Полезное > Обзоры печати и кино >

Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

5 книг про альпинизм, которые я прочёл в 2017 году

Я читаю все книги про альпинизм и скалолазание, до которых могу дотянуться. В этом году в моих лапах очутилось только пять. Зато каких! Две из них — биографию Куртыки и учебник горных гидов — я ждал несколько лет. А тут раз! и вот они.

THE ART OF FREEDOM. THE LIFE AND CLIMBS OF VOYTEK KURTYKA

Bernandette McDonald

Войтек Куртыка и Ежи Кукучка отгрохали историю гималайских восхождений в 80-х. В то время поляки вообще делали в больших горах, что хотели: зимой, первопроходы, в двойках. Но эти двое выделялись мощью, упёртостью и непонятным везением. К середине девяностых почти все крутые поляки, включая Кукучку, вымерли. А Куртыка остался.

С Алексом МакИнтаиром, Кшиштофом Журеком и Джоном Портером они залезли на Чангабанг в 1978-м. Это, судя по картинкам, как 4810, только на 6500. Потом было много всякого. В 1985-м случилось не-совсем-восхождение на Гашербрум IV, когда Войтек и Роберт Шауэр пролезли циклопическую стену, а потом почти умерли лёжа в бивачных мешках в снегу на 7800. Ещё много лет Войтек не мельчил: регулярно пытался сходить на К2, сделал первопроходы на Гашербрумы, Транго, Шишапангму и Чо Ойю. А в 93-м, когда ему было 46, пролез фри-соло Китайского махараджу, 7с+.

Между тренировками читайте рассказы о Яниро, Хабелере, Куртыке, Месснере, Троиле, Паперт и Штеке. Изучайте тех, кто пробил барьеры своего поколения.

Стив Хаус,
Тренировки для нового альпинизма

Куртыка — очень непубличный персонаж, которому есть что рассказать. Я давно ждал его книгу. Бернандетт МакДоналд решила не ждать и написала биографию. Рекомендую.

Вот глава про траверс Гашербрумов на eveningsends.com
Вот отзыв на книжку о лютых поляках и про отмороженного Алекса МакИнтаира

THE PUSH

Tommy Caldwell

Томми Колдвилл более-менее на слуху у всех, кто в теме современного американского скалолазания. Те, кто следит за новостями и фильмами, могут сами составить оглавление. С детства лазал по скалам и дружил с Крисом Шармой. В 2002-м поехал в Каравшин с Бет Роден и кем-то третьим, попали в плен к талибам, но столкнули охранника в реку и сбежали. Одним из первых начал лазать маршруты на Эль Капитан свободным лазаньем. Дома отпилил себе палец, так вышло. Развёлся с Бет Роден. Поехал в Патагонию.

Приехал мой приятель Джош «Безопасность на пятом месте» Уортен. […] Эй, а мы не можем лезть что-то интересное и ставить безопасность… я не знаю, на третье место?
Начал насасывать Dawn Wall на Эль Капитане. Ещё раз съездил в Патагонию и с Алексом Хоннолдом пролез траверс массива Фитцроя. Получил Золотой ледоруб. Продолжил насасывать Dawn Wall. Менял партнёров и 7 лет падал, а потом на силе воли вместе с Кевином Йоргенсоном залез за 19 дней. Об этом написали в Нью-Йорк Таймс, а президент Обама отправил поздравительный твит.

В книге много про семью и отношения с другими людьми. Посыл для родителей: дружите с детьми, они будут благодарны. Книжка, на мой вкус, стоящая.

THE MOUNTAIN GUIDE MANUAL

Marc Chauvin and Rob Coppolillo

Не стоит покупать эту книгу в первом десятке, если у вас нет многолетнего опыта работы с верёвками и другим снаряжением. Тут мало фотографий и очень много пошаговых руководств: в каком порядке поставить клиентов на станции, чтобы их самостраховки не перепутались, как организовать переход клиента от спуска по перилам к спуску по опасному, но простому рельефу как организовать спуск для троих, при этом не пользуясь привычными самостраховками. Концепции без практики кажутся чрезвычайно запутанными, и авторы в начале книги советуют: идите на скалы и пробуйте, пока не разберётесь.

Часть приёмов кажется избыточной в спортивных восхождениях, но некоторые штуки интересные. Например, я обычно делаю самостраховку из верёвки, которой привязан. Так вот, напарник может связать стремя и встать на самостраховку по другую сторону от моего стремени. Так можно спускаться без самостраховок. Рекомендую тем, кто умеет всё остальное.

ШКОЛА АЛЬПИНИЗМА

Коллектив авторов. Редактор Роман Брык

В книге замечательный современный материал. В этом отношении она достойное перерождение «Школы альпинизма» 1988 года. Но насколько хорошо написана, свёрстана и проиллюстрирована советская книга, настолько плохо собрана эта. Иллюстрации топорные, вёрстка разваливается. Видно, что одни авторы знают свой предмет и умеют писать, другие — только знают. Тем не менее прочитать «Школу альпинизма» нужно. Инструкторам — потому, что приедут участники, которые её уже прочли и не собираются опускать планку обучения ниже, чем задана в книге. Остальным — потому, что такой прорвы свежей информации на русском в одном месте нигде нет. На английском есть более масштабная «Mountaineering. The freedom of the Hills». Если вы только начали заниматься альпинизмом, обязательно прочтите одну из них.

ОДИН НА СТЕНЕ

Алекс Хоннолд

Если можете прочитать эту книгу на английском, читайте на английском. Перевод ужасен. Переводчик и редактор не знакомы с американским скалолазным слэнгом или речью русских скалолазов. Английский так и рвётся из-под случайно подобранных русских слов. Вот вам примеры с сохранённой пунктуацией и орфографией:

Фредди лез первым последние 150 метров страшной микстовой поверхности. Он был нашим ниндзя в прохождении по льду.

Затем он пробурил не самый надёжный болт в эту рухлядь — кстати, это был единственный шлямбур, который мы установили на маршруте. Было очевидно, что нет никакого способа измерить гладкую скалу выше шлямбура.

Второе и третье восхождения маршрута три десятилетия спустя заняло у группы скалолазов, специализирующихся в лазанье по щелям, так же три дня.

В кино Хоннолда показывают спокойным парнем, который лазает большие и страшные маршруты без страховки. Надломленные судьбы, раскалённые чувства, мрачные переживания — всё то, чего нет в этой книге. Он пишет: я пришёл и полез. Было нормально. И так всю книгу. Друзья называют его Алекс «Ничё такого» Хоннолд. Такое ощущение, что Алексу пока нечего сказать, сейчас он просто делает. И делает так, что я невольно тянусь к мешочку с магнезией, когда смотрю его видео с Халф Доума и Эль Капитана.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Читайте на Mountain.Ru:

Крым в Ноябре 2017 года.
Симеиз и Бахчисарай

Крым в марте 2017-го

Новые маршруты на Тамгалы-Тас.
Октябрь 2017

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси