Автор: Сергей Романенков, г.Москва

Отчет о горном спортивном походе 6 к.с. по Гиссарскому хребту и Фанским горам совершенном в период с 24.07 по 26.08.2016 г. Часть 1 .

Условные обозначения и сокращения

В отчете используются общепринятые сокращения:

в., верш. – вершина,

д. – долина,

д.р. – долина реки,

к.с., к.т. – категория сложности, категория трудности,

лед. – ледник,

сн.-лед. – снежно-ледовый

рад. – радиально

п. в. – первовосхождение

С – северный, Ю – южный, З – западный, В – восточный.

а/л – альпинистский лагерь

ИТО – искусственные точки опоры

Если особо не оговорено, левая и правая стороны (склоны, борта, берега), указываются орографически.

Затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов). Продолжительность технических участков, на которых привалы вырождаются в простои перед перилами, измеряется полным временем. Длительность стандартного перехода – 45 - 50 минут. Для исчисления времени используется местное (Душанбинское) время. При указании времени единицы измерения могут отсутствовать, например, 07:45 обозначает 7 часов 45 минут.

Длина веревки считается равной 50ти метрам.

Отметка высот ночевок и других характерных ориентиров нитки маршрута даны по показаниям спутникового навигатора (GPS).

Ссылки на другие разделы отчета приводятся в скобках с указанием номера раздела и главы. Страницы отчета пронумерованы по разделам, где первая цифра – номер раздела.

Анализ и особенности планирования маршрута

Общая идея похода, стратегия и тактика ее достижения, особенности, новизна

Давно занимаясь горным туризмом, осознали, что в рамках одного вида, походы и маршруты могут быть совершенно разные по специфике, впечатлениям и условиям. Наша команда в последнее время больше тяготея к высотному туризму, решила на сезон отойти от этого и попробовать пройти сложный и насыщенный препятствиями маршрут в низких горах. Участники к этому моменту накопили приличный для туризма технический потенциал, который по разным причинам на высоте реализовать удавалось не часто. Пора было ехать в острые и теплые горы.

С районом определились практически сразу. Фанские горы выбрали по разным причинам. Это и устойчивая погода, и простые подъезды, и репутация серьезного скального района, и примеры других туристических групп, проложивших здесь интересные и достойные маршруты. Решающим стало хорошее знание района. Четверо участников ранее бывали в Фанах. - это помогло нам при планировании сложных первопрохождений. Интересный туристский маршрут на ту или иную вершину не должен был превратиться в сложный альпинистский ценой похода. Обилие информации и фотоматериала и грамотные консультации позволили нам придумать сложный, но адекватный маршрут.

При планировании нитки наметили для себя объекты двух типов. Это интересные и значимые горные вершины и красивые озера, являющиеся изюминкой Фанских гор. Располагая почти пятью неделями времени, получили достаточно насыщенный маршрут. К первоначальной мечте подняться на Памирскую Ушбу – Ходжалокан (4784) и пройти траверс Чимтарги (5489) добавились Большая Ганза (5309) из-за ее высокого потенциала для первопрохождений и пик Москва (5046). Прохождение видового и безопасного перевала Мария (3Б) позволило нам побывать в уникальном по красоте месте – Куликалонской котловине. Все определяющие препятствия маршрута запланировали пройти траверсом или насквозь с подъемом и спуском в разные долины. Ограничившись радиалками только на обзорные пики Замок (4990) и Энергия (5109) по простым маршрутам.

На маршруте было организовано несколько продуктовых забросок. Первую мы завезли на машине к озеру Искандеркуль, две другие занесли радиально на Мутные и Куликалонские озера, попутно акклиматизируясь. Таким образом, маршрут разбивался на четыре отрезка, на каждом из которых определяющее препятствие, как правило, планировалось под конец с облегченными рюкзаками. Это было очень важно, так как на наш взгляд, проблема технически сложных препятствий в туризме не в том, чтобы залезть первому, а в том чтобы пройти группой с тяжелыми мешками.

Погода летом 2016 года была несколько непривычна для Фанских гор. Четыре дня за маршрут мы отсиживались в палатке при нулевой видимости и снегопадах. Еще с десяток дней снег или дождь начинался уже с обеда. Тем не менее высокая скорость передвижения, наличие запасных дней и мотивированная опытная и схоженная команда позволили пройти маршрут полностью. Отказались только от восхождения по южной стене вершины Чимтарга (5489), посчитав, что даже попытка пройти 17 отвесных веревок с рюкзаками и сидячими ночевками на полочках в условиях нестабильной погоды, может негативно сказаться на дальнейшем маршруте. Взамен воспользовались запасным вариантом и прошли интересный ЮВ гребень вершины, сохранив идею траверса Чимтарги.

Основной маршрут запланировали начать с Гиссарского хребта из долины реки Сиама, плавно поднимающейся к перевалу Четырех (1Б, 4050) и идеально подходящей для акклиматизации. После прохождения перевала нас ждал траверс вершины Ходжалокан (4784) с подъемом по давно не хоженой альпинистской 5А, осложнившийся непогодой и свежим снегом на маршруте. Прохождение препятствия такой сложности “без раскачки” не стало проблемой для группы, так как за 2 месяца до этого основная ее часть провела насыщенные скальные сборы в Крыму. Перевалив через простые перевалы Озерный (1Б, 4100) и Бузроват (н/к, 3250) вышли к озеру Искандеркуль.

Второй участок начали с перевала Имат (3А, 4100). По отзывам одного из самых красивых и сложных перевалов 3А в Фанских горах. Далее шел траверс Большой Ганзы (5309) с подъемом по новому маршруту. Здесь нам сильно повезло с погодой, так как приятное лазание по гладким плитам на трении стало бы проблемным в случае осадков. К сожалению, веревка не простого ИТО в верхней части скального участка гребня делает маршрут малодоступным для большинства туристских групп. После траверса прошли не сложную, но красивую связку перевалов и вершин (пер. Седло Ганзы (4477) + пер. Гусева-Мухина Вост. (4528) (2Б) – пер. Адиджи (4633) + пер. Ход Кентавра (5000) (3А) – в. Замок (2А, 4990)) и вышли ко второй заброске на Мутных озерах.

Несмотря на активно используемый фильтр для воды, избежать традиционных в Фанских горах желудочных инфекций нам не удалось. Пока часть группы лечилась, другая сбегала на вершину Энергия (5109) по маршруту 2А. Далее следовал 2х дневный траверс Чимтарги (5489) и спуск в условиях ограниченной видимости под перевал Мария. Где мы провели следующие сутки, за которые выпало пол метра снега. Идти в таких условиях потенциально лавиноопасный перевал мы не могли и, чтобы сохранить маршрут, приняли решение развернуть участок в другую сторону: cначала пройти безопасный скально-осыпной перевал Седло Сарышаха (3А, 4185) и выйти к заброске на Куликалонских озерах, а затем, после того как выпавшие снега подтают, подняться на Марию.

В заключительной части похода мы прошли новый маршрут на пик Москва (5046), соединив северный склон перевала Блок 2 с восточным гребнем вершины.

Несмотря на высокую напряженность из-за превратностей погоды и насыщенности препятствиями, маршрут группе понравился и запомнится надолго не в последнюю очередь благодаря отдыху на красивейших озерах и азиатскому гостеприимству.

Отклонения от основного заявленного варианта маршрута

Все изменения маршрута были сделаны в рамках запасных и заранее проработанных вариантов, с сохранением идеи и общего плана маршрута.

1) Радиально поднялись на вершину Замок (2А, 4990). Возможность восхождения была включена в маршрутную книжку в качестве запасного варианта. При планировании маршрута мы ее рассматривали, но не очень в нее верили, опасаясь нехватки времени. На деле же наш темп передвижения оказался несколько выше, чем темп групп, на описание которых мы опирались. В итоге, часть появившегося времени забрала непогода, а часть мы использовали на обзорные восхождения, такие, как это.

2) Отказались от подъема на вершину Чимтарга (5489) по южной стене (маршрут Стадника, 5Б альп.). Сложность планируемого маршрута состоит в высокой крутизне (общая 80 град., отдельные веревки 100 град.) и отсутствии мест под палатку. Изначально планируя маршрут мы думали, что главное пролезть стену, к чему готовились. Но первая часть похода показала, что основная сложность это подъем группы с тяжелыми рюкзаками и возможные сидячие ночевки в условиях нестабильной погоды. Решили, что даже в случае успешного прохождения данного препятствия общему маршруту оно на пользу не пойдет - существует большой риск “наесться”. В итоге остановились на варианте подъема на Чимтаргу (5489) по ЮВ ребру (маршрут 4А к.с. альп.), заявленному как запасной вариант.

3) Прошли участок пер. Мария (3Б, 4790) – Куликалонские озера - пер. Зиерат (1А, 3364) - пер. Седло Сарышаха (3А,4185) - оз. Бол. Алло в обратную сторону по причине высокой лавинной опасности склонов перевала Мария после продолжительных снегопадов. Спустившись с траверса Чимтарги, группа встала на ночевку под южными склонами перевала Мария. Начавшийся вечером сильный снегопад, закончился только через сутки. За это время выпало около 50 см снега. Осыпные полочки и скользкие скальные плиты, выводящие на перевал Мария, оказались засыпаны. Верхняя часть северного склона перевала стала потенциально лавиноопасной. По соображениям безопасности группа не могла в таких условиях идти перевал. Но без заброски, лежавшей на Куликалонских озерах, дальнейшее продолжение маршрута было под угрозой. Тогда мы придумали вариант с разворотом участка в другую сторону. В этом случае первым делом шли безопасный скально-осыпной перевал Седло Сарышаха (3А, 4185), забирали заброску и выходили на опасные в верхней части склоны Марии через 5 дней, когда основная масса выпавшего снега должна была стаять. Дальнейшее прохождение маршрута показало правильность и оправданность нашего решения. При этом все пройденные группой перевалы были заявлены в основной нитке. Куратор группы, а через него и представители МКК, были уведомлены о сложившейся ситуации и изменении маршрута.

Меры безопасности на маршруте

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников:

• Планирование нитки маршрута проводилось с учетом возможных аварийных вариантов выхода из района и запасных вариантов.

• При прохождении перевалов (особенно камнеопасных отрезков) практиковались ранние выходы. На технически сложных и опасных участках движение осуществлялось непрерывно — без длительных остановок на обед.

• График движения предполагал наличие запасных дней - на случай плохой погоды, разведки или предварительной обработки препятствий.

• Несмотря на относительно небольшую высоту Фанских гор, серьезное внимание уделили вопросу акклиматизации. Благодаря плавному и поэтапному набору высоты, частично совмещенному с заносом забросок, никто в команде не испытывал даже не значительной головной боли.

• Большое внимание уделялось здоровью участников. Их состояние было приоритетным над прохождением отдельных участков маршрута и необходимостью точного соблюдения графика. В результате удалось избежать серьезных болезней или схода участников с маршрута по медицинским показателям.

• Не допускалось разделение группы на маршруте.

• В группе имелся спутниковый телефон Thuraya и мобильный телефон с сим картой местного оператора. У московского координатора группы имелись контакты МЧС Таджикистана и туристических фирм занимающихся вертолетными перевозками в районе. Информация о графике прохождения группой маршрута регулярно доводилась до членов МКК посредством рассылки на электронную почту.

• Все участники группы были застрахованы в компании Ресо, с покрытием на 30000 долларов.

• При прохождении скальных участков, в целях снижения риска падения камней, значительное внимание уделялось выбору линии движения и организации станций в безопасных местах.

• Использование легкой титановой варочной печки позволяло не зависеть от количества топлива и состояния горелок.

• На маршруте группой использовалось только проверенное и сертифицированное скальное и ледовое снаряжение, позволяющее осуществлять страховку с высокой степенью надежности.

Экология, бережное отношение к природе
Группа не имела с собой продуктов питания в железной или стеклянной упаковке. Мусор сжигался на биваках в легкой титановой печке и использовался для приготовления пищи. Для транспортировки бензина использовались пластиковые бутылки, которые тоже сжигались. Использованные батарейки были вынесены в населенный пункт.

Общественно полезная работа

- уточнены категории и высоты перевалов

- собран большой фотоматериал по району в целом

- описаны новые и редко посещаемые препятствия района

- дополнена GPS-карта района, создан полный трек похода

Итоги, выводы, рекомендации

Всего группой за 34 дня пройдено 17 перевалов и траверсов.

Совершены радиальные восхождения на 2 обзорные вершины района – пики Замок (4990) и Энергия (5109).

Пройдено 4 траверса выделяющихся вершин района. Два с подъемом по новому маршруту (Большая Ганза (5309) и Москва (5046)), и два других - впервые в рамках туристского похода (Ходжалокан (4784) и Чимтарга (5489)).

Все определяющие препятствия пройдены на подъем.

• Во время похода среди участников не было замечено психологической усталости и срывов. Это объясняется большой схоженностью и моральным единством членов группы. Вечером на биваке расслаблялись, слушая музыку и читая вслух книги.

• Количество провешенных группой на маршруте перильных веревок условно. Из пяти человек, четверо на момент похода имели опыт прохождения 5Б-6А альп. техн., что в ряде мест позволяло вместо навески перил передвигаться с попеременной страховкой или одновременно. Так, например, в верхней части гребня пика Москва, где предыдущие группы вешали до 6 веревок, мы не провесили не одной.

• При выборе новых препятствий во время планирования маршрута высшей категории сложности в Фанских горах, в последнее время предпочтение отдается технически сложным гребневым или стенным маршрутам на красивые вершины, нежели классическим седловинам. Это связано с тем, что логичные и безопасные перевалы в достаточно компактном районе почти все уже пройдены. Выбор маршрутов на вершины, в том числе и новых, достаточно велик.

• При прохождении определяющих препятствий очень важен процесс организации подъема с грузом. Дополнительно возникает задача доставки наверх рюкзака лидера, провешивающего перила на сложном рельефе. Вариантов много: лидера можно разгружать полностью или частично его рюкзак может распределяться по рюкзакам остальных участников или нет можно дополнительно спускаться за рюкзаком лидера участники могут подниматься вместе с рюкзаками или вытаскивать их на веревке. Независимо от выбранного варианта, рекомендуем заранее продумать этот процесс и оценить временные затраты.

• Скальные склоны района разнообразны по характеру. Встречаются как монолиты, так и сильно разрушенные скалы с непрочной породой. При прохождении сложных препятствий рекомендуем иметь в наличии широкий ассортимент закладных элементов и крючьев для организации надежной страховки.

• Во время восхождений на вершины Ходжалокан и Большая Ганза, на отдельных ключевых участках применялась техника подъема при помощи искусственных точек опоры (ИТО). При этом, если на Ходжалокане такой способ подъема лидера был связан с тем, что скалы после непогоды были покрыты коркой льда, то на Большой Ганзе ключевой 30 метровый участок по другому не пройти, что стоит учитывать при планировании повторного прохождения маршрута.

• При планировании ночевок, особенно вблизи вершин или на скальных гребнях, следует учитывать, что непогода в районе в большинстве случаев сопровождается грозами. Для снижения риска поражения молнией во время грозы следует отнести металлическое снаряжение на безопасное расстояние.

• Погода в летний сезон в Фанских горах традиционно считается благоприятной для совершения путешествий. Но год на год не приходится. Мы потеряли 4 дня отсиживаясь в снегопады при нулевой видимости, еще несколько раз были вынуждены досрочно встать на ночевку по причине послеобеденного града или снега. При планировании маршрута рекомендуется учитывать вероятность неблагоприятной погоды и включить в график запасные дни.

• В Фанских горах традиционно высока вероятность подхватить желудочную инфекцию. В связи с этим рекомендуем пить сырую воду только выше зоны выпаса скота или пользоваться специальным фильтром.

• Не стоит недооценивать лавинную опасность в Фанских горах. Несмотря на теплый район и низкие высоты, в период непогоды за раз может выпасть большое количество снега. Потенциально лавиноопасными могут считаться северные гребни Чимтарги и Марии, восточные склоны Большой Ганзы и Москвы.

• Для ночевки группы рекомендуем классическую дуговую палатку в форме полусферы. Сильных ветров в Фанах практически не бывает, поэтому повышенная прочность и устойчивость не требуется. С большим шатром или полубочкой ходить здесь сложно, так как место под такую палатку удастся найти далеко не везде.

• Основной изюминкой района являются потрясающие по красоте озера, в которых, при соответствующей погоде, можно и нужно купаться. Мы рекомендуем группам потратить полдня на осмотр по своему уникальной Куликалонской котловины.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Паспорт маршрута

Район похода:Гиссарский хребет и Фанские горы

Вид туризма: Горный

Проводящая организация:ЦСТ МАИ, г. Москва

Категория сложности: Заявленная шестая

Количество участников: Пять

Руководитель Романенков Сергей Алексеевич

Выпускающая МКК:МКК ФСТ-ОТМ (в составе Р. Деянов, Л. Директор, Д. Лехтман, А. Никоноров)

Маршрутная книжка: № 1/3 - 602, выдана 15.06.2016

Сроки активной части похода: 24.07-26.08.2016

Продолжительность похода: 34 дня

Длинна маршрута без учета

повторно пройденного пути: 207км

Фактически пройденный путь: 220 км

Суммарный набор высоты: 22670 м

Нитка маршрута

а/л Алаудин – (пер. Лаудан (н/к, 3629) – пер. Алаудинский (н/к, 3784)(занос заброски)) – переезд к началу основного маршрута - р. Сиама – пер. Четырех (1Б,4050) – радиально пер. Мечта (2А, 4300) – траверс в. Ходжалокан (3Б*, 4784, с подъемом по В. стене и спуском по З. гребню) – пер. Озерный (1Б, 4100) – р. Обисафед – пер. Бузроват (н/к, 3190) – р. Серидевол – оз. Искандеркуль – к. Нарвад – р. Нарват – пер. Имат (3А, 4100) – траверс в. Б. Ганза (3Б*, 5306, с подъемом по С. гребню и спуском по З. гребню, п/п) – пер. Седло Ганзы (4477) + пер. Гусева-Мухина Вост. (4528)(2Б) – пер. Адиджи (4633) + пер. Ход Кентавра (5000)(3А) – в. Замок (2А, 4990) - Мутные озера – а/л Алаудин - в. Энергия (2А, 5109, рад. по сев. гребню) – траверс в. Чимтарга (3Б, 5489, с подъемом по ЮВ. гребню и спуском на север) – оз. Бол. Алло - пер. Седло Сарышаха (3А,4185) – пер. Зиерат (1А, 3364) - Куликалонские озера - пер. Мария (3Б, 4790) - оз. Бол. Алло – р. Лев. Зиндон – траверс в. Москва (3Б, 5046, с подъемом по В. гребню через пер. Блок 2 и спуском на запад, п/п) – р. Ахмат – пер. Агмат (н/к, 3407) – р. Амшут – р. Арчамайдан – к. Газза

Список пройденных препятствий

Четырех

перевал радиально

Мечта

Перевал пройден радиально с обеих сторон.

Ходжалокан

3Б*

первопрохождение

Связка перевалов

Седло Ганзы -Гусева Мухина Вост.

Связка перевалов

первопрохождение

Агмат

* - Высота препятствий определена по GPS навигатору

** - Для траверсов и связок перевалов указана высота наивысшей точки

Категория препятствий определена по аналогии с перечнем “Высокогорные перевалы” и в соответствии с условиями прохождения.

Восхождения на вершины

1) Ходжалокан (4784), траверс с подъемом по восточной стене (маршрут В. Андреева), 5А к.с., и спуском по западному склону, 4А к.с., первое туристское прохождение. Характер маршрута подъема комбинированный, спуска - снежно-ледовый.

2) Большая Ганза (5306), траверс с подъемом по северному гребню (новый маршрут), 5А к.с., и спуском по западному гребню, 2Б к.с., первопрохождение. Характер маршрута подъема комбинированный, спуска - снежно-ледовый.

3) Замок (4990), радиально с северо-запада, 2А к.с., характер маршрута скальный. На вершину 10.08 взошли Артемов И., Лавров А. и Романенков С. Спуск по пути подъема.

4) Энергия (5109), радиально по северному гребню, 2А к.с., характер маршрута комбинированный. На вершину 13.08 взошли Артемов И. и Лавров А. Спуск по пути подъема.

5) Чимтарга (5489), траверс с подъемом по ЮВ гребню, 4А к.с. и спуском по северному гребню, 2Б к.с., первое туристское прохождение. Характер маршрутов подъема и спуска комбинированный.

6) Москва (5046), траверс с подъемом по восточному гребню (новый маршрут), 4Б к.с., и спуском на запад 2Б к.с., первопрохождение. Характер маршрутов подъема и спуска комбинированный.

Категория для вершины Замок (4990) дается от седловины перевала Замок, для остальных вершин из расчета подъем – спуск с ледника на ледник.

Путь подъема на перевал Мария, пройденный группой, совпадает с альпинистским маршрутом на вершину Мария, 4Б к.с., по северному гребню.

СПИСОК МАРШРУТНОЙ ГРУППЫ

N

Ф.И.О.

Туристический опыт

Обязанности в группе

Романенков Сергей Алексеевич

6РГ Памир х2, 5РГ Тянь-Шань, Кавказ, 6УГ Ц.Тянь-Шань, 5Б альп. Высотный опыт: 7495

Руководитель, фотограф

Стаканкина Анастасия Юрьевна

6УГ Памир, 5УГ Кавказ, 6УЛ, 5Б альп.Высотный опыт: 6233

Медик, Завхоз, Видео опера

Участник Неумоин Константин закончил маршрут после прохождения пер. Ход Кентавра и восхождения на в. Замок, спустившись вместе с группой в а/л Алаудин, в соответствии с первоначальными планами и необходимостью прибыть на работу.

Участники похода (cлева направо): Антон Лавров, Иван Артемов, Константин Неумоин, Сергей Романенков, Анастасия Стаканкина

График движения

В столбце Перепад указан набор и сброс высоты на участке маршрута. В столбце Длина указан фактически пройденный путь на участке маршрута. В столбце Длина в зачёт указано расстояние за день, без учёта повторно пройденного пути (в зачёт). В столбце Переходы приведены данные по количеству и продолжительности дневных переходов, знаком “+” отмечен обед, в случае непрерывного движения указан интервал времени, знаками или отмечены провешенные перила (например, 7 означает 7 веревок на подъем). В столбце Время указано время выхода из лагеря и прихода на место стоянки.

23.07.2016

7.7

2650 -3545 - 2650

75,61,48,24,28,27,19,45

2-ая подгруппа: в долину Куликалонских озер через пер. Лаудан (н/к, 3629), обратно через пер. Алаудинский (н/к, 3784)

17:35

20.2

2650 -3625 -2880 -3780 - 2650

50,59,20,75 +40,55,60,35

25.07.2016

Завоз заброски на оз. ИскандеркульАвтопереезд к началу основной части маршрута в устье р. Сиама.Подъем вверх по р. Сиама

14:49

2330 - 3590

48,38,50,44,58 + 51,98

27.07.2016

Долина р.Сиама -пер. Четырех (1Б, 4050) -р. Кадамташ -ледник под вост. склонами в. Ходжалокан -занос заброски на пер. Мечта (2А, 4300)

05:42

4070 - 4500

57,(10:35-18:15 8)

01.08.2016

Подъем на в. Ходжалокан (3Б*, 4784) по В. Стене -спуск на ледник по СЗ. склону.Выход за заброской на пер. Мечта

8:15

19:12

2.8

2.0

4500 -4784 -4150 -4325 - 4150

(8:15-15:21 6) + 26,(16:21-19:12 10)

02.08.2016

Лед. Зап. цирка в. Ходжалокан -пер. Озерный (1Б, 4100) -лед. Белой Пирамиды &ndash

08:00

17:45

17.8

4150 -3960 -4105 -2980 -3210 -2980 -

52,28,66,72 + 48,45,46

р. Обисафед -пер. Бузроват (н/к, 3190) -р. Серидевол

3160 - 2980

03.08.2016

Спуск вдоль р. Серидевол до оз. Искандеркуль -обход оз. вдоль Зап. берега -турбаза Искандеркуль. ПОЛУДНЕВКА.

06:11

18:28

3.0

3360 -4160 -3620

79,(07:44-08:39 2),31,65,56,(11:56-12:16 1) + 18,(13:59-16:16 6),41,(17:03-17:40 1),29

06.08.2016

Лед. Имат -ледопад Фанской сказки -балкон Фанской сказки -обработка подъема на пер.

08:25

12:44

3.7

3.2

3620 -4400 - 4230

49,58,43,34 + 20,(14:35 -16:20 3)

07.08.2016

Подъем по С. Гребню в. Бол. Ганза (5306) до высоты 4760

06:19

19:48

0.7

4230 - 4760

(06:19-19:48 18)

08.08.2016

Подъем на в. Бол. Ганза (3Б*, 5306) по С. гребню -спуск на пер. Седло Ганзы (4477) по З. гребню

08:31

15:30

2.9

4760 -5306 - 4490

(08:51-10:52 4), 144, 58,+

09.08.2016

Пер. Седло Ганзы (4477) + пер. Гусева Мухина Вост. (4528)(2Б) -лед. Сурхоб -пер. Адиджи (4633) -пер. Енисей (4750)

06:19

14:40

4.7

4490 -4520 -4080 -4570 - 4720

32,26,(07:50-09:09 2),45,93 + 42

10.08.2016

Пер. Ход Кентавра (3А, 5000) -радиальное восхождение на в. Замок (2А, 4990) -лед. Замок -р. Чапдара -а/л Алаудин

07:09

3500 - 4370

41,35,38,35,60,22 +

13.08.2016

Обработка маршрута выхода на ЮВ. гребень в. Читарга (5489).Восхождение на в. Энергия (2А, 5109)

07:06

4370 - 5010

27,(06:47-08:05 2),34,(08:59-18:24 9)

15.08.2016

Подъем на в. Чимтарга (3Б, 5489) по ЮВ гребню -спуск по С. гребню до пер. Мирали -спуск до начала подъема к пер. Мария

07:55

4620 - 3180

34,27,32,41,70 +

18.08.2016

Пер. Седло Сарышаха (3А, 4185) -оз. Зиерат -пер. Зиерат (1А, 3364) -Куликалонские озера

05:42

20:08

12.3

3180 -4130 -2990 -3350 - 2870

51,40,108,59,(11:18-14:12 8),35 + 77,46,39,21,21,49

19.08.2016

ДНЕВКА. Осмотр озер Куликалонской котловины.

11:37

13:43

4.3

32,27,52 +

20.08.2016

Подъем на пер. Темиртау -разведка нижней части маршрута на пер. Мария (4790)

09:24

17:12

5.3

4.7

2870 -3850 - 3660

44,61,41,43 + 54,53

21.08.2016

Прохождение 1 ого и 2 ого жандармов С. гребня в. Мария. Подъем на в. Темиртау (4266). Подъем по С. гребню в. Мария до начала ледового купола.

05:40

4370 -4830 - 3530

(06:43-10:07 9), 76,34,21, (13:26-13:59 1),56,(15:07-15:38 1),31 + 71,17

23.08.2016

Р. Правый Зиндон -оз. Б. Алло -оз. Верхнее Алло -р. Левый Зиндон. Подъем под взлет пер. Блок 2 (4577)

06:58

16:15

10.7

3530 -3150 - 3990

77,58,25 + 51,48,58

24.08.2016

Подъем на пер. Блок 2 (4577) -обработка В. гребня в. Москва (5046)

06:02

12:44

1.6

1.1

3990 - 4510

35,(06:58-12:44 11)

25.08.2016

Подъем на в. Москва (3Б, 5046) по В. гребню - спуск на пер. Олимпийский (4040) -р. Ахмат -пер. Агмат (н/к, 3407) -р. Амшут

06:11

19:10

8.8

4510 -5046 - 3200

(06:11-11:51 10) + 81,42,23,31,(16:16-16:59 2),29,67

26.08.2016

Р. Амшут -р. Зиндон -р. Арчимайдан -к. Газза.Автомашина до г. Пенджикент.

07:33

Схема маршрута

скачать

Профиль маршрута

Транспортные возможности района. Регистрации, пропуска.

Фанские горы и восточную часть Гиссарского хребта можно считать легкодоступным районом. Заехать в горы, расположенные на северо-востоке Таджикистана, можно практически со всех сторон. Международные аэропорты есть в Душанбе, Худжанде, Самарканде и Ташкенте. В эти города можно добраться и поездом, но дорога займет от трех до четырех суток.

Проще всего заезжать через Душанбе. В столице Таджикистана имеется множество туристических фирм, оказывающих услуги по оформлению регистрации, в супермаркетах и на базаре можно найти практически весь ассортимент походной раскладки. Худжанд нормальная альтернатива Душанбе при наличии туда более дешевых авиабилетов.

С Самаркандом отдельная история. Узбекско-таджикский пограничный переход рядом с Пенджикентом закрыли несколько лет назад. При этом местные жители говорят, что осенью 2016 года его работа должна возобновиться. В любом случае, мы рекомендуем в этом древнем и красивом городе заканчивать путешествия. Заезжать через Самарканд не очень удобно, из-за вероятной необходимости менять транспорт после границы и где-то оформлять таджикскую регистрацию.

Самыми доступными можно считать южные отроги Гиссарского хребта. Горы и долины которого вплотную подходят к северным границам Душанбе. Заброска из города на автомашине займет 1-2 часа.

Фанские горы находятся чуть дальше. Заброска в район во многом упростилась после открытия Анзобского туннеля на трассе Душанбе – Худжанд. Раньше дорога шла через высокий перевал в Гиссарском хребте. Не смотря на нормальное качество трассы, по которой без проблем может проехать легковой автомобиль, временами, в результате схода селей и камнепадов, возникают заторы.

На востоке района традиционными стартовыми и финишными точками при построении маршрута являются озеро Искандеркуль и альплагерь МАТЦ “Вертикаль – Алаудин”. Эти объекты удачно вписываются в нитку и хорошо подходят для организации промежуточной заброски на маршруте. Основной отрезок пути к ним проходит по трассе. Дальше если к Искандеркулю от поворота до озера можно проехать на обычной машине (20 км от трассы), то в Алаудин довезет только машина повышенной проходимости (около 35 км после съезда с трассы в пос. Сарвада). В северную и западную часть Фанских гор заезд идет через трассу Айни – Пенджикент. Здесь традиционными местами для начала и окончания путешествий являются кишлак Шинг (Маргузорские озера), кишлаки Зимтут и Газза (долина р. Арчимайдан) и а/л Артуч.

Автотранспорт для заброски можно найти как самостоятельно, так и заказать в турфирме. Цена при этом может отличаться в 1,5 – 2 раза, но часто в целях экономии времени и отсутствия накладок имеет смысл платить. Есть и третий путь – на рейсовой маршрутке или попутке доехать по трассе до точки отворота в горы, а там уже искать специальную машину, готовую отвезти наверх.

Самостоятельно машину в Душанбе можно найти на автостоянке возле цементного завода, здесь собираются водители и комплектуются машины в сторону Худжанда. С турфирмой, естественно, необходимо связаться заранее. Мы заезжали через МАТЦ “Вертикаль - Алаудин” и очень их рекомендуем. Заплатив за трансфер Душанбе – а/л Алаудин 180$ c группы в 5 человек, мы получили встречу в аэропорту, заезд в супермаркеты и на базар для покупки раскладки, и доставку в альплагерь.

В целом же, из предпоходной подготовки сложилось впечатление, что турфирмы, оказывающие услуги на памиро- бадахшанском направлении, не охотно помогают группам собирающимся в Фаны и наоборот.

Из документов для посещения Фанских гор необходима только регистрация в Республике Таджикистан. Сделать ее можно либо самостоятельно в местном ОВИРе, либо заказать в турфирме. Стоимость ее оформления порядка 35$ с человека. Сложность состоит в том, что регистрация делается только по оригиналам паспортов. То есть заранее сделать ее не получится. Во время предыдущих поездок нам удавалось сделать регистрацию субботним утром, сразу по прилету. В этом году нам сказали, что порядок выдачи изменился и ОВИР работает только в будние дни. Поэтому стоит либо подгонять день и время прилета в Таджикистан, либо, как в нашем случае, оставлять паспорта на оформление турфирме и забирать их по ходу или по окончании маршрута.

С 2015 года для посещения Таджикистана гражданам России необходим загранпаспорт.

В некоторых долинах Фанских гор (Искандеркуль, Алаудин (р. Чапдара), Куликалонская котловина) местный лесхоз ввел “лесной налог” (за посещение лесной зоны иностранцами). Официальная ставка налога составляет 16 сомони (около 2$) с человека в день. Заранее оформлять разрешение и оплачивать налог нет необходимости, но в перечисленных выше долинах можно встретить лесников. Обычно вопрос решается оплатой 1-2 дней.

МЧС в Таджикистане бесплатно не спасает. Поэтому, если вы надеетесь в случае ЧП на эвакуацию вертолетом, лечение или транспортировку домой, необходимо оформить специальную альпинистскую страховку стоимостью покрытия от 30000 USD. Гражданских вертолетов в Таджикистане нет, у военных его арендует турфирма Pamir Peaks. В случае возникновения проблем можно звонить им. Фанскими горами занимается Вертикаль – Алаудин, но полноценного спасательного отряда в лагере нет. Многие турфирмы с группами без оформленной страховки дело иметь не хотят. Мы в этом году страховались в компании РЕСО.

На территории Таджикистана можно использовать спутниковую связь компаний Thuraya или Iridium. На многих вершинах и перевалах района, в основном в прямой видимости населенных долин, работает мобильная связь. Мы приобрели сим карту местного Мегафона и активно ей пользовались.

Контакты:

МАТЦ “Вертикаль - Алаудин”

Александр Крейцберг – руководитель спортивной части МАТЦ Вертикаль-Алаудин - спутниковый телефон на базе МАТЦ Вертикаль-Алаудин +8821658304891, мобильный тел. +371 27771625

E-мейлы fanyvertical@mail.ru и alehandre@inbox.lv. Интернет сайт http://www.fanyvertical.ru

Турфирма Pamir Peaks (Душанбе, Рудаки 44, оф. 191, info@pamirpeaks.tj, тел. (+992 48)7010333, mob. (+992 93) 5001111.

Общая схема района похода.

Отмечена нитка маршрута и основные географические объекты.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Участок 1. а/л Алаудин — (пер. Лаудан (н/к, 3629) — Куликалонские озера — пер. Алаудинский (н/к, 3784)(занос заброски)) — переезд к началу основного маршрута — р. Сиама — пер. Четырех (1Б,4050) — радиально пер. Мечта (2А, 4300) — траверс в. Ходжалокан (3Б*, 4784, с подъемом по В. стене и спуском по З. гребню) — пер. Озерный (1Б, 4100) — р. Обисафед — пер. Бузроват (н/к, 3190) — р. Серидевол — оз. Искандеркуль

23.07.2016 Заезд к началу маршрута

Рейс из Москвы в 5:20 утра приземлился в Душанбе. В аэропорту нас встретил представитель альплагеря «Вертикаль — Алаудин». Передав ему документы и данные для оформления регистрации в Республике Таджикистан и регистрации нашей группы в МЧС, загрузились в большой джип и поехали в супермаркет докупать раскладку. В магазине нашли все что нужно, кроме сухофруктов и орехов, за которыми заехали на Зеленый базар. Здесь же приобрели местную SIM-карту компании Мегафон, позволившую в дальнейшем дешево звонить домой с большинства перевалов и вершин маршрута.

Окончательно разобравшись с покупками к 11 часам, выдвинулись в горы. Большая часть пути идет по трассе Душанбе — Худжанд. Дорогу сделали платной и стараются поддерживать в хорошем состоянии. Небольшое волнение вызвал только проезд 5-километрового Анзобского туннеля, узкого и неосвещенного. В поселке Сарвада свернули с трассы. Вначале грунтовая дорога идет через кишлаки, выше поднимаясь вдоль склонов левого борта долины реки Пасруддарья.

Заскочив по дороге пообедать, к 15:00 добрались до а/л Алаудин. Пообщавшись с руководителем спортивной части лагеря Александром Крейцбергом и решив организационные вопросы, поставили палатку и занялись развеской и упаковкой купленных продуктов. Формирование забросок на завтра закончили уже в темноте.

Схема 1. Разнос забросок из а/л Алаудин

24.07.2016 Занос забросок на Мутные озера и по маршруту пер. Лаудан (н/к, 3629) — Куликалонские озера — пер. Алаудинский (н/к, 3784)

На этот день стояла задача занести две подготовленные накануне заброски на Мутные и Куликалонские озера, а заодно относительно налегке погулять на пользу дальнейшей акклиматизации. В целях оптимизации действий поделились на две подгруппы. Настя, Антон и Костя понесли заброску на Мутные озера. Сергей и Ваня, как наиболее опытные с точки зрения высоты, на Куликалонские. Здесь будет дано описание только выхода на Куликалонские озера, так как участок а/л Алаудин Мутные озера будет еще раз нами пройден в дальнейшем на маршруте и описан ниже.

В 9 утра впятером вышли из лагеря по своим маршрутам. Из долины реки Чапдара (а/л Алаудин) на Куликалонские озера ходят через два альтернативных перевала. Лаудан (н/к, 3629) более низкий и пологий, Алаудинский (н/к, 3784) более видовой. Мы решили туда с грузом идти через первый перевал, обратно налегке через второй.

Перевал Лаудан (н/к, 3629) расположен в северной части Фанских гор, к северу от в. 3883. Является самым низким и простым перевалом, ведущим из долины реки Пасруддарья (Чапдара) в Куликалонскую котловину (р. Артуч). Седловина осыпная и широкая. Через перевал проходит тропа. Перевал используется пастухами для прогона овец. Туристами ходится регулярно.

Перевал Алаудинский (н/к, 3784) расположен между пиками Алаудин (4132) на севере и Северный (4027) на юге. Соединяет долину реки Чапдара с Куликалонской котловиной (р. Артуч). Седловина перевала широкая, воды нет. Склоны травянисто-осыпные. Перевал часто используется альпинистами при подходах к маршрутам. Через седловину проходит натоптанная тропа. Туристами ходится регулярно.

Тропа к перевалу Лаудан (н/к, 3629) начинается от северной границы лагеря (Фото 1). Первые 300 метров подъем идет по ложбине с небольшим ручьем. Дальше от большого камня, служащего ориентиром, тропа начинает поднимается на правый по ходу отрог, поросший арчой. Пройдя немного по гребню, спустились траверсом склона к ручью с перевала Джонат. Здесь на поляне каменные остатки пастушьей летовки. Тропа теряется в высокой траве. От поляны идет крутой набор к седловине перевала Лаудан Ложный, расположенному в отроге основного хребта, к югу от вершинки 3549.

С перевала Лаудан Ложный траверсом осыпного склона по хорошей тропе вышли на седловину перевала Лаудан (н/к, 3629) (Фото 4). Подъем от а/л Алаудин занял 2 часа 10 минут чистого времени. С востока из долины р. Пасруддарья на перевал идет отличная натоптанная тропа, но подъем по ней из лагеря не очень удобен, так как вначале пришлось бы сбросить 150 метров вдоль р. Чапдара и пройти лишние 3,5 километра, обходя отрог.

В сторону Куликалонских озер с перевала круто спускается хорошая тропа. Бодро сбегаем вниз, давая небольшую передышку коленям (Фото 5).

Александр Крейцберг посоветовал оставить заброску в палатке-чайхане Сироджа (местного “туроператора”), расположенной на южном берегу оз. Кулисиёх. На Куликалонах традиционно много людей, и мы решили, что у человека наша заброска будет сохранней.

Немного перекусив и полюбовавшись видами стены Мирали Мария, в 13:50 вышли в направлении Алаудинского перевала. Обходя с востока озеро Бибиджонат, тропа начинает набирать высоту. Немного поднявшись, на травяной террасе увидели лагерь пастухов и отару. От террасы тропа крутым серпантином поднимается на ступень долины, выводя в верхнюю пологую часть (Фото 7). Отсюда уже виден Алаудинский (н/к, 3784) перевал, но до седловины еще час ходу. На перевал поднялись в 15:50.

С седловины открываются виды на вершины восточной части Фанских гор (Фото 9). Чапдара, Бодхона и Замок как на ладони. Вниз, к реке Чапдара, тропа нарезает серпантин по крутому и длинному склону. В 300 метрах ниже седловины есть несколько стоянок под палатки, используемых для ночевки перед восхождениями на пики Алаудин и Северный.

За 1 час 20 минут спустились с перевала к большому Алаудинскому озеру. Еще 30 минут спуска по хорошей тропе и мы в лагере. Время 17:30. Ребята, заносившие заброску на Мутные, спустились незадолго до нас.

Фото 1. Долина р. Чапдара. Окрестности а/л Алаудин. Показано начало тропы к пер. Лаудан

Фото 2. Долина р. Чапдара с подъема на Мутные озера

Фото 3. Долина р. Чапдара. Путь подъема к Мутным озерам

Фото 4. Вид на пер. Лаудан Ложный (3500) с пер. Лаудан (н/к, 3629)

Фото 5. Куликалонская котловина с пер. Зиерат. Показан маршрут заноса заброски

Фото 6. Куликалонская котловина от начала взлета к пер. Лаудан (н/к, 3629)

Фото 7. Вид на маршрут заноса заброски с подъема к пер. Темиртау

Фото 8. Западные склоны перевалов Лаудан (н/к, 3629) и Алаудинский (н/к, 3784) с гребня в. Темиртау

Фото 9. Спуск с пер. Алаудинский (н/к, 3784) в долину р. Чапдара

Фото 10. Восточные склоны пер. Алаудинский (н/к, 3784)

25.07.2016 Переезд к началу основного маршрута. Подъем вверх по долине р. Сиама

В 8 утра выехали из альплагеря Алаудин на заказанном заранее УАЗе. Спустились на основную трассу в поселке Сарвада. Неожиданно наш водитель повернул в автосервис, где передал нас своему приятелю. На его джипе мы выдвинулись в сторону озера Искандеркуль, где планировали оставить продуктовую заброску. Дорога в долине реки Искандердарья асфальтированная, до кишлака Нарвад хорошая, после местами разбитая, но везде можно проехать на легковой машине. Около 12 часов доехали до озера. В 100 метрах перед ним, у дороги, расположен пропускной пункт лесничества. Проехать к озеру за шлагбаум мы не могли, так как пришлось бы заплатить налог, составляющий 16 сомони (2$) с человека. Договорились оставить заброску в домике лесника.

От озера выехали к стартовой точке нашего маршрута устью реки Сиама, берущей начало на южных склонах Гиссарского хребта.

К началу маршрута подъехали в 14:50. Реку Варзоб перешли по мосту и, обходя законсервированную стройку, вышли к мосту через Сиаму, по которому перешли на левый берег. Здесь начинается тропа, идущая вдоль борта долины, в верховьях которой местные жители выпасаю скот. Нижняя часть долины реки Сиама узкая с крутыми травянисто-осыпными склонами и выходами скал. Тропа хорошо набита, она то набирает, то сбрасывает высоту, обходя прижимы реки. Местами встречаются небольшие участки леса (Фото 11).

Погода стояла жаркая, приходилось на привалах остужаться водой из реки. За три ходки (40, 50, 50 минут) дошли до большого ручья, стекающего с левого борта, и перешли его по мосту из наваленных деревьев (Фото 12). Здесь хорошие ровные места, можно ночевать. Еще через ходку (40 минут) встретили местных пастухов и охотников, которые приехали на выходные погулять в горы. Они угостили нас мясом и чаем. Мы подустали и ночному общению предпочли отдых, поэтому отошли на 100 метров выше по долине, где встали отдельно. На ночевку устроились к 19.00. Небо было ясное, решили ночевать без палатки.

26.07.2016 Подъем вверх по долине р. Сиама.

Вышли в 7 утра. Долина реки постепенно расширяется. За два перехода (50 и 40 минут) дошли до места слияния Сиамы и крупного правого притока. Выше тропа становится менее выраженной, местами теряясь в курумнике или глубокой траве.

Еще через три перехода прошли мимо летнего коша. Здесь впервые встретили неадекватную реакцию пастушьих собак. Увидев нас, они залаяли, подбежали и начали бросаться, хотя проходили мы на значительно расстоянии. За собаками выскочил пастух, удерживавший их, пока мы не скрылись из зоны видимости. Отойдя от коша, спустились в распадок к реке и остановились на обед. Очень жарко. После обеда перебродили ручей и продолжили подниматься вдоль левого борта долины. Тропа здесь практически незаметна в зарослях колючек, набор идет очень плавно. За переход подошли практически под конечную морену ледника. Река здесь раздваивается на южный рукав из цирка перевала Четырех и северный из цирка ледника Большая Сиама. Нам предстояло перебродить оба русла (Фото 14).

Первый рукав прошли без проблем в месте разлива и начали круто набирать по гребню морены, параллельно высматривая место для брода второго, более мощного рукава. Погода начала портиться, натянуло облака. Задуло и пошел дождь. Дошли до верха моренного вала и здесь перебродили реку. Часть участников перешла по колено в воде, а часть поднялась на 50 метров выше и перебралась по снежной пробке. Началась гроза, и мы в 17:25 встали на ночевку в зоне выполаживания моренных валов. Место под палатку выложили камнями.

27.07.2016 Прохождение пер. Четырех (1Б, 4050). Подъем на ледник под в. Ходжалокан (4765). Радиальный выход на пер. Мечта (2А, 4300)

Перевал Четырех (1Б, 4050) расположен в южном отроге Гиссарского хребта, южнее вершины Короны Сиамы (4229). Ориентирован с востока на запад. Соединяет долину реки Сиама и долину реки Кадамташ. Седловина — широкая, осыпная, есть снег, можно ночевать. Склоны снежно-осыпные. Туристами ходится регулярно, альпинистами используется на подходах к вершинам Гиссарского хребта. Координаты перевала: N 38.960216 E 68.533461

Вышли в 5:42. Наш перевал низкий провал к югу от гребня Короны Сиамы. От места ночевки начали подъем по моренным валам, попутно переходя ручьи. Выше продолжили путь, траверсируя правый по ходу борт цирка в направлении перевальной седловины. На тело ледника не спускались, обходя его сверху. Осыпные участки склона попеременно сменялись снежниками крутизной до 15° (Фото 16).

За переход подошли под начало перевального взлета, представляющего собой снежный склон крутизной от 20° до 40°, правее которого конгломератно-осыпной склон крутизной до 40° (Фото 17). По плотному снегу за 50 минут поднялись на седловину перевала Четырех (1Б, 4050).

Седловина широкая, удобная для ночевок. Погода ясная, с перевала открывается отличный вид на наше следующие препятствие вершину Ходжалокан (4765). Осмотрелись, заменили записку, сделали фотографии и начали спуск в сторону реки Кадамташ. Сначала по скально-осыпному склону крутизной до 40° (около 50 метров), затем по постепенно выполаживающемуся снежному склону. Пройдя 400 метров, перелезли небольшой моренный вал и остановились у ручья на ровной площадке. На спуск с перевала до этого места ушло 15 минут, сбросили 200 метров высоты. Приспустившись вдоль ручья на 150 метров, перешли на его правый берег и пошли траверсом склона по крупной осыпи, пытаясь выйти на правый берег основной реки. В русле лежит снег. За полперехода спустились до небольшой площадки, на которой можно поставить палатку (Фото 19).

Рассчитывая сэкономить силы, решили выходить на ледник под восточными склонами Ходжалокана не спускаясь в долину Кадамташа, а траверсом каменисто-осыпных склонов правого борта долины. Обошли скальное ребро, внизу которого журчит приятный ручеек, и начали подъем вверх по широкому склону-кулуару, выводящему на ледник. Крутизна 20–30°. Встречаются крупные снежники, идти по которым удобней, чем по осыпи (Фото 21).

Обходя по пути выходы скал и большие камни, вышли в верхнюю, выполаживающуюся часть кулуара. Слева по ходу круто стекает язык ледника. Вышли на ледник и поднялись на пологую часть снежного плато, на краю которого, в безопасном месте, поставили лагерь. Подъем от реки Кадамташ занял два перехода.

В 12 часов начали готовить обед. Воду для готовки взяли из талых ручейков, стекающих по скалам рядом с лагерем. Из лагеря отлично виден наш будущий маршрут по восточной стене Ходжалокана.

Для дополнительного облегчения рюкзаков перед технически сложным препятствием решили отнести часть продуктов на седловину перевала Мечта (2А, 4300) с тем, чтобы после спуска с Ходжалокана забрать их с другой стороны.

Перевал Мечта (2А, 4300) расположен в южном отроге Гиссарского хребта к северу от в. Ходжалокан (4765). Соединяет верховья правых притоков реки Кадамташ. Перевал имеет две седловины — южную и северную. Склоны пройденной нами южной седловины — снежные. На перевале заночевать возможно, но неудобно. Категорию определяет более крутой восточный склон. Туристами ходится достаточно редко. Координаты южной седловины: N 38.948339 E 68.507011.

Из лагеря в направлении южной седловины пер. Мечта (2А, 4300) вышли в 14.45. Надели кошки и на всякий случай взяли системы и веревку. Под перевальный взлет подошли по леднику без трещин с незначительным набором высоты.

В нижней части снежного перевального взлета выходят крутые и монолитные скалы. Обойти их можно как слева по ходу по снежному кулуару, где скорее всего понадобится навеска перил, так и справа по снежному косому склону, идущему под скальными стенами жандарма что мы и сделали. Крутизна склона порядка 35°. Выше скал оба варианта подъема сливаются в один широкий снежный кулуар. Крутизна здесь возрастает до 45°, но снег хорошо держит. Выход на седловину преградила отвесная снежная стенка, которую удалось обойти слева по ходу (Фото 22, 23)

Подъем на перевал из лагеря на леднике занял 40 минут. Выйдя на седловину, на западе увидели черное от туч небо. Завалили заброску камнями, сменили записку в туре и начали спуск. Обратно до палатки добежали за 15 минут.

28.07.2016 Отсидка в непогоду.

Ночью началась страшная гроза. Молнии сверкали ежесекундно. Все железо собрали и отнесли за 100 метров от лагеря. Заснули только под утро.

Весь следующий день снегопад и отсутствие видимости. Прогноз скорого улучшения не обещал.

29.07.2016 Отсидка в непогоду.

Ночью очередная порция грома и молний. Днем снег и туман. Ближе к вечеру немного развиднелось.

Сбегали на перевал Мечта (2А, 4300), пополнив запасы продовольствия и забрав неосмотрительно оставленные игральные карты. Заснули с надеждой на улучшение.

30.07.2016 Отсидка в непогоду.

Весь день туман, временами снежные заряды. Стена Ходжалокана побелела от свежевыпавшего снега (Фото 25). На завтра прогноз обещал улучшение.

Как мы потом узнали, непогода была глобальной, по всему району. На трассу Душанбе — Худжанд сошло несколько селей, на сутки перекрыв движение транспорта.

Фото 11. Долина р. Сиама в 3х км выше устья. Внизу долина р. Варзоб

Фото 12. Переправа через левый приток р. Сиама

Фото 13. Река Сиама в среднем течении, выше места ночевки

Фото 14. Верховья реки Сиама. Показан путь движения группы

Фото 15. Перевалы Четырех и Корона Сиамы

Фото 16. Восточный склон пер. Четырех. Показан путь подъема группы

Фото 17. Выход на седловину пер. Четырех с востока

Фото 18. Группа на пер. Четырех (1Б, 4050)

Фото 19. Западные склоны пер. Четырех

Фото 20. В. Ходжалокан и пер. Мечта с пер. Четырех. Показан путь группы

Фото 21. Подъем на ледник под в. Ходжалокан

Фото 22. Панорама массива в. Ходжалокан с востока после 2х дней непогоды

Фото 23. Восточный склон пер. Мечта

31.07.2016 Подъем по восточной стене в. Ходжалокан (4765) до высоты 4525

Вершина Ходжалокан (4765) расположена в южном отроге Гиссарского хребта и является третьей по высоте вершиной района. Второе название вершины — Мечта. Простых маршрутов на нее нет. За свою красоту вершина популярна у альпинистов, а в последние годы и у туристов. Самыми простыми маршрутами являются четверки по западному и северному гребням, все остальные маршруты — пятой категории сложности. Координаты вершины: N 38.943399 E 68.504587.

Схема 2. Траверс в. Ходжалокан (4765)

В наших планах было пройти траверс в. Ходжалокан (4765), перевалив в другую долину. Для подъема выбрали комбинированный маршрут 5А альп. по восточной стене, спуск запланировали по западному склону (маршрут 4А альп.). Остановились именно на этом маршруте на вершину, потому что нам он показался интересным технически. К тому же существующие на Ходжалокан маршруты 4 к.с. группы пытаются сходить за день, нередко оканчивают спуск в темноте. Мы же собирались взять наверх бивачное снаряжение и подниматься в спокойном и безопасном темпе.

Несмотря на обнадеживающий прогноз, утром вокруг было так же туманно, как и накануне. Но к 7 утра пробилось солнце, и облачность начала понемногу растягиваться. Подготовив и разобрав специальное снаряжение, в 8:40 вышли из лагеря на леднике.

Один из рюкзаков раскидали по участникам для того, чтобы лидер шел налегке, и не было необходимости повторного спуска за рюкзаком по перилам, отнимающего много сил и времени.

За 25 минут по ровному леднику в связках подошли под бергшрунд, который обошли по снежному мосту слева по ходу (Фото 26). Маршрут на вершину начинается снежно-ледовым Y-образным кулуаром. Крутизна кулуара в нижней части до 45°, но глубокий снег позволял подниматься одновременно (Фото 27). Дойдя до слияния ветвей кулуара, повернули в левую по ходу и, пройдя вдоль скал еще 15 метров, организовали станцию. Выше начинался лёд и заснеженные скальные плиты.

Навесили первую веревку перил по левой ветви Y-образного кулуара до скал и далее по крутой скальной стенке до полки, где организовали вторую станцию. Следующую веревку перил провесили вправо вверх по засыпанным снегом скалам до начала ледового кулуара, выводящего на площадку за скальным пальцем-отколом (Фото 28, 29, 30). До площадки провесили еще 2 веревки по крутому льду. Страховка на бурах невозможна, так как лед натечный и тонкий. Все станции и страховка на скалах.

Кулуар выводит на перемычку между основной стеной и пальцем. Время 12.30. Отсюда подъем по крутому наклонному камину (15 м) и далее по вертикальным скалам до небольшой полочки. Работа первого осложнялась слоем льда на скалах, образовавшемся после непогоды. Весь микрорельеф забился. Под нагрузкой кошек или ледовых инструментов лед скалывался. Лазание сложное (Фото 31, 32, 33).

Снег на стене начал активно таять. По скалам потекли ручьи воды, с отвесов полетел лед. Штормовая одежда не спасала, лезли как под душем.

Дальнейший подъем идет влево вверх по узкой (около 40 см) и гладкой 10 метровой скальной полке крутизной до 45°. На полке слой льда. Лазанием пройти не получилось. Участок преодолели с помощью ИТО, перестегиваясь с крюка на крюк. Страховка ненадежна. Скалы сильно разрушены, есть риск выпадения отдельных блоков стены (Фото 32, 33, 34).

За полкой подъем вверх по внутреннему углу с натечным льдом. Лазание микстовое. Станция на большой наклонной полке после выхода из угла. Отсюда провесили полторы веревки по простым скалам траверсом вправо вверх до следующего отвесного взлета стены.

Под стенкой увидели возможность срыть крутой снежный склон и поставить палатку под защитой скалы (Фото 35). Время 18 часов. После часа работы над площадкой смогли с комфортом разместиться. Вне палатки передвигались только на самостраховке, перила пропустили и сквозь палатку. Всего за день провесили 8 веревок.

01.08.2016 Траверс в. Ходжалокан (4765, 3Б*) со спуском на СЗ. Радиальный выход на пер. Мечта (2А, 4300)

Вышли в 8:15. Сразу от палатки начали вешать перила на отвесный скальный бастион. Изначально попытались пройти правее по щели между основной стеной и отколом, но выше уперлись в гладкие плиты без возможности организовать страховку. В итоге решили подниматься прямо вверх от места ночевки, по отвесному внутреннему углу (12 м) с удобной щелью для страховки. Рельеф залит льдом. Лидер прошел участок в кошках при помощи лесенок (Фото 36).

Выше выполаживание. По несложным скалам провесили еще перильную веревку и вышли на ледовый купол вершины (Фото 38). Крутизна склона 40°, но снег сдут. Идти одновременно страшно (Фото 39). Продолжили вешать перила и через 200 метров (4 веревки) в 15:20 вылезли на гребень. Всего во второй день восхождения на подъем провесили 6 перильных веревок.

На вершинном гребне связались и вышли в направлении вершины и далее к точке начала спуска (Фото 40). Снежный гребень вершины на запад обрывается скальными стенами, на востоке возможно образование снежных карнизов. Маршрут спуска с Ходжалокана проходил по снежно-ледовому северо-западному склону. В условиях ограниченной видимости сориентироваться и начать спуск в правильном направлении помог навигатор. Подтверждением нашей правоты послужили старые спусковые крючья и петли на скалах гребня. Чуть позже в разрывах облаков удалось просмотреть и весь путь спуска.

В верхней части спусковой склон крутизной порядка 50°. Для сдергивания первой веревки оставили петлю на скалах, в дальнейшем крутили проушины. За 3 перильных веревки спустились к скальным сбросам, которые обошли правее по ходу. Дальше продолжили вешать перила влево вниз, стараясь не приближаться к скалам справа во избежание случайных камней. На первых 5 веревках станции были организованы на бурах, ниже до льда докопаться не смогли. Веревку крепили на ледорубе, последний спускался на 3 такта с нижней страховкой (Фото 41, 42, 43, 44).

Всего до бегшрунда, который пересекли по мосту, провесили 10 перильных веревок. Ниже спустились пешком на плоский ледник и, отойдя на безопасное расстояние от склонов, поставили лагерь. На ночевку встали в 19:10. За 40 минут, остававшихся до темноты, двое участников сбегали на пер. Мечта (2А, 4300) за заброской.

Фото 24. Маршрут подъема по В. стене Ходжалокана. Отмечены станции и место ночевки

Фото 25. Массив Ходжалокана (4765) после снегопадов

Фото 26. Подход и нижняя часть маршрута

Фото 27. Подъем по Y-образному кулуару

Фото 28. Кулуар между стеной и пальцем

Фото 29. Подъем по кулуару между стеной и скальным пальцем (4-я веревка)

Фото 30. Перед выходом на площадку между стеной и пальцем

Фото 31. Подъем лидера по наклонному камину (5-я веревка)

Фото 32. Выход из камина (5-я веревка)

Фото 33. Участок скал выше камина

Фото 34. Начало подъема по косой полке (6-я веревка)

Фото 35. Место ночевки в конце 8-й веревки

Фото 36, 37. Подъем по скользкой скальной стенке с использованием лесенок (9-я веревка)

Фото 38. Участок перед выходом на снежно-ледовый купол (10-я веревка)

Фото 39. Участок после выхода на купол (11-я веревка)

Фото 40. Движение по гребню в связках в направлении точки спуска

Фото 41. СЗ склоны Ходжалокана. Показан путь спуска. Отмечены точки начала и конца провески перил (всего 10 веревок). Слева западные склоны пер. Мечта

Фото 42. Спуск по СЗ склону в. Ходжалокан

Фото 43. Спуск по СЗ склону в. Ходжалокан. Отмечено место ночевки

Фото 44. СЗ склон в. Ходжалокан. Показан путь спуска

02.08.2016 Прохождение перевалов Озерный (1Б, 4100) и Бузроват (н/к, 3250)

Перевал Озерный (1Б, 4100) расположен в Гиссарском хребте между вершинами Звездочка (4600) и 4365. Соединяет долины рек Кадамташ и Обисафед. С юга на седловину перевала выходит ровный ледник, с севера — короткий осыпной склон. Седловина перевала широкая, можно ночевать. Координаты перевала: N 38.958042 E 68.489338.

Перевал Бузроват (н/к, 3190) расположен в северном отроге Гиссарского хребта и соединяет долины рек Обисафед и Серидевол. Скотопрогонный перевал имеет две седловины и используется туристами для обхода труднопроходимого каньона в низовьях реки Хазормечь. Координаты восточной: N 39.032812 E 68.439382 и западной седловин перевала: N 39.024406 E 68.419382.

С места ночевки вышли в 8:00 и начали спуск в долину правого притока Кадамташа по ровному леднику. Ледник был покрыт плотным слоем снега, немногочисленные трещины, замеченные в стороне от нашего пути, хорошо просматривались. Нам предстояло обойти отрог пика Звёздочка и начать подъём на ледник, ведущий на перевал Озёрный. Ледник северного цирка в. Ходжалокан (4765) заканчивается крутыми сбросами, их можно обойти с права по ходу, что мы и сделали (Фото 45, 46).

Через 50 минут после выхода с ночёвки поднялись на перевал Озёрный (1Б, 4100) (Фото 48). Перевальный взлёт Озёрного фактически отсутствует: с южной стороны на седловину ведёт пологий осыпной склон, с северной осыпь сменяется снежным полем (Фото 50). За 30 минут спустились к границе снега и камней под язык ледника Белой Пирамиды. Разрывы на перегибе ледника обошли справа по ходу по 35 снежному склону (Фото 51).

Дальше шли вдоль ручья, вытекающего из под ледника, переходя то на левый, то на правый берег в зависимости от сложности рельефа. Движение затрудняли россыпи больших камней, заполняющих ложе долины (Фото 52). 1 час 5 минут потребовалось группе для того, чтобы пройти эти каменные завалы и выйти из-под ледника на ровные травянистые террасы.

На правом берегу реки Обисафед, появившейся из-под камней, появились зачатки тропинки, которые скоро превратились в полноценную тропу. Прошли ещё переход (1 час 12 минут) по широкой зеленой долине и в час дня остановились на обед на лужайке у реки. С обеда вышли в 15:04 и продолжили спуск по тропе вдоль правого орографически берега реки Обисафед. Не доходя до впадения в реку Хазормеч, перешли по мосту на левый берег (Фото 56).

Крупнейшее озеро Фанских гор Искандеркуль расположено в устье реки Хазормеч. Прямой проход к озеру невозможен из-за скального каньона. Стандартный маршрут идет в обход через два скотопрогонных перевала Бузроват Восточный и Бузроват Западный и далее по долине реки Серидевол.

За мостом из-за большого количества вытоптанных скотом тропинок тропа, ведущая на перевал Бузроват Восточный, теряется. Прошли вдоль левого орографически берега реки Хазормеч, постепенно набирая высоту, до ручья, стекающего с южных склонов перевала. В дальнейшем поднимались по ручью, сначала по его восточному берегу, затем перешли на западный.

Набрав высоту, вышли на набитую тропу, пересекающую ручей и продолжили движение по ней. Путь от места обеда до выхода на тропу занял 50 минут. Оба перевала Бузроват представляют собой небольшие понижения в пологих травянистых грядах, образующих долину ручья Бузроват, впадающего в Хазормеч. На седловинах обоих перевалов расположены стоянки пастухов.

Подъём на Бузроват Восточный (н/к, 3190) и спуск к ручью Бузроват занял 45 минут, столько же времени потребовалось для того, чтобы пройти Бузроват Западный (н/к, 3125) и выйти к реке Серидевол (Фото 57, 58). Здесь мы сошли с тропы, ведущей к озеру Искандеркуль, и в 17:50 встали на ночёвку на правом берегу реки Серидевол. Вокруг расположено много пастушьих лагерей.

03.08.2016 Спуск к оз. Искандеркуль по долине р. Серидевол

Собрали лагерь и в 6:11 вышли вниз по долине реки Серидевол. За два перехода или 2 часа 15 минут ходового времени спустились по крутой тропе, ведущей через красивый каньон реки Серидевол, к берегу озера Искандеркуль (Фото 59).

Турбаза Искандеркуль, рядом с которой мы оставили заброску, находится на противоположном берегу озера — туда можно попасть двумя путями. Направо уходит тропа, обходящая скальные прижимы восточного берега Искандеркуля, с набором в 400 метров на перевал Обзорный пункт (н/к, 2658) (второе название Пичоб). А мы перешли Серидевол по мосту и ушли налево вдоль южного берега озера. Мы выбрали этот путь из-за нежелания набирать высоту — при этом обрекли себя на 10 километров по жаркой и пыльной дороге вдоль западного берега Искандеркуля.

Через час, пройдя по тропе через лиственный комариный лес, растущий у берега, вышли на мыс с недостроенным коттеджем, отсюда начинается грунтовая дорога (Фото 60). По этой дороге мы вышли на берег реки Сарытаг, впадающей в юго-западную оконечность озера Искандеркуль. Отсюда продолжили движение по дороге вдоль правого орографически берега реки до автомобильного моста. Перешли через реку и вышли на дорогу, связывающую кишлак Сарытаг и Искандеркуль, по которой вернулись на западный берег озера. Переход от начала дороги занял 55 минут. В 11 часов в тени больших камней остановились перекусить. В 11:40 продолжили путь вдоль озера и через 30 минут пришли на турбазу Искандеркуль (Фото 61). Договорились о ночевке в палатке на территории базы.

Фото 45. Спуск с ледника под в. Ходжалокан на ледник под пер. Озерный

Фото 46. Подъем к пер. Озерный (1Б, 4100)

Фото 47. Плоская часть подъема к пер. Озерный (1Б, 4100)

Фото 48. Группа на пер. Озерный (1Б, 4100)

Фото 49. Южный склон пер. Озерный

Фото 50. Пер. Озерный с ледника Белой Пирамиды

Фото 51. Верховья долины р. Обисафед

Фото 52. Курумник в верховьях р. Обисафед

Фото 53. Долина р. Обисафед

Фото 54. Долина р. Обисафед

Фото 55. Вид вверх по долине р. Обисафед от поворота к пер. Бузроват

Фото 56. Долина р. Обисафед в районе поворота к пер. Бузроват

Фото 57. Вид на пер. Бузроват Зап. на спуске с пер. Бузроват Вост.

Фото 58. Вид на пер. Бузроват Вост. с пер. Бузроват Зап.

Фото 59. Вид с тропы вдоль р. Серидевол на север

Фото 60. Панорама оз. Искандеркуль с южного берега. Показан тропа к пер. Обзорный пункт

Фото 61. Обход оз. Искандеркуль вдоль северного и западного берегов

Участок 2. к. Нарвад — р. Норват — пер. Имат (3А, 4100) — траверс в. Б. Ганза (3Б*, 5306, с подъемом по С. гребню и спуском по З. гребню, п/п) — пер. Седло Ганзы (4477) + пер. Гусева-Мухина Вост. (4528)(2Б) — пер. Адиджи (4633) + пер. Ход Кентавра (5000)(3А) — в. Замок (2А, 4990) — Мутные озера — а/л Алаудин

Схема 3. Перевал Имат (3А, 4100) и траверс Большой Ганзы (3Б*, 5306)

04.08.2016 Подход под перевал Имат (3А, 4100)

Следующая часть нашего маршрута начиналась от кишлака Нарвад, расположенного в устье р. Норват. От Искандеркуля до кишлака 10 км вниз по дороге вдоль р. Искандердарья. Чтобы не ходить пешком там, где можно подъехать, накануне договорились с местным лесником о заброске. В 6 утра он заехал за нами на турбазу на старенькой Ниве. Доехали за полчаса, заплатив 100 сомони (12$) с группы, и выгрузились на окраине кишлака.

В 7:00 вышли из кишлака вверх по долине реки Норват. По левому (орографически) берегу поднимается хорошо набитая тропа, местами довольно крутая (Фото 62). За три перехода (40, 30 и 40 минут) вышли к каменным летовкам на стрелке рек Ганза вост. и Тодэ (Фото 63). Пройдя чуть выше, сделали привал (9:30, высота 2660 м).

После летовок набитая тропа заканчивается, дальше по склонам идут скотогонные тропы, мы старались идти по более выраженным — всё так же по левому берегу р. Ганза вост. Через переход (40 минут) дошли до слияния рукавов реки. Тут скотогонные тропы заканчиваются, и мы продолжили подниматься просто вдоль левого рукава. Склон довольно крутой, местами попадаются осыпи. Ещё через переход (50 минут) дошли до скального пояса с небольшим водопадиком (11:35, 3150 м). Без верёвок тут не пройти. Сделали долгий привал, за время которого разведали дальнейший путь.

Проход через скальный пояс нашёлся левее (по ходу движения). Мы поднялись на небольшой отрог слева по ходу, разделяющий рукава реки. Здесь отыскалась тропа — похоже, от развилки ручьев на предыдущем привале надо было идти по правому (орографически) ручью. Тропа обходит скальный пояс слева по довольно крутому склону с выходами скал — местами нужно было придержаться руками. После пояса — висячая долина, которая заворачивает влево (по ходу движения) к перевалу Линкор (Фото 64, 65). Мы траверсировали склон влево и через полкилометра (25 минут) нашли отличное место на покрытом цветами альпийском лугу. Так как лезть на Имат в этот же день мы не планировали, встали на обед и ночёвку (13:05, 3360 м). Вода есть неподалёку, нужно немного спуститься к ручью.

05.08.2016 Прохождение перевала Имат (3А, 4100)

Перевал Имат (3А, 4100 м) расположен в юго-восточном гребне вершины Большая Ганза между вершинами 4612 и 4472. Соединяет долины рек Норват (Ганза вост.) и Имат. Ориентирован с юго-востока на северо-запад. С юго-восточной стороны склоны скальные с осыпными кулуарами, с северо-западной — ледово-снежные со значительными выходами скал. Седловина перевала широкая, можно ночевать. В последние годы туристами ходится регулярно. Координаты перевала: N 39.148265 E 68.354695.

Путь подъема на перевал Имат с юго-востока проходит по осыпному кулуару, в верхней и нижней части перегороженному скальными стенками. В зависимости от выбранного пути какие-то стенки и ступеньки обходятся, а где-то необходима провеска перил.

Вышли в 5:40. За один долгий переход (80 минут) поднялись по крутому (до 35°) травянисто-осыпному склону до входа кулуар (Фото 66), с которого начинается подъем к перевалу (3710 м, 7:00).

В самом начале кулуара крутая скальная стенка, на которую повесили 30 метров перил (Фото 67). Лазание несложное: сначала заход слева на горизонтальную полку, затем траверс направо и выход наверх. С рюкзаками поднимались прямо вверх на двух жумарах (Фото 69). Кулуар выводит в небольшой цирк, после которого ещё одна скальная ступень, но её можно обойти: влево (по ходу движения) отходит осыпной кулуар. Мы поднялись по нему пешком 25 метров, после чего направо повесили вторую верёвку по простым скалам — она выводит на ровное место над скальной ступенью и цирком (8:20, 3770 м) (Фото 68, 70). Точки на крючьях и закладных элементах.

Выше основной кулуар прерывается скальным поясом, через который ведут два кулуара поменьше В левом по ходу — очередная скальная ступенька, возможно требующая навески перил. Мы ушли траверсом осыпного склона к правому кулуару и начали подъем. Метров через 60 поднялись на седловинку в гребне между кулуарами, через которую перелезли в левый (основной) кулуар. Выше в кулуаре скальных ступенек нет, и мы за длинный переход (60 минут) поднялись до верхней его части (10:40, 4060 м). Кулуар очень крутой, 35–40°, осыпь часто едет, несколько небольших стеночек проходятся лазанием (Фото 71, 72, 73, 74).

В верхней части кулуар, уперевшись в скальный бастион, поворачивает налево (Фото 75). Мы продолжили подъем по кулуару и через 80 метров вышли к слиянию двух его рукавов. Стандартный путь на перевал идет по правому (по ходу) рукаву, выше переходящему в скальный камин с пробками, по которому обычно провешивают до 100 метров перил. Мы же, пытаясь пройти без веревок, начали подъем по левому кулуару, на дне которого лежит снежник крутизной около 35° (Фото 76). Перед подъемом надели кошки. Этот участок потенциально камнеопасен — в верхней части снежника ручей протекает по скалам и смывает камни вниз. Мы прошли снежную часть (100 м) и вышли на скалы левого по ходу борта кулуара (Фото 77).

Выше снова пересекли кулуар, поднялись на его правый борт и затем по крутому снежному склону (вверху до 50°) вылезли на перевальный гребень. Оказавшись немного южнее и выше седловины (4170 м), провесили 10 м перил вниз с отвесной скальной стенки (Фото 78). После этого по широкому снежно-осыпному гребню спустились до скал. В 12:15 на ровном месте с отличными видами на ледник Имат остановились на обед — чай и шоколадки.

Погода портилась: с запада ползли тучи, дул довольно сильный ветер. В 13:05 начали спуск. Сначала прошли 150 метров до седловины, рядом с которой нашли тур и место под палатку (Фото 79). Начался снег — решили немного выждать. За 30 минут улучшения не последовало, но и ухудшения тоже — так что в 14:00 продолжили спуск на ледник Имат.

Северо-западный склон перевала ледово-снежный с многочисленными выходами скал в нижней части.

С седловины (4100 м) провесили 20 м перил через бергшрунд до снежного склона (Фото 80). Сначала склон не очень крутой, около 20° — прошли 100 м по нему в связках, немного траверсируя влево. После чего склон стал круче, и начался лёд крутизной 40–45° — начали вешать верёвки на ледобурах (14:55, 4030 м) (Фото 81). Через 200 м перил спустились до начала скального пояса (16:00, 3910 м). По нему пешком прошли направо вдоль верхнего края скал. Затем повесили 40 м перил на ледорубах траверсом снежного склона (30–35°) вправо до начала слабо выраженного кулуара, пересекающего почти весь скальный пояс (16:20, 3890 м).

Возможно, в этот кулуар можно выйти не вешая верёвки, если с самого начала спуска обойти участок льда по снегу справа, под скалами — но этот путь выглядит камнеопасным.

По кулуару спустились в связках на три такта до конца снега (17:20, 3780 м) (Фото 82). Склон довольно крутой, 35–40°, но снег глубокий и держит хорошо. После выхода на скалы спустились по полочкам 100 м до отвесного сброса, через который повесили 30 метров перил до снежного склона (18:00, 3710 м) (Фото 83). После этого продолжили спуск по снегу на 3 такта в связках до бергшрунда — склон постепенно выполаживается от 35° до 30° (Фото 84). Бергшрунд прошли в месте, где его высота уменьшалась до 1 м, после чего спустились на плоский ледник, отошли от склона на безопасное расстояние и встали на ночёвку (18:30, 3620 м) (Фото 86).

Фото 62. Долина р. Норват выше к. Нарвад

Фото 63. Долина р. Ганза вост. от слияния с р. Тодэ

Фото 64. Южный склон пер. Имат

Фото 65. Верховья р. Ганза вост. Прохождение скального пояса и место ночевки под пер. Имат

Фото 66. Вход в кулуар к пер. Имат. Вид от места ночевки выше скального пояса

Фото 67. Стенка в нижней части кулуара. Показана точка закрепления перил

Фото 68. Вторая веревка в обход скальной ступени

Фото 69. Подъем с грузом по первой веревке

Фото 70. Кулуар к пер. Имат выше 2-й скальной ступени. Показаны точки закрепления перил. Показано место ночевки и место подъема на нижний скальный пояс

Фото 71. Средняя часть кулуара к пер. Имат. Слева внизу ворота, пройденные группой Г. Сальникова и потребовавшие навески перил

Фото 72. Осыпная седловинка для обхода 3-й скальной ступени основного кулуара

Фото 78. Дюльфер на перевальный гребень закрепления спусковых перил

Фото 79. Спуск по гребню к туру. Показан точка

Фото 80. Спуск с седловины на снежный балкон

Фото 81. Провеска перил на ледовом склоне на спуске с пер. Имат (3А, 4100)

Фото 82. Спуск на 3 такта по снежному кулуару

Фото 83. Дюльфер со скальной ступени на спуске с пер. Имат (3А, 4100)

Фото 84. Спуск на 3 такта по снежному склону ниже выходов скал

Фото 85. Северный склон пер. Имат. Отмечены места закрепления перил

Фото 86. Панорама верховий лед. Имат

Фото 87. Северный склон пер. Имат с балкона Фанской сказки. Отмечены места закрепления перил

06.08.2016 Ледопад ледника Фанской сказки. Выход на балкон Фанской сказки

Решили подольше отдохнуть после относительно насыщенного вчерашнего дня, поэтому вышли попозже — в 8:25. В кошках и связках за один переход (50 минут) пересекли пологую часть ледника Имат и немного приподнялись на боковой ледник, стекающий из цирка перевала Фанская сказка. Лед голый, снега нет. В начале подъёма прошли крутой участок 30–35°, на котором закрутили 3 промежуточных ледобура (Фото 89).

Следующий переход (60 минут) поднимались по крутой части ледника. Сначала, обходя основные трещины, шли справа (по ходу движения) — тут трещин мало, поиск пути простой (Фото 90). В верхней части этого участка трещины равномерно распределены по всей ширине ледника, поэтому поиск прохода становится сложнее — пришлось немного попетлять и в целом сместиться на левую (по ходу движения) часть ледника. С высоты 3900 м ледник выполаживается и вскоре становится закрытым (Фото 91).

Ещё один 45-минутный переход шли, всё так же в связках, по закрытой части ледника под перевальный взлёт. Заключительный 35-минутный переход поднимались по крутому снежному склону (до 35°), обходя крупные разрывы (Фото 93), и вышли на скальный балкон. В конце подъёма склон становится круче, до 40° выход на скалы не очень сложен, но требует аккуратности (12:45, 4230 м) (Фото 92).

В последние годы подъем по леднику Фанской сказки вызывает сложности у групп: им приходилось вешать перила и обходить трещины по скалам. Мы в простом двоечном ледопаде ничего такого не увидели. Следует только быть аккуратными на крутых ледовых взлетах и грамотно выбирать путь среди широких поперечных трещин.

На скальном балконе Фанской сказки есть места под палатки. Вода тоже есть — в месте выхода со снега на балкон по скалам течёт небольшой ручеёк, ночью он замерзает. Пообедали, после чего часть группы провесила верёвки на перевальный гребень.

С балкона в кошках по крутому снежнику (до 35) вправо вверх подошли под скалы. От скал начали вешать перила. На первой веревке поднялись по внутреннему углу до большой полки, по которой траверсом влево подошли под следующий внутренний угол. Отсюда прямо вверх провесили еще 100 метров перил. Лазание не сложное, мест для страховки много (Фото 94, 95, 97, 98).

У Фанской сказки две седловины. Обычно перевал ходят через восточную. Если с юга варианты выхода на гребень смотрятся примерно равноценно, то на север спускаться проще через нее. Нам же сам перевал был не нужен, поэтому, провешивая перила, мы ушли левее, ближе к Большой Ганзе. На седловину от крайней станции 3-й веревки сходили радиально по простым скалам, перевальную записку снимать не стали, засняв ее на фото.

Ночевать спустились на балкон.

07.08.2016 Подъем по С. гребню Большой Ганзы (5306) до высоты 4760

Вершина Большая Ганза (5306) расположена в восточной части Фанских гор. Северные склоны вершины преимущественно снежно-ледовые, южные и восточные – скальные. Являясь 2-й по высоте вершиной района, остается мало популярной у альпинистов из за своей удаленности от лагерей. До этого года на вершину было пройдено всего два маршрута: часто посещаемая туристами 2Б по западному гребню и 5А по восточному ребру, пройденная группой А. Джулия в 2003 году. Координаты вершины: N 39.150782 E 68.318641.

Мы запланировали подъем на вершину по нехоженому северному (или северо-восточному) гребню, берущему начало от перевала Фанская сказка (3А, 4300). Нижняя часть гребня скальная с круто поднимающимися жандармами, верхняя — снежно-ледовая. Спускаться решили по маршруту 2Б в сторону перевала Седло Ганзы (2Б, 4477).

От площадок на балконе Фанской сказки вышли в 6:20. За час с небольшим прошли три повешенные накануне верёвки (Фото 99) и, провесив еще одну, вышли на западную седловину перевала (8:20, 4360 м) (Фото 100, 103). Здесь нашли тур с сильно размокшей запиской группы киевлян в жестяной банке 1982 года.

От седловины продолжили вешать перила по гребню. Лидер лез в скальных туфлях без рюкзака — его распределили между остальными участниками. Точки на скальных крючьях и камалотах. На первый жандарм поднялись в лоб, лазание сложное (5-я веревка, станция на вершине жандарма) (Фото 96, 101). За жандармом следует небольшой спуск на седловинку в гребне, с которой, обходя второй жандарм слева, вышли на удобную полку (6-я веревка, станция на полке) (Фото 102, 104).

Продолжив обходить второй жандарм по внутреннему углу, вылезли на гребень 3-го жандарма (7-я веревка). По простым скалам гребня до вершины жандарма провесили 100 метров перил (8-я и 9-я веревки) (Фото 105, 106). Выше отвесно поднимается палец 4-го жандарма. Мы по скальным плитам ушли траверсом влево в направлении выраженного провала в гребне (Фото 107, 108). До провала провесили 150 метров перил (10–12-я веревки). Время 15:00, высота 4600 метров.

Выше провала начинается участок сложного лазания. Сначала провесили 30 метров на выступ над седловиной (13-я веревка) и от него ещё 40 метров по гладкой крутой плите (14-я веревка). Здесь начался снег на скалах, трещины частично залиты льдом. Вдоль плиты идет удобная для страховки щель — глухая в нижней части (якорные крючья), расходящаяся и залитая льдом в верхней (камалоты больших размеров). Лидер прошел участок при помощи лесенок. Другие участники поднимались на двух жумарах (Фото 109, 110, 111). 15-ю веревку лидер прошел лазанием, сначала обойдя взлет слева, затем поднявшись по сложным скалам вверх на гребень (Фото 112, 113).

Выше гребень становится положе, и снега становится больше. Порода сильно разрушена, для организации страховки хорошо идут якорные крючья. Повесили ещё 150 м перил до пологого участка гребня (16–18-я веревки) (Фото 116, 117). Пройдя около 200 метров пешком, вышли к снежной седловинке достаточной ширины для постановки палатки — правда, площадку пришлось немного выровнять и надстроить с боков (19:50, 4760 м). Больше подходящих мест для постановки палатки сегодня не встречалось. Воды нет, топим снег. Пока это самая высокая ночёвка за поход, после захода солнца становится довольно прохладно. Для страховки вокруг палатки натягиваем перила.

07.08.2016 Траверс в. Большая Ганза (3Б*, 5306) со спуском на перевал Седло Ганзы (4477)

Вышли в 8:50. Сразу с места ночёвки продолжили вешать перила дальше по гребню — по простым скалам, перемежающимся со снежными участками. Лидер шёл с разгруженным рюкзаком в ботинках (Фото 119).

Через 200 м перил дошли до снежно-ледового склона (10:50 4840 м). Дальше можно идти в связках одновременно (Фото 120). Склон довольно крутой, без пологих участков, поэтому до седловины под вершиной шли без остановок — 140 минут. Старались выбирать участки с большим снежным покровом. Крутизна 30–35°, местами до 40° (Фото 121). В одном таком месте закрутили три промежуточных бура на расстоянии 15 м.

В 13:30 дошли до седловины под вершиной Б. Ганзы (5280 м). Там оставили рюкзаки и налегке сходили на вершину — 5 минут подъёма по простому снежному склону крутизной 25° до высоты 5306 м. Тур на вершине не нашли, поэтому записку писать не стали. Погода не то чтобы портилась, но потихоньку натягивало облака — долго задерживаться на вершине мы не стали.

В 14:15 в связках и кошках начали спуск по маршруту 2Б на перевал Седло Ганзы (Фото 123, 124). Спуск проходил по достаточно глубокому снегу крутизной 25–30°, попадаются крутые участки до 40° — на них снег становится тоньше, местами практически переходит в лёд. Такие участки проходили на три такта, кошки тут в нашем случае были необходимы. За 60 минут дошли до конца снега (15:10, 4640 м), сняли кошки и ещё за 10 минут спустились на перевал (4470 м, 15:30).

Седловина перевала широкая, мест для палаток много — выбираем самое лучшее. Воду нашли в нижней части снежника на южном склоне перевала.

Фото 88 и 89. Ледопад ледника Фанской сказки. Показан путь прохождения

Фото 90. В ледопаде ледника Фанской сказки

Фото 91. Ледник Фанской сказки выше ледопада

Фото 92. Выход на балкон Фанской сказки

Фото 93. Обход разломов при выходе на балкон Фанской сказки

Фото 94. Перевал Фанская сказка и С. гребень в. Большая Ганза (5306)

Фото 95. С. гребень в. Большая Ганза (5306). Показан путь группы

Фото 96. С. гребень в. Большая Ганза (5306). Указаны места закрепления перил

Фото 97. На перилах в направлении седловины пер. Фанская Сказка (3А, 4300)

Фото 98. Выход с балкона Фанской сказки на перевальный гребень и дальнейший путь по С. гребню в. Б. Ганза (5306). Показаны места закрепления перил

Фото 99. 2-я веревка на подъеме к перевальному гребню Фанской сказки

Фото 100. Перевальный гребень Фанской сказки. Показано расположение седловин

Фото 101. Подъем на 1-й жандарм с западной седловины Фанской сказки (5-я веревка)

Фото 102. 2-й жандарм с вершины 1-го жандарма. Показан путь группы и места крепления перил (6-я и начало 7-й веревки)

Фото 103. Вид на перевальный гребень Фанской сказки

Фото 104. Обход 2-го жандарма (6-я веревка)

Фото 105. С. гребень Б. Ганзы выше 2-го жандарма. Показаны места крепления перил

Фото 106. Подъем по гребню к вершине 3-го жандарма (8–9-я веревки)

Фото 107. Обход башни 4-го жандарма в направлении провала в гребне (10–12-я веревки)

Фото 108. В районе вершины 3-го жандарма

Фото 109. Подъем на 5-й жандарм (13–14-я веревки). Прохождение верхней части с помощью ИТО

Фото 110. Подъем на 5-й жандарм (13-я веревка)

Фото 111. Подъем на 5-й жандарм (14-я веревка). Указаны виды точек для ИТО по участкам

Фото 112. Вид назад на С. гребень в. Б. Ганза (5306)

Фото 113. 15-я веревка перил

Фото 114. Прохождение 15-й веревки перил выше 5-го жандарма

Фото 115. Нижняя часть западной стороны С. гребня в. Б. Ганза (5306). Показан путь группы

Фото 116. Выход на пологую часть гребня (16-я и 17-я веревки)

Фото 117. На пологом гребне перед ночевкой. Показаны места крепления перил и путь группы

Фото 118. Нижняя часть С. гребня в. Большая Ганза (5306)

Фото 119. Провеска перил выше ночевки (19–20-я веревки)

Фото 120. Начало подъема в связках по С. гребню Б. Ганзы (5306)

Фото 121. Движение в связках по снежно-ледовому склону верхней части С. гребня Б. Ганзы (5306)

Фото 122. Верхняя часть С. гребня Б. Ганзы

Фото 123. Верхняя часть З. гребня Б. Ганзы

Фото 124. Путь спуска по З. гребню Б. Ганзы

Фото 125. Маршрут траверса Большой Ганзы (5306) с подъемом по С. гребню и спуском по З. гребню

Фото 126. Массив Большой Ганзы с запада

Схема 4. Участок маршрута: пер. Гусева Мухина Вост. (2Б, 4528) — пер. Адиджи (4633) — пер. Енисей (4750) — пер. Ход Кентавра (3А, 5000) — в. Замок (2А, 4990)

09.08.2016 Прохождение пер. Гусева-Мухина Вост. (2Б, 4528), подъем на пер. Адиджи (4633) и траверс до пер. Енисей (4750)

Перевал Гусева-Мухина Восточный (2Б, 4528 м) расположен в северном отроге западного гребня вершины Большая Ганза, соединяет долины рек Сурхоб и Жёлтая. Ориентирован с востока на запад. Западный склон перевала снежно-ледовый, восточный — скальный. Западный склон часто используется для выхода на западный гребень Большой Ганзы с последующим подъемом на вершину или для траверса на перевал Седло Ганзы и дальнейшего спуска на юг, в долину р. Казнок. Восточный склон перевала практически не ходят. Седловина перевала широкая и удобная для ночевки. Координаты перевала: N 39.161357 E 68.299427.

Вышли в 6:20. За 30-минутный переход поднялись по широкому осыпному гребню до перевала Гусева-Мухина Восточный (4528 м) (Фото 127, 128, 129). Тур находится в северной части седловины у начала скального гребня в. Боксеры (4408).

В 7:20 в кошках и связках начали спуск с перевала в сторону ледника Кальгаспорный. Сначала траверсировали влево снежный склон крутизной 20–25°. За 25 минут дошли до начала ледового участка. Открытый лёд можно обойти слева по снежному кулуару, но снег тут уже слишком крутой и существует вероятность падения камней. Поэтому мы, приспустившись до крутого сброса, повесили вниз по льду 100 м перил на ледобурах. Бергшрунд в нижней части ледового участка засыпан снегом и не представляет сложности (Фото 130). Первую веревку продернули через проушину, вторую замыкающий спустился на три такта (Фото 131). После бергшрунда пешком вышли на пологую часть ледника (8:50, 4120 м). С соседнего перевала Кальгаспорный постоянно падают камни — в том числе довольно крупные так, очень эффектно пролетела глыба размером метра 2 на 2.

Фото 127. Вид с седловины пер. Седло Ганзы в направлении гребня к пер. Гусева-Мухина Вост.

Фото 128. Путь траверса с пер. Седло Ганзы на пер. Гусева-Мухина Вост.

Фото 129. Осыпной гребень перед седловиной пер. Гусева-Мухина Вост.

Фото 130. Северный склон пер. Гусева-Мухина Вост. Показаны места закрепления перил

Фото 131. Спуск по перилам с пер. Гусева-Мухина Вост. на север

Фото 132. Северный склон пер. Гусева-Мухина Вост. Показан путь группы

Перевал Адиджи (3А, 4533 м) расположен в гребне между вершиной Адиджи и пиком Черный, соединяет долину реки Сурхоб и ледник Бодхона (р. Чапдара). Ориентирован с востока на запад. Западный склон определяющий, снежно-ледовый, восточный склон снежный, имеет сложность 2А. Перевал довольно популярен, в последнее время часто ходится в связке с перевалом Ход Кентавра. Седловина перевала широкая и удобная для ночевки, есть вода. Координаты перевала: N 39.181502 E 68.291176.

Убрали кошки и верёвки и выдвинулись по моренным полям в направлении Адиджи. За 45-минутный переход, перевалив через скально-осыпной отрог пика Черный, подошли под крутой перевальный взлёт. Надели кошки. Взлёт снежный, крутизной от 25° внизу до 35° наверху посередине есть частично засыпанный снегом бергшрунд, который обходится под скалами справа (по ходу движения) (Фото 133, 134, 135). Подъём занял 90 минут — в 11:44 вышли на седловину перевала (4533 м). Устроили полноценный обед и фотосессию на фоне Большой Ганзы.

В 13:55 вышли в направлении седловины перевала Енисей. В связках прошли по снежному балкону над ледосбросами северо-западных склонов перевала Адиджи (Фото 136). Переход занял 45 минут, склон крутизной до 35° показался несколько лавиноопасным. На перевал Енисей (4720 м) вышли в 14:40.

Седловина широкая, мест для палаток много, но воды нет. За время перехода погода начала портиться, и палатку мы ставили уже под мокрым снегом и приближающимися раскатами грома. Железо собрали и отнесли на 50 метров от палатки, но гроза быстро прошла мимо. Впрочем, дождь продолжался до вечера и помешал нам провесить верёвки на завтра.

10.08.2016 Прохождение пер. Ход Кентавра (3А, 4900), радиальное восхождение на в. Замок (2А, 4990), спуск в а/л Алаудин

Перевал Ход Кентавра (3A, 4900 м) расположен в хребте между пиком Чёрный и вершиной Замок (4990), а более точно — в северном гребне вершины Кентавр (4929), практически у самой вершины. Соединяет долины рек Сурхоб и Чапдара (Алаудин). По сути является не перевалом, а участком траверса хребта с преодолением вершины Кентавр (4929 м). Ориентирован с востока на запад, восточный склон скальный, западный — снежный. Пройден группой Г. Сальникова в 2012 году и с тех пор посещается туристами регулярно. Координаты перевала: N 39.182307 E 68.281721

Вышли в 7:10. В кошках по снежному склону поднялись на 200 метров от седловины к скалам перевального взлета. Очевидный маршрут подъема проходит зигзагом по полкам вправо-влево-вправо.

Первую веревку провесили направо (по ходу) вдоль полки. Вторая уходит по плитам налево, затем забирая вертикально вверх. Следующие две веревки вешаем вправо вверх по системе стенок и полочек. Лидер лез в ботинках с рюкзаком. Лазание несложное, хотя в некоторых местах скалы покрыты коркой льда после вчерашнего снегопада. Скалы разрушены, следует опасаться камней, сброшенных участниками или веревкой. Всего до выхода на гребень провесили 200 м перил (Фото 137, 138). Прошли еще 50 м вдоль гребня и вышли на перевал (9:40, 4900 м) (Фото 141).

Надели кошки и связались. По снежному склону спустились на 15 м до небольшой седловинки, где расположен тур. Заменив записку, вышли по широкому снежному гребню в сторону перевала Замок (Фото 142, 143, 144). Через 30 минут подошли к точке, с которой начинается спуск к Мутным озёрам (10:25, 4915 м) и устроили обед.

После обеда часть группы радиально сходила на вершину Замок (2А, 4990). Вышли в кошках в 11:45, через 10 минут по широкому снежно-осыпному гребню подошли под скальный бастион. Традиционный маршрут подъема начинается в северо-западной части бастиона. Мы же начали вешать перила с перемычки перед скальным отколом на южном краю бастиона прямо вверх. Первые 20 м лазания оказались довольно сложными, выше лидер вышел на некрутые, но разрушенные скалы. Всего от подножия бастиона до гребня провесили 40 м перил. Станцию организовали на большом камне (Фото 145, 146).

В 13:10 собрались в южной части гребня и траверсом по осыпным полочкам дошли до северной части, где находится вершина. На вершине (4990 м) были в 13:20. В 13:30 дошли до места, где вешали перила на подъём, и там же повесили 1 верёвку на спуск, оставив петлю на камне (Фото 147). В 14:00 вернулись к рюкзакам.

Спуск к Мутным озёрам начали в 14:45. Первый переход шли в связках и кошках по снежному склону крутизной до 35°, обходя ледовые разломы (Фото 148). Сначала забирали левее, огибая крутой взлет ледника, затем ушли ближе к склонам Замка (Фото 149, 150). Далее спускались, придерживаясь центра ледника. На высоте 4400 м снег заканчивается — вышли на открытый ледник, пересекли его вправо и спустились на осыпь (15:25, 4360 м). Развязались и сняли кошки, дальше спускались по осыпям вдоль правого края ледника. В начале следующего короткого перехода (25 минут) вышли на крутой (до 40°) осыпной склон и спустились под язык ледника Замок (Фото 151, 152). Пройдя чуть вперед, вышли к площадкам напротив пика Фагитор (4272), где сделали привал.

Затем за 35-минутный переход спустились до заброски в курумнике у Мутных озёр. Забрали еду на один день, оставили и спрятали все остальные продукты и снаряжение, и налегке по тропе за три перехода спустились в альплагерь Алаудин: 55 минут до озера Пиала, 30 минут до озера Алаудин, и 25 минут до альплагеря. Во время первого перехода встретили команду велотуристов из Киева — шли ночевать на Мутные озёра, на следующий день планировали подойти под пик Энергия и при возможности попробовать сходить. На озере состоялся разговор с лесником, который предлагал нам оплатить пребывание в зоне Мутных озёр — мы отказались, сославшись на то, что мы там не ночевали.

В альплагерь спустились в 20:07 — уже почти стемнело, пока это самый поздний финиш за поход. Забрали свои паспорта с регистрацией у начальника лагеря Александра Крейцберга. Лагерь заметно опустел по сравнению состоянием на начало похода, но, несмотря на это, столовая оказалось ещё открыта — так что этот непростой день мы завершили вкусным ужином.

Фото 133. Пер. Адиджи с юга

Фото 134. Южный склон пер. Адиджи

Фото 135. Подъем на пер. Адиджи с юга

Фото 136. Траверс по снежному балкону от пер. Адиджи до пер. Енисей

Фото 137. В. склон пер. Ход Кентавра. Показаны места закрепления перил и путь группы

Фото 138. В. склон пер. Ход Кентавра. Показаны места закрепления перил и путь группы

Фото 139, 140. Вторая веревка перил при подъеме по В. склону пер. Ход Кентавра

Фото 141. Перевальный гребень Хода Кентавра

Фото 142. Гребень к западу от пер. Ход Кентавра

Фото 143. Участок гребня между вершинами Кентавр и Замок. Вид с востока

Фото 144. Участок гребня между вершинами Кентавр и Замок. Вид с запада

Фото 145. Скальная вершина Замка. Показан путь подъема группы (красный) и традиционный путь

Фото 146. Вершина Замок. Красным показан путь подъема группы, фиолетовым – спуска, зеленым – более простой традиционный путь