Горы мира > Каракорум >

Автор:Александра Дзик (BluЕmu)
Перевод: Константин Гузовский, Алматы

В неисхоженные горы Афганистана

Представляем отчёт о рекогносцировочной экспедиции в горы Афганистана от Александры (Оли) Джик. Перед публикацией статьи позвольте освежить вашу память некоторыми подробностями.
Многим альпинистам Оля известна как обладательница мирового рекорда 2010 года в забеге на Эльбрус, который ежегодно организуют инициаторы International Elbrus Race. В 2010 году Оля пробежала от Азау до Западной вершины Эльбруса за 5 часов 04 минуты, далеко оставив за собой немногочисленных соперниц. Рекорд продержался аж до 2015 года, когда за 4 часа 22 минуты 10 сек. эту дистанцию преодолела её землячка Анна Фигура. В 2016 году этот рекорд был побит россиянкой Ольгой Стефанишиной, которая прошла эту дистанцию за 4 часа 9 мин 39 сек, вплотную приблизившись к мужскому рекорду, установленному в 2006 году Денисом Урубко – 3часа 55 мин, который, кстати, тоже продержался несколько лет. Справка взята по материалам RussianClimb

Закончив университет, Оля осталась на кафедре писать диссертацию о горах и людях.
Сейчас она работает гидом в фирме BluEmu. Оля хорошо знает русский язык.

А сейчас её отчёт.

Идея о экспедиции в район непосещаемых уже несколько десятков лет семитысячников Гиндукуша: Кохе Ургюнт (7039 м), Кохе Тез (7015 или 6995 м) и Акхер Чаг (7020 или 7017 м) появилась в 2014 году. После завершения зимней экспедиции на Ношак нам удалось совершить короткую разведку более низких партий ущелья Ургунте Пёйён. Высокие вершины мы видели издалека, но они произвели на нас впечатление и мы решили, что ещё вернёмся в этот дикий район.

Мы запланировали взойти на Кохе Тез. Фото Александры Джик

В Афганистан мы выехали 20 июля 2016 года. Костяк команды состоял из участников зимней экспедиции на Ношак: Александра Джик (Спорт.клуб Кандагар), Роберт Руг (Судетский Высокогорный клуб) и россиянин Олег Обризан. К нам примкнул Аркадий Барановский из Высокогорного клуба Катовице. Нам необходимо было добраться до села Ургюнте Бёлё, пройти по ущелью с таким же названием в район семитысячников и совершить восхождение на Кохе Тез. Мы выбрали эту вершину по описаниям и фото предыдущих экспедиций, она сулила нам больше шансов на успех. Кроме того, в наши планы входила разведка местности с целью будущих восхождений на Кохе Ургюнт и Акхар Чагх. Нам необходимо было выяснить климатические условия в районе, выяснить насколько неблагоприятны изменения при стремительном росте дневных температур. Цели были реальны, несмотря на то, что афганская туристская виза была выдана всего на месяц, большую часть времени которого съедала логистика, оформление формальностей и караван в обе стороны.

Основным источником топографической информации были для нас великолепные карты Ежи Вали, прежде всего карты «1971 г. Гиндукуш-Ношак, Кохе Тез.» Они точны, богаты подробностями и дополнены современными спутниковыми снимками из Интернета. Иллюстрации отступающих ледников достаточны для уверенного передвижения в этом районе. Погодную информацию мы находили на сервисе Mountain-forecast.com. Но прогнозы, предназначенные для удаленного на несколько десятков километров Ношака, оказались полностью неподходящими.

25 июля мы приехали в афганский Ишкашим. (фото Александра Джик)

В Ишкашим мы добрались через Таджикистан: самолётом из Польши в Душанбе, затем автомобилем до Хорога и дальше в пограничный посёлок Ишкашим, из которого въехали на территорию Афганистана. Это один из самых популярных и безопасных маршрутов подъезда в Ваханское ущелье и в расположенные поблизости горы. Маршрут предпочтителен, чем через Кабул, так как в этом случае необходимо проезжать районы с высоким риском встречи с талибами.

В течение двух дней мы провели в афганском Ишкашиме, улаживая очень объёмные и запутанные формальности, усложнённые необходимостью переговоров на языке фарси. Вечером, 26 июля, мы приехали в в расположенный далее на 60 км Вахан Угрунте Бёлё. В Ишкашиме было некомфортно из-за вида женщин в парандже и солдат с оружием, а также из-за алчности некоторых представителей растущего потихоньку туристического бизнеса.

Напротив, в Вахане, как и в прежней экспедиции, мы могли вздохнуть с облегчением. Живущие здесь сунниты дружелюбны, гостеприимны, а также трудолюбивы и вежливы к приезжим. Несмотря на крайне тяжёлые условия, они оптимистичны, а их отношения, в том числе отношения между мужчинами и женщинами, очень похожи на наши старые отношения между односельчанами. Языковой барьер также не явился чрезмерной помехой. Местный учитель немного знал английский, мы немного - фарси, благодаря чему удалось сформировать скромный караван из шести человек.

Носильщики имели приблизительное представление о том, где находится база, так как никогда там не были, только старейшины помнили о давних польских экспедициях. Четыре носильщика взяли с собой ишаков, что послужило хорошим подспорьем, так как трасса оказалась трудной, но возможной для прохождения этими животными.

Треккинг до базы длился два дня с ночёвкой на названной нами Зелёной лужаке, расположенной на высоте около 3800 м н.у.м. Носильщикам необходимо предоставить место в палатках, так как своих они не имеют. Базу создали 28 июля около 15-00 на высоте 4450 м, у последнего большого ручья. К сожалению, он пропадал и возникал лишь тогда, когда солнце начинало топить ледник, находящийся выше. В базе он показывался лишь к 14 часам, а в холодные дни к 18-00 появлялись только лужицы, которые едва позволяли пополнить запасы воды на следующий день.

Время подкрепиться (фото Александры Джик)

29 июля мы поднялись по левой стороне морены, если смотреть снизу, затем по леднику провели разведку до высоты 4900 м. Перед выходом на ледник на высоте 4700 м заложили заброску снаряжения. Этот отрезок пути сохранил некоторые следы прошлых экспедиций: каменные столбики, маркирующие дорогу на морену стенки, прикрывающие палатки или заброски памятная табличка двух австрийцев, погибших в лавине на Кохе Ургюнт в 1972 году, а также выброшенный ледником типичный экспедиционный мусор 70-тых-80-тых лет

На следующий день мы снова вышли из базы. На этот раз мы поднялись по леднику, технически несложному, но размокнувшему под солнцем и требующему внимания при блуждании между трещинами, до выполаживания на высоте 5300 м, где и заложили лагерь I. Пологий склон выше лагеря подходил к барьеру из сераков. Барьер резко обрывается в пропасть с правой стороны, но и сторона лагеря небезопасна на все 100. 31 июля мы провели в лагере I из-за непогоды, на следующее утро пошли выше.

Наши палатки в лагере на Сатхай Краков, на заднем плане видны Акхер Чагх и Кохе Тез. (фото Александры Джик)

Роберт отлично нашёл относительно безопасный и несложный путь через барьер. Затем мы какое-то время колебались, выбирая путь между выходом на ребро, ведущему к вершине с севера, и подходом по снегу к серакам, между которыми мог находиться путь на южную сторону горы. Выиграл второй вариант, близкий к маршруту первовосходителей: Й.Крайского, К.Олеха, А.Пахальского, М.Бялы, которые прошли его в 1962 году. Местность оказалась легкопроходимой и на высоте около 6150 м. мы установили лагерь II, с которого решили штурмовать вершину и откуда дорога на неё выглядела логичной и возможной для прохождения.

После спуска в базу и нескольких дней отдыха 6 сентября мы вышли всей группой на штурм вершины. Когда мы вышли к лагерю I и уже собирались укладываться в палатках, 2 ледовых куска рухнули из барьера и свободно проплыли по склону недалеко от наших палаток. Они были невеликими, но потенциально опасными для оборудования и для нас, если бы мы не заметили их вовремя. Мы перенесли лагерь немного в сторону, что оказалось хорошим решением, так как утром следующего дня оборвался ещё один небольшой серак, который пронёсся по склону по очень опасной для нас траектории.

Наша дорога на Кохе Тез (рис. Оля Джик)

На следующий день погода была плохой и мы остались в лагере I. К лагерю II мы вышли 8 августа. После обеда Арек, Роберт и Олег прошли ещё 150 м вверх. Ночью, в 2-40 мы вышли на штурм. Начало пути – это блуждание в лабиринте сераков. Самым сложным в этом барьере был «Секач», как мы назвали высокий, на несколько десятков метров, ледовый порог, который лучше всего обойти с правой стороны. Впрочем, путь был несложным, единственным неудобством была темнота, что позволило днём найти на спуске более простой маршрут. На высоте около 6400 м мы вышли на плато, которое справа ограждали вершины Шогхордок Зом (6838 м) и Шаюз Зом (6855 м). Слева плато ограждает только Кохе Тез. С плато начинается путь на вершину в основном по снегу, и только временами требующий прохождения по гребешку хрупких скал. Крутизна склона вначале меньше 40 градусов, позже – выше 40 градусов.

Вершина всё ближе. Прохождение барьера из сераков (фото Александры Джик)

В день штурма практически всё время падал лёгкий снег, видимость была хорошей только временами. Самым трудным оказалось пробить дорогу в снегу, проваливаясь в него по пояс, а на спуске – образование многочисленных небольших лавин. Несложные скальные фрагменты, требующие внимательности и одновременной страховки, возникают только в 100 м от вершины. Они выводят на ребро, идущее влево в направлении вершины. Ребро пологое и широкое, однако лучше идти по скалам, так как трудно определить нахождение снежных карнизов, нависающих на противоположную сторону. Вершинный купол – это скальное поле, очень разрушенное и сыпучее, на самой вершине переходящее в снежный карниз. На вершину мы вышли всем составом 9 августа между 13-30 и 13-40 дня. Видимость была не более 100-200 м, поэтому для подтверждения нашего присутствия на вершине, кроме снимков, мы сложили небольшой каменный тур, в который разместили небольшой мешочек с вложенным в него небольшим польским флагом.

Оля Джик на вершине Кохе Тез (фото из архива Александры Джик)

Спуск прошёл без больших проблем и в 18-00 мы уже находились в лагере II. Утром спустились в базу. Несмотря на отсутствие жары, трещины в нижней части ледника значительно открылись. Ниже лагеря I Олег провалился в одну из них и слегка повредил рёбра, что ограничило его дальнейшую активность в горах.

После двух дней отдыха в базе Арек, Роберт и я направились на расположенное на границе с Пакистаном красивейшее плато Сатхай Краков, чтобы оттуда осмотреть Акхер Чагх. Гора представила значительные сложности. С этой стороны она имеет многочисленные наслоения нестабильных сераков. Впрочем подобная ситуация есть и на Кохе Ургюнт, массив которого нависал над нами в базе и в нижней части маршрута на Кохе Тез.

15 августа начали спуск вниз. Нам не удалось дозвониться до жителей Ургенте Бёлё, поэтому мне, как лучше всех говорящей в фарси, досталось самое лёгкое задание: дойти до посёлка и отправить 3 носильщиков с ишаками. В это время коллеги челноками спустили багаж на Зелёную Лужайку. К вечеру 16 сентября все мы уже находились в посёлке. Оттуда, после нескольких дней треккинга по Ваханскому ущелью, мы возвратились в Польшу по тому самому пути, которым приехали.

Экспедиция состоялась благодаря спонсорской поддержке фирм, с которыми сотрудничаем уже несколько лет: BluEmu, Exploteam,Marabut,Paker,Roza Wiatrow.