Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Алексей Шредер, г.Нижний Тагил

Отчет о пешем туристском походе 4 категории сложности по Памиро-Алаю, в период с 06 но 26 августа 2014 года. .

Справочные сведения.

Проводящая организация: МБОУ СОШ №61 г.Н.Тагил.

Место проведения: Республика Таджикистан, Памиро-Алай (Фанские горы, Гиссарский хребет)

Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория

сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность (дней)

Сроки проведения

с подъездами

походных дней

пешеходный

4

178

21

16

06.08-26.08. 2014г.

Подробная нитка маршрута:

Душанбе - МАТЦ «Вертикаль-Алаудин» - пер.Алаудинский (н/к) - оз.Куликалон - пер.Зиерат (1А) - оз.Чукурак - а/л «Артуч» - р.Зиндон - пер.Чимтарга (1Б) - оз.Мутные - пер.ВАА (1Б) + каньон левого истока р.Казнок (2Б) - р.Арг -оз.Искандеркуль - пер.Ангифт (1Б) - оз.Пайрон - пос.Хакими – Душанбе

вид препятствия

категория

трудности

длина (для протяженных)

характеристика препятствия

путь прохождения (для локальных)

сумма

баллов

переправы через рр.Сувтор, Биоб, Анзак, Ангишт, Зиндон и ручьи в р-не оз.Алаудинского и Куликалон

н/к

10 переправ

скорость течения до 0,5м/с, глубина 0,5-0,6м, переправа вброд или по бревну

5

переправы через ручьи в р-не оз.Мутных, р.Арг

скорость течения ок. 1,5м/с, глубина до 0,8м, ширина более 6м, переправа вброд

3

баллы / в зачет

8

пер. Алаудинский

н/к

3730,тр-ос

оз.Алаудинское-

оз.Куликалон

2

пер. Зиерат

3200,тр-ос

оз.Куликалон-

оз.Чукурак

4

пер.Чимтарга

4600, ос

р.Пр.Зиндон-

оз.Мутные

6

ВАА

3970,сн-ос

оз.Мутные- лев.исток р.Казнок

6

Ангишт

сн-ос

р.Ангишт - р.Пайрон

6

баллы / в зачет

20

Определяющие препятствия маршрута:

каньон верх. лев.истока р.Казнок

8

баллы / в зачет

8

осыпи

н/к

до 10км

камни небольшие, крутизна склона 15-20*

5

осыпи

до 10км

средняя, пологая (камни «живые», крутизна скл. до 25*, инд. страховка

15

осыпи

до 20км

осыпи «живые», крутизна 30-40*

40

В зачет

47

ледовый уч-к

до 10км

Лед с шероховатой поверхностью

6

В зачет

6

Состав группы

ФИО

возр

Туристский опыт

Перевальный опыт

обязанности в группе

Шредер Алексей Алексеевич

54

3ГР, Ц.Кавказ 5ПР, Ц.Алтай

2БР

руководитель

Елисеева Екатерина Юрьевна

19

2ГУ, Зап.Тянь-Шань 3ПУ, Сев.Урал Альп 3разряд

1БУ

2АУ альп

завхоз

Переседов Владимир Александрович

39

3ПР, Байкальский хр Альп 2разряд

1БР

2БУ альп

Зам.руководителя,

штурман

Перминов Максим Сергеевич

19

2ГУ, Зап.Тянь-Шань Альп 3разряд

1БУ2АУ альп

завснар

Суетина Мария Владимировна

25

2ГУ, Зап.Тянь-Шань Альп 3разряд

1БУ

2А альп

логист, медик

Сухарев Виталий Юрьевич

19

2ГУ, Зап.Тянь-Шань 3ПУ, Сев.Урал

2АУ

завснар

Шулепова Алена Юрьевна

19

2ГУ, Зап.Тянь-Шань 3ПУ, Сев.Урал Альп 3разряд

1БУ2АУ альп

казначей, фотограф

Расчет категории сложности маршрута

Продолжительность - 15 дней (min = 13)

Протяженность - 194, в зачет -178км, (min =170)

КС = ЛП + ПП + (Г х А х К) = 36 + 53 + (8 х 0,7 х 2,6) = 89 + 15 =104 при диапазоне 95-134

КС - категория сложности

ЛП - сумма баллов за локальные препятствия = 36

ПП - сумма баллов за протяженные препятствия = 53

Г - географический показатель = 8

А - коэффициент автономности = 0,7

• К - высотный коэффициент (К = 1 + ДН/12) = 1+ 19,157/12 = 1 + 1,6 = 2,6

Вывод: маршрут соответствует четвертой категории сложности (пешеходный туризм).

Адрес хранения отчета: г.Екатеринбург, библиотека городского клуба туристов Екатеринбурга.

Отчет рассмотрен Свердловской областной и зональной МКК

Содержание отчета.

Общая идея похода.

Группа была сформирована из учащихся и выпускников МБОУ СОШ №61 г.Н.Тагил, имеющих опыт совместных походов в горных районах в сезонах 2011-2014гг. (Северный Урал, Западный и Северный Тянь-Шань). Руководитель группы имел опыт руководства походами в районе Фанских гор и южных отрогов Г иссарского хребта в конце 80х годов. В качестве заместителя руководителя был приглашен имеющий соответствующий туристский (3ПР) и альпинистский (2 разряд, 2Б участие) Переседов В.А., имеющий опыт совместных походов с руководителем в сезоне 2015г.

Маршрут разрабатывался с учетом познавательной, технической и эмоциональной ценности, возможностей группы, информационного и материального обеспечения.

В качестве основных задач были определены:

- отработка навыков жизнеобеспечения в условиях длительного нахождения в высокогорной зоне

- совершенствование тактико-технических навыков, повышение спортивного мастерства, в т.ч. повышение высотного и перевального опыта участников

- посещение нового для участников района

В результате получился маршрут, связывающий наиболее зрелищные природные объекты района (озера Алаудинские, озера Куликалонской котловины, Зиерат, Большое и Малое Алло, Искандеркуль, Пайрон, Тимур-Дара, район высочайших вершин) и включающий разнообразные технические препятствия, в т.ч. перевалы сложностью от н/к до 2А и прохождение каньона 2Б к.с.: Душанбе - МАТЦ «Вертикаль-Алаудин» - пер.Алаудинский(н/к) -оз.Куликалон - пер.Зиерат (1А) - оз.Чукурак - а/л «Артуч» -р.Зиндон - пер.Чимтарга (1Б) - оз.Мутные - пер.ВАА с каньоном (2Б) - р.Арг - оз.Искандеркуль - пер.Ангишт (1Б)- оз.Пайрон - оз.Тимур-Дара - пер.Цирк (2А) - р.Ханака - пос.Ханака - Душанбе

В случае нехватки времени планировалось сокращение маршрута с исключением прохождения пер.Цирк и выходом к населенным пунктам в долине р.Каратаг (Хакими, Каратаг)

Для снижения нагрузок в начальной части маршрута планировался кольцевой акклиматизационный участок МАТЦ - пер.Алаудинский - пер.Зиерат - пер.Чимтарга - МАТЦ вцелях наиболее полноценного в техническом плане

использования походного времени был запланирован переезд от а/л «Артуч» до устья р.Пр.Зиндон (исключение из маршрута дневного перехода по грунтовой дороге).

Варианты подъезда и отъезда.

Оптимальным вариантом заезда в р-н является авиаперелет в Душанбе - в данном случае не приходится иметь дело с погранслужбами Узбекистана, как при заезде через Худжант - Пенджикент. Заброска до МАТЦ возможна на внедорожнике, а предгорья южных отрогов Гиссара связаны с Душанбе рейсовым транспортом. Автотранспорт можно заказать через МАТЦ и других посредников, а можно найти прямо в аэропорту цены сопоставимы. С внутримаршрутным транспортом лучше договориться заранее, но и на месте это не проблема - при низком уровне жизни все хотят заработать.

Аварийные выходы и запасные варианты.

В качестве запасного варианта планировалось сокращение маршрута с исключением прохождения пер.Цирк и выходом к населенным пунктам в долине р.Каратаг (Хакими, Каратаг).

В качестве аварийных предусматривались выходы:

- из Алаудинской долины - в МАТЦ «Вертикаль- Алаудин»

- из Куликалонской котловины и пер.Зиерат - в альплагерь «Артуч»

- из долин рек Зиндон, Пр.Зиндон - в нас. Пункты долины р.Арчамайдан (Вору, Г аза)

- из долин рек Казнок, Арг, Ангишт - в пос.Сарытаг, т/б «Искандеркуль»

- из долины р.Каратаг и ее притоков - в пос Хакими

- из долины р.Ханака и ее притоков - в пос.Ханака.

Изменения маршрута и их причины.

В связи с неблагоприятными погодными условиями и усложнением в связи с этим прохождения перевала ВАА с каньоном (2Б) и необходимостью выхода в Душанбе к дате вылета в Екатеринбург маршрут пройден по запасному варианту.

График движения

день

пути

дата

участок пути

протяжен­ность (км)

ходовое

время

определяющие

препятствия

1

08.08

МАЦ «Алаудин-Вертикаль» - оз.Чапдара - под пер.Алаудинский

6

2.40

тропа, переправы по камням тропа по тр-ос склону крутизной до 15*

2

09.08

пер.Алаудинский - оз.Куликалон - под пер.Зиерат

18

5.15

тропа по тр-ос, скону крутизной до 15*, в нижней части спуска - до 30* переправа вброд тропа

3

10.08

пер.Зиерат - оз.Чукурак - альплагерь «Артуч» - р.Зиндон

10

5.40

тропа по тр. склону крутизной 10-15* на спуске тропа по тр. склону крутизной до 15*, средняя и крупноблочная осыпь крутизной до 30-35* тропа переправы по мостам ч/з р.Арчамайдан и Зиндон

4

11.08

р.Зиндон - оз.Бол.Алло

19

8.00

тропа с макс. уклоном до 25-30*, переправы по мостам, переправа вброд.

5

12.08

оз.Бол.Алло - слияние истоков р.Пр.Зиндон

9

4.10

тропа с макс. уклоном до 25-30*,

6

13.08

пер.Чимтарга - оз.Мутные - оз.Чапдара

27

10.55

тропа по мелкой и средней осыпи макс. крутизной до 35-40* тропа с уч-ками крутизной до 25*

7

14.08

оз.Чапдара - оз.Мутные

(12)

4.30

тропа с уч-ками крутизной до 25*

8

15.08

оз.Мутные - пер.ВАА - лев.исток р.Казнок

5

3.40

тропа по крупной и средней осыпи (туры) средняя осыпь, крутизной до 20*, местами перекрытая плотным фирном на спуске средняя и мелкая осыпь крутизной до 30-35*

9

16.08

каньон лев.истока р.Казнок

2

5.00

Каньон дюльфер с отрицательными участками

10

17.08

каньон лев.истока р.Казнок - р.Казнок -р.Хавзак

11

6.50

каньон дюльфер скальные плиты, средняя и мелкая осыпь крутизной до 30* тропа, переправы вброд (рр.Сувтор, Биоб)

11

18.08

р.Хавзак - р.Арг - оз. Искандеркуль

24

7.30

тропа, переправы вброд (рр.Анзак, Арг), дорога

12

19.08

Дневка, радиальный выход к водопаду на р.Искандердарья

(2х2)

1.30

тропа

13

20.08

оз.Искандеркуль - верх. р.Ангишт

17

6.30

дорога, тропа, переправа по мосту (р.Хазормеч), переправы по камням (р.Ангишт)

14

21.08

пер.Ангишт - р.Пайрон

20

8.25

закрытый ледник крутизной до 20* (перевальный взлет - 22до 30*) на спуске - крутой снежник (до 30*) тропа

15

22.08

р.Пайрон - оз.Пайрон - оз.Тимур- Дара

6

2.30

тропа, переправы по камням и мостам (лев.притоки р.Каратаг)

16

23.08

оз.Тимур-Дара - пос.Хакими

6 (2)

1.40

тропа, дорога

Высотный график

Техническое описание прохождения маршрута.

Дата 08.08.14

день пути 1

ясно

МАЦ «Алаудин-Вертикаль» - оз.Чапдара - под пер.Алаудинский

протяженность

перепад высот

ходовое время

6 км

+800

2 часа 40 минут

Водитель нашего внедорожника не хотел ехать по жаре и поэтому (плюс таджикское гостеприимство - пригласил в гости - плов, чай, фрукты, разговоры) выехали уже практически по темноте. Дорога идет через несколько тоннелей, самый длинный из которых, по словам водителя, постоянно в ремонте затем, до развилки на Пасруд/Маргузор и Худжант (в р-не пос. Зеравшан-2) - отличный асфальт отсюда в верховья р.Пасруддара уходит грунтовка, с удалением от асфальта становящаяся все хуже (полуразрушенные мосты, затяжные крутые подъемы по щебню - временами приходилось выходить из машины, а пару раз и толкать ее в горку). В пос. Зеравшан-2 закупили бензин. К МАТЦ прибыли около 3 часов. Ворота закрыты. Решили не будить персонал и пару-тройку часов подремать в машине

С рассветом начальник перебрался через забор и нашел сторожа. Расположились на поляне у административных корпусов. Учитывая долгий и непростой ночной автопробег, решили отдохнуть и выйти на маршрут после обеда. Душ, формирование заброски, закупка газа, перепаковка рюкзаков, переговоры о транспорте от а/л «Артуч», сон.

Сразу по выходу - первое препятствие - переправа через ручей в верхнем конце лагерной поляны «с элементами скалолазания» (приходится залезть на пару крупных валунов). Тропа через верхние ворота МАТЦ уходит вверх по островку, образованному рукавами р.Чапдара, а затем переходит на правый ее берег (переправа вброд или по камням - равноценно) и выводит к небольшому озерку. Отсюда небольшой подъем непосредственно к Алаудинскому озеру (Чапдара). Здесь множество удобных стоянок с костровищами практически в истоке реки - 2 чайхоны здесь же мостик на левый берег, за которым начинается тропа на пер.Алаудинский. Время от МАТЦ - 40мин.

Пер. Алаудинский, н/к, 3730м. Расположен между вершинами Алаудин (4134) и п.Северный (4027), соединяет оз. Чапдара (Алаудинское) и оз.Куликалон. Ориентация склонов запад-восток.

Хорошая тропа сразу довольно круто коротким серпантином уходит вверх по заросшему арчевником и кустарником осыпному склону, а затем, с выходом из зоны леса, несколько выполаживается (Ф.1) и местами теряется на мелкой и средней осыпи (есть маленькие туры). Чуть ниже начала перевального взлета тропа пересекает ручей чуть влево по ходу - удобные площадки (Ф.2). Учитывая поздний выход, остановились на ночлег. Проверили бензин. Не зря затарились газом:)

09.08.14

2

пер.Алаудинский - оз.Куликалон - под пер.Зиерат

18км

+ 400 -900

5 часов 15 минут

От ручья тропа сначала уходит налево по ходу, к склону п.Северный, а затем поворачивает вправо, в направлении седловины. Ближе к седловине (перевальный взлет) крутизна подъема увеличивается. Седловина широкая, пологая тур в центре седловины. Чуть ниже, на западном склоне, у большого скального выхода удобная площадка с очагом. На седловине встретили группу французов и парня из Екатеринбурга, путешествующих (отдельно) в сопровождении местных «шерпов» с осликами. Хорошо просматривается Куликалонская котловина и перевалы массива Г оухона (пер.Зиерат, Ф.3). Сняли записку группы москвичей, маршрутная книжка 1/3-402, руководитель Виданов В.Л.. Время на участке стоянка - седловина - 1.10.

Верхние 2/3 спуска - пологая тропа (Ф.4) нижняя треть - крутой сброс к озерной котловине, самостраховка альпенштоком. Тропа уходит к оз.Бибиджанат, оставляя слева по ходу оз.Дюшаха. Чуть выше озера -протяженный брод через мелкую протоку между озерами (ок. 10м). Спуск до брода занял 2 часа.

На берегу множество удобных площадок, 2 чайхоны есть сушняк. От второй чайхоны, расположенной у западной оконечности озера, уходит хорошая тропа в напр. северо-восточной оконечности оз.Куликалон, к летовке, и далее вдоль восточного берега озера к пер.Зиерат (Ф.5). В полукилометре выше южной оконечности озера, чуть вправо по ходу от ручья, стоянка пастухов. Здесь встали на ночлег. Время на участке оз.Бибиджанат - стоянка - 2.05

10.08.14

3

пер.Зиерат - оз.Чукурак - альплагерь «Артуч» - р.Зиндон

0км

+ 450 -1617 + 200

5 часов 40 минут

Пер. Зиерат, 1А, 3200м. Расположен в отроге Говхона между вершинами Гоухона (3569) и Зиерат (3986), соединяет оз.Куликалон и оз.Зиерат. Ориентация склонов запад-восток.

От стоянки тропа полого уходит на левым бором ручей, огибая небольшой отрожек, и поднимается по нему правым бортом сухого русла, выходя на широкий пологий травянистый склон, на котором теряется среди множества овечьих троп. Отсюда уже хорошо просматривается седловина перевала (Ф.6). Подъем до седловиы от стоянки - 1.40.

Седловина широкая, травянисто-осыпная площадка - стоянка пастухов. Тур находится у скального выхода немного южнее. Сняли записку группы ТК МГУ, руководитель Иванова М.В..

Верхняя треть спуска - пологий травянистый склон, местами с тропой (ф.7). Затем тропу преграждает крупноблочный завал (Ф.8), круто (30-35*) падающий вниз около километра самостраховка альпенштоком, местами - элементы свободного лазания с гимнастической страховкой. Нижняя треть спуска - участок средней осыпи крутизной до 30-35* самостраховка альпенштоком. Спуск проходит правее по ходу и выше оз.Зиерат (Ф.9) и выводит в зону арчевника на конечной морене. Время на участке - 1.50.

Далее тропа полого понижается сначала по поросщей арчевником морене, а затем по постепенно расширяющемуся урочищу Г овхона и выводит к постройкам на восточном берегу оз.Чукурак. Время на участке - 0.45. На берегу хорошие площадки, есть сушняк чистая вода довольно далеко - в ручье, текущем с пер.Зурмеч, причем приходится подниматься по руслу, сухому в нижней части (вода уходит в песок).

У озера встретили группу французов с гидом из альплагеря попросили его напомнить начальству о машине для заброски, договорились о времени.

От озера тропа круто спускается по образовавшему его завалу в нижней части она уже больше похожа на грунтовую дорогу. До альплагеря «Артуч» 30 мин, хода.

Тропа обходит альплагерь правым бортом долины и выходит в хозяйственным воротам (центральные ниже по теч.р.Артуч, к ним через реку имеется мост). Пообщались с администрацией минут через 15 прибыл внедорожник. Загрузились и отправились в очередной автопробег.

Еще раз убедились в водительском мастерстве горцев, и через пару часов добрались до моста через р.Арчамайдан несколько ниже устья р.Зиндон.

Тропа резко спускается к мосту, а затем так же резко забирается на высокий правый берег, обходя летовку в устье Зиндона и затем спускаясь в его узкую долину. Тропа несколько раз переходит с берега на берег (мосты) долина постепенно расширяется, появляются удобные площадки. На одной из них, километрах в четырех от моста (время - 0.55), останавливаемся на ночлег. Вода в реке чистая, сушняка полно.

11.08.14

4

р.Зиндон - оз.Бол.Алло

19км

+1250

8 часов

Тропа идет правым берегом реки практически до устья р.Амшут, переходя перед ним по мосту на левый берег, а затем выходя на стрелку через мост на Амшуте. Здесь, на стрелке, летовка. Более натоптанная тропа уходит в верховья Амшута. В верховья Зиндона тропа уходит через мост на правый борт узкой долины и идет на значительном удалении от воды. В месте расширения долины тропа спускается к реке. На левом берегу - летовка, к ней хорошая тропа через мост. За постройками тропа вскоре теряется в кустарнике и высокой траве. Высоко на правом склоне видна четкая тропа, которую мы проглядели, увлекшись мостом. Спустились по зарощенному склону к реке и организовали себе маленькое приключение - переправу через Зиндон (брод, глубина до 60см, ширина до 5м). Поднялись на тропу и продолжили движение высоко над водой. Тропа полого выводит к завалу, подпруживающему оз.Мал.Алло. Завал двухступенчатый, между ступенями, на ровной площадке - картофельное поле (!) и его хозяин с внуком.

Озеро небольшое и, похоже, неглубокое в верхнем конце берег - вязкий песок (Ф.10). Удобное место для обеда, т.к. выше на всем пути до оз.Бол.Алло воды нет.

Сразу за озером - селевой вынос и морена (Ф.11), за которой небольшой лесной оазис. Затем снова морена и очередной лесок. Очередная морена (Ф.12) - и пологий выход к восточной оконечности озера - подземному истоку Зиндона. Озеро находится в глубокой чаше, образованной отвесными склонами и конечной мореной. На берегу удобные площадки вода чистая, арчевник на морене. За день набрали 1250 метров. Весь переход занял 8 ходовых часов.

12.08.14

5

оз.Бол.Алло - слиягие истоков р.Пр.Зиндон

9км

+600

4 часа 10 минут

Дальнейший путь идет по тропе между валунов завала по северному берегу озера. Короткий спуск выводит в арчевник в сухом устье Пр.Зиндона. Отсюда - подъем на очередную морену и выход по ней в широкое русло. Долина реки широкая, пологая набор высоты идет за счет подъемов на завалы (Ф.13). За вторым завалом зеленая поляна с ручьем.

Выше тропы уходит от воды на правый борт долины и выводит к хорошим стоянкам чуть ниже слияния истоков р.Пр.Зиндон. Смысла идти выше нет встали на ночлег. Время в пути - 4.10.

Вода в ручье мутная, пришлось сходить до ледника. Дров нет, но полно горючего мусора, так что и ужин. И завтрак приготовили на костре.

13.08.14

6

пер.Чимтарга - оз.Мутные - оз.Чапдара

27км

+ 900 -2200

10 часов 55 минут

выражению одного из участников, бег по эскалатору в противоположном направлении приходится тратить дополнительные усилия и активно использовать альпенштоки в качестве третьей точки опоры. Выше бараньих лбов тропа вновь выполаживается и траверсом право по ходу выводит на седловину (Ф.14,15). Время на подъеме 5.40.

Пер.Чимтарга, 1Б, 4600м. (по данным альтиметра - 4755м). Расположен в между вершинами Чимтарга (5489) и Энергия (5120), соединяет р.Пр.Зиндон и оз.Мутные. Ориентация склонов запад-восток.

Начало подъема - пологая тропа. В средней части уклон возрастает до 30-35*, тропа обходит бараньи лбы и идет по мелкой осыпи. Движение временами напоминает, по

Седловина широкая, осыпная тур в центре. Сняли записку группы Санкт-Петербургского университета, руководитель Витчак Д.Н..На седловине рюкзаки альпинистов, ушедших на п.Энергия. Чуть ниже, на площадке в начале спуска к Мутным озерам, лагерь еще одной альпгруппы.

Спуск в верхней части пологий, траверсом склона г.Чимтарга, а затем крутым (до 35*) серпантином по осыпной тропе практически под пер.Зап.Казнок (Ф.16). Отсюда по средней осыпи (маркировка турами) спустились влево по ходу на галечное поле в верховьях Мутных озер (Ф.17). Поле пересекает бурный и довольно глубокий поток с лед.Двуязычного (переход вброд в месте разлива потока на рукава глубина до 60см, общая ширина до 10м). Озера тропа обходит слева по ходу (с запада). На морене у северной оконечности более крупного озера хорошие площадки. С перевала спустились за 2.15.

Погода начала портиться. Решили оставить часть вещей и спуститься всей группой на ночевку в зону леса, на Алаудинские озера, чтобы оттуда на следующий день сходить за заброской в МАТЦ. Тропа местами довольно крутая, но на спуск и налегке прошли от морены до стоянок в нижнем конце оз.Чапдара примерно за 3 часа.

Сходили за заброской, и после обеда по уже знакомой тропе, преодолев несколько моренных валов (Ф.18), за 4.30 дошли до стоянок у Мутных озер. Здесь, как и вчера, погода не очень вечером прошел непродолжительный дождик.

4.08.14

7

оз.Чапдара - оз.Мутные

12км

+ 1030

4 часа 30 минут

15.08.14

8

оз.Мутные - пер.ВАА - лев.исток р.Казнок

5 км

+370 и -300

3 часа 40 минут

Пер.ВАА, 1Б, 3970м. Расположен между вершинами Гратулета (4172) и 4277, соединяет оз.Мутные и лед.Мал.Ганза (лев. исток р.Казнок). Ориентация склонов север-юг.

От стоянки через крупнблочный завал маркированная турами тропа идет к осыпи на склоне г.Фагитор. Отсюда тропа по осыпному склону огибает вершину, забирая влево по ходу, в карман между отрогами вершин 4277 и Гратулета (4172)., откуда уже четко просматривается седловина перевала (Ф.19).В верхней части подъема тропа пересекает два небольших фирновых участка выли ступени и организовали перильную страховку. Подъем до седловины занял 2.10.

Седловина широкая, осыпная тур в центре. Сняли записку группы горного турклуба МГУ, руководитель Овчинников И.

Спуск крутой, до 35-40*, по мелкой осыпи глиссирование, самостраховка альпенштоком (Ф.20), выводит на срединную морену (0.40 от седловины).

По ней вниз, к каньону левого притока р.Казнок, идет тропа, выводящая к собственно в каньон. Неожиданно опускается густой туман. В его разрывах понемногу спускаемся по морене в поисках площадки для лагеря, т.к. понятно, что о спуске по каньону в такую погоду думать не приходится, и минут через 30-40 останавливаемся на, пожалуй, единственно пригодном пятачке, где можно разместить лишь одну палатку, на правом борту каньона. Придется поужаться ©. Ночью выпал снег.

16.08.14

9

каньон лев.истока р.Казнок

2км

-120

5 часов

Утром начали работу с веревками. Первая - наклонные перила 20м практически от стоянки до следующей удобной полки (Ф.20). Отсюда - 40м дюльфера с отрицательными участками групповая страховка, рюкзаки отдельно, последний по сдвоенной веревке. Точка крепления - скальный выступ. Спуск на ровную, но камнеопасную полку, с которой для безопасности надо подняться вправо по ходу на перегиб рельефа (Ф.22). Разведка спуска прямо по руслу (1 веревка)

показала, что это не оптимальный вариант в конце спуска в ручье был найден рюкзак с одеждой, фотоаппаратом и дневником с записями на фарси, немецком, французском и английском языках последняя запись от 12.08.2012. За перегибом, на который вышли в целях избегания камнепада, обнаружили старую веревочную петлю. Закрепили свою и организовали очередной дюльфер - все так же, но уже с рюкзаками - рельеф попроще (Ф.23). К следующему спуску вновь приходится выходить по горизонтальным перилам (до15м) чуть вверх на склон каньона. Точки крепления веревки - скальные выступы на полке забит крюк, но не стали на него надеяться, тем более что есть хорошие скальные выступы.

Третий дюльфер выводит на расширение каньона. Здесь читается слабая тропа, переходящая на левый борт. Здесь, за крупным валуном, маленькая наклонная площадка ниже ничего похожего на ровное место не просматривается, да и время к закату. Выровняли, как могли, площадку камнями и рюкзаками, закрепили ее за валун веревкой, и снова все в одной - в тесноте, но в тепле ©. За день спустились всего на 120м по вертикали.

17.08.14

10

каньон лев.истока р.Казнок - р.Казнок - р.Хавзак

11км

-980

6 часов 50 минут

От площадки вниз наклонная (до 20-25*) плита, покрытая мелкой осыпью с травянистыми участками довольно скользко, плюс роса - навесили перила (40м) спуск спортивным способом. По окончании перил непродолжительное движение по относительно 3-Т14 пологому участку до очередного дюльфера (30м). Затем еще 2 дюльфера по 35-40м (крепление веревки за скальные выступы, техника передвижения та же), выводящие на осыпной склон крутизной до 25-30* (Ф.24-25). Спуск от места ночевки занял 3 часа.

По осыпи с самостраховкой альпенштоком вышли в довольно широкую долину р.Казнок, и, подрезав стрелку истоков, спустились к р.Сувтор немного выше ее впадения в р.Казнок. Здесь хороший арчевник, удобные площадки.

Через Сувтор перешли вброд. По левому берегу по борту долины идет множество овечьих троп, по одной из которых через пару километров вышли к летовке на обширной заболоченной поляне на высоком берегу. До р.Биоб характер движения не меняется. Переправа через реку вброд. Отсюда тропа вновь поднимается на склон и входит в зону леса, по ходу движения меняя характер с травянистого на осыпной. Тропа идет по отрогам вершины Кальцит (4255) с постоянными перепадами высоты. Местами встречаются достаточно крутые участки, требующие самостраховки альпенштоком на

одном из участков (скользкая глина) пришлось для подстраховки навесить веревку (25м). Внизу видны хорошие поляны на берегу реки, которая после слияния с Биобом носит название Хавзак. Решили спуститься к ним и встать на ночевку - надо просушить вещи после непогоды в горах. Спуск по линии падения воды, самостраховка альпенштоком. Место отличное, дров в изобилии. По темноте мимо (снизу) прошли пастухи они сказали, что отсюда есть нижняя тропа.

18.08.14

11

р.Арг - оз.Искандеркуль

24км

-500

7 часов 30минут

Тропа недолго идет по берегу - уже за р.Анзак (переправа вброд) она поднимается на левый борт долины - теперь уже реки Арг. Долина расширяется в месте поворота реки - обширное галечное поле, заканчивающееся заболоченным лесным участком, где тропа временно теряется. Она вновь появляется на пастбище и выводит к мосту. За мостом он вскоре переходит в дорогу, ведущую в верховья р.Сарытаг. Здесь, на правом берегу Сарытага, напротив устья Арга, новые строения к ним через Сарытаг ниже устья Арга перекинут мостик. Чуть выше устья переправились через Арг (глубина до 80см, ширина до 15м, переправа парами - тройками) и по довольно крутой тропе поднялись на обширное плато

на правом берегу р.Сарытаг. На плато огороды, через которые идет грунтовка в направлении дороги, связыавющей пос.Сарытаг с зоной отдыха на оз.Искандеркуль. С плато она спускается затяжным серпантином, а затем долго огибает все заливы северо - западного берега озера.

На берегу несколько зон отдыха. Здесь также расположены к метеостанция Таджикгидромета и пункт гидрологического наблюдения. В северном конце озера, вустье р.Серима, расположена турбаза, а за мостом через р.Искандердарья -Искандеркульское лесничество. Начальник сходил отметиться у лесников оказалось, что они знакомы с конца 80х, поэтому никаких вопросов не возникло, и нам было выделено место на территории лесничест

19.08.14

12

2км х 2

+100

-100

1 час 30 минут

Дневку посвятили водным процедурам, фотосессиям, разговорам с родными и друзьями - есть связь! - и радиалке к двадцативосьмиметровому водопаду на р.Искандердарья (полтора-два километра по тропе левым берегом подойти к водопаду можно только сверху над водопадом - смотровая площадка)

20.08.14

13

оз.Искандеркуль - верх. р.Ангишт

17км

- 200 +1350

6 часов 30 минут

Для того, чтобы выйти в долину р.Саридевол, по которой идет тропа к пер.Ангишт, надо сначала пройти около трех километров вниз по дороге, идущей правы берегом р.Искандердарья (Искандеркуль - Зеравшан-2 - Душанбе). Здесь направо по ходу уходит грунтовка на т.н.Обзорный пункт - седловину в отроге горы 3947. Здесь дорога заканчивается. Спуск - серпантин по травянистому склону крутизной 20-25* - выводит к вишневому саду в устье р.Серидевол. Тропа идет по широкой равнине правым берегом реки, пересекая по мосту р.Хазормеч около двух километров, а затем начинает постепенно набирать высоту по сужающейся долине. На подходе к левому притоку, текущему с пер.Соминг Сев., долина вновь выполаживается. Здесь на заболоченной поляне пастбище и летовка. Тропа уходит j от русла влево по ходу к летовке у ручья с пер.Бузговат Зап. И вновь возвращается к воде уже почти у небольшого оз.Синее. Примерно в километре выше - устье р.Ангишт. Тропа идет вверх по Ангишту, переходя с берега на берег (броды), минуя последний арчевый участок в районе маленьких ручейков - левых притоков. Заготовили дрова, т.к. газ почти закончился, а бензин оказался не очень хорошим. Уклон тропы возрастает до 10-15*, за поворотом уже просматривается перевал. Решили не идти к языку ледника и переночевать в относительно теплом мсте.

21.08.14

14

пер.Ангишт - р.Пайрон

20км

+1440

-1560

8 часов 25 минут

Пер.Ангишт, 1Б, 4057м. Расположен в Гиссарском хребте между вершинами Ангишт,соединяетр.Ангишт и р.Пайрон. Ориентация склонов север-юг.

открытого ледника трещин мало. Подъем в кошках правым по ходу, более пологим, бортом долины (Ф.25). Крутизна до 20*, в верхней части - до 25-30*. Время на подъеме - 2.10.

Седловина широкая, снежно-осыпная. Тур у скал в восточной части седловины. Сняли записку группы из Днепропетровска, руководитель Усенко А.

Спуск от тура по осыпи крутизной до 30* (Ф.26), самостраховка альпенштоком, выводит к резкому обрыву, который обходится справа по ходу, траверсом выше сбросов выводя к пуслу р.Пайрон. Время на спуске - 1.50.

По правому берегу реки идет хорошая тропа местами встречаются небольшие снежники в русле. Позади видна вершина Мечта (Ходжалокан), 4431. За 3.30 вышли к оз.Пайрон. По дороге, у огромного ореха, попалась летовка. У озера нет удобных мест для стоянки. Озеро обходится северным берегом (справа по ходу). Верхняя часть спуска - крутая (до 35*) тропа по подпирающей озеро морене. С выполаживанием начинается т.н.Пайронская поляна - отличное место со множеством стоянок. На одной из них, где уже есть заготовленные дрова, встали на ночлег.

22.08.14

15

р.Пайрон - оз.Пайрон - оз.Тимур-Дара

6км

-960

+330

2 часа 30минут

Тропа практически без перепада высот выходит к мосту чуть выше устья р.Пайрон, продолжается высоким левым берегом р.Каратаг и приводит к мосту, за которым начинается подъем к оз.Тимур-Дара. Озеро расположено в котловине, отгороженной крупноблочной мореной (завалом).

В нижнем конце обширная поляна со следами стоянок с дровами порядок. Решили остановиться здесь и прогуляться до верхнего края озера. В устье р.Казнок галечный пляж, хорошие площадки. Выше - узкое ущелье - по нему мы планировали идти к пер.Цирк.

23.08.14

16

оз.Тимур-Дара - пос.Хакими

6км

-500

1 час 40минут

Знакомой тропой вернулись на тропу, идущую вниз по левому берегу р.Каратаг, которая вскоре по мосту перешла на правый берег и вывела в пос.Хакими. Пообщались с местными и вскоре уже тряслись по ужасной дороге в грузовике - довезли до т.н. Западного пути - шоссе, соединяющего Душанбе с Регаром. Оттуда на проходящем автобусе - и к вечеру в Душанбе.

Потенциально опасные участки на маршруте.

К потенциально опасным участкам маршрута следует отнести каньон левого истока р.Казнок , крутые осыпные участки, фирновые и ледовые участки при прохождении перевалов 1Б к.сл., ледовые выходы на конечных моренах, крутые участки троп на травянистых склонах после дождя.

Опасность камнепадов наблюдалась при прохождении каньона левого истока р.Казнок.

Лавинная опасность на маршруте отсутствовала.

При прохождении технически сложных участков использовалось специальное снаряжение (см.2.9.3).

Перечень наиболее интересных объектов на маршруте.

Маршрут насыщен интереснейшими природными объектами. Это, в первую очередь, красивые горные хребты и вершины, с которых открываются панорамы горного района. По-своему красивы речные долины, особенно водопадные участки, моренные и завальные озера, ледники. Несомненный интерес представляет посещение историко-культурных памятников Душанбе.

Особенности снаряжения.

В походе использовалось личное снаряжение участников и снаряжение турклуба МБОУ СОШ №61. В связи с прохождением части маршрута по безлесной зоне для приготовления пищи использовалась мультитопливная горелка в качестве топлива использовался 96й бензин (местного розлива, очень некачественный) и газ (закуплен в МАТЦ).

Для обеспечения комфортных условий на биваке использовалось пуховое снаряжение (спальные мешки, пуховки, жилеты), утепленные брюки, пуховые носки, меховые рукавицы. При использовании пуховых спальников следует учесть, что их желательно регулярно просушивать (проветривать) во избежание накопления влаги.

Специальное снаряжение было подобрано исходя из технических препятствий, включенных в нитку маршрута, и возможных природных опасностей связанных с его прохождением. В целом набор снаряжения полностью удовлетворил потребности группы на маршруте.

Групповое снаряжение.

Личное снаряжение

1.веревка 10мм

40м х 2

1.система страховочная с блокировкой

1

2.ледобур

4

2.альпеншток

1

З.крюк скальный

4

3.каска

1

4.ледоруб

2

4.кошки

1 пара

5.молоток скальный

1

5.карабин с муфтой

2

б.карабин с муфтой

2

6.спусковое приспособление

1

Особенности питания.

Исходя из достаточно позднего определения окончательного количественного состава группы, а также учитывая более низкие цены на продукты питания в Таджикистане, было решено заняться закупками и расфасовкой на месте, что не составило труда модульная раскладка была составлена заранее.

Т.к. значительная часть маршрута планировалась в высокогорье, в рацион были включены высококалорийные продукты (сало, сухие сливки, орехи ), продукты с высоким содержанием витамина С (лимоны) и В1 (гречка, чечевица, мясо), продукты, не требующие больших временных затрат приготовления (сублимированные супы и картофель, рыбные консервы). Исходя из реальных потребностей участников, была снижена доля сахара и сухарей и увеличена доля орехов, сухофруктов, конфет и печенья в рацион были включены копченый сыр, майонез, кетчуп, протертая ягода.

В целом раскладка свелась к шести модулям для варки (на основе гречки, риса, макарон, картофеля, овсянки и супов) и набору продуктов для сухого перекуса.

Для настоящего путешествия раскладка оказалась вполне приемлемой.

Литература по району.

  1. Абдуваитов Х., Ашуров Р. По Искандеркулю / Туристические маршруты Таджикистана.
  2. Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР. М., Профиздат, 1990
  3. Пагануцци Н.В. Фанские горы и Ягноб, М, ФиС, 1968
  4. Пагануцци Н.В. Южные отроги Гиссара. Душанбе, «Ифрон», 1970
  5. Поспелов Е.М. Туристу о географических названиях. М, Профиздат, 1988
  6. https://ru.wikipedia.Org/wiki/r иссаро-Алай

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Пройден интересный, насыщенный техническими препятствиями маршрут в новом для группы туристском районе. Спортивные и познавательные задачи путешествия выполнены.

Не менее интересным, чем активная часть маршрута, оказалось и посещение Душанбе.

В целом же при планировании похода в данном районе следует обратить внимание на следующие моменты:

Организация путешествия.

- билеты, как туда, так и обратно, следует приобретать заранее надо учитывать, что разница в стоимости билета на разных рейсах может доходить до 20 000 руб.

- МЧС Республики Таджикистан не требует обязательной регистрации тургрупп. Тем не менее следует сообщить данные о маршруте и контрольных сроках хотя бы организаторам транспортной заброски

- экологический сбор за посещение горного района с 2014г. отменен. Если лесник (егерь) потребует(или попросит) плату, не следует его поощрять

- при планировании посещения р-на Юго-западного Памира необходимо получить разрешение в пограничной службе РК

- все участники группы должны иметь полис добровольного страхования спортсменов от несчастного случая и болезней (для выезжающих за границу). Участники группы были застрахованы в страховой компании «Макс» (спортивный туризм, страховка для выезжающих за границу)

- цены на рейсовый транспорт и такси ниже российских для заброски к началу активной части маршрута можно

Заказать микроавтобус(внедорожник)

- в организации заброски, а также в решении других проблем (регистрация, газ и т.п.) могут помочь :

МАТЦ «Алаудин-Вертикаль»

Представитель в Москве - Будянский Михаил +7-916-1231354 email:fanmount(at)yandex.ru

Представитель в МАТЦ - Арефьева Руфина Г ригорьевна +7-495-415-2015 email: rufinafany (at)mail.ru

Альплагерь Артуч

Директор Абулкасим Музафаров, офис в Педжикенте +992-3475-5-66-61, тел. моб.: +992-92-773-74-89,

e-mail: artuch (at)bk.ru, kasim_muzafarov (at)mail.ru.

- в Душанбе (в центре города, возле рынка) без особых удобств можно остановиться на ночлег на станции юных натуралистов, ул.Н.Мухаммад, 13, тел. +992919555287

Паспортно-визовый режим.

- для путешествия по Таджикистану достаточно общегражданского паспорта РФ

- детям до 18 лет необходимо иметь нотариально заверенное согласие родителей на вывоз ребенка за границу (достаточно согласия одного из родителей)

- при пересечении границы совершеннолетним необходимо заполнить миграционную карту и в течение 3х дней оформить регистрацию в органах внутренних дел. Проще и быстрее сделать это через знакомых или турфирму цены приемлемы

Снаряжение, питание.

- снаряжение - стандартное для похода в высокогорье желательно иметь палатку, в которую можно убрать рюкзаки (как на случай непогоды, так и вблизи населенных пунктов) обязательно наличие 2-3 пар шерстяных носков и шерстяных (синтепоновых) рукавиц на случай непогоды

- т.к. провозить газовые баллоны в самолете нельзя, а соответствие имеющихся в продаже в городах РК имеющимся у группы горелкам проблематично, удобнее использовать мультитопливные горелки в качестве топлива можно использовать высокооктановый бензин газ можно закупить в магазине или в МАТЦ (естественно, с наценкой, и то, если он уже не распределен по альпгруппам - лучше заказать заранее - см. «Контакты»)

- продукты, по крайней мере, их часть (сухофрукты и скоропортящиеся продукты), удобнее закупить непосредственно перед выходом на маршрут

- для снижения физических нагрузок на основной части маршрута целесообразно сделать заброску.

Обеспечение безопасности.

- Гиссаро-Алай относится к районам с повышенной опасностью камнепадов, обязательным элементом снаряжения должна быть каска

- для предотвращения солнечных ожогов и теплового удара следует пользоваться солнцезащитными кремами, марлевыми масками, солнцезащитными очками и шапочками

- в зоне субальпийских и альпийских лугов обилие колючих кустарников и трав, поэтому

Картографический материал

Транспортная схема участка Душанбе - МАТЦ «Вертикаль-Алаудин».

Карта маршрута. Лист 1.

Фото 1. Подъем на пер.Алаудинский со стороны Алаудинских озер граница леса.

Фото 2. Стоянка у ручья под пер.Алаудинским.

Фото З. Куликалонская котловина и горы Гоухона, вид с пер.Алаудинский.

Фото 4. Пер.Алаудинский, вид с пер.Зиерат.

Фото 5. Куликалонская котловина, вид с подъема на пер.Зиерат.

Фото 6.Пер. Зиерат, пкть подъема со стороны оз.Куликалон.

Фото 7. Верхняя часть спуска с пер.Зиерат в направлении оз.Чукурак.

Фото 8. Спуск с пер.Зиерат к оз.Чукурак, начало крупноблочного завала.

Фото 9. Нижняя часть спуска с пер.Зиерат, вид на оз.Зиерат.

Фото 10. р.Зиндон, оз.Малое Алло.

Фото 11. Ущелье р.Зиндон, селевой вынос и морена.

Фото 12. Ущелье р.Зиндон, последняя морена перед оз.Большое Алло.

Фото 13. р.Пр.Зиндон.

Фото 14. Пер.Чимтарга, вид с запада.

Фото 15. Верхняя часть подъема на пер.Чимтарга со стороны р.Пр.Зиндон.

Фото 16. Пер.Чимтарга, вид с востока.

Фото 17. Алаудинская котловина, Мутные озера.

Фото 18. Верховья Алаудинской долины, вид от оз.Чапдара.

целесообразно использовать одежду, защищающую руки и ноги.

Фото 19. Перевал ВАА, вид с подъема со стороны Мутных озер.

Фото 20. Пер.ВАА, вид со спуска в долину р.Казнок.

Фото 21. Каньон левого истока р.Казнок, участок горизонтальных перил.

Фото 22. Каньон левого истока р.Казнок, первый дюльфер, транспортировка груза.

Фото 23. Каньон левого притока р.Казнок, второй дюльфер.

Фото 24. Каньон левого притока р.Казнок, вид на долину р.Казнок.

Фото 25. Каньон левого притока р.Казнок, вид из долины р.Казнок

Фото 26. Пер.Ангишт, вид с с севера (с подъема со стороны р.Ангтшт).

Фото 27. Пер.Ангишт, вид с юга (со спуска в долину р.Пайрон)

Перевальные записки

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru