Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Скальный класс - здесь много интересного для тех, кто любит скальный альпинизм
Скалолазание > Люди >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Материал подготовила Анна Пиунова, Mountain.RU
Фото из архива С. Рахметова и С.М. Архипова

Салават Рахметов.
50 лет

От редакции Mountain.RU: Время беспощадно ко всем кроме Салавата. Кажется, что он не меняется. И тем не менее, сегодня легендарному российскому скалолазу, чемпиону мира в болдеринге, ЗМС, мастеру спорта международного класса Салавату Рахметову исполняется 50 лет. Есть о чём вспомнить и что рассказать.


Фото ©Анна Пиунова

А.П. Каким было твоё детство до скалолазания, семья, увлечения. И как получилось, что именно скалолазание стало делом всей жизни.

С.Р. Я родился и вырос в городе Алма-Ате. Жили мы в доме барачного типа на окраине города. Мама с папой работали строителями, в семье кроме меня было ещё двое детей, старший брат Кайрат и сестра Эльмира. Как многие дети советской страны я последовательно прошёл ясли, детский сад и пошёл в школу. В школе, когда я учился в третьем классе, к нам пришла тренер по лёгкой атлетике Романова Валентина Митрофановна. Она провела отбор по школе и записала в секцию по лёгкой атлетике несколько человек, в числе которых был и я. С девяти лет у меня началась спортивная жизнь: тренировки, старты, победы. Поскольку я показывал хорошие результаты, маме предложили перевести меня в спортивную школу-интернат. Там я учился и тренировался с 7 по 8 класс. Тренировки были интенсивными, по одиннадцать тренировок в неделю по 2 часа каждая тренировка. Там я дошёл до второго взрослого разряда. Но лёгкая атлетика, как вид спорта, мне не очень нравилась, к тому же однажды я с Кайратом попал на скалы и узнал, что существует скалолазание и даже немного полазил. В 15 лет я бросил лёгкую атлетику и ушёл в скалолазание. Серьёзно стал тренироваться с 16 лет в секции Спортивного клуба армии Среднеазиатского военного округа у Горбунова В.А.


Ата. Январь 1988г. Скала Лесничество

А.П. Что представляли из себя тренировки в начале занятий, как и где тренировались, какие были тренажёры, кто помогал, мотивировал.

С.Р. Когда занимался у Горбунова, то тренировка состояла из следующих этапов: сначала бег 20 мин, потом разминка. Часто тренировались по круговой системе, на нескольких снарядах: перекладина, шведская стенка, брусья. Каждый занимал один из снарядов выполнял упражнения (подтягивание, отжим, выход и т.д.) по 30 сек. После этого бег по кругу, если позволял зал. Потом переходили на другой снаряд и опять 30 сек выполняли упражнение, а после бег и на другой снаряд. Один-два раза в неделю бегали кросс 10 км в гору, после него занимались растяжкой и ОФП. Лазали только по выходным дням на скале «Лесничество» в горах под Алма-Атой. В секции Горбунова была проблема с залом, где можно было бы построить скалодром, поэтому занимались больше физухой. Тренировки в то время в основном состояли из циклических нагрузок, где развивали такие качества как выносливость, плюс техника лазания на скалах, когда появлялась такая возможность. В период с 1984 по 1991 гг. два-три раза в году выезжали весной и осенью на сборы в Крым, а летом в Красноярск.

В конце 1985 года я ушёл от Горбунова к Архипову Сергею Марковичу в команду «Спартак».

В то время, когда я начал заниматься скалолазанием, трассы были другие, это было настоящее скалолазание в прямом смысле этого слова, потому что все соревнования проводились только на скалах.

В секции Спартака скалодром находился в строительном техникуме, высота скалодрома была 6 м. Он представлял из себя деревянные доски, с накрученными на них деревянными зацепами. Вроде простой, по современным меркам, но на самом деле Архипов С.М. построил его грамотно: этот тренажёр менял наклон, за несколько минут можно было сделать его пологим, вертикальным и даже нависающим. Плюс к этому было несколько дорожек с разными зацепами и перехватами. Деревянные зацепы стояли под разными углами: откидки, полуоткидки, подхваты, полуподхваты, мизера, щипки и тому подобное.

В зимнее время мы лазили по этому тренажёру, отрабатывая технику до автоматизма.

Я считаю, что это было грамотно и профессионально, т.к. на соревнованиях трассы проходили на скорость и базовые движения надо было делать на автомате, не теряя время на обдумывание.

На этих тренажёрах мы ещё отрабатывали технику работы с верёвкой для домбайских связок. Практически вся команда Спартака отлично владела техникой работы с верёвкой. Почти каждую тренировку отрабатывали и оттачивали все технические элементы: маятники, спуски, перестёжки, работу с лестницами.

И эти тренировки дали свои плоды: в 1985 году в Крыму на Молодёжном первенстве Чемпионата СССР золото в связках выиграли воспитанники С.М. Архипова Андрей Тетерюк и Слава Белоглазов, позже Кайрат Рахметов и Евгений Мухитов выигрывают домбайские связки в Красноярске.

В 1987 году на Чемпионате СССР я и Александр Сизинцев выигрываем домбайские связки с большим отрывом, мне тогда было 19, а Сизинцеву 16 лет. До этого времени в этой дисциплине выигрывали только опытные спортсмены с большим стажем лазания по скалам в связках, т.к. лазание в связках требует много внимания, собранности, знания огромного количества приёмов и нюансов работы с верёвкой, малейшая ошибка и можно просто запутаться в верёвке, потерять много времени, распутывая её, и в конце концов, даже не дойти до конца маршрута.

Ирина Бакалейникова, Кайрат и Салават Рахметовы, Евгений Мухитов

А.П. Каким ты был? О чём думал, мечтал 15-20-летний Салават? Кем были твои друзья, одноклассники?

С.Р. Каким я был… Я был очень увлечён скалолазанием, мне нравилось всё, что было связано с этим спортом: выезжать на скалы, жить в палатках, днём лазить, вечерами сидеть у костра и слушать песни под гитару, выступать на соревнованиях, путешествовать по стране, общаться с разными людьми.

К тому же я всегда любил соперничать, это у меня с детства. С первых дней я стремился достичь большего, хотел лазить лучше всех, не только в своей команде, но и в стране, в мире. К каждому старту относился серьёзно, вне зависимости от уровня соревнований, старался выложиться на все сто процентов. Сильно переживал неудачи, хотя старался не подавать вида. После каждого старта всегда анализировал, искал и находил ошибки, вёл спортивный дневник.

В скалолазание я пришёл уже в зрелом возрасте, в 16 лет. Это было достаточно поздно даже для того времени, но у меня были плюсы: хорошая физподготовка (пять лет до этого я занимался лёгкой атлетикой, много упражнений я взял именно оттуда), была хорошая выносливость и работоспособность, плюс огромное желание лазить и выступать.

В первый год я тренировался практически каждый день. В какой-то момент у меня наступил спад, я почти целый месяц не мог лазить и тренироваться, после этого я стал себя сдерживать, нормировать и грамотно тренироваться.

Насчёт одноклассников не могу ничего сказать, за десять лет я поменял пять школ, помню всех, но когда переходил в другую школу, терял связь. Могу сказать про тех, с кем был связан в скалолазном мире.

Александр Сизинцев, воспитанник Архипова С.М., команда Спартак г. Алма-Ата, МСМК по скалолазанию, чемпион СССР и России один из самых сильных, талантливых и молодых спортсменов того времени. Если бы Сизинцев продолжил спортивную карьеру, то у меня бы был ещё один сильный конкурент… :) Сейчас он генеральный директор компании "Билетикс" г. Москва.

Саша Сизинцев

Серик Казбеков, воспитанник Горбунова Владимира Александровича, МСМК по скалолазанию, мой двоюродный брат и друг, серебряный призёр Чемпионата Мира в скорости 1993 г., победитель этапа Кубка мира, а также крупных коммерческих соревнований в болдеринге. Много пройдено им сложных маршрутов на скалах, 8b онсайт.

Серика я привёл в скалолазание в мае 1984 года, вместе с ним в молодости мы исколесили всю Европу. Серик очень техничен и грациозен на скалах, кто видел как он лезет, со мной согласится. Весёлый, с юмором, очень целеустремлённый, всё, чего он добился, - это за счёт трудолюбия и упорства. Сейчас живёт в Днепропетровске.

Серик и Салават

Кайрат Рахметов, мой родной брат и друг. Воспитанник Архипова С.М., МСМК, Чемпион Европы, бронзовый призёр чемпионата мира в скорости. Сейчас живёт в Чехии, женат, двое детей, работает в фирме "Singing Rock" дизайнер-конструктор, разрабатывает новые модели страховочных систем для скалолазания, альпинизма и промальпа. С Кайратом мы вместе жили в Чехии с 1993 по 1998 гг., потом я уехал в Россию.

Кайрат

Евгений Мухитов - воспитанник Архипова С.М., МС, Чемпион СССР. В 1990 году вместе с ним осваивали скальные районы Чехии. Джон был одним из членов сборной Казахстана с 1985 по 1990 гг. Потом он ушёл в бизнес. Много спонсировал соревнований по скалолазанию в Красноярске, выделял средства для пробивки новых маршрутов в Крыму. Сейчас живёт в Севастополе.

Кайрат Рахметов, Юра Горбунов, Зина Бочкарёва и Ира Смирнова

Ещё хочу рассказать о своём тренере Сергее Марковиче Архипове. Этому человеку я многим обязан, не будь его, неизвестно как бы сложилась моя спортивная карьера и просто жизнь.

Во-первых, Сергей Маркович очень порядочный человек, никогда от него не слышал плохих слов, всегда удивлялся его выдержке и спокойствию. Он всегда находил выход, даже если не сразу получалось договориться с человеком. Во-вторых, он очень любил и любит свою работу. Работа с детьми, их воспитание - это его призвание.

С.М. Архипов третий справа

В-третьих, отличный организатор соревнований и тренировочных сборов, именно разработанная им система подготовки скалолазов сделала команду Казахстана одной из сильнейших команд страны в конце эпохи СССР.

Сергей Маркович дальновидный, строгий, когда нужно, и справедливый. Когда Сергей Маркович был старшим тренером Казахстана, в советское время, к нам со всей страны часто направляли служить в спорт-роту молодых ребят, таких как Андрей Веденмеер (из Ялты, в последствии ЗМС Чемпион мира и Европы в скорости), Сергей Шемулинкин (из Ленинграда, МС).

Когда вставал вопрос - кто поедет на очередные соревнования в составе сборной Казахстана, то предварительно проводились соревнования, и по итогам этих стартов формировалась команда. И Сергей Маркович всегда брал тех, кто лучше выступал, вне зависимости от того откуда кто приехал и как долго ещё будет в Казахстане.

С.М. Архипов (слева) с ребятами. Крайний справа Саша Сизинцев

И когда я попал к Архипову, я почувствовал себя профессионалом. Сергей Маркович всё делал, чтобы мы, спортсмены, тренировались спокойно и готовились к старту, не отвлекаясь на организационные дела: где найти деньги, купить билет, забронировать гостиницу и тому подобное.

Грамотно составлялся тренировочный календарь, выезды на скалы. Старались лазить в том же районе, где будут проходить соревнования, плюс контрольные старты в соревновательном режиме. Архипов не забывал и о культурной программе, выезды в исторические места, музеи. Все, кто занимался у Архипова, до сих пор общаются, несмотря на то, что всех раскидало по всему миру.

Сергей Маркович с 1993 года переехал жить в Германию, там он и сейчас работает с детьми в Юнга-центре, но каждый год в конце апреля - начале мая он приезжает в Алма-Ату и, как один из организаторов, проводит соревнования по скалолазанию для детей и взрослых.

А.П. Первые старты и первые победы. Жизнь в молодёжный период.

С.Р. Первый серьёзный старт у меня был в феврале 1985 года. До этого момента я практически не выступал, только внутри секции. Я занял первое место в двоеборье на Чемпионате по скалолазанию города Алма-Аты. Этот вид состоял из двух дисциплин: бег в гору на высоте 1500 м над уровнем моря и индивидуальное лазание на скалах "Лесничество". В беге я показал пятый результат, а в лазании был первым и в сумме стал победителем. В этих стартах участвовали все сильнейшие спортсмены Алма-Аты.

В начале мая того же года на чемпионате Алма-Аты на скалах реки Или основным моим соперником был мой старший брат Кайрат. В индивидуальном лазании Кайрат стал первым, я - вторым, причём до верха я показывал лучшее время, а на дюльфере Кайрат меня обошёл. Тогда учитывалось время спуска. Кайрат - более опытный скалолаз, на спуске развернулся корпусом в сторону земли и, упираясь ногами в скалу, практически наклонившись головой вниз, спускался, быстро шагая по скале, к финишу. Я же резкий и не опытный, просто висел и прыгал, отталкиваясь от скалы, при этом не набирая скорости на тугой верёвке, медленно спускался к подножию скалы. Я внимательно смотрел на всех участников соревнований и подмечал, какие допустил ошибки.

Салават третий справа

Все старты я не вспомню, их было очень много. Как юниор я выступил один год. В 1985 году в сентябре я и Пётр Драгунов поехали в Крым от команды Спортивного клуба Армии Среднеазиатского военного округа (СКА САВО) перед первенством СССР среди юниоров. Кайрат не смог поехать, т.к. наши сборы никто не финансировал, а собранных семейных денег хватало только на одного.

Кара сказал: "Поедешь один, у тебя больше шансов завоевать медали." За десять дней до старта мы были в Крыму. Жили, где придётся, даже одну ночь, помню, переночевали прямо под скалами. Позже пристроились к россиянам, они жили в оборудованных вагончиках в Ялте, там же мы нашли заброшенный вагончик без удобств и стали в нём жить. Экономили на всём, главное было лазить и тренироваться.

Тогда я встретил на скалах именитых спортсменов Валеру Балезина, Алексея Чертова, Сергея Калошина, Михаила Вершинина и Райхана Галиакбарова, о которых я читал в книге «Скалолазание. Спорт и профессия" Леонида Замятнина. Выступил я на соревнованиях не плохо , завоевал две бронзовые медали в парных гонках и индивидуальном лазании. Позже там же, в Крыму, проходили соревнования взрослого чемпионата СССР, на них я был демонстратором короткой трассы в 80 м...) и домбайских связок.

Длинная трасса на этих соревнованиях была 120 м на скале Кастрополь, её прошло всего три спортсмена Балезин, Галиакбаров и Казачек (Украина)


Валерий Балезин

Сергей Калошин


Михаил Вершинин

Райхан Галиакбаров

В 1986 году в октябре месяце в Гаграх (Абхазия) проходил чемпионат СССР в парных гонках, я занял второе место, уступив только Алексею Чертову, и выполнил норматив Мастера спорта. Осенью 1987 года, уже служа в армии в спорт-роте, на соревнованиях в Крыму в домбайских связках в паре с Сашей Сизинцевым мы заняли первое место - это была моя первая золотая медаль.

На следующем Чемпионате СССР там же в Крыму в 1988 году в мою копилку добавились ещё две золотые медали за многоборье и болдеринг, а также две бронзовые - за парные гонки и домбайские связки.

В 1989 году - первое место на Чемпионате СССР в парных гонках. И на последнем Чемпионате СССР 1991 года я завоевал ещё две золотые медали в парных гонках и многоборье в Бахчисарае.


Июнь 1989г. Испания. Этап Кубка Мира. Полуфинал.

А.П. Зарубежные старты, результаты, знакомство с ведущими клаймерами мира, «бомжевание» в Европе, жизнь в кемпингах, призовые (на что тратили), любимые районы, что пролазили, где и с кем. Чем зарабатывали на жизнь.

С.Р. В Крыму в 1988 году прошли международные соревнования, в программу которых, впервые в истории советского скалолазания, включили новую для нас дисциплину – лазание на трудность с нижней страховкой. Для нас, советских спортсменов, это был новый вид, с которым мы были совершенно не знакомы. Мы не умели лазить с нижней страховкой.

На старте нам просто на словах объяснили, как вщёлкивать верёвку в оттяжки, обеспечивая себе таким образом страховку. Для нас это было ново и непривычно, когда помимо трассы ты должен ещё и следить за страховочной верёвкой и одновременно лезть и вщёлкивать её в оттяжки.

Нечего и говорить, что наша команда выступила слабо, хотя Александр Сизинцев смог стать третьим. Для меня всё было ново: нагрузка, техника лазания и работа с верёвкой, к тому же маршруты проходили по сильному нависанию, а мы, в основном, лазили вертикальные плоскости.

Помню, как французский спортсмен сказал, что в нашей стране ещё лет 10 не будет сильных спортсменов в этой дисциплине. Меня это сильно задело. Про себя подумал: «Мы ещё посмотрим!»


Крым. Никита.1997г.

Вернувшись после этих соревнований в Алма-Ату, я предложил поменять крутизну скалодрома. И каждую тренировку мы меняли угол наклона в отрицательный уклон, примерно на 30 градусов от вертикали. На первых тренировках я мог провисеть на стене около трёх минут, постепенно я улучшал результат, позже стал вешать на себя груз, сначала 3 кг, потом 5, 10, 15… и уже к началу весны я мог лазить вверх - вниз до первого срыва 20 минут с 25-ю килограммами.

В физическом плане я поработал отлично, но с техникой была проблема: зацепы были обычными, деревянными, просто лазил вверх-вниз. В то время на скалах не было маршрутов с нижней страховкой.

Первые маршруты пробил Михаил Вершинин в Крыму на Красном камне. Помню, на сборах весной в Кисловодске сборной команды СССР Вершинин предложил скинуться на крючья по 10 рублей. С мая 1989 года, когда появились первые маршруты, мы, наконец, начали полноценно тренироваться на скалах с нижней страховкой.

Летом того же года спорткомитет пригласил французов, и они пробили на Никите в Крыму ещё несколько маршрутов от 7а до 8а категорий трудности, одного из подготовщиков звали Эрве Лай.

Усилия, приложенные нами, не прошли даром. Осенью 1989 года на этапе Кубка Мира в Болгарии я занял второе место в трудности, чем привёл в недоумение всех зарубежных спортсменов, так как они нашу сборную и спортсменов вообще не принимали в расчёт.

В начале июля 1990 года я участвовал в коммерческих соревнованиях во Франции в районе Альбервиля. Запомнились эти соревнования тем, что трассы для скорости на скалодроме сделали сложными, одна 7б, а другая 7 б+ категории трудности. В итоге, многие французы не долезали до конца трассы и сыпались на середине, я же проскакал эти трассы на скорости, - это же была скорость, а не трудность, т.к. лезли мы с верхней страховкой.

Подзаработав на этих соревнованиях ещё и в болдеринге, я решил остаться полазить на скалах во Франции до следующих стартов в Сер-Шевалье.

Знакомых у меня во Франции не было, единственный человек, которого я знал только по фамилии, и то та значилась в приглашении на соревнования в Сер-Шевалье, была фамилия организатора Жан-Мари Роя. Я поехал к нему в Сер-Шевалье, где провёл несколько дней у него в гостях.

Жан-Мари Рой в тот момент был занят организацией соревнований и предложил мне съездить в скальный район Вердон, полазить с его другом, с которым в тот момент в паре лазил известный скалолаз Франсуа Ломбард, я охотно согласился.

Жан-Мари дал мне палатку, спальник и письмо и отправил меня в дорогу с картой, показав на ней городок Ла Полю Вердон, где я смогу найти его друга. Доехав до ближайшего к Ля Полю Вердона города, где проходят рейсовые автобусы, дальше я пошёл пешком, нужно было пройти 10 км. Я шёл и голосовал, пытаясь остановить машину. Каково же было моё удивление, когда в остановившейся машине, я увидел как раз Ломбарда, он ехал с другом Жан Мари Роя, возвращаясь из супермаркета.

Вечером я поселился в кемпинге, а утром познакомился со скалолазом из Австрии Томашем, который предложил лазить в паре. Это было удобнее, чем лазить втроём с французами. Полазив в Вердоне с австрийцем восемь дней, я вернулся с Ломбардом и его другом в Сер-Шевалье.

До старта оставалось ещё несколько дней и два дня из них я успел полазить на скалах в районе Аржентьера в паре с приехавшими на соревнования уже известным тогда Юджи Хироямой и ещё никому не известным Франсуа Леграном.

Легранд не был ещё именитым скалолазом, но лазил сильно, на тренировке опробовал 8b+ .

Не буду описывать, как и что я делал на соревнованиях в Сер-Шевалье, но выиграв эти соревнования, я был счастлив, что смог выиграть у сильнейших скалолазов мира в трудности.

Продолжение следует…

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru