Автор: Александр Фефелов, г.Дмитров

Отчет о прохождении горного туристского спортивного похода 5 к.с. по Памиро-Алаю (район Фанские горы) совершённом в период с 22 июля по 14 августа 2014 года.Часть 2

• Часть 1
  • 5.08.2014

День 15

Утро – ясно Обед – ясно Вечер – ясно

Мутные озера – пер. Казнок З. – р. Казнок у слияния с ручьем из-под пер. Двойной

8 км

+540м -660м

8ч00м

Пер. Казнок З.

Категория сложности – 2А высота – 4065м координаты: N 39,15208 E 68,17072

Расположен в южной части Фанской «подковы» западнее в. Змея. Соединяет долины рек Чапдара и Казнок. Ориентация склонов север-юг. Описание дается от оз. Мутное до р. Казнок у слияния с ручьем из-под пер. Двойной.

Выход в 6.00. С утра ясно. От места ночевки хорошо виден снежно-ледовый взлет перевала Казнок З. (ф. 124). Но самой седловины не видно, она закрыта вершиной Змея. Проходим по выступившей из воды перемычке между озер, пересекаем обширное каменистое поле за озерами и начинаем подниматься по моренным холмам. Сначала путь совпадает с подъемом на перевал Чимтарга и проходит по хорошо натоптанной тропе. Но потом тропа начинает поворачивать направо к перевалу Чимтарга. Мы же уходим левее к нашему перевалу и по моренным валам поднимаемся к леднику под перевалом Казнок З. (ф. 125). Верхняя часть ледника представляет собой открытый ледовый склон крутизной 350. Склон частично замусорен камнями, упавшими со скал. Внизу склон пересечен небольшим бергшрундом. Ниже бергшрунда склон снежный и постепенно выполаживающийся (ф. 126). Поднимаемся по снежному склону и переходим бергшрунд по снежному мосту в том месте, где меньше следов от упавших камней. За бергшрундом начинаем вешать перила (ф. 127). Со скал сверху иногда падают камни. Их траектория может пересекать наш путь подъема. Поэтому вторую веревку провешиваем под прикрытие скального выступа (ф. 128). Склон здесь свободен от камней. Третью веревку провешиваем косым траверсом к скально-осыпному кулуару, ведущему к седловине (ф. 129, 130). Это самый опасный участок. Здесь наиболее часто падают камни. К тому же это наиболее крутая часть склона и покрыта частично тонким слоем мелких камней, мешающим кошкам нормально цепляться за склон. Проходить этот участок надо максимально быстро и внимательно наблюдать за возможным падением камней. Несколько раз участникам приходилось уворачиваться от одиночных камней. Когда вся группа уже поднялась в кулуар, со скал обрушился целый поток камней, перекрыв зону подъема по третьей веревке.

Осыпь в кулуаре представляет собой смесь очень мелких и средних камней. Она очень рыхлая и на крутых участках из склона при движении вылетают достаточно крупные камни. Приходится быть очень осторожным, чтобы не спустить камни на идущих ниже. С подъемом кулуар сужается и становится очень крутым (до 600). В верхней части кулуара натечный лед. Выше кулуар кончается и переходит в ледовый склон с карнизом. Крутизна ледового склона от 450 у конца кулуара до 600 в средней части. При выходе на седловину он выполаживается. Провесили здесь четвертую веревку к месту, где карниз заканчивается (ф. 131-133) и в 12.55 вышли на седловину перевала. Можно было бы обойти ледовый участок, выйдя из кулуара и уйти влево, обойдя заледеневший наддув снизу по длинной дуге по осыпному склону. Но этот вариант нам не понравился, т. к. подниматься по рыхлой осыпи не очень приятно, а ледовый вариант короче, хотя и круче. К тому же перила уже были протянуты по верхней части кулуара, и мы только продлили их до седловины (как раз хватило 50м веревки).

Седловина перевала достаточно широкая, осыпная (ф. 134). Отсюда хорошо видна седловина пер. Казнок В. и спусковая тропа с него к нашему перевалу (ф. 135). Сняли записку группы туристов т/к «Траверс» из Кишинева под руководством Гояна Василия от 15.07.2014г.

Спуск на юг проходит по тропе по широкому осыпному кулуару (ф. 136). Осыпь в верхней части кулуара мелкая и лежит на плотном основании. Мелкие камешки начинают под ногами проскальзывать, из-за чего трудно удерживать равновесие. В средней части кулуара осыпь становится крупнее. Она становится более рыхлой и живой (ф. 137). Спуск по такому склону очень утомителен. В нижней части кулуар сужается, появляются выходы скал. Из кулуара выходим на выполаживающийся осыпной склон с невысокой травой между камней (ф. 138) и по нему в 15.15 спускаемся к реке Казнок. Спуск занял 1ч 45мин ЧХВ. Здесь на берегу хорошие места для стоянок. Останавливаемся на обед.

После обеда начинаем подниматься вдоль реки. За два небольших перехода подходим к слиянию с ручьем из-под пер. Двойной. Впереди на зеленой террасе видно жилище типа коша. Мы не стали подходить близко и, перейдя по снежному мосту р. Казнок на правый берег, в 17.45 остановились немного ниже на пологом участке склона. Здесь в ложбине из склона вытекают чистые ручьи, впадающие в р. Казнок (Ф. 139).

Расклад времени на прохождение перевала Казнок З.

Подъем от оз. Мутное до ледника под пер. Казнок З.

1час 34мин

Подъем по леднику до седловины пер. Казнок З.

3час 55мин

Спуск от седловины до р. Казнок

1час 45мин

Подъем вдоль р. Казнок до слияния с ручьем из-под пер. Двойной

0час 50мин

5час 29мин

2час 35мин

8час 04мин

+540м +100м

-760м

8км

Выводы и рекомендации: перевал соответствует категории сложности 2А. Надо отметить, что перевал значительно усложнился по сравнению с тем, каким он был несколько лет назад. Раньше по описаниям он был заснеженным, и ледник проходился просто в кошках. Вешалась только одна веревка на крутом участке в кулуаре. Теперь ледник обтаял и стал открытым и приходится вешать по нему еще три веревки перил.

В дополнение перевал стал очень камнепадоопасным. Скалы над ледником сильно разрушены и сыпятся. Проходить этот перевал в таком обтаявшем состоянии довольно рискованно. Для уменьшения риска камнепадов надо очень рано проходить ледовый склон. Надо учитывать, что солнце освещает скалы над ледником рано, и соответственно рано начинают сыпать камни.

Ф. 124 Пер. Казнок З. от места ночевки на Мутном озере (снято во время дневки)

Ф. 125 Моренные валы на подъеме к пер. Казнок В.

Ф. 126 Снежно-ледовый взлет пер. Казнок З. Показан путь подъема (синий цвет – перильные участки с местами станций)

Ф. 127 Первая веревка подъема на пер. Казнок З.

Ф. 128 Вторая веревка уходит под прикрытие скального выступа. Начало провешивания третьей веревки.

Ф. 129 Третья веревка выводит к скально-осыпному кулуару

Ф. 130 Ледовый склон от конца третьей веревки

Ф. 131 Подъем по ледовому склону на седловину

Ф. 132 Подъем по ледовому склону

Ф. 133 Выход на седловину пер. Казнок З.

Ф. 134 На перевале Казнок З.

Ф. 135 Седловина пер. Казнок В. с пер. Казнок З.

Ф. 136 Вид на путь спуска с пер Казнок З. на юг

Ф. 137 Средняя часть спускового кулуара пер. Казнок З.

Ф. 138 Выход из спускового кулуара пер. Казнок З.

Ф. 139 Чистые ручьи у места ночевки. Выше виден лагерь геологов.

6.08.2014

День 16

Утро – ясно Обед – ясно Вечер – ясно

р. Казнок у слияния с ручьем из-под пер. Двойной – оз. Бирюзовое - пер. Кишиневский – морена у конца л. Ахбасай

7 км

+710м -450м +170м

5ч10м

Пер. Кишиневский

Категория сложности – 1А высота – 4090м координаты: N 39,16167 E 68,29961

Перевал расположен в боковом отроге, отходящем на восток от перевала Двойной. Соединяет долины рек Казнок и Ахбасай. Ориентация склонов север-юг. Описание дается от р. Казнок у слияния с ручьем из-под пер. Двойной до морены у конца л. Ахбасай.

Выход в 7.30. Поднимаемся к кошу. Оказывается, здесь живут не пастухи, а геологи. Они угостили нас буханкой свежего хлеба, и мы сфотографировались (ф. 140). Продолжаем подниматься по зеленым склонам вдоль правого борта долины, не приближаясь к ручью из-под пер. Двойной. Немного выше лагеря геологов есть прекрасное место для стоянки – ровная зеленая полянка с чистым ручьем. Поднимаемся по хорошо набитым овечьим тропам. На правом берегу ручья из-под пер. Двойной тоже видна тропа. Продолжаем подниматься по верху зеленых холмов. Выше травяной склон расширяется, и овечьи тропы исчезают. Зеленый склон заканчивается у небольшого скального хребта (ф. 141). Поднимаемся, забирая влево, по верху зеленого холма к месту, где скальный хребет понижается и заканчивается. Здесь в нем находится глубокий скально-осыпной кулуар. Еще левее и ниже – пологая осыпь, по которой можно подниматься в обход скального хребта, но к ней надо спускаться. Терять высоту не хочется, и мы начинаем подниматься на скальный гребень вдоль кулуара. Кое-где между камней обнаруживаем кусочки тропы. Немного выше уже хорошо заметная тропа траверсирует горизонтально влево в кулуар по скальной полке (ф. 142). В этом месте кулуар становится пологой и неглубокой ложбиной. Переходим ее и поднимаемся на ее правый борт. Здесь проходит хорошо натоптанная тропа, ведущая к перевалу Двойной. Она полого поднимается по осыпным склонам. Скальный хребет слева по ходу становится осыпным. За остроугольной скальной вершинкой начинает проглядывать пологая осыпная седловина (ф. 143). Частично она закрыта осыпным перегибом. Уходим с тропы влево и поднимаемся в направлении этой седловины. За ближайшим перегибом обнаруживаем озеро Бирюзовое (ф. 144). Координаты озера N39,18098 E 68,28352, высота 3950м. Озеро очень красивое. Берега пологие. Много мест для стоянок. К сожалению, на месте стоянок много мусора. Поднимаемся от озера по осыпному склону к седловине перевала Кишиневский. С подъема хорошо виден очень красивый цвет воды озера (ф. 145). В 12.30 вышли на седловину перевала (ф. 146). Седловина широкая, ровная, как будто вымощенная камнями.

Координаты седловины N39,15694 E68,30164, высота 4085м.

Сняли записку группы туристов т/к «Траверс» из Кишинева под руководством Федекяш Александра от 10 июля 2014г. В записке перевал назван Кишинев.

С перевала хорошо видна долина р. Ахбасай и перевалы МАК и Москва (ф. 147).

В сторону р. Ахбасай седловина обрывается отвесными скалами. В левой части седловины вниз уходит крутой осыпной кулуар. По описанию в одном из отчетов кулуар кончается скальными сбросами, где группа провешивала перила. В правой части седловины на скалах есть узкая горизонтальная полка. Можно пройти по ней 15-20м. Здесь скалы не отвесные и имеют крутизну около 700. Внизу на расстоянии примерно 50м начинается осыпной склон. Судя по натоптанным следам на полке, какие-то группы, возможно, спускались здесь.

Сложность спуска вызывала большие сомнения, что это перевал категории 1А. Вообще, в отчетах встречались очень разные описания этого перевала. Посидев над картой, мы решили, что осыпная вершинка справа – это в. 4114 и перевал Кишиневский (1А) должен быть за ней. Перейдя через нее, мы убедились в правильности своих предположений. Сверху открылась обширная осыпная седловина перевала с пологим спуском в долину р. Ахбасай (ф. 148). Немного выше седловины видно маленькое мелкое озерцо. Седловина настолько велика, что спустившись, мы не сразу отыскали тур (ф. 149).

Сняли записку группы туристов из Санкт-Петербурга под руководством Карпова Д. от 31 июня 2011г. В записке перевал также назван Кишинев.

В сторону р. Казнок с седловины ведет очень пологий склон (ф. 150). Где-то здесь должна проходить тропа на пер. Двойной. Поэтому тем, кто идет на пер. Кишинев (1А), надо просто идти по тропе на пер. Двойной. Мимо такой обширной седловины вы не пройдете.

С пер. Кишиневский (1А) по пологому осыпному склону спускаемся на небольшую террасу на пути спуска с пер. Двойной. Здесь ровно и протекает небольшой ручеек. Останавливаемся здесь в 14.05 на обед. Вид отсюда на пер. Кишиневский (1А) показан на ф. 151.

После обеда спускаемся по тропе с пер. Двойной вдоль ложбины пересохшего ручья. Вскоре тропа переходит на правый борт ложбины. Чтобы не спускаться далеко вниз, начинаем отсюда траверсировать склон в сторону верховья р. Ахбасай. Отсюда хорошо видна восточная сложная седловина пер. Кишиневский (ф. 152) и варианты спуска с нее по кулуару и по скалам.

Спустившись косым траверсом к р. Ахбасай, поднимаемся вдоль нее к леднику. Перед языком ледника Ахбасай обширная ровная моренная площадка. Останавливаемся здесь на ночевку (ф. 153).

Расклад времени на прохождение перевала Кишиневский.

Подъем от р. Казнок до оз. Бирюзовое

+710м +170м

-450м

7км

Выводы и рекомендации: Надо отметить, что существует 2 седловины перевала Кишиневский. Западная седловина ближе к озеру Бирюзовому. Северный склон простой осыпной. Южный – более сложный и крутой скально-осыпной. На наш взгляд его категория сложности не менее 2А. Координаты седловины N 39,15694 E 68,30164, высота 4085м.

Восточная седловина простая осыпная и практически является короткой перемычкой между тропами, ведущими к седловинам пер. Двойной в долинах р. Ахбасай и р. Казнок. На наш взгляд это либо очень легкая 1А, либо н/к. Координаты седловины N 39,16167 E 68,29961. Высота 4090м.

Высота седловин отличается от высоты, приведенной в перечне, почти на 200м.

Логично назвать эти седловины пер. Кишиневский Восточный (2А?) и пер. Кишиневский Западный (1А). Учитывая, что в контрольных записках перевал называется Кишинев, возможно, стоит изменить его название в перечне перевалов.

Ф. 140 Встреча с группой геологов

Ф. 141 Подъем идет влево к понижению небольшого скального хребта

Ф. 142 Тропа ведет по скальной полке

Ф. 143 Начинает проглядывать первая седловина пер. Кишиневский. Озеро Бирюзовое под ним, но его не видно за осыпным перегибом.

Ф. 144 Озеро Бирюзовое

Ф. 145 Сверху виден очень красивый цвет воды озера

Ф. 146 На первой седловине пер. Кишиневский

Ф. 147 С седловины видны перевалы МАК и Москва

Ф. 148 Вид на пер. Кишиневский(1А) с в. 4114

Ф. 149 На седловине пер. Кишиневский (1А)

Ф. 150 Вид с пер. Кишиневский (1А) в сторону р. Казнок

Ф. 151 Пер. Кишиневский (1А) от террасы с ручьем (со стороны р. Ахбасай)

Ф. 152 Вид на восточную седловину пер Кишиневский из долины р. Ахбасай.

Показаны возможные варианты спуска.

Ф. 153 Место ночевки у языка л. Ахбасай

7.08.2014

День 17

Морена у конца л. Ахбасай – пер. Блок – морена у конца ледника Двойной

5 км

+600м -580м

9ч40м

Пер. Блок

Категория сложности – 3А высота – 4400м координаты: N 39,17667 E 68,23583Расположен восточнее в. Москва и соединяет л. Ахбасай и л. Двойной. Ориентация склонов север-юг. Северный склон скально-осыпной, южный – ледовый. Описание дается от конца л. Ахбасай до впадения р. Зиндон в р. Арчамайдан.

Вышли в 5.40. Поднялись на гребень левобережной морены. Здесь есть готовые площадки под палатки, но воды нет. Поднимаемся по морене вдоль ледника (ф. 154). Перевал становится виден только с верхней половины ледника (ф. 155). К седловине ведет наклонный скально-осыпной кулуар, к которому ведет осыпной склон крутизной около 350. Поднимаемся по осыпи к началу кулуара. Осыпь очень живая и подъем по ней утомителен. Используем для передышек крупные камни. Нижняя часть кулуара скально-осыпная (ф. 156,157). Выступы скал облегчают подъем. Выше кулуар становится скальным, и его крутизна увеличивается до 450 (ф. 158). Подъем по скалам облегчен большим количеством уступов и зацепок. Кулуар замыкается скальнам гребешком. На гребешок выходим по крутой стенке высотой 5м. Хорошие зацепки позволяют обойтись без веревки. При подъеме надо быть осторожным, чтобы не столкнуть плохо лежащие камни на тех, кто идет ниже. Верхушка гребешка узкая. Здесь с трудом могут разместиться 4 человека. Отсюда становится видна седловина перевала и крутая скальная стенка под ней (ф. 159). Вешаем перила, закрепляя их на веревочной петле, и спускаемся с гребешка по вертикальной стенке высотой 10м на узкую наклонную скальную полку (ф. 160, 161), проходим по ней еще около 15 метров и поднимаемся на довольно широкий скально-осыпной участок. Закрепляем здесь второй конец перил. Здесь можно собраться всей группе. Пройдя далее под скальную стенку, провешиваем на ней примерно 25м перил (ф. 162). Подъем облегчается наличием хороших зацепок. Выше скальной стенки выходим на 300-350 осыпной склон (ф. 163). До седловины остается около 50 метров. Поднимаемся, придерживаясь скал слева по ходу, т. к. осыпь довольно живая. В 12.00 вышли на седловину. Седловина осыпная, частично покрытая льдом (ф. 164,165). Тур находится под скальным выступом справа. Сняли записку группы туристов из Нижнего Новгорода под руководством Малеханова Александра от 16.08.2013г. С перевала хорошо видны седловины перевала Двойной (ф. 166).

Спуск с перевала в сторону оз. Б. Алло проходит по крутому (500) гладкому ледовому склону протяженностью около 300м. На седловине лед образует пологую площадку с крутым перегибом. Организуем станцию на ледобурах в середине седловины (ф. 167). Решили не спускаться по пути, описанном в отчетах, - проходить правее, где до бергшрунда меньшее расстояние. На крутом склоне кое-где вморожены камни, а эта часть склона была освещена солнцем и была опасность вытаивания камней. Кроме того, нижняя часть спуска проходит под скалами и есть опасность падения камней со скал. Решили спускаться прямо вниз, не приближаясь к скалам слева. Здесь ледовый склон был уже в тени скал. Провесили по льду 6 веревок (ф. 168, 169). Последний участник спускается при помощи ледобура-самовыверта. Шестая веревка выходит через бергшрунд на снежный склон крутизной 450, постепенно выполаживающийся ниже. Бергшрунд полузасыпан снегом. Приходится делать небольшой прыжок, чтобы пройти ненадежную часть снежного моста. Снег плотный, но верхняя часть раскисла и проскальзывает под кошками. Поэтому провесили еще одну веревку по снегу до более пологой части склона. На спуск потратили 3ч 50мин. Далее спускаемся по пологому леднику. На спуске становятся видны озера Верхнее и Большое Алло (ф. 171). В 18.00 останавливаемся на ночевку на ровном участке морены у конца ледника (ф.172). Вода рядом в ручьях и маленьких озерцах.

Ф. 154 Подъем по правобережной морене л. Ахбасай частично проходит по длинным узким снежникам.

Ф. 155 Пер. Блок с правобережной морены л. Ахбасай

Ф. 156 Подъемный кулуар

Ф. 157 Подъем в кулуар

Ф. 158 Подъем на скальный гребешок

Ф. 159 С гребешка становится видна седловина перевала

Ф.160 Спуск со скального гребешка

Ф. 161 Спуск со скального гребешка

Ф. 162 Провешивание перил на крутом скальном участке под седловиной.

Ф. 163 Последний осыпной участок подъема на пер. Блок

Ф. 164 Седловина перевала Блок

Ф. 165 Группа на седловине перевала Блок

Ф. 166 С пер. Блок видны седловины пер. Двойной

Ф. 167 Организация станции на краю ледовой площадки

Ф. 168 Спуск по ледовому склону

Ф. 169 Спуск по ледовому склону

Ф. 170 Путь спуска по северному склону пер. Блок. Синим показаны перильные участки

Ф. 171 Спуск по л. Двойной. Треугольником обозначено место ночевки. Видны озера Верхнее и Большое Алло

Ф. 172 Место ночевки у конца л. Двойной.

8.08.2014

День 18

Морена у конца ледника Двойной – оз. Верх. Алло – оз. Б. Алло – оз. М. Алло

14 км

-1430м

5ч55м

Сегодня у нас запланирована полудневка на оз. Б. Алло, поэтому выходим не рано – в 8.25. Спускаемся по моренным склонам, проходим лабиринт завала из крупных камней. Обнаруживаем здесь тропу, идущую у левого борта. Она помечена туриками. Ниже завала тропа уходит к правому борту долины и идет по осыпным склонам. Немного не доходя до оз. Верх. Алло тропа спускается на дно долины к реке. Проходим вдоль реки до озера. Озеро Верхнее Алло довольно большое, но мелкое, с чистой голубоватого цвета водой (ф. 173). По берегам озера много мест для стоянок. От места ночевки до озера дошли за 1ч 20мин чхв.

Далее по каменистому дну долины спускаемся к озеру Б. Алло (ф. 174). Обходим его по правому борту. Тропа спускается к воде. Проходим прижим по наклонной скальной полке и в 12.00 выходим на северный берег озера, где много мест для стоянок и обычно останавливаются туристы. Но в этот день их было особенно много. Все площадки были заняты. Кое-как выбрали себе место для отдыха. Обедаем, купаемся, наслаждаемся видами озера (ф. 175).

Отсутствие места для палаток и большое количество людей побудило нас после отдыха пойти дальше. Обходя озеро, проходим еще один лабиринт каменного завала. Тропа помечена турами, но их много в разных местах, и мы несколько раз сбивались с правильного пути. Далее спускаемся по тропе по старым заросшим валам с небольшими зелеными «оазисами» на ровных участках между ними. Воды нет. Спускаемся с последнего высокого вала к скальному сужению ущелья. Раньше здесь протекала река, и был брод через нее. Но в этом году сошел сель и накрыл все слоем камней (ф. 176). Река появляется только за скальным сужением, где кончился селевой поток. По тропе вдоль реки в 18.00 пришли к оз. Малое Алло и остановились рядом с ним на ночевку. Озеро в этом году сильно обмелело.

Ф. 173 Озеро Верхнее Алло

Ф. 174 Подходим к оз. Б. Алло

Ф. 175 Озеро Б. Алло

Ф. 176 Сель, сошедший в скальное сужение в этом году.

9.08.2014

День 19

оз. М. Алло – р. Арчамайдан – кош в долине р. Нагнут

16,5 км

-350м +680м

7ч00м

Выход в 6.50. Проходим по краю обмелевшего озера М. Алло (ф. 177). Тропа идет вдоль реки. Подошли к месту, где долина резко уходит вниз. Здесь тропа раздваивается. Одна идет вниз вслед за рекой, другая с легким набором высоты траверсирует левый склон к виднеющемуся неподалеку кошу. Тут нам повстречалась девочка, которая посоветовала нам идти через кош, там тропа лучше. Идем через кош. От озера до коша дошли за один переход. В коше нас угостили кефиром и хлебом (ф. 178, 179). Мы в знак благодарности подарили маленьким детям теплые шапочки.

Отдохнув, пошли дальше. После коша хорошая тропа с понижением траверсирует склон в направлении р. Амшут и спускается в ее узкую долину. Вдоль реки приходим к слиянию с р. Зиндон. Здесь расположены каменные постройки местных жителей. Далее спускаемся по тропе на правом берегу р. Зиндон. По пути увидели пару абрикосовых деревьев и полакомились абрикосами. Подойдя близко к слиянию р. Зиндон с р. Арчамайдан стали размышлять, идти ли нам к мосту вниз по реке Арчамайдан или подняться выше, но надежной информации о наличии там моста не было. Но тут нам встретился мальчик, который сказал, что мост выше по реке есть. На развилке троп после мостика через р. Зиндон уходим вверх по осыпному склону в обход скальных прижимов на р. Арчамайдан. Пройдя перегиб, тропа спускается к реке. Здесь стоит дом местного жителя и есть мост через реку (ф. 180).

Гостеприимный хозяин пригласил нас попить чая, и, т. к. день был жаркий, мы не отказались. Чаепитие превзошло все наши ожидания. Тут были кефир с хлебом, куча сладостей к чаю и даже виноград и арбуз (ф. 181). Мы не знали, как благодарить хозяина. Тут мы заметили, что у него в доме много электроприборов и электрическое освещение. Он сказал, что у него своя самодельная гидроэлектростанция, и мы пошли посмотреть на чудо техники. У реки к нам подошли местные жители. Оказывается, к нашему хозяину приехали гости и расположились здесь на пикник. Как мы не отказывались, они затащили нас за стол (ф. 182) и мы поели еще баранины с помидорами и огурцами. В общем, после такого «чаепития» нам уже не нужен был обед.

Расклад времени на прохождение перевала Блок.

Подъем от морены у конца л. Ахбасай до пер. Блок

+600м

-2560м

24км

Выводы и рекомендации: Перевал Блок соответствует категории сложности 3А. Перевал двусторонний: южная сторона скально-осыпная, северная ледовая. При прохождении перевала с юга надо иметь в виду, что седловина перевала и путь подъема видны только с верхней части л. Ахбасай.

Ф. 177 Обмелевшее оз. М. Алло

Ф. 178 За один переход дошли до коша

Ф. 179 В коше нас угостили кефиром и хлебом

Ф. 180 Дом и мост через р. Арчамайдан выше впадения р. Зиндон.

Ф. 181 Сказочное чаепитие.

Ф. 182 Неожиданное продолжение «банкета»

Ф. 183 Мы с нашим гостеприимным хозяином и его семьей

Пер. Пштикуль З.

Категория сложности – 1Б высота – 4230м координаты: N 39,19624 E 68,23471

Перевал Пштикуль Западный соединяет ледник Пштикуль (бассейн реки Пштикуль - река Арча-Майдан) и ущелье Ахбашер (бассейн реки Ахбашер - река Кара-Куль). Экспозиция склонов северо-восток – юго-запад. Склоны осыпные. Описание дается от впадения р. Зиндон в р. Арчамайдан до верховья долины р. Ахбашер.

После чаепития переходим по мосту на левый берег р. Арчамайдан и поднимаемся по дороге до р. Сарымат. Мост через р. Сарымат находится не у слияния рек, а в 300м выше по течению. Проходим его, дорога уходит дальше к к. Хуморигунт, а мы возвращаемся к р. Арчамайдан и продолжаем подниматься вдоль левого берега реки уже по тропе. Вскоре тропа по мосту переходит на правый берег реки и проходит то по пологим участкам, то забирается на взлеты. Почти все пологие места обжиты, засажены деревьями, видны огороды и обработанные поля. В летовках зовут пить чай, но мы уже знаем, чем это может кончиться, а идти еще далеко. И мы проходим мимо. Пройдя около 8 км, переходим по мосту на левый берег реки. По нашим расчетам мы уже должны были подходить к нашему притоку – р. Пштикуль, но прошли какое-то ущелье справа с пересохшим руслом. Вскоре увидели приток, но по расстоянию это как-то не вязалось с масштабом карты. В устье притока была расположена летовка, на другом берегу реки зеленые обработанные поля, на правый берег ведет мост. По всем признакам на карте это должна быть р. Пштикуль, хотя это первый приток. И мы решили, что пройденное нами ущелье с пересохшим руслом и есть первый приток, обозначенный на карте, а мы подошли к нашей цели – р. Пштикуль. Наверх ведет хорошая тропа, быстро набирая высоту. Через два перехода мы поняли, что ошиблись и зашли не в ту долину. Это был действительно первый приток – р. Нагнут с пер. Мунора в верховьях. Немного выше виднелся большой кош. Мы решили не возвращаться обратно со сбросом высоты, а подойти к кошу. Наверняка от коша есть тропы в соседнюю долину, т.к. хребет, разделяющий их травянистый с гладкими склонами.

В 18.00 подошли к кошу и встали немного в стороне у реки на ночевку. Кош большой (ф. 184). Здесь живет несколько семей. Жители очень приветливы. Нас окружают любопытные ребята. Мы дали им поносить каски и подержать ледорубы (ф. 185). Они были счастливы.

Прошли от впадения р. Зиндон в р. Арчамайдан более 11 км. Это много и как-то не совпадает с картой.

Ф. 184 Кош в долине р. Нагнут

Ф. 185 Любопытные ребята из коша

10.08.2014

День 20

Утро – ясно Обед – ясно Вечер – ясно

кош в долине р. Нагнут – оз. Пштикуль – поляна в верховьях р. Пштикуль под скалами пер. Пштикуль В.

9 км

+150м -150м +560м

4ч30мин

С утра девочки из коша принесли нам кефир и хлеб. Мы отблагодарили их конфетами. Местные жители рассказали нам, что в соседнюю долину Пштикуль можно пройти двумя вариантами. Первый – по хорошей тропе, которая с легким набором высоты траверсирует хребет в направлении р. Арчамайдан и, огибая его, приводит к оз. Пштикуль. Другой вариант – подняться по тропе на травянистом склоне наверх хребта и спуститься в верховья долины. С хребта можно спуститься и к оз. Пштикуль, но с большим сбросом высоты. Второй вариант соблазнял возможностью быстро попасть в верховья долины Пштикуль. Нам же хотелось увидеть озеро Пштикуль и мы выбрали первый вариант.

Выходим в 7.30. Перейдя на правый берег реки Нагнут идем по хорошей тропе, траверсирующей правый склон долины с легким набором высоты. При выходе к долине р. Арчамайдан тропа более круто набирает высоту и, пройдя перегиб, начинает уходить вниз. Мы продолжаем траверсировать склон, не теряя высоты по многочисленным овечьим тропам. При подходе к долине р. Пштикуль снова выходим на хорошую тропу. Тропа, поворачивая в долину р. Пштикуль, полого поднимается на травянистый лоб и спускается к озеру Пштикуль (ф. 186). В 9.40 спустились к озеру. Оно зажато в скалистых берегах, цвет воды насыщенный бирюзовый (ф. 187). Подойти к озеру можно только со стороны вытекающего ручья и в месте впадения реки в озеро. Координаты озера N39,17323 E68,30161 высота 2535м.

Насладившись видами озера и отдохнув, двинулись дальше. Подъем идет по левому холмистому борту долины в обход озера и скального каньона выше озера. Поднимаемся по хорошей скотопрогонной тропе почти до верха травянистого перегиба склона. Здесь тропа поворачивает и горизонтальным траверсом выводит на небольшую седловину. С траверса открывается вид на озеро Пштикуль (ф. 188). С седловины тропа спускается на ровный участок долины выше каньона (ф. 189). Здесь обедаем. После обеда продолжаем подъем. За ровным участком опять идет скальное сужение. Здесь тропа забирается по крутому травянисто-осыпному склону правого борта, а затем по пологому склону идет вдоль реки. Выше долина расширяется. По камням переходим на левый берег реки и по расширяющейся долине уже без тропы поднимаемся дальше, уходя от реки в направлении нашего перевала. Здесь нам путь перегородило большое стадо овец со злобными собаками. Но прибежали два пастуха и утихомирили собак. Оказывается, они живут под навесом огромного камня, отгородившись легкой занавеской (ф. 190). Они стал звать нас в гости, т. к. только что зарезали козу. Мы решили не отказываться от угощения и договорились прийти через час, когда мясо будет готово. Затем мы поднялись еще немного и вышли на большую поляну, замыкающуюся отвесными скалами под пер. Пштикуль В. (ф. 191). Правее видна крутая осыпь, ведущая в ущелье, где находится пер. Пштикуль З. В 15.50 установили лагерь в конце поляны ближе к осыпи. Рядом протекает чистый ручей.

Вечер провели в дружеской компании пастухов (ф. 192).

Ф. 186 Спуск к оз. Пштикуль. Показан путь обхода оз. Пштикуль и скального каньона.

Ф. 187 Озеро Пштикуль

Ф. 188 Вид на оз. Пштикуль сверху

Ф. 189 Ровный участок долины выше каньона

Ф. 190 Жилище пастухов под навесом большого камня.

Ф. 191 Большая поляна под скалами пер. Пштикуль

Ф. 192 Вечер провели в компании пастухов.

11.08.2014

День 21

Утро – ясно Обед – ясно Вечер – ясно

поляна в верховьях р. Пштикуль под скалами пер. Пштикуль В.- оз. Пштикуль Верх. – пер. Пштикуль З. – пер. Ахбашер – пер. Сарымат В. – склон под пер. Сарымат В.

9 км

+1140м -350м +205м -240м

7ч20мин

Выход в 5.40. Поднимаемся по крутой осыпи по обнаруженной тропе и выходим на пологую часть ущелья. Отсюда хорошо видна пологая верхняя часть долины р. Пштикуль (ф. 193). Поднимаемся по тропе, которая прижимается к левому борту. Ущелье постепенно расширяется, появляется травянистый склон (ф. 194). Здесь тропа теряется. Впереди посередине ущелья виден скальный массив бараньих лбов. За ним находится оз. Пштикуль Верх. Справа по ходу от бараньих лбов видно глубокое русло ручья, вытекающего из озера. Поднимаемся вдоль него и выходим к озеру Пштикуль Верх. (ф. 195). Озеро большое с чистой водой. Рядом с местом, где из озера вытекает ручей, есть небольшие ровные травянистые площадки, где можно поставить палатки. Обходим озеро справа по осыпи, проходим под скалами и поднимаемся в осыпной ложбине со снежником к морене, ведущей к перевалу. Поднимаемся по живой осыпи на морену и идем вдоль гребня, а затем и по гребню к перевалу. С морены становится видна седловина перевала (ф. 196). При подходе к перевалу переходим в карман морены и поднимаемся в нем по снежнику. Подойдя к верхнему концу морены поворачиваем направо и поднимаемся по осыпи среди скальных выходов. Затем по осыпному склону крутизной 350 поднимаемся на седловину перевала (ф. 197). На седловину вышли в 12.50. Седловина узкая, завалена крупными камнями (ф. 198), но группе все же есть где расположиться. Вид в сторону спуска ограничен скалами, виден только пер. Ахбашер (ф. 199). Спуск с перевала проходит сначала по крутой средней осыпи. Здесь камнеопасно и надо быть осторожным, чтобы не столкнуть камни друг на друга. Ниже склон становится немного положе, средняя осыпь перемежается с мелкой. За 20 минут в 13.40 спустились на пологий участок осыпи с большим снежником под перевалом и остановились на обед. Отсюда виден весь осыпной взлет пер. Пштикуль З. (ф. 200), пер. Пайван-Кунанда и пер. Разведочный на противоположной стороне долины (ф. 201), и пер. Ахбашер (ф. 202).

После обеда и отдыха решаем, как быть дальше. Запасных дней у нас нет. Если мы пройдем запланированный маршрут, то приедем в Душанбе вечером, а утром уже улетать. Если же случится поломка машины, есть риск опоздать на самолет. К тому же хочется день провести в Душанбе. После размышлений и споров решили сократить маршрут и пройти через перевалы Ахбашер и Тавасанг. По спутниковому телефону согласовали изменение маршрута с МКК.

Расклад времени на прохождение перевала Пштикуль З.

Подъем от места впадения р. Зиндон в Арчамайдан до коша на р. Нагнут

4час 00мин

Переход от коша на р. Нагнут до оз. Пштикуль

1час 47мин

Подъем от оз. Пштикуль до поляны под скалами пер. Пштикуль В.

2час 35мин

Подъем от поляны до оз Пштикуль Верх.

2час 10мин

Подъем от оз. Пштикуль Верх. до пер. Пштикуль З.

1час 40мин

+2515м

-480м

25км

Выводы и рекомендации: Перевал Пштикуль соответствует категории сложности 1Б. Склоны перевала осыпные. В верховья долины Пштикуль в обход озера и каньона можно попасть из соседних долин Нагнут и Кштудак через простые травянисто-осыпные участки разделяющих их хребтов. Там даже натоптаны тропы, но как перевалы они на карте не обозначены.

Ф. 193 Пологая верхняя часть долины р. Пштикуль

Ф. 194 Подъем по ущелью к оз. Пштикуль Верх.

Ф. 195 Озеро Пштикуль Верхнее

Ф. 196 С морены становится виден пер. Пштикуль З.

Ф. 197 Подъем на седловину идет по осыпи

Ф. 198 Группа на пер. Пштикуль З.

Ф. 199 С седловины виден пер. Ахбашер

Ф. 200 Пер. Пштикуль З. с юго-запада

Ф. 201 Пер. Пайван-Кунанда и пер. Разведочный из-под пер. Пштикуль З.

Ф. 202 Пер. Ахбашер из-под пер. Пштикуль З.

Пер. Ахбашер + пер. Сарымат В. (связка)

Категория сложности – 1Б, высота 4085м.

Пер. Ахбашер

Категория сложности – 1Б, высота – 4085м: координаты: N39,16475 E68,21926

Перевал Ахбашер расположен в верховье долины р. Ахбашер и соединяет долины рек Ахбашер и Сарымат. Спуск в долину р. Сарымат проходит через пер. Сарымат В. Экспозиция склонов северо-запад – юго-восток. Склоны скально-осыпные.

Пер. Сарымат В.

Категория сложности – 1А, высота – 4010м: координаты: N39,14261 E68,17873

Перевал Сарымат В. Расположен в боковом отроге, отходящем от в. 4720. Самостоятельного значения не имеет и используется в связке с пер. Ахбашер. Экспозиция склонов северо-запад – юго-восток. Склоны скально-осыпные.

Время для движения у нас еще было. Искать место для ночевки под перевалом Ахбашер не хотелось, т.к. удобных мест под палатки здесь нет. К тому же и воды здесь нет, только снежники. И мы решили взойти на перевал Ахбашер. Подъем на него простой осыпной, седловина просторная и наверняка есть снежники и там. Перевал имеет две седловины. Левая более низкая, но там с другой стороны склон обрывается вниз крутыми разрушенными скалами. Правая немного выше и путь лежит через нее. В 16.00 начали движение к пер. Ахбашер. Сначала хотели траверсировать осыпной склон прямо на седловину. Но осыпь оказалась крутоватой и живой, трудоемкой для прохождения. Тогда мы спустились на пологую часть и подошли под седловину. Здесь обнаружили хорошо натоптанную твердую тропу и по ней в 17.20 вышли на широкую седловину (ф. 203). Тур находится в середине седловины. Сняли записку группы туристов из Москвы от 5 октября 2013г. На седловине можно поставить палатки, есть снежник. Вниз с перевала до самого низа идет довольно крутой осыпной склон. Но здесь не спускаются. С перевала хорошо видна седловина пер. Сарымат В. и тропа, ведущая к нему (ф. 204). До этой седловины небольшое расстояние и мы решили пройти до нее и заночевать там. Наверняка и там есть снежники. Идем по мощной тропе траверсом правого по ходу осыпного склона с небольшим сбросом высоты на перевал Сарымат. В 18.05 вышли на осыпную седловину пер. Сарымат В. (ф. 205). Записки в туре не оказалось. Снежника на перевале к нашей досаде тоже не было. Ночевать без воды не хочется. Снежники видны ниже на склоне. Вниз уходит длинный крутой осыпной склон. Справа-внизу виден следующий боковой гребень с безымянной травянистой седловиной. По описаниям более удобен спуск через нее. К ней также идет скотопрогонная тропа траверсом осыпного склона. Она на 200 метров ниже перевала Сарымат В. Спускаемся серпантином по живой осыпи с участками конгломерата. Скальные выходы проходим по одному из крутых осыпных кулуаров между ними. Через 20 минут хода спускаемся на тропу. Здесь есть ручейки от тающих снежников, но на крутом склоне нет места для палаток. Все же мы нашли выход. Ниже тропы на склоне есть скальные выступы, над которыми осыпь выполаживается. Спустились на один из выступов и разровняли 2 площадки под палатки (ф. 206). На это потребовалось время, и палатки ставили уже в сумерках. Успели набрать воды из замерзающих ручейков. Ночевали с комфортом и водой.

12.08.2014

День 22

пер. Сарымат В. – зеленая седловина – кош на р. Сарымат

5 км

-1000м

2ч10мин

Выход в 7.15. Утром ручейки со снежников замерзли, и воды не было. Выходим в 7.15 без завтрака в надежде быстро спуститься до воды. Траверсируем осыпной склон с легким набором высоты и выходим на понижающуюся тропу. С тропы видна седловина пер. Сарымат В. (ф. 207, 208). В 8.30 вышли на травянистую седловину. Отсюда хорошо видны поля в долине р. Сарымат и пер. Тавасанг (ф.209) и ведущая к нему снизу мощная тропа на противоположном берегу. Решаем спускаться к кошу у реки прямо под гребнем, в котором находится наша седловина. С перевала его не видно, но видна тропа, спускающаяся к этому месту по противоположному берегу. Это придает уверенности, что мост, обозначенный на карте, там есть.

Начинаем спуск вправо-вниз по тропе на крутом (до 400 в верхней части) склоне. Вскоре склон начинает выполаживаться (ф. 210) и мы выходим на пологую травянистую часть. Здесь тропа теряется. Спускаемся левее к месту, куда ведет тропа на противоположном берегу. В 10.00 спустились к вытекающему из склона чистому ручью. Остановились здесь на завтрак. В это время к нам снизу подошел человек. Оказалось, внизу располагается группа велотуристов и они ищут место повыше, откуда завтра пойдут через пер. Сарымат В. и Ахбашер. Мы им посоветовали остановиться на нашем месте, т.к. выше воды нет.

После завтрака и отдыха за 15 минут спустились на большую пологую поляну с ручьем, где стояли велотуристы (ф. 211). Отсюда видна зеленая седловина (ф. 212). Велотуристы собираются и уходят вверх, а мы располагаемся на их месте (ф. 213).

У нас получилась полудневка. Стираем, моемся, общаемся с местными жителями из коша, который расположен неподалеку. Вечером они угостили нас кефиром и хлебом, а мы отдали необходимые им лекарства. Расклад времени на прохождение связки пер. Ахбашер + пер. Сарымат

Подъем от верховья долины р. Ахбашер на пер. Ахбашер

1час 05мин

Спуск с пер. Ахбашер на пер. Сарымат В.

0час 30мин

Спуск с пер Сарымат В. до поляны у коша в долине р. Сарымат

2час 40мин

Полное время подъема на перевал Ахбашер

1час 05мин

Полное время спуска с перевала Ахбашер

3час 10мин

4час 15мин

+205м

-1240м

9км

Выводы и рекомендации: Связка пер. Ахбашер + пер. Сарымат В. это легкая 1Б. Склоны скально-осыпные. Большая часть проходится по тропе. Но есть участки крутой и живой осыпи с выходами скал. Возможно, когда часть склонов покрыта снегом, эта связка становится полноценной 1Б.

Ф. 203 На седловине пер. Ахбашер

Ф. 204 Вид с седловины пер. Ахбашер на пер. Сарымат В.

Ф. 205 На седловине пер. Сарымат В.

Ф. 206 Место ночевки на склоне под пер. Сарымат В.

Ф. 207 Пер. Сарымат В. с тропы на зеленую седловину

Ф. 208 Пер. Сарымат с тропы при подходе к зеленой седловине.

Ф. 209 Вид на долину р. Сарымат с зеленой седловины

Ф. 210 Спуск с зеленой седловины

Ф. 211 Место стоянки велотуристов

Ф. 212 С места стоянки видна зеленая седловина.

Ф. 213 Наш лагерь на поляне

13.08.2014

День 23

кош на р. Сарымат – пер. Тавасанг – оз. Маргузор

13 км

+650м -1180м

5ч30мин

Пер. Тавасанг

Категория сложности – н/к высота – 3310м координаты: N 39,12545 E 68,03072

Перевал Тавасанг соединяет долину р. Сарымат с озером Маргузор. Экспозиция склонов восток – запад. Восточный склон травянистый, западный осыпной. Через перевал ведет тропа. Описание дается от коша под пер. Сарымат В. до оз. Маргузор.

Выход в 6.45. Проходим через кош к мосту и переходим на левый берег р. Сарымат. Отсюда к пер. Тавасанг идет хорошая тропа с плавным набором высоты. С тропы открывается вид на наш спуск с зеленой седловины (ф. 214). Через два перехода выходим на основную тропу, которая более круто поднимаемся по травянистым склонам вдоль ложбины, ведущей к перевалу. Поднимаемся вместе с группой велотуристов. В верхней части склон выполаживается и становится видна седловина перевала (ф. 215). В 11.00 поднялись на седловину (ф. 216). Седловина осыпная. Тура нет.

Спускаемся по тропе влево-вниз в цирк. Здесь тропа раздваивается. Левая поднимается на боковой гребень, чтобы потом спуститься к озеру Азорчашма. Правая спускается вниз по ручью к оз. Маргузор. Спускаемся по правой тропе и на ближайшей зеленой полянке с появившимся ручьем встаем на обед. После обеда продолжаем спускаться по тропе и в 14.15 пришли к кишлаку Тиоглы. Здесь тропа превращается в дорогу. Местные жители зовут нас в гости, но мы идем к озеру. Вскоре оно показалось далеко внизу (ф. 217). Спускаемся по тропе среди огородов, потом по дороге, серпантином спускающейся вниз. В 15.40 спустились к озеру (ф. 218) и расположились на травяной лужайке вблизи берега озера. Рядом дорога и магазин. Купаемся, отдыхаем, лакомимся продуктами из магазина, т. к. продукты у нас почти закончились.

Продавец в магазине сказал, что здесь у многих есть машины и дал нам телефон одного из водителей. Мы созвонились с ним и договорились, что послезавтра он отвезет нас в Душанбе от озера Нежигон.

Расклад времени на прохождение пер. Тавасанг

Подъем от коша в долине р. Сарымат до пер. Тавасанг

3час 20мин

Спуск с пер. Тавасанг до оз. Маргузор

2час 10мин

5час 30мин

+650м

-1180м

13км

Выводы и рекомендации: Перевал Тавасанг соответствует категории сложности н/к. Восточный склон травяной, западный осыпной. Перевал полностью проходится по тропе.

Ф. 214 Зеленая седловина и путь спуска с тропы на левом берегу р. Сарымат

Ф. 215 Пер. Тавасанг с востока

Ф. 216 Группа на седловине пер. Тавасанг

Ф. 217 С дороги становится видно оз. Маргузор

Ф. 218 Озеро Маргузор

14.08.2014

День 24

оз. Маргузор – оз. Азорчашма (рад.) – оз. Нежигон

16,5 км

+260м -800м

5ч20мин

Маргузорские озера

Выход в 8.00. В этот день решили посмотреть все озера. Делаем радиальный выход на оз. Азорчашма. Подъем проходит по автомобильной дороге. Через 1ч 40мин пришли к озеру (ф. 219). Озеро очень большое с чистой и холодной водой. К 11.00 вернулись в лагерь. Поймали машину с отдыхающими, которые приехали посмотреть на озера. Договорились с ними, что они отвезут наши рюкзаки к зоне отдыха у оз. Гушор, где располагаются они сами. Мы же налегке прошли вдоль всех озер (ф. 220 -224). В зоне отдыха на оз. Гушор забрали наши рюкзаки и за один переход спустились к оз. Нежигон. Остановились у верхнего края озера, где впадает ручей. Здесь ровная площадка, заросшая кустами. Озеро Нежигон, пожалуй, самое красивое. Вода очень чистая и не очень холодная. Цвет воды меняется от голубого до фиолетового. Остаток дня купаемся и отдыхаем. Эта долина семи озер очень популярна среди велотуристов. Пока спускались, видели несколько групп.

На следующее утро созвонились с водителем. Он сказал, что задержится, т.к. его попросили помочь на похоронах, и обещал подъехать к 12.00. Мы спустились в поселок ниже озера, чтобы купить еды в дорогу. Там и встретились с водителем в условленное время. Дорога была тяжелая. В Душанбе приехали только в первом часу ночи.

Ф. 219 На озере Азорчашма

Ф. 220 Озеро Хурдак

Ф. 221 Озеро Нофин

Ф. 222 Озеро Гушор. У дальнего края находится зона отдыха.

Ф. 223 У зоны отдыха на оз. Гушор. Сзади оз. Соя.

Ф. 224 Озеро Нежигон

Палатка 3-х местная

Горелка газовая

шт.

Кастрюля 3 л. и 2,6 л. (алюм.)

Стеклоткань 1х1м

Расходы

на 1 чел., руб.

на группу 5 чел., руб.

Билет Москва – Душанбе – Москва (самолет)

Душанбе – а/л Вертикаль (машина)

к. Рашна – Душанбе (машина)

Страховка

Газ (26 баллонов)

Продукты (на 24 дня)

Всего

Состав аптечки и рекомендации.