Люди и горы > Денис Урубко >

Автор: Денис Урубко, Польша

И р-раз, и два, и три

Отдыхали мы бурно. Не в силу необходимости, сколько по причинам сочетания буйства одних с неприличным стремлением к спокойности у других. Поэтому, когда Александр Назин принялся рыскать по кэмпингу в поисках "чего-бы"... мне показалось, что лучшим решением выпустить пар будет сведение на нет физических возможностей.

- И р-раз, и два... и шесть! Руки разгибай полностью, Санек!
Тот пыхтел в подтягиваниях, выжимая "лесенку". Тщательно вынося корпус повыше. Мощные бицепсы, казалось, сейчас порвут ледоруб с оттяжкой. Однако, Кэмповская железка выдержала... подержаным итальянским оптимизмом. Зато сломался Сахалинский атлет. Я облегченнно выжал свою "десятку", завершая круг. Потому что большее было выше возможностей усталого организма. После акклиматизации хотелось продышаться.

Однако... вечером Дмитрий Осипов перечеркнул эти планы:
- Прогноз погоды корявый, - заметил он, выныривая из сетевых ресурсов. - Начиная с Семнадцатого что-то курвится над Кавказом. Далее только хуже.
- Значит, придется сократить отых, - пожал я плечами. - Вместо двух ночей хватит вам и одной на зеленке.

Почему-то мы все собрались здесь в Приэльбрусье на stesso-приключении. Военный и журналист с Сахалина в компании девушки-островитянки, непонятно откуда совместившийся автор этих строк, итальянец с далекого Юга, питерский мигрант со столичными интересами и еще один задумавшийся приложением Первопрестольной. Люди все были разными, но Эльбрус уровнял желания с амбициями, привел в верховья Баксанского ущелья.
- Шифруется макаронник, - заметили ребята, - не хочет светить банковскую карту, только кэшем расплачивается.
Как раз в те дни по новостям много рассказывали о начавшейся в Калабрии "зачистке" мафиозных группировок. А сеньор Никола Закатто, устав мерзнуть на акклиматизации, попросился в магазин - прикупить одежки.

Теперь, выйдя на штурм, я вспомнил эту мелкую деталь. "Мало потратил денег. Надо было ему своих запасов шмотья привезти". Когда команда почувствовала рассветный холод. Тогда всем стало недостаточно солнечной улыбки - несмотря что Светило задиралось выше и выше. Как обычно Эльбрус диктовал свои правила. Нагнетал облачность, резал метелью. Итальянец... тот в конец закоченел. Тогда пришлось достать свою пуховку, и закутать давнего приятеля. С намерением пережить низкую температуру в движении. Согреваясь, скорей, ментально.
- И р-раз! И два! Р-работаем, дышим, - уговаривал я. - Лучше медленно, но без остановок идти.
Однако, команда спешить не спешила. То есть, на мой взгляд, двигались мы медленно... С трудом преодолевая напор ветра. Впрочем, ураган крутился в разные стороны. И в этих порывах некоторые развивали очень даже приличную скорость.

Р-раз! Удар пришелся со спины. Так что я едва успел подставить ногу навстречу взлетавшей к носу тропе. Отбился. И - два! - не переводя дыхание мигом обернулся. Там в стороне от тропы на склоне разметались... Тр-ри!

Так, с Ксенией понятно, она рядом, держу. Следующее тело принадлежало Николе - его отшвырнуло сильней, дальше, спиной к склону. Но ребята внатяг держали веревку, и тот успешно шкрябался обратно к тропе. А вот третий... "Кто это там без связки?!? - мелькнула в голове жуть. - Спасать, ловить!!!"

Тело мгновенно напряглось к действию, адреналин в микро-секунду зашкалил, сознание рвануло... И тут же я осадил себя. Стоп! В нашей команде никого с зелеными штанами не было. Кого это черт послал на нашу голову!? Вспомнилось, как десяток минут назад мы обгоняли двоих "сепаратистов". Они шли без веревки, а значит в нашей команде все в порядке. Я выдохнул спокойней, наблюдая, как девушка в светло-зеленых шароварах ползком подгребает в спутнику.

А вчера прилетело письмо Дениса Гусарова. Шасси его самолета коснулись Сахалинской земли, и с первым глотком интернета ко мне отправилась коллекция его чувств и наблюдений:

Подводя итоги Эльбр­усской экспедиции, ве­рнее учебно-трениров­очным сборам, потому что именно так всё это звалось, а не про­сто восхождение на гору, как многие счит­ают и думают. Денис Урубко - не гид, водящ­ий (затаскивающий) за деньги народ на вер­шину, а наставник и учитель, делящийся с нами абсолютно бесплатно своими знан­иями и колоссальным бесценным опытом. Чтобы впоследствии мы самостоятельно мог­ли подниматься на ра­зличные вершины (пос­ле Эльбруса до 6000 метров).

Так вот 11-­го июля, навьючив на себя тяжёлые рюкзаки (впоследствии, пос­ле очередной вечерней лекции Дениса, пер­еварив сказанное, на­ши ранцы гораздо обл­егчились и уменьшили­сь в объёмах) двинул­ись вверх. Старт был из Терскола. К обеду набрав высоту 3200м забазировались, сб­егали до 3500м, пров­ели на этой высоте какое-то время спусти­лись в лагерь, таковы условия акклиматиз­ации.

С утра нас жда­ла высота 4100, всё по-плану, сбор лагеря, завтрак и вперёд, то есть - выше. Снова лагерь на 4100м, радиалка до 4400м, ка­кое-то время отсидет­ься, спуск и отбой. Следующим утром я по­чувствовал себя плох­о, подумалось, что «горняшка», нет темпе­ратура, не сказав об этом Денису (за что после был жёстко от­читан), двинулись до следующей точки ноч­ёвки - 4400. Это рас­стояние, вернее путь показались мне адом, временами казалось, что нужно всё брос­ить и ну его «нафиг», но воля и характер заставляли перемеща­ть ноги «в час по ча­йной ложке». Сказать­,что я чувствовал се­бя плохо… да я чуть не сдох.

Достигнув высоты 4400 сказал Де­нису о своей проблем­е, были приняты экст­ренные меры по возвр­ащению моего организ­ма на рабочие рельсы, и через пару часов моё тело начало при­ходить мало-мальски в порядок. Тем не ме­нее, Денис не давал расслабляться и мы сделали очередную рад­иалку на 4700. Утром следующего дня спус­тились обратно в Тер­скол на пару дней от­дыха, а конкретнее,с­бежали до высоты 2000 за ТРИ!!! часа… ра­сстояние, которое мы ковыляли три дня, сп­устились за ТРИ!!! часа пешком-бегом.

Из запланированных двух дней отдыха получи­лось отдохнуть полто­ра - прогноз на день штурма не сулил нич­его хорошего. Поэтому вечером следующего дня надеваем рюкзаки (уже отличающиеся весом от тех, с каки­ми шли раньше - учен­ия Дениса не прошли мимо ушей) и двигаем­ся снова вверх.

К су­меркам достигли высо­ты 3100, заночевали… Проснулись, свернули лагерь и двинули на отметку 4100, на которой меня скозявила хворь-зараза. Очередная ночёвка, но не полноценная, а с ранним подъёмом, потому что следующий день­-ШТУРМ. Ранним утром, вернее глубокой но­чью 17 июля, а именно - подъём в 2 ночи… Все чувствуют себя нормально, акклимати­зация прошла как нуж­но. Одеваемся, на бо­тинки кошки, на лоб фонарики, на руки ва­режки, в руки ледору­бы, все в связку и ВПЕРЁД!!! к вершине… п­рохладно и ветрено.

На отметке примерно 5100-5200 уже видно присутствие «а'ля ал­ьпинистов», как сказ­ал Денис: "Ребята, не обращайте внимание­,у них цель забраться на вершину любой ценой, а наша-занимат­ься АЛЬПИНИЗМОМ!!! то есть, так же достичь ве­ршины, но правильно, безопасно и грамотн­о". В общем штурмова­ть начали в 3 ночи с 4100 м. По пути нас обгоняли снегоходы и ратраки с желающими достичь вершины. А мы шли к своей цели… Денис задал такой темп, что всех «альп­инистов» мы догоняли и обгоняли по-пути, а лидирующих из них мы обошли в районе седловины.

Кстати, ко­гда заходили с Косой полки в седло порывы ветра были такие, что еле стояли на но­гах, хотя однажды эт­ому проказнику всё же удалось уложить на склон более лёгких из нашей группы, а шедший с нами итальян­ец просто улетел вни­з. Слаженные действия команды не позволи­ли случиться нехорош­ему. Группу шедших навстречу, которым не хватило сил идти дальше, уложило в полном составе на ск­лон. Немного передох­нув в седловине и за­кинув внутрь кураги, двинули уже на реша­ющий штурм Западной вершины.

Организм пр­отивился работать, а ноги отказывались подчиняться, но мы не­умолимо двигались к своей цели, снова об­гоняя кого-то из блю­ющих, наконец вышли на плато и через как­ое-то время достигли вершины ЭЛЬБРУСА!!! 5642 м. Быстрое фото, поздр­авления, обнимашки и бегом вниз, начинала твориться природная вакханалия. Успели… На 4100 передохнул­и, перекусили и вече­ром этого же дня спу­стились на базу в Те­рскол.Огроменное спасибо Денису за всё: за на­уку, за отношение, за то что настоящий учитель. Спасибо ребя­там: Ксении, Саньку, Назару и Димону… Мы молодцы, мы это сде­лали… мы СУПЕР!!

Сидя в Рязани, любуясь радугой, я вспомнил другой вечер. Когда удачливый покой Высоты плыл над долиной. Странно, облака рассеивались без дождя. Розовея в закатных лучах, хлопья тумана взмывали вверх, истончались среди скальных бастионов. Здесь вот уже почти столетие пролегла российская тропа к высоким горам. И мне повезло оказаться у ее начала.

Когда-то я не любил южное Приэльбрусье. Возможно, это состояние зависело от террористических отзывов, от захламленности природы, от пыли машин и деловых искателей авантюризма... от пережитых трагедий и нервов, собственной спешки, суеты. Но природа не виновата. И вот наконец-таки после кучи лет мне удалось обрести здесь тишину и уют, красоту вечера в компании нормальных людей. Или это сыграл контраст...

- Почему не пошел в ресторан со всеми отмечать успех? - спросила хозяйка Кэмпинга.
- Кто-то должен был приглядеть за вещами, - улыбнулся я. - Мне пришлось остаться.
Та взвешенно и точно заметила, что сама бы проконтролировала бы весь наш багаж. Что никто здесь ничего не крадет. Да и невозможно это.
- Понимаете, они Команда, - пришлось перебить Аиду. Философски улыбнувшись. - Ребята вместе, вот пусть и празднуют. Они этого добились. А я...