Автор: Михаил Юркин, г.Ставрополь

Отчёт о горном туристском походе 5 к.с. по Ц. Кавказу, совершённом группой туристов клуба «Стрижамент» города Ставрополя в период с 10 по 30 июля 2015 г Часть 2

Продолжение. Часть 1 здесь

Перевал Обходной (2А, 3.600 м), расположен в восточном отроге Псыганского хребта, являющегося в свою очередь отрогом Суганского хребта. Соединяет долины перевалов Федоровского и Зюзина в их верхней части. Экспозиция склонов север-юг. Самостоятельного значения не имеет.

Седловина перевала широкая. Тур – в центре, был разрушен. Записки не было. Для своей записки тур соорудили вновь. Имеются 3 площадки (ф.78), на которых мы поставили свои палатки. Вода в ручейках на леднике, что берёт своё начало под перевалом Федоровского.

21.07.15

День 11

tу = -1°С&894 tдн = +17°C, ясно tвеч = +7°C.

Пер. Обходной – пер. Федоровского (2А, 812 м ) – серединная морена лед. Нахашбита

3,75 км

+212 м

-912 м

5 часов 10 минут

Утром за полчаса по пологому леднику (трещин нет) подошли к подъёму на перевал (ф.79). Перевал имеет две седловины. Мы подошли под южную, а поднимались в сторону северной (ф.80). Склон, по которому происходит подъём, осыпной – тронешь, и сразу вниз срывается камень. Его крутизна на всём протяжении 40-45°. Поэтому траверс с набором высоты единственно верный вариант выхода на перевал. Когда ставишь ноги при подъёме на склон, то нога легко уходит вниз, срывая камни. Чтобы нога держалась, 2/3 подъёма прошли, выбивая ледорубом ступеньку для каждой ноги. Скатывающиеся камни поднимали облака пыли, которой приходилось нам дышать (ф.81). Косой траверс выводит на участок средней устойчивой осыпи из-под перевала. По ней и заходим на седловину (1,5 часа от начала подъёма) (ф.82, 84, 85).

Перевал Федоровакого (2А, 3812 м ) расположен в Псыганском хребте, являющегося в свою очередь отрогом Суганского хребта, севернее пика Шевченко. Соединяет долину реки Хазныдон с ледником Нахашбита (долина р. Псыгансу). Экспозиция склонов восток-запад. Название получил в честь крупнейшего русского учёного-минеролога И. М. Федоровского.

Седловина перевала – неширокий скальный гребень, палаток не поставить. Тур находится севернее и несколько выше перевальной точки на скальных выходах. В туре обнаружена записка туристов т/к «Крокус» города Краснодара от 2013 года. Руководитель – Стружинский В.

С перевала на запад просматривается пик Мориса Тореза и путь подъема на одноименный перевал, перевал Суган, вершины цирка (83). На восток – вершины и перевалы сев. отрога (ф.86).

Спуск вниз – по подвижной мелкой осыпи кулуара, который к низу расширяется (ф.87). По осыпи не идём, а съезжаем. Пыль. Очень нудно и напряжно спускаться, так как через некоторое время под осыпью начали встречаться твёрдые скалы. Постоянно вниз летят камни. Средняя часть кулуара наиболее узкая и камнеопасна. Через 1,5 часа спуска , выходим на ледник Зап.

Шевченко, зачехлённый крупной каменной осыпью (ф.88). Иногда попадаются участки снега. По крупной и средней осыпи идем по центральной части ущелья, спускающегося террасами.

Крутизна некоторых участков склона - до 35&186. В конце спуска перед выходом на ледн.Нахашбита выходим на скальные сбросы высотой около 100 метров. Уходим влево, в осыпной кулуар, затем в следующий, так как по нему удобнее идти, он более пологий и почва лучше держит. В его конце спускаемся по 45-градусному конгломератному склону на ледник Нахашбита (ф.89) и идём на его серединную морену. Площадок нет. Приходится их выкладывать из камней морены, на что ушло около часа (ф.90). Недалеко озерко под огромным валуном. Но воду берём из ручейка, журчащего по льду рядом с палатками – здесь она чище.

22.07.15

День 12

tу = +6°С&894 tдн = +13°C, туман tвеч = +7°C, туман, дождь

Днёвка.

Утром долго спали. Вышли из палаток, когда солнце уже было на леднике, точнее пробивалось сквозь тучи. Полюбовались вершинами хребта Суган (ф.91). Прохладно. Пости- рались, погуляли по леднику и т. д. После полудня опустился туман, временами срывался дождь.

23.07.15

День 13

tу = +6°С&894 tдн = +17°C, ясно tвеч = +8°C.

серединная морена лед. Нахашбита – пер. Суган (3А, 4067 м )

5,44 км

+914

10 часов

Погода с утра радует. Вышли как обычно. 20 минут прошли по центральной морене, а затем , увидев удобное место, спустились на ледник.. Через 15 минут были под первым ледопадом, на слиянии западной и юго-западной ветвей ледника. Нам по западной (ф.92). Центр ледопада сильно изрезан трещинами. Под склонами Доппаха не лучше. Начинаем подъём, приняв немного вправо от центра (кошки одели ещё раньше). Ледовый склон не очень крутой (30-35°), открытый. Все трещины хорошо видны и обходятся или легко преодолеваются прыжком (ф.93-95). Но приходится смещаться всё правее и правее, так как трещины заполняют почти всё пространство ледника. Через 2 часа прошли 1-ю ступень и оказались под ветвью ледопада из-под перевала Мориса Тереза. В этом месте ледник более пологий (10-15&186), да и трещин практически нет.

Хорошо просматривается вторая ступень. Выход на неё – слева по ходу от ледопада, там меньше разломов. Пересекаем ледник и подходим к правому краю ледопада (40 минут). Прохождение второй ступени занимает у нас 1 час 10 минут. Встретились короткие участки до 45&186, но технически несложно, в основном рубка ступеней (ф.96, 97).

После второй ступени склон опять чуть выполаживается (ф.98). Под ногами уже не лёд, а фирн. Подъём приводит нас к бергшрунду. Он подрезает по ширине почти весь склон. Мостиков нет. Просматривается вариант справа, в месте его стыка со скалами Узлового Сугана. Но увидев в этом районе на снегу много камней разной величины, отказались даже рассматривать этот вариант – не хотелось подставлять головы под камнепад, хотя на них и были каски. Решили обходить бергшрунд слева по ходу (ф.99). Здесь фирн до 45&186. Под местом подъёма разломы ледника. Поднимались по перилам (50 м). Верёвку крепили на ледорубе (ф.100-102). Когда обошли бергшрунд, ушли траверсом вправо, в мульду под предперевальным взлётом (ф.103).

Обход занял у нас чуть более часа. Последний участок выхода на перевал – снежно-ледовый склон (70 метров, 45-50&186), в нижней части подрезанный бергшрундом (ф.104). Превышение верхней части над нижней – 5-6 метров. Имеется небольшой отрицательный участок. Первый работал на склоне без рюкзака (ф.105, 106). Первую верёвку крепили на ледобурах, вторую на ледорубе. На прохождение этого участка нам потребовалось почти 3 часа (ф.107, 108).

Перевал Суган (3А, 4067 м ) расположен в Суганском хребте, между вершинами Суган- баши и Доппах и ведет с ледника Доппах (верховья Орс-дона, истока реки Харес) на ледник Нахашбита (верховья реки Псыган-су).Экспозиция склонов юг-север. Название по наименованию вершины Суган-баши – «студёная гора». В 1937 году впервые его прошли альпинисты под руководством А. Зюзина.

Седловина перевала довольно узкая (ф.109). На скалах к западу от седловины нашли 2 тура. Одна записка группы С-Петербургского клуба туристов от 2007 года, руководитель Ярмолюк М. Г., другая – туристов из г. Макеевка Донецкоц ОФСТ (Украина) от 2013 года, руководитель Рыбальченко А. Н. (мк №23/13).

Заночевали на перевале. Площадки 50-70 метров западнее перевала, на гребне (ф.110).

Воду топили из снега. От палаток, неплохой вид на юг (ф.110а)

24.07.15

День 14

tу = +3°С&894 tдн = +16°C, ясно tвеч = +6°C.

перевал Суган (3А, 3067 м) – Ночёвки под ледником Доппах (3360 м)

2,29 км

-690 м

10 часов 40 минут

Спуск с перевала начинаем по скально-осыпному кулуару. 1-я верёвка крепится на петле. Через 15 метров спуска переходим влево в соседний кулуар, подальше от скал, чтобы избежать при случае, падающих камней (ф.111). Вторая станция – на крючьях по тому же кулуару (ф.112, 113). Третью верёвку закрепили тоже на крючьях и по ней, спускаясь, вернулись на скальную полку в первый кулуар. По 3-ей верёвке можно было спускаться и дальше этим же кулуаром. Но мы посчитали, что ещё рано уходить на лёд – там разрывы. Дальнейший путь не просматривался. Четвёртую верёвку закрепили также на крючьях, и по ней спустились на ледник (ф.114), использовав только 30 метров. Закрепив следующую верёвку на ледобурах, прошли по ней метровый бергшрунд, на 45&186 ледовом склоне, рядом со скалами Доппаха (ф.115). Последние 10 метров этой верёвки использовали, чтобы уйти со льда на снежный склон, траверсом под скалами влево по ходу, так как по льду постоянно скатывались камни. Ещё 2 верёвки бросили вниз по фирновому склону (в верхней части 40&186). Первую крепили, вырубив в ранклюфте ледовый столбик, вторую на ледорубе. Дальнейший спуск проходил по снежному склону, а затем по осыпи (ф.116-119). Сойдя на террасу, прошли в её западный конец (моренный материал, закрытый пологий ледник) и поставили палатки недалеко от речушки, вытекающей из мутного озера с талой водой (ф.120).

25.07.15

День 15

tу = -2°С&894 tдн = +17°C, ясно tвеч = +8°C.

Ночёвки под ледником Доппах - перевал Солдат (1Б, 3700 м) – район приюта Дых-су

20,7 км

+323 м

-2011 м

8 часов 50 минут

С ночёвок по моренным валам подходим под взлёт перевала Солдат (1 час). Под перевалом неплохие места под палатки. Есть вода. Перевал виден как небольшая седловина южнее осно- вания пика Солдат. К нему ведёт осыпной склон с пятнами вытянутых к верху снежников. Они сливаются почти в непрерывную полосу (ф.121). В нижней части склон покрыт мелкой, плыву- щей под ногами, осыпью. Поэтому удобнее подниматься по снегу, что мы и делаем. Склон около 35&186. Идём по снегу, ещё достаточно твёрдому, серпантином. Между снежниками – по осыпи.

Несколько выше середины подъёма уходим вправо по ходу на среднюю устойчивую осыпь (ф.122). К тому же в этом месте снег уже заканчивается. По этой осыпи и выходим на перевал.

Перевал Солдат (1Б, 3700 м) – расположен в Штульской перемычке южнее пика Солдат. Ведёт из ущелья Орсдона на ледник Безымянный. Ориентирован восток – запад. Перевалом с 40-х годов пользовались альпинисты. Туристами впервые пройден в 1971 году.

Седловина перевала неширокая, покрыта мелкой осыпью (ф.123). Узкая полоска снега. Тур расположен в центре. Сняли записку группы т/к «Theleos» Рязанского ГМУ им. акад. Павлова от июля 2015 года, руководитель Байдин Денис. Хорош обзор в обе стороны (ф.124, 125).

Спуск с перевала проходит по подвижной (плывущей) мелкой осыпи (ф.126) и приводит на ледник Безымянный (3250 м) (ф.127), что занимает 35-40 минут. Далее идем по пологому леднику, который через 100-150 метров заканчивается, в направлении моренного бугорка. В верхней её части – несколько площадок под палатки. От площадок уходим влево и по склону спускаемся в неглубокое лощину, забитую снегом (ф.128). Идём по снегу, подозревая, что под ним ручей. И, действительно, через полчаса снег заканчивается как раз на повороте ущелья вправо. Сходим со снега на правый берег, но потом переходим на левый (ф.129). Появляется тропа. По ней, гребнем морены, спускаемся к месту слияния ручья с р. Ахсу (3000 м) (ф.130). В этом месте реки сливаются несколько рукавов. Переходим на правый берег (ф.131) вброд. От ледника чуть более часа.

После брода выходим на тропу и по ней, лугами, минуя нежилой кош, выходим в долину реки Карасу (1,5 часа). Начался дождь. Травянистыми склонами по заметной тропе спускаемся к домику с хозяином в устье р. Ортозюрек. Реку минуем по кладке и вскоре выходим на дорогу Дальше, шли только по дороге. Подошли к посту пограничников (2180 м), где у нас проверили документы (застава на левом берегу, есть мост). От заставы уже асфальт. Прошли минеральный источник у дороги (2000 м). Уже встречаются люди, машины (ф.132). По пути забрали заброску (продуктов немного). На ночлег стали на слиянии рек Карасу и Дыхсу (Бугойсу). От поста пограничников – 2 часа.

26.07.15

День 16

tу = +5°С&894 tдн = +19°C, ясно tвеч = +8°C, дождь

Место слияния рек Карасу и Дыхсу – долина р. Дыхсу перед границей леса

6,2 км

+345 м

10 часов 15 минут

Утром нашли переправу, а уж потом тронулись в путь. Дело в том, что ранее, в долину р. Дыхсу, путь лежал по тросовой переправе через поток реки Карасу. Но переправу смыло. В настоящее время тросовая переправа находится на 250-300 м ниже слияния рек (ф.134, 133).

Переходим по тросовой переправе основной поток Черека Балкарского на островок, затем короткий брод через бурный рукав, и мы на левом берегу. Далее, крутой короткий подьём на террасу левого берега, и под ногами тропа. По тропе за полчаса подходим к мостику (ф.135) через скальный прижим р. Дыхсу и переходим на её правый берег. Тропа резко поворачивает и уходит вниз по реке. Нам же надо вверх. Немного поднимаемся вверх по склону и находим сильно заросшую тропу. Первые метров 150 есть некие намёки на тропу, но затем, она исчезает в зарослях крутых склонов каньона р. Дыхсу. Можно сказать, что в настоящее время тропы по ущелью не существует. В некоторых местах прослеживаются короткие участки тропы, но существенно на скорость движения они не влияют. Борта долины (крутизна до 35-40°) густо поросли кустарником, встречаются труднопроходимые заросли рододендрона. Идем, часто петляя, обходя прижимы (в одном месте пришлось повесить веревку) (ф.136, 137), пересекая крутые живые осыпи, ручьи, постоянно набирая высоту на борт долины и сбрасывая обратно к реке. За переход проходим километр, а то и меньше. Погода портится, начинается мелкий дождь. У поворота долины на запад пересекаем пару лавинных выносов. Поднявшись на один из уступов при обходе прижима, находим в центре площадки под палатку тур. В нём лежит 3 записки. На одной написано, что площадка построена туристами из т/к Глобус». Другие две принадлежали туристам из Петрозаводска и Кривого Рога. В обоих нелестные отзывы о тропе в резких выражениях и просьба не писать, что по долине есть тропа. Мы оставили в туре свою записку, солидарную с находящимися там. Ещё раз отмечаем для тех, кто из этого отчёта не понял: ТРОПЫ ПО ДОЛИНЕ РЕКИ ДЫХСУ НЕТ!!!

Тучи над нами сгустились. Запахло дождём. Смеркается. Уже почти как час ищем место для двух палаток и, наконец, находим на островке, между протокой и основным потоком реки (ф.138). Палатки еле втискиваем между деревцами и камнями, торчащими из-под земли. Палатки ставили под первыми каплями дождя.

27.07.15

День 17

tу = +5°С&894 tдн = +18°C, ясно tвеч = +7°C, дождь

Долина р. Дыхсу перед границей леса – долина реки Крумкол

7,9 км

+579 м

8 часов 20 минут

Продолжаем движение к леднику Дых-Котю Бугой-Су. Прошли последний прижим, обойдя его выше по склону. Выходим в широкую часть долины. Спустившись к реке, пошли по молодо- му березовому лесу. Ища путь наименьшего сопротивления, выходили непосредственно к руслу реки, и наоборот – уходили от него по боковым притокам. Попался заболоченный участок долины, красиво заросший хвощём. В берёзовых рощицах попадаются грибы. Вот так, то по берёзовому криволесью, то по камням и песку вдоль реки, дошли до края ледника. Сам край ледника был за грязным потоком реки Дыхсу. А мы остановились у симпатичного голубого озерка на берегу перед моренами (3 часа от начала движения). Обед. Ледник открытый, укрыт большим слоем обломочного материала. Река вытекает из ледового грота. Лёд время от времени обрушивается и по реке постоянно плывут льдины-айсберги.

После обеда продолжаем идти правым берегом, стараясь придерживаться верха морен. Но всё же 2-3 раза теряли высоту при переходе на другой гребень. Через 40 минут подошли к месту слияния ледника Айлама с ледником Дых-Котю Бугой-Су. 40 минут понадобилось, чтобы перейти на ледник Айлама, укрытый обломочным материалом характерного кирпичного цвета (ф.139).

Далее двигаемся по сильно засыпанному камнями леднику, ориентируясь на срединный гребень укрывной морены. Морена очень мощная, на ней растут трава и кустарники. Но чтобы дойти до неё, пришлось пересечь несколько громадных трещин, присыпаных в нижней части обломочным материалом. Выбираться из них приходилось порой по крутому льду. Гребень несколько смещён к правому краю ледника. Спуск с него на морены правого борта долины удобен, трещин мало и они легко обходятся. Переход ледника занял у нас 2 часа.

Продолжаем движение по карманам боковых морен (ф.140). Постепенно набирая высоту, подходим к долине Крумкол. С высоты видна р. Крумкол, уходящая в ледовый грот под ледник Дых-Котю Бугой-Су. Начался дождь. Опустился лёгкий туман. Мест для организации бивуака не видно. Поэтому, входим в долину траверсом, не теряя высоты, и начинаем подъём по каменистым уступам, поросшим высокой, и теперь уже мокрой, травой. Через полчаса находим приемлемые места на равном расстоянии от реки и склона. Правда, палатки пришлось поставить в 50 метрах друг от друга. До ручейка с чистой водой 100 метров по траве. Вдалеке виден водопад (ф.141).

28.07.15

День 18

tу = +6°С&894 tдн = +16°C, ясно tвеч = -1°C.

Долина реки Крумкол перед водопадом – терраса под пер. Селлы

10,1 км

+1495 м

7 часов 20 минут

Продолжаем движение вверх по долине р. Крумкол, по её левому берегу, не приближаясь к потоку. Идти сложно, так как высокая трава скрывает под собой множество камней. Ногу приходится ставить аккуратно во избежание случайной травмы. Тропы нет. Через полчаса подходим к водопаду. По скалам за 15 минут проходим прижим (ф.143). Справа со скал стекает ручеёк минералки. Пьём и идём дальше. Почти сразу за подъёмом пересекаем ручей, перед которым появляется слабая тропа. Идём по ней. Через час ниже тропы, почти у потока видим ржавые пятна – минеральный источник. Где-то над нами за мореной должны быть ночёвки.

Спускаемся к источнику, оставив рюкзаки на тропе. Вода холодная и приятная на вкус (ф.145). Двигаемся дальше, траверсируя травянистый склон. При приближении к моренам, тропа незаметно исчезает (1 час от мин. источника). Переходим на морены, а по ним плавно переходим на покровную часть ледника Крумкол. Прямо по ходу над северной веткой лед. Крумкол, хорошо просматривается пер. Крумкольский провал (3Б). Поворачиваем на западную ветку лед. Крумкол и вскоре выходим на чистый лёд (ф.146). Ледник закрытый, трещины легко перепрыгиваем. От- крывается вид на южный отрог (ф.147). Впереди ледопад, в центре которого два нунатака.

Подходим под склон справа от верхнего нунатака. Зону трещин возле него проходим почти рядом с нунатаком. Выходим на пологую часть ледника выше ледопада (ступень прошли за 70 минут) (ф.148-149). Идём в направлении г. Башхааузбаши, пока не обогнём очередную зону трещин слева. Западная ветка лед. Крумкол достаточно пологая (около 200), в некоторых местах до 350.

Выходим на террасу, с которой прекрасно просматривается предперевальный взлёт пер. Селлы (3А, 4449) и пер. Селлы юж. (2Б*, 4431). Здесь, на снегу , ставим палатки (ф.151).

29.07.15

День 19

tу = -2°С&894 tдн = +17°C, ясно tвеч = +4°C.

Терраса под пер. Селлы – пер. Селлы (3А, 4449 м) – ночёвки на скально-осыпном гребне

1,77 км

+341 м

-259 м

9 часов 10 минут

На перевал поднимаемся не в лоб, а выходя на склоны г. Мижирги (ф.152). По 400 снежному склону, минуя бергшрунд по снежному мостику, поднимаемся до скальной полки (ф.153). На перевальный гребень выходим по несложным сильно разрушенным скалам с перильной страхов- кой (2 верёвки по 50м, точки страховки: естественные выступы, ледоруб на западном склоне, 1-й участник без рюкзака). По узкому скальному гребню спускаемся на перевал (3.00) (ф.154-156).

Перевал Селлы (3А, 4449 м) расположен на отроге, который соединяет Главный и Боковой хребты к югу от вершины Мижирги-тау. Соединяет долину ледника Селлы с западной ветвью ледника Крумкол. Ориентирован восток – север. Впервые пройден в 1930 г. группой в составе С. и Э. Левиных, Ю. Гольдовского, Н. Леви и Б. Юнонича. Но еще в 1889 г. до гребня перевала поднялся с запада с целью фотографирования В. Селла со спутниками и спустился обратно тем же путем. Отсюда и возникло общеупотребительное название перевала.

Гребень перевала очень острый, образует карниз в сторону ледника Крумкол (ф.157). С севера, к перевалу вплотную подходят скалы Мижирги-тау. Вид, открывающийся с перевала, один из лучших на Кавказе (ф.158, 159), но все же уступает панораме с вершины Башха-ауз-баши, так как именно последняя и идущее к ней ребро, особенно же ближайший пик, закрывают часть поля зрения. На восток поднимается огромным скалистым зубом Коштан-тау и несколько южнее ее — другой зубец поменьше — Тютюн Фрешфильда. Прямо внизу на восток открывается широкий поток ледника Крумкол, окаймленный с юга сравнительно невысокой цепью, которую уместно назвать хребтом Вуллея, так как он впервые шел на одну из вершин и впервые жепересек цепь. На юго-востоке за невидным с перевала ледником Дых-су вздымается пик Айлама, а значительно дальше к востоку можно узнать тяжеловесную громаду Лабоды.

Контрольный тур в центре седловины. В туре была обнаружена записка группы туристов МГЦТК (г. Москва), год не указан, руководитель Кузин М. А. Сделали фото на скалах (ф.160).

Перевальный взлет с западной стороны представляет собой снежно-ледовый склон до 40&186, подрезанный бергшрундом. Спуск с перевала начинаем от тура. Возле него за скалку через петлю провешиваем дюльферную верёвку через бергшрунд (ф.161, 162). Далее ледник немного выполаживается (ф.163), давая возможность остановится и отдохнуть. Спуск занял около 40 минут. Через 20 минут спуска по фирновой подушки путь преграждает второй бергшрунд. На его преодоление хватило 30 м верёвки. Далее – зона трещин (ф.164). Их обходим, смещаясь к правому склону ледника. Но подойдя к крутому ледовому склону, уходим вправо вниз, пересекая язык ледника (35&186) и оставляя трещины слева. На траверс ледового склона провесили 2 верёвки перил, крепящихся на ледобурах (ф.165). Траверс заканчивается над ледовым сбросом (до 90&186,

50 м). Внизу на скально-осыпном коротком гребне видны площадки под палатки. На ледобуре- самосбросе провешиваем одну верёвку и спускаемся на восьмёрках под ледовый сброс, что занимает у нас 40-50 минут (ф.166, 167). В месте спуска начинается скальный гребень. Спустив- шись по нему (35-40&186, около 150 м), выходим к площадкам под палатки (ф.168). Вода - из снега.

30.07.15

День 20

tу = +1°С tдн = +19°C tвеч = +15°C.

Ночёвки на скально-осыпном гребне – развилка дороги к а/л «Безенги».

20,8 км

-2140 м

8 часов 50 минут

Собрали палатки. Гребень, на котором стоял наш бивуак, короткий и заканчивается скальной вершинкой. Просматриваются два варианта спуска. Первый, сойти на ледник вправо по ходу и спускаться по нему вдоль гребня. Это короткий вариант спуска. Так ранее ходили некоторые группы, когда трещины ледника забиты снегом. Но в нашем случае, ледник достаточно крут, да и значительно изрезан трещинами. Мы решили поступить иначе. Спустившись на ледник, пересечь его под сбросами ледопада по ледовой полке, а затем уже спускаться по его правой стороне (ф.169, 171). Этот манёвр занял всего полчаса. Дальнейший спуск проходил по пологому леднику Селлы, пока не достигли уровня очередного ледопада (ф.170). Здесь, на леднике, слегка присыпанном обломочным материалом, крутизной 30-35&186 (около 70 м), пришлось лавировать среди трещин, пока опять не выбрались на пологую часть. Вскоре долина немного расширилась, сбоку показались морены и мы перешли на них (1,5 часа от ночёвок) (ф.170, 172). Здесь появилась тропа, петляющая среди моренного материала, и отмеченная турами. Через некоторое время она вывела нас на травянистый гребень старой морены. Впереди внизу хорошо просматривается восточная ветвь ледника Уллучиран, а через 10 минут справа внизу увидели крышу Джанги-коша и несколько десятков палаток возле него (ф.174), к которым спустились по вьющейся серпантином тропе (час от места перехода с ледника на морены).

От Джанги-коша вниз по долине отходит хорошо набитая тропа. Сначала она спускается по склону, а затем переходит на гребень боковой морены (ф.175) восточной ветви ледника Уллучиран. По ней доходим до поворота ледника. На повороте расположены хорошие ночёвки.

Вода рядом в ручье. От ночёвок тропа резко уходит вниз по бараньим лбам. По ней спускаемся на ледник (ф.176). Далее путь по пологой части ледника, где по чистому льду, а где и по покровной материалу. Но, в конце концов, где-то на середине пути к лагерю, переходим на морены правого борта, по которым идёт хорошо промаркированная тропа (ф.177, 178). Через 3,5 часа выходим к концу ледника. Здесь резко серпантином спускаемся на зелёную часть долины. Через 250-300 метров тропа переходит в дорогу. В этом месте слева стоит погранзастава (проверка документов). Ещё чуть более получаса по дороге, и мы останавливаемся на ночлег в березняке справа от дороги. Рядом родничок. Впереди, в 100 метрах, развилка дорог. Одна взбирается на склон к а/л

«Безенги», вторая уходит по мосту на левый берег Черека Безенгийского (ф.180) и спускается вниз по долине к селению Булунгу.

1. Материальное оснащение группы.

Личное специальное снаряжение.

Каждый участник имел ледоруб, страховочную систему, по 3 карабина, спусковое устройство, жумар, телескопические палки, каску.

Групповое специальное снаряжение:

Верёвка &21610 мм 50 м – 3 шт. Карабины – 8 шт.

Скальные крючья – 14 шт. (различные) Ледобуры – 6 шт.

Ледобур-самосброс – 1 шт.

Групповое снаряжение:

Палатка 3-х местная – 2 шт. Газовые горелки – 2 шт.

Посуда для варки пищи. Ремнабор.

Медицинская аптечка.

Состав ремнабора:

Плоскогубцы

Проволока медная диам.1 мм - 3 м Нитки синтетические

Крючок для прошивки обуви

Иголки и нитки х/б Пуговицы Изолента

Состав медаптечки:

Бинт стерильный – 2 шт. Валидол – 10 табл.

Вата стерильная - 100 г Корвалол – 30 г

Термометр – 1 шт. Пантенол – 1 уп.

Жгут – 1 шт. Левомицетин – 10 табл.

Ножницы – 1 шт. Парацетамол – 10 табл.

Спирт медицинский – 300 г Лейкопластырь – 1 уп.

Спирт нашатырный – 50 г Либексин 20 табл. Раствор бриллиантовой зелени – 30 г Аэровит – 2 уп.

Перманганат калия в порошке – 10 г Витамин С с глюкозой – 16 уп. Пластырь бактерицидный – 8 уп. Эритромицин – 30 табл.

Синтомициновая эмульсия 10 – 1 уп. Стрептоцид – 20 табл.

Газ брался из расчёта 60 грамм на человека в день.

Питание бралось из расчёта 750 грамм на человека в день.

Вес рюкзаков на выходе у девушки не превышал 22 кг, у мужчин – 26-30 кг.

1. Выводы и рекомендации.

Хорошая подготовка участников и прекрасные погодные условия позволили провести путешествие по запланированному маршруту, без отклонений от него. График несколько претерпел изменения в сторону увеличения продолжительности похода. Это было обусловлено резким изменением в последние годы рельефа из-за таяния ледников. Это приводит к усложнению прохождения препятствия, что в конечном итоге сказывается на времени прохождения. К отчётам 4-5-летней давности следует подходить с осторожностью. Вторая причина, малохоженность некоторых участков маршрута: тропы зарастают, что тоже увеличивает время прохождения. У нас были запланированы запасные дни на возможную непогоду. Но оказалось, что не только погода повлияла на продолжительность похода. Соответственно и пропуск мы оформляли с запасом.

Взятое снаряжение и одежда в целом соответствовали преодолеваемым препятствиям и погодным условиям и даже имели некоторый «запас прочности».

Думаем, что выбор сроков путешествия был удачен. Во время похода не было протяжённых по времени осадков, туманы были, но не мешали движению. Всего один день был потерян из-за грозы (на лед. Кадурхошхин).

Следует остановиться на некоторых участках пути.

Перевалы Гулар, Кафанта, Цахфедор. Прохождение этих перевалов в начале похода, а также вынужденный «простой» на леднике Кадурхошхин из-за грозы, помог нам хорошо акклиматизироваться. Перевалы Кафанта и Цахфедор в настоящее время ходятся редко. Можно сказать, что они, как бы, забыты. Надеемся, что наш отчёт послужит напоминанием о них.

Перевал Стурвцек. По нашему мнению, он тоже относится к категории «забытых», хотя известен достаточно давно, его часто использовали ещё в 70-80-х годах. В интернете почти нет описаний прохождения этого перевал. Самое известное – Сергея Айсина (1991 год). Как мы убедились, все эти описания устарели и перевал сейчас реальная 2Б.

На сайте Caucatalog.narod.ruМихаила Голубева путаница. На фотографиях верховий ледника Кадурхошхин седловина перевала подписана то как перевал Рижан, то как перевал Калацу. Причём, вывешены материалы из отчётов групп, которые проходили мимо. Перевал же Стурвцек, на его карте под №5, связывает ледники Крумкол и Чаллингини (Скатиком).

На картах Ляпина на месте перевала Стурвцек, указан перевал Рижан, а Стурвцек у него тоже связывает л. Крумкол с ледником Чаллингини. Хотя все перечни перевалов утверждают, что перевал Стурвцек связывает ледник Крумкол и Кадурхошхин.

Перевал Авсанау. В некоторых отчётах пишут, что тропа спуска а долину Гебидона заросла и теряется. Отметим, что в настоящее время тропа в сложных местах промаркирована, и по сути, хорошо видна на всём протяжении.

Перевал Суган. Надо заметить, что на спуск приходится провешивать теперь больнее верёвок, чем несколько лет назад. А всё из-за таяния ледников. В последнее время это отмечаю некоторые группы в своих отчётах. В нашем случае, на длительность прохождения повлияла малоснежная зима. Хотя при спуске с пер. Галдор Зап. по леднику Хазны влияние таяния ледников мы не заметили.

Перевалы Обходной и Федоровского При подъёме на пер. Обходной снега вообще не было. Это существенно усложнило его прохождение. По крутым остаткам морен, по конгломератным склонам и сыпучим скалам подниматься сложнее.

Подъём на пер. Федоровского также был безснежным и из-за этого камнеопасным. Даже в осыпном склоне приходилось выбивать ледорубом ступени.

Долина реки Дыхсу. Сразу надо отметить, что долина, по сравнению с далёкими восьмидесятыми сильно изменилась. В то время, по долине, существовала реальная тропа и можно было за день легко дойти до языка ледника Дых-Котю-Бугой-Су. В 90-е годы, когда в горы Кавказа практически не ходили, тропа заросла и теперь, когда в год по долине проходит 2-3 группы (если повезёт), она не способна восстановиться. Поэтому, тропа по долине практически не существует. И при планировании похода надо учитывать это

Считаю, что пройденный маршрут вполне соответствует заявленной категории трудности. В походе участники совершенствовали технические навыки, повысили свой технический и спортивный уровень.

В целом наш поход прошёл удачно, по заявленному маршруту. Маршрут оказался интересным, красивым и насыщенным. Мы осуществили всё намеченное.

Перечень контрольных записок, снятых с перевалов.

№ п/п

Наименование препятствия

Принадлежность группы, состав

Когда оставлена

Когда снята

.1.

Перевал Гулар

с. Дзинага, 4 человека из разных городов, руководитель Манжос А. С. (г.Москва)

22.08.14

11.07.15

Перевал Цахфедор

г. Владикавказ, альпинисты, 3 человека руководитель Проскуряков Р. П.

01.09.03

12.07.15

Перевал Электрон

г. Ростов-на-Дону, клуб туристов

«Абрис», 6 чел., рук. Рыбинский В.

28.06.12

16.07.15

г. Королёв, Моск. обл., группа туристов т/к «Планета», 6 чел., м/к №21/2013, рук. Толстенко С. Н.

17.07.13

Сборная группа туристов, 6 человек, руководитель Запорожец Д. В.

22.06.15

Перевал Авсанау

г. Москва, группа горного клуба МГУ, 10 чел., рук. Сергина К. С.

11.07.15

17.07.15

Перевал Галдор Зап.

г. Ростов-на-Дону, группа т/к «Ковчег», 6 чел., руководитель Папазов М. А.

20.07.13

19.07.15

Перевал Федоровского

г. Краснодар, группа т/к «Крокус»,

8 чел., руководитель Стружинский В.

07.08.13

21.07.15

Перевал Суган

г. С-Петербург, группа ПКТ, 6 человек, руководитель Ярмолюк М. Г.

09.07.07

23.07.15

г. Макеевка (Украина), группа туристов Донецкой ОФСТ, 6 чел., м/к №23/13, руководитель Рыбальченко А. Н.

12.08.13

Перевал Солдат

г. Рязань, ГМУ им. акад. Павлова,

т/к «Theleos», 13 чел., рук. Титов П. В.

25.07.15

Перевал Селлы

г. Москва, группа туристов МГЦТК (ЛКТ), 6 чел., рук. Кузин М. А.

13.08. ???

29.07.15

Фото 77. Выход на перевальную седловину по скально-осыпному склону.

Фото 78. Группа на перевале Осыпном у площадки под палатку.

Фото 79. Подход к перевалу Федоровского по леднику.

Фото 80. Путь подъёма на перевал.

Фото 81. Подъём по осыпному склону на пер.Федоровского..

Фото 82. Выход на седловину пер. Федоровского.

Фото 83. Вид с перевала Федоровского на восток. Показан путь подъёма на пер. Суган.

Фото 84. Гребень пер. Федоровского.

Фото 85. Группа на пер. Федоровского.

Фото 86. Вид с перевала на восток..

Фото 87. Начало спуска с пер. Федоровского.

Фото 88. Путь спуска по западному склону

Фото 89. Путь спуска с морены на ледник Нахашбита.

Фото 90. Оборудование площадок под палатки.

Фото 91. Вид с места ночёвок на Суганский хребет.

Фото 92. Путь обхода первой ступени ледопада

Фото 93. Подъём на первую ступень ледопада.

Фото 94. Подъём на 1-ю ступень западной ветви лед. Нахашбита.

Фото 95. Переход трещины.

Фото 96. Путь обхода 2-й ступени западной ветви.

Фото 97.Обход 2-й ступени западной ветви.

Фото 98. На 2-й ступени. Путь подъёма к первому бергшрунду.

Фото 99. Путь обхода 1-го бергшрунда.

Фото 100. Начало обхода 1-го бергшрунда.

Фото 101. Обходим по перилам 1-й бергшрунд.

Фото 102. Выход по склону в мульду под перевалом после обхода

1-го бергшрунда.

Фото 103. Путь подъёма на перевал. Группа в мульде под перевалом.

Фото 104. Путь прохождения предперевального взлёта.

Фото 105-106. Выход первого по ледовому склону на седловину перевала Суган..

Фото 107. Прохождение 2-го бергшрунда по перилам при выходе на перевал Суган.

Фото 108. Выход на перевальную седловину

Фото 109. Группа на перевале Суган.

Фото 110. Бивуак на гребне

Фото 110a. Вид на юго-восток от места ночёвки на гребне.

Фото 111. Спуск с перевала по 1-й верёвке.

Фото 112. На станции при спуске по скальному кулуару.

Фото 113. Спуск по кулуару на полку

Фото 114. Спуск по перилам на ледник.

Фото 115. Обход ледопада.

Фото 116. Спуск по леднику Доппах к месту ночёвки.

Фото 117. Вид на Суганский хребет с ледника Доппах

Фото 118. Путь спуска с перевала Суган.

Фото 119. Переход на пологую часть ледника

Фото 120. Хребет Суган от места ночёвки.

Фото 121. Путь подъёма на перевал Солдат.

Фото 122. Подъём по осыпному склону на перевал Солдат.

Фото 123. Группа на перевале Солдат

Фото 124. Вид с перевала Солдат на запад.

Фото 125. Вид с перевала Солдат на восток.

Фото 126. Начало спуска с перевала Солдат.

Фото 127. На леднике Безымянном.

Фото 128. Переход с морен в ложбину с ручьём, забитую снегом.

Фото 129. Вид на перевал Солдат из долины ручья..

Фото 130. Спуск по гребню морены в долину р. Ахсу.

Фото 131. Брод на р. Ахсу.

Фото 132. Дорога в районе бывшего приюта Дыхсу.

Фото 133. Троссовая переправа через реку Черек Балкарский.

Фото 134. Общий вид района тросовой переправы.

Фото 135. Мостик на правый берег реки Дыхсу.

Фото 136. Прохождение прижима на р. Дыхсу по перилам.

Фото 137. Прижим на реке Дыхсу.

Фото 138. Бивуак в долине р. Дыхсу.

Фото 139. Выход на лед. Дых-Котю-Бугой-су и путь перехода на левый борт долины

Фото 140. Движение по карману левобережной морены.

Фото 141. Бивуак в долине р. Крумкол.

Фото 142. Вид на юг из долины р. Крумкол.

Фото 143. Обход водопада реки Крумкол по скалам.

Фото 144. Вершина Айлама из долины р. Крумкол.

Фото 145. Возле минерального источника долины р. Крумкол

Фото 146. Движение по пологой части лед. Крумкол.

Фото 147. Вид на восток с ледника Крумкол.

Фото 148. Путь прохождения ледопада ледника Крумкол..

Фото 149. Прохождение начального участка ледопада.

Фото 150. Прохождение заключительного участка ледопада.

Фото 151. Бивуак на террасе под перевалом Селлы

Фото 152. Путь подъёма на перевал Селлы.

Фото 153. Подъём по снежно-ледовому склону к скально- осыпной полке.

Фото 154. Прохождение скально-осыпной полки по перилам.

Фото 155. Скально-осыпная полка.

Фото 156. Выход с полки на гребень.

Фото 157. Перевальный гребень пер. Селлы.

Фото 158. Вид с пер. Селлы на пер. Спартак.

Фото 159. Безенгийская стена с пер. Селлы.

Фото 160. Группа на перевале Селлы.

Фото 161. Спуск с пер. Селлы.

Фото 162. Прохождение бергшрунда зап. склона пер. Селлы.

Фото 163. Вид на перевал Селлы со снежной подушки.

Фото 164. Вид на юго-запад со снежной подушки под пер. Селлы.

Фото 165. Подход к ледовому сбросу по перилам.

Фото 166. Начало спуска с ледового сброса.

Фото 167. Спуск с ледового сброса по перилам .

Фото 168. Бивуак на гребне под ледовым сбросом.

Фото 169. Спуск на ледник Селлы для перехода на его правый борт.

Фото 170. Движение по пологой части лед. Селлы к ледопаду.

Фото 171. Путь спуска с пер. Селлы.

Фото 172. Переход с ледника Селлы на морены.

Фото 173. Путь обхода ледопада ледника Селлы.

Фото 174. Подходим к спуску с морены к Джанги-кошу.

Фото 175. Движение по правобережной морене.

Фото 176. Вид на западную ветвь ледника Уллучиран

Фото 177-178. Правобережная мореналедникаУллучиран. Фотографируем стадо туров.

Фото 179. Поход окончен. Группа в ожидании транспорта.

Фото 180. Безенгийская стена с моста через р. Черек Безенгийский.