Автор: Оксана Северюхина, г.Санкт-Петербург

Отчет о горном туристском походе 1 к.с. по Архызу совершенном с 18 июля по 28 июля 2016 года

Справочные сведения: Проводящая организация: Клуб Туристов СПбГУ (Клуб Туристов Университета)

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, 10-я линия В.О., д. 33, ауд. 18 http://ktu.spbu.ru/

Место проведения: Российская Федерация, Республика Карачаево-Черкесия, Архыз.

Таблица 1.1 – общие сведения о маршруте

Район похода

Архыз, Республика Карачаево-Черкесия, Российская Федерация

Вид туризма

горный

Категория сложности

первая

Протяженность активной части похода

114 км, из них в зачёт 110 км (по GPS)

Продолжительность

общая: 16 дней

ходовых: 11 дней

Сроки проведения

16 июля – 31 августа 2015 года/

18 июля – 28 августа 2015 года

Подробная нитка маршрута Заявленная

пос. Архыз – Лунная поляна - д.р. Архыз - пер. Чилик (1А, 2890) - пер. Кынхара (1А, 2780) - пер. Речепста (1А, 3000) - г. Речепста (рад, н/к, 3215) - оз. Кафяр – пер. Мылгвал (1А, 2848) - пер. Агур(1А, 2850)- пер. Федосеева (1А, 2987) - пик Динника (рад, н/к, 3173) - Лунная поляна - слияние рек Дукка и Архыз - оз. Семицветное - пер. Айюлю (1А, 2890) – д.р. Белая – д.р. Псыш - пер. Караджаш (1А, 2960) - Софийские озера - пер. Иркиз (1А, 2880) - ур. Ледниковая ферма - Софийские водопады - пер. Софийское седло (н/к, 2640) - поляна Таулу - пос. Архыз

Выполненная

пос. Архыз – Лунная поляна - д.р. Архыз - пер. Чилик (1А, 2890) - пер. Кынхара (1А, 2780) - оз. Кафяр –пер. Мылгвал (1А, 2848) - пер. Агур(1А, 2850) - пер. Федосеева (1А, 2987) - пик Динника (рад, н/к, 3173) - Лунная поляна - слияние рек Дукка и Архыз - оз. Семицветное - пер. Айюлю (1А, 2890) – д.р. Белая – д.р. Псыш - пер. Караджаш (1А,2960) - Софийские озера - пер. Иркиз (1А, 2880) - ур. Ледниковая ферма - Софийские водопады - поляна Таулу - пос. Архыз

Определяющие препятствия маршрута

Адрес хранения отчета

Печатная версия отчета хранится в МКК Клуба Туристов СПбГУ по адресу

Санкт-Петербург, 10 линия В.О., д.33, Институт наук о Земле СПбГУ, ауд.18

Электронная версия отчета хранится на сайте http://ktu.spbu.ru/

Заключение по заявочным материалам

МКК Клуба Туристов СПбГУ Шифр МКК: 178-26-023000000

Номер маршрутной книжки: № 05/16

Основная часть

Общая идея похода, выбор района и логика построения маршрута

Идея похода — пройти красивый и довольно спортивный маршрут 1 к.с. Данный поход был первым для руководителя в такой роли, только двое участников, включая руководителя, до этого участвовали в горных походах. Это добавляло ответственности всему мероприятию. При этом опыт походов был не у всех участников: некоторые ребята надевали рюкзак второй раз в жизни. Поэтому целью было не только пройти хороший маршрут 1 к.с, но и познакомить участников с особенностями туризма, в частности горного.

Для района проведения похода выдвигались следующие требования:

• Не очень высокий район с разнообразием перевалов 1А
  • Возможность быстрого выхода с маршрута к транспорту/МЧС
  • Легкая логистика до выхода на маршрут и посл
  • Красивые места и цветущие долины

Всем этим требованиям удовлетворяет района поселка Архыз, очень популярное место проведения несложных походов 1-2 к.с. Район состоит из нескольких хребтов: Абишир-Ахуба, Габула и Софийский.

В окрестностях пос. Архыз находится около 60 горных озер, переливающихся всеми оттенками бирюзового и синего, а также Софийский ледник и водопадвысотой 120 м расположенный под ним. Кроме этого в долинах и на горных склона растет бесчисленное множество невероятно красивых цветов.

Маршрут похода состоит из двух колец.

Первое кольцо – хребет Абишир-Ахуба, пройденный с «обратной стороны». Маршрут был составлен таким образом, чтобы уменьшить нагрузку в первые дни и избежать быстрого набора высоты. Чаще всего данную часть маршрута проходят в обратном порядке, начиная с подъема на перевал Федосеева.

Второе кольцо охватывает перевал Айюлю, д.р. Псыш, а также перевалы Караджаш и Иркиз, в конце маршрута находятся изюминки Архыза: Софийские озера и водопады. Таким образом, в заключительные дни похода при соблюдении графика движения остается время на просмотр этих достопримечательностей.

Основные минусы района – его популярность, как следствие, на отдельных участках маршрута можно было встретить толпы отдыхающих туристов матрасников.

Данные район позволяет построить маршрут, на котором возможен оперативный выход в случае непредвиденной ситуации.

На маршруте предусмотрены следующие аварийные выходы: 4, 5 дни – в д.р. Архыз через пер. Речепста.

8, 9 дни - спуск в д.р. Псыш к поляне Таулу 10, 11 дни – спуск в д.р. Гаммеш-Чат

Финансовые затраты

Наименование

Стоимость на одного человека, руб.

Трансфер

Итого

Транспорт

Вся группа добиралась до маршрута на поезде №049АА Спб – Кисловодск и

№121СА Владивосток - СПб на обратном пути соответственно. Хочется отметить, что в походе мы смогли погреться только в поезде, т.к. температура в вагоне по пути туда достигала 39 градусов. Отправной станцией на Кавказе был Невинномысск.

Хочется обратить внимание на то, что в летнее время билеты на южное направление раскупают быстро, поэтому необходимо приобрести билеты заранее.

Трансфер до пос. Архыз был организован фирмой Барс. Контакты: 7(928)6563140, bars@dombai.info

Водитель Ислам – настоящий шумахер, обладает отличной реакцией при обгоне транспорта по встречной полосе на поворотах.

МЧС, пропуска в погранзону

Для прохождения маршрута необходимо зарегистрироваться в МЧС. Это возможно сделать двумя способами.

Первый через Карачаево-Черкесский ПСО МЧС России: необходимо предоставить, на электронный адрес (pso272@mail.ru) или телефон (8-8782-23-90-60 8- 963-286-0993)информацию о группе, участниках и маршруте. Второй способ непосредственно на базе МЧС в Архызе. База расположена по пути из Архыза в пос. Пхия. Координаты: N43°32.275’E41°12.128

Здесь сотрудники МЧС зарегистрируют вас в книге и тоже сообщат в Черкесск. Еще можно обрадовать сотрудников МЧС и распечатать план маршрута и список группы, это редкость, поэтому они очень радуются.

Кстати, не многие пользуются такой возможностью, но на базе МЧС можно оставлять заброску и личные вещи на хранение во время похода.

Несколько лет назад погранзона была уменьшена до 5 км, поэтому мы могли не оформлять пропуска. На нашем маршруте погранпост встретился в д.р. Псыш. Для прохождения необходим российский паспорт. Для более приятного и короткого диалога можно заранее подготовить листок, содержащий информацию о маршруте и участниках (паспортные данные, регистрация).

Фото 2.1 - база МЧС

Связь на маршруте

На маршруте мы использовали мобильную связь МТС и Мегафон, связь есть в д.р. Архыз, с перевала Федосеева, а так же на поляне Таулу. Так же здесь был интернет, поэтому была возможность отправлять фотографии в «цивилизацию» прямо с маршрута, чем мы неоднократно пользовались.

Бензин

Для приготовления пищи использовались две мультитопливные горелки PPIMUS. Бензин «Калоша» был бережно провезен в поезде из Санкт-Петербурга, поэтому проблем с чисткой горелок не возникало.

Третья горелка MSR, взятая на запас, пала смертью храбрых при первом же приготовлении пищи.

Страховка

На время прохождения похода наша группа была застрахована от несчастного случая в страховой компании «ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК». Общая страховая сумма 800000р. Вид спорта – горный туризм.

Сокращения и понятия, принятые в отчете

Понятия «левый» и «правый» даны в орографическом смысле, если не указано

Координаты приведены в системе WGS 84.

Указано чистое ходовое время, если не указано иное. Произведено округление до 5

Чистое ходовое время (далее – ЧХВ) дано по последнему участнику, от привала до привала, с учётом времени переправ, разведку троп и мест ночёвок и т.п., если не указано иное.Обзорная карта района и маршрут

Карта 2.1 маршрут по дням

Ходовое время, мин

Погодные условия

18.07.2016

пос. Архыз - Поляна у базы МЧС (заброска) - д.р. Архыз (поворот на Пхию)

10,9

+362

-133

Солнечно, переменная облачность, ночью гроза

19.07.2016

м/н -подход под пер. Чилик

8,6

+930

-175

Сильный дождь, переменная облачность, в конце дня сильный ветер

20.07.2016

-588

Дождь, сильный ветер, облачно

22.07.2016

м/н - оз. Кафяр - оз Провальное - пер. Мылгвал (1А, 2848) - озера м/у пер. Мылгвал и пер. Агур

7,2

+796

-359

23.07.2016

м/н - пер. Агур(1А, 2850)- пер. Федосеева (1А, 2987) - пик Динника (рад, н/к, 3150) - Лунная поляна – мост через р. Архыз

14,6

+998

-97

27.07.2016

м/н - пер. Караджаш (1А, 2960) - Софийские озера- пер. Иркиз (1А, 2880)

9,1

+520

-1065

Облачно, дождь

28.07.2016

м/н - Софийские водопады - пер. Софийское седло (н/к, 2640) - ур. Ледниковая ферма

15,9

+586

-1076

Переменная облачность, гроза

*По данным GPS, общее за день

Высотный график

Техническое описание

Первое кольцо День 1 (18 июля)

В это утро у нас был самый ранний подъем за поход. В 5.05 мы прибыли на вокзал г. Невинномысска. У вагона нас встречал наш водитель Ислам. Мы загрузились в машину и двинулись в путь. Дорога до базы МЧС занимает около 3х часов.

Прибыв на место, мы первым делом зарегистрировались в МЧС, перепаковали вещи и оставили заброску и наши «городские» вещи в одном из ангаров на базе. Сотрудник МЧС поинтересовался у нас, есть ли в оставленных сумках продукты, но потом успокоил, что у них водятся только двуногие крысы и мы можем не беспокоится за сохранность.

Карта 3.1 - день 1

В 10:00 выходим на маршрут. Солнечно. Вдоль левого берега р. Архыз хорошая асфальтированная дорога в пос. Пхия. Этот район стал в последнее время очень популярным местом отдыха не только летом, но и зимой. На пути встречаем несколько баз отдыха и канатную дорогу.

Ближе к полудню доходим до моста через р. Архыз (Фото 3.1) и уходим с асфальтной дороги на грунтовую (Фото 3.2), переходим ручей и встаем на обед. После обеда за 2 коротких перехода доходим до моста через р. Речепста, уходим дальше по левому берегу и ставим лагерь. По пути на повороте р. Архыз стоит кош, где можно приобрести Айран и сыр, не рискуем. День теплый и солнечный, поэтому мы успели покупаться в речке и немного позагорать. Вечером грелись у костра под песни и гитару. Отбой в 23:00. ЧХВ: 130 мин

Расстояние за день: 10,9 км Координаты основных точек:

1883м

Фото 3.1 - мост через р. Архыз

Фото 3.2 - дорога в д.р. Речепста

День 2 (19 июля)

Это была самая страшная ночь за поход. Около 2:00 земля затряслась от грома и началась гроза, длившаяся несколько часов с короткими перерывами. Молнии ударяли в соседние склоны и освещали все вокруг.

Подъем 8:00 – дежурные, 8:30 – группа. Во время приготовления завтрака и сборов моросит дождь, усилившийся ко времени выхода. К 11:00 дождь становится меньше, выходим на маршрут.

Карта 3.2 - день 2

Возвращаемся к мосту через р. Речепста и идем по тропе/ручью вверх по склону (Фото 3.3). Через переход дождь прекращается, вокруг невероятно красивые склоны, периодически на нас находят облака. На склоне огромное количество троп, натоптанных коровами – очень сложно не сбиться с необходимой.

Обедаем на правом берегу реки, напротив вершины Речепста. Чуть выше по течению на противоположном берегу стоит кош, около которого проходят тропы в нужном нам направлении (Фото 3.4). Кош охраняют несколько страшных собак, поэтому обходим его по правому берегу и чуть выше бродим реку.

На ночевку встаем под нашим первым перевалом Чилик (Фото 3.5). Облачно, сильный ветер. В эту ночь предусмотрительно ставим громоотвод из треккинговых палок на холме, чуть поодаль от палаток. Ложимся спать в 22:00. ЧХВ: 270 мин

Расстояние за день: 8,6 км Координаты основных точек:

43°3624 41°448

2358м

43°376 41°348

2636м

Фото 3.3 - д.р. Речепста

Фото 3.4 - д.р. Речепста

Фото 3.5 - озеро под перевалом Чилик

День 3 (20 июля)

Подъем в 6:30 дежурные, в 7:00 – группа, облачно. Пока дежурные варят кашу, остальные успевают сделать зарядку и постоять в планочке. Зарядка становится неотъемлимой частью нашей утренней походной жизни.

Карта 3.3 - день 3

Переходим ручей, вытекающий из озера и поднимаемся до тропы, ведущей к перевалу Ацгара, это некатегорийный перевал, далее наша тропа отделяется и выходит на перевал Чилик. Тропа хорошо просматривается, поэтому не возникает никаких сложностей при подъеме. На перевале находим 2 записки. Первая из которых утверждает, что мы находимся на перевале Кынхара, найдя вторую, убеждаемся, что мы все-таки на месте Спуск с перевала представляет из себя тропу по осыпи, по которой мы проходим огибая снежники (Фото 3.7). Необходимо отметить, что тропа на спуск начинается чуть выше перевала, и проходит между скальных выступов. Спуск дается нам очень быстро и уже в полдень мы подходим к озеру Чилик (Фото 3.8). Озеро окружено полянами Рододендрона, очень красиво (Фото 3.9). Устраиваем обед и первые купания. На озере встречаем группу ребят из Краснодара, в прошлую ночь сильный ветер сломал несколько дуг на палатках, ребята устроили полудневку, мужчины ремонтируют дома. После обеда решаем штурмовать второй перевал. Четкой тропы нет, поэтому идем вверх попеременно по траве, осыпи, камням среди которых просматривается снежный силуэт парящего орла(Фото 3.10). Силы покидают нас, но мы держимся. На спуск перевал травяной, за один короткий переход спускаемся к месту ночевки у озера под перевалом (Фото 3.11).

Пер. Кынхара(1А)

Высота: 2780м.

Координаты по GPS: 43°3749 41°612 Расположение: р.Кызылчук - оз.Чилик Прохождение: с запада на восток

Характер перевала: травянисто-осыпной, на подъем травяной склон переходящий в осыпь, на спуск – травяной склон, вытоптанными ступенями. Прохождение перевала в дождливую походу опасно из-за крутизны травяного склона

Снята записка: группы туристов горного клуба «Крокус», Краснодар от 20.07.2016 Необходимое снаряжение: треккинговые палки, каски

Вечером небо было ясное и мы наслаждались лунной дорожкой в ближайшем озере. Отбой в 21:40. ЧХВ: 330 мин

Расстояние за день: 7,3 км Координаты основных точек:

Фото 3.9 – рододендрон

Фото 3.10 - подъем на пер. Кынхара

Фото 3.11 - спуск с пер. Кынхара

День 4 (21 июля)

После сложного денька решаем поспать подольше, подъем в 8:30 и 9:00 у дежурных и группы соответственно. На улице очень сильный ветер и дождь. Отменяем план по подъему на вершину Речепста с одноименного перевала. Почему бы не устроить завтрак прямо в постель?

Карта 3.4 - день 4

День не предвещал беды: после завтрака мы собрались все в одной палатке, играли в игры, спали и кушали, но к 3 часам дождь прекратился, и мы решили сделать пару переходов в д.р. Кызылчук. В долину реки мы спустились по склону, потеряв тропу, это позволило нам лишний раз потренировать броды. По правому берегу идет хорошая тропа(Фото 3.12). Снова начинается дождь, внизу в долине туман, видимость становится очень плохой, поэтому решаем найти удобное для стоянки место и ставить лагерь (Фото 3.13). Вечером дождь, отбой в 22:00. ЧХВ: 120 мин

Расстояние за день: 4,4 км

Переход р.Кызылчук

43°373 41°75

2460м

43°383 41°823

2170м

Фото 3.12 - д.р. Кызылчук

Фото 3.13 - туман в д.р. Кызылчук

День 5 (22 июля)

Подъем в 6:30 – дежурные, в 7:00, все остальные. По долине гуляют облака, утро просто потрясающее, вокруг красивые скалы и светит солнышко. Мы делаем зарядку.

Карта 3.5 - день 5

Идем по левому по левому берегу реки (Фото 3.14), выходящей из озера Кафяр, по правому берегу видим группу туристов порядка 20 человек, там идет более натоптанная тропа тропа. Выше бродить реку без натягивания перил — опасно, т.к. река имеет сильное течение, поэтому продолжаем движение по этому берегу. Выходим к озеру, обходим его с восточной стороны (Фото 3.15).

На южном берегу после пары небольших переправ решаем искупаться. Вода чистейшая и бодрящая.

Продолжаем движение к перевалу Мылгвал, через пару переходов доходим до озера провальное и останавливаемся на обед. Здесь есть одна из достопримечательностей Архыза — провал, в который стекается вода с ближайших озер и появляется уже на озере Кафяр (Фото 3.16).

Далее к перевалу идет тропа, поднимаемся и видим перевальный взлет по левому берегу озера (Фото 3.17).

После перевала по снежнику выходим на озера перед перевалом Агур (Фото 3.19). наиболее подходящее место для ночевки — южный берег одного из озер. Отбой в 22:00, место стоянки хорошо подходит для просмотра звезд.

ЧХВ: 250 мин

Фото 3.17 - подъем на перевал Мылгвал

Фото 3.18 - подъем на перевал

Фото 3.19 - путь к ночевке

День 6 (23 июля)

Ранний подъем в 6:30(7:00), день предстоял очень долгий. Погода снова балует: солнечно, иногда появляются облака. Выход в 8:30, за один переход доходим до перевала Агур. К перевалу идет тропа по осыпи со снежными участками.

Карта 3.6 - день 6

Переход от перевала Агур к перевалу Федосеева занимает около 20 минут и проходит по снежнику и осыпи (Фото 3.20).

Пер. Агур (1А) в связке с перевалом Федосеева

Высота: 2850м

Координаты по GPS: 43°3524 41°118 Расположение: истоки реки Кяфар-Агур – д.р. Агур Прохождение: с запала на восток

Характер перевала: снежно-осыпной, на подъем мелкая и средняя осыпь, местами снег, на спуск осыпь, снег, движение плотной группой, по снегу ступени.

Снята записка: группы туристов горного туристического клуба «Крокус», г.

Краснодар, от 18.07.2016/ группы туристов «ТСК», г. Ростов-на-Дону от 21.07.2016 Необходимое снаряжение: треккинговые палки, каски

Дорога к пику Динника проходит по осыпи (Фото 3.21, Фото 3.23 - пик Динника), слева обрыв. Начинаем спуск с перевала Федосеева по осыпи, которая переходит в травяной склон(Фото 3.24).

Пик Динника (н/к)

Высота: 3150м

Координаты по GPS: 43°352 41°1152

Расположение: хребет абишир-Ахуба, восточнее перевала Федосеева Прохождение: радиально с перевала Федосеева

Характер пика: осыпной, со скальными выступами и обрывами Снята записка: не обнаружена

Необходимое снаряжение: треккинговые палки, каски

На середине спуска теряем тропу, идем вниз по травяному склону долго и мучительно (Фото 3.25). После выхода на дорогу останавливаемся на обед. Долго расслабиться не дали, нас выгнали коровы. После выхода на Лунную поляну часть ребят уходит на базу МЧС за заброской, остальные остаются отдыхать после продолжительного спуска.

После воссоединения группы идем еще один переход, сворачиваем на отходящую дорожку, останавливаемся на полянке. Песни под гитару у костра, жаренное маршмеллоу, теплый вечер, отбой в 23:00. ЧХВ: 520 мин

Расстояние за день: 14,6 км

Фото 3.23 - пик Динника

Фото 3.24 - спуск с перевала Федосеева

Фото 3.25 - д.р. Архыз

Второе кольцо День 7 (24 июля)

Подъем в 6:30(7:00), собираемся неторопливо, пьем какао и выходим в 9:10. Весь день нам необходимо идти вверх. Выходим на автомобильную дорогу, идем вдоль до поворота в д.р. Большая Дукка, сейчас происходит оживленная стройка моста через р Архыз.

Карта 3.7 - день 7

Это место очень популярно среди туристов-матрасников. Здесь большое число машин и палаток по берегам. Идем далее по дороге встречаем брод через реку , впадающую в Б.Дукку, т.к. течение не сильное переходим вброд (Фото 3.26).

Продолжаем движение по грунтовой дороге, далее она переходит в натоптанную тропу (Фото 3.27), по ней гуляют лошади.

Обед устраиваем около озера Семицветное (Фото 3.28), похода ухудшается, сильный ветер.

Далее к пер, Айюлю идет 2 дороги. Выбираем путь, который идет сразу на подъем, через переход теряем тропу и продолжаем движение по большим камням, направление выбираем по навигатору.

Выходим к месту ночевки на ближайшем озере под перевалом Олений, с северной стороны подъем на перевал представляет собой плохо заметную тропу по сыпухе, но нам на соседний перевал (Фото 3.29).

На поляне из камней сделаны защитные стенки от ветра, это не с проста. Отбой в 21:30. Ночью ветер был очень сильный, казалось, что сдует не только палатки, но и заградительные стенки. ЧХВ: 340 мин

Расстояние за день: 15,8 км Координаты основных точек:

Фото 3.27 - д.р. Большая Дукка

Фото 3.28 - Фото 3.28 - оз. Семицветное

Фото 3.29 - путь к озерам под пер. Олений и пер. Айюлю

День 8 (25 июля)

Подъем в 7:30(8:00), солнечно, небольшая облачность. На штурм перевала выходим в 10:15. За 20 минут выходим на седловину перевала по средней осыпи (Фото 3.30). Седловина широкая, на спуск снег (Фото 3.32).

Карта 3.8 - день 8

После озера под перевалом спуск в долину представляет собой хорошо натоптанную тропу (Фото 3.33). Группа идет быстро вниз, чувствуется, что у участников много сил и здоровые коленки.

На перекус останавливаемся в д.р. Белая в березовой роще. Особую опасность представляет собой стадо коров, пасущихся на лугах в долине реки, они напали на нас во время дремы и съели половину нашего обеда. У представителей данного стада притуплено чувство страха, они не обращают внимание на крики и шум. Для изгнания врага были изготовлены хлысты из кордитетов и копья из треккинговых палок.

Далее тропа идет по лесу с и выходит на дорогу, идущую вдоль р. Псыш (Фото 3.34). Дорога пересекает р. Белая, моста нет. Можно переправиться вброд по дороге либо чуть в стороне по бревну (Фото 3.35). Продолжаем движение по дороге. В д.р. Псыш расположен погран. пост. Выше было указано, что для более быстрого прохождения можно заранее подготовить лист, включающий информацию о маршруте и участниках.

Раньше через р. Псыш был построен мост, который со временем разрушился, сейчас от него остались лишь железные тросы и части деревянной конструкции (Фото 3.36).

Начинает моросить дождь, встаем на ночевку в долине перед пересечением с р.Аманауз. Отбой в 22:00. ЧХВ: 280 мин

Расстояние за день: 12,2 км Координаты основных точек:

Фото 3.34 - д.р. Псыш

Фото 3.35 - переход одного из рукавов р. Белая

Фото 3.36 - разрушенный мост через р. Псыш

День 9 (26 июля)

Подъем ранний, в 5:00. Вечером была произведена разведка д.р. Псыш до слияния с р. Аманауз с целью выбора места для брода. Наиболее оптимальным оказался вариант последовательного брода сначала р. Аманауз (Фото 3.40), далее Псыш. Обе реки состоят из нескольких рукавов, брод осуществлялся парами и занял 1 час.

Карта 3.9 - день 9

Уже на другом берегу был приготовлен завтрак и разведен костер, поэтому тепленькие и сытые участники были готовы преодолевать следующие препятствия. По правому берегу реки идет дорога, выходящая к летовке, после нее необходимо свернуть на тропу, ведущую к перевалу Кынхара. Подъем был очень быстрый за переход (30 мин) набирали по 200 метров по вертикали (Фото 3.40). В 12:30 мы были на безымянном озере, расположенном на высоте 2540м (Фото 3.42). Особенностью данного озера являются плавающие островки диаметром несколько метров. Было предпринято несколько отчаянных попыток узнать плотность этих островов, но никто не смог доплыть даже до ближайшего острова. С западной зачти озера открывается красивый вид на гору Псыш (Фото 3.41). Здесь мы устроили полудневку и понежились на солнышке, кто-то нежился в пуховке. Отбой в 21:40.

ЧХВ: 240 мин

Фото 3.40 - подъем к пер. Караджаш

Фото 3.41 - вид на вершину Пшиш

Фото 3.42 - озеро по пути к перевалу

День 10 (27 июля)

Подъем в 6:30 для дежурных, в 7:00 для группы. Мы долго наслаждались утром, красивыми видухами, но неожиданно нас обогнала другая группа, поэтому пришлось играть в догонялки. Выход на маршрут в 8:50.

Карта 3.10 - день 10

К перевалу Караджаш можно идти двумя путями: через озеро Кратерное, находящееся под вершиной Кель-Баши, и по долине. Выбираем путь по долине (Фото 3.43), тропа иногда теряется в камнях (Фото 3.44), ближе к перевалу появляются участки снега (Фото 3.45).

На перевале встретили туристов старшего поколения (Фото 3.46), они рассказали нам много историй про их восхождения на Кавказе. Удалось посмотреть альпеншток и ледоруб с шестигранником для «морковки»! Седловина перевала широкая, открывается красивый вид в д.р. София и на озеро Запятая (Фото 3.47).

Спуск с перевала (Фото 3.48). По пути к Софийским озерам встречаем озера, полностью покрытые льдом и снегом (Фото 3.49). За 2 коротких перехода (Фото 3.50) добираемся до Софийских озер – одной из главных жемчужин Архыза. Нам повезло, озера предстали перед нами покрытыми узорами из льдинок. Перед выходом на маршрут мы связались с группой Петроградского клуба туристов, совершавшей поход 1 к.с. в этом же районе (начало июля). Ребята рассказали нам, что в районе софийского хребта очень много снега, поэтому мы были очень рады, когда снег хорошо подтаял к тому времени, когда мы вышли в это место.

Район Софийских озер стал очень популярным местом среди туристов, на пути к перевалу Иркиз и далее по маршруты мы встретили несколько групп, которые совершали однодневные и двухдневные маршруты к озерам.

На перевале Иркиз (Фото 3.51) нам удалось посмотреть на горных козлов. Негодяи, они пытались сбросить на нас большие камни. Чуть спустившись с перевала можно увидеть справа тропу на перевал Баш-Джол, через него ходит большое число групп в Архызе (Фото 3.53). На спуске в долину начал моросить дождь, поэтому на спуске требовалось быть более внимательным. Долина реки Ак-Айры очень живописна (Фото 3.54). На правом берегу расположено огромное количество водопадов. Мы спустились чуть ниже в долину (Фото 3.55), ближе к слиянию с р. София и остановись на ночевку. ЧХВ: 300 мин

Расстояние за день: 9,1 км

Фото 3.53 - спуск с перевала

Фото 3.54 - спуск к водопадам

Фото 3.55 - д.р. Ак-Айры

День 11 (28 июля)

Подъем в 8:15 дежурные, в 8:45 группа. Переменная облачность.

Карта 3.11 - день 11

Спускаемся к д.р. София по тропе, она очень натоптанная и хорошая. Реку Ак- Айры можно пересечь по бревну недалеко от слияния с р. София. Далее тропа идет по левому берегу Софии и выходит к палаткам и ларькам, расположенным в долине (ур. Ледниковая ферма). Так мы оказались среди туристов-матрасников. Очень быстро добираемся по тропе ведущей к Софийским водопадам (Фото 3.56). Только мы из присутствующий решились пройтись под водопадами. За это нас угостили пирожками с капустой.

При спуске от водопадов нас настигла гроза, поэтому пришлось прятаться в кафешке и объедаться хычинами. Далее движемся по долине р. София (Фото 3.57). Вечером мы уже смогли насладиться цивилизацией, оказавшись на поляне Таулу. Здесь можно встретить много людей с палатками, так же на поляне находится рынок, где можно купить хычины, прочие продукты, сувениры. Отбой в 23:00. ЧХВ: 280 мин

Расстояние за день: 15,9 км Координаты основных точек:

Фото 3.57 - д.р. София, Софийский ледник

Фото 3.58 - поляна Таулу

Итоги, выводы и рекомендации

Район Архыза отлично подходит для походов 1 категории сложности, это изумительный район с красивыми долинами, в течении маршрута нам удалось посмотреть более 15 озер, а в некоторых даже искупаться.

Мы посетили все запланированное на маршруте, за исключением радиального восхождения на перевал и вершину Речепста. Решение об отмене восхождения было принято из-за плохих погодных условий: сильный ветер, сдувающий палатки и дождь.

В районе есть все, что необходимо при проведении похода такой категории сложности: несложные перевалы, легкая логистика, база МЧС.

Участникам удалось узнать, что такое горный поход, насладиться красотой горных долин и вершин, а также прочувствовать, что такое непогода в горах: нас не сломили ни грозы, ни ветра, ни моросящий дождь. При движении на маршруте нам встретились различные формы рельефа от дорог и тропинок, травяных склонов с различным углом наклона до осыпей, морен и снежников. Таким образом, участники потренировали технику спуска и подъема по различным формам рельефа, в т.ч. рубка ступеней при движении по снежным участкам. Кроме этого, для дальнейшей мотивации удалось посмотреть на несколько высоких снежных вершин и ледников, расположенных в районе.

Благодаря заброске, оставленной на базе МЧС, удалось уменьшить вес рюкзаков на маршруте.

Общие рекомендации

Маленький лайфхак, если начинать маршрут с перевала Федосеева, то вместо длительного подъема по склону можно воспользоваться подъемником, расположенным на т/б Романтик.

При подготовке личного снаряжения необходимо позаботиться о наличии теплой и непромокаемой одежды, подготовиться к возможной затяжной непогоде.

У туристических групп, проходивших маршрут параллельно нашей возникали сложности с ремонтом палаток, т.к. из-за сильного ветра ломались дуги, поэтому, не смотря на простоту района, необходимо заботиться о хорошем ремнаборе.

Заброску можно оставить на базе МЧС, в некоторых отчетах можно найти информацию о том, что заброску оставляют в Коше в долине р. Речепста.

Потенциально опасные участки маршрута

Наиболее непредсказуемым участком маршрута являлся брод через реку Псыш, т.к. ранее существовавший мост был разрушен несколько лет назад. Бродить реку необходимо ранним утром, когда уровень воды ниже. Наиболее простым местом показалось слияние рек Псыш и Аманауз, в этом месте реки распадаются на несколько рукавов, поэтому появляется возможность последовательного брода каждого.

Необходимо проявить особую осторожность на перевале Мылгвал со стороны долины озера Кяфар, т.к. с этой стороны перевала расположено озеро, которое можно

обойти по сыпухе уходящей в воду либо по скалам с другой стороны, оба эти варианта довольно опасны для прохождения группой неопытных новичков.

Перечень наиболее интересных объектов на маршруте

• Софийские озера

• Софийский водопад

• Озеро Кяфар и провал, расположенный выше него

• Озеро Семицветное, расположенное в долине реки Большая Дукка

• Озеро расположенное на высоте 5440 перед перевалом Караджаш со стороны р. Псыш, его особенность – несколько островов, расположенных в северной части озера

Фотографии перевальных записок

Фото П1.0.1 - перевальная записка с перевала Чилик (некорректная)

Фото П1.2 - перевальная записка с перевала Чилик

Фото П1.3 - перевальная записка с перевала Кынхара

Фото П1.4 - перевальная записка с перевала Мылгвал

Фото П1.5 - перевальная записка с перевала Агур(1)

Фото П1.6 - перевальная записка с перевала Агур(2)

Фото П1.7 - перевальная записка с перевала Федосеева

№ п/п

Кол-во

Одежда

Анорак дышащий/ветро-водостойкий или мембранная куртка

Штаны дышащие/ветро-водостойкие или мембранные

Пуховка или пуховый жилет

Поларка или флиска или толстое термобелье

1-2

Термобелье верх-низ, комплект

Футболка/рубашка с длинными рукавами и желательно с воротником, светлая

Футболка с короткими рукавами

Ботинки горные

Кроссовки легкие, нескользкие или кеды (для бродов и подъездов)

Кепка, панамка (должна максимально закрывать шею и уши)

Подшлемник (тонкая балаклава или buff)

Шапка теплая

Перчатки

Фонарики (гамаши)

Легкие ходовые штаны, желательно трансформируемые в шорты (или как вариант легкой ходовой одежды на ноги: тонкая терма + шорты)

Носки термо легкие (треккинговые)

Носки термо теплые/зимние или полар (чтобы спать в них)

Плавки/купальник

Нижнее белье

Специальное

Обвязка верхняя

Прусик (6 мм)

Каска с самостраховкой и с возможностью закрепить фонарик

Карабин Key Lock с механической муфтой

Очки солнцезащитные (фактор защиты 3 или 4)

Фонарик налобный с новыми батарейками + 1 комплект запасных батареек

Треккинговые палки

Аптечка личная

Бинт стерильный шириной более 10 см

Бинт эластичный (по желанию)

Любимые таблетки (согласовать с доктором)

Помада гигиеническая

Пластырь рулонный

Общее

Рюкзак объемом не менее 80 л. для девушек и 100 л. для парней

Коврик

Пендаль

Спальник, t комфорта 0 °С

Накидка от дождя на рюкзак

Гермомешок (легкий) внутрь рюкзака

Пластиковая бутылка скрышкой или фляжка объемом 0,5 л.

Миска

Ложка

Нож

Кружка

Зубная щетка

Зубная паста (на палатку)

Паспорт

Деньги

Часы, желательно с будильником (можно на палатку, либо телефон)

Бумага туалетная

Спички в непромокаемой упаковке или зажигалка

список общественного снаряжения

* запасной день

список аптечки

Перевязочные материалы

- Пластырь: рулонный, шир. 3-5 см, х/б (лучше всего Omniplast) - 2 рулона + листовой (лучше всего Космос Эластик, т.к. он тянется) - 10 пластинок

- Бинты: стерильные - 14 см, 2-3 шт + по 1 у каждого, в полиэтилене стерильные салфетки - 2 пачки + по 1 у каждого эластичный бинт - 2 шт на колено + у тех, у кого есть проблемы - наколенники и т.д.

Обезболивающие

- Кетонал (5 ампул) - колоть по 1 при серьёзных травмах, особенно, когда чел. не может глотать, при черепно-мозговой травме.

- Кетонал в таблетках: по 100 мг. Принимать при болях суставов, позвоночника, зубов, ушей, травмах. Принимать по 1 таблетке.

- Цитромон - 2 упаковки, принимать при головных болях, в том числе при горняжке и простуде.

От живота

- Ношпа - спазмы в животе, подозрения на аппендицит (в этом случае другие нельзя!!) 2 пачки.

- Гастал - при гастрите (изжога, отрыжка, боль вверху живота) - 10 табл. Принимать на ночь, за пол часа до еды.

- Лоперамид/имодиум - при сильном поносе без повышения температуры - 10 табл. Принимать по одной

- Активированный уголь - понос, рвота, отравление - 100 табл. Принимать по 1 табл. на 10 кг веса - разжевать и запить водой.

От простуды

- Фарингосепт - 40 табл. Принимать при боли в горле - сосать после еды и на ночь. После него час ничего не есть.

- Ринза - 20 табл. - при простуде 2-3 раза в день.

- Ацикловир - мазь от герпеса

- Холисал - гель от стоматита

- Нафтизин - в нос (при заложенности)

- Полидекса - при гнойном насморке, гайморите

- Амброксол - отхаркивающее - 20 табл., 3 раза в день

Антисептические растворы

- спирт - 100 мл (в пластике)

- Йод

- Фурацилин в таблетках - 1 табл. на стакан, в горячую воду. Полоскать и обрабатывать раны.

Мази

- Пантенол - аэрозоль - при ожогах заживлениях чистых ран

- Согревающая мазь (апизартрон/випросал/капсинам - 1 из этих) - при суставных болях

- Детский крем или "Спасатель"

- Крем от солнца - фактор >30

- Звездочка - головная боль, насморк

Горняжка

- Диакарб (таблетки) - мочегонное - 24 табл. Принимать при головной боли, при отеке мозга (головная боль, неадекватность)

- Дексаметазон (гормон) - 20 табл. - при отеке мозга, легких, при укусе змей.

- Витамины - аскорбинка (1 банка, принимать по 5-10 таблеток) - при простуде, горняжке

Прочее

- альбуцид - 10 шт

- шприцы - 5 шт, 2 мл

- Супрастин/тавегил - 10 табл. - от аллергии

- Ножницы (маникюрные, острые)

- Градусник

- Губка гемостатическая - кусочек положить на рану и перевязать. При сильных ранах.

- Запасные очки

Лезвия бритвенные Прищепки

Иголки

Расходники

Ткань толстая (кордура), тонкая Проволока стальная ~1 мм Шнур 3 мм (20 м)

Пряжки фастекс поясные 50 мм (2 шт) Стропа 50 мм (4 м)

Пряжки фастекс 25 мм (6 шт)

Трехщелевка 25 мм (1 шт)

Стропа 25 мм (6 м) Клей эпоксидный Клей типа момента

Клей текстильный, типа полиуретанового(водоотталкивающий) Изолента

Скотч сантехнический Скотч обычный

Уголки-шины универсальные (101мм, алюминий) собачки N5 двухстор (5 шт)

собачки N5 винтов (2 шт)

англ булавки разного размера (15 шт) нитки капрон толстые (1 кат)

нитки капрон тонкие (2 кат) саморезы (12 шт)

наждачка

запас колена для палатки (2 шт) гильзы (2 шт)

зажигалка крышки (3 шт)

пуговица (2 шт)

батарейки ААА, для фонарика (3 шт) батарейки АА (3 шт)