Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Федин Михаил, г.Москва

Отчет о прохождении горного туристского спортивного маршрута 4 к.с. по Ц.Кавказу совершённом группой туристов в период с 10 по 26 июля 2015 года. Часть 2

  • Технический отчет. Часть 1
  • Характеристики дня (19.07.15)

    Подъем

    4:00:00

    Время дня

    Метеорологические условия

    Выход

    5:20:00

    Утро

    ясно

    Перекус

    16:20:00

    День

    Малооблачно

    Лагерь

    20:05:00

    Вечер

    Малооблачно

    Отбой

    23:00:00

    Ночь

    ясно

    Утром выходим с Юномских ночевок и за один переход (1 ч ЧХВ) подходим под перевальный склон. Движение по леднику в кошках, а по его закрытой части (трещины!) – в связках (рис. 9.1).

    рис.9.1. Панорама подъема на пер. Химик с лед. Юном

    Первая часть подъема – по центру лавинного конуса, перекрывающему большой разрыв нижнего бергшрунда. Намеченный маршрут для подъема далее - движение наискось в правый (ПХД) верхний угол цирка на седловину, ближайшую к в. Химик (рис. 9.2).

    рис.9.2. Варианты подъема на седловину

    Преодолев разрыв по снежному завалу, попадаем на основное снежно-ледовое поле (общий угол склона здесь около 35°). Несмотря на раннее утро по запланированному маршруту начинают лететь камни (экспозиция склона восточная и он уже почти полностью освещен). Решаем воспользоваться запасным маршрутом (он немного длиннее и сложнее, но при этом заметно безопаснее) – уходить левее (ПХД) на скалы контрфорса (рис. 9.3 и рис. 9.5).

    рис.9.3. Итоговый маршрут подъема

    рис.9.4. Скальный участок, вторая веревка

    Гребень, начинающийся выше, отражает падающие камни далеко в стороны от направления нашего нового подъема. Первые три веревки: движение по сильно разрушенным скалам (крутизна до 50°, сложность до III), крепление перил и промежуточных точек опоры на скальных крючьях, закладках и петлях вокруг выходов породы. Движение первого на этом участке с сильно облегченным рюкзаком (только личное снаряжение), остальных с зажимами по перилам, последнего свободным лазанием с верхней страховкой (рис. 9.4, рис. 9.6 и рис. 9.7).

    рис.9.5. Панорама подъема с лед. Юном

    рис.9.6. Скальный участок, третья веревка

    рис.9.7. Движение по бровке скальных выходов

    Далее, за большой каменной стеной (на обход справа (ПХД) по снегу (рис. 9.8) повесили еще 50 метров перил, крепление станции на крючьях) поднимаемся по бровке обрыва к основанию снежного «гребешка» контрфорса (еще 50 м. перил, крепление на станционной петле вокруг большого скального «зуба») (рис. 9.9, рис. 9.10 и рис. 9.11).

    рис.9.8. Обход скальной стены

    рис.9.9. По краю снежного склона

    рис.9.10. Направление дальнейшего подъема

    рис.9.11. Схема движения с лед. Юном

    Следующий участок подъема – около 50 м. снежного гребня (тот самый, что служил хорошим «фильтром» для каменных «приветов» сверху) и седьмая веревка (тоже 50 м) полутраверса приводит верхнему снежному полю (общая крутизна около 45-50° с постепенным увеличением) перевального взлета (рис. 9.12).

    рис.9.12. Прохождение снежного "гребешка"

    Крепление перил и промежуточных точек здесь и далее на ледобурах, лидер начинает работать на маршруте с ледовым инструментом (рис. 9.13 и рис. 9.14). Для ускорения движения вешаем на подъем две веревки и жумарим попарно параллельно друг другу, последний идет также по перилам.

    рис.9.13. Выход к седловине

    рис.9.14. Двенадцатая веревка, работа лидера

    Выше вешаем перила вправо (ПХД) вверх под небольшим углом к линии падения воды. Снежный склон здесь глубоко пропахан ручьями талой воды, борозды фирна разделены межами ледовых «кюветов», с перепадами высот между ними до 2 метров (рис. 9.15). Этот участок подъема достаточно безопасен, во время прохождения предыдущих нескольких веревок мы наблюдали за склоном и убедились, что камнепад прекратился, да и в любом случае вытаявшие наверху камни сильно тормозились бы мокрым снегом.

    рис.9.15. Панорама ущ. Юном, схема движения

    Крутизна склона здесь немногим более 45°, глубокий и подкисающий фирн позволяет уверенно рубить ступени, а выходы льда – организовывать промежуточные точки и станции на ледобурах. Далее (еще две веревки по 50 м. от полутраверса) снежный покров постепенно вырождается и начинается чисто ледовое лазание (рис. 9.16). До узкого скального горлышка у седловины провесили еще 3 веревки (крутизна плавно увеличивается, стоять и идти становится возможным только на передних зубьях кошек) (рис. 9.17). Ключ маршрута – выход на перемычку (еще ок. 50 м – 14 веревка) – участок микстового лазания (лед со вмерзшими камнями и несколько коротких скальных участков) оканчивающийся прорубанием небольшого «карнизика» (рис. 9.18). Промежуточные точки на ледобурах, крепление перил на закопанном в фирновой «подушке» ледовом инструменте.

    рис.9.17. Работа на передних зубьях

    рис.9.18. Подход к карнизу

    Перевальная седловина

    Участок скального гребня (N43 12.557 E42 51.641), есть место для одной палатки (на снежной подушке). Воды нет (рис. 9.19 и рис. 9.20).

    рис.9.19. Группа на пер. Химик (2Б*)

    рис.9.20. Группа на пер. Химик (2Б*)

    Времени уже достаточно много (вариант подъема оказался гораздо трудозатратней вчерашних предположений: итого 10 ч. 35 мин ЧХВ от Юномских ночеовок), поэтому решаем не траверсировать гребень в сторону северной седловины (тем более что этот путь явно потребует большего внимания и одновременной страховки, придется взять в лоб пару непростых скальных жандармов), а осуществлять спуск по скальному кулуару непосредственно здесь.

    Спуск с перевала:

    Скальный кулуар, постепенно вырождающийся в скальные срывы до лед. Адыр-су Западный (№ 493ж). Движение плотной группой, гимнастическая страховка (рис. 9.21).

    рис.9.21. Направление спуска на лед. Адыр-су Западный

    Скалы достаточно просты, для спуска даже под рюкзаками хватает базовых навыков скалолазания. Ниже упираемся в участок заглаженной породы, кидаем дюльферную веревку (50 м, крепление на крючьях и расходной петле вокруг скального выступа, координаты GPS N43 12.506 E42 51.592). Спуск с самостраховкой схватывающим узлом спортивным способом (реально опасны первые десять метров склона) выводит на большие косые осыпные полки, плавно спускающиеся на снежник ледника (рис. 9.22).

    рис.9.22. Выход по разрушенным скалам

    Ранклюфта нет, легко выходим на фирн. Связавшись одной веревкой, продолжаем движение с одновременной страховкой по снежным полям правого (ор) берега глетчера (вдоль скальной перемычки Адыр-су-Химик) (рис. 9.23). Через 300-400 метров выходим к основанию широкого осыпного кулуара главной (северной) седловины перевала Химик. Подъем (равно как и спуск) на перемычку по этому маршруту значительно проще нашего дюльфера (большая «каменоломня» имеет здесь уклон ок. 30°, маршрут явно не превышает 1Б).

    рис.9.23. Движение по лед .Адыр-су Западный

    Продолжаем спуск вниз по правому (ор.) боковому снежнику, т.к. путь прямо ведет на срывы ледопада и выходы бараньих лбов. Через 15 мин ЧХВ от основания кулуара северной седловины пер. Химик выходим на правобережную осыпь (рис. 9.24 и рис. 9.25). Характерный ориентир для продолжения движения – выходы рыжих скал и большой скальный «зуб» рядом с языком глетчера (рис. 9.26).

    рис.9.24. Обход срывов лед. Адыр-су Западный

    рис.9.25. Обход зоны трещин

    рис.9.26. Выход к скалам

    Здесь, обойдя каменный исполин справа (ПХД) по осыпи, надо повесить дюльфер (рис. 9.27). Расходная петля крепится на скалах. Несложный спуск приводит к основанию скального пояса (перепад высот на этих «бараньих лбах» составляет метров 30-40) (рис. 9.28, рис. 9.29 и рис. 9.30).

    рис.9.27. Дюльфер по "бараньим лбам"

    рис.9.28. Дюльфер по "бараньим лбам"

    рис.9.29. Выход на водораздельный гребень

    рис.9.30. Обход срывов ледника Адыр-су Западный

    В некоторых отчетах описан обходной вариант (без использования веревки), но для этого требуется выходить на рыжие скалы траверсом осыпного склона значительно выше (загодя до места нашего схода с ледника). Спуск по исчезающей тропе по гребню правобережной (ор.) морены приводит (за 30 мин от дюльфера) к уютным ночевкам у рыжих скал (рис. 9.31 и рис. 9.32).

    рис.9.31. Спуск по осыпному кулуару

    рис.9.32. Выход по гребню морены к ночевкам

    Места для бивуака находятся непосредственно перед спуском к правобережной морене лед. Уллу-тау. Ровные песчаные места на 5-6 палаток у чистого ручейка (2 ч. 30 мин. ЧХВ от седловины, координаты GPS N43 11.909 E42 50.706) – хорошее место для организации штурмовых лагерей при следовании в ущелье в обратном направлении (рис. 9.33).

    рис.9.33. Ночевки "Рыжие скалы"

    Ходовая часть

    Участок движения (ориентир)

    Расстояние

    Набор/сброс высоты

    Время движения

    Примечание

    Юномские ночевки – лед. Юном – седловина пер. Химик

    2,5 км

    +862 м

    -54 м

    5:20-6:15

    6:30-6:50

    7:00-16:20

    14 веревок (средняя скорость 40 мин на 50 метров веревки)

    Седловина пер. Химик – лед. №493ж – ночевки «Рыжие скалы»

    2,7 км

    +79 м

    -873 м

    17:15-18:20

    18:30-18:50

    19:00-20:05

    Спуск еще два дюльфера – с седловины и у языка ледника

    Итого за 19.07.

    5,2 км

    +941 м

    -927 м

    ГХВ 14 ч. 46 мин.

    ЧХВ 13 ч. 05 мин.

    Характеристики дня (20.07.15)

    Подъем

    9:00:00

    Время дня

    Метеорологические условия

    Выход

    10:30:00

    Утро

    ясно

    Обед

    14:00:00

    День

    Малооблачно

    Лагерь

    20:05:00

    Вечер

    Малооблачно

    Отбой

    22:00:00

    Ночь

    Малооблачно

    На следующее утро спуск с ночевок у рыжих скал в основную долину лед. Уллу-тау начинаем, обходя срывы скальных выходов у ночевок слева (ПХД) по очень невнятной тропке (рис. 10.1 и рис. 10.2).

    рис.10.1. Спуск с ночевок "Рыжие скалы" в основную долину

    рис.10.2. Тропа на спуск с ночевок

    Далее попадаем на гребень правобережной морены (координаты GPS N43 11.765 E42 50.631) и, заметно увеличив скорость, спускаемся вниз по долине (рис. 10.3 и рис. 10.4).

    рис.10.3. Движение по дол. р. Адыр-су

    рис.10.4. Тропа на гребне правобережной морены лед. Адыр-су

    Хорошая набитая тропа приводит нас к «Местийским ночевкам» (40 мин. ЧХВ от «ночевок у рыжих скал»), а затем и к альплагерю «Уллу-тау» (1 ч. 45 мин. ЧХВ от утреннего бивуака, координаты GPS N43 13.136 E42 48.455).

    Итоги, выводы, рекомендации по перевалу

    Перевал находится за пределом 2Б к.с. (14 веревок на подъем и 2 веревки на спуск). Предложено классифицировать его по нашему варианту прохождения до 3А. Прямое движение на северную седловину сильно камнеопасно, рекомендуется выбирать наш вариант. Ярко выражена односторонность локального препятствия (рекомендуемый вариант прохождения с востока на запад). Перевал – хорошее техническое испытание для походов 5 к.с., позволяющее демонстрировать взаимодействие группы в условиях сложного смешанного рельефа: скалы, снег, лед. В нашем походе перевал стал настоящей «изюминкой» маршрутной нитки, оставив необычайные впечатления от его прохождения.

    В начале лета и после снегопадов перевал может быть лавиноопасен! Движение в рассветные и закатные часы опасно по причине камнепадов, так как верхняя часть перевала представляет собой вмерзшую в ледник осыпь, из которой могут вытаивать камни.

    Траверс перевал Жандарм + перевал Чотчат + вершина Чотчат

    Параметр

    Значение

    Номер в классификаторе

    Пер. Жандарм 2.7.6

    Категория трудности

    Высота

    пер. Жандарм: 3572 м (по классификатору) 3620 м (по GPS)

    пер. Чотчат: - м (по классификатору) 3613 м (по GPS)

    в. Чотчат: 3737 м (по классификатору) 3752 м (по GPS)

    Характер траверса

    Скальный с востока (выход на седловину пер. Жандарм)

    Скальный (участок траверса)

    Снежно-осыпной с запада (спуск с пер. Жандарм).

    Расположение

    В южной части хребта Адыл-су (северный отрог ГКХ), в перемычке между в. Чотчат и в. ВИАтау. Соединяет верховья р. Чотчат и руч. Койавганауш (оба притоки р. Адыр-су, р. Баксан) и лед. Джанкуат (р. Адыл-су, притока р. Баксан).

    Ориентация

    Траверс Север – Юг

    Координаты по GPS

    пер. Жандарм: N43 12.412 E42 46.523

    пер. Чотчат: N43 12.187 E42 46.601

    в. Чотчат: N43 12.009 E42 46.805

    Прохождение

    20-22 июля 2015 года со стороны дол. р. Адыр-су

    Описание дается от а/л «Уллу-тау» до а/л «Шхельда».

    Снята записка

    пер. Жандарм: группа туристов ТСК «Вершина» (г. Волгоград), рук. Файзулин Р.Ш. 5 к.с.,

    в 1000-летия Ярославля: группа альпинистов а/л «Уллу-тау», рук. Лукъянчинков С.Г., 27.08.14

    пер. Чотчат: нет записки.

    в. Чотчат: группа альпинистов а/л «Уллу-тау», рук. Корбут Р.С.,21.07.15

    Необходимое снаряжение

    каска, ледоруб, кошки, веревки

    Примечания

    Схемы, хребтовки, космоснимки

    Хребтовка трав. пер. Жандарм - в. Чотчат

    Топокарта трав. пер. Жандарм - в. Чотчат

    Спутник трав. пер. Жандарм - в. Чотчат (дол. Адыр-су)

    Спутник трав. пер. Жандарм - в. Чотчат (дол. Адыл-су)

    Из альплагеря «Уллу-тау» решаем пройти запланированный траверс не через ущелье Чотчат (по словам альпинистов альпбазы – в верховьях этой долины нет хороших мест для ночевок), а поднявшись по ручью Койавганауш к стандартным бивуакам у в. ВИА-тау.

    Перейдя по мосту на левый (ор.) берег р. Адыр-су у погранзаставы, спускаемся по хорошей колесной дороге до ущ. Койавганауш (25 мин. ЧХВ от альплагеря). Подъем по характерному лавинному конусу выноса (левым (ор.) берегом потока), а затем по крутому серпантину за 50 мин ЧХВ выводит нас к «Зеленым ночевкам» (рис. 10.5, рис. 10.6 и рис. 10.7).

    рис.10.5. Подъем по руслу ручья

    рис.10.6. Тропа от дол. р. Адыр-су

    рис.10.7. Выход к Зеленым гостиницам

    Здесь, на большой ровной луговине, много мест для организации лагеря, чистая вода. Как всегда на ночевках многолюдно – три группы облюбовали самые удобные места на поляне (рис. 10.8).

    рис.10.8. Выход в верховья ущ. руч. Койавганауш

    Световой день позволяет совершить еще переход - другой, поэтому решаем заночевать несколько выше. По хорошей тропе от «Зеленых ночевок» выходим на гребень левобережной (ор.) морены и поднимаемся под язык ледника, где на травянисто-осыпных холмах у ручья (надо сойти с тропы и спуститься ближе к потоку) можно найти много ровных мест (координаты GPS N43 13.025 E42 47.097) для организации бивуака (45 мин ЧХВ от «зеленых ночевок», 2 ч. 05 мин. ЧХВ от альпбазы). Хотя здесь заметно холоднее, зато значительно выше предыдущих стоянок (рис. 10.9).

    рис.10.9. Ночевки в осыпи у ручья

    Ходовая часть

    Участок движения (ориентир)

    Расстояние

    Набор/сброс высоты

    Время движения

    Примечание

    Ночевки «Рыжие скалы» - Местийские ночевки

    2,0 км

    +17 м

    -383 м

    10:30-11:10

    Местийские ночевки – а/л «Уллу-тау»

    5,4 км

    +90 м

    -602 м

    11:20-12:15

    12:20-12:30

    Разбираем заброску

    А/л «Уллу-тау» - руч. Койавганауш – ночевки у лед. Койавганауш

    4,8 км

    +957 м

    -298 м

    17:15-17:40

    17:50-18:20

    18:30-18:55

    19:10-19:40

    19:50-20:05

    итого за 20.07.

    12,2 км

    +1064 м

    -1283 м

    ГХВ 8 ч. 35 мин.

    ЧХВ 3 ч. 35 мин.

    Характеристики дня (21.07.15)

    Подъем

    4:30:00

    Время дня

    Метеорологические условия

    Выход

    5:50:00

    Утро

    ясно

    Обед

    15:00:00

    День

    ясно

    Лагерь

    19:15:00

    Вечер

    Малооблачно

    Отбой

    21:00:00

    Ночь

    Малооблачно

    Ранний выход утром. От лагеря у ручья рядом с языком глетчера выходим обратно на гребень левобережной (ор.) морены и за 20 мин (ЧХВ) подходим к леднику (рис. 11.1 и рис. 11.2).

    рис.11.1. Верховья руч. Койавганауш

    рис.11.2. Выход на лед. Койавганауш

    Здесь, на снежнике и больших камнях, одеваем кошки и системы (рис. 11.3). Задает темп дальнейшего движения группа туристов из Белоруссии, желающих также подняться на в. Чотчат, но по маршруту 2А к.с. по юго-восточному гребню (такой маршрут вполне по силам пройти из лагеря в лагерь с «Зеленых ночевок» за день).

    рис.11.3. Путь от ночевок

    Пересекаем заснеженный ледник по диагонали на правый борт долины в сторону характерного понижения – «мини-седловинки» в восточном гребне от узлового жандарма (рис. 11.4). Несложный подъем по осыпи и разрушенным скалам (до 200 м до 35°) (рис. 11.5) выводит нас к началу скального маршрута (45 мин. ЧХВ от ночевок у языка ледника).

    рис.11.4. Выход на гребень

    рис.11.5. Подъем на микроперевал

    Путь траверса до перевала пролегает по сильно расчлененному, заваленному большими обломками гребню. Группа, имеющая хорошую скалолазную подготовку, может двигаться здесь без перильной страховки, свободным лазанием (гимнастическая страховка) (рис. 11.6, рис. 11.7 и рис. 11.8).

    рис.11.6. Верховья дол. Чотчат с гребня

    рис.11.7. Движение по водораздельному гребню

    рис.11.8. Обход сложного участка

    Направление движения не всегда угадывается, но во многих местах сложены помогающие ориентироваться турики (маршрут достаточно популярен у альпинистов альплагеря) (рис. 11.9 и рис. 11.10). Темп восхождения невысокий, однако движемся плотной группой без перерывов на отдых. В сложных местах обходим тяжелые участки гребня по полкам левого (ПХД) склона (рис. 11.11 и рис. 11.12).

    рис.11.9. Участки гребневого маршрута

    рис.11.10. Участки гребневого маршрута

    рис.11.11. Участки гребневого маршрута

    рис.11.12. Участки гребневого маршрута

    В верхней трети подъема выходим на снежник правого (ПХД) склона, обойдя сложный участок, попадаем к подножью узлового жандарма (рис. 11.13, рис. 11.14 и рис 11.15).

    рис.11.13. Верховья дол. Койавган и Чотчат

    рис.11.14. Выход к бастиону в. Жандарм

    рис.11.15. Выход к бастиону в. Жандарм

    Это – «ключ» подъема на седловину. Обходить большой скальный «зуб» проще с южной стороны. Здесь по скальной полке выходим на небольшой участок (ок. 2-3 метров) скал, почти отвесно обрывающихся в сторону ущ. Чотчат (рис. 11.16, рис. 11.17, рис. 11.18 и рис. 11.19). Первый участник проходит эту скальную стеночку траверсом свободным лазанием достаточно уверенно даже с рюкзаком (хорошие зацепки для рук), помогая затем принимать остальных с целевой стороны.

    рис.11.16. Предвершинный взлет

    рис.11.17. Гимнастическая страховка на полке

    рис.11.18. Выход на седловину пер. Жандарм (2Б)

    рис.11.19. Седловина пер. Жандарм (2Б) (восточный склон)

    Примечание: Для групп, имеющих более слабую подготовку в плане скалолазания, скорее всего, придется вешать траверсные перила (крепление на крючьях). При движении по пути нашего подъема вниз также появится необходимость в организации перильной страховки в паре наиболее сложных мест.

    Далее по некрутой осыпи выходим на седловину перевала.

    Седловина перевала

    Небольшое понижение в скально-осыпном гребне южнее «зуба» узлового жандарма. Мест под палатки и воды нет. Тур надо искать (координаты GPSN43 12.412 E42 46.523) на скалах у жандарма.

    Участок траверса

    Продолжаем траверс на юг, обходя черные скалы с запада по снежнику (рис. 11.20 и рис. 11.21). Несложный маршрут выводит нас на небольшую скальную перемычку (рис. 11.22).

    рис.11.20. Выход к в. Чотчат

    рис.11.21. Седловина пер. Жандарм (2Б) (западный склон)

    рис.11.22. Участки гребневого маршрута к в. 1000-летия Ярославля

    Далее маршрут значительно усложняется, решаем оставить рюкзаки здесь в понижении гребня и не спускаться с пер. Чотчат (тем более, что спуск в основную долину р. Адыл-су, хорошо видимый с этой точки, не сулит ничего хорошего: разорванный закрытый ледник со склоном западной экспозиции намекает о сложном и менее безопасном спуске в послеобеденное время). Оставив основной груз на перемычке, достаточно быстро несложным гребневым маршрутом выходим к туру в. 1000-летия Ярославля (2А альп. по северному гребню) (рис. 11.23, рис. 11.24 и рис. 11.25).

    рис.11.23. Участки гребневого маршрута к в. 1000-летия Ярославля

    рис.11.24. Участки гребневого маршрута к в. 1000-летия Ярославля

    рис.11.25. Табличка на вершине

    Спуск с вершины на седловину пер. Чотчат – ключ траверса Участок резкого понижения в скальном гребне приходится проходить по перилам (достаточно круто, два-три участка до 70-80° крутизны, протяженностью 7-8 метров) (рис. 11.26). Крепление перил вокруг крупных обломков породы у вершинного тура. Далее по несложным скалам и снежному склону выходим к седловине (рис. 11.27).

    рис.11.26. Спуск дюльфером с вершины

    рис.11.27. Висячий ледник и пер. Чотчат

    Примечание.

    При подготовке маршрута нами была первоначально заявлена как начало траверса на в. Чотчат именно эта седловина. В некоторых туристских отчетах и на фотографиях она обозначена как пер. Черный (2Б). Адекватного описания прохождения перевала как со стороны ущ. Чотчат, так и со стороны дол. р. Адыл-су найдено не было. Проработка доступного материала и консультации в МКК городского клуба изменили нитку маршрута, было предложено пройти однозначным и хорошо известным траверсом 2А или 2Б на в. Чотчат, попутно уточнив состояние предполагаемой седловины и внеся ясность в путаницу при названии перевалов (Черный и Жандарм).

    С седловины (координаты GPS N43 12.187 E42 46.601) достаточно простым маршрутом (осыпной гребень) выходим к туру вершины (рис. 11.28 и рис. 11.29).

    рис.11.28. Выход с пер. Чотчат к одноименной вершине

    рис.11.29. Выход с пер. Чотчат к одноименной вершине

    На вершине (в 12:30, 1 ч. 35 мин. ЧХВ от седловины пер. Жандарм, координаты GPS N43 12.009 E42 46.805) встречаем утреннюю группу альпинистов из г. Минска, снимаем их записку и сразу спускаемся по гребню на север (рис. 11.30 и рис. 11.31).

    рис.11.30. Панорама с в. Чотчат на северо-запад

    рис.11.31. Панорама с в. Чотчат на восток

    Маршрут до седловины пер. Жандарм в обратную сторону не представляет сложности кроме вершинного бастиона п. 1000-тилетия Ярославля, но там на подъем уже висят наши перила. На склоне под южной перемычкой у узлового жандарма в 14:30 (40 мин. от в. Чотчат) (рис. 11.32 и рис. 11.33).

    рис.11.32. Гребневой маршрут от п. 1000-летия Ярославля

    рис.11.33. Начало спуска с пер. Жандарм

    Спуск с перевала

    Участок снежно-осыпного склона крутизной до 25°. Сразу после осыпи у снежника делаем обеденный привал (перекус с чаем), а затем продолжаем спуск в основную дол. р. Адыл-су. Направление спуска – немного на север (направо ПХД) на характерный снежный «гребешок» небольшого ледничка. С гребня глиссером уходим вправо (ПХД) на осыпь ближе к в. ВИА-тау (рис. 11.34 и рис. 11.35). После характерного огромного курумного кулуара с в. ВИА-тау и небольшого скального уступа начинается достаточно резкий осыпной склон (до 35°) (рис. 11.36, рис. 11.37 и рис. 11.38).

    рис.11.34. Спуск с седловины пер. Жандарм (2Б)

    рис.11.35. Путь по гребню снежника

    рис.11.36. Обход скальных срывов

    рис.11.37. Обход скальных срывов

    рис.11.38. Выход к широкому кулуару в. ВИА-тау

    Движение плотной группой небольшими зигзагами (достаточно напряженно, так как осыпь совсем не едет вниз). Ниже замечаем слабую тропу, выводящую к «спартаковским ночевкам» (ну, или их аналог в этом ущелье, координаты GPS N43 12.255 E42 45.527) (рис. 11.39 и рис. 11.40).

    рис.11.39. Спуск по крупной осыпи

    рис.11.40. Выход к спартаковским ночевкам

    Достаточно быстро выходим к ним (1 ч. 10 мин. ЧХВ от седловины пер. Жандарм). Стоянки очень комфортные: зеленая луговина, чистая вода, готовые противоветровые стенки выгодно отличают это место. Отсюда можно планировать восхождения в верховья ущ. ВИА-тау (рис. 11.41 и рис. 11.42).

    рис.11.41. Вид с ночевок на дол.р. Адыл-су

    рис.11.42. Вид на пер. Жандарм со Спартаковских ночевок

    С ночевок сначала по осыпным холмам, а затем по крутому травянисто-осыпному склону (до 35°) выходим в карман правобережной (ор.) морены лед. Джанкуат. Раньше хорошая тропа проходила по гребню морены, но после размыва селем этой конгломератной стены ниже по течению выходить туда при движении вниз нет смысла. Продолжаем спуск в кармане морены (по снежным полям) до тропы, идущей с пер. Койавганауш (рис. 11.43).

    рис.11.43. Спуск в карман правобережной морены

    Далее по хорошей тропе правого (ор.) борта кармана обходим громадную промоину, и через 20 мин. ЧХВ дорожка приводит группу к окончанию конгломератного гребня (рис. 11.44). Спуститься вниз к пойме р. Адыл-су можно по добротному «турированному» серпантину (рис. 11.45).

    рис.11.44. Обход размытого конгломерата

    рис.11.45. Серпантин к Зеленым гостиницам

    О переправе через основной поток у основания языка глетчера сейчас нечего и думать: даже там, где речка разделяется на многочисленные протоки, эта задача невыполнима. Попытавшись найти узкие места в многочисленных ручьях, решаем в итоге продолжить спуск по основной долине правым (ор.) берегом р. Адыл-су. Тем более что на луговине можно найти отличную тропу (явно намекает на правильность выбора). По травянистым лугам поймы достаточно быстро выходим к мосту через речку у гляциологической станции. Вероятно, усилиями работающих здесь ученых, мост поддерживается в хорошем состоянии, и на него можно рассчитывать при планировании маршрутов в верховьях долины. После переправы ставим лагерь на поляне «зеленой гостиницы» (2 ч. 35 мин. ЧХВ от цирка пер. Жандарм, координаты GPS N43 12.472 E42 43.945). Сегодня здесь малолюдно, можно выбрать самые лучшие места (вода в ручье у скальной стенки) (рис. 11.46).

    рис.11.46. Зеленые гостиницы

    Ходовая часть

    Участок движения (ориентир)

    Расстояние

    Набор/сброс высоты

    Время движения

    Примечание

    ночевки у лед. Койавганауш – лед. Койавганауш – выход на гребень

    1,4 км

    +288 м

    -64 м

    5:50-6:10

    6:30-7:00

    выход на гребень – седловина пер. Жандарм

    2,1 км

    +434 м

    -27 м

    7:15-10:15

    Седловина пер. Жандарм – в. Чотчат – цирк пер. Жандарм

    2,1 км

    +322 м

    -423 м

    10:50-12:25

    12:35-13:15

    13:35-15:00

    Траверс + обед

    Цирк пер. Жандарм – Спартаковские ночевки – правобережная морена лед. Джанкуат – ночевки «Зеленые гостиницы»

    5,8 км

    +130 м

    -1033 м

    16:10-16:50

    17:00-17:20

    17:30-18:45

    18:55-19:15

    + поиск переправы через Адыл-су

    итого за 21.07.

    9,9 км

    +1174 м

    -1547 м

    ГХВ 15 ч. 13 мин.

    ЧХВ 10 ч. 05 мин.

    Характеристики дня (22.07.15)

    Подъем

    6:30:00

    Время дня

    Метеорологические условия

    Выход

    8:20:00

    Утро

    ясно

    Обед

    14:45:00

    День

    малооблачно

    Лагерь

    16:00:00

    Вечер

    облачно, дождь

    Отбой

    20:00:00

    Ночь

    Пасмурно

    С ночевок «зеленой гостиницы» по хорошей тропинке левого (рис. 12.1), а далее правого (все ор.) берега (переправа по большим валунам и бревнам, координаты GPS N43 12.499 E42 43.934) за полтора перехода (1 ч. ЧХВ) выходим к альплагерю «Джантуган».

    рис.12.1. Спуск по тропе вдоль р. Адыл-су

    Затем по колесной дороге за 1 ч. ЧХВ выходим к слиянию р. Шхельда и Адыл-су (координаты GPS N43 13.774 E42 39.193).

    Итоги, выводы, рекомендации по траверсу

    Перевал и траверс стали хорошими скальными препятствиями 2Б к.с. Можно рекомендовать это локальное препятствие сильным группам в качестве скальной «изюминки» походов от 4 к.с. Логичным было бы продолжить траверс до пер. Гумачи Северный со спуском в дол. р. Адыл-су. Седловина пер. Чотчат оказалась заметно сложнее (предположительно ок. 3А) при сквозном прохождении. Перевал Жандарм односторонен, и при прохождении в обратную сторону, скорее всего, потребуется провешивание перил на спуске по гребню.

    Примечание. О перевалах в верховьях дол. р. Чотчат и руч. Койавганауш.

    В качестве одной из целей похода, мы ставили перед собой задачу разобраться с путаницей в названиях перевалов в верховьях ущ. Чотчат и Койавганауш.

    Согласно анализу имеющейся литературы, походных отчетов, схем-хребтовок и картографического материала возникает вполне закономерный вопрос по идентификации перевальных седловин в верховьях вышеуказанных ущельев. Так, взглянув на хребтовку Ляпина, мы видим изображение двух седловин в участке гребня между в. Чотчат и в. ВИА-тау. Аналогичная картина возникает при изучении топографической схемы Голубева. Оба эти источника прямо указывают на наличие двух седловин: северной (названной пер. Жандарм) и южной (названной пер. Черный). Однозначно определены и категории трудности этих локальных препятствий (оба = 2Б). Есть несколько нюансов в отображении седловин на карте: северная ведет из верховьев долины лед Койавганауш к лед. Джанкуат, южная - замыкает верховья дол. Чотчат (р. Чат-су).

    Проанализировав путеводители и описания локальных препятствий в туристских отчетах, складывается немного иная картина: перевальных седловин также две, но они находятся достаточно близко (непосредственно у основания) от узлового жандарма между в. 1000-тилетия Ярославля и в. ВИА-тау. Кроме этого во всех отчетах появляется некоторая путаница - одни руководители называют это место пер. Черный (2Б), другие - пер. Жандарм (2Б).

    Выяснить истинное положение дел и убрать несоответствие в этих материалах мы хотели в походе. Изначально в качестве основного перевала мы выбрали седловину в верховьях лед. Чотчат. Справедливо считали, что ее сложность будет соответствовать технической подготовке группы. Однако разбор картографических и спутниковых материалов, фотографий отчетов заставили нас усомниться в правильности этих предположений. Выход на седловину (единственную логичную и безопасную точку переваливания в дол. р. Адыл-су) по прямому маршруту больше напоминал хорошую 3А, достаточно камнеопасную и технически насыщенную. Поэтому в МКК нам предложили обходной вариант - пройти траверсом пер. Жандарм - в.Чотчат (2Б, альп) (рис. 12.2) и разобраться на месте по поводу седловины.

    Итогом прошедшего маршрута стали следующие выводы:

    1. Первая седловина - перевал у узлового жандарма в гребне между в. ВИА-тау и 1000-летия Ярославля. Есть два варианта перевала: основной (южный) и ложный (северный). В туристской литературе и отчетах перевал чаще всего упоминается, как перевал Жандарм (2Б). Рекомендованное направление подъема/спуска с востока по гребню бокового отрога основного хребта (соответствует скальному маршруту 2Б). спуск/подъем напрямую с южной седловины в ущ. Чотчат и с северной седловины в ущ. Койавганауш не желателен из-за сильной камнеопасности склонов. Спуск подъем в дол. р. Адыл-су не составляет технической сложности. Перевал явно односторонен, предполагается его прохождение с востока на запад (спускаться по гребню заметно сложнее)

    P.S. Иногда встречается альтернативное название перевала: Черный с указанием на те же седловины.

    2. Вторая седловина - в гребне между в. Чотчат и в. 1000-тилетия Ярославля. Согласно данным Голубева и Ляпина - это перевал Черный, однако логичного понимания, почему был использован именно этот топоним нет - скалы в этом месте имеют явно выраженный рыжий цвет. Детальный анализ возможных направлений спуска-подъема в дол. лед Чотчат заставляет согласиться с увеличением его категории сложности (как минимум) до 3А.

    Большая снежно-ледовая мульда здесь резко обрывается у почти отвесных скальных выходов, солидный перепад высот (явно более 100 метров) отделяет этот висячий ледничок от основного тела глетчера. На запад с перевала ведет скально-осыпной кулуар (более 300 м. при должной сноровке возможен спуск без перил плотной группой до ледника). Ниже по верховьям глетчера Джанкуат придется лавировать в лабиринте продольных и поперечных трещин и выходами "бараньих лбов" до попадания на основное тело ледника (рис. 12.4). Оцениваемая сложность на спуск в дол. р. Адыл-су - 2Б. У седловины в центре снежной мульды возможно организовать бивуак (воду придется топить из снега).

    рис.12.2. Схема маршрутов на в. Чотчат

    рис.12.3. Верховья лед. Чотчат

    Фотография верховьев лед. Чотчат и схема маршрутов на в. Чотчат взяты с сайта альплагеря «Уллу-тау»

    рис.12.4. Седловина пер. Чотчат. Вид на запад

    Считаем вполне логичным называть эту седловину перевалом Чотчат (топоним явно указывает на географическое положение перевала) с предварительной сложностью до 3А.

    3. Со стороны р. Адыл-су можно "угадать" еще несколько миниперевальчиков, но они (согласно увиденному на гребневом маршруте) однозначно непроходимы из-за скальных срывов (и камнеопасности) в ущ. Чотчат.

    Перевал Юсеньги

    Параметр

    Значение

    Номер в классификаторе

    1.6.2

    Категория трудности

    Высота

    3446 м (по классификатору)

    3392 м (по GPS)

    Характер перевала

    Скально-ледовый с юго-востока,

    Снежно-осыпной с северо-запада.

    Расположение

    В центральной части хребта Юсеньги северного отрога ГКХ, севернее в. Юсеньги Северная. Соединяет дол. р. Шхельда (р, Адыл-су, приток р. Баксан) и р. Юсеньги (приток р. Баксан).

    Ориентация

    Северо-запад – Юго-восток

    Координаты по GPS

    N43 11.200 E42 36.514

    Прохождение

    22-24 июля 2015 года со стороны дол. р. Шхельда

    Описание дается от а/л «Шхельда» до пос. Тегенегкли. (р. Баксан)

    Снята записка

    Записки в туре не найдено.

    Необходимое снаряжение

    Каски, ледорубы, кошки, веревки (в т.ч. динамические), карабины, станционные петли, ледобуры, скальные крючья, закладки, расходная петля

    Примечания

    Схемы, хребтовки, космоснимки

    Хребтовка пер. Юсеньги

    Топокарта пер. Юсеньги

    Спутник пер. Юсеньги (дол. Шхельда)

    Спутник пер. Юсеньги (дол. Юсеньги)

    Из альплагеря «Шхельда» (место слияния одноименной реки и р.Адыл-су) по хорошей тропе начинаем движение в основную долину. За два больших перехода (мин. от альпбазы) подходим к основанию старой конечной морены лед. Шхельда (рис. 12.5 и рис. 12.6).

    рис.12.5. Выход в основную дол. р. Шхельда

    рис.12.6. Тропа к лед. Шхельда

    Скальные обломки огромных размеров создают хаотический лабиринт, в котором достаточно сложно не потерять тропинку. Ситуация с ориентированием значительно усложняется буйным криволесьем, обильно «обжившим» эти места. Общее направление движения, конечно, угадывается, иногда даже попадается турированная исчезающая дорожка (рис. 12.7 и рис. 12.8).

    рис.12.7. Конечная морена лед. Шхельда

    рис.12.8. Выход к лед. Шхельда

    Здесь у второго ручья левого (ор.) берега устраиваем обед (координаты GPS N43 12.181 E42 38.922). Вследствие плохого самочувствия (отравления) одного из участников группы встаем лагерем. У камня-исполина недалеко от ручья на песчаных полянах организовываем бивуак (1 ч. 40 мин. ЧХВ от альплагеря, координаты GPS N43 12.226 E42 38.923) (рис. 12.9). Выше по долине удобных мест не предвидится до морены лед. Ах-су, поэтому решение устроить ночевки здесь вполне правильно.

    Запись медика.

    Днем через два перехода от а/л "Шхельда" участник почувствовал недомогание, пожаловался на плохое самочувствие. От приема медикаментов отказался. Сделав еще полперехода (состояние участника позволяло безопасное передвижение с рюкзаком), встали группой на обед. В процессе выяснения ситуации было идентифицировано отравление. Причиной, вероятно, стала пища, принятая туристом в альплагере (хычины). Обильным питьем вызвали рвоту, дали активированный уголь, после чего спортсмену стало лучше, однако было принято решение не продолжать дальнейшее движение, а встать лагерем на месте обеда. В случае ухудшения ситуации на следующий день можно было легко спуститься в цивилизацию.

    На следующее утро самочувствие участника заметно улучшилось, и было решено продолжать маршрут. Первые полдня бывшего больного несколько ограничивали в выборе пищи (почти исключена тяжелая жирная еда, больше упор на углеводы).

    рис.12.9. Ночевка у ручья

    Ходовая часть

    Участок движения (ориентир)

    Расстояние

    Набор/сброс высоты

    Время движения

    Примечание

    Ночевки «Зеленые гостиницы» - а/л «Джантуган» - а/л «Шхельда»

    9,9 км

    +213 м

    -926 м

    8:20-8:40

    8:50-9:30

    9:40-10:05

    10:15-10:55

    а/л «Шхельда» - ночевки на морене лед. Шхельда

    4,1 км

    +516 м

    -215 м

    12:40-13:00

    13:10-13:40

    13:55-14:45

    Встаем лагерем на месте обеда

    Итого за 22.07.

    14,0 км

    +740 м

    -1141 м

    ГХВ 8 ч. 51 мин.

    ЧХВ 3 ч. 45 мин.

    Характеристики дня (23.07.15)

    Подъем

    4:30:00

    Время дня

    Метеорологические условия

    Выход

    5:45:00

    Утро

    ясно

    Перекус

    -

    День

    малооблачно

    Лагерь

    18:40:00

    Вечер

    Облачно

    Отбой

    21:00:00

    Ночь

    Облачно

    С мест ночевок на песчаных площадках у лед. Шхельда продолжаем подъем по левой (ор.) части долины (рис. 13.1 и рис. 13.2). Отсутствие тропы, крупная полуслежавшаяся осыпь сильно затрудняют движение.

    рис.13.1. Выход на лед. Шхельда

    рис.13.2. Движение по левобережной морене

    Выход на покровную морену (1 переход за 1 ч. ЧХВ от ночевок) осуществляли по травянистому косогору левого (ор.) борта ущелья (идти полутраверсом с небольшим набором высоты весьма трудозатратно). Ковыляя по многочисленным холмам покровной морены, медленно, но верно приближаемся к развилке долин (рис. 13.3).

    рис.13.3. Движение по левобережной морене

    Оглядываясь назад, можно предположить, что, вероятно, правильнее после выхода на морену глетчера двигаться ближе к его центральной части, где осыпные бугры положе и плавнее. Еще за два перехода (1 ч. 25 мин. ЧХВ , 2 ч. 30 мин. ЧХВ от ночевок) по зачехленному леднику подходим к началу подъема на левобережную морену лед. Ах-су (небольшой, до 200 м, до 35° травянисто-конгломератный склон) (рис. 13.4 и рис. 13.5).

    рис.13.4. Выход на морену лед. Ах-су

    рис.13.5. Подъем к ночевкам Аристова

    Далее по ее малому гребню по хорошей тропе (еще за один переход - итого мин от альплагеря) выходим к ночевкам у пер. Юсеньги (10:20, координаты GPS N43 10.990 E42 37.138) (рис. 13.6 и рис. 13.7).

    рис.13.6. Подъем к ночевкам Аристова

    рис.13.7. Путь к пер. Юсеньги

    Иногда они называются «ночевки Аристова». Здесь в луговине можно найти пару-тройку ровных мест для лагеря. Вода в ручье, стекающем с пер. Юсеньги Северный. Стоянки подходят для организации лагеря при прохождении перевалов Юсеньги (основной южной и северной седловин) – определяющие участки подъема находятся в непосредственной близости к ним (10-15 мин ЧХВ) (рис. 13.8).

    рис.13.8. Бараньи лбы

    Согласно стандартным описаниям, для преодоления пояса «бараньих лбов» переправляемся на правый (ор.) берег протоки, текущей с ледника №511а. Переправу лучше всего осуществлять выше конглометратной промоины – там можно перепрыгнуть поток по камням (рис. 13.10).

    Затем по луговому конусу поднимаемся максимально вверх, как можно правее ПХД от ручья и свисающего языка ледника. Ступень «бараньих лбов» здесь сильно поросла травой. Петляя по полочкам, можно преодолеть большую часть подъема на личной технике без перильной страховки (рис. 13.9).

    рис.13.9. Маршрут подъема по бараньих лбам

    рис.13.10. Начало скального маршрута

    Генеральное направление подъема было выбрано слева (низа склона) зигзагами по травяным наклонным полкам направо вверх к языку глетчера (сильно не доходя до него) (рис. 13.11 и рис. 13.12).

    рис.13.11. Движение по косым полкам

    рис.13.12. Травяной косогор

    Первый участок подъема – простые скалы (участки 4-5 метров до 60°), проходимые свободным лазанием с гимнастической страховкой. Рюкзаки у нас очень легкие (до 15 кг), что позволяет уверенно чувствовать себя на этом рельефе (рис. 13.13 и рис. 13.14). Ключ подъема – участок скальной стены (до 80°) среднего лазания (III) длиной в 40 м.

    рис.13.13. Участки простых скал

    рис.13.14. Травяные полки

    Возможно, при ином планировании подъема удастся обойти её левее (ПХД), повернув заранее – не забирая так сильно направо к глетчеру. Но, выйдя к основанию скального участка, обойти его уже не получится, а спускаться вниз вряд ли разумно. Точки для организации базовой станции внизу – петля на крючьях и закладках в разломах породы (лучше делать в стороне от основного направления подъема – камни от лезущего первым и жумарящих достаточно часто прилетают сверху). Первый идет свободным лазанием без рюкзака с нижней страховкой. Промежуточные точки на закладных элементах и френдах, верхняя станция на скальных выходах чуть выше пологой травяной полки организовывается на закладках и скальном выступе (рис. 13.17). Рядом – старая дюльферная петля из расходника наглядно показывает справедливость выбранного направления. Второй и остальные жумарят по перилам с рюкзаками (рис. 13.15). С наклонной травянистой поляны сверху скальных срывов забираем левее (ПХД) верхних скальных выходов в кулуарчик (рис. 13.16). Там вешаем (чисто символически) одну веревку (есть небольшой, ок. 2-3 м., «порожек» крутизны ок. 70° (рис. 13.18), крепление перил вокруг зубьев скальной породы) и попадаем на моренное отложение верхнего ледника.

    рис.13.15. Участок перил

    рис.13.16. Выход к кулуару

    рис.13.17. Вид в дол. р. Шхельда

    рис.13.18. Подъем в верхней части кулуара

    По среднеблочной морене и снежнику подходим к глетчеру (рис. 13.19). Забираться на основное тело ледника проще всего по левому (ПХД) борту долины, обходя самую крутую часть по осыпи, до снежного чехла (рис. 13.20). Здесь на границе осыпи и льда надеваем кошки, системы и связываемся (координаты GPS N43 10.969 E42 36.702).

    рис.13.19. Моренные отложения верхнего ледника

    рис.13.20. Выход на тело ледника

    Подниматься выше уже не имеет смысла (мы уже и так на уровне начала перевального взлета), необходимо траверсировать небольшой крутой склон глетчера для выхода на его ровную заснеженную часть. Движение в связках с промежуточными точками (итого 3 бура) (рис. 13.21 и рис. 13.22).

    рис.13.21. Косой траверс

    рис.13.22. Крутая часть ледника

    После него выходим на снежное плато ледника (есть неширокие трещины, в основном на перегибе, а дальше они надежно забиты снегом). Далее за 15 мин подходим к перевальному взлету (рис. 13.23 и рис. 13.24).

    рис.13.23. На леднике

    рис.13.24. Ложе ледника №511а

    Перевальный взлет

    Участок до 150 м 30° живой осыпи. Преодолеваем его плотной группой. Осыпь мелкая, подвижная, двигаться тяжело (рис. 13.25 и рис. 13.26).

    рис.13.25. Перевальный взлет пер. Юсеньги

    рис.13.26. Вид с перевала на юго-восток

    Седловина перевала

    Участок широкого гребня (есть возможность поставить палатки, но нет стенок – есть вероятность, что ночью тут будет ветрено, воды нет). Тур нашли, но без записки (итого 6 ч. 25 мин. ЧХВ от ночевок «Аристова», координаты GPS N43 11.201 E42 36.511) (рис. 13.27, рис. 13.28 и рис. 13.29).

    рис.13.27. Панорама седловины

    рис.13.28. Группа на пер. Юсеньги (2Б) (вид на северо-запад)

    рис.13.29. Группа на пер. Юсеньги (2Б) (вид на юго-восток)

    Быстро перекусив шоколадкой, начинаем спуск.

    Спуск с перевала

    Участок скально-осыпного склона средней крутизной 35-40°. Организовываем дюльфер на выходах скал к юго-западу от тура (рис. 13.30). Начало спуска указала старая расходная петля на отколах породы. Первый спускается до снежника (как раз 50 м). Угол склона здесь местами достигает 60°, очень сильно сыпет мелкими камнями. От дюльфера сразу же уходим сильно правее (ПХД) в ранклюфт (координаты GPS N43 11.211 E42 36.489) под небольшой скальный «козырек» (рис. 13.31).

    рис.13.30. Спуск с перевала в дол.р. Юсеньги

    рис.13.31. Веревка дюльфера до ранклюфта

    В ранклюфте собираемся всей группой, далее спуск на три такта (рис. 13.32 и рис. 13.33). Ниже, проваливаясь по колено, по уже изрядно подтаявшему снегу, выходим ко второму скальному поясу (рис. 13.34). Местами он сильно разрушен, по небольшим полкам и кулуарам можно спуститься с гимнастической страховкой.

    рис.13.32. Общий вид спуска до ночевок

    рис.13.33. Движение по первому крутому снежнику

    рис.13.34. Прохождение небольшого скального выхода

    Далее по некрутому (ок. 30°) снежнику глиссером выползаем (снег уже очень раскис) на ступень висячей долины (рис. 13.35, рис. 13.36 и рис. 13.37).

    рис.13.35. Глиссер по снежнику ниже выхода скал

    рис.13.36. Выход на луговину

    рис.13.37. Нижняя часть снежника

    По долине идем по осыпи вдоль ручья, стекающего из перевального цирка. Тропы нет, но общее направление угадывается – к заглаженным скалам старых «бараньих лбов», замыкающих террасу и преграждающих спуск в основную дол. р. Юсеньги (рис. 13.38, рис. 13.39 и рис. 13.40).

    рис.13.38. Место ночевки на террасе

    рис.13.39. Ночевки у ручья

    рис.13.40. Вид с ночевок на лед. Юсеньги

    На луговине у срывов организовываем уютный бивуак (ровные травянистые площадки и чистые ручьи в наличии, координаты GPS N43 11.607 E42 36.134). Стоит отметить, что вставать лагерем лучше на левом (ор.) берегу основного ручья или в междуречье (рис. 13.41). Правый (ор.) берег заболочен.

    рис.13.41. Панорама с ночевок на запад

    Ходовая часть

    Участок движения (ориентир)

    Расстояние

    Набор/сброс высоты

    Время движения

    Примечание

    Ночевки на морене лед. Шхельда – лед. Шхельда – морена лед. Ах-су – ночевки «Аристова»

    5,0 км

    +798 м

    -226 м

    5:45-6:10

    6:20-7:00

    7:20-8:05

    8:40-9:20

    9:30-10:20

    Ночевки «Аристова» – начало скального подъема – выход на ледник №511а

    1,6 км

    +636 м

    -124 м

    10:30-12:30

    12:35-15:15

    Повесили веревку средних скал

    Выход на ледник №511а – седловина пер. Юсеньги

    0,6 км

    +94 м

    -23 м

    15:25-16:20

    Седловина пер. Юсеньги – ночевки на висячей долине р. Юсеньги

    1,5 км

    +23 м

    -485 м

    17:00-18:30

    Дюльферная веревка с седловины

    итого за 23.07.

    8,8 км

    +1551 м

    -858 м

    ГХВ 13 ч. 17 мин.

    ЧХВ 10 ч. 25 мин.

    Характеристики дня (24.07.15)

    Подъем

    7:00:00

    Время дня

    Метеорологические условия

    Выход

    8:40:00

    Утро

    ясно

    Перекус

    14:00:00

    День

    малооблачно

    Лагерь

    17:30:00

    Вечер

    малооблачно

    Отбой

    19:00:00

    Ночь

    малооблачно

    С мест ночевок у «бараньих лбов» в висячей долине правого (ор.) берега дол.р. Юсеньги начинаем спуск, обходя справа (ор.) выходы скал.

    Основное русло ручья и левые (ор.) кулуары камнеопасны, а выбранный путь проходил исключительно по луговине. Утром трава сыра от росы, но угол склона здесь невелик (до 30°), а сам склон сильно испещрен кочками и маленькими полочками, что позволяет чувствовать себя надежно на спуске (рис. 14.1 и рис. 14.2). За полтора перехода (мин от ночевок) выходим к р. Юсеньги (рис. 14.3).

    рис.14.1. Начало спуска по невысокой траве

    рис.14.2. Обход скальных срывов террасы

    рис.14.3. Спуск в основную дол.р. Юсеньги

    Здесь, на ее правом (ор.) берегу, попадаем на хорошую тропу, идущую из верховьев долины (рис. 14.4). По ней за 10 мин выходим к погранзаставе, где нас задерживают для проверки документов. Начальник заставы никак не может выяснить у руководства подтверждение схода с маршрута участника, поэтому ждем полтора часа «добро» из погрануправления в Нальчике.

    рис.14.4. Тропа у реки

    Потеряв на отдых у погранзаставы много времени, быстро спускаемся по хорошей тропе правого (ор.) берега р. Юсеньги (рис. 14.5). Петляя по луговине, отличная дорожка быстро приводит в хвойный лес (рис. 14.6).

    рис.14.5. Долина р. Юсеньги в среднем течении

    рис.14.6. Выход по тропе в дол.р. Баксан

    Далее серпантином за один переход (1 ч. 20 мин. от заставы) преодолеваем устьевую ступень и спускаемся в основную долину р. Баксан. На спуске большой участок тропы огорожен волчатником – мы застали соревнования погранвойск Кавказа по горному триатлону. Пограничники сдают норматив горного бега. Обойдя полигон соревнований, попадаем на хорошую тропу на правом (ор.) берегу р Баксан и за 15 мин (от конца спуска) выходим к мосту чуть выше пос. Тегенегкли.

    Здесь садимся в попутку и через 20 мин оказываемся у канатной дороги в пос. Азау.

    Итоги, выводы, рекомендации по перевалу

    Перевал соответствует 2Б к.с., можно рекомендовать группам для проверки своих скальных навыков в походах от 4 к.с. При плохой личной технике передвижения по скалам, а также при прохождении перевала в обратном направлении может потребоваться провешивание еще 3-4 веревок перил для уверенного прохождения скальных срывов.

    Перевал Седловина Эльбруса + Вершина Западный Эльбрус

    Параметр

    Значение

    Номер в классификаторе

    1.1.12

    Категория трудности

    Высота

    5300 м (по классификатору)

    5363 м (по GPS)

    Характер перевала

    Снежно-ледовый с юга,

    Снежно-ледовый севера.

    Расположение

    В перемычке между западной и восточной в. Эльбрус. Соединяет дол. р. Баксан и дол. р. Малка.

    Ориентация

    Север – Юг

    Координаты по GPS

    N43 20.990 E42 26.845

    Прохождение

    24-25 июля 2015 года со стороны «Приюта 11»

    Описание дается пос. Азау до пос. Терскол.

    Снята записка

    Тура на перевале нет

    Необходимое снаряжение

    ледорубы, кошки

    Примечания

    Схемы, хребтовки, космоснимки

    От поляны Азау поднимаемся на канатке до приюта «Гарабаши». Выходим (в 16.00) по сильно подтаявшему снежнику к «Приюту 11». Решаем организовать бивуак заметно выше места развалин старой гостиницы на скалах слева (ПХД) от основного подъема (мин. от верхней станции канатной дороги). По сути, это единственное свободное от вагончиков и бочек место, достаточно уютное (стенки из кусков вулканического туфа выше полутра метров) и ровное, есть места под 4 палатки на площадках из черного песка (рис. 14.7). К тому же здесь не так шумно от снегоходов и ратраков. Оперативно ставим лагерь, ужинаем и ложимся спать.

    рис.14.7. Ночевки выше Приюта 11

    Ходовая часть

    Участок движения (ориентир)

    Расстояние

    Набор/сброс высоты

    Время движения

    Примечание

    Ночевки на висячей долине р. Юсеньги – р. Юсеньги – р. Баксан

    8,3 км

    +263 м

    -1337 м

    8:40-9:30

    9:40-10:00

    11:20-12:05

    12:20-13:05

    Мост через р. Баксан - Пос. Азау – Приют «Гарабаши», подъемник (3700 м)

    -

    -

    -

    Автомобиль, подъемник

    Приют «Гарабаши», подъемник (3700 м) – стоянка на скалах чуть выше «Приюта 11» (4150 м)

    2,4 км

    +450 м

    16:10-17:25

    17:40-17:55

    Встаем на скалах чуть выше «Приюта 11»

    Итого за 24.07.

    11,7 км

    +713 м

    -1337 м

    ГХВ 7 ч. 10 мин.

    ЧХВ 3 ч. 00 мин.

    Характеристики дня (25.07.15)

    Подъем

    2:00:00

    Время дня

    Метеорологические условия

    Выход

    4:00:00

    Утро

    Ясно

    Обед

    14:30:00

    День

    Ясно

    Лагерь

    18:00:00

    Вечер

    Малооблачно

    Отбой

    22:00:00

    Ночь

    Облачно

    Утром (подъем в 2.00) выходим (в 4:00) по классическому маршруту на вершину (рис. 15.1). Так как многие восходители пользуются услугами ратраков, оказываемся глубоко в арьергарде штурмующих. За 1 ч. 15 мин. выходим к «Скалам Пастухова», еще за 55 мин к началу косой полки. Снег в это время года еще не стаял, тропа на траверс достаточно безопасна (рис. 15.2). За переход (еще 55 мин. от начала косой полки, 3 ч. 05 мин. ЧХВ от штурмового лагеря) выходим на седловину.

    рис.15.1. Выход к скалам Пастухова

    рис.15.2. Косая полка

    Здесь долго отдыхаем (около 30 минут) и выдвигаемся на решающий штурм (рис. 15.3). Предвершинный взлет достаточно крут, начинает сказываться недостаток кислорода, поэтому движемся очень медленно. В этом году тропы на подъем и спуск разведены, двигаться удобно (спускающиеся не мешают), а на ключевом месте (выходы камней) провешены две ветки перил из новой веревки – они помогают преодолеть последние крутые метры заметно быстрее и безопаснее. Затем затяжной «тягунок», последний рывок – и мы выходим на вершину (60 мин. от седловины, 4 ч. ЧХВ от лагеря). На высшей точке Европы сфотографировались (рис. 15.4), немного отдохнули и начали быстрый спуск вниз. Погода во время восхождения нас баловала – практически полный штиль и безоблачное небо с палящим солнцем. За 20 мин спустились до седловины, взяли вещи и остатки воды, и уже знакомой тропой по косой полке, а затем по широкому снежному полю вышли к лагерю (1 ч. 40 мин. ЧХВ от вершины).

    рис.15.3. Выд с пер. Седловина Эльбруса на Западную вершину

    рис.15.4. Группа на вершине Эльбрус Западный

    После скорого обеда собрали вещи и побежали на канатку. Путь вниз достаточно тяжел – снег за день сильно раскис, перед «Бочками» на ровных участках появилось настоящее снежное болото. Местами даже на хорошей наезженной ратраками дороге снег вытаял до льда, обнажились неширокие (до 20 см) трещины в глетчере. Они неопасны – видны заранее, но достаточно неприятны. С «приюта Гарабаши» на канатке и фуникулере доехали до пос. Азау, откуда за 40 мин. ЧХВ дошли до окраин пос. Терскол, где в сосновом бору можно встать на «окультуренные ночевки». В кемпинге предлагается чистая питьевая вода, душ и туалет. Остаток вечера стираемся и приводим себя в порядок.

    Ходовая часть

    Участок движения (ориентир)

    Расстояние

    Набор/сброс высоты

    Время движения

    Примечание

    Стоянка на скалах чуть выше «Приюта 11» (4150 м) - Скалы Пастухова (4700 м)

    1,7 км

    +550 м

    4:15-5:05

    5:10-5:35

    Скалы Пастухова (4700 м) – Косая полка (5075 м)

    1,0 км

    +375 м

    6:00-6:55

    Косая полка (5075 м) – Седловина (5350 м)

    1,5 км

    +275 м

    7:13-8:08

    Седловина (5350 м) – в. Эльбрус Западный (5640 м)

    0,9 км

    +290 м

    8:38-9:40

    Итого подъем занял 4:07 ЧХВ

    в. Эльбрус Западный (5640 м) – стоянка на скалах чуть выше «Приюта 11» (4150 м)

    5,1 км

    -1490 м

    10:40-11:30

    11:40-12:30

    Стоянка на скалах чуть выше «Приюта 11» (4150 м) – Приют «Гарабаши», подъемник (3700 м)

    2,4 км

    -450 м

    14:30-15:30

    Поляна Азау (2360 м) – кемпинг рядом с с. Терскол (2190 м)

    2,4 км

    -170 м

    18:00-18:40

    итого за 25.07.

    15,0 км

    +1490 м

    - 2110 м

    ГХВ 11 ч. 55 мин.

    ЧХВ 7 ч. 27 мин.

    ГХВ без учёта времени на поляне Азау

    Характеристики дня (26.07.15)

    Подъем

    7:00:00

    Время дня

    Метеорологические условия

    Выход

    8:30:00

    Утро

    Пасмурно, сильный дождь

    Перекус

    -

    День

    Ясно

    Подъем в 7-00. Позавтракав и собрав вещи, под проливным дождем грузимся в газель и едем в аэтопорт г. МинВоды. Поход успешно завершен, и, пусть не получилось выполнить программу максимум, основные его цели все же были достигнуты.

    Итоги

    Группой был пройден хороший маршрут 4 к.с. Изначально стоит указать, что нитка была разработана руководителем под возможности своей походной группы. Некоторые утверждения ниже могут не подойти для среднестатистической или слабой группы, стоит принимать во внимание физические и технические кондиции туристов, их «схоженность» и нацеленность на прохождение сильного похода.

    Планирование нитки маршрута и графика движения проводилось исходя из плана-максимума с широкими и гибкими возможностями для упрощения или сокращения. По итогам похода можно сделать вывод, что подобный расклад вполне имеет право на жизнь, и, что самое важное, выполним силами хорошей технической группы. Конечно, набор локальных препятствий (суммарно траверсы-перевалы-вершины: 1Б-1, 2А-2, 2Б-3, 3А-1) при этом заметно превышает рекомендованный, но для «сильных» команд он вполне «по зубам». К тому же, этот подход позволяет руководителю, адекватно оценивая кондиции коллектива и реальные условия, иметь определенный простор для маневра. Ну, а с точки зрения сильных участников (с большим опытом альпинизма и горного туризма) техническая насыщенность похода также является плюсом.

    Однако не только техническая сложность маршрута привлекательна для спортсменов. Настоящими «изюминками» похода стали локальные препятствия с редкой посещаемостью, отсутствием хороших описаний или вообще нехоженые (несмотря на популярность района). Это и участок траверса в. Кенчат – пер. Семеновского, и пер. Химик, и верховья ущ. Чотчат. Кондиции группы позволяли подходить к решению этих задач с хорошим запасом прочности, а заведомо сложные места были детально обсуждены при выпуске в МКК, рекомендованы запасные или альтернативные варианты движения. Надеемся, что подробные описания, предоставленные в отчете, внесут свою лепту в актуализацию описаний препятствий горного района, а, возможно, и замотивирует к прохождению указанных перевалов и траверсов. При возникновении желания уточнить или проконсультироваться, можно свободно связываться с руководителем похода (контакты на титульном листе отчета), ибо формат технического отчета не позволяет изложить весь фотоматериал похода.

    Важной характеристикой, особенно ценимой участниками нашей группы, была высокая интенсивность движения. Набор локальных препятствий (особенно их количество) диктовало дополнительные условия к графику похода, а временные рамки (16 дней) еще больше усиливали напряженность. Конечно же, в решении того вопроса сыграли свою роль два фактора предпоходных тренировок: физические кондиции спортсменов и приобретенные в соревнованиях по турмногоборью навыки работы с веревкой. «Ломовые» дни (по 10-15 часов ГХВ) достаточно просто «переваривались» участниками, а полудневки позволяли восстанавливаться заметно эффективнее. Темп передвижения группы можно оценить как высокий. На подходах удавалось поддерживать среднюю скорость около 3.5 км/ч, на технических участках 35-40 мин на 50 метровую перильную веревку вверх (на 7-6 человек).

    Отдельно стоит обратить внимание, что ни сложность маршрута, ни высокая интенсивность движений не должна ставиться в угоду уменьшения безопасности похода. Кроме общепринятого в настоящее время комплекса мер (проработка аварийных вариантов выхода с маршрута, координатор группы в Москве, регистрация в МЧС, специализированное страхование жизни и здоровья от несчастных случаев при занятиях альпинизмом, прохождение курсов первой доврачебной помощи, грамотно собранная аптечка) были предложены некоторые новые для нас решения. В первую очередь, это спутниковый телефон. Несмотря на достаточно большую стоимость этой услуги (около 10 000 руб на поход), крайне рекомендуем его наличие в спортивных маршрутах. Плюсы оперативной связи с внешним миром существенны и часто могут влиять на исход в чрезвычайных ситуациях. Вторым необходимым устройством на маршруте стали компактные радиостанции. С ними координация на технических участках повышается в разы, заметно увеличивая безопасность. Ну, и, конечно, стоит упомянуть главный фактор безопасности в походе – время. Ранние выходы, максимально оперативное преодоление опасных участков, полный отказ от дальнейшего движения в неурочное время – основные инструменты обеспечения безаварийности. В угоду ним были продиктованы все остальные допоходные заготовки (уменьшение веса рюкзаков, подбор снаряжения для группы) и походные ресурсы группы (интенсивность движения, альтернативные варианты участков маршрута).

    Несмотря на принимаемые меры, полностью исключить возможность сложных ситуаций не удается, однако вопросы, связанные с безопасностью решались нами в первую очередь. Это и отказ от дальнейшего движения в пользу эвакуации больного с лед. Чегем, и вынужденная полудневка из-за отравления участника на лед. Шхельды. В обоих сложных ситуациях группа достойно выдержала испытания и справилась с поставленными задачами.

    В целом у нас получился хороший безопасный маршрут с хорошей интенсивностью передвижения, большим количеством ледовых и скальных препятствий, с акцентом на техническую работу и разнообразием «изюминок» – перво- или ново- прохождений.

    Карта маршрута

    Топокарта маршрута

    Высотный график

    GPS-координаты важных точек

    Координаты даны в системе «WGS 84» в формате ГГ.ММ.МММ

    Описание

    Координаты

    Высота

    Дата-время

    1 ночевки (оз Сылтранкёль)

    N 43.19.653 E 42.40.479

    12.07.2015 6:57

    в. Мукал

    N 43.19.389 E 42.38.912

    3897 м

    12.07.2015 9:21

    пер. Грач

    N 43.19.547 E 42.39.062

    3806 м

    12.07.2015 9:45

    пер. Сылтран

    N 43.20.111 E 42.39.936

    3434 м

    12.07.2015 11:35

    7

    N 43.21.405 E 42.38.706

    2558 м

    12.07.2015 13:49

    2 ночевки (р. Кыртык)

    N 43.21.328 E 42.43.972

    2136 м

    12.07.2015 18:05

    Шоссе (р. Тютю-су)

    N 43.21.865 E 42.52.657

    1382 м

    13.07.2015 12:07

    Мост через р. Тютю-су

    N 43.21.837 E 42.52.653

    1370 м

    13.07.2015 12:10

    Бревна через р. Тютю-су

    N 43.20.991 E 42.52.989

    1654 м

    13.07.2015 13:16

    ПРИВАЛ

    N 43.20.621 E 42.52.960

    1803 м

    13.07.2015 13:37

    3 Обед (летовка)

    N 43.19.194 E 42.52.376

    2165 м

    13.07.2015 14:59

    3 ночевки (Тютю-су)

    N 43.17.527 E 42.52.632

    2500 м

    13.07.2015 18:14

    Верх моренного вала

    N 43.16.262 E 42.53.053

    3097 м

    14.07.2015 9:18

    4 ночевки (Киларские)

    N 43.15.805 E 42.53.844

    3318 м

    14.07.2015 10:31

    Выход на ледник (Западный Кенчат)

    N 43.16.055 E 42.54.260

    3454 м

    15.07.2015 6:59

    пер. Килар

    N 43.15.839 E 42.55.400

    3924 м

    15.07.2015 9:21

    пер. Кенчат

    N 43.15.567 E 42.55.078

    4094 м

    15.07.2015 15:02

    в. Кенчат

    N 43.15.525 E 42.55.024

    4149 м

    15.07.2015 15:46

    Обход жандарма (в. Кенчат) -1

    N 43.15.442 E 42.54.871

    4016 м

    15.07.2015 17:06

    Обход жандарма (в. Кенчат) -2

    N 43.15.436 E 42.54.854

    3997 м

    15.07.2015 17:22

    пер. Семеновского

    N 43.15.308 E 42.54.584

    3830 м

    15.07.2015 18:36

    5 ночевки (лед. Джайлык)

    N 43.14.691 E 42.55.016

    3357 м

    15.07.2015 20:15

    Начало провешивания перил

    N 43.13.757 E 42.54.978

    3670 м

    16.07.2015 9:00

    пер. Седло Чегема

    N 43.13.609 E 42.54.775

    3956 м

    16.07.2015 15:04

    6 ночевки (лед. Чегем)

    N 43.13.277 E 42.54.505

    3556 м

    16.07.2015 19:11

    МЕСТО ДЛЯ СТОЯНКИ

    N 43.13.039 E 42.54.882

    3427 м

    17.07.2015 9:08

    Тропа на спуск (ущ. Чегем)

    N 43.12.802 E 42.54.870

    3259 м

    17.07.2015 9:35

    Спуск в основное ущелье (р. Башильауз-су)

    N 43.11.708 E 42.55.303

    2802 м

    17.07.2015 12:16

    Спуск в основное ущелье (р. Башильауз-су)

    N 43.11.719 E 42.55.400

    2655 м

    17.07.2015 12:45

    турбаза "Башиль"

    N 43.12.366 E 42.59.437

    2080 м

    17.07.2015 16:39

    7 ночевки (р. Адыр-су)

    N 43.17.129 E 42.45.748

    1782 м

    18.07.2015 0:42

    Начало тропы (р. Куллумкол)

    N 43.13.618 E 42.48.335

    2314 м

    18.07.2015 14:44

    8 ночевки (Юномские)

    N 43.13.466 E 42.51.599

    3254 м

    18.07.2015 18:33

    КРЮК

    N 43.12.506 E 42.51.592

    3893 м

    19.07.2015 17:52

    9 ночевки (Рыжие скалы)

    N 43.11.909 E 42.50.706

    3219 м

    19.07.2015 20:07

    Поворот на Рыжие скалы

    N 43.11.765 E 42.50.631

    3110 м

    20.07.2015 10:48

    альплагерь "Уллу-тау"

    N 43.13.136 E 42.48.455

    2339 м

    20.07.2015 12:30

    10 ночевки (руч. Койавганауш)

    N 43.13.025 E 42.47.097

    2998 м

    20.07.2015 20:17

    26

    N 43.12.469 E 42.46.609

    3525 м

    21.07.2015 9:09

    пер. Жандарм

    N 43.12.412 E 42.46.523

    3620 м

    21.07.2015 10:19

    РЮКЗАКИ

    N 43.12.309 E 42.46.546

    3654 м

    21.07.2015 11:13

    27

    N 43.12.309 E 42.46.544

    3658 м

    21.07.2015 11:18

    в. Чотчат

    N 43.12.009 E 42.46.805

    3752 м

    21.07.2015 12:43

    пер. Чотчат

    N 43.12.187 E 42.46.601

    3613 м

    21.07.2015 13:28

    Обед в цирке пер. Жандарм

    N 43.12.421 E 42.46.392

    3519 м

    21.07.2015 15:51

    Спартаковские ночевки

    N 43.12.255 E 42.45.527

    3068 м

    21.07.2015 17:21

    11 ночевки (Зеленые гостиницы)

    N 43.12.472 E 42.43.945

    2616 м

    21.07.2015 20:56

    28

    N 43.12.499 E 42.43.934

    2606 м

    22.07.2015 8:22

    Альплагерь "Шхельда"

    N 43.13.774 E 42.39.193

    1927 м

    22.07.2015 10:32

    12 обед (морена лед. Шхельда)

    N 43.12.181 E 42.38.922

    2237 м

    22.07.2015 15:10

    12 ночевки (морена лед. Шхельда)

    N 43.12.226 E 42.38.923

    2241 м

    23.07.2015 5:35

    Ночевки Аристова

    N 43.10.990 E 42.37.138

    2953 м

    23.07.2015 10:27

    Траверс на скальном склоне

    N 43.10.958 E 42.36.861

    3198 м

    23.07.2015 12:33

    Выход на ледник (пер. Юсеньги)

    N 43.10.969 E 42.36.702

    3315 м

    23.07.2015 15:13

    34

    N 43.11.204 E 42.36.481

    3346 м

    23.07.2015 17:10

    Ранклюфт

    N 43.11.211 E 42.36.489

    3339 м

    23.07.2015 17:12

    13 ночевки (Юсеньги)

    N 43.11.607 E 42.36.134

    2928 м

    23.07.2015 18:43

    35

    N 43.11.774 E 42.36.036

    2881 м

    24.07.2015 8:47

    Тропа (Юсеньги)

    N 43.11.848 E 42.35.556

    2462 м

    24.07.2015 9:22

    14 ночевки (Приют 11)

    N 43.19.056 E 42.27.572

    4152 м

    24.07.2015 19:22

    пер. Седловина

    N 43.20.914 E 42.26.807

    5363 м

    25.07.2015 8:19

    Перевальные записки.

    в. Мукал

    пер. Грач

    пер. Сылтран

    пер. Килар

    пер. Кенчат

    в. Кенчат

    пер. Семеновского

    пер. Седло Чегема

    пер. Жандарм

    в. 1000-тилетия Ярославля

    в. Чотчат

    На перевалах Химик, Юсеньги перевальных записок обнаружено не было.

    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru