Автор: Александр Фефелов, г.Дмитров

Отчет о прохождении горного туристского спортивного похода 5 к.с. по Памиро-Алаю (район Фанские горы) совершённом в период с 22 июля по 14 августа 2014 года.Часть 1

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Проводящая организация

Федерация спортивного туризма Дмитровского района (Московская обл.)

Место проведения

Таджикистан, Памиро-Алай, район Фанские горы

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

Ходовых дней

горный

пятая

22.07 – 14.08.2014

Запланированная нитка маршрута г. Душанбе – МАТЦ “Вертикаль – Алаудин” – оз. Мутное (радиально) - пер. Алаудинский (н/к, 3730м) – оз. Дюшаха – пер. Адамташ (1Б, 4000м) –оз. Пиала – пер. Седло Бодхоны (2Б, 4550м) – пер. Гусева-Мухина Вост. + пер. Седло Ганзы + в. Б. Ганза + пер. Кальгаспорный + пер. Гусева-Мухина Зап. + пер. Зеленоград (2Б, 5306) – пер. Адиджи + пер. Енисей + пер. Ход Кентавра (3А, 4930м) – оз. Мутное – пер. Казнок Зап. (2А, 4000) – оз. Бирюзовое - пер. Кишиневский (1А, 3900) – л. Ахбасай – пер. Блок (3А, 4400) – оз. Б. Алло – р. Арчамайдан – оз. Пштикуль – пер. Зап. Пштикуль (1Б, 4200м) – р. Ахбашер – р. Аксай – пер. Аксу Верх. (2Б, 4050) – р. Сарымат – пер. Сарымат З. (2А, 4000) – Маргузорские озера – к. Рашна – г. Душанбе

Пройденная нитка маршрута

г. Душанбе – МАТЦ “Вертикаль – Алаудин” – оз. Мутное (радиально) – пер. Алаудинский (н/к, 3730м) – оз. Дюшаха – пер. Адамташ (1Б, 4000м) – оз. Пиала – пер. Седло Бодхоны (2Б, 4595м) – пер. Гусева-Мухина Вост. + пер. Седло Ганзы + пер. Кальгаспорный + пер. Гусева-Мухина Зап. + пер. Зеленоград (2Б, 4700) – пер. Адиджи + пер. Енисей + пер. Ход Кентавра (3А, 4930м) – оз. Мутное – пер. Казнок Зап. (2А, 4065) – оз. Бирюзовое – пер. Кишиневский (1А, 4090) – л. Ахбасай – пер. Блок (3А, 4400) – оз. Б. Алло – р. Арчамайдан – оз. Пштикуль – пер. Зап. Пштикуль (1Б, 4230м) – пер. Ахбашер + пер. Сарымат В.(1Б, 4080) – р. Сарымат – пер. Тавасанг (н/к, 3300) – оз. Маргузор – оз. Азорчашма (радиально) – оз. Нежигон – к. Рашна – г. Душанбе

Восхождение на в. Б. Ганза не получилось из-за непогоды. Конец маршрута сократили в связи с болезнью участников в начале похода и

Категория трудности

Название

Характеристика препятствия

Адамташ

Высота 4000м, подъем снежно-ледовый и осыпной, спуск осыпной

Седло Бодхоны

Высота 4595м, подъем снежно-ледовый и скально-осыпной, спуск осыпной.

(связка)

Гусева-Мухина В. + Седло Ганзы + Кальгаспорный+ Гусева -Мухина З. + Зеленоград

Высота 4700м, подъем снежно-ледовый, спуск снежно-ледовый и скально-осыпной

(связка)

Адиджи+ Енисей+ Ход Кентавра

Высота 4930м, подъем снежно-ледовый и скальный, спуск снежно-ледовый и осыпной

Казнок Зап.

Высота 4065м, подъем снежно-ледовый и скально-осыпной, спуск осыпной.

Кишиневский

Поход рассмотрен МКК.

Вводная часть

Общая смысловая идея похода

Целью этого похода было повышение технических навыков, проверка физической подготовки участников, повышение опыта в горно-спортивных путешествиях.

Первоначально был выбран и оформлен район Центрального Памира, но за 2 недели до выезда в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) начались конфликты. Выяснили, что в данный момент пропуска в этот район не дают, хотя была возможность, что район откроют. Решили подстраховаться и в экстренном порядке оформить запасной вариант маршрута на Памиро-Алай, в район Фанских гор. На разработку маршрута и оформление была неделя. В Фанских горах мы уже ходили в 2011 году. Поэтому маршрут спланировали так, чтобы пройти технически сложные перевалы, которыми мы еще не ходили, взойти на в. Б. Ганза, и пройти по озерам в западной части Фанских гор, где мы еще не были.

За несколько дней до отъезда выяснилось, что одному из участников (Арутюняну) дают только 2 недели отпуска, что мало для участия в походе. Так нас осталось пятеро.

Прилетев в Душанбе узнали, что район ГБАО по-прежнему закрыт, и решили не тратить время на ожидание призрачной возможности попасть на Центральный Памир. Поэтому, закупив продукты, на следующий день с утра уехали в а/л «Вертикаль-Алаудин» в Фанах.

Особенности стратегии и тактики

В связи с тем, что маршрут проходил на высотах 4000-5000 метров, его начали акклиматизационным участком через перевалы высотой до 4000 метров. Каждый следующий перевал превышал предыдущий на несколько сот метров, планировались ночевки на перевалах для лучшей акклиматизации.

Варианты подъезда и отъезда

До Душанбе добирались самолётом авиакомпании Сомон Эйр. Стоимость билетов туда и обратно 18967руб.

Устроились на станции туристов по адресу ул. Нисора Мухаммада, д. 13, (при министерстве образования, которое находится здесь же по соседству). Комендант Эмом, тел. +992-929-555-287. Напротив расположен зеленый базар. Здесь закупили основную массу продуктов и утром второго дня пребывания, выехали на большом джипе в сторону а/л «Вертикаль-Алаудин». Весь путь до а/л «Вертикаль-Алаудин» занимает 5-6 часов.

На обратном пути, спустившись в к. Рашна, на месте договорились о транспорте, на котором выехали в г.Душанбе. Дорога от Маргузорских озер до к. Айни в плохом состоянии, особенно вдоль Зеравшана. Скорость движения низкая. Здесь на скальных участках возможны обвалы камней и осыпных склонов. Мы попали в пробку из-за обвала склона и простояли 2 часа, пока строительная техника не расчистила дорогу. После Айни дорога хорошая асфальтовая. Выезжать от Маргузорских озер надо с утра, чтобы пораньше проехать Анзобский тоннель, т.к. после 20.00 через тоннель начинают пускать огромные китайские фуры. Тоннель находится в ужасном состоянии и большие машины создают пробки. Мы простояли перед тоннелем еще час. В итоге дорога заняла 12 часов.

Аварийные выходы и запасные варианты

Практически со стороны всех долин Фанских гор можно спускаться, не имея технических трудностей. В аварийных случаях в северо-западной части Фанских гор можно выйти к базе Артуч, в юго-западной части по ущельям рек Арчамайдан и Кштут можно выйти к кишлаку Газза, где есть медпункт и телефон. В северо-восточной части необходимо выходить по ущелью Чапдара к центру «Вертикаль Алаудин» или по ущелью Пасруд к кишлаку Маргузор. В южной и юго-восточной части по ущельям рек Арг и Каракуль можно выйти к турбазе Варзоб на озере Искандеркуль.

На случай непредвиденных обстоятельств, для определяющих перевалов были запланированы запасные варианты.

Организационные сведения

Для решения вопросов регистрации, погранпропусков и транспортных средств можно договариваться с фирмой «Pamir Peaks», info@pamirpeaks.tj, Давлат Хабибов, т. +992-918-610-189 или с фирмой «Avant Tour», avant.tj@gmail.com (менеджер Лутфи).

Мы связывались с фирмой «Pamir Peaks». Однако цены по сравнению с прошлым годом на фирмах значительно выросли. Стоимость регистрации через фирму 50 евро на человека, стоимость малого газового баллона 8 евро.

Хорошо, что один наш участник встретил своего знакомого в Душанбе. Он помог нам сделать регистрацию по официальной цене 30 USD на человека, и самим найти транспорт на северной окраине Душанбе у цементного завода (договорились за 700 сомани). На фирме мы закупили только газ.

Транспорт на обратный путь можно найти на месте, т.к. у многих местных жителей есть внедорожники. Телефоны таких водителей вам подскажут. Местные водители лучше знают дорогу и содержат свои машины в лучшем состоянии, чем водители из Душанбе (по крайней мере в рабочем состоянии). Стоимость обратной дороги 1000 сомани.

Организация безопасности.

Все участники группы были застрахованы в ООО СК «Цюрих» на сумму 30000 долларов.

У группы имелся спутниковый телефон системы Иридиум. Каждый второй день группа выходила на связь с координатором. Координатор располагал всей информацией о походе (карта, нитка маршрута, график движения, координаты участников, данные страховой и турфирмы).

Сайт аренды спутникового телефона - http://rentsat.ru/ . Дешево и все честно.

Кроме того, имелся GPS прибор для отметки координат и высот и контроля трека и расстояний.

Сотовая связь была в альплагере «Вертикаль-Алаудин» и его окрестностях и вблизи кишлаков. На Маргузорских озерах связь обеспечивает только оператор Tcell. Мегафон и Билайн не работают. Поэтому советуем заранее приобрести местную sim-карту.

Краткая географическая характеристика района.

Фанские горы являются наиболее приятным районом для совершения горных путешествий. Этот небольшой по территории, но высокий горный узел, относится к системе Памиро-Алая. Здесь множество красивых и интересных с альпинистской точки зрения вершин, свыше десяти из которых превосходят 5000 метров в высоту и имеют стены с перепадом высот до 1500 метров. Наивысшая точка района - вершина Чимтарга (5489м). В районе большое количество разнообразных перевалов от 1А до 3Б, что дает возможность для проведения походов всех категорий сложности.

Фанские горы - это вполне обжитый район, давно и хорошо исследованный, освоенный туристами и альпинистами, воспетый Юрием Визбором. По нему доступно масса информации, в том числе и в Интернете. Много отчетов по походам различных категорий, есть и целые обзоры. С точки зрения туристской классификации Фанские горы достаточно полно охарактеризованы в "Перечне высокогорных перевалов" под ред. Анатолия Джулия, М., 2001 г.

Фанские горы - район легкодоступный: на заезд в горы уходит мало времени.

Это район компактный: маршруты характеризуются умеренным километражем. В относительно короткие сроки можно успеть посмотреть большую часть района и пройти много перевалов.

Это умеренно высотный район, не требующий от участников специального высотного опыта.

Это район с технически сложными препятствиями преимущественно скального характера. Здесь можно приобрести скальный опыт, который во многих других районах получить труднее.

Для Фанских гор характерны сравнительно малые расстояния при очень глубоких долинах. Это приводит к большим наборам высоты по косогорам на подходах к перевалам.

Фанские горы - это растущие горы, имеющие характерный красновато-желтый цвет пустыни. Как и в других горах Средней Азии, даже простые перевалы здесь часто имеют перепад высот тысяча метров и более. Снеговая линия расположена на высоте около 4000м. Наиболее распространены осыпные склоны, перевалы в большинстве имеют скальную седловину. С Гиссарского и Зеравшанского хребтов спускается до сотни ледников. Все ледники, не имеющие больших разрывов и ледопадов, продолжают быстро сокращаться. Долины, как правило, узкие, со скальными прижимами и каньонами, расширяющиеся только в верхней части.

Фаны - район исключительно живописный и не похож ни на какие другие. Здесь есть на что посмотреть. Для Фанских гор характерны не только высокие вершины, узкие ущелья с шумными потоками, но и многочисленные озера, чистые и разноцветные. Насчитывается до 30 озер с холодной прозрачной водой, рожденной на снежных полях вершин. Самые известные Алаудинские, Куликалонские, Маргузорские, Алло, и конечно – Искандеркуль, самое большое озеро Памиро-Алая. В Искандеркуле, Алаудинских озёрах и озёрах, расположенных ниже 2800 метров, вода относительно хорошо прогревается солнцем. В этих озёрах живут микроорганизмы, которые могут вызывать у людей серьёзное расстройство желудка. Поэтому сырую воду из таких озер и рек пить не рекомендуется. Мыть посуду лучше кипяченой или обеззараженной водой. В аптечке необходимо иметь повышенный запас лекарств от расстройства желудка.

Наилучшим временем для походов считается период с конца июня до начала сентября. В это время обычно стоит устойчивая ясная теплая сухая погода. Солнце хорошо прогревает воздух, и ночи даже на высоте 2500 метров сравнительно теплые. Большая часть осадков выпадает на южных склонах Гиссарского хребта, не доходя до Фанских гор. Летние дожди, а в высокогорной зоне твердые осадки в виде снежной крупы не бывают затяжными. В горах возможны грозы с сильными грозовыми разрядами. Хотя считается, что в Фанских горах смело можно ожидать устойчивую хорошую погоду в июле – августе, однако, за период с 2000 по 2012 годы наблюдалось три лета с пасмурной дождливой погодой.

В Фанских горах можно найти лесную, степную, луговую и высокогорную растительность, начиная от персиков и кончая мхами и лишайниками свойственными тундре. Очень широко представлен животный мир. Из хищников здесь можно встретить снежного барса или медведя, очень много волков. Горные козлы пасутся на скальных склонах и человека близко не подпускают. В синей голубизне неба парит огромный гриф-кумай. Размах его крыльев достигает почти 3,5 метров. Здешние горы в целом избавлены от многих ядовитых насекомых и пресмыкающихся, которыми так богата Средняя Азия.

Местные жители очень гостеприимны. Они всегда будут рады напоить вас айраном, пригласить в гости или показать дорогу. В настоящее время действуют альплагеря “Артуч” и ”Вертикаль”, а также турбаза ”Искандеркуль”.

Заехать в Фанские горы можно из Душанбе и из Худжанда. Раньше был интересный и познавательный заезд из Самарканда, но пограничный пункт, удобный для заезда из Самарканда, теперь закрыт.

График движения

Утро ясно Обед облака Вечер ясно

Оз. Дюшаха – пер. Адамташ – оз. Пиала

+1300 -1100

Моренные валы, ледник, скально- осыпной склон

Оз. Пиала – озеро у конца л. Бодхона

Левобережная морена – пер. Гусева-Мухина В. – пер. Седло Ганзы

+530

-60

Закрытый ледник, ледопад, осыпной склон

Утро пасмурно Обед снег, ветер, туман Вечер снег, ветер, туман

Отсидка

0.0

Весь день снег, ветер, туман

Пер. Седло Ганзы – пер. Кальгаспорный – пер. Гусева-Мухина З. – пер. Зеленоград (траверс) – морена л. Сурхоб

+310

-620

Осыпные и скальные склоны, закрытый ледник, ледопад, снежно-ледовый склон

Утро облачно Обед облачно Вечер пасмурно

Морена л. Сурхоб – пер. Адиджи – пер. Енисей

+660

Моренные валы, снежно-ледовый склон, скалы

Утро ясно Обед пасмурно, туман, снег Вечер облачно

Пер. Енисей – пер. Ход Кентавра – л. Замок – морена под пер. Яшмовые

+200

-950

Скалы, снежно-ледовый склон, сильно разорванный ледник, осыпи

Утро ясно Обед пасмурно, туман, снег Вечер облачно

Морена под пер. Яшмовые – оз. Мутное (полудневка)

-460

+540

-760

+100

Моренные валы, снежно-ледовый склон, открытый ледник с камнями, осыпной склон

р. Казнок – оз. Бирюзовое – пер. Кишиневский – морена у конца л. Ахбасай

7.0

+710

-450

+170

Овечьи тропы, тропа, осыпной склон

Морена у конца л. Ахбасай – пер. Блок – морена у конца ледника Двойной

5.0

+600

-580

Моренные валы, осыпи, скалы, крутой ледовый и снежный склон, ледник.

Морена – оз. Верх. Алло – оз Б. Алло – оз. М. Алло

-545

+680

Утро ясно Обед ясно Вечер ясно

Кош на р. Нагнут – оз. Пштикуль – поляна под скалами пер. Пштикуль В.

+150

-150

+560

Утро ясно Обед ясно Вечер ясно

Поляна под скалами пер. Пштикуль В. – оз. Пштикуль Верх. – пер. Пштикуль З.- пер. Ахбашер – пер. Сарымат В.

+1140

+12 635

-13 280

Средняя высота ночевок 3570

Схемы движения группы на маршруте

Карта1

скачать

Карта2 Первый участок маршрута

Карта3 Второй участок маршрута

Высотный график

Техническое описание прохождения маршрута

Термины «левый» («правый») берег, морена, склон, борт ущелья и др. употребляются в орографическом смысле. Исключения оговариваются.

Время в отчете используется Московское. Время на территории Узбекистана и в Фанских горах (Таджикистан) отличается от Московского времени на 1 час.

22.07.2014

День1

Утро - ясно Обед - ясно Вечер - ясно

Заброска на оз. Пиала и оз. Мутное (радиально)

8 км

+900м-900м

5ч55м

Заброска

Вышли из лагеря в 6.10. Проходим мимо красивых малых озер (ф.01).По тропе через переход поднялись до Алаудинского озера (ф.02) и чайханы у вытекающего ручья. Уже жарко и, учитывая предстоящий путь, мы съели в чайхане холодный арбуз. Далее по тропе в 8.35 дошли до оз. Пиала (ф.03), где заложили первую заброску. В этом сезоне озеро сильно обмелело и питающий ручей немного не доходит до озера, теряясь в камнях. По тропе на моренных взлетах в 12.55 пришли на Мутные озера (ф.04). Здесь у малого озера заложили вторую заброску. В этом сезоне уровень Мутных озер также упал, обнажив перемычку между ними.

На обратном пути решили пройти по безымянным озерам, лежащим в стороне от тропы. Небольшое озеро, расположенное ниже оз. Пиала у правого борта долины, очень красивое с чистой холодной голубой водой (ф.05). В разгар жары было приятно здесь окунуться.

Озеро, спрятанное в каменных складках рядом с Алаудинским озером также очень красивое (ф.06). Оно сравнительно большое и имеет пологие участки берега, где можно расположить палатки. Озеро лежит в стороне от основной туристской тропы и здесь не ходят местные егеря, собирающие дань с туристских групп. Группы, зарегистрированные в альплагере «Вертикаль-Алаудин», местным налогом не облагаются. Для всех остальных берется плата 15 USD с человека. Ночевка в альплагере в своей палатке обходится 2 евро с человека. Поэтому рекомендуем останавливаться на территории альплагеря и егерям говорить, что вы зарегистрированы в лагере и совершаете выходы.

В 16.40 пришли к чайхане, где поужинали. В 18.20 были в лагере.

На подъем затратили 3ч 30мин ЧХВ, на спуск – 2ч 25мин.

Ф. 01 Одно из малых Алаудинских озер около тропы

Ф. 02 Алаудинское озеро

Ф. 03 Озеро Пиала сильно обмелело

Ф. 04 На Мутных озерах

Ф. 05 Озеро между Алаудинским озером и озером Пиала

Ф. 06 Озеро рядом с Алаудинским озером, спрятанное за каменистой грядой.

23.07.2014

День2

Альплагерь – пер. Алаудинский – оз. Дюшаха

10 км

+1100м-800м

6ч25м

Перевал Алаудинский

Категория сложности - н/к высота – 3730м координаты: N 39,24244 E68,19893

Перевал Алаудин расположен в Зеравшанском хребте между пиками Северный с юга и Алаудин с севера. Соединяет оз. Дюшаха и Алаудинские озера и является наиболее логичным и коротким путем от Алаудинских озер в Куликалонскую котловину. Характер перевала – травянисто-осыпной. Ориентация склонов запад/восток. Описание дается от Алаудинского озера до озера Дюшаха.

Выход в 6.10. За один переход понимаемся до чайханы у Алаудинского озера. Отсюда виден весь перевальный взлет (ф.07). Тропа на перевал начинается у большого камня на краю поляны за чайхоной. Тропа серпантином поднимается среди камней. Идем медленно, т.к. один из участников заболел сильным расстройством желудка, сопровождаемым температурой и слабостью. Пройдя несколько взлетов, в 10.55 поднимаемся на травянисто-осыпную террасу с небольшим ручейком. Здесь альпинистские ночевки. Обедаем. После обеда за три небольших перехода в 14.05 вышли на обширную седловину перевала (ф. 08, 09). Сняли записку группы из Татарстана (Набережные Челны и Нижнекамск) от 22.07.2014г.

С перевала тропа спускается по осыпному склону, проходит по пологим травянистым участкам, и выводит на террасу, с которой видны Куликалонские озера и перевалы Темиртау и Флюорит (ф. 10 - 12). С террасы несколько вариантов троп серпантином по довольно крутому склону спускаются на пологую часть долины (ф. 13). Начало спуска отмечено туриками. Далее по моренным холмам в 16.25 выходим к озеру Дюшаха (ф. 14), на берегу которого под арчей у перемычки останавливаемся на ночевку.

Расклад времени на прохождение перевала Алаудинский

Подъем от альплагеря до оз. Алаудинское

0час 40мин

Подъем от озера до альпинистских ночевок

2час 28мин

Подъем от ночевок до седловины

1час 17мин

Спуск от седловины до края террасы

1час 20мин

Спуск от края террасы до ночевки у озера Дюшаха

0час 40мин

4час 25мин

2час 00мин

6час 25мин

+1100м

-800м

10км

Выводы и рекомендации: перевал Алаудинский соответствует своей категории – н/к. Перевал прост, проходится по тропе и интересен с точки зрения начала акклиматизации и как самый кратчайший путь от Алаудинских до Куликалонских озер.

Ф. 07 Перевал Алаудинский со стороны Алаудинских озер

Ф. 13 Путь спуска с террасы к озеру

Ф. 14 На озере Дюшаха

24.07.2014

День3

Оз. Дюшаха – пер. Адамташ – оз. Пиала

9 км

+1050м-1060м

6ч30м

Перевал Адамташ

Категория сложности – 1Б высота – 4000м координаты: N 39,2245 E 68,22776

Расположен в перемычке, соединяющей Зеравшанский хр. с северным хребтом Фанских гор, у стены в. Адамташ. Ориентация склонов запад-восток. Соединяет урочище Куликалонских озер с ущельем Чапдара. Описание дается от оз. Дюшаха до оз. Пиала в урочище Чапдара.

Выход в 6.30. От озера виден почти весь путь подъема на перевал (ф. 15). Проходим по тропе вокруг озера Дюшаха и начинаем подниматься по осыпной ложбине, поворачивающей влево по ходу. Слегка заметная тропа доходит до моренных валов и теряется в них. Поднимаемся по моренным отложениям к леднику, прижимаясь к правому борту, где подъем более пологий и осыпь менее живая. Конец ледника – открытый лед крутизной 25-300 с трещинами в верхней части и частично покрыт тонким слоем мелкой осыпи. У правого борта под скалами почти до самого верха крутой части ледника тянется снежник. Крутизна снежника от 200 до 350 в верхней части. С осыпи переходим на снежник (ф. 16). По нему поднимаемся до его верха и по краю одной из трещин выходим на пологую часть ледника(кошки). Проходим до начала закрытой части ледника и здесь в 11.40 останавливаемся на обед, т.к. дальше воды до самого низа не будет. Отсюда виден весь верхний цирк и скальные участки, по которым идет подъем на перевал (ф.17). После обеда поднимаемся по закрытому леднику под скально-осыпной контрфорс, отходящий от седловины (ф.18). Трещин нет. Крутизна склона максимальна у выхода на осыпь и составляет 300. На осыпном склоне обнаруживаем заметную тропу. По ней поднимаемся по осыпи под скальные выступы и обойдя их выходим в широкий осыпной кулуар, ведущий к седловине (ф.19). Крутизна склона здесь 35-450. В верхней части виден снежный карниз. Поднимаемся вдоль скал, т.к. осыпь очень живая. В удобном месте выходим на скалы и по ним в 13.50 поднимаемся на седловину.

Седловина достаточно широкая, осыпная, без снега, только на западную сторону нависает снежный карниз. Восточный склон без снега (ф.20). Сняли записку группы туристов из Москвы под руководством В.А.Йовчика от 23.07.2014г.

Крутизна склона на спуске – от 300 до 400 (ф.21). Склон осыпной с живой осыпью, лежащей на плотном основании. Лучше первые 500 метров идти "серпантином". Склон постепенно выполаживается и в правой части становится травянистым. В левой части видны отдельные торчащие скалы. Левее первой же скалы идет тропа, ведущая кратчайшим путем к Алаудинским озерам в обход скал (ф.22). Нам же надо спуститься к озеру Пиала. На травяном склоне появляется тропа. По ней спускаемся на травянистую седловину. Отсюда уже видно озеро Пиала. Начинаем спускаться вправо, траверсируя травяной склон с понижением к правому борту спускового кулуара, где видна отчетливая тропа. Крутизна склона около 450, но движение облегчают многочисленные следы бараньих троп. Правый борт кулуара более осыпной и менее крутой. Тропа покрыта мелкими камушками на плотном основании, и передвигаться по ней тяжело, т. к. ноги постоянно проскальзывают и трудно удержать равновесие. Вскоре тропа спускается к дну кулуара, переходит на левый борт, затем снова на правый и по выполаживающемуся осыпному склону приводит к озеру Пиала (ф.23). К озеру спустились в 16.20. Спуск был очень утомительный.

Интенсивное лечение заболевшего участника дало результаты и ему стало значительно легче. Но тут уже заболел второй участник с теми же признаками.

Расклад времени на прохождение перевала Адамташ

Подъем от оз. Дюшаха до пологой части ледника

3час 35мин

Подъем от пологой части ледника до седловины

1час 00мин

Спуск от седловины перевала до травянистой седловины

Спуск от травянистой седловины до оз. Дюшаха

0час 55мин

4час 35мин

1час 55мин

6час 30мин

+1050м

-1060м

9км

Выводы и рекомендации: перевал соответствует категории сложности 1Б. Перевал имеет интерес с точки зрения формирования акклиматизационного кольца в сочетании с другими перевалами.

Ф. 15 Вид на пер. Адамташ от озера Дюшаха

Ф. 16 Выход с осыпи на ледник под пер. Адамташ

Ф. 17 Верхний цирк ледника под пер Адамташ

Ф. 18 Подъем на скально-осыпной контрфорс

Ф. 19 Осыпной кулуар, ведущий на седловину пер. Адамташ

Ф.20 На перевале Адамташ

Ф. 21 Спуск с пер. Адамташ к оз. Пиала

Ф. 22 Спуск с пер. Адамташ: 1 – здесь тропа, уходящая к Алаудинскому озеру в обход скал

Ф. 23 Спуск с травянистой седловины к оз. Пиала

25.07.2014

День 4

Оз. Пиала – озеро у конца л. Бодхона

+800м

3ч55м

Перевал Седло Бодхоны

Категория сложности – 2Б высота – 4595м координаты: N39,17124 E 68,30321

Расположен между в. Бодхона и в. Адиджи. Ведет с л. Бодхона в ущ. р. Сурхоб. Ориентация склонов северо-запад/юго-восток. Перевал односторонний. Определяющая сторона северо-западная – скальная стена, юго-восточный склон – осыпной с участками снежников. Описание дается от оз. Пиала в урочище Чапдара до ручья, вытекающего с морен л. Сурхоб.

Выход в 7.35. От озера по тропе, ведущей к Мутным озерам, поднимаемся на моренный вал и выходим на пологий участок. Отсюда видно ущелье, ведущее к перевалу Седло Бодхоны (ф.24). Здесь от основной тропы влево по ходу ответвляется тропа в ущелье Бодхоны. Тропа походит по гребню желтой морены (ф.25), затем становится менее заметной на моренных валах (ф.26). Путь отмечен турами. Идем медленно, т.к. второй заболевший участник чувствует себя плохо. В 14.00 поднялись к мутному озеру у конца ледника Бодхоны и решили остановиться здесь, чтобы дать заболевшему участнику отдохнуть и не идти с ним на следующий день на сложный перевал. Площадки под палатки разровняли на пологом участке осыпного берега с мелкими камнями (ф.27).

Интенсивно лечим заболевшего.

Ф. 24 Ущелье, ведущее к пер. Седло Бодхоны

Ф. 25 Тропа проходит по гребню желтой морены

Ф. 26 На моренных валах тропа отмечена турами

Ф. 27 Ночевка на мутном озере у конца л. Бодхона

26.07.2014

День 5

Озеро у конца л. Бодхона – верх срединной морены

2 км

+300м

2ч13м

Выход в 8.35. Обходим мутное озеро слева по ходу по осыпному склону у кромки воды и по пологой ложбине поднимаемся на гребень старой правобережной морены (ф.28). Но идти по гребню здесь неудобно. Поэтому продолжаем подниматься в кармане морены (ф.29). Под стенами вершины Бодхона в основной ледник справа впадает крутой ледник Бодхона Северная. При приближении к слиянию ледников снова пересекаем гребень правобережной морены (здесь она становится пологой и невысокой) (ф.30), переходим ручей с ледника Бодхона Северная и выходим на срединную морену. Здесь видны многочисленные следы старых стоянок, кучи мусора и ржавых банок, но площадок под палатки не видно. Ровнять площадки затруднительно, т.к. камни здесь достаточно крупные. К тому же вода в ручье слишком мутная. Поэтому, проведя разведку, мы прошли еще выше по срединной морене (ф.31) и ближе к ее верхнему концу на пологих участках с мелкими камнями в 14.00 поставили палатки (ф.32). Вода рядом в небольшом ледниковом озерце. Еще рядом с палатками протекает ручеек, но вода в нем слегка мутноватая. Напротив лагеря виден скальный взлет перевала Седло Чапдары (ф.33).

Продолжаем лечить заболевшего. К вечеру ему стало лучше.

Ф. 28 Показан путь подъема от озера на гребень правобережной морены

Ф. 29 Путь подъема в кармане правобережной морены

Ф. 30 Выход из кармана правобережной морены и переход на срединную морену

Ф. 31 Подъем к верху срединной морены

Ф. 32 Лагерь в верхней части срединной морены

Ф. 33 Напротив лагеря виден скальный взлет перевала Седло Чапдары (3Б)

27.07.2014

День 6

Верх срединной морены – пер. Седло Бодхоны

+560м

10ч40м

Выход в 5.30. Проходим до верхнего конца срединной морены и выходим на пологий сначала открытый, а затем покрытый тонким слоем плотного фирна, ледник (ф.34). Трещин нет. Ледник поворачивает влево, постепенно увеличивая крутизну. В 7.00 подошли под скальную стену. Справа виден ледопад перевала Адиджи (ф.35).

Подъем в целом проходит по наклонной скальной полке (ф.36), до которой с ледника надо подняться по крутым скалам. Первый сложный участок – подъем по скалам на осыпную террасу (ф. 37). При сравнении с фотографиями из отчетов видно, что ледник сильно обтаял и опустился, обнажив дополнительные участки отвесных скал. При подходе к скалам крутой ледовый склон (400) покрыт тонким слоем живой мелкой осыпи. На том участке, где советовалось подниматься скалы мокрые и скользкие. Поэтому решили подниматься немного левее. Здесь скалы сухие, но крутые – от 700 до отвесных участков (ф.38,39). Зацепок мало и большинство из них наклонные и плохо держат. Пройдя около 20 метров и забив 3 скальных крюка, вышли в наклонный кулуар крутизной от 450 до 600 с хорошими уступами и зацепками. По нему поднялись в левую часть осыпной террасы. Тут оказалось, что 50-метровой веревки не хватает, чтобы провесить весь скальный склон, хотя в отчетах писали, что участок менее 50 метров. Пришлось использовать вторую веревку (немного более 10 метров). Заодно сделали перила для облегчения подъема с рюкзаками по осыпи на льду (ф. 40). Подъем с рюкзаком по почти отвесной скале проходит тяжело и медленно (ф.41). При движении в верхней части скал и по осыпной террасе веревкой и ногами сбрасываются камни, поэтому и тем, кто идет по перилам, и тем, кто стоит внизу, приходится быть аккуратными и внимательными. К тому же со скал сверху стали иногда падать камни. Поэтому проходим в правую часть осыпной террасы под прикрытие нависающих скал. Для подстраховки провесили перила, использовав третью веревку (ф. 42). Проходить по террасе приходится максимально быстро и внимательно. Из-под ног при движении сыпятся камни, что исключает в это время подъем по перилам для остальных.

Получилось, что для прохода в безопасную зону, где может собраться вся группа, мы использовали все три веревки и приходится ждать, когда пройдут все. Проходить же в целях безопасности можно только по одному человеку. Поэтому подъем занял много времени. В 13.20 сюда поднялся последний участник.

Выход на скально-осыпную полку идет через узкий лаз по небольшому крутому снежнику со льдом в верхней части. Проход трудностей не представляет, т.к. размер лаза позволяет аккуратно пройти с рюкзаком (ф. 43), но приходится одевать кошки.

Полка довольно широкая и прикрыта слегка нависающими скалами от падения камней сверху. По ней можно идти без перил. С полки хорошо просматривается путь траверса с пер. Адиджи на пер. Енисей (ф. 44), который нам предстоит пройти.

В верхней части полка сужается и упирается в скальный кулуар с небольшим ручейком и ледовым столбиком. В районе полки кулуар расширяется и немного ниже переходит в осыпь. Вода ручейка вся уходит в камни.

С нашей полки надо спуститься на осыпь из кулуара и, перейдя ее, подняться на скальный уступ с узкой расселиной, за которым выйти на следующую узкую скальную полку, ведущую к водопаду с ледовым конусом (ф. 45). Но при провешивании перил в кулуаре начался камнепад. Он продолжался с разной интенсивностью около часа. Уже начала витать мысль, что нам, наверное, придется ночевать здесь. Еще почти час мы выжидали, не будет ли еще камней. И только убедившись, что камнепад закончился, продолжили навеску перил. И тут обнаружилось, что камни практически перебили веревку. Разрезали ее и связали узлом. Так у нас осталось 2 целых веревки. Одну веревку навесили вдоль узкой скальной полки до ледового конуса (ф. 46), вторую – через ледовый конус на скально-осыпную полку выше (ф.47). Скальная полка перед ледовым конусом в начале очень узкая и приходится быть аккуратным, чтобы удержаться на ней с рюкзаком. Но затем полка расширяется и у ледового конуса есть достаточно места, чтобы снять рюкзак и одеть кошки. Ледовый конус оказался пустотелым и напоминал вулкан, в жерло которого с шумом обрушивалась вода (ф. 48). Для выхода на скальную полку выше надо пройти по узкому ледовому краю жерла «вулкана», получив при этом приличную порцию брызг.

Поднявшись немного по полке, в 17.50 выходим на пологий скально-осыпной склон (ф. 49). Крутизна склона 25-300. Здесь текут многочисленные ручьи (ф. 50) и можно, наконец, вдоволь напиться.

Выше склон становится чисто осыпным. Осыпь довольно живая. Поперек склона тянется снежник. Обходя его слева, обнаруживаем натоптанную на осыпи тропку, значительно облегчающую подъем. По тропе, серпантином поднимающейся по склону, в 18.45 вышли на седловину. Седловина осыпная с выходами скал, в западной части есть снежник. На седловине есть две площадки для палаток, чем мы и воспользовались, слегка разровняв их. Ставили палатки уже в сумерках. Воду на ужин топим из снега.

Сняли записку группы туристов Москвы и Ленинграда под руководством Щербакова А.А. от 12 июля 2014г.

Ф. 34 Подход к пер. Седло Бодхоны идет по пологому леднику вокруг в. Бодхона.

Ф. 35 Ледопад перевала Адиджи

Ф. 36 Скальная стена перевала Седло Бодхоны. Пунктиром показан путь по скальной полке, невидимой снизу.

Ф. 37 Нижняя часть скальной стены и путь выхода на скальную полку.

Ф. 38 Провешивание перил

Ф. 39 Провешивание перил

Ф. 40 Перила для облегчения подъема по осыпи на льду

Ф. 41 Подъем по скальной стенке

Ф. 42 Проход в правую часть осыпной террасы под прикрытие скал. Выше видна широкая скально-осыпная полка.

Ф. 43 Выход через узкий лаз на скальную полку

Ф. 44 Вид со скальной полки на пер. Адиджи, на пер. Енисей и на путь траверса.

Ф. 45 Переход на следующую скальную полку

Ф. 46 Подъем по скальной полке к ледовому конусу

Ф. 47 Подъем по ледовому конусу

Ф. 48 Проход по краю ледового конуса

Ф. 49 Выход на скально-осыпной склон над поясом скал

Ф. 50 Осыпной склон выше скального пояса и седловина пер. Седло Бодхоны.

28.07.2014

День 7

Утро – пасмурно, снег Обед - облачно Вечер - облачно

Пер. Седло Бодхоны – левобережная морена л. Сурхоб

-800м +210м

2ч30м

С утра пасмурно, ветер. С перевала хорошо видны пер. Енисей и пик Кентавр (ф. 51). Решили на седловине не завтракать, чтобы не топить снег, а спуститься к воде. С седловины видно озеро, лежащее немного ниже на осыпной террасе, образованной старым моренным валом. Сделали фотографию на перевале (ф.52) и в 7.30 начали спуск. Прямо вниз ведет крутой склон с выходами сильно разрушенных скал. Поэтому уходим на склон влево, где лежит мелкая осыпь, и за 25 минут по широкой дуге, забирая вправо, спустились к озеру (ф. 53). Во время спуска пошел снег, который скоро прекратился. С комфортом завтракаем.

После завтрака продолжили спуск. Спускаемся с левого края террасы по средней осыпи. Тропы нет, идти неудобно. Спустились к выполаживанию склона (ф.54) и, чтобы не спускаться на дно долины, траверсом вышли к ручью с морен л. Сурхоб.

Расклад времени на прохождение перевала Седло Бодхоны

Подъем от оз. Пиала до верха срединной морены

6час 08мин

Подъем от верха срединной морены до скальной стены

1час 20мин

Подъем по скальной стене до осыпного склона

8час 35мин

Подъем по осыпному склону до седловины

0час 45мин

Спуск от седловины до озера на осыпной террасе

0час 25мин

Спуск от озера до ручья с морен л. Сурхоб

1час 05мин

16час 48мин

1час 30мин

18час 18мин

+1650м

-800м

11км

Выводы и рекомендации: перевал соответствует категории сложности – 2Б. Перевал односторонний, определяющая сторона северо-западная, скальная. Следует отметить, что камнепадоопасность перевала очень высока из-за сильно разрушенных скальных пород. Обтаивание ледника увеличивает протяженность и сложность скальных участков в нижней части. Все это при соблюдении мер безопасности увеличивает время прохождения перевала, поэтому даже ранний выход не уменьшает вероятности камнепадов при прохождении. Возможным вариантом ускорения прохождения перевала является навешивание перил с вечера.

Ф. 51 Вид на пер. Енисей и пик Кентавр с пер. Седло Бодхоны

Ф. 52 На седловине пер. Седло Бодхоны

Ф. 53 Пер. Седло Бодхоны от озера на осыпной террасе

Ф. 54 Пер. Седло Бодхоны с юго-востока

Перевал Гусева-Мухина Вост. + пер. Седло Ганзы + пер. Кальгаспорный + пер. Гусева-Мухина Зап. + пер. Зеленоград (связка)

Категория сложности – 2Б высота – 4700м.

Описание дается от ручья с морен л. Сурхоб до моренных площадок под пер. Зеленоград у отрожка, разделяющего ущелье пер. Адиджи и верховье л. Сурхоб.

Подъем на пер. Гусева-Мухина Вост.

Высота - 4450 координаты N39,12068 E68,05281

Перевал расположен в отроге, разделяющем л. Желтый и л. Сурхоб. Однако, насквозь его не ходят, а сочетают в связке с другими перевалами.

После спуска с пер. Седло Бодхоны поднимаемся вдоль ручья, вытекающего с морен л. Сурхоб. Поднявшись выше видим, что он вытекает из ущелья перевала Адиджи. Проходим дальше и начинаем подниматься по валам левобережной морены л. Сурхоб. Вскоре выходим на участок черной морены из мелких камешков. Здесь в 12.20 поставили лагерь. Отсюда хорошо видны пер. Гусева-Мухина Вост. и пер. Зеленоград (ф. 55, ф. 56). Напротив лагеря находится пер. Зард (ф. 57).

Ф. 55 Пер. Гусева-Мухина от места ночевки. Показан путь подъема.

Ф. 56 Пер. Зеленоград от места ночевки

Ф. 57 Пер. Зард от места ночевки

29.07.2014

День 8

Утро – пасмурно Обед – снег, ветер, туман Вечер – снег, ветер, туман

Левобережная морена л. Сурхоб – пер. Гусева-Мухина В. – пер. Седло Ганзы

+530м -60м

6ч20м

С утра пасмурно. Выходим в 6.30. Верх хребтов закрыт облаками, но мы с вечера просмотрели перевальный взлет и наметили путь подъема (ф. 58). Проходим до конца морен под перевальный взлет и выходим на ледник. Поднимаемся вдоль левого борта ледника, огибая нижние скальные выходы. Крутизна снежного склона постепенно увеличивается до 400, но состояние снега позволяет делать удобные ступени, облегчая подъем. Поднявшись немного выше нижних скальных выходов, поворачиваем влево под вторые скальные выходы, чтобы выйти к верхней части зоны трещин. Приблизившись к верхним скальным выходам, увидели проход на пологую часть ледника над зоной трещин (ф. 59). Под скальными выходами крутизна снежного склона увеличивается до 450, но затем выполаживается. Выходим на заснеженный склон между нижней и верхней зонами трещин (ф.60). В это время погода начала ухудшаться, пошел снег, дует ветер. Крутизна склона постепенно увеличивается, а слой снега уменьшается. Поднимаемся, забирая вправо, где в зоне трещин ледник более пологий. При подходе к зоне трещин склон становится ледовым, крутизна возрастает до 40-450. Вешаем перила (ф. 61- 63). В начале зоны трещин крутизна склона увеличивается до 600, но выше уменьшается до 40-450. Трещины небольшие и на их краях натаптываются удобные полочки. Повесили 2 веревки и вышли к верхнему краю зоны трещин (ф. 64). Здесь склон снежно-фирновый, его крутизна уменьшается до 25-300. По краю последней узкой трещины как по тропинке подошли под седловину перевала. Перед седловиной пересекли еще одну засыпанную снегом трещину. В 12.00 вышли на перевал. Седловина мелкоосыпная.

Идет снег, дует сильный ветер, иногда налетает туман. Поэтому фотографировались немного ниже седловины, спрятавшись от ветра (ф. 65).

Сняли записку группы туристов ТК МГУ под руководством Новоселова А.А. от 4 июля 2014г.

Ф. 58 Путь подъема на пер. Гусева-Мухина Вост. Синим показан участок перил.

Ф. 59 Проход к пологой части ледника над зоной трещин у верхних скальных выходов

Ф.60 Склон над нижней зоной трещин

Ф. 61 Навешивание перил, первая веревка

Ф. 62 Вторая веревка перил

Ф. 63 Вторая веревка перил

Ф. 64 Окончание зоны трещин

Ф. 65 На перевале Гусева Мухина Вост.

Траверс гребня до пер. Седло Ганзы

Высота - 4400м координаты N 39,083 E68,00907

С седловины пер. Гусева-Мухина Вост. Поднимаемся по черной заснеженной осыпи на гребень между в. М. Ганза и в. Б. Ганза. Идет снег, гребень в тумане, видимость от 50 до 100м. Хорошо, что мы были здесь в 2011г. и представляем куда нам идти. Поворачиваем налево и по широкому осыпному гребню с понижением идем в направлении в. Б Ганза. При приближении к вершине осыпной склон довольно круто (30-350) уходит вниз под скалы у перевала Седло Ганзы. Пройдя слева под скалами, в 13.00 выходим на широкую обширную седловину перевала (ф. 66). Палатки ставим недалеко от тура ближе к скале для защиты от ветра (ф.67). Сняли записку группы туристов ТК МГУ под руководством Новоселова А.А. от 5 июля 2014г.

30.07.2014

День 9

Весь день – снег, ветер, туман

Отсидка

0 км

0ч00м

Сегодня мы должны были совершить восхождение на в. Б. Ганза, но погода окончательно испортилась (ф. 68) – снег, сильный ветер, видимости нет. Просидели на месте весь день.

Ф. 66 Седловина пер. Седло Ганзы (во время просвета в облаках)

Ф. 67 Лагерь на пер. Седло Ганзы

Ф. 68 Погода во время отсидки

31.07.2014

День 10

Утро – облачно Обед – облачно Вечер – пасмурно

+310м -620м

7ч40м

Траверс гребня от пер. Седло Ганзы до пер. Кальгаспорный

Высота - 4650м координаты N 39°09'45.72'' E 68°17'40.45''

Утром погода улучшилась, между облаками видно синее небо и светит солнце. Но вершина Б. Ганза по-прежнему закрыта облаком, неподвижно висящем на ней. Решили не делать восхождение, а идти дальше по маршруту. Тем более, что у нас остался всего один запасной день, а впереди еще длинный маршрут. К тому же перспектива подняться на вершину и ничего не увидеть не сильно радует. Вдобавок, кишечным расстройством заболел третий участник (прямо какая-то эпидемия!), а лекарства на исходе.

Выход в 7.00. Поднимаемся обратно по осыпному гребню (ф. 69). Проходим мимо седловины пер. Гусева-Мухина Вост. (ф.70,71). Затем по скальному гребню в 8.20 спускаемся на седловину пер. Кальгаспорный (ф. 72). Седловина пологая, длинная, частично осыпная, частично закрыта снегом и льдом, есть вода (ф. 73). Сняли записку группы туристов из Санкт-Петербурга под руководством Газизова Д.Д. от 28 июля 2013г.

Ф. 69 Осыпной гребень при движении от пер. Седло Ганзы к пер. Кальгаспорный

Ф. 70 Пер. Гусева-Мухина Вост. с юга

Ф. 71 Пер. Гусева-Мухина Вост. с севера

Ф. 72 Спуск по скальному гребню на пер. Кальгаспорный

Ф.73 Седловина пер. Кальгаспорный

Траверс от пер. Кальгаспорный до пер. Гусева-Мухина Зап.

Высота - 4700м координаты N 39,16782 E 68,29099

Переход до пер. Гусева-Мухина Зап. идет по леднику, который спускается к седловине пер. Кальгаспорный несложным, но крутым ледопадом. Поднимаемся на него по ледовой полке в районе ручья, наклонно стекающего с ледника (ф.74). Пройдя начальный крутой участок, выходим на пологую часть, обходя трещины. Ледник открытый, трещины хорошо видны. С продвижением к пер. Гусева-Мухина Зап. количество трещин уменьшается, и они становятся маленькими. В районе скального выступа слева по ходу проходим локальное понижение ледника. Здесь ледник становится закрытым, гладким и без трещин. Пройдя понижение, по плавно поднимающемуся снежному склону в 9.30 вышли на широкую седловину перевала. Тур сложен на большом камне (ф.75) недалеко от пика Скалистый. Сняли записку группы туристов МГИУ (Москва) от 20.08.2013г.

Ф. 74 Путь траверса от пер. Кальгаспорный до пер. Гусева-Мухина Зап.

Ф. 75 Тур на седловине пер. Гусева-Мухина Зап.

Перевал Зеленоград

Высота – 4600м координаты N39,08446 E 67,98163

От седловины пер. Гусева-Мухина Зап. по снежному склону начинаем спускаться на пер. Зеленоград. Склон постепенно увеличивает крутизну. Идем, постепенно прижимаясь к скальному гребню, спускающемуся к пер. Зеленоград от пика Скалистый (ф. 76). Появились трещины, склон стал ледовым, и его крутизна увеличилась до 40-450. Провесили 2 веревки горизонтальных перил до скального гребня (ф. 77). По скалам спустились на пер. Зеленоград в 11.10. Седловина скальная, узкая (ф. 78). Сняли записку группы туристов из Гомеля под руководством Тихоненко В.В. от 13 августа 2012г.

Со стороны пер. ВАА на наш перевал поднимается какая-то группа. Надо освобождать перевал, тем более что погода начала портиться.

Прямо на седловине на скальный выступ накинута веревочная петля из новой веревки. Ее мы использовали для закрепления первой веревки. Спуск проходит по заснеженному кулуару, который постепенно поворачивает влево и расширяется (ф.79). Крутизна кулуара 400. Первая веревка приводит на скальную полку под прикрытие скал от возможного падения камней с седловины и правого борта кулуара. Здесь забиты оставленные скальные крючья. Используем их для закрепления перил, предварительно убедившись в их надежности. По второй веревке снова спускаемся со скальной полки на снежник (ф. 80, 81). Здесь его крутизна 350. Третью и четвертую веревку провесили косым траверсом влево к левому краю снежника под скалами (ф. 82). Третью веревку крепили на ледобурах, четвертую – на ледорубе. В 15.00 вышли на осыпь и спустились по ней на пологие моренные поля. Осыпь живая с отдельными крупными камнями и выходами скал. Спустились вовремя, т.к. хребты затянуло плотным туманом (ф. 83). Чтобы не терять высоты проходим по моренам к невысокому скально-осыпному отрожку, отделяющему ущелье пер. Адиджи (ф. 84), и на удобных площадках около большого камня в 16.30 ставим палатки (ф. 85). Вода рядом в понижении морены у конца снежника.

Провели разведку, и убедились в возможности выхода в ущелье пер. Адиджи через отрожек.

Истратили для лечения третьего заболевшего участника остаток лекарств, но ему пока не легче.

Расклад времени на прохождение связки перевалов

Подъем от ручья с морен л. Сурхоб на пер. Гусева-Мухина В.

6час 10мин

Траверс от пер. Гусева-Мухина В. до пер. Седло Ганзы

0час 50мин

Траверс от пер. Седло Ганзы до пер. Кальгаспорный

1час 10мин

Траверс от пер. Кальгаспорный до пер. Гусева-Мухина З.

0час 50мин

+990м

-620м

6км

Выводы и рекомендации: связка перевалов соответствует категории сложности – 2Б.

Прохождение этой связки перевалов очень зрелищно. Есть возможность восхождения на в. Б. Ганза и в. М. Ганза. Но необходимое условие для этого – хорошая погода. Нам не повезло.

Ф. 76 Начало спуска на пер. Зеленоград

Ф. 77 Горизонтальные перила до скального гребня

Ф. 78 На седловине пер. Зеленоград

Ф. 79 Спуск в кулуар, первая веревка.

Ф. 80 Спуск со скальной полки на снежник, вторая веревка

Ф. 81 Вид на спусковой кулуар от конца второй веревки.

Ф. 82 Третья и четвертая веревка перил.

Ф. 83 К вечеру хребты затянуло облаками (вид на пер. Зеленоград)

Ф. 84 Подход к месту ночевки у скально-осыпного отрожка

Ф. 85 Место ночевки

1.08.2014

День 11

Утро – ясно Обед – пасмурно, туман, снег Вечер – облачно

Морена л. Сурхоб – пер. Адиджи – пер. Енисей

+660м

5ч50м

Пер. Адиджи + пер. Енисей + пер. Седло Кентавра (связка)

Категория сложности – 3А высота – 4930м.

Описание дается от моренных площадок под пер. Зеленоград у отрожка, разделяющего ущелье пер. Адиджи и верховья л. Сурхоб, до Мутных озер.

Подъем на пер. Адиджи

Высота – 4400м (4570м по GPS) координаты N39,18158 E68,29109

С утра ясно. От места ночевки хорошо виден пер. Зеленоград (ф.86).

Третий заболевший участник чувствует себя неважно, но идти надо.

Выход в 6.40. За один переход перешли через отрожек, прошли участок морен и вышли на небольшой ледник (ф. 87). В нижней части ледник открытый и пологий. Выше он становится закрытым, и его крутизна постепенно увеличивается до 40-450 в верхней части. В нижней трети перевального взлета склон пересекает полузасыпанный снегом небольшой бергшрунд (ф. 88), который легко проходится по надежным снежным мостам. Достаточный слой снега позволял делать хорошие ступени и не вешать перила. Ближе к седловине попадаются ледовые участки склона. Их мы обходили. При подъеме не следует приближаться к скалам справа по ходу, т.к. с них может сыпать (мы наблюдали падение нескольких камней). На последних метрах подъема лед кончается, и мы в 10.10 вышли на осыпную седловину пер. Адиджи (ф. 89,90).

Сняли записку группы туристов из Москвы и Санкт-Петербурга под руководством Щербакова А.А. от 13 июля 2014г.

Ф.86 Пер. Зеленоград от места ночевки и путь спуска

Ф. 87 Пер. Адиджи с юга с правобережных морен.

Ф. 88 Перевальный взлет пер. Адиджи со стороны л. Сурхоб

Ф.89 Вид с седловины в долину л. Сурхоб

Ф. 90 На седловине пер. Адиджи

Траверс с пер. Адиджи до пер.Енисей

Высота 4600м (4740м по GPS) координаты N 39,07931 E 67,99163

Траверс до седловины пер. Енисей с постепенным набором высоты проходит по снежно-ледовому склону под скалами (ф. 91). В начале склон пологий (20-250). Поднимаемся по нему в сторону пер. Енисей. Проходим перегиб склона, за которым его крутизна увеличивается до 40-450 (ф. 92,93). Идем в связках. Снег позволяет делать хорошие ступени. Почти весь склон подрезан бергшрундом. Проходим ниже его. При приближении к пер. Енисей бегшрунд уходит вниз и преграждает путь. Поднимаемся немного выше по склону к месту, где бершрунд забит снегом, и по снежному мосту проходим дальше (ф. 94). После бергшрунда склон постепенно выполаживается (ф. 95). В 13.25 поднялись на широкую осыпную седловину пер. Енисей (ф. 96). Расстояние между седловинами согласно GPS - 660м. В это время погода резко портится – налетают облака, идет снег, ветер. Ставим палатки и обедаем.

Сняли записку группы туристов из Москвы и Санкт-Петербурга под руководством Щербакова А.А. от 14 июля 2014г.

Ф. 91 Вид с пер. Адиджи в сторону пер. Енисей.

Ф. 92 После прохождения перегиба крутизна склона увеличивается

Ф. 93 Траверс к пер. Енисей

Ф. 94 Прохождение бергшрунда

Ф. 95 На подходе к седловине пер. Енисей

Ф. 96 На седловине пер. Енисей

Перевал Ход Кентавра

Высота – 4930м координаты N 39,24918 E 68,22764

Непогода продолжается, видимости нет. Приходится сидеть и ждать. Только к 16.30 прояснилось, и мы вышли на обработку скального склона в. Кентавр (ф.97). Проходим осыпную часть склона вдоль скал, пользуясь иногда скальными полочками, т.к. осыпь довольно живая, и подходим к скальной части подъема. Из-под скал хорошо видны перевалы Седло Бодхоны и Адиджи (ф. 98) и лагерь на седловине пер. Енисей (ф. 99).

Поднимаемся на расположенную в 7 метрах выше горизонтальную скальную полку. Делаем здесь первую станцию. Затем поднимаемся вправо-вверх по крутой (450) косой полке (ф. 100) и выходим на горизонтальную скальную полку. Выше расположена наклонная довольно гладкая скальная плита. Крутизна ее от 30 до 400. Проходим в конец горизонтальной полки, где есть удобный выход на наклонную плиту и делаем здесь вторую станцию. От начала скал до второй станции хватило одной веревки 50м.

Первый проходит прямо вверх до следующей скальной стенки и затем траверсирует по наклонной плите влево до места, где можно, преодолев 6-метровый скальный взлет, выйти на следующую горизонтальную скальную полку. Веревки 50м едва хватило, чтобы сделать здесь третью станцию. Следующим удобно подниматься по перилам напрямую по наклонной плите (ф.101).

Полка достаточно широкая и на ней не требуются перила. Пройдя по полке влево, подходим к удобному для подъема кулуару, ведущему к гребню. Делаем третью станцию и вешаем третью веревку, но успеваем провесить только часть. Делаем пятую станцию в районе узла на веревке, где она была перебита. Начинаются сумерки, и мы уходим вниз. В 19.40 в темноте спустились к палаткам. На провешивание перил затратили 3ч 10мин.

Ф. 97 Начало навешивания перил. Показан намеченный путь подъема на гребень.

Ф. 98 Вид из-под скал п. Кентавр на пер. Седло Бодхоны и пер. Адиджи

Ф. 99 Лагерь на седловине пер. Енисей и путь подъема с пер. Адиджи (вид из-под скал п. Кентавр)

Ф. 100 Первая веревка, выход на горизонтальную скальную полку и подъем по наклонной полке.

Ф. 101 Вторая веревка, подъем по наклонной плите на следующую скальную полку

2.08.2014

День 12

Утро – ясно Обед – пасмурно, туман, снег Вечер – облачно

Пер. Енисей – пер. Седло Кентавра – л. Замок – морена ледника в цирке перевалов Яшмовые

+200м -950м

8ч35м

Выход в 7.00. Ясно. Хорошо виден почти весь путь подъема до вершины (ф. 102). Поднимаемся по первым двум веревкам и продолжаем провешивать третью веревку (ф. 103). Ее как раз хватило для выхода на гребень. Пятую станцию, на которой вчера закончили провешивание перил, оставили (все равно на третьей битой веревке узел). Так по третьей веревке может одновременно подниматься два человека, что экономит время. Поднимаемся на гребень (ф. 104). Дальнейший путь идет вдоль гребня в сторону вершины Кентавр по скальным и осыпным полкам и по наклонной скальной плите (ф.105). Под вершиной выходим на гребень, провесив 7м перил по крутому скальному взлету (ф. 106). Здесь есть скально-снежная полка, где можно одеть кошки, чтобы подняться на скальную вершину по 450 ледовому склону (ф. 107). Протяженность склона около 8 м. С полки просматривается гребень за вершиной Кентавр (ф. 108).

Пройдя короткий участок по скальной вершине, спускаемся на пологий участок гребня за вершиной (ф.109). Здесь на скалах находится тур. Это седловина перевала Ход Кентавра (ф. 110). К туру вышли в 11.15. Сняли записку группы туристов Москвы и Ленинграда под руководством Щербакова А.А. от 14 июля 2014г.

Погода начинает портиться. Большую Ганзу уже заволокло, скоро хмарь будет и у нас. Продолжили движение по гребню. Путь состоит из нескольких спусков и подъемов. Первый спуск проходит по крутому ледовому склону протяженностью 40м. Вешаем перила (ф. 111). Затем проходим пологий подъем и следующий крутой спуск. Спускаемся у правого края, где склон снежный и можно делать хорошие ступени.

Далее поднимаемся по пологому снежному гребню до скальной вершинки (ф. 112). Под ней снежно-ледовый склон становится крутым (45-500), поэтому поднимаемся к скалам (перила 15м) и по ним выходим на пологий гребень за вершинкой. Пройдя до конца снежно-ледового склона, выходим на широкий осыпной гребень (ф. 113). Здесь удобное место для отдыха и мы останавливаемся на обед.

Погода продолжает портиться. Когда мы пошли дальше, начался снег, налетали облака, ограничивающие видимость. Поднимаемся по пологому осыпному склону, проходим перегиб и спускаемся на ледник Замок. Верхняя часть ледника пологая, но дальше по описанию ледник крутой и имеет большие трещины. Видимость ограничена, идет снег, и мы останавливаемся, чтобы переждать непогоду. Через час появилась видимость, и погода стала быстро улучшаться. В просветах между облаками проглядывает солнце.

Ледник уходит с постепенно увеличивающейся крутизной вниз и поэтому не просматривается сверху. Провели разведку пути и обнаружили полузаметенные следы, петляющие среди трещин. Они помогли в выборе оптимального пути. Ледник был перерезан большими и средними поперечными трещинами от края до края. Первые забитые снегом трещины прошли по центру, но пришлось провесить перила, чтобы преодолеть 3-х метровый ледовый сброс. Дальнейший путь спуска проходил у левого борта ледника (ф. 114), где трещины сужаются и есть снежные мосты. В двух местах на крутых склонах у края больших трещин приходилось вешать перила. Последний спускался с нижней страховкой (ф. 115). После последнего большого разлома (ф. 116) ледник становится более гладким. Проходим к правому борту, где ледник прикрыт осыпью, и спускаемся вдоль борта до начала осыпей под в. Замок. Далее спускаемся по осыпи к концу языка ледника (ф. 117). Здесь осыпной склон выполаживается. Площадок под палатки здесь не обнаруживаем, хотя они упоминались в описаниях. Камни на осыпи довольно крупные и сделать площадку проблематично. Спускаемся по крутому осыпному склону между выходами скал ниже языка л. Замок в цирк перевалов Яшмовых и здесь на морене безымянного ледника в 19.00 встаем на ночевку (ф. 118, 119). Площадок здесь также не обнаружили, поэтому выбрали место с мелкими камнями и разровняли свои площадки. Палатки ставили уже в сумерках. Вода рядом в ручейке в каменистом желобе.

Больному похоже становится значительно легче.

Ф. 102 Путь подъема на пер. Ход Кентавра с пер. Енисей. Синим цветом показаны перильные участки, красные кружки – места организации станций.

Ф. 103 Провешивание третьей веревки до гребня

Ф. 104 Подъем к гребню по третьей веревке

Ф. 105 Выход под вершину Кентавр

Ф. 106 Выход на гребень под вершиной Кентавр

Ф. 107 Подъем на вершину по ледовому склону

Ф. 108 Гребень за в. Кентавр

Ф. 109 Пологий участок гребня за вершиной – это и есть перевал Ход Кентавра. Вид с вершины.

Ф. 110 На перевале Ход Кентавра. На заднем плане вершина Кентавр.

Ф. 111 Спуск по ледовому склону с пер. Ход Кентавра

Ф. 112 Траверс хребта от в. Кентавр до скальной вершинки.

Ф. 113 Выход на широкий осыпной гребень

Ф. 114 Спуск у левого борта л. Замок

Ф. 116 Последний большой разлом. Ниже ледник становится ровнее.

Ф. 117 Вид на л. Замок с осыпи у правого борта

Ф. 118 Осыпь между скал под языком л. Замок (снимок сделан утром)

Ф. 119 Место ночевки на морене безымянного ледника в цирке перевалов Яшмовых.

3.08.2014

День 13

Утро – легкая облачность Обед – облачно Вечер – ясно

Морена ледника в цирке перевалов Яшмовые – Мутные озера (полудневка)

-460м

1ч20м

С утра ясно. Хорошо видны перевалы Яшмовые (ф. 120). Сегодня можно не торопиться и мы выходим в 8.00. За один переход дошли до конца безымянного ледника, покрытого моренным чехлом. За второй переход спустились по моренам и осыпным склонам к Мутным озерам (ф.121, 122). Остановились на берегу дальнего маленького озера под скальной стеной (ф. 123). Здесь есть место для 3-4 небольших палаток. Место закрыто от ветров. Вода в этом озере немного чище, чем в большом озере. Стираем и отдыхаем. Третий заболевший участник похоже выздоровел.

К вечеру обнаружили, что продолжение похода под угрозой срыва из-за отсутствия такого необходимого предмета, как туалетная бумага. Сказалась болезнь трех участников. Были вынуждены на следующий день сходить в альплагерь «Вертикаль».

4.08.2014

День 14

Утро – ясно Обед – ясно Вечер – ясно

Мутные озера (дневка)

0 км

0ч00м

С утра послали двоих участников в альплагерь. К обеду они вернулись и принесли не только туалетную бумагу, но и лепешки и арбуз. За день хорошо отдохнули, но отдых слишком затянулся и жалко потерянный день. Запасных дней теперь у нас нет.

Расклад времени на прохождение связки перевалов

Подъем от морены л. Сурхоб до пер. Адиджи

2час 45мин

Траверс от пер. Адиджи до пер. Енисей

2час 15мин

Провешивание перил на склоне в. Кентавр

3час 10мин

Подъем от пер. Енисей до пер. Ход Кентавра

4час 15мин

Спуск с пер. Ход Кентавра до морены ледника в цирке перевалов Яшмовых

4час 20мин

Спуск с морены ледника в цирке перевалов Яшмовых до Мутных озер

Полное время прохождения связки перевалов

18час 05мин

+860м

-1410м

9км

Выводы и рекомендации: связка перевалов соответствует категории сложности – 3А.

Перевал Ход Кентавра фактически является связкой трех перевалов: Адиджи, Енисей и Ход Кентавра. Соответственно прохождение его может быть сделано не только с л. Сурхоб, но и с л. Бодхона. Возможно прохождение с л. М. Ганза (связка Енисей – Ход Кентавра) с соответствующим повышением сложности. Прохождение связки перевалов с л. Сурхоб является траверсом хребта от в. Адиджи через в. Кентавр до ответвления бокового хребта к в. Замок. Прохождение этой связки перевалов требует разнообразной техники прохождения ледовых и скальных участков. При прохождении открываются красивые панорамы хребтов, вершин, перевалов и долин. Это очень зрелищно. Но для того, чтобы увидеть все это, нужна хорошая погода.

Ф. 120 Вид на перевалы Яшмовые от места ночевки.