Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 1 к.с. по Бзыбскому хребту, Абхазия совершенному в период с 4 по 17 августа 2016г.
Cведения о походеПроводящая организация: ЦСТ МАИ г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 8, турклуб МАИ Место проведения: Республика Абхазия, Западный Кавказ, Бзыбский хребет, массив Химса и Чедымский хребет Общие сведения о маршруте: Вид туризма: горный Категория сложности: 1
Нитка маршрута: Москва – Сухум – ур. Аблухвара – р. Сханач – Келасурская тропа – р. Келасури – лед Химса – пер. Химса Ледовый основной (1А, 2760 м) – р. Кубыш – р. Химса – пер. Поперечный (1А, 2620 м) – оз. Мицара (Мцра) – оз. Анна – пер. Мцра Западный (1А, 2520 м) – пер. Герванта (1А, 2450 м) – р. Чха – р. Западная Гумиста – Сухум ГЭС (2-ой участок) – Сухум – Москва Определяющие препятствия маршрута:
Длина маршрута: 100.6 км (по GPS-треку) Маршрут утвержден: МКК ЦСТ МАИ 25 июля 2016 года комиссией в составе: Пименов И.Б., Бикчурин Р.Р., Титов Ю.П., Рыкалов П.В. Карта маршрута Скачать Профиль высот
Состав Группы * Большакова Ирина Альбертовна, указанная в маршрутной книжке, не смогла принять участие в походе по уважительным обстоятельствам, связанными с работой. Технический отчетГеографическое положение и туристские особенности района. Географическое положение и общая характеристика района Бзыбский хребет расположен в Абхазии и территориально относится к Западному Кавказу. Расположен к югу от Главного Кавказского хребта параллельно ему. С севера и запада отграничен долиной реки Бзыбь, с востока — небольшим понижением за горой Химса (перевал Амткел) и долиной реки Амткел, отграничивающими его от Абхазского хребта. Общая протяженность от мыса Пицунда до верховьев Бзыби около 80 км. Северный склон, обращенный к реке Бзыбь, крутой и обрывистый. Скальные стены местами достигают нескольких сотен метров. Долины рек северного склона короткие, наиболее крупные из них – Псыква, Убуш, Решава, Дзышра, Мцра. Южный склон гораздо более пологий, разбит на отдельные отроги, постепенно понижающиеся к морю. Между отрогами в глубоких узких ущельях текут реки достаточно крупные реки Хипста, Аапста, Западная и Восточная Гумиста, Келасури. Большая крутизна склонов ущелий привела к формированию многочисленных водопадов. В некоторых местах реки и ручьи пробивают поражающие воображение узкие теснины шириной всего в несколько метров, но глубиной в несколько десятков. Хребет разделяют на четыре характерных участка: В восточной части расположен массив Химса, содержащий практически все оледенение Бзыбского хребта. Одноименный ледник плоский, расположен в чаше, окруженной практически по кругу (кроме долин р. Келасури и р. Кубыш) скальными гребнями. Длина ледника около 3 км. Здесь же расположена высшая точка хребта – 3136 метров. Существует некоторая путаница с названиями: некоторые источники, ссылаясь на [1] приводят для нее название Химса, однако на карте Генштаба (1см : 500 м ) название Химса приписывается вершине 3033 м на южном гребне ледника. Вершину 3136 метров называют Капышистра.
Западнее, за перевалом Химса (2540 м), часть Бзыбского хребта называется Чедымским хребтом. Особенность данного участка является то, что с северной стороны от хребта характерной формой рельефа являются огромное покатые бараньи с многочисленными озерными цирками. Здесь же расположены крупные красивые озера Мцра, Малая Мцра и жемчужина всего района – озеро Анна. На западе данного участка расположена гора Чедым (2840). Западнее Чедыма находится значительное понижение. На протяжении 15 км гребень не выступает из зоны леса, а перевалы (Доу, Гудаутский) не превышают 1400 м. У речки Решавы хребет вновь резко поднимается к карстовому массиву. Здесь расположены вершины Турецкая Шапка (Ахнбаху, 2518 м), Хипста (2494), Дзышра (2634м). Дальше в гребне нет ярко выраженных вершин. Здесь расположено высокое бугристое плато с высотами около 2000 м. Западная часть и оконечности южных отрогов сложены в основном известняками и меловыми породами. Это приводит к огромному разнообразию карстовых форм, что является характерной особенностью Бзыбского хребта. На западном плато расположено огромное количество воронок и колодцев (до 400 на 1 км2), выточенных водой. В отроге Хипста расположена одна из глубочайших пещер мира — Снежная, пройденная к настоящему моменту до глубины 1760 м. Туристской знаменитостью стала гигантская Ново-Афонская пещера. Климат Климат Бзыбского хребта определяется влиянием моря и Главного Кавказского хребта, выступающего в роли щита от холодного воздуха с севера и меняется от субтропического средиземноморского на побережье до альпийского в горах. Основное направление ветров – с моря, с юга и с запада, что определяет высокую влажность воздуха 70-95 . Утром и днем практически каждый день ясно, к вечеру, когда воздух начинает охлаждаться, появляются облака, часто проливающиеся слабым дождем и рассеивающиеся ночью или под утро. При более сильных ветрах и подъеме влажного морского воздуха по долинам до вершин возможна грозовая активность. Рекомендуется следить за облаками ближе к вечеру и учитывать вероятность грозы при расположении лагеря, как с точки зрения поражения молнией, так и повышения уровня воды в реках и озерах. Температура в лесной зоне около 25-30 C. На альпийских лугах и леднике днем в районе 20 С, не жарко. Вечером достаточно сильно холодает. В целом, погода региона благоприятна для комфортного похода. Кроме сильной грозы, в которую мы попали на оз. Анна, практически все время был полный штиль. Растительность Условно растительность можно разделить на три группы: Лес. Деревья – бук и граб. Расположен от побережья до высоты около 1800 м. Труднопроходим из-за обильного подлеска, много плетущихся растений и рододендронов, из которых образуются непроходимые джунгли. Передвижение возможно только по пробитым тропам. Альпика. Высота 1800-2200 м. Высокая обильная трава высотой до 2 метров, часто растущая на осыпях. Под ней скрыты скользкие камни и ямы. Передвижение требует особой осторожности. Движение с трекинговыми палками существенно проще, но велика вероятность их изгиба или поломки при попадании между камнями. Скорость передвижения может быть очень медленной (порядка 0.5 км/ч по птичьему полету). Альпийские луга на высотах больше 2200 м. Трава высотой до 20 см. Сложностей для движения не представляет, но с поправкой на высокую влажность. Животные: Особенностью района является большое количество медведей. Медвежьи тропы, следы, помет и объеденные кусты встречаются повсеместно. Самих медведей не видели, но в отчетах упоминаются случаи встречи с ними. Большой опасности медведь летом не представляет и вероятность целенаправленного нападения минимальна – корма много. Как сказал нам охотник, встреченный на тропе: У него свои дела, у вас свои. Особенно нужно быть осторожными при встрече медведицы с медвежатами. Она может принять за опасность для потомства абсолютно все что угодно и начать защищать потомство. Также нужно быть осторожным на узких тропах, когда мишке некуда уйти выше или ниже. При движении группы лучше создавать как можно больше шума, чтобы не стать для медведя неожиданностью. На случай непосредственной встречи рекомендуется взять с собой свистки, громкие петарды и пару фальшфейеров на экстренный случай, а также убирать всю еду и миски в палатку. Высоко в горах можно встретить горных козлов. В верховьях рек (напр. Чха) находятся пастбища, ниже которых пить некипяченую воду не рекомендуется. Мелких грызунов не заметили, по крайней мере, наших продуктов они точно не попортили. Змей не видели, но не исключена встреча с кавказской гадюкой. В зоне Альпики и альпийских лугов много гнуса. Встречается двух видов: мелкая мошка и более крупные мухи. По интенсивности – приблизительно как в Карелии. Необходимо закрывать кисти рук, шею, лицо. Рекомендуется брать с собой накомарники и репелленты, типа ДЭТА (коммерческое название Off Extreme). В лесу бывают клещи [3]. Туристические возможности , доступность Перевалы Бзыбского хребта имеют категории сложности н/к, 1А и 1Б, есть единственный перевал 2а - Мцра Южный (W, Дабл В). Таким образом, район Бзыбского хребта дает возможность проведения походов 1 и 2 к.с. Перевалы несложные, в основном осыпные и травянисто-осыпные. Наиболее благоприятным периодом проведения горных походов является август и сентябрь. Судя по снежникам, которые мы наблюдали, в мае-июле в снежные годы они могут быть еще достаточно большими, чтобы повысить категорию трудности ряда перевалов. В частности, кулуар на подходе под пер. Химса Ледовый Основной в долине Келасури, кулуар пер. Поперечный со стороны р. Химса, спуск с пер. Поперечный к оз. Мцра. Отчетов о прохождении данных перевалов в мае-июле пока обнаружено не было. Большое разнообразие форм рельефа, позволяет получить хорошие навыки передвижения по травянистым склонам, осыпям и моренам. Наличие плоского горизонтального ледника Химса дает возможность освоить технику передвижения в связках и зарубания на естественном рельефе. Большинство рек в верховьях имеют небольшую глубину (до 0,5 м) и дают возможность получить навыки переправы вброд. Таким образом, район Бзыбского хребта можно рассматривать в качестве тренировочной базы для качественной подготовки к походам более высоких категорий. Малое количество туристических групп, по сравнению с другими районами Кавказа, делает горную Абхазию привлекательной с точки зрения организации полностью автономных походов. Также район дает возможность совместить активный и морской отдых. Цели и задачи похода
Комментарии и замечания по планированию маршрута и организации похода То, что горная Абхазия является в настоящее время относительно малопосещаемым районом для горных походов, связано со следующим обстоятельством. Грузино-Абхазский конфликт 1992-93 годов и последующая нестабильность сделали горные районы Абхазии недоступными для туризма в 90-е и 00-е годы. В зоне активных боевых действий после войны оставались минные поля (напр р. Гумиста и пос. Каманы), также был велик риск того, что и на ряде горных троп в районе Кодорского ущелья были установлены мины. В 1997-2011 годах благотворительной организацией HALO Trust проводила разминирования на территории Абхазии. Были проверены огромные территории, и в 2011 году HALO Trust отчиталась о том, что Абхазия очищена от мин. В частности была проведена тщательная проверка Келасурской тропы (тропы по водоразделу р. Схапач и р. Келасури) [5]. В частности указано, что на данной тропе трава была полностью выкошена, хребет проверен и промаркирован. Местные охотники, встреченные при подъеме, также подтвердили информацию о безопасности маршрута. Они активно используют эту тропу, устраивают около нее стоянки (балаганы). Впрочем, отходить с тропы на всякий случай не рекомендуется. Маркировка на тропе практически не сохранилась в настоящий момент. Попадаются отдельные сбитые маркеры в виде бело- черных деревянных вешек. Приблизительно с 2010 года (если судить по отчетам в интернете) интерес к горному туризму в Абхазии снова начал возрождаться, однако до сих пор в районе Бзыбского хребта проходит в среднем одна-две группы в год (мы снимали записки 2015 года, нам навстречу в день спуска прошло 2 группы). Поэтому доступной информации о перевалах, способах их прохождения и справочной информации по организации походов в этом районе в открытых источниках достаточно мало, что создает дополнительные трудности при планировании маршрута для начинающего руководителя по сравнению с подробно описанными районами Кавказа с налаженной туристической инфраструктурой, такими как Архыз. При планировании маршрута мы опирались на классификацию перевалов по современным отчетам [2-4], а также подробный анализ доступных фотографий и картографического материала. Были обнаружены разночтения по классификации перевалов между отчетами и классификатором [6]. Пер. Герванта и Мцра З однозначно определен как 1А. Пер. Поперечный по классификатору имеет категорию 1Б, по отчетам - 1А. Скорее всего, это связано с возможным большим количеством снега на перевальном взлете по кулуару со стороны р. Химса весной и осенью (описаний до 2012 года не найдено, после – снега мало или нет вовсе). Набор высоту по кулуару 180 м, расстояние по горизонтали 350 м, по поверхности 400 м. Т.о. средняя крутизна 27 градусов. Набор высоты – при постоянной крутизне. Характер склона – трава и крупная осыпь. На спуск – небольшой участок травянистого склона в кулуаре крутизной до 15 градусов и плавный спуск по полке бараньих лбов также поросшей травой. Организации страховки не требует. В отчете [4] указано, что сложность перевала – чистейшая 1А. Пер. Химса Ледовый основной (Бзыбь – Келасурский) в отчетах также указывается как 1А, в классификаторе 1Б. Подход под перевал осуществляется по долине реки Келасури с незначительным уклоном. Участок максимальной крутизны – кулуар около 20 градусов длиной 200 м. Ледник Химса – плоский, без трещин, уклон 50м/400м или около 7 градусов (по анализу трека предшественников). После спуска с перевальной перемычки – движение по леднику с тем же уклоном, затем по морене ледника. Страховка не требуется. Таким образом, на основании правил классификации [6] последние два перевала могут быть классифицированы как 1А к.т. Следует обратить внимание на небольшие разногласия в географических названиях. В [1], как было сказано выше, есть разногласия относительно высоты и названия высшей точки Бзыбского хребта. Вершина Химса имеет высоту 3033 и расположена на южглм гребне ледника Химса, вершина Капышистра (3136) – в северном гребне. Также в [1] перепутаны названия озер Мцра и Анна. Руководствоваться следует картой генштаба. Келасурская тропа – устойчивое наименование тропы по водоразделу р. Сханач и р. Келасури. Также есть путаница с названиями рек в районе пер. Химса. Реку Химса, текущую с одноименного перевала часто именуют р. Убыш, то же название встречается для р. Кубыш, стекающей в сторону р. Бзыбь с лед. Химса. Озера Мцра и Анна вместе называют Чедымскими озерами. Место слияния Восточной и Западной Гумисты – Двуречье. Река Сханач в отчетах встречается под названием Схапач – на сканах генштабовских карт название плохо читаемо. При планировании графика движения на маршруте следует заложить побольше запасных дней. Важно учесть, большие наборы высот при заброске на ледник Химса, небольшую скорость передвижения по альпике, погоду. В отчете [3] например погода и потеря времени на ориентирование привели к тому, что для прохождения всей озерной части не хватило всего одного дня и от этой части пришлось отказаться полностью. В то же время избыточные запасные дни можно провести на море. Распорядок дня следует планировать с учетом времени восхода (около 05:00) и захода солнца (около 19:30). Темнеет очень быстро. Можно делать длительный перерыв на обед на время пика жары днем. При организации похода закупку продуктов и их упаковку лучше сделать до отъезда для экономии времени. При прохождении маршрута рекомендуется использовать газ или бензин. Дрова доступны только в зоне леса, т.е. первый и последний ходовой день. Высокая сырость делает процесс разведения костра достаточно сложным. Приобрести туристические баллоны можно в Сочи. О резервировании газа с магазином можно договориться заранее. Контакты приведены в разделе Важные и полезные сведения, контакты адреса . Необходимо созвониться с МЧС республики Абхазия (см. там же) и уточнить время работы штаба в Сухуме, куда следует заехать перед выходом на маршрут. Проблем с регистрацией не возникает: переписывают данные из маршрутной книжки, делают в ней отметку о принятии на учет. В Интернете попадалась информация о необходимости регистрации через Министерство туризма республики Абхазия. Делать этого не рекомендую. Несколько раз просили перезвонить по разным номерам, пока нашли человека, который понял о чем вообще идет речь, в итоге запросили кучу избыточной информации, и активно пытались навязать проводника, отказываясь без этого выпускать в горы. Понятно, что предлагается обеспечить его едой, снаряжением и зарплатой из средств группы. Для ориентирования на маршруте очень рекомендуется использовать GPS-навигатор. Во-первых, как было указано в отчетах, во многих местах в лесу от основной охотничьей тропы ответвляются медвежьи тропы, резко пропадающие уже через несколько десятков метров. Во-вторых, существенно упрощается ориентирование на бараньих лбах. Необходимо запастись соответствующим комплектом запасных батареек (у нас уходил 1 комплект на 1 сутки). Для навигации были подготовлены карты Генштаба масштаба 1 см : 500 м (удобно выгружать их для печати из программы SAS Planet), растровая карта для Garmin с горизонталями на основании данных OpenStreetMap (там же) и треки отчетов [2-4]. Для треков важно проверить, что прибор их правильно воспроизводит – Garmin не умеет открывать трек длиной более 10000 точек. Т.к. на маршруте много бродов, можно взять с собой бродные тапочки – всем известные тапки из черного вспененного ПВХ с привязанными веревками для фиксации на щиколотке. Весит грамм 150, зато не придется ходить в мокрых кроссовках. Спасаться от гнуса поможет ДЭТА (Off-экстрим) и накомарники. Дикий отдых в палатках на море не рекомендуется. Говорят, бывают конфликтные ситуации с местными [2]. Для пляжного отдыха можно порекомендовать Пицунду. Валюта на территории Абхазии – Российский рубль. Время совпадает с московским. Варианты подъезда и отъезда Заброска Заброска к началу пешей части маршрута, а также отъезд осуществляется из Сухума. Вариант 1: В настоящее время существует прямое железнодорожное сообщение между Москвой и столицей Абхазии. Поезд из Москвы отправляется с Казанского вокзала в 19:50. Время в пути составляет 1 день 15 часов. В Сухум прибывает в 10:24 через день. Обратный поезд также ходит по нечетным числам. Выходит из Сухума в 14:00. В Москву прибывает 4:52. Время следования почти тоже – 1 сутки 14 часов. Цена билета в плацкарте одну сторону приблизительно 3 тысячи рублей. Вариант 2: Мы воспользовались более быстрым и удобным (но и более дорогим) способом. Из Москвы самолетом летели до Сочи. В сезон рейсов очень много. Билет при покупке заранее обойдется в 5-6 тысяч рублей в одном направлении. За месяц до отъезда билеты туда-обратно обошлись нам в 19,5 тыс. руб. Хочется отметить, что эксперимент с полетом авиакомпанией Победа оказался удачным. Единственное, нужно учесть два обстоятельства: весь багаж оплачивается отдельно и огромные очереди на регистрацию, так что приезжать в аэропорт стоит часа за 3 до вылета. Т.к. наш самолет прилетал поздно вечером (около 23:00) и нам требовалось закупить газ, было решено остановиться в Сочи на ночь. Самым удобным вариантом размещения был хостел Nice Sochi (400 рублей за ночь). Рядом находится большой продуктовый магазин Магнит и неплохая столовая в соседнем доме, от магазинов со снаряжением и пиротехникой и от автовокзала - несколько остановок на автобусе. Забронировать места можно по ссылке: http://www.booking.com/hotel/ru/nice-hostel-sochi.ru.html. В дневное время дорога на автобусе от аэропорта может занять значительное время из-за пробок, а в ночное время автобусы не ходят, поэтому рекомендуется воспользоваться такси. Главное – заказать заранее до вылета. Цена 1000 рублей, на четверых выходит недорого. От хостела мы добрались до железнодорожного вокзала Большого Сочи городским автобусом. Номера маршрутов лучше уточнять на месте. От вокзала ходят автобусы и маршрутки до погранпоста Псоу. Также стоят зазывалы частных таксисов. Цена у них относительно небольшая. Автобус стоит около 80 рублей с человека и столько же за багаж. Итого с четверых 640 рублей. С бомбилой сторговались за 800 рублей. Разница компенсирует скорость доставки. Прибавившихся седых волос от местного стиля вождения не компенсирует ничего. Погранпост работает круглосуточно, однако этот момент стоит уточнить дополнительно перед отъездом. Переход погранпоста может занять значительное время. Большие очереди в летнее время отнимают около одного-двух часов. Сразу за погранпостом можно купить SIM-карты местных операторов. Чуть дальше расположена стоянка маршруток, которые отправляются по заполнению (еще 1000 рублей за четверых с рюкзаками). Приятный бонус – Duty Free на нейтральной полосе. Вариант 3: Также можно воспользоваться комбинированным способом: поездом приехать в Сочи и затем доехать до Сухума маршрутками. Получается немного дешевле прямого поезда. Маршрутка приезжает в Сухум на ЖД вокзал. Оттуда нас забрал УАЗ, с которым договаривались из Москвы. Стоимость заброски джипом сильно различается – от 3 до 10 тысяч рублей. В нашем случае стоимость была 4 тыс, но нам удалось проехать около 5 лишних километров практически до конца проезжаемой дороги и сэкономить время. Многие водители не едут дальше пасеки (бывш. поселок Келасури западнее Аблухвары), однако наш джиппер очень кстати хотел опробовать новую резину. По пути важно заехать в МЧС и встать на учет по адресу г. Сухум, ул. Конфедератов, 12. До выхода на маршрут из Cухума получилось около 50 км (по GPS) и 2 часа (по времени) . Обратная дорога. Конец маршрута расположен на 2-ом участке Сухум ГЭС. Туда подходит автомобильная дорога, правда не очень подходящая для легковых машин. Мы договаривались с тем же водителем, который отвозил нас на маршрут за ту же сумму. В этом месте достаточно уверенно ловит мобильная связь, так что можно заранее с перевала Герванта предварительно договориться об отъезде и окончательно подтвердить уже с ГЭС. Ехать до Сухума около часа. Важно при звонке уточнить и переспросить про номер участка ГЭС. В нескольких отчетах, как и в нашем случае, водители путают участки. Можно уточнить, что Там, где платины нет и что забирать нужно с Западной Гумисты. Ехать около 30 км и чуть больше часа. В принципе, это расстояние можно пройти пешком по дороге. Из Сухума с ЖД вокзала регулярно отправляются маршрутки до погранпоста Псоу. От Псоу в аэропорт ездят маршрутные такси по наполению. Берут дорого, но улетали мы поздно, и разыскивать автобусы желания уже не было. Можно на несколько дней остаться на побережье Абхазии. Связь на маршруте На территории Абхазии работают два оператора: Аквафон и А-Мобайл. Базовые станции в основном рассчитаны на работу вдоль побережья, поэтому в горах прием очень неустойчивый и рекомендуется приобрести SIM-карты обоих операторов. Фактически, за время маршрута удалось поймать связь только дважды: при подъеме на Келасурскую тропу и на перевале Герванта в самом конце, то есть там, где есть прямая видимость до моря. На СухумГЭС связь есть, но нестабильная. В остальных местах телефон определяет отголоски Грузинских и Турецких сетей, но уровень сигнала для звонков в рамках роуминга недостаточный. Телефон показывает возможность экстренных вызовов, но мы не проверяли. Цена минуты разговора при звонках в Россию около 10 рублей, что значительно ниже роуминга российских операторов. Важные и полезные сведения, контакты адреса МЧС Республики Абхазия Адрес: г. Сухум, ул. Конфедератов, 12 Тел.: +7-840-229-75-57, +7-840-226-30-49 Время работы: 10:00 – 18:00 (уточнить при организации похода) Такси в Сочи Тел.: +7 918 915-62-76 Хостел в Сочи Nice hostel Адрес: г. Сочи, Виноградный переулок, 2а Сайт: http://www.nicehostels.ru/sochi_per_vinogradnyi_2-a/ Забронировать номер: http://www.booking.com/hotel/ru/nice-hostel-sochi.ru.html Магазин туристического снаряжения Активный отдых в Сочи Можно заранее уточнить наличие газа и забронировать необходимое количество баллонов. Удобнее это делать через VK. Адрес: г. Сочи ул. Роз 67 Тел.: +7 - 862 264-64-72 , +7 (989) 123-07-07 Сайт: http://www.picksport.ru/ VK: https://vk.com/activeotdblx Магазин фейрверков и пиротехники: Адрес: Сочи г., микрорайон Центральный, ул. Горького, 62 Джипы для заброски и отъезда Тел.: Сепо: +7 940 733-18-21 Его брат (наш водитель): +7 940 710-05-59 Гостевой дом в Сухуме Адрес: г.Сухум, ул. Имама Шамиля, 62 Можно договориться через водителя джипа. Нам честно говоря не очень понравился, однако не очень хотелось тратить время вечером на поиск жилья. Мини-Отель Лерэс в Пицунде Адрес: Пицунда Цитрусовый совхоз Бронирование: http://www.booking.com/hotel/xa/inn-leres.ru.html Объекты на карте: Большой Сочи
Сухум
Пицунда
График движения заявленный
* р. Чха – приток Вост. Гумисты. Уточнение по сравнению с заявленным планом в м/к Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты В силу сложности передвижения по травянистым склонам и субтропическому лесу и малого количества троп, особенно в аварийной ситуации, маршруты аварийного схода и запасные варианты в целом повторяют треки различных групп, проходивших отдельные участки данного маршрута. Данные треки в основном совпадают с тропами местных охотников. До перевала Химса Ледовый Основной, а также в случае невозможности его прохождения возможен возврат в течение приблизительно одного-двух дней до места заброски. Связь есть на месте выхода на Келасурскую тропу, на Амткеле (см. зоны покрытия сайтах операторов) и на дороге в сторону Сухума. После прохождения перевала Химса Ледовый Основной не стоит уходить по долине реки Кубыш и Химса в сторону р. Бзыбь. В этих местах нет дорог, троп и людей. Выход вдоль Бзыби невозможен, т.к. она течет вдоль Бзыбского хребта в сторону озера Рица (несколько десятков км). Единственный поселок Псху является исключительно труднодоступным. Рекомендуется движение через перевал Химса (н/к) и Уим (н/к) в сторону 1-го участка Сухум ГЭС. Данный вариант потребует для спуска 1-2 дня. На обзорной карте маршрута обозначен синей линией. Этот же вариант рекомендуется в случае невозможности прохождения пер. Поперечный. После прохождения пер. Поперечный возможно движение как дальше по маршруту, так и возвращение через пер. Химса и Уим. По трудозатратам и сложности данные варианты практически равносильны. График движения пройденный
* До скобок – наши данные высоты по GPS (совпадают с данными из треков отчетов [2-4]). В скобках – по классификатору и описаниям. Изменения маршрута и графика движения
Описание прохождения
Вечером 3 августа вылетели из Москвы в Сочи. На такси доехали в хостел. Утром закупили газ и петарды. Оба магазина расположены около ЖД вокзала, откуда можно уехать на границу. На остановке автобуса нам посоветовали ехать на частном такси. При цене автобуса около 100 рублей, с нас обещали взять за багаж как за полное место, так что уехать за 800 рублей прямо сейчас на микроавтобусе было вполне разумно. Правда это или нет, мы не проверили, зато в пробке почти не стояли. С миллионом нарушений ПДД где-то за час нас довезли до погранперехода Псоу. На границе потратили еще около часа. Говорят, что очереди в сезон бывают длиннее и прохождение границы может занимать до 2 часов. На Абхазской стороне сразу после погранперехода находится конечная станция маршруток, идущих в любой из городов. Отходят по наполнению, так что долго ждать не приходится. Здесь же купили местные SIM карты. До ЖД вокзала Сухума доехали часа за полтора. Почти сразу нас забрал УАЗ. По пути заехали в МЧС, встали на учет и в 15:30 выехали на маршрут. После поворота с Военно-Сухумской дороги в Цебельде (село Цабал) дорога постепенно становится все хуже и хуже, т.к. выше населенных сел нет, и она используется в основном для перевозки леса. Джип проходит без проблем. В бывшем поселке Аблухвара дорога раздваивается: на восток, в сторону бывшей Азанты и озера Амткел, и на запад к заброшенному селу Келасури и пасеке. Машина могла бы завезти почти до самого озера. Там мы бы были около 6-6:30 вечера, т.е. почти в сумерках, и пришлось бы оставаться ночевать, а на следующий день идти пешком обратно около 7 км до развилки и еще 4-5 до пасеки, в итоге – потерять почти целый ходовой день. Был вариант остановиться на хуторе (пацхе) в Аблухваре и сходить до озера налегке на следующий день. Тут, судя по отчетам, есть несколько постоянно живущих местных, у которых есть УАЗ, но сами мы никого не видели. Ждать пока туристы изучают красоты или ехать второй раз они не любят [3], так что опять же пришлось бы идти пешком. С другой стороны, судя по фотографиям последних лет, озеро сильно обмелело и по сравнению с Чедымскими озерами особой красотой не блещет. Взвесив за и против решили, что лишний день будет совсем не лишним, на море хочется, а при большом желании можно будет поехать потом на Рицу, попросили повернуть на пасеку. Пожалели только о том, что не увидели древний дольмен на Амткеле. Впрочем, в интернете его фотографий достаточно. Дорога проходит через впечатляющий Чертов мост. Небольшой ручей, явно становящийся бурной рекой в дождь, пробил себе узкую теснину. Ее ширина – метра 3-4, а вот глубина несколько десятков метров. Через нее перекинуто несколько балок с бревнами. Дух захватывает. Большинство водителей доезжают только до пасеки около Чертового моста, ссылаясь на то, что дальше дорога хуже и развернуться будет негде. Нам очень повезло – наш водитель (к несчастью не запомнил его имени) был согласен ехать настолько далеко, насколько сможет. В итоге выбрали более-менее удобное место для разворота, и, посмеявшись, что нам и пешком походить надо, а то что за спортивный поход на УАЗе получается, выгрузились. В принципе, как стало ясно на следующий день, можно было бы проехать еще километр-два, но в этот момент навстречу ехали охотники на двух машинах, а разъезд на этой дороге достаточно сильно затруднен. На прощание водитель подарил нам пол-литра самодельной чачи. Решено было пройти немного вперед по дороге и встать на ночевку. Приблизительно через полтора километра прошли мимо небольшого ручья, пересекающего дорогу, а еще через сотню метров нашлась ровная площадка метров в 5 шириной на обочине дороги. На развилке по пути стоит уходить правее. Левое ответвление видимо спускается к реке.
Встали около 7, вышли в 8:30. Достаточно скоро на дороге попались УАЗы охотников и завал - река Бол. Дзокия пробила себе путь поперек дороги. Дальше проехать невозможно, дорога идет через лес и понемногу зарастает, но через растительность идет хорошо видимая тропа. Идется в целом комфортно, кроме попадающихся периодически лиан ежевики, путающих ноги, проблем нет. Тропа пересекает несколько ручьев, так что и с водой также проблем нет. Броды не глубже 20-30 см с теплой водой. После реки Малый Сханач попадается кладбище техники, использовавшейся на строительстве дороги, а чуть дальше брошенный ЗИЛ (фото 1.2), про который упоминается во всех отчетах – впечатляет, полная победа природы над цивилизацией. За бульдозером (еще чуть дальше) дорога окончательно становится тропой – дальше ее построить не успели. Нужно быть аккуратным с ориентированием. Более очевидная тропа (медвежья?) уходит левее. Правая, нужная, читается хуже. Приблизительно через полкилометра расположен прижим (фото 1.3) – выход наклонной скалы, по которой течет ручей. Очень скользко, а внизу – каньон этой речки и метров 10 свободного полета. Решили подстраховаться перилами. Пока возились с веревкой навстречу прошли охотники. Это были последние встреченные люди за следующие почти две недели. Расспросили у них про медведей и мины. Они заверили, что беспокоиться не стоит, мин нет – сами ходят регулярно тут и по Келасурской тропе. После прижима попадается еще один водопад. На этот раз вода падает каплями, как душ. К часу дня добрались до р. Сханач (Большой Сханач). С тропинки хорошо виден мост (фото 1.4). Пройти по нему можно, но вот куда тропа идет дальше большой вопрос: то ли не нашли, то ли какой-то обвал случился. Если вернуться немного от моста, можно обнаружить не очень заметную тропу (около 50 метров выше моста), которая выводит к броду выше по течению (Фото 1.5,1.6). Тут остановились на обед и искупаться. Брод также неглубокий. Тропа после брода резко поднимается наверх и идет метрах в 50 выше реки. Попадаются перекрывающие тропу деревья. В Схапач впадает несколько ручьев. Их долины зарастают высокой травой и не всегда очевидно, как идет тропа дальше. Ориентиром к скорой стоянке служит то, что тропа огибает ущелье небольшого ручейка с глинистым склоном (фото 1.7, взято из отчета [3], сейчас тропа нахожена гораздо сильнее – натоптана полка приблизительно в полметра шириной, проблем для прохождения не представляет), а затем выходит на поляну заросшую папоротником (фото 1.8). Тут находится охотничий балаган и начинается подъем на водораздел. Здесь и встали на ночевку. Пытаться дойти до старой советской тропы (дальше вдоль Сханача) не стоит – дальше все заросло и завалено деревьями. Ходить за водой на ручей, который чуть раньше по тропе, лучше вдвоем и внимательно – по тропе ходят медведи, встреча может стать неожиданной, а разойтись проблематично.
Фото 1.1 Долина реки Келасури. Вид с тропы вверх от р. Мал Дзокия.
Фото 1.2. Брошенная техника. Справа внизу хорошо видна тропа.
Фото 1.3. Наклонный прижим (после прохождения).
Фото 1.4. Мост через Сханач.
Фото 1.5. Глубина брода р. Сханач
Фото 1.6 Тропа после брода.
Фото 1.7 Глинистый склон перед стоянкой. Фото из [3].
Фото 1.8. Папоротниковая поляна около балагана. Вид от стоянки 2.
Сложность этого дня состояла в двух вещах: предстояло набрать около километра высоты и в течение всего дня не ожидалось родников или ручьев. Воду взяли с собой, около 8 литров. Лучше еще больше – из-за жары воды уходит много. Вышли в 9. Подъем на хребет начинается от выхода тропы на папоротниковую поляну (фото 1.7 предыдущего дня). Тропа читается хорошо, однако петляет между рододендронами. Набор высоты очень резкий, много отдыхали. К 12 дня набрали около 500 метров до выхода на старую туристическою тропу и устроили большой привал. При движении на спуск при прохождении маршрута в обратном направлении важно не пропустить это место. Ориентиры хорошо описаны в [3]. Затем тропа идет по основному гребню, начинается буковый лес с красивыми видами на окружающие горы. Практически на всех деревьях вырезаны надписи (фото 2.1), своеобразная летопись туризма разных лет. После выхода из зоны леса (высота 2000 м) устроили обед. Хорошо передохнув, двинулись дальше вверх, и вышли на гребень. Поначалу тропа затеряна в разнотравье. Выручило то, что кто-то (возможно встреченные охотники) прошли тут чуть раньше нас. Потом – идет строго по гребню и хорошо видна издали (фото 2.2, 2.3). Когда вышли на самый гребень, около тропы увидели кучку бело-черных вешек Halo Trust, значит нужно быть аккуратнее. Изредка такие вешки попадаются в траве и дальше. С тропы открываются очень красивые виды в сторону Химсы и Ачадары. Гребень неровный (фото 2.2, 2.3), с локальными вершинками. К 18:00 подошли под одну из них (фото 2.4). По треку предшественников нужно было бы идти через нее, значит набрать еще около 100 метров, но воды оставалось около 2 литров, а до темноты всего около 2 часов. Решили не тратить лишних сил и времени и начать спускаться от этой точки. Спуск не очень приятный – познакомились с альпикой (фото 2.5). Высокая, до 1-1.5 м высотой трава, растущая на каменной осыпи. Камни под травой влажные. Идти нужно очень осторожно. К темноте спустились до более-менее ровной полянки на границе леса. Воду не нашли, так что пришлось растянуть остаток на 2 раза – сварили макароны с чаем, и по полкружки чая на утро и на вечер.
Фото 2.1. Надписи на деревьях около тропы
Фото 2.2. Вид на Келасурскую тропу, долину р. Келасури и массив Химса
Фото 2.3. Вид на Келасурскую тропу
Фото 2.4. Начало спуска с Келасурской тропы
Фото 2.5. Альпика на спуске.
Встали пораньше, вышли в 7:40. Сразу за стоянкой начинается долина сухого ручья (фото 3.2). Начали спускаться по ней, но достаточно быстро ручей вывел на сброс, состоящий из нескольких ступеней покатых камней метра по 3-4, и дальше он не просматривался. Решено было не рисковать. Поднялись чуть выше и перешли на соседнее русло (фото 3.3). Разведка показала, что на этом ручье также есть сброс, но из одной ступени, которую можно обойти по травянистому левому борту, а затем открывается прямая видимость на реку. Этим спуском незадолго до нас пользовался медведь, судя по нескольким кучам. Рюкзаки спустили на веревке прямо по сбросу (фото 3.4). Участники спускались по траве, на всякий случай с верхней страховкой (фото 3.5). Общее время спуска с тропы составило около 6 часов со спуском по уступу. В отчете [3] спуск занял 5 часов. У них также был участок спуска по ручью с уступами до 2 метров. В общем, есть ощущение, что оба варианта практически равноценны по трудозатратам. Как видно из карты наш вариант от стоянки до сброса повторяет старую тропу. Сейчас она не видна. Маршруты спуска приведены на фото 3.6. Устроили перерыв на полноценный завтрак, затем поднялись по долине около 1.5 км под водопад на Келасури (фото 3.7). Т.к. в предыдущие дни неплохо поработали, решено было отдохнуть и устроить полудневку. Нашли место для брода (левый берег реки покрыт труднопроходимым криволесьем, решено было идти по правому) и подходящее место для палаток. Тут нас первый раз по-настоящему атаковала мошка.
Фото 3.1 Вид от стоянки на долину р. Келасури.
Фото 3.2. Долина непроходимого ручья сразу за стоянкой.
Фото 3.3. Долина проходимого ручья (вид вверх).
Фото 3.4 Спуск рюкзаков с уступа.
Фото 3.5. Спуск участников по травянистому борту
Фото 3.6 Варианты спуска. Красный пунктир – непроходимый ручей, красный – вариант прохождения нашей группы, синий – вариант движения из [3] схематично.
Фото 3.7. Долина реки Келасури. Вид вверх.
Перешли р. Келасури (фото 4.1). Вода утром низкая, не больше, чем по колено. На всякий случай попросил подстраховать в берега веревкой, но это оказалось избыточным. Начали подниматься по правому берегу реки в обход водопада (фото 4.2). То, что вначале казалось низкой травой, оказалось альпикой (фото 4.3) выше двух метров, по которой пришлось пробивать тропу. Затем удалось выйти на русло сухого ручья (фото 4.3) и достаточно быстро, как по лестнице, набрать высоту. От ручья двигались по направлению к снежнику. Снега в этом году, видимо, было много. Снег лежит поперек всей долины, образуя мост через реку (фото 4.4). Т.к. толщина неизвестна, выходить на него не рекомендуется, однако очень удобно пройти по самому краю вдоль камней. Начиная от снежника, трава становится низкой и комфортной для ходьбы. Подошли почти под следующий снежник и перешли реку обратно на левый берег. Чуть дальше долина поворачивает почти на 90 градусов влево, там встали на обед (фото 4.6). После перерыва продолжили подъем. За уголом открывается совершенно сказочный вид (фото 4.7). Ледник лежит на почти вертикальном скальном постаменте, перекрывающем долину. По стене спадают несколько водопадов высотой несколько сотен метров. Чуть дальше расположен еще один снежник, за которым совершенно горизонтальная альпийская поляна. Ощущение такое, будто это огромный ухоженный сад камней. Подъем по ледник проходит по кулуару (фото 4.7, 4.8). Взлет достаточно крутой, но удобный для подъема. Сразу над ним – ровная площадка, с которой открывается прекрасный вид на водопады и долину (фото 4.9). От этого места до предполагаемой стоянки нужно было пройти еще около 500 м, но мы решили пожертвовать недопройденным маршрутом в пользу красоты. К тому же было неизвестно, есть ли при таком количестве снега место поставить палатки прямо под ледником, да и холоднее там должно было быть.
Фото 4.1. Брод через р. Келасури.
Фото 4.2. Маршрут обхода водопада.
Фото 4.3. Альпика, сухой ручей.
Фото 4.4. Снежный мост над водопадом.
Фото 4.5 Вид на долину р. Келасури вниз.
Фото 4.6. Поворот долины к леднику.
Фото 4.7. Вид стену ледника Химса из троговой долины, маршрут подъема.
Фото 4.8. Кулуар
Фото 4.9 Вид от стоянки на водопады.
Утром быстро перенесли лагерь ближе к леднику. Снега оказалось действительно много, но площадка на 2 палатки нашлась. Позавтракали и вышли в радиальный выход в сторону вершины Химса. Выход на ледник – по орографически левому берегу долины (фото 5.1). Далее проход по ледовой перемычке между долиной Келасури и локальным понижением ледника (фото 5.2). Перемычка широкая и плоская. Движение по леднику – вдоль минимальной крутизны, то есть вначале по направлению к скально-осыпной перемычке перевала Химса Ледовый основной, а затем вдоль скал в сторону пер. Химса Ледовый Южный. Поверхность ледника покрыта приблизительно 5 см подтаявшего снега с песком. Движение без кошек не представляет сложности, для освоения техники передвижения в связке, да и просто на всякий случай связались. Трещин на леднике не видели. На пер. Химса-основной заходить не стали – завтра через него идти. Поднялись к седловине пер. Химса Ледовый Южный (фото 5.3, 5.4, 5.5), На перевале нашли тур, без записки, зато с памятной табличкой (фото 5.7). Табличка примечательна тем, что на ней указана ошибочная информация о первопрохождении. Оценив возможность подъема и количество снега, решили двигаться обойдя скалу справа (с юга) по травяной полке (фото 5.7). Достигли локальной безымянной вершинки 2976. Отсюда открылся вид на вершину Химса (фото 5.8). Долго размышляли над маршрутом подъема. Под вершину можно подойти по гребню, а дальше – крутые бараньи лбы. Их ребро пересекает снежник, спадающий в обе стороны. Значит нужно уходить через большой снежник в середине склона правее и подниматься по правому гребню. Но снежник кажется очень крутым и требует как минимум кошек, как максимум полноценной страховки. В итоге от подъема на вершину решили отказаться, пообедали и выдвинулись в обратный путь. По пути видели странные отметины на камнях (фото 5.9). Где-то попадалась информация, что это следы ударов молний. Вечером на снежнике около лагеря устроили тренировку по самозадержанию.
Фото 5.1. Подъем от стоянки на ледник.
Фото 5.2. Маршрут движения по леднику.
Фото 5.3. Седловина перевала Химса Ледовый Южный.
Фото 5.4. Вид с перевала Химса Ледовый Южный на ледник.
Фото 5.5. Вид с перевала Химса Ледовый Южный на юг.
Фото 5.6. Памятная табличка на пер. Химса Ледовый Южный.
Фото 5.7. Выход с перевала на гребень (вид от тура).
Фото 5.8. Вид на вершину Химса с гребня.
Фото 5.9. Отметины от молний на камнях.
Перевал Химса Ледовый Основной
От стоянки подъем по осыпи на левом борту долины (фото 5.1)(+80м на 400м, средний уклон 11°), также как вчера. По леднику движение в сторону скальной перемычки (фото 6.1), являющейся продолжением хребта Капышистры, спадающей справа по ходу движения. Набор высоты по леднику 15 м на 300 м (средний уклон 3°). На всякий случай шли в связке. Еще +25м подъема на саму перемычку, покрытую каменной осыпью. На перевале долго искали тур, но так и не нашли, излазив буквально все окрестности. Возможно, если он там и был, то либо его растащило снегом, либо он находится где-то под ним (в самом низком месте перемычки лежал снежник). Выбрали хорошо заметное место чуть-чуть выше самого перевала, на скальной осыпи, сходящей с острой скалы справа по ходу движения, сложили свой турик, оставили записку (фото 6.3). На спуск вышли в 9:50. По леднику двигались в обход промоины (фото 6.4). Коренной голубой лед имеет неровную поверхность, нескользкий, сверху на нем много песка. Средний уклон около 5-6° (80м на 700м). Пока шли по леднику услышали, а потом и увидели горных козлов на склоне Капышистры. Налево, поперек ледника уходить не следует – с ледника кажется, что там может быть более легкий проход, но на самом деле он обрывается крутыми скалами (фото 6.4). В 10:30 вышли на морену (фото 6.6, 6.7). При движении по ней старались не терять высоты – долина чуть ниже перекрыта достаточно высоким валом, правда все равно ушли чуть ниже выхода льда. Там слегка подсыпает сверху некрупными камнями и лучше двигаться в касках. Вал оказался не просто осыпью, а огромным куском ледника, отделившимся от основной части (фото 6.8). Шли, прижимаясь правее под скалы, и к 13:00 вышли на траву. С этой точки открывается красивый вид на долину р. Кубыш (фото 6.9). Дальнейший спуск – вначале по крупной осыпи по правому борту долины (фото 6.10), затем вдоль реки по правому берегу сначала по альпике, а затем начинается криволесье. По пути находится красивый водопад (фото 6.11). Если по альпике получается двигаться медленно, то по криволесью – катастрофически медленно, тропы тут нет, так что спускаться очень непросто, приходится продираться через переплетающиеся ветви. Спуск отнял много сил, и к моменту, когда начало темнеть пришло понимание, что до слияния Кубыша и Химсы спуститься мы не успеем. На спуске достаточно непросто найти место для стоянки – везде трава, растущая на камнях и уклон. Повезло найти более-менее ровную поляну с большими лопухами и почти без камней (фото 6.12).
Фото 6.1 Движение по леднику до перевальной перемычки.
Фото 6.2 Вид с перевала в сторону реки Келасури.
Фото 6.3 Группа у тура.
Фото 6.4 Маршрут движения по леднику в сторону р. Кубыш.
Фото 6.5 Движение по леднику, вид в сторону перевала.
Фото 6.6 Морена ледника
Фото 6.7 Вид от вала на морену назад
Фото 6.8 Оторвавшаяся часть ледника образовала вал (вид назад).
Фото 6.9 Долина р. Кубыш. Слияние рек находится почти около маленького снежника.
Фото 6.10 Спуск
Фото 6.11 Водопад
Фото 6.12 Место ночевки
Утром продолжили спуск. Нам не хватило около часа, чтобы дойти до места брода через Кубыш (до самого слияния с Химсой идти смысла нет ). Впрочем, в темноте лезть через лес было бы слишком сложно, да просто травмоопасно. Перед бродом вышли на почти горизонтальную поляну, на которой было огромное количество медвежьих следов – мишки объедают тут малину, так что может и хорошо, что ночевали выше. Сам брод приблизительно по колено. От брода поднялись на невысокий поросший лесом хребтик, разделяющий реки Кубыш и Химсу. При подъеме попался большой бук с вырезанными надписями. Практически от выхода из леса удалось подсечь тропу, идущую вдоль реки. Ходят по ней нечасто, так что местами она теряется в альпике. Долина Химсы пологая, без леса (фото 7.1). Поднялись почти до водопада, перешли по камням реку, даже не разуваясь. Переправа расположена чуть выше огромной глыбы на берегу (фото 7.2). Затем поднялись метров на 150 вдоль леса в висячую долину над водопадом. Здесь расположена большая пастушья стоянка с оборудованным источником Ханум-Су (фото 7.3) и большим количеством ацангуаров (фото 7.4)– каменных загонов для скота. Стоит сказать, что эта стоянка одна из самых красивых, на которых приходилось ночевать. Вечером в гости из долины Бзыби пришли облака (фото 7.5), а ночью небо развиднелось и удалось посмотреть максимум метеорного потока Персеиды.
Фото 7.1 Долина реки Химса.
Фото 7.2 Водопад, ориентир брода.
Фото 7.3 Источник Ханум-Су
Фото 7.4 Ацангуары
Фото 7.5 Облака
Подъем под перевал прошли не спеша, часа за два (фото 8.1-5). По пути прошли выше большого безымянного озера, расположенного в плоской долинке над р. Химса. Под перевалом были в 11. Перевал Поперечный
Маршут подъема показан на фото 8.6. Поднимались под скалами слева по ходу движения, чтобы обойти снежник. Шли в касках, хотя вроде бы ничего не падает. Уклон по треку, полученный из отношения изменения высоты и пройденного расстояния получился 13°, фактически конечно немного больше, около 20°. Осыпь на подъеме крупная, удобная для подъема, не сползает. С подъема открывается вид на долину Кубыша (фото 8.7). Перевальное седло очень широкое. Спуск с перевала начинается через мини-перевал справа от скалы (фото 8.8). Уход левее скалы выводит на крутой кулуар со снежником (фото 8.9). Отсюда становится видно небольшое озеро (фото 8.10), лежащее ниже по течению от оз. Мцра. Дальнейший спуск идет по травянистому кулуару, а затем по полке на бараньих лбах (фото 8.11), плавно выводящей на осыпь. Встать решили сразу после спуска. Около озера находится удобная ровная площадка под палатки. Сходили на озеро Мцра (фото 8.12). Озеро лежит среди бараньих лбов, и, несмотря на конец лета, по нему плавают снежные айсберги.
Фото 8.1 Начало подъема от стоянки.
Фото 8.2 Вид в сторону перевала Химса с подъема.
Фото 8.3 Продолжение подъема.
Фото 8.4 Озеро в висячей долинке (вид в сторону стоянки).
Фото 8.5 Подход под перевал (вид назад от начала перевального взлета)
Фото 8.6 Кулуар перевала Поперечный со стороны р. Химса.
Фото 8.7 Вид на долину р.Кубыш с подъема на перевал Поперечный.
Фото 8.8 Перевальное седло.
Фото 8.9 Неверное начало спуска выводит на крутой кулуар.
Фото 8.10 Озеро ниже оз. Мцра
Фото 8.11 Маршрут спуска по лбам.
Фото 8.12 Озеро Мцра.
Утром еще раз сходили полюбоваться верхним озером (фото 9.1). На северной оконечности видели свежие следы медведя (фото 9.2). Спуск в долину Восточной Мцры начинается от небольшого озерца выше оз. Мцра и происходит по бараньим лбам (фото 9.3-4). Ходить по ним удобно, а вот с ориентированием надо быть внимательным. У нас был трек группы [4], но попытка выйти к реке чуть пораньше по плавному травянистому спуску вывела нас к непроходимому водопаду в узкой теснине (L-образный загиб на карте). Пришлось возвращаться. На фото 9.5 показан вид на массив бараньих лбов из долины р. Мцра. На рис 9.6 – наш трек для наглядности наложен на рельеф в Google Earth. После этого спуск идет по широкой пологой долине (фото 9.7-8). Идти очень комфортно, трава невысокая. Метров через 700 после слияния Восточной и Западной Мцры на реке находится красивый водопад Мцра (фото 9.9). Под водопадом находится огромная ванна с чистейшей водой. Остановились на обед и купание. После перешли вброд реку (по колено) и начали подниматься к озеру Мцра малое. От брода забирали правее (фото 9.10), затем подъем происходит по лбам (фото 9.11). Для наглядности также привожу маршрут подъема, наложенный на Google Earth (фото 9.12). Задача попасть между основным хребтом и локальной вершинкой. Далее траверсом прошли берег озера Малая Мцра (фото 9.13) и через перемычку Межозерную спустились по сухому ручью (фото 9.14) к озеру Анна. Удобная стоянка расположена между двумя скалами на другой стороне вытекающей из озера реки. Лучше ставиться чтуть под уклоном, но повыше. Другого удобного места на берегу нет, везде камни. На скале находится прекрасная смотровая площадка (фото 9.15). Под скалой на правом берегу реки лежит надувная лодка.
Фото 9.1 Озеро Мцра
Фото 9.2 Медвежьи следы
Фото 9.3 Бараньи лбы на спуске.
Фото 9.4 Бараньи лбы на спуске.
Фото 9.5 Вид на массив бараньих лбов.
Фото 9.6. Маршрут спуска, наложенный на рельеф в Google Earth.
Фото 9.7. Слияние рек З. и В. Мцра.
Фото 9.8. Вид назад на водопад от слияния рек.
Фото 9.9 Водопад Мцра
Фото 9.10 Начало подъема от брода
Фото 9.11 Вид на долину р. Мцра с бараньих лбов
Фото 9.12 Маршрут подъема, наложенный на рельеф в Google Earth.
Фото 9.13 Траверс берега оз. Мал. Мцра.
Фото 9.14 Спуск к оз. Анна
Фото 9.15 Вид на озеро со смотровой площадки на скале.
Ночью была сильная гроза с сильным ветром, которая не прекращалась до самого утра. Дождь продолжался весь день и прекратился только под вечер, так что поход на Малую Мцру и прогулка по Анне отменилась. Уровень воды в озере повысился где-то на полметра, так что чуть не подтопило палатки. Впрочем, свой плюс в этом был – можно было набрать воду для готовки прямо в тамбуре. В общем, отдыхали и отсыпались.
Пер. Мцра Западный
От стоянки перешли реку обратно и обогнули озеро по осыпному восточному берегу (фото 11.1). Подъем на перевал начали в 10. Маршрут подъема показан на фото 11.2.Перевал имеет две равнозначные седловины, как на подъем (фото 11.2), так и на спуск (фото 11.8). Тур расположен на северной (правой по ходу движения). На второй не смотрели, может и там есть. На седло вышли в 11:30 (фото 11.3,4,5). Спуск по крупной осыпи, по правой стороне долинки (фото 11.6,7 ). Сильно сбрасывать высоту и спускаться в долину Герванты (фото 11.9) и не хотели, однако до 2150м спуститься пришлось, чтобы обогнуть выходы лбов (фото 11.10). Ориентиром захода на перевал при прохождении в обратную сторону служит острый пик (фото 11.11), который обходится справа. Перевал, хотя и имеет 1А в классификаторе, по общему ощущению группы сложнее, чем Поперечный (по классификатору 1Б?). Так что противоречие классификации подтвердилось экспериментально. Обойдя гребень (фото 11.12), начали при первой же возможности снова набирать высоту вначале по траве, потом по крупной осыпи. (фото 11.12,13). К 18:00 вышли под перевал, оставив на завтра около 100 м подъема, нашли небольшую площадку, на которой можно поставить 2 палатки. Рядом есть вода.
Фото 11.1 Обходим озеро
Фото 11.2 Подъем на перевал Мцра Западный.
Фото 11.3 Седловна перевала со стороны оз. Анна.
Фото 11.4 Вид с перевала на оз. Анна
Фото 11.5 Вид с перевала в сторону р. Герванта
Фото 11.6 Осыпь на спуске
Фото 11.7 Осыпь на спуске. Вид вверх.
Фото 11.8 Вид на две седловины со стороны спуска
Фото 11.9 Вид на долину р. Герванта. Естественный портрет на склоне долины.
Фото 11.10 Выходы лбов
Фото 11.11 Пик – ориентир перевала.
Фото 11.12 Трек, наложенный на рельеф в Google Earth.
Фото 11.13 Начало подъема по траве.
Пер. Герванта
От стоянки подъем на перевал можно сделать несколькими способами (фото 12.1). Выбрали тот, что более прямой и буквально через полчаса вышли на перевальное седло (фото 12.2-4). Сам тур расположен чуть западнее точки выхода за скалой. Тут ловит связь, позвонили домой и договорились с машиной назавтра на 12 дня. Последнее было немного поспешно – море уже буквально видно, идти казалось бы всего ничего. На самом деле спуск занял больше времени, чем планировали. Спуск с перевала – по линии падения воды по травянистому склону (фото 12.4). Спустившись немного, вышли на ручей (фото 12.5), по которому удалось быстро сбросить высоту до долины. В долине пасутся лошади, значит ниже воду из реки без кипячения уже нельзя. Спускались правый берегом реки, постепенно начали появляться тропы. Чуть ниже расположен большой охотничий или пастуший балаган, после которого тропа становится очень хорошо натоптанной, и после перехода через реку входит в лес. Здесь уже попадаются надписи на деревьях и снова рододендроны. Главное – не терять тропу. В любой ситуации, когда есть сомнения лучше сходить на разведку – это поможет сэкономить силы и время. На переходе западного притока (там, где на карте трек в форме W и начало подъема на хребет Ашамгвара (водораздел рек Чха и Чедым)) набрали воды про запас. Дальше до самого Чедыма и Гумисты воды могло не быть. Сразу после перехода чуть не потеряли тропу. То ли она осыпалась, то ли разбита лошадьми, но поднимались по очень крутому каменному руслу какого-то ручейка. Благо наверху снова попали на тропу. Видимо, это какая-то срезка, удобная при спуске. Километра через полтора встретили группу, идущую на подъем. Первые люди за 13 дней! Недолго пообщались и побежали дальше. Ближе к выходу на хребтик пошел дождь, где-то наверху начало громыхать, а мы как раз проходили мимо совсем небольшого ручья. Решили встать здесь, а завтра встать очень рано, часа в 4 и как только рассветет добежать до ГЭС или, по крайней мере, до слияния Чедыма и Западной Гумисты, откуда вроде как должна ловить связь.
Фото 12.1 Маршрут подъема на перевал Герванта со стороны р. Герванта.
Фото 12.2 Перевальное седло пер. Герванта
Фото 12.3 Вид на долину р. Герванта и вер. Чедым
Фото 12.4 Вид на спуск, долину р. Чха, хр. Едыгез.
Фото 12.5 Травяной склон в начале спуска
Фото 12.6 Русло ручья на спуске.
Встали затемно, хорошенько заправились сладким и сухофруктами и побежали к машине. По гребню идет хорошая тропа, расчищенная встреченной вчера группой. Единственная сложность с ориентированием была на поляне после начала выраженного спуска – тропа уходит между близко стоящими елками (Поляна на карте, S-образный изгиб на треке). Приблизительно через километр начинается грейдерная дорога, спускающаяся серпантином к Чедыму. На единственном значительном перекрестке (точку не сохранил) ушли налево. На реке брод чуть ниже пояса. После него рекомендуется идти правой верхней дорогой – суше. Около слияния с Гумистой брод обратно. Тут уже напор воды посильнее, но можно найти неглубокий проход выше колена – ниже пояса. К 12 дня были на дороге вдоль Гумисты, а вот связи не было. Оставили рюкзаки и вдвоем с Сергеем налегке побежали на ГЭС. Теперь не было машины, но появилась связь у нас. У водителя связи не было, дозвонились до его брата. В общем, выяснилось, что, несмотря на все наши уточнения, он отправил водителя на 1-й участок ГЭС на Западную Гумисту. Отправили SMS водителю и пошли обратно. По пути от места, откуда ушли в разведку дорога дважды пересекает Гумисту. Броды также ниже пояса. К ГЭС все вместе спустились около 15:30. Решили пообедать и подумать, что делать дальше. История закончилась хорошо. Наш водитель поехал в сторону дома и решил завернуть и проверить-таки второй участок. По дороге ненадолго появилась связь и он получил наше SMS. Хороший парень, отнесся к ситуации с юмором. От ГЭС уехали в Сухум, по дороге через водителя договорились про гостевой дом, заехали в МЧС снялись с учета. Вечером немного погуляли по Сухуму, сходили на море, восполнили дефицит шашлыка в организме. 18-20 августа За время похода запасные дни мы так и не потратили, благо с погодой очень повезло, и единственный дождливый день попал на запланированную дневку. Так что остаток отпуска можно было отдохнуть на море. Артем решил уехать домой пораньше (личные обстоятельства, не связанные с походом). 18 августа погуляли по Сухуму, сходили в знаменитый обезьянник. Зрелище оказалось печальное и удручающее. Да и весь город производит не самое радужное впечатление – все никак не оправится от конфликта начала 90-х. По совету знакомых решили ехать в Пицунду. Забронировали гостиницу в Цитрусовом Совхозе (это около 4 км от шоссе на побережье и столько же до самой Пицунды) и уехали туда вечером. Приятное тихое место, хороший новый гостевой дом, цены небольшие, до моря около километра и в целом как-то тихо, без большого количества народа, что после похода очень неплохо. За следующие дни съездили в саму Пицунду, хорошенько искупались и погуляли по роще Пицундской сосны, в Новый Афон, сходили в пещеру и монастырь. 21-го вечером выехали домой. Перевальные записки Перавал Химса Ледовый Основной: тур не обнаружен. Перевал Химса Ледовый Южный: В туре записки не обнаружено. На фото памятная табличка в честь ошибочного непервопрохождения перевала.
GPS-координаты стоянок и важных точек
Материальное обеспечение Групповое снаряжение
Личное специальное снаряжение
Раскладка: 500 г в день на человека на 16 дней Вес рюкзаков на старте: М 28 кг, Ж 23 кг Расходы:
Заключение Поход оказался очень интересным, удивительно красивым, насыщенным и во многом особенным. Данный маршрут немного сложнее средней 1 к.с., однако позволяет увидеть огромное разнообразие форм рельефа и климатических зон, таким образом будет интересен новичкам в горном туризме, которые смогут получить хороший запас навыков для походов более высоких категорий. Район Бзыбского хребта привлекает своей малой посещаемостью и практически полным отсутствием людей, при этом позволяет раскрыть красоту Горной Абхазии. Все перевалы, пройденные на маршруте, соответствуют в настоящее время 1А к.т., прохождение не представляет особой сложности, нигде не требуется организация страховки. При планировании маршрута стоит учитывать ряд факторов, указанных выше в разделах Географическое положение района и Комментарии по планированию маршрута, среди которых особое внимание следует обратить на следующие:
Список литературы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||