Люди и горы > Люди >

Девять стен Александра Одинцова
Big Wall Русский Путь Стены Мира

От редакции Mountain.RU

Саша, на твоё шестидесятилетие, сидели-гадали, что же тебе пожелать, а потом… До завершения проекта осталась одна стена. Прекрасная. Стоит, ждёт.
Надо её пройти :)

Александр Одинцов: «Что такое реальность? Иллюзия, вызванная недостатком алкоголя в крови. Истина в вине.

Находясь в таком состоянии, я принял предложения своего товарища, Игоря Потанькина, поехать поучаствовать в Чемпионате России.

Я с иронией относился к тогдашним чемпионатам российским, потому что они были слабой калькой Союзных чемпионатов. Поехал, что называется, от безысходности, от нечего делать.

Этот чемпионат получился, на удивление, для меня интересным, я на нём сломал ногу, со сломанной ногой даже совершил восхождение, так вот получилось. И там Игорь дал мне первый толчок к тому, чтобы у меня в голове зародилась идея проекта «Русский путь – стены мира». Он показал на восточную стену пика 4810, девственно чистую, потому что она была не пройдена. Сказал: «Смотри, центр стены стоит не пройденным, а ведь кто-нибудь, когда-нибудь его пройдёт. А чего бы этим кем-нибудь не быть нам с тобой. Давай в будущем году сходим». Я принял это его предложение, и у меня зародилась идея: а ведь таких стен в мире много. Стены, которые американцы называют бигволл».

Пик 4810, Восточная стена - 1995 год
Александр Одинцов - Игорь Борихин

Александр Одинцов: «В 1994 году я в очередной раз оказался в ущелье Каравшин на Памиро-Алае. 6 раз мне приходилось бывать в этом районе. Сходил там немало гор. И только сейчас увидел восточную стену пика 4810. Я увидел ее и неожиданно прозрел. Это Большая Стена. Она не пройдена. Таких больших стен в мире не так уж много. Каждое восхождение на такую стену – сродни рекорду. Раз уж для нас открылись границы, то почему бы не пройти лучшие из них. Если эту идею удастся осуществить, то история моей жизни станет компиляцией из биографий Геркулеса, Жанны д’ Арк и Mighty Mouse. Существовала, однако, проблема. Для осуществления этого плана потребовалось бы, как минимум, 10 лет. А я не имел возможности, подобно царю Соломону, обложиться девственницами в целях сохранения молодости и силы (где же, в наше время, найти столько девственниц?). Мне поневоле пришлось принять позу бронзового Ленина с протянутой рукой, мол: “Верной дорогой идете, товарищи!”.

Аксу, Северная стена, 6Б - 1996 год
Александр Одинцов - Александр Ручкин

«Восхождение совершено за 9 дней. Отличный маршрут с минимумом шлямбурной работы. Выходит на гребень в 2-х веревках от вершины».

Шабалин сказал однажды, что на Аксу все 6Б от сюда и вот до сюда! С этим трудно не согласиться.

Александр Одинцов: «Мне чертовски повезло. Человек, которого я считаю своим тренером, учителем и другом, прошел все круги этого ада прежде меня, и я, двигаясь по колее, им проложенной, был избавлен от запредельных испытаний. Его звали Алексей Русяев. Он был капитаном нашей команды. Именно ему я обязан всем, что умею и знаю в альпинизме. Ему неоднократно обязан жизнью. Он заслуживает отдельного упоминания.

Многие годы этот человек определял стратегию и тактику подготовки нашего коллектива. С 1983 по 1989 годы я участвовал в Чемпионатах СССР под его руководством. Правила соревнований в то время не были устоявшимися и менялись год от года. Представьте, к примеру, чемпионат, в котором вам предлагается за 20 дней пройти столько кавказских маршрутов высшей категории трудности, сколько успеете. Каждому маршруту присвоен определенный балл в соответствии с его сложностью. В конце этого двадцатидневного марафона баллы команды суммируются. У кого сумма больше – тот чемпион. Мы успели совершить 7 восхождений. Не думаю, что сейчас найдутся команды, способные повторить это безумие. С одной стороны соревновательные тенденции в альпинизме вызывают нарекания, с другой – стремление к преодолению себя, к некоторому самоистязанию заложено в идее горовосхождений. Критики альпинистских состязаний упирают на увеличение риска. Я же отвечу, что конкуренция заставляла оттачивать физическое, техническое и тактическое мастерство команд до такой степени, что трагедии на чемпионатах случались крайне редко. Хотя, конечно, бывали моменты…

Стена Троллей - 1997 год
Одинцов - Потанькин

Багиратхи, Индийские Гималаи - 1998 год
Одинцов - Потанькин - Качнов - Лукин - Кошеленко

Александр Одинцов: «Любая попытка растолковать, зачем люди ходят в горы, выглядит как оправдание. Похоже на алкоголика, который, объясняя домочадцам причины своего пьянства, ссылается на внешние обстоятельства, внутренние искания и заедающий быт. Однако то, что алкоголизм – болезнь, признают ныне и ретрограды. Может быть, стоит согласиться с теми, кто при слове “альпинизм” крутит пальцем у виска? В этом случае все встает на свои места. Существует большинство (а нас в эпоху исторического материализма учили, что большинство всегда право) , озабоченное решением утилитарных повседневных проблем, и есть некоторый процент мутантов, которые могут легко обойтись без необходимого и не в состоянии пожертвовать излишним. Предназначение последних – делиться избытком своего адреналина с первыми. Причем эту метку судьбы и одни, и другие несут независимо от своего желания. Перескочить из одной категории в другую столь же невозможно, как человеку с темпераментом козла подчиниться заповедям господним. Остается нести свой крест, утешаясь дошедшей до нас из глубины веков мудростью: “каждому свое”.

Транго Тауэр, Западная Стена - 1999 год
Одинцов - Самойлов - Потанькин - Кошеленко

Александр Одинцов: «Пятая стена – это стена Транго, на которой мы познакомились, столкнулись с сильной, очень амбициозной, командой классного, я считаю, американского альпиниста Алекса Лоу. И мы с ним, можно сказать, подружились. Нашей дружбе не суждено было развиться, потому что уже осенью того же года он погиб. Но с тех пор, после пятого шага, после пятого этапа, движение наше такое стремительное, несколько замедлилось. Препятствием на нашем пути стала Западная стена Латока III».

Латок - 2000 год - 2001 год

Александр Одинцов: «Наша первая попытка восхождения, в составе четырёх человек, привела к тому, что трое из четверых получили травмы, уцелел фактически только я один и то благодаря случайности. В общей сложности, две руки, две ноги, рёбра и позвоночник были поломаны на всю команду. Мы бросили вызов стене, и стена его опровергла. Не заметила даже его. Она просто скинула нас с себя, сбросила, как человек, надоедливую мошку, сидящую на плече.

Я, может быть, совершил ошибку в тот момент, я, не разобравшись как следует, не осмыслив ситуацию, кинулся, что называется, в ответную атаку. Пытался, вместо того, чтобы подстроиться под стену, под гору, пытался превозмочь её увеличением мощности команды, численного состава команды, словом, пытался силой переломить силу.

А с горой такие штуки не проходят. Гора ответила адекватно. Она обрушила на нас жандарм, стоящий на гребне, прошёл колоссальный камнепад. И этим камнепадом был убит человек, с которым я начинал проект, Игорь Барихин. Его тело мы нашли внизу, он пролетел полтора километра.

И на этом наша попытка закончилась. И об этой стене я не мог вспоминать очень долго.

Она оставила в душе настолько глубокий шрам, что эта рана кровоточила, не заживала несколько лет».

Латок, 2000

Латок, 2001

Большой Парус, 2002
Александр Одинцов, Александр Ручкин, Александр Клёнов, Михаил Дэви, Валерий Розов, доктор Бакин

Такие новости мы получили тогда сразу после восхождения из Торонто:

Александр Клёнов: «Маршрут получился очень красивый, логичный, сложный, все вымотаны до предела. У всех много новых эмоций, потому что здесь просто уникальный район, природа … …Шлямбуры использовали лишь для крепления платформы, и разок делали маятник. Работа в две вахты не получилась, но полярный день позволял работать до 3 ночи".
Из конфиденциальных источников нам стало известно, что, несмотря на сложнейший маршрут, руководитель группы Александр Одинцов почти не похудел (обычно в каждой своей экспедиции он теряет 8-10 кг). 6 июня причиной для всеобщей радости и ликования, кроме мыслей о скором возвращении домой, станет чрезвычайно торжественной событие — 50 летний юбилей доктора Михаила Бакина».

Жанну, 2003, 2004

Состав:

2003 год. Александр Одинцов, Александр Ручкин, Николай Тотмянин, Михаил Дэви, Алексей Болотов, Михаил Першин, Михаил Михайлов, Иван Самойленко, доктор Михаил Бакин

2004 год. Александр Одинцов, Александр Ручкин, Михаил Першин, Николай Тотмянин, Сергей Борисов, Геннадий Кириевский, Алексей Болотов, Дмитрий Павленко, Михаил Михайлов, доктор Бакин

Михайлов Михайлов: "Стена ни на секунду не дает расслабиться. Ждешь, что за этим перегибом скала станет чуть положе, а становится только хуже".

Сергей Борисов: "Все веревки висят в воздухе, касаясь скалы только на карнизах. Выход из висящей на стене платформы напоминает выход в открытый на космос. Холод космический. Упакованный в комбинезон альпинист расстегивает молнию палатки, прицепляется к висящей веревке и выпадает в пустоту".

Из заметок доктора Бакина: «Медленно идет продвижение вверх. Падающим камнем насквозь пробита платформа. 14 мая достигнута высота 7 500 метров. Решено поднять платформу на 200 метров. Это должны были сделать отработавшие свой участок Михаил Першин и Николай Тотмянин. Но утром стало плохо Мише. Кровоизлияние в сетчатку глаза. Он срочно спускается вниз. Николай Тотмянин один, при сильном ветре, поднимает платформу и закрепляет ее на высоте 7 400 метров. Поднявшиеся снизу Алексей Болотов, Сергей Борисов и Геннадий Кириевский поднимают оставшееся снаряжение и организуют лагерь 7 400.

Коля Тотмянин спускается вниз, но на одной из последних веревок при спуске к базовому лагерю ему в голову попадает камень. Повреждена каска, разбито лицо. От удара о скалу на ноге глубокая рана. Веревка, скала залиты кровью. Но Коля сумел самостоятельно добраться до базового лагеря.

Через два дня, на стене, попал под камнепад Сергей Борисов. Пробита каска, на голове ушибленная рана. Но, к счастью, более серьезных повреждений нет. Сергею перевязывают голову, и он самостоятельно спускается вниз. На стене продолжают работу Алексей Болотов и Геннадий Кириевский. Через два часа работавший первым Алексей сорвался и сломал ребро. На 4 дня восхождение остановилось.

20 мая в лагерь 4 (7 400м) поднимается группа: Михаил Михайлов, Александр Ручкин, Дмитрий Павленко. Два дня восхождение продолжается в условиях очень плохой погоды, по 30 - 40 метров в день. 22 мая плохо почувствовал себя Миша Михайлов. У него признаки начинающегося отека легких, и он срочно спускается в базовый лагерь. Наверху остаются Саша Ручкин и Дима Павленко. Достигнута высота 7 600 метров. Скалы стали более пологими, но очень разрушены. Трудно организовать страховку. 23 мая из базового лагеря на гору выходят Сергей Борисов и Геннадий Кириевский, а 24 мая Александр Одинцов и Николай Тотмянин. После некоторых колебаний, превозмогая боль в сломанном ребре, к ним присоединился Алексей Болотов. Но при подъеме на стену у Лёхи сломалась кошка, и он был вынужден спустится, несмотря на весь свой героизм.

25 мая. Все готово к штурмовому выходу. Но опять непогода. На всех высотах целые сутки сильный снег, ветер. Восхождение невозможно. Вынужден спустится с 6 700 Александр Одинцов. Это его пятая попытка подняться на гору. К сожалению, на высоте невозможно в полной мере восстановиться после такой тяжелой травмы. Но экспедиция, которую он организовал, и которой он руководит, успешно продолжает работу.

26 мая, рано утром, на вершину выходят Александр Ручкин и Дмитрий Павленко. Им предстоит пройти 2 веревки сложного лазания и далее, более простой путь по снежному гребню к вершине. До 13 часов мы наблюдаем их в зрительную трубу, затем облака закрывают гору и наступает неизвестность. На вызовы по радио ребята не отвечают. По нашим расчетам им давно пора быть на вершине. Беспокойство нарастает. Наконец, в 17 часов, подошедшие с утра в платформу Борисов и Кириевский сообщают, что к ним спустился Дима Павленко.

В 15.30 Ручкин и Павленко вышли на вершину, завершив восхождение по центру Северной стены Жанну. Немного отдохнув, Дима спускается в лагерь 7 000. В 18 часов в платформу спускается Саша Ручкин. Он очень устал после 6 суток, проведенных выше 7,5 километров, тяжелой работы, напряженного штурмового выхода. Отдыхает в платформе и не планирует уходить ниже. Около 20 часов Саша сообщил об ухудшении своего состояния. Похоже начинается отек легких. Сане срочно нужно спускаться ниже. Десять веревок вертикальных перил и две - траверса по льду. Всё это в полной темноте. Сашу сопровождает Геннадий Кириевский. Он поднялся утром в надежде на следующий день выйти на вершину. Но необходима помощь, и он спускается вниз. Поздно вечером, около 12 часов Ручкин и Кириевский спустились в лагерь 3. После оказания необходимой помощи Саше стало легче, и утром он в сопровождении Димы Павленко благополучно спустился в базовый лагерь».

Жанну, 2003

Александр Одинцов: «На что похожа Жанну? Почти по Гоголю: если бы к внешности Петра Иваныча, да, прибавить бы характер Никиты Сергеича, да, ещё бы добавить богатство Евгения Парфёныча, то был бы идеальный жених… То же самое с Жанну. Фактически, это три горы, совершенно разных, с разным характером, с разным уровнем сложности, разными проблемами, стоящие одна на другой.

Первая гора - Жёлтая Стена в Асане: протяжённость, крутизна, характер рельефа, лазание, достаточно тепло, ну, чуть похолоднее и посырее.

Вторая - от 5600 до 7000 метров - Шхара. И третья - снега, лёд, погода паскуднейшая, лавина может сойти - это Асан, только разве чуть покороче и значительно выше. Три горы, поставленные одна на другую.

Коля Тотмянин спустился как-то, сидит в палатке и говорит: "Это тебе не Эверест по классике. Тут пахать надо…". А он единственный, кто в этом году взошёл без кислорода.

То есть это гора, которая, во-первых, требует навыков всего арсенала альпинизма. Во-вторых, требует изощрённой тактической подготовки. Нужно быть стратегом, Ганнибалом от альпинизма. В-третьих, она сжирает столько моральных сил, сколько съедают те три вместе взятые.

Иван Дождев, первовосходитель на Латок III (2011): «Как-то в Аргентине, на Аконкагуа я разговорился с американцем. Сказал, что ходил с Одинцовым в Пакистане. Он сразу же спросил, тот ли это "русский Алекс", кто ходил на Жанну. Я ответил, что это он. После небольшой паузы он сказал, что в мире только русские и поляки могут ходить такие стены».

Жанну, 2004

Кызыл Аскер, ЮВ Стена, 2007
Александр Одинцов, Александр Ручкин, Михаил Михайлов

Александр Одинцов: «Перед серьезной горой все как породистые арабские скакуны, сконцентрировавшиеся на своем состоянии, своих ощущениях, а на любой внешний раздражитель реагируют, как монашенка на остроты биндюжника. Возьмите двух закадычных друзей и поместите в платформу на 10 дней. После этого испытания налейте каждому по 200 грамм водки, чтобы развязался язык, и попросите высказать мнение о напарнике. Уверяю вас, филиппики Демосфена покажутся вам небесной музыкой, а сам царь Филипп – агнцем божьим в сравнении с тем, что вы услышите. И это при том, что коллективизм русских вошел в пословицу».

Латок, 2011
Александр Одинцов, Алексей Лончинский, Иван Дождев, Евгений Дмитриенко, доктор Бакин

Александр Одинцов: «Я могу сказать, что, наверное, где-то дней за пять до старта – мы пережидали непогоду – у меня была возможность психологически очиститься. Я посвятил немало душевных сил тому, чтобы заставить себя забыть, что туда лезть не надо, как мне все говорили, и убедить себя, что эта стена проходима, и задача, которую мы перед собой поставили, осуществима. Я уговорил себя.

И уже на саму гору я лез с неким остервенением, с чётким осознанием, что это возможно, и мы это сделаем.

Ну а собственно когда вышли на стену, уже времени задумываться не было, уже ввязался в драку, соответственно думай о том, как победить, а не о том, надо ли это было делать.

После этого 15 дней тяжёлой и физической работы и психологического стресса. А мне ещё непросто было потому, что я, как руководитель команды, вынужден думать о каждом следующем дне, планировать его, смотреть, чтобы молодые участники не сделали каких-нибудь свойственных их возрасту ошибок, потому что у каждого из них таких стен в жизни не было. Ни у кого не было. И каждый из них не представлял себе, с какими сложностями придётся столкнуться.

Там был момент, когда началась непогода, а мы оказались в таком внутреннем углу, куда ссыпался весь снег, который шёл. И он ссыпался не равномерно, а накапливался, потом сходила лавина, и у нас по нему как раз были провешены верёвки, и я вижу, как по этим верёвкам поднимается Лончинский, и тут сходит лавина. Небольшая. Прямо по нему, точнёхонько. Лавина на самом деле не страшная, она из сухого снега, но мощная. А у нас у каждого рация уоки-токи, лавина сходит, он исчезает из поля зрения, потом облако, ничего пока не видать, я в рацию пытаюсь запросить его, а он молчит.

А ему, оказывается, не слышно. Рация глубоко у него во внутреннем кармане, половина ссыпается – бьёт по каске, да ему в общем-то не до разговоров. Он просто молчит. И я так думаю про себя: «Боже мой, неужели опять, неужели снова, вот это - транспортировка, тело, и так далее…». А один из уоки-токи находится у доктора, в лагере, и он слышит наши переговоры, он тоже, конечно, испытал сильные чувства… Кстати, как он-то, он не хотел, чтобы мы лезли на эту гору. Потому что и он боялся этой стены.

В общем, всё обошлось, к счастью».

«Не знаю, что тебе сказать про восхождение. Восхождение – это в общем рутина, тяжелейшая рутина. И чем меньше об этой рутине ты можешь рассказать, тем благополучнее прошло восхождение».

Авторы: Анна Столбова, Марина Сивоконь

Девять стен Александра Одинцова

«Смысл человеческому существованию придают идеи»
из интервью Одинцова

Сегодня исполняется 60 лет Александру Одинцову, лидеру проекта «Big Wall Русский путь – стены мира», чемпиону и призеру Советского Союза и России, обладателю Piolet D’Or за маршрут по центру северной стены Жанну.

День рождения Одинцова – это повод сказать о двух серьезных вещах, которыми мы обязаны юбиляру. Девятью русскими маршрутами, проложенными в разных районах мира, ему и его команде удалось сделать серьезный вклад в известность и престиж российского альпинизма в мире.

И одновременно ему, пожалуй, первому из альпинистов удалось объяснить широкой общественности, что такое технический альпинизм по сравнению с более известными высотными восхождениями. Благодаря его работе с прессой акценты в описании альпинизма сместились, журналисты стали точнее и содержательнее в формулировках, понятие стенного альпинизма перестало быть для публики диковинкой.

Несмотря на преданность советской школе альпинизма, он следует естественной логике его развития. Большинство его маршрутов пройдено в двойках.

Да, самая известная из его стен – северная стена Жанну – пройдена большой командой, но председатель жюри Piolet d’Or 2004 года опытный польский высотник Кшиштоф Велицки, присуждая премию русской команде, сказал: «Мы сейчас с вами судим не стиль. Перед нами сложнейший маршрут по сложнейшей стене, который можно пройти толко командой. Настоящей командой. И они это сделали”.

У Одинцова, который знает свой путь, есть талант видеть и другие пути. Он всерьез и последовательно думает о развитии альпинизма, учитывая все внешние факторы, влияющие на его развитие.

Есть у Одинцова и еще один талант: очень верное и уважительное отношение к старшим. Совершенный им в свое время переход от ученика к мастеру не лишил его потребности в авторитетах. Может быть, это происходит потому, что он всё еще тот выборгский мальчишка, запоем читавший приключенческие романы и получивший, кстати, этих приключений сполна? Были в его экспедициях и подавления восстаний портеров в Пакистане, и противостояние восставшим маоистам в Непале, и плен у настоящих индейцев в Венесуэле.

Одинцов азартен: шахматы, нарды, преферанс. Всё всерьез и никаких полумер. У Одинцова лучшая память: Бродский, Пушкин, Бабель – наизусть. Непогода с ним на платформе сразу же превращается в литературный вечер, программе которого позавидуют петербургские салоны.

Он говорит, что горы позволяют ему обновляться. Горы счищают лишнее. «Я даже домашний телефон не помню», - всегда говорит вернувшийся из экспедиции Одинцов. Большой смелости мечты у юбиляра и высокий у него полет. Можно только пожелать новых идей, мечт, желаний и признаться в уважении к одному из самых заслуженных российских альпинистов.

Сергей Шибаев, журналист: "Он мог все сделать сам – заработать деньги на экспедицию, набрать звездную команду, разработать тактику штурма, осуществить логистику, достигнуть вершины и рассказать журналистам, как все было здорово, вставляя в свое повествование цитаты из Гомера..."

С днем рождения, Александр Николаевич!

Благодарим Ивана Самойленко, высотного оператора проекта за помощь в подготовке материала.