Автор: Влад Усачов, Киев

Отчет о восхождении на Ушбу Южную (4710 м) по маршруту Габриэля Хергиани 5б категории сложности

25.07.2017 – 06.08.2017

Участники восхождения:
Степан Бойко 1985
Максим Бойко 1988
Влад Усачов 1989

Вступление

Идея сделать восхождение на Ушбу зародилась давно, но конкретное решение было принято год назад, после чего и началась тщательная и планомерная подготовка. Сбор информации, подготовка снаряжения, тренировки, выезды на скалы.

- «Почему Ушба?» - все просто, с точки зрения спортивного интереса эта гора является очень популярной среди альпинистов. Как в любом другом виде спорта человек стремиться развиваться, и ставит перед собой новые цели, так в альпинизме восхождение на Ушбу это новый уровень проверить себя и свои силы.

Да на самом деле, что здесь расписывать, уже и так есть масса информации о этой легендарной горе. Лучше я больше сконцентрирую внимание на нашем восхождении. Так вышло, что история нашего восхождения хорошо подойдет для остросюжетного фильма про альпинизм. Ну наверное с такой сложной и мистической горой по-другому не бывает.

Восхождение нашей команды можно разделить на четыре этапа:
  • Акклиматизация и подход в базовый лагерь (Б.Л.) Ушбы
  • Переход в штурмовой лагерь на 4200м
  • Подъем на вершину и ночной спуск
  • Спуск в Б.Л.
  • Акклиматизация и подход в Б.Л. Ушбы.
  • Длительная подготовка закончена, пора действовать

Прилетели в Тбилиси, от туда нас ждал долгий путь в Местию с веселым таксистом. В Местии регистрируемся у пограничников, точнее берём пропуск в погранзону и на другой машине делаем заброску до нашего старта в село Лезгара. Оставляем часть вещей в домике, берём только то, что необходимо для акклиматизации и выдвигаемся в первый лагерь на высоте 1700м. По сути, акклиматизация у нас являлась отдельным восхождением на вершину горы Лайла 4008м, технически намного проще нашего основного восхождения. И сразу на второй день начались проблемы, особенно у меня. Дабы не терять время мы решили пройти перевал Чижды высотой 3097м и остановились на стоянку на спуске с него на высоте 2800м. Высота более 3 тыс на второй день дала о себе знать, особенно накрыло меня, я бы сказал как никогда ранее, тошнота, рвота, головная боль, слабость, потеря аппетита. К вечеру мне стало легче, постепенно адаптировался.

На следующий день, вооружившись кошками и ледорубами, выходим на перевал Джвари 3427м. Все нормально, движемся по плану, погода хорошая, настроение отличное, но аппетита у меня по прежнему нету. Нашли оставленный бензин группы туристов из Черкасс и Киева, который нам оказался, кстати, в дальнейшем не нужно было докупать. На 4-тий день акклиматизации штурмуем вершину горы Лайла 4008м. Так как мы поднимались на Лайлу в прошлом году, решили взойти на нее с другой стороны в обход слева на гребень. Для лучшей акклиматизации решили переночевать возле вершины на высоте 3990м, там как раз есть расчищенное место под одну палатку. Погода отличная, но от этого не легче, солнце жарит по полной, и негде от него спрятаться. На утро нас накрыла туча и поднялся шквальный ветер. Собирать лагерь и спускаться пришлось в экстремальных условиях, прыгая в тумане через трещины. Ноги горели, за день сбросили 2300м. Мое состояние становилось все критичнее, практически 5 дней ничего не ел, ребята подшучивали, что я хожу на солнечной энергии, но мне было не до шуток. Я понимал, что в таком состоянии речь о восхождении на Ушбу не может идти. Утром спускаемся в домик, где оставили вещи. Перебираем вещи и снаряжение отчаянно пытаясь впихнуть их в рюкзаки. Ребята решили меня разгрузить, в итоге у них рюкзаки получились за 40 кг. Далее делаем трансфер в Мазери, где разделяемся. Степан с Максом поднимаются в Б.Л. Ушбы, а я останавливаюсь в домике у гостеприимного Джамала на пару дней, восстановить силы и аппетит. Могу себе только представить насколько сложно было парням подняться в Б.Л., но несмотря ни на что, они справились! Откармливаясь хачапури и отдыхая на мягкой кровати, я быстро пошел на поправку. На третий день поднялся к ребятам в Б.Л., который напоминал раскаленную сковородку от жары с роем оводов, в таком количестве я их никогда не видел…

На вершине г. Лайла 4008м

Лагерь возле вершины г. Лайла 3990м

Вид на закате с вершины г. Лайла

Вид на Ушбу при подходе в базовый лагерь
    Переход в штурмовой лагерь на 4200м

Б.Л. Ушбы находиться на высоте 2940м, на травянистом склоне возле морены, рядом с огромным камнем, на котором развешены мемориальные таблички погибших альпинистов на этой горе.

В Б.Л. встретили троих альпинистов из Львова. Один из них был матерый альпинист Вадим Гапко, который не раз бывал на Ушбе, он вел наверх двоих человек, парня и девушку. Глядя на миниатюрную девушку я с трудом мог представить, как она могла лазить по склонам этой горы. Вадим нам рассказал, что параллельно с ними поднимались два немца. Львовяне смогли подняться до 4000м, но отсутствие времени, билеты на самолет не позволили двигаться дальше, и им пришлось спуститься, а немцы двинулись дальше к вершине. Также говорил, что подъем довольно комфортный, движешься словно по ступеням, камни не сыпет…, в общем, зарядил нас оптимизмом. К сожалению, в дальнейшем гора и обстоятельства нагоняли на нас только жуть и негатив.

Позднее поднялась большая группа людей, не особо похожих на туристов. Оказалось что это родственники погибших в прошлом году альпинистов из России, когда сорвалась связка из 4-ох человек. Люди пришли установить табличку в память о своих близких, кто-то из них пытался нас отговорить от восхождения, кто то просил тщательно страховаться на маршруте…

На ветру раздавался звонкий шелест старых мемориальных табличек, в воздухе парила зловещая атмосфера, а нам ночью выходить на старт.

Просыпаемся в 3 часа ночи, в небе парят небольшие тучки, у Макса разболелась нога, которую он подвернул днем, решено перенести наш выход в штурмовой лагерь. Утром просыпаемся, небо чистое, солнце жарит, нас терзает досада, что потеряли день с хорошей погодой. Следующей ночью уже настроились всерьез идти. Встали даже раньше, в 2 часа ночи. Как выяснилось из нас толком никто и не уснул. У всех перебирались в голове разные мысли, в основном о маршруте, о преодолении различных участков. Погода идеальная, собираем вещи и стартуем! Вышли примерно в 3 часа ночи, блуждая с фонариками по морене с сыпучими камнями, примерно через час, вышли к снежнику с довольно крутым уклоном. Еще через 1,5 часа проходим снежник и подходим под скалы. Как раз начало светать. Прячем фонарики и начинаем преодолевать первые веревки. И практически сразу веревка сбивает пару небольших камней, один из которых попадает мне в правое колено. Неприятное начало. Обошлось без серьезной травмы, легкое рассечение, продолжаем движение. Держим курс немного траверсом вправо до первой полки. От полки резко сворачиваем налево и продолжаем подъем. Передвигаемся практически все время одновременно в связке с установкой промежуточных точек страховки. Лазанье в основном 3-ные, местами 4-ные участки, вполне позволяют такое передвижение. Единственное неудобство – множество «живых» камней. Перед тем как браться, нужно хорошо проверять рельеф, дабы не скинуть камень на себя или напарника.

Снизу в Б.Л. ориентироваться по маршруту было проще, чем непосредственно на горе, где все нависает и легко сбиться с пути, что мы, к сожалению, и сделали. Обошли слева нужный нам кулуар, и вышли на стекающие водопады с гладкими скалами.

Вдоль линии водопадов по склону горы лежат разбросанные вещи (рюкзаки, кариматы, очки, снаряжение…), скорее всего это вещи погибших в прошлом году альпинистов из России. От такого зрелища атмосфера еще сильнее накалилась. Ну нам некогда было нагнетать негатив, нужно двигаться вперед. Пробираться по скалам вдоль водопадов не комфортно. Скалы выглажены водой, мало зацепов, приходиться лезть на трении, сложно «ложить железо». Но главная проблема была, что вдоль водопадов слетают все камни, которые обваливаются с верхнего бастиона горы или вытаивают со снежника.

Сверху раздался грохот. - «Камни! Прячься камни!», закричал Макс. Все прижались к скале, над головой просвистели увесистые снаряды размером от дыньки до арбуза. Тело наполнилось адреналином, усталость как рукой сняло. Быстро траверсируем влево на ближайший гребень, медлить нельзя не секунды. Выбрались, но расслабляться нельзя.

Вскоре подходим к началу заснеженного кулуара, который ведет аж до самой стоянки на 4200. Снежник в кулуаре с очень крутым уклоном, снег рыхлый, идти по нему опасно и практически нет возможности застраховаться. Принимаем решение лезть слева по скалам. По кулуару вверх метров в 50-ти от начала, слева под скалой, есть место под небольшую палатку. По пути появляются множество забитых крючьев, «морковок», оставленной расходки. Это верный признак того, что мы на правильном пути. По немногу начинает выполаживаться, уже просматривается конец кулуара и южный гребень. Выходим на гребень и поворачиваем направо. Скалы превращаются в практически не страхуемую кучу сыпучих камней. По пути проходим пару мест расчищенных под палатки, но решаем идти повыше на верхнюю часть гребня, и не прогадали, вышли на отличное, комфортное место. Успели как раз к закату, итого наш путь из Б.Л. к штурмовому лагерю занял 18 часов. Проверяем GPS, высота 4240м. В грузинском гайде по альпинистским маршрутам ошибка, там лагерь 4200 показан под ключевым участком, на самом деле он ниже на 100 м, возле места где заканчивается снежный кулуар.

Базовый лагерь Ушбы 2940м

Штурмовой лагерь Ушбы 4240м

Подъем на вершину и ночной спуск

Ночь в штурмовом лагере получилась тревожной, периодически вздрагивая, просыпались от грохота камнепадов невероятной силы. На рассвете получилось лицезреть то, что нам ночью не давало спать. Левее нашего маршрута с отвесных стен горы откололась груда камней, некоторые из которых достигали размера с грузовой автомобиль, и стремительно понеслась вниз, оставляя за собой огромный столб пыли.

Встали в начале 10-го, решили нормально выспаться, чтобы восстановить силы после долгого перехода в штурмовой лагерь. Так как стартовали поздно, приняли решение подойти под ключевой участок, прощупать его, в случае если он легко и быстро поддастся - сходить на вершину, а если потратим на него много времени, то оставим провешенные перила и на следующий день закончим начатое дело.

Ко всему прочему, наш выход немного отложил неприятный инцидент со мной. По традиции, я решил сделать совместное фото нашей команды возле лагеря. Выставил фотоаппарат с задержкой 10 секунд и быстро начал двигаться к ребятам, забыв, что под ногами «живые» камни, за что сразу поплатился. Один из камней поехал и я упал на левую руку, хорошо, что успел задержаться и не улетел вниз вслед за камнями. Ребята устремились мне на помощь с встревоженным взглядом. Левая ладонь вся в крови, а мизинец развернут в обратную сторону. Палец сломан, в тот момент мы пришли к заключению, и про себя подумали, что неужели на такой нелепой ноте закончиться наше восхождения... Чуть позже мы соображаем, что на самом деле это не перелом, а просто смещенный сустав. Палец нужно срочно вправить, единственная мысль, которая крутилась на тот момент у меня в голове. В общем, набравшись мужества я вправил палец на место, сопровождая все сильным криком. Макс плотно перемотал мне палец пластырем, и мы с задержкой вышли на старт. Немного проходим по снежнику, дальше по скалам. Пролазим 4 веревки, и мы под «ключом». В 30м ниже ключевого участка есть ровное место под палатку, ну оно не такое комфортное как наше на 4240 м, и за водой нужно лезть под ключ. Ключевой участок мы доверили Максу и не прогадали. Не смотря на то, что он выбрал сложный вариант подъема на «ключ», он буквально взлетел на него с реактивной скоростью. Сложный вариант был выбран по тому, что по простому стекали ручьи. Не хотелось мочить веревку, да и самим мокнуть. К тому же сложный участок довольно хорошо был пробит крюками. Дабы не давать заднюю, я со Степаном быстро проходим ключевой участок по провешенным перилам на жумаре. Обрадовавшись что «ключ» нам легко поддался, решаем идти на вершину до победного. Примерно в 3 часа дня вышли на гребень. Решаем не идти в лоб по гребню, а двигаться немного траверсом слева. Конечно, из отчетов предвершинный гребень представлялся иначе, короче, положе и со снегом. А в реальности он оказался ооочень затяжным, как будто бесконечным, и абсолютно без снега вплоть до самой вершины. Ледоруб и кошки можно было вовсе оставить после снежника возле штурмового лагеря. Мысли о том, чтобы успеть до заката вернуться в штурмовой лагерь исчезли напрочь, теперь стояла цель хоть успеть подняться на вершину по светлому.

Спустя 5 часов впереди показалась знаменитая табличка с единственным шлямбуром на маршруте, посвященная знаменитому грузинскому альпинисту Михаилу Хергиани. Делаем пару фото и вверх. До вершины уже рукой подать. И тут гора вновь показала свою мистическую силу. Из не откуда над вершиной появилась небольшая тучка. Все как будто затихло, атмосфера наэлектризованная, намагниченная, камни гудят, железо звенит. Я поначалу не придал этому значения, ребята насторожились, и не зря. Через мгновение появилась ослепляющая вспышка в 50м от нас. - «Ложись молния! Железо в сторону!», - закричали мы практически одновременно. Скинув в сторону ледорубы и все железо, спрятались между камней затаив дыхание. Разряд, ещё разряд… Потом нас начало засыпать снежной крошкой. Длился этот ужас максимум минут 30, а казалось целую вечность. Затем также внезапно тучка исчезла. Будто гора решила, что мы сильно легко подобрались к вершине, и напоследок решила нас припугнуть. Не теряя времени, направились к цели.

В 20:40 вечера мы стояли на вершине, любуясь закатом солнца. Даже не знаю, был ли здесь кто-то еще на закате, виды просто завораживающие… Вершина представляла собой хорошую, довольно вместительную полку с небольшим снежным гребешком с северной стороны. Кардинально отличалась от того, что я видел на фото в отчетах, где она выглядела как снежный гребень с крутым уклоном. Наверно все зависит от сезона. Пока хоть что-то было видно, старались сделать максимум фото со всех ракурсов, запечатлеть наш триумф. Ну как сказал Степан: - «Праздновать рано, нужно ещё спуститься». Усугублялось все тем, что нас на вершине застала темнота. У нас было два варианта выхода из ситуации. Первый вариант найти место поудобней, и провести холодную ночевку до рассвета, затем спуститься, второй вариант медленно и аккуратно начать спуск с фонариками. Поскольку погода была хорошая, а луна довольно неплохо освещала склоны горы, медленно и уверенно начали спуск. Выбрали тактику спуска выдачи первого на страховке из станции, а остальные дюльферяют по выпрямленной веревке. Такая тактика наиболее актуальна для местных условий, так как позволяет быстрее передвигаться и не путать веревку. Дюльферяем веревку за веревкой, начинает холодать, завывает ледяной ветер. Мы осознаем, что приняли правильное решение спускаться вниз. Как ни крути, в движении теплее, чем пересиживать ночь на месте в холодной ночевке, тем более что теплых вещей мы с собой особо не взяли. Начинает сказываться накопленная усталость, чуть не допустили роковую ошибку, на глаз решили, что чужая оставленная расходка нормальная и Степан начал меня выпускать. Едва я нагрузил веревку, как одна из петель расходки порвалась. Этот инцидент хорошо нас отрезвил. Впредь все оставленные петли дублировали своей расходкой. Передвигаемся очень медленно, дабы не допустить ошибки. Все таки, как луна не старалась осветить нам путь, парой, ориентироваться было очень тяжело. Все чаще в голове крутились мысли: - «Где эта чертова станция?! Правильно ли мы движемся?!». Наконец-то приходим на знакомое место, полку с которой спускаемся в верхнюю часть ключевого участка. Уже показался рассвет, сразу потеплело, проглядывалась наша палатка. Кажется все так близко, но ещё 5 веревок дюльфера. И как назло в этот момент коварная веревка на сдерге решает застрять. Макс находит в себе силы подняться и исправить ситуацию.

В начале нашего спуска с вершины у нас была идея спуститься в штурмовой лагерь, сложить палатку, собрать все вещи и продолжить спуск дальше в Б.Л.. Планы эти быстро улетучились, потому, как сил практически не осталось, нужен хороший отдых.

В 10:30 утра вернулись в штурмовой лагерь. Подъем на вершину и спуск обратно в штурмовой лагерь обошелся нам в 23 часа колоссально тяжелой работы на склонах горы. Выпили по кружке чая и отбились спать, приняв решение спускаться в Б.Л. утром на следующий день.

Штурмовой лагерь Ушбы 4240м

Ключевой участок на маршруте 4350м

Возле знаменитой мемориальной таблички Михаилу Хергиани. На фоне видна грозовая тучка, которая через мгновение нас накроет.

На вершине Ушба Южная 4710м

Спуск в Б.Л.

Спать под звуки камнепадов уже становилось привычно, не смущало и то, что лежали втроем в двухместной палатке.

Просыпаемся в 7 утра, завтракаем, собираем вещи и вперед. Уже всем не терпится спуститься в комфортное безопасное место, подальше от всех ужасов на этой горе. По сыпучему южному гребню примерно 150м медленно и аккуратно спускаемся без веревки, где рельеф становиться более-менее монолитным начинаем дюльферять. Быстро выходим из снежного кулуара к началу водопадов. В этот раз на водопадах сыпало меньше. Перед нами пролетел лишь один камень, размером с чемодан. Мы решили не испытывать судьбу и быстро прошли водопады траверсом к началу следующего кулуара, который мы пропустили при подъеме. Спускаемся вдоль правой стенки кулуара. По пути множество оставленных петель, расходок. И вот мы уже доходим до полки, с которой сворачиваем вправо и спускаемся к снежнику. Днем, при солнечном свете дюльферять намного комфортнее и в разы быстрее нежели в потемках с фонариками. -« Не ужели это был последний дюльфер?» - с облегчением думали мы. Собираем снаряжение, одеваем кошки, достаем ледорубы и вперед на финишную прямую. Макс пошел первым и практически сразу поскользнувшись, срывается вниз. Я со Степаном только и могли, что беспомощно кричать: - «Макс зарубись! Зарубись! Тормози!». К счастью Максу быстро удалось остановиться. Лишний раз гора решила доказать, что пока ты находишься на её склонах нужно следить за каждым своим шагом и движением. Дальше, уже не спеша, делая выверенные шаги, спускаемся по снежнику. Постепенно снежник становиться положе и мы выходим к подножию горы. Вроде бы все, а нет, еще нужно пройти морену с опасными «живыми» камнями и подняться на ее гребень. И тут не все прошло так гладко. Поднимаясь по морене, Степан зашевелил целый склон огромных камней размером с человека, на мгновение душа ушла в пятки, ну все обошлось.

Еще немного усилий и мы в Б.Л.. Успели спуститься как раз к закату. На спуск в Б.Л. у нас ушло 12 часов. В общей сложности на гору у нас ушло 4 дня. Мы это сделали! Эмоции переполняли нас! Мы смогли подняться на вершину Ушбы и самое главное спуститься практически невредимыми, несмотря на то, что гора испытывала нас до самого последнего шага в Б.Л..

Отметили наше успешное восхождение знаменитым литовским бальзамом, который оставил Литовец под мемориальной табличкой его друзей погибших на Ушбе. Литовец сказал: - «Спуститесь с горы, выпейте бальзам». Мы так и сделали. Довольные и слегка опьяненные увалились спать.

Утром я обнаружил, что из вещей, которые мы оставляли в Б.Л. пропали мои новые кроссовки Solomon и шорты. Конечно, такого здесь я никак не ожидал. Меня эта неприятность несколько не расстроила, казалось, что в тот момент мне ничего не сможет испортить настроения, пусть бы хоть палатку сперли со всеми вещами. Главное что мы поднялись на Ушбу и спустились живыми.

Ну а дальше особо нечего рассказывать. Отдохнули еще денек в Б.Л., затем спустились в Местию, где обосновались в комфортном кемпинге, и начали во всю праздновать…

Сходили в музей знаменитого грузинского альпиниста Михаила Хергиани. Посмотрели, как раньше ходили в горы. Удивило, с каким снаряжением делали восхождения в те года.

Еще узнали неприятную новость, что на Ушбе пропали альпинисты с Германии. Те самые немцы, которых встретили на горе альпинисты со Львова.

На следующий день взяли трансфер на Тбилиси, где 4-ре оставшихся резервных дня вялились на солнце и купались в Тбилиском море, точнее озере с чистой речной водой.

Надеюсь, наша история восхождения на Ушбу Южную изложенная в моем отчете будет интересна читателям и полезна альпинистам планирующим восхождение по аналогичному маршруту.

Спасибо всем кто верил в нас и поддерживал!

Хочется выразить особую благодарность экипировочному центру «Северная стена» за предоставленные скидки на снаряжение, и непосредственно Иванченко Владимиру за проведенные тренировки!

Вернулись в штурмовой лагерь Ушбы 4240м

Спустились до уровня вершины горы Гульба 3740м

Последний дюльфер на маршруте, выход на снежник.

Вернулись в базовый лагерь Ушбы. Уставшие но довольные лица)

Нитка нашего маршрута:

Промежуток маршрута между двумя кулуарами

Маршрут по кулуару, который мы пропустили на подъеме. Вид снизу кулуара