Автор: Владимир Марков, Владивосток – Петропавловск-Камчатский
На пустом месте ничего не растет. Как это было. Альпинисты Приморского края. Часть 2
Виктор Шкарбан в 80х годах |
Константиныч в горах Кавказа (Железняк Игорь) |
Сергей Шлемченко, Бронтозавр альпинизма Приморья |
Сейчас окунемся в нашу историю туризма и альпинизма начала 80х годов. Так что это было за время? Виктор Шкарбан во всю работает в альпинизме Казахстана. Он в сборной САВО. Голова идет кругом. В его жизни только одно – альпинизм. В городе Уссурийске у него семья. Он общается с ней, но при этом всегда занят. Сборы, отборы, чемпионаты, соревнования, учеба по повышению квалификации. Родилась ли у него уже дочка, не знаю. Знаю одно, он прорвался к МАСТЕРСТВУ в альпинизме. Прорвался. Пока один с Приморья. Игорь Железняк (Константиныч), его постоянный партнер по Альпинизму. У Железняка огромные планы и виды на альпинизм в Приморском крае. Виктор Шкарбан его поддерживает и оказывает всевозможную помощь. С начала 80х годов частенько приезжает во Владивосток и проводит различные проекты на Екатерининском массиве, Пржевальского, Сенькиной Шапки и на скальных выходах 2ой Речки города Владивостока. Проводятся первые серьезные соревнования по альпинизму. Все с восторгом и любопытством рассматривают Виктора. А тот просто, без пафоса, уделяет внимание по делу всем. Но, при этом, ему всегда некогда и Игорь оберегает Виктора от различных мелочей - «По пустякам на лево».
Сергей Эйдус в начале 80х |
Миша Ситник на Украине |
Анатолий Стригитиль в 70х годах |
Все заслуги Миши Ситника и Анатолия Стригитиля обговорили и не возвращаемся к этому периоду. Они не Приморцы. Они просто у нас жили какую-то часть своей жизни. Зарождение альпинизма в Приморье за ними. Однозначно: «Рвем когти с Приморья по ближе к Большим горам». Это они успешно и сделали. Укатил с города Артема сначала в Сибирь сам Циунчик. Судьба его, как и Миши Ситника, на вечно свяжет с Украиной. Денис Урубко еще Школьник обитает на Сахалине, но его родители четко определили планы Дэна на будущее – Переедешь во Владивосток и будешь учиться дальше в этом городе. Что он и сделал. Сделал, отучившись один курс в Институте Искусств, убежал с Владивостока в Большие ГОРЫ. При этом так нашумел во Владивостоке, что изрядно рассердил Константиныча.
Циунчик, собственной персоной. Представляете, как он не любил фотографироваться |
Денис Урубко (ДЭН) в начале своей альпинистской карьеры |
А какие результаты у Приморцев? КМСми в альпинизме стали только трое: Железняк Игорь, Эйдус Сергей и Шлемченко Сергей. Понимаете, 80е годы уже. Вот такой у нас был альпинизм. Нужна была команда. Нужны были клубы и формирования альпинистов. А они были? Перестаньте меня смешить. Остатки команды Анатолия Стрегитиля уже ушли на заслуженный отдых, сделав в жизни только первый разряд в альпинизме. ВСЕ! Вы скажете, что сам Стригитиль стал Мастером в этом виде спорта. Да встал, но только в Душанбе, украшая знамена «Хосилота».
Во Владивостоке в начале 80го года Шлемченко Сергей, единственный оставшийся альпинист с команды Анатолия Стригитиля, пытается объединить в одно целое все, что осталось от альпинизма. А кого объединить? Тогда он решает просто. Находит в Доме Молодежи помещение и пытается затащить туда Железняка Игоря и Эйдуса Сергея. У него все получилось. Только на короткий промежуток времени – «Два медведя в одной берлоги не живут!». Эти два Оленя терпели друг друга не долго. Разбежались кто куда. Шлем злился, матерился и успокоился. Первый блин оказался комом. Но, зря он беспокоился. Железняк Игорь шел к своей славе САМ, и Эйдус не отставал. Шлем представить себе не мог, что пройдет каких-нибудь пару лет и в Приморье из «Искры возгорится пламя».
Первый сухую траву поджог Игорь Железняк. Он в это время работал на заводе «Дальприбор». Регулярно появлялся в секции туристов-водников «Аргут». Честно Вам скажу, это были сильнейшие плотовики СССР: Рязанов Коля, Сидоров. Там был и Витольдич Куценко. Игорь понимал, что комплекс трех заводов на «2-ой Речке» города Владивостока входят в мощный ПРОФСОЮЗ оборонного значения «Зенит». Он чувствовал кровь и не зря. Именно на базе этого ДСО в 1982 году возникает первая секция альпинизма.
Куценко Витольдич, верный друг Константиныча |
Как молоды мы были в 1982 году |
Витольдич всегда прятался за крепкое плечо Безмен Лены (Безменихи) |
Секция с совершенно с другим подходом к делу. Не какие-то там студенты «Буревестника», а ОБОРОНКА. Все у Константиныча сработало. Финансирование на будущее сверстано, все в планах. Все по-взрослому. Я в это время был ТУРИСТОМ и Железняк меня быстро хотел отвадить от этого БОЛОТА. У него получилось! БОГ есть на свете. Константиныч пробил мне дорогу в альпинизм. Пробил, а потом просто послал на …….. Ему было некогда, он создавал сборную Приморского края по альпинизму. Все должны были ему подчиняться. ВСЕ! Но, не я. Я в жизни никому не подчинялся. Тема была закрыта. Но, я почувствовал ветер Гор. Почувствовал и поэтому все мое дальнейшее повествование об этом виде спорта в эти годы пойдет от меня лично. Хотя всю информацию я получал от всех ребят Приморского края. Все мне помогали. Делали это бескорыстно и просто. У нас в те времена все было просто. Кто хотел, тот получал. И по морде, кстати, тоже. Все было. Не стеснялись.
Вадим Гайнеев в 1982 году |
Кольцов Александр, собственной персоной |
Рогалевич Александр, собственной персоной |
Блин! Забежал опять вперед. Все по порядку. Наша Сборная СССР по альпинизму штурмует Эверест. Своей массовостью показывает одно. Альпинизм меняется. Глобальные задачи в горах могут решать только команды. Индивидуумы должны быть. А куда без них? Но первичное - это команда. Только сейчас я понимаю это значение – КОМАНДА. Я испытал это счастья в разных командах. Есть, о чем рассказать и есть с чем сравнить. Сейчас у нас на Дальнем Востоке в альпинизме не только разруха, да, его вообще нет. Есть индивидуумы, которые воспитаны старичками на ДУХЕ команд. Вот этим остатки былой мощи и живут. Вернее – СУЩЕСТВУЮТ. Не Хрена они не живут. Они СУЩЕСТВУЮТ.
С хорошим началом приходит и дурная весть. НАШ Витя Шкарбан прошел весь отбор перед Эверестом. Повторяю – ВЕСЬ! Он успешно вошел в Сборную СССР для восхождения на пик Эверест. И что? Сидел в самолете и счастливый ждал вылета в Дели. Подходят к нему два Кента в костюмах и просят его спуститься для решение маленькой неувязки. Он покидает самолет, а у начала трапа на борт лайнера с рюкзаком его ожидает уже другой альпинист. Кто? Да кая разница. И почему это произошло? Да какая сейчас разница. Мы периферия. Для нас любой человек прорвавшийся в верхние эшелоны альпинизма, как БОГ. Мы следим за ним, подражаем ему. И что? И что потом в эти переходные годы мы думали о СССР? Понимаете? На самом деле все произошло с Россией не в 90е годы. Это ложь. В 70е годы люди бежали с СССР, а в 80е просто сотнями садились в транспорт и на всегда уезжали за кордон. Они искали лучшей жизни? Не думаю. Они просто устали и хотели пожить ЛЮДЬМИ.
Уезжали, но не все. Я остался. Почему. Мозгов не было. Поэтому Приморский край рванул в альпинизме так бурно в начале 80х, что штаны трещать стали. При этом, почти, не изменился состав лидирующих альпинистов. Именно, лидеров. Все те же лица, а во круг них много молодежи. Очень много – А кто работал?
Молодые спасатели в деле. Сборы, учеба и восхождение на Ключевкую сопку |
Экипировка для тех лет передавая – Палатка «Серебрянка» |
Сборы проводили не только в Приморском крае, но и на Байкале |
От куда молодежь? Вот тут-то и возникает второе дыхание Горного факультета ДВПИ. Они все там, все личности. Молодые, задорные хлопцы, которые показывают себя только на слетах ТУРИЗМА. Чуть не забыл братьев наших меньших - Скалолазов. Точно! И на соревнованиях по скалолазанию. А где им еще светиться? Их быстро замечает Железняк Игорь и Сергей Эйдус. Конечно НАШ ШЛЕМ (Шлемченко Сергей). А куда без него? А вот тут самое интересное. Этот вопрос я умышленно не затрагивал в предыдущих статьях. Это, на самом деле моя тема. Но, я отходил от нее. Почему? Хотел описать ее более подробно и отдельно. Время пришло, раскрываю карты.
БАЗА! Так, на какой базе формируется будущий костяк альпинистов? Не поверите, всех активных и сильных под свои знамена собирает Туристическая Контрольно-спасательная служба Приморского Краевого Совета по туризму и экскурсиям. В те годы во главе этой службы стоит Мальцев. Все в ней числятся спасателями-общественники. И не только числятся. Упал вертолет в горах Приморского края. Ребят туда. Пропал человек, опять же всех туда. Трагедия в пещере – общественники там. Работы всегда хватало. Все там! Молодые, задорные гарные Хлопцы: Немецкий Рогалевич, Колцов, Доброшевский. Там же и Эйдус и Шлемченко. Все как один.
На подходе уже разминаются и готовы войти в дело: Шаповаленко Игорь, Попов Александр Мельник Володя. Они не просто молодежь. Они буянят и подтягивают к себе еще более молодых ребят. Появляется целая волна ТУРИСТОВ 0 ГОРНИКОВ, СПЕЛЕОЛОГОВ. А главное готовых спортсменов СКАЛОЛАЗОВ. Ребята готовятся к горам. НО, всех всегда много, а кто работал?
Анатолий Черных, собственной персоной |
Начнем с лидеров. С кого начинали делать команды по альпинизму в 1982 году: Железняк Игорь на базе ДСО «Зенит» подтягивает в свою команду Сергея Шлемченко, Куценко Витольдича, Кольцова Александра, Толю Черных и Тюрина Андрея. Из начинающих альпинистов он берет меня и Вадима Гайнеева. Кого еще? Матыцина Андрея? Каморевцеву Татьяну? Безмен Лену? Конечно. Все у него схвачено. Игорь понимает одно дети детьми, а команда в альпинизме — это совершенно другое. На Черныха Толю ложиться огромная ответственность в двух направлениях:
1. На базе завода «Аскольд» в городе Арсеньеве, где выпускали самолеты, а потом и вертолет «Черная Акула» создать процесс изготовления альпинистского снаряжения.
2. Начать подготовку набора молодых альпинистов в этом городе.
Толя Черных и Андрей Тюрин с честью справляется с этими двумя поставленными задачами.
А что делает в это время Эйдус Сергей. Сергей понимает, что отдавать людей Железняку нет никакого смысла и ждать чего-то при этом. Нужно самому разворачивать свое знамя. Эйдус не Сталин и в корне отличается от Константиныча. Этот факт, в конечном итоги, сыграло свою роль в развитии альпинизма в Приморье. Он не торопится и выжидает. Рядом с ним его соратник Лариса Филиппова. В находке тренируется и готовиться к выезду в горы Володя Гордеев. Шлем, Шлемченко Сергей, между ними. Сергей Эйдус весь в работе, в полях. Он ведь геолог.
Константин Доброшевский, собственной персоной |
Александр Попов в молодые годы |
Что бы закрыть тему по Владивостоку в начале 80х я дам Вам воспоминания Константина Доброшевского. Константин в это время был не просто выпускник ДВПИ. По словам Сергея Эйдуса это был сильный и перспективный альпинист. Сильные люди всегда выбирают свой путь в жизни сами и Константин выбрал его просто – Он ушел с головой в профессиональную работу и на всегда оставил эту затею – Альпинизм. Успев, при этом сделать свой явный след и в альпинизме:
«Весной 1983 г. мы впервые выехали на соревнования по скалолазанию под Находку. Было открытое первенство НСРЗ и они пригласили нас. Большинство отнеслось к этому без энтузиазма. Поехали Доброшевский К., Новиков В. и Попов А. Шаповаленко И. заболел желтухой и пропустил полгода. Несмотря на то, что мы не заняли призовых мест, выступили мы хорошо. Я был снят, так как после спуска не попал в стартовый коридор (тогда были такие правила, нужно было дюльфернуться в строго ограниченную площадку), но по времени я был второй и ребята были рядом с призами. Следует отметить, что мы уже самостоятельно лазали с нижней страховкой по скалам Екатериновки. Опыта не было, но всё закончилось хорошо.
Молодежь с лева на право: Шаповаленко Игорь, Мельник Володя, Доброшевский Константин, Суприянович Игорь |
Осенью 1983 г. мы участвовали в краевых соревнованиях «Кубок Пржевальского» На этих соревнованиях блестяще выступил Шаповаленко И. Он выиграл один вид, а в двух других стал призером. В связке вместе с ним я занял второе место. Следует отметить, что все последующие годы до 1988 г. мы выступали с Игорем в одной связке и всегда были в призах. Эти соревнования примечательны тем, что после них ко мне подошел Железняк И. и рассказал, что организуется федерация альпинизма и скалолазания края, и предложил сотрудничество и помощь.
Доброшевский Константин и Суприянович Игорь на Екатерининском массиве под городом Находка |
Хершберг Борис, собственной персоной |
Багиров Сергей, сильнейший скалолаз Приморского края |
В течение 1984 г. Шаповаленко И. и Доброшевский К. выполнили норматив КМС по скалолазанию. 1983 г. в секцию к нам пришли Суприянович И. и Мельник В. Они сразу увлеклись скалолазанием, мечтали о горах, и я с гордостью могу сказать, что был их первым наставником, учил их азам скальной техники и стал просто другом. Оба позднее выполнили норматив КМС по альпинизму, Игорь стал «Снежным барсом». В том же году к нам пришли Хершберг Б., Багиров С. из ДВГУ. Багиров С. - отличный скалолаз (КМС) вместе с Петровым А. организовали у нас в клубе подсекцию скалолазания ДВГУ. Мы давали им снаряжение, привлекали к своим мероприятиям. Из этой подсекции вышел Марамчин Алекесандр.
Петров Андрей, собственной персоной |
Марамчин Александр в молодые годы |
С 1983 г. мы регулярно проводили первенства геофака, ДВПИ, а позднее и КС ДСО «Буревестник» по скалолазанию. На этих соревнованиях десятки скалолазов выполнили 1-3 разряды, а несколько человек стали КМС. Среди них девушки, которые долгие годы выступали за ДВПИ: Бабина И.(КМС), Шонова Т. (1разряд), Алексеева (Попова) И. (1р.)»
Самые активные Находкинцы. Семья |
Продолжаем говорить о лидерах. Железняк не ждет. Он запускает щупальца в город Находка и там пытается ввести в свою сборную опытных ребят с этого города. Получилось ли это у него? Не думаю. Находкинцы, как елка «Зимой и летом одним цветом». Как и Сергей Эйдус они ждут – «ЧЕ» будет дальше? У них в это время сформировался огромный коллектив. Но, в нем нет ясной линии в развитии альпинизма в этом городе. Нет лидера и специалиста по Большим горам. А кто есть?
Коля Трофименко сильнейший альпинист Приморья |
Гена Трофименко, собственной персоной |
Аркадий Соловей с папочкой |
Всегда впереди: Братья Трофименко (Коля и Гена). Аркадий Соловей пока справляется со всем на соревнованиях по скалолазанию внутри Приморского края. Рома Галин всегда рядом с Арканом. Возникает какое-то движение между Железником и Находкинцами. Возникает. Молодые ребята Новацкий, Борис Хершберг становятся под знамена Железняка и пытаются попасть в его сборную. Я это прочувствовал очень сильно. Они проводят постоянные командные сборы в районе горы Брата. Если молодежь проста в понимании требований Железняка, то бывалые Секачи осторожничают. Они не привыкли, что бы ими руководил ЧУЖАК. Им Железняк не по нутру. Это видно не вооруженным взглядом.
Роман Галин всегда спокоен и уравновешен |
Морозов Александр, сильнейший альпинист Приморского края |
Генка Шаферов, собственной персоной |
Повторюсь. Находкинцам нужен лидер и он приехал во Владивосток. Так кто же этот ЛИДЕР? Он заканчивает Рижское летное училище. КМС по альпинизму, инструктор по альпинизму. Приезжает во Владивосток к своему отцу. Отец отставной военный, проживает в районе улицы Карбышева. Гена внимательно изучает положение дел в Приморском крае. Понимает психологию альпинизма Приморья. Чувствует, что может попасть в неприятную ситуацию. По своему характеру этому человеку нужен только альпинизм, горы и люди в горах. Надежные люди. Вы знаете, а я ведь один из первых, кто увидел НОВЕНЬКОГО в районе «2-ой Речки» города Владивостока. Он скромно пришел, увидел, что стены на карьере заняты и ушел в соседний карьер. Там бил крючья. А потом мы пообщались, и он исчез. Не на долго.
Дементьев Сергей, собственной персоной |
Суроиянович Игорь, собственной персоной |
Баламут Щеглеватых Сергей, собственной персоной |
Что делает Генка. Повторюсь. В ДВПИ нет никакой секции альпинизма. Зато там работает молодежная секция спелеологии «Тюфяки». И, как я понял, по рассказу Кости Доброшевкого, скалолазы. Вот здесь у меня провал в памяти. Константин говорит, что уже в полную силу работает и Петров и Багиров. То есть, как я понимаю, все намекают на то, что скалолазание в это время уже прекрасно себя чувствовало и без альпинизма. Почему я так говорю? Ни Петров не Багиров не имели никакого отношения к альпинизму. Он им был не нужен. Скалолазание в это время становилось самостоятельным видом спорта. А все трассы для соревнований им, по-прежнему, готовили ОБОЛДУИ альпинисты. Вот тут-то у меня провала в памяти нет. Сто пудов - нет.
Генку Шаферова все устраивало. Он внимательно изучил положение дел и скалолазов и спелеологов. Все что осталось сделать Геннадию – это собрать молодых ребят и предложить им свою идею – Альпинизм. Нет там ни Сергея Эйдуса, ни Игоря Железняка, нет Миргородской Татьяны. Есть не паханое поле молодежи. Гена создает на базе ДВПИ секцию альпинизма. У них есть помещение со столами, стульями и бытовкой для хранения снаряжения. Есть синее знамя «Тюфяков». Есть уже взрослая молодежь 3-4 курсов.
А теперь поименно: Геннадий Шаферов – БОСС. Сергей Дементьев, очень стеснительный, интеллигентный мальчик. Он сразу был серьезно воспринят Геной. Затем у Гены появляется Игорь Суприянович. Игорь резко заходит в клан Шафирова. Бросает этих скалолазов и провозглашает себя Альпинистом. Так кто же был, на самом деле Игорь Суприянович? До мозга костей экстремал. Если увлечётся чем-то, то его уже и огнем от отвадишь от своего увлечения. И наконец третий молодой «мушкетёр», Сергей Щеглеыватых. Разбойник с большой дороги – «Бедный студент». С одной стороны, он был Баламутом, с другой – на пятом курсе ДВПИ стал «Снежным Барсом России».
Ну, вроде и все. Вы скажите еще как минимум десять человек. (Силаев). Ребята! Не смешите меня. В это время там крутились и Вовка Мельник к и Игорь Шаповаленко. Были ли они люди Гены? Вряд ли. И я в этом уверен. Потому что в плотную общался с ними. Вместе ходили на тренировки. Народу было всегда много. Гену устраивала массовость. Он подбирал людей, которые не входили ни в какие группировки. Геннадий организовал тренировки в закрытых помещениях. В зале Мед института, а потом в Краевом доме Физкультуры. Повторяю, народу было не продохнуть, но я буду продолжать писать о его команде, именно только о этих четырех альпинистах. О, нет. О пятерых. Я забыл еще одного беспризорника, Димку Рудниченко (Рудика). Этот парень заслуживает особого внимания. Где этого Маугли выловили? Я не знаю. Генка его уважал и Димон был верным соратником команды Генки Шафирова до последней минуты их жизни.
|