Автор: Анатолий Фатеев, г.Новосибирск

История открытия и восхождений на п. Гармо ( и траверсов Дарвазской стены) .

(fateev99@mail.ru)

В 1991 году в рамках горного похода 6 к.с. я прошел траверс Дарвазской стены и п. Гармо в составе самодеятельной группы из города Томска. Руководитель Будников В.Я. в течение полугода после окончания похода в общих чертах подготовил отчет, до конца не закончил. По прошествии более чем 12-ти лет Ворожищев М. ( один из участников этого путешествия ), решил все таки написать отчет в упрощенном варианте и его опубликовать. В 2005 году текст отчета выложили на сайт турклуба ТАКТ ( takt.tomsk.ru/t/lib/mount/pamir/1991/Pamir-Six-1991.pdf

Ввиду того, что поход вспоминался по истечению долгого времени, то в тексте допущены отдельные неточности и даже некоторые пройденные перевалы приведены не совсем верно. По траверсу Дарвазской стены и п. Гармо в отчете не описаны детали и важные особенности прохождения препятствий.

Поэтому я решил дополнить и расширить отчет М. Ворожищева. С этой целью в 2016 году я нашел и отсканировал черно-белые пленки участника похода В.Неудахина ( моего напарника по связке), кроме того, много пленок и слайдов мне передал В.Маслов – тоже участник похода.

В процессе описания нашего траверса меня заинтересовала история восхождений на этот известный пик, и пришлось «окунутся» в исторические дебри, что в итоге и привело к данному обзору.

Информация бралась с общедоступных сайтов сети интернет, с имеющихся в наличии книг и от непосредственных участников данных событий. Обнаружилось много интересного, в том числе удивило отсутствие достоверных фактов и первичной информации по известным восхождениям альпинистов.

Основная часть текста написана еще в конце 2016 года, и тогда было достаточно много вопросов по истроии восхождений на эту вершину и имелись отдельные неясности по траверсу томичей в 1991 году.

За прошедшее время произошло два события. Я случайно нашел и скачал отчет Е. Еремина из турклуба «Глобус» г. Киева по горной «пятерке» на Памире за 2014 год, где увидел несколько фотографий массива Гармо с запада почти от к. Пашимгар. Раньше я таких снимков не смог найти, почему-то в советских книгах по альпинизму нет таких фотографий, хотя часто описывается урочище реки Гармо.

И второе очень важное событие – это поход на Памир группы МГУ под руководством Д. Осина в августе этого( 2017) года. Группа поднялась радиально на вершину по з-з-с ребру и сняла три записки в этом массиве. Интересную записку одесских альпинистов от 1940 года они нашли на седловине перевала Крыленко-Блещунова, записку группы Кузьмина (без инициалов) за 1969 год обнаружили во втором контрольном туре и на самой вершине сняли записку А. Джулия 1992 года, которая лежала в алюминиевой фляге. Скорее всего, ее (эту флягу) оставили грузинские альпинисты еще в 1957 году. Денис также при переписке сообщил мне, что камни на вершине трех цветов –« серые и красно-коричневые на самой вершине (я имею в виду место тура, сама высшая точка снежная, скал там нет) и оранжево-коричневые выходы метров на 15 ниже и южнее». Судя по их цветной фотографии на вершине возле камня (которую я тоже прилагаю в этом варианте текста) цвет большого камня серо-зеленоватый и красноватый внизу.

Пик Гармо находится в Таджикистане в центральной части Памира на стыке Дарвазского хребта, простирающегося в юго-западном направлении, и хребта Академии Наук, отходящего на север. На советских картах хребет Академии Наук тянется на юг аж до верховьев ледника Федченко, хотя видно, что в районе перевала Кашал-Аяк этого хребта уже нет. Поэтому я считаю, что хребет Академии Наук с севера «упирается» в Дарвазский и заканчивается пиком Гармо!

История открытия этой вершины тесно переплетена с изучением Памира, а в литературе и отчетах экспедиций она часто звучит как «Загадка узла Гармо». Как я успел узнать за последние дни октября 2016 года, эта проблема актуальна и в настоящее время, судя по дате появления статей и публикаций, которые выкладываются в интернете.

Например, только в 2012 году Г. Сальников из тк. НГУ г. Новосибирска перевел с немецкого языка дневники участников Алайско-Памирской экспедиции 1928 года ( http://nmr.nioch.nsc.ru/history/ap1928/node3.html), и свой огромный труд он посвятил Вильяму Соколенко. В советской литературе, как я понял, очень мало достоверной и детальной информации об экспедициях, совершенных немецкими исследователями. Читая их дневники, честно сказать, я даже удивлен «крутостью» немецко-австрийских альпинистов, которые, в частности вдвоем прошли по леднику Академии Наук и потом спустились по ледопаду «Медвежий», вышли к р. Абдукагор и вернулись обратно. А это перевал 3Б, который советские горники впервые прошли где-то в 70-х годах.

В журнале «Лёд и Снег» за 2014 год, № 2 (126) нашел также интересную статью «Как на месте «белого пятна» в центре Памира были открыты крупнейший ледник и высочайшая вершина». Автор В.М. Котляков ( род. 6 ноября 1931) - русский гляциолог и географ, академик РАН (1991), директор Института географии РАН (1985—2015). В этой статье есть даже схематическая карта (которую я долго искал в «инете») под названием «Реки и ледника Гармо и истоков реки Ванч», составленная в 1916 году астрономом Я.И. Беляевым (1891 г.р). Согласно (http://www.risk.ru/blog/197633) этого мужика расстреляли еще в 1930 году (!), но в списках http://lists.memo.ru/index2.htm его нет ?

Меня тоже заинтересовала тема «загадки узла Гармо», захотелось найти первоисточники, в частности узнать, когда вершина Гармо появилась впервые на карте (и этого я пока не узнал), а также мне было интересно посмотреть на первые фотографии этого пика с запада от урочища р. Хингоу (Гармо), как уже отмечалось, почему-то в советских книгах нет снимков со стороны р.Гармо !

Непосредственно про пик Гармо есть информация в нескольких книгах еще советского издания.

Как пишет Е.В. ТИМАШЕВ в статье ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕДНИКА ГАНДО В 1948 ГОДУ ( сб. «Побежденные вершины», 1949 год, стр. 100)

«Пик Гармо (6615)2 — эффектная массивная вершина в хребте Академии наук3 от нее на юго-запад отходит Дарвазский хребет. Гармо — название местное, таджикское. По объяснениям местных жителей, которых расспрашивал автор, оно означает крупный ориентир, издалека видный в створе долины4

Действительно, когда двигаешься вверх по долине р. Арзынг, то в створе ее видна другая долина — долина «Гармо», а в глубине последней — крупный возвышающийся белоснежной стеной пик — пик «Гармо». Что первоначально получило название «Гармо»: пик, а по нему долина и река, или наоборот, автору выяснить не удалось. Да это уже и не существенно.

Слово «Гармо» (как название реки) впервые упомянуто В.И. Липским в его статье (19, стр. 674) пик Гармо впервые указан на старой русской десятиверстной карте».

2 Отметка взята с топографической карты. — Е.Т.

3 На ряде карт, в последнее время, пик Гармо назван пиком Кагановича.

4 Я.И. Беляев после экспедиции 1916 г. отметил: «Название Гармо произошло, по-видимому (выделено нами. — Е.Т.), от слов Гарм-об, что значит «теплая вода» (хотя вода в Гармо, как и во всякой ледниковой реке, достаточно холодна)» (4, стр. 13). Местные жители не подтвердили автору такого толкования. — Е.Т.

19_Липский В.И. Ледниковые области Арзынга, Мазара и Мука. Изв. Русск. Геогр. общ., 1899, вып. 6

Читая книгу топографа И. Г. Дорофеева «В сердце Памирских гор» (Москва, Мысль, 1980 г.), я также узнал, что пик Гармо в начале прошлого века считался одной из самых известных вершин среди жителей западной части горного Таджикистана (если точнее - жителей кишлаков в верхней части р. Хингоу и киш. ПашимГар). Возможно, что Дорофеев делал снимки с этой стороны, но в отечественную войну у него потерялись дневники и около 10000 фотопластинок.

Согласно книги Калинина Г. «Вершины ледника Бивачного» (Ташкент, изд. "Узбекистан", 1985 г.) «Гармо пик, 6595 м (рис. 7 – фотография с ледн. Бивачный). Впервые вершина и река с та­ким названием появились на десятиверстной карте Памира, составление которой было начато в 90-е годы позапрошлого века. Вычерчивал ее подполковник Г.Е. Родионов. Затем вершина Гармо фигурирует на гипотетической схеме Александра фон Мекка8 и в статье Н.Л. Корженевского9, который помещает ее в верховья ледника Фортамбек.

В 1913 году на Памире побывали немецкие исследователи. О результатах их экспедиции появился ряд работ, авторами которых были географ и альпинист профессор В.Р. Рикмерс, геолог Р. Клебельсберг, метеоролог профессор А. Фиккер. По местоположению пика Гармо они публикуют разноречивые све­дения. Р. Клебельсберг помещает его на место нынешней вер­шины, а Рикмерс отводит эту роль пику 5323 (ныне пик Беляе­ва).

К такому же выводу приходит и астроном Я. И. Беляев, по­сетивший долину Гармо в 1916 году. Он также склонен к тому, что под пиком Гармо следует подразумевать вершину 5323, а его спутник геолог П. И. Беседин считает пиком Гармо ныне именованную вершину10. В 1925 году Н. Л. Корженевский на своей гипотетической картосхеме Северо-Западного Памира помещает «пик Гармо» в центре пересечения хребтов, разделяющих ледники Гармо, Аюджилга, Танымас, Бивачный и Кошалаяк11. Неувязка с двумя «пиками Гармо» усугубляется после Памирской экспедиции 1928 года, осуществленной совместно советскими и немецкими исследователями. Пик Гармо на картах, опубликованных у нас и за рубежом, помещен на месте нынеш­него пика Коммунизма и в описаниях фигурирует как высшая точка страны — 7495 м12. На этих картах на месте нынешнего пи­ка Гармо значится пик Дарваз.В результате последующих памирских экспедиций 1931-1932 годов исследователи пришли к выводу, что пик 7495 был принят за «Гармо» ошибочно, а действительным пиком Гармо является вершина высотой 6595 м, расположенная на 15 км южнее. Данное название окончательно утверждено на карте за этой вершиной лишь в 1959 году».

Опыт картографического изображения бассейнов рек Муксу, Арзынга и Мазара. Ежегодник Русского Горного общества. Вып. 5, 1905.

Н.Л. Корженевский. В горах Петра Великого. Труды Общества землеведения, т. 3, С-Пб, 1914.

Я.И. Беляев. На ледниках Гармо. П.И. Беседин. На ледниках Гармо. Известия Русского географического общества. Т. 5, 1919-1923.

Н.Л. Корженевский. Истоки реки Танымас. Ташкент, 1926.

Н.П. Горбунов. Географические работы в области белого пятна на Памире. - "Природа", 1929, № 9.

Что интересно, почему-то в этих трех книгах отсутствуют фотографии массива Гармо с запада со стороны киш. Пашимгар. Я нигде их и так не увидел!

И только 7 июня 2017 года с сайта https://www.tkg.org.ua я скачал отчет Е.Еремина по походу на Памире в 2014 году (а ссылку получил в контакте от Г. Зиякаева). С долины реки Гармо вдалеке хорошо видно вершину и Дарвазскую стену !!! Этот вид сохраняется практически от к. Пашимгар !!!

Кроме того, Денис Осин в 2017 году сделал несколько фотографий с вершины Гармо и на одной из них хорошо видно все ущелье до самого к. Пашимгар. Ниже я привожу два снимка, один из которых сделан снизу от р. Гармо и второй с вершины в западную сторону.

Фотография из отчета Е.Еремина

Вид с вершины на запад (фото Д.Осина)

А еще раньше я нашел снимки, сделанные с юго-восточной стороны (со стороны ледника Федченко). Эти вершины, и Гармо и Коммунизма (Сталина-Сомони) европейцы увидели и сфотографировали с верховьев ледника Федченко (с перевала Танымас) в Алайско-Памирской экспедиции еще в 1928 году. Снимок широко известен, он есть как в книге И. Г. Дорофеева (1980 г.), так и в статье В.М. Котлякова. Но я прилагаю фрагмент хорошего современного снимка примерно с тех же мест, снятый в 2009 году ( Фото Ивана Жданова ) http://wiki.risk.ru/index.php/Файл:Gorbunov_10.jpg . Эта фотография есть также на http://www.risk.ru/blog/10740 в отчете А.Лебедева по Памирскому марафону 2009 года.

Жаль, что облака закрывают юго-западную часть массива Гармо! Вот на той острой и снежной макушке с карнизами мы и стояли в 1991 году, и оттуда есть наша фотография на юг.

Фрагмент со слайда Маслова В., сканировал в ноябре 2016 года.

Хорошо виден ледник Федченко, а прямо внизу – часть перевала Кашал-Аяк.

На эту вершину поднимались относительно редко, в сравнении с пиком Коммунизма, на который альпинисты в советское время «ходили толпами» и проложено целых 39 новых маршрутов (http://www.alpklubspb.ru), включая подъем Евгения Абалакова в 1933 году.

Ситуация с маршрутами на пик Гармо оказалась не только аховой, но еще и запутанной ! Можно ее по аналогии назвать даже «загадка массива Гармо». И проблема заключается как в отсутствии первоисточников, так и в их качестве. В отличие от маршрутов по горным походам, отчеты по которым выложены на tlib.ru, найти «с ходу» первичную информацию по восхождениям совершенно невозможно. Пока есть только один отчет от грузинских альпинистов 1957 года и то не совсем полный, и найден он А. Джулием на том же сайте (tlib.ru).

Тем не менее, согласно источникам из интернета и нашим данным по настоящее время, известно всего о семи восхождениях и двух траверсах пика Гармо. При этом достоверность успешности некоторых восхождений остается под большим вопросом. Это связано, как отмечалось выше, с тем, что практически невозможно найти в «сети» непосредственных отчетов по этим восхождениям, а та информация, которая присутствует «на бескрайних просторах интернета» оставляет больше вопросов, чем ответов. Кроме того, большинство маршрутов предположительно проложены с северо-западной стороны (с перевала Крыленко-Блещунова).

Вероятно, что первое восхождение на вершину, как написано на сайте http://www.alpklubspb.ru/ass/a410.htm в статье ВПЕРВЫЕ НА ПИК ГАРМО совершено 30 августа 1948 года ( «по северному ребру со стороны ледника Гармо») с организацией базовых лагерей экспедицией Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта и ДСО «Наука» (маршрут 5Б категории трудности), руководил восхождением В. Иванов.

Но отчета и описания этого восхождения я не нашел, а на сайте приведена фотография с названием «Гармо ближним планом». В реальности такого ракурса настоящего пика Гармо нет ! Но возможно что на эту вершину они и поднимались !

Эту вершину я увидел на фотографиях от В. Первозванского из НГУ по походу 2009 года, а расположена она совсем в другом месте ледника Вавилова.

Также этот массив виден слева от перевала Пересыпь на фото 22 в отчете М. Ворожищева по траверсу 1991 года.

Поэтому я и пишу с сомнением про это восхождение, так как не нашел пока в интернете достоверных фактов.

По первому восхождению на Гармо на сайте http://www.alpklubspb.ru/ написал Герман Андреев по статье Вячеслава Иванова в книге «Вертикали», Лениздат, 1979.

Я не поленился и нашел эту книгу 4 ноября на сайте http://dugoba.com/ru/books/2.html

и кое-как скачал с

http://yadi.sk/d/c7E9W2kvMPasq надеясь все же увидеть в статье Иванова фотографии вершины, но …. там нет ни одного снимка и описание такое, что у меня закралось подозрение, что они поднимались где-то совсем не там, или не на ту вершину.

Но пришлось еще потратить время и отыскать первоисточники. В ежегоднике советского альпинизма «Побежденные вершины» (Географгиз, 1949) ( скачал с сайта http://krok.biz/) есть большая статья Науменко В.С. «Покорение пика Гармо», где приведена схема, составленная А.С. Мухиным. На ней показан маршрут движения экспедиции от к. Пашимгара до вершины, но в статье всего четыре (!) снимка где-то в начале маршрута, и совсем нет фотографий верхней части ледника Вавилова и самой вершины. Не говоря уже о снимках на вершине, которые в этой публикации отсутствуют.

Но когда в Томске у А.Сипайлова в личной библиотеке посмотрел бумажный вариант книги, то увидел во вкладке панораму с видом на Гармо и Дарвазскую стену, сделанную с хр. Ак.Наук (с северного гребня).

Надо отметить, что большинство статей в сборниках «Побежденные вершины» больше литературные и часто идеологоризированные, особенно ранние выпуски.

И в этом же сборнике «ПВ» за 1949 год в следующей статье Е.В.Тимашева «ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕДНИКА ГАНДО В 1948 ГОДУ» на стр. 75 почему-то приведена фотография с надписью «30 августа 1948 г. 16 часов. Советские люди впервые достигли вершины пика Кагановича (Гармо)» фото В. Гусева.

Хорошая фотография крупным планом, но что-то мне сразу на ней показалось не то. Почему-то они почти все без солнцезащитных очков и их нет ни на шее, ни на голове !!! Что хочешь, то и думай, возможно специально сняли, чтобы сделать фотографию?

Я не планировал ее вставлять в текст, но потом вспомнил, что я уже добавил снимки на вершине нашей группы и грузинской, и на них видно, как выглядят восходители.

В заключении осталось только найти «Составленный А.И. Ивановым паспорт вершины», который « позволил классификационной комиссии Всесоюзного комитета определить категорию трудности восхождения на Гармо по северо-западному гребню в V-Б и отметить его как крупнейшее достижение советского альпинизма за последнее десятилетие», но похоже, что это бесполезное занятие, хотя «чем черт не шутит», может - где оно потом и «всплывет».

Надо также отметить, что в сборнике «ПВ» есть еще несколько фотографий с пиком Гармо, в частности в передовой статье Д.М. Затуловского «Итоги 1948 года» на стр.7 даже приведено фото А.Багрова, где показан путь подъема советских альпинистов на пик Кагановича(Гармо) в 1948 г.

На фото —в первом ряду (слева направо): мастер спорта В. Иванов, А. Иванов, И. Дайбог во втором ряду — мастера спорта: А. Гожев, А. Багров, В. Мухин (сверху).

Во второй раз, вероятно, поднялись на вершину грузинские альпинисты в 1957 году с южной стороны, в рамках траверса нескольких «вершин» в верхней части Дарвазской стены.

Как отмечалось выше, по этому траверсу есть детальный отчет и там приложено несколько снимков, в том числе приведена фотография на скалах возле вершины, а справа сзади выше и почему-то далеко, как мне кажется, виден снежный гребень.

Из этого следует, что снимок сделан не на высшей точке гребня, кроме того, записок предыдущих групп они не нашли, поэтому у меня и возникли сомнения в том, что они были на высшей точке хребта, точнее на пике Гармо, но где-то рядом они были точно.

Записку грузинской команды в 1991 году мы нашли на пике Рудаки. Она лежала в заснеженных ска-лах в алюминиевой закручивающейся капсуле. В ней мы оставили свою записку, которую потом в 1992 году найдет группа из Москвы (рук. Джулий А.)

Третье восхождение (скорее всего) совершено альпинистами советско-британской Памирской экспедиции в 1962 году. В иностранной литературе об этой экспедиции написано несколько книг, в том числе хорошо известная за рубежом книга Малькольма Слессера (1926-2007) (Malcolm Slesser) Red Peak. Hodder and Stoughton. 1964, 256 s.) (). Судя по статье на сайте 4sport.ua/articles?id=16023 (со ссылкой на "ЭКС"журнал. Альпинизм. Туризм. Путешествия. 31 окт 2013 "КРАСНЫЙ ПИК". ИСТОРИЯ КНИГИ 1. Недавно в наш редакционный архив попала уникальная книга, вышедшая практически 50 лет назад в Нью-Йорке. Ее автор - Малькольм Слессер - выпускник Эдинбургского Университета, работал в сфере химической промышленности, позже преподавал в Университете Стрэтклайда.в Глазго. Автор более 100 научных статей. ) , эта книга есть в редакционном архиве журнала «ЭКС», и я им отправил 7 ноября 2016 года письмо, надеясь узнать отдельные детали, но ответа не получил.

В поздней советской литературе это событие отмечено небольшим абзацем на стр. 104 в книге П.С. Рототаева «К вершинам». Хроника советского альпинизма ( Издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1977 г. )

«Тогда же проводилась первая советско-английская экспедиция на Памир. Английскую часть возглавлял Д. Хант. Среди 12 ее участников были опытные «гималайцы», в том числе Д. Браун, победитель Канченджанги в 1955 г., Д. Лоу, У. Нойс. Наши гости вместе с советскими восходителями во главе с А. Овчинниковым совершили тренировочное первовосхождение на вершину 5640 м и назвали ее “пиком Содружества”. Затем совместными усилиями был побежден пик Гармо. Завершило экспедицию восхождение на пик Коммунизма»

Совместные восхождения 1962 года более подробно описаны в сборнике «Побежденные вершины» (10 выпуск за 1962-1964 г.г.) и в книге А.Г. Овчинникова «Альпинисты МВТУ им. Н.Э. Баумана» (1998 г). Обе книги оказались у меня в наличии: первую я купил еще давно в молодости, а вторую мне дала Титкова Лариса из г. Томска.

В сборнике «ПВ» на стр. 57-83 напечатана больная статья Е.Б. Гиппенрейтера и А.Г. Овчинникова с названием «Флаги двух стран над Памиром».

В статье всего две (!) фотографии с подписью, что они сделаны на вершинах, одна на пике Гармо, другая – на пике Коммунизма.

На пике Гармо приведен крупный снимок возле большого камня.

Английские альпинисты одеты достаточно легко, не видно ледорубов (альпенштоков), но очки есть ! На Нойсе – станковый рюкзак.

К сожалению, при спуске они погибли, сорвавшись в связке на снежно-ледовом склоне и упав с высоты 800 метров в сторону ледника Вавилова.

Робин Смит и Уилфрид Нойс на пике Гармо

Фото А. Севастьянова

Наша фотография на вершине тоже сделана возле большого камня, но вероятно с другой стороны. Возможно это тот же самый камень.

В книге А.Г. Овчинникова я наконец-то увидел один снимок, сделанный в верхней части ледника Вавилова, где хорошо видна вершина и часть Дарвазской стены.

Но честно сказать, у меня возникли сомнения, что они смогли за неполный день подняться на вершину с седловины под гребнем, а это почти километр по вертикали. А потом спустились за один час.

Тем не менее, на стр. 366 написано, что в туре они достали записку грузинских альпинистов и оставили свою, фотографий на вершине или с подъема в этой книге нет.

И что еще я обнаружил про пик Гармо в англоязычном интернете: на сайте https://en.wikipedia.org/wiki/Mount_Garmo про этот пик есть только информация про путаницу с вершинами в 1928- 30 годах и про гибель английских альпинистов в 1962 году. Ни слова про восхождения 1948 и 1957 годов. Что хочешь, то и думай. Проверил на этом же сайте, что написано про другие вершины, и там оказалось все честно. На Корженеву поднялась группа Угарова в 1953 году, а на Коммунизма – Абалаков в 1933.

В ноябре 2017 года Денис Осин нашел в интернете и купил книгу Малькольма Слессера "КРАСНЫЙ ПИК". Со слов Дениса в ней не оказалось фотографий с восхождения на пик Гармо ( что меня даже удивило ), не приведен путь маршрута на пик и про записку с вершины не сказано ни слова. Потом я ему выслал несколько страниц из книги А.Г. Овчинникова (1998 г), где описывались события восхождения 1962 года, и он подтвердил, что их группа в 2017 году поднималась примерно по пути английских и советских альпинистов.

Пик Кагановича (Гармо), взятый советскими альпинистами в 1948 г. Флажками отмечены бивуаки

Фото А. Багрова.

Надо отметить, что при подъеме на вершину с северо-запада( с перевала Крыленко-Блещунова ) все маршруты будут примерно одинаковые, так как справа по ходу обрываются крутые скальные стены, а слева – лавиноопасные снежно-ледовые склоны. И оптимальный путь прокладывается между ними.

В сборнике «ПВ» за 1949 год на стр. 7 в передовой статье Д.М. Затуловского «Итоги 1948 года» даже приведена фотография, где показан маршрут первосходителей ( и даже с местами ночевок).

В статье также отмечено, что «Эта победа несомненно является наиболее значительной среди всех высотных восхождений советских альпинистов за последнее десятилетие.

И завершает статью пафосное предложение

«Альпинисты Советского Союза, исследуя труднодоступные районы родной земли, покоряя вершины, воспитывая тысячи новых восходителей, вносят свой посильный вклад в великое дело построения коммунизма в нашей стране».

А ведь наверное то поколение советских людей по настоящему думало, что строит коммунизм !?

Есть еще факты о двух восхождениях. В дневнике В.Маслов написал: «1.08.91. п. Гармо 6602 м. поднялись к туру. ……Записка 87 г. (москвичи) и 77 г. (ГДР)». Записки ( или записка - ?) должны быть у Будникова В.Я., но пока он их не может найти. И «сходу» обнаружить информацию про эти восхождения в интернете не удалось, и в последнем сборнике «Побежденные вершины» за 1977-78 года нет данных про это событие. Обычно альпинисты очень тщательно отслеживают свои восхождения, а тем более на такую известную вершину. А 19 ноября прошлого года в гостях у А.Сипайлова Виктор Яковлевич мне сообщил, что, скорее всего, этих записок он не найдет! Печалька: тут у меня что-то возникли сомнения в их наличии. Что интересно – и А. Джулий, когда я его попросил показать наши записки, найти их не может! Вот такая беда с записками. На данный момент ( а это было написано еще в 2016 году) нет ни одной записки с вершины!

Но наконец-то в 2017 году группа Осина все-же сняла записку группы москвичей за 1992 год, она приведена в комментариях к посту на риске https://www.risk.ru/blog/212464

Покопался еще в инете и нашел у альпинистов (http://old.alpfederation.ru/route/list ) следующую информацию:

Список маршрутов 4. ПАМИР / 4.1. Академии Наук хребет (западный борт л. Федченко от пер. Язгулемский на юге до р. Муксу на севере со всеми боковыми отрогами)

4. ПАМИР / 4.3. Дарвазский хребет (от п. Гармо и л. Русского Географического Общества на востоке до хребта Хазратишок на западе, с юга р. Ванч и р. Пяндж, с севера р. Гармо и р. Оби-Хингоу. Мазарской хребет включен как Северный отрог)

Получается, что в архивах федерации альпинизма по восхождениям на эту вершину практически ничего нет !!!

Но от Владимира Шатаева (Летопись альпинизма. Сведения о восхождениях — 1987 год, есть также здесь http://www.climbing.ru/forum/all/topic_1020/) нашел более конкретную запись. «Гармо, С ребру, 5Б (Багров). 14-08 Л.Роднянский, И.Гречко, Д.Егоров, Н.Петров, Н.Прохоров (Москва)». Скорее всего в 1991 году мы сняли их записку (та, что за 1987 год).

В интернете имеется также информация о траверсах альпинистов в 1969 и 1972 годах, где звучит п. Гармо. Но достоверность этих маршрутов с восхождением на вершину остается под большим сомнением, что связано с отсутствием как отчетов, так и просто отдельных деталей, а там, где они есть, то сплошные «непонятки».

Например, на сайте http://www.alpklubspb.ru/zm/zm26.htm

(опять тот же сайт, где имеются «неточности» про Гармо 1948 года)

В статье ХРОНИКА «ЗОЛОТЫХ» МАРШРУТОВ ПИТЕРСКИХ АЛЬПИНИСТОВ 1953-1992 гг. 1972 год.

приведена следующая фотография.

Но кто ходил в тех краях, сразу узнает вершину слева как пик Вооруженных Сил, через который ходят на перевал Гармо, а самого пика Гармо на этом снимке нет !

Вот такие «золотые» маршруты !

1972 год. Комакадемия-Гармо.

В декабре (19.12.2016) увидел на сайте www.risk.ru пост от lomiga с названием «Ретро-экскурс. Из архива чемпиона СССР в классе траверсов м.с. Старосельца Е. В.» (Чемпион СССР в классе траверсов 1972г.) и дальше выложена подборка слайдов тех лет -71-74года. Фото- Е.В.Старосельца.

Ну думаю, наконец-то я увижу что-то конкретное и знакомое с этого траверса, но …. снимки оказались только с прохождения п. Комакадемии и несколько интересных кадров с метеостанции Федченко ! Нет ни одной фотографии с Гармо !

Вышеприведенная информация говорит о том, что с альпинисткими маршрутами на пик Гармо, согласно «всемирой сети», большая проблема, точнее сплошные «непонятки».

Примерно то же самое, что изложено выше, но совсем коротенько, написал мне в письме от 1 февраля 2016 года А. Джулий (орфография сохранена).

«Если рассуждать по всем восхождениям на Гармо в соответствии с классификатором вершин, получается следующее:

4.1.13 Багров 1948 г. - Гармо по С. ребру - полнаяя туфта, я с этим разбирался, думаю, они просто вершины перепутали, прошли 5-к в р-не перевала Пересыпь.

4.1.14 - Ю. Кузьмин 1969, по С-З. стене 5Б - мы на спуске видели остатки веревок - либо их, либо англичан 62-го года.

Вероятно, тогда же они (скорей всего часть команды)продолжили траверс до Коммунизма. В перечне он есть в конце, как не вошедший в основной раздел.

4.11.37 В. Некрасов, 1972 г. - Комакадемия Ю. - Гармо, по Ю-З стене, траверс. Что такое Ю-З стена Комакадемии - понимаю плохо. Возможно, это с Бивачного (ОГПУ), левее по ходу перевала Отрада.

По этим двум траверсам не видел ничего, поэтому сложно дать оценку. Грузинский отчет я видел при подготовке, но он мало вменяемый. Возможно, стоит попробовать еще раз порыться в федерации альпинизма в отчетах, может что-то все-таки есть по 69-му и 72-му. Будет время - попробую, вдруг что-то найду.

4.3.6 Д. Медзмариашвили, 1957, 5Б, траверс 6-ти вершин Дарвазской стены. Это есть отчет в сети, который дает примерное представление о м-те.

Еще: росийско-английская экспедиция, это 1962 год, ходили они, судя по всему, с лед. Вавилова на пер. Крыленко-Блещунова и далее по гребню (где я спускался). На спуске погибли Смит и Нойс, их нашли и где-то там и похоронили (как я понимаю, в месте базового лагеря).

Ну и наши два траверса - похоже и все».

Таким образом, за всю историю освоения Памира траверс Дарвазской стены и пика Гармо совершили всего две группы. Удивительно то, что они представляли собой школу советского самодеятельного туризма по той причине, что в 1989 году сняли ограничения для прохождения вершин в горных путешествиях.

Впервые этот маршрут в автономном походе шестой категории сложности в августе 1991 году прошли спортсмены из города Томска, а в следующем году в условиях плохой погоды его совершила московская группа.

Также известно, что еще в 1957 году несколько «вершин» в верхней части Дарвазской стены одолели грузинские альпинисты.

Ниже на основе карты от В. Завьялова и др. (http://slazav.mccme.ru/maps/hr/all_pam.htm ) показаны маршруты траверсов. Точками показан примерный путь грузинской команды, красной сплошной линией нарисован маршрут томичей и сплошной синей линией отмечен вариант подъема на гребень и спуска с п. Гармо группы из Москвы.

Для ориентировки и привязки по гребню везде в дальнейшем будут использоваться названия и высоты, взятые из отчета грузинской команды за 1957 год.

В 1957 году грузинские альпинисты поднялись с юга на гребень Дарвазской стены, радиально сходили на п. Гармо и, пройдя несколько «вершин» по гребню на юго-запад, спустились опять же на южную сторону хребта. Краткое литературное обозрение этого события приведено в статье О.И.Гигинешвили – «Грузинские альпинисты на Памире» в сборнике Побежденные вершины 1954-1957 8 вып.1959 год (http://www.climb.od.ua/library/pobezhdnne_vershin__8/), и некоторым вершинам на гребне (скорее они ближе к «жандармам) они дали собственные названия.

В 1991 году Томская группа, в рамках автономного похода шестой категории впервые осуществила полный траверс Дарвазской стены и п. Гармо. Отчет написан М.Ворожищевым в 2004 году. Спортсмены вышли на гребень в верхней части ледника РГО по «ребру Томичей», также пройдя все жандармы и «вершины» Дарвазской стены, и через п. Гармо по восточному снежно-ледовому ребру спустились на перевал Гармо и ледник Бивачный.

Слева на право: Сипайлов А., Будников В., Фатеев А., Курносов А, Ворожищев М., Маслов В., Лукьянов А., Попков С.

Фото Неудахина В.

Из дневника В. Маслова

Шестнадцатый день – 01. 08. 1991 г. время 12.00. На вершине пика Гармо!.

«Мы на вершине, последний поднялся к туру к 12 часам. Погода дрянь. Ветер. Метет. Видимость плохая. Одел все теплые вещи и все равно не жарко. Много здесь не напишу. Шел сегодня еле-еле. В основном тропили Толик и Миша. Они и вышли первыми на вершину».

В 1992 году группа москвичей под руководством А. Джулия (также в автономном походе) совершила траверс Дарвазской стены и п. Гармо. Но на гребень они поднимались с перевала Даравазский кругозор по крутому снежно-ледовому ребру, а с пика Гармо они спустились на северную сторону ( на перевал Крыленко-Блещунова). Отчета по этому траверсу я не видел (прим – но в 2016 году А.Джулий все-же его написал и выложил на tlib.ru) , он эмоционально описан двумя участниками маршрута на многочисленных сайтах в интернете. Фотографий там очень мало и они низкого качества, но при переписке с Джулием он нам выслал еще немного хороших цветных слайдов.

Нашей записки, когда я был в гостях у Анатолия осенью 2015 года, он мне не показал, но вроде они ее достали из тура.

В 2017 году их записку нашла группа под руководством Д. Осина. Записка лежала в аллюминиевой фляге (!).На сайте http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Juliy_Garmo-92/ есть фотография с подписью «На вершине п. Гармо». Экипированы по сурьезному, все в пуховках и очках. И справа виден край скалы или камня.

Но самым убедительных фактом их присутствия на вершине для меня выступил хороший цветной кадр, полученный летом от А. Джулия. Фото (оно приведено в конце обзора) сделано вдоль Дарвазской стены на запад.

Как московские, так и томские спортсмены почти ничего не знали о маршруте грузин. (Хотя я допускаю, что москвичи могли читать отчет альпинистов, так как он находился в их библиотеке) .

Группа А.Джулия, также не обладала информацией о нашем походе. Как пишет Анатолий на http://adjuliy.narod.ru/travers.html (дословно) «Информации по траверсу у нас не было никакой - не удалось найти ни альпинистских описаний, и В. Будников так и не предоставил мне материалы своего варианта траверса 1990 года».

Фактически каждая команда совершала первопрохождение. Но что удивительно, наши группы сняли записки предшественников с пика Рудаки и все знали, что команда Грузинского альпинистского клуба в 1957 году в классе траверсов заняла первое место на всесоюзном конкурсе (аналог чемпионата СССР по альпинизму). Их маршрут достаточно подробно описан в отчете №172а, который почти полностью есть в библиотеке www.tlib.ru , о чем нам сообщил А.Джулий летом 2015 г. Оказалось, что Анатолий его тоже раньше не видел (это согласно переписке 2015 года), и он очень удивился, что обнаружил отчет буквально «под носом».

Когда я скачал этот документ и начал читать, то сразу бросилась в глаза солидность всего мероприятия. Эта экспедиция в составе 22 человек финансировалась Советом Министров Грузинской ССР. Отличный высокогорный инвентарь. Костюмы и спальники на гагачьем пуху, шекельтоны, утепленные палатки (!) и т.д. «Значительная часть инвентаря изготовлена весной 1957 года Физкультпромснабом Физкультурного Комитета !» Почти как при первом восхождении на Анапурну в 1950 году, когда очень много фирм (и не только Франции) изготавливали снаряжение. Это совсем не наша самошитая обувь и палатки!

Кроме штурмовой и вспомогательной групп в состав экспедиции входили: начальник и его заместитель, завхоз, врач, радист, а также киногруппа (оператор и два ассистента). Но кино в «инете» так я и не нашел ((:

На первых порах начал сравнивать схему и описание их маршрута с современной фотографией, сделанной с юга в 2015 году участниками украинской группы под руководством Алексея Келина.

Снимок сделан где-то от нижней части перевала Сюрприз и мне пришлось его увеличить и вырезать только интересующую часть.

С маршрутом альпинистов из Грузии все оказалось не так просто, но все же к ноябрю прошлого года, согласно их отчета и, сопоставляя ситуацию на различных фотографиях, я нарисовал примерный путь подъема грузинской команды (он показан красной линией). Перед пиком Айни есть небольшая скальная безымянная вершина, не заметить ее сложно, но в отчете альпинистов про нее почему-то не сказано ни слова и скорее всего они обошли ее слева по ходу (поэтому за скалой их путь я нарисовал пунктиром). Где-то в конце красной стрелки приблизительно и находится пик Рудаки, куда, скорее всего, они и вылезли. Оттуда альпинисты, возможно, сходили радиально на вершину Гармо ( где красноватые скалы ) и потом пошли на юго-запад (на фото – влево), постепенно спускаясь.

Нашел также в своих старых слайдах с летнего похода 1987 года вид непосредственно с перевала Сюрприз, где хорошо видно, что на гребне Дарвазской стены как таковых вершин нет, и гребень смотрится достаточно пологим, но протяженным !

На хорошей панораме п. Гармо и Дарвазской стены с запада (Фото 2009 года из похода группы НГУ под рук. Первозванского В.В.) можно более точно выделить «вершины», которые прошли грузины в 1957 году и группы из Томска и Москвы.

Как видно на фотографии от п. Рудаки на юго-запад (это вправо) есть несколько значимых и характерных препятствий, которые надо пройти. Несколько «жандармов» и вершинок (6140, 6145 и п. Тбилиси) мы шли долго и нудно, но без «напряг», а в районе п. Фестивальная или Тбилиси (?) нам на пути встретился «жандарм», который Будников (я вначале думал, что Ворожищев) назвал «Ключевой». Почему-то в лоб мы его не смогли пройти и заночевали прямо перед ним. Там мы вырыли хорошую пещеру и спали достаточно комфортно (правда было душно и не хватало воздуха). А обходить жандарм решили слева по ходу, где ниже скал обрывается очень крутой и жесткий лед. На нем повесили несколько странных и косых веревок, которые мне пришлось снимать без рюкзака и где, честно сказать, я с ними намаялся. Не помню, чтобы я срывался, как пишет Миха, но на этих веревках я неплохо напрягся.

В 1992 году здесь же шла группа А. Джулия и они этот жандарм почти не заметили. Со слов Анатолия – они его прошли «в лоб» и он прислал нам свою фотографию.

Фото от А.Джулия

Насколько они похожи - судить трудно, мне показалось, что это разные жандармы, но, возможно, что другой ракурс или изменилась снежная обстановка. Но в любом случае московская группа, судя по воспоминаниям, нигде не обходила жандармы по крутому льду, также как и грузинские альпинисты.

У них этот жандарм вроде как называется п. Фестивальная и в отчете есть крупная фотография с юга.

Ввиду того, что мне долго было непонятно как выглядит жандарм «Ключевой» сзади, то просмотрел еще раз последовательность снимков на пленке Валеры Неудахина, а он снимал технические фотографии и вел хронометраж ( согласно списка участников) и решил эти кадры привести «как есть».

Кадр 10 такой же, как и 11-тый и они сделаны перед жандармом «Ключевой», который мы обходили слева по крутому льду и вешали много веревок.

Кадр 12 – сделан уже «назад» после «обхода» этого жандарма.

Кадр 13 точно такой же как и 14-тый, а последний снимок (кадр 15) – это уже мы подошли к группе, которая нас ждала и сидела перед большой «треугольной» скалой ( п.Айни).

Три снимка (12,13 и 14) с одинаковым видом (!), это значит, что он важный и скорее всего это и есть вид назад на жандарм «Ключевой». Но на кадре 13 и 14 при увеличении слева на снегу видны следы !!! Следовательно, ближний (на фото он правый) жандарм мы обошли справа по ходу. Значит, предыдущий жандарм и есть «Ключевой» и, как видно на фотографии - он легко (?) проходиться верхом !. Так на него, вероятно поднялась группа москвичей и спокойно (?) спустилась. С грузинами (и их отчетом) все гораздо сложнее ! Но это совершенно отдельная история !

Среди фотографий, которые сделали в 2017 году участники группы из МГУ под руководством Д. Осина есть одна хорошая и качественная панорама п.Гармо и Дарвазской стены с запада. Я вырезал и увеличил фрагмент центральной части, подписал «вершины от грузин», а также отметил место нашей ночевки 30 июля 1991 года. А ночевали мы в пещере перед жандармом «Ключевой».

Благодаря этой фотографии у меня исчезли последние сомнения и теперь совершенно ясно, что жандарм «Ключевой» и есть пик Тбилиси. Мы на него не полезли, а обошли слева по крутому и натечному льду !

И если обход жандарма «Ключевой» запомнили все (?) участники, то почему-то не сохранилось в памяти то, как мы поднимались на пик Айни (это характерная гора (жандарм) треугольной формы (если смотреть с юго-запада на восток) примерно находящаяся на середине Дарвазской стены). Название дали грузины, высота пика у них равна 6203 м.

Ниже приведены две фотографии с этой вершиной. Обе сделаны с юго-запада на восток и примерно с одного места.

Путь спуска грузинских альпинистов с в. Айни (Фотография из отчета №172а) и справо внизу как раз видно ту вершинку, о которой в их отчете не ни слова ?

Скомпанованная фотография из нашего похода 1991 г. Днем 30 июля. Обходим очередной жандарм после второй большой «вершинки» (6145) на гребне Дарвазской стены. Жандарм «Ключевой» (он же пик Тбилиси) - в центре кадра. На заднем плане виден п. Айни и крутой западный скальный склон (на снимке он слева , а справа – характерная скальная вершина !

В дневнике от Маслова мало внимания уделяется тактике движения и в том числе не акцентируется внимание на местах ночевок. И как мы поднимались на Айни у него не написано, а фразу «в обход скал по снегу» добавил Михаил.

Дело в том, что с этой вершины спускались альпинисты Грузии и вот как оно описано в их отчете №172а-029

Вроде как в верхней части, где крутизна 65-70 градусов они вешают веревку. В дневнике Маслова про этот подъем почти ничего не написано. Большинство (?) участников не помнят, и скорее всего, перила мы не вешали и прошли в связках «в лоб». Это же мне сказал Виктор в феврале 2016 года.

Но 21 ноября 2016 г. Ворожищев мне ответил: «По поводу пика. Айни- совершенно точно мы скалы обошли справа (по ходу), видимо у нас обстановка была лучше чем у Джулия. Шли просто в связках поднялись достаточно быстро. Пообедали перед подъемом и пошли. Заночевали под самой вершиной. алатку поставили под стенкой берга перед самым гребнем, а мы с Попковым вырыли пещеру на двоих пониже. Серега так замерз в прошлую ночь, что хотел спать в пещере, мы вроде дежурили и он уговорил, меня вырыть пещеру. Получилось не очень удачно, т.к. попали на узкую трещину и оттуда дуло. Но не сильно мерзли. А утром группа вылезла почти сразу на основной гребень. Вот как то так».

Вид от вершины Гармо на юго-запад.

Хорошая фотография от А.Джулия.

Обойти слева по ходу мы не могли, так как там, судя по разным фотографиям ( в том числе от Джулия и Первозванского ) достаточно крутые скалы !

Увеличенный фрагмент панорамы от Первозванского В.В.

Группа Джулия в лоб не пошла, и они поднимались на эту вершину справа (пхд) по снегу, где повесили вроде (?) пять веревок, и здесь произошел срыв участников из-за плохо закрепленного ледоруба. Информация из «сети» в виде воспоминаний от Анатолия Джулия (руководителя) (http://adjuliy.narod.ru/ocpamir92.html - сайт забит рекламой ) и от Антона Чхетиани http://lib.meta.ua/book/176/.

Скорее всего, и мы, как утверждает Михаил, поднялись на гребень за пиком Айни справа по ходу. И на этом гребне, как 19 ноября мне сказал Будников, мы где-то обедали возле скал и там он, именно он, откопал в скалах алюминиевую капсулу с запиской грузин. Я тоже очень хорошо помню эту цилиндрическую капсулу из толстого алюминия с закручивающейся крышкой, но где мы ее нашли - в моей памяти не сохранилось!

А спустились мы на перевал Гармо по снежно-ледовому ребру. У Г. Сальникова из тк НГУ есть хорошая фотография с похода 2004 года, но участники украинской группы под руководством А. Келина в 2015 году сделали отличный снимок верхней части этого гребня.

Фотография от А.Павлова. Точнее, снимок сделал Женя Еремин на фотоаппарат Павлова. Вид на восточное ребро массива Гармо от пика Вооруженных Сил.

Вот такая история про восхождения и маршруты на пик Гармо, совершенные за 70 лет.

В 2015 году украинская группа под руководством А. Келина планировала совершить восхождение по восточному ребру, но ввиду явной сложности пути и временных ограничений они не рискнули осуществить подъем. Решили, что лучше наверняка пройдут траверс Сомони (Коммунизма).

Но в 2017 году (через 25 лет ) все же сборная группа из МГУ под руководством Д.Осина в рамках горного похода 6 к.с. поднялась радиально на п.Гармо с северо-запада.

Приведена фотография группы возле скалы на вершине, сделанная руководителем.

И видно, что камни красноватые, скорее всего это андезит ( вулканическая порода) ! Жалко, что участники не взяли образец породы ((:

Может скоро кто-нибудь опять рискнет пройти траверс этого массива! И надеюсь, что эти мои воспоминания помогут его осуществить!
И в заключении составил сводную таблицу практически достоверных восхождений и траверсов этой известной горы. За почти 70 лет на вершине Гармо побывало всего девять групп, вот сводный список.

Год

Организация, руководитель и кто поднялся на вершину

Маршрут и сложность

Как отмечено в публикациях и в соревнованиях

Основной источник информации

1948

Экспедиция всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта и спортивное общество «Наука». Всего 15 человек. Поднялись В. Иванов, В. Мухин, А. Багров, А. Гожев, А. Иванов, И. Дайбог и В. Гусев.

Радиально с северо- запада, 5-Б

Крупнейшее достижение советского альпинизма за последнее десятилетие

Сборник «Побежденные вершины», 1949 год ( 2 выпуск). Статья В.С. Науменко «Покорение пика Гармо».

В книге много фотографий с этой экспедиции.

1957

Экспедиция Грузинского альпинистского клуба.

Д. Медзмариашвили, Б. Хергиани, Ч. Чартолани, А. Ахвледиани, 3.Ахвледиани,О. Хазарадзе, Т. Кухианидзе, И. Габлиани, Г. Абашидзе, Р. Хазарадзе

Траверс Дарвазской стены с радиальным восхождением на п. Гармо

1 место в классе траверсов

на всесоюзном конкурсе (аналог чемпионата СССР по альпинизму)

Отчет №172а на tlib.ru, Статья О.И.Гигинешвили –«Грузинские альпинисты на Памире» в сборнике Побежденные вершины 1954-1957 8 вып.1959 год

1962

Советско-английская экспедиция. А.Г. Овчинников, А. Севастьянов.

При спуске погибли Р.Смит и У.Нойс.

Радиально по с. ребру

В 1964 г. издана книга «Красный пик», автор М. Слессер

1969

Команда ленинградского «Локомотива». Кузмин Ю, Р. Иванов (тренер), О. Худяков, В. Варенцов, С. Зысин, Б. Лайхтман, А. Якушев, Я. Якушев

Радиально по с.ребру в рамках траверса п.Гармо – п.Коммунизма

1 место в классе траверсов

Записка от Д. Осина (снята в 2017 г.) со 2-го контр. тура.

1977

альпинисты ГДР

Нет информации, но скорее всего, что с северо-запада по ребру

Дневник В.Маслова, где написано, что мы сняли записку. Самой записки нет.

1987

альпинисты

Багров, Л.Роднянский, И.Гречко, Д.Егоров, Н.Петров, Н.Прохоров (Москва)

С ребро, 5Б

Владимир Шатаев Летопись альпинизма. Сведения о восхождениях — 1987 год

Дневник В.Маслова, где написано, что мы сняли записку. Самой записки нет.

1991

Томский обл.совет ВДФСО профсоюзов.Самодеятельная группа Будников В.Я.,Сипайлов А., Фатеев А., Курносов А, Ворожищев М., Маслов В., Лукьянов А., Попков С., Неудахин В.

Полный траверс Дарвазской стены и массива Гармо в рамках горного похода 6 к.с.

Отчет от Ворожищева, дневник от Маслова, фотографии, свидетельства и воспоминания участников и руководителя.

1992

г. Москва Самодеятельная группа. А. Джулий (рук), А. Масленников, Н. Будянская, Д. Оборотов, А. Чхетиани

Траверс Дарвазской стены и п. Гармо и в рамках горного похода 6 к.с.

Воспоминания участников и руководителя в интернете, Отчет №610-tlib.ru загружен 26.05.2016

2017

Самодеятельная группа т/к турклуб МГУ

Д.Осин, Ю. Вишневский, М. Осина, И. Рачинская, В. Ягодин

Радиально с северо-запада в рамках горного похода 6 к.с.

Пост и фото руководителя от 31.08.2017.

Таким образом, за всю почти 70-летнюю историю на вершину Гармо поднималось всего девять групп, пять из которых взошли радиально по С-З ребру (примерно по пути первопроходцев). Пока непонятна ситуация с альпинистами ГДР, информация в интернете отсутствует полностью, а их записку с вершины мы вроде как сняли, но самой записки нет!

Самый простой, короткий и не логичный траверс ( с южной стороны – на южную) совершила команда из Грузии в рамках большой самостоятельной экспедиции (и за него им дали 1 место!)

Самый сложный и протяженный траверс как часть горного маршрута 6 к.с пройден самодеятельной группой из Томска в 1991 г. Эта группа потом сразу прошла еще и траверс Коммунизма!

Чемпионат по горному туризму уже не проводился, и соответственно никаких мест не присуждалось, но зная ситуацию, можно утверждать, что это один из лучших и сложнейших горных походов высшей категории сложности, пройденный в СССР!!!

Октябрь- 12 декабря 2016 года

редактирую в сентябре- декабре 2017 года

Примечание.

Денис Осин написал мне в письме от 10 декабря, что отчет по походу он готовит !