Люди и горы > Люди >

Автор: Евгений Буянов, СПб

Ветераны в Джантугане

Наш обычный двухнедельный выезд группы альпинистов-ветеранов Санкт-Петербурга на Кавказ состоялся, как и в ряду последних лет на базу немного выше альплагеря Джантуган с 28 июля (отъезд из С-Пб) по 13 августа 2017 года. Здесь часть участников обосновалась в домиках, а часть – в личных палатках по договорённости с хозяевами базы. Группа состояла из 35 человек, - в её составе, кроме альпинистов ветеранского возраста была группа молодёжи из 8 человек и два ребёнка 6-ти и 12 лет. Позже подъехала и группа наших друзей из 5 человек, - альпинистов и ведомственных спасателей-пожарников крупной нефтебазы из Киришей. Старшей у нас была Венера Курмакаева – председатель совета ветеранов альпинистов Санкт-Петербурга. А старшим тренером назначили нашего патриарха и «наш бренд» - Людмилу Варжапетян (альпинистку –с уникальным опытом восьми успешных восхождений на Ушбу). Роль «начспаса» и организатора связи была поручена Владимиру Иноземцеву. Который, проходя по лагерю со своим костылём, обычно ворчал: «И жрут, и жрут! И пьют, и пьют!..». Понятно, - начспас был человеком, самым обеспокоенным состоянием нашего здоровья…

(Ниже - мини-юмореска о «Снежных барсах»)

Кроме Варжапетян («снежный барс» № 167 и 8-я женщина в этом списке, 1984 г.) у нас был ещё один «снежный барс», - Дима Аншмидт. Конечно, и остальные наши ветераны были «барсами», только не такими «заснеженными». Вообще я Аншмидту объяснил, что, конечно, «для всех» - он «снежный барс» (№ 185, 1986 г.) и очень экзотический для всех представитель этих симпатичных хищников, но в нашей «компании мастеров» он имеет реальный статус «снежного барсука». И представил живую фамильярную сцену встречи с ним: «Привет, снежный барс! Привет, прекрасное животное! Как дела, скотина!..». Споры со «снежным барсом» у всех были жаркими и редко приводили к согласию (а чаще к взаимному выводу: «Дурак! Ты ничего не понимаешь», - такой вывод один говорил, а другой ощущал). «Правда, я с ним сошёлся на «милом отношении» к «Киму Кондрабековичу», который «насолил» нам обоим. Этот «Ким» в альпклубе «Барс» сумел «вывести» всех «барсов». Понятно, - какой уважающий себя «краснокнижник» станет жить в «гадюшнике»?.. К этому «процессу» Ким был «причастен», как курица «причастна» к яичнице со свиным салом. И был в нём «замешан», как свинья в этой яичнице. Потому «побить бы не мешало». Подкараулить в тёмной подворотне, "по дружески напоить" и поколотить. Чтобы явился "под газом и с фингалами под глазом", - авось ещё и дома поколотят. Наблюдения же за рационом питания нашего «снежного барса» показало, что он «обычный» для нашей компании. Козла может сожрать, - особенно в компании единомышленников. В поедании снега не замечен. «Жрачка» – обычная, а «ржачка» - повышенная. А вот режим «пить-тия» - преимущественно чай и коньяк. А за неимением коньяка – склонность к изготовлению смеси из этилового спирта и местной родниковой воды или нарзана для «ерша». И угощение этим пойлом товарищей по сбору. Понятно, - какие результаты может выдать деревенская «химлаборатория» даже при поиске «философского камня», кроме как выдать новый сорт самогона?.. Замашки у «барса» отдавали аристократизмом (поскольку с дешёвым портвейном я его не «застукал»).

Новичков и, особенно, девушек, мы просили не бояться местных мышей и зайцев и не обижать местных медведей («они хорошие!»). И просили не учить старших «уму-разуму», которого у молодых ещё не было в наличии согласно их альпинистскому опыту и отсутствию записей в альпинистских книжках, как не было этих важных книжек (официально «опускающих» человека до уровня альпиниста по понятиям «не-альпинистов»). Конец цитаты мини-юморески.

К лагерю вскоре подъехала и расположилась по соседству большая компания Валерия Рашкина от КПРФ с «красной палаткой». Они совершали подготовительные действия для массового восхождения на Эльбрус, которое у них состоялось 10 августа (накануне нашего отъезда). Это мероприятие было посвящено 100-летию Великой октябрьской революции. Я с ними познакомился 2 года назад при сходных обстоятельствах здесь же, - мы немного дружески пообщались.

«Снежный барс» Дима Аншмидт в своей норе-палатке, - в «естественной среде обитания» и «питания»

Места «общего пользования» (столовую, туалет, баню) по древним традициям «наскальной живописи» я украсил развлекательно-поучительными надписями:

( «Невзначай зашёл на чай», «Чтот не хочется копытить – кофейку бы надо выпить…», «Вещий глас твердят нам просторы – пусть лучше побьёт начспас, чем горы», «Что такое «чайхана», - чай попил и всё – «хана»! «Будь ты Валя, будь ты Ваня – друг, скажу: «Иди ты в баню!». «Под картой видится черта, - Где мы, - не знамо «ни черта», - «куда родименький залез – не знает даже GPS». «Не заденет твою честь то, что смог ты здесь поесть, - Никого не будет злить то, что смог ты здесь испить». «Без «Н» и «Ж» - не свадьбы пир, - Без «М» и «Ж» - тип туалета - «не сортир». «Приходи и «М» и «Ж», чтоб сказать себе «уже». «Обретая альпинизм, минует пусть наш организм авантюризм и травматизм». «Мысли мудрой луч – наше в том устремленье, - даст тебе начуч, а не твоё самомненье». «Хорошо сидим – пьём, едим, бухтим!». «Здесь дверь скрипит строкою светлой весёлой шутки туалетной, - Совсем другим увидишь свет, когда покинешь туалет!». «Красотка Шхельда – радость глаз, - стоит , бела, как унитаз, - Чего воротишь нос, зараза, - попробуй жить без унитаза!». «Без боли и леченья прими здесь радость облегченья»).

Пищу мы готовили для себя сами на костре и, частично, - на газовой плите, а продукты привезли с собой (частью из С-Пб, а часть – с рынка в городе Тырныауз). На биваке у нас был стол под тентом, костровой очаг с лавками и обеденная беседка, в которую умещалось до 15 человек. С погодой в этот раз необычайно повезло, - все дни она стояла солнечная, а несколько дождей прошли только ночью. В лагере была и большая «кают-компания» с очагом в доме, но в этот раз мы её не использовали. Вечером обычно можно было воспользоваться душем. Ранее мы обычно 2 раза за «заезд» заказывали баню с парной и бассейном, но в этот раз «не повернулись» и остались без бани.

Для группы молодёжи силами инструкторов сбора организовали выходы на лёд и скалы для обучения альпинистской технике с последующими зачётными восхождениями на вершины Курмычи (или Курмытау, 1б, 4045) и Эльбрус (2А, 5642).

Альпинисты-ветераны совершали выходы в горы, группируясь вместе для общих тренировок и восхождений согласно своим силам и потребностям. Наиболее сложное восхождение на центральную вершину МНР совершила группа из трёх восходителей: Дмитрий Аншмидт, Марат Курмакаев и немец Пауль Эрхард Герц по северо-западной стене (маршрут «Конфетка») 4А категории трудности.

Первые дни мы, как обычно, делали акклиматизационные выходы к леднику Кашка-Таш с подъёмом для ледовых занятий или выше, - до «Рыжих скал» и на «Зелёную гостиницу» между ледниками Башкара и Джалаучат. При выходе к «рыжим скалам» мы обнаружили группу отдыхающих москвичей, - в том числе двух эффектно загорающих девушек. Я поблагодарил группу на «обалденно красивы горные виды», - эта благодарность встретила дружный смех всей компании:
Вдруг обнажись скальники, Гормонов взорвав флюиды, -
Девчата и их купальники, - Спасибо за горные виды!

На привале у «Рыжих скал» ледника Кашкаташ. Вверху – вершины Вольная Испания (та самая, - которая словами В.Высоцкого «…Как вечным огнём сверкает льдом – Вершина, которую «Ты» так и не покорил», - именно на ней от камня погиб Георгий Живлюк в период съёмок фильма «Вертикаль» в 1966 году) и Бжедух

При выходе на «Зелёную гостиницу» я поднялся на морену и сделал фото верхнего озера Башкара. Состояние озера не показалось мне опасным. А лес полян у альплагеря «Джантуган» с возрастом деревьев в несколько десятков лет рядом с рекой показывал, что длительное время селевых катастроф здесь не было. Но этот мой взгляд оказался ошибочным: спустя месяц 1 сентября после катастрофически сильного ливня (за сутки выпала трёхмесячная норма осадков) часть воды озёр Башкара размыла перемычки и сорвалась вниз, увлекая за собой насыщенную влагой породу и камни в русле реки Адылсу. Так «слило», видимо, до 1 млн. тонн воды и породы в виде грязевой массы, - с высоты порядка километра (по Адыл-Су и по Баксану до уровня города Тырныауз). Можете представить, какая стихия «сорвалась с цепи»! Очевидец Виктор Кубликов рассказал, что видел из альпбазы «Шхельда», как в русло летели глыбы, размером с «трёхэтажный дом» (https://vk.com/wall286036105_674 , https://www.facebook.com/elena.laletina.35/posts/1336117659834600 https://www.risk.ru/blog/212487 ). Сель смыл несколько участков автодороги Азау-Прохладный (300, 150 и 120 м – полностью, 3,3 км повреждено), участки автодороги по Адыл-Су, несколько мостов и повредил газопровод и линии электропередач (с нарушением электроснабжения населённых пунктов выше посёлка Верхний Баксан). Разрушило несколько мостов. Количество погибших и пропавших людей пока точно неизвестно. В альплагере Джантуган смыло бочки приютов и с ними пропал без вести сторож Магомед. Приют «Очаг» выше лагеря, в котором мы стояли, не пострадал. Конечно, катастрофа была вызвана не только состоянием ледниковых озёр, но в значительной мере – необычайно сильным ливнем в горах. Озёра, судя по снимкам, «слили» порядка 60-80 своей воды. События печальные, и очень «контрастные» с нашим впечатлением этого года от Приэльбрусья в период отличной погоды в начале августа.

Физически более тяжёлой задачей для нас был выход под перевал ВЦСПС (1Б, 3693) с ночлегом и последующим восхождением на вершину Курмычи или Андырчи. Подход с перепадом высоты более 1 тыс. м надо было выполнить с «полной выкладкой» бивачного снаряжения и продуктов на 3 дня. Конечно, лет в 30-40 и с рюкзаком от «30 до 40» мне такие переходы (как горному туристу) были совсем нипочём. Но сейчас в возрасте 66 подобные «упражнения» стали заметно тяжелее для исполнения. Вообще, теоретически я давно понимал, что каждый спортсмен должен и плавно выходить на пик формы в определённом возрасте, и так же плавно снижать нагрузки по мере увеличения возраста. И не брать на себя слишком тяжёлые задачи, вредные для здоровья. У меня были проблемы с левой коленкой – «дёрнул» её на тренировке, она ещё не зажила и давала о себе знать. Из-за неё не удалось, как следует, потренироваться перед восхождениями.

Ещё «тяжёлым» наследством своей горно-туристской биографии я считал склонность к крупным рюкзакам (я использовал в качестве главного рюкзак «Сван» с объёмом 110 л и в качестве «штурмового» рюкзак поменьше – литров на 60). Особенно «упитанными» они были в момент отъезда. При поднятии возникало ощущение, что рюкзак плотно набит камнями, а не тряпками («живу в палатке – ношу манатки»). Даже после серьёзного «облегчения» рюкзака на выходах, он всё же сохранял «увесистость» рюкзака для дальних горных походов. Хотя нести было тяжело, я был спокоен. Поскольку содержимое рюкзака и его «выжимаемость» на высоту гарантировали мне выживаемость даже в условиях «ядерной зимы»… Видимая «нелюбовь» и «опасливость» коренных альпинистов к тяжёлым рюкзакам мне понятна, но она продолжает казаться некоей «слабиной», которой у альпинистов с начальным горно-туристским опытом нет.

По срокам и обстоятельствам я взошёл на Курмычи с компанией наших «старичков»: Олега Белицкого, Виктора (Вийхо) Паваляйнена и Луизой Пропп. С нами взошли Вадим Коротков с внуком Иваном и Александр Каточигов. После выхода на перевал ВЦСПС подъём не вершину проходит по скалистому гребню, - местами с обходом жандармов. Я шёл в каске, а Поваляйнен накрывал голову полотенцем, - но мы оба сильно обгорели на солнце. Вывод прост: хошь каска, хошь «ряска» – но всё ж от Солнца по башке «возьмёшь».

На вершине, - отличные виды во все стороны, - на Адыр-Су, на Адыл-Су, на Эльбрус. Здесь «поснимались», а я снял записку нашей же группы, прошедшей здесь ранее. Ранее на перевале ВЦСПС снял записку следующего содержания: «Группа туристов: Махотин Андрей, Рита, Алексей, поднялись со стороны долины Курмычи 23.08.2016. Приехали из Москвы в составе 3 человек. Сейчас: на перевале ВЦСПС, где мы сейчас находимся погода солнечная и ясная. Настроение хорошее, состояние в норме. 23.08.16. Подпись, г. Москва. Всем хорошей погоды и настроения».

Ледниковое озеро Башкара. Вдали – Эльбрус. Второе озеро – левее и ниже (его не видно за перегибом склона). При сходе селя, судя по фото, оба озера слили примерно 60-80 от своего объёма воды на глубину несколько метров

Эльбрус – вид из ущелья Адыл-Су

Венера Курмакаева и группа нашей молодёжи во время её проводов на восхождение

«Молодых» провожают на восхождение ветераны: Слава Авдеев, Людмила Варжапетян, Ольга Бурова, Таня Баженова, Луиза Пропп и Виктор Зайцев

Подъём к перевалу ВЦСПС выше зоны леса. Внизу альпбаза «Джантуган». На этом участке тропы при спуске получил травму Виктор Паваляйнен. И внизу видны «поляны Джантугана», по которым 1 сентября прошёл сель

На гребне Курмычи над перевалом ВЦСПС (слева Паваляйнен, справа Белицкий, а сзади – тройка Короткова – Иван, Александр и Вадим)

Я и «наш финн» Виктор Паваляйнен перед вершинной башней Курмычи

Встреча с нашими девчатами перед выходом на вершину.

Выход на вершину Курмычи. Вдали - Эльбрус

Вид с вершинного гребня Курмычи в сторону видимых вершин Башкара, Уллу-Кара, Чатын, Ушба, Бжедух и Шхельда

Спуск с Курмычи в верхней части по небольшому кулуару скал

За столом на биваке: «Варжа» (Варжапетян), Марат, Пауль, Слава Балалин, я и Венера

Спуск на наш бивак и ночлег на нём прошли благополучно. Но вот на следующий день, к сожалению, не обошлось без травмы. Виктор Паваляйнен, идя в своём темпе (но в зоне нашей видимости) ушёл немного вперёд по тропе на травяном склоне с отдельными выходами камней. В момент остановки для фотосъёмки он оступился и упал со склона. При падении разбил в кровь лицо и получил ссадину на плече, но, главное, - повредил ногу. Мы не сразу определили характер повреждения, - как оказалось, имел место перелом лодыжки и вывих голеностопа. Мы ему оказали помощь и разгрузили, - Венера взяла его рюкзак и пошла вниз за помощью, Олег Белицкий взял рюкзак Венеры, а я взял рюкзак Белицкого и упаковал его себе в рюкзак. Белицкий пошёл с Виктором сопровождающим, а я ушёл с тяжёлым рюкзаком вниз и примерно через полтора часа спустился в наш лагерь. При спуске навстречу поднялась вызванная помощь в виде найденного внизу врача Владимира Богданова и его спутницы Владлены Скубиной (оба из Москвы). Олег с Виктором какое-то время шли вниз до границы леса, но потом остановились до подхода врача, который оценил характер травмы и дал Виктору принять обезболивающие таблетки. Через некоторое время с помощью наших знакомых ребят, - спасателей киришской группы, Виктора спустили вниз, и Володя Иноземцев сразу увёз его на обследование в больницу (где сделали ренгеновский снимок и наложили гипс). Виктора там вначале оставили, потом туда возили на перевязки, а позже в Петербург он доехал на поезде с нами. Переносил боль он спокойно и мужественно. Понятно, - лечение такой травмы, – это не простая проблема для человека с возрастом 79 лет…

Мой Эльбрус-2017

В течение дня отдыха мы собрались на Эльбрус и 6-го августа отправились туда по традиционному пути. Я в планах руководствовался своим опытом: два удачных восхождения на вершины от скал Пастухова и два неудачных восхождения только до плато под седловиной при попытках взойти от Приюта 11-ти. Одна из неудачных попыток вместе с сыном была с использованием группой ратрака до скал Пастухова. А вторая попытка оказалась неудачной потому, что из-за непогоды началась гроза, до которой не хватило как раз тех трёх часов, которые были потрачены по подъём до скал Пастухова. Восхождение с использованием ратрака я считаю неполноценным, и оно бы меня не удовлетворило. Но мои планы восхождения от скал Пастухова не совпали с планами других наших восходителей, и потому я должен был рассчитывать только на свои силы. Я договорился с Курмакаевой, что «на рожон не полезу» и буду осторожен.

После подъёма на Гара-Баши решил пообедать в верхнем кафе, а потом подняться немного выше «Приюта 11-ти» и переночевать в своей палатке, - такой вариант мне обеспечивал чистый воздух для акклиматизации. В прошлом году ночёвка на приюте прошла в такой атмосфере, что голова после неё уже никуда не годилась, и восхождение для меня вообще сорвалось. Поиски места палатки выше приюта были безуспешны: все места оказались заняты разными группами. В конце концов, нашёл небольшую площадку, выровнял её и установил свою палатку «Вега». Полностью тент растянуть не удалось, - потому ночью его трепал ветер. На следующий день поднялся до скал Пастухова и поставил штурмовую палатку. По дороге встретил Витю Бурова, который водил группу наших новичков на вершину. Они сначала сходили до скал Пастухова налегке для акклиматизации. А на следующий день подъехали туда на ратраке и взошли на вершину. Повстречал также Луизу Пропп, и меня догнал Олег Белицкий. Вот он мог бы составить мне компанию, но он ничего с собой не взял из одежды и снаряжения и, видимо, вообще не очень морально собрался идти на вершину. Он помог мне поставить палатку и пошёл вниз. А к палатке по скалам к нам подошёл небольшой белобородый старичок, который оказался известным альпинистом Валентином Божуковым. Я с ним немного побеседовал, - у нас обнаружились общие знакомые Лёня Директор, покойный ныне Пётр Иванович Лукоянов и Борис Лазаревич Кашевник. Мне Божуков помнился, как тот альпинист, палатку кают-кампанию которого использовала первая Гималайская советская экспедиция 1982 г. на Эверест.

С Валентином Божуковым на скалах Пастухова. Вот так я обгорел ещё до Эльбруса

Ночью проблем с утеплением у меня не возникло: ветер дул, но не очень сильный и не слишком холодный. Проснулся в 2.30, встал в 3.00, а на вершину вышел в 5.25. К счастью, и на подъёме, и на спуске коленка меня не подводила. Шёл на кошках небыстро, ритмично и почти без остановок. Почти все восходители уже прошли ранее, но за мной от плато под седловиной двигалось 5 человек, и я не чувствовал себя совсем одиноким. На плато немного отдохнул и ещё более разгрузился, оставив даже тот небольшой рюкзак, который взял с собой. На себя надел только грудную обвязку с самостраховкой, фотоаппарат и сумочку с документами. Чувствовал себя уверенно, имея в левой руке регулируемую палку, а в правой руке – палку-ледоруб фирмы «Петцель» (с регулируемым по длине древком). Система очень удобная, - мне непонятно, почему её перестали выпускать (вероятно, её просто ранее не оценили). Единственным её недостатком был плохой хват для руки, - я его доработал (как и темляк), и ручка инструмента стала удобной. Держал я рукой его всегда, как ледоруб, - сверху (такой хват удобнее и надёжнее, чем захват, как за ручку палки).

Участок выхода с «косой полки» тропы на плато под седловиной Эльбруса

Участок подъёма выше седловины (с плато под седловиной)

Верхний участок подъёма к вершине выше выполаживания (выше перил)

Площадка Западной вершины Эльбруса

Вид с Западной вершины Эльбруса на Восточную вершину и верхний участок подъёма

Вид с Западной вершины на северо-запад

Вид снизу на последний участок взлёта к вЗападной вершине Эльбруса 8 августа 2017 года, 12.12. Виден характер склона слева и справа от взлёта вершины

Приключением при подъёме на вершину в этот раз был сильный западный ветер. На седловине он дул и постоянно, и порывами. А выше он стал постоянным и очень сильным. Восходители от встречных групп говорили, что на верхнем участке он «просто сдувает». Выше седловины опасный участок над выходами камней (внизу) имеет перильную провеску на длину 6-ти верёвок, - здесь нелишне застраховаться за обвязку. Выше выполаживания подъём к вершине по некрутому снежному склону – до километра. Перед выходом на площадку вершины тропа огибает её слева на участке около 100 м. Есть и тропа прямо, - я по ней осторожно спустился (на север крутой снежный склон). Ветер при выходе на вершину особенно сильный, - здесь он действительно «сдувает». Идти приходится боком к ветру, с силой опираясь на ноги и палки. Но на самой площадке вершины ветер казался заметно слабее, чем под ней.

Сделав на вершине фото, аккуратно сошёл по «прямой» вниз до пологой части. Сюда уже подошла пятёрка альпинистов, следовавших за мной. Объяснил им, как выйти и попросил их сфотографировать меня на фоне Восточной вершины. Спуск прошёл без особых приключений. На скалах Пастухова отдохнул и собрался только к 18.45. К «Приюту 11-ти» спустился в 21.00. Стемнело, но небо ещё не совсем потемнело слева светила почти полная Луна. На приюте договорился о ночлеге, попил чая, немного поел и лёг спать. Устал, конечно, сильно.

Так сняли меня на фоне Восточной вершины Эльбруса

Фото вниз с верхнего «перильного» участка спуска над видимым слева участком с выступающими из снега камнями

Утром не торопясь собрался и спустился до Гара-Баши, а оттуда на канатке – до Азау. У Гара-Баши встретил большую группу молодых солдат, которые шли на подъём от Азау с оружием и рюкзаками. Это, видимо, был сбор под руководством Ивана Трофимовича Душарина.

Для проезда к Адыл-Су от Азау пришлось взять такси. Не без труда прошёл пост пограничников и прошёл около половины пути до нашего лагеря. Здесь на «Рафике» догнали Вадим Коротков с внуком Иваном и Сашей Каточиговым. Они «прихватили» меня с собой. Конечно, товарищи волновались за меня во время моей «отлучки» из коллектива при восхождении, и были искренне рады моему благополучному возвращению и успешному восхождению. А я был внутренне благодарен Венере за то, что она доверяла моему опыту и мне лично в плане способности выполнить восхождение надёжно и без излишнего риска. Конечно, я планировал и рассчитывал всё, исходя только из своих сил, и был готов отступить в любой момент при опасном изменении обстановки.

В последний день отдыхали и собирались для выезда в Петербург. Доехали домой благополучно, без происшествий. Ветераны в разговорах сожалели, что «прежнего советского альпинизма» и его стройной организации, дисциплины и связанными с ними системами обучения и обеспечении безопасности уже нет. Но в какой-то мере организационные формы сохраняются и поддерживаются в настоящее время федерациями и клубами альпинистов.

Наша группа совершила около 70-ти человеко-восхождений. Для ветеранов это была встреча с горами, с товарищами по восхождениям, встреча со своей спортивной молодостью и «глоток» свежего воздуха горных просторов. А для нашей молодёжи она стала одной из первых встреч с горами, - с тем, о чём они позже будут вспоминать, как яркую страницу своих молодых лет. Отрадно, что в этом году успешно выехали в Безенги альпинисты нашего «Политехника». Они собрали для выезда 91 альпиниста (у них выезд тоже был успешным, хотя, как и мы, тоже «поимели» одну сломанную лодыжку).

Дружеское «заседание» по случаю дня рождения Тани Баженовой и завершения сбора (Луиза Пропп, Надя Грибанова – наша участница из Липецка, Пауль, Венера, Марат Курмакаев, Нина Халявина и Оля Бурова)

В беседке (Марат, Нина, Оля, Зина Ленивкова, Юля, Людмила Варжапетян, Слава, Виктор Зайцев)

Таня Баженова благодарит за поздравления

И, конечно, наши походные песни под гитару Славы Авдеева и в беседке и, потом, – у костра