Автор: Алексей Усатых, г. Барнаул

Зимний дубль: Хан-Тенгри - Победа

Рассказ о киргизско-российской экспедиции на Центральном Тянь-Шане в январе-феврале 2017 года

«Во время восхождения
мы растворяемся в стихии,
становимся её частью,
органично в ней существуем»
Валерий Хрищатый.

Вступление или с такой командой хоть в бой, хоть на Луну!
— Как бы зимой на Ленина сходить…
После летнего сезона сидим, пьем чай в уютной Серегиной квартирке. Я наслаждаюсь теплыми лучами Бишкекского солнца, пробивающимися сквозь окошко кухни, а мой друг продолжает излагать свою задумку:
— Да еще бы первопроход по Северной стене… Команду надо сильную искать…
— Так пошли! Что ты меня не зовешь никогда?! – не задумываясь, подписываюсь на очередную авантюру.
— Зову – улыбается Серега.
Состав команды определился практически сразу:

• Сергей Селиверстов (руководитель, Кыргызстан, г. Бишкек, команда RedFoxAsia)
  • Даничкин Михаил (Кыргызстан, г. Бишкек, команда RedFoxAsia)
  • Дворниченко Семен (Кыргызстан, г. Бишкек, команда RedFoxAsia)
  • Усатых Алексей (Россия, г. Барнаул)
  • Абилдаев Роман (Россия, г. Новосибирск)
  • В гостях у Александрова В.В. Слева направо: Семен Дворниченко, Сергей Селиверстов, Алексей Усатых, Михаил Даничкин

Команда сработанная, все друг друга знают давно, у ребят «киргизов» практически 15-ти летний совместный опыт восхождений в горах различной категории сложности. С такой командой хоть в бой, хоть на Луну!

Полгода подготовки и, вот, 22-го января 2016 г. было положено успешное начало будущему проекту. Команда почти в полном составе (к сожалению, Семен по сложившимся обстоятельствам не смог с нами поехать) взошла на вершину пика Ленина (7134 м). Теперь можно думать о дальнейшем продолжении нашей идеи. Сходить на все пять семитысячников бывшего СССР зимой и стать первыми в мире «Зимними Снежными Барсами». Задача не простая, амбициозная, но вполне выполнимая. Будем пробовать.

Вопрос: зачем?! Наверное, потому, что это колоссальный опыт и нам это по силам. Кто-то пишет музыку, а кто-то идет в горы. Когда открываешь для себя новые горизонты и сдвигаешь границу возможностей тела и духа, как в зале на тренировках, так и на восхождениях в горах, разве это не делает тебя лучше, а жизнь намного ярче и интереснее?! Как сказал мне однажды один мой друг: «Мы рождены всегда для большего, чем просто жевать лапшу!»

Глава 1. На Победу пойдем?!

«Главное – осознание цели. Стоит только осознать, что достичь цели возможно, - она будет достигнута. Вот для чего нужен спорт, нужны рекорды. Они показывают возможности человека, а возможности эти беспредельны. Невероятное осознаётся, а потом осуществляется»
    (Брайан Глэнвилл, из романа «Олимпиец»)

С лета 2016 года начинаем активно переписку:
    — Главная цель у нас Хан, но это же и будет акклиматизационная ветка. — Рассуждает Сергей Селиверстов, наш капитан команды. — Если у нас запал и здоровье останутся, то почему не попробовать на Победу. Нет – так развернемся и свалим. Покажет все только Гора, время и место. А пока готовимся и тренируемся: бег, вел, плавание, ОФП, кроссфит, восхождения. В общем – надо пахать! Если кто-то «поплывет» на Победе, мы оттуда не спустимся.
    На вершине пика Победы (7439 м) из нас летом был только Сергей, у меня и у Семена были лишь попытки, Миша был только на Хане. А идти ЗИМОЙ на такую ГОРУ, просто немыслимо – страшно представить, что нас ждет. Выход в открытый космос. Надо психологически настраиваться. Только 5 человек за всю историю побывало зимой на вершине, 27 лет назад, в далёком 1990-м году. Была организована целая экспедиция. Все сильнейшие высотники СНГ. На горе работало 4 команды по 5 человек.

А тут всего лишь «четверка» отчаянных ребят (на этот раз, к нашему большому сожалению, не смог поехать Роман Абилдаев) и полная «автономка» на месяц, без поддержки вертолета. Надежда только на себя и товарищей.

Глава 2. Путь к базовому лагерю.

Ну, вот, началось. На календаре 12-е января. После трех месяцев изнурительных тренировок и активной подготовки к экспедиции вываливаемся наконец-то из кунги ГАЗ-66-го близ урочища чабанов, в 15 км от поселка Ат-Джайлоо. До начала ледника не доехали примерно 7 км. Чистый свежий горный воздух сразу же бьет по мозгам. Мороз - минус 25. Ужинаем и ночуем в доме у гостеприимной семьи кочевников. Последний очаг тепла, уюта и какой-то цивилизации. Далее нам предстоит путь до базового лагеря в 60 км, по ледникам и моренам, с тяжелыми рюкзаками и санями.

Наши водители желают нам удачи и уезжают обратно в сторону Каракола:
    — Вы, мужики, точно сумасшедшие! Ждем вас через месяц живыми и здоровыми в полном составе!
    На следующий день чабаны на лошадях доставляют нам к началу ледника весь экспедиционный груз. Барахла набралось не мало, и это при учете вертолетной заброски летом в базовый лагерь продуктов и части снаряжения. Медленно и печально наш маленький караван трогается в путь. Рельеф явно не располагает для саней: движение по моренам и ледовым развалам. Снега не много, снегоступы одеваем только на 4-ий день. Все больше и больше начинает проявляться особая любовь к нашим волокушам. Шкала термометра держится в пределах минус 25..28 0С. По утрам постоянно выскребаем конденсат из палаток, а спальники снаружи покрываются ледовой коркой. Что нас ждет дальше? В заключительные дни подхода выбираемся из тени.

Морена после стоянки Мерцбахера

17-го января наконец-то дошли. Базовый лагерь находится под пиком Горького, на морене, примерно в десяти километрах от подножия Хан-Тенгри и в пяти от лагеря «Ак-Сай Трэвел». Бывший международный альпинистский лагерь, построенный еще в 90-е. Морена постоянно движется, поэтому более или менее пригодными для жилья остались только два деревянных домика: администрация и баня. Остальные изрядно накренились, но тоже жить можно. Располагаемся в «капитанском» домике. Семен сразу же где-то быстро находит дрова и разжигает печку. Хижина наполняется теплом и уютом, раздается приятное потрескивание дровишек. После четырех ночевок в палатке с конденсатом кажется, жизнь налаживается. За ужином выпиваем по пятьдесят грамм коньяка за окончание первой части экспедиции и обсуждаем дальнейшие планы. Настраиваемся сначала на Хан. Победа у всех в мыслях, но решаем сосредоточиться на одной горе.

Наш «капитанский» домик

Следующие два дня в базе активно отдыхаем, занимаясь обустройством быта и подгонкой снаряжения. За эти дни подняли провалившийся деревянный пол в домике, нашли старый тент армейской палатки и постелили его в качестве ковра, утеплили окна и двери, заготовили дрова и лед, сходили в лагерь Димы Грекова за заброской, предусмотрительно оставленной с лета.

Глава 3. Какой он - Повелитель Неба зимой?

Красавец Хан на закате

20-го января выходим разведать и набить тропу до середины «бутылки» (примеч. – постепенно сужающийся ледник, зажатый между склонами пиков Чапаева и Хан-Тенгри. Из-за постоянных лавин и ледовых обвалов место очень опасное, благодаря чему заслужило также название «мышеловки» среди альпинистов). Чуть ниже 5000 м пересекаем следы от большой лавины – тонны снега и льда сошли с кулуара пика Чапаева. Опасный склон разгружен, очень хорошо. Что удивило и порадовало - в «мышеловке» тихо как в лесу, непривычно, летом даже ночью постоянно что-то летит со склонов. Выше лавинного выноса на высоте около 4900 м сделали заброску и вернулись в базу.

Начало «Бутылки»

Прогнозы на ближайшую неделю не радуют. Штормовой ветер 80 – 100 км/ч при температуре минус 30..400С на вершине. Небольшое «окно» с более или менее благоприятным прогнозом ожидается на 26-27 января: умеренный ветер 45-60 км/ч. Мнения в тактике расходятся, но все ждут окончательного решения нашего капитана. Все доверяют ему и его опыту. Решили выходить. Если ветер не сдует, будем пытаться сходить в это «окно». Не получится, то хоть акклиматизируемся.

24-го января устанавливаем первый высотный лагерь на высоте 5350 м. Шли целый день, искали безопасный и логичный путь в «бутылке». Ледник сильно разорвало после лета. Там, где раньше была тропа, теперь приходилось искать обходы через провалы и трещины, иной раз достигающие ширины 2-3 м.

«Бутылка»

С комфортом размещаемся по двойкам в двух палатках «Red Fox», Миша с Серегой в одной, я с Семеном в другой. Минус 28 за бортом. Погода окончательно испортилась. Ветер. Снег. В палатке от горелки сразу же становится тепло и уютно, горячий чай и еда – вот, они маленькие радости альпиниста-высотника. Пытаемся с Семеном разжечь реактор, не получается, в какой-то момент он вспыхивает вместе с внутренником от палатки. С криком: «Горим!» и нецензурной бранью выкидываю полыхающий факел наружу. Вместе с факелом вылетает плечо из сустава. Пожар потушили, плечо встало на место. Отделались легким испугом. Вот, только половина палатки внутри сгорела, и чуть лица подрумянились. Радуюсь, что не одел пуховый комбинезон сразу.

После пожара

Второй высотный лагерь (5350 м). Слева направо: Сергей Селиверстов, Семен Дворниченко, Алексей Усатых

На следующий день порывы ветра сносят с ног. Решаем все-таки пробиваться на 5800. Будем рыть пещеру и там пережидать непогоду. Палатки хорошо закрепляем и оставляем их для подстраховки в первом лагере на 5350, на случай, если не удастся закопаться во втором.

На 5800 удается откопать пещеру, вырытую еще с лета гидами «Ак-Сай Трэвел». Потолок в ней, конечно, сильно просел за пять месяцев, но три часа работы лопатами и пилой сделали свое дело. Изрядно потрудившись, соорудили себе комфортное жилье. Ветер поутих. Решили штурмовать завтра.

Пещера на 5800

26-е января. Вышли на рассвете. Сильный ветер. Холодно. Идем медленно, сказывается недостаток акклиматизации, Семен вырывается чуть вперед. В кулуаре на 6900 понимаем, что если пойдем выше, то спускаться будем с фонариками. Критической ситуации нет, у всех большой высотный опыт и уже не первое восхождение на Хан, самочувствие в норме, перильные веревки в хорошем состоянии. Решили идти до вершины.

Гребень

Начало кулуара. 6800 м.

Да, давненько, не было так тяжело. Высота давит. Начинаю киснуть. Контролирую каждое движение, чтобы не тратить драгоценной энергии. В кулуаре любое движение дается с трудом. Вот он альпийский стиль восхождения зимой! На куполе встречаюсь с Семеном, он уже спускается с вершины, немного не дождался нас – очень холодно и дует сильный ветер.

В 18:30 я, Миша и Серега поднимаемся на вершину. Порывы ураганного ветра так и норовят сбросить нас вниз. Быстро делаем видеосъемку с Мишиной камеры «GoPro» и начинаем спуск.

На вершине

Серега спускается первый, я второй, Миша последний. В кулуаре «поплыл», понимаю, что надо быстрее сбрасывать высоту. Работаю «на автопилоте». Где крутые участки, страхуюсь через «восьмерку», местами просто держусь руками за веревку и сползаю по скалам. Фонарик замерз и еле светит. Ветер усилился и не дает продышаться. 6400. Второй раз в жизни в горах поймал галлюцинацию. Ниже по гребню вижу пятнышко света. Думаю, что Серега с Семеном, наверное, установили палатку. Усталость такая, что мозг отказывается соображать, хочется только горячего питья и в спальник. А может – это Урубко с командой подошли и нас встречают?! Теряю чувство времени и ориентации в пространстве. Кажется, будто я в неизвестном измерении. Кругом открытый космос… Стоп, Леха! Трясу головой. Соберись! Мозг снова включается. До пещеры еще спускаться и спускаться. Нужно доработать нормально.

В пещеру спускаюсь последним, где-то в десять вечера. На спуске умудрился порвать комбинезон и потерять две рукавички. Хорошо были запасные. Парни протягивают сладкий горячий кофе. Выпиваю залпом и мгновенно отрубаюсь в спальнике.

Наутро решаем отдохнуть еще сутки в пещере для лучшей акклиматизации на Победу. Семен спокойно и, как обычно с ноткой юмора, рассказывает о своих вчерашних приключениях на спуске:
    — Стемнело полностью, когда я был на 6400. Сел, отдышался. Достал фонарик. Ах, ты ж… Провод на морозе замерз и переломился. Спускался вслепую. Нащупал веревку, вроде новая, вщелкнулся, сдюльферял. Ничего не видно. Поднялся ветер. Сколько уже спустился, сколько еще осталось спускаться - не видно. Нащупал – встегнулся – дюльфер – невесомость. До первого удара понял, что веревка оборвалась. Сразу развернуло вниз головой, поджимаю подбородок, группируюсь. Удар. Еще держу в руках веревку. Удар. Развернуло. Удар. Удар. До сознания доходит, что дело плохо, очень плохо. Надо цепляться. Теряю веревку, раскидываю руки. После пятого удара удалось удержаться.
    Куча слоев одежды, что были на Семене, сделали свое доброе дело. Кости и голова целы, слава богу.

28-го января на спуске в «бутылке» встречаем команду коллег-альпинистов: Дениса Урубко, Андрея Шляпникова и поляка Яцека. Приятная встреча. «Удачи, мужики, на Горе!».

Не каждый день на Хане зимой встретишь людей

Путь обратно занял целый день. И, вот, наконец-то оттаиваем возле печки в нашем уютном «горном отеле». Тепло приятно растекается по телу. Успокаивающе потрескивают дрова в печке, и бурчит котелок с чаем. Сто пятьдесят грамм коньяка и консервированные ананасы растворяются где-то в недрах утомленного организма. «Ну, что, парни, на Победу пробуем?» - еще даже не успели скинуть мокрые ботинки и разобрать рюкзаки, как обсуждаем дальнейшие планы. Радуемся, что у всей команды остался запал.

Следующие три дня отдыхаем, набираемся сил и собираемся на Победу. 30-го января спускаются Урубко и Ко. На гору сходил только Денис. Коротаем день за чаем и разговорами.

31-го января Денис, Андрей и Яцек уходят вниз, пожелав нам удачи, а мы готовимся к выходу. Более тщательно в этот раз подошли к весу рюкзаков, взяли один спальник на двоих, три веревки, минимум снаряжения и продуктов, газ с запасом. Без еды выжить можно, без газа – нет.

Глава 4. Воля к Победе

«Сила духа важнее силы мышц. Сила воли побеждает слабость тела. Тело не знает, на что способно, его направляет воля»
    (Брайан Глэнвилл, из романа «Олимпиец»)

Линия маршрута Абалакова по Северному гребню. Расстановка высотных лагерей

… Земля резко ушла из-под ног. Лечу в пропасть. Твою ж мать, не заметил трещину. Мост рухнул прямо подо мной. Первая мысль: хорошо, что не развернуло вниз головой. Тут же рывок, ноги подбрасывает вверх, и тело разворачивается на сто восемьдесят градусов. Сгруппировался. Жду удара о дно трещины. Снова рывок. Веревка натянулась, и я завис в метре от резкого сужения в ледовом провале. Начинаю потихоньку шевелиться. Позвоночник, руки, голова, все цело. Метра четыре пролетел. Кричу парням, что все хорошо. Сверху появляется голова взволнованного Сереги: «Леха, ты живой?!». «Да, я цел, меня крутануло здесь хорошо!». «Давай, не висни долго, передавит все!».

1-го февраля после трех дней отдыха выдвинулись из базы под пик Победы. Ледник «Звездочка» сильно разорван, все трещины закрыты снегом. Я шел первым и в итоге провалился в одну из них. Мужики сработали четко, как по учебнику. Серега, второй в связке, зарубился мгновенно, тем самым предупредив сдёргивание остальных.

В результате из-за потерянного времени немного не дошли в этот день до подножия Северного гребня, откуда начинается маршрут Абалакова. На леднике устанавливаем первый лагерь. Температура 26 градусов ниже нуля.

2-е февраля. В начале подъема на гребень бросили снегоступы. Везде шли в связке, подстраховывая друг друга через ледоруб на крутых участках. Льда нет, жесткий фирн. Поднялись на 5150 м до начала «Пьедестала» (примеч. – большое снежно-ледовое поле, со стороны действительно выглядит как постамент) и установили второй лагерь среди сераков, ледяных глыб размером с 2-х этажный дом. Слышно как Победа «гудит». Вот, там должно быть ветрище наверху!

Поднимаемся на «Пьедестал»

Второй высотный лагерь (5150 м). Начало «Пьедестала»

На следующий день поднимается сильный ветер, но снегопада нет. Вышли поздно, в 10.00, зато хорошо выспались. Сегодня по плану подойти под скальный «треугольник», набрав 500 м по высоте. От «Пьедестала» вверх уходит крутой снежно-ледовый склон, ограниченный слева и справа двумя гребнями. Прижимаемся к правому гребню. Удается выкопать из-под снега часть старых перильных веревок, оставленных зимней казахской экспедицией в 2015 г. Где перил нет, двигаемся очень внимательно, в «три такта». Ледоруб, нога, нога, ледоруб. Если сорвется один, улетит вся связка.

Вышли со 2-го лагеря

Доработали до высоты 5650 м. Установили 3-ий высотный лагерь в бергшрунде на снежном надежном мосту шириной и толщиной в несколько метров. Несколько часов пришлось поработать пилой и лопатами над выравниванием площадки. Из фирна выпилили блоки и возвели крепость вокруг палаток для защиты от ветра.

Третий высотный лагерь (5650 м)

Всю ночь шел снег, утром тоже не перестает подсыпать. По прогнозу было обещано 3-4 см, но уже выпало около десяти. Решаем, что делать дальше - продолжать или сворачивать экспедицию. Переломный момент всего восхождения. Если будет валить непрерывно несколько дней, то склоны станут лавиноопасными, и мы можем оказаться в снежной ловушке на спуске. Это давит на психику, у ребят уже есть печальный опыт попадания в лавину, здесь же, если оторвем склон, шансов не будет. Обсуждаем ситуацию и приходим к мнению, что до того момента, как начнем спускаться, ветер сдует снег с крутых участков. Все-таки зимой риск намного меньше, чем летом.

Оставляем одну палатку и часть лишних вещей под бергом в 3-ем лагере. Двигаемся дальше. Скальный треугольник обходим слева. Связываться не стали, склон крутой, градусов 40-50 - задержаться на нем при срыве не получится, страховку тоже не организовать. Идем внимательно на передних зубьях, «в три такта», каждое движение выверенное, первый бьет ступени в жестком фирне. Выползаем на широкий гребень, где можно выдохнуть и расслабиться не много, и далее тропим по снегу 500 м под огромный ледовый серак со сквозным тоннелем внутри. Сергей лезет первым и провешивает перила, сначала через тоннель, затем, траверсируя вдоль сбросов, поднимается по двухметровой вертикальной стене на гребень. Буры закрутить негде, в качестве инструмента Серега использует снежный кол, постоянно вбивая его выше себя, и так проходит опасный участок. В этом месте потеряли очень много времени. Даёт о себе знать и высота в 5800 м.

Ставим четвертый лагерь на 6100 на широком пологом участке гребня.

5-е февраля. Снег до сих пор валит. Видимость 100 м. Проходим опасный гребень на 6100-6200. Слева карнизы, справа сброс на скальную стену. Неверное движение и всё может закончиться очень печально. В феврале 2015 года в этом месте был чистый лед, казахи развязывались и шли на передних зубьях. Сергей, как участник той зимней экспедиции, еще в процессе подготовки предупреждал нас про этот опасный траверс. Нынче состояние маршрута другое, снег, фирн. Тропим, Миша идет первым, организует страховку и принимает остальных. Нервы напряжены до предела. Так очень внимательно проползаем опасный участок. Сильно мерзнут ноги из-за долгих остановок. Все интенсивно отмахиваются.

На 6300 выходим на скалы. От холода не чувствую левую ногу. Помогают таблетка «Трентала» и полчаса махания ногами. Скалы простые, идем одновременно. После скал снова начинается широкий снежный гребень, двигаемся по нему до громадных ледовых сераков. Вновь приходится провешивать перила. Темнеет. Пролазим сераки и роем площадку под пятый высотный лагерь. Высота 6650.

Пятый высотный лагерь (6650 м)

6-го февраля установили штурмовой шестой лагерь на 6950. Все время шли вдоль северо-восточного скального гребня, справа от него. Первопроходцы и другие восходители огибали этот гребень слева. Как позже оказалось, до нас здесь, скорее всего, никто не ходил. Ноги опять сильно мерзли, приходилось подолгу отмахиваться.

Где-то на высоте 6800 м. Слева направо: Семен Дворниченко, Михаил Даничкин, Алексей Усатых

7-е февраля. Пытаемся сходить на вершину. День ясный, но очень холодно и дует сильный ветер. Выходим поздно, темп не быстрый. Кругом открывается потрясающая панорама горных хребтов и пиков. Красавец Хан гордо возвышается среди парящих облаков и других вершин. Горное безмолвие нарушает лишь завывание ветра. Не доходя до кулуара, выходящего на предвершинный гребень, уперлись в снежное поле. Склон показался нам крутым и лавиноопасным, поэтому стали обходить его слева по скалам, в итоге потеряли кучу времени на организацию перил. В 14:00 поняли, что не успеваем засветло сходить и спуститься, приняли решение развернуться с высоты 7100. Завтра, если хватит воли, сил и погода позволит, будем пробовать еще. Семен прогулялся чуть выше, к началу кулуара, и разведал путь дальше. Кулуар, по его словам, выглядит вполне проходимым.

Алексей Усатых. В штурмовом лагере после попытки восхождения 07-го февраля

8-е февраля. В 04:00 стянули с себя покрытые льдом спальники и начали обычные утренние процедуры: выгребание конденсата из палатки, приготовление завтрака и отогревание ботинок, масок и рукавиц над горелками. Вторая ночевка на семи тысячах дает о себе знать, голова тяжелая, движения замедленные. Все пальцы на моих руках еще в начале экспедиции потрескались до мяса, и кровоточат. Очень неприятно, скажу я вам, даже просто расстегнуть защелку от рюкзака. Выходить из палатки не хочется. Снаружи открытый космос – бушует ветер, мороз пробирает до костей, не смотря на несколько слоев пуха и полара. Скорость ветра на вершине по прогнозу сегодня должна достигать 40-60 км/ч.

На сборы ни много ни мало ушло три часа. Выхожу чуть позднее остальных из-за того, что долго не мог надеть кошку на правый ботинок в бахиле. Перед выходом глянул на термометр. Минус 42. На вершине, значит, будет все 50 да еще ветер усилит так называемую «жесткость погоды», то есть субъективное ощущение холода. Для справки: ветро-холодовой индекс при таких условиях равен минус 68..75 градусам по Цельсию, если верить данным американских полярных исследователей (примеч. – географы и ученые Пол Сайпл и Чарльз Пассл провели ряд экспериментов в Антарктиде во время Второй мировой войны и рассчитали условные значения температур в зависимости от силы ветра).

Договорились не связываться, каждый идет своим темпом, но все в пределах видимости друг друга. Семен поднимается первым и пробивает тропу. Не перестаю удивляться его физической выносливости.

Отхожу от палатки 200 м и понимаю, что не сделал страховку для ледоруба. Решил не возвращаться, дойти до кулуара и там навязать репшнур. Уже потом, после экспедиции, я не раз прокручивал в голове ситуацию, что могло случиться, если бы я потерял в кулуаре ледоруб, и корил себя за столь безрассудное поведение. Простая мелочь, не большая оплошность в горах может привести к несчастному случаю. А шансы спуститься по крутому склону, без ледоруба и страховки, не очень велики.

Ноги замерзли еще на выходе из штурмового лагеря, уже пару часов не чувствую пальцев. Две таблетки «Трентала» не помогли. Отмахиваю конечности каждые полчаса. Кровь ненадолго поступает в периферию. Снова и снова машу ногами. Склон в кулуаре крутизной примерно в 40-45 градусов. Рельеф разнообразный: фирн, глубокий снег, скалы. Контролирую каждое движение. На таком склоне при срыве не зарубишься, улетишь прямо на «Звездочку». Но как-то спокойно воспринимаешь опасность, страха нет, только адреналин подстегивает вперед, наверное, такой эффект даёт воздействие высоты на уставший мозг.

Серега с Мишей дожидаются меня на вершине, Семен поднялся первый и уже ушел вниз. Очень холодно и ветрено, без движения замерзаешь мгновенно.

На вершине пика Победы (7439 м). Слева направо: Михаил Даничкин, Семен Дворниченко

Михаил Даничкин

Выползаю на вершинный гребень, буквально «на бровях и воле», силы на исходе. Два-три шага и отдых. Гребень освещает солнце. Наконец-то мы его увидели за эти дни! С одной стороны раскинулись горные просторы Китая, с другой Киргизии. 7439 м. Не верится, что мы смогли! Но теперь надо еще спуститься. Веревку оставили еще в начале кулуара, связываться на таком склоне нет смысла, страховку не организовать.

Слева направо: Сергей Селиверстов, Алексей Усатых

Сергей Селиверстов

Виды с вершины Победы

Начинаем аккуратно спуск. Лицом к склону. Привычные движения:

нога-ледоруб-нога. Нервы напряжены до предела. Внимательно траверсирую по засыпанным скалам. Только бы не поехало.

Спустились в штурмовой лагерь засветло. Снимаю ботинки и носки, большие пальцы посинели, не чувствую их. Твою ж мать, не уберег конечности. Проводим еще одну ночь на семи тысячах.

Взгляд с семи тысяч метров. После спуска с Победы в штурмовом лагере (6950 м)

9-е февраля. Сказывается долгое пребывание на высоте. 5 часов утренних сборов и начинаем спуск. Ветер поднимается еще сильнее и ухудшается видимость из-за тумана. На скалах на 6300 у меня слетает кошка, порывы ветра сбивают с ног. Не могу справиться с креплениями, приходится снять рукавицы. Руки моментально прихватывает.

В 3-ем лагере на 5650, где мы оставили часть вещей и вторую палатку, провалился снежный мост, все наше барахло улетело в трещину. Что ж, Победа забрала себе. Хорошо мост не рухнул под нами, когда мы здесь ночевали.

К вечеру спускаемся на 5100 и ставим лагерь. Затишье. На закате вершины Победы и Хан-Тенгри загораются кроваво-оранжевым огнем. На небе появляется полная луна и звезды. Такое ощущение, что мир замер.

Всю ночь с Семеном ворочаемся под одним спальником, не могу заснуть, ноги от холода стали деревянными и никак не отогреваются, пытаюсь засунуть их под Семена. Быстрее бы ночка прошла.

10-го февраля измученные и голодные к десяти вечера пришли в базу. От голода и истощения живот прилип к позвоночнику. По пути все время грезилась кока-кола и жареная курочка. Гастрономические глюки. На одной из стоянок, когда уже не было сил идти дальше, Миша волшебным образом достал откуда-то из закромов энергетическую конфету, которые нам наготовила в экспедицию Настя, заботливая невеста Сереги, сникерс и кусочек вяленого куриного мяса, всё это по-братски разделил на четверых. Мишка - волшебник! Каждый кусочек, смакуя, медленно рассасывал во рту.

Глава 5. Финиш

11-го февраля отъедаемся и отдыхаем в базе. Решаем завтра спускаться. Нам предстоит путь обратно в 60 километров по ледникам и моренам. В планах пройти это расстояние за два дня.

На следующий день у Семена начинаются серьезные проблемы с ногами, где-то на спуске с Победы поморозил все пальцы. У меня пока еще терпимо, боли нет, но ощущение такое, что на больших пальцах ног туго затянули резинку, отмерли нервные окончания.

Семен максимально разгрузился, взял с собой немного еды, питье, горелку с баллоном газа, спальник, рацию и похромал вниз. Одна нога у него отекла, и он не смог надеть ботинок. Пригодились мои валенки. Договорились, что место встречи, если не догоним его, - хижина на стоянке Мерцбахера. Мы же пошли через лагерь Грекова, сделав крюк в пять километров, чтобы оставить заброску - летом на вертолете всё наше снаряжение улетит в Каракол. С собой взяли только минимум необходимых вещей и продуктов.

В два часа ночи пришли в хижину. Ноги уже еле передвигались. За 20 часов прошли в режиме «нон-стоп» более 35 километров. Путь, на который у нас ушло три дня в начале экспедиции. Ко всему прочему, в дороге у меня сломался снегоступ. Ближе к полуночи, уже просто хотелось достать спальник, бросить его на тропе и отключиться. Семен пришел раньше нас, в девять вечера и думал, что мы все же заночуем на леднике.

Много ли нужно человеку для счастья?! Ни на какие сокровища мира не променял бы тогда я нашу тесную хижинку с деревянными нарами, горячим чаем и горсткой сухарей на поздний ужин.

4 часа забытья до утра и снова марш-бросок. 15 километров и на горизонте мы видим огни нашего ГАЗ-66-го. Спасибо мужикам, пробились в этот раз до начала ледника!

Ну, вот и все, позади трудовые будни альпинистов. На календаре 13-е февраля. 13-го начали, 13-го закончили. Символично. Теперь домой, отогреваться, к любимым и родным!

Сто грамм залпом и хмель мгновенно приятно бьет по мозгам. Курица, свежие лепешки и кола, исчезая на глазах, растворяются в наших истощенных организмах. Шум мотора, и машина мчит нас по долине назад к цивилизации. Мы – живые! Вот, оно простое человеческое счастье. Настоящая жизнь, разделенная на четверых. И, как в песне:
    «Мы будем гнуться, но наверно не загнёмся, -
    Не заржавеют в ножнах скрытые клинки!
    И мы когда-нибудь куда-нибудь вернёмся
    И станем снова с вами просто мужики!»
    Валерий Канер.

Наша команда выражает огромную благодарность и признательность за помощь в подготовке к экспедиции:
    Директору турагентства «Эдельвейс» (г. Бишкек) Александрову Вячеславу Васильевичу.
    Директору турагентства «Ак-Сай Трэвел» (г. Бишкек) Калашниковой Елене Анатольевне.
    Начальнику базового лагеря «Ак-Сай Трэвел» на «Южном Иныльчеке» Дмитрию Грекову.
    Компании «Red Fox» в лице Ольги и Влада Мороз.

А также отдельная благодарность Анастасии Клевцовой (г. Бишкек) за отправку своевременных прогнозов погоды и информационную поддержку в СМИ на протяжении всей экспедиции, и всем тем людям, кто нам помогал, поддерживал и переживал за нас!

Отдельное спасибо Яковенко Александру , руководителю проекта "Высота", члену Правления Федерации альпинизма России и просто хорошему человеку! "Хочешь ли ты так же на Победу, как дышать?!" - сказал он мне однажды. Эти слова надолго запомнились.

P.S. 4-го марта 2017 года случилась страшная трагедия. Нелепый несчастный случай унес жизнь Ольги Горожаниной, незаменимой сотрудницы «Ак-Сай Трэвел». Много лет она помогала альпинистам со всего мира, приезжающим в Киргизские горы. Многое она сделала и для нашей экспедиции. Дописываю эти строки, а у самого ком в горле... Хочется еще раз сказать ей спасибо, но нашего любимого солнечного друга больше нет…... 27 лет... не должно так быть... не должны мы терять девчонок, как на войне... Помним, скорбим.