Автор: Евгений Кулагин, г.Кострома

Отчет о горном походе 5 категории сложности проведенном в районе Памиро-Алая (Фанские горы) с 12.08.2016г. по 03.09.2016г.

Справочные сведения

1.1. Проводящая организация: Костромская Областная Федерация Туризма

1.2. Место проведения: Таджикистан, (район – Памиро-Алай, подрайон – Фанские горы)

1.3. Общие справочные сведения о маршруте:

Пятая

13.08-03.09

1.4. Подробная нитка маршрута:

Заявленная: а/л «Вертикаль-Алаудин» – пер. Шогунага (1А) – оз. Дюшаха – пер. Темиртау (1А) – оз. Дюшаха – пер. Алаудинский (н/к) – а/л «Вертикаль-Алаудин» – пер. Седло Бодхоны (2Б) – лед. Сурхоб – пер. Гусева-Мухина Вост. (2Б) – пер. Седло Ганзы (2Б) – в. Большая Ганза (2Б, альп.) – спуск с пер. Седло Ганзы (2Б) – лед. Желтый – лед. Имат – пер. Имат (3А) – пос. Норвад – т/б «Искандеркуль» – пос. Сарытаг – долина р. Арх – долина р. Адахсой – пер. Челябинский (1Б) – пер. Двойной Сев. (1Б) – оз. Большое Алло – долина р. Правый Зиндон – пер. Мирали (3А) – в. Чимтарга (2Б, альп.) – траверс пер. Мирали–пер. Дон – Мутные озера – а/л «Вертикаль-Алаудин»

Пройденная: а/л «Вертикаль-Алаудин» – пер. Шогунага (1А) – оз. Дюшаха – пер. Темиртау (1А) – оз. Дюшаха – пер. Алаудинский (н/к) – а/л «Вертикаль-Алаудин» – пер. Седло Бодхоны (2Б) – лед. Сурхоб – пер. Гусева-Мухина Вост. (2Б) – пер. Седло Ганзы (2Б) – в. Большая Ганза (2Б, альп.) – спуск с пер. Седло Ганзы (2Б) – лед. Желтый – лед. Имат – пер. Имат (3А) – пос. Норвад – т/б «Искандеркуль» – пос. Сарытаг – долина р. Арх – долина р. Адахсой – пер. Кишиневский (1А) – пер. Двойной Сев. (1Б) – оз. Большое Алло – долина р. Правый Зиндон – пер. Мирали (3А) – в. Чимтарга (2Б, альп.) – траверс пер. Мирали–пер. Дон – Мутные озера – а/л «Вертикаль-Алаудин»

Приводим обзорную схему маршрута:

1.5. Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

Категория

трудности

Высота, м

Характеристика препятствия

Перевал Шогунага

Подъем: травянисто-осыпной склон до 30°. Пешком.

Спуск: осыпной склон 30-35°, скальные выходы. Пешком, плотной группой.

Пер. Темиртау

Подъем: осыпной склон 30-35°. Пешком. Спуск: травянисто-осыпной склон до 30°. Пешком.

Пер. Алаудинский

н/к

Подъем: тропа.

Спуск: тропа.

Пер. Седло Бодхоны

Подъем: ледник, обледенелые, заснеженные скалы до 80°, снежно-осыпной склон до 30°. Связки, перила.

Спуск: осыпной склон 30-35°. Пешком, плотной группой.

Пер. Гусева-Мухина Вост. (подъем)

Подъем: ледник, снежно-ледовый склон до 45°. Связки, перила.

В. Большая Ганза

2Б (альп.)

Осыпной гребень, снежно-ледовый гребень до 40°. Связки.

Пер. Седло Ганзы (спуск)

Спуск: снежно-ледовый склон до 45°, бергшрунд. Связки, перила.

Пер. Имат

Подъем: ледник, бергшрунд, обледенелые, заснеженные скалы до 80°, снежно-ледовый склон до 55°. Связки, перила.

Спуск: скальные бастионы, местами нависание, осыпной склон до 40°. Перила.

Пер. Кишиневский

Подъем: осыпной склон до 30°. Пешком.

Спуск: осыпной склон до 30°. Пешком.

Пер. Двойной Сев.

Подъем: осыпной склон 35-40°. Пешком.

Спуск: снежно-ледовый склон до 30°, осыпной склон до 30°. Пешком, кошки.

Пер. Мирали + траверс пер. Мирали – пер. Дон

5060,

5060 – 4600

Подъем: тропа, бараньи лбы с натечным льдом, снежный склон 35-40°. Связки.

Траверс: снежно-ледовый гребень с выходами скал, снежно-ледовый склон до 45°, скалы до 60°. Связки, перила.

В. Чимтарга

2Б (альп.)

снежно-ледовый склон до 45°, заснеженные скалы до 80°. Связки, перила.

Общая идея похода.

В этом походе присутствовало несколько идей.

Во-первых, снова вернуться в горы, пройти интересный красивый маршрут.

Во-вторых, в этом году мы выезжали в горы двумя группами. Параллельно с нами шла группа, совершающая поход 2 к.с. Начало похода, акклиматизация планировались совместно. Вообще это здорово, когда собирается большая дружная компания. Кроме того, маршрут был разработан таким образом, чтобы в случае необходимости, мы могли подстраховать наших ребят.

В-третьих, мы знакомились с районом. Половина группы в Фанских горах до этого не была вообще, а остальные были здесь на альпсборах. Т.е. как свои пять пальцев знали маршруты на Алаудин, Замок и дорогу до Мутных озер, но на этом их знания о районе заканчивались. Поэтому при разработке маршрута уделялось много внимания тому, чтобы посмотреть достопримечательности района, пусть даже в ущерб технической части похода. Таким образом в поле нашего зрения попали Алаудинские и Куликалонские озера, стена Мария-Мирали, озера Искандеркуль и Большое Алло, вершины Чимтарга и Большая Ганза, пики Москва и Сахарная Голова и еще много всего интересного.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

От Алаудинских и Куликалонских озер выброска в случае возникновения аварийной ситуации большого труда не представляет. Из долин Сурхоба и Имата можно выйти на достаточно оживленную дорогу, ведущую от пос. Сарвада до альплагеря. После перевала Имат, в долине р. Норват простой удобный выход к кишлаку Нарвад и трассе к оз. Искандеркуль. От оз. Большое Алло по долине р. Зиндон можно также спуститься до дороги.

В администрации лагеря нас предупредили, что несмотря на постановку на учет в местном МЧС, в случае возникновения аварийной ситуации, реально рассчитывать можно только на собственные силы. Вертолет может приземлиться в районе Мутных озер, если повезет в долине р. Правый Зиндон. Квалифицированных спасателей очень мало.

Обходных вариантов заявлено не было. Группа изначально была настроена на полное прохождение маршрута. Было заявлено дополнительное, не включенное в основной план похода восхождение на в. Энергия (5129 м, 2А альп.) с пер Чимтарга. Восхождение планировалось в том случае, если останутся неизрасходованные резервные дни после прохождения основного маршрута. Из-за сложных погодных условий резервные дни были израсходованы, поэтому восхождение не состоялось.

Изменения маршрута и их причины.

Единственным изменением запланированного маршрута было прохождение перевала Кишиневский (1А) вместо перевала Челябинский (1Б). При подготовке похода удалось собрать крайне скудную информацию по перевалу Челябинский, у нас отсутствовали фотографии и описание вариантов подъема. Из долины р. Адахсой перевальная седловина четко не читалась. Из-за создавшегося на тот момент дефицита времени не было возможности обследовать участок хребта, выясняя какое именно понижение является перевалом. В результате было принято решение пройти соседним, более посещаемым перевалом Кишиневский, подъем на который со стороны долины р. Адахсой оказался более логичным.

Сведения об участниках.

2 разряд по альпинизму

завхоз

Организация похода.

От Москвы до Худжанта и обратно летели самолетом. Активная часть маршрута начиналась и заканчивалась в альплагере «Вертикаль-Алаудин». Трансфер до альплагеря и обратно, организацию заброски на т/б «Искандеркуль», регистрацию у местных властей и спасателей, газовые баллоны заказывали заранее через альплагерь «Вертикаль-Алаудин». Это обошлось нам где-то в 180$ с человека. Самостоятельная организация скорее всего обойдется дешевле, но такие услуги со стороны альплагеря позволяют сэкономить массу времени и нервов. Со стороны альплагеря все было организовано достаточно четко. Единственной накладкой стало отсутствие заброски на т/б «Искандеркуль» – ее просто забыли туда переправить. Правда заброску доставили целой и невредимой через полтора часа после того, как мы смогли связаться с представителями альплагеря.

Большую часть продуктов закупили на рынке в Худжанте. С собой привезли только мясные продукты: сублиматы, колбасу, сало.

В Фанах существует сбор за пребывание на территории заповедника. Расценки – 2$ с человека в сутки. Для клиентов альплагеря «Вертикаль-Алаудин» есть скидка – 15$ с человека за все время пребывания. Но что интересно, в районе Куликалонской котловины эта скидка не действует, там другое лесничество, поэтому при нахождении там с вас все равно сдерут дополнительную плату по вышеуказанной таксе.

Со стороны местных таможенных служб, правоохранительных органов ни малейшего интереса к нашей группе не было. Перечень необходимых для регистрации документов и вся необходимая информация есть на сайте альплагеря «Вертикаль-Алаудин».

Техническое описание.

В техническом описании указания правый, левый даны орографически, если это не оговорено особо.

Сокращения: в. – вершина, пер. – перевал, лед. – ледник, п.х.д. – по ходу движения.

День 0. 13.08.16. Худжант – а/л «Вертикаль-Алаудин»

Прилетели в Худжант по расписанию в 7:00. Быстро прошли все положенные таможенные формальности при помощи местного отзывчивого пограничника, который помог нам «от души». «От души» составило 2000 р. на обе группы – 11 человек (двое у нас прилетело другим рейсом на два часа раньше).

Заказанный транспорт, три внедорожника, нас уже ожидал. Младшая группа на двух машинах двинулась сразу же, а мы поехали менять местные деньги и на базар. На базаре без проблем купили все недостающие продукты. Утащить девочек от прилавков восточного базара было сложно, в результате выехали около 11 часов.

От Худжанта до пос. Сарвада отличная асфальтовая дорога, построенный тоннель здорово сокращает путь {Фото 1}, {Фото 2}. В поселке оставили заброску – отсюда ее должны позже переправить на т/б «Искандеркуль». От поселка до альплагеря идет грунтовка, в нашем случае ее состояние было вполне удовлетворительное. Всего путь от Худжанта до а/л «Вертикаль-Алаудин» занял около 6 часов. В 5 вечера мы были в лагере {Фото 3}.

В лагере нас встретил Александр Крейцберг. Познакомились с ним, кто еще не был знаком. Нам определили места под палатки. Александр огорчил нас, сказав, что погоды в этом сезоне нет, и вряд ли стоит рассчитывать на ее улучшение.

Вечером решаем оставшиеся организационные вопросы: оставляем документы для регистрации, документы для МЧС, расплачиваемся за предоставленные услуги, обмениваемся телефонами с руководством лагеря, распределяем заброску.

День 1. 14.08.16. А/л «Вертикаль-Алаудин» – пер. Шогунага (1А, 3700м, ос.) – оз. Дюшаха

Подъем в 5:00. Погода хорошая, ясно {Фото 4}. Собираемся бодро, но немного тормозит «младшая» группа. У меня неважное самочувствие – умудрился заболеть еще накануне вылета, но пока держусь.

Выходим из лагеря в 7:20 {Фото 5}. Перебираемся через речку в лагере, выходим за территорию, и по тропе начинаем подъем на первый моренный вал, перегораживающий долину. Рюкзаки не тяжелые, тропа хорошая, но идем не быстро, большинство впервые в Фанах (а кое-кто из «малышей» и вообще в горах в первый раз), поэтому ребята поминутно хватаются за фотоаппараты. После подъема переходим по камням еще один поток, воды много {Фото 6}.

Минут за пятьдесят доходим до Алаудинского озера, огибаем его, поднимаемся на небольшой каменный вал {Фото 7}, проходим небольшой луг и сворачиваем с основной тропы вправо, по направлению к травянисто-осыпному склону между пиком Северный и в. Шогунага {Фото 8}. Сначала движемся вдоль сухого русла ручья, ближе к склонам пика Северный. Местами читается тропа. По описаниям на подъеме воды нет, но, после обильных осадков, ручеек из-под камней местами выходит на поверхность. В верхней трети склона движемся влево-вверх, ориентируясь на скалы в. Шогунага, и стараясь держаться скальных гребешков {Фото 9}.

По конгломератному склону и средней подвижной осыпи в 13:20 выходим на перевал {Фото 10}. Седловина перевала осыпная широкая, тур расположен под скалами в. Шогунага {Фото 11}. Координаты перевала по GPS: 39° 13' 57.78'' N, 68° 13' 35.11'' E. Сняли записку группы туристов турклуба УрФУ, г. Екатеринбург, совершавших горный поход 2 к.с. от 10.09.2015 г., под руководством Митрясова Олега {Записка 1}. Площадок под палатки, воды в каком-либо виде на перевале нет.

Несмотря на испортившуюся погоду – сильный ветер, облачность, начинающийся дождь со снегом, на перевале провели около часа. Поздравили начинающих туристов-горников с первым перевалом, съели положенную перевальную шоколадку, сфотографировались со всех сторон. Вид с перевала ограничен скальным массивом в. Шогунага. Видны Алаудинские озера, Чапдара, часть Куликалонской стены с перевалом Дон.

В 14:15 начали спуск. По живой осыпи, плотной группой движемся, забирая влево под скалами в. Шогунага, в обход скальных сбросов {Фото 12}. Дальнейший спуск проходит вниз вправо по средней и крупной осыпи к оконечной морене лед. Адамташ {Фото 13}, {Фото 14}. Во время спуска начинается сильный дождь, гроза. Спустившись в долину, находим еле заметную тропу и к 16:30 выходим к берегу оз. Дюшаха. На озере у нас запланированы две ближайшие ночевки {Фото 15}.

8,4 км

1140 м

890 м

9 ч 10 мин

5 ч 55 мин

День 2. 15.08.16. Оз. Дюшаха – пер. Темитау (1А, 3640м, ос.) – оз. Куликалон – оз. Дюшаха

Подъем в 6:00 {Фото 16}. Младшая группа спит – у них сегодня дневка и экскурсии по Куликалонским озерам.

Я чувствую себя совсем плохо. Предыдущие дни как-то держался, а сегодня совсем расклеился, температура 37,8. Решил использовать этот день, чтобы отлежаться и подлечиться, начал пить курс антибиотиков, а ребята вчетвером собираются на запланированный акклиматизационный выход на пер Темиртау.

Вышли в 7:35. Подъем простой – обогнули озеро и по некрутому травянисто-осыпному склону начали подъем. Подъем проходит левее седловины, общее направление вправо-вверх, ориентируясь на ложную седловину {Фото 17}. По мере подъема открывается настоящая седловина перевала Темиртау, значительно правее и ниже ложной. Скальные выходы на подъеме обходим справа п.х.д., откуда по осыпи совсем близко до перевала {Фото 18}. Чуть ниже перевала есть площадки под две палатки. У нижней площадки есть вода.

В 10:30 поднялись к на перевал {Фото 19}, {Фото 20}, {Фото 21}. Координаты перевала по GPS: 39° 13' 57.52'' N, 68° 11' 06.48'' E. В туре обнаружили 2 записки. Последняя по времени 09.09.2015 г. группы туристов турклуба «Романтик» УрФУ, г. Екатеринбург, совершавших горный поход 2 к.с., под руководством Митрясова Олега {Записка 2_1}, {Записка 2_2}.

В 11 начали спуск с перевала. По крутой осыпи быстро спустились со склона {Фото 22}. Далее по крупной осыпи, затем по тропе спускаемся к Куликалонскому озеру. Спуск с перевала до озера занял 1 час 10 минут {Фото 23}. Вдоль озера тропа идет по обоим берегам. Идем по тропе вдоль склона по правому п.х.д. берегу. Далее вдоль системы озер, пересекая связывающие их потоки выходим на левый п.х.д. край долины. Зашли на Теплое озеро (теплое оно только условно), тем не менее Саша с Мариной там искупались. Затем по тропе, вдоль левого борта долины пошли в лагерь. По дороге заглянули в чайхану, купили пива к обеду.

На обратном пути началась гроза, от чайханы шли под дождем. В лагерь вернулись в 15:15.

Ближе к вечеру к нам в лагерь пришел местный лесник. Разрешение на посещение заповедника, купленное в «Вертикаль-Алаудине» в долине Куликалона не действительно, поэтому лесник стал требовать плату за посещение. Объяснили ему, что наутро уходим назад в альплагерь и больше в этой долине не появимся, поторговались и договорились на половину суммы.

Большую часть вечера идет дождь, поэтому сидим по палаткам.

11,3 км

915 м

7 ч 40 мин

5 ч 35 мин

День 3. 16.08.16. Оз. Дюшаха – пер. Алаудинский (н/к, 3730м, ос.) – а/л «Вертикаль-Алаудин»

Подъем в 5:00. Погода с самого утра внушает опасения, с 6 часов над стеной уже собираются облачка. Собрались в 6:30, вышли сразу обе группы.

От стоянок на оз. Дюшаха без тропы подходим под склон и начинаем подъем, забирая немного влево п.х.д. Через 20 минут подъема выходим на хорошую тропу, ведущую на перевал {Фото 24}. После сравнительно крутого подъема до перевального взлета идет широкая висячая долина, течет небольшой ручеек, есть места под палатки.

В 9:30 поднялись на перевал {Фото 25}. Погода испортилась окончательно: идет снег, видимость есть, но над вершинами клубятся плотные тучи, иногда слышен вдали гром. Перевальная седловина широкая осыпная. Тур расположен рядом с тропой. Координаты перевала по GPS: 39° 14' 57.12'' N, 68° 13' 39.26'' E. Младшая группа первой подошла к туру, поэтому забрал у них записку {Записка 3}, а в тур положил свою.

Ближе к в. Алаудин, под началом альп. маршрута 2А, есть готовые площадки под палатки, но ночевать на перевале неудобно – нет воды, а в 15 – 20 минутах хода в любую сторону от перевала есть удобные ночевки. С перевала открывается вид на Куликалонские озера и стену Мария – Мирали с одной стороны, и Алаудинские озера, массивы Чапдары, Замка с другой. На перевале хорошо работает сотовая связь.

По плану похода часть «младшей» группы, обладающая альпинистским опытом, собирается на восхождение на Алаудин по маршруту 2А. Несмотря на ухудшающуюся погоду и наши рекомендации отказаться от восхождения, руководитель «младшей» группы принимает решение идти на вершину. Назначаем контрольный срок, проводим консультации и даем указание в случае дальнейшего ухудшения погоды, отсутствия видимости и т.д. немедленно начинать спуск {Фото 26}. Некоторое время наблюдаем за началом восхождения. Потом забираем с собой оставшихся от «младшей» группы и в 11:00 по тропе начинаем спускаться с перевала.

На всем протяжении спуска тропа читается хорошо, идти удобно {Фото 27}. В 12:50 спустились к чайхане на Алаудинском озере. Идет дождь. Встали под большим деревом, готовим обед и ждем наших «восходителей», напрасно надеясь на их благоразумие {Фото 28}. К 15:00 истек контрольный срок, под дождем поставили палатку, оставили «малышей» под надзором Саши и вчетвером, под проливным дождем, вышли навстречу застрявшей наверху группе. Наверх бежали быстро, без отдыха. Встретили мы их, не дойдя сто метров до перевальной седловины. Ни чего серьезного с ними не произошло – при плохой погоде и большом количестве снега и мокрых скал потеряли много времени, но по возвращению в лагерь состоялся серьезный разговор.

В 17:30 под проливным дождем все вместе спустились к Алаудинскому озеру, быстро свернули палатку и побежали к лагерю. В 18:40, мокрые до нитки, пришли в лагерь. Для ночевки сняли один из домиков {Фото 29}.

17,1 км

1790 м

2130 м

12 ч 10 мин

7 ч 35 мин

День 4. 17.08.16. А/л «Вертикаль-Алаудин» – язык лед. Бодхона

Проснулись около 6 часов утра. На улице солнечно и холодно – на траве лежит иней. Первым делом повытаскивали сушиться промокшие накануне вещи. Сходили за заброской.

Подсушились, перепаковали рюкзаки, простились с «младшей» группой, которая задерживалась с выходом. В 10:45 вышли с территории лагеря. К моменту выхода погода начала портиться, появились облака.

Прошли Алаудинские озера, подошли к озеру Пиала {Фото 30}. Погода непостоянная: временами принимается дождь, а иногда проглядывает солнце.

После Пиалы поднимаемся на большой моренный вал, перегораживающий долину {Фото 31}. На верху моренного вала от основной тропы, ведущей на Мутные озера, отходит тропа на морены ледника Бодхона. На развилке стоит камень с указующей надписью. Хорошим ориентиром может служить гребень розовой морены, по которому проложена тропа {Фото 32}. От лагеря до отворота поднялись за 2,5 часа.

Тропа на ледник Бодхона читается достаточно четко, местами установлены туры. Еще через 1,5 часа останавливаемся на перекус. После перекуса продолжаем набирать высоту по взлетам моренных валов {Фото 33}.

После резкого взлета долина несколько выполаживается, мы попадаем в котловину с ровным дном, покрытым мелкой галькой. Здесь много мест под палатки, есть ручейки. От отворота с основной тропы примерно 2..2,5 часа. Мы продолжаем двигаться по турам, поднимаемся еще на один вал и выходим к языку ледника Бодхона {Фото 34}. У языка ледника котловина, в которой текут ручьи. Все камни на морене засыпаны свежим снегом. На верху моренного вала есть площадки под палатки. На противоположной стороне долины в облаках угадывается подъем на перевал Седло Чапдары. Время 17:30, принимаем решение ставить лагерь на этих площадках {Фото 35}. На закате, когда немного раздуло облака, открываются вершины Бодхоны и Чапдары.

8,4 км

1100 м

6 ч 45 мин

5 ч 10 мин

День 5. 18.08.16. Лед. Бодхона – подход под пер. Седло Бодхоны.

Подъем сделали ранний в 4 утра. Погода с утра хорошая, ясно, тихо, только у вершин небольшие облака, температура ниже нуля – вся вода замерзла.

Вышли в 5:30. Немного приспустились с морены, котловину обогнули справа п.х.д, под стенами в. Пайхамбер. По заваленным снегом моренам выходим на ледник {Фото 36}. На леднике свежего снега стало еще больше, встречаются полузасыпанные трещины. По глубокому снегу приходится тропить по очереди.

Продолжаем движение одной связкой, придерживаясь середины ледника. Прижиматься к стенам опасно, после того, как солнце осветило склоны, со стен Замка пошли неслабые лавины {Фото 37}.

После 9 утра небо начинает затягивать облаками. В 10:30 подошли под перевальный взлет {Фото 38}. Облачно, временами идет снег. Осматриваем перевальный взлет вблизи – стена засыпана снегом и залита льдом. Отказываемся от варианта прохождения «в лоб», и решаем двигаться по системе наклонных полок слева направо. Залитые льдом и засыпанные снегом крутые до 800 скалы представляют серьезное препятствие. Согласно имеющимся описаниям, эти скалы проходили чуть ли не пешком, а мы в безуспешных попытках преодолеть нижнюю ступень скал потеряли больше 2 часов. К этому времени погода испортилась окончательно – сплошная облачность, снег, со стены перевала летят обломки льда и камни. Решаем оставить прохождение перевала на завтра, и тут же на леднике, под перевальным взлетом, встаем на ночевку {Фото 39}.

Со стен Замка и Бодхоны сходят лавины. Прекрасно понимаем, что лагерь стоит в безопасном месте, но тем не менее зрелище впечатляет. Вечером связкой-двойкой еще раз сходили на разведку, наметили вариант прохождения на завтра.

3,6 км

580 м

7ч 40 мин

4 ч 50 мин

День 6. 19.08.16. Пер. Седло Бодхоны (2Б, 4550м, ск.-ос.) – р. Сурхоб.

Подъем в 5:00. В 7:00 вышли из лагеря, подошли к намеченному вчера для подъема внутреннему углу. Первый прошел без рюкзака по внутреннему углу прямо вверх, неожиданно легко, непонятно почему вчера здесь сразу не пошли. Промежуточные точки на френдах и закладках, крепление веревки за камень {Фото 40}. Остальные поднялись по перилам, рюкзак втащили. Дальше двигаемся по наклонным полкам в связках с одновременной и попеременной страховкой {Фото 41}, {Фото 42}. Подошли к ключевому участку – узкому полуразрушенному карнизу {Фото 43}. Первый лезет без рюкзака, страховка на френдах и скальных крючьях, остальные – поднимаются по перилам {Фото 44}. Выше ключа еще одна веревка по льду, между скальной стеной и сосулькой замерзшего ручья, страховка на ледобурах {Фото 45}. Выше уходим за перегиб в связках и выходим на широкий осыпной склон, ведущий на седловину перевала. Склон завален глубоким снегом. Прохождение технического участка закончили в 12:20.

Медленно и печально (сказываются высота и обилие раскисшего снега) поднимаемся на седловину перевала {Фото 46}. Седловина широкая, осыпная со скальными выходами, тур находится в самой низкой части гребня, ближе к в. Адиджи. Координаты перевала по GPS: 39° 11' 06.85'' N, 68° 17' 35.38'' E. Группа собралась у тура в 14:00 {Фото 47}. Сняли записку группы туристов т/к МГУ, г. Москва, совершавших поход 4 к.с., под руководством Зеленцовой Екатерины, от 14.08.2016 {Записка 4}.

Погода гораздо лучше вчерашней, несмотря на тучи, и снежные заряды, видимость хорошая. С перевала открывается вид на в. Большая Ганза, в. Замок, пер. Фанская сказка, пер. Енисей {Фото 48}, {Фото 49}. По простому снежному склону можно подняться на в. Адиджи. При необходимости на перевале можно ночевать, есть готовые площадки под палатки. Воды нет, только снег.

Спуск с перевала в долину р. Сурхоб начали в 14:50. Спускаемся пешком, сначала по снежникам, потом по мелкой и средней осыпи {Фото 50}.

На ночевку встали в 16:40 на замечательных галечных площадках под оконечной мореной ледника Сурхоб.

3,1 км

250 м

800 м

9 ч 40 мин

7 ч 35 мин

День 7. 20.08.16. Р. Сурхоб – лед. Сурхоб – пер. Гусева-Мухина Вост. (2Б, 4700м, лд.) – пер. Седло Ганзы (2Б, 4400м, ск.-лд.).

Подъем традиционно сделали в 5 утра. Ясно, подмораживает {Фото 51}, {Фото 52}.

Вышли в 6:45. Поднялись на морену левого борта ледника, пересекли ее и вышли на ледник. В нижней своей части ледник открытый, ближе к перевальному взлету становится закрытым, есть трещины. На закрытом леднике идем в связках. К перевальному взлету подходим в 9:20.

Перевальный взлет – не очень крутой снежно-ледовый склон 400–450 {Фото 53}. По всему склону видны следы сошедших лавин. Начинаем подъем «в лоб» в связках, одновременно, страхуясь через промежуточный ледобур, но вскоре переходим на попеременную страховку и движемся «связка по связке». На подъем провесили 6 веревок, точки крепления на ледобурах {Фото 54}. Выше большой трещины по некрутой широкой снежной полке, одновременно в связках, практически без набора высоты выходим на перевальную седловину. Перевал легко узнается по большому скальному «рогу», возвышающемуся над ним.

На перевале группа собралась в 15:00 {Фото 55}. Седловина перевала небольшая осыпная. Тур по центру перевала, рядом с большим валуном. Координаты перевала по GPS: 39° 09' 40.86'' N, 68° 17' 58.48'' E. Сняли записку группы туристов т/к «Спутник», г. Уфа, совершавших поход 5 к.с., под руководством Валиева А.Ш. от 12.08.2016 г {Записка 5}. Готовых площадок на перевале нет, но при необходимости можно переночевать. Погода опять плохая – видимости нет, идет снег.

От тура по черной осыпи поднимаемся около 50 м на основной гребень {Фото 56}. На гребне поворачиваем влево п.х.д. Сначала движемся по гребню, потом немного спускаемся на склон, чтобы обогнуть скальный массив и минут за 20 спускаемся на пер. Седло Ганзы {Фото 57}, {Фото 58}. На перевал вышли в 16:30. Перевальная седловина – широкое осыпное поле. Тур расположен под скалами, на противоположной стороне от начала гребня, ведущего к вершине. Координаты перевала по GPS: 39° 09' 20.79'' N, 68° 18' 06.30'' E. Сняли записку группы туристов т/к МГУ, г. Москва, совершавших поход 4 к.с., под руководством Мартьянова Артема от 18.08.2016 г {Записка 6}.

Рядом с туром есть пара мест под палатки, на которых мы и поставили свой лагерь. Еще очень много площадок под палатки построено на пологом осыпном юго-западном склоне, чуть ниже перевала. На перевале отлично работает сотовая связь.

3,8 км

760 м

100 м

9 ч 40 мин

7 ч 55 мин

День 8. 21.08.16. Восхождение на в Большая Ганза (2Б альп., 5306м, сн.-лд.).

Подъем в 4 утра. Саша Крылова чувствовала себя неважно и отказалась от восхождения. Остальные готовятся к выходу.

Выход из лагеря в 5:30. Ясно, холодно, идем, не снимая пуховок. Подъем простой, практически весь путь просматривается с перевала. От перевала поднимаемся по широкому гребню. В нижней части гребень осыпной, выше снежно-ледовый. При выходе на снег одеваем кошки. На подъеме крутые участки чередуются с выполаживаниями. Идем по плотному снегу, левее гребня {Фото 59}. После третьего крутого участка появляются трещины. В связках траверсируем склон влево, к скалам вершины. Обойдя трещины, возвращаемся к гребню. По крутому снежному предвершинному склону поднимаемся на гребень, с которого свисают огромные карнизы. Движемся по гребню вправо, к группе сильно разрушенных скал, выходим на вершину {Фото 60}.

На вершину поднялись в 10:30 {Фото 61}. Координаты вершины по GPS: 39° 09' 02.85'' N, 68° 19' 07.07'' E. Сняли записку группы туристов т/к МГУ, г. Москва, совершавших поход 4 к.с., под руководством Мартьянова Артема от 19.08.2016 г {Записка 7}. На вершине провели минут 30. Снизу все опять затягивает облаками {Фото 62}.

Спускаемся связкой по пути подъема {Фото 63}. В 13:10 вернулись в лагерь на Седле Ганзы. Видимости нет. Обедаем. После обеда решаем отложить спуск с перевала на утро. Несмотря на тучи, впервые за весь поход вечером нет осадков.

4,5 км

890 м

7 ч 40 мин

6ч 20 мин

День 9. 22.08.16. Спуск с пер. Седло Ганзы – лед. Желтый – каньон р. Желтой – р. Имат.

Ночью был сильный ветер. Из-под тента палатки выдуло и унесло кусок стеклоткани, которую мы использовали в качестве экрана для горелок.

Подъем в 5:00. Ветрено, ясно, холодно. В 7:20 начинаем спуск с перевала в сторону ледника Желтый. От седловины спускаемся вниз по пологому фирновому склону к небольшому осыпному гребешку в левой п.х.д. части склона {Фото 64}. При выходе на осыпь у одного из участников сломалась кошка, потратили 30 минут на ремонт. По гребешку спускаемся плотной группой. У окончания осыпи траверсируем снежно-ледовый склон вправо п.х.д. на одну веревку, чтобы уйти от летящих с осыпного гребня камней. На траверсе страховка на ледобурах.

Дальнейший спуск происходит прямо вниз, по центру склона {Фото 65}. Стараемся не приближаться к бортам – со склонов Большой Ганзы возможны ледовые обвалы, а с противоположного борта постоянно летят камни. Шальные камни по замысловатым траекториям изредка вылетают и на середину склона, поэтому при работе на склоне необходимо постоянное наблюдение.

На спуск провешено 12 веревок. В верхней части станции на ледобурах, ниже на ледорубах. Последний спускается на ледобуре с самовыкрутом, либо с нижней страховкой. Бергшрунд в нижней части склона переходим по снежным мостам {Фото 66}. Спуск с перевала закончили в 11:40.

После бергшрунда склон выполаживается. В связках проходим закрытую часть ледника и в 12:00 останавливаемся убрать веревки и перекусить. После еды идем по открытому леднику, обходя трещины ближе к правому борту. Ледник проходим за один переход. Выход с ледника на оконечную морену простой и трудностей не вызывает. Убираем кошки, и продолжаем движение по левому берегу р. Желтая {Фото 67}, {Фото 68}. Тропы нет, но идти не сложно.

По крупной и средней осыпи, травяным склонам за два перехода подходим к каньону р. Желтой. По дороге видим развалины коша, кое-где встречаются непонятные фрагменты троп.

Движение по долине р. Желтая может осуществляться по обоим берегам, но прохождение непосредственно каньона возможно только по левому берегу. Идем метрах в 50 от реки по простым скалам, пересекаем пару неприятных ложбинок, обрывающихся сбросами к реке, дальше попадаем в неглубокий овражек, идущий параллельно реке, здесь уже есть хорошо набитая тропа {Фото 69}. По тропе спускаемся в долину р. Имат. В долину р. Имат вышли в 15:50.

Р. Желтую переходим по каменному завалу {Фото 70}. Продолжаем двигаться по тропе в редком лесу вверх по долине Имата. Через 20 минут нашли уютную полянку, на ней разбиваем лагерь. На завтра назначена полудневка. Погода стоит хорошая. Вечером развели костерок и долго наслаждались живым огнем.

8,1 км

1640 м

8 ч 50 мин

7 ч 10 мин

День 10. 23.08.16. Полудневка – лед. Имат.

Сегодня у нас запланирована полудневка. Раннего подъема нет, но проснулись по привычке рано, к 7 часам поднялись самые сонные. Погода стоит замечательная {Фото 71}, {Фото 72}. С утра занимаемся стиркой, просушкой, ремонтом снаряжения, отдыхаем. В 13:00 сворачиваем лагерь и выходим.

В начале движемся левым берегом р. Имат. Метров через 400 выше по течению по каменным завалам перебираемся через реку и начинаем подъем по склону боковой морены {Фото 73}, {Фото 74}. Подъем неприятный – крутой жесткий конгломератный склон. Как потом оказалось, удобнее было бы подниматься левее, в кармане между мореной и склоном. На верхушке моренного гребня, перед выходом на ледник есть готовые площадки под палатки.

С вершины моренного гребня немного приспускаемся и выходим на открытый слабо разорванный ледник. По леднику подходим под перевальный взлет и в 16:40 на относительно ровном участке начинаем ставить лагерь. Остаток светлого времени наблюдаем за перевалом, намечая на завтра путь подъема.

3,7 км

705 м

3 ч 40 мин

2 ч 55 мин

День 11. 24.08.16. Подъем на пер. Имат (3А, 4100м, лд.-ск.).

Подъем в 4:00. Собрались, сразу же разобрались по связкам, вышли в 6:15. За 10 минут подошли под склон. Подъем на перевал осуществляем под скальным ребром в. Кораблики. Два бергшрунда в нижней части склона проходим одновременно, крутя промежуточные буры. Выше трещин движемся с попеременной страховкой – две веревки по льду и снегу до выхода на скалы {Фото 75}. Ориентируемся на выраженный снежный кулуар. Далее – ключевое место подъема: мокрая обледенелая вертикальная скальная ступенька высотой метра четыре. Поднялись по трещине с ручейком, первый идет без рюкзака, страховка на френдах и закладках. Станция на скальном выступе. Выше провешиваем еще две веревки по простым некрутым, засыпанным снегом скалам, точки страховки на френдах и скальных выступах {Фото 76}. На протяжении всего подъема надо быть очень внимательным, сверху летят куски льда и камешки, вытаивающие из склона. Выходим на снежно-ледовый взлет крутизной до 550, движемся «связка по связке», страховка на ледобурах и ледорубах {Фото 77}. До выполаживания провешиваем 9 веревок. К туру выходим в связках, по снежному полю, левее большого жандарма {Фото 78}. Итого на подъем провесили 14 веревок: 3 по скалам, 11 по льду и снегу {Фото 79}. Группа собралась на перевале в 16:30 {Фото 80}.

Сняли записку группы туристов г. Киева, совершавших поход 6 к.с., под руководством Монсара О.А. от 22.08.2007 г {Записка 8}. По-видимому, группы, проходящие перевал в обратном направлении, оставляют записки в другом туре, который сложен в месте подъема на гребень с противоположной стороны, искать этот тур мы не стали. Координаты перевала по GPS: 39° 08' 55.58'' N, 68° 21' 21.91'' E.

С южной стороны перевала на гребне есть места под палатки, но нам там показалось недостаточно комфортно – тесно и ветрено. Поэтому мы поставили лагерь, выкопав площадки в снегу, под скалами, с северной стороны перевала {Фото 81}. Весь день стояла замечательная погода. С перевала открывается хороший вид на Большую Ганзу и пер. Фанская сказка {Фото 82}.

1,4 км

605 м

10 ч 15 мин

9 ч 50 мин

День 12. 25.08.16. Спуск с пер. Имат – долина р. Норват

Проснулись на полчаса позже обычного – в 5:30. Спуск начали в 7:50.

От тура прямо вниз пешком по скально-осыпному кулуару, с гимнастической страховкой приспустились на вершину первого скального бастиона {Фото 83}. Первая веревка (около 40 м) вниз до небольшой удобной полочки, на которой смогла собраться вся группа {Фото 84}. Станция на крючьях, крутизна склона до 700. Вторая веревка (еще 40 м), выводит на осыпную вершину второго бастиона {Фото 85}. Станция также на крючьях, крутизна до 850, последние 5 метров отрицательный участок. Аккуратно траверсируем осыпь вправо п.х.д. метров 50 под скалами бастиона до большого камня. Еще веревка 45 м уводит со скал второго бастиона {Фото 86}. Станция организована на большом камне, крутизна склона до 850, последние 10 метров нависание.

Далее пешком уходим по осыпи влево на перемычку между двумя кулуарами {Фото 87}. На перемычке организовали перекус. После обеда уходим еще левее и вешаем веревку по осыпному кулуару с выходами наклонных плит {Фото 88}. Станция на камне, крутизна склона 400..450. Внизу небольшая вертикальная ступенька и снежник. Траверсируем около 15 м осыпной склон выше снежника на небольшую седловинку в левом п.х.д. борту кулуара. С седловины короткая веревка влево – спуск в соседний кулуар, 7..10 м, крутизна до 650. На протяжении всего пути спуска встречаем старые станции, крючья, расходные петли, которые мы нагружать не рискуем, но в качестве ориентиров они оказывают хорошую помощь

После спуска проводим небольшую разведку. Наиболее простой спуск нам показался еще левее. Траверсируем скалы с гимнастической страховкой, далее придерживаясь руками за веревку спускаемся в широкий, сужающийся к низу «бутылкой» осыпной кулуар {Фото 89}. Здесь еще одна разведка. Спуск прямо вниз нам не понравился – кулуар, как воронка, собирает все, что летит сверху, а дальше - еще около 20 м отвесных скал. Поднимаемся метров на 20 влево пешком на достаточно широкую седловину, здесь кто-то построил площадку под палатку. С седловины спуск вниз по осыпному склону, выводящему к широкой светлой осыпи у подножия стены {Фото 90}. Поднимая тучи пыли, сбегаем вниз по осыпи. Ниже по склону пояс бараньих лбов, с которого стекает речка. Прохождение перевала закончено, на спуск провешено 4 полные веревки и одна короткая {Фото 91}. Спуск закончили в 14:30.

После очередной разведки спуск с бараньих лбов начали слева п.х.д., вдоль ручья. Сверху прохождение представлялось затруднительным, но на деле все просто прошли пешком, без лазания. Ниже лбов начинается тропа. Спускаемся вниз по тропе к р. Ганза.

Здесь, уже практически на ровном месте, на тропе, при переходе через речку произошло ЧП. Саша поскользнулась на мокрых камнях и сильно ударилась лицом. Оказали первую помощь: холодный компресс, повязка. К счастью, травма оказалась не серьезной, но до конца похода Саша могла фонариком не пользоваться – собственный фонарь светился не хуже. Решили сегодня дальше не идти, последить за самочувствием пострадавшей. Удобных мест для палаток не было, пришлось срыть под палатки часть склона {Фото 92}. Остановились на ночлег в 16:40.

3,6 км

1235 м

8 ч 50 мин

7 ч 05 мин

День 13. 26.08.16. Долина р. Норват – т/б «Искандеркуль»

Подъем сделали как обычно в 5:00. Солнечно, тихо, непривычно тепло {Фото 93}. Самочувствие Саши в норме, немного разгружаем ее, в 7:00 выходим. По тропе доходим до слияния ручьев. Далее идем по тропе правым берегом р. Норват. Местами тропа размыта, приходится пробираться по прижимам над самой водой.

У коша по хорошему мосту переходим на левый берег. Людей в округе не видим, но чувствуется, что кош жилой {Фото 94}. Отсюда до самого поселка идет широкая набитая тропа. За 1,5 часа дошли до пос. Нарвад {Фото 95}. Прошли поселок по диагонали, слева на право, и вышли к пешеходному подвесному мосту через р. Искандердарья на его южной окраине {Фото 96}. На противоположном берегу реки проходит асфальтовая дорога, ведущая к Искандеркулю. Погода стоит хорошая. Здесь, внизу, прямо с утра просто жарко.

Двинулись по дороге, которая, к счастью, с утра находится в тени скал. В начале серпантина нас подобрал КАМАЗ, который шел вверх за сеном. В кузове КАМАЗа доехали до шлагбаума у моста, где Искандердарья вытекает из озера. Здесь у нас проверили пропуска в заповедник.

От моста за 10 минут дошли до турбазы {Фото 97}. Мы рассчитывали забрать заброску, пообедать, перепаковать рюкзаки и идти дальше, поскольку уже существенно отстали от графика, но на турбазе нашей заброски не оказалось. После нескольких часов поисков и попыток связаться альплагерем, нам все же удалось дозвониться до ответственного за доставку и выяснить, что заброску нашу благополучно забыли, но в течение двух часов обязательно привезут. Понимаем, что сегодня двинуться дальше не получиться и решаем ночевать на территории турбазы.

Пока ждем заброску доедаем оставшиеся продукты, купаемся в озере, стираемся, сушимся. Еще через пару часов и вправду привезли нашу сумку. Распределяем продукты и газ. Вечером ощущаем себя пляжными туристами, пьем пиво и наслаждаемся потрясающими видами озера {Фото 98}.

13, 2 км

440 м

1125 м

3 ч 15 мин

2 ч 25 мин

День 14. 27.08.16. Т/б «Искандеркуль» – пос. Сарытаг – долина р. Ахдасой

Подъем в 5:00. Вышли в 7:00. Погода замечательная.

Идем по дороге вдоль западного берега Искандеркуля. За озером нас нагнал пустой грузовик, который подбросил нас почти до пос. Сарытаг. Около 8 утра подходим к мосту через р. Сарытаг. Поселок расположен на противоположном правом берегу реки {Фото 99}. Мы же мост не переходим и идем тропой по левому берегу. На этой тропе у меня из-под ног в камни уползла крупная змея серо-песчаного цвета, то ли эфа, то ли гюрза – выяснять точнее ни у кого желания не возникло. В 8:40 подошли к слиянию рек Сарытаг и Арх и повернули в долину Арха {Фото 100}.

Продолжаем движение по хорошей тропе левым берегом р. Арх. Долина Арха произвела на нас очень сильное впечатление {Фото 101}. Красивый лес, спокойная прозрачная река, очень удобная тропа, вдоль тропы выкопан арык. У коша переходим на правый берег. На карте показан мост, но мы нашли только его остатки и переходили реку в брод {Фото 102}. Еще через один переход тропа снова возвращается на левый берег. Здесь мост сохранился {Фото 103}.

В час дня останавливаемся на обед напротив впадения р. Чапдара. После обеда продолжаем движение по левому берегу. Здесь долина сужается в каньон, а тропа поднимается высоко на склон. Подходим к слиянию рек Биоб, Казнок и Ахдасой. Главным ориентиром служит большой холм-утес с крутыми стенами и плоской верхушкой {Фото 104}. Подъем проходит как показано на карте: сначала вправо вдоль р. Биоб, затем переправа через реку и выход на вершину холма. На плоской вершине стоят старые заброшенные водомерные метеорологические приборы и устроен кош.

Спуск к мосту через р. Казнок – по пологому травянистому склону. Мостик расположен метрах в 200 выше по течению от впадения Ахдасоя, рядом с развалинами какой-то хижины. Впрочем, мостик – одно название – упавший, примотанный проволокой ствол дерева с обрубленными сверху сучьями.

По крупной осыпи поднимаемся в долину Ахдасоя {Фото 105}. Тропа идет по левому берегу реки. При входе в долину она теряется в камнях, но позже читается легко. По тропе проходим несколько взлетов и останавливаемся в 17:40 на небольших ровных площадках между моренными валами, перегородившими долину.

Только разбили лагерь, сверху погнали громадное стадо овец. К счастью, пастух развернул его назад выше лагеря. Позже пастух, молодой парень, спустился к нам поговорить. Рассказывал о своей жизни, спрашивал, не подарим ли фонарик или веревку.

Вечером отмечаем мой день рождения. Достал «неучтённую» бутылочку коньяка, девочки исхитрились из нашего ограниченного рациона сделать торт.

22, 4 км

855 м

90 м

10 ч 40 мин

8 ч 15 мин

День 15. 28.08.16. Долина р. Ахдасой – пер. Кишиневский (1А, 3900м, ос) – пер. Двойной Сев. (1Б, 4200м, сн.-ос.) – р. Лев. Зиндон

Подъем в 5:00. Выход в 7:00. Продолжаем движение вверх по долине. Еще один подъем и выходим на пологую часть долины. Впереди возвышаются пики Москва и Сахарная Голова {Фото 106}.

За два перехода дошли до коша. Пастуха в коше не было, стадо виднелось далеко на склоне, но нам на встречу выскочили две страшные собаки. Камнями и трекинговыми палками удерживали их на расстоянии, пока проходили мимо.

Заметив нас издали, к нам подошел пастух, попросил что-нибудь от зубной боли. Мы поделились обезболивающими и объяснили, как ими пользоваться {Фото 107}.

Выше коша долина разделяется на две ветви. Мы продолжаем движение по правой п.х.д. долине, постепенно набирая высоту по осыпному склону {Фото 108}. После нескольких утомительных переходов-подъемов по средней и крупной сыпухе мы неожиданно попадаем на хорошую тропу, которая идет вдоль ручья из долины. Вероятнее всего, надо было пройти вверх по долине вдоль ручья немного дальше, поискать начало тропы, чтобы избежать трудного подъема по осыпям. По тропе выходим в цирк перевалов Кишиневский и Двойной Южный. Путь к перевалу Двойной Южный преграждает завал каменных глыб, поэтому удобнее путь через связку перевалов Кишиневский и Двойной Северный.

По пологой осыпи выходим к туру пер. Кишиневский {Фото 109}. На перевал поднимаемся в 14:00. Седловина перевала представляет собой огромное осыпное поле. Тур сложен большой, заметный, примерно в центре этого поля. Координаты перевала по GPS: 39° 09' 07.39'' N, 68° 11' 19.62'' E. В туре нашли записку от нашей младшей группы от 21.08.2016 г. – у ребят все в порядке {Записка 9}.

От тура перевала Кишиневский, практически без сброса и набора высоты, за один переход подходим под взлет пер. Двойной Северный {Фото 110}. Склон осыпной, крутизной до 350 и протяженностью около 100 м. Когда мы подошли к перевалу, с него начинала спуск большая коммерческая группа. Большая часть группы чувствовала себя на склоне неуверенно, шли медленно, спуская камешки. Нам пришлось с полчаса подождать, пока они закончат спуск.

За 15 минут поднялись на перевал. У тура группа собралась в 16:15 {Фото 111}. Координаты перевала по GPS: 39° 09' 24.69'' N, 68° 10' 36.13'' E. Коммерческая группа туром не интересовалась, поэтому записку в нем сняли от группы туристов т/к «Спутник» г. Уфа, совершавших поход 2 к.с., под руководством Мазанова Дениса от 12.08.2016 г {Записка 10}.

Спуск с перевала в кошках, по осыпям и снежникам крутизной до 300 {Фото 112}. Со склона выходим на пологий открытый ледник {Фото 113}. Движемся вниз по центру ледника, вдоль склонов пер. Блок и пика Москва {Фото 114}. Недалеко от окончания языка ледника уходим вправо на морену {Фото 115}. Здесь на широкой ровной площадке большое количество удобных мест под палатки. Вода в ручейках у края ледника. На площадках встаем на ночевку в 17:30.

11, 4 км

1340 м

450 м

10 ч 30 мин

7 ч 45 мин

День 16. 29.08.16. Р. Лев. Зиндон – оз. Верх. Алло – оз. Большое Алло – долина р. Прав. Зиндон.

Проснулись в 5:15. Вышли в 7:10. От стоянок под ледником вниз через каменный завал ведет маркированная турами тропа. К озеру Верхнее Алло спустились за час {Фото 116}. Большое спасибо тем, кто промаркировал тропу. Если бы туров на тропе не было, то времени на прохождение завала потратили бы гораздо больше. С тревогой посматриваем на небо – перистые облака в виде «кошачьих хвостов» и затягивающая все дымка не предвещают ничего хорошего.

От озера Верхнее Алло еще один переход до Большого Алло {Фото 117}. Тропа вдоль озера идет по восточному берегу, спускаясь к скальным прижимам у воды. Прижимы проходим по наклонным скальным полкам, местами покрытым мелкой осыпью. В плохую погоду этот участок может быть не безопасным. Пройдя прижим, выходим на берег озера – здесь много мест под палатки. В 10:15 на берегу озера устраиваем большой привал, любуемся видами {Фото 118}.

В 11:10 выходим от озера {Фото 119}. Подъем в долину р. Правый Зиндон начинаем по громадному каменному завалу. Поплутав минут двадцать, находим хорошо набитую, маркированную турами тропу, по которой поднимаемся на первую ступень долины {Фото 120}. Проходим длинный галечный пляж, по которому протекает река. В конце пляжа, перед подъемом на вторую ступень долины, устраиваем перекус. Наши опасения по поводу погоды, увы, оправдываются – небо затягивают тучи, временами идет мелкий дождь.

После перекуса поднимаемся по тропе на моренный вал, перегораживающий долину, тропа идет по правому берегу реки {Фото 121}. Еще за один переход подходим под начало подъема к перевалу Мирали {Фото 122}, {Фото 123}. На ровных площадках у подъема на перевал встаем в 14:05, здесь в реку впадает маленький чистый ручеек. Начинается снег, гроза. Непогода не прекращается до вечера.

12,2 км

500 м

690м

6 ч 55 мин

4 ч 40 мин

День 17. 30.08.16. Долина р. Прав. Зиндон – подъем на пер. Мирали (3А, 5060м, лд.-ск.).

Подъем в 5:00. За ночь облака унесло, холодно – все ручейки покрылись льдом. После вчерашнего снегопада все склоны над нами присыпаны снегом. Выходим в 7:00. Прямо от ночевок поднимаемся вверх по склону. Впереди хорошо просматривается седловина перевала. На склоне параллельно идет несколько троп, маркированных турами. Выбирать можно любую, какая понравится, все приведут на снежник под бараньими лбами {Фото 124}. Если внимательно посмотреть на эту фотографию и сравнить ее с фото предыдущего дня, то хорошо видно, как много снега нанесло на склоны. Погода снова портится, над хребтом на противоположной стороне и над Чимтаргой собираются тучи.

Выход на бараньи лбы по снежнику вдоль правого борта долины. Подъем на пояс бараньих лбов проходит приблизительно по диагонали массива, вправо-вверх, по системе полок и некрутых скальных плит. В нашем случае движение было осложнено наледями и мокрыми скалами {Фото 125}. На прохождение скального участка ушло минут 50. Всё прошли на личной технике, перила не провешивали, но на некоторых участках приходилось двигаться особенно аккуратно. В верхней части скал установлены туры, которые здорово облегчают выбор маршрута. В 10:45 были на вершине бараньих лбов, у начала ледника Мирали Западный {Фото 126}.

Погода испортилась окончательно, начинает идти снег, собирается гроза. Одеваем кошки и начинаем движение вверх по снежно-ледовому склону крутизной 300 – 350. В начале подъема забираем немного вправо, под склоны Чимтарги, чтобы обойти ледовые сбросы в центре склона. Погоды нет совсем: ветер, валит снег, сплошная белая мгла. Направление движения выбираем чисто интуитивно, отклоняясь к центру склона {Фото 127}. Очень редко в просветах можем различить скалы на гребне. Нам кажется, что приближаются они до обидного медленно. Склон немножко выполаживается, и начинается тяжелая тропежка – свежего снега здесь местами больше чем по колено. Выходим к перевальному взлету под скалами в. Мирали – снежный склон крутизной до 350, на перегибе трещины {Фото 128}.

На перевал поднялись в 15:15. Перевальная седловина широкая, снежная, с одной стороны ограничена скалами в. Мирали, с другой снежным склоном, ведущим к скальному поясу Чимтарги. В сторону Алаудинских озер свисают большие карнизы. Тур расположен в северной части гребня под в. Мирали {Фото 129}. Координаты перевала по GPS: 39° 12' 34.92'' N, 68° 12' 03.66'' E. В туре нашли две записки: одна с этого перевала, а другую забыли оставить на пер. Дон. Записка группы туристов МГУ, г. Москва, совершавших поход 4 к.с., под руководством Мартьянова Артема от 26.08.2016 г {Записка 11}, записка группы туристов МГУ, г. Москва, совершавших поход 4 к.с., под руководством Мартьянова Артема от 23.08.2016 г {Записка 12_1}, {Записка 12_2}.

Ближе к скалам на гребне нашли занесённые площадки, откопали их, надстроили ветрозащитные стенки. Борясь с ветром, растянули палатки.

Метель продолжалась до захода солнца. На закате ветер стих, облака начали расходиться, и мы воочию смогли увидеть многократно описанные фантастические краски заката {Фото 130}.

4,5 км

1370 м

7 ч 05 мин

День 18. 31.08.16. Восхождение на в. Чимтарга (2Б альп., 5487м, сн.-лд.).

Проснулись в 4:20. Ветер совсем стих, морозно. На восхождение с бивака вышли в 6:45. Идем связкой на безопасном расстоянии от гребня {Фото 131}. Идти очень тяжело, тропим, проваливаясь больше чем по колено, меняем ведущего {Фото 132}. На подъеме по снежному склону к скальному поясу вправо обходим большой разлом и по снежному мосту с попеременной страховкой переходим через бергшрунд. К 9 часам подходим под скалы и движемся влево. У смыкания гребня и скал вешаем веревку перил на траверс. Траверс уводит с гребня на склон, за угол, примерно 15 м до начала подъемного кулуара, выводящего на гребень. Станция на ледорубе, промежуточные точки на ледобурах, френдах и закладках. Все наклонные полочки, по которым проходит траверс, занесены свежим снегом. Приходится сметать его, прежде чем взяться за зацепку, поставить ногу или найти подходящую трещину для закладки.

Подъем по кулуару 20..25 м крутой, но не сложный – скалы с большим количеством зацепок {Фото 133}. На верху крепление перильной веревки за выступ, который предварительно пришлось откапывать из-под снега. Прохождение скального пояса закончили в 10:45. Снова поднимаются облака, всерьез думаем, не отказаться ли от восхождения по такому снегу и отсутствию погоды, но все же решаем двигаться дальше {Фото 134}.

Траверсируем склон в обход большого жандарма и сразу выходим на гребень. Удобнее идти траверсом и дальше, но мы боимся подрезать перегруженный снегом склон. По гребню подходим к предвершинному взлету. Видимости нет, идет снег. В тумане подходим к скале в виде пальца. Подъем по широкому снежному гребню прямо вверх, не подрезая склон, в глубоком (местами по пояс) снегу. Здесь уже не ступени делаем, а траншею роем. Под снегом попадаются трещины.

Около 300 метров подъема и вышли на выполаживание. Дальше пошли по пологим снежным валам. В район вершины вышли в 13:20. К сожалению, на нашем GPS-навигаторе точка с вершиной поставлена не была. Долго бродили в полном тумане и снегопаде в попытках найти тур, но так и не нашли, возможно его засыпало снегом {Фото 135}. Наш навигатор показывал высоту 5485 м, гребень вроде бы снова пошел вниз. Наши следы потихоньку начало заметать. В 14:00 оставили попытки найти тур и пошли вниз.

Спуск до скального пояса по пути подъема. Со скал спускаемся вниз прямо с гребня – одна веревка, крутизна склона до 800, встречаются короткие отрицательные участки. Чтобы найти выступ скалы, на который можно накинуть расходную петлю, приходится копать снег. Спуск приводит нас на наши же следы под скальным поясом. Возвращаемся к нашим основательно занесенным палаткам в 16:50.

4,1 км

455 м

9 ч 55 мин

8 ч 15 мин

День 19. 01.09.16. Пер. Мирали – траверс к пер. Дон - лед. Двуязычный – Мутные озера.

Подъем в 5:00. Ясно, холодно, небольшой ветер. На морозе долго готовим еду и собираемся – все снаряжение задубело {Фото 136}. Выходим только в 8:00. У нас на верху пока ясно, но долины уже затянуты облаками.

От перевала в связках траверсируем снежный склон прямо под скалами в. Мирали (тропежка) {Фото 137}, {Фото 138}. Дальше совсем немного набирая высоту, выходим на гребень, держась в стороне от карнизов, нависающих в сторону Куликалонской стены {Фото 139}. По гребню за 1 час хода от перевала выходим на широкий снежно-ледовый склон, крутизной до 450. К этому времени облака добираются и до нас, видимость падает. Спускаемся двумя связками с попеременной страховкой влево-вниз п.х.д., пытаясь в разрывах облаков увидеть выход на скалы. Забирая влево, доходим до гребня с карнизами, продолжаем спуск вдоль него {Фото 140}. Здесь видимость немного улучшается, и мы можем четко определиться с направлением спуска. Всего до скал получилось 7 веревок {Фото 141}.

Выйдя на скалы, проходим вдоль них метров 100 и начинаем спуск по наклонным трещинам. На спуск бросаем две полные веревки, крутизна склона до 650, встречаются старые петли {Фото 142}, {Фото 143}. Спуск приводит на широкую осыпную полку. До снежного склона бросаем еще одну короткую веревку – около 10 м {Фото 144}.

Дальнейший спуск в цирк пер. Дон проходит по снежному склону крутизной до 450. Склон проходим в связках одновременно, сначала лицом к склону, потом просто ногами. Спуск закончили в 13:25 {Фото 145}. Сбегали на седловину пер. Дон – из цирка за 10 минут поднялись по живой осыпи, присыпанной снегом. Седловина перевала широкая, осыпная, есть готовые площадки под палатки. Тур разобран наполовину, капсулы нет, записки не обнаружили, свою оставлять не стали.

По закрытому леднику спускаемся в связках. В 14:20 останавливаемся на обед. После обеда продолжаем движение по леднику, открытому в нижней части. Зарядами идет мокрый снег, за хребтом гремит гроза. На ровной части ледника снимаем кошки и прочее снаряжение.

Ручьи и речки проделали в теле ледника глубокие русла, которые ближе к языку образуют настоящие каньоны. Мы движемся сначала по центру ледника, затем смещаемся ближе к правому борту. По покровной морене вдоль правого борта спускаемся к языку ледника. Чуть ниже языка ледника среди каменных завалов построены площадки под палатки. От площадок по левому берегу потока, вырывающегося из-под ледника, начинается тропа, маркированная турами {Фото 146}, {Фото 147}. По тропе спускаемся к Мутным озерам. В 17:10 встаем на ночевку на берегу озера.

6,9 км

30 м

1540 м

9 ч 10 мин

7 ч 55 мин

День 20. 02.09.16. Мутные озера – а/л «Вертикаль-Алаудин».

Несмотря на то, что спешить особо некуда, проснулись по привычке в 5 часов. Не спеша позавтракали, собрались и в 7:20 вышли. По тропе за 2,5 часа дошли до альплагеря – маршрут закончен.

В лагере пусто, все разъехались, кроме нас никого из туристов и альпинистов нет. Очень стараемся придать себе цивилизованный вид – моемся, стираемся, сушимся и т.д., но результат оставляет желать лучшего {Фото 148}. После обеда, когда все основные дела были закончены, пару часов полазали по камням на территории лагеря.

Вечером в столовой устраиваем праздничный прощальный ужин.

8,1 км

880 м

2 ч 30 мин

1 ч 55 мин

3. Выводы и рекомендации.

За 20 ходовых дней нами было пройдено 9 перевалов из них 3А – 2 шт (включая связку перевалов и траверс гребня пер Мирали. – пер. Дон), 2Б – 3 шт., 1Б – 1 шт., 1А – 2 шт., н/к – 1 шт., совершено восхождений 2Б (альп.) – 2 шт.

Большое количество снега и сложные погодные условия повысили сложность прохождения. Особенно это сказалось при подъемах на пер. Седло Бодхоны, пер. Мирали, а также при восхождениях на вершины Большая Ганза и Чимтарга.

Погода во время похода оставляла желать лучшего. Лишь несколько дней в середине похода были без осадков. Снег, дождь, отсутствие видимости снизили темпы прохождения, но, в целом, не повлияли на результаты похода.

Поход получился достаточно напряженным в техническом и физическом плане, без нештатных ситуаций, соответствующим заявленной категории трудности. План похода выполнен группой в полном объеме.

Примечание.

В этом походе первый раз применили вяленое мясо, приготовленное по рецепту: http://www.povarenok.ru/recipes/show/128639/с небольшими изменениями, направленными на продление срока хранения продукта. {Фото 149}.

Мясо тонко порезали, замариновали на сутки лимонным соком с имбирем и солью. Сушили долго, около суток до полного высыхания. Использовали в основном для приготовления супа. Мясо закладывали в котел сразу в холодную воду, если топили снег, то прямо на снег. Потом добавляли сушеные овощи, крупу, в конце сухое картофельное пюре - все замечательно разваривалось. Супчик как дома! Когда добрались до цивилизации, с удовольствием употребили сушеное мясо в качестве закуски к пиву.

Больше всего понравилась курица, свинина - тоже очень хорошо, а говядина показалась жестковатой. Мясо прекрасно перенесло перевозку по среднеазиатской жаре, за весь поход никаких признаков порчи. Отличный рецепт для туристов, альпинистов – минимальный вес, полноценный белок, и просто вкусно!

Фотоальбом

Обзорная схема маршрута

Фото 1 По дороге в альплагерь

Фото 2 Горный серпантин

Фото 3 У ворот а/л «Вертикаль-Алаудин»

Фото 4 Адамташ и Мирали

Фото 28 Готовим обед

Фото 29 Последствия непогоды

Фото 30 Оз. Пиала

Фото 31 Долина р. Алаудин. Впереди 3-ий моренный вал.

Фото 32 Начало подъема к лед. Бодхона

Фото 49 Бол. Ганза с пер. Седло Бодхоны

Фото 50 Начало спуска с пер. Седло Бодхоны

Фото 51 Лагерь в долине р. Сурхоб

Фото 52 Вид из лагеря на пер. Гусева-Мухина Вост.

Фото 53 Взлет пер. Гусева-Мухина Вост.

Фото 54 Подъем на пер. Гусева-Мухина Вост.

Фото 55 Группа на пер. Гусева-Мухина Вост.

Фото 56 Выход с пер. Гусева-Мухина Вост. на основной гребень

Фото 83 Спуск на вершину 1-го бастиона пер. Имат

Фото 84 1-ая веревка спуска с пер. Имат

Фото 85 2-ая веревка спуска с пер. Имат

Фото 86 Спуск со 2-го бастиона (3-я веревка)

Фото 87 Вид на подъемный кулуар пер. Имат

Фото 108 Подъем на пер. Кишиневский

Фото 109 У тура пер. Кишиневский

Фото 110 Вид с пер. Кишиневский в сторону пер. Двойной

Фото 111 У тура пер. Двойной Сев.

Фото 112 Вид на лед. Двойной с пер Двойной Сев.

Фото 113 Спуск с пер. Двойной Сев.