Автор: Анатолий Казакевич
Клуб приключений "Чемберлены"
Маленькая страна Тофалария
Отчет о приключенческо-исследовательской экспедиции в Тофаларию клуба приключений «Чемберлены» Экспедиция проходила в достаточно морозные дни - с 25-го января по 9-е февраля 2006 года. Рекордная температура -57 C.
Подготовка к экспедиции
Все самое интересное происходит
либо по случайности, либо по пьянке.
Идея поехать в Тофаларию, как всегда, пришла случайно. Все началось с обсуждения долгосрочных планов. Достаточно горячо обсуждалась идея организовать сплав по Амазонке - найти дикие племена индейцев, снять интересный фильм и побывать в диких джунглях. Но постепенно обсуждение скатилось к староверам, проживающим в Прибайкальском районе и, конечно же, к Тофаларии, где живут такие уникальные люди.
Цель определена – едем в Тофаларию. До старта осталось всего 2 месяца. Началось изучение информации о регионе, достопримечательностях и интересных местах родины малочисленного народа - тофов. После изучения противоречивых материалов, бесед с краеведами и географами цели были несколько скорректированы. Уже на этапе подготовки было ясно – мы едем в неизвестность. Но эта неизвестность обещала быть увлекательной! Основной целью экспедиции мы поставили съемку фильма о Тофаларии, проблемах региона, уникальных пещерах и, конечно же, приключениях!
Одним из ключевых и самых сложных вопросов был транспорт. Зимой (февраль-март) в Тофаларию можно попасть по «зимнику», по р. Уда. Зимник достаточно сложный. Проходит только «Урал» (после 15 февраля), либо «ГАЗ-66». Остальные машины обычно доходят до середины пути, не далее (тонут, застревают, ломаются и т.д. – лебедки не помогают). Подходящую машину мы нашли в г.Нижнеудинск. Водитель, который ежегодно «пробивает» зимник последние 5 лет, знает эту дорогу лучше всех.
Понятно, что участие в данной экспедиции – дело достаточно рискованное. Все участники экспедиции, снаряжение было застраховано, с собой был спутниковый телефон – в кризисной ситуации мы могли бы связаться с МЧС. Но это на самый-самый крайний случай, лучше рассчитывать на себя.
Последние 2 недели подготовки были особенно напряженными. Бессонные ночи, расспросы журналистов о планах экспедиции, еще раз - отчеты предшественников, поиски карт региона, окончательные сборы. И вот, 25 января 2006 года, мы выехали в Нижнеудинский район.
«Дороги» Тофаларии
6 утра, Нижнеудинск, 26 января. На улице прохладно, около -45 0C. Мы встретились с представителями сайта tofalaria.ru (они помогли нам найти машину), Михаилом Ивановичем Пугачевым (краевед, географ, посвятивший свою жизнь исследованиям Тофаларии) и нашим водителем – Николаем Рубаном. Успешно загрузились в «66-ой» и выдвинулись. Нам предстоит путь в поселок Алыгжер – «столицу» Тофаларии. Дорога тяжелая -300 километров бездорожья. Со слов Николая – он единственный, кому в этом году удавалось добраться до Алыгжера. Сегодня он едет в 4-ый раз. Первые три раза завозил продовольствие в поселок.
По пути заехали в теплый бокс в поселке Порог - нам нужно было украсить машину логотипами спонсоров. Здесь начинается зимник.
Первые 50 километров дороги нам показались просто отличными! Но, как только мы выехали на «зимник», проходящий по реке, все участники это отлично почувствовали. Объезды сложных порогов по скалистым прижимам, торосы до двух метров высотой, встречается проломленный лед. Приходится преодолевать наледи – машина едет в воде, до 1 метра глубиной.
Проехав около 200 километров, встретили застрявшую и брошенную «таблетку» - от нее шел одинокий след вверх по Уде.
Езда по такому «зимнику» оказалась очень даже экстремальной. На дорогу до Алыгжера у нас ушло около 15 часов. Если выдвигаться самостоятельно, без местного гида-водителя, на дорогу уйдет в 1,5-2 раза больше.
Вариантов передвижения по Тофаларии не так уж много. «66-ой» или «Урал» могут передвигаться по зимнику только два с половиной месяца - с середины января по конец марта. Все остальное время популярностью пользуется авиатранспорт. Также местное население использует оленей, лошадей. Снегоходы не популярны из-за отсутствия топлива и малого количества снега. Летом, теоретически, до Алыгжера можно подняться по Уде на моторной лодке. Еще из экзотических видов транспорта можно порекомендовать гусеничную танкетку (вес около 8 тонн). В июле-августа 2004 года отмечен факт проезда в В.Гутары на внедорожниках Новосибирского off-road клуба. Но из 13 машин доехало лишь 3.
В Тофаларии дорог нет. Есть направления, распадки, перевалы и ручьи. Но есть и маршруты, по которым можно проехать на тяжелой технике:
Зимой:
- г. Нижнеудинск – пос. Алыгжер (либо Нерха). Зимник заканчивается в 6 км. после Алыгжера. Действует февраль, март.
- г. Нижнеудинск - пос. В.Гутары. Действует февраль, март.
?-пос. В.Гутары - пос. Алыгжер. Недействующий, но теоретически проехать можно.
Летом:
- г. Нижнеудинск - прииск Покровский.
Для аренды транспорта рекомендуем обратиться:
- Рубан Николай, опытный водитель, тел. (395 17) 75-1-01
- Клуб «Каньон», путешественник Усков Алексей Степанович, тел. (395 17) 20-1-03
- Евтухов Евгений, тел. (395 17) 7-18-02. |
Пещеры Тофаларии
Как только команда добралась до Алыгжера, мы приступили к поискам пещеры Зимняя сказка. О ней мы слышали много интересных историй, читали отчеты. Михаил Иванович описывал пещеру сказочными словами.
Утром, наслушавшись рассказов о том, в каких распадках водятся «зимние сказки», часть группы ушла на разведку. Вторая часть группы пошла вверх по реке, до знаменитых Удинских порогов (водная категория сложности - 6) – разведать заманчивые кулуары для безумных сноубордистов. Нагулялись и натропились вдоволь. Пещеру не нашли, но нашли несколько интересных мест, где могут быть еще не открытые пещеры. Вторая группа высмотрела «кулуар», где в принципе можно катануть. Но тропить минимум 6-8 часов.
На следующее утро разведгруппа, уже во главе с Михаилом Ивановичем Пугачевым, отправилась на поиски пещеры. Сам Михаил Иванович не стал подниматься к пещере (все же ему уже 74 года).
Но нужный распадок указал, и через 3 часа после выхода, «база» услышала положительные новости – «Зимняя сказка» найдена! Руководитель спелеогруппы Дмитрий Шаламов (или просто Шалам) нашел пещеру. Еще через 10 минут по радиосвязи «база» получила заказ на ломики, топоры, ледорубы и прочую байду для пробивания хода. А еще через 20 минут заказ на спальники, палатки и прочее снаряжения для проживания в пещере…
Путь в пещеру преградила ледяная пробка. Так называемый «Кошачий лаз» оказался залит льдом. Сколько льда – не известно. Вся команда в данной пещере впервые. А некоторые члены команды вообще первый раз оказались в пещере. Первые впечатления неописуемые! Большие и круглые глаза участников уже во «входном» гроте, безумные эмоции, тонны энтузиазма для пробивания льда! Одно точно ясно, свое название пещера оправдывает!
Снаряжение доставлено, лагерь разбит, началась достаточно монотонная работа по долбежке льда. Со слов спелеологов, кто уже бывал в этой пещере – льда обычно бывает от 20 до 30 сантиметров и долбежка занимает несколько часов. Очень надеемся сегодня вечером попасть в пещеру. Вечером позвонили через спутник в Иркутск, сообщили первые новости экспедиции.
В пещере остается работать 5 человек, остальные спускаются в Алыгжер.
Работа кипит, куча наколотого льда растет. К 9 вечера пробили около 1,5 метров. Появилась надежда на то, что мы продолбили лаз – мы увидели расширение в скале. Виталя (Носорог) просочился в этот лаз (конечно, не без помощи товарищей, затиснувших его туда) – но известия оказались не из приятных. Долбить еще 3-4 метра, мало того – лаз уходит ниже. Наш пол – это потолок лаза, который нужно пробить. А это означает, что ковыряться во льду придется еще в менее удобной позе. Мало того, ощущений добавляет уникальность пещеры. Обычно теплый воздух поднимается из пещеры и выходит наружу. Здесь же холодный воздух с улицы засасывался в пещеру через этот самый лаз. Если залезть в большой пылесос, на улице включить -30-40 градусов, и включить его на полную мощность – наверное, можно получить аналогичные ощущения.
Час за часом, сантиметр за сантиметром. В пещере варится еда, готовится коктейль «Черный сноубордист», обустраивается лагерь. Ну а некоторые просто наблюдают за «пятыми точками» ледоколов. Все уже привыкли к пещерной жизни, тусклому свету фонарей, замкнутому пространству.
Около 3х часов ночи все отошли ко сну, с единственной мыслью – долбить еще много. Но их не покидала мысль о том, как в пещере должно быть красиво!
Утро. Солнца нет. Фонари.
Решили вызвать подмогу. С базы вышло еще 5 человек, с палатками, спальниками, продуктами, «ледокольным снаряжением».
Настрой отличный, все оптимисты. Планируем быстренько пробить остатки льда, и сегодня вечером спуститься в пещеру. А завтра уже можно пойти в пещеру Спиринская. Она должна находиться недалеко, в 100-200 метрах от «Зимней сказки».
После обеда в лаз уже помещалось полтора человека, а не один. А это значит, что работа пойдет быстрее.
Около полуночи появились первые новости – пролез один глаз и этот глаз увидел большой зал. Минут через 40 самый настойчивый ледокол – Носорог (не зря же он носорог) по пояс вылез в зал. Это стоило слегка обмороженного пальца. Цель очень близка – прорываемся!
Нашли самого худого участника – им оказался Дрюня. Дрюню толкнули, подпнули - и он оказался в пещере! Хотели передать ледокольные инструменты, но он со свистом ушел куда-то вниз… Лететь оказалось не далеко. Это была 20 метровая ледяная горка, дальше Дрюня выкатился в зал «Кристальный». Судя по не очень цензурным выражениям эха – там было очень красиво. Но подняться он не может, просит веревку. Решено всем спуститься в пещеру, провести небольшую ознакомительную прогулку, а весь следующий день посвятили детальному исследованию пещеры.
Навесили веревку. Вся команда в пещере.
Первые впечатления невозможно передать словами. Такую подземную красоту видели единицы. Некоторые даже сравнивали эти впечатления с первым любовным опытом. Те, кто был в пещере в первый раз, даже не ожидали, что в пещерах, под миллионами тонн скал, может быть такая красота.
Особого уважения заслуживают операторы ТК «Аист», которые повелись на Чемберленскую авантюру. Экстремальность съемок проявилась в первые же дни. Штативы, стоимостью до 5 тыс. долл. летали по ледяным горкам, видоискатели отламывались об скалы, грелки камер просто выходили из строя. Съемки дались непросто.
На улице около 45 градусов мороза. Еду не успеваешь донести до рта – замерзает. Очень холодно. Температура на входе в пещеру, где собственно и разбит лагерь, упала с -10 градусов до -25.
Зимняя сказка (альтернативные названия - Урунгайская, Снежная королева).
Как добраться: Пещера находится в 3,5 километрах от Алыгжера. Пересекая остров, Вы попадаете в долину ручья Верхний Урунгай. Справа, на склонах г.Спиринская, находится пещера. Через 2,5-3 километра начинается подъем, занимает около 40 минут. Вход в пещеру расположен справа, по ходу движения.
Описание: Глубина – 28 м., Длинна ходов – 787 м., площадь – 2240 м2, объем 3130 м3. На входе расположен достаточно массивный камень (высота около двух метров). Далее следует небольшой грот. Пол ровный, залит льдом. Возможно размещение 2-3 палаток. Вход в саму пещеру через «Кошачий лаз». Лаз может быть залит льдом. Ширина около 30 см, высота сантиметров 40. Долбежка занимает от нескольких часов до нескольких дней.
Пещера уникальна большим обилием льда (около 70% пещеры во льду), а также поступлением холодных потоков воздуха (снаружи) в пещеру, а не наоборот. В нижней части пещеры находится небольшое озеро (протяженность около 15 метров, глубина 2-3). По непроверенным нами данными, через озеро можно попасть в следующий зал, но требуется акваланг. Температура в этой части пещеры около +4 гр. В пещере было обнаружено несколько мертвых летучих мышей. Зал «Кристальный», расположенный на входе, отличается большими и красивыми ледяными натечками, а также кристаллами величиной до 10-15 см.
Прохождение пещеры не сложное, специальное снаряжение не требуется. На входе рекомендуется использование веревки – 20 м.
GPS Координаты: N 53039*10.8, E 098010*27.1, высота над уровнем моря 1296 м.
История открытия: Пещера была открыта в 1967 году Михаилом Ивановичем Пугачевым – одним из самых преданных исследователей Тофаларии.
|
Особую благодарность выражаем:
• Дмитрию Бондик - за предоставленные карты Тофаларии
• Михаилу Ивановичу Пугачеву - за интересные рассказы и помощь в Тофаларии
• Рубану Николаю - за профессиональное вождение по сложным дорогам Тофаларии
• Команде - за отличное настроение и боевой дух!
Далее: Часть 2 >> |