Автор: Кирилл Белоцерковский, Алма-Ата

Опасное лето 2017

Провели в альплагере Туюк-Су пять летних смен по две недели. В июне, после похода вокруг Горельника я писал, что хочу ходить как можно больше гор и маршрутов, которые ходил давно или не ходил вовсе. Получилось!

ПЕРВАЯ СМЕНА

• Молодёжная по северному гребню, 1Б
  • Октябрёнок с юга, 1Б
  • Учитель с востока 2А

26 июня — 10 июля

На первой смене я хотел сразу прыгнуть выше головы: отвести отделение новичков на пик Туюк-Су. Это был тактический провал, потому что на леднике Туюк-Су в начале июля ещё слишком много снега, раскисает он быстро, а ходили мы медленно. В результате погрязли в снегу на подходе. Потом одного участника вдавила в снег горная болезнь, и мы развернулись.

Погребецкого, Локомотив, Зоя и Молодёжная в облаках

Затем мы сходили траверс Молодёжной, потом одну из самых простых и ближних единичек — Октябрёнок, и закончили Учителем. С новыми горами не вышло, зато участникам было интересно: все горы в разных цирках.

ВТОРАЯ СМЕНА

• Отечественной войны по северному гребню, 1Б
  • Зои Космодемьянской по южному гребню, 1Б
  • Учитель с востока, 2А
  • Школьник по западному гребню, 2А
  • Октябрёнок по северо-западному гребню, 2Б

10–23 июля

На второй смене я занимался с ребятами из Эстонии и Латвии. Они неплохо знают основы, поэтому занятий было чуть меньше, а гор больше. В этот раз было интереснее: маршруты на Зою и Школьник я не ходил.

На Отечественную войну я ходил незаслуженно редко и маршрут подзабылся. А между тем, он прекрасен для отработки движения с одновременной страховкой: на гребне есть, куда закладывать верёвку, и при этом достаточно страшно, чтобы об этом не забывать.

Вид с гребня Зои Космодемьянской на юг

Пошли единичку на Зою Космодемьянскую. Вскарабкались на перемычку между жандармами в юго-восточном гребне и с неё двинули вверх по разрушенному гребню.

За нами увязалась лагерная собака — Чуча. Она уверенно ходит простые единички, но на более сложных залипает на ключах. Вот и тут, пока мы сидели на вершине, она куда-то делась. Когда мы спустились с вершины, я решил убедиться, что наша зверушка не застряла в каком-нибудь потном месте. Поднялся обратно к вершине — так и есть, сидит на полке и боится. Пришлось усадить её в рюкзак и так спускать до осыпи.

На Зое я был только один раз, когда мы спускались после траверса Молодёжная — Зоя. Тогда я сразу нашёл простой спуск. Сейчас же спустились по неудобным стенкам-полкам, а в одном месте для скорости и безопасности повесили верёвку. На Зою придётся идти ещё раз, чтобы понять, где там правильный маршрут.

Потом сходили 2А на Школьник — одну из самых близких гор. Я не ходил этот маршрут, а он оказался нормальным, если не считать чёртовой разрухи на ключе.

Под конец я дал участникам выбор: длинная, сложная, но запоминающаяся 2Б на Героев-Панфиловцев или близкая, простая и скучная 2Б на Октябрёнок. Они полдня думали и выбрали Октябрёнок. Как-то сходили, детали уже стёрлись из памяти.

ТРЕТЬЯ СМЕНА

• Молодёжная по северному гребню, 1Б
  • Туюк-Су по западному гребню, 1Б
  • Антикайнена по северо-западному гребню, ориентировочно 2А

24 июля — 6 августа

На Молодёжную сходили ровно, если не считать, что один участник попытался спрыгнуть в трещину. Застрял.

Связка на пике Туюк-Су

Собрались на Туюк-Су. Снег с ледника стаял, команда сильная — самое время пробовать. Я почему-то думал, что от перевала до вершины рукой подать, но оказалось что вовсе нет. Подъём по льду на перевал уже тянет на маршрут 1Б, но это только полдела. С перевала до вершины ещё час по ледовому гребню и разрушенным скалам. Глядя на пройденный путь сверху, я решил спуститься по северному гребню, он смотрит в сторону Мынжылков. Оказалось — сомнительное решение. На гребне участник, тот же, что провалился в трещину, спросил, можно ли сбросить «вот этот камень».
    — Конечно, валяй!
    Вместе с камнем отвалилась полка, на которой он стоял. Парень повис на руках, камни с грохотом и серным запахом покатились вниз. Мы прошли ещё немного по гребню, потом свернули на осыпь. Если соберётесь, северный гребень Туюк-Су очень разрушенный.

Пик Антикайнена. Мы прошли по правому гребню

В завершение сходили новый маршрут по северо-западному гребню Антикайнена. Я спускался по нему в 2005 году. Не понимаю, почему его не сходили и не классифицировали до сих пор. Разрушенный гребень спускается к леднику Маметовой чуть выше озера. В ста метрах от ледника один парень даже попытался от нас укатиться. Сдёрнул девочку, потом они повисли на мне. Всё обошлось, а я после этого легко напомнил ребятам, зачем закладывать верёвку за выступы. Затем по ледовой стенке вылезли на гребень. Двое участников ходили в мягких треккинговых ботинках, кошки на них сидели абы как. По льду эти двое лезли страшно и неуверенно. Пришлось повесить верёвку, чтобы они смогли безопасно выбраться наверх.

МОСКВА И СПОРТ-МАРАФОН

Я сбежал за день до окончания смены и улетел в Москву. Там в Спорт-Марафоне прочитал лекцию «Как не тупить в горах»:

Лекция, чему я сам немного удивился, получилась связная. Сначала я сомневался, что наберу достаточно мелочей, чтобы посвятить им часовую лекцию. Но только начал, и они посыпались как крупа из грозовой тучи, только успевай отгребать нужные.

ЧЕТВЁРТАЯ СМЕНА

• Локомотив по северному гребню, 2А
  • Маяковского по северному гребню, 3А
  • Октябрёнок по центру западного ребра, 3Б
  • М. Маметовой по северному гребню, 3Б

7–20 августа

Мне надоело ходить простые горы, и следующую смену я работал с третьеразрядниками. С ними сходили всё перечисленное и попытались в двойке сходить контрфорс южной стены Пионера. Эти маршруты я ходил много раз, но люди добавляют в каждое восхождение что-то новое, поэтому всё равно было интересно.

Вот, например, когда спускались с вершины Маяковского, Александра оступилась.
    — Вот чёрт, я, кажется, палец сломала!
    — С чего ты взяла?
    — Он смотрит в сторону. Ну, может, вывихнула.
    Подошёл, посмотрел, и правда — вывихнула. Александра спокойно предложила вправить палец на месте, а я предложил оставить это специалистам. Примотал палец к остальным и мы пошли дальше. Без проблем спустились к Чёрному камню. Там ждал Артём, чтобы увезти Сашу в больницу.

На Октябрёнок залезли ровно. Не стали вешать перила, а разделились на две связки и лезли.

На северном гребне Маншук Маметовой

На Маншук Маметовой тоже работали независимыми двойками. Мой напарник отказался лезть первым, поэтому я с удовольствием лидировал.

На Пионер пошли вдвоём. Там моя напарница улетела из-под станции на первой верёвке. Благо, там довольно круто.
    — Я никогда не срывалась, даже на скалодроме!
    Поменялись. Я вылез первую верёвку, выбрал Женю. Она пролезла половину второй верёвки, но передумала. Срыв на первом участке сбил её с толку, поэтому вторую верёвку снова закончил я. На полке Женя решила ехать вниз.
    — Раз сама не могу, зачем продолжать.
    Мне такой подход нравится, поэтому мы съехали вниз и ушли в лагерь. ПЯТАЯ СМЕНА

• М. Маметовой по восточному гребню, 3А
  • Маяковского по западной стене, 3Б

21 августа — 3 сентября

В конце августа я болел и отлынивал от работы как мог. В этот раз мне досталось отделение сильных третьеразрядников. По правилам спортсмены с третьим разрядом могут самостоятельно ходить на несложные восхождения. Две горы они сходили сами, а ещё две мы сходили вместе. Продолжая линию давно нехоженых маршрутов, я выбрал восточный гребень Маншук Маметовой, 3А категории трудности. Чтобы выбраться на гребень, мы поднялись на перевал Маметовой, оттуда спустились на ледник Бырджыга, а с него по ледовому склону крутизной 30–50° вскарабкались на гребень. Льда около 300 метров. Маршрут давно не ходили, поэтому на гребне качались большущие неустойчивые блоки. Восточный гребень упирается в северный, который я хорошо знаю. От места соединения гребней до вершины одна стенка и 50 метров несложного гребня. По трудозатратам восточный гребень сопоставим с северо-западным гребнем Орджоникидзе.

В центре пик Орджоникидзе, правее — пик Маяковского. Вид с восточного гребня М. Маметовой

Потом ребята сами сходили на пик Героев-панфиловцев, а после того мы попробовали взгромоздиться на пик Маяковского по западной стене. Там в 1952 году мои коллеги — инструктора альплагеря Туюк-Су — пролезли маршрут 3Б категории трудности. За последние 15 лет его не ходили ни разу. Это только то время, что я знаю. Старшие товарищи тоже не слышали о прохождениях. Маршрут непопулярен, потому, что рядом проходит красивый и приятный маршрут той же категории — «Тельняшка». Мы работали удивительно медленно и, когда вылезли на гребень, уже на полтора часа отстали от расчётного времени. Свалили вниз по «Тельняшке». Два дня работали над ошибками, а потом в хорошем темпе, без суеты и нелепицы закончили этот маршрут. На разборе — обязательном обсуждении каждого восхождения — отметил, что и разбирать-то особо нечего. Получилось хорошо.

Пик Холодные перья и группа на леднике Орджоникидзе западный

С середины июня я сходил 18 восхождений, из них 7 в первый раз. Пролез несколько мультипитчей. Было очень здорово, спасибо участникам.

Лето кончилось. Сегодня началась первая осенняя смена лагеря. До начала октября мы тут, потом двинем проводить скальные курсы на скалы Тамгалы-Тас, а потом и вовсе лазать мультипитчи в Крыму.

Кирилл Белоцерковский, steelinside.com

Читайте на Mountain.Ru:

Крым в марте 2017-го

Скалы Тамгалы-Тас в октябре

Новый маршрут на Пирамидальный.
    Технический отчёт

Свободная Корея. Маршрут Сергея Семилеткина. Техническое описание

Индийские тревеллоги

Пик Учитель по ЮЗ контрфорсу

Город, в котором модно умирать. Варанаси