Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Е.В.Буянов >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Авторы: Вячеслав Карпов, Евгений Буянов, СПб

Лекция об альпинизме
Юмореска

  • «Смешарики» от Славы Карпова
  • Рассказ Наташи подругам о своей первой поездке в альпинистский лагерь
  • Карпов В.И., 1970, Е.Буянов, 2016

    (В «лекцию об альпинизме» я позволил добавить и кое что «своё» - это выделено жирным курсивом и заключено в скобки, а насколько удачно – судите сами с учётом, что «это» - шутки прошлого века, - Е.Буянов)

    Что такое альпинизм?

    Альпинизм – это такой вид спорта, который никто не видит, да и видеть его ни к чему, и потому он не имеет даже болельщиков и никогда не транслировался по радио и телевидению (которые альпинизму тоже «ни к чему»).

    Кому нужен альпинизм?

    Этот вопрос, который неоднократно задаёт ВЦСПС, и на который до сих пор не ответило армянское радио. Однако, специалисты находят, как говорят, «изюминку» в этом виде спорта (правда, случается, что «изюминка» быстро превращается в летящий камень).

    Во-первых, труднодоступность горных районов позволяет представителям этого вида спорта скрыть от общественности, в том числе и от семьи, свою деятельность, которая может, на первый взгляд, показаться бессмысленной и даже противоестественной. Обычно так её рассматривает администрация того или иного учреждения, представителю которого удалось «рвануть» в горы. (Которому удалось «оторваться» и от «предприятия», и «в горах»).

    Во-вторых, - воспитательная сила коллектива. Человек, как и всякое другое культурное животное (т.е. «цивилизованная скотина»), всегда стремится к «стадности». Но урбанизация населения, которая порождает всяких ренегатов и рахитов, мешает развитию коллективизма в среде спортсменов.

    Что же происходит в горах?

    Централизованное питание автоматически сплачивает (и «скучивает») коллектив. И это стремление как можно чаще быть в коллективе приводит к формуле:

    Альпинисты едят много, но часто !

    Правда, альпинисты, даже в условиях «керосина», как и всем смертным, приходится спать, поэтому здесь появляется дилемма, что:

    Лучше переспать, чем недоесть, или переесть, чем недоспать!

    Этот вопрос настолько актуален в наше время, что является темой докторской диссертации одного из центральных медицинских институтов. (Каждая «докторская» непременно отвечает на вопрос, что, почему, и как диссертант не понимает в данной теме).

    Все-таки, в чём смысл альпинизма?

    Один философ ХХ века об альпинизме сказал так: «Альпинизм – это комплекс мероприятий, преследующих подъём больших грузов (в основном, продуктов) на большую высоты с неопределёнными целями». (Хотя и ясно, что переноска грузов производится с целью его уничтожения. Ведь продукты имеют тенденцию постепенно исчезать в «технологические перерывы» на обед завтрак и ужин, - именно в этих «перерывах» и таится одна из самых главных загадок и прелестей альпинизма. Правда, исчезает только часть груза, - остальная часть подлежит сдаче на склад, пусть и в «пожёванном горами состоянии»).

    В третьих, и это, конечно, нельзя снимать со счетов – это оздоровительное влияние альпинизма. Правда, бывают случаи, когда такое «оздоровление» заканчивается «по-китайски» (лекция написана в 1970 г. – вскоре после «Культурной революции» - прим.). Но альпинистов ничем не запугаешь, т.к. они живут по принципу:

    Продрогнем, но не дрогнем!

    (Тяжело в учении – легко «на краю»)

    И, конечно, самым действенным средством снижения травматизма с альпинизме явилось обязательное страхование жизни участников через органы Госстраха (чтобы каждый мог получить свою страховую сумму даже после собственных похорон).

    Насколько полезен альпинизм для организма нормального и, тем более, ненормального, вы можете судить по таки примерам, как способ излечения шизофреников путём подъёма на Эльбрус (Самочувствие ненормальных резко улучшается в среде «себе подобных»).

    Питание и учебный процесс.

    Эти два понятия неразрывны друг от друга. Ибо давно известно:

    Не протянешь руки – протянешь ноги!

    Это относится не только к скалам, но и к столовой.

    Хочу проиллюстрировать примером. В альплагере «Алибек» однажды на ужин дали макароны с недоброкачественным творогом. В результате произошёл «самоподъём» лагеря в 4-5 часов утра со штурмом «шхельды». Здесь уместно отметить, насколько было взволновано всё руководство и каковы были споры насчёт «спасения положения». Доктор говорит: «Фтолазол!» Начуч: «Синтомицин!». Доктор: «Нет, лучше фтолазол, - он «злее!». Начуч: «Синтомицин!..» Научный спор прервал известный тогда альпинист Юрьев, который, немного заикаясь, говорит: «А-а-а, по м-м-моему, лу-у-чше всего помо-о-жет па-а-чка ста-арых га-газет и журналов!»

    (Понятно, почему альпинисты такие «начитанные?..». И как неожиданно связаны порой питание и «учебный процесс»

    Потому:

    Как полопаешь, - так и потопаешь!
    В кругу друзей не щёлкай клювом!
    А на стене – ни лечь, ни сесть, но можно что-нибудь поесть!..)

    Альпинизм воспитывает мужество, стойкость и, можно сказать, даже «героизм».

    Здесь тоже вспоминается очень наглядный пример. Одного значкиста, - курсанта школы, - попросили подежурить на вышке бассейна в течение ночи и наблюдать за «цирусами» (знаете, как говорят про эти облака: «Появились «цирусья» - встанут дыбом волосья»). И в случае их появления – срочно сообщить начспасу. Было предложено найти себе напарников и утром подать список этих дежурных. Какого же было удивление начспаса, который в 5 часов утра шёл на «шхельду» и увидел участника, хватившего «холодную ночёвку» посреди лагеря. Этот герой решил не делить славу ни с кем и отсидел всю ночь один!

    Говоря об альпинизме, нельзя не сказать о его «меценатах». Если бы не было меценатов этого вида спорта, каким вы его сейчас воспринимаете, а влачил бы жалкое существование.

    Есть, товарищи, даже такие корифеи, как бывший начальник альплагеря «Баксан» т. Шурдумов, который с полной серьёзностью относился к альпинизму и уходящие группы напутствовал такими словами: «Товарищи комсомольцы! Вы знаете, куда вы идёте, зачем идёте, и чем всё это кончится»… (И ему нередко отвечали: «К чёрту!..»)

    Такие слова достойны того, чтобы их высечь на камне у входа в любой альпинистский лагерь.

    Проникновение альпинизма в искусство

    Не останавливаясь с анализом фольклорной мудрости:

    Лучше в животе, чем на спине!

    И не описывая картины на горную тематику, т.к. сильнейший из художников этого жанра Сарьян альпинизмом не занимался, обратимся к музыкально-поэтическому жанру. Итак, чью душу не волновали горы? И если одни брали рюкзак и ледоруб, не забыв и про верёвку, в полном смысле сливались в экстазе с горами, то другие брали гусиное перо и бумагу, и плели про горы вирши. Такие, как, например:

    …Как труден путь, и тропки каменисты!
    Идут на штурм больших высот,
    Не видя пред собою никаких красот
    Ослы и альпинисты…
    (Несут мешки, живот, канистры…)

    Ну, а третьи пытались создать музыкально-альпинистский мажор или минор, причём и с предостережениями:

    (Раскинулось небо широко!
    Рюкзак на четыре пуда!)

    Товарищ, ты лезешь высоко, -
    И чёрт тебя знает, куда!

    Нельзя не сказать об успехе и массовой песни в альпинизме, как: «…Мама, я хочу домой!..»

    (и современные римейки этой песни на тему

    «…Вниз летят с горы со свистом –
    Половые террористы, -
    Мама! – Я пока ещё живой!..
    И бутылочка «столичной»,
    А за стенкой две медички, -
    Мама, - я пока ещё живой!..»

    И на тему выживаемости в альпинизме:

    …На гору взобрался – сознанья уж нет, -
    В глазах у него помутилось, -
    Увидел на миг ослепительный свет –
    Упал, - сердце больше не билось, -
    Напрасно старушка ждёт сына домой, -
    Ей скажут – она зарыдает, -
    А горы стоят неприступной стеной –
    Других дураков поджидают!..
    В горах же, где сгинул значкист молодой
    Огромный лопух вырастает!..)

    Заключение

    Есть ли, товарищи, в альпинизме «недостатки». Конечно, и даже много, - ведь «достоинства» тоже имеют свои «продолжения». И, я думаю, что они со временем будут изжиты, (хотя появятся новые).

    До сих пор «керосин» в лагерях считается противообщественным явлением. А ведь один из начальников альплагеря в Азии. Говорил на общем собрании лагеря: «Я уверен, что среди вас здесь возникнет дружба и даже более!..».

    Пройдут года и «керосин» займёт своё ведущее место в альпинизме по классу «культурно-массовых мероприятий». Но для этого нужно разработать «Положение о керосине», иначе как же «керосинить» без циркуляров?

    Я ничего не сказал об этическом влиянии альпинизма на человека. Мне кажется, что человек прекрасного будущего, которое переживёт наше поколение, должен пройти через альпинизм.

    И здесь главным звеном в формировании коммунистической морали, прежде всего, играет кухня. Именно здесь, в борьбе за чистоту картофеля, можно скрыть характеры людей, вскрыть их поползновения в альпинизме.

    Слабо изучено влияние в альпинизме алкоголя. А ведь есть лабораторные исследования, которые показывают, что сто грамм коньяка действуют на человеческий организм, как подъём на тысячу метров. Здесь таятся огромные возможности высокогорной акклиматизации!

    Влияние альпинизма на умственные способности наукой ещё изучено слабо. Хотя немалое число родственников альпинистов, которые им не занимаются, считают, что у альпинистов с головой «не всё в порядке». Присутствие же в числе альпинистов многочисленных интеллектуалов с профессорскими и академическими званиями, у которых «ума палата», видимо, позволяет им «укоротить» свой ум до нормального уровня.

    Всё-таки, видимо, в альпинизме больше положительного, нежели «отрицательного». Иначе большинство из нас в первые дни понесли деньги на обратный билет, что, однако, не происходит (и сладкие мучения людей альпинизмом продолжаются).

    Заканчивая свою беседу об альпинизме, я хотел бы начинающим альпинистам пожелать безоблачной погоды, удачных восхождений на вершины не только категории «А», но и «Б» (сказав «А», - скажи и «Б»), а также своевременной «шхельды» и душераздирающего «керосина».

    Благодарю за внимание (тех, кто не заснул, а последним, - сладких снов с пересказом лекций учебных курсов).

    Вячеслав Иванович Карпов

    p/s. В альплагерях понятие «керосина» (это понятие близко к современному понятию «флирта с альпинистской спецификой») постепенно вышло из употребления. Может, частично, и потому, что карповские примусы «Шмель» работали на бензине, а позже в практику походных кухонь внедрили газ. И потому запах керосина исчез из походных рюкзаков…


    Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
    Для зарегистрированных пользователей

    Логин (ID):
    Пароль:

    Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

    E-mail:

    Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
    Для новых пользователей

    Логин (ID):
    Имя:
    Фамилия:
    Пароль:
    Ещё раз пароль:
    E-mail:

    Все поля обязательны для заполнения!

    Дополнительную информацию о себе Вы можете добавить на странице клуба в разделе Моя запись

    Поделиться ссылкой

    Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
    © 1999-2017 Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru
    о нас
    Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100