Горы мира > Западная Европа >

Автор: Евгения Маркова, Нижний Новгород

Путешествие в Пеннинские Альпы.
Часть I

Этот поход выдался интересным и захватывающим, компанейским и учительским, тяжелым морально и поучительным. Многое было обдумано и понято. Очень скучалось по любимым друзьям, и в то же время каждый день был невообразимо свободным и прекрасным!

В связи с майской свадебной эпопеей и подготовкой к ней у нас совершенно не оставалось времени на обдумывание летнего похода. Весной мы собрались зимней группой и дали нашим малышам свободу. Мы решили, что им лучше будет пойти без нас, да и нам хотелось пойти небольшой компанией, в достаточно простой и незатейливый свадебный поход. Ребята все поняли, надеюсь, простили и начали готовиться к походу в Альпы. Просим прощения за то, что сказали о своих планах достаточно поздно, потому что перед ребятами стояла достаточно сложная задача - сколотить достаточно большую группу уже после того как прошел сплочающий майский слет. На некоторое время мы выпустили из виду группу Леши Надежкина.

Июнь. К нашей четверке присоединились Настя, Оля и Артем, и мы начали подготовку к походу в Итальянские Альпы. Все складывалось достаточно неплохо, но тут, к сожалению, Настя отказалась идти с нами. Зная о предстоящей свадьбе Ксю и Вовки, я начала подозревать, что Ксюшка со своим перфекционистским взглядом на мир не захочет спустя рукава готовиться к двум делам одновременно.

Однако когда ребята сказали, что не пойдут с нами, для меня это был настоящий удар. Ну смешно конечно, скажете вы, но я ни одного летнего похода не провела без Ксеньки, и, лишившись ее поддержки, опешила. Затем последовало воссоединение нас - меня, Димки, Оли, Темы и зимнего костяка, и уже окончательно мы решили идти в Пеннинские Альпы, так как Димка очень хотел нам показать все красоты этих мест, которые он уже видел в 2010 году.

16.08.2015

Вечер. Нас на такси забросили до Breul-Cervini. В темноте кромешной, там где черт ногу сломал, мы поставили палатки прямо рядом с чьим-то домиком. Когда съели свой сухпаёк, вышли оглядеться. Была звездная, почти безоблачная ночь, мириады звезд сверкали над головой, а мы как загипнотизированные смотрели в глаза черной Бесконечности. Я еле упросила Димку вытащить штатив и сделать пару кадров. На получившейся первой фотографии мы с удивлением обнаружили гору пирамидальной формы. Когда начали вглядываться в черноту, оказалось, что это Маттерхорн находился так близко с нами! Тут мы начали приглядываться к окружающему пейзажу еще пристальнее. Слева от нас чернели облака... Но каково же было наше удивление, когда мы поняли, что эти облака недвижимы, и что это горы простирались так высоко на небе! Это было немного страшно. Когда сделан был еще один кадр наша догадка подтвердилась.

17.08.2015 Проспали, но достаточно быстро собрались и вышли в сторону водохранилища Goillett.
Утро обрушило на нас все величие гор.

Полюбовавшись Маттерхорном, мы начали подъем. Сначала он был крутоват, и мы сбили дыхание на первых метрах... Бедные ребята, даже те, кто зимой уже ходил... Наверное первые минуты каждый новичок начинает думать:"Божеее, мне это не по силам".. ну во всяком случае мне так сказали их лица. может быть я ошибалась. Но потом мы пошли достаточно бодро. Шаг за шагом вышли к водохранилищу. Как и ожидалось оно было прекрасно! Бирюзовая гладь, обрамленная белыми камнями радовала глаз.

Мы хорошо покушали, поспали, прогулялись до озера, я даже искупалась в луже - упала. И вышли вперед.

Интересные постройки привлекали внимание, то полуразрушенные домики, то остатки узкоколейки.

По плану мы должны были пройти вдоль озера по дамбе, но, к нашему удивлению, проход был закрыт, и нам пришлось спуститься вниз в долину и набрать вверх, чтобы обойти озеро.

Подошли под фуникулёр, привалились, и тут нас застал дождик. Пришлось вставать на ночевку, хотя по плану она была несколько дальше. Времени было не очень много, и вскоре нас залило прекрасным предзакатным солнцем. Все ждали радугу, но к нам пришли горные козы.

Тут же нашла я самые прекрасные эдельвейсы, которые когда либо видела в горах.

С утра было пасмурно, но все равно вышли в путь. Немного подняли вверх по крутому склону и вышли к чудесной цветочной полянке.

Потом совсем немного потрудившись, мы вышли к озеру Du tramail. Очень жаль, что вчера мы не дошли до него совсем немного. Пейзажи почти норвежские! Невысокие каменные холмы, все очень зелено. Дима сказал, что помнит многое из этих мест с их похода к Маттерхорну в 2010.

Шли в направлении перевала Teodulpass, который стоит на границе Италии и Щвейцарии. Подъем был легкий, но новичкам шлось ой как нелегко. Самые выносливыми оказались Ксюшка и Лешка. Хотя Оля и Артем тоже медленно, но без особых остановок идут вверх.

Тут кончилось действие заправки завтраком, и даже Ксюшка выдохлась. Мы дошли до хижины-бара Bontadini, там, обессиленные встали на обед. Удивительно, но на отдыхе нас порадовало солнышко.

А после еды, мы опять двинулись в путь. Райончик перед перевалом на редкость неприятный. Видимо шла активная подготовка к зимнему сезону, потому что трассы расширяли, ездили эскаваторы, дефендеры и вообще всякая механика не радовала глаз.

Перевальный взлет шли по каменной жиже. Ирка совсем устала, и у нее начали проявляться первые признаки горняшки. Она шла и была настолько грустна, что у меня сердце разрывалось. Я постаралась идти рядом с ней в самом конце. Через пару минут, я, осмотрев девчонку со всех сторон, осторожно задала вопрос: "Ир, а где гречка ваша?". Потому что мы, как самые одаренные умом люди пошли покорять первый перевал с залитой на ужин гречкой! А я точно видела на привале, что гречку палатки Леша-Таня-Ира доверили Ире. И тут Ира ну просто разразилась рыданиями! Я начала ее успокаивать, сама судорожно пытаясь понять, как могла с огромным грохотом улететь бутылка с гречкой, что мы не услышали, и над чем плачет Ира, то ли ей жалко своего промаха, то ли она боится остаться без ужина. Но все образумилось - гречка оказалась у Тани, а Ира даже не заметила тот момент кочевания гречки.

Началась метель, видимость была метровая, на повороте нас обогнали несколько человек, которые в такую погоду выглядели на высоте примерно 3 280 метров как минимум странно - почти все ребята были в шортах, с голыми ногами и руками, без шапок.Мы набрали еще по вертикали, и тут начался такой буран. Колкий жестокий град налетел на нас, приходилось отворачиваться от ветра. Но на радость было сухо. Тут мы увидели хижину Rifugio Teodulo на высоте 3317 м, в которую, разумеется сразу зашли. Она была большая, очень популярная. Зашли в гостиную, где решили отогреться и попить чаю. Вернее если бы мы знали, что чай стоит 3 евро, а чашка капучино 1,5 евро, мы бы конечно выпили кофейку... Но заказывая чай, мы еще не знали, что нас ждет чек на 30 евро за чай. Настроение группы было упадническим, после всех препятствий узнали прогноз, сидеть нам надо было еще на перевале как минимум день. Но, к счастью, после ожидалось несколько очень солнечных деньков.

Палатки поставили быстро, благодаря снегу все было сухо, а внутри уютно и душевно.

Ребята начали бояться, что нас заметет сильно снегом, и мы задохнемся, поэтому регулярно находился тот, кто барабанил по палатке и стряхивал снег.

Ночью была сильнейшая гроза. Я слышала гром совсем рядом, очень переживала, что молния ударит в подъемник. Как оказалось остальные вообще не спали почти ночью, Димка говорил, что разряд молнии ему было видно даже тогда, когда он закутывался в спальник и закрывал веки.

19.08.2015

Встали поздно, посидели, поиграли в хижине. Разгребли снег на летней террасе хижины, сготовили там обед, пообедали внутри. Очень переживали за Иркино состояние. Затем пекли в палатке перженники. Первый раз это забавно, все десять человек были в нашей палатке и пачкались мукой, и обливались раскаленным маслом.

20.08.2015

Встать в шесть утра, было жутко холодно собираться, но мы достаточно быстро это сделали. Ярко светило солнце, снег искрил, а горы просыпались... Было очень ясно, видно всё вокруг - и наши пройденные озёра с дамбами с Итальянской стороны, и Цермат со Швейцарской стороны, и Маттерхорн, и хижину, и всё-всё-всё!

Когда мы повернули на ледник, то перед нами предстала красивейшая картина - Цермат был полностью окутан облаками. И я видела такое белое море облаков внизу... впервые! Именно тогда я подумала, что все то мы делаем правильно.

Спуск по леднику был шутливым, дорога накатана ратраками, туристов много, трещин нет. Макс даже игрался веревкой, за что нам впоследствии попало на рассказе о путешествии.Справа виднелись просто потрясающие вершины и ледники! Если бы не наша задержка, мы бы пошли по ним.

Маттерхорн повернулся своим самым популярным и правильным видом. Кто не знаком с этой горой, так вот, представляю. Именно ее силуэт вы можете видеть на вкуснейшем шоколаде "Tableron". А вообще Маттерхорн знаменит именно этой своей красивейшей пирамидальной формой.

Переодевались рядом с озером, на котором Димка снял в 2010 тот самый закат. Дошли до смотровой точки, где было очень много туристов, развлечений и всего такого, чего я бы не хотела видеть в горах. Оно и понятно, действительно, тут находились самые знаменитые и красивые виды Маттерхорна, что поспособствовало тому, что сейчас практически куда не взглянешь, увидишь либо подъемник, либо столб, лавку, хижину, ну или еще что-то рукотворное.

Спустили очень много, минуя Церматт, свернули направо, чтобы к вечеру начать подъем к озеру Riffellsee. Да, кто ради чего шел в этот поход. Кто-то испытать себя, кто-то за кем-то, кто-то прокачаться в физкультуре, кто-то походить по суровым ледникам, а Димка шел, чтобы сфотографировать отражение Маттерхорна в водах этого прекрасного озера.

В долине Riffellalps было очень уютно - лиственницы, речка, водопадики, ущелья. Просто идеально, если б не какие-то непонятные рукотворные сооружения на каждом шагу.

Когда Леша на смотровой показывал наш будущий подъем, мы не просто удивились, мы офигели! Со смотровой этот зигзаг смотрелся так, будто он был просто нарисован на отвесной громадной скале. Но, как оказалось, подъем был лесной и очень приятный, хотя и крутой. поднять до озера у нас, разумеется не получилось, но мы встали на очень живописном склоне на ночь.

Очень долго менялись местами под палатки, в итоге каждая из палаток боролась с уклоном по-своему, мы, например, положили рюкзаки и все вещи из них в ноги, и этим выровняли поверхность для сна. Спалось хорошо, тепло, а на Маттерхорне ночью были видны огни, как на фотографиях mammut.

Очень рады тому, что вчера пошли на подъем. Именно поэтому сегодня уже через пару часов не очень изнурительного подъема, тропа стала пологой, и начали встречаться указатели, что до Riffellsee осталось совсем немного времени ходьбы. Нам повстречались классические швейцарские половинчатые козы и барашки.

Народу становилось все больше и больше... Тут мы добрались до озера. И сначала совершенно не поняли, что оно не то.

Но потом двинусь в путь, и буквально через пару сот метров перед нами раскинулось то пресловутое Riffellsee. Если честно, у меня был шок. Там была просто толпа туристов. Просто армии китайцев, японцев, итальянцев, в общем все цвета наций. Я так расстроилась, подумала, как же мы тут ночевать собрались... Да еще и полудневка получается в людном месте.

Маттерхорн оделся опять в свою белоснежную шапку, чем расстраивал Димку. Все очень переживали, что ночь будет пасмурна.

Мы осмотрели окрестности озера. Перегнув через небольшую седловину, рядом с Riffelhorn, мы увидели просто потрясающий вид на ледник Теодуль Восточный, прямо хоть устраивай здесь лекцию с наглядным материалом по формам рельефа. Картина впечатляла. Как же замечательно, думала я, что мы не решились на авантюру движения по этим величественным ледникам.

Решили разделиться по своим интересам. Кто-то пошел посмотреть на обсерваторию и станцию железной дороги, кто-то начал подъем на Riffelhorn и до GornerGrad'а , а я, наконец-то открыла акварель и села рисовать. Забыв обо всем, лишь изредка высматривая своих на окружавшем меня ландшафте, я с увлечением махала кисточкой. За истинное наслаждение я поплатилась сгоревшими ногами на солнышке, но ничуть не пожалела.

Со смотровой площадки виден очень далёкий наш первый перевал Теодуль, хижина, около которой мы стояли, ледник, по которому мы шли ещё вчера.

Дорога от озера Riffellsee до GornerGrad'а заняла 2 часа без рюкзаков. До самого верха идёт железная дорого от Цермата.

Ближе к вечеру толпа туристов начала спадать. И вот, уже в семь часов вечера, когда облака Маттерхорна начали рыжеть, мы начали ставить палатки. На озере не осталось ни единого человечка.

Мы с Димой отдались фотографированию, еще днем Димка выбрал наиболее правильную точку съемки, и теперь его было не оттащить от воды.

Я же сбегала до обрыва и посмотрела на огненные ледники. А потом заметила велосипедистов, которые расставляли какие-то оранжевые флажки. Один из них двинулся в сторону нашей палатки. Мы очень струхнули, потому что окончательно не было понятно, можно ли вставать у озера на ночевку. Сказали парню, что уйдем рано утром, и этот ответ его устроил. Оказывается на 22 августа в этом районе Альп намечался марафон, посвященный 150-летию покорения Маттерхорна. Планировался массовый забег. Пока мы еще не представляли чем это нам грозит.

Закат сыграл свою мелодию на склонах Маттерхорна, как раз в это время облака приоткрыли завесу таинства склонов горы.

В палатке нас еле дозвались ужинать, да и то, ужинали мы вне тента, на камешке. А какао пили вообще остывшее. Ну ничего, зато Димка был доволен. Поставили будильник на 22:30 и легли спать вне спальника, в пуховках, в предвкушении. Как обычно я проклинала все на свете, когда Дима разбудил меня фотографировать. Может быть особо я это не показывала, но ненавидела себя за вылезание из теплого сна.

Но на улице, конечно было волшебно. К нашем огорчению, звезд на небе было мало, так как луна светила как безумная. Саму ее загораживала одна из гор, но ее свет отбрасывал зеленоватые тени на все, что нас окружало. Один раз я сильно пугалась, так как какая-то тень быстро промчалась по огромной скале. Было похоже на тень от поезда... но в такое время никакие поезда не могли тут проходить даже если принять за возможное то, что тень от железной дороги могла отбрасываться так далеко. Но я собрала волю в кулак, и продолжала быть музой фотографа - постоянно зудела как и что поменять в кадре.

На Маттерхорне опять на пару минут загоралась "звездная" дорожка, мы ее успели поймать на фото.

Рассвет встретил нас полным штилем. Такого умиротворения я давно не испытывала. Великолепный Маттерхорн менял свои цвета каждые пять минут - то поражал ледяными оттенками, то горел маковкой, а потом просто насытился светом солнца.

Карту и технические данные о походе можно посмотреть на Вики клуба.