Автор: Алексей Подрованов, г.Томск

Отчет о прохождении горного маршрута 1 к.с. в районе Катунского хребта горного Алтая, совершенном в период с 3 по 14 июля 2016 года.

Справочные сведения о походе

Проводящая организация

Туристско-Альпинистский Клуб ТУСУРа (ТАКТ), 634040, г. Томск, проспект Ленина д. 40, ТУСУР, клуб ТАКТ. http://takt.tomsk.ru.

Место проведения

Российская Федерация, Республика Алтай, Усть-Коксинский район, Катунский хребет, Белухинский и Кураганский горный узел.

Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина маршрута (вид туризма)

Категория сложности похода

Активная часть

Горный

Первая

131 км (с учетом коэффициента 1,2)

3.07.2016 –14.07.2016

Нитка маршрута заявленная

пос. Тюнгур – пер. Кузуяк (н/к) – р. Аккем – пер. Каратюрек (1А) – р. Кучерла – р.Кони-Айры – пер. Немыцкого Южный (1А) – пер. Йолдо (1А) – пер. Джалама центральный (1А) – оз. Дарашколь – р. Кучерла – пос. Тюнгур

Нитка маршрута пройденная

пос. Тюнгур – пер. Кузуяк (н/к) – р. Аккем – оз. Аккемское – пер. Каратюрек (1А) – р. Кучерла – р. Кони-Айры – р. Йолдо-Айры – оз. Дарашколь – пер. Немыцкого Южный (1А) (радиально) – оз. Дарашколь – р. Йолдо-Айры - р. Кони-Айры – оз. Кучерлинское – р. Кучерла – пос. Тюнгур

Обзорная карта района

Рисунок 1 «Общая схема маршрута»

На рисунке 1 – карта района с отмеченной ниткой маршрута и местами ночевок и обедов. Красным отмечена заявленная нитка маршрута, синим – фактически пройденная.

Определяющие препятствия маршрута в порядке их прохождения

День пути

Вид препятствия

Категория трудности, высота, м

Характеристика препятствия

Путь прохождения (для локальных препятствий)

перевал

Каратюрек

1А, 3060

Конная тропа

Конная тропа через перевал идет справа по хребту

перевал

Немыцкого Южный (радиально)

1А, 3050

Ледник, мелкая и средняя осыпь

Подъем по леднику в правой его части, спуск по центру по мелкой и средней осыпи

Состав группы

ПВД

Зав. аптекой

Место нахождения отчета

Отчет находится в библиотеке МКК Томской федерации спортивного туризма.

МКК, рассмотревшая отчет

МКК Томской федерации спортивного туризма (маршрутная книжка: № 0-52-16).

Шифр полномочий 170-00-455533530.

Общая идея похода

Основная идея похода – спортивный отдых в горах Алтая. Также целью похода было повышение спортивного мастерства участников, получение опыта прохождения ледников и других форм горного рельефа.

Для проведения похода был выбран район Катунского хребта, Белухинского и Кураганского горных узлов, для того, чтобы побывать в новом для себя районе Алтая. Кураганский горный узел был выбран из-за доступности (нет необходимости оформлять пропуска в 5-ти километровую зону), наличия льда и наличия большого количества перевалов 1А категории сложности.

Маршрут спланирован с заходом через р. Аккем, чтобы обеспечить необходимую акклиматизацию перед технической частью маршрута, а также посетить озеро Аккемское у подножий Белухи.

Варианты подъезда и отъезда

Маршрут начинается в пос. Тюнгур, добраться до которого можно на заказном транспорте. Также можно добрать на автобусе с Горно-Алтайска до пос. Усть-Кокса, а оттуда доехать на такси, как нам сказали, такси стоит 300 руб. Рейсовый автобус до Тюнгура не едет.

От Тюнгура также можно заброситься через перевал Кузуяк до реки Аккем, контакты можно найти, пройдясь по поселку.

Уехать с Тюнгура можно на местном транспорте, оттуда практически каждый день уходят частные автобусы или заказные автобусы других групп. О наличие транспорта можно узнать на тур. базах (например, тур. база Высотник).

Аварийные выходы с маршрута

При возникновении непредвиденных ситуаций с маршрута можно уйти вниз по р.

Кучерла или р. Аккем. Вдоль этих рек идет конная тропа.

Изменения маршрута и их причины

Первое изменение маршрута было на третий день: из-за приближающегося дождя было решено не идти на перевал Каратюрек, а вместо этого остановиться на ночевку на Аккемском озере. Стоянок близко к тропе не было, поэтому пришлось идти к самому краю озера. Сверка с картами показала, что мы встали прямо под долиной семи озер.

Исключив одну из двух дневок, мы решили потратить пол дня, чтобы подняться вверх в долину семи озер, а после обеда выйти на перевал. Такой план позволял нагнать график движения, чтобы пройти маршрут по плану.

Второе изменение маршрута произошло из-за выхода не на ту тропу при спуске с перевала Каратюрек. По отчетам мы знали, что с перевала идет 2 тропы – одна выходит на устье реки Текелюшка, а вторая – на смотровую площадку Кучерлинского озера, позволяя сократить маршрут. Чтобы сэкономить время мы планировали пойти по второй тропе, однако её точное местоположение было нам неизвестно. До обеда мы вышли на кедровые стоянки, через которые идет тропа (тропу было видно с перевала). Однако после обеда мы пошли по другой тропе, что стало очевидным лишь спустя некоторое время. Поняв, что пошли не по той тропе мы решили спуститься к реке Кучерла по лесному склону. Через некоторое время дорогу нам преградили скальные сбросы, спускаться дальше было невозможно. На следующий день мы вышли обратно на приток, и спустившись вдоль него пошли по тропе вдоль реки Текелюшка. Ошибка выбора тропы стоила нам отставанием ещё на один день.

Третье изменение маршрута. К Кучерлинскому озеру мы вышли с отставанием от графика в 2 дня, и времени оставалось впритык. Однако дорога от озера оказалась не такой простой. Несмотря на то, что на карте обозначена тропа, местами она шла по осыпным склонам, курумнику и скорость движения была очень низкой. Чтобы уложиться в график, было принято решение подниматься к перевалу со стороны озера Дарашколь, по реке Йолдо-Айры, чтобы сократить расстояние. Движение по тропе к озеру было крайне медленным и даже по этому маршруту мы отставали от графика. В результате отставания, времени осталось лишь на то, чтобы взять один перевал радиально (Немыцкого Южный) и вернуться обратно.

График движения

Дни пути

Участок пути

Протяжен ность, км

Ходовое время, (час, мин)

Определяющие препятствия на маршруте

3 ч.

Облачно, Дождь

11.07.2016

пер. Немыцкого Южный (1А) (радиально)

6,1

8 ч.

Пер.Немыцкого Южный (1А) (радиально)

Утром – Ясно, после обеда - Дождь

Стоянка на реке Кучерла – пос.Тюнгур

22,7

Утром Ясно, Вечером Дождь

Итого: 131 км (с учетом коэффициента 1,2). Радиальные участки учтены только в одну сторону.

Техническое описание маршрута

1 день 03.07.2016: пос. Тюнгур – пер. Кузуяк (н/к) – р. Кузуяк Километраж: 13,7 км

Чистое ходовое время: 7 ч

Рисунок 2 «Схема движения в 1 день»

Поскольку на турбазу «высотник» мы прибыли ночью, в первый день подъем был в 10:00, на маршрут мы вышли в 12:15. От турбазы «высотник» мы прошли через пос.

Кучерла и перешли по ближайшему к Катуни мосту сначала через р. Кучерла, затем через её протоку.

Фото 1 «Мост через р. Кучерла в пос. Кучерла»

Фото 2 «мост через протоку р. Кучерла»

Далее на перевал идет большая автомобильная дорога до самого Аккема, поэтому заблудиться сложно. Дорога на перевал в некоторых местах сильно размыта дождями, идти приходится по грязи.

Фото 3 «Дорога на пер. Кузуяк»

Фото 4 «Грязь на дороге»

Поскольку был первый день, и рюкзаки были тяжелые, шли медленно. На перевал поднялись в 17:40. На ночевку встали в 20:00 на ручье Кузуяк на спуске с перевала.

2 день 04.07.2016: р. Кузуяк – напротив р. Чубре Километраж: 14,4 км

Чистое ходовое время: 7 ч.

Во второй день мы продолжили двигаться по грязной конной тропе вверх по р. Аккем. Местами встречались переправы через ручьи по мосту или по бревнам.

До обеда мы прошли 9 км и после обеда 5,4 км. Вышли в 9:30, на ночевку встали около 20:00, обед – с 14:00 до 16:30.

После обеда тропа стала более каменистая, грязи стало меньше, местами тропа идет по осыпям.

Рисунок 3 «Схема движения во второй день»

Фото 5 «Переправа через ручей»

3 день 05.07.2016: Напротив р. Чубре – оз. Аккемское Километраж: 13,3 км

Чистое ходовое время: 7 ч.

Рисунок 4 «Схема движения в третий день»

В этот день, подходя к оз. Аккемскому, сзади нас догонял дождь, и у нас не было уверенности, что мы успеем подойти к перевалу дотемна и, не промокнув до нитки, поэтому было принято решение остаться на ночевку на оз. Аккемском.

Пройдя вдоль озера, мы узнали, что свободные стоянки есть лишь в самом конце озера, где мы и остановились. На середине озера стоит домик пограничников, которые проверяют у всех проходящих документы и пропуска, и записывают данные в свой журнал. При выходе с озера эти данные вычеркиваются.

Фото 8 «Переправа через ручей»

Фото 9 «Домики на оз. Аккемское»

4 день 06.07.2016: оз. Аккемское – радиалка в долину семи озер – под пер.

Каратюрек Километраж: 6,5 км Ходовое время: 6 ч.

Рисунок 5 «Схема движения в четвертый день»

Ещё с вечера, сориентировавшись по картам, мы поняли, что встали на стоянку под долиной семи озер, и решили потратить полдня на то, чтобы сходить в интересное место. В долину семи озер мы поднялись, но до озер дойти не успели. Тем не менее, группа получила хороший отдых и, пообедав, уже к вечеру с новыми силами мы подошли под перевал Каратюрек.

Подъем к перевалу – утомительное движение вверх по тропе с уклоном до 30 градусов. На ночевку мы встали на седловине между двумя хребтами перед перевалом. Воды и дров в этом месте нет, однако внизу, в цирке перевала есть ручьи, либо можно топить снег, до которого ещё ближе.

С этого места открывается отличный вид на перевал, на долину Аккема и на Белуху.

Фото 10 «Группа в долине семи озер»

5 день 07.07.2016: Под пер. Каратюрек – пер. Каратюрек (1А) – на склоне р.

Кучерла Километраж: 8,5 км

Ходовое время: 6 ч. 20 мин.

Рисунок 6 «Схема движения в пятый день»

На перевал мы вышли в 7:40, все небо было затянуто дымкой, солнца не видно. Перевал периодически затягивает дымкой. Тропа на перевал идет сначала по морене, а затем уходит на хребет справа и идет по хребту до самого верха. Далее перед снежником тропа раздваивается: та, что слева идет на вершину, та, что справа – на перевальный тур.

С перевального тура тропа идет дальше, 20 м по снежнику и уходит на восточную сторону, по правому хребту долины. Затем тропа раздваивается: левая уходит вниз, в долину р. Текелюшка, а правая идет вдоль основного хребта.

Правая тропа идет вниз к р. Кучерла.

Зная, что есть тропа, проходящая через кедровые стоянки, мы пошли по левой тропе. Пройдя кедровые стоянки (от них далеко до воды), мы встали на обед на притоке реки Текелюшка. Пообедав, напротив тропы, по которой мы вышли к притоку, мы обнаружили тропу, ведущую дальше. Решив, что это и есть нужное направление, мы отправились по ней. Вскоре мы вышли на поле, и стало очевидно, что тропы здесь только звериные, однако, судя по картам, можно было спуститься по склону прямо к Кучерле, и мы отправились вниз по лесному склону. На определенной высоте спуск стал во многих местах обрываться скалами, после долгого поиска места, где можно спуститься, мы нашли место под стоянку и встали на ночевку.

Фото 11 «Панорама перевала Каратюрек»

Фото 12 «Тропа на перевал Каратюрек»

Фото 13 «Группа на перевале Каратюрек»

Фото 14 «Развилка тропы на спуске с перевала Каратюрек»

Перевал Каратюрек (1А)

Район

Хребет, массив, река

Высота, м

Категория трудности

Алтай

Катунский хребет

Каратюрек

1. Расположен на хребте между долинами рек Аккем и Кучерла, ориентирован запад - восток.
  2. Соединяет долину реки Аккем с долиной реки Текелюшка
  3. Количественные характеристики:

Общее время прохождения

Время спуска (до Текелюшки)

Время подъема (от начала перевального цирка)

4 ч 20 мин

2 ч

2 ч 20 мин

Описание прохождения:

Тропа на перевал идет сначала по морене, а затем уходит на хребет справа и идет по хребту до самого верха. Далее перед снежником тропа раздваивается: та, что слева идет на вершину, та, что справа – на перевальный тур. На вершине тоже есть тур.

Спустившись к р. Текелюшка тропа снова раздваивается. Левая тропа идет через речку на кедровые стоянки, а оттуда на смотровую площадку Кучерлинского озера. Правая тропа идет вниз к р. Кучерла.

Возможные места ночлега:

На седловине между хребтами перед перевальным цирком можно встать на ночевку. За водой можно сходить вниз к моренам, либо топить снег с хребта.

На другой стороне можно встать на ночевку, спустившись до р. Текелюшка.

Там есть множество стоянок.

Рисунок 7 «Схема движения через перевал Каратюрек»

Фото 15 «Панорама перевала Каратюрек с востока»

6 день 08.07.2016: На склоне р. Кучерла – оз. Кучерлинское Километраж: 11,5 км

Чистое ходовое время: 10 ч.

Рисунок 8 «Схема движения в шестой день»

Проснувшись утром и собравшись, мы пошли обратно к притоку Текелюшки. Выйдя на приток, вдоль него спустились к Текелюшке и пошли по её левому берегу.

Сначала шли по хорошей тропе, затем начались места с осыпными и скальными склонами и скорость движения упала. К обеду мы спустились к устью реки Текелюшка. В этом месте есть 2 стоянки.

После обеда к нам присоединились парень и девушка, которые шли в том же направлении, но боялись медведя, которого видели на Кучерле.

К вечеру мы подошли к Кучерлинскому озеру и встали на ночевку недалеко от его начала.

Фото 16 «Спуск по притоку реки Текелюшка»

Фото 17 «Участок тропы вдоль р. Текелюшка»

Фото 18 «Один из сложных участков на тропе вдоль р. Текелюшка»

Фото 19 «Река Текелюшка»

7 день 09.07.2016: оз. Кучерлинское – стоянка на р. Йолдо-Айры

Километраж: 8 км, Чистое ходовое время: 7 ч.

Рисунок 9 «Схема движения в седьмой день»

В этот день 2 девочки из трех плохо себя чувствовали, их пришлось разгрузить и присматривать за ними.

На осыпном участке на середине Кучерлинского озера мы сделали заброску продуктов на последние 2 дня. Для защиты продуктов от грызунов мы обсыпали пакеты махоркой.

Вдоль Кучерлинского озера идет тропа, в начале озера тропа хорошая, но ближе к концу озера рельеф становится все больше осыпной, осыпи более живые. За озером тропа идет сначала по осыпному склону, в основном по крупной осыпи, затем тропа выходит на стоянки в кедрах и идет дальше по зеленке до разлива реки Кони-Айры, где находится переправа.

В этот день по плану мы должны были пройти вдоль реки Кони-Айры до ледника Немыцкого, однако, из-за низкого темпа движения группы, было принято решение изменить маршрут в сторону упрощения и подняться по реке Йолдо-Айры до озера Дарашколь. Поэтому, добравшись до места переправы, мы переправились на другую сторону и начали подъем до озера.

Переправа находится напротив реки Йолдо-Айры и представляет собой разлив реки Кони-Айры, на котором 3-4 сильных протоки, множество мелких проток и множество островов. На том берегу нужно переправиться к левой стороне ручья, так как именно там идет тропа на озеро Дарашколь.

Переправлялись стенкой, однако через реку можно переправиться и по одному. При правильном выборе мест глубина реки – максимум чуть выше колена.

Пока мы переправлялись через Кони-Айры, солнце скрылось за хребтом и стало холоднее. После переправы, мы начали подъем по тропе слева от ручья Йолдо-Айры, вблизи его устья. Через 5 минут подъема тропа выходит на скальную стенку около 2 метров с провешанным на ней репшнуром с узлами для подъема. После подъема по стенке тропа слева выходит на смотровую площадку с видом на долину Кони-Айры, а тропа справа уходит вверх на озеро Дарашколь.

Тропа идет периодически то по курумнику, то по лесу. В лесках кое-где встречаются стоянки. В этот день мы встали на ночевку, добравшись до первой стоянки.

Фото 20 «Панорама с Кучерлинского озера. Слева – река Кони-Айры, справа – река Кучерла.»

Фото 21 «Панорама с реки Кони-Айры»

Фото 22 «Переправа через ручей Зеленый на Кучерлинском озере»

Фото 23 «Скальная стенка на тропе»

Фото 24 «Тропа вдоль реки Кони-Айры»

Фото 25 «Вид сверху на место переправы»

8 день 10.07.2016: Стоянка на р. Йолдо-Айры – оз. Дарашколь Километраж: 3,3 км

Чистое ходовое время: 3 ч.

Рисунок 10 «Схема движения в восьмой день»

В этот день мы устроили полудневку, так как группе нужен был отдых. Мы хорошо выспались, отдохнули и выдвинулись в путь уже после обеда.

Тропа до озера Дарашколь идет по курумнику и лесу, сменяющих друг друга, иногда выходит на разливы реки, где можно встретить заросли карликовой березы и заводненные участки. На пути имеется около 4 стоянок.

Для того чтобы выйти к озеру в конце пути необходимо переправиться через реку Йолдо-Айры. В этом месте она стекает каскадами, и переправиться через нее непросто. Как мы выяснили позже, переправа находится рядом с озером и состоит из переправы сначала на островок на реке, а потом на ту сторону, однако место переправы неочевидно и найти его нам не удалось. К тому же в этот день мы попали под дождь, что усложнило движение.

Помимо переправы снизу, можно переправиться через реку сверху, в долине цветов, где река разливается на несколько проток и становится спокойнее.

Мы же начали подниматься наверх и встали на ночевку на первом подходящем выполаживании. Палатку ставили уже в сумерках.

Фото 26 «Река Йолдо-Айры»

Фото 27 «Слияние ручья из озера с Йолдо-Айры. Островок слева – место переправы»

9 день 11.07.2016: оз. Дарашколь – пер. Немыцкого Южный (1А) (радиально) Километраж: 6,1 км (радиально)

Чистое ходовое время: 8 ч.

Рисунок 11 «Схема движения в девятый день»

В этот день подъем был в 4:00, в 7:00 мы вышли на перевал. Сначала шли по кустарникам вверх до долины цветов.

Затем шли по долине цветов – разлив реки, заросший где-то кустарниками, где-то травой. Река в этом месте разделяется на несколько проток, в зарослях кустарника можно встретить много незаметных небольших ручьев. В долине цветов очень много цветов самых разных цветов, растущих кучками. В траве растет много лука.

Затем трава кончается, и начинаются морены. Передвигаться по моренам легко, но лучше сразу выходить к правой трети ледника.

В 10:00 мы вышли к краю ледника. Ледник в это время оказался закрытым, поэтому мы связались в одну связку. Шли по правой трети ледника, так как знали по отчетам, что на левой трети другие группы находили трещины. В нижней части ледника сквозь снег текут ручьи, наступать приходится в воду. В верхней трети ледника воды нет.

На перевал поднялись в 12:40. На перевале мы пообедали и спустились с южной стороны до зоны снега. Спуск с перевала – осыпной, мелкая и средняя осыпь.

Поднявшись обратно на перевал, мы увидели с двух сторон дождевые тучи, без промедления связались и начали спуск. С ледника спустились за 30 мин. Снег на солнце сильно подтаял, и в нижней части ледника местами мы стали проваливаться по голень.

Уже на морене мы попали под дождь и к 17:25 добрались до места стоянки.

Фото 28 «Панорама на озеро Дарашколь с места стоянки»

Фото 29 «Снежник по дороге в долину цветов»

Фото 30 «Долина цветов и река Йолдо-Айры»

Фото 31 «Долина цветов и начало морен»

Фото 32 «Перевал Сурков (н/к) со стороны долины цветов»

Фото 33 «Долина реки Мюшту-Айры»

Фото 34 «Долина реки Мюшту-Айры крупным планом»

Фото 35 «Панорама на ледник Немыцкого»

Фото 36 «Связка на леднике»

Фото 37 «Группа на перевале Немыцкого Южный (1А)»

Фото 38 «Долина реки Верхний Кураган с перевала Немыцкого Южный (1А)»

Фото 38 «Панорама с перевала Немыцкого Южный (1А). С краев – ледник Немыцкого, в центре – долина реки Верхний Кураган»

Фото 40 «Южный склон перевала Немыцкого Южный (1А)»

Фото 41 «Вид на перевал Сочи (1Б)»

Фото 42 «Вид на перевал Сочи (1Б) крупным планом»

Перевал Немыцкого Южный (1А)

Район

Хребет, массив, река

Высота, м

Категория трудности

Алтай

Катунский хребет

Немыцкого Южный

1. Кураганский горный узел, ориентирован север-юг.
  2. Соединяет долину реки Верхний Кураган с долиной ручья Немыцкого
  3. Количественные характеристики:

Общее время прохождения

Время спуска (с ледника)

Время подъема (от начала ледника)

2 ч 30 мин

30 мин

2 ч

Описание прохождения:

Начали движение в 10:40 утра. Ледник оказался закрытым, поэтому шли в связке. Идти нужно по правой трети ледника, так как на левой трети другие группы находили трещины. В нижней части ледника сквозь снег текут ручьи, наступать приходится в воду. В верхней трети ледника воды нет. Трещин на леднике не обнаружено. Уклон ледника в нижней части – 5-8 градусов, перевальный взлет – 25-30 градусов, длиной около 20 метров.

Спуск с перевала с южной стороны – осыпной, мелкая и средняя осыпь.

С ледника обратно спустились за 30 мин. Снег на солнце сильно подтаял, и в нижней части ледника местами можно было проваливаться по голень.

Возможные места ночлега:

Встать на ночевку можно в долине цветов, перед моренами.

Рисунок 12 «Схема движения через перевал Немыцкого Южный (1А)»

Фото 43 «Панорама на ледник Немыцкого»

Фото 44 «Группа на перевале Немыцкого Южный (1А)»

Фото 45 «Долина реки Верхний Кураган с перевала Немыцкого Южный (1А)»

Фото 46 «Панорама с перевала Немыцкого Южный (1А). С краев – ледник Немыцкого, в центре – долина реки Верхний Кураган»

Фото 47 «Южный склон перевала Немыцкого Южный (1А)»

10 день 12.07.2016: оз. Дарашколь – оз. Кучерлинское Километраж: 11,1 км

Чистое ходовое время: 9 ч. 30 мин.

Рисунок 13 «Схема движения в десятый день»

В этот день перед нами стояла задача спуститься до оз. Кучерлинского. Спуск по тропе вдоль Йолдо-Айры до места переправы занял у нас 3 ч. ЧХВ. На стоянку на Кучерлинском озере мы встали около 23:00 недалеко от места нашей предыдущей стоянки, забрав по дороге заброску на последние 2 дня.

Фото 48 «Спуск со скальной стенке на тропе недалеко от переправы»

11 день 13.07.2016: оз. Кучерлинское - Стоянка на р. Кучерла Километраж: 12 км

Чистое ходовое время: 6 ч.

Утром начали движение по конной тропе на пос. Тюнгур. После смотровой площадки тропа начинает разветвляться. Чтобы выйти на тропу до Тюнгура нужно держаться левой стороны, а чтобы выйти на тропу до перевала Каратюрек нужно держаться правой стороны. Наша группа в этом месте вышла не на ту тропу, и нам пришлось спускаться по склону вниз до тропы на Тюнгур. Далее до самого Тюнгура идет конная тропа вдоль реки Кучерла. На тропе очень много стоянок и ручьев.

Рисунок 14 «Схема движения в одиннадцатый день»

Фото 49 «Группа на смотровой площадке Кучерлинского озера»

12 день 13.07.2016: Стоянка на р. Кучерла – пос. Тюнгур Километраж: 22,7 км

Чистое ходовое время: 7 ч.

Продолжаем движение по конной тропе, темп движения быстрый. Пройдя долину реки Большой Колагаш, мы обнаружили кусты крыжовника и заросли красной смородины. Далее тропа вышла на большое поле и спустилась в урочище Елань, от которого идет автомобильная дорога до пос. Кучерла.

Рисунок 15 «Схема движения в двенадцатый день»

Фото 50 «Тропа напротив долины реки Большой Колагаш. Здесь тропа идет по склону.»

Фото 51 «Автомобильный мост через р. Кучерла в начале урочища Елань.»

Потенциально опасные участки на маршруте

При прохождении Кучерлинского озера после ручья Зеленый тропа местами идет по осыпным склонам. На некоторых из этих склонах осыпь живая, и есть опасность упасть в озеро или на камни, поэтому идти нужно осторожно.

Переправа через Кони-Айры не представляет большой сложности, однако занимает много времени (около 10-20 мин), так как ширина разлива – 200-250 метров. Поскольку вода в реке ледяная, есть опасность отморозить пальцы ног. При переправе днем, можно отогревать ноги на островках.

На тропе от Кучерлинского озера до озера Дарашколь встречается много Курумников. На леднике Немыцкого в 2012 году группой под руководством Трепалиной Таисии

Владимировны были обнаружены трещины, поэтому, если ледник закрыт движение по нему возможно только в связках и придерживаться необходимо западнее центральной части ледника, где трещин значительно меньше.

Перечень наиболее интересных объектов на маршруте.

Аккемское озеро

Озеро часто посещается туристами, так как озеро находится у подножий северного склона Белухи. Питается талыми водами Аккемского ледника. Вокруг Аккемского озера есть несколько красивых природных объектов достойных внимания: Долина семи озер, Аккемский ледник, Долина реки Ярлу, озеро Горных Духов. Часовня архангела Михаила с памятной доской о погибших альпинистах и туристах. На озере расположен пункт пограничного контроля.

Кучерлинское озеро

Озеро у подножия северного склона Катунского хребта, в верховьях реки Кучерла. Бирюзовый цвет воды, крутые скалистые утесы, покрытые лесом склоны привлекают туристов со всего мира. Перед озером есть смотровая площадка, откуда открывается превосходный вид на озеро сверху.

Озеро Дарашколь

Озеро расположено в верховьях реки Йолдо-Айры. Также часто посещается туристами. Озеро имеет очень красивый бирюзовый цвет, особенно в солнечный день. На озере есть полуостров, на котором есть стоянка и с которого открывается красивый вид на озеро и его долину. С озера вода стекает каскадом водопада. Водопад невысокий, но достаточно широкий.

Смета расходов

Прочие расходы в поход

856 руб.

4281 руб.

Расходы на стоянку и лагерь

490 руб.

2450 руб.

Итого

5307 руб.

26537 руб.

От Бийска до Тюнгура мы добирались на личном авто. На стоянку поставили на турбазе Высотник. Обратная дорога в смету не включена, так как часть группы обратно не поехала.

Итоги, выводы, рекомендации

Поход понравился всем участникам похода, несмотря на то, что нам не удалось пройти маршрут полностью.

Маршрут не пройден полностью по двум причинам

- отсутствие картографического материала с отмеченными тропами с перевала Каратюрек.

- не учтен характер рельефа на тропах от Кучерлинского озера (слишком оптимистичное планирование).

При подготовке к походу в этот район рекомендую пользоваться картографическим материалом программы SAS.Планета. Программа может подгружать карты OpenTopoMap.org, на которых прорисованы конные тропы до Аккемского, Кучерлинского озер, а также тропы на перевал Каратюрек и некоторые места стоянок.

Также при подготовке необходимо учесть, что темп движения по тропе от Кучерлинского озера до озера Дарашколь низкий из-за сложного характера рельефа (курумники, переправы, осыпи, скальная стенка).