Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о спортивном походе 3 (4) к.сл.,проведённом на Памиро-Алае в районе а/л Дугоба с 19 июля по 7 августа 2015 года
Информация по районуГеография и климатГорная система Памиро-Алая, делится на несколько районов: Кичик-Алай, Матча, Фанские горы и др., в том числе в составе этой горной системы есть район Высокий Алай, который расположен на юго-западе Киргизии на северных отрогах Алайского хребта. Дугоба как раз-таки относится к данному району, занимая его северо-восточную часть. С географической точки зрения к району относятся все горные системы восточной части бассейна реки Аксу и западной части реки Исфайрамсая, ограниченные с юга Алайским хребтом. Сам район Высокого Алая состоит ещё из 5 участков: район пика Тандыкуль, район ледника Абрамова, горы Курук-Сай в южной части, Дугоба на северо-востоке и Текелик на юго-востоке. Вершины района. Алайский хребет или Тандыкуль Янгидаван, что переводится как «новый перевал», имеет длину около 400 км и является центральной осью данного района, от которого отходят горы Курук-Сай на северо-западе, Коллекторский хребет в юго-восточной части и хребет Текелик на юго-востоке. Высшей точкой района Высокого Алая является пик Тандыкуль — 5539 м (с юга район пика принадлежит Таджикистану), но кроме него на территории Киргизии находится более десятка других пятитысячников (Снежный Шатер – 5529 м, Айлама – 5428 м, Ташкент – 5259 м, Узбекистан - 5233 м, Мал. Айлама – 5192 м). Землетрясения. По поводу образования Алайского хребта стоит отметить, что формирование горного массива происходит до сих пор, а значит и подземные толчки здесь регистрируются постоянно: средние (4-5-балльные) наблюдаются ежегодно, а сильные (7 баллов и выше), влекущие за собой мощные обвалы, - через несколько лет. Последнее катастрофическое землетрясение в горах Высокого Алая наблюдалось в 1949 г. в урочище кишлака Хаит (ныне кишлак возрождён). Снеговая линия. В горах Высокого Алая она стабильно держится на высоте от 3000 м. В ущельях северной экспозиции располагается примерно на 3200 м, а южной - приподнимается на 350-450 м. Оледенение района в его западной части значительное, но ближе к восточным окраинам имеет тенденцию к затуханию. Северные склоны хребтов района гораздо положе южных. Отсюда и речки, текущие на север, менее динамичны. Внизу все они широко и спокойно устремляются в долины. Предгорья Высокого Алая - обычно пустыни и полупустыни. Здесь только весной оживает растительность. Аналогичную картину можно видеть и высоко в горах, где осадков в виде дождя выпадает мало. Климат и погода. В предгорьях Высокого Алая умеренно тепло, в горах сурово. В летний период у подножия гор (до 1000 м) жарко, сухо и безоблачно. Средняя температура июля 20° в долинах. В горах же каждые 100 м подъёма понижают температуру на 0,6-0,7. В зоне вечного холода (4000 м и выше) температура за весь тёплый период не поднимается выше 10°, безморозных дней в году мало. Основные осадки выпадают в январе-мае, но редко бывают затяжными. На основе нашего опыта прохождения маршрута в данном районе, можно сказать, что наиболее благоприятным временем для похода является август, так как в этот месяц выпадает наименьшее количество осадков и погода преимущественно солнечная. Карты, трек, координаты на фотоКарты По ссылке на титульном листе можно скачать следующие карты:
Также использовалась карта Генштаб 1 км встроенная в SasPlanet (хорошее качество). Трек и точки Файл трека внедрён в .pdf файл отчёта, нажмите: Открыть вложения Координаты на фото На все фотографии в отчёте нанесены дата/время снимка, координаты и высота. Геопривязка фотографий проводилась в программе GeoSetter на основании синхронизированных часов в GPS и фотоаппарате. Необходимо учитывать, что GPS и фотоаппарат находились у разных участников, поэтому координаты на фото могут быть указаны с погрешностью в 100 м. Самый простой способ узнать откуда сделан снимок, это скопировать координаты в поле поиска программы Google Earth, при этом можно копировать как с символами, так и просто через пробел. Например, программа одинаково поймёт такие форматы записей:
На данный момент я пытаюсь загрузить все фото в Google Earth, чтобы они были в открытом доступе в слое «фотографии». Но не факт, что это получится. Заезд в район, пропуска *Курсы валют в начале похода: 1 € = 62 руб = 65 сом 1 руб = 1,05 сом. По поводу заезда предварительно договаривались с представителями а/л Дугоба. Встречали и забирали вовремя, никаких проблем не было.
http://dugoba.com/ru/contact.html В Оше остановились в гостевом доме TES. Уютный внутренний дворик – отличное место для паковки продуктов. 400 р/чел за ночь с завтраком, душ есть.
Мы заезжали в район в обход Узбекского анклава через пер. Шивали к заставе Кара-Шоро. В сухую погоду дорога проходится практически на любой машине. После небольшого дождя в районе самого перевала образуется мокрая глина, проехать можно на полноприводной ниве. После затяжного дождя перевал на транспорте непроходим.
За 6 ч 20 мин мы доехали от Оша до пер. Шивали на микроавтобусе. Из-за дождя дальше пришлось идти пешком. Машина обошлась в 8100 р. Через 1,5 ч ЧХВ договариваемся с местным грузовичком, который нас за 1000 р добрасывает до слияния р. Гаджир и р. Аксу. (примерно 20 мин в пути до Кара-Шоро и 55 мин до р. Гаджир) Для заезда в район необходимы пропуска в погран. зону/полосу Киргизии. Причём район а/л Дугоба и л. Абрамова являются разными зонами и а/л Дугоба не может оформлять пропуска в район л. Абрамова. Другие турфирмы предложили нам услуги оформления пропусков порядка 35 $/чел за одну зону. В итоге мы оформляли пропуска через родственников одного из участников в Бишкеке. Но, к сожалению, пропуска не успели доехать из Бишкека в Ош и поэтому нам пришлось потратить 1,5 дня в начале маршрута, чтобы получить их факсом в Хайдаркене и поставить на копии новые печати. Выезжали из д.р. Кок-суу в районе пос. Кара-Тейт на маршрутном микроавтобусе за 7400 р. Дорога по д.р. Кок-суу позволяет заехать на любой машине до погранпоста у слияния с р. Кутурган. Дорога в Ош с остановкой на обед заняла у нас 6 ч.
Связь Связь есть:
На всех перевалах пользовались спутниковым телефоном Турайя. В долинах связи не было. А/л Дугоба Альплагерь большой, но в основном брошенный. Из еды нам удалось добыть у местных арбуз и творог. Зато есть душ с бассейном.
Сведения о походе. Общие сведения
Список участников похода
*Корягин Иван запланировано сошёл с маршрута в а/л Дугоба. План-график Заявленный
Итого активными способами передвижения: 159,8 * 1.1=176 км (Начальный километраж вычислялся в программе Google Earth, то есть с учётом перепада высоты) Зап. вариант выхода с маршрута: После пер. Караказык (после 14 дня) уйти сразу на л. Абрамова ~10 км, +600м. Далее либо продолжить по плану. (выигрыш 2,5 дня), либо траверс пер. Джиалису – пер. Ленинградцев радиально с л. Абрамова (выигрыш 1,5 дня). Выполненный
Итого активными способами передвижения: 134,1 * 1.1=147,5 км Высотный график
Обсуждение маршрута, заброски Запланированный маршрут получился излишне напряжённым. Не хватало дней запаса и дней отдыха. К тому же, в самом начале мы были вынуждены потерять 1,5 дня на получение запоздавших пропусков и ещё 1,5 дня на сложные броды р. Аксу и р. Арча-Баши. Поэтому маршрут пришлось достаточно сильно порезать, пользуясь запасными вариантами прохождения: - отказались от восхождения на пик Ташкент - перевалы Мечта и Джиалису срезали по л. Абрамова. От прохождения пер. Сыпучий отказались из-за камнеопасности. Акклиматизация прошла очень мягко. Для походов в районе Дугобы зачастую возникает проблема перебора километража. Сложно заложить красивый маршрут, не накрутив при этом 180+ км. Из красивых и запомнившихся препятствий стоит выделить пер. Гаджир Сев., пер. Авиационный и пик Акташ, т.е. фактически все определяющие препятствия. Также очень понравился масштаб л. Абрамова. Новизна маршрута заключалась в прохождении пер. Гаджир сев. по описанию 1988 года. Причём, как оказалось, описание до сих пор хорошо соответствует действительности. В маршруты по Дугобе не стоит включать д.р. Арча-Баши из-за возможности попасть на опасные броды вследствие увеличения уровня воды. Не стоит также включать в заезд пер. Шивали, т.к. после дождя дорога там становится непроходимой для транспорта, лучше потерять 4 часа на погранпостах в Шахимардане. В походе мы делали 2 заброски. Одна из них заезжала с дружественной группой в а/л Дугоба, вторую – мы заносили вверх по д.р. Кара-Казык Сев., чтобы потом радиально забрать из д.р. Караказык Юж. через пер. Караказык. Раскладка, снаряжение, топливо, аптечка, ремнабор Таблицы снаряжения (+ расход бензина), раскладки, аптечки и ремнабора внедрены в .pdf файл отчёта, нажмите: Открыть вложения
Техническое описание Список сокращений Понятия «правый» и «левый» используются орографически. Все высоты указаны по GPS или Google Earth. Время местное.
Пер. Караказык (4450, 1А) Общие сведения о перевале:
Рис. 1. Восточный перевальный взлёт пер. Караказык.
Рис. 2. Западный перевальный взлёт пер. Караказык. Общая информация и рекомендации: Пер. Караказык соответствует категории 1А. Несмотря на то, что через перевал идёт дорога, с северной стороны она полностью разрушена на крутом осыпном склоне с перепадом высот порядка 300 м. Для движения по этой осыпи необходимы ботинки, каски и палки/ледорубы. Оптимальная траектория движения на подъём по осыпи – это придерживаться остатков дороги. На спуск – по линии падения воды. В остальном перевал проходится в кроссовках. Перевал достаточно красивый и высокий. Дорога там, где она сохранилась, и остатки машин, принимавших участие в строительстве, выглядят довольно эффектно. Перевал однозначно рекомендуется к посещению. Описываемый участок: пер. Шивали - пос. Кара-Шоро – д.р. Аксу – д.р. Арча-Баши – д.р. Кара-Казык сев. – пер. Караказык – д.р. Кара-Казык Юж.
Описание: Пер. Шивали некатегорийный, через него идёт автомобильная дорога. Предполагалось, что машина забросит нас к устью реки Гаджир, но в день заезда шёл дождь и дорога через перевал перестала быть проезжей для бусика: водитель высадил нас на перевале. По словам местных после дождя здесь проходит только полноприводная нива, а если дождь идёт несколько дней, не проходит ничего. В 7:46 мы вышли с пер. Шивали в сторону заставы Кара-Шоро (Рис. 3.).
Рис. 3. Дорога с пер. Шивали в сторону заставы Кара-шоро. Через 3 ходки по 20 мин в 8:56 нам удалось договориться с маленьким грузовичком, чтобы он подбросил нас к слиянию р. Гаджир и р. Аксу. Дорога пересекает пос. Кара-Шоро, переходит по автомобильному мосту ниже посёлка на правый берег р. Аксу и далее идёт вверх вдоль реки (Рис. 4).
Рис. 4. Вид на погран заставу Кара-шоро с дороги вдоль правого берега р.Аксу. Слева виден пешеходный мост. В районе самой погран-заставы есть пешеходный мост через р. Аксу, по которому подаётся вода на заставу (Рис. 5. )По нему можно ходить, саму заставу при этом нужно обходить с востока. У устья р. Гаджир есть места для палаток. Чуть выше слияния находится небольшой кош (Рис. 6).
Рис. 5. Мост через р. Аксу в районе погран заставы Кара-Шоро. После брода через р. Гаджир (ниже колена, течение слабое) тропа поднимается вдоль правого берега р. Аксу и переходит по основательному мосту на левый берег (Рис. 7, точка «мост чз Аксу»).
Рис. 6. Слияние р. Гаджир и р. Аксу.
Рис. 7. Мост через р. Аксу выше слияния с р. Гаджир.
Рис. 8. Тропа по левому берегу р. Аксу. Тропа периодически обрывается: берег сильно подмыло, но всё удаётся обойти (Рис. 9). Проходим слияние с р. Акбек (50 мин ЧХВ от р. Гаджир) (Рис. 10).
Рис. 9. Тропа по левому берегу р. Аксу в районе слияния с р. Акбек .
Рис. 10. Устье р. Акбек. Вскоре приходим к остаткам моста через р. Аксу (Рис. 11, точка «брод 1»). Река сильно разлилась. Пограничники помогли переправить девушек и часть рюкзаков на лошадях. 4 мужика переправились через 2 рукава реки стенками по двое со страховкой. Глубина здесь ровно по колено, но течение очень сильное. Вся переправа заняла у нас 1 час.
Рис. 11. Место брода р. Аксу. Продолжаем подъём по правому берегу р. Аксу и через 40 мин ЧХВ проходим слияние р. Аксу и р. Арча-Баши (Рис. 12, точка «ночь 21-22»).
Рис. 12. Панорама: слияние р. Арча-Баши и р. Аксу. Выходим в каньон р. Арча-Баши, который хорошо видно на Рис. 12. На правом берегу реки начинается прижим, именно здесь по имеющимся у нас описаниям и советам пограничников необходимо бродить реку. Пока оцениваем обстановку, уровень воды на наших глазах поднимается на 0,5 м (Рис. 13).
Рис. 13. Прижим правого берега р. Арча Баши. Под начинающимся дождём останавливаемся здесь на обед, проводим разведку: прижим можно обойти по верху, но придётся вешать дюльфер на скалах 50 м. Вечером уровень воды падает, меняется геометрия потока (Рис. 14), и мы принимаем решение бродить реку рано утром.
Рис. 14. Прижим правого берегу р. Арча Баши (тот же ракурс, что и на Рис. 13). Перед отбоем в сумерках река начинает шуметь сильнее, уровень воды снова поднялся… В 6 утра нам удалось перебродить реку, разбившуюся на два рукава, стенками двойками со страховкой: сначала узкий (Рис. 15, точка «брод 2»), затем широкий (Рис. 16). Глубина ниже колена, но течение очень сильное, поток волочит камни.
Рис. 15. Брод первого рукава р. Арча-Баши на левый берег.
Рис. 16. Брод второго рукава Арча-Баши на левый берег. Через 100 м оказываемся у нового прижима (точка «брод 3»), теперь уже левого берега. Лидеру удаётся перебродить и организовать страховку с другого берега, перила крепить не за что, вокруг только полузатопленная мелкая галька с песком. Глубина протоки снова не выше колена, но силу течения можно оценить по Рис. 17.
Рис. 17. Брод р. Арча-Баши на правый берег утром. Первую двойку смывает и маятником на страховке прибивает к целевому берегу, вторую тоже. В русле, где ещё 20 мин назад было равномерное течение, становится заметна центральная струя. Рядом с прижимом ниже нас происходит обвал грунта, время 8:00 утра. Боясь дальнейшего повышения уровня воды и изоляции оставшейся части группы на левом берегу между двух прижимов, начинаем торопиться: третья и четвёртая двойки переправляются таким же способом, как и первые две. Последнему удаётся перебродить сухим. Через 100 м снова прижим правого берега (река идёт по каньону змейкой), но ещё раз бродить желания уже совсем нет, и мы останавливаемся на обед сушиться и лечить содранные колени. Выходит солнце и в 15:00 уровень воды в реке аномально снижается (Рис. 18).
Рис. 18. Место брода р. Арча-Баши на правый берег днём. Проводим разведку обхода. Теперь, когда мы обошли первый прижим правого берега, можно продолжить движение по слону с дополнительным набором/сбросом высоты 80 м и выйти на дорогу. От места обеда поднимаемся по поросшему кустами осыпному склону (Рис. 19).
Рис. 19. Обход прижимов по правому берегу р. Арча-Баши. Далее огибаем сверху два скальных гребня, пересекаем широкую зелёную полку (Рис. 20), которую было видно ещё с места обеда, и спускаемся обратно к реке по глубокому пересохшему руслу двумя плотными группами (Рис. 21).
Рис. 20. Обход прижимов по правому берегу р. Арча-Баши.
Рис. 21. Спуск по пересохшему руслу после обхода прижимов по правому берегу р. Арча-Баши. Обход прижимов от места обеда до спуска снова к реке занял у нас 1 ч 30 мин ЧХВ. 10 мин движемся по камням вдоль самой воды и, наконец, выходим на продолжение дороги (Рис. 22, точка «хорошая дорога»).
Рис. 22. Выход на дорогу по правому берегу р. Арча-Баши после каньона Далее идём по дороге. Впереди выглядывает вершина 5140 м, которая находится в западном плече пер. Чапаева и пер. Фрунзе (Рис. 23).
Рис. 23. Дорога по правому берегу р. Арча-Баши. Ниже дороги периодически встречаются более-менее ровные места. Практически везде у реки можно найти ключи с чистой водой. В одном из таких мест останавливаемся на ночь (точка «ночь 22-23»). На следующий день через 1 ч 20 мин ЧХВ от места ночёвки проходим слияние р. Алаудин и р. Кара-Казык (Рис. 24, Рис. 25). Мостов нет.
Рис. 24. Слияние долин рек Алаудин и Караказык.
Рис. 25. Долина р. Алаудин от слияния с р. Караказык. Продолжаем подъём по правому берегу р. Кара-Казык, показался пер. Зеленоградский (Рис. 26).
Рис. 26. Долина р. Караказык. Дорога теряется на равнине, здесь нужно держаться выше, немного взбираясь на борт долины (Рис. 27). Мы же по набитой тропинке спускаемся к реке, где тропинка пропадает в кустах, места для ночёвок здесь плохие. По крутому травянистому склону поднимаемся перпендикулярно реке и снова выходим на дорогу.
Рис. 27. Дорога в долине р. Караказык. Разбиваем лагерь на дороге у начала подъёма к пер. Зеленоградский (Рис. 28, точка «ночь 23-24»). Воду берём из ручья, пробивающегося из камней в 50 м (линейно) ниже дороги. Судя по мху на камнях, ручей не пересыхает.
Рис. 28. Место ночёвки на дороге в д.р. Караказык у начала подъёма к пер. Зеленоградский. После обеда уходим заносить заброску выше по долине р. Кара-Казык. Практически сразу пересекаем несколько полностью пересохших селевых русел (Рис. 29). Борта русел сцементированы, сделать ступени не получается. Перелезаем их с гимнастической страховкой. При движении с большим рюкзаком здесь может потребоваться перильная страховка. В плохую погоду рекомендуется выставление наблюдателя.
Рис. 29. Селевое русло в д. р. Караказык. Дорога идёт вдоль реки, встречается много подходящих мест для ночёвки, в том числе оборудованных (Рис. 30, Рис. 31, Рис. 32).
Рис. 30. Оборудованные места ночёвок у разливов р. Караказык.
Рис. 31. Дорога по д.р. Караказык.
Рис. 32. Дорога по д.р. Караказык. Через 2 ч 15 мин ЧХВ доходим до места заброски (Рис. 33, точка «заброска 1»).
Рис. 33. Место заброски в д. р. Караказык.
Рис. 34. Место заброски в д. р. Караказык. Далее дорога огибает с юга длинный гребень, заходя на него с осыпной стороны. По пути встречаются остатки строительной техники (Рис. 35).
Рис. 35. Остатки строительной техники под пер. Караказык. Дорога на гребень была выбита в осыпном склоне и разрушенных скалах, и сейчас практически полностью разрушена. Координаты начала дороги на Рис. 36.
Рис. 36. Начало подъёма дороги по осыпному склону. Отсюда очень заманчиво смотрится пер. Ферганской Правды (Рис. 37). Дорога поднимается, траверсируя склон на запад (Рис. 38).
Рис. 37. Западный перевальный взлёт пер. Ферганской Правды.
Рис. 38. Зигзаг дороги по осыпному склону к пер. Караказык. Момент, когда дорога делает поворот на запад мы заметили, но вот продолжения дороги – нет. На снимках из космоса это место видно (39°45'9.21"С 71°39'47.73"В), сохраните заранее точку в GPS. Решаем выйти на гребень и попытаться пройти по нему. Гребень оказался скальный и движение по нему скорее похоже на лазание, поэтому сбрасываем высоту обратно и выходим на остатки дороги. Вскоре вылезаем на плато перед перевальным взлётом (Рис. 39).
Рис. 39. Плато под западным перевальным взлётом пер. Караказык. Далее дорога уходит на север к самой низкой точке гребня. Перевалив, возвращается на юг. Её можно срезать, но пересекая гребень есть вероятность попасть на 10 м простого лазания. Если идти с востока, тропки как правило срезают путь минуя лазание (Рис. 40).
Рис. 40. Пер. Караказык. Снимок из космоса. С восточной стороны состояние дороги лучше. Она широким зигзагом спускается к поляне с ручьём (Рис. 1, Рис. 41, точка «ночь 02-03-04»).
Рис. 41. Стоянки под восточным перевальным взлётом пер. Караказык. От места ночёвки хорошая дорога уходит на юг по правому берегу р. Кара-Казык и практически сразу по снежному мосту переходит на левый берег. От этого места вплоть до брода на правый берег перед китайским рудником есть много мест для ночёвок. По пути перепрыгиваем по камням левый приток р. Кара-Казык (Рис. 42).
Рис. 42. Левый приток р. Караказык. Перед устьем, р. Кара-Казык уходит в каньон (Рис. 43).
Рис. 43. Каньон перед устьем р. Караказык. Перед каньоном дорога переходит на правый берег по разливам, перепрыгиваем реку по камням (Рис. 44). ЧХВ от места ночёвки до места брода 1 ч 35 мин.
Рис. 44. Брод р. Караказык выше китайского рудника. Рудник пустует, встречаются камушки с вкраплениями металла. План распутывания дорожек составляем заранее во время подхода (Рис. 45).
Рис. 45. Китайский рудник. Сразу после рудника несколько зигзагов автомобильной дороги можно срезать по травянистым склонам. Р. Кек-Суу разлилась на два рукава и переход по мосту в районе рудника невозможен (Рис. 46).
Рис. 46. Мост через р. Кек-Суу в районе китайского рудника. Последние повороты дороги также срезаем в направлении вверх по левому берегу р. Кек-суу (Рис. 47).
Рис. 47. Спуск в д.р. Кек-суу. Часть группы переходит левый приток вброд, часть находит чуть выше мостик (Рис. 48), встаём здесь на обед (точка «обед 04»).
Рис. 48. Мостик через левый берег р. Кек-суу. Используемые отчёты: Пер. Зеленоградский (3890, 1Б) Общие сведения о перевале
Рис. 49. Восточный перевальный взлёт пер. Зеленоградский.
Рис. 50. Западный перевальный взлёт пер. Зеленоградский. Общая информация и рекомендации: Пер. Зеленоградский представляет из себя километры мелкой осыпи. Подъём с запада не вызвал больших трудностей, осыпь не едет. С востока перевальный взлёт короткий и спускается на открытый полузачехлённый ледник. Сам перевал скорее соответствует категории 1А, но серьёзные броды с запада и ледник с востока не позволяют рекомендовать его в походы ниже 2 к.с. Описываемый участок: От начала подъёма из долины р. Кара-Казык сев. до ледника между пер. Зеленоградский и пер. Панфилова.
Описание: Описание д.р. Кара-Казык см. в описании пер. Караказык. Начинаем подъём на перевал по линии падения воды по крупной осыпи (Рис. 51).
Рис. 51. Начало подъёма к пер. Зеленоградский от дороги вдоль р. Караказык. Через 20 мин склон выполаживается, продолжаем движение по ложбинке (Рис. 52, Рис. 53).
Рис. 52. Выполаживание на пути подъёма к пер. Зеленоградский с запада.
Рис. 53. Подход под западный перевальный взлёт пер. Зеленоградский. Перевальный взлёт представляет собой пологую осыпь с перепадом высоты в 400 м (Рис. 54). Воды нет. В гребне явно проглядываются две седловины (Рис. 50), gps выводит нас на южную, хотя подъём и спуск через северную выглядит не сложнее. Какая из них «правильная» не понятно.
Рис. 54. Начало западного перевального взлёта пер. Зеленоградский. Через 4 ч 20 мин ЧХВ выходим на седловину. Седловина узкая осыпная (Рис. 55).
Рис. 55. Седловина пер. Зеленоградский. Слева вид на северный гребень, справа – на южный. Снимаем записку группы туристов Новосибирского ГУ 4 к.с. от 23 июля (год не указан, записка свежая). Начинается дождь, с перевала хорошо виден путь спуска к леднику и дальнейшего подъёма на пер. Панфилова сев. (Рис. 56).
Рис. 56. Вид с пер. Зеленоградский на восток. За 11 мин сбрасываем по мелкой осыпи к леднику. Дождь усиливается, обедаем, затем 40 мин пересекаем ледник до первых ровных площадок (Рис. 58, точка «ночь 24-25» - точка встала с ошибкой). Ледник пересекаем по широкой дуге с небольшим набором высоты, перепрыгивая несколько мелких ручьёв (Рис. 57).
Рис. 57. Ледник между пер. Зеленоградский и пер. Панфилова.
Рис. 58. Место ночёвки на леднике между пер. Зеленоградский и пер. Панфилова. Ссылки на используемые отчёты: Пер. Панфилова сев. (4230, 1Б) Общие сведения о перевале
Рис. 59. Восточный перевальный взлёт пер. Панфилова сев.
Рис. 60. Западный перевальный взлёт пер. Панфилова сев. Черным наш путь, красным правильный. Общая информация и рекомендации: Перевал Панфилова соответствует категории 1Б. Впечатления от него остались гораздо лучше, чем от пер. Зеленоградский. Ледники с обоих сторон от перевала очень красивые, верёвки вешать негде. Северный гребень выглядит легко проходимым (Рис. 62), возможно с седловины можно заложить радиальное акклиматизационное восхождение на в. 4500 (предположительно п/п 1Б). Описываемый участок: От ледника между пер. Зеленоградский и пер. Панфилова до д.р. Гаджир.
Описание: Подъём на перевальный взлёт с запада представляет собой длинную пологую осыпь (Рис. 61), разделённую косым уступом (Рис. 60). Уступ надо проходить по центру по осыпному склону, мы же сначала пытались обойти его в верхней части по снежникам, но снежники оказались льдом.
Рис. 61. Характер западного перевального взлёта пер. Панфилова. ЧХВ от места ночёвки до седловины 2 ч 50 мин. Седловина перевала осыпная, с небольшим снежником. Тур в центральной части (Рис. 62).
Рис. 62. Седловина пер. Панфилова сев., на фото слева южный гребень, справа северный. Спуск с перевала начинается с пары шагов по снегу, затем по мелкой осыпи на ледник (Рис. 63). По имеющимся у нас описаниям спуск с ледника наиболее удобен по правой части языка.
Рис. 63. Вид с пер. Панфилова сев. на восток. Спуск с языка ледника представляет собой пористый ледовый склон 150-200, 20 м присыпанный камнями (Рис. 64). Без кошек спускаться некомфортно, но можно. Сразу после спуска со льда перепрыгиваем небольшой боковой ручей.
Рис. 64. Язык ледника под восточным перевальным взлётом пер. Панфилова. Далее спуск проходит по крупной осыпи. ЧХВ от седловины до д.р. Гаджир 2 ч 30 мин (Рис. 65).
Рис. 65. Вид на восточную сторону пер. Панфилова с противоположного борта долины. Д. р. Гаджир между пер. Панфилова и пер. Гаджир Сев. – это моренные поля с множеством беспорядочных холмов и ложбин. Растительности нет видимо из-за отсутствия воды, признаков которой мы не нашли. Как выяснилось на следующий день, там среди морен есть озерцо, которое не видно с нашей траектории (Рис. 66). Мы ночевали перед последним сбросом в долину р. Гаджир у ручья, стекающего из-под пер. Панфилова. Площадки пришлось строить. Утром довольно мощный ручей выключили, воды не было совсем. Вода появляется в нём только после 12:00.
Рис. 66. Озеро в верховьях д.р. Гаджир. Ссылки на используемые отчёты: Пер. Гаджир Сев. (4660, 2А) Общие сведения о перевале
Рис. 67. Восточный перевальный взлёт пер. Гаджир сев.
Рис. 68. Начало западного перевального взлёта пер. Гаджир сев. Общая информация и рекомендации: Пер. Гаджир сев. соответствует категории 2А. Восточный перевальный взлёт выглядит очень внушительно, а западный представляет собой огромный ледяной щит, большая часть которого обходится по крутому узкому рантклюфту. Перевал интересен нетривиальным выбором пути с обеих сторон. Это одно из наиболее запомнившихся группой препятствий, и он однозначно рекомендуется к посещению. Описываемый участок: Из д.р Гаджир через пер. Гаджир сев. до а/л Дугоба.
Описание: От места ночёвки пересекаем д.р. Гаджир и поднимаемся по пологому осыпному склону (Рис. 69) до первого ручья, стекающего со снежников на левом борту долины, обедаем (Рис. 70, точка «обед 26»). ЧХВ от места ночёвки 3 ч 5 мин.
Рис. 69. Д.р. Гаджир и начало подъёма к пер. Гаджир сев. с запада.
Рис. 70. Подход к пер. Гаджир сев. с запада. После обеда со снежного склона начинают лететь камни. Некоторые размером с футбольный мяч разгоняются так сильно, что после отскока перелетают всю долину поперёк. По осыпной ложбинке, прижимаясь к правому борту долины, обходим моренный вал и наконец показывается перевальный взлёт (Рис. 68). Здесь неплохое и, похоже, единственное место ночёвки на пути к перевалу. Время только 16:00, и мы собираемся сегодня вылезти на перевал, поэтому продолжаем подъём вдоль правого края снежника (Рис. 71).
Рис. 71. Начало западного перевального взлёта пер. Гаджир сев. По снежнику рядом с нами регулярно сходят микролавины из смеси снега с водой. Через 1 ч 35 мин ЧХВ от места обеда Саше Коровкиной становится плохо (признаки переутомления). Вдоль снежника течёт неплохой ручей. Под сухими скалками на правом борту долины есть относительно безопасные места для ночёвки на мелкой осыпи. Решаем остановиться прямо здесь (Рис. 72, Рис. 73, точка «ночь 26-27 экстр.»). Строительство трёх площадок под палатки заняло у нас 1 час.
Рис. 72. Ночёвка под западным перевальным взлётом пер. Гаджир сев.
Рис. 73. Вид на в. 5005 с места ночёвки под западным перевальным взётом пер. Гаджир сев. Утром, надев обвязки, продолжаем подъём по осыпи вдоль правого края снежника и заходим в узкий рантклюфт.
Рис. 73. Вид на в. 5005 с места ночёвки под западным перевальным взётом пер. Гаджир сев. Через 25 мин после выхода с места ночёвки на высоте 4455 м рантклюфт упирается в обледенелые скалы. Вешаем одну верёвку в обход по льду 400, станция на бурах (Рис. 75). Перебирать рюкзаки в рантклюфте неудобно, кошки лучше положить заранее совсем близко. Обойдя скалы выходим на осыпь всё на том же правом борту. Навеска и прохождение верёвки заняли у нас 1 час.
Рис. 75. Верёвка по льду в обход скал запирающих проход по рантклюфту. Далее 20 мин пытаемся идти по осыпи, но она едет и постоянно приходится обходить небольшие скальные выходы. Снежно-ледовый склон рядом с нами к тому моменту стал заметно положе. Снова надеваем кошки и продолжаем движение по плотному фирну 250, самостраховка ледорубами (Рис. 76).
Рис. 76. Выход на седловину пер. Гаджир сев. с запада. За 30 мин по фирну забегаем на широкую седловину перевала. Южный гребень выглядит очень привлекательно. На него можно заложить интересное радиальное восхождение (предп. 2А).
Рис. 77. Седловина пер. Гаджир сев. Северный гребень.
Рис. 78. Седловина пер. Гаджир сев. Южный гребень. С пер. Сыпучий (Рис. 79) при нас практически по пути предполагаемого подъёма сходит камушек размером с легковую машину (время 10:30, экспозиция склона западная (!)), с вершины между пер. Гаджир Сев. и пер. Сыпучий сыпет практически безостановочно. Принимаем очевидное решение на перевал не ходить, а просто спуститься вниз по долине.
Рис. 79. Вид на пер. Сыпучий с седловины пер. Гаджир сев. Спускаемся в связках сначала вдоль левого края снежного склона, затем обходим справа разломы ледопада перепрыгивая по пути 3 бергшрунда (Рис. 80), глубина снега чуть ниже колена. На втором повесили перила для первой связки, но потом их сняли и остальные перепрыгнули так.
Рис. 80. Начало спуска с пер. Гаджир сев. на восток. После бергшрундов склон немного выполаживается, но становится фирно-ледовым. Спускаемся прусским шагом до выполаживания (Рис. 81, Рис. 82).
Рис. 81. Восточный перевальный взлёт пер. Гаджир сев.
Рис. 82. Вид с седловины пер. Гаджир сев. на путь спуска. Ледник открытый, трещин нет. Уходим к ближайшей моренке обедать (Рис. 83, точка «обед 27»). ЧХВ от седловины до места обеда 2 ч 30 мин.
Рис. 83. Цирк перевалов Гаджир сев. и Сыпучий. После обеда спускаемся по осыпному гребешку в центральной части ледника (Рис. 84).
Рис. 84. Язык ледника, стекающего из цирка перевалов Гаджир сев. и Сыпучий. И далее ориентируясь на редкие туры по моренным валам, придерживаемся правого борта долины. Перед поворотом долины на юг спускаемся с некрутого конгломератного склона ~30 м (Рис. 85).
Рис. 85. Поворот долины в районе пер. 6.2.8 (см. карту генштаба). После поворота долины из-под камней появляется ручей. Здесь хорошие места для ночёвки (Рис. 86). ЧХВ от места обеда 1 ч 20 мин. Перепрыгиваем ручей на левый берег и далее идём по тропе.
Рис. 86. Возможные места ночёвок в районе пер. 6.2.8 (см. карту генштаба). По пути замечаем в соседней долине западный гребень пика Акташ.
Рис. 87. Западный гребень пика Акташ из д.р. Дугоба. Тропа не ведёт к пупу Сельского, она продолжает уходить траверсом левого борта долины. Как только убеждаемся в этом, уходим по травянистому склону прямо на пуп и, обойдя его справа, по многочисленным тропкам спускаемся к излюбленным ночёвкам альпинистов на левом берегу р. Дугоба (Рис. 88, Рис. 89, точка «ночь 27-28-29»).
Рис. 88. Пуп Сельского.
Рис. 89. Пуп Сельского. Направление фото – север. От ночёвок под пупом есть набитая тропа в а/л Дугоба. Она начинается с обхода пупа с востока по скально-осыпному склону (Рис. 89, Рис. 90).
Рис. 90. Вид на пуп Сельского с тропы к а/л Дугоба. По пути встречается кош с мостом (Рис. 91).
Рис. 91. Мост через р. Дугоба. А непосредственно перед а/л есть уже автомобильный мост. ЧХВ от места ночёвки до а/л 1 ч 55 мин. ЧХВ от а/л до места ночёвки 2 ч 20 мин.
Рис. 92. Мост через р. Дугоба чуть выше а/л Дугоба. Ссылки на используемые отчёты: Пер. Акташ (4440, 1Б) Общие сведения о перевале
Рис. 93. Северный перевальный взлёт пер. Акташ.
Рис. 94. Южный перевальный взлёт пер. Акташ. Общая информация и рекомендации: Пер. Акташ соответствует категории 1Б. К перевалу интересный подход из д.р. Акташ. На пути встречается спуск с 1.5 м скальной стенки, оборудованной тросом. К самому перевалу можно подниматься двумя способами: по ледовому склону 200 150 м через большие забитые трещины (Рис. 93) или в обход по правобережным моренам к пологой части ледника (тогда перевал можно пройти без кошек). Со стороны ледника Дугоба перевальный взлёт - короткий осыпной склон и далее длинный осыпной гребень боковой морены л. Дугоба. Перевал рекомендуется к прохождению группами в походах от 2 к.с. Описываемый участок: От пупа Сельского через пер. Акташ до д.р. Арча–Каныш.
Описание: Подход от а/л Дугоба см. в описании пер. Гаджир сев. В 300 м выше от ночёвок под пупом Сельского есть мост через р. Дугоба (Рис. 95, точка «мост чз Дугоба 2»).
Рис. 95. Мост через р. Дугоба у ночёвок под пупом Сельского. От моста начинается набитая тропа к пер. Акташ, которая ведёт к самым верхним ночёвкам под перевальным взлётом. Сначала по левому берегу р. Акташ (Рис. 96).
Рис. 96. Слияние р. Дугоба и р. Акташ. Через ходку после моста тропа спускается в осыпной кулуар-каньон с 1.5 м скальной стенки, оборудованной тросом и верёвочкой-ступенькой. Гимнастическая страховка, рюкзаки спускаем отдельно (Рис. 97). По кулуару спускаемся к реке и с гимнастической страховкой перепрыгиваем её по камням.
Рис. 97. Спуск в осыпной кулуар-каньон перед бродом р. Акташ. Ещё через ходку тропа уже по правому берегу проходит пояс пологих бараньих лбов и далее идёт довольно высоко от реки (Рис. 98).
Рис. 98. Тропа по правому берегу р. Акташ. Первые удобные места ночёвок встречаются на высоте 3630 м на разливах р. Акташ (Рис. 99). ЧХВ от места ночёвки 2 ч 55 мин. Далее регулярно встречаются места для ночёвки. В одном из таких мест обедаем у бокового притока, бьющего из-под камней (точка «обед 29»).
Рис. 99. Возможные места ночёвок в д.р. Акташ. После обеда опускается густой туман, идём по турам и gps. Встаём на готовых площадках альпинистов, вода из ручья под снежником. Как мы потом увидели утром, мы встали на правобережной морене ледника («точка ночь 29-30-31»). ЧХВ от пупа Сельского 5 ч 15 мин. Подниматься к перевалу далее можно двумя способами, мы попробовали оба, т.к. ходили отсюда радиально на в Акташ. 1 способ: Спуститься с морены на ледник (потеря 30 м по высоте), далее в кошках и связках подниматься по линии падения воды (Рис. 93). Ледовый склон не более 200, подниматься можно в лоб без зигзагов. Далее сначала по открытому, а затем по закрытому пологому леднику к седловине перевала. Выход на седловину 5-10 м по осыпи. ЧХВ налегке от места ночёвки до седловины 1 ч 15 мин. 2 способ: От места ночёвки вверх по осыпному склону, обходя сверху скальный выступ (видно слева на Рис. 93), траверсом морены выйти на пологую часть ледника. Далее по закрытому леднику в связках. ЧХВ с рюкзаками от места ночёвки до седловины 1 ч 45 мин. Трудно сказать какой способ лучше, но нам больше понравился первый. Седловина перевала осыпная. Здесь можно ставить лагерь. Вода есть у снежника, но она может пропасть. Пережидаем заряд снега с дождём и спускаемся за 10 мин по осыпному склону к леднику Дугоба (Рис. 94). Далее движемся по гребню левобережной морены, тропа (Рис. 100).
Рис. 100. Боковая морена л. Дугоба. В районе языка ледника гребень заканчивается и превращается в осыпной склон. Ставим лагерь у маленького озерца в кармане морены (Рис. 101, точка «ночь 31-01»). ЧХВ от седловины перевала 1 ч 55 мин.
Рис. 101. Спуск с боковой морены л. Дугоба. Утром спускаемся от места ночёвки по осыпному склону к реке, на разливах перепрыгиваем по камням (Рис. 102). Во второй половине дня здесь скорее всего потребовался бы брод. Вокруг много замечательных мест для ночёвки.
Рис. 102. Места переправы через р. Дугоба. Спускаемся по осыпным полям старых морен правого берега реки. На высоте 3770 м морена заканчивается конгломератным склоном 50 м и начинаются осыпные склоны. Морена заканчивается резко, основная река здесь падает водопадом. Лучше уходить как можно дальше к правому борту долины и спускаться по крупной крутой осыпи 30 м к ручью, бьющему из-под камней (Рис. 103).
Рис. 103. Первый правый приток р.Дугоба. Перепрыгиваем ручей и уходим по травянистым склонам траверсом в д.р. Арча-Каныш. Встаём на обед на большой зелёной поляне с ручьём (точка «обед 01»). Ссылки на используемые отчёты: Пик Акташ по вост. гребню (4900, 2Бальп) Общие сведения о восхождении
Рис. 104. Пик Акташ на фоне ледника Дугоба: 1 седловинка перед определяющей стенкой, 2 место перехода на южную сторону гребня.
Рис. 105. Восточный гребень пика Акташ со стороны р. Акташ: 1-седловинка перед определяющей стенкой, 2-место перехода на южную сторону гребня. Общая информация и рекомендации: Пик Акташ соответствует категории 2Б и рекомендуется к прохождению группами, имеющими опыт гребневых скальных восхождений. Подход по гребню к определяющему участку без лазания в связках с одновременной страховкой. На небольшом ледовом участке двигались одновременно по ледобурной дорожке (2 ледобура). Определяющую стенку ~5 м, простого лазания (~IV по французской шкале) прошли с попеременной страховкой. Далее 200 м лазание II-III, из них 50 м разрушенных скал (камнеопасно) также с попеременной страховкой. Станции на скальных выступах (около 7-8 шт.). На гребне оставлено много станций из репшнура. На спуск двигались также с попеременной страховкой. На определяющей стенке организовали перила с верхней страховкой, но многие спускались лазанием. Далее спуск по осыпному склону на ледник Дугоба. Вершина красивая, всем запомнилась и понравилась. Скалы практически везде хорошие, не сыпят. Штурмовой лагерь лучше делать под перевальным взлётом пер. Акташ со стороны л. Дугоба. Там есть около трёх площадок, можно построить ещё. Описываемый участок: пер. Акташ – пик. Акташ – л. Дугоба
Описание:
Рис. 106. Путь на пик Акташ, снимок из космоса: 1-седловинка перед определяющей стенкой, 2-место перехода на южную сторону гребня. От пер. Акташ движемся по северной части гребня в обход скальных жандармов сначала по крупной осыпи (Рис. 107), и затем по верхнему краю снежников (Рис. 108). На одном из снежников страхуемся на подъём ледобурной дорожкой из 2 ледобуров. ЧХВ от пер. Акташ до снежника, где мы надели кошки, 50 мин.
Рис. 107. Обход первых жандармов.
Рис. 108. Снежники с северной стороны гребня. Затем снежники становятся заметно круче, переходим на южную сторону гребня, снимаем кошки (Рис. 109, точка «2» на Рис. 104, Рис. 105, Рис. 106). ЧХВ по снежникам 40 мин.
Рис. 109. Район перехода на южную сторону гребня. По южной стороне гребня идём, траверсируя крупную осыпь, стараемся не терять высоту, идти здесь сложнее, мешают связочные верёвки (Рис. 110). Так доходим до скальной стенки, преграждающей путь. Наверху видна явная осыпная седловинка, вылезаем к ней (точка «1» на Рис. 104, Рис. 105, Рис. 106). Здесь начало определяющего участка. ЧХВ от момента перехода на южную сторону гребня ~ 1 ч 20 мин.
Рис. 110. Движение по южной стороне гребня. На седловинке перед стенкой оставляем кошки и ледорубы. Саму стенку проходим лазанием с попеременной страховкой (Рис. 111).
Рис. 111. Определяющий участок. Вид с осыпной седловинки. Сразу после 5 м стеночки, лазание по пологим разрушенным скалам около 50 м (камнеопасно!) (Рис. 112). Связки движутся по очереди. Промежуточные станции на петлях на скальных выступах.
Рис. 112. Камнеопасный участок после определяющей стенки. Далее продолжаем движение по гребню ~150 м с попеременной и иногда гимнастической страховкой до вершины (Рис. 113, Рис. 114). ЧХВ от седловинки перед стенкой до вершины 1 ч 30 мин.
Рис. 113. Предвершинный гребень.
Рис. 114. Группа на пике Акташ. Спускаемся обратно на седловинку по пути подъёма с попеременной страховкой. На последней стенке вешаем 5 м перил, но многие спустились лазанием. ЧХВ на спуск 2 часа. Медленнее поучилось в основном из-за камнеопасного участка, где приходилось ждать, пока нижняя связка уйдёт с линии падения камней. Развязываемся и в тумане уходим с седловинки на юг по осыпи (Рис. 115). Забираем немного левее по ходу, хотя, вероятно, этого можно и не делать (Рис. 116). За 50 мин сбросили на левобережную морену л. Дугоба. По морене вернулись к перевалу (Рис. 117).
Рис. 115. Характер спуска на л. Дугоба.
Рис. 116. Система осыпных кулуаров к л. Дугоба.
Рис. 117. Левобережная морена л. Дугоба. Возможно, если возвращаться нужно на пер. Акташ, менее трудоёмко будет спускаться с вершины по гребню по пути подъёма, но этот вариант займёт больше времени. У нас путь от пер. Акташ по гребню к седловинке перед определяющей стенкой занял 3 ч 15 мин, а спуск с неё же на л. Дугоба с последующим подъёмом обратно на пер. Акташ – 2 ч. Ссылки на используемые отчёты: Пер. Авиационный (4900, 2А) Общие сведения о перевале
Рис. 118. Восточный перевальный взлёт пер. Авиационный.
Рис. 119. Западный перевальный взлёт пер. Авиационый. Общая информация и рекомендации: Перевал соответствует категории 2А. Подход к перевалу с востока по закрытому леднику с ночёвкой на леднике, с запада – по частично закрытому леднику. Восточный перевальный взлёт – ледовый склон 50 м 50o-60o через один широкий забитый бергшрунд, западный склон – снежно осыпной 500 м 25o-30o. Перевал красивый и запоминающийся. С перевала открывается замечательный вид в долину р. Кара-Казык и на л. Абрамова. Перевал понравился своей логичностью: коридор между двумя скальными гребнями со стороны л. Егорова приводит прямо к явной седловине. Также перевал понравился, если можно так выразиться, своей «безопасностью»: он не камнеопасен, на определяющем участке легко организовать надёжную страховку с частыми промежутками. В классификаторе и отчётах перевал классифицируется как 2Б, но из-за короткого склона с определяющей стороны (всего одна верёвка), мы считаем, что перевал соответствует категории 2А и предлагаем исправить запись в классификаторе. Однако группам, собирающимся на данный перевал, следует учитывать, что крутизна склона с определяющей стороны не характерна для перевалов 2А и больше соответствует перевалам 2Б. Пер. Авиационный рекомендуется к посещению спортивным прошедшим акклиматизацию группам, совершающим походы 3 к.с. и выше. Описываемый участок: Д.р. Арча-Каныш – л. Егорова – пер. Авиационный – ночёвки под пер. Караказык.
Описание: От места обеда на левом берегу р. Арча-Каныш идём вверх по долине реки, тропы нет (Рис. 120).
Рис. 120. Д.р. Арча-Каныш. Примерно на высоте 3870 м логичный путь подъёма уходит на морены от реки (Рис. 121).
Рис. 121. Выход к началу подъёма по старой боковой морене. Выходим на гребень старой боковой морены л. Егорова, есть что-то похожее на тропу. Гребень довольно сильно приподнят над основной долиной. Садится густое облако, гребень заканчивается, траверсируем какое-то время крупную осыпь, затем с небольшой потерей высоты спускаемся к леднику (Рис. 122). ЧХВ от места обеда 1 ч 50 мин.
Рис. 122. Выход на л. Егорова с боковой морены. Ледник в этом месте – это полузачехлённое нагромождение холмов, ещё и с речкой в ледовом каньоне (Рис. 123, точка «лед. Егорова»). Дело в том, что здесь л. Егорова сливается с левым притоком: ледником из-под пер. Скрытный. Поэтому лучше всё это обходить с юга, т.е. раньше вылезать на ледник. Мы же после разведки в тумане нашли место ниже по течению, где река ушла под лёд и продолжили движение по gps в направлении пер. Авиационный по пологому открытому леднику и встали на ночёвку у ручья (Рис. 124, точка «ночь 01-02»). Площадки пришлось строить: срубать бугры льда, вычерпывать воду из лунок с водой и потом закапывать их снегом.
Рис. 123. Характер левого борта л. Егорова.
Рис. 124. Место ночёвки на л. Егорова. К утру туман рассеялся, удалось сориентироваться. Видно развилку на пер. Дальний и пер. Авиационный (Рис. 125).
Рис. 125. Ледник Егорова. По дороге удаётся сделать снимок пер. Снежный слева по ходу.
Рис. 126. Северный перевальный взлёт пер. Снежный. Поднимаемся на небольшой уступ ледника (Рис. 127). Начинается зона трещин, видно, что наша ветвь ледника закрытая, связываемся (точка «начало трещин»).
Рис. 127. Ледник Егорова. Движемся по центру закрытого ледника (Рис. 128), обходим проглядывающиеся через снег широкие трещины. Со скал на правом борту долины регулярно сыпет.
Рис. 128. Пер. Авиационный с л. Егорова. ЧХВ от места ночёвки до перевального взлёта 3 ч 30 мин. Перевальный взлёт – ледовый склон 50 м 50o-60o. Под склоном забитый рыхлым снегом бергшрунд шириной около 2 м образует своим верхним краем ледовую стенку 2 м (70о) (Рис. 118, Рис. 129). Верёвки 55 м нам впритык хватило для страховки лидера от нижнего края бергшрунда до седловины перевала. Наибольшую трудность представляло преодоление бергшрунда: сначала по пояс в снегу и потом по короткой крутой стенке на его верхний край. Лидер (Таня Лукина) проходила этот участок с одним ледовым инструментом и одним ледорубом, пролезть получилось не сразу. Закрутила 6-7 ледобуров в качестве промежутков. На седловине есть удобная почти горизонтальная площадка на льду, станция на бурах (Рис. 130).
Рис. 129. Восточный перевальный взлёт пер. Авиационный.
Рис. 130. Восточный перевальный взлёт пер. Авиационный. Затем половину промежутков выкрутили, другую половину переделали на «жёсткие» точки. Жумарили налегке, рюкзаки вытягивали верёвкой отдельно по 2 шт. От момента сбора группы под перевальным взлётом, до момента выхода всех 9 чел. на седловину прошло 2 ч 30 мин. Седловин на самом деле две, мы вылезли на северную, т.к. подъём на неё положе. На южную седловину можно перейти через ледовый горб без страховки, она несколько шире, там находится тур, сложенный группой Мехонишиной (Рис. 131, Рис. 132).
Рис. 131. Северная седловина пер. Авиационный.
Рис. 132. Южный гребень пер. Авиационный. Спуск на запад плотной группой к большому снежнику. Осыпь прямо перед снежником (2-3 м) оказалась вмороженной в лёд. Сам снежник в верхней части рыхлый, примерно по колено глубиной. Ноги проваливаются до камней, причём камни похоже покрыты льдом. Поэтому заранее надеваем кошки и вешаем верёвку 20-30 м, чтобы придерживаться руками при выходе на снег (Рис. 133).
Рис. 133. Западный перевальный взлёт пер. Авиационный. По рыхлому мокрому снегу спускаемся по линии падения воды к маленькому снежному перешейку перед выходом на ледник (Рис. 134, Рис. 119). Здесь осталось совсем мало снега на бараньих лбах, к тому же под снегом течёт ручей. Для уже изрядно уставших девушек в последней связке на ходу организуется верхняя страховка через скальный зуб. Спуск с седловины до ледника занял 1 час «грязного» времени.
Рис. 134. Западный перевальный взлёт пер. Авиационный. На леднике связываемся и уходим примерно по линии падения воды. На леднике перепрыгиваем через несколько ручьёв, часто приходится обходить «заболоченные» участки.
Рис. 135. Вид с пер. Авиационный на запад. В районе языка ледника крутизна склона увеличивается. Не доходя этого места, уходим на правобережную морену и затем в ложбину с ручьём, стекающим из-под пер. Дальний (Рис. 136).
Рис. 136. Район ручья, стекающего из-под пер. Дальний. Далее отклоняясь по возможности правее уходим по морене к ночёвкам под пер. Караказык. Описание ночёвок и д.р. Кара-Казык см. в описании пер. Караказык.
Рис. 137. Пер. Авиационный из д.р. Кара-Казык. Ссылки на используемые отчёты:
Пер. Бокбаш Сев. (4325, 1Б) Общие сведения о перевале
Рис. 138. Южный перевальный взлёт пер. Бокбаш Сев.
Рис. 139. Седловина пер. Бокбаш Сев. с ледника Абрамова. Общая информация и рекомендации: Перевал Бокбаш Сев. соответствует категории 1Б. Перевал простой и красивый, в основном благодаря посещению л. Абрамова. Описываемый участок: Д.р. Кек-Суу – л. Абрамова – пер. Бокбаш сев. – д.р. Кутурган – д.р. Ок-Суу
Описание: От места обеда у ручья, стекающего из-под пер. Музыкантов поднимаемся по тропе по левому берегу р. Кек-Суу. Па каменной пробке переправляемся на правый берег (Рис. 140, Рис. 141, точка «каменная пробка»).
Рис. 140. Тропа по левому берегу р. Кексуу.
Рис. 141. Каменная пробка на р. Кексуу. На правом берегу встаём на ночь на первых более-менее ровных местах напротив ручья, стекающего из-под л. Алаудин (Рис. 142). Воду берём из мощного родника у каньона реки (Рис. 143, точка «родник в камнях»). ЧХВ от места обеда 1 ч 50 мин.
Рис. 142. Левый приток р. Кексуу из л. Алаудин.
Рис. 143. Родник. Утром продолжаем движение по тропе по правому берегу р. Кек-Суу. Практически сразу переходим правый приток реки по камням. Ночевать здесь неудобно: везде склон.
Рис. 144. Правые притоки р. Кек-Суу. По gps выходим посмотреть на вторую каменную пробку в каньоне р. Кек-Суу (Рис. 145).
Рис. 145. Вторая каменная пробка. Тропа с зелёных лугов переходит на старые моренные валы и начинает забирать выше от реки (Рис. 146).
Рис. 146. Д.р. Кексуу. Справа по ходу показался пер. Конгур (Рис. 147).
Рис. 147. Пер. Конгур. Тропа теряется, не желая траверсировать склон, набираем лишней высоты и выходим на верхнюю поляну над метеостанцией. Здесь у речки замечательные места для ночёвки (Рис. 148). В нижней части поляны разбросаны детали вездеходов и снегоходов. ЧХВ от места ночёвки 2 ч 40 мин.
Рис. 148. Верхняя поляна метеостанции. Из статьи на risk.ru: «26 августа 1999г. два штурмовика ВВС Узбекистана нанесли бомбовый удар по снего-лавинной станции "ледник Абрамова", расположенной на правой боковой морене одноимённого ледника. Месяцем раньше, станция была захвачена и разграблена боевиками, прорывающимися из Алайской долины и Джиргитальского р-на Таджикистана в Баткентский р-он Киргизии. Так печально и безвозвратно окончилась жизнь этого стационара на Высоком Алае - кузнице кадров гляциологов. Эту станцию много лет создавал и отстраивал МС по альпинизму и Почётный полярник СССР В. Ноздрюхин. Это место прекрасно знали все горные туристы, здесь их всегда гостеприимно встречали и помогали всем, чем могли. Жаль...» Координаты, нанесённые на Рис. 148 и Рис. 149 неверные. Gps в это время находился на основной метеостанции. По дороге за 5-10 мин спускаемся к основной метеостанции (точка «метеостанция разруш.»).
Рис. 149. Дорога от верхней поляны к основной метеостанции, пер. Джиалису. Здесь начинается тропа по явному серому моренному гребешку.
Рис. 150. Нижняя поляна метеостанции, начало тропы к леднику.Практически сразу (10-15 мин от метеостанции) прошли мимо зелёную полянку с ручьём, здесь тоже можно ночевать (Рис. 151).
Рис. 151. Возможные места ночёвок чуть выше метеостанции. Через 1 ч ЧХВ с тропы заметили озерцо в кармане морены и встали на ночь на полянке за ним. Поляна в основном заболочена, но в верхней части нашлись сухие места (Рис. 152, точка «ночь 05-06 заболоч.»). Посреди поляны стоит старый осадкомер.
Рис. 152. Место ночёвки на правобережной морене л. Абрамова. Утром, не вылезая обратно на гребень, поднимаемся по длинному узкому снежнику в кармане морены. Идти здесь гораздо приятнее, чем прыгать по камням.
Рис. 153. Снежник на правобережной морене л. Абрамова. Снежника хватило на 1,5 ходки. Когда он закончился, пересекли моренный гребень и траверсом вышли на л. Абрамова. Отсюда и далее открывается панорама на ряд перевалов (Рис. 154). ЧХВ от места ночёвки у озера 1 ч 20 мин.
Рис. 154. Панорама перевалов с л. Абрамова. Ледник Абрамова практически горизонтальный, идём без кошек. Меньше, чем через ходку находим трещины: связываемся (точка «нач. трещин лед. Абрамова»). Двигаясь прямо к пер. Бокбаш через 3 ч 20 мин ЧХВ от места ночёвки выходим на седловину. Перевального взлёта с этой стороны нет, седловина очень широкая и снежная (Рис. 139), трещин не видно. Собираем тур на восточном гребне (точка тур пер. Бокбаш с.»). Думали, что его никто не заметит, а нашу записку сняли в течение недели
Рис. 155. Тур на пер. Бокбаш сев.Спускаемся по снежному склону 30о по линии падения воды, обходя справа небольшой участок льда (Рис. 138, Рис. 156).
Рис. 156. Начало спуска с пер. Бокбаш сев. Далее идём по левой открытой части ледника, затем переходим на левобережную морену и выходим к оборудованным стоянкам, обедаем (точка «обед 06»). ЧХВ от седловины 1 ч 10 мин.
Рис. 157. Поворот долины при спуске с пер. Бокбаш сев. В районе поворота долины на восток переходим ручей на правый берег и спускаемся с осыпей к травянистым склонам (Рис. 158).
Рис. 158. Д.р. стекающей из-под пер. Бокбаш сев. В районе поворота долины снова на юг перед слиянием с ручьём, стекающим из-под пер. Бокбаш лож., крутизна склона увеличивается. Здесь правильный путь проходит прямо вдоль реки, есть тропа (Рис. 159). ЧХВ от места обеда до слияния ручьёв 1 ч 25 мин.
Рис. 159. Тропа в д.р. Кутурган. Д.р. Кутурган представляет собой большое зелёное поле. Не доходя до показавшегося впереди коша встаём на ночь у ручья (Рис. 160, точка «ночь 06-07», 30 мин от слияния ручьёв). Долина не очень подходит для ночёвок, есть проблема с водой: вся вода сильно загрязнена скотом. Лучше вставать в верховьях.
Рис. 160. Д.р. Кутурган. Утром переходим р. Кутурган на левый берег по мосту в районе первого коша (Рис. 161, точка «мост чз р. Кутурган»).
Рис. 161. Мост через р. Кутурган. Из коша начинается плохая автомобильная дорога. На посту пограничников перед выходом в д.р. Ок-Суу у нас быстро проверяют погранпропуска (Рис. 162), появляется связь на телефоне. ЧХВ от места ночёвки до поста 55 мин.
Рис. 162. Блокпост в д.р. Коксуу. От блокпоста начинается хорошая автомобильная дорога, по которой раз в 30 мин проезжают машины. Вдоль дороги периодически встречаются неплохие места для ночёвки. Есть мосты через р. Ок-Суу. Связываемся с водителем, и он забирает нас немного выше пос. Кара-Тейт (точка «выброска»). ЧХВ от блокпоста 2 ч 5 мин.
Рис. 163. Автомобильная дорога в д.р. Коксуу. Ссылки на используемые отчёты: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||