Автор: Альберт Валиев г.Уфа

Отчет о горном туристском походе 5 к.с. по Фанским горам, совершённом с 04 по 25 августа 2016 года.

Справочные сведения о походе

Общие справочные сведения о маршруте

Район похода

Сроки активной части

5.08 – 22.08

Подробная нитка маршрута

Оз.Искандеркуль – Сары-Таг – р.Казнок – перевал Надежда (1А,3700) – перевал Челябинский (1Б,3900) – связка - пер. «Седло Ганзы» (2Б,4477) + в.г. Большая Ганза, восх (2А, альп, 5306) + пер. Гусева-Мухина В. (2Б, 4528) – пер. Ход Кентавра (3А,5000) – Мутные озера – а/л Аллаудин – траверс пер. Дон (4586) +вер.Мирали (5106) + пер.Мирали (5027) (3А) – озеро Большое Алло – пер. Блок (3А,4419) – перевал Москва (1Б,4218) – перевал Мунора (1А, 3498) – перевал Тавасанг (н/к,3306) – Маргузорские озера.

Схема 1. Общая нитка маршрута.

Определяющие препятствия маршрута

Пер. Блок (3А,4419)

Лд- ск.

Север - Юг

Маршрут рассмотрен Башкирской РМКК. Отчет, фото- и видеоматериалы к нему доступны на сайте «По тропам Южного Урала», у автора, на странице горной школы Т/к «Спутник» https://vk.com/mountain_sputnik

Состав группы

1982

Реммастер

Смысловая идея похода

Один старший товарищ, лежа задумчиво на траве и разглядывая вершины Киргизского хребта, когда-то давно сказал: «А еще есть Фанские горы… Это что-то особенное. Там скалы… и «Большое Алло»».

Запомнилось. Вдобавок - песня Визбора. А также, истории про интересный скальный район, где можно делать удивительные по красоте и техничности горные походы, и где всегда хорошая погода… Всё это - правда. Всё, кроме погоды.

Для нашей группы всё было впервые. Мы все первый раз на Фанах, я впервые вел пятерку, почти все участники были впервые в походе 5кс. Поэтому, не хватая звезд с неба, мы хотели сходить хороший маршрут в легендарном месте, без излишнего героизма, а также, чтобы хорошо провести время с друзьями.

Если более сухо - цели маршрута:

1) пройти интересный техничный маршрут в скальном районе,

2) реализовать рост спортивного уровня участников и руководителя,

3) и, все-таки, хорошо провести время с друзьями.

Справочные сведения о районе похода

Фанские горы являются известным и очень приятным районом для совершения горных путешествий. Этот небольшой по территории, но высокий горный узел, относится

ксистеме Памиро-Алая. Здесь множество красивых и интересных с альпинистской точки зрения вершин, свыше десяти из которых превосходят 5000 метров в высоту и имеют стены с перепадом высот до 1500 метров. Наивысшие точки района - вершина Чимтарга (5489м) и вершина Большая Ганза (5306).

Наиболее гармонично в этом районе организуются походы 4кс и выше, так как именно в них появляется возможность посетить наиболее интересные в техническом и эстетическом смысле перевалы и вершины. Тем не менее, в районе большое количество разнообразных перевалов от 1А до 3Б, что дает возможность для проведения походов всех категорий сложности.

Характерна изрезанность рельефа: перевалы здесь часто имеют перепад высот тысяча метров и более. Снеговая линия расположена на высоте около 4000м. Наиболее распространены осыпные склоны, перевалы в большинстве имеют скальную седловину. С Гиссарского и Зеравшанского хребтов спускается до сотни ледников. Этот ледяной убор продолжает быстро сокращаться, все ледники, не имеющие больших разрывов и ледопадов, продолжают быстро сокращаться. Долины, как правило, узкие, со скальными прижимами и каньонами, расширяющиеся только в верхней части.

Для Фанских гор характерны не только высокие вершины, узкие ущелья с шумными потоками, но и многочисленные озера, чистые и разноцветные. Насчитывается до 30 озер с холодной прозрачной водой, рожденной на снежных полях вершин. Самые известные Алаудинские, Куликалонские, Маргузорские, Алло, и, конечно, Искандеркуль, самое большое озеро Памиро-Алая.

В последние годы почти во всех отчетах отмечается крайне неустойчивая погода , в отличии от отчетов более ранних, где всегда указывалась, что обычно стоит «устойчивая ясная теплая сухая погода». В горах возможны грозы с сильными грозовыми разрядами.

В Фанских горах можно найти лесную, степную, луговую и высокогорную растительность, начиная от персиков и кончая мхами и лишайниками свойственными тундре. Очень широко представлен животный мир. Из хищников здесь можно встретить снежного барса или медведя, очень много волков. Горные козлы пасутся на скальных склонах и человека близко не подпускают. В синей голубизне неба парит огромный гриф-кумай. Размах его крыльев достигает почти 3,5 метров. Здешние горы в целом избавлены от многих ядовитых насекомых и пресмыкающихся, которыми так богата Средняя Азия.

Местные жители очень гостеприимны. Они всегда будут рады напоить вас айраном, пригласить в гости или показать дорогу. В настоящее время действуют несколько альплагерей, а также турбаза ”Искандеркуль”, в Сары-Таге можно поселиться в гостевом доме «У Махмута»

Трансфер и логистика

В 2016 году попасть в Таджикистан довольно комфортно можно было на самолете.

К сожалению, из Уфы перелетов не было, наиболее удобный вариант для нас был – аэропорт города Екатеринбург.

Рассматривали только авиа сообщение, так как все участники критично «зажаты» в сроках поездки. Оптимальным вариантом были для нас регулярные рейсы авиакомпанией Уральские Авиалинии Екатеринбург-Худжанд.

Мы заказывали микроавтобус из Уфы до аэропорта города Екатеринбург. В одну сторону рейс автобуса стоил 13-14 т. рублей. Из Екатеринбурга до Худжанда - Уральские Авиалинии. Стоимость билета в одну сторону 10-12 т. рублей.

Начало маршрута у нас планировалось с поселка Сарытаг. Машину нам предоставила фирма Согдиана Тур, которая делала нам регистрацию. Шесть человек и багаж поместились в одном внедорожнике, который довез нас до места, с определенными сложностями. С Худжанда до Сарытага ведет одна хорошая дорога, та, которая идет в Душанбе, потом просто сворачивает на озеро Искандеркуль. Дорога идет через перевал Шахристан. Очень удобно, что данная фирма взяла на себя оформление регистрации в Таджикистане. Для этого мы заранее отправили им паспортные данные и через несколько часов после прилета регистрация была у нас на руках. Услуги компании и регистрация обошлась нам в 45 долларов с человека.

Автомобиль – Худжанд – Сарытаг 70 долларов (за машину). При заброске в а/л Алаудин можно воспользоваться их собственным трансфером, однако это выходит дороже.

Обратно выбирались от Маргузорских озер, до Худжанда на случайной машине. А так местные сказали что каждый день, рано утром, с озер уходит рейсовый уазик до Пенджикента, а с Пенджикента уже рейсовые автобусы до Худжанда.

Так как мы вышли с маршрута на пять дней раньше предполагаемого срока, решили поменять билеты. Старые билеты которые были на 27 августа мы сдали, а купили на 24 августа, фирмы SOMONAIR» за 16 т.р. От Екатеринбурга до Уфы добирались тем же микроавтобусом.

Сотовая связь в районе присутствовала по дороге, в Сарытаге, на вершине Большая Ганза, на в. Кентавр, на Маргузорских озерах. Однако наши симки: МТС, Билайн, с подключенным роумингом, работали очень не стабильно и дорого.

Материальное обеспечение группы и обеспечение безопасности.

Общественное снаряжение было в целом стандартным для горных походов, наличие спутникового телефона в походе, на сегодняшний день почти норма, мы пользовались телефоном фирмы "Thuraya". (см. приложение 2)

Все участники прошли необходимый медицинский осмотр для выпуска на маршрут (см. приложение).

Страховка оформлялась в фирме СОГАЗ, с указанием факторов риска и возможностью медицинской эвакуации (см. приложение).

Группа встала на учет в в ПСО МЧС РФ (пр. Залилов Ф, 04.08.16), а также была уведомлена КЧС Таджикистана

Раскладка была около 500 гр., что, пожалуй, было достаточно, но иногда было ощущение легкого «недоедания»

Использовались бензиновые горелки Kovea и Primus, на бензине купленном в Таджикистане. Работали хорошо при ежедневных мероприятиях по очистке (см. приложение).

График движения

День

Участок

Характер пути

Примечания

Добрались до Сарытага

Самолет, машина.

Подошли к месту слияния рек

Пешком по хорошей

Лед, снег, скалы

перевала Енисей, восходим на

пик Кентавр.

Идем по гребню до перевала

Снег, лед, осыпной

Замок, спуск с него в строну

склон, средняя осыпь

озера Мутное, радиалка за

заброской в альп. лагерь

Вертикаль.

Подходим под перевал Дон.

Мелкая осыпь,

Мирали.

Восхождение на пик Мирали –

Лед, снег, бараньи

перевал Мирали – озеро Б.

лбы, осыпной склон,

перевал Москва 1Б.

склон

Перевал Москва 1Б – река

Нагнут, начало подъема на н/к

перевал Мунора.

Озеро Азор -Чишма - Худжанд

Тропа, травянистые

склоны.

Информация об основных препятствиях.

Связка перевалов Седло Ганзы (2Б,4477) и Гусева-Мухина В. (2Б, 4528) + в.г. Большая Ганза, восх (2А, альп, 5306)

Северо-западный отрог в.Большая Ганза

Подъем – опр.сторона Седло

р. Сувтор (Ганза Зап.), левый приток р. Казнок.

Ганзы (2Б,4477)

Спуск опр. сторона пер.

южная ветвь лед. Сурхоб

Гусева-Мухина В. (2Б, 4528)

Отчеты в библиотеках

В библиотеке турклуба Вестра, МАИ, МГУ и др.

Исток р. Сувтор – лед. Сурхоб

300 м

200 м.

Возможные места ночлегов

На подходе к скальной ступени, под скалами (место под одну – две палатки,

на седловине обоих перевалов, на леднике Сурхоб)

Примечание

Восхождение на вершину Большая Ганза 2А Альп. + 700м. 5 часов вверх,

2.5 часа вниз. Время движения со страховкой – 6 часов.

Перевал Ход Кентавра (3А, 5000)

Расположен:

Траверс участка хребта с подъемом на пер. Адиджи со стороны лед. Сурхоб,

проход через перевальные точки пер. Адиджи и Енисей, п. 4929 "п.

Кентавр"), пер. Замок + спуском с пер. в сторону оз. Мутного

Подъем – п. Адиджи

Сторона 1Б, с р. Сурхоб

Спуск не опр. сторона пер.

Сторона 2А к Мутным Озерам

Замок

Основной участок пер.

Адиджи – пер. Енисей, п.

4929 "п. Кентавр" -

пер. Замок

Отчеты в библиотеках

В библиотеке турклуба НГУ, турклуба Вестра и др.

Концевые точки описания:

Лед. Сурхоб – Мутные озера.

Протяженность:

На седловинах перевалов Адиджи, Енисей, Замок, п. Кентавр (мульда возле

вершины)

Примечание

Очень подробное описание составлено первопроходцами перевала – гр.

Сальникова Г, НГУ, 2012 г. http://nmr.nioch.nsc.ru/fany125/node15.html.

Траверс пер. Дон (4586) +вер.Мирали (5106) + пер.Мирали (5027) (3А)

Северо-Восточный отрок в. Чимтарга

Подъем – не опр. сторона п.

1Б, со стороны Мутных озер, + 3А траверс гребня

Дон + траверс гребня – Дон –

Мирали.

Спуск не опр. сторона пер.

Сторона 2А к р. Прав.Зиндон

Мирали

Отчеты в библиотеках

В библиотеке турклуба НГУ, турклуба Вестра и др.

Мутные озера – р. Правый Зиндон

ледника Двойной (ледник №27 по карте В.Г. Ляпина), долину реки Левый

Зиндон

- с юга:

ледник №732 (Ахбасай, Москва), долину реки Ахбасай (Хавзак)

Частота и преимущественное

11 пунктов

6 пунтов (на ледобурах)

- на спуске:

5 пунктов (за рельеф, на френдах)

420м.

м.

м.

Личное снаряжение, ледобуры, френды

Возможные места ночлегов

На ледниках по обе стороны от перевала, в седле есть место под палатку.

Техническое описание маршрута

День 0. 4 августа 2016 года.

Начало

Прибыв в Худжанд, мы встретились с представителем турфирмы и поехали в их агентство. Оно расположено в центре города, в шаговой доступности от базара. У нас было несколько часов, пока оформлялась регистрация. Мы докупили продукты, сформировали раскладку, отдельно подготовили баул с заброской, которую должны были отвезти в альплагерь Вертикаль наши друзья под руководством Мазанова Дениса.

Все приготовив выдвинулись в путь. В первый день у нас была задача добраться до деревни Сарытаг думали, что получиться это сделать при свете солнца, но машина периодически «закипала», мы заливали из ручьев воду в радиатор. Часть пуит

Очень хотелось посмотреть на озеро Искандеркуль, но прибыли туда уже в темноте, но даже так нам оно понравилось). Заночевали мы у нашего водителя Махмуда.

Фото 0.1 На автомобильном перевале. Вода вместо антифриза. Махмуд (владелец неплохого гостевого дома в Сарытаге)

1 день. 5 августа 2016 года.

Начало, акклиматизация.

Утром мы начали движение по своему маршруту. Впереди акклиматизационное кольцо. Идем спокойно, не торопясь. Выдвинулись из деревни Сарытаг в 9:30 и пошли по дороге по долине реки Арх,. К 12 часам прошли до места впадения реки Анзак где и остановились на обед.

Вскоре после этого тропа перешла на правый берег, и через некоторое время вновь на левый. Оба раза переправа осуществлялась по мостам. Движение довольно

комфортное, по тропам, которые в некоторых местах поднимаются довольно высоко обходя прижимы. В 17:45 встали лагерем в месте слияния реки Сувтор и реки Казнок. Оборудованная стоянка.

Схема 2. День 1

14,4 км

8:15

5:15

820 м / -224 м

Фото 1.1. На старте и Фото 1.2 Движение по тропам

Фото 1.3. Мост через Арх и Фото 1.4.Стоянка на слиянии р. Сувтор и р.Казнок

2 день. 6 августа 2016.

Во второй день мы подошли под перевал Надежда (1А, 3700).

Выход из лагеря в 8:20. Двигаемся по тропе вдоль реки Казнок. По левому берегу довольно хорошая тропа. Движемся очень размерено, «война - войной, а обед по расписанию». Реку Казнок переходим по снежному мосту напротив начала подъема на перевал.

Далее поднимаемся по травянистым склонам в цирк под перевалом. Идется легко, иногда мелькает тропа, но необходимости в ней нет.

В 14:50 встаем лагерем в цирке почти под перевалом Надежда. Есть вода и места под палатки. Сходили непосредственно под перевал в цирк. Меня начала накрывать горняшка, что довольно типично, несмотря не небольшую высоту. Я начинаю ее чувствовать обычно раньше остальных участников.

Схема3. День 2

6,24 км

6:30

3:55

789 м / -126 м

Фото 2.1. Движение по р. Казнок

Фото 2.2 Подъем в цирк перевала Надежда

Фото 2.3 Боремся с «горняшкой»

Фото 2.4 Лагерь. Оборудованная стоянка.

3 день. 7 августа.

Вэтот день мы перевали через перевал Надежда (1А, 3700), подошли под перевал Челябинский (1Б, 3900) и сходили радиалкой на вершину 4130.

Выход из лагеря в 7:45, через час подошли под перевальный взлет. Подъем на перевал состоит из мелкой и средней каменистой осыпи 25-30 градусов.

В 9:15 были на перевале Надежда. Седловина вытянута. В туре записка не обнаружена. За 20 минут спустились с него по такой же мелкой и средней сыпухе 30 градусов. В цирке под перевалом есть вода и месте под палатки, в самом седле ничего такого нет.

В 12 часов встаем лагерем на озере Бирюзовом. Несмотря на то, что время еще раннее, смело ставим лагерь: «Акклиматизация же!». Совесть вскоре замучила, поэтому сходили радиалкой на соседнюю вершину 4130.

Движение по средней и мелкой сыпухе со снежными участками. Вышли на

западный гребень и по нему - на вершину. На вершине – тур с запиской, но записка совершенно не читаема.

Схема 4. День3

3,88 км

4:15

2:00

539 м / -252 м

Фото 3.1 Движение в направлении пер. Надежда

Фото 3.2 Подъем на перевал Надежда 1А

Фото 3.4 На перевале «Надежда» Фото 3.5 Спуск плотной группой с перевала Надежда

Фото3.6 На вершину 4130

Фото3.7 На вершине 4130, на заднем фоне Бирюзовое озеро

4 день. 8 августа.

Перевал Челябинцев 1Б – р.Ахдасой – Р.Сувтор

Начали движение в 7:25, за 15 минут подошли непосредственно под перевальный взлет. Подъем представляет из себя мелкую и среднюю каменистую осыпь 25-30 градусов, движемся плотной группой. В 8 часов вышли в перевальное седло, есть тур и одно место под палатку. В туре записка не обнаружена. Посидев, попробовав в очередной раз связаться по спутниковому телефону, попев песен под гитару, (акклиматизация ж все-таки) в 9 часов начали спуск. Спуск представляет из себя супер мелкую, мелкую и среднюю осыпь до 30 градусов. В 9:50 вышли к реке Ахдасой. Далее вышли по тропе по левому орографическому берегу к реке Казнок. После недолгих поисков брода реки Казнок, нашли наклоненное дерево, по которому и перешли на левый орографический берег. К 16 часам подошли к месту впадения реки Сувтор в реку Казнок. На этом и закончилось наше акклиматизационное кольцо. Эти 4 дня позволили группе в очередной раз притереться друг к другу, акклиматизироваться к высоте, войти в походный ритм. Места очень красивые, на старте маршрута это ощущалось особенно остро!

Схема 5 . День 4.

11,2 км

8:35

4:05

469 м / -1455 м

Фото 4.1 Движение в направлении перевала

Фото 4.2 Подъем от Бирюзового озера Челябинский (1Б, 3900)

Фото 4.3 На перевале Челябинский (1Б,3900)

Фото 4.4 Спуск плотной группой с перевала

Фото 4.5 Р.Ахдасой,

Фото 4.6 переправа через р. Казнок

5день. 9 августа.

Подошли к перевалу Седло Ганзы 2Б, провесили 3 веревки.

Начали движение в 7:10, шли по левому орографическому берегу реки Сувтор (Ганза зап.), к 9 часам были на уровне середины реки и по большому камню перешли на правый берег. Через полчаса встретили группу из Краснодара под руководством Эккера А.А., которые заканчивали поход 5 КС. К 10 часам травянистый склон сменился каменной россыпью. В 12 часам подошли под скалы, которые являются определяющим препятствием перевала с южной сторон, по пути есть места для ночевки. Мы заночевали непосредственно перед скалой под небольшим выступающим выступом, который защищал от возможных падающих камней. Успели провесить 3 веревки, по времени это заняло 2 часа (13-15 часов) потом начался сильный град и опустился густой туман. Больше в этот день не работали.

Описание работы при провешивании первых трех веревок:

Первая веревка по скальной стене начинается левее линии стока воды, идет по глубокой трещине, Крутизна 40-45°, промежуточные точки делаем на френдах и закладках. Станцию делаем за камень, на удобной полке где могут поместиться 7-9 человек с рюкзаками. Вторая веревка проходит также по вертикальной трещине, чуть правее станции. Скалы достаточно крепкие. Средний градус 45-50, закладки и френды удобно заходят в трещину. Станцию делаем на удобной полке на крючьях, могут поместится 2-3 человека с рюкзаками. Третья веревка проходит по небольшому выполаживанию, но скалы здесь монолитные мало зацепов и трещин. Третья веревка выходит в грот где могут поместиться 10-12 человек, при желании можно поставить палатку, правда за водой надо будет вывешиваться вниз к ручью.

Схема 6. День 5

Фото 5.1. Движение вверх из долины Сувтор

Фото 5.2 Скальная ступень перевала Седло Ганзы

Фото 5.3 Вторая веревка

Фото 5.4 Лагерь под выступающими скалами.

6день. 10 августа.

Поднимаемся на седловину перевала Седло Ганзы 2Б

Начинаем работу в 6:40. Жумарим провешенные вчера три веревки. Чуть левее грота есть выступ и щели где можно организовать нижнюю страховку для провешивания четвертой веревки. Она проходит по внутреннему углу, есть много пунктов где можно сделать промежуточную точку. Щель идет прямо вверх, угол 50 градусов, заканчивается резким выполаживание, станция делается на крючьях. В 8:15 провесили четвертую веревку, а к 10 часам вся группа закончила работу на этом участке. Далее метров сто можно двигаться без страховки, подходим к ручью. здесь наталкиваемся на небольшой скальный участок. Провешиваем еще 40 метров перилл. Рельеф не сложный, не крутой, угол 25-30 градусов. К 12 часам выходим на осыпной перевальный взлет. Осыпь достаточно неприятная, уходит из-под ног, про такую можно смело сказать «шаг вверх - два вниз». В13 часов выходим в седло перевала Седло Ганзы 2Б, оно представляет из себя большое поле, много организованных мест под палатки, вода есть. Снимаем записку группы из г. Краснодар под руководством Эккера А.А от 09.08.16

Схема 7. День 6

Фото 6.7 6-ая веревка

Фото 6.8 Перевал Кальгаспорный

Фото 6.8 Лагерь на перевале Седло Ганзы

7 день. 11 августа.

Совершаем восхождение на вершину Большая Ганза.

Выход из лагеря в 6:20, за один час по мелкой осыпи доходим до льда. Еще через час выходим на небольшое выполаживание, используем попеременную ледобурную страховку. В 10:20 выходим на высоту 5070 м, это мульда перед вершиной, при движении так же пользуемся попеременной ледобурной страховкой. В 12 часов на вершине Большая Ганза. В 15 часов спускаемся в лагерь. На спуске провешиванием три веревки. В этот день уже решили никуда не идти. Акклиматизация продолжается. В это же время на перевал вышла группа из Москвы под руководством Екатерины Зеленцовой. Большая группа, которая идет большую горную четверку на 27 дней. Вечер, песни, гитары, общение.

Фото 7.1 Выход из лагеря на вершину Бол. Ганза

Фото 7.7 На вершине Бол. Ганза

Фото 7.8 Спуск с вершины

Фото 7.9 Вид на Бол. Ганзу с перевала Гусева-Мухина

8 день. 12 августа.

От Седла Ганзы доходим до перевала Гусева-Мухина вост., так же в этот день поднимаемся на перевал Адиджи 3А.

В7:30 выход из лагеря, по мелкой осыпи траверсом за 30 минут доходим до перевала Гусева-Мухина вост. На перевале – надеваем страховочные системы, кошки. Снимаем записку гр. Романенкова от 09.08.2016.

При спуске начинаем движение в связках, по ходу движения уходим влево. Обойдя бергшрунд, выходим на середину ледника. От сюда продолжаем движение по перилам, провешиваем 4 веревки, станции организуем на ледобурах. Последний участник спускается с нижней страховкой. В конце ледника продолжаем движение в связках. Выходим на морены и левым бортом долины идем вниз.

В 12 часов походим к началу подъема на перевал Адиджи, останавливаемся на обед. В 13:30 начинаем подъем на перевал, движемся по мелкой осыпи. Чтобы выйти к перевальному взлету нужно подняться в по осыпной ступени. Движемся рассосредоточившись, чтобы не уронить ничего друг на друга. Сыпет мокрый снег. Жизнь прекрасна.

В 14:30 выходим на ледник. На леднике лежит много снега, чуть ниже колена, движение осуществляем в связках по снежному склону. Крутизна небольшая, но тропежка довольно тяжелая. В 17:30 выходим в седло перевала Адиджи. Обстановка

довольно унылая из за ветра и снега. На седловине – тур, в котором снимаем записку гр. Романенкова С, 09.08.2016. Чуть ниже перевала есть отличные места для стоянки под скалами, которые защищают от ветра и дождя. Есть вода.

5,78 км

10:00

6:30

794 м / -740 м

Схема 9. День 8

Фото 8.1 Движение от «Седла Ганзы»

Фото 8.2 Движение в связках в верхней части ледника

Фото 8.3 Первая веревка

Фото 8.4 Третья веревка

Фото 8.5 Движение в связках по леднику Сурхоб

Фото 8.7 Подъем в направлении Адиджи

Фото 8.8 Перевал Адиджи

Фото 8.9 Берг

Фото 8.10 Подъем на перевал Адиджи

Фото 8.11 Перевал Гусева Мухина В.

Фото 8.12 Бивуак на перевале Адиджи

9день. 13 августа.

Проходим траверсом до перевала Енисей, восходим на пик Кентавр.

В6:40 выходим из лагеря. Идем траверсом в направлении перевала Енисей, идем в связках, снега по колено. Проходим ниже бергшрунда. Перед седлом перевала Енисей угол подъема становиться круче 40 градусов, появляется лед, поэтому провешиваем две веревки, станции организуем на ледобурах. В 9:40 выходим в седло перевала Енисей. Снимаем записку гр. Романенкова С. 09.08.2016. Далее движемся в направлении пика Кентавр, идем в связках по снегу.

Пик Кентавр

Начинается работа с веревками. Первую веревку провешиваем вдоль полки направо по ходу движения, закрепление на френдах. Вторая веревка идет налево вверх, последние две метра угол доходит до 60 градусов, выходит на полку, крепление станции за рельеф. Далее можно по достаточно безопасному участку пройти 10 метров левее по ходу и выйти на площадку где может собраться 8-10 человек. Отсюда вверх по внутреннему углу идет третья веревка, станция делается на крючьях на небольшой площадке для 2-3 человек. Четвертая веревка уходит чуть правее вверх, это более безопасно, с точки зрения камнепадов . Четвертая веревка выводит на гребень. Пройдя по нему доходим до небольшого скального верхушечного выступа, провешиваем 10 метров перил. Выходим на вершину пика Кентавр в 15 часов, погода резко ухудшилась, видимость 10-15 метров. В туре – записка гр. Фефелова А. от 02.08.2014. Стало чувствоваться статическое электричество. Железо стало потрескивать, бороды тоже. Сбросив метров 10, встаем лагерем в мульде сразу после вершины, предварительно убрав подальше от палаток железное снаряжение.

4 км

9:20

7:00

270 м / -40 м

Схема 10. День 9

Фото 9.1 Траверс вдоль п. Черный от места стоянок в направлении перевала Енисей.

Фото 9.2 Движение в направлении п. Фото 9.3. На заднем плане – в.г.Адиджи (4680) Кентавр

Фото 9.3. На заднем плане – в.г.Адиджи (4680)

Фото 9.4. На перевале Енисей (3Б)

Фото 9.5. подъем по скалам на Пик Кентавр.

Фото 9.6. подъем по скалам на Пик Кентавр.

Фото 9.7. подъем по скалам на Пик Кентавр.

Фото 9.8. Выход на гребень

Фото 9.9. П.Кентавр

Фото 9.10. Бивуак

10 день. 14 августа.

Идем по гребню до перевала Замок, спуск с него в строну озера Мутное, радиалка за заброской в альп. лагерь Вертикаль.

В 7:40 выход из лагеря. Идем в связках по снегу.

По ходу движения перелезли через небольшой пупырь используя «скользящий» ледобур.

К 8:30 подходим к седлу перевала Замок (3Б) – вид на определяющие стороны перевалов Замок и Енисей впечатляет. В туре записка легендарного горного туриста 39

Джулия А. от 14.08.08. Наслаждаемся видами с перевала и 9 часов начинаем спуск. На спуске движемся в связках, сначала идем левее по ходу, потом обходя бергшрунд уходим направо, там где мало снега используем попеременную ледобурную страховку. В 9:30 доходим до осыпи справой стороны по направлению спуска. Далее по тропе уходим направо, через некоторое место она пропадает, не много петляем, но потом найдя нужное место по мелкой осыпи спускаемся в долину. Ошибочное желание идти прямо к озеру вывело нас на скальные сбросы, после чего нам пришлось траверсировать вправо по ходу.

В12:30 доходим до озера Мутное. Двое человек остается в лагере, остальные идут за забороской в альп лагерь Вертикаль, это занимает у нас 7 часов, с учетом необходимых остановок в чайхане.

Вечером – распитие напитков из цивилизации, вскрытие панариция, песни.

Схема 11. День 10

Фото 10.6 На перевале Замок

Фото 10.7 Движение в связках в обход ледопада

Фото 10.8 спуск с перевал Замок

Фото 10.9 чайхана (для тех кто ходил за заброской)

11день. 15 августа.

Подходим под перевал Дон (1Б. 4586).

В этот день полудневка. Сушили вещи, тупили…В 13:30 выходим из лагеря. По мелкой осыпи, которая периодически сменяется конгломератными выходами медленно и печально движемся наверх. Давят вчерашний вечер и рюкзаки потяжелевшие после заброски.

Цирк перевалов Дон и Мирали практически плоский и открытый. Поэтому идем не связываясь.

Подходим под начало взлета к перевалу Дон и в 17 часов Оборудуем места под палатки и встаем лагерем. Со скал течет ручей, откуда берем воду.

4,44 км

4:00

3:00

960 м / -8 м

Фото 11.1 Подъем от Мутных озер

Фото 11.2 Подъем по мелкой сыпухе, с участками конгломератных склонов

Фото 11.3 Выполаживание.

Фото 11.4 Цирк между перевалами Дон и Мирали

12 день. 16 августа.

Выход на перевал Дон(4586), травес гребня в направлении пика Мирали(5106).

В7:10 выход из лагеря, идем в связках по снегу, приходится тропить. К 8:50 выходим в седло перевала Дон. Снимаем записку гр. Новоселова А. от 10.06.14 Далее спускаемся чуть ниже седла и по снежному языку подходим к скальному участку в направлении пика Мирали, идем в связках. Провешиваем три веревки, станции делаем, используя рельеф, угол 45 градусов, движение по леднику между скал. В этот момент накрывает плотный туман и идут обильные осадки в виде снежного пенопласта. Пережидаем непогоду под небольшим скальным навесом, делаем какао, чтоб повысить настроение. После небольшого обсуждения решили, что надо продолжить подъем до ближайшего выполаживания, где можно будет поставить палатку. Далее туман становиться менее плотным, но все равно присутствует, поэтому осуществляем движение по периллам, провешиваем еще 9 веревок. По нашим следам нас постепенно догоняет группа из Чебоксар. Четыре человека – ребята идут довольно бодро. Пропустив их вперед, перешли на движение в связках. Гребень перестал быть сильно крутым, но движение требует осторожности – справа по ходу карнизные сбросы. В облаке опять запахло озоном, ощущаются разряды статического электричества… Неприятно. По следам продолжаем движение и на первом пологом месте – делаем бивуак в 18.00. Чебоксарцы ушли дальше скрывшись в тумане. Места довольно ограничено, требует внимательности, так как с одной стороны – карнизные сбросы к Куликалонским озерам.

Дежурим в палатке, едим в палатках. Устали. Спим.

Схема 13. День 12

Фото 12.6 Отдыхаем в небольшом гроте

Фото 12.7 «Периллим» по гребню

Фото 12.8 Движение в связках по гребню

13 день. 17 августа.

Восхождение на пик Мирали – перевал Мирали – озеро Б. Алло.

В 9:30 выходим из лагеря, движемся по гребню в связках, под ногами достаточно много снега, но идти комфортно. В 10:25 выходим на вершину пика Мирали, снимаем записку группы альпинистов под рук. Гамоцкого от 03.08.2015 Далее чуть спустившись с пика продолжаем движение в сторону перевала Мирали травесом мимо вершины. Движение не сложное, но в одном месте использовали «скользящий» ледобур для осуществления страховки . В 11 часов выходим в седло перевала Мирали, снимаем перевальную записку гр. Романова А. 16.08.16. Было в планах восхождение на вершину Чимтарга, но она была полностью укутана туманом. И после того как вчера почти весь день провели в тумане, подобного повтора не хотелось. Сидеть и ждать погоды нам тоже не улыбалось. Вершину Чимтарга мы из за облаков не видели после акклиматизационного кольца, а это, извините, 8 дней. Спуск с перевала Мирали осуществляем в связках . Ледник покрыт снегом по колено. Подойдя к бараньим лбам нашли свежие следы (группы Сергея Романенкова, как выяснилось позже при встечи на озере Б. Алло) по ним и вышли на мелкую осыпь. К 13 вышли берег реки правый Зиндон. Далее по тропе пошли в направлении озера Б. Алло. В 16:30 вышли к озеру, красота которого заставила нас остановиться и минут 30 наслаждаться его видом. На озере мы встретили группу Сергея Романенкова. Очень хорошо посидели вечерком, который остался среди самых приятных воспоминаний о походе.

Схема 14. День 13

Фото 13.5 Спуск с перевала Мирали

Фото 13.6 «Бараньи лбы» на выходе с перевала Мирали

Фото 13.7 Большое Алло

14 день. 18 августа.

Походим под перевал Блок 3А.

Сегодня полудневка. Опять тупим, сушимся…

В 12:30 выходим из лагеря в направлении перевала Блок. Прижимы обходим с левой стороны по ходу движения, по скальной полке над озером, далее идем по тропе. К 14:30 подходим к озеру Верхнее Алло. Тропа подходит к морене, по гребню которой подходим под перевал Блок к 17:30 часам. Двое человек уходят на перевал для того чтобы провесить веревки для завтрашнего подъема. Успевают провесить одну веревку и возвращаются в лагерь.

7,3 км

6:00

4:10

979 м / -63 м

Фото 14.1 Подход под перевал Блок 3А

Фото 14.2 Путь на перевал Блок 3А от озера Бол. Алло

Фото 14.3 Стоянка на моренах

15 день. 19 августа.

Перевал Блок 3А. Подход под перевал Москва 1Б.

Выход из лагеря в 6:30, за полчаса походим к бергшрунду. Перевал мы решили брать в лоб посередине. Еще вчера мы провесили первую веревку, под бергшрундом сделав стацию на ледорубе, закрепление первой веревки на ледобурах, так как в этом году были достаточно обильные осадки в этом районе на протяжение первых трех веревок для организации станции приходиться глубоко закапываться в поисках плотного льда. К 9 часам провешиваем уже четвертую веревку, лидеры периодически меняются. Веревки плотно покрываются снегом, жумары держат плохо. В 11 часов группа выходит в седло перевала Блок, небольшое чаепитие и в 12 часов начинаем спуск. Седловина с мульдой, возможна постановка палатки. В туре – записка гр. Фефелова от 07.08.14.

Спуск с перевала вроде бы не очень сложный, но если только правильно идти, потому что седла он не читается. Прямо вниз из седла уходят крутые скалы. Нужно спуститься около 20 метров вниз с седла, а потом уйти направо по ходу движения вдоль скал на небольшую осыпную полку. Далее 20 метров крутого спуска под углом 50 градусов, который выходит осыпной участок так же около 20 метров. По нему так же вдоль скал подходим к небольшому гребешку. Тут необходимо спуститься 5 метров вдоль скалы на скальную полку, по ней около 10 метров надо дойти до следующего гребня, подняться 5 метров. От этого гребня провешиваем еще две веревки вниз вправо и выходим на мелко осыпной склон. Далее спускаемся до уровня цирка перевала Москва, это мы сделали к 15 часам и идем в сторону этого перевала траверсом. Постепенно выходим на морену перед перевалом и к 17 часам подходим под перевал, встаем лагерем.

Схема 16. День 15

Фото 15.13 Спуск с перевала Блок 3 А по направлению к перевалу Москва 1Б

Фото 15.14 отдых

Фото 15.15 Лагерь.

16 день. 20 августа.

Перевал Москва (1Б,4218) – река Нагнут, начало подъема на н/к перевал Мунора.

В 7:40 выход из лагеря. Движемся по снегу по диагонали налево по ходу движения

к 9 часам выходим в седло. Справой стороны где снега нет только осыпь, периодически падают камни от мелких до средних. На седловине – тур с запиской гр,Варгафтика Г. от 12.08.16.

Спуск с перевала, так же как и на перевале Блок, оказался с подковыркой. Седло перевала очень широкое и посередине разделено гребнем. Сначала мы пошли прямо вниз по левой стороне по ходу движения, но вскоре насторожились из-за нарастающей крутизны склона, чуть поднялись и ушли на правую сторону по ходу движения. Спуск представляет из себя мелкую осыпь, но к сожалению она была смороженной и представляла из себя плотный конгломерат. Пришлось вновь одеть кошки и вместо приятного лифтового быстрого спуска по мелкой осыпи, аккуратно переставляя ноги, следя за каждым движением спустились на большую осыпную площадку под перевалом. Далее опять тоже самое, опять гребень разделяющий склон. Нам уже не терпелось попасть в «зеленку» и мы пошли налево по ходу и опять уперлись в скальный сброс, поднялись и ушли направо по ходу. К 11 часам подошли к каньону, последний препятствие этого перевала, здесь без особых проблем спустились вниз вдоль реки, обойдя траверсом по склону несколько скальных сбросов. В 12:30 вышли к пересечению рек Москва и Пушноват, обед. Далее идем по хорошей набитой тропе. В 17 часов находимся напротив реки Ахмат. Начав траверсировать склон пару раз теряли тропу, что было не комфортно, так как многочисленные тропы скота выводили на крутые конгломератные склоны. Имеющийся трек GPS позволял находить тропу. В этот день идем до 20 часов, так как последние два часа ходу не было ни одного места для лагеря, шли до первой воды - река Нагнут, в темноте пройдя мимо летника.

Схема 17. День 16

18,6 км

12:20

9:00

806 м / -2767 м

Фото 16.1 Зарядка!

Фото 16.2 Движение в направлении перевала Москва (1Б, 4218)

Фото 16.3 Выход на седловину перевала

Фото 16.4 Группа на перевале Москва (16, 4218)

Фото 16.5 Спуск с перевала

Фото 16.7 Спуск с перевала

Фото 16.8 Выход в каньонную часть

Фото 16.9 Траверс в обход скальных сбросов.

17 день. 21 августа.

Перевал Мунора – перевал Тавасанг.

Схема 19. День 17

13,8 км

11:50

9:00

1871 м / -1446 м

Километраж указан без коэффициента 1.2

В 7:40 выход из лагеря, идем по тропе, движемся по направлению к перевалу Мунора. В 11 часов группа выходит в седло перевала, отдыхаем и начинаем спуск вниз, идем так же по тропе. К 14 часам выходим на реку Сарымат, обед. переходим реку по мосту и начинаем подъем на перевал Тавасанг, на него так же ведет хорошая тропа. В 19 часов выходим в седло перевала, далее спускаемся метров на 200 до ручья, где встаем лагерем.

Фото 17.1 На фоне перевала Мунора

Фото 17.2 Тягун- поъем на перевал

Фото 17.3 На перевале Мунора

Фото 17.4 Перевал Тавасанг

Фото 17.5 Заключительная ночь в палатках

19 день. 22 августа.

Финиш. Выход из лагеря в 8 часов, поднимаемся на склон с левой стороны по ходу движения и идем в строну озера Азор-Чишма, выходим на тропу и идем по ней. В 9:30 выходим к озеру. Проходим по дороге вдоль озер. Находим машину и в Худжанд. Активная часть маршрута закончена.

9 км

1:30

1:10

526 м / -1367 м

Фото 18.1 Выход к Азор Чишма

В одном из этих прекрасных мест Марсель заразился гепатитом А. Его ждет 5 недель в инфекционной больнице в Уфе. Будьте осторожны.

Маршрут закончен. Аэропорт, напитки, еда, гитара, песни.

Выводы и рекомендации.

Маршрут пройден. Задачи и мечты реализованы в полной мере. Так как мы сторонники традиционных форм походов, мы закладывали достаточно времени на маршрут, чтобы он был не номинальный, а полноценный.

В результате мы прошли 3 определяющих препятствия: перевал «Ход Кентавра» 3А, траверс перевал Дон – пик Мирали – перевал Мирали (3А), перевал Блок (3А).

Также украшением маршрута была связка перевалов «седло Ганзы 2Б» + Гусева-Мухина восточный 2Б вместе с восхождением на Большую Ганзу 5370. Оба перевала проходились по определяющим сторонам.

Акклиматизационное кольцо с постепенным набором и с двумя перевалами около 3500 - 4000 м. позволило плавно влиться в маршрут.

Удивила погода, которая вопреки легендам была довольно плохая.

Определяющие препятствия пройдены в соответствии с планами. Не удалось восхождение на в. Чимтарга из за непрерывной пурги. В целом перевалы соответствуют описаниям. При этом, надо иметь в виду, что знание особенностей прохождения иногда могут быть ключевыми, как например прохождение перевала Блок, когда если не знать особенности спуска на южную сторону можно «влететь» в большое количество веревок по камнепадоопасным склонам.

В нашем случае уровень подготовленности был с запасом (сказались тренировки, которые мы начали за полгода), поэтому определяющие препятствия проходились легко, без надрыва. Однако раскладка, которая была несколько ниже обычной, а также не удачный выбор сублиматов мяса способствовали тому, что иногда не «хватало мощности». Из-за этого двигаться на подъемах было тяжелее чем обычно, несмотря на то, что большинство членов группы – регулярно участвуют в соревнованиях, горных марафонах и имеют довольно хорошие физические кондиции.

Очень компактное расположение основных препятствий тоже нужно учитывать при планировании маршрута. Лично мне больше нравится, когда между препятствиями есть один – два дня перехода по долинам, чтобы отдохнуть и разнообразить впечатления.

В нашем маршруте – желание попасть на Маргузорские озера добавило два дня по «нк» - перевалам на выходе… Не всегда такое решение оптимально. Красота Маргузорских озер померкла после Большого Алло, и в конце маршрута, больше хотелось радостей цивилизации, чем эстетических наслаждений.

Заброска на Фанские горы довольно комфортная в сочетании с авиаперелетом позволяет быстро выйти на маршрут. При этом надо помнить о частых случаях пищевых инфекций встречающихся в этом районе, поэтому воду в долинах мы кипятили прежде, чем пить. Один из участников на выходе заразился пищевым гепатитом А, после чего провел 5 недель в больнице уже в Уфе.

Район довольно посещаемый, но при этом ощущения избыточности встречаемых групп не было. Крайне приятна была встреча на перевале «Седло Ганзы» с группой из Москвы под руководством Екатерины Зеленцовой. Параллельно шли траверс Дон-Мирали с группой из Чебоксар. Хочется верить, что подобные встречи поспособствуют дружбе между нашими клубами. С ребятами из Чебоксар мы отлично провели время, когда они после приезжали к нам на Уфимский Марафон 2016.

Ну и особенно запомнилось знакомство с группой Сергея Романенкова. Прекрасный вечер на Большом Алло, с песнями, напитками, странной едой. Насколько они серьезные спортсмены, настолько и душевные в общении люди.

Приятно, когда остаются воспоминания о таких встречах. Ведь нас влекут не только горы сами по себе, но и люди в этих горах, о чем, пожалуй, и пел Юрий Визбор.

Приложения:

10) Пер. Блок. Рук. Фефелов, 07.08.2014

11) Пер. Москва, Рук. Варгафтик Г, 12.08.16

Список снаряжения

Снаряжение на маршрут традиционно подбирали исходя из сложности маршрута, характера ключевых препятствий, числа участников и как всегда с учетом здравого смысла. Средний вес общественного снаряжения на одного участника составил порядка 7 кг. (с учетом бензина).

Ниже приведем перечень по личному и общественному снаряжению, а также комментарии по поводу необходимости отдельных позиций и нюансов, с которыми столкнулась наша группа на маршруте. Некоторый опыт может быть полезен группам, собирающимся штурмовать данный район.

Снаряжение общего характера (групповое):

1 Рация - 2 шт (+ аккумуляторы запасные 2 шт)

2 GPS (+ батарейки запас не менее 2 компл.)

3 Спутниковый телефон (+ аккумулятор + симка)

4 Палатки 3 + 3

5 Котлы 1х3л + 1х4л

6 Горелки универсальные 2 компл. (+ емкости + рем-наборы + ветрозащита).

7 Бензин

8 Фотоаппарат (+ аккумулятор + чехол)

9 Ремнабор

10 Гитара (+ струны +чехол)

11 Лопата лавинная

Из опыта данного маршрута следует отметить следующее:

Рации – с учетом богатого рельефа, множества перегибов и пр. – вещь исключительно полезная, при прохождении ключевых препятствий – незаменимая, т.к. работы с веревкой было много, зачастую лидер оказывался вне зоны видимости и в условиях плохой слышимости.

GPS – пользовались часто, здорово выручал и экономил время при выборе пути, особенно в местах где вариант прохождения не очевиден.

Спутниковый телефон – вещь также очень нужная, но наш опыт общения с этим устройством показал, что ЕСТЬ НЮАНСЫ!. При выборе формата спутниковой связи очень рекомендуем детально изучить вопрос зон покрытия, проверить все настройки и работу устройства.

Горелки универсальные и бензин – пользовались бензином, везти «Калошу» с собой не рискнули, а надежды найти в Таджикистане не оправдались. Найти там это чудо не удалось усилиями 2-х групп и потраченного полудня времени. Бензин, заправленный на автозаправке АИ80 в использовании не так удобен , источает неприятный запах и требует постоянной чистки распылителя. Встреченная московская группа поделилась опытом провоза «Калоши» в самолете. Рекомендуем другим группам также изучить этот вопрос и возможно принять на вооружение (детали здесь раскрывать не будем, вариантов множество).

Фотоаппарат – на маршрут пошли без серьезного аппарата, пользовались «мыльницей». В результате качества снимков сильно не хватало при просмотре, т.к. удивительную красоту Фанских гор хочется смаковать в лучшем виде.

Гитара (+ струны +чехол) – вещь еще более незаменимая чем Спутник и GPS)). При наличии нескольких исполнителей превратила стояночный быт и тяготы дороги в праздник. Рекомендуется максимально защитить от непогоды и «ударов судьбы».

Лопата лавинная – пользовались практически на всех высотных стоянках на снегу и на камнях для подготовки площадок. Уже из-за этого по нашему мнению стоит взять.

Тент и термоса – из желания снизить вес отказались от них. По факту не жалеем – при нашем составе помещались всей группой в одну палатку на время еды и песнопений. При большем составе группы тент следует учесть. Термос заменили бутыли, фляжки с водой/чаем и готовка какао при жесткой непогоде.

Снаряжение Специальное (групповое):

1 Веревка 3 х 50 м (10 мм)

2 Веревка расходная 1 х 25м (6 мм)

3 Карабины 10 шт.

4 Ледобуры 3 шт.

5 Крючья скальные (набор по 5-6 шт. гориз., верт., швеллера и якоря)

6 Френды набор 6 шт.

7 Закладки набор 7 шт.

8 Пробойник с анкерами (+ уши с болтами 4 шт.)

9 Молоток скальный 2 шт.

10 Экстрактор 2 шт.

11 Оттяжки 10 шт.

12 Локалки 3 шт.

13 Протектор веревки 1 шт.

14 Ролик полиспаст 1 шт. (карабинный, пластик)

По этой части считаем, что с выбором матчасти и ее количеством вполне угадали.

Из комментариев к улучшению отметим исключительную полезность френдов для рельефа большинства скальных препятствий маршрута. При прохождении лидера, особенно в условиях мокрых скал, обледенений и прочих ухудшающих факторов скорость закладки промежуточной точки очень важна. Заготовка френда с карабином или оттяжкой, встегнутыми в веревку сильно упрощает задачу и уменьшает риск.

Пробойником по факту не пользовались, но места где он мог пригодиться встречались.

Личное снаряжение общего характера полностью приводить не будем–наборклассический. Для групп, мало знакомых с данным районом отметим некоторые важные детали:

С учетом частых осадков (почти 2/3 нашего маршрута) анорак, штормовка, мембранная защитная одежда, накидка на рюкзак, фонари/бахилы были очень полезны.

Для тех кто мечтает «погреться в летних Фанах» отметим, что пуховик, верхонки, хорошее термобелье, сменные теплые носки, чуни и зимний спальник летом не менее актуальны!).

К обуви опыт нашей группы также позволяет предъявить особые требования, т.к. многие участники «страдали» даже имея относительно хорошие ботинки. Запас прочности в данном случае приветствуется, т.к. много осыпей, острых камней, воды, снега и пр. Трекинговые палки ни разу не подвели, использовались ежедневно.

Крем солнцезащитный (не менее f 30) – ввиду высокой солнечной активности и

большого числа снежных дней, лучше брать с запасом.

Личное специальное:

1 Каска (+ ус-страховка)

2 Карабин альпинистский 6 шт. (дюраль)

3 Жумар

4 Спусковое устройство

5 Ледобур 1 шт.

6 Кордалет 5 м (6 мм)

7 Обвязка верх/низ (+ беседка + блокировка с двумя усами)

8 Ледоруб

9 Кошки

10 Рукавицы страховочные

11 Прусик

Здесь отметим что жумар даже самый хороший не всегда срабатывал на 100, при

работе в снегу приходилось часто чистить, но все-таки хороший жумар – вещь!

Кошки – с учетом количества встречающихся участков «бутылочного льда» лучше наточить заранее. Наличие антиподлипов - не обсуждается.

Рукавицы страховочные – отсутствие запасных заставляло мерзнуть некоторых участников при работе с веревкой, что кроме всего прочего не очень безопасно.

Примечания:

• Перед походом был проведен тест-опрос всех участников группы на предмет личных физиологических особенностей и индивидуальной непереносимости препаратов.
  • Витаминные комплексы представляли собой отдельный ряд и особое внимание уделялось повышенному содержанию витамина «С» для лучшей акклиматизации к условиям высокогорья. Каждый участник подбирал препараты индивидуально. Большую положительную роль сыграло проведение весенних сборов в Приэльбрусье с целью акклиматизационной подготовки.

Весь картографический материл можно скачать по ссылке https://yadi.sk/d/ESw7P2Zz32sPSk

также полностью представлен в электронной версии отчета