанная снегом, уходит с перевала по осыпи вправо по ходу, траверсируя правый борт долины и обходя по верху скальные сбросы и большие кулуары (фото 10.8). Пройдя небольшой скально-осыпной «балкон» на коротком отроге, продолжаем спускаться по тропе/следам прошедших впереди групп, уходя траверсом вправо (фото 10.9Однако, несмотря на то, что тропа идёт в основном траверсом, сброс высоты здесь значительный, на отдельных участках крутизна склона 30-35°. Доходим до скал и отсюда по некрутой ложбине с мелкой осыпью спускаемся прямо вниз (фото 10.10). Попадаем на хорошую тропу, спускаемся по ней вниз к ручью, вытекающему из ледника, и дальше спускаемся по тропе, идущей по морене по правому берегу вдоль ручья (фото 10.11). Тропа то подходит к воде, то поднимается чуть выше. Спустились сюда за 1 час 40 минут (1:20) с перевала. Продолжаем идти по правому берегу ручья, периодически проходим мимо хороших мест ночевок. Переходим небольшой ручей – правый приток нашего. Долина плавно поворачивает влево по ходу, на повороте открывается вид на перевал Мирали (фото 10.12). На нём очень много снега! Здесь у поворота на перевал также есть хорошие готовые места под палатки. Река здесь разливается на несколько рукавов перед осыпным завалом, находящимся на уступе долины. По завалу идёт хорошая тропа, серпантином спускаясь к широкому галечному полю, на котором вытекающая из-под осыпи река разливается на множество рукавов (фото 10.13). Проходим этот участок за 10 минут. Наконец-то становится жарко, снимаем с себя кучу одежды. Широкий плоский участок заканчивается небольшим озерком перед следующим каменным завалом на повороте долины. Здесь характер камней совсем другой: они тёмные, крупные, тропа петляет между ними, порой путь промаркирован турами, иногда приходится применять элементы «свободного лазанья». Не очень понятно, как здесь проходят с осликами (это – популярный маршрут от Мутных озёр через перевал Чимтарга к озеру Большое Алло и дальше вниз к Арчамайдану). Возможно, здесь не одна тропа, а несколько и есть более простая. Пересекаем галечное поле, переходя ручьи на разливе по камням, держим направление на левый край озерка. Здесь находим начало тропы, идущей по его левому краю. Её начало отмечено двумя огромными турами. Идём через завал, плавно поворачивая влево, всё время по тропе. В какой-то момент теряем её, но вскоре находим на левом борту ложбины, идущей по центру завала (фото 10.14). Этот участок мы прошли за 30 минут (20 минут чхв, посередине был привал). Открывается великолепный вид на озеро Большое Алло, пожалуй, один из лучших в Фанах (фото 10.15). Любуемся и спускаемся по тропе, идущей среди камней и деревьев, к озеру. Здесь хорошо, но грязновато из-за пасущихся здесь обычно стад.. Поискав, находим чистые площадки на берегу озера, находящиеся на высоте 20-30 метров над водой. Здесь и встаем в 17:45. Высота 3160, координаты N39°12'36,04" E68°07'52,62". За день мы сбросили 1837 м и прошли около 10,5 км. Идёт небольшой дождь.

Вечером у одной из участниц поднимается температура выше 38, других симптомов нет. С утра она не спадает, доходит до 39, поэтому остаёмся на вынужденную днёвку. В середине дня стало понятно, что температура была вызвана «зубом мудрости», симптоматическое лечение помогло, на следующий день мы смогли выйти дальше по маршруту.

Днёвка оказалась очень кстати: мы отогрелись, постирали, помылись, просушили вещи и снаряжение – словом, сделали все, что последнюю неделю не получалось сделать из-за неустойчивой погоды. Отдых помог нам выдержать напряженный ритм последних дней похода и пройти до конца все то, что мы запланировали (фото 10.16).

Подъём на перевал Чимтарга

(6:27)

Спуск до реки Правый Зиндон Спуск к озеру Большое Алло

20мин (1:40)

20мин (3:00)

8 часов

40 минут (11:07)

Перевал Чимтарга – несложная 1Б. Основные проблемы при его прохождении – правильный выбор пути как с одной, так и с другой стороны.

Вершина Энергия (2А, 5130)

Категория трудности:2Аальп

Высота: 5130 м

Характер маршрута: снежно-ледовый

Координаты по GPS: N39°10'55,44" E68°12'00,78"

Восхождение: 20 августа 2016 года с перевала Чимтарга. С вершины снята записка группы туристов Чебоксарского Горного Клуба (3 человека, поход 3 к.с., руководитель Яковлев Э.Н.) от 19 августа 2016 г.

Необходимое снаряжение: ледоруб, каска, страховочные системы, ледобуры, петли, основные веревки.

Погода во время восхождения: 20 августа с утра переменная облачность.

По первоначальному плану совершать восхождение на вершину Энергия мы не собирались: мы хотели подняться на вершину Чимтарга, но из-за непогоды не смогли это сделать, спустились к Мутным озерам и пошли через запасной вариант – перевал Чимтарга. У нас вполне хватало препятствий на «четверку», но трое участников должны были уезжать в Москву, вернувшись через перевал Чимтарга, что изначально было запланировано и записано в маршрутной книжке. Заканчивать поход не пройдённым препятствием – грустно. Ходить же с нами радиально на несложный перевал, а потом возвращаться тем же путём в альплагерь – тоже как-то странно. Поэтому мы позвонили в МКК и, объяснив сложившуюся ситуацию, попросили разрешения сходить на вершину Энергия с перевала. Поскольку руководитель в прошлых походах собиралась сходить на эту вершину, то маршрут мы знали. Мы получили согласие с формулировкой «в хорошую погоду и при отсутствии лавиноопасности». В результате всё получилось хорошо.

Выходим на восхождение 20 августа в 7:30. Погода отличная. Игорь остается в лагере, фотографирует нас оттуда. Восхождение на вершину Энергия с перевала идёт по снежно-ледовому склону крутизной до 35-40°, в верхней части небольшой скальный участок, который можно обойти. Весь маршрут восхождения хорошо виден с перевала. Поднимаемся по протоптанной в снегу тропинке на седловину перевала и подходим к осыпи. На ней хорошо видна тропа, идущая серпантином (фото 11.1). Пройдя участок осыпи и небольшие скальные выходы по заснеженному осыпному гребешку, выходим под начало более крутого снежного подъёма. Здесь также есть следы вчерашних восходителей, но они уже присыпаны снегом. Где-то используем их, где-то прокладываем тропу сами. Под ногами фирн, присыпанный небольшим слоем свежевыпавшего снега, идётся легко, поднимаемся серпантином (фото 11.2). Крутизна подъёма 20-25°. На подходе к скалам крутизна возрастает до 30-35°, слой снега становится тоньше, поднимаемся под скалы «на три такта» (фото 11.4). Оказываемся здесь к 9 утра, через 1,5 часа после выхода из лагеря. По скалам вешаем небольшой участок перил (этот участок также можно обойти по снегу справа по ходу, вдоль скал) (фото 11.5). По некрутому снежному склону выходим на вершину. (1:40 – 2:00 от лагеря у первых и последних). Открываются замечательные виды, но снова начинает тянуть облака, поэтому, сфотографировавшись (фото 11.6, 11.7), торопимся вниз. Спускаться по склону средней крутизны сложнее, чем подниматься на него, поэтому для ускорения процесса верхнюю часть склона спускаемся по перилам: сначала по скалам, ниже вешаем еще 2 веревки (фото 11.8), снимаем их с нижней страховкой. Первые спустились в лагерь к 10:30, последние -- к 11 (фото 11.9)

Подъём на Энергию:1ч 40мин - 2часа

Спуск с Энергии:1ч (последний)

Итого: 2 часа 40 минут (3 часа)

Восхождение на вершину Энергия в нашем случае оказалось несложным благодаря выпавшему снегу. Обычно здесь вешают три веревки перил, мы на подъёме обошлись одной. С вершины открываются прекрасные виды. Восхождение можно рекомендовать в походах от 3 к.с. при благоприятной снежно-ледовой ситуации.

Перевал Амшут (1Б, 4270)

Категория трудности:1Б

Высота: 4270 м (4340 по классификатору)

Характер:осыпной

Ориентация:восток-запад

Номер в классификаторе: 10

Координаты по GPS: N39°09'44,63" E68°08'16,17"

Расположен в северном гребне горы Амшут, между вершинами 4456 и 4756. Ведёт из долины реки Левый Зиндон в долину реки Амшут.

Прохождение:22 августа 2016 года. Описание даётся от озера Большое Алло до морен к западу от пика Москва. С перевала сняты записки групп туристов Муми-тролль (Москва) (10 человека, поход 2 к.с., руководитель Чистякова М.В.) от 15 августа 2015 г. и туристов секции горного туризма Новосибирского государственного университета м/к 0-149-12 (9 человек, поход 4 к.с., руководитель Сорокин М.А.) от 23.08.2012

Необходимое снаряжение: желательны треккинговые палки/ледоруб.

Погода во время прохождения: 22 августа переменная облачность, днём временами кратковременный дождь, снег.

Выходим с места лагеря у озера Большое Алло 22 августа в 7:40. По хорошей тропе обходим озеро, каменистая тропа выходит на участок с гладкими плитами (фото 12.1, 12.2). Идти здесь не очень комфортно, в плохую погоду здесь возможно пришлось бы повесить веревку, но сейчас можно обойтись гимнастической страховкой (фото 12.3). После плит тропа немного спускается к воде, а затем идёт траверсом осыпного склона вдоль реки Левый Зиндон, впадающей в озеро с юго-востока. Выйдя на выполаживание (30 минут от лагеря), отдыхаем у реки. После привала продолжаем подъём по тропе. Слева по ходу со скал падает красивый водопад. Выше него река уходит под камни, сухо. Из хронометража: «пересекаем галечное поле, в конце него есть выровненные места под палатки, но воды тут нет, чуть дальше со скал по правому борту долины стекает ручей. После поля два осыпных вала. Первый вал обходим по тропе, забирая левее по ходу движения, второй -- забираем вправо. Выходим к озеру Верхнее Алло. Оно остается правее тропы. На берегу есть места под палатки. Выше озера опять появляется река, тропа обходит ее разливы по правому берегу» (фото 12.4). До Верхнего Алло мы дошли за 3 перехода (1 час 45 минут общего ходового времени). Еще за 2 перехода, пройдя мимо стекающего слева по ходу ручья с чистой водой, поднимаемся к завалу из крупных черных камней, который перегораживает дальнейший подъём по ущелью (фото 12.5). Перед ним есть хорошие места для ночевки, но ручейка в этом году здесь нет. Через завал, как мы знаем, есть несколько троп, выбираем ту, которая идёт справа по ходу, поскольку нам после завала поворачивать направо (фото 12.6). Начало тропы отмечено туром. Из хронометража: «начинаем подниматься по завалу. Вправо по ходу движения уходит ущелье к перевалу Амшут Верхний. Мы забираем правее, идем между серединой и правым краем завала. Тропа маркирована турами, но иногда теряем их. В какой-то момент тропа уходит в щель, мы с Катей решаем, что не хотим быть Винни-Пухами, обходим эту щель по каким-то огромным гладким камням, хорошо, что прибежал Илюшка и снял нас оттуда! А вот Юрец щели не побоялся и застрял)) Сразу видно, кто съел на завтрак три порции каши. Садимся на привал в верхней части завалов, отсюда видно Большое Алло!» Выше завала поднимаемся по некрутой осыпной ложбине между завалом и орографически левым осыпным склоном долины (фото 12.7). Поднявшись к повороту под наш перевал, встаём здесь на обед. Вышли сюда к 12:10, за 4 часа 30 минут общего ходового времени с озера Большое Алло (3:30 чхв). С места обеда на другой стороне долины хорошо видны перевал Зиндон, заход на перевал Юбилейный, чуть левее по ходу, в верховьях долины видны перевалы Двойные, Блок (фото 12.8). Прямо перед нами – стена с перевалом Олимпийский (3Б).

Выходим с обеда в 14:20. Поворачиваем направо по ходу движения и поднимаемся по осыпи вдоль ручья под перевал Амшут (фото 12.9). За 20 минут поднимаемся на выполаживание, впереди видны 2 седловины перевала Амшут. Они разделены большим скальным «зубом». Правая по ходу более пологая, на ней лежит снежник, но он обходится, решаем, что пойдём на неё. Погода портится, начинается снег. Идём по осыпным валам ближе к правому по ходу борту долины, подъём не крутой, но утомительный, тропы нет (фото 12.10, 12.11). Однако перед началом подъёма на перевальный взлёт тропа появляется, видимо, приходя справа по ходу (фото 12.12). Она не очень мощная, но идти по ней по мелкой осыпи крутизной до 20° всё равно приятнее. Выходим на перевал к 16:05, здесь очень сильно дует, прячемся за скалами (фото 12.13).

Далее про спуск из хронометража: «Начинаем спуск. Прямо с седловины уходим чуть влево под другую седловину и по мягкой черной земле с камнями спускаемся вдоль гребня, который идет слева от нас, метров на 50 (фото 12.14). Как только гребень слева кончается, уходим на траверс. Сначала идём по мелкой осыпи, потом начинается участок крупной осыпи (фото 12.15). Упираемся в скалу, начинаем обходить ее снизу (фото 12.16). Идем плотной группой по достаточно мягкой осыпи. Останавливаемся на привал под склоном скалы. Идти прямо под скалой некомфортно, поэтому спускаемся ниже (примерно половину расстояния по высоте до травянистых полян внизу) и решаем идти влево и вниз к подножию зеленого гребня. В этом зеленом гребне чуть дальше виден пер. Агмат (фото 12.18), там какое-то черное пятно, вероятно раньше был кош. Идем траверсом по осыпи среднего размера, иногда встречаются крупные камни». Слева по ходу замечательная скала- останец интересной формы (фото 12.17). Продолжая траверсировать склон по неприятной живой осыпи, выбираемся на седловинку над этой скалой и с неё спускаемся в ложбину на морены под пиком Москва (фото 12.19, 12.20). Здесь нас ждёт неприятный сюрприз: нет воды. Доходим вверх по ложбине до отличных ровных галечных полей и отправляемся на разведку в разные стороны (фото 12.21). Подходящие места и вода нашлись на противоположном краю долины, под орографически левым склоном. Сначала вышли к ручейку, а затем, поднимаясь вдоль него, вышли к готовым площадкам на морене, которые надо еще немного подровнять. До ручейка надо спуститься метров на 15-20. Чуть выше ручей уходит под камни. Также, видимо, можно было стоять ближе к началу подъёма на перевал Олимпийский, где ручей, стекающий со скал водопадом, еще не ушел под камни. Но готовых площадок там нет. Последний переход за сегодняшний день: пересекаем осыпь поперек, ориентир – граница рыжей и черной осыпи на левом борту долины (фото 12.22). За полчаса добираемся туда, переходя по пути несколько моренных валов, идущих параллельными грядами. Встаём на ночевку в 19:45, - это самое позднее время окончания ходового дня за поход. Лагерь ставим уже в темноте.

Подъём под перевал Амшут по реке Зиндон

30мин (4:30)

Подъём на перевал

25мин (1:45)

Спуск с перевала на морены под пикомМосква

25мин (3:20мин+ 30мин разведки)

7 часов

20 минут (10:05)

Перевал Амшут оказался для нас не слишком простым. Подъём на него вполне соответствует категории 1Б. Спуск прямо вниз, видимо, имеет такую же сложность. Но вот траверс на морены под вершиной Москва оказался очень трудоёмким. Возможно, было бы проще и быстрее спуститься, обойти этот участок понизу, а затем подняться. Неожиданностью также стало отсутствие воды на большинстве стоянок на морене под Москвой.

Вершина Москва (2Б, 5046)

Категория трудности:2Бальп

Высота: 5046 м

Характер маршрута: скально-снежно-ледовый

Координаты по GPS: N39°08'49,98" E68°09'03,01"

Восхождениее: 23 августа 2016 года с перевала Олимпийский. С перевала и с вершины сняты записки группы туристов секции горного туризма Новосибирского государственного университета м/к 0-149-12 (9 человек, поход 4 к.с., руководитель Сорокин М.А.) от 22.08.2012. С вершины Сорокин М.А. снял записку т/к «Одиссей», г. Тула, м/к 10/94 от 28.07.1994 под руководством Щербакова Н.И.

Необходимое снаряжение: веревки основные 5Х50м на группу 14 человек, в том числе 1 динамическая, оттяжки, френды, закладки, крючья, скальный молоток – 2 шт., петли для организации станций, ледобуры, страховочные системы, каски, кошки, ледорубы, ледобур- самосброс, кевлар для сдергивания 50 м.

Погода во время восхождения: 23 августа с утра переменная облачность, днём временами снег, дождь.

Восхождение на пик Москва было одной из «изюминок» похода. На эту вершину редко ходят, из описаний у нас было только описание первопроходцев (А.Гусев, В.Мухин) 1939 года, взятое из их книжки, и описание Васи Ломакина из нашего клуба, который ходил на эту вершину в 2012 году, чуть-чуть не дойдя до главной вершины. Отчет нигде не выложен, но он существует, и в нём дано очень хорошее, подробное описание восхождения. Перевал Олимпийский, с которого проходит восхождение, имеет категорию трудности 3Б, при этом определяющая сторона у него северная – отвесная скальная стена. Однако заход на перевал с юга также не выглядит простым, поскольку для подъёма на него нужно преодолеть 2 скальные ступени. И если нижняя выглядит вполне проходимой (по крайней мере в походе 3-4 к.с.), то верхняя, ведущая в верхний цирк перевала, это отвесные высокие скалы. Однако Василий, пользуясь описанием первопроходцев и обрабатывая имеющиеся материалы (описание прохождения перевала Олимпийский: Червяков, 1980 Пирогов, Кожиков 1989), нашел возможный обход скальной ступени по скально-осыпной полке, для подъёма на которую тоже надо вешать перила, но скалы здесь проще, участок подъема короче.

Заход на перевал Олимпийский хорошо виден с места ночевки (фото 13.1). Для того, чтобы подойти под скалы, пересекаем моренные валы в сторону водопада, стекающего с первой ступени. Кажется, что он совсем близко, но это обманчивое впечатление. В верхней части морена также неровная: осыпные бугры сменяются глубокими ямами, пересекаем несколько ложбин (что странно – воды здесь действительно нигде нет). Более правильным решением было бы пересечь морену поперек (как мы шли вчера), подняться по её правому краю к осыпи, выводящей под скалы, и по осыпи крутизной до 20-25° серпантином подняться к первому уступу. Выходим из лагеря по мере готовности и за 30-40 минут подходим под скалы. Под ними можно собраться, здесь выполаживание. Первая веревка – несложное лазанье по монолитным скалам справа по ходу от замерзшего водопада, буквально в нескольких метрах от него, по щели и характерной наклонной полке (фото 13.2, 13.3). Закрепляем веревку за скальный выступ. Здесь также можно собраться, есть вода. Веревка простая, каждый человек поднимается по ней в среднем 4 минуты. Выше идёт участок пологих скал (гладкие плиты, до 30°), можно идти без перил, местами участки лёгкого лазанья (фото 13.4). Затем начинается пологая осыпная терраса, выводящая под следующую скальную ступень. Немного пройдя по ней, мы подходим к основанию скально- осыпного кулуара в скалах слева по ходу. Снизу местонахождение кулуара и полки для обхода скальной ступени совершенно неочевидно (фото 13.5). Из описания Гусева и Мухина: «Внимательно осмотрев скалы, мы заметили идущую слева вдоль стены амфитеатра крутую полку, переходящую выше стены в осыпь» ((Гусев, Мухин, 1949). Кулуар уходит влево вверх, лазанье в его нижней части несложное. Собираемся на скально- осыпной полке. Огибаем скалу у дальнего края полки и начинаем вешать перила. (фото 13.6, 13.7). Страховочная станция сделана на трёх крючьях. Для подъёма надо пройти траверсом несколько метров, потом необходимо подниматься прямо вверх по скалам и осыпям (фото 13.8, 13.10). Участок скалы высотой около 5м, скалы несложные. Промежуточные точки на френдах. Закрепление этой веревки за откол скалы и крюк. Здесь также есть полка, на которой можно собраться. На камне здесь видим старый расходник. Все поднялись к началу второй веревки к 9:10. По-прежнему холодно, хоть скалы уже осветило солнце. Местами на скалах натечный лёд (фото 13.9). Выше вешаем еще одну веревку по пологим бараньим лбам, закрепление веревки за скальный выступ и френд (фото 13.11). Выходим на осыпную седловину-полку, с которой открывается красивый вид. Наш лагерь виден далеко внизу. Просматривается путь на перевал по осыпям, в обход скал (фото 13.12). К 10:20 вся группа поднялась на верх третьей веревки. Далее поворачиваем в сторону перевала Олимпийский, поднимаемся с седловинки по осыпи крутизной около 30° (фото 13.13). Обходим уступ бараньих лбов и, выйдя на широкую осыпную полку, идущую под скалами, поднимаемся по ней к перевалу. Местами на полке лежат снежники, осыпи пологие, идти здесь легко (фото 13.14). К 10:45 первый человек выходит на перевал Олимпийский, остальные потихоньку подтягиваются (фото 13.15). Седловина широкая, осыпная, с выходами скал. Есть вода из снежников, можно ночевать. На юг уходит отвесная скальная стена. На камне висит старый протертый расходник, завязанный прямым узлом, страшно подумать, что на нём спускались по этой стене (фото 13.16).

С перевала на гребень вершины уходит снежно-ледовый склон. Его крутизна в нижней части около 20-25°, поднимаемся по нему серпантином, тропим снег (фото 13.17). Поднимаемся к скалам, вдоль них идёт даже не рантклюфт, а широкая мульда. Идём по её гребню, оставляя скалы и мульду слева по ходу. Крутизна подъёма здесь возрастает до 30- 35°, идём потихоньку, по-прежнему тропим (фото 13.18, 13.19). Отсюда Вася Ломакин уходил правее по ходу, на снежный склон. Но в нашем случае снега много, боимся подрезать склон. Так что поднимаемся «по линии падения воды». У верхнего края скалы- останца крутизна становится больше, слой снега меньше, вешаем здесь веревку перил. Закрепление – на ледобурах. Однако найти место, где можно их вкрутить, проблематично: близко к скалам лёд натечный, его слой невелик, ниже по склону «бутербродом» чередуются слои льда и снега. Так что находим надёжное место раза с пятого. Ниже этой веревки вешаем еще две, поскольку понятно, что наверх здесь идётся хорошо, а вниз спускаться будет быстрее по перилам. Эти три веревки оставляем для спуска. Выше снова выходим на снег, по-прежнему идём вверх, держа направление на скалы, выходим на снежную седловину, не подходя близко к её краю: она обрывается на юг снежными карнизами. Место, где находится вершина, неочевидно. Сходили на скалы над нами для разведки, там есть несколько жандармов, но тура нет, видно, что правее по гребню скалы выше (возможно, что это то возвышение, которое на карте называется Москва Центральная, высота как раз около 5000 м). Так что, приспустившись со скального гребня и просмотрев, где идёт линия отрыва карниза, траверсируем снежный склон седловины в сторону следующего скального жандарма (фото 13.20). Поднявшись на него, продолжаем идти по скальному гребню. Здесь несколько жандармов. Вершина – это четвертый по счету жандарм, на ней виден тур. Некоторые из жандармов проходятся «ногами», либо несложным лазаньем, чтобы пройти ближний к вершине, провешиваем веревку и на него, и вниз, на седловину перед вершиной (первопроходцы обходили этот жандарм снизу, по полке, но нам этот путь показался сложнее) (фото13.21).Изописания1939 года: «…поднялись на гребень, имеющий вверху ширину около метра. Он состоял из ряда небольших округлых «жандармов», повышающихся к юго-западу мы брали их «в лоб» и только последний перед вершиной обошли по узкому карнизу с северной стороны. Путь по гребню был в общем не труден, но при прохождении его требовалась большая осторожность. Он обрывался на юго-восток почти отвесными скалами и падал на северо- запад очень крутым обледенелым фирновым склоном не менее, чем на тысячу метров» (Гусев, Мухин, 1949). Поднимаемся на вершину по простым скалам. Первые выходят на вершину в 14:20, последние – к 14:55 (фото 13.22). Отсюда открываются замечательные виды. Погода медленно, но верно начинает портиться, надо торопиться вниз. Спускаемся по пути подъёма (фото 13.23, 13.24), веревки снимаем с нижней страховкой. Выходим с вершины в 15:00, все спускаются на седловину перевала Олимпийский к 16:30 (фото 13.25). Начинается снег. К 17:00 спускаемся к верхней веревке на скалах. Поскольку за день натечный лёд на скалах растаял, верхний участок проходим без перил. Верёвку для выхода на скальную полку вешаем с той же станции, снимаем её лазаньем, делая промежутки (сдергивать перила здесь было бы неудобно). К 17:30 первые участники спускаются с нижнего скального уступа, к 18:00 они в лагере. Все собираются в лагере в 18:30. Для сдергивания последней веревки оставляем на выступе расходную петлю.

Подъём на перевал Олимпийский

45мин

Подъём на вершину Москва

15мин

Спуск до перевала Олимпийский

30мин

Спуск на морены:2ч20мин - 3ч10мин

Итого: 10 часов 50 минут (11:40)

Одно из самых ярких впечатлений похода: умеренно сложное, но очень красивое восхождение. Нам не кажется, несмотря на категорию, стоящую в классификаторе маршрутов на горные вершины, что это восхождение имеет сложность 2А. Мы считаем, что оно соответствует 2Б. Несколько участков, где необходима перильная страховка (оба скальных пояса), подъём по снежно-ледовому склону средней крутизны, комбинированный траверс гребня к вершине. Эти участки по отдельности соответствуют категории трудности скорее 2А, но в сумме они явно сложнее. Сошлёмся на первопроходцев: «Наиболее интересным восхождением этого года нам показалось первовосхождение на пик Москва (5183 м). Трудность этого восхождения мы оценили первоначально по III-А категории (на что и указали в записке, оставленной на вершине), но позднее пришли к выводу, что было бы правильнее считать его восхождением II-Б категории трудности» (Гусев, Мухин, 1949).

Перевал Хохт Северный (1А, 3680)

Категория трудности:1А

Высота: 3680м

Характер:осыпной

Ориентация:запад-восток

Номер в классификаторе

Координаты по GPS: N39°08'08,27" E68°07'04,14"

Расположен в юго-западном отроге пика Москва, между вершинами 3805 и 3729.

Прохождение: 24 августа 2016 года. Описание даётся от морен к западу от пика Москва до реки Арчамайдан. С перевала снята записка группы туристов из Санкт-Петербурга (4 человека, руководитель группы С.Гаврилов) от 15 августа 2013 г.

Необходимое снаряжение: желательны трекинговые палки/ледоруб.

Погода во время прохождения: 24 августа переменная облачность, ясно.

Выходим с утра 24 августа с ночевок на моренах под пиком Москва. В изначальном плане у нас стоял перевал Агмат, и, если бы мы выезжали из долины реки Арчамайдан, то пошли бы через него. Но поскольку выезд из этой долины оказался существенно дороже, мы еще перед походом «развернули» маршрут, чтобы, пройдя перевал Дукдон, заканчивать его в посёлке Сарытаг. Для этого варианта удобнее использовать обозначенный на карте перевал Хохт Северный (1А), выводящий в долину реки Арчамайдан на 5 км выше, чем перевал Агмат, и позволяющий избежать набора лишних 500 м по долине реки Арчамайдан. Чтобы перейти под перевал Хохт, сначала необходимо перейти через осыпной гребень, ограничивающий с юга моренный цирк под вершинами Москва и Амшут.

Выходим из лагеря в 8:11. Спускаемся к руслу ручейка, из которого брали воду, и поднимаемся на гребень перед нами. Траверсируя его, выходим на ближайшую осыпную седловинку (фото 14.1). Отсюда видно следующий гребень, достаем карты и gps, высматриваем перевал Хохт. Он в следующем гребне, но не прямо перед нами, а немного правее (фото 14.2). Спускаемся с гребня, на котором мы стоим, прямо вниз по мелкой мягкой осыпи в нижней части с травой (фото 14.3). Попадаем в долинку (верховья левого притока реки Ахмат), на травяные поляны, поворачиваем направо и подходим к началу подъема на Хохт. Садимся на привал у больших валунов на травке. Переход сюда занял от места лагеря 40 минут. Выходит, солнце! Подъём на перевал с севера – это травянисто осыпной склон с отдельными выходами скал. Тропы нет, иногда попадаются «козьи тропки». Обходя понизу скальные выходы, поднимаемся по травянисто-осыпному склону, траверсируя отрог, поворачиваем влево по ходу, поднимаясь в цирк перевала. На участке тёмной осыпи, находящейся впереди по ходу, видим неплохую тропу, направляемся к ней и проходим этот участок траверсом с плавным набором высоты (фото 14.4). На перевал выходим по травянистому склону, покрытому невысокой травой, крутизна подъёма не более 15° (фото 14.5). Выбираемся на седловину за 33 минуты от места привала. У перевала 2 седловины, мы вышли на левую по ходу, тур – на правой (фото 14.6). Седловина перевала широкая, травянисто-осыпная, воды нет. Открываются хорошие виды на массив Дукдон, на вершины Москва и Амшут (фото 14.7).

Начинаем спуск с перевала в 9:50. Сначала уходим прямо вниз по мягкой осыпи, которая сменяется травянисто-осыпным склоном, по нему спускаемся к зелёнымполянам у ручья (фото 14.8). Видны следы пасущихся животных, так что пить из него не стоит. Появляется тропа, идём по ней до того места, где уклон увеличивается, затем проходим вдоль скал (фото 14.9). Ниже начинаются редкие деревья. Множество «козьих тропинок» траверсируют склон. Переходя с одной на другую, выбираемся на холм над слиянием двух истоков реки Хохт (фото 14.10). Ниже слияния река уходит в каньон, нам туда не надо. Уходим влево по ходу, переходим по камням реку и выходим на тропу, идущую по её левому берегу. Спускаемся по ней до зеленой террасы, на которой, судя по характерному вытоптанному пятну, бывает кош. Уходим влево по ходу и, по тропинкам и без них, по некрутому склону. поросшему арчой, спускаемся к реке Пушноват, чуть выше того места, где она сливается с рекой Обибарык, текущей из-под перевала Дукдон. После разведки находим место переправы через реку по естественному мостику из больших камней (фото 14.11).

Расчет ходового времени:

Подъём на перевал Хохт: 1ч 12мин (1:22)

Спуск с перевала до реки Пушноват 1ч 22мин (1:42)

Итого::2 часа 34 минут (3:04)

Перевал – хорошая «классическая» 1А, позволяет кратчайшим путём попасть из-под вершины Москва в верховья реки Арчамайдан.

Перевал Дукдон (1А, 3800)

Категория трудности:1А

Высота: 3800м

Характер: травянисто-осыпной

Номер в классификаторе: 26

Координаты по GPS: N39°04'59,40" E68°11'02,92"

Расположен в перемычке между пиками Шахтёр и массивом Дукдон, ведет с ледника №33 на ледник №728, соединяет долины рек Арчамайдан и Дукдон (Каракуль).

Прохождение: 24-25 августа 2016 года. Описание даётся от реки Пушноват до посёлка Сарытаг.

Необходимое снаряжение: желательны трекинговые палки/ледоруб.

Погода во время прохождения: 24-25 августа переменная облачность, ясно.

От реки Пушноват траверсируем гребень отрога, разделяющего долины рек Пушноват и Обибарык. От слияния рек начинаем подниматься без тропы по травянисто- осыпному склону, поросшему арчой и эфедрой, через 15-20 минут выходим на тропу, идущую примерно в 20м над водой. На другом берегу реки также видны тропинки, ходит пастух. Видим внизу у реки ровные площадки и спускаемся сюда, останавливаемся в 12:05 на обед в тени деревьев (в основном береза, арча).

После обеда выходим в 15:00. Возвращаемся на тропу орографически правого берега и начинаем подъём по ней в сторону перевала Дукдон. В основном идём по тропе, хотя иногда она теряется, тогда идём по лугам вдоль реки. Проходим русло сухого ручья, подходящее слева по ходу, на другом берегу реки большие зелёные поляны, хорошее место ночевки (фото 15.1), но нам надо поторапливаться: через день у нас машина с Искандеркуля, так что продолжаем подъём к перевалу. Тропа постепенно начинает забирать выше по склону, река уходит под завал, воды нет (фото 15.2). После завала – большое галечное поле, на котором река разливается на много рукавов (фото 15.3). Тропа уходит существенно выше реки, пересекаем два ручья, стекающих из ущелий слева по ходу (фото 15.4). Выходим на моренные валы, здесь тропа иногда теряется, местами путь промаркирован турами. Доходим до ледника и идём по тропе слева от него. Очень голодно, подъедаем все оставшиеся запасы КП, конфеток. На скалах справа видим небольшой обвал ледового карниза со стены Дукдона и сход снега – впечатляющее зрелище (фото 15.5))! До нас снег не дошел. Тропа идет по турам, последний взлет поднимаемся в лоб по снежнику (фото 15.6, 15.7). Уже вечереет, становится холодно, на перевале сильно дует (фото 15.8). Мы думали ночевать на перевале (вода на леднике под ним). Но, забравшись на перевал, все как-то сразу отбросили эту идею, такой ветер! Очень красивый закат. Но времени любоваться нет, вот-вот стемнеет, а нам еще бежать вниз. Решаем спускаться до первых же пригодных мест и уходим вниз по тропе. Она идёт траверсом левого борта долины по осыпям, небольшим снежникам (фото 15.9). Тропа явная, кроме того, есть туры. Постепенно достаем фонарики. Встаем на первом же подходящем месте на зеленых полянах метрах в 50 от тропы, лагерь ставим уже в темноте, вода в 100 метрах лагеря. Спустились сюда к 19:55. На фото 15.10, 15.11 виден спуск с перевала до места ночевок по тропе.

25 августа выходим с места ночевки в 8:05, отдохнув чуть больше после вчерашнего «ломового» дня (фото 15.12). От места ночевки идем по тропе по левому берегу реки. Тропа забирает сильно вверх от воды, а потом спускается обратно (фото 15.13, 15.14). Останавливаемся на привал у реки. Идем через завалы, тропа здесь промаркирована, далее по берегу тропа иногда теряется. Проходим несколько ручейков, текущих из ущелий слева по ходу движения. Впереди – участок существенного сброса высоты перед спуском в каньон реки Дукдон (фото 15.14). Спуск идет по средней и крупной осыпи, путь промаркирован. Он идёт сначала по центру каменного завала, затем уходит правее, в сторону реки (фото 15.15). Ущелье становится узким, вокруг стоят отвесные стены. Между ними ровный участок, зелёные полянки. Отдохнув здесь, продолжаем спуск. У дальнего края террасы выходим на тропу. Спуск крутой, тропа идёт серпантином, она покрыта мелкой крошкой, скользим на ней (фото 15.16). Начинаются деревья, спускаемся среди них, встаем на отдых недалеко от реки Каракуль. Спуск по этому участку тропы, от края террасы в каньоне занял у нас 35 минут. Выходим к реке, здесь лес, очень красиво (фото 15.17). Идём по тропе по левому берегу реки. За 20 минут доходим до моста через реку, но на другую сторону не переходим (отсюда уходит тропа в долину реки Сарыходон) (фото 15.18). Ниже моста прохода вдоль воды нет: тропа поднимается на осыпной завал с левого борта долины, набирая около 50 м, траверсирует его высоко над водой, а затем круто спускается в зону леса к реке (фото 15.19). Здесь опять ровно, уклон небольшой, тропинки хорошие (фото 15.20). За 35 минут спускаемся до моста через реку Каракуль и, перейдя через него, останавливаемся на обед в небольшой роще у реки (фото 15.21, 15.22). Высота 2428 м. Во время обеда выясняем, что у одного из участников поднялась температура до 38,5. Дозваниваемся до Алика с Искандеркуля и договариваемся, что нам навстречу вышлют машины. Сами потихоньку спускаемся в сторону Сарытага, полностью разгрузив заболевшего. Не доходя до посёлка, встречаем машины и едем на турбазу. К утру температура у заболевшего спала. Поход закончен.

На следующее утро уезжаем в Душанбе, вечером гуляем по городу, рано утром 27 августа улетаем в Москву.

Расчет ходового времени:

Подъём на перевал Дукдон: 3ч 17мин (4:17) Спуск с перевала до травянистых площадок:40мин Спуск до каньона1ч:19мин (1:39)

Прохождение каньона:49мин (0:59)

Спуск по реке Каракуль до Сарытага 1ч 51мин (2:22)

Итого: 7 часов 56 минут (9:57)

Дукдон – хороший несложный перевал с красивым каньоном.

Список литературы

1. А.С. Мухин В.Ф. Гусев «Фанские горы», М., 1949, например, книга выложена здесь: http://ullutau.ru/lib/?id=175
    2. Перевал Хохт северный – Карминский А.В., поход 4 к.с., 2011 http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=5438&sort=rate_article
    3. «Высокогорные перевалы: перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР», М., «Прест», 2001, более новая версия лежит здесь: http://www.mountain.ru/useful/dictionaries/2006/klass/fany.shtml2