Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Михаил Черных, г. Челябинск

Отчет о пешеходном туристском походе 5 к.с. по Джунгарскому Алатау совершенном группой туристов Челябинской области в период с 23 июля по 11 августа 2012 года Часть 1

Проводящая организация

РФСОО «Федерация спортивного туризма Челябинской области» Адрес: 454048, ул. Воровского 48. ОМКК

Место проведения: Джунгарский Алатау

Джунгарский Алатау в пределах СНГ — это горная система в юго-восточной части Казахстана, простирающаяся с запада—юго-запада на восток—северо-восток почти на 400 км вдоль границы с Китаем.

Продольные долины рек Коксу на западе и Боротала на востоке делят Джунгарский Алатау на два крупных хребта, идущих параллельно друг друга: Северный Центральный хребет (СЦХ) и Южный Центральный хребет (ЮЦХ).

Общая протяженность СЦХ с запада на восток составляет около 250 км. В западной части СЦХ ограничен отрогом, отделяющим правую составляющую реки Мисбулак от левой, с востока — Джунгарскими воротами — тектоническим разломом, отделяющим горы Джунгарского Алатау от хребта Майли. Среди северных отрогов СЦХ следует выделить Айдаусайский, Аксуйский и Саркандский отроги. В центральной части СЦХ на юг вдоль границы с Китаем отходит Коксу-Бороталинская перемычка, связывающая СЦХ и ЮЦХ. На западе через Коржун-Коринскую перемычку СЦХ стыкуется с хребтом Каратау, имеющим самостоятельное значение. Последний тянется параллельно СЦХ почти на 50 км, достигая максимальной высоты (пик 3902) в верховьях ледника Безсонова.

Средняя высота гор осевой части СЦХ равна примерно 4000 м. Седловины главного хребта лежат ниже соседних вершин всего на 200—300 м. Высочайшая вершина СЦХ, как и всего Джунгарского Алатау, — пик Семенова-Тян-Шанского — 4662 м (по последним уточненным. данным), самая низкая — седловина Талды (3504 м). Снеговая линия гор, примыкающих к СЦХ и хребту Каратау, расположена на высоте 3400—3800 м. Один из значительных районов оледенения находится в верховьях р. Коры. Здесь расположены крупные ледники: Тронова, Безсонова, Каратальский, Сапожникова. Самый длинный ледник Джунгарского Алатау — ледник Абая длиною 10,9 км. Преобладающий тип ледников — долинные и каровые. Иногда встречаются висячие ледники и ледники плоских вершин.

Общая протяженность ЮЦХ немногим превышает 100 км. В западной части ЮЦХ ограничен рекой Коксу и носит название хребта Токсанбай. Протягиваясь далее на восток—северо-восток, ЮЦХ за Коксу Бороталинской перемычкой приобретает название хребет Беджинтау.

Средняя высота гор осевой части ЮЦХ — 3770 м. Высочайшая вершина хребта Токсанбай — пик 4030 в верховьях реки Улькенисы, а хребта Беджинтау в пределах Казахстана — пик 4126,5 в верховьях реки Джланды. Отроги северных склонов ЮЦХ коротки, не превышают 10 км. Южные отроги ЮЦХ значительно длиннее (до 30 км), и имеют подчас самостоятельное значение. Вершины в этих отрогах нередко превышают 4200—4300 м.

Наивысшая точка ЮЦХ — пик Панфилова (Ормекши) — 4359,8 м, расположен в хребте Тышкантау, почти симметрично расходящемся на запад и восток от Хоргосского отрога. Этот хребет тянется на протяжении 40 км строго в широтном направлении от места слияния Большого и Среднего Усеков, ограничиваясь на востоке рекой Хоргос.

Самый крупный ледник района — ледник Воейкова — расположен в верховьях реки Чижина. Длина его 8,6 км, он является одновременно самым крупным ледником южных склонов всего Джунгарского Алатау. Ледники южных склонов ЮЦХ в основном карового типа, иногда встречаются висячие ледники.

Ледники северных склонов долинного и карового типов.

Джунгарский Алатау — своеобразная в климатическом отношении страна. Она как бы является барьером, разделяющим географические ландшафты. На северных склонах наблюдается достаточно ясно выраженный алтайский климат. Южным склонам свойственен тянь-шаньский климат, близкий климату Заилийского Алатау, Киргизского и Таласского хребтов.

К настоящему времени в Джунгарском Алатау можно проложить маршруты I—IV категорий сложности. Пройдено также несколько перевалов 3А к. тр.

Общие справочные сведения о маршруте

Маршрутная книжка № 01/2012

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность, дн.

Сроки проведения

общая

активная

пешеходный

пятая

224,1

20

19

23.07.2012–11.08.2012

Нитка активной части маршрута

кан. Инженертаган — ар. Муздыбулак — пер. Водопадный 1А (3100) — плато в сторону пер. Биен 1Б — пер. Биен 1Б (3470) — руч. Каракош — р. Кора — р. Водопадная — лед. Алтысарина—пер. МАИ 2А (3680) — пик. МАИ 2А (3710) радиально — лед. Сапожникова — пер. Сапожникова 1Б (3598) — р. Аюсай — р. Коржун — руч. № 2 — пер. Стараякрепость 1Б (3550) — р. Куркульдек — р. Караарык — пер. Чабанский Верхний 1А (3100) — р. Казан — р. Карабулак — пер. Карабулак 1А (3465) — р. Майлисай —пер. Каскадный 2А (3846) — лед. Гляциологов — лед. №293 — пер. Физкультурников 2А (3700) -п. Гляциологов 1Б (3924) радиально — лед. Алтынмуз Восточный — лед. Алтынмуз Центральный — р. Жаксысай — р. Малый Усек — пер. Контрабандный 1А (3310) — р. Левый (мал.) Сатылы — р. Сатылы — р. Коктал — пос. Аралтобе.

Определяющие препятствия

Вид препятствий

Название

Категория

Высота, м

Характеристика препятствия

Путь прохождения

первал

Водопадный

3100

скально-осыпной

ар. Муздыбулак

— плато

перевал

Биен

3470

ледовый скально-осыпной

лед. №8

— р. Каракош

перевал

МАИ

3680

снежно-ледовый скально-осыпной

лед. Алтысарина

— лед. Сапожникова

пик

МАИ

3710

снежно-ледовый

пер. МАИ радиально

перевал

Сапожникова

3598

снежно-ледовый скально-осыпной

лед. Сапожникова— р. Аюсай

перевал

Старая крепость

3550

скально-осыпной

руч. № 2— р. Куркульдек

перевал

Чабанский верхний

3100

скально-осыпной

р. Караарык— р. Казан

перевал

Карабулак

3465

скально-осыпной

р. Карабулак— р. Майлисай

перевал

Каскадный

3846

снежно-ледовый

лед. № 259— лед. Гляциологов

перевал

Физкультурников

3700

снежно-ледовый

лед. № 293— лед. Алтынмуз Восточный

пик

Гляциологов

3924

скально-осыпной

лед. Алтынмуз Восточный радиально

перевал

Контрабандный

3300

скально-осыпной

р. Малый Усек— р. Левый (мал.) Сатылы

переправа

р. Коржун

Брод стенкой, глубина » 80 см

ширина русла » 30 м

переправа

р. Талдыбулак

Брод индивидуальная страховка, глубина » 70 см

ширина русла » 10 м

переправа

р. Котурганбулак (Демекпе)

Брод индивидуальная страховка, глубина » 80 см

ширина русла » 15 м

переправа

р. Демекпе (Карасай)

Брод стенкой, глубина » 85 см

ширина русла » 35 м

переправа

р. Караарык

Брод стенкой, глубина » 90 см

ширина русла » 30 м

переправа

р. Казан

Брод индивидуальная страховка, глубина » 90 см

ширина русла » 80 м

переправа

р. Сатылы

Брод стенкой, глубина » 90 см

ширина русла » 30 м

переправа

р. Сатылы

Брод индивидуальная страховка, глубина » 80 см

ширина русла » 30 м

переправа

р. Сатылы

Брод стенкой, глубина » 90 см

ширина русла » 40 м

Список группы

ФИО

Год рождения

Туристская подготовка

Обязанности

1

Черных Михаил Алексеевич

1970

3ПР (Хибины) 2009

4ПР (Байкальский хр.) 2010 5 ПУ (Алтай) 20052А – Р 2Б – У

руководитель

2

Ручьёв Андрей Николаевич

1962

5 ПУ (Ц. Алтай) 2001

5 ГР (Заилийский) 2010

5 ГР (Терскей) 2011 3А – Р 3Б – У

зам. руководителя

3

Цепкова Надежда Алексеевна

1970

5 ПУ (Кодар) 2002

5 ГУ (Сев. Кавказ) 2008 4 ПУ (Байкальский хр.) 2010 3А – У

завхоз, медик

4

Хрипко Сергей Павлович

1973

4 ГУ (Ц. Алтай) 2007

5ЛР (Полярный Ур.) 20085ЛР (Полярный Ур.) 2012 2А – Р 3А –У

реммастер

5

Волкова Марина Александровна

1976

3ПУ (Хибины) 2009

4ПУ (Байкальский хр.) 20102А – У

фотограф метеоролог

6

Носков Николай Васильевич

1952

5ЛР (Тува) 1987

3ЛР (Кузнецкий) 2006 5ЛР (Полярный Ур.) 20122Б –Р

хронометрист

Адрес хранения отчета

ОМКК Челябинской области. Адрес: 454048, ул. Воровского 48 Электронный вариант у руководителя: Челябинск, ул. Дзержинского, 132-62 т. 8227121941

Поход рассмотрен: ОМКК Челябинской области.

Общая смысловая идея похода

Познакомиться с новым для всей группы районом. Прохождение туристического похода пятой категории сложности, повышение спортивного мастерства.

Предпоходная подготовка

Общефизические тренировки проводились участниками группы индивидуально. В середине июня был совершен контрольный выход в горную часть Челябинской области, где была проведена скальная тренировка и опробовано снаряжение, и оборудование на предстоящий поход.

Варианты подъезда и отъезда

Заезд: Из Челябинска поезд № 60 с пересадкой в Новосибирске на поезд поезд № 389 до станции Уштобе, далее на заказанной за ранее машине до города Талды-Курган, из ТалдыКургана до поселка Капал на автомобиле ГАЗ 66.

Данный вариант более длительный и немного дороже, чем заезд через город Алма-Аты был выбран, по причине более спокойного прохождения Российско-Казахской границы.

Отъезд: Из поселка Аралтобе до города Талды-Курган на машине ГАЗ 66 (о месте встречи и дне было оговорено заранее), из Талды-Кургана до Уштобе на такси (с таксистами можно договориться на автостанции Талды-Кургана за вполне приемлемые деньги), из Уштобе до Новосибирска поезд № 326, из Новосибирска до Челябинска поезд №11

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

В аварийных ситуациях выход возможен к ближайшим населенным пунктам по долинам рек, дорогам, тропам, через перевалы низкой категории сложности. Из северной части, на северо-запад, из южной части на юг или запад.

  • отказ от прохождения плато, подход под перевал Биен 1Б со стороны реки Буркиттыбиень
  • радиальное восхождение на пик МАИ со стороны ледника Сапожникова
  • в место перевала Старая Крепость 1А, перевал Чабанский верхний 1А, перевал Чабанский н/к
  • в место пер 282, перевал Чабанский н/к (другой), перевал Карабулак 1А
  • в место перевала Каскадный 2А, перевал Нижний 1Б (по информации полученной позднее перевал Нижний не выводит к леднику Гляциологов) или перевал Скорпион 1Б
  • в место перевала Сатылы 1А перевал Контрабандный 1А

Таблица запланированного и пройденного маршрута

Запланированный (заявленный)

Пройденный

дата

дни

участки маршрута

км

дата

дни

участок маршрута

км

23.07.12

1

кан. Инженертаган —

ар. Муздыбулак (верховья)

10

23.07.12

1

кан. Инженертаган — ар. Муздыбулак

7,3

24.07.12

2

пер. Водопадный 1А (3100)

— плато — лед. №1 ради- ально

6

24.07.12

2

пер. Водопадный 1А (3100)

— плато — радиально (в зачет 4,15)

8,3

25.07.12

3

пер. Водопадный 1А (3100)

— плато — лед.№8

10

25.07.12

3

пер. Водопадный 1А (3100)

— плато — морена лед.№8

10,7

26.07.12

4

пер. Биен 1Б (3100) —

руч. Каракош — р. Кора — р. Водопадная

12

26.07.12

4

пер. Биен 1Б (3100) — руч. Каракош — р. Кора

8,5

27.07.12

5

лед. Алтысанрина — пер. МАИ 2А (3680) — рад. пик МАИ 2А (3710) — лед. Са-

пожникова

6

27.07.12

5

р. Кора —

лед. Алтысанрина

6,8

28.07.12

6

Пер. Сапожникова 1Б (3598)

— р. Аюсай

14

28.07.12

6

пер. МАИ 2А (3680) —

рад. пик МАИ 2А (3710) — лед. Сапожникова

2,6

29.07.12

7

р. Коржун — р. №2 — пер. Старая крепость 1А (3550)

11

29.07.12

7

Пер. Сапожникова 1Б (3598) — р. Аюсай

7,7

30.07.12

8

р. Куркульдек — р. Караарык

11

30.07.12

8

р. Коржун — р. №2

10,9

31.07.12

9

пер. Чабанский верхний 1А (3100) — р. Казан

10

31.07.12

9

пер. Старая крепость 1А (3550) — р. Караарык

12,6

1.08.12

10

дневка

0

1.08.12

10

р. Караарык

11,2

2.08.12

11

р. Казан — р. Саркрама — лед. № 85

10

2.08.12

11

пер. Чабанский верхний 1А (3100) — р. Казан

9,8

3.08.12

12

пер. 285 — р. Улькен-исы

8

3.08.12

12

р. Казан

12,4

4.08.12

13

р. Улькен-исы — р. Улькен- исы

10

4.08.12

13

р. Карабулак —

пер. Карабулак 1А (3465)

— р. Майлисай

11,2

5.08.12

14

пер. Чабанский н/к — лед. 259

10

5.08.12

14

пер. Каскадный 2А (3846)

— лед. Гляциологов

9,9

6.08.12

15

пер. Каскадный 2А (3846) — лед. Гляциологов

6

6.08.12

15

пер. Физкультурников 2А (3700) — пик Гляциологов 1Б (3924) радиально —

р. Жаксысай

6,4

7.08.12

16

пер. Физкультурников 2А (3700) — лед. Алтынмуз Восточный

3

7.08.12

16

р. Жаксысай — р. Малый Усек

12,4

8.08.12

17

пер. Ветренный 1Б* (3850) рад. — пик. Гляциологов 1Б (3924) рад. — р. Жансысай

8

8.08.12

17

Дневка (один переход до места дневки)

1,1

9.08.12

18

р. Жансысай — р. Малый Усек

16

9.08.12

18

Пер. Контрабандный 1А (3310) — р. Сатылы

18,4

10.08.12

19

пер. Сатылы 1А (3304) — р. Сатылы

14

10.08.12

19

р. Сатылы — р. Коктал

15,2

11.08.12

20

р. Сатылы — р. Коктал — пос. Аралтобе

18

11.08.12

20

р. Коктал — пос. Аралтобе

7,6

12.08.12

Запасные дни

12.08.12

13.08.12

13.08.12

14.08.12

14.08.12

с/к 1,2 (193 1,2) = 231,3

с/к 1,2 (187 1,2) = 224,1

Высотный график

Географические точки ночевок

Точка 004 – ночевка 1

45°02'913''

79°14'926''

Точка 012 – ночевка 2

45°02'913''

79°14'926''

Точка 018 – ночевка 3

44°58'953''

79°18'489''

Точка 028 – ночевка 4

44°56'291''

79°22'358''

Точка 036 – ночевка 5

44°55'902''

79°26'683''

Точка 043 – ночевка 6

44°55'226''

79°27'302''

Точка 052 – ночевка 7

44°52'013''

79°29'938''

Точка 066 – ночевка 8

44°54'652''

79°35'385''

Точка 081 – ночевка 9

44°52'170''

79°41'824''

Точка 090 – ночевка 10

44°53'583''

79°47'598''

Точка 099 – ночевка 11

44°50'886''

79°47'695''

Точка 107 – ночевка 12

44°47'472''

79°41'060''

Точка 118 – ночевка 13

44°42'610''

79°44'273''

Точка 130 – ночевка 14

44°42'352''

79°40'048''

Точка 140 – ночевка 15

44°41'742''

79°37'670''

Точка 152 – ночевка 16

44°37'335''

79°32'251''

Точка 153 – дневка 17

44°37'305''

79°31'452''

Точка 167 – ночевка 18

44°39'694''

79°19'382''

Точка 178 – ночевка 19

44°35'863''

79°10'330''

Техническое описание прохождения группой маршрута

23.07.2012 - день 1

канал Инженертаган — арык Муздыбулак

перепад высот: 1 600,0 м + 680 (2 280) м

=7,3 км, =1,0 ч

Начало маршрута было запланировано на раннее утро (выезд был намечен на 6 утра), из Талды-Кургана выехали в 10:40 (машина, с водителем которой договорились о заброске, была сломана). Дорога до поселка Капал в удовлетворительном состоянии, местами дорожное покрытие сильно разрушилось. От поселка Капал вдоль канала Инженертаган дорога становится обычной просёлочной без покрытия. Вокруг хорошо заметны следы хозяйственной деятельности, которые остались со времен развитого социализма, теперь же все пришло в унылое запустение. Местные жители пасут свой немногочисленный скот на склонах гор, не углубляясь в ущелья.

Выгрузились, помахали в след машине. Вот и начался наш поход!

По совету забрасывающих нас людей, и исходя из своего опыта, постарались как можно тише и быстрее, не останавливаясь на обед, пройти вдоль арыка Муздыбулак. По возможности старались обходить пасущийся скот и юрты (мы насчитали восемь юрт пастухов). Проход мимо пастухов прошел удачно.

При входе в горный створ по берегу арыка Муздыбулак, группа попала под дождь с градом (осадки не были неожиданными, еще при подъезде к горам хорошо была видна надвигающаяся непогода). Дождь переждали, накрывшись командным тентом. По мере ослабления дождя и перехода его в мелкую морось группа вышла на маршрут и сделала два перехода по сорок минут. При движении старались придерживаться троп, протоптанных крупным рогатым скотом. Благодаря тропам удалось подняться на высоту 2 280 метров. Такой резкий набор высоты был нерациональным в самом начале похода, но общаться с местным населением не хотелось.

Место для стоянки нашли на правом берегу арыка Муздыбулак, много дров. Оборудовали лагерь, провели небольшую разведку на завтрашний день.

Ужин. Отбой в 21:00 по местному времени.

Фото 1. Группа на базе турклуба Джунгария города Талды-Курган.

Фото 2. Перед погрузкой в машину.

Фото 3. Надвигается непогода.

Фото 4. До встречи!

Фото 5.

Фото 6. Первая ночевка.

Фото 7. Долина ар. Муздыбулак.

24.07.2012 - День 2

пер. Водопадный 1А (3100) — плато — радиально

перепад высот: 2 280 м : + 1 030 м – 1 030 м

8,3 км (в зачет 4,15) и 5,25 ч

Общий подъем в 4:30. Выход в 6:55. Лошадиная тропа

Для акклиматизации организуем радиальный выход на плато на высоту 3 100 с возвращением обратно в лагерь. Для облегчения адаптации к условиям высокогорья часть вещей спрятали в месте стоянки, вторую часть занесли и оставили в заброске на плато. Лагерь свернули. Вышли в 6:55. В начале придерживались лошадиной тропы вдоль арыка Муздыбулак. Тропа вначале шла по правому берегу, потом перешла на левый и через переход (основной режим движения в походе складывался из 30 минутного перехода и 10 минутного отдыха) снова вернулась на правый берег. Дальше пошли скально-осыпные морены, лошадиная тропа ушла влево. Группа продолжила подъем по сухому руслу в сторону плато. Через четыре перехода вновь встретили лошадиную тропу, которая серпантином поднимается на плато. Прошли два перехода, не доходя истоков реки Бурханбулак, в направлении перевала Биен. Здесь спрятали вещи и пообедали. До заброски, если верить карте прошли перевальную точку на седловине перевала Водопадный 1А (3 100). К месту первой ночевки, спустились за три перехода. Группа в хорошем бодром настроении. Окончание движения в 15:00. Отдых. Ужин. Отбой в 21:00.

Фото 8. Акклиматизационный выход на плато.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Фото 12. Вид назад на долину ар. Муздыбулак.

Фото 13.

Фото 14. Панорамный вид на склоны от места начала серпантина выводящего на плато.

Фото 15. На плато.

Фото 16.

Фото 17. Формирование заброски.

Фото 18. Заброска.

Фото 19. Обед на плато.

Фото 20.

Фото 21 Спуск с плато

Фото 22.

Фото 23. Стоянка.

25.07.2012 – день 3

пер. Водопадный 1А (3100) — плато — морена лед.№8

перепад высот: 2 280 м : + 1 030 м и – 110 (1 140) м

=10,7км и 6,43 ч

Общий подъем в 4:30. Выход в 6:25. Поднимались по уже известному пути и в 10:38 были у заброски. Разобрали вещи. Прошли один переход по плато в направлении перевала Биен.

Обед в 11:45, готовим на газу.

В 13:42 вышли с обеда. Плато хорошо проходимо, слегка заболоченно. На плато встречаются следы домашних животных. Ледники, обозначенные на карте с правой стороны по ходу движения, в большей степени представляют собой снежники, в основании которых грязь и болота. Остановились на скальной морене. Нашли часто посещаемую стоянку с некоторым количеством мусора. Стоянка расположена у ледника № 8 в прямой видимости подходов к началу подъема на перевал Биен. Ужин в 17:30, варка на газу. Отбой в 20:00.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26. У заброски.

Фото 27. Движение по плато.

Фото 28. Долина р. Бурханбулак.

Фото 28. Плато.

Фото 29.

Фото 31.

Фото 32. Вид на перевал Биен 1Б.

Фото 33. Подход к стоянке под перевалом Биен.

Фото 34. Вид на перевал Биен от места ночевки.

Фото 35. Стоянка на морене

26.07.2012 – день4

пер. Биен 1Б (3 470) — руч. Каракош — р. Кора

перепад высот: 3 200 м :+ 490 м и – 970 (1 460) м

=8.5 км и 6,19 ч

Общий подъем в 4:30. Выход в 6:40.

Обвязки, каски, кошки (приготовлены для надевания). Подъем на правую по ходу морена занял 25 минут. Перед перевальным взлетом выполаживание, есть места под палатку. Вода. После отдыха не меняя направление движения, группа подошла к перевальному взлету. Подъем представляет собой снежноледовый склон, уклоном не более 20°. При подъеме кошки не понадобились. Седловина перевала Биен выражена небольшим заболоченным плато, на южной стороне просматривается тур.К туру группа вышла в 7:50. В записке, которую нашли, была информация, что это перевал «Отходной». Помимо записки в туре нашли письмо от инструкторов, которые в этом районе проводили семинар. В письме разъяснялось, что семинаристы ошиблись и перевал «Отходной» находиться на 150-200 метров западнее по хребту. Это соответствовало той информации, которая была у группы о местоположении соседнего перевала и подтверждала, что группа вышла в правильной точке координат на перевал Биен 1 Б (3 470) (44°58' 318''/79°19 033''). Спуск с перевала осуществлялся плотной группой по кулуарам между скал. На спуске средняя сыпуха с отдельными камнями. На открытых местах скально-травянистый склон, на правом и левом берегу ручья Каракош. Продвижение осложнено травой покрывающей живой курумник, по мере снижения высоты трава становиться высокой.

В 12:15 группа подошла к реке Кора. Обед. Отдых. Выход после обеда в 14:10. Движение вверх по реке Кора по еле заметной тропе. Много заболоченных мест, следы медведя. Группа прошла четыре перехода вверх по течению реки. В17:20 ставим лагерь на возвышении у группы небольших камней.

Ужин, готовка на костре. Отбой. В 20:00.

Фото 36. Вид на седловину перевала Биен.

Фото 37. Начало подъема.

Фото 38. Подъем по снежнику.

Фото 39. У перевального взлета.

Фото 40.

Фото 41. Подъем по перевальному взлету.

Фото 41. Вид в сторону подъема на оконечность плато.

Фото 42. Перевальная седловина

Фото 42. На перевале Биен 1Б (3 470).

Фото 43. Начало спуска.

Фото 44. Вид на долину реки Кора.

Фото 45. Спуск по кулуару

Фото 46. Вид на перевал Биен 1Б (3 470) из долины реки Кора.

Фото 47. Луга долины.

Фото 49

Фото 50.

Фото 51. Снегомерный столб в долине реки Кора.

Фото 52. Ночевка.

27.07.2012 –день 5

р. Кора — лед. Алтысанрина

перепад высот: 1 460 м + 630 (3 350) м

=6.8 км и 5,55 ч

Общий подъем в 4:30. Выход в 6:50.

Движение вверх по течению реки Кора. Тропа слабо читаема. Прижимы. Много ручейков среди плотного кустарника. Постепенно начинаем забирать влево и по моренам заходим в нужную нам долину. Местами река течет в каньоне. Движение по долине затруднений не представляет. В 11:30 под начинающимся дождем группа вышла к реке Водопадная, чуть выше ее впадения в реку Кора. Впадение реки Водопадная в Кору в виде небольшого водопада, текущего в каньоне. С правого берега реки Водопадной хорошо просматривается путь к леднику Сапожникова. Дождь перешел в ливень с понижением температуры воздуха. Натягиваем тент и варим обед на газу. Подъем на морены по живым мокрым камням был не безопасным, пришлось ждать до 15:30. К этому времени дождь почти перестал сыпать, а камни немного обдуло и подсушило ветром. В 16:30 надев каски поднялись на морену над водопадом (по имеющимся описаниям люди ходят еще левее по моренам в обход реки). Перед началом водопада широкие разливы со спокойным течением. Для сокращения пути группа переправилась через реку и поднялась на заросшую травой морену. Пройдя по гребню, удалось спуститься сразу к моренам у ледника Алтысарина. Видны признаки старой стояки около большого камня. Стоянка вполне устраивала, есть ровное место под палатку и недалеко вода. Встали на ночевку в 17:20. Ужин. Общение с сурками и сусликами, небольшая разведка местности на завтрашний день. Отбой в 20:00.

Фото 53. Разливы реки.

Фото 54. Вид на ледник Безсонова.

Фото 55. Подъем к реке Водопадная

Фото 56. Вид в соторну подъма от реки Кора.

Фото 57. Вид на .ледник Сапожникова.

Фото 58. Надвигается непогода

Фото 59. Пережидаем дождь.

Фото 60. Выпал снег на вершинах.

Фото 61. Переправа

Фото 62. Каньон, промытый рекой в морене.

Фото 63. Выход по морене к цирку под перевал МАИ 2А (3 680).

Фото 64. Ночевка в цирке перевала МАИ. В прямой видимости пик МАИ 2А(3 710).

28.07.2012 -день 6

пер. МАИ 2А (3 680) — рад. пик МАИ 2А (3 710) — лед. Сапожникова

перепад высот: 3 350 м: + 360 м и – 390 (3 320) м

=2,7 км и 5,16 ч

Общий подъем в 4:30. Завтрак. Выход в 6:50.

Выход в полной готовности, т.е. в полной обвязке. Подход к леднику Алтысарина по мореным валам. Перед выходом на открытый ледник группа надевает кошки. Уклон ледника примерно 25°, движемся по открытому леднику к началу перевального взлета. В 7:50 при выходе на закрытый ледник, связались в две связки. Движение осуществляется по снежноледовому надуву, примерно в 3-4 метрах от козырька карниза находящегося слева. Подъем более всего напоминал прокладывание траншеи вверх по склону. Такой подъем трудно назвать тропежкой, местами глубина траншеи, достигала 70 сантиметров, а в основном 50 см. В 9:20 группа вышла к туру перевала МАИ 2А (3680) (44°55' 581''/79°27 490''). В туре нашли записку, съели перевальную шоколадку. Подъем на вершины пика МАИ по снежному склону в кошках, рюкзаки оставили на перевале. Подъем налегке занял 10 минут.

В 10:50 группа начала спуск с перевала. Прямо от тура, вниз по осыпному кулуару. Спуск осуществлялся плотной группой, сыпуха среднего размера. Кулуар довольно широкий и есть возможность для маневра. Несколько раз пришлось изменять направление движения, выбирая наиболее безопасный. В 12:10 по сыпухе и камням начинаем спуск непосредственно к леднику Сапожникова. В 13:35 группа у ледника Сапожникова. Было решено вставать лагерем. Идти дальше на перевал Сапожникова во второй половине дня, не имея запаса светлого времени суток, было рискованно. Ровных площадок рядом с ледником не нашли и выровняли площадку на снежнике. У камней натянули тент, так как начался дождь, и стало понятно, что решение не идти дальше, было принято, верно.

Обед на газу. Воды много. Ужин в 18:30.

Отбой в 20:00.

Фото 65. Начало подъема на перевал МАИ 2А (3 680).

Фото 66. Начало подъема на перевал МАИ 2А (3 680).

Фото 67. Связываемся в связки.

Фото 68. Тропежка на склоне

Фото 69. Вид вниз по пути подъема на перевал.

Фото 70.

Фото 71. Панорама на седловину перевала МАИ 2А (3 680) и пик МАИ 2А (3 710).

Фото 72. Панорамный вид на ледник Сапожникова и перевал Сапожникова.

Фото 73.

Фото 74. Выход на перевал МАИ 2А (3 680).

Фото 75. На перевале МАИ 2А (3 680).

Фото 76. Выход на вершину МАИ 2А (3 710).

Фото 77. На вершине МАИ 2А (3 710

Фото 78. Спуск с вершины к перевалу.

Фото 79. Начало спуска с перевала МАИ 2А (3 680).

Фото 80. Спуск с перевала МАИ 2А (3 680).

Фото 81. Вид на склон с кулуаром по которому спускались.

Фото 82. На спуске к леднику Сапожникова.

Фото 83. Выбор места для стоянки на леднике Сапожникова

Фото 84. Стоянка на снежнике.

Фото 85.

Фото 86

29.07.2012 -день 7

пер. Сапожникова 1Б (3598) — р. Аюсай

перепад высот: 3 320 м : + 300 м и – 820 (2 800) м

=7,7 км и 6 ч

Общий подъем в 6:30. Всю ночь шел дождь со снегом. С 4:30 до 6:20 сильные заряды снега.

Выход в 9:30.

Начало движения на перевал Сапожникова в полной обвязке, кошках. Первую часть ледника группа проходит с индивидуальной страховкой, ледник не сильно закрыт снегом и хорошо видны трещины. Основное движение группы у левого борта ледника по ходу движения.

В 10:50 у начала снежного поля, закрывающего ледник, группа связалась в две связки. Трещины в этой части ледника совершенно не просматриваются. Рыхлый снег, тропежка глубиной до 30 сантиметров. В 11:55 группа вышла на перевал Сапожникова 1 Б (3 598) (44°53' 719''/79°27 591''). Тур с лева по ходу движения, высоко на склоне. В туре нашли записку.

В 12:15 группа начала спуск по живым курумным моренам и крупной обломочной россыпи. Немного поманевриров среди крупных обломков скал вышли на пологое место и у первой воды встали на обед в 14:25.

В 15:10 выход с обеда. Спуск вниз по грунтовоосыпному склону, склон не сильно крутой.

В 15:35 группа подошла к озеру (на карте обозначено одно озеро, а на местности присутствуют несколько больших озер). После озера крутой скально-осыпной спуск, местами покрытый травой. Подрезая склон, влево продолжаем спуск в долину реки Аюсай. В 18:15 встаем на ночевку у глиняной кальдеры. В 100-150 метрах от реки ровная относительно сухая площадка, хорошо укрытая в низине от ветра.

Ужин на газу. Отбой в 21:00.

Фото 87

Фото 88. Непогода.

Фото 89.

Фото 90.

Фото 91.

Фото 92.

Фото 93. Начало подъема по леднику Сапожникова на пер. Сапожникова.

Фото 94.

Фото 95.

Фото 96.

Фото 97.

Фото 98. На пер. Сапожникова.

Фото 98.

Фото 99.

Фото 100.

Фото 101. Спуск с пер. Сапожникова.

Фото 102.

Фото 103.

Фото 104

Фото 105.

Фото 106. Спуск в долину реки Аюсай.

Фото 107.

30.07.2012 - день 8

р. Коржун — р. №2

перепад высот: 2 800 м: + 690 (3 000) м и – 490 (982) м

=10,9 км и 7.15 ч

Общий подъем в 4:30. Выход в 6:30.

По карте нарисована тропа, идущая по правому берегу реки Аюсай. Было решено не искать тропу на противоположном берегу (тем более, что переправляться на правый берег не было необходимости), так как в том месте, где двигалась группа, была вполне хорошая местность, позволяющая беспрепятственно передвигаться и в отсутствие тропы. Группа продолжила свое движение по левому берегу, здесь тоже просматривается старая еле заметная тропа (на карте в этом месте тропы не нарисовано). Берег представляет собой луга вперемежку с курумными реками. Ближе к концу долины берег становиться крутым. Тропа живописно поднимается вверх, а проходит по травянистому склону, спускаясь в долину выше слияния реки Аюсай с рекой

Коржун. На месте слияния видны следы бывшей хозяйственной деятельности. На левом берегу реки Коржун видно тропы на правом нет. Поэтому было найдено место, где можно переправиться. Переправа была организованна стенкой по три человека. Далее движение продолжили по тропке по верху склона, тропа похожа на звериную. Подобная тропа просматривается и внизу, но по виду менее проходима. В 12:37 дошли до впадения в реку Коржун ручья №2 и встали на обед. После обеда в 14:22 группа переправилась через ручей №2 на его правый берег и двинулась вверх по течению. Тропа слабозаметная скально-осыпная заросшая кустарником, травой, то поднимается на морены, то ныряет вниз. Скорость небольшая. В 17:15 группа подошла к развилке долины, нам необходимо продолжить движение на право. Переходим ручей, впадающий слева и, пройдя вверх по ручью №2 500 метров в 100 метрах в стороне от него на правом берегу, на травянистом склоне встать на ночевку в 17:55. Ужин на газу. Отбой в 20:30.

Фото 108.

Фото 109.

Фото 110.

Фото 111.

Фото 112.

Фото 113. Переправа реки Коржун стенкой.

Фото 114.

Фото 115.

Фото 116.

Фото 117. Переход ручья № 2.

Фото 118. Вход в долину перевала Старая Крепость.

Фото 119.

31.07.2012 - день 9

пер. Старая крепость 1А (3550) — р. Караарык

перепад высот: 3 000 м : – 550 м и + 1 310 (2 240) м

=12,6 км и 8,02 ч

Общий подъем в 4:30. Выход в 6:25.

Начало движения группы вверх по правому берегу ручья № 2 Караарык. Скальные морены чередуются с заболоченными участками почвы. В 6:55 группа вышла к месту с хорошим обзором на долину ручья. Хорошо просматривается скала стоящая поперек долины. Глядя снизу, действительно создается ощущение крепостной стены закрывающей проход. Обход горного отрога наиболее простой с левого края.

Вдоль устья ручья хорошо читается тропа. С северной (тыльной) стороны скалы небольшая заболоченная равнина. Переходим на левую сторону ручья по крупным камням (здесь ручей течет под камнями, и переправиться не составляет труда), по левому каменистому боку плато обходим болото. На следующую морена подниматься приходиться прямо по каньону, пробитому ручьем в толще марены. Верхняя часть марены платообразная, с этого участка уже можно увидеть сам перевал Старая крепость. Следует заметить, что глядя на местность, достаточно трудно соотнести увиденное с картой. То, что вершина, обозначенная на карте, как Крепость ниже самого перевала почти на 125 метров. Подъем на перевал начинается с взятия небольшой скальной морены, которая выводит непосредственно к перевальному взлету. В 9:45 надев каски, группа начинает подъем на перевал. Движение плотной группой, серпантином по осыпному склону с мелкой и средней сыпухой. Местами, склон под человеком незначительно оползает. На подходе к седловине перевального взлета группа прижимается к левому борту кулуара. Далее движение вдоль скалы прямо к седловине перевала. К туру группа вышла в 10:20, он расположен слева на скалах. В туре была записка.

В 10:50 начали спуск с перевала в долину реки Куркульдек. Скальные морены, местами сыпуха. Этот перевал логичнее проходить со стороны реки Кулькурдек, так как хорошо просматривается путь подъема. В 11:20 группа подошла к озеру и, обогнув его по левому берегу, остановилась на обед у его южной оконечности в 11:50. В 13:42 выход с обеда. Спуск простой, хорошо видна широкая травянистая долина, много ручейков. В 15:25 группа переправилась на правый берег, там хорошо просматривается множество троп воль пологого склона (вероятно звериные тропы). Движение по тропам помогло обойти без особых проблем каньон с небольшим водопадом. На следующую пологую часть долины спустились по моренному валу в обход прижимов. Здесь уже высокая трава, которая скрывает живой курумник.

В 16:35 группа перешла на левый берег реки, как наиболее удобный для движения. В 17:55 уже хорошо видна река Караарык в которую впадает река Куркульдек, но спуститься к ней очень сложно. В нижнем течении реки Куркульдек, местность превращается в узкую с крутыми травянистыми склонами замковую долину, а река протекает в каньоне с отвесными стенами. Перед впадением в реку Караарык, река Куркульдек вырывается из каньона большим водопадом. Спуститься к Караарыку очень проблематично. После разведки выяснилось, что единственный возможный путь – вверх и на лево по склону до перегиба отрога.

Уже сверху по едва заметной крутой звериной тропе серпантином вниз. Тропа вывела прямо к поляне у стоянки на реке Караарык недалеко от впадения реки Куркульдек. В 19:50 встали на ночевку. Есть дрова и ровное место под палатку. Вдоль Караарыка идет хорошо набитая лошадиная тропа.

Ужин вариться на газу (старых костровищ сразу не нашли, а разводить новое не хотелось). Отбой в 21:30.

Фото 120.

Фото 121. Вид на скальный отрог перегораживающий путь к перевалу.

Фото 122.

Фото 123.

Фото 124.

Фото 125. Плато над отрогом.

Фото 126.

Фото 127. Вид на пер. Старая Крепость.

Фото 128.

Фото 129. Начало подъема на перевал.

Фото 130

Фото 131.

Фото 132. На перевале Старая Крепость.

Фото 133.

Фото 134.

Фото 135.

Фото 136.

Фото 137. Спуск с перевала.

Фото 138.

Фото 139.

Фото 140.

Фото 141.

Фото 142.

Фото 143.

Фото 144.

Фото 145.

Фото 146. Долина реки Караарык.

Фото 147.

Фото 148.

  • Часть 2

  • Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
    Для зарегистрированных пользователей

    Логин (ID):
    Пароль:

    Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

    E-mail:

    Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
    Поделиться ссылкой

    Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
    © 1999-2024 Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru
    о нас
    Rambler's Top100