Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о прохождении горного туристского спортивного маршрута 5 к.с. в районе Памиро-Алая (Фанские горы),с 09 августа по 23 августа 2016 г.
Справочные сведения о маршрутеСведения о проводящей организации Чебоксарский Горный Клуб Федерация спортивного туризма Чувашской республики Группа вконтакте: http://vk.com/mountain21 Район проведения похода
Общие справочные сведения о маршруте
Подробная нитка маршрута Заявленный маршрут Алаудинские озера – пер. Чапдара (1А, 3430, радиально) – Мутные озера – связка перевалов 1Б (ВАА, 4131м + 6868, 4285м + 6867, 4297м + 6866, 4214м) – лед. Мал.Ганза - связка перевалов 2А (Гусева-Мухина Западный, 4700м + Кальгаспорный, 4650м + Седло Ганзы, 4400м) – пер. Фанская сказка (3А, 4300м) – р.Имат – лед. Сухроб – пер. Адиджи (3А, 4400м) – Мутные озера - связка перевалов 2Б (Дон, 4650м + Мирали, 5025 через п.Мирали 5100м) – п.Чимтарга (2Б, 5489м, радиально) – оз. Большое Алло – р.Левый Зиндон – пер. Самарский (2Б, 4300м) - пер. Жигули (3А, 4547м) – пер. Чимтарга (1Б, 4760м) – Мутные озера – Алаудинские озера - пер. Алаудинский (н/к, 3850м) – оз. Куликалон – а/л Артуч Пройденный маршрут Кишлак Артуч – р.Артуч – оз.Куликалон – пер. Алаудинский (н/к, 3850м) – Алаудинские озера – Мутныые озера - связка перевалов 1Б (ВАА, 4131м + 6868, 4285м + 6867, 4297м + 6866, 4214м) – лед. Мал.Ганза – связка перевалов 2А (Гусева-Мухина Западный, 4700м + Зеленоград, 4615м) – лед.Сурхоб - пер. Адиджи (3А, 4400м) – лед.Бодхона – оз.Мутное – лед. В.Мирали – связка перевалов 2Б (Дон, 4650м + Мирали, 5025 через п.Мирали 5100м) – лед.З.Мирали – р.Прав.Зиндон – пер. Жигули (3А, 4547м) – р.Казнок – пер. Казнок Зап. (2А, 4060м) – Мутные озера – Алаудинские озера – связка перевалов н/к (Лаудан Ложный, 3457м + Лаудан, 3625м) – оз.Кулисиёх – р.Артуч – кишлак Артуч Обзорная карта региона с указанием маршрута Определяющие локальные препятствия маршрута
1.7 Состав группы
Адреса хранения отчета 1. Библиотека ЧГК г.Чебоксары 2. ЦМКК г. Москва 3. Федерации спортивного туризма республики Чувашия 4. Фото- и видео- материалы хранятся у руководителя и участников группы 2. Содержание отчетаОбщая смысловая идея похода. Выбор района был не случайным. Руководитель Романов А.Г. побывал тут в 2008 году, и основные участки маршрута были ему знакомы. Рассказы Алексея взяли за душу некоторых членов Горного Клуба. Решено было сходить в поход пятой категории сложности в 2016 году. В 2008 году группе не удалось совершить восхождение на пик Чимтарга (5489м) из-за непогоды, поэтому в этом году решено было включить восхождение в маршрут. Район был новым, интересным и многообещающим в плане погоды, разнообразия рельефа и пейзажей. Основной целью было пройти маршрут 5 к.с., повысить опыт преодоления локальных препятствий, закрепить технику работы и подготовить участников и руководителей для более сложных горных походов. Транспорт Участники добирались разными способами. Местом встречи назначили аэропорт города Худжанд. Основная группа прилетела рейсом Казань – Худжанд авиакомпанией Сомон Эйр который летает раз в неделю в Казань и обратно. Один участник прилетел самолетом Москва – Худжанд авиакомпанией Tajik Air. Стоимость билетов в обе стороны составляет от 22000 до 25000 рублей. Отъезд был аналогичным маршрутом в обратном направлении. Несколько участников добирались комбинированным маршрутом: - из Чебоксар до Уральска и назад на машине (автостоп) - на поезде Уральск-Шымкент и в обратном направлении (билет на поезд через Казахские железные дороги обошелся в 1000 рублей с человека в одну сторону) - на поезде Шымкент-Ташкент (также 1000 рублей с человека), назад поехали на такси Ташкент-Шымкент через КПП Черняевка за 400 рублей с человека. - на такси до КПП Ойбек (около 200 рублей с человека) - на такси до г. Худжанд (около 300 рублей с человека), назад до КПП Ойбек на общественном транспорте с вокзала г. Худжанд за 80 рублей с человека. 10 августа 2016 года около 6 часов утра все участники встретились в аэропорту г. Худжанд. На заранее заказанном микроавтобусе отправились к месту начала активной части нашего похода, кишлаку Артуч. Микроавтобус был заказан на рынке Пенджикент в г. Худжанд, стоимость трансфера (г. Худжанд –кишлак Артуч) составила 15 тысяч 500 рублей с группы в обе стороны. Телефон водителя микроавтобуса Мерседес Спринтер в Худжанде: +992927144137, Эдоджон. Дорога преимущественно асфальтированная. Есть участки платной дороги. Многие водители не хотят возить группы из-за преодоления Шахристонского перевала по пути (крутой подъем и спуск). После поворота с основной дороги в пос. Шурча начинается грунтовая дорога до а/л Артуч. Конечной точкой маршрута также был кишлак Артуч. Аварийные выходы с маршрута С маршрута есть следующие аварийные выходы: - со стороны Алаудинских озер – к а/л Вертикаль - со стороны Куликалонских озер – к а/л Артуч - со стороны р.Казнок – к оз. Искандеркуль - со стороны р. Сухроб и р.Имат – к кишлаку Маргузор - со стороны оз.Б. Алло – к кишлаку Газа Также возможны выходы на ишаках по договоренности с хозяевами. Изменения в маршруте и их причины Самолет из Казани до Худжанда летает только раз в неделю, растянуть маршрут на три недели не было возможности, так как у некоторых участников (включая руководителя) были сжатые сроки отпусков, оставалось только пройти маршрут за 12 ходовых дней. Для этого был сокращен изначально запланированный маршрут. Заезд и выезд мы решили делать через кишлак Артуч. Это позволило набрать недостающие километры, более плавно набирать высоту для акклиматизации, «расправить» легкие и «прокачать» ноги перед основным участком маршрута. Начало маршрута мы проложили через некатегорийный перевал Алаудинский, обратно же возвращались в долину Куликалонских озёр через связку некатегорийных перевалов Лаудан Ложный и Лаудан. В горах больше недели стояла непогода с ветром, дождём, градом, снегом, молниями и метелью, даже местные удивлялись, утверждая, что не припомнят такого много лет. Из-за плохих погодных условий группе пришлось отказаться от восхождения на высшую точку района п.Чимтарга. Параллельно в этом районе другая группа Чебоксарского Горного Клуба планировала пройти маршрут 3 к.с., но группа не сформировалась и двое участников Александр Федотов и Анна Кириллова включились в группу 5к.с., пройдя совместно с основной группой часть маршрута. После первой радиалки оз.Мутное – связка перевалов 1Б (ВАА + 6868 + 6867 + 6866) – связка перевалов 2А (Гусева-Мухина Западный + Зеленоград) – пер. Адиджи 3А – оз.Мутное двое участников Эдуард Яковлев и Алексей Иванов не смогли продолжить маршрут с основной группой, т.к. у Эдуарда начали прогрессировать боли в спине, а Алексей не смог достаточно акклиматизироваться и плохо себя чувствовал. Было решено что Эдуард и Алексей совместно с «троечниками» Анной и Александром спустятся к Алаудинским озерам на дневку и далее под руководством Эдуарда совершат радиальное восхождение на п. Энергия (2А альп.) через пер.Чимтарга 1Б «закрыв» маршрут 3к.с. Группа в составе Сергей Мерзляков, Ксения Шепилева и Дарья Вениаминова под руководством Романова Алексея, несмотря на сложные погодные условия, успешно прошла основной маршрут, за исключением восхождения на пик Чимтарга 5489м. График движения
2.6 Высотный график маршрута
2.6 Техническое описание маршрута
Часть группы прилетела в Худжанд в пять утра рейсом Сомон Айр с Казани. На выходе из аэропорта встретились с Дарьей Вениаминовой и Алексеем Ивановым, которые приехали в Худжанд комбинированным маршрутом (поезд, автостоп, такси) и заранее закупили недостающие продукты и уайт-спирит. Так же они раздобыли пару контактов водителей микроавтобусов, которые готовы забросить нас в горы за приемлемую цену. Около аэропорта нас атакуют таксисты, агрессивно предлагая свои услуги по завышенным ценам. Вызываем микроавтобус Мерседес Спринтер и выезжаем из аэропорта. По пути останавливаемся в чайхане, завтракаем. После завтрака в 09:00 выезжаем с Худжанда. Во время поездки выясняется, что водитель плохо знает район Фанских гор и подъезды к началу маршрута, едем по навигатору в телефоне. Решаем, что лучше будет заехать со стороны кишлака Артуч, чтобы водитель нас забрал в конце маршрута на месте заброски. Это нам даст возможность набрать недостающие километры и мягче акклиматизироваться. Поворот с трассы Худжанд-Пенджикент в сторону а/л Артуч от поселка Шурча. Выше кишлака Артуч водитель ехать отказался, так как начинался резкий подъем, а у микроавтобуса имелись проблемы с переключением передач. Выгружаемся, начинаем пешую часть маршрута в 15:00. Высота 1736м. Грунтовая дорога идет по правому берегу реки Артуч, можно проехать на внедорожнике прямо до альплагеря Артуч:
В 17:00 проходим мимо альплагеря Артуч:
Выше по течению через мост переходим на левый берег реки. Продолжаем путь по тропе в сторону озера Куликалон. В 19:40 решаем встать на ночь на полянке, расположенной на правом берегу речки перед последним подъемом к озеру Куликалон. Переходим по бревнам через реку, ставим палатки. Место ровное, можно поставить несколько палаток, вода рядом. Высота места ночевки 2587м. Координаты места ночевки: 39°16'16.11"N 68° 9'57.16"E Вид на последний подъем к озеру Куликалон с места ночевки:
Подъем в 05:00, выход на маршрут в 07:45. Продолжаем движение по тропе вдоль левого берега реки Артуч. В 09:00 делаем привал у озера Куликалон, купаемся.
Дальше тропа раздваивается: налево – в сторону перевала Лаудан, направо – в сторону перевала Алаудинский. Продолжаем идти к перевалу Алаудинский. Переходим вброд реку, стекающую с озера Дюшаха в озеро Бибиджонат. После узнаем, что ниже по течению есть мост, а выше по течению можно пройти по камням. Река проходится хорошо, течение не сильное, камни не острые. Брод:
В 10:10 заканчиваем брод. Далее начинается долгий и нудный подъем на перевал Алаудинский. Подъем по хорошо набитой тропе, от речки по травяному склону, взлет на перевал по мелкой и средней осыпи. Вид в сторону перевала Алаудинский с середины подъёма со стороны Куликалонских озер:
В14:45 поднялись на перевал Алаудинский (н/к, 3850). Перевальная седловина широкая, осыпная. Воды нет. Ручьев по пути тоже нет. Сняли записку т/к Спутник г.Уфа от 06.08.2016 под руководством Мазанова Дениса. Группа на перевале Алаудинский, снизу видны Алаудинские озера:
В 15.30 начинаем спуск. На спуске также хорошая тропа. Спуск не сложный, но очень долгий и утомительный. Начало спуска с перевала Алаудинский:
В 19:00 спускаемся к озеру Алаудин, делаем привал с ужином в чайхане на берегу озера. На берегу есть стоянки под палатки. Погода портится, периодически покрапывает дождик. Решаем продолжить путь до Мутных озер и ночевать на большей высоте для акклиматизации. Подъем к Мутным озерам по хорошо заметной тропе по долине р.Чапдара. По пути преодолеваем три моренных вала и уже в свете луны в 22.00 доходим до стоянок на Мутных озерах. Высота ночевки 3300м. Ночью погода хорошая, видны звезды. Координаты места ночевки: 39°11'46.20"N 68°14'16.40"E Тропа вдоль озера Алаудинское, в середине подъем на Мутные озера:
Один из моренных валов на подъёме к Мутным озёрам:
Подъем в 07:00. Погода хорошая, небольшие облака. Оставляем заброску среди больших камней на берегу, перепаковываем и взвешиваем рюкзаки. Стоянка на Мутных озерах:
Выход на маршрут в 10:30. Тропа к перевалу начинается от озера к пику Фагитор и поднимается справа (ПХД) от пика по морене (мелкая и средняя осыпь) к ярко выраженному перевалу со снежником за пиком Фагитор. Крутизна склона до 25°. Вид в сторону перевала ВАА со стороны лагеря:
Вид на перевал ВАА 1Б со стороны Мутных озёр:
Не доходя немного до перевала, останавливаемся на обед под снежником. Погода стремительно портится, начинает капать дождик. Обед с 14:00 до 15:00 недалеко от снежника. В 15:30 выходим на перевал ВАА (1Б, 4131м), снимаем записку группы туристов г.Запорожье от 04.08.2016, руководитель Дерибас И.А. Седловина перевала осыпная и очень широкая. Есть места под палатки, воду можно брать из снежников. Вид на перевал ВАА со стороны п.4277:
С перевала хорошо просматривается вторая седловина (6868). Вид на перевал 6868 (1Б, 4285м) с перевала ВАА:
Погода ухудшается, дует сильный ветер, начинается гроза. На перевале чувствуются легкие электрические разряды. В поисках спуска уходим траверсом в сторону п.4277 до высоты 4216м, понимаем, что спуск не там, идем назад на перевал. Спуск с перевала начинаем с левого (ПХД) края седловины и уходим траверсом влево вниз по среднекаменистой живой осыпи. Идем плотной группой. В 17:45 выходим на морену и начинаем ставить лагерь, так как дальше движение продолжать опасно. Крутизна склона около на спуске 30°. Вид на перевал ВАА (1Б) с лагеря (утро следующего дня):
Выбрав безопасное от камнепада место, ровняем площадки под палатки на правобережной морене ледника. Град практически не прекращается. К ночи погода налаживается, видны звезды. Высота места ночевки: 4068 м Координаты места ночевки: 39°10'31.10"N 68°15'14.50"E Ровняем места под палатки на морене:
Фото лагеря:
Подьем в 05:00, выход на маршрут в 07:30. Небо чистое, легкие облака. Начинаем подъем по подмерзшему снегу, ступени рубятся хорошо, кошки не одеваем. Двигаемся по правому краю ледника вдоль морены, периодически переходя на осыпную часть склона. Крутизна склона до 35°. При более суровых погодных условиях необходимо одевать кошки. На спуске с перевала в эту сторону скорее всего потребуется провешивание перил Последующие седловины (6868, 6867, 6866) также относятся к перевалу ВАА, они просто переваливают через два второстепенных отрога, находящихся в одной и той же долине. Через эти отроги проходят, чтобы попасть на ледник Малой Ганзы, не заходя в каньон 2Б. Путь подъема на перевал 6868:
На перевал выходим в 08:40, снимаем записку группы туристов г.Екатеринбург от 21.08.2014, руководитель Александрова Лидия. Седловина широкая, осыпная, недалеко ледник. Группа на перевале 6868:
Вид на перевал ВАА с перевала 6868:
После перевала 6868 тропа идет траверсом по левому ПХД осыпному склону к перевалу 6867 (1Б, 4297м). Двигаемся друг за другом по следам. Переходим на снежник и, не сбрасывая высоты, выходим на седловину перевала 6867. Путь нашей группы на перевал 6867 с перевала 6868 (справа п.М.Ганза):
В 09:15 выходим на седловину перевала 6867, снимаем записку группы из г.Новосибирск от 08.08.2015 г. под руководством Александровой Л.А. Группа на седловине перевала 6867 (1Б, 4297м):
Вид на перевал 6866 (1Б, 4214м) и лед. М.Ганза, со стороны перевала 6867:
После перевала 6867 траверсом по мелкоосыпному склону слева ПХД идем к перевалу 6866. Небольшой сброс высоты. Через 15-20 минут выходим на перевал 6866, тур не находим. Седловина перевала узкая, воды нет. Вид на ледник М.Ганза с перевала 6866:
Спуск к леднику М.Ганза с перевала 6866 начинаем между скальными останцами, далее траверсом влево ПХД уходим по мелкоосыпному склону к правобережной морене. Склон до 35°, двигаемся плотной группой. После спуска с перевала двигаемся по правобережной морене и выходим на край ледника М.Ганза. В 12:00 связываемся и одеваем кошки.Переходим на середину ледника, двигаясь по направлению к перевалу Гусева-Мухина Западный. Слева и справа ледопады. Трещины легко обходятся. Путь подъема на пер. Гусева-Мухина Западный + траверс склона до пер. Зеленоград:
Движение в связках между трещин:
Набор высоты от ледника около 400м, крутизна склона до 40°. Погода ухудшается. В 14:30 поднимаемся на перевал Гусева-Мухина Зап. (2Б, 4700м). Снимаем записку группы г.Запорожья под руководством Дерибас И.Н. от 03.08.2016г. Траверсом по северному склону переходим к перевалу Зеленоград (2А, 4615м). Можно пройти пер. Зеленоград и без связки с пер. Гусева-Мухина Зап., но принято считать, что связка удобнее и безопаснее, чем прохождение отдельного перевала. Перевал Гусева-Мухина Зап. насквозь проходить ни в коем случае нельзя, т. к. его юго-восточный склон непрерывно простреливается обильными камнепадами, не оставляя никаких шансов пройти там живым. Начало траверса в сторону перевала Зеленоград слева вдоль скал:
Подходим к перевалу Зеленоград:
Спуск на перевал Зеленоград:
За 40 минут заканчиваем траверс к перевалу Зеленоград. Идет сильный снег, видимость плохая. Выходим на перевал Зеленоград. Снимаем записку группы СГТ НГУ г.Новосибирска под руководством Мамонтова П.Г. от 07.08.2015г. Седловина узкая, мест под палатки нет, большой группе находиться одновременно на перевале тяжело. Находим старую петлю на выступе чуть ниже седловины, вешаем свою петлю и в 15:30 начинаем спуск дюльфером вниз по склону налево под скалы. Весь спуск в седловины не просматривается. Группа на перевале Зеленоград (2А, 4615м):
Первая веревка спуска с перевала Зеленоград:
Встречаются многочисленные признаки старых дюльферов.Все станции удобные, сверху защищены нависающими скалами. Вторая веревка также проходит под скалами, станцию организовываем через скальный выступ Старые петли не внушают доверия, их не использовали. Первая станция на спуске с перевала Зеленоград:
Вторая веревка под скалами:
Группа на самостраховке:
Выходим из-под скал и продолжаем спуск по средней осыпи, провесив еще одну веревку. Далее спускаемся аккуратно по снежнику с ледорубом. Далее по средней осыпи, камни присыпаны снегом. В 18.00 выходим к моренному валу, где есть места под палатки и доступ к питьевой воде. Ставим лагерь в безопасном от камнепада месте. Не исключено, что в условиях благоприятной обстановки можно аккуратно спуститься без применения перил после скал. Третья веревка на спуске с перевала Зеленоград:
Спуск по снегу в сторону р.Сухроб:
Место лагеря:
Перевал Зеленоград (2А, 4615м) со стороны спуска (красной линией отмечен путь спуска):
Вечером небо проясняется. На правобережной морене ледника Сурхоб в районе перевала Зард видим лагерь туристов, перемигиваемся фонариками. Высота места ночевки: 4084 м. Координаты места ночевки: 39°10'13.90"N 68°17'59.80"E
В 6:00 подъем, 8:00 выход на маршрут. Погода с утра хорошая. Поднимаемся на моренный вал перед ледником, спускающимся с перевала Адиджи (3А, 4400м). Вид на пер. Адиджи со стороны ледника Сухроб:
На моренном валу есть стоянки под палатки, воду можно брать из ледника. После моренного вала переходим на ледник и двигаемся в кошках по фирновому склону 20°, перед перевальным взлетом в 09:50 привал, связываемся. Двигаемся далее связками в кошках. Высота перевального взлета 316м, крутизной до 40° в верхней части. При более позднем выходе на маршрут возможно падение камней со стены п.Адиджи. На спуске в эту сторону скорее всего потребуется провешивание перил. В средней части ледника небольшой бергшрунд, проходим его по снежному мосту справа ПХД. Обходим бергшрунд:
В 12:00 выходим на перевал, снимаем записку группы т/к Спутник г.Уфа под руководством Валиева А.Ш. от 12.08.2016г. Тур перевала находится в опасной близости к скалам, были свидетелями камнепада с п.Адиджи. Рекомендуем держаться подальше от скал. Группа на перевале Адиджи (3А, 4400 м):
От перевала Адиджи уходим траверсом в сторону перевала Енисей по ледовому куполу, так как по описаниям перевал Адиджи рекомендуют проходить со стороны перевала Енисей. Движемся связками в кошках. Путь траверса в сторону перевала Енисей:
Позже, после спуска, мы увидим, что при прямом спуске с перевала Адиджи есть вероятность попасть под ледовые обвалы. Группа в конце траверса (слева перевал Енисей 3Б):
Начинаем спуск после траверса под перевал Енисей, прямо вниз по закрытому леднику. Из отчетов нам известно, что есть вариант спуска слева вдоль скал, но мы выбираем вариант более крутой, но более безопасный с точки зрения камнепадов. Первая веревка перил (через ледорубы):
Вторая станция на ледобурах-самосбросах, начало спуска по второй веревке:
Участок спуска перед ледовым сбросом, вторая веревка:
Сброс (вид снизу):
Участники на третьей станций на ледобурах-самосбросах, Мерзляков Сергей начинает спуск по четвертой веревке в сторону ледового кулуара:
Третья станция (вид снизу):
Четвертая веревка выходит вправо ПХД в сторону ледового кулуара. Находиться в кулуаре долго нежелательно, вожможны обвалы. Проходим по одному, один наблюдатель. В кулуаре провесили две веревки. Движение в кулуаре по левому ПХД краю, так как по правому краю и середине могут проходить ледовые обвалы. Выход в ледовый кулуар:
Спуск по ледовому кулуару:
Выход из ледового кулуара (пятая веревка), далее выход на пологий ледник:
В 16:00 закончили спуск с перевала. Спуск с седловины до пологого ледника занял 4 часа. Провесили 5 веревок. Первая веревка – на ледорубах, последний участник – свободным лазанием. Остальные веревки на ледобурах с самосбросом. Крутизна склона местами до 75°. Варианты спуска могут изменяться в зависимости от погодных условий и от состояния ледового покрова. Путь подъема также отличается, имеются описания подъема справа ПХД по рантклюфту. В сентябре 1981 года под перевалом Адиджи произошла трагедия, тогда при спуске на ледник Бодхона погибли семеро туристов из Запорожья. Вид на перевал Адиджи 3А со стороны ледника Бодхона:
Собираемся всей группой в безопасном месте подальше от сераков, связываемся. Ледник закрытый, дальше продолжаем движение связками в кошках. Идем по центру ледника, так как со стен п. Замок и п. Бодхона возможны обвалы. На конечных моренах текут ручьи, останавливаемся на перекус, снимаем кошки. Погода портится, начинается дождь. Движение в связках по леднику Бодхона:
Вид на перевал Адиджи с ледника Бодхона:
Погода резко ухудшилась: дождь, град, молнии. Пережидаем непогоду, пьем чай:
В 17:00 продолжаем спуск, идём посередине морены. В конце морены упираемся в ручьи, стекающие с ледников, ледовые обрывы с живыми камнями. Долго ищем безопасное место спуска. Возможно справа ПХД ближе к стене п. Чапдара по моренному валу есть лучший путь. Ледовые обрывы с живой осыпью:
Потратив час на прохождение лабиринта из моренных холмов, выходим на небольшое моренное озеро. По описаниям здесь часто проходят альпинистские сборы, так как в этом районе имеется множество маршрутов различных категорий сложности. Вид на моренные холмы в сторону перевала Адиджи 3А со стороны спуска:
За моренным озером еще одно сухое озеро, есть площадки под палатки. Далее начинается тропа, маркированная турами. В 19:20 выходим на тропу, ведущую от Алаудинского озера к Мутным озерам, в 21:20 доходим до стоянки на Мутных озёрах. К ночи небо прояснилось, ставим лагерь и решаем на следующий день сделать днёвку.
Алексей Иванов так и не смог достаточно акклиматизироваться к высоте и плохо себя чувствовал, также у Эдуарда Яковлева начали прогрессировать боли в спине. Было решено, что Алексей и Эдуард совместно с «троечниками» Александром Федотовым и Анной Кирилловой спустятся к Алаудинскому озеру, восстановятся и вчетвером продолжат далее поход по маршруту третьей категории сложности под руководством Эдуарда Яковлева. Другая группа в следующем составе: руководитель Романов Алексей, Мерзляков Сергей, Вениаминова Дарья и Шепилева Ксения продолжит поход по запланированному маршруту. Погода весь день хорошая, день ушел на купания, постирушки, разделение продуктов, горючего и снаряжения. Также оставили часть снаряжения в заброске среди камней на берегу. Дневка на мутных озерах:
Подъём в 04:00, выход на маршрут в 06:00. Погода с утра стоит хорошая. Проходим по мысу, разделяющему озеро на две части и по тропе подходим под осыпной склон, ведущий к перевалу Дон. Начинаем подъем по среднеосыпному склону крутизной до 40°, местами можно проследить наличие тропы. В 08:45 подходим до начала ледника с перевала Дон. Рядом есть места под палатки, воду можно набрать в ручье, стекающем с ледника. Известно два варианта прохождения перевального взлета Мирали: из цирка непосредственно на седловину в лоб, либо траверсом северо-восточного гребня через пер.Дон. Второй вариант - через Дон - в последнее время гораздо более популярен и более безопасен, чем Мирали в лоб. Подъем в лоб камнеопасен. Подъем к перевалу Дон по осыпи:
Путь по осыпному склону в сторону перевала Дон:
Облака сгущаются, чувствуется ухудшение погоды. Впереди замечаем группу туристов из т/к Спутник Уфы, поднимающуюся на перевал Дон по леднику. Выходим на ледник, связывамся. Подъем на перевал в связке траверсами по центру ледника. Крутизна склона 30-35°. В 12:00 поднялись на перевал Дон, погода плохая, идет снег, видимость очень плохая. Седловина широкая, есть места под палатки. Взлет на перевал Дон со стороны ледника 777:
Седловина перевала Дон:
Около тура на перевале Дон (туман):
Снимаем записку группы т/к Спутник г.Уфа под руководством Валиева А.Ш. После перевала Дон траверсами подходим под скальный пояс, разделяющий перевал Дон и гребень, ведущий на перевал Мирали. Идем связкой, подстраховка ледорубом. Сверху периодически спускаются лавинки из-под Уфимцев, прячемся под скалами, перекусываем. Группа под скальным поясом (перекус):
Погода все хуже и надежды на улучшение нет. Тем не менее, в 13:30 решаем продолжить подъем по небольшому скальному кулуару. Крутизна склона около 35°. Подъем в связке под скальный пояс:
Виден кулуар, откуда мы начали подъем:
Начало подъема по первой веревке:
Подъем по первой веревке перил (станция на ледорубах):
На второй веревке догоняем уфимцев, и, чтобы не мешаться уходим направо ПХД на снежный гребень восточного плеча п.Мирали. До гребня провешиваем еще две веревки перил. Первый участник идет свободным лазанием с нижней страховкой. Остальные поднимаются с помощью жумара с подстраховкой прусиком. Станции организовываем через скальные уступы и леборубы, так как скалы присыпаны снегом и трещин для крюков и фрэндов не видно. Начало подъема по второй веревке перил (выше уходим вправо на снежный гребень):
Поднялись по третьей веревке, пьем чай, связываемся и продолжаем подъем по гребню:
В 17:00 выходим на снежный гребень, ведущий на пер.Мирали, продолжаем подъем в связке по склону до 50° на юго-запад в направлении п.Мирали. Справа карнизы, нужно быть аккуратным и не подходить к краю. Тропим по глубокому снегу. Двигаемся по снежному гребню в сторону п.Мирали, сзади видно группу т/к Спутник (г.Уфа):
Погода: метель, молнии. Чувствуется наэлектризованность воздуха, периодически ощущаются небольшие электрические разряды по телу. Пик Мирали проходим без остановки, слева ПХД. Около 20:00, недалеко от пер.Мирали резко усиливается ветер и метель. Практически невозможно открыть глаза. Видим небольшую скалу на западной стороне склона, спускаемся и прячемся там от ветра. Поставить палатку возможности нет, сидим на рюкзаках, укрывшись тентом от палатки. Через час ветер утихает, небо проясняется и выглядывает луна (полнолуние). В 21:30 продолжаем траверс по снежному гребню к перевалу Мирали под светом луны. Передвигаемся медленно, тропёжкой. Идем в связке, подстраховываемся ледорубом. В 22:30 приходим на перевал, на западном склоне под скалами есть ровные площадки под две-три палатки, укрытые от ветра. Ставим лагерь, готовим ужин – чай, отдыхаем. Фотографии на траверсе сделать не получилось из-за плохой погоды и темного времени суток. Вот фото гребня Кирилла Спирина с похода 2012 года (красной линией указан наш маршрут):
Высота места ночевки: 5025м. Координаты места ночевки: 39°12'33.10"N 68°12'2.40"E
Подъем в 08:00, на перевале метёт, пик Чимтарга в облаках. Фото перевала Мирали с места ночевки:
Место ночёвки:
На вершину решаем не подниматься, так как погода ухудшается. Сегодня планируем спуститься в долину реки Правый Зиндон. Находим тур на перевале, снимаем записку группы т/к Крокус г.Краснодар под руководством Эккерт А.А. от 02.08.2016г. Группа на перевале Мирали (2Б, 5025м.):
Неспешно собираемся, завтракаем, осматриваем снаряжение. Мороз по ощущениям -20°. На перевале появляется группа т/к Спутник, они тоже решили отказаться от восхождения. Следом за ними в 11:30 начинаем спуск по закрытому леднику на западной стороне пер.Мирали. Идем связкой в кошках по глубокому снегу. Местами под снегом лед. Вид с места ночевки в сторону р.Правый Зиндон (линией отмечен путь спуска):
В верхней части ледника крутизна склона 20-25°. В середине ледника уходим правее, так как дальше по описанию ледовый сброс. Продолжаем движение в связке по бараньим лбам. Пояс бараньих лбов проходим прямо, лавируя между кулуарами по следам уфимский друзей. Скалы присыпаны снегом, двигаемся очень аккуратно. В 14:00 заканчивается ледник, выходим на морену, где догоняем группу из города Уфа. Сброс в конце ледника:
Бараньи лбы на спуске с перевала Мирали:
Спускаемся до р. Прав.Зиндон по средней осыпи, тропа отмечена турами. На морене имеются стоянки, вода из ручьев. В 18.30 спускаемся в р.Правый Зиндон. Ставим лагерь на широком осыпном поле на правом берегу, решаем сегодня дальше не идти, восстановиться перед штурмом перевала Жигули. Портится погода, начинается дождь. До вечера сидим в палатке, пережидаем непогоду. К ночи небо проясняется, видны звезды. Фото лагеря в сторону пер. Жигули (красной линией отмечен путь подъема на перевал Жигули):
Высота места ночевки: 3701 м. Координаты места ночевки: 39°12'11.50"N 68°10'4.50"E
Подъем в 04:00, выход на маршрут в 07:00. Двигаемся по направлению к леднику с перевалов Жигули-Кузбас по правому берегу р.Правый Зиндон. Через одну ходку проходим мимо развилки на перевал Чимтарга. Там стоят лагерем французы, которые вчера спустились с перевала Чимтарга. В 09:00 выходим на ледник, одеваем кошки, связываемся. Тропим по глубокому снегу, под снегом много трещин. Прощупываем, двигаемся очень аккуратно. Идем по центру ледника, крутизна склона 15°. В 10:30 подходим под перевальный взлёт, продолжаем подъем траверсами по глубокому снегу по склону до 40° до перевала Жигули. Взлет перевала Жигули с запада, движение в связке:
В 12:30 выходим на перевал Жигули (3А, 4547м). Седловина перевала широкая, в бесснежную погоду вероятно нет воды. Тур в центре седловины. Седловина перевала Жигули:
Группа на перевале Жигули (3А,4547м.):
Снимаем записку группы туристов МГУ под руководством Зеленцовой Екатерины от 18.08.2011г. С перевала спускаемся по осыпному склону до основания скально-осыпного цирка. Спускаемся немного левее середины, при спуске прямо - бараньи лбы. Перепад высот 100 метров. В основании цирка имеются стоянки. Вид на ледник в сторону р. Правый Зиндон:
На южную сторону перевал Жигули обрывается стеной. В 14:00 начинаем спуск. Погода снова портится. С основания цирка уходим немного левее, так как оттуда спуск выглядит положе. Далее по удобным полочкам вниз и вправо ПХД в сторону водопада. Вдоль водопада постоянно проходят камнепады, подходить близко опасно. Доходим в связке до верхней части бастиона. С основания цирка уходим левее ПХД:
Далее вешаем одну веревку и по полочкам идем в сторону водопада:
По первой веревке уходим немного вправо (ПХД). Далее две веревки прямо вниз, местами отрицательный уклон. Мерзляков Сергей сдергивает веревку:
Прохождение отрицательного угла:
Четвертая веревка на спуске:
Спуск по пятой веревке:
Пятой веревкой уходим немного левее от водопада. Шестая и седьмая веревки по внутреннему углу до горизонтальной полочки. Восьмая веревка влево. Девятая веревка прямо вниз до основания стены. Станции на закладках, френдах и крючьях, при возможности использовали выступы рельефа. Спускались с помощью спускового устройства с подстраховкой прусиком. Последний участник по сдвоенной веревке с последующим сдергиванием. Имеется много удобных трещин, видны следы старых дюльферов, но веревки перебитые, а крючья не внушают доверия. Погода на спуске как обычно плохая, снег со склона тает и течет, периодически льёт дождь с градом и молнией. Все участники сильно промокли. Всего на спуске провесили 9 перил, оставили 15метров расходной веревки, одну закладку, два крюка. Крутизна склона до 90°, иногда отрицательный уклон. Путь подъема по восточной стороне отличается от пути спуска, есть технические описания. Девятая веревка на спуске под основание стены (вид со стороны р.Казнок):
В 18:00 закончили спуск, спускаемся вниз к реке Казнок сначала по средней и мелкой осыпи, далее по травяному склону. В 19:15 подходим к реке, находим удобные места под палатку, ставим лагерь. Погода вечером налаживается. Высота места ночевки: 3460 м Координаты места ночевки: 68°12'49.80"E 39° 9'53.50"N
В 04:30 подъём, в 06:30 выходим на маршрут. Погода чудесная. Идём вниз по левому берегу р.Казнок по средней и мелкой осыпи по бараньим тропам. Путь вдоль левого берега р.Казнок в сторону пер. Казнок:
Доходим до выхода в кулуар, ведущий на перевалы Казнок Западный и Казнок Восточный. Вход в кулуар от реки Казнок достаточно узкий и неприметный, его легко пройти мимо и не заметить. Хорошим ориентиром служит летняя стоянка с лошадьми на правом берегу реки прямо напротив входа в кулуар. Подъем проходит сначала по крупным камням в пересохшем русле притока реки Казнок, крутизна склона до 35°, затем кулуар расширяется. Движение на перевал Казнок Западный нужно вести в направлении левого по ходу движения края кулуара (вправо в сторону пер. Казнок Восточный). Последний участок взлета к перевальной седловине – очень крутая мелкая осыпь, подниматься довольно тяжело, идем траверсами. В 10:00 выходим на седловину перевала. Седловина осыпная, широкая, на северную сторону нависает снежный карниз. Снимаем записку группы т/к Робинзонада под руководством Ширбекова А.А. от 15.07.2015 года. Спуск с перевала начинаем с правой ПХД части седловины в 11.00 по осыпному склону в обход снежного карниза. Склон разделен на два кулуара скалой. Правый кулуар представляет опасность наличием живых камней, катящихся по склону крутизной около 30°. Траверсом по снежнику переходим в левый (ПХД) снежный кулуар. Первый участник идет с нижней страховкой, остальные по перилам, последний со страховкой через станцию. Станцию организовываем на скальном выступе из расходной веревки, вешаем перила и спускаемся дюльфером до конца снежника. Группа спускается с перевала Казнок Западный по перилам:
Далее спуск продолжаем свободным лазанием по средней осыпи плотной группой. Есть опасность камнепадов. За полтора часа заканчиваем спуск, выходим на ледник, полчаса двигаемся по леднику без связки. Ледник открытый, без трещин. Еще час идем по крупной осыпи в сторону Мутных озёр. Перед озерами разлившаяся река, стекающая с п.Чимтарга. Ищем более узкое место, переходим. На Мутных озёрах в 14:00, ставим лагерь. Достаем заброску, решаем, что до завтра будем ждать ребят из тройки (они ушли на пер.Чимтарга для восхождения на п.Энергия), чтобы вместе продолжить спуск. Группа на перевале Казнок Зап. (2А, 4060м), справа чуть выше видно перевал Казнок Вост. (1Б):
Вид на вершину Чимтарга и перевал Чимтарга с перевала Казнок Зап. 2А:
Остаток дня приводим в порядок снаряжение, пересчитываем продукты и горючее. Решаем, что в долину Куликалонских озер пойдем через связку перевалов Лаудан Ложный и Лаудан, так как километража не хватает и надо бы докупить газа в альплагере Вертикаль. Вечером как всегда начинается дождик, пережидаем его в палатке.
Часть дня до обеда тратим на чистку снаряжения, просушку веревок и перетасовку продуктов. Отъедаемся, купаемся, стираемся, отдыхаем, наслаждаемся погодой. В обед встречаем группу «троечников»: Алексея Иванова, Александра Федотова и Анну Кириллову под руководством Эдуарда Яковлева, спускающихся с перевала Чимтарга. Распределяем оставшуюся еду, в 14:00 всей толпой в восемь человек начинаем спуск к озеру Алаудин по уже знакомой тропе.В 17:00 спускаемся к озеру Алаудин, ужинаем в чайхане у Али. Лагерь ставим на берегу озера. Погода отличная, на небе ни облачка. Группа на Алаудинских озерах. Сзади виден подъем в сторону Мутных озер:
Подъём в 07:00, выход на маршрут в 08:45. Идём вниз по тропе, в 09:15 проходим альплагерь Вертикаль. Так как у нас заканчивался уайт-спирит, решили купить баллон газа в альплагере. Директор альплагеря Александр предложил нам газ марки Ковея 400гр за 21$, отказавшись принимать рубли. Хорошо у одного из участников группы были доллары. Выхода не было, пришлось согласиться. В чайхане кстати рубли приняли без проблем. Тропа на перевал Лаудан Ложный начинается с альплагеря вверх вдоль правого берега ручья, стекающего со склонов перевала Джонат. После 20-30 минут ходьбы, переходим на левую сторону ручья и идём вверх «козьими» тропами. Тропа в сторону перевалов Джонат и Лаудан Ложный:
Еще после одной ходки тропа спускается к ручью. В 11:00 переходим ручей, по тропе поднимаемся идём по направлению к перевалу. В 12:40 выходим на перевала Лаудан Ложный (н/к, 3457м), снимаем плохо читаемую записку группы из Свердловской области с 7 летним участником. Далее за час траверсом по хорошо набитой тропе переходим к перевалу Лаудан. Траверс от перевала Лаудан Ложный к перевалу Лаудан:
В 13:40 выходим на перевал Лаудан (н/к, 3625м), в туре записки нет. Седловина перевала осыпная, воды нет. Группа на перевале Лаудан, внизу видны Куликалонские озера:
В 14:00 начинаем спуск по тропе, в 16:40 доходим до озера Кулисиёх. Спуск простой, но очень утомительный. Ставим лагерь рядом с чайханой у Сироджа. Лагерь на берегу озера Кулисиёх:
Контактный телефон Сироджа:
Высота места ночевки: 2878 м Координаты места ночевки: 39°15'33.32"N 68°11'40.02"E
Утром погуляли по окрестностям Куликалонских озёр, искупались в одном из озер. В 12:00 начинаем спуск по тропе по направлению к кишлаку Артуч. Проходим мимо Куликалонского озера, альплагеря Артуч. Погода портится, периодически идет дождик. В 17:00 немного не доходя до кишлака Артуч, находим небольшую ровную поляну на правом берегу реки после автомобильного моста, ставим лагерь. Тропа вдоль левого берега р.Артуч:
Высота места ночевки: 2082 м. Координаты места ночевки: 39°17'25.14"N 68° 7'8.36"E
Во время ночевки был неприятный инцидент: из одного рюкзака в тамбуре палатки пропали деньги, в другом деньги и повербанк. Если будете ставить лагерь близко к населенный пунктам, советуем ценные вещи заносить в палатку, а документы и деньги класть с собой в спальник. По грунтовой дороге спускаемся вниз. Тропа от кишлака Артуч:
Проходим кишлак Артуч, решаем идти дальше вниз, чтобы водителю не пришлось ехать по плохой дороге. Подъезжает микроавтобус на котором едем в Худжанд. Не доезжая Худжанда, остановились в чайхане, где объелись плова.
В Худжанде заехали на рынок для покупки восточных сладостей, к 17:00 подъехали в аэропорт. Алексей Иванов, Дарья Вениаминова и Александр Федотов остаются в Худжанде, откуда далее они едут комбинированным маршрутом автостопом и поездом через Ташкент, Уральск и т.д. до Чебоксар. Следует отметить, что у ребят при пересечении Таджикско – Узбекской границы никаких проблем с регистрацией, которую мы не оформляли. Эдуард Яковлев полетел обратным рейсом в Москву, остальная часть группы Алексей Романов, Ксения Шепилева, Сергей Мерзляков и Анна Кириллова в Казань. При прохождении паспортного контроля в аэропорту таможенники «докопались» до отсутствия временной регистрации, пришлось «отстегнуть» некоторую сумму заинтересованным лицам. 2.7 Потенциально опасные участки маршрута. Группа для прохождения данного маршрута должна обладать необходимыми техническими навыками. Во время прохождения маршрута использовалось все снаряжение, описанное в списке. Прохождение категорийных перевалов обязательно в касках. В снежной зоне обязательны очки и защита лица (у нас крем от загара). Основная часть маршрута проходила во время циклона. Явления в виде дождя, снегопада, тумана, града и молний постоянно наблюдались в послеобеденное время. Группа должна знать, как правильно вести себя в грозу в горной местности и уметь выходить из сложных ситуаций, быть готовой к резкому изменению погоды, сильному ветру. Необходима соответствующая экипировка. Многие участки маршрута находятся выше 4000 м. Необходима хорошая физическая форма и грамотная акклиматизация. 1. Взлет перевала 6868 со стороны перевала ВАА. После сильных снегопадов возможен сход лавины. Склон крутой, в мороз необходимо проходить в кошках. 2. Ледник Малая Ганза. Со стороны перевала Енисей возможны камнепады. На леднике много глубоких трещин, в сильный снегопад могут образоваться снежные мосты. По правому краю ледника ледопад. 3. Перевал Гусева-Мухина Западный насквозь проходить нельзя, так как юго-восточная часть склона простреливается камнями почти постоянно. 4. На спуске с перевала Зеленоград в сторону р.Сухроб возможны камнепады после выхода из-под нависающих скал. 5. На северо-западном склоне перевала Адиджи разорванный ледник крутизной до 75 градусов. Представляет опасность ледовыми обвалами. Путь подъема и спуска надо тщательно выбирать. 6. Ледник Бодхона. Двигаться лучше по центру ледника, слева и справа крутые стены, видны следы недавних камнепадов. 7. Ледовые холмы с живой осыпью в конце ледника Бодхона. 8. После сильных снегопадов, как в нашем случае, лавиноопасны склоны траверса с перевала Дон на перевал Мирали. 9. Ледник перед взлетом на перевал Жигули. По описаниям проходится легко, но в нашем случае трещины были засыпаны снегом, приходилось прощупывать ледник в поисках верного пути. 10. Спуск с перевала Жигули. Монолитная стена 400 метров с крутизной склона до 90 градусов требует хорошей технической подготовки. Вдоль водопада постоянно сходят камнепады, подходить близко опасно. 11. Северный склон перевала Казнок Западный камнеопасен. В послеобеденное время постоянно слышен звук схода камней. 2.8. Перечень наиболее интересных объектов на маршруте. Природа Фанских гор. Территория Фанских гор интересна. Это удивительное сочетание снежных и скальных вершин, крутых гребней, причудливой арчи, изогнувшейся в удивительном природном танце, голубых прозрачных озер. Одиннадцать вершин выше пяти тысяч метров, сложнейшие перевалы, красивейшие озера, узкие и извилистые долины рек, обрамленные отвесными скалами. Города и люди. Также интересно посетить города Таджикистана и познакомиться с архитектурой и бытом местных жителей. Это территория, на которой сохранился национальный быт, где чтят традиции предков и уважают культуру других народов, радушно встречая гостей. 3.Дополнительные сведения о маршруте 3.1 Географическая характеристика района Фанские горы (Фаны) расположены на юго-западе Памиро-Алая и являются наиболее высокогорной частью Зеравшанского хребта, внесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Таджикистане. Условно Фанские горы ограничены с севера Зеравшанским хребтом, с юга Гиссарским хребтом, с востока рекой Фан-дарья, с запада рекой Арчимайдан. Наилучшим временем для похода считается период с начала августа до начала сентября. В это время обычно стоит устойчивая ясная теплая сухая погода. Долгое время считалось, что в Фанских горах можно не закладывать дополнительные запасные дни на случай непогоды. Но в последние годы ситуация изменилась, возможны затяжные периоды непогоды. Фанские горы сильно изрезаны - даже простые перевалы часто имеют перепад высот тысяча метров и более. Большая часть хребтов проходит на высоте около четырех тысяч метров, долин - около трех тысяч метров. Снеговая линия расположена на высоте около 4000 м. В Фанских горах имеются перевалы и склоны различного характера, но наиболее распространены осыпные склоны, перевалы в большинстве имеют скальную седловину. Над осыпями поднимаются высокие стены известняков, почти не имеющих трещин, куда можно было бы вбить крюк для страховки. Высшая точка района — вершина Чимтарга 5489 м., другие пятитысячники — Бодхона (5138 м), Чапдара (5050 м), Большая Ганза (5306 м), Малая Ганза (5031 м), Замок (5070 м), Мирали (5132 м), Энергия (5120 м). В районе много красивых озер, такие как Алаудинские в долине реки Чапдара, Куликалонские, Алло, Искандеркуль. В части из них можно купаться в хорошую погоду. Район Маргузорских озёр часто также относят к Фанским горам. Характерной формой рельефа в Фанских горах являются каньоны. Некоторые из них являются известными категорийными препятствиями (например, каньон Серимы и каньон пер. ВАА – оба 2Б). Это стоит помнить при планировании маршрута. 3.2 Туристские возможности Фанские горы — наиболее освоенный район Памиро-Алая. Возможности района позволяют проложить здесь маршруты походов 1 - 6 категорий сложности. Для большей протяженности и логичности в маршруты включают район Гиссарского хребта, а в последнее время и верховья Ягноба, узла Такали и Матчинского узла. В районе находятся два действующих альплагеря: Артуч и Вертикаль-Аллаудин. 3.3 Регистрация, оформление, посещение особых зон и другая полезная информация При посещение республики Таджикистан нужно иметь ввиду, что гражданам России необходим загранпаспорт. При нахождении в Таджикистане более трех суток необходима временная регистрация. Так как мы были сильно ограничены в сроках, было решено «забить» на регистрацию, так как это бы отняло у нас драгоценные дни. В связи с этим при вылете мы имели некоторые проблемы на таможне в аэропорту, но проблему удалось решить, заплатив некоторую сумму куда надо. Трое участников, пересекших Таджикско-Узбекскую границу через КПП Ойбек проблем на выезде не имели, более того таможенники всячески им способствовали скорейшему прохождению границы. Автостоп «рулит»! За посещение района необходимо платить лесной налог. Заплатить можно Али - хозяину чайханы около Алаудинского озера, он же является лесником. Али – добродушный, гостеприимный и дружелюбный хозяин, советуем обязательно у него остановиться и испробовать местную кухню. После спуска с некатегорийного перевала Лаудан мы остановились в чайхане на озере Кулисиёх. Его хозяина зовут Сиродж, очень гостеприимный и дружелюбный таджик, готов всячески помочь с любыми вопросами. Его телефон: 810992928105954. Зарегистрировать маршрут, получить консультацию, арендовать рацию, а также купить газ можно в альплагере Вертикаль, информацию и контакты можно найти на сайте http://www.fanyvertical.ru/ Наше общение с Вертикалью ограничилось покупкой газа 21$ за большой баллончик Ковея 400гр, цена нам показалась сильно завышенной, но выбора не было – был риск, что уайт-спирита для мультитопливной горелки не хватит до конца маршрута. К тому же директор базы Александр отказался принимать рубли, при том, что даже в чайхане у Али, у Сироджа и водитель микроавтобуса принимали рубли без вопросов. Местная валюта – сомони. Курс в 2016 году составил примерно 1=8,3 Часовой пояс в Таджикистане +2 часа к Московскому времени. Сотовая связь на протяжении маршрута ловит почти на всех высоких точках. В городе Худжанд имеется рынок Пенджикент, где можно закупить практически все продукты питания, необходимые для похода. Так как в самолете газ не провезти, купить его в Таджикистане сложно, как и бензин-калошу и имея печальный опыт с азиатским бензином, мы впервые попробовали использование уайт-спирита с мультитопливными горелками. Опыт оказался удачным, а именно: найти и купить уайт-спирит не составляет труда, горелки работали исправно без намека на засорение топливной магистрали. Продается на рынке Пенджикент в г.Хаджанд в удобной пластиковой таре ориентировочно 80 рублей за бутылку. Но нужно помнить некоторые моменты: оказалось, что мы закупили бутылки объемом меньше 1 литра (ориентировочно 0,7л), хотя продавец утверждал обратное а объем на таре не указан. В итоге пришлось докупать баллончик газа в а/л Вертикаль 400гр за 21$. Еще: Уайт-спирит имеет температуру кипения выше, чем бензин и плохо испаряется на холоде. Поэтому чтобы зажечь топливо в чашечке для прогрева магистрали мы под чашечкой поджигали бумажку, смоченную топливом. Тут нужно быть осторожным, мы на одной горелке повредили шланг, так как зажгли бумажку с топливом близко к шлангу. 3.4 Групповое и личное снаряжение Список общественного снаряжения
Перечень индивидуального снаряжения
3.5 состав медицинской аптечки Состав общей аптечки (расчет на 8 человек, 12 ходовых дней, 1-1,5 дня до спасателей): Расходные материалы: - Крем от загара – 2 упаковки - Аскорбиновая кислота с глюкозой в таблетках – 160 таб. (2 таб./день) -Регидрон (порошок) - 2 упаковки (набор солей) Доврачебная помощь: 1. Обезболивание: Спазган (табл.) – 10 шт. (спазмолитик, одна таблетка в случае подозрений на спазм) Брал (табл.) -20 шт. (сильный спазмолитик) Брал (амп.) – 2 шт. (сильный спазмолитик, в/м) Лидокаин 10 (спрей) -1 шт. (местное обезболивание) Кетарол/кетанов (табл.) – 9 шт. (сильное точечное обезболивание, 2 таб. 3 раза/день, макс. 6 таб./день) Баралгин (табл.) – 19 шт. (несильное обезболивание, но пролангированного действия) Цитрамон (табл.) – 10 шт. (головная боль) Парацетамол (табл.) – 20 шт. (температура) Кетанал (амп.) – 5 шт. (сильное обезболивание быстрого действия) 2.Растяжения, боли в суставах Ибупрофен (табл.) - 10 шт. (обезболивание при воспалительных процессах мышечных тканей) Дексаметазон (амп.) – 5 шт. (при болях в суставах, также при оттеке легких при аллергическом шоке) Диклофенак (амп.) - 2 шт. (лечение воспалений - шприц с длинной иглой 1 амп. в день) Троксевазин (туба) – 1 упаковка (лечение воспалений) 3. ОРЗ, ОРВИ Граммидин (без анастетика, табл.) – 1 упаковка (лечение воспалений горла по инструкции) Амброксол (табл.) - 20 шт. (мукалтин., отхаркивающее - от кашля, 3 табл. в день) Бронхол (леденцы) - 10 шт. (рассасываемые - при мокром кашле) Ацикловир (туба) - 1 упаковка (герпес) 4.Боли в животе Смекта (порошок) – 5 шт. (диарея, изжога) Лоперамид (табл.) – 10 шт. (диарея, механич. блокант - макс 2 табл. в день) Фестал (табл) - 10 шт. (вздутие живота) 5. Антибиотики Ципрофлаксоцин (табл.) – 20 шт. (антибиотик - 2 раза в день мин. 3 дня) Цифран (табл.) – 10 шт. (антибиотик – 2 раза в день мин. 3 дня) Энтерофурил (табл.) - 16 шт. (антибиотик - 2 табл. 4 раза в день) 6. Сердечные Нитроглицерин (табл.) – 40 шт. (1 табл. под язык (осторожно! при болях в грудине, подозрение на сердце) 7. Горная болезнь Диакарб (табл.) -10 шт. Дексаметазон (амп.) – 5 шт. (отек (только при тяжелом состоянии!! курс 1 амп каждые 4 часа макс 3 амп в сутки) 8. Ожоги Пантенол (спрей) – 1 упаковка (после местного охлаждения места поражения нанести на место ожога, оставить на 5 минут) 9. Ожог глаз Сульфацил натрия (флакон) - 2 упаковки (промыть глаза) Тауфон (капли) - 1 упаковка (витамины промыть глаза) Дексаметазон (капли) – 1 упаковка (гормон) 10. Аллергия (обязательно узнать у аллергиков, что им можно! При необходимости дополнить!) Супрастин (табл.) – 20 шт. (при аллергии - 2 раза в день) Супрастин (амп.) – 2 шт. (при шоке 1 амп. + дополнительно дексаметазон 1 амп.) Дицинон (амп.) - 2 шт. (при шоке 1 амп. + дополнительно дексаметазон 1 амп.) 11. Энергетик Кофеин (табл.) - 10 шт. (только в случае необходимости, также при общем переохлаждении (макс 3 табл.) 12. Антибактериальные Бисептол (табл.) - 5 шт. (широкого спектра - 2 таблетки в день) 13. Обработка ран Карандаш с раствором брилиант.спирт. - 1 шт. Левомеколь (туба) – 1 упаковка Клей БФ-2 (туба) – 1 упаковка Перекись водорода (флакон) – 100 мл Хлоргексидин (флакон) – 100 мл Губка гемостатическая – 1 шт. Бинт стерильный 7х14 – 3 шт. 14. Вспомогательное и измерительное Бинт эластичный – 1 шт. Перчатки одноразовые = 1 пара Шприц 5 мл – 3 шт. Шприц 2 мл – 3 шт. Ножницы маникюрные – 1 пара Термометр – 1 штука Термоодеяло на металлической основе – 2 шт. Скотч узкий – 1 упаковка Сотовый телефон – 1 штука Состав личной аптечки: Эластичный бинт с булавкой – 1 шт. Пластырь (ширина 2 см) на тканевой основе – 1 шт. Бинт стерильный 5х10 – 2 шт. Уголь активированный (табл.) – 20 шт. Мезим (табл.) -10 шт. Гигиеническая помада – 1 шт. Бора Плюс или Спасатель (мазь) – 1 тюбик Потрачено из общей аптечки за поход: Цитрамон – 10 шт. (все что было) Смекта - 5 шт. Фестал - 10 шт. 3.6 Меню похода Раскладка 600 г/чел в день. Схема питания: завтрак и ужин горячие, обед - либо перекус с чаем, либо горячее, в зависимости от местоположения. На завтрак использовали каши быстрого приготовления фирмы Мелин Парас с топленым маслом. Закладывалось 80г крупы на человека, это оказалось много. Карманное питание выдавалось с утра (леденцы, шоколадный батончик, орехи и сухофрукты, галеты) и съедалось в течении дня. На ужин готовили гречку или макароны с мясом (80г крупы на человека). Мясо готовили способом по Шондеровски. Закладывалось по 60г/чел на один раз. Многие участники отказывались, и много мяса осталось. Каждый участник нес по 500 грамм неучтенки. В сложные дни вечером или во время перекуса неучтенка добавлялась в рацион. Также в городе закупили лепешки, приготовленные в тандыре. В первые дни похода употребляли их вместо галет. Часть продуктов закупалась в Худжанде. Ассортимент на рынке Пенджикент достаточно стандартный и в целом достаточный. Можно экономить на весе продуктов, питаясь в Чайханах на берегах Алаудинского и Куликалонского озер. Очень хорошо зарекомендовал себя чай матэ. Для приготовления чая не нужна кипяченая вода, заливали в бутылку либо воду прямо из ручья, либо грели до 60 градусов. 3.7 Итоги, выводы, рекомендации по прохождению маршрута 1. Район своеобразен и интересен, нам очень понравился. Фанские горы относительно легко доступны с точки зрения заброски, здесь легко спланировать логичный маршрут любой категории сложности, местное население доброжелательно настроено. 2. Новизна. Пройден маршрут в новом для всех районе, который доставил участникам немалоудовольствия, сопряженного с преодолением физических и технических трудностей на разнообразных особенностях горного рельефа. 3.Повышен технический уровень участников группы для прохождения поле сложных походов. 4. Также получили массу приятных впечатлений от интересной природы района. Природа района также накладывает отпечаток на стратегию и тактику прохождения маршрута. Большие перепады высот от долин до перевалов, каньоны и относительно небольшой размер района требуют продумывания стратегии и тактики прохождения маршрута. 5. Воду, несмотря на то, что она выглядит кристально чистой, очень желательно кипятить. Из-за жаркого климата и большого количества болеющего скота, выпасающегося весьма высоко на склонах, от сырой воды возможны желудочные расстройства. Наша группа к счастью не страдала расстройствами, но в аптечке желательно иметь побольше желудочных лекарств. 7. Следует закладывать дополнительные дни для пережидания непогоды. 4. Приложения 4.1 Перевальные записки Перевал Алаудинский:
Перевал ВАА:
Перевал 6866:
Перевал 6867:
Перевал Гусева-Мухина Западный:
Перевал Зеленоград:
Перевал Адиджи:
Перевал Дон:
Перевал Мирали:
Перевал Жигули:
Перевал Казнок Западный:
Перевал Лаудан Ложный:
4.3 Картографический материал КАРТА 1 КАРТА 2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||