Люди и горы > Владимир Марков >

Автор: Владимир Марков, Владивосток – Петропавловск-Камчатский

На пустом месте ничего не растет. Как это было.
Альпинисты Приморского края.
Часть 7

Горный Алтай подарил нам восхождение на легендарную Белуху

1990 год. Осень. Возвращаюсь после сборов в город Владивосток. Продолжаю работать в команде Эйдуса Сергея. К этому времени я имею первый спортивный разряд по альпинизму (в активе участие в спортивном восхождении 5-Б категории сложности, руководство спортивным восхождением 4-А категорией сложности).

Гора Ко, магическая гора в Хабаровском крае. Кто на ней был один раз, придет снова

Все пока по-старому. Как сказ однажды Суворов: «До первой Звезды, Матушка! Ждем-с!». Коля Рязанов Начальник Краевой контрольно-спасательной службы) понимает, что в альпинизме у меня все прет. До КМС-а осталось пройти две вершины с маршрутами – 5Б и 6А. А что туризм? А вот туризм у меня прет, так же по полной и уже выше не куда. Приморский Краевой Совет по туризму и экскурсиям приготовил трех Кандидатов на присвоение «Мастера спорта» по туризму. Бланки заполнены и отосланы в Москву: Рязанов Николай (водный туризм, плотовщик), Таран Геннадий (водный туризм, катамараны) и мою, Марков Владимир (пешеходный туризм). Я приложил к Бланкам два своих отчета по пятой категории сложности. Вы знаете, отчеты были сделаны в объеме трудов на диссертацию. Не думаю, что в Москве сейчас есть отчеты по Приморскому и Хабаровскому краев лучше и понятнее, чем у меня. Я знаю этою это. Повторяю, претендовал только на Пешеходный туризм, хотя имею огромный опыт в лыжном туризме. Что делал на Лыжах и на воде оставил в покое. В картах были отмечены все мои маршруты 5-ой категории сложности как руководитель и участник. Участник в 5-ках и на Алтае, и на Тянь-Шане. Естественно, было приписка и что я сделал в Альпинизме.

Приморские туристы посещали все районы нашей Великой Страны

Генка Таран, как елка «Зимой и летом одним цветом». 32 сезона на воде. Прошел все сильные 6-ки по всему Союзу. Его опыт не вкладывается ни в какие рамки. А вот отчеты писать он не любил и не хотел. Николай Рязанов - Золотой призер Чемпионата СССР по водному туризму. Сделал он это еще в институте Сибири. В настоящее время он входил в десятку лучших Плотовщиков СССР. Те фильмы, где ребята ставили, как свечку на реке свои плоты, не передать словами. Все это нужно было только видеть. То, что я прошел, как руководитель в Приморье и в Хабаровском крае, захватив Камчатку, желая оставить свой слет в истории туризма Приморья видно не вооруженным взглядом. Я люблю ту землю, на которой родился. В группах у меня всегда было больше девяти человек. Самых лучших спортсменов Туристов с Приморского края. На какой ответ с Москвы мы надеялись? Естественно на положительный, даже в том случае, если присвоят «Мастеров спорта» не всем. Это нас не трогало.

Для Приморских туристов Камчатка, словно Религия

Я сейчас в вкратце расскажу о политике туризма в нашем Крае до этого периода. То есть, до 1990 года. Первому, кто получил звание «Мастера спорта» по туризму был Николай Смирнов. Есть версия, что он получил это звание за речку Акишму, что протекает в Хабаровском крае. Сейчас ее раздели по квалификации. Она тянет только на 4-ую категорию сложности. Николай грамотный человек, хороший организатор. Руководство Приморским Краевым советом по туризму и экскурсиям сделало все так, чтобы проблем не было. Николай Смирнов получил свой Значок Мастера и стал у руля всего Туризма в Приморье. Являлся всегда Председателем Маршрутно-Квалификационной комиссии по туризму во Владивостоке. Был человек с пониманием, и шел ко всем активным туристам Края на встречу. Мы всегда уважали его и СЛУШАЛИ. Не помню, что бы за его правление были какие-то проблемы или пересуды. Он все делал грамотно, вовремя. Нас все это устраивало.

Моя группа на западном склоне вулкана Камень. Камчатка

Там на горизонте поселок Щапино (Камчатка), конец нашего маршрута

Андрей Трошев на Юге Камчатки не чувствует, что это Юг. Вернее, не чувствует его спина

Прошло немного времени. Город Находка заявила свои права на следующего кандидата на этот титул. Это естественно. Находка всегда считала себя фаворитами на всех туристических слетах Края. Они были сильнее и по силе своей команды, и по своей дружной семье клуба «Сихотэ-Алинь». Массовость города Владивостока ничего не могла противостоять этому факту. Население города Находка 200 тысяч человек. Улица, вернее проспект у них в городе один, Находкинский. Зато длинной 30 км. Поэтому они считали нас слабаками.

Команда Паши Кулебина на соревнование СПАСЫ

Команда волнуется, нужно выиграть

Перед стартом проверка снаряжения

Станислав Кабелев решил увековечить свое имя в списке Мастеров. Это сделать решено сильно. В последствии сделанной работы надолго закрепить славу клуба «Сихотэ-Алинь». Он набрал цвет нации этого города. Не буду вдаваться в подробности если скажу, что в группе были все альпинисты города Находка. При чем политический ход Станислава зашкалил, когда он запасными участниками своей экспедиции сделал Меня и Андрея Трошева.

Андрей Трошев сдает зачеты, чтобы войти в Сборную края

Но это разговоры в кулуарах. На самом деле только Кабелев может прояснить это время. Когда он получил деньги на экспедиции, то в списках мы уже не значились. Так как в Находке было еще десяточек Гарных хлопцев, которые всегда могли войти в основной состав, заменив заболевшего товарища. Нитка маршрута Станислава Кабелева в районе Якутии или рядом с ней, была проложена так, что зашкаливала по набору препятствий. Когда они прошли свой маршрут, то я попал на слайд фильм этой экспедиции.

Станислав Кабелев собственной персоной

Станислав с гордостью показал нам вершину Друзу и еще парочку таких вершин, где первые могли работать только альпинисты города Находка. Затем началось самое смешное. В нашей жизни иногда хочется описать моменты этой жизни, когда мы рвем когти, чтобы вырвать в СССР свое звание. Идем на все ухищрения. Добились, повесили на лацкан костюма Мастерский знак и ушли с этого спорта. Почему? Да потому, что земля круглая.

Редкий экземпляр у фалеристов, знак «Мастер спорта» по туризму

И так, по праву, в начале 90х у нас было только два Мастера спорта. Для СССР, где политика Партии занимало ключевое место. Партия постановила – Хватит. Расшифровываю эту команду. Что бы ты все-таки добился своего результата нужно было уезжать на Украину, Прибалтику. Куда угодно и там по своим делам и поступкам становиться Мастером спорта и в туризме, и в альпинизме.

Коля Рязанов, Гена Таран и Ваш «покорный слуга» пошли другим путем. Мы граждане своей страны. Хотим получить наши звания там, где живем. Документы посланы – «До первой Звезды, Матушка! Ждем-с!» И дождались. Мастерские Карты вернулись с отказом на троих. Рылом не вышли, один вердикт. Коля Рязанов узнал первый от Папы Дульцева о полном провале спортсменов с Приморья. Он сам прочитал отзывы на картах в отказе. Вызвали нас. Гена Таран прочитал свой отзыв и сразу выбросил Мастерскую карту в урну для мусора. Вердикт у Гены был краткий: «Ходил, хожу и буду ходить. При чем, только в Большую воду». Генка турист Водник, он с характером. Коля Рязанов, Золотой призер Союза по Водному туризму, не дал нам прочитать свой отзыв. Его вердикт был прост: «Скоро делаю свою Туристическую фирму и мне на лацкане этот значок нужен был только для имиджа». Спрятал свою карту в стол.

Туристы с Приморья и Рязани на горе Фестивальная. Приморский край

Геологический Аэропорт Ада. Вернее, его остатки. Приморский край

Моя группа под Ключевской сопкой. Камчатка

Когда я прочитал свой отзыв, то сначала не понял «в какую сторону дует ветер». Я посылал карту, как турист пешеходник. Моя карта была отмечена двумя маршрутами 5-ой категории трудности в горной местности. Множество горных перевалов. При чем было отмечено, что мне не хватает двух гор до КМС-а в альпинизме. А отзыв был краткий: «У ВАС нет на маршрутах Горных перевалов и нет Горного опыта». Но это было написано на другой стороне карты. Тот, кто это писал он даже не смотрел на лицевую сторону карты. И то, что у меня сейчас в библиотеке Туризма России два академических отчета, также ушло в Придание. Я хотел выбросить Карту в мусорное ведро, как это сделал Генка Таран. Коля возразил: «Марков у тебя опыта не только на Мастера, но и больше. Тут какая-то ОФЕРА у москалей. Нужно писать РЕКЛОМАЦИЮ на отзыв». Ответ мой был краткий: «Коля! Мы последние Бойскауты в Приморье. Мы уйдем и все заглохнет. Останется одно ОБРАЗОВАНИЕ с их Дур слетами и Дур полосой. Если они этого хотят, не будем им мешать. Мы здоровые люди. Нам не чего с ними лежать в одной палате №6». Что было с моей картой – не помню. Продолжал заниматься своим Экстремальным туризмом, к которому мало кто был готов в нашем Крае.

Зимний Мяо-Чан. Хабаровский край

Обычный лагерь на Камчатке

Моя группа на Зимнем Кадаре, рядом туристы с Комсомольска на Амуре

И что же я делал? Это январский Кадар, при чем дважды были под пиком БАМ. Январская Камчатка. (Многократно, более 20 экспедиций. Сколько раз стоял на конусе Ключевской? Скажу десять раз, не ошибусь). Две экспедиции на Мак-Кинли. Одна чисто Туристическая. Мы ходили с туристами с Комсомольска на Амуре. Мне сейчас 63. Но, Ланбергу уже за 70. Есть куда стремиться. Один из первых осваивал «Ски тур» на деле и практике, а не в углу своей комнаты. Что бы гости видели – Я Ски турю! Коли Рязанова, Генки Тарана нет уже в живых. Незадолго до своей смерти он пришел в магазин, где я работал, и мы долго разговаривали с ним обо всем. Именно в «Попутчике» он произнес свою фразу: «Марков мы в Приморье последние ходячие!» Жизнь идет. Умирать не собираюсь. Есть планы на альпинизм.

Моя группа в районе Плоского Толбачика. Камчатка

Дети подросли. Но и туризм не брошу. Есть мечта – Организовать экспедицию на Ледяную, Корякское нагорье, Камчатка. Фиг его знает, а может и с детьми своими пойду. Дорого все. Но, есть надежда, а она умирает последняя.

Вы думаете это все. Только не у меня. В Приморском крае все что пролетает и залетает все проходит через меня. Я всеядный. Однажды во Владике праздник. Гуляния по всем улицам. Что за повод? Мне некогда праздновать. Только любопытство. Представляете, в Приморском крае пять новоявленных «Мастеров спорта» по туризму. Виртуально я предположил, что это Кариков Лещенко, Хоменко и прочие. На самом деле у меня ШАР выпал из глаз. К девушке, не хочу называть ее фамилию, у меня нет претензий. Огонь ТЕТКА. Пусть будет. А вот к остальным у меня много вопросов. И никогда я не получу на них ответ, так как в этом случае нет никакой логике.

Гора Облачная и мы на ней в начале 80х

Ходить в вдоль железнодорожного полотна с детьми на Сахалине и за это заработать Значок Мастера это можно, а вот что бы стать Мастером, это ПАРАНОЙЯ. Крестьяне! Разум — это когда есть община людей и ей руководят Старейшины по УМУ и доверию. Когда у штурвала стоят неопытные штурмана судно обречено. Тут одна политика. К чему она привела. В Приморском крае уничтожили сильный костяк туристов спортсменов еще в 1988 году. Превратив весь наш Край, да и страну В «ДУР слеты» с «ДУР полосой». Деньги стали давать группам, которые лидировали в этом процессе «ДУРИЗМА».

Мое обычное состояние в туризме, когда я зимой иду к вулкану Ключевская сопка

Те уезжали на поляну реки Кемы и там устраивали себе ПРАЗДНИК - «славя радость большого труда, не понятного смысла своим, по малейшему поводу ПИР». Я где-то уже у себя написал такую фразу: «Все стремились к Кормушки и были рады, когда занимали почетное место возле нее. Но когда туда смотрели, то кроме оцепенения в их состоянии ничего не было. Так как в кормушке был насыпан обычный Овес. Все вкусненькое давно съели «на верху».

А я что в это время делал? Точно! Меня сохранили, как когда-то оторвали от этого «Дуризма», дав мне финансирования для более интересных дел. Я продолжал быть Хранителем той культуры туризма, который уже угас. Не думаю, что он сохраниться у нас на Дальнем Востоке и воскреснет в новь в командах Сидорова, Тарана, Оселедца, Лещенко, Кабелева, Завьялова и Володи Хорева. Не думаю. Но живу с этим и по сегодняшний день. Я верю только в силу. Все остальное меня не трогает.

Повторяю, что-то назревало в Спасательных формированиях. Все ждали, что завтра произойдет Большая перемена. В это время страна делила недвижимость. Коммунисты рвали на части заводы, фабрики. А народу, этой черни раздали по Ваучеру. Те, с пониманием бегали по своим городам и спрашивали: «А сколько недвижимости заложено в этой бумаги?» Умные люди на экранах проектора ставили для НАРОДА мультфильм «Чиполино». И народ увидел в этом Ваучере домик Тыковки. Один кирпич у домика это и был сам Ваучер. А синьор Лимон, в образе Ельцина, готовил страну обложить налогами. Правительство должно ЕСТЬ! Нормально сказал? Не 36-ой, прокатит!

Можаев Виктор и Марков Владимир у Водопада «Горбатый»

Занятия на навесной переправе. К слетам никакого отношения, только учеба переправляться через реки

Мы на построение. Раздача Тушенки!

Знаете, я все-таки расскажу Вам несколько случаев о нашем туризме в начале 80х. Господа, я пишу о Приморском крае. Я понимаю, что у Вас там в средней полосе России было по-другому. Но, я живу у себя в Приморье. Это моя родина и я о ней пишу.

В 80х у меня была возможность съездить на Высшую туристическую подготовку. Как мы говорим – На Запад. Пройти учебу и закончить все походом 5ой категории сложности. Меня это взволновало. Когда я подошёл к ответственному человеку за это мероприятие, то та отреагировала через губу: «Марков ты не перспективный человек. Смотри! У нашего «инструктора» в группе постоянно рядом 20 молодых туристов. А у тебя?» Я ответил честно: «3-4 и мне больше не нужно». На что чиновник ответила: «Вот НАШЕГО мы и пошлем!»

С лева на право инструктора Василье, Есипов. Я опять что-то говорю даже в кадр

Я в карман за словом никогда не лезу и высказал на мое отношение к массовости: «Ваш «инструктор» наберет 20 девчонок. Отбуксирует их в ближайшее Зимовье. Там натопят печку. Он берет гитару и на нарах два дня сидит и я…..ца чешет. А мои 3-4 будут заниматься туризмом всю жизнь. Вы воспитываете Бакланов, я воспитываю Войнов. Удачи ВАМ, с Вашей массовостью, лишь бы рыбы Вам хватило!» Естественно на этот Семинар я не попал. Умные люди меня отделили от этого Шалмана. Через год я попал, по праву и без отбора лучших, на Зимний семинар в Ергаки. Главный организатор подготовки спасателей был Калинин Эдуард Николаевич. А мне, как всегда, везет с инструкторами - Васильев и Есипов легенды туризма Сибири, а это уже Религия Спортивного туризма!

Герка Ким в Хабаровске учиться пилить дрова. Инструктор у него ТЕТКА

Моя группа идет к своей цели, вершине Сестры

Сейчас у меня в группе один или два ученика или я Гид, третьего не дано

Еще один прикол. Я в один промежуток времени пришел в «Городской клуб туристов им. Крыленко». Председателем его был Уваровский Юрий Николаевич. Был ли он туристом? Не знаю. Зато знаю, что он много лет строил этот клуб. При чем столько лет, что люди и не помнят дату его рождение и начало Капитальной реконструкции данного объекта. Массовость зашкаливала. Люди работали вечерами. Штукатурили все и белили. Так как это было подвальное помещение, в определенное время, как по часам окончания штукатурных и побелочных работ, прорывала канализационная труба. И все это помещение заливало г……..м. Естественно, все откачивали. Или за сутки все само уходило с помещения. Месяц все сохло и находиться там было невозможно. Потом Юрий Николаевич загонял туда следующий поток «туристов». Все заново штукатурили, белили. Затем, как по часам, прорывала труба все опять заливало г…….м. «Туризм» продолжался.

Самая лучшая моя фотография. Фотоаппарат «ЗенитЕ». Объектив «Индустар 61 LZ». Лучше этого снимка Еломовского я у людей ничего не видел

Я пришел в этот клуб по набору туриста другого направления, инструктора Петра Хоменко. Занимался своим делом на втором этаже этого помещения. К счастью меня г…….о не доставало. Юрий Николаевич понимал, что я его игнорирую и заточил на меня Зуб. Вот интересно мне. Рядом было таких как я человек десять у Петра Хоменко. При этом Уваровский выбрал меня. Почему? Чувствовал мою силу организатора и хотел моими руками сделать косметический ремонт на втором этаже или хотел мне помочь делать еще одно благое дело? Мудрый был Юрий Николаевич. Однажды, когда скопилось достаточно людей он хотел меня пожурить или «опустить». Что бы все видели, что в нашем обществе засел несознательный элемент: «Марков вот о таких как ты никогда не будут писать!» Мой интеллект на ответ и полный разгром нападающего противника требует всего от 5 до 10 секунд. После непродолжительного молчания прозвучал спокойный ответ: «Юрий Николаевич! Даю Вам честное слово, что с этой минуты о себе я буду писать САМ!» Чем я занимаюсь и по сегодняшний день. При этом вся наша Страна легла «Смертью храбрых!»

Вид на гору Зенит с горы Ко. Хабаровский край

Юрий Николаевич! Хоть вы уже в другом Мире, у Вас был НЮХ на что-то. Ведь, в действительности никто и никогда не писал о туризме Приморского края. Я пытался в те времена делать это. А что мог? Так, иногда, куце и неопределенно. Сейчас я расписался. И пишу не так, как хотят многие, а пишу так, как хочу Я. Ведь я пишу о себе, а не о многих. Когда Юрия Николаевича не стало, пошли другие времена. Все помещения такого типа как «Клуб им. Крыленко» стали очень востребованы. Его присмотрел один предприниматель. Моя жизнь — это видеть, и я взял под наблюдение, что сделают с этого помещения. Прошло, довольно, много времени. Пришел туда днем. Работала бригада строителей. Обалдел от объемов сделанного. Был вырыт отдельный дренаж, который, по идеи, на всегда избавил подвал от потопления. Объёмы самого помещения меня поразили. Это был чистый огромный зал. Конечный результат реконструкции, как вы думаете какой? Правильно думаете. Там открыли Пивную.

Тройка экстремалов – Марков, Кутепов и Родионов готовятся к разным условиям жизни в горах

Я сейчас на Камчатке уже 7 лет. Все спортивные магазины закрыли, не рентабельно. В место них открыта огромная сеть магазинов «Пробочка». Какое романтичное название. А что в этой романтике? Да, действительно, много. Губернатор этого Края дал добро на двух и более этажные Алкомаркеты. Сеть Пивных зашкаливает. Если у меня правильная информация в строй сдали второй пивной завод. Но, тут я ПАС. Я пиво не пью и сдали ли этот завод в эксплуатацию, не знаю. Или это слухи? Не в этом дело. В казну Края и города идут деньги не с того, что Камчатка развевают индустрию промышленности, а идут деньги от того сколько мужики пьют в этом регионе. Царь батюшка в свое время ввел строгий закон на ограничения ввоза спиртных напитков, на Камчатку. Второе его мудрое решение отстреливать всех собак, кто случайно попал с любого судна и корабля, зашедшего на Камчатку. Коренные собаки были на Камчатке особой породы для жизни коренного населения. Пришли Краснопёрые и все изменилось. А теперь? А теперь Петропавловск-Камчатский взял новый курс политики. Переплюнуть Краснопёрых и создать такую прибыль в Казну Края, что бы все ЗАХЛЕБНУЛИСЬ. При этом на площади Ленина поставят памятник около Петра и Павла новому Апостолу, за свою кипучую жизнь создавшего КУЛЬТУРУ повального ПИТИЯ.

Легендарный пик Хантер на закате солнца. США. Аляска

А мы в это время что делаем? А мы пытаемся понять, как жить в этой стране? А пока я опишу что делалось в 1991 году. Возвращаемся к нашим Баранам. Зима. Времена меняются. Папа Дульцев уходит на пенсию. Коля Рязанов создает свой кооператив «Восточные приключения» и покидает КСС. Бородуля Ольга, инструктор КСС, последовала за ним, но в своем направлении. Автоматически перехожу на свое новое рабочее место. Начинаю руководить КСС (Контрольно-спасательная служба) Приморского края. На место Папы Дульцева становиться руководителем нашего Головного подразделения Туризма, Берестовой. Приморский Краевой совет по туризму и экскурсиям реформируется в Фирму «Приморсктурист». Туристические Базы в Приморском крае, для поддержания совей работы на высоком уровне требуют капитальных вложений. Их нет и не будет. Постепенно жизнь этих подразделений замораживается на неопределенное время. Турбаза «Тихий Океан» плавно переходит в гостиницу для Китайцев. Перестройка наводит свой ШМОН на все окружающее. Все растаскивается и покупается ловкими людьми с КПСС за бесценок. Берестовой, с первого дня своей работы, относиться ко мне очень серьезно. Поддерживает КСС на плаву и создает мне все условия продолжать свою работу в спасательной службе на прежнем уровне. Ко мне никто не лез с НОВЫМИ веяниями в жизни. Профсоюзы распускаются. Финансирование общественных спасательных формирований заканчивается.

Наша Якутская Победа

Естественно, альпинисты Приморья выживают, как могут. Ищут средства для выезда в горы, или на всегда завязывают с этим видом спорта. Лидеры альпинизма становятся руководителями своих частных, молодых предприятий или компаний. Туристы не отстают в этом процессе. Сидоров, Рязанов пример этого факта времени и работы в нем. Спортивная команда Сергея Эйдуса временно заканчивает свою бурную работу в горах. Шаповаленко Игорь так и не выполнил нормы «Мастера спорта» по альпинизму. А хотел. Вот тут я хочу подробно рассказать о моих делах в команде Сергея Эйдуса. Честно, после последних сборов в «Артуче» я понял святую истину – Нужно выбрать мне мой собственный путь.

У Эйдуса и Марамчина сдуло белье ветром. Проблема! Как завтра идти на гору?

Так как в команде Эйдуса мне места не было. Почему? Сергей сам не понимал, что с ним будет завтра. Однажды дома он мне сказал: «Я хочу набрать свой коллектив по духу и подобию!» То есть, людей кто может позволить себе ездить в горы уже не как спортсмены, а как путешественники в горах. Сергей мудрый человек. Он все видел и чувствовал. Он понимал такие люди как я и Игорь Шаповаленко будут пытаться продолжать свой путь в Больших горах. Эйдусу это не устраивало, по тому, что его предприятие всегда будет расширятся, забот прибавляться и уезжать в экспедиции – это УТОПИЯ.

Новоявленный Председатель Федерации альпинизма в Приморском крае

А я понимал то, что если я задержусь в группе Эйдуса то потеряю всякий смысл в своей дороги альпинизма и экстремального туризма. Мы не разошлись с Сергеем как друзья. Я часто с ним встречался в его доме и на природе. В какое-то переходное время нас связал Баджал в Хабаровском крае. И все. Интересную позицию своего места в альпинизме выбрал на этом этапе Шлемченко Сергей. Он нашел себе спонсора в лице Вити Корнева с города Находка. Если у меня правильная информация и Игорь Шаповаленко с ними ездил на Кавказ. Но, это нужно уточнить. Но, пока еще мы не прошли Баджал. Там мы по-прежнему все вместе.

Я продолжаю, как могу, заниматься альпинизмом. Не зависимо от того, оплачивают мне эти поездки в горы или нет. Семьи у меня нет. Зарплата хорошая. Опыт самостоятельных выездов в горы огромный. Нас не победишь. В это время Вадим Гайнеев становиться Председателем ФАиС Приморского края. Железняк Игорь отходит от дел альпинизма. Тут по подробнее. Повторяю, я не пишу историю альпинизма своего Края. Я ВИЖУ и пишу о том, что я вижу. Остальное меня не интересует. Что случилось в это время с альпинизмом? Эйдус Сергей по спортивной команде Забуксовал. Игорь Железняк в это время уже работал в САВО и как мог участвовал в высотных экспедициях от города Алма-Аты. В эти годы на его глазах погибает Влад Смирнов (Вадим). Раннее он лишился своего товарища по Альпинизму Вити Шкарбана. Его идея создать команду Мастеров в Приморском крае развалилась. Люди нашли себе других кумиров и поддерживали их до определенного времени. Альпинизм всех Приморцев не был смыслом их жизни. Когда-то этот момент потряс альпинистов Камчатки. Они дружно отошли от их лидера, Германа Аграновского.

Игорь Железняк (Константиныч), собственной персоной

Константиныча поддерживали ребята с города Арсеньева. И тут Пленум федерации. Его собрали в очень многочисленном составе. Но, на нем я не видел ни Эйдуса Сергея, ни Шлемченко Сергея, ни Толю Черныха с Андреем Тюриным. Почему эти люди отстранились от Пленума, я не знаю. Но, точно знаю, что многие не хотели участвовать в этом мероприятии. Чувствовал ли Константиныч, что его переизберут? Не знаю. Знаю только одно, он лидер, вожак. Приходит время, когда стая недовольна своим вожаком. Приходит время или достойно уйти вожаку, или пасть в схватки с обидчиками. Константиныч сидел спокойный. Он занял удобное место и всех видел. Рядом с ним сидел Аркадий Соловей, человек который всю жизнь проработал организатором. Кто, а вот Аркан, как постоянный организатор всех начинаний, хорошо понимал Константиныча.

Анатолий Черных в наше время

Как я попал на Пленум? Понятия не имею. Я всегда был в стороне от таких СДЕЛОК. Я занимался Спортом и все остальное меня не интересовало. О чем говорили на пленуме? Забыл. А вот, когда заговорили о его Председатели и о его методах правления, помню. Не хочу называть имена, кто поставил точку в этом собрании. Это мне не нужно и не важно. Но, когда на место председателя поставили Вадю Гайнеева был изумлен. А были ли еще лидеры на этом Пленуме? А где был Генка Шаферов? «Вот такие вот они пироги с котятами». Аркадий Соловей сидел в неудобном положении. Константиныч невозмутимый, спокойный и уверенный в себе человек, встал и ушел с альпинизма на всегда. Общался ли я с Игорем после пленума? Не часто, но метко. Я не знал, как и о чем говорить с человеком, с которым вырос на одной улице. Но, однажды все произошло спонтанно для меня. Сидя в своем кабинете на работе я делал свои дела. Игорь пришел ко мне сам. На стул у входа взгромоздил большой баул со снарягой. Разговор был короткий. Мы все на работе. «Волоха! Тут снаряга. На нее метят уже некоторые люди и готовы все выкупить, я принес ее тебе». Игорь назвал суму, при чем, очень странную. Деньги лежали у меня в столе, но я не стал сразу отдавать их Игорю. Как-то не удобно было. Я пообещал ему, что заеду к нему домой и привезу деньги. Затем я приехал к Игорю домой на Мальцевскую переправу. Его квартира смотрелась удручающе. Обои в некоторых местах отклеились. У меня создалось впечатление, что он сюда приходил только ночевать. В этом доме произошла трагедия. О ней я не хочу рассказывать. Я не желаю ВАМ люди ее пережить. Этот ужас мог пережить только Константиныч.

Горы Баджала, собственной персоной. Хабаровский край

Горы Дюсэ-Алинь, собственной персоной. Хабаровский край

Участники альпиниады на Баджале

Работа в альпинизме продолжалась. Первое, что сделал Вадим Гайнеев на своем посту – это создал Школу по подготовке молодых альпинистов в горном районе Баджала (Хабаровский край). Я поддерживаю Вадима в его начинаниях. В это время он работает на военном судостроительном заводе и отвечал за спорт. Помощь моя была по силам. Если проводится «Кубок Виктора Шкарбана», даю ему свою машину. Спас фонд не стоит без дела. Чем могу, тем и помогаю людям. Просто даю. Продать – «ГРЕХ на душу взять». Все течет своим чередом. Все устремляются на Высоту (пик Ленина). И по разному его ПРОХОДЯТ. Повторюсь, Игорь Железняк в горах теряет последнюю ниточку надежды усилить команду Приморья – погибает Влад Смирнов.

Еще долго на этом ледопаде будут находить последствия трагедии под пиком Ленина

Первый опыт не удачно проходит у Находкинцев. Они попали под пиком Ленина в переделку. Остались живые только потому, что не были на «сковороде». Но, потом, все остальное время сборов откапывали все то, что осталось от большой массы альпинистов не вернувшейся с этой горы. Все что рассказал мне Аркан (Аркадий Соловей) может уместиться в одну строчку. Как написать Вам об этом, и как все это под пиком Ленина происходило, я не знаю. Пусть об этом расскажет сам Аркадий Соловев. Я там не был.

Гена Шаферов, собственной персоной

Сергей Дементьев, собственной персоной

Сергей Щегливатых со своей половинкой Татьяной кошки точат

А что делал в это время Гена Шаферов. Правда, а что в это время он делал? Эта корка! Я полный свидетель. Я дневал и ночевал в общежитие ДВПИ. Затем они переехали в частный дом, снимали его для общего проживания. Общался с Суприяновичем, Мельником, Щеглеватым, Дементьевым и, наверное, с Силаевым. Врать не буду. Они были как елки – «Зимой и летом одним цветом». Одни горы на уме. Вот тут-то и появляется Генка Шаферов в новом обличие. Он понял, что находкинцы в горах на Мастерство буксанули. Эйдус, также, свою спортивную команду не потянул на Чемпионаты по альпинизму. Тогда Гена решает создать на фундаменте клуба «ТЮФЯКИ» (ДВПИ) молодежный альпинистский клуб. И он это сделал.

Суприянович Игорь, собственной персоной

Команда ДВПИ на ледовых соревнованиях, водопад Горбатый. Шкотовское плато. Приморский край

Боря Хершберг объясняет Сергею Дементьеву как нужно пользоваться Арсеньевким жумаром

Первый соратник у Гены Шафирова, как лидер организатор, стал Сергей Дементьев. Он был самый сосредоточенный, спокойный. Не высовывался по пустякам. Рядом всегда суетились Игорь Суприянович и Сергей Щеглеватых. Было еще как минимум три-четыре активных спортсмена. Но, я не отступаю от своих традиций и пишу о тех, кто работал в команде. Что вы сказали? Точно! Забыл «сына Полка» – Димона Рудниченко. Блин! Рудика забыл отметить! Чуть грех на душу не взял.

Володя Мельник, собственной персоной

Рудниченко Дима, самый почитаемый альпинист у Генки Шафирова – любимец!

Вы скажете, а где был Вовка Мельник. Он был один в поле воин. Но, при этом, прекрасно сочетался в молодежной команде Гены Шафирова. Гена оставил все и стал работать над молодежной командой. Вова Мельник по полной взялся за создание скалолазной секции ДВПИ. Сделал это совершенно другой формации. Его кипучая деятельность и настойчивость привела к тому, что он выбил себе в деканате института ставку тренера по скалолазанию. Первый и последний. Когда он ушел с института эту ставку аннулировали. Именно в этом коллективе и были все тренировки. На Тихой, Карьере 2ая Речка и на Катьке. Везде эти ребята были активны и рубились в альпинизме к своему мастерству. Что бы не забыть один момент, где был ЗАРУБ.

Маршрут «Супер», собственной персоной

Гена Шаферов с молодежной командой прошел на Екатерининском массиве маршрут. Когда на нем первый работал Игорь Суприянович, то он, как всегда, влез в очень неудобное место. Кряхтел там и потел, но прошел. После того, как все спустились, Игорь долго и возбужденно оговаривал прохождение этого участка маршрута. При этом приговаривал: «Ну супер! Ну супер!» Маршрут так и назвали «Супер». Это легенды, я не пишу историю.

Володя Мельник задумал строительство первого скалодрома на базе спортзала ДВПИ. Это были толстые доски, сколоченные в щит. На щите делались долбленки. Слово зацепы в те времена не стояли. Узенькие планочки, дырочки и прочий элемент для прохождения тренажера. Генку Шафирова не устроили объемы Володи. Мы все вместе стали таскать в зал огромные бревна. Для нас это были пушинки. Нам нужен был альпинизм. Все, что мы делали в зале это, была круглогодичная тренировка спортсмена альпиниста. Еще раз повторяю. В это время из всех в Приморском крае, кто действительно встал у руля альпинизма, как вида спорта, был Генка Шафиров. Во истину БЫЛ!

Баджал, собственной персоной

Дэсэ-Алинь и его стены, собственной персоной

Праздник по окончанию мероприятия, и я, как всегда, главный АРТИСТ

Весна 1991 года. Май. Продолжаю, как могу, выезжать в горные районы нашей Страны и продолжать заниматься альпинизмом. Участвую в первой альпиниаде ФАиС Приморского края в районе горной системы Баджал (Хабаровский край.) Организует и проводит это мероприятие Гайнеев Вадим. Сотрудничаю с ним. Перед тем, как было организованно это мероприятие на Баджале, перед альпинистами Приморского и Хабаровского края стоял вопрос о проведении Региональной альпиниады в двух районах: Дюсэ-Алинь и Баджал. Выиграл район Баджала лишь потому, что в то время до района хребта Дюсэ-Алиня добраться простым альпинистам, без участия вертолетной заброски, было, практически, невозможно. Нужно было затратить много времени на подходы к месту проведения самого мероприятия.

Баджал. Все на построении, аплодисменты. Кому то, что-то дали!

На Баджале старался помогать всем, кому требовалась моя помощь. В это время не имел звание «Инструктора-методиста» по альпинизму Если было нужно, в составе спортивных команд, ходил на первопроходы новых маршрутов. Руководство выходами на незнакомые вершины брали на себя опытные альпинисты: Шлемченко С., Шаферов Г., Мельник В. Мне запомнилось два первопрохода в этом районе, на которых принял участие сам. Пик «Золотой Рог», где руководителем команды был Шлемченко Сергей. Он же и назвал данную вершину этим именем. Второй первопроход был совершен на пик «Фрегат». Руководитель данного восхождения был Шаферов Геннадий. В составе команды был лидер, скалолаз – Дима Рудниченко. Взошли на вершину дружно, классно. Рядом, по другому маршруту 3-й категории сложности, работала группа Вадима Гайнеева. В это время «мой тренер», Сергей Эйдус, дает мне характеристику и рекомендацию для направления меня на учебу в Центральную школу Инструкторов ФАР.

Не еду в эту школу. Моя основная работа спасателя не позволяет мне это сделать. В это время в России создается новое направление в спасательных формированиях. Уйма организационных дел. Отменяю поездку в «Школу инструкторов» на неопределенный срок. И правильно сделал. В дальнейшем я расскажу ВАМ, как в 2011 году съездил в Школу инструкторов. ВСЕ у меня получите. А, пока, отдельно в следующей статье расскажу Вам о спасателях этого периода времени. Есть о чем рассказать.