Зимнее соло по Северной стене Эйгера. Ули Стек. The Young Spider
Ули Стек
Фото http://www.bergsteigen.at
С 7 по 11 января 2006 молодой швейцарский альпинист Ули Стек совершил зимнее соло-прохождение маршрута „The Young Spider“ на северной стене Эйгера.
Помимо первого зимнего и первого соло - это прохождение стало первым повторением самого сложного маршрута на стене!
На "Золотом Ледорубе"
Своим потрясающим соло Ули немногословно заявил о своей принадлежности к элите мирового альпинизма. В этом году он попал в номинанты „Piolet d’Or 2005“, что само по себе является одной из самых престижных наград современности.
Наверняка мы ещё услышим о нём как о владельце Золотого Ледоруба, благо предпосылки для такого предпололожения налицо.
„The Young Spider“ имеет перепад 1800 метров и напичкан экстремальными участками до 7a/A2 на скалах, WI 6 на льду и M7 на миксте Ули Стек характеризует маршрут как «типичный современный экстремальный маршрут на крутых скалах и крутом льду».
Немного ниже «Паучка»
Фото http://www.bergsteigen.at
Во время первопрохождения Ули и Стефан Сигрист не смогли закончить маршрут за одну сессию. Они провешивали маршрут перилами и возвращались на стену в периоды хорошей погоды. Многие именитые альпинисты придерживались мнения, что маршрут невозможно повторить «за один выход». 30 полных верёвок максимально сложного лазанья, а в довесок ко всему ещё и разрушенный цоколь и заледенелая крыша, в целом реальный альпийский кошмар. Именно это скептическое мнение подвинуло Ули принять вызов и вновь вернуться к «Стене стен». Мнение о непроходимости „The Young Spider“ за один выход подтверждалось рядом неудачных попыток довольно именитых альпинистов. К моменту старта Ули маршрут не удалось никому полностью повторить. Швейцарцу же хватило куража начать свой соло проект несмотря на всеобщий скепсис в кругах его коллег.
Идеальное состояние "Молодого паука"
Фото http://www.bergsteigen.at
Состояние маршрута, по словам Стека, были почти идеальными:
на склонах лежало довольно много снега, зато скалы были абсолютно сухими, экстремально холодные температуры (около -25 градусов ниже нуля) привели ледовые пассажи в отменное состояние и сделали всю стену максимально безопасной для прохождения. Только на крыше горы изобилие снега сделало прямой финиш невозможным, после прохождения технических участков Ули выбрал классический финиш вместо засыпанных снегом и проблемных для страховки известковых плит прямого вылаза.
«На этом маршруте ты обречён на постоянные компромиссы, если лёд в хорошем состоянии, то только потому, что температура такая низкая, что о лазанье в скальных туфлях можно просто забыть... и наоборот».
Ули имел при себе утёплённые скальные туфли с гамашами, но мороз был такой, что замёрзшая резина не позволила швейцарцу их натянуть на ноги. Пришлось лезть в ботинках. В целом приходилось постоянно импровизировать, и это один из немаловажных притягательных аспектов современных экстремальных маршрутов на больших стенах.
Третья верёвка первого взлёта
Фото http://www.bergsteigen.at
Отказ от шаблонов
Самой большой трудностью маршрута Ули назвал медленный темп на стене. В конце концов, он привык к совершенно иным раскладам. Являясь радикальным приверженцем твайтовской тактики «Фаст-энд-Лайт» он постоянно боролся с отсутствием мотивации. На этом маршруте Стеку пришлось провести переоценку своих взглядов и настроиться на «борьбу за метры».
Из-за экстремальных технических сложностей Ули пришлось страховаться на всём протяжении стены, а преодалевать отдельные питчи он смог, только оставляя рюкзак на станции.
Как это принято в соло-восхождениях после обработки участка ему приходилось вычищать питч и, поднявшись наверх, вытягивать пятидесятикилограммовый баул, в котором находилось 15 кг железа,
2 верёвки, еда, газ, спальник и платформа для ночёвок. Исключительно для сравнения: для зимнего соло на классике «Хекмаера» ему потребовалось 11 часов на прохождение, соло на „The Young Spider“ съело 5 дней.
Сконцентрироваться на следующем метре
http://www.uelisteck.ch
На самых трудных частях стены ему удавалось пройти максимум три-четыре верёвки в день. «В первый день я был максимально мотивирован, но именно в этом состоянии приходится очень интенсивно бороться с депрессией, ведь всё происходит ТАК медленно! Ты пашешь и пашешь, а стена как была бесконечно высока, так и осталась. В конце концов, я сконцентрировался только на следующем движении, только на следующем метре. В дополнение ко всему мне приходилось проходить каждый питч три раза: два раза вверх и один раз вниз, да вы и сами прекрассно знаете всю эту ботву в соло-прохождениях. Если не повезёт, то к этому добавляется один-два спуска для освобождения заклиненого баула. Ты не имеешь права на ошибку.
Последний бивак
Фото http://www.bergsteigen.at
Отдельная история с организацией бивака, с одной стороны ты должен найти максимально удобное и безопасное место для ночёвки, с другой стороны должен не замёрзнуть при этом и как можно скорее забраться в спальный мешок. А ещё приходится очень внимательно работать со снарягой, не дай бог чему упасть, практика показывает, что это «что-то», как правило, имеет решающее значение на последующих отрезках стены.
Самым кошмарным наваждением для меня стала мысль о потере ботинок, эта картинка постоянно преследовала меня, особенно по утрам, когда я, сидя на платформе, пытался натянуть на ноги эти заиндевевшие колодки.
Кстати, Ули пролез маршрут в ботинках Phantom 6000 от Скарпы и, несмотря на довольно плотную посадку, ни разу не страдал от холода.
Питаться приходилось довольно спартански, энергетические батончики, сухпайки и разбавляемые кипятком пакеты, такова уж судьба экстремалов, на забалуешь. Каждый день старался выпивать не меньше трёх литров жидкости.
Несмотря на тщательный подход к поглощаемой жидкости Стеку не удалось избежать обезвоживания, после спуска с вершины весы показали на 5 килограммов меньше. И это при его «птичьем весе» и полном отсутствии жира в тренированном теле.
«Ещё две недели спустя я ощущал слабость организма, Эйгер высосал меня так основательно, как ни один маршрут до этого».
http://www.uelisteck.ch
Изящное «учебное» восхождение
Со слов Ули он довольно многому научился на этом маршруте. В прошлом году он в рамках своего проекта «Кхумбу-Экспресс», кроме всего прочего, провёл два дня на стене Чолатсе, на Эйгере он лез пять полных дней, при этом он преодолевал несравнимо большие технические трудности по сравнению с гималайской стеной. Конечно, прогресс налицо, хоть Эйгер и имеет преимущество в плане общей безопасности: с любой точки стены ему понадобился бы всего один день для дюльфера обратно в цивилизацию, а в случае непредвиденого ЧП он мог воспользоваться знаменитой Швейцарской Спасательной Службой, что в Гималаях, к примеру, абсолютно невозможно. Именно эти аспекты позволяют Ули поставить прохождение в Гималаях на более высокий уровень психологической трудности, чем северную стену Эйгера.
Тем не менее, соло на „The Young Spider“ позволило сделать далеко идущие выводы: теперь Ули знает, что и на экстремально сложном рельефе он в силах справиться с маршрутом самостоятельно, без помощи напарника. Получился «реально крутой трип», а мгновения выхода на вершину он описывает с придыханием: «Ты чувствуешь излучение солнца всем телом, лучи на лице, и это после пяти дней тени и холода, за которые ты истосковался по теплу и жёлтому диску на небе.
Особенно тяжело было наблюдать за расслабляющимися горнолыжницами, загорающих двумя километрами ниже на террасах ски-кафе Кляйне Шайдега!»
Первая трудная верёвка первого взлёта. Фото http://www.bergsteigen.at