Автор: Кирилл Спирин, СПб

Корень Жизни или Тайна Белых Шаров.
История одного племени. Часть 2

Быстроногий Олень продолжает свой рассказ. Те, кто пропустил завязку, могут наверстать упущенное:

- Часть 1. До начала Холодной Мглы.

Тогда мы еще не знали, что долина, в которую мы спустились, называется Долиной Холодной Мглы. Она выглядела приветливой и зеленой. Мой Тимус немного покалывало, но я тогда не придал этому значения. Мы двинулись в Путь, и поначалу он был беспечен.

Мы шли вдоль реки и даже надеялись в этот день подняться к озеру с красивым названием Акарт или хотя бы встать на ночлег, немного не доходя до него. Однако, через полчаса тропа уперлась в речной прижим. Острозубый Бобр пошел на разведку в одну сторону, я - в другую. Мы ходили недолго, а когда вернулись, зеленая долина исчезла. Не было больше цветущих лугов, не было ветвистой арчи. Племя ютилось среди унылых серых камней, и со всех сторон на нас наступала Холодная Мгла. Не помогали ни призывы к Бобру-Прародителю, ни камланье Шамана, ни простукивание Тимуса. Ветер гнал откуда-то снизу мелкие частицы водяной пыли, и этот мокрый холод пробирал до костей: даже бизоньи шкуры не спасли бы нас, стоит ли говорить о купленном у белых людей гортексе.

Начиная с этого момента мы долгое время не могли разглядеть ничего дальше чем на сто метров. Казбек надеялся отогнать злых духов терпким запахом, исходящим от вынутой из мокасина стельки. Даже столь решительная мера не возымела действия.

Надо было идти дальше, но как и куда? Разведка показала, что когда-то давно тропа шла по низу вдоль реки, но сейчас она была затоплена. Каменные завалы вокруг нас по своим размерам могли бы сравниться с бизонами времен моего прадедушки. Холодная Мгла не оставляла шансов разглядеть, куда эти завалы ведут и кончаются ли они вообще где-либо.

Я опять пошел на разведку по каменным завалам, а пока я ходил, Шаман вызвал из Холодной Мглы духа-прорицателя. Дух явился в образе мальчика-подростка. Он не понимал индейского языка, но люди племени смогли ясно разглядеть уверенный жест руки, повторенный неоднократно, исходя из чего Шаман сделал заключение, что нам следует идти по большим камням.

Камни были мокрые, мы передвигались по ним медленно и осторожно. Через час они все-таки закончились, и мы снова вышли к реке. Холодная Мгла не отступала, поэтому в первом же подходящем месте мы поставили вигвамы. В Племени ходила легенда о том, что вечером на короткое время наступило прояснение, но мне казалось, что мокрый ветер не утихал ни на минуту. Это продолжалось вечером, ночью и утром. Иной раз Мгла не давала увидеть даже соседние вигвамы. Только к полудню следующего дня стало светлеть, и я смог разглядеть долину. Воспользовавшись затишьем, мы собрали вигвамы и вышли, но едва успели пройти один переход по траве, как снова уперлись в мокрые камни, и Холодная Мгла тут же не замедлила явиться обратно. Сегодня она была не такая густая, как прежде, и позволяла передвигаться. Среди камней читалась тропа, отмеченная каменными турами. Здесь раньше уже проходили индейцы.

Мы перебродили приток реки, какое-то время шли по мокрым камням, потом начались скальные полки. Сложенные предшественниками туры помогали нам не сбиться с пути, но Холодная Мгла меж тем крепчала, она вновь становилась гуще и плотней, дождь усиливался, ветер задувал все сильнее. Заплечные мешки давили на плечи, но стоило остановиться на отдых, как люди Племени сразу начинали замерзать, поэтому мы долгое время шли без отдыха, пока, наконец, снова не решили разбить вигвамы в подходящем месте, так и не дойдя до озера 1-2 километра. Остаток дня мы ели, спали и пили, а воины Племени жгли ритуальный костер из накопившегося мусора.

А на следующее утро Холодная Мгла отступила, и открылся наш Перевал. Мы быстро сложили вигвамы и вышли с рассветом. Не пройдя и 100 метров, уперлись в прижим реки. Поиск путей обхода не дал результатов, день пришлось начинать с холодного брода.

Путь к перевалу лежал через море больших камней. Женщины Племени очень не любили каменные моря, поэтому мы попробовали обойти море по краю, и нам это удалось, не без помощи Бобра-Прародителя.

Мы вновь ступили на землю камня и снега.

Холодная Мгла в этот день пробовала еще являться обратно, и один раз даже с такой яростной силой, что заставила нас вновь укрыться в вигвамах. Однако, переждав этот злобный натиск и использовав перерыв с пользой для приготовления обеда, мы продолжили подъем на Перевал, двигаясь перебежками и укрываясь под купленной у белых людей Оранжевой Тканью в минуты, когда Холодная Мгла вновь начинала свирепствовать, проливая на нас с небес много воды и мокрого снега. Наш перевал был назван в честь великого воина Высоцкого, известного своими индейскими песнями. Поднимаясь наверх, мы пели его песни, и нам становилось легче идти, а Холодная Мгла боялась этих песен и трусливо отступала.

В какой-то момент камни закончились, и мы ступили на покрытый снегом ледник. Это говорило о том, что мы уже очень близко подошли к границе, отделяющей Долину Холодной Мглы от Плато Белого Безмолвия. Глубоко под снегом прятались ледовые трещины, поэтому мы шли, связавшись веревками из крепких бизоньих жил.

Первым шел сильный воин Казбек. Он пробивал для Племени дорогу в снегах, и ему порой приходилось нелегко. Холодная Мгла напоследок особенно разъярилась и секла нас по лицам колючими мелкими льдинками. Ей не нравилось, что мы покидаем ее владения.

Но люди Племени оказались сильней, и вот мы уже собрались на Перевале, названном именем славного воина. В образовавшемся просвете вдали даже стало видно озеро, до которого мы так и не дошли:

А по другую сторону Перевала раскинулось Плато Белого Безмолвия:

Провожая нас вниз и выпуская из своих цепких лап, Белая Мгла бессильно плевалась вослед.

Но мы уже ставим свои вигвамы по другую сторону Перевала.

Тот вечер был необычайно красив. Добрые духи вспомнили про нас и в награду за предыдущие два дня подарили картины, которые будут стоять перед моими глазами еще долго. Сушеное мясо бизона казалось особенно вкусным за ужином, а чай вприкуску с медом, прополисом и кедровыми орехами согревал не только тело, но и душу.

На следующий день нам предстояло пересечь Плато Белого Безмолвия.

Солнце, скрывавшееся от нас два дня, теперь нещадно палило, что затрудняло передвижение по казавшемуся плоским леднику.

Племя все чаще садилось отдыхать.

Но, переход за переходом, мы понемногу подходили к Снежному Карнизу.

Вперед выходит Большой Бизон, храбрый и опытный воин. Он не боится снежных карнизов, он их мудро обходит.

Проход найден, один за другим мы поднимаемся на Снежный Карниз.

Долго искали на скалах послания, оставшиеся от дружественных племен, но ничего не нашли. Хотя следы пребывания дружественных племен на Снежном Карнизе явно присутствовали: в виде накинутых на скальный уступ петель.

Наверху было так мало места, что безопасное размещение всего Племени одновременно представлялось затруднительным, поэтому Большой Бизон, не дожидаясь подъема замыкающих, начинает спуск на Ощеренный Ледник. Отсюда еще не видно, что ледник ощеренный, но мы-то знаем, что нас ждет впереди.

Племя спускается следом по веревкам, навешенным Большим Бизоном. Казбек и Острозубый Бобр уходят вниз последними.

Одной веревки не хватает, Большой Бизон провешивает еше две, преодолевая подрезающие склон ледовые трещины. Погода немного портится, но нас это не сильно беспокоит: эпоха Холодной Мглы уже позади, нас ждут другие долины.

Снежный Карниз пройден.

Завтра нам предстоит познакомиться с Ощеренным Ледником поближе, а сейчас мы мирно ставим свои вигвамы прямо на льду.

Ритуальное постукивание ложками в ожидании ужина:

Еще бы, ведь обеда сегодня не было. Племя не очень одобрительно относится к режиму двухразового питания, это явное нарушение давних индейских традиций. Больше мы не будем от них отступать.

Поднимающиеся по леднику облака не имели ничего общего с Холодной Мглой, и мы любовались ими остаток вечера.

Можжевеловые веточки у нас уже давно закончились, и задабривать духов было нечем. Поэтому, не уповая на их благосклонность, мы поднялись с утра без завтрака как можно раньше и пошли по Леднику.

Первую ощеренную ступень мы обошли плавно по дуге с помощью Бобра-Прародителя.

Вторую ступень обошли справа по краю.

Но третью ступень было уже не обойти. И тогда мы отправились к Ощеренному Леднику прямо в раскрытую пасть.

В пасти у ледника было очень мокро и не слишком чисто.

Ледник отнесся к нам благосклонно и не захлопнул пасть. Спустя пару часов мы попрощались с ним и вышли на камни недалеко от того места, где неделю назад оставляли Секретную Кладку.

После завтрака под уже начинающимся дождем воины племени отправились забирать Секретную Кладку. Мы нашли ее по запаху. Ежедневные дожди на протяжении недели не смогли смыть Огненную Воду.

Вернувшись к женщинам племени, мы раскидали чечевицу по заплечным мешкам, попили чай, сожгли накопившийся мусор и продолжили спуск по долине. Уже через пару часов она стала цветущей.

На обед мы остановились у небольшого озерца, и во время обеда выяснилось, что вся наша еда пропиталась стойким запахом Огненной Воды. Последующие 5 дней этот запах неустанно преследовал нас. Я пытался перебить его с помощью красного и черного перца, но это плохо помогало.

Мы уже почти спустились к слиянию двух рек, когда увидели хижину, на крыше которой росла трава. Навстречу нам вышли женщина и трое детей.

Они понимали индейский язык и подсказали нам, где искать мост. Потом женщина, попросив меня подождать, сходила в хижину и вернулась с мешком белых Шаров. Я принял дар. Я до сих пор вспоминаю его с благодарностью.

Хозяйка Белых Шаров с детьми проводила нас почти полдороги до моста, сказав, что этим летом в ее края не заходили еще другие индейцы.

Мы перешли реку по мосту и отправились дальше вверх по Долине Белых Шаров.

Чудесные свойства Шаров мы смогли оценить в этот же день. Они придавали силы. И еще это было верное средство, чтобы перебить запах Огненной Воды во рту после еды.

В Долине Белых Шаров я раскопал своим тамогавком делянку под огород, но, вместо того, чтобы посадить маис, мы поставили там свой вигвам.

Вечером небо окрашивало скалы в красный цвет.

Дальнейший наш путь лежал к озеру Тегермеч. Так уж издревле повелось, что индейцы любят разбивать свои вигвамы на берегу этого озера.

На подходах к озеру мы повстречали стадо яков.

Первой к озеру добежала Лань, Находящая Записки.

Индейское сердце радуется при таких видах. Мы поставили свои вигвамы прямо на берегу.

Вода меняет свой цвет в зависимости от освещения, а в ее зеркальной глади отражаются снежно-полосатые склоны окрестных гор.

Рядом обнаружилось еще одно озерцо размером поменьше.

И не беда, что периодически начинал моросить дождь. С Шарами во рту границы реальности раздвигаются.

В какой-то момент пробившееся сквозь тучи солнце окрасило воду в совершенно изумительный цвет.

По соседним холмам бродили яки.

Медленно рассасывая Шар, я отправился к ним поближе. Мы разговаривали около часа. Яки понимают индейский язык.

Иногда туман сгущался,

а к вечеру опять стало разъясняться.

По горам поползли солнечные пятна.

Племя вышло из своих вигвамов, чтобы проводить уходящий день.

Засыпая, я видел озеро, камни и горы. Во сне ко мне приходили белые яки.