Автор: Валерий Лобов, г. Санкт-Петербург

Отчет о походе 5 к.с. по Ц.Кавказу прошедшем с 29 июля по 23 августа 2016г.

Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

Проводящая организация

Петроградский клуб туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 42, ДК им. Ленсовета, комната 426.

Место проведения

Россия, Республика Кабардино-Балкария, Центральный Кавказ (Безенги, Суган).

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

29.07 – 23.08

Подробная нитка маршрута

Заявленный маршрут:

пос. Верх. Балкария – д.р. Чайнашки – л-к В. Узенбоге – пер. Чайнашки Зап. (2А, 3483 м) – д.р. Коштансу – пер. Шести (1Б, 3275 м) – л-к Герты – пер. Нальчик (3А, 3772 м) – л-к Уллуауз – пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319 м) – л-к Мижирги – л-к Безенги - пер. Дыхниауш (2Б, 3872 м) – л-к Дыхсу – л-к Айлама – пер. Фытнаргин (3А, 3850 м) – л-к Фытнаргин - пер. Курортный (1А, 2482 м) – д.р. Карасу– д.р. Ортозюрек – л-к Малый Гюльчи - пер. в массиве Гюльчи (3А, 4200 м, п/п) – л-кВост. Рцывашки– пер. Рцывашки (1Б, 3540 м) –л-к Ю. Суган– [пер. Гюльчи (2Б, 3900 м) + в. Сугантау (4490 м) + пер. 50 лет ВЛКСМ (3А, 4320 м), 3А] - л-к Сев. Суган – д.р. Псыгансу – пос. Верх. Жемтала

Пройденный маршрут:

пос. Верх. Балкария – д.р. Чайнашки – л-к В. Узенбоге – пер. Чайнашки Зап. (2А, 3483 м) – д.р. Коштансу – пер. Шести (1Б, 3275 м) – л-к Герты – пер. Нальчик (3А, 3772 м) – л-к Уллуауз – пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319 м) – л-к Мижирги - л-к Безенги - пер. Дыхниауш (2Б, 3836 м) – л-к Дыхсу – д.р. Дыхсу – пер. Саныч (1Б, 2850 м, п/п) – д.р. Черек Балкарский – мост в нижнем течении р. Дыхсу - д.р. Карасу – д.р. Ахсу – пер. Рцывашки (1Б, 3540 м) –л-кВост. Рцывашки–д.р. Рцывашки - пос. Верх. Балкария

5 Определяющие препятствия маршрута

4ГУ, 2-й разряд по альпинизму

Участник

Местонахождение отчета

Отчет хранится в библиотеке Санкт-Петербургского клуба туристов.

МКК, рассмотревшая отчет

Поход рассмотрен МКК Региональной спортивной федерации спортивного туризма Санкт-Петербурга, Шифр МКК 178-00-556-655-530.

Везде далее по тексту: Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено.

Время – московское.

Основные задачи

Основными задачами пройденного похода являлись:

- повышение походного опыта

- знакомство с долинами, ледниками и перевалами Центрального Кавказа

- оценка возможности первопрохождения перевала в массиве Гюльчи, а при благоприятном стечении обстоятельств его прохождение.

Организация похода

Группа полностью состояла из членов Петроградского клуба туристов.

Поход проходил в пределах одной республики - Кабардино-Балкарии.

Оформление заявки и получение пропусков в пограничную зону и в заповедник, по нашей просьбе, взяла на себя фирма «Тау-Сервис», руководитель Борис Саракуев (+7-929-884-31-75, +7-928-950-38-68, bezonec@list.ru). Также он нам помог с заездом на маршрут и организацией забросок. Со всеми задачами он и его сотрудники справились отлично.

Заезд и заброски были выполнены следующим образом:

1. Из Пятигорска всей группой доехали по ущелью Черека Безенгийского до тропы, ведущей в д.р. Думала. Водитель поехал дальше в альплагерь Безенги, где оставил для нас заброску на участок маршрута от альплагеря до д.р. Карасу. Радиальный выход в д.р. Думала был совершен для ознакомления с самой долиной, для начальной акклиматизации с легкими рюкзаками по пологой долине, для организации заброски на участок маршрута от ледника Уллуауз до альплагеря Безенги и для выбора пути спуска с перевала Нальчик.

Погода не благоприятствовала для наблюдений (фото 1.1), тем не менее, что-то удалось увидеть (фото 1.2). Камнепады увидеть не довелось, но их пути просматривались четко. Из увиденного, как и наши предшественники, мы пришли к выводу, что из трех седловин перевала Нальчик для спуска на ледник Уллуауз следует выбрать седловину ближайшую к пику Канкашева. Сравнивая увиденное с имеющимися у нас фотографиями перевала, мы убедились, что льда стало значительно меньше и обнажились три горизонтальных пояса скал. Верхний пояс сомкнулся со скальным контрфорсом, отходящим от жандарма седловины и отделяющим выбранный нами путь спуска от среднего кулуара. Район стыковки этих скал и ниже него до осыпи - самое опасное место на маршруте (основная масса камней, падающих со стороны пика Канкашева и скального контрфорса, прилетает сюда). Для того чтобы обойти этот участок, надо выходить на скалы значительно правее наших предшественников.

2. 31 июля мы спустились в д.р. Черек Безенгийский и, по предварительной договоренности с Саракуевым, переехали в пос. Верх. Балкария. Здесь мы разделились: 5 человек с грузом на начало маршрута пошли по д.р. Чайнашки, 2 человека с продуктами и топливом на окончание маршрута пошли в д.р. Рцывашки. Водитель повез заброску на охотничью базу «Уштулу» на участок маршрута д.р. Ортозюрек – перемычка в массиве Гюльчи – ледник Рцывашки, по пути подкинув до башни в пос. Верх. Балкария двух наших участников, направлявшихся с заброской в д.р. Рцывашки. В этот же день они дошли до границы леса в д.р. Рцывашки, на следующий день занесли заброску и оставили её на правом берегу р. Рцывашки, напротив окончания морен ледника Западный Рцывашки, просмотрели возможность прохождения этого ледника, спустились до пос. Верх. Балкария и заночевали чуть выше селения в д.р. Чайнашки. 2 августа на бараньих лбах в нижней части ледника В. Узенбоге мы встретились.

В результате проведенных забросок мы провели визуальную разведку проблемных участков, получили начальную акклиматизацию, а маршрут разбился на пять этапов, соответственно разбился вес продуктов, топлива и частично снаряжения.

Для связи на маршруте у нас были две радиостанции и спутниковый телефон.

Фото 1.1. На гребне левобережной морены ледника Уллуауз

Фото 1.2. Перевал Нальчик со стороны ледника Уллуауз

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийные выходы с маршрута:

При подъёме на пер. Чайнашки Зап. - спуск по д.р. Чайнашки в пос. Верх. Балкария.

В верхней части спуска с пер. Чайнашки Зап. - назад через перевал в д.р. Чайнашки и далее в пос. Верх. Балкария.

В нижней части спуска с пер. Чайнашки Зап. – вниз в д.р. Черек Балкарский и далее в пос. Верх. Балкария.

При прохождении пер. Шести и с ледника Герты – выход через д.р. Коштансу в д.р. Черек Балкарский и далее в пос. Верх. Балкария.

При спуске с пер. Нальчик и подъеме на пер. Кундюм-Мижирги – спуск по д.р. Думала до д.р. Черек Безенгийский и далее в пос. Безенги.

При спуске с пер. Кундюм–Мижирги – в альплагерь Безенги.

При подъёме на пер. Дыхниауш – назад в альплагерь Безенги.

При спуске с пер. Дыхниауш - назад через перевал в альплагерь Безенги.

При прохождении ледника Дыхсу - через пер. Песчаный на Крумкольский ледник и далее через пер. Ашинова в д.р. Тютюнсу и по д.р. Черек Балкарский в пос. Верх. Балкария.

С ледника Айлама через связку перевалов Дыхсу + Катюша или пер. Фытнаргин на ледник Фытнаргин и через пер. Курортный в д.р. Карасу и в пос. Верх. Балкария.

На остальных участках маршрута спуск в долину до дороги.

Запасные варианты:

Участок маршрута

д.р. Чайнашки - лед. В. Узенбоге - пер. Узенбоге (2А, 3675 м, ск-лд) - д.р. Коштансу

д.р. Коштансу - пер. Коштан (1Б, 3513, ск-лд) - лед. Уллуауз

лед. Герты – пер. Уллу-Герты (2Б, 3706 м, ск-лд) - лед. Уллуауз

лед. Айлама – [пер. Дыхсу (2Б, 3600 м, ск-лд) + пер. Катюша (2Б, 3880 м, ск-лд), 2Б] – лед. Фытнаргин

17.08 - 19.08

лед. Мал. Гюльчи – пер. Ахсу (2А*, 3875 м, ск-лд) – лед. Ахсу – д.р. Ахсу – лед. Юж. Суган или пер. Ортозюрек (2Б-3А, 3925 м) – пер. Комсомола Украины (2Б-3А, 3950 м) - лед. Рцывашки

18.08- 19.08

лед. Вост. Рцывашки – [пер. Панорамный (3А, 4094 м) + в. Сугантау (4490 м) + пер. 50 лет ВЛКСМ (3А, 4320 м), 3А]

лед. Вост. Рцывашки – пер. Шести (2А, 3780 м, сн-лд) – лед. Сев. Суган или пер. Дышь (1А, 3368 м)

20.08-21.08

пер. Гюльчи (2Б, 3900 м) - пер. Шести (2А, 3780 м, сн-лд) – лед. Сев. Суган

Изменения маршрута и их причины

Как часто бывает на Кавказе, в планируемый маршрут вносят свои коррективы природные условия. У нас изменения в маршруте начались ещё в Нальчике, когда нам сообщили, что выше пос. Верх. Жемтала из-за сошедшего селя д.р. Псыгансу непроходима. Проверять достоверность этой информации в конце маршрута мы вряд ли бы стали и решили, что поход закончим в пос. Верх. Балкария.

Во время нашего похода погода была по большей части хорошей, - тем не менее, осадки были каждый день и в некоторых случаях они нас задержали. При подъеме на перевал Нальчик нас застала гроза, и мы заночевали на средней седловине, не успев дойти до намеченного для начала спуска места. Ночью несколько раз шел то град, то снег с дождем. Последний заряд прошел около 8:00, потом погода резко прояснилась. В итоге мы начали спуск с перевала Нальчик на 4 часа позже предполагаемого, не успев в тот же день дойти до заброски в кармане левобережной морены ледника Уллуауз. Это была первая временная потеря, но не последняя.

Подход к перевалу Кундюм-Мижирги растянулся у нас на два дня: в первый день из-за дождя мы вышли после 12:00, на второй день к 12:00 поднялись на верхнее плато ледника Уллуауз и выше в этот день уже не пошли из-за плохого самочувствия руководителя. На спуске с перевала Кундюм-Мижирги нас задержал утренний дождь на ночевках под пиком Панорамный.

Особенно неустойчивой была погода при подходе к перевалу Дыхниауш и на леднике Дыхсу, из-за этого вместо запланированных трех дней участок пути от альплагеря Безенги до ледника Айлама мы шли пять. Оставшийся до заброски в Карасу участок пути при установившейся непогоде и существующем состоянии ледника Айлама пройти за три дня по ледникам Айлама и Фытнаргин мы вряд ли бы успели, а продуктов и топлива у нас осталось на три дня. Поэтому рассматривали запасные варианты: идти на ледник Фытнаргин через заявленный перевал Катюша или перевалить из д.р. Дыхсу в д.р. Черек Балкарский через травянистую седловину в хребте, ограничивающем д.р. Дыхсу слева. На возможность варианта прохода из д.р. Черек Балкарский в д.р. Дыхсу через отрог руководитель обратил внимание еще в 1970-е годы, но тогда он был совершенно не актуален (в нижнем течении р. Дыхсу был хороший мост, по правому берегу реки шла приличная живописная тропа с удобным выходом на ледник). Сейчас же такой вариант может быть востребован. К 2016 году ледник Дыхсу отступил до места слияния с ледником Айлама. В правой части ледника Айлама открылся грот, причем он оказался в 20-30 метрах от грота ледника Дыхсу. Чтобы подойти к началу подъема на перевал Катюша, надо оказаться на правом берегу р. Дыхсу, а для этого надо было пересечь простреливаемый камнями язык ледника Айлама над гротом и спуститься к реке по живому конгломерату с селевыми ручейками (фото 1.3), что нам показалось нереальным (вероятно, такой проход возможен при отрицательной температуре). Оставался ещё один вариант: спуститься с ледника на левый берег реки и перейти её вброд. Спуститься мы спустились, а от затеи перейти её отказались. Поток с ледника Дыхсу, вырвавшись из грота, растекался по широкой пойме реки несколькими рукавами, но поток с ледника Айлама несся в одном русле вдоль правого конгломератного берега и своей мощью покончил с нашими размышлениями о возможности переправы. На следующий день, после ночного дождя воды в реке стало ещё больше, от переправы мы отказались окончательно и пошли прокладывать новый маршрут из д.р. Дыхсу в д.р. Черек Балкарский через перевал первой категории трудности. Этот вариант не был заявлен, но в сложившейся ситуации был самым безопасным. Данное изменение маршрута было согласовано с МКК по спутниковому телефону. При спуске в д.р. Черек Балкарский мы получили от сборщика ягод ценную информацию о наличии мостов через р. Дыхсу и р. Карасу, что позволило нам безопасно и в короткий срок выйти к заброске на охотничьей базе «Уштулу».

Фото 1.3. Грот ледника Айлама

Массив Гюльчи мы видели под разными углами с разных точек нашего маршрута и пришли к выводу, что заявленное нами первопрохождение перевала в данном массиве соответствует скорее категории трудности 3Б, чем 3А. Памятуя о рекомендациях МКК, отказались от его прохождения.

Из-за риска не успеть на поезд мы отказались и от прохождения траверса пер. Гюльчи – в. Сугантау – пер. 50 лет ВЛКСМ и закончили маршрут, перевалив Суганский хребет через пер. Рцывашки и спустившись по д.р. Рцывашки в пос. Верх. Балкария.

Краткая характеристика района путешествия

Поход проходил на Центральном Кавказе. Этот район описан во многих научных и научно-популярных работах, поэтому не будем их переписывать и остановимся лишь на своих наблюдениях и тех изменениях, которые произошли к августу 2016 года.

Погода в августе 2016 была достаточно комфортной. Сильных ветров не было, солнце было каждый день, - правда, до 18 августа (кроме 12 числа) дожди были тоже каждый день, но они традиционно были во второй половине дня, были ночные дожди и утренние. Но даже в самые ненастные дни с 13 по 17 августа была возможность пройти очередной участок маршрута. Снег нас не засыпал, но несколько раз мы попали под град. К началу похода зимний снег стаял, поэтому чисто снежных склонов на нашем маршруте не было, а был лёд и фирн. Фирн очень плотный и ступени на нем бьются с трудом чтобы забить ледоруб, требуется приложить значительные усилия, зато страховка – надежная. Мы пришли к выводу, что если во второй половине лета в этом районе планируется прохождение снежных склонов, то даже в простых походах необходимо наличие кошек у всех участников.

Последние десятилетия ледники Центрального Кавказа интенсивно таяли, обнажились скалы, ранее скрытые подо льдом, повысилась камнеопасность района, по большей части усложнилось прохождение ледников, за исключением, пожалуй, ледника Безенги. Значительно усложнились ледники Дыхсу и Айлама. Ледник Дыхсу отступил до места впадения в него ледника Айлама, его язык превратился в нагромождение ледовых сераков, остатков поверхностных морен с провалами между ними, обнажившихся бараньих лбов. Руководитель и два участника похода в разные года и разными путями проходили ледник Айлама, особых затруднений это не вызывало. В этом году из-за дефицита времени, теплой погоды и утреннего дождя мы на него не пошли, но изучили его со стороны очень внимательно. К 2016 году он значительно просел, наметились новые линии рантклюфтов, на его поверхности появилось большое количество камней. По нашему мнению, проходить его в теплое время года стало опасно. В общем, ходить в этом районе стало сложнее, но если без фанатизма и с умом, то все будет хорошо.

График движения

Определяющие препятствия на участке

Метео-условия

27.07–29.07

г. Санкт-Петербург - г. Пятигорск - пос. Безенги - д.р. Черек Безенгийский (до д.р. Думала)

1–3

29.07–31.07

Заброска:

д.р. Думала (от слияния с д.р. Черек Безенгийский) - лед. Уллуауз (карман левобережной морены, напротив пер. Нальчик) - д.р. Думала (до слияния с д.р. Черек Безенгийский)

Трансфер:

д.р. Черек Безенгийский (от д.р. Думала) - пос. Безенги – пос. Верх. Балкария

пос. Верх. Балкария - д.р. Чайнашки (нижние коши)

+550

+800

-1350

+450

Утром ясно, во второй половине дня переменная облачность, пасмурно, дождь

д.р. Чайнашки (нижние коши) - д.р. Чайнашки (верхние коши)

+960

Ясно, небольшая облачность, во второй половине дня пасмурно

д.р. Чайнашки (верхние коши) – бараньи лбы лед. В. Узенбоге

+480

Ясно, небольшая облачность, во второй половине дня пасмурно

бараньи лбы лед. В. Узенбоге – лед. В. Узенбоге – пер. Чайнашки Зап. (2А, 3483 м, ск-лд) – д.р. Коштансу

+440

-810

пер. Чайнашки Зап. (2А, 3483 м, ск-лд)

Утром ясно, во второй половине дня облачно

д.р. Коштансу – цирк пер. Шести

+530

Утром ясно, во второй половине дня облачно, небольшой дождь

цирк пер. Шести - пер. Шести (1Б, 3275 м, сн-ос-ск) - лед. Герты - пер. Нальчик

+75

-60

+560

пер. Шести (1Б, 3275 м, сн-ос-ск)

Утром ясно, во второй половине дня дождь/град, вечером гроза

пер. Нальчик (3А, 3772 м, ск-лд) - правобережная морена лед. Уллуауз

-680

11ч

пер. Нальчик (3А, 3772 м, ск-лд)

Утром дождь, днем переменная облачность, вечером ясно

правобережная морена лед. Уллуауз - карман левобережной морены лед. Уллуауз (напротив пер. Нальчик)

-210

+70

Утром пасмурно, во второй половине дня ясно

карман левобережной морены лед. Уллуауз (напротив пер. Нальчик) - лед. Уллуауз (левобережная морена напротив пер. Птица)

+720

Утром дождь, во второй половине дня небольшая облачность, вечером ясно

лед. Уллуауз (левобережная морена напротив пер. Птица) - цирк пер. Кундюм-Мижирги

+450

Утром ясно, днем небольшая облачность, дождь

цирк пер. Кундюм-Мижирги - пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319 м, лд) - лед. Кундюм-Мижирги (ночевки «3900»)

+200

-470

пер. Кундюм-Мижирги (3А, 4319 м, лд)

Утром ясно, днем небольшая облачность

лед. Кундюм-Мижирги (ночевки «3900») – лед. Мижирги - а/л Безенги

-1650

10ч

Утром дождь/град, гроза, днем пасмурно, вечером дождь, туман

Дневка: а/л Безенги

Ясно

а/л Безенги - лед. Безенги - правобережная морена лед. Безенги (ночевки под пиком Семеновского)

+780

Утром ясно, во второй половине дня переменная облачность, дождь

правобережная морена лед. Безенги (ночевки под пиком Семеновского) - хиж. Джангикош

+270

Утром дождь, днем пасмурно, дождь

хиж. Джангикош - пер. Дыхниауш (2Б, 3836 м, ск-лд) – лед. Башхаауз

+585

-275

10ч

пер. Дыхниауш (2Б, 3836 м, ск-лд)

Утром небольшая облачность, днем дождь/град, вечером облачно с прояснения-ми

лед. Башхаауз - лед. Дыхсу (до слияния с лед. Айлама)

-1050

Утром ясно, днем небольшая облачность, вечером дождь

лед. Дыхсу – д.р. Дыхсу

-310

Утром дождь, днем небольшая облачность, вечером дождь

д.р. Дыхсу – цирк пер. Саныч

+380

Утром пасмурно, днем небольшая облачность

цирк пер. Саныч - пер. Саныч (1Б, 2850 м, тр-ос) – д.р. Черек Балкарский – д.р. Карасу (слияние с д.р. Дыхсу)

+270

-1090

пер. Саныч (1Б, 2850 м, тр-ос)

Утром и днем ясно, вечером переменная облачность

д.р. Карасу – д.р. Ахсу

+890

Ясно, небольшая облачность

д.р. Ахсу – лед. Юж. Суган - пер. Рцывашки (1Б, 3540 м, сн-ос) - лед. Вост. Рцывашки - д.р. Рцывашки (до лед. Зап. Рцывашки)

+890

-880

10ч

пер. Рцывашки (1Б, 3540 м, сн-ос)

Утром и днем ясно, вечером переменная облачность

Дневка: д.р. Рцывашки

Ясно

д.р. Рцывашки - пос. Верх. Балкария

-1520

Утром и днем ясно, вечером пасмурно, небольшой дождь

24.08–27.08

7 перевалов

Высотный график:

Техническое описание маршрута

Перевал Чайнашки Западный (2А, 3483м, ск-лд)

Расположен в восточном отроге хребта Коштан-крест, отходящем от вершины Каяшкисубаши, западнее вершины 3583. Ведет с ледника Вост. Узенбоге в долину Коштансу. Соединяет долины Чайнашки и Коштансу.

Из пос. Верх. Балкария в верховья д.р. Чайнашки ведет грунтовая дорога, пригодная для автомобилей высокой проходимости. Начинается она от моста через р. Черек Балкарский, примерно в средней части села и идет с плавным, но непрерывным набором высоты до последних кошей. Напротив пер. Думала дорога раздваивается: одна поднимается на террасу под пер. Думала, другая, которую уже сложно назвать дорогой, продолжает идти левым берегом р. Чайнашки.

В 16:00 мы стартовали из пос. Верх. Балкария по упомянутой выше дороге. Через 4 перехода по 25-30 минут встали на ночевку на берегу р. Чайнашки, пасмурно, последний переход прошли под дождем.

На следующий день выходим в 8:00, погода хорошая. Продолжаем идти по дороге, иногда срезая её повороты по тропам. Тропы в основном конные. Долина Чайнашки - это огромное пастбище, и там находится с десяток кошей, пастухи на лошадях, иногда на ослах. К 13:00 дошли до развилки дорог, спустились к реке по нижней дороге и остановились на перекус. В 15:00 продолжаем подъем в верховья д.р. Чайнашки, проходим пару кошей, - возможно, и больше (в опустившемся тумане не было видно). Встречающиеся пастухи предлагают погостить, мы вежливо отказываемся. В 18:00, поднявшись выше последнего коша, встали на ночевку (фото 2.1). Туман начал рассеиваться, и морось, в которой мы шли последние два часа, закончилась.

Утро снова хорошее. Продолжаем идти вверх по долине, пер. Чайнашки Зап. и путь на него хорошо видны (фото 2.2). За три перехода доходим до ледника В. Узенбоге и начинаем подниматься на бараньи лбы в правой части ледника. Путь подъема, а вернее обхода мы выбрали слева (по ходу движения) от бараньих лбов по моренным увалам, осыпям и снежникам между ними (фото 2.3). В 13:00 на макушке бараньих лбов в наплывающем тумане поставили лагерь (фото 2.4).

На следующий день погода утром снова отличная. По осыпи на бараньих лбах поднимаемся к леднику В. Узенбоге (фото 2.5). Ледник пологий, закрытый, видимых трещин немного (фото 2.6). Связались, надели кошки и за два перехода по оси ледника подошли к перевальному взлету. Перевальный взлет крутой (до 60°), в верхней части с остатками карниза (фото 2.7). Нижнюю часть прошли в связках, в верхней части навесили одну веревку вертикальных перил (фото 2.8). Перевальная седловина скально-осыпная, имеется возможность поставить 1-2 палатки (фото 2.9).

Спуск с перевала проходит по длинному и широкому осыпному склону. Мы начали спускаться плотной группой (фото 2.10), но выйдя на оперативный простор, развернулись цепью и, не опасаясь спустить друг на друга камни, шли каждый своим темпом. Путь спуска справа (по ходу движения) ограничивает травянистый отрог, в верхней части он скальный. Через этот отрог с пер. Яков в сторону коша, расположенного в средней части д.р. Коштансу, идет скотопрогонная тропа. Спускаемся к этой тропе. У подножия отрога тропа раздваивается, далее идем по верхней тропе. Это конная тропа, как и нижняя, траверсирует травянистые склоны средней части долины и постепенно становится все хуже. Скорее всего, по нижней тропе идти было бы проще. Тем не менее, сделав пять переходов, мы спустились к кошу. С траверса, перед спуском к кошу хорошо виден путь подхода к пер. Шести (фото 2.11). От коша с небольшим набором высоты идем в направлении р. Коштансу. Перед взлетом долины на шикарной поляне с ручьями поставили лагерь.

График движения:

1. От пос. Верх. Балкария до места ночевки в д.р. Чайнашки (нижние коши)

2. От места ночевки в д.р. Чайнашки (нижние коши) до развилки дорог напротив пер. Думала

3. От развилки дорог напротив пер. Думала до места ночевки в д.р. Чайнашки (верхние коши)

4. От места ночевки в д.р. Чайнашки (верхние коши) до бараньих лбов лед. В. Узенбоге

5. От бараньих лбов лед. В. Узенбоге до пер. Чайнашки Зап.

6. От пер. Чайнашки Зап. до начала тропы, траверсирующей травянистые склоны

7. Спуск по тропе, траверсирующей травянистые склоны, до коша в д.р. Коштансу

8. От коша в д.р. Коштансу до места ночевки в д.р. Коштансу перед ступенью долины

25ч

Фото 2.1. Лагерь в верховьях долины Чайнашки

Фото 2.2. В верховьях долины Чайнашки

Фото 2.3. Путь подъема на бараньи лбы ледника В. Узенбоге

Фото 2.4. Макушка бараньих лбов ледника В. Узенбоге. Ставим палатки.

Фото 2.5. Подъем от места ночевки на ледник В. Узенбоге

Фото 2.6. На леднике В. Узенбоге

Фото 2.7. Перевальный взлет пер. Чайнашки Зап. с ледника В. Узенбоге

Фото 2.8. Начало подъема по перилам на пер. Чайнашки Зап.

Фото 2.9. Седловина пер. Чайнашки Зап.

Фото 2.10. Путь спуска с пер. Чайнашки Зап.

Фото 2.11. Путь по д.р. Коштансу к пер. Шести

Фото 2.12. Пер. Чайнашки Зап. и пер. Яков с подъема на пер. Шести

Перевал Шести (1Б, 3275 м, сн-ос-ск)

Расположен в восточном отроге хребта Коштан-крест, юго-восточнее вершины 3726. Ведет из долины Коштансу на ледник Герты. Соединяет долины Коштансу и Тютюнсу.

После ночевки в д.р. Коштансу (отметка высоты 2670 м) начинаем подход к перевалу Шести. Прижим реки обходим справа (по ходу движения), далее идем вдоль русла реки. В настоящее время р. Коштансу в верхнем течении представляет собой неглубокий ручей (фото 3.1). За четыре перехода дошли до озера, расположенного в верхней части долины. Далее от озера по скально-осыпному склону (фото 3.2) поднялись в цирк пер. Шести. Ещё нет 13:00, но погода портится, поэтому, наткнувшись у подножия пер. Шести на хорошие площадки среди моренных увалов, поставили палатки (фото 3.3).

Утром следующего дня от места ночевки за 20 минут поднялись на пер. Шести. Перевальный гребень скально-осыпной (фото 3.4), есть места под палатки. Спуск с перевала проходит по скально-осыпному склону, перерезанному кулуарами со скальными сбросами (фото 3.5). С перевала уходим вправо по горизонтальным полочкам под скалами, на одном из участков провешиваем для подстраховки горизонтальные перила (фото 3.6). Примерно через 150-200 метров начинаем спуск по одному из кулуаров, путь по которому удалось просмотреть до низа, по осыпи выходим к нижней крутой части ледника Герты. Далее по ложбине, образовавшейся между ледником и осыпным склоном, по снегу и осыпи поднимаемся к плато ледника Герты. На осыпи у ледника останавливаемся на обед. Отсюда хорошо виден путь спуска с пер. Шести (фото 3.7).

1. От места ночевки в д.р. Коштансу до места ночевки под пер. Шести

Фото 3.5. Путь спуска с перевала Шести на ледник Герты

Фото 3.6. Участок горизонтальных перил к спусковому кулуару

Фото 3.7. Перевал Шести с ледника Герты

Перевал Нальчик (3А, 3772 м, ск-лд)

Расположен в хребте Коштан-крест между пиком Канкашева и пиком Октябренок. Ведет с ледника Герты на ледник Уллуауз. Соединяет долины Тютюнсу и Думала.

Поднявшись на плато ледника Герты, в связках по пологому закрытому леднику идем в направлении перевала Труд. Обойдя скальный отрог, отходящий от вершины 3923, начинаем поворачивать вправо (по ходу движения), перевал Нальчик отсюда хорошо виден (фото 4.1). Правая (по ходу движения) часть ледника плавно приводит к перевальному взлету. Перевальный взлет снежный, с выходами скал (фото 4.2). В связках поднялись на нижнюю седловину перевального гребня, с которой, преодолев скально-осыпной жандарм (фото 4.3), поднялись на среднюю седловину. Началась гроза, выше подниматься не рискнули и на средней седловине на снегу поставили лагерь (фото 4.4), тур рядом на скалах. Дождь, а иногда град возобновлялись в течение вечера и ночи несколько раз, последний заряд прошел утром, когда уже рассвело, после него небо очистилось, и, хотя ранний выход сорвался, мы, не надеясь на хорошую погоду в дальнейшем и памятуя о том, что во время дождя увеличивается вероятность схода камней, продолжили прохождение пер. Нальчик по намеченному пути.

С места ночевки через очередной скально-осыпной жандарм вышли на седловину, ближайшую к пику Канкашева. В 9:00 начали спуск в сторону лед. Уллуауз. Первый участок спуска, плотный фирновый склон крутизной до 50°, проходим по двум веревкам, закрепленным на скальных выступах перевального гребня. В конце первой веревки уже хороший лед. По льду (фото 4.5) спускаемся еще на пять веревок (по 50 метров), крутизна склона до 60° (фото 4.6), станции на ледобурах и петлях, продергивание веревок через петли в проушинах (фото 4.7). Направление спуска примерно по оси склона, спускающийся первым Андрей Еськов корректирует его по видимым следам схода камней.

В конце шестой веревки вышли на верхний уровень верхнего пояса скал. Это самое удобное и безопасное место перехода с ледового склона на скалы. Ниже, к месту соединения верхнего пояса скал с контрфорсом, ограничивающим склон слева, идти просто опасно: туда слетаются камни со всей округи. Мы пошли резко вправо, для выхода на скалы навесили одну веревку слегка наклонных горизонтальных перил, что позволило пересечь зону падения камней с пика Канкашева по наикратчайшему пути и в конце траверса укрыться за скалами (фото 4.8). Крутизна склона в районе верхней границы скал наименьшая и разрешает наблюдать за возможным сходом камней и маневрировать при необходимости. Ни у кого, кроме руководителя, этой необходимости не возникло, ему же рельеф и горизонтальные перила позволили уклониться от встречи с парой пролетавших камней (на дюльфере это сделать было бы сложнее).

По скалам спустились на три веревки, все время смещаясь вправо (фото 4.9), затем две веревки вниз - вправо по фирновому склону до следующего скального выхода (фото 4.10). По скалам 25 метров и снова вправо по фирновому склону (2,5 веревки) на третий скальный выход. С него одна неполная веревка и далее по снегу 4 веревки вниз - вправо (фото 4.11) до осыпного склона. Для закрепления веревок на скалах использовали скальные крючья, компенсационные петли, скальные выступы. На одной из станций применили способ из арсенала Юрия Шалденкова (фото 4.12, 4.12а). На снегу закрепление веревок и страховка через ледоруб, снег плотный и страховка надежная. На осыпи развязались и продолжили спуск в поисках места для ночевки. На первых ровных площадках поставили лагерь (фото 4.13), рядом есть ручей.

Утром пасмурно, но дождя нет, виден наш путь спуска с пер. Нальчик (фото 4.14). По осыпи, а затем вдоль ручья по траве и осыпи (фото 4.15) спустились к леднику Уллуауз. Ледник пересекли немного под углом в направлении ледопада и в наиболее удобном месте поднялись на левобережную морену. С неё пер. Нальчик виден полностью (фото 4.16). Перевалив морену, спустились на поляну с разливом ручья. Здесь нас ждала заброска. Мы её раскопали, поставили лагерь (фото 4.17) и организовали дневку.

График движения:

1. От нижнего края плато лед. Герты до места ночевки на средней седловине пер. Нальчик

2. От места ночевки на средней седловине пер. Нальчик до начала осыпного склона под пер. Нальчик

3. От начала осыпного склона под пер. Нальчик до места ночевки под пер. Нальчик

4. От места ночевки под пер. Нальчик до места ночевки в кармане левобережной морены лед. Уллуауз

19ч

Фото 4.15. Спуск с места ночевки на ледник Уллуауз

Фото 4.16. Пер. Нальчик с левобережной морены лед. Уллуауз

Фото 4.17. Лагерь на верхней поляне в кармане морены лед. Уллуауз

Перевал Кундюм-Мижирги (3А, 4319 м, лд)

Расположен в Боковом хребте, к югу от вершины Уллуауз. Ведет с ледника Уллуауз на ледник Кундюм Мижирги. Соединяет долины Думала и Черек Безенгийский

От места ночевки на последней поляне в кармане левобережной морены лед. Уллуауз после утреннего дождя вышли в 12:00, идем вверх вдоль ручья до травянистого склона. Перейдя ручей, текущий справа (по ходу движения) от склона, по его руслу обходим нижнюю наиболее крутую часть склона и, выбрав подходящий путь, начинаем подъем по склону. Ледопад ледника Уллуауз остается слева (по ходу движения) (фото 5.1). Выше ледопада сходятся две ветви ледника: правая спускается со стороны пер. Уллуауз, левая - со стороны пер. Кундюм-Мижирги (фото 5.2).

В верхней части склон завален камнями, отсюда мы начинаем траверсировать моренные валы в направлении левой ветви лед. Уллуауз (фото 5.3). Приблизившись к левой ветви ледника, под пещерой в скале (фото 5.4) остановились на обед.

После обеда, не желая терять высоту, не стали спускаться на ледник, а продолжили траверс осыпных склонов и моренных гряд, расположенных по левому борту левой ветви лед. Уллуауз. Сделали три перехода и, дойдя до скальных выходов ступени долины, остановились на ночевку (фото 5.5).

На следующий день по осыпи обошли скальный выход. Ледник по-прежнему остается слева (по ходу движения), а мы продолжаем идти по осыпи. Через три перехода осыпь закончилась. Впереди слева (по ходу движения) - верхняя ступень ледопада лед. Уллуауз, впереди - снежно-ледовый склон. По этому склону (фото 5.6) к 11:00 поднялись на верхнее плато лед. Уллуауз, под перевал Кундюм-Мижирги. Здесь остановились на обед. Плохое самочувствие руководителя, а потом дождь и снег заставили нас остаться у подножия пер. Кундюм-Мижирги до утра (фото 5.7).

На следующий день подъем в 4:00. Погода ясная, морозная. Выход в 6:30. Подъем на пер. Кундюм-Мижирги в связках по снежному склону крутизной 30° (фото 5.8, 5.8а), серпантинами в обход закрытых трещин. На перевале есть места под палатки, вода – талый снег (фото 5.9). Спуск в сторону лед. Кундюм-Мижирги начинаем по правому скальному кулуару (фото 5.10, 5.11, 5.12). Погода ясная. Провешено по скалам 4 веревки. На маршруте спуска есть старые спусковые точки (крючья). Оставляем свои расходные петли. Далее спускаемся со скал на снежник крутизной 25-30°, затем - по закрытому леднику в связках до первой ступени ледопада. Ледопад обходим справа по осыпи (фото 5.13). Спускаемся на правый приток лед. Кундюм-Мижирги. Здесь останавливаемся на обед. Далее короткий переход к началу второй ступени ледопада. Ледопад обходим по тропе на скально-осыпном склоне пика Панорамный (фото 5.14), начало тропы обозначено туром. Тропа быстро приводит нас к ночевкам «3900» (фото 5.15), где в 17:30 ставим лагерь.

Утром дождь, град, гроза. Поэтому встали поздно. Пасмурно. Выход в 9:00. По тропе спустились на ледник ниже второй ступени ледопада, перед третьей ступенью обвязываемся. Проходим ледопад правым бортом, провешивая перила (несколько отдельных веревок) (фото 5.16, 5.16а, 5.16б, 5.16в). После очередного выполаживания небольшая ступень ледопада. Её мы прошли практически по центру, в нижней части сместились вправо и вышли на осыпные гряды правобережной морены. Продолжая спуск по морене, выходим на пологий участок ледника. Далее идем по леднику, нижнюю ступень ледопада проходим правым бортом. Затем поднимаемся на правобережную морену и выходим на тропу (фото 5.18), которая приводит нас в карман лед. Мижирги к Поповским ночевкам. Погода пасмурная. Далее по тропе правого борта долины до альплагеря Безенги. К вечеру дождь, туман.

График движения:

1. От верхней поляны в кармане левобережной морены лед. Уллуауз до места обеда под пещерой у поворота к левой ветви лед. Уллуауз

2. От места обеда под пещерой у поворота к левой ветви лед. Уллуауз до места ночевки перед скальной ступенью долины (напротив пер. Птица)

1ч 30мин

3. От места ночевки перед скальной ступенью долины (напротив пер. Птица) до верхнего плато лед. Уллуауз

4. От верхнего плато лед. Уллуауз до пер. Кундюм–Мижирги

5. От пер. Кундюм–Мижирги до ночевок «3900»

6. От ночевок «3900» до Поповских ночевок

Фото 5.9. На перевале Кундюм-Мижирги

Фото 5.10. Начало спуска с пер. Кундюм-Мижирги

Фото 5.11. Вниз по кулуару

Фото 5.12. Путь спуска с пер. Кундюм-Мижирги на верхнее плато лед. Кундюм-Мижирги

Фото 5.13. Обход верхнего ледопада

Фото 5.14. Выход на тропу к ночёвкам «3900»

Фото 5.15. Ночевки «3900»

Фото 5.16. Работа при прохождении третьей ступени ледопада

Фото 5.16а. Работа при прохождении третьей ступени ледопада

Фото 5.16б. Работа при прохождении третьей ступени ледопада

Фото 5.16в. Работа при прохождении третьей ступени ледопада

Фото 5.17. Выбираемся из ледопада

Фото 5.18. Выход на тропу

Перевал Дыхниауш (2Б, 3836 м, ск-лд)

Расположен в северном отроге Главного Кавказского хребта, отходящем от вершины Шхара, между вершинами Дыхниаушбаши и 4600. Ведет с ледника Безенги на ледник Башхаауз (ледник Дыхсу). Соединяет долины Черек Безенгийский и Дыхсу.

Подход к перевалу Дыхниауш начинаем от альплагеря Безенги. Выход в 5:30, погода ясная. От корпуса «Теплый угол» через калитку в заборе выходим к указателю и началу двух троп. Одна из них (верхняя тропа) по гребню морены уходит налево (по ходу движения) к Миссес-кошу. Другая (нижняя тропа) спускается с гребня морены к дороге из пос. Безенги и пограничному посту. Идем по нижней тропе, ведущей правым берегом по моренным грядам и полянам на ледник Безенги. Через два перехода вышли на ледник. Ледник Безенги открытый, пологий, без трещин, с продольными полосами поверхностных морен, движение по нему труда не составляет.

Подойдя к правой ветви ледника Безенги, по крутой тропе поднялись на гребень ее правобережной морены, по пути пересекли ручей, вытекающий из кармана морены. Здесь хорошие площадки под палатки (фото 6.1), рядом в кармане морены небольшое озерцо и ручей. Остановились на обед, но из-за начавшегося дождя с ветром остались здесь ночевать. С утра снова дождь и на целый день, с небольшим перерывом в первой половине дня. В течение этого перерыва по тропе (фото 6.2) дошли до Джангикоша.

На следующий день утром снова дождь. Вышли в 7:00. Спустились с морены, пересекли ледник Селлы и по остаткам снежников и осыпям вдоль правого борта ледника Безенги к 11:00 поднялись на верхнее плато под перевал Дыхниауш. Начался дождь с градом, туман – мы в туче. Пережидаем непогоду под тентом, заодно пообедали.

Около 13:00 тучи более менее рассеялись, хотя немного моросит, мы заспешили наверх на пер. Дыхниауш. Поднимались правее (по ходу движения) нижней точки седловины (фото 6.3). Навесили две веревки вертикальных перил по ледовому склону крутизной до 40°, бергшрунд прошли по снегу, наверху навесили одну неполную веревку горизонтальных перил для обхода снежного карниза и выхода к туру (фото 6.4). Перевальная седловина скально-осыпная, есть места под палатки (фото 6.5).

Есть несколько вариантов спуска с пер. Дыхниауш. Мы начали спускаться прямо от тура, сначала без веревок метров 40 (фото 6.6), затем 4 веревки вниз по скальным уступам (фото 6.7) и одна веревка траверса круто вправо до снежного склона (фото 6.8). Далее по снегу три веревки прямо вниз, в середине третьей веревки бергшрунд. После бергшрунда идем в связках. Спускаемся до выполаживания склона и ставим лагерь (фото 6.9).

С места ночевки на плато под пер. Дыхниауш правым бортом ледника (фото 6.10) обходим верхний ледопад лед. Башхаауз (раньше он обходился слева, сейчас там обнажились бараньи лбы). Идем в связках, ледник закрытый, трещин немного. Обойдя ледопад, спустились на открытый пологий ледник. Теперь идем по леднику, иногда обходим небольшие участки ледопадов. Примерно за километр до поворота лед. Башхаауз на юг (там начинается ледопад) подошли к левобережной морене (фото 6.11) и остановились на обед. Пока готовился обед, Александр Котов разведал путь подъема на морену. Прошел небольшой дождь. После обеда поднялись на левобережную морену. В кармане морены симпатичное озерцо (фото 6.12). Идем в кармане до скальных выходов, их обходим верхом и выходим на обширную поляну (на эту поляну приводит путь спуска с пер. Песчаный). С поляны поднялись на гребень морены. Не доходя до конца морены (фото 6.13) примерно полкилометра, нашли обозначенный туром подходящий путь спуска с морены на лед. Дыхсу. Морена крутая, навесили одну веревку вертикальных перил (фото 6.14).

Далее идем по открытому леднику вдоль вала поверхностной морены. Примерно напротив Крумкольского ущелья поднялись на морену. В настоящее время ледник Дыхсу представляет собой хаос ледово-осыпных сераков, открывшихся бараньих лбов, конгломератных склонов и трещин. Лавируя между этими препятствиями, приблизились к правому борту долины. В 19:00 на древней правобережной морене с травой поставили лагерь. Пока ходили по леднику, несколько раз начинался дождь, но быстро заканчивался.

Следующий день начался с традиционного утреннего дождя. Вышли в 9:30. Характер пути прежний: идем среди ледово-осыпных сераков, остатков морен и провалов между ними. Чтобы оказаться на правом берегу реки Дыхсу, продолжаем идти вдоль правого борта долины. Пройдя место слияния ледников Айлама и Дыхсу, мы увидели, что ледник Дыхсу отступил до ледника Айлама и реку Дыхсу образуют два потока, вытекающие из гротов этих ледников. Находятся гроты рядом с нижней точкой смыкания ледников на расстоянии 20-30 метров друг от друга. Для спуска на правый берег р. Дыхсу надо над гротом пересечь ограниченный скальным прижимом ледник Айлама (фото 6.15) и по непонятному конгломерату из камней, грязи и льда спуститься вдоль прижима к реке. Из-за повышенной камнепадоопасности мы такой вариант отвергли и перешли на левый борт ледника (фото 6.16), где нашли приемлемый путь спуска. Спустившись к реке, на первой же зеленой поляне с кустиками ивы и березы поставили лагерь (фото 6.17). От затеи перейти р. Дыхсу (фото 6.18) вброд мы также отказались и на следующий день для выхода в долину Черека Балкарского направились в сторону намеченной накануне зеленой седловины.

График движения:

1. От альплагеря Безенги до ночевок на правобережной морене лед. Безенги под пиком Семеновского

2. От ночевок на правобережной морене лед. Безенги под пиком Семеновского до хижины Джангикош

3. От хижины Джангикош до ледового плато под пер. Дыхниауш

4. От ледового плато под пер. Дыхниауш до седловины пер. Дыхниауш

5. От седловины пер. Дыхниауш до верхнего плато лед. Башхаауз

6. От верхнего плато лед. Башхаауз до места ночевки на правобережной морене лед. Дыхсу

7. От места ночевки на правобережной морене лед. Дыхсу до места ночевки на левом берегу р. Дыхсу

31ч

Фото 6.16. Переход с правого борта ледника на левый

Фото 6.17. Ночевка в верховье реки Дыхсу

Фото 6.18. Река Дыхсу в верхнем течении

Перевал Саныч (1Б, 2850 м, тр-ос)

Первопрохождение

Расположен в юго-восточном отроге хребта Коштан-крест, отходящем от вершины Каратау, между вершинами 3162 и 2849. Ведет из долины Дыхсу в долину Черек Балкарский в обход скальных прижимов ущелья в нижнем течении реки Дыхсу.

Подход к перевалу Саныч начинаем от места ночевки на левом берегу р. Дыхсу (фото 7.1), выходим в 8:00. Переходим по камням крупный ручей, стекающий с левобережных скал. Дальнейший путь по левому берегу р. Дыхсу проходит по криволесью, тропы нет.

Напротив правого притока р. Дыхсу, берущего начало из ледника в цирке пер. Катюша, начинаем подъем на пер. Саныч по травянисто-осыпному склону крутизной 40° (фото 7.2). Через переход выходим на небольшую травянистую террасу, расположенную над островком соснового леса. Погода солнечная. Далее продолжаем подъем вверх и немного вправо (по ходу движения) по крутому травянистому склону (от 30° до 40°) с высокой травой (фото 7.3). На отдельных сложных участках идем в кошках. Подъем дается непросто. Троп здесь нет, также на всем протяжении подъема нам не встретились какие-либо следы пребывания здесь человека или домашних животных.

По пути встречаются отдельные скальные останцы и группы камней (фото 7.4), возвышающиеся над высокой травой. В таких местах удобно остановиться на привал. Наконец за гребнем очередного травянистого контрфорса открывается вид на широкую зеленую седловину перевала (фото 7.5, 7.6). Но до нее еще далеко. Поэтому в 17:00, поднявшись на небольшую террасу, останавливаемся на ночевку. Воду берем из ручья, текущего немного вдалеке справа (по ходу движения) в понижении между контрфорсами.

На следующий день выходим в 8:00. Погода ясная. От места ночевки поднимаемся в сторону видимой седловины пер. Саныч, вверх и немного вправо (по ходу движения) по крутому травянистому склону (от 30° до 40°). Ближе к перевалу трава постепенно становится ниже, склон выполаживается.

В 11:00 поднялись на пер. Саныч (1Б, 2850 м, тр-ос). Погода солнечная, небольшая облачность. С перевала открывается вид на д.р. Черек Балкарский и д.р. Карасу. Седловина перевала широкая, травянистая, есть места под палатки, но воды нет (фото 7.7, 7.8). Имеются следы выпаса скота. Чуть выше седловины сложен тур, но записки в нем нет, - вероятно, пастуший. Судя по всему, на перевал со стороны д.р. Черек Балкарский заходит домашний скот, сопровождаемый пастухами. Тур служит для пастухов ориентиром. Однако сторона перевала, обращенная в сторону д.р. Дыхсу, судя по отсутствию там каких-либо следов и троп, не посещается. Также в туристской литературе, по имеющимся у нас данным, отсутствуют какие-либо упоминания о прохождении данного перевала. Даем перевалу название - Саныч. Поскольку при прохождении перевала в плохую погоду (дождь, снегопад), а также при наличии мокрой травы на склонах, на отдельных участках могут потребоваться перила, особенно при спуске в сторону д.р. Дыхсу, оценка категории трудности перевала – 1Б. Оставляем записку в упомянутом выше туре, чуть выше седловины перевала.

В 12:00 начинаем спуск с пер. Саныч в сторону д.р. Черек Балкарский по травянистым склонам средней крутизны (от 25° до 30°), от перевала на северо-восток (фото 7.9, 7.10). Местами встречаются участки скотопрогонной тропы и небольшие пастбища. Растет рододендрон, ниже – малина и черника. Общее направление спуска – вниз и влево (по ходу движения), траверсируя травянистые склоны и контрфорсы. В 15:30 вышли к большому ручью, левому притоку р. Черек Балкарский, далее спускаемся его левым берегом (фото 7.11). Через переход на левом берегу р. Черек Балкарский останавливаемся на обед. Погода облачная, ветер.

После обеда левым берегом р. Черек Балкарский по хорошей тропе поднимаемся до слияния р. Карасу и р. Дыхсу (фото 7.12). Далее тропа продолжается по левому берегу р. Дыхсу и скоро приводит к деревянному мосту, перекинутому через каньон р. Дыхсу высоко над водой. По мосту переходим на правый берег р. Дыхсу и в 18:30 останавливаемся на ночевку на стрелке рек Дыхсу и Карасу. Воду для приготовления пищи берем из ручья на противоположной стороне р. Дыхсу.

1. От места ночевки на левом берегу р. Дыхсу до начала подъема на пер. Саныч

2. От начала подъема на пер. Саныч до места ночевки под пер. Саныч

3. От места ночевки под пер. Саныч до пер. Саныч

4. От пер. Саныч до места обеда на левом берегу р. Черек Балкарский

4ч 30мин

5. От места обеда на левом берегу р. Черек Балкарский до места ночевки на стрелке рек Дыхсу и Карасу

17ч 30мин

Фото 7.10. Начало спуска с пер. Саныч в сторону д.р. Черек Балкарский

Фото 7.11. Спуск с пер. Саныч в д.р. Черек Балкарский

Фото 7.12. К месту ночевки на стрелке рек Карасу и Дыхсу

Перевал Рцывашки (1Б, 3540 м, сн-ос)

Расположен в Суганском хребте, западнее в. Сугантау. Ведет с ледника Юж. Суган на ледник Вост. Рцывашки. Соединяет долины Ахсу и Рцывашки.

Подход к перевалу Рцывашки начинаем от слияния р. Карасу и р. Дыхсу. От места ночевки на стрелке рек (когда-то давно здесь была турбаза) выходим в 8:00. Через р. Карасу на правый берег переходим по небольшому мосту, представляющему собой немного шаткую конструкцию из двух продольных металлических труб и поперечных деревянных досок. Далее выходим на хорошую грунтовую дорогу, идущую от пос. Верх. Балкария по правому берегу р. Карасу к минеральным источникам и народным курортам. В 9:30 дорога приводит нас к охотничьей базе «Уштулу». Здесь разбираем оставленную заброску, пьем чай. Погода солнечная.

После небольшого отдыха продолжаем движение в верховья д.р. Карасу. Идет хорошая грунтовая дорога. По пути останавливаемся у нарзана. После поворота долины в районе погранзаставы дорога становится хуже - выше идет старая горная дорога. В 14:30 останавливаемся на обед у ручья на отметке высоты 2360 м, чуть выше коша, расположенного до слияния р. Карасу и р. Ахсу.

После обеда в 16:30 начинаем подъем в сторону д.р. Ахсу. От места обеда выходим на тропу, траверсирующую правобережный травянистый склон д.р. Карасу. Далее по тропе поднимаемся на нижнюю ступень д.р. Ахсу, обходя слева по ходу каньон реки. Здесь на правом берегу р. Ахсу расположен небольшой кош и пасется скот. Открывается вид на д.р. Ахсу и пер. Рцывашки. Тропа от коша идет правым берегом, затем переходит один из рукавов реки (возможен переход по камням). В 19:00 останавливаемся на ночевку между двух рукавов р. Ахсу на отметке высоты 2650 м. Чистая вода чуть ниже, в кармане правого рукава р. Ахсу.

На следующий день выходим в 7:00. Погода ясная. От места ночевки поднимаемся в сторону гребня древней морены (фото 8.1), разделяющей лед. Ахсу и лед. Юж. Суган, в обход бараньих лбов, расположенных ниже лед. Юж. Суган и преграждающих путь к пер. Рцывашки. По тропе пересекаем левый рукав р. Ахсу и далее поднимаемся на гребень упомянутой выше морены. Оставив справа пояс скал и бараньих лбов, обрамляющих язык лед. Юж. Суган, поворачиваем направо на правобережную морену лед. Юж. Суган (фото 8.2). Через переход выходим к небольшому ледниковому озерцу, образовавшемуся у подножия пер. Рцывашки на границе морены и ледника. Здесь в 12:00 останавливаемся на обед, отметка высоты 3400 м, погода ясная. Немного не доходя до места обеда прошли хорошие подготовленные площадки под палатки.

После обеда в 13:30 начинаем подъем на перевальный взлет. Перевальный взлет пер. Рцывашки со стороны лед. Юж. Суган представляет собой в нижней части – широкий осыпной склон крутизной до 35°(фото 8.3), в верхней части – узкий осыпной кулуар той же крутизны, ограниченный с обеих сторон скалами (фото 8.4). В 14:30 поднялись на пер. Рцывашки (1Б, 3540 м, сн-ос) (фото 8.5). Погода облачная. Открывается вид на д.р. Рцывашки (фото 8.6).

В 15:00 начинаем спуск с перевала в сторону лед. Вост. Рцывашки и д.р. Рцывашки (фото 8.7). Сначала проходим небольшой участок по осыпи крутизной до 30°, затем выходим на снежник крутизной 15-20°. Ниже - спуск по льду крутизной 25-30°. Нунатак, разделяющий ледник на две ветви, обходим справа по ходу. Далее чуть ниже выходим на морену, образующую ступень у подножия нунатака, здесь можно поставить лагерь, имеются площадки под палатки.

Продолжаем спуск по моренам и далее выходим на открытый ледник, покрытый отдельными камнями и островками поверхностных морен, - лед. Вост. Рцывашки. Придерживаясь правого края ледника, ниже выходим на правобережную морену и далее, оставив позади язык лед. Вост. Рцывашки, продолжаем спуск по правому берегу р. Рцывашки. К 19:00 спустились до отметки высоты 2660 м, здесь, немного не доходя до створа лед. Зап. Рцывашки, находится наша заброска. Ставим лагерь.

На следующий день – дневка. Через день продолжаем спуск по правому берегу р. Рцывашки (фото 8.8). Выход от места ночевки в 9:30. Погода ясная, небольшая облачность. Путь вниз по долине проходит через зеленые пастбища, есть тропа. В районе второго коша начинается зона леса. Немного ниже тропа переходит на левый берег р. Рцывашки, есть хороший мост. Далее река уходит в глубокий каньон, а тропа идет траверсом левого берега высоко над руслом реки. В 18:00 спустились в пос. Верх. Балкария.

График движения:

1. От слияния р. Карасу и р. Дыхсу до охотничьей базы «Уштулу»

1ч 30мин

Фото 8.7. Пер. Рцывашки с лед. Вост. Рцывашки

Фото 8.8. В долине Рцывашки под лед. Зап. Рцывашки

Итоги, выводы и рекомендации

В описываемом походе мы за 26 дней прошли 164 километра через 7 перевалов, из них 1Б – 3 перевала, 2А – 1 перевал, 2Б – 1 перевал, 3А – 2 перевала, что отвечает требованиям для похода пятой категории сложности. Большая часть маршрута проходила без троп, по разнообразным формам горного рельефа (крутые осыпные и травянистые склоны, ледники с ледопадами, крутые ледовые и скальные склоны, фирновые склоны).

В результате проведенной акклиматизации, организации забросок, аккуратного выбора пути на опасных участках, организации надежной страховки и надежных точек крепления веревок, заболевших и травмированных не было.

За последние десятилетия в связи с интенсивным таянием ледников изменился рельеф в ледниковой зоне, о замеченных нами изменениях мы написали в разделах «Краткая характеристика района путешествия» и «Изменения маршрута и их причины». Из-за изменения рельефа в большинстве случаев усложнилось преодоление отдельных участков и соответственно увеличилось время их прохождения. При планировании похода на это стоит обратить внимание и использовать новые описания.

Из-за радикальных изменений, происшедших с ледниками Айлама и Дыхсу, мы пришли к выводу, что в настоящее время пути с ледника Дыхсу на правый берег реки Дыхсу нет. Из-за прижимов в нижнем течении реки Дыхсу нет пути и по ее левому берегу. В сложившейся ситуации для прохода из долины Черека Балкарского в долину Дыхсу и далее на ледник Дыхсу может оказаться востребованной пройденная нами седловина в хребте, разделяющем эти долины. Мы назвали ее перевалом Саныч и оценили 1Б к. тр. по следующим причинам: со стороны реки Дыхсу это протяженный травянистый склон крутизной 30-40 градусов, без выкатов, - если на нем упасть и мгновенно не произвести самозадержание, то до леса уже не остановиться. Поэтому требуются навыки уверенного прохождения травянистых склонов, а в единичке люди этому только учатся. Кроме того, часть подъема мы прошли в кошках, а в единичку, как правило, кошки по количеству участников не берут. Мы поднимались без дождя, без ветра и затратили на подъем 9 часов. При мокрой траве особенно на спуске придется организовывать страховку и это может оказаться сложнее прохождения ледового склона, но все реально, надо только быть к этому готовым.

Из-за увеличивающейся камнепадоопасности прохождение нижней части ледника Айлама с каждым годом становится проблематичнее. В связи с этим все актуальнее становится пройденный в 2006 году туристами из Санкт-Петербурга под руководством В.А. Михеева перевал Carabin.ru. Он ведет с верхнего плато ледника Айлама на ледник Нуам-Куам и дальше на ледник Дыхсу.

Поход мы прошли не полностью, как планировали, но в нем было все, и это жизнь.