Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном туристском походе 1 к.с. по Приэльбрусью, совершенном в период с 25.07 по 12.08 2016 года
1. Справочные сведения о маршруте1.1. Проводящая организация:Поход был совершен группой туристов клуба «Плющиха» (ЛКТ) г. Москвы. 1.2. Район проведения:Российская Федерация, республика Кабардино- Балкария, горный район Центральный Кавказ (Приэльбрусье, ущелье Шхельды, ущелье Адырсу, ущелье Адылсу). 1.3. Общие справочные сведения о маршруте
1.4. Подробная нитка маршрута.Заявленный маршрут: Пос. Эльбрус - а/л Шхельда - ночевки Аристова - а/л Эльбрус - д.р. Адылсу – «Спартаковские ночевки» - пер. Койавганауш (1А, 3500) - а/л Уллутау - д.р. Адырсу - пос. Верхний Баксан -д.р. Сылтрансу - оз. Сылтранкёль - пер. Сылтран (н/к, 3400) - д.р. Мукал - д.р. Мкяра - д.р. Субаши - пер. Джикаугенкёз (1А, 3520, рад.) - траверс пер. Субаши (3719) - в. Чаткара (3898 ) - пер. Ирикчат (3667) (1А) - д.р. Ирик - пос. Эльбрус Пройденный маршрут: Не отличается от заявленного. 1.6. Определяющие препятствия маршрута
1.7. Некатегорийные перевалы:
1.8.Список группы1.9. Список сокращений
2. Основной раздел2.1. Общая смысловая идея похода.Кавказ был выбран в первую очередь в силу следующих причин: район высокий, интересный, красивый и один из самых близких по расстоянию к Москве, на поезде ехать сутки. Общаться с местным населением, организовать заезд и выезд не представляет сложностей, т.к. это Россия. Общие финансовые затраты на дорогу и трансфер одни из самых низких по сравнению с другими горными областями, что было актуально для участников. Кавказ хорошо изучен и исхожен, есть большая база данных отчётов и описаний. Целью похода было знакомство с удивительными уголками природы Приэльбрусья, осмотр достопримечательностей, главными из которых являются реки, долины, хребты и озёра. В задачи похода входила техническая подготовка участников к походу второй категории сложности, а именно:
2.2. Прибытие на место. Отъезд. Регистрация.Мы добирались до г. Нальчик поездом № 062ЧА (Москва-Нальчик, отправление в 22-18, прибытие в 8-16, стоимость билета в плацкартный вагон – 3745 руб.). Обратно поездом № 061СА Нальчик-Москва (отправление в 19-20, прибытие в 05-23), стоимость билета та же. От г. Нальчик до пос. Эльбрус мы доехали на заказной газели за 3500 руб. Автобус заказали в туристической компании «Эльбрустурсервис» (г. Нальчик, тел. 8(8662) 40-57-40). Водитель по пути завез нас в магазин Открытый мир на проспекте Шогенцукова, где мы купили газ. От пос. Терскол до г. Нальчик ехали на Газели той же фирмы, за те же 3500 рублей. Ущелья Шхельда, Адылсу и Адырсу - приграничные зоны, для их посещения необходимо оформлять пропуска. Погранзастава находится в пос. Верх. Баксан, пограничные посты: в пос. Верх. Баксан после транспортного подъемника, в пос. Эльбрус немного не доходя до турбазы "Шхельда", в ущелье Шхельда у озера, на поляне «Зеленая гостиница» и – выше альплагеря Уллутау в сторону границы с Грузией (у моста через реку Уллутау). Пропуска мы заказывали через ту же фирму, что и транспорт, выслав на электронную почту фирмы ходатайства на выдачу индивидуальных пропусков, а так же оформленную маршрутную книжку и карту с маршрутом похода. Заявки на пропуска необходимо высылать, как минимум, за месяц до запланированной даты похода. Регистрировались мы в Поисково-спасательном отряде Кабардино-Балкарской республики МЧС России в а/л Шхельда, (тел. 8-(928)717-40-36). Если в а/л Шхельда помещение ПСО закрыто, надо обращаться в Терскол, в Эльбрусский ПСО, по тел.: 8-(8663)-87-14-89. По окончании похода сообщили по указанным телефонам. О выходе на маршрут и по окончании похода сообщали по СМС в туристский клуб «Плющиха» (ЛКТ) 2.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные вариантыМаршрут был разработан таким образом, что из любой точки маршрута был возможен выход по долинам рек Адырсу, Адылсу, Кыртык, Ирик в поселки Баксан и Эльбрус. В случае возникновения непредвиденных ситуаций выход к местам транспортной доступности возможен в течение (не более) 2-х ходовых дней. 2.4. Изменения маршрута и их причиныПройденный маршрут не отличался от заявленного. 2.5.График движения и высотный график2.5.1. График движения
Примечание: Высоты приводятся согласно данным GPS-навигатора. Величина суммарного набора/спуска и пройденное расстояние определялись по треку в программе Google Earth. Ежедневный график движения: 30-35 мин идем – 10-15 мин отдыхаем.
Итого прошли за поход с учетом коэффициента: 104,4*1,2 = 125,3 км 2.5.2. Высотный график
3. Техническое описание прохождения группой маршрута. Дневник похода.
Поезд прибыл в город Нальчик в 8.20 25 июля. На вокзале нас ждал водитель по предварительной договоренности с туристической компанией «Эльбрустурсервис». Закупив по дороге газ, к 12 часам мы прибыли в пос. Эльбрус. Машина идет 2,5 часа. Мы не планировали на первый день перехода, т.к. не знали, сколько времени уйдет у нас на закупки и общение с пограничниками и МЧС. Действительно, с оформлением документов мы провозились больше двух часов, остальная часть группы успела за это время сходить на разведку и обнаружить, что стоять у а/л «Шхельда» негде, надо дойти до а/л Эльбрус. Оба лагеря сейчас функционируют как турбазы и детские спортивные лагеря. Отнесли рюкзаки, устроили обед. Лагерь сразу ставить не стали, спрятали рюкзаки за камнями и устроили занятия в скальной лаборатории (рис. 1). Вечером дегустировали местную кухню в кафе «Альпинист».
Рис. 1. Тренировка у а/л Эльбрус
Спустились по тропе на дорогу, по которой вернулись к а/л «Шхельда». Тропа на ночевки Аристова начинается внутри лагеря, надо подняться по ступенькам и перелезть через забор (рис. 2-1). Идем вверх по левому берегу реки, тропа сразу забирает намного выше неё, утоптанная, единственная. Через 10 минут движения от «Шхельды» – неудобное место под 2 палатки, воды нет.
Через 1ч 10 мин ЧХВ – левый приток р. Шхельда, переправляемся по камням и бревнам (рис. 2-2). Еще минут через 7 – пограничный пост, обитаем пограничниками по выходным, есть источник и ручей, места под палатки, но, когда есть хозяева, стоять рядом могут не разрешить. Надо пройти еще 5 минут до озерца, там места под палатки. После озера тропа теряется в каменных завалах (рис.2-3), движемся по камням по маркировке турами, периодически появляются обрывки тропы. С непривычки теряем время на поиски пути. Через 2 ч 10 мин ЧХВ переходим рукав реки, наблюдаем большое количество притоков, водопады и ледник на другом берегу. ЧХВ 2 ч 45 мин – по каменистой морене преодолели взлет ледника, с этого момента река течет под мореной (рис. 2-4.). Поднялся ветер. Идем по нижней части левого берега морены, то выше, то ниже. Тропы нет, воды тоже, идем 1 ч 30 мин. Ледник сильно подтаял, вокруг провалы и грязные озерца. Ручей с ледника Ахсу промыл в Шхельдинском леднике огромную яму. Прямого подъема на морену Ахсу – нет. Поднимаемся левым склоном. Склон крутой (до 30-45°), сильно сыпучий (рис. 2-5). Подъем небольшой, ок. 100м по вертикали, но с непривычки отнимает остатки сил. Далее движемся траверсом к ручью, вытекающему из ледника, и вдоль ледника по морене еще 15 минут. За крутым конгломератным склоном - наши ночевки, но путь к ним – через понижение в этом склоне в конце долины. Внезапно нас накрывает туман. Видимость – 2 метра. Ровняем места под палатки. Решаем дойти завтра. Решение было не удобным, но верным, скоро начался дождь с грозой.
Рис. 2-4. Путь подъема на ледник.
Рис. 2-5. Крутой подъем.
На ближайшие 3 дня были запланированы тренировки. В эти дни установилась типичная для гор погода – утро холодное и ясное, к обеду набегали облака, к вечеру становилось совсем пасмурно с дождем. 27 июля вышли с места ночевки на морене Ахсу в 10 часов и за 1ч добрались до поляны ночевок Аристова. В этот день решили ограничиться занятиями на территории лагеря - разобрали и подогнали обвязки, поучились бухтовать веревки, повторили узлы (рис. 3-1), а также провели теоретические занятия по курсу начальной подготовки туристов. Были рассмотрены формы горного рельефа, тактика передвижения и методы страховки, применяемые для преодоления осыпных, травяных, снежных и ледовых склонов. 28 июля вышли на снежник на морене Ахсу. Там разобрали способы использования ледоруба и провели занятия по технике передвижения на снежном склоне, страховке, самостраховке и самозадержанию (рис. 3-2, 3-4). Во второй половине дня – занятия по оказанию первой помощи. 29 июля вышли на открытую часть ледника Ахсу и отработали передвижение по льду, движение в кошках, страховку с использованием ледобуров (рис. 3-3), а также провели занятие по работе в связках. Во второй половине дня поднялись к скалам непосредственно над поляной, там провели занятия по свободному лазанью и использованию естественных и искусственных точек страховки на скалах (рис. 3-5).
Рис. 3-1. Узлы
Рис. 3-2. Снег.
Рис. 3-3. На леднике
Рис. 3-4. Самозадержание
Рис. 3-5. Скалолазание
На этот день был запланирован и осуществлен спуск в а/л Эльбрус. Идем по пути подъема, поэтому пройденное расстояние не идет в зачет. По возвращении в альплагерь Эльбрус поставили палатки на старом месте (за оградой лагеря), чтобы избежать платы за место ночевки.
Рис. 6-1. Обратный путь
Рис. 6-2 р. Шхельда.
Вышли из лагеря Эльбрус в 7 утра, перешли автомобильный мост через Адыл-Су на правый берег. Далее по автомобильной дороге в течение часа дошли до лагеря «Джантуган» (рис. 7-1), одного из немногих действующих альплагерей. Сквозь лагерь проход закрыт, в обход вдоль реки идет тропа. За лагерем отличные места для стоянки. Тропа уходит в лес, траверсом по холму, сквозь заросли борщевика. Тропа пересекает ручьи, становится каменистой, идем по камням. Через 1 час ЧХВ от а/л пересекаем правый приток Адыл-Су по мостику. Сразу после моста тропа уходит на камни (рис 7-2), берег становится обрывистым, в наиболее сложных местах провешены перила из металлического троса, но они порваны, это может представлять сложность при плохих погодных условиях. Через 1 час 10 минут после притока выходим к переправе через Адыл-Су. Переправа представляет собой камни и натянутые стальные перила. Левый берег реки – песчаный пляж, потом он становится выше, тропа идет вверх. (рис 7-3) Делаем привал у большого камня с памятными табличками о погибших альпинистах (рис. 7-4). Поднимаемся по тропе в висячую долину, и идем до стоянок «Зеленой гостиницы». (ЧХВ от переправы – 40 минут). Рядом со стоянками – пост пограничников и гляциологическая станция. Проход далее без заранее заказанных пропусков запрещен. Стоянки – большая ровная поляна с ветрозащитными стенками, рядом с высокой скалой – источник. Мы собирались ночевать под перевалом на «Спартаковских ночевках», но явно собирается дождь, принимаем решение ставить лагерь. Успеваем встать почти посуху, начинается дождь, переходит в ливень и заканчивается только к 18 часам огненным закатом и ясным ночным небом (рис. 7-5).
Рис. 7-1. По дороге в Джантуган
Рис. 7-2. Тропа на камнях
Рис. 7-3 Переправа через Адыл-Су и плоский левый берег.
Рис. 7-4 Памятник и долина с домиком гляциологов
Рис. 7-5 Лагерь на поляне Зеленой гостиницы и млечный путь
Выход с поляны Зеленой гостиницы в 8-00. Прошли сквозь территорию гляциологической станции, перешли мост (Рис. 8-1). Идем по широкой висячей долине, из которой в хорошую погоду виден Эльбрус, по травянистому осыпному склону вверх по реке. Через 40 минут переправляемся через ручей, через час начинается крутой подъем по осыпи. Далее движемся по крутому травянисто-каменистому склону по хорошей тропе, которая хорошо просматривается на всем протяжении до снежника. Через 2 часа ЧХВ выходим на Спартаковские ночевки – выровненные каменистые площадки со стенками от ветра, рядом ручей. Отсюда виден путь на перевал Койавганауш и Койавганауш ложный. Движемся в направлении перевала по пологому (15°) снежнику, выходим периодически на морену посередине, срединный холм обходим справа (Рис. 8-2). Через 1ч 10 мин подошли к финальному взлету ограниченному слева разрушенными скалами. Взлет очень крутой (от 45° до 70°) вначале снежный, по нему поднимаемся без проблем, но далее из-за сильно стаявшего снежника оголился конгломерат, верхний слой которого пропитан водой и едет под ногами, создавая опасность камнепада, а внутри лед. Рекомендуем прижиматься к скалам слева, они сильно разрушены и крошатся, но подниматься по ним, где это возможно, проще (Рис. 8-3). Пройти можно либо выйдя рано утром в кошках (выходить надо засветло со Спартаковских ночевок), либо с рубкой нескольких ступеней по пути к скалам, как пришлось делать нам. Сложные осыпные участки проходятся по одному, что требует определенной подготовки от каждого члена группы. Кроме того, надо быть очень внимательным из-за камнепадов, особенно, если выше или ниже окажется другая группа, или стадо туров. Пережидать камнепады лучше за выступами скал, ближе к ложной седловине. Считаем, что необходимо пересмотреть сложность перевала до 1Б и не рекомендуем прохождение в качестве первого перевала для неопытной группы. После скал менее сложный траверс по средней осыпи до перевала (10 мин). Тур расположен слева у скал. Снята записка группы туристов из Минска от 25.07.16. (прил. 1) Они тоже просят отметить сложность перевала, как 1 Б. Седловина узкая, плоская, можно поставить палатку, но ветрено (Рис. 8-4). На перевале есть связь, по крайней мере МТС. Погода портится, наползают тучи, начинается дождь. Начинаем спуск по тропе, обходя слева крутой снежник без выката, спускающийся с перевала. Через 50 метров спуска, начинается «лифт» из мелкой осыпи, который, с небольшими перерывами за 45 мин «довозит» нас до ледника. Сбросили сразу 250 м. Спускаясь по осыпи надо быть осторожным, чтобы не спустить камни на товарищей или другую группу и не попасть на скальные сбросы. Дальнейший путь проходит по левому краю ледника, в обход зоны вспучивания, не прижимаясь к скалам, откуда падают камни (зачастую их сбрасывают козы). Когда из-под ледника показывается река, переходим по камням на ее левый берег, траверсируем небольшой снежник и поднимаемся на гребень морены (Рис. 8-5). Здесь тропа уже видна отчетливо. Спускаемся по гребню до травянистых площадок. (ЧХВ от перевала – 2 часа). Много мест для палаток, рядом река. Снова начинается дождь, ставим лагерь (Рис. 8-6).
Рис. 8-1 Мост через Адылсу
Рис. 8-2 Подъем
Рис 8-3 Финальный взлет
Рис 8-4 Перевал
Рис 8-5 Спуск по леднику и траверс склона
Рис. 8-6 Тропа на морене. Лагерь на травянистой площадке
Утром на стоянке паслось большое количество туров. Задерживаем выход из лагеря в связи с хорошей погодой, сушим вещи и палатки. Тропа от лагеря идет вдоль реки, потом река уходит круто вниз, образуя водопад, а тропа остается на травяном склоне, откуда потом спускается до самой Адырсу. Спуск крутой и глинистый и занимает 45 минут, хорошо, что не пошли накануне под дождем. В конце спуска места для отдыха под соснами. Идем вверх по долине к а/л Уллутау, пересекаем многочисленные ручьи. Долина широкая, красивая, на противоположном берегу реки – грунтовка, впереди массив Уллутау. Проходим до моста, переходим на правый берег. У моста пограничный пост, после очередной проверки документов идем вниз по дороге в лагерь. Стоянка в лагере стоит 200 руб. с человека, можно снять место в домике за 500. В стоимость входит: теплый душ по расписанию, медицинское обслуживание, выпускающая комиссия (для альпинистов). Есть столовая, клуб, настольный теннис, шахматы, спортивная площадка. В учебной части – мини-музей об истории лагеря. Еще – 2 кафе и небольшие магазины, но особенно рассчитывать на них не стоит. Остаток дня употребляем на душ и кафе.
Рис. 9-1 Туры.
Рис. 9-2 Тропа на склоне
Рис. 9-3 Тропа на склоне
Рис. 9-4 Долина с видом на Уллутау
Рис. 9-5 Переправы
Рис. 9-6 Мост через Адырсу
Рис. 9-7 Дневка в а/л Уллутау
Из Уллутау до пос. Верхний Баксан через лес по правому берегу реки идет грунтовая автомобильная дорога. В нижней части долины она пересекает реку по мосту, около моста расположен пограничный пост. Вскоре после моста река уходит в теснину, и падает красивым водопадом, а дорога заканчивается платным автомобильным подъемником. Для пешеходов рядом металлическая лестница. Стоимость подъемника – 500 рублей с машины. От подъемника идет асфальтированная дорога до трассы вдоль Баксана и в поселок В. Баксан. Внизу у подъемника – смотровая площадка и торговля сувенирами. Из Уллутау до трассы мы доехали на Газели хозяина кафе, который ехал за продуктами и подхватил нас почти у ворот лагеря. Дальше пошли сквозь поселок к серпантину дороги хорошо заметному на склоне долины. (Если смотреть на поселок – он слева). В пос. В. Баксан есть магазин, где можно пополнить запасы. Выходим на серпантин с желто-голубой разметкой Elbrus World Race. (Разметка будет сопровождать нас до самого Джикаугенкёза). В течение часа дорога идет по солнцу, потом начинается лес. В лесу есть места под палатки, но воды нет, зато есть коровы. Вода – слабый родник еще через 40 минут ЧХВ. Еще через 40 минут лес кончается, дорога переходит в тропу. В 100 м выше по тропе рядом с рекой места под палатки. Но удобнее перейти реку к пустому кошу и спуститься к деревьям, где есть стоянка с оборудованным кострищем, дровами и источником чистой воды. Хотим отметить, что в поселке обязательно запастись водой, т.к. идти по серпантину по жаре без достаточного количества воды тяжело.
Рис. 10-1 Дорога Уллутау – В. Баксан
Рис. 10-2 Вид с серпантина на долину Баксана
Рис. 10-3 Дорога в долине Сылтрансу
Рис. 10-4 Переправа через Сылтрансу, конец дороги. Через 200 м – места под палатки
Рис. 10-5 Ночевка у коша
Выход из лагеря в 7-00. Солнце. Движемся плавно вверх по правому берегу по маркированной тропе. Рельеф травянисто-каменистый, местами заросли колючек. (Рис. 11-1). Через 50 минут переходим реку по камням. Тропа становится круче, идет по курумнику (Рис. 11-2). Через 1ч 50 мин выходим к ночевкам «недотянувших»: места для палаток, вода. Озера отсюда не видно, оно скрыто моренным валом. Тропа идет вброд через реку, вытекающую из озера, и уходит вправо, поднимаясь через гребень. ЧХВ до озера: 2ч 50 мин. Ночевки чуть дальше вправо по берегу, хорошие места с каменными стенками (Рис. 11-3). Здесь же маркированная тропа дальше на перевал. Дошли во время, сухими. По традиции, как только поставили палатки, спустился туман и пошел дождь. Часа через два он закончился, и мы смогли погулять вокруг озера, понаблюдать за козами и красивой панорамой.
Рис. 11-1 Тропа по колючкам
Рис. 11-2 Курумник
Рис. 11-3 Ночевки на озере
Ясно. Начинаем движение к перевалу Сылтран по маркированной для EWR тропе. По травянисто-каменистому склону 25° вдоль ручья (рис. 12-1). Через 30 минут ручей кончается, в этом месте стоит табличка EWR «Последний забор воды» следующая вода – с той стороны перевала. До него всего 10 минут ходу. Седловина перевала широкая, плоская, есть места под палатки, но на них может быть сыро. Вода – под указателем, 10 минут назад. Тур справа по ходу, почти на склоне, высокий заметный (рис. 12-2). Начинаем спуск в долину реки Мукал по крутой заметной тропе на каменистой осыпи. Переправляемся по камням через ручьи, оставаясь на правом берегу Мукала (рис. 12-3). Через 1 ч 30 мин от перевала имеется площадка с местами под палатки, откуда видно место слияния рек Мукал и Мкяра. Сразу за площадкой начинается очень крутой спуск (рис. 12-4), может потребовать провешивания перил в дождь. Через 40 минут движения по травянистой тропе доходим до слияния рек Мкяра и Субаши (рис. 12-5). Мост через Кыртык ниже по течению напротив коша. На коше объявление о продаже айрана и творога, но хозяев нет и грязно. Рядом с мостом на правом берегу места под палатки, они заняты. Идем вверх по левому берегу Субаши, останавливаемся на травянистом склоне широкой долины. Место для лагеря неудобное – кочки, колючки, следы выпаса скота. Надо отметить, что можно двигаться по левому берегу Мукала (на рис. 12-6 видны обе тропы), но это потребует переправиться сначала через Мукал, потом через Мкяру, а потом перейти Субаши по почти разрушенному мосту. Реки быстрые и полноводные, мутные, наш путь показался оптимальным.
Рис. 12-1 Подъем на перевал Сылтран. Около снежника отчетливо видна тропа.
Рис. 12-2. На перевале Сылтран. Вид от тура.
Рис. 12-3 спуск с перевала Сылтран (в левом верхнем углу – перевал)
Рис. 12-4 Опасный спуск
Рис. 12-5. Слияние Мкяры и Мукала
Рис. 12-6. Слияние Мкяры и Мукала. Справа вверху видно слияние с Субаши, совсем в углу – мост через Кыртык.
Вниз вдоль левого берега реки Кыртык идет грунтовая дорога. Полушагом-полубегом за 45 минут спускаемся до подножия в. Уллукая (рис. 13-1). Гору узнать просто – она похожа на кошку, посередине склона на ней пещера (рис. 13-2). Обходим начало горы справа, по овечьим тропам мимо коша поднимаемся в распадок между скал. Проход перегорожен забором от овец, чабан просит запирать калитку, чтобы овцы не топтали источник нарзана. Тропа заросла крапивой и борщевиком. На высоте 2490 - источник нарзана (рис. 13-3), от него поднимаемся еще чуть выше по распадку и оттуда траверсом вдоль выемок в скале в главную пещеру (2610м), откуда открываются красивые виды (рис. 13-4). Спускаемся к подножию, огибаем соседнюю скалу справа, вверх по овечьим тропам поднимаемся до пологого гребня, идущего от впадения ручья Уллу-Ортокой в Кыртык. Тропы не нашли и пошли по травянистому гребню, ориентируясь на тур, как выяснилось промежуточный, сложен в 30 м ниже вершины, указывает направление (рис. 13-5). На вершине еще один тур, сняли записку группы туристов из г. Чебоксары от 09.05.2013. С вершины виден Эльбрус, на нем гроза, и хотя у нас пока солнце, мы спешим обратно, гроза движется в нашу сторону. Спускаемся к кошу, где чабаны угощают нас айраном (рис. 13-6). Путь от подножия до вершины и обратно занял 1 ч 40 мин. Отправляемся в лагерь. Вечером нас снова поливает (рис. 13-7).
Рис. 13-1. Вниз бегом по долине Кыртык.
Рис. 13-2. Уллукая
Рис. 13-3. Нарзан.
Рис. 13-4. Из пещеры
Рис. 13-5. Путь к вершине
Рис. 13-6. В коше
Рис. 13-7. Наш лагерь
Рис. 14-1. Висячая долина. На склоне видна дорога.
Рис. 14-2. Брод Субаши. По левому берегу Субаши поднимаемся по овечьим тропам в широкую, травянистую висячую долину (рис. 14-1). Чуть выше по склону – дорога к заброшенной шахте. Выходим на дорогу (снова маркировка EWR), идем по ней, пока дорога не поворачивает вправо и не уходит в соседнюю долину. Далее движемся по тропе, из склона сочится множество ручейков, идти неудобно, местность заболочена. Через 1 час 40 минут ЧХВ спускаемся к реке, следуя меткам. Место для брода неудобное, для гонки тут натягивают перила. Решаем не тратить время на организацию перильной переправы, продолжаем движение по коровьим тропам левого орографического берега. Через 40 минут река мельчает, дробится на русла, бродим ее без труда (рис. 14-2).
Рис. 14-3. Тропа после брода На правом берегу тропа удобнее (рис. 14-3). Через 50 минут переходим по камням приток, стекающий с ледника Субаши (рис. 14-4). Короткий крутой подъем заканчивается травянистой площадкой с местами под палатки (+ 20 минут). Оставляем рюкзаки и идем радиально к перевалу Джикаугенкез.
Рис. 14-4. Переправа через приток Трудности с ориентированием в связи с проведением EWR не возникло. Шли в основном по синим меткам. Перевал Джикаугенкез часто посещается туристскими группами, по долине к перевалу ведут хорошо натоптанные тропы, причем маркированная – не самая короткая. После первого снежника сходим с меток и идем правее в заморенный карман по одной из троп (рис. 14-5). В кармане есть места для палаток, ковер из ромашек и … пасущаяся корова! (следы ее копыт мы потом видели почти на перевале Субаши). Крутой подъем вверх по руслу ручья до воссоединения с маркированной тропой. Правее есть еще одно место для лагеря, откуда до перевала уже рукой подать. Сейчас оно занято коммерческой группой. По тропе еще один крутой подъем по камням, переваливаем отрог и выходим в небольшой цирк у перевала (рис. 14-6). С отрожка на перевал идем траверсом по слежавшейся сыпухе. ЧХВ от места, где оставили рюкзаки до перевала - 1час 10 минут. На седловине перевала – 1 место под палатку, но в случае необходимости ночлега у перевала, лучше остаться на месте коммерческой группы. Сняли записку ГБОУ СОШ № 79 г. Москвы от 05.08.16 с припиской сотрудников Альпиндустрии, обеспечивавших безопасность гонки EWR 06.08.16.
Рис. 14-5. Вид на путь подъема на Джикаугенкез. Первый снежник.
Рис. 14-6. Вид с отрожка на перевал Джикаугенкез Начинается дождь. Быстро фотографируемся и идем обратно (рис. 14-7, 14-8). Лагерь ближе к перевалу Субаши решили не переносить, на занятом нами месте есть высокий наклонный камень, обеспечивающий защиту кухни от дождя и ветра. Учитывая завтрашнюю погоду, выбор оказался правильным (рис. 14-9).
Рис. 14-7. На перевале Джикаугенкез
Рис. 14-8. На спуске с перевала
Рис. 14-9. Ночевка в верховьях Субаши
Утром туман, дождь. Выход на траверс невозможен. Остаемся на дневку по метеоусловиям. К часу дня дождь заканчивается, тучи поднимаются, туман рассеивается. Когда камни подсыхают, решаем провести разведку пути к нашему перевалу. Ищем тропу, проглядывая долину, выбирая лучший рельеф для прохождения с рюкзаками. Долину пересекает множество ручьев, рельеф – осыпь разного размера (от мелкой до чемоданника) и разной подвижности. Найдя русло ручья, предположительно текущего из снежника под перевалом Субаши, движемся вверх по его левому берегу. Облачность по-прежнему высокая, движемся дальше. Обходим снежник справа по ходу движения. Через 1 час 10 мин забрались на перевал, сняли записку семьи из Рязани. Сверху присмотрели более удобный способ подъема на хребет и путь траверса. Спуск по пути подъема. Назавтра назначаем «день Х». Если утром будет ясно – идем на траверс, если дождливо – спускаемся обратно в долину р. Кыртык в соответствии с запасным вариантом.
Рис. 15-1. Вид с перевала на долину Субаши
Рис. 15-2. Вид с перевала в сторону Эльбруса
Рис. 15-3. Предполагаемый путь траверса
Выход из лагеря в 7 утра. Поднимаемся вверх по россыпям морены (рис. 16-1), забирая правее, чем вчера. Доходим до снежника на склоне. Идем вверх по нему, насколько позволяет снег. Переходим со снежника по сыпухе на разрушенные скалы (рис. 16-2). С разрушенных скал есть варианта пути – левее на перевал Субаши, или прямо вверх на вершину Чаткара. С перевала в долину сползают облака, поэтому мы приняли решение начинать траверс непосредственно с вершины Чаткара. Идем вверх в направлении вершины. С разрушенных скал выходим на протяженный (500м) снежник, уклоном 20-30°, идем по нему в том же направлении (рис. 16-3). Вышли на гребень отрога, по которому дошли до вершины. Сняли записку альпиниста Донскова. ЧХВ до вершины – 2 часа 50 минут. Вершина представляет собой широкий купол, местами есть связь МТС, Билайн (рис. 16-4). С северной стороны вершины – снежный карниз. Сверху просматривается дальнейший путь. Погода портится, собираются облака. Спускаемся по северному склону и выходим на хребет Чаткара – Ирик-чат. Идем по осыпи, по снежнику, по разрушенным скалам, все время практически по гребню (рис. 16-5). Местами обходим скальные выходы слева по ходу движения. На высоте 3795 м осыпь под скальными выходами сильно подвижная и крутая, не пройти. Путь по скальному гребню опасен, особенно при порывистом ветре. Проходим скалы одновременным движением в связках. (рис. 16-6) Далее спускаемся по осыпи до перевала Ирик-Чат (рис. 16-7). ЧХВ от вершины до перевала 1 час 50 минут. Сняли записку ТК «Спутник» из г. Калининград. Седловина перевала широкая осыпная, есть места под палатки, но очень ветрено и грязно, видно, что перевал посещает много туристов. С северо-западной стороны с перевала спускается крутой закрытый ледник, с противоположной стороны перевал осыпной. С северной стороны открывается вид на долину Джикаугенкез с черной пирамидой пика Калицкого и ледовые поля Эльбруса. На западе - Восточная вершина Эльбруса, частично скрытая осыпным холмом, известным среди туристов как "Рыжий бугор". Под ним с юга в рантклюфте имеются более защищенные от ветра стоянки. Идем вдоль перевала по тропе за Рыжий Бугор, где с трудом находим незанятые места для палаток. В оставшееся время проводим ледовые занятия на ледовых полях в направлении Ачкерьякольского лавового потока. Ночью на стоянке сильный ветер (рис. 16-8).
Рис. 16-1. По осыпи к в. Чаткара
Рис. 16-2. К разрушенным скалам
Рис. 16-3. Путь по скалам и длинный снежник
Рис. 16-4. Вершина Чаткара
Рис. 16-5. Спуск по снежнику
Рис. 16-6. И по скальному гребню
Рис. 16-7. Перевал Ирик-Чат
Рис. 16-8. Ледовые поля и стоянка на Рыжем бугре
Спускаемся с перевала по тропе на старой осыпи и свежей плывущей морене, очень грязной и мокрой (рис. 17-1). Продолжаем движение вдоль левого берега Ирикчата по моренным валам, стараясь держаться тропы (рис. 17-2). Через 1 час 15 минут ЧХВ выходим на широкие луга, по которым идем до поворота реки на восток. Перед поворотом тропы ветвятся, затем река уходит в каньон, а тропы вновь собираются в одну заметную тропу, которая траверсом крутого склона левого берега Ирикчата спускается к кошу, стоящему на слиянии рек Ирик и Ирикчат (рис. 17-3). Сюда мы спускаемся еще через час. Хозяин коша угощает нас айраном. Здесь работает конный прокат, можно организовать доставку груза. Чуть ниже коша – многочисленные места для стоянок со следами недавних лавин. Дальше в поселок Эльбрус ведет натоптанная тропа по тому же левому берегу. (ЧХВ 1 час 10 минут) (рис. 17-4) После «песчаных замков», (рис. 17-5) чуть в стороне от тропы – источник нарзана. Отсюда уже виден поселок (рис. 17-6). Спускаемся, проходим на площадь с магазинами, где можно найти транспорт для выезда в цивилизацию. Наш поход закончен. В оставшийся запасной день мы отмоемся в душе и налюбуемся видами Эльбруса.
Рис. 17-1. Спуск по морене
Рис. 17-2. Долина Ирик-чата
Рис. 17-3. Крутой спуск к кошу
Рис. 17-4. Пробка из коров на тропе в пос. Эльбрус
Рис. 17-5. Песчаные замки
Рис. 17-6. Поселок Эльбрус 4. Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута.Маршрут был пройден с незначительными изменениями в установленные сроки. Единственное изменение маршрута - планировался траверс пер. Субаши – в. Чаткара – пер. Ирик-Чат, вместо него пройден траверс в. Чаткара – пер. Ирик-Чат. Перевал Субаши пройден радиально, днем ранее, в связи с погодными условиями. Данный маршрут красивый, интересный и полезный для начинающих туристов, так как позволяет столкнуться с разнообразными формами рельефа (снег, лед, трава, осыпь, скалы) и использовать технические приемы, отрабатываемые на тренировках (подъем и спуск по крутым осыпям, хождение в связках). Перевалы, которые прошли за время похода были очень не простые для перевалов категории 1А. Спуск с вершины Чаткара по гребню требует организации страховки в ветреную погоду, перевал Койавганауш технически ближе к 1Б. Кроме того, нужно быть готовым к постоянно меняющейся погоде. Близость к Эльбрусу тоже придает походу особую притягательность. В целом поход прошел удачно, без происшествий, все участники хорошо себя показали в техническом и психологическом плане и могут принимать участие в походах II категории сложности. Единственная рекомендация - более основательная общая физическая подготовка к следующим походам. 5. Дополнительные сведения о походе.5.1. Перевальные записки
5.2. Подробные карты
Трек 26-27.07.2016. Альплагерь Эльбрус – ночевка на морене л.Ахсу – ночевки Аристова
Трек 30.07.2016. Ночевки Аристова - Альплагерь Эльбрус
Трек 31.07.2016. Альплагерь Эльбрус – Поляна «Зеленая Гостиница»
Трек 01.08.2016. Поляна «Зеленая Гостиница» - Перевал Койавганауш – ночевки под перевалом со стороны Адырсу
Трек 02.08.2016. Ночевки под перевалом со стороны Адырсу – альплагерь Уллутау
Трек 03.08.2016. Пос. Верхний Баксан - Ночевки у коша на р. Сылтрансу
Трек 04.08.2016. Ночевки у коша на р. Сылтрансу – оз. Сылтранкёль
Трек 05.08.2016. Ночевки на оз. Сылтранкёль – перевал Сылтран – ночевка у слияния рек Субаши и Мкяра
Трек 06.08.2016. Ночевка у слияния рек Субаши и Мкяра – пещеры и вершина г.Уллукая
Трек 07.08.2016. Ночевка у слияния рек Субаши и Мкяра – ночевки в верховьях Субаши – пер. Джикаугенкёз (радиально)
Трек 08.08.2016. Ночевка в верховьях Субаши – пер. Субаши (радиально)
Трек 09.08.2016. Ночевка в верховьях Субаши – траверс в. Чаткара – пер. Ирикчат – ночевки на Рыжем бугре
Трек 10.08.2016. Ночевки на Рыжем бугре – долина реки Ирик – посёлок Эльбрус 5.3. Материальное оснащение группыСписок личного снаряжения
Список группового снаряжения
Газ
Брали с собой 2 мультитопливные горелки + 1 систему Fire-Maple FMS-X2 (http://www.fire-maple.ru/fire-maple-gorelki-gazovie-star-fms-x2-orange-FMS-X2/). Кроме того брали 2 куска базальтовой ткани, которые помогли Такой набор был обусловлен следующими обстоятельствами. 1. Газовые баллоны запрещено провозить в поезде, а поиск их в Нальчике или в Приэльбрусье мог занять много времени. Поэтому решили использовать именно мультитопливные горелки и, в крайнем случае, закупить вместо газа автомобильный бензин. Но, по опыту, бензин там не очень хорошего качества, и горелки часто приходится ремонтировать – поэтому пришлось взять 2 штуки. 2. Систему FMS-X2 планировали использовать для быстрого приготовления обеда «на ходу», а также на радиальных выходах. К соалению, эта система обеспечивает за раз только 1 литр кипятка, поэтому как основную на группу из 6 человек ее использовать проблемотично. Газ рассчитывали из расхода 1 баллон «дихлофос» в день (завтрак + ужин) + 2 запасных. На обед планировали использовать систему FMS-X2 Отыскать газовые баллоны в Нальчике оказалось очень сложно - за несколько дней до похода обзвонили все найденные телефоны спортивных магазинов, но нигде не нашли. Совершенно случайно в форму наткнулись на телефон небольшого магазина «Открытый мир» (+7 (8662) 77-38-81), в котором баллоны были, причем именно в нужном нам количестве. Магазин открывается в 10 утра, но мы договорились с менеджером магазина, что приедем к 9. В итоге все прошло успешно, скупили там все оставшиеся баллоны – как раз нужное нам количество. В ходе похода очень хорошо зарекомендовала себя базальтовая ткань. 1 кв.метр ее весит ок 250 грамм, но отлично экономит газ. В результате более трети полных баллонов мы привезли обратно в Нальчик. Их пришлось оставить на вокзале – охрана не пропустила. Последующий расчет показал расход около 30 гр на человека в день. Ремнабор
Практически все части из ремнабора были использованы в походе. Наибольшей популярностью пользовались бельевая веревка и дополнительные оттяжки для палаток и тента. Расчетная нагрузка
5.4 Карты и навигация В качестве навигатора использовался старый китайский смартфон «Jiayu G3». Такой выбор был обусловлен, в первую очередь, достаточно емким аккумулятором (3000mah, кроме того имелся запасной аккумулятор) и удобством подзарядки (от любого источника USB). Для подзарядки использовали солнечную панель на 7вт (https://www.tk-turin.ru/shop/getelement/soputstvuyuschie_tovary/solnechnaya_panel_7vt_034/), а также резервный источник Powerbank на 10000 mah. GPS сигнал хорошо ловился на всем маршруте даже в пасмурную погоду. В солнечную погоду на стоянках активно использовали солнечную панель, Powerbank оказался востребован только перед ключевым траверсом (из-за пасмурной погоды в предыдущие дни). В ходе подготовки к походу были собраны все доступные карты интересующего участка в программе SAS.Planet (http://www.sasgis.org/sasplaneta/). Эта программа удобна тем, что есть возможность скачать все необходимые карты для последующего использования без подключения к интернету. В этой же программе можно прорисовать трек будущего похода, а также распечатать необходимые участки в качестве бумажной копии. На смартфон была установлена программа SAS4Android (http://4pna.com/showthread.php?t=10614), которая использует скачанные карты и треки из программы SAS.Planet. Эта программа удобна как для текущей навигации, так и для записи трека. Запись трека осуществляется сервисом, включающимся при старте смартфона. Это очень удобно – смартфон автоматически включался в 7 утра и выключался в 10 вечера, и весь «грязный» трек похода записывается без какого-либо вмешательства. В случае необходимости по нему можно восстановить последовательность событий. Кроме того имеется возможность сохранить отдельные части трека в отдельные файлы, а также устанавливать путевые точки. По окончании похода треки и точки были сконвертированы из формата .plt в формат .kml с помощью конвертера https://www.gpslib.net/services/OziTrack-to-GoogleEarth-Track/. Окончательный обсчет расстояний и построение высотных профилей производилось на компьютере в программе Google Earth. 5.5 АптечкаПрепараты:
Инструмент:
5.5 Раскладка продуктов и стратегия закупкиРаскладка была рассчитана на 17 дней похода, из расчета по 570 г на человека в день. Изначально продукты брались на 11 дней похода. Затем в посёлке В. Баксан, была запланирована заброска ещё на 7 дней продуктов. Заброску оставляли в гостевом доме Уллу Эл (телефон хозяина: 8-928-723-7897). Кстати, при необходимости там можно остановиться с палаткой, воспользоваться душем и другими благами цивилизации, вплоть до wi-fi (не проверяли). В поселке работает магазин, где в случае необходимости можно докупить продукты. Итого 11*6 * 0,57 = 37,6 кг – общая масса продуктов, взятая до пос. В. Баксан Итого 6*6* 0,57 = 20,5 кг – общая масса продуктов, взятая после пос. В.Баксан 5.6. Список использованной литературы.
Обзорная карта региона с указанием маршрута. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||