Автор: Виталий Шкилёв, СПб

Отчет о горном спортивном походе 5 к.с. совершённом с 14 августа по 2 сентября 2015 года по Центральному Тянь-Шаню, массив Ак-Шийрак, группой Петроградского Клуба Туристов

I. Справочные сведения

1. Проводящая организация

Петроградский клуб туристов в ДК им. Ленсовета г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., 42, комн. 411. www.pkt-club.ru http://vk.com/club96115

1. Место проведения

Центральный Тянь-Шань, Массив Ак-Шийрак Кыргызская Республика, Иссык-Кульская область.

1. Общие сведения о маршруте

14.08 – 02.09.2015

Подробная нитка маршрута

Маршрут заявленный:

г. Бишкек – пос. Тамга – КОК «Кумтор» – сырты р. Арабель – ледн. Петрова – пер. Петрова (1Б) – ледн. Джамансу – пер. Джамансу Ц. (2А) – ледн. Петрова (ЮВ ветвь) – пер. Гражданская Оборона (3А) – ледн. Веерообразный – р. Каинды – пер. Простой (н/к) – р.Кургатепчи – ледн. Кургатепчи Левый – пер. ФиС (3А) – восх. на пик 5125, п/п. (ок. 3А) –ледн. Калесника – ледн. Джамансу – пер. Джамансу Сев. (1Б) – ледн. Петрова – пер. Безымянный (2Б) – ледн. Безымянный – р. Сарытор – р. Сарычат – дол. Сарычат – р. Бороко – ледн. Бороко (Вост. ветвь) – пер. Серебряное Седло (3А) – ледн. Байтор – р. Байтор – пер. СОАН (2А) – р. Айлама – р. Чон-Кызыл-Су – ФГС – курорт Джилысу – оз. Иссык-Куль – г. Бишкек.

22 дня, 205 км, 9 перевалов, 1 вершина

Маршрут пройденный:

г. Бишкек – пос. Тамга – КОК «Кумтор» – сырты р. Арабель – ледн. Петрова – пер. Джамансу Ц. (2А) – ледн. Джамансу – пер. Петрова (1Б) – ледн. Петрова (ЮВ ветвь) – пер. Гражданская Оборона (3А) – ледн. Веерообразный – р. Каинды – седловина б/н, н/к –р. Кургатепчи – ледн. Кургатепчи Левый – пер. ФиС (3А) – ледн. Калесника – ледн. Джамансу – пер. Джамансу Сев. (1Б) – ледн. Петрова – пер. Безымянный (2Б) – ледн. Безымянный – р. Сарытор – р. Сарычат – р. Кызылсу – пер. Ашутор (1Б) – д.р. Ашутор – д.р. Чон-Кызыл-Су – ФГС – курорт Джилысу – оз. Иссык-Куль – г. Бишкек.

20 дней, 180 км, 6 перевалов, в т.ч. 1 перевальная связка

Локальные препятствия маршрута

Вид препятствия, наименование

Категория трудности по каталогу

Характеристики препятствия

Путь прохождения

Перевал Джамансу Центральный

4483 м Снежно-ледовый по пути подъёма.Скально-осыпной по пути спуска.

лед. Петрова – лед. Джамансу

Перевал Петрова

4343 м Снежно-ледовый.

лед. Джамансу – лед. Петрова

Перевал Гражданская оборона

4765 м Снежно-ледовый. Участки закрытого ледника.

лед. Петрова – лед. Веерообразны й Левый

Перевал ФиС

4720 м Снежно-ледовый. Участки закрытого ледника.

лед. Курга-Тепчи Левый – лед. Калесника

Связка перевалов [Джамансу Северный + Перевал Безымянный]

1Б*+2Б

Джамансу Сев. – 4591 м. Снежно-ледовый. Участки закрытого ледника Безымянный – 4711 м Снежно-ледовый. Участки закрытого ледника.

лед. Джамансу –

лед. Безымянный

Перевал Ашутор

4213 м Снежно-ледовый. Участки закрытого ледника.

лед. Ашутор Южный – лед. Ашутор Северный

Петров Денис Викторович

1981

4ГУ – Тянь-Шань

Сокращения, понятия, принятые в отчёте

Понятия «левый», «правый» следует понимать как «орографически», если не оговорено особо.

Понятия «слева», «справа» следует понимать как «по ходу движения».

«Верёвка» - имеется ввиду 45 метров длиной, если не оговорено особо. лев. – левый орографически

пр. – правый орографически слева – по ходу движения справа – по ходу движения ледн. – ледник

пер. – перевал верш. – вершина

ЛП – локальное препятствие а/л. – альплагерь

КОК – «Кумтор Оперейтинг Компани» - рудник пос. – населённый пункт

БЛ - № - базовый лагерь № _ (более одной ночёвки на одном месте) р. – река

д.р., дол., ущ. – долина реки, ущелье

С, Ю, З, В – соответственно: Север, Юг, Запад, Восток ниж. – нижний

верх. – верхний ф. – фотография

м.н. – место ночевки Время – местное

II. Содержание отчёта

Общая идея похода, стратегия и тактика

Идея сходить в поход в район Ак-Шийрак родилась ещё в 2013 году, во время похода по Терскею. Ак-Шийраку тогда было уделено очень мало времени и хотелось вернуться, чтобы получше ознакомиться с этим красивым и малохоженным районом.

Состав же собирался с задумкой «на будущее» - повысить горный опыт участников так, чтобы в последующие сезоны сходить 6 к.с. (куда нельзя брать «процентников»). В результате, основной костяк группы остался прежним, плюс добавились те, кто не смог сходить с нами в пятерку в прошлом году.

Группа собралась сильная. Из девяти человек четверо успели сводить свои походы и имели акклиматизацию плюс пятый – руководитель – тоже был в горах Кавказа, где проводил сборы ориентировщиков.

Резюмируя сказанное, можно выделить несколько основных целей похода:

• Пройти горную «пятёрку».
  • Поднять высотный «потолок» участников, с тем, чтобы в дальнейшем отправиться в технически более сложный поход на больших высотах.
  • Более подробно изучить район Ак-Шийрака.
  • И, самое главное, сплоченной и дружной командой пройти хороший и интересный поход.

При разработке маршрута рассматривались различные варианты, остановились на т.н. «высотном», который предполагал старт на высоте 3500 м. и первую ночёвку на 3645 м. Заезд на большую высоту не прошёл бесследно. Больше всех страдали участники, которые не были в этом году в горах. Тем не менее, шла активная акклиматизация, совмещённая с заброской продуктов.

Заброска осуществлялась силами группы, челноком.

Затем предполагалось большое техническое кольцо по массиву Ак-Шийрак с двумя определяющими ЛП и возвращением на сырты, оттуда – выход через массив Терскея к Иссык-Кулю.

В рамках технического кольца по Ак-Шийраку предполагался радиальный выход – кольцо через перевалы Петрова (1Б) и Джамансу Центр. (2А) с акклиматизацией и относом небольшой заброски в долину лед. Джамансу. Данное кольцо было пройдено, но в другом порядке (см. п.4. Изменения маршрута и их причины).

Прохождение этого кольца во многом способствовало акклиматизации и стало хорошей разминкой перед перевалом Гражданская Оборона (3А), т.к. было пройдено налегке и без провешивания веревок.

Затем планировалось подняться на пер. Гражданская Оборона по определяющей стороне. Перевал представляет собой снежно-ледовый склон с крутизной до 70° и участники получили хороший опыт лазанья с нижней страховкой.

На десятый день похода начались изменения в запланированном маршруте, связанные, в основном, с неожиданным приходом зимы – ежедневные снегопады повысили лавинную опасность и начисто заровняли трещины ледников свежим снегом. В результате мы старались выходить как можно раньше – стараясь успеть проскочить опасные участки до солнца.

Перевал ФиС (3А) из-за ухудшения погоды проходили три дня (с двумя ночевками на гребне), тем не менее, прошли ранее не пройденный вариант спуска – снежно- ледовый, без выхода на скалы.

Из-за погодных особенностей не стали выходить к туру пер. Джамансу Сев.(1Б*), прошли рядом и сразу свернули к пер. Безымянный (2Б).

После этого группа завершила техническое кольцо по Ак-Шийраку.

Выход через Терскей осуществлялся по запасному варианту опять же из-за корректив, которые внесла погода. Из-за аномально жаркого лета все ледники открылись, а уже в середине похода первые зимние снегопады и метели начисто замаскировали трещины на ледниках, не сделав их проходимее, но опаснее.

Перевал Ашутор (1Б) – последнее ЛП маршрута был пройден ранним утром. На спуске с перевала ледник очень сильно разорван и требует при прохождении максимума внимательности и осторожности. Фактически, в данных условиях был пройден ледопад. Предполагаем, что категория перевала занижена и требует, как минимум, добавления звезды.

В результате, несмотря на изменения маршрута, был выполнен норматив 5 к.с., группа в полной мере насладилась районом и отдыхом в отпуске.

Заезд в район и отъезд, формальности

Большая часть группы добиралась до Бишкека из Москвы самолетом фирмы «Ural Airlines». От лица председателя клуба в данную организацию заранее было направлено официальное письмо с просьбой разрешить провоз дополнительного багажа 25кг/чел. От авиакомпании было получено разрешение, что позволило провезти уже распакованные по дням продукты и специальное снаряжение без доплаты. Двое участников ждали группу в Бишкеке после проведения собственных походов.

Для организации трансферов и оформления пропусков в погранзону (граница с Китаем) мы обратились к Игорю Ханину, услугами которого уже пользовались, когда ходили в 4 к.с. в 2012 году.

City and adventure tours in Central Asia Karasaeva s. 158, Karakol.

Mailing Address:

61-1, Kirpichnyi zavod, Karakol, 722 200

mobile: +996 555 445174

E-mail: alp-tour@yandex.ru khanin2003@mail.ru

Игорь обещал нам помочь:

1)оформить пропуска (на маршруте нам не пригодились, но в случае необходимость аварийного выхода пришлось бы ими воспользоваться). Стоимость - 25 евро/чел.

2) договориться насчет заповедника (говорят, что на Терскее и на сыртах встречаются егеря, мы их не видели)

3) организовать трансфер «туда»: Бишкек – Тосор (150 евро, на микроавтобусе) + Тосор – «Кумтор» (200 евро, на «шишиге»). «Обратно»: Джилы-Су – Тосор (200 евро) + Тосор – Бишкек (150 евро).

4) купить заранее 20 л бензина (16 евро)

За 10 дней до поездки выяснилось, что Ханин хочет предоплату за трансфер обратно в размере 100. Поскольку на тот момент за все пропуска деньги были переведены, ничего не оставалось, кроме как согласиться. Однако было решено договориться о трансфере только Тосор – Бишкек, а от Джил-Су добраться до Тосора на маршрутке.

В целом общение с Ханиным произвело в этот раз неприятное впечатление, трансферы и пропуска у него дороже. Однако все договоренности были выполнены, группу встретили и довезли до места, пропуска отдали.

Как альтернативный вариант, свои услуги предлагала фирма «Достук Трэвел»:

Kyrgyz-British Joint Company "Dostuck-Trekking" Ltd Igemberdieva St., 42-1, Bishkek,

Kyrgyz Republic, 720005

Tel: +996 (312) 545455 545551 540237

Fax: +996 (312) 545455 443090

E-mail: dostuck@saimanet.kg http://www.dostuck.com.kg

Перед началом маршрута и после, группой остановились в гостевом доме в пос. Тосор. Это место нам порекомендовали ребята, которые перед нами закончили маршрут 3 к.с. по Киргизскому хребту. Контакты для связи:

Гостевой дом южный берег Иссык-куль село Тосор тел. 0554-40-49-71 сайт: shanson.kg

Место очень приятное, на берегу Иссык-Куля, хозяева гостеприимны, во всех номерах (на 2-3 человека) душ с горячей водой, 3-х разовое питание. С хозяином Сашей мы договорились, что позвоним, когда выйдем с маршрута в Джилы-Су и нас встретят. После похода мы с удовольствием провели в Тосоре еще 2 дня.

На время проведения похода группа была застрахована от несчастного случая в

«Ресо-Гарантия». Данная страховая организация была выбрана, поскольку имелся положительный опыт получения выплат (в частности, страховка была выплачена после обнаружения уже по приезде в город перелома, после получения травм на тренировках). Страховая сумма составила 50000$, на меньшую сумму страховаться не рекомендуется.

Аварийные выходы с маршрута, запасные варианты

Варианты аварийного выхода с маршрута из Ак-Шийрака и с южной стороны Главного хребта Терскея проблематичны и занимают от 1 до 2 суток. Это стоит помнить группам, планирующим походы в данном районе.Из любой точки маршрута с севера от Главного хребта Терскея возможен аварийный выход вниз по долинам (дороги и хорошие тропы) к населённым пунктам и на южную Иссык-Кульскую трассу (не более 8-12ч. в форсированном темпе). Ближайшая радиосвязь с цивилизацией на южной стороне Терскея - рудник

«Кумтор», расположенный на северных склонах массива Ак-Шийрак, у ледника Петрова. Это режимная охраняемая территория. В случае форс-мажорных обстоятельств сотрудники предприятия оказывают всю необходимую и квалифицированную мед.помощь вплоть до эвакуации. Однако, не следует злоупотреблять этим. Лучше всего, во избежание недоразумений и разбирательств, без крайней необходимости не приближаться к территории предприятия радиусом в 5 км. Горы Ак-Шийрак за год посещают, в среднем, 2-3 туристские группы.

Оповещение наблюдателя - куратора в Санкт-Петербурге, а также МКК о ежедневном прохождении маршрута осуществлялось посредством SMS по имеющемуся в группе спутниковому телефону Thuraya.

Варианты аварийного выхода:

Из долин ледника Петрова, Джамансу – р. Арабель, КОК «Кумтор»

Из долин ледника Веерообразный, Купга-Тепчи Прав, Курга-Тепчи Лев – р.Каинды

– автодорога (пос.Ак-Шийрак – КОК «Кумтор»), ограничивающая массив Ак-Шийрак с юга.

Варианты запасных выходов с маршрута

Участки маршрута

МН – ледн. Геологов –

пер. Разведочный (1А)

– ледн. Кургатепчи Прав. – пер. Калесника (3А) – ледн. Джамансу

МН – ледн. Кургатепчи Левый – пер. ФиС (3А)

МН – ледн. Кургатепчи Левый – пер. Кургатепчи Левый (2Б) – ледн. Джамансу

МН – ледн. Петрова – пер. Безымянный (2Б) – ледн. Безымянный

МН – ледн. Петрова – пер. Сарытор (2А) – ледн.Сарытор

МН – дол. Сарычат –

р. Бороко – ледн. Бороко (Вост. ветвь.)

МН – пер. Бороко (2Б) – пер. Загадка Центр. (2А*)

– р. Чон- Кызыл-Су – ФГС –

курорт Джилысу

МН –

ледн. Ашу тор Юж. – пер. Котор (1Б) –

ледн. Коту р-Тор Зап.

– р. Чон- Кызыл-Су

– ФГС –

курорт Джилысу

МН – ледн. Бороко (Вост. ветвь) – пер. Серебряное седло (3А)

МН – пер. Бороко (2Б) – пер. Загадка Центр. (2А*) – р. Чон-Кызыл- Су – ФГС –

МН – ледн. Байтор

МН – пер. в перемычке между Вост. и Зап. ветвями ледн. Бороко (ок. 1Б-2А, п/п) –

ледн. Бороко (Зап. ветвь) –

пер. Байтор (3А) –

ледн. Байтор

Запасной день

Изменения маршрута и их причины

Изменили последовательность перевалов в акклиматизационном кольце в связи с тем, что прохождение первым перевалом Джамансу Центральный посчитали более оправданным. В предыдущие дни погода имела тенденцию к ухудшению во второй половине дня, поэтому предположили, что лучше в первой половине дня пройти более сложный перевал.

Отказались от восхождения на п. 5125 из-за неустойчивой погоды и превышения фактической категории сложности.

Отказались от подъёма на пер. Джамансу Северный (к перевальному туру), так как на его восточной стороне на седловине был карниз и широкий бергшрунд. Подъём на пер. Безымянный осуществляли севернее данной седловины.

Вместо пер. Серебряное седло и пер. Айлама прошли пер. Ашутор. Это обусловлено недостатком времени и погодными условиями (начались ежедневные и обильные снегопады, приведшие к резкому возрастанию лавинной опасности).

График движения

3817,

+156,

-156,

Челнок по сыртам с бродом

р. Арабель

Пешком с грузом

Облачно, в конце дня снег

17.08.15

СВ берег оз.Петрова— площадки на морене на развилке л. Петрова к пер. Гр. Обороны

9.1

-700,

Пер.Джамансу Центральный, пер. Петрова

19.08.15

Морена на лед. Петрова — берг под пер. Гр. Оборона (провешивание первых верёвок на перевал)

5:38

(+3:25

провешива ние)

4165,

+433

Подъём к м.н. в берг, закрытый

ледник Петрова

-924,

Закрытый ледник Веерообразный

22.08.15

По дороге вдоль р. Каинды седловину б/н и далее к р.

Курга-Тепчи Прав.

15.7

6:18

3761,

+676,

-512,

Подъем на седловину б/н, н/к

Облачно, Пасмурно, Дождь, Снег

3952,

+910,

-80,

Закрытый ледник, подъём на пер. ФиС (3А)

Ясно, Облачно

26.08.15

Попытка спуститься с пер. ФиС, продвинулись немного по гребню

2:00

4739,

+167,

-1188,

Спуск с пер. ФиС, спуск по закрытому

леднику

Движение по леднику

Пасмурно, снежные заряды

29.08.15

Подъём на пер. Джамансу Северный, далее на пер. Безымянный и спуск с него на ледник Безымянный

5.3

6:20

4250,

+561,

-271,

Закрытый ледник, пер. Джамансу Северный (1Б*), пер. Безымянный (2Б)

30.08.15

Спуск по лед. Безымянный, брод р. Сарытор, по сыртам в верховья р.Сарычат

17.7

Тропа, дорога

Высотный график

Техническое описание

Автодорога Барскоон-Кумтор (р.Арабель) – озеро на сыртах севернее КОК «Кумтор».

День первый 14.08.2015

Выход в 9:15 , от места высадки на дороге к Кумтору, примерно в 1 км не доезжая до КПП (где дорогу пересекает р.Арабель), идем к подножию дамбы, удерживающей небольшой разлив реки, где делаем закладку части груза (300 м.) (фото 1). Во вторую ходку (в этот же день) мы этот груз заберём. Таким образом, делаем «челнок». Наша задача – обойти территорию «КОК Кумтор» по северной границе и выйти на ледник Петрова. Как выяснилось уже здесь (подъехала охрана от КПП, проверила наши документы и переписала наши данные), территория эта расширилась. Границей ранее служила речка Арабель и технологическая дорога по её левому берегу теперь же, по словам сотрудников КОК, радиус «охранной зоны» - примерно 2 км от этих ориентиров. Точные координаты нам выяснить не удалось. К тому же, русло реки искусственно выпрямлено (относительно указанного на карте) – смещено примерно на 500м на СЗ.

От места закладки в 9:45 пересекаем речку по камням и поднимаемся по пологому травянистому склону на север, постепенно выходя на травянистое плато (сырты) – 1 час. В связи с тем, что это начало похода, поднимаемся очень медленно (высота 3600м). Далее, как только скрылись из виду постройки КПП, поворачиваем на СВ и ещё через 1,5 часа хода по практически ровным сыртам (курс – на пик Джукучак, хорошо видимый со всех точек сыртов) выходим в 12:10 ч. к группе озёр.

Так как, по нашим прикидкам, нам сегодня уже не успеть уйти дальше, на северном берегу самого дальнего из озёр разбиваем лагерь. Мы планировали заночевать уже за рекой Кумтор, на сыртах недалеко от озера Петрова, но вынужденный «крюк» из-за новой информации о запретной территории вокруг КОК «Кумтор», добавляет нам километраж, мы добавляем полдня к маршруту.

Разбив лагерь и пообедав, выходим в 14:10. Возвращаемся за оставшейся частью груза к дороге за 1:15 ч. В лагере оставляем дежурного, который должен приготовить нам ужин. Связь – по рации (фото 2).

Обратно начинаем подъём со второй частью груза в 16:00 (фото 3). Поднимаемся немного быстрее, чем в первый раз, за 2:00 ч., однако, не форсируя темп. На сыртах нас застигла метель – почти горизонтальный снегопад с сильным ветром с севера. В лагерь приходим к 18:00 часам.

км - 5

часов – 8:45

ЧХВ – 5:30

Озеро на сыртах севернее КОК «Кумтор» - южный исток р.Сарычат (радиально)

День 2й 15.08.2015

Этот день продолжаем активную акклиматизацию, сделав заброску в верховья реки Сарычат.

Выход в 8:45, от места ночёвки на сыртах на озере в 3-х км севернее КОК

«Кумтор» идем в восточном направлении, и через 30 мин. достигаем берега реки Арабель. Река в этом месте течет медленно, разливаясь широкими рукавами. Разведка показала, что брод не представляется возможным из-за вязкого илистого дна. Сверившись по карте и космоснимкам навигатора, находим место, где река пересекает небольшую ступень своей широкой пологой долины – там, по нашим представлениям, течение должно быть более быстрым, и, следовательно, дно более твёрдое. Таким местом оказалось подножие пологого холма на левом берегу реки. Туда идём 30 мин. болотистым правым берегом реки. Время – 9:45. Без труда вброд в запасной обуви переходим реку на левый берег. Течение слабое, глубина – 30-40см.

От места брода в 10:10 по касательной проходим холм, поднимаясь на ступень сыртов. Курс - снова на восток. Достигаем водораздела. Это – обширная заболоченная травянистая котловина с множеством озёр и проток. Её пересекаем с северного края на южный в середине, в самом узком месте. Продолжаем движение на восток, уже по южному краю котловины. Примерно за 2 часа от места брода через Арабель (фото.4,5)достигаем первого правого притока (скорее – истока) реки Сарычат. Это маленькая речка. Время - 12:00 .Здесь и закапываем заброску в камнях. Всего путь до заброски - 3:15 ч.

Пообедав, в 14:10 идём назад. Путь обратно аналогичен. Всего на обратную дорогу затрачено 2:35 ч., в лагерь пришли в 16:45.

км – 6,9

часов – 8:0

ЧХВ – 4:20

Озеро на сыртах севернее КОК «Кумтор» - озеро ледника Петрова

День 3й 16.08.2015

Выход в 6:30, от места ночёвки на сыртах на озере в 3-х км севернее КОК

«Кумтор» идем в восточном направлении, постепенно забирая на юг. Сырты, глинисто- каменистые пустоши. Через 30 мин. выходим к реке Арабель – там, где она имеет искусственное русло. Левый (противоположный) берег представляет собой дамбу поверху идёт дорога. Переходим вброд (переобуваемся). Течение здесь несильное, дно каменистое, глубина – 50-60см. Сразу же пересекаем технологическую дорогу комбината. На ней замечаем камеры (и, возможно, датчики движения). Стараемся быстро уйти в направлении на ЮВ, к леднику Петрова, чтобы скрыться из вида в складках местности. Спускаемся в небольшую впадину с маленьким заболоченным озером, затем поднимаемся на низкую седловину и оказываемся на длинной широкой травянистой террасе-полке (1,5 ч. от брода), ведущей с небольшим подъёмом вдоль долины реки Кумтор, а немного дальше – и вдоль озера Петрова . Идём около 2 часов по этой полке на юг, в сторону ледника Петрова (фото 5.1). С полки спускаемся вниз, так как путь дальше преграждает глубокое ущелье ручья – правого притока Кумтора. Ручей впадает в озеро. Дно каменистое. Снова переобуваемся. Приток переходим в месте, где к броду подходит снизу технологическая дорога. Дорога идёт по карману морены, в этом году не используется. Сразу после брода – обед. Время – 12:30.

От брода через Арабель - 5 ч. хода. И 6 ч. – от места ночёвки на озере на сыртах. Приток на глазах превращается из небольшого прозрачного ручья глубиной в 30-

40см в тёмно-серый «цементный» поток, увеличиваясь в разы (время 13:30).

После обеда в 14:30 идём минут 20-25 по дороге (в кармане морены), затем спускаясь по неудобным подвижным моренам к берегу озера Петрова (ещё 20-25 минут) (фото 5.2). Дальше идём по мелкоосыпным моренам вдоль озера в направлении ледника Петрова. Ледник обрывается отвесной 20-30 метровой стеной прямо в озеро. Иногда лёд скалывается и падает в озеро, поднимая волны по озеру плавают айсберги. Озеро больших размеров – примерно 2 км в ширину и 3-4 км в длину, вода мутная. Встаём на ночёвку на берегу озера, не дойдя до ледника метров 500, найдя хорошую песчаную террасу и источник чистой воды (родник). Время – 15:30.

В этот день мы не пошли на ледник, так как уже не успевали за приемлемое время дойти до разделительного отрога, выводящего к перевалу Петрова (а это – ближайшее удобное место для ночёвки). Причина – удлинение пути относительно запланированного из-за непредвиденных проблем с «Кумтором» (увеличение площади охраняемой территории КОК).

км – 12,9

часов – 9:00

ЧХВ – 5:00

Озеро ледника Петрова – ледник Петрова у пер. Петрова (разделительный отрог Ю и В ветви)

День 4й 17.08.2015

Утром начало движения в 6:45. За 20 минут по берегу озера по моренам выходим к леднику Петрова. На тело ледника выходим через единственное приемлемое место – примерно в 500 м от начала ледника. Там правый рантклюфт завален мореной. Кошки не требуются (1 час от ночёвок).

Ледник открытый, подъём не более 10 градусов, трещин мало. Поднимаемся по его правой части вдоль полосы морены, берущей начало у разделительного отрога, до её начала (3,5 часа). Этот пологий осыпной отрог ограничивает плато перевала Петрова с севера и перевал Центральный Джамансу с юга разделяет ЮВ и СВ ветви ледника Петрова, и хорошо виден с сыртов и со средней части ледника. Чтобы выйти к площадкам на правой террасе-кармане, у отрога, нужно спуститься в рантклюфт и затем подняться на отрог по конгломератному склону метров на 100 по высоте (ещё 30 минут). Время – 14:00. По пути – обедали. (фото 6,7,8)

Хорошие большие песчаные площадки находятся на небольшом плато вода – в кармане морены из ручья.

Делаем здесь полуднёвку, так как на завтра предстоит пройти в кольце два перевала – отнести заброску на ледник Джамансу и вернуться обратно.

км – 9,1

часов – 7:15

ЧХВ – 4:40

Кольцо: Ночёвки у пер. Петрова (разделительный отрог Ю и В ветви) – перевал Центральный Джамансу (2А, 4484 ) – ледник Джамансу – перевал Петрова (1Б, 4356 ) - ночёвки.

День 5й 18.08.2015

Перевал Джамансу Центральный

Перевал находится в центральной части массива Ак-Шийрак между вершинами 4713 м и 4760 м.

Категория трудности 2А. Высота по GPS 4483 м.

Ориентация склонов: запад – восток. Координаты по GPS: N41° 54.675' E78° 20.314'

Соединяет северо-восточную ветвь ледника Петрова (д.р. Кумтор) и южную ветвь ледника Джамансу (д.р. Джамансу).

Назван по центральному расположению в одноимённом леднике.

Со стороны ледника Петрова открытый и закрытый ледник, имеется забитый снегом бергшрунд. Со стороны ледника Джамансу перевальный взлёт – подвижная осыпь до ледника Джамансу. Ледник в камере, куда выводит перевальный взлёт, имеет разрыв от основной ветви.

Снята записка Пермского горного клуба от 25 февраля 1998 года. Лыжный поход 5 к.с., рук. Реутов В.А.

Утром начинаем движение в 6:35. Идём по гребню правой морены на север до её стыка с другой мореной, расположенной перпендикулярно. Эта короткая крупноблочная, неудобная для движения морена берёт начало у отвесных скал левого борта небольшой ЮВ камеры северной ветви ледника Петрова (разделительный отрог). Спускаемся с неё на открытый ледник (40 мин. от ночёвок). При спуске следует быть осторожным: блоки морены часто неустойчивы, рекомендуется спуск с траверсом вправо.

Далее поднимаемся по отрытому 15-градусному льду, обходя мульды-провалы, под перевальный взлёт (1,5 часа) (фото 9,10).Трещин мало. Перевал Центральный Джамансу становится виден с середины подъёма. Он же хорошо виден со средней части основного течения ледника Петрова. Это крайняя правая ледовая седловина с пологим подъёмом ограничена крутыми ледовыми сбросами справа (с юга) и скальным гребешком слева. Примерно на середине подъёма приходится надеть кошки.

Перевальный взлёт короткий, ледовый, некрутой (20-25 градусов), метров 200, в средней части – бергшрунд. Через него есть несколько мостов – ледовых перемычек. На перевале Центральный Джамансу (2А, 4483 м) оказываемся в 9:15. (2:40 ч от ночёвок). (фото 11,12, 12.1)

Тур – в скалах с севера.

Начало спуска – 9:40. Спуск каменистый (фото 13,14). Начало спуска – скальная ступенька ~3 м, затем среднеосыпной склон протяженностью около 50 м., затем – скальноосыпной кулуар крутизной около 40 градусов, далее – длинный осыпной склон, выводящий на короткий открытый пологий ледничок. Раньше он был притоком ледника Джамансу, теперь оторвался от основного течения (растаял). Спуск занял около 1 часа, провески перил не потребовалось (иногда вешают перила в кулуаре). Кулуар проходим по одному из-за камнеопасности, а по осыпи – с небольшим траверсом вправо – группами по трое. (фото 15,16,17,18)

Выйдя на основное течение ледника Джамансу, поворачиваем влево и вскоре приходим к началу большой центральной морены, разделяющей южную (нашу) и северную ветви ледника Джамансу (2,5 часа от перевала Ц.Джамансу). Время – 12:00. На морене закапываем заброску и обедаем. (фото 19).

Перевал Петрова

Перевал находится в центральной части массива Ак-Шийрак между вершинами 4713 м и 4919 м.

Категория трудности 1Б. Высота по GPS 4343м.

Ориентация склонов: запад – восток. Координаты по GPS: N41° 53.165' E78° 20.596'

Соединяет Юго-восточную ветвь ледника Петрова (д.р. Кумтор) и южную ветвь ледника Джамансу (д.р. Джамансу).

С обоих сторон пологие ледники. Сам перевал представляет собой большое ледовое плато, перемётный ледник.

Тура нет.

В 13:10 поворачиваем к перевалу Петрова (фото 20,21,22). Идём вверх по пологой открытой южной ветви ледника Джамансу. Трещин немного. Район перевала виден от центральной морены – пологий низкий ледовый водораздел на СЗ (перемётный ледник). Под перевальный взлёт поднялись за 1,5 ч. На перевал Петрова (1Б, 4356 м) поднимаемся

30 мин. по ледовому 15-20 градусному ледовому склону. Трещин нет. Выходим на большое перевальное плато в его северной части. Тура нет (фото 23,24,25). Время 15:00. От заброски на центральной морене ледника Джамансу - 2ч. подъёма.

С перевала следуем в северном направлении, параллельно осыпному отрогу, ограничивающему эту камеру ледника Петрова справа (с севера). Очень пологий ледовый спуск приводит через 45 мин. к повороту к нашим ночёвкам на плато-правой морене, где мы оказываемся, поднявшись из рантклюфта в 16:20. От перевала - 1ч. хода. От места обеда на леднике Джамансу - 3ч. (фото 26,8)

км – 15,9

часов – 9:40

ЧХВ – 6:30

Ночёвки у пер. Петрова (разделительный отрог Ю и В ветви ледника Петрова) – под перевал Гражданская Оборона

День 6й 19.08.2015

Перевал Гражданская оборона

Перевал находится в центральной части массива Ак-Шийрак. Категория трудности 3А.

Высота по GPS4765м Ориентация склонов: север – юг.

Координаты по GPS: N41°50,674' E78°20,097'

Соединяет Юго-восточную ветвь лед. Петрова (д.р. Кумтор) и северо-западную ветвь лед. Веерообразный Левый (д.р. Каинды).

Назван первопроходцами.

Впервые пройден с юга на север в 2005 г. группой турклуба МАИ под руководством С.А. Романенкова.

Пройден нашей группой во второй раз. Нами впервые был пройден с севера на юг.

Со стороны лед. Петрова открытый и закрытый ледник, два бергшрунда, преодолеваемых по снежным мостам, крутой ледовый склон.

Со стороны ледника Веерообразный Левый – короткий ледовый склон, открытый и закрытый ледник, бергшрунд. В центральной части ледника между отметками 4535 м и 4388 м находится ледопад. Записки в туре не обнаружено.

Утром начинаем движение в 6:25. Перевал Гражданская Оборона хорошо виден как логичная седловина со снежно-ледовой стеной в дальней южной части ледника Петрова. (фото 7)Спускаемся в рантклюфт и поднимаемся на ледник Петрова. По открытому леднику (ЮВ ветвь) двигаемся недалеко от правого борта. За 3,5 ч. подходим к зоне разрывов у развилки ЮВ ветви. Прямо – путь на хорошо видимый перевал Гражданская Оборона. Налево и направо уходят ещё два истока ледника Петрова. Особенно много поперечных трещин – у подножия взлёта на подушку (под перевальный влёт), много времени уходит на их обход. Ледник становится закрытым связываемся. У начала взлёта на подушку – в 11:00. (4,5ч. хода от ночёвок на отроге). (фото 27,28,29)

В 11:30 начинаем подъём в связках на подушку. Начало подъёма – по центру правого по ходу склона. Характер подъёма – снежный склон, вначале пологий и глубокий, затем – средней крутизны (25-30 градусов) и довольно плотный. За 1 час поднялись на край подушки – наклонное снежное плато. По снежным мостам с попеременной страховкой переходим две трещины на перегибе склона. Делаем разведку влево, к восточному краю подушки, и находим хорошее место для ночёвки перед штурмом перевала Гражданская Оборона – нижний край большого разрыва-трещины, снежный балкон на слабо выраженном ледовом ребре. Место вполне безопасно, чего нельзя сказать о подушке, которая может легко перекрыться лавинами с крутых снежных склонов слева и справа от перевала, в случае лавинной опасности. Время – 13:30 (7ч. подъёма от ночёвок на отроге). Это место ночлега мы наметили как возможное ещё от ночёвок на отроге, с помощью фотоаппарата с 12-кратным оптическим зумом.

Следует отметить, что наша группа – первая, поднявшаяся на перевал Гражданская Оборона с севера, по определяющей стороне. Так же это – второе прохождение перевала вообще.

После постановки лагеря,обеда и отдыха (вода - из снега), в 16:00 начинаем предварительную обработку стены. От края балкона виден перевальный взлёт – снежно- ледовая стена, подрезанная снизу бергшрундом (организуется наблюдение и корректировка по рации) посередине стена рассекается вторым «бергом», поднимающимся справа налево под перевал. (фото 30)

Ведущая связка-тройка пересекает подушку и поднимается под перевальный взлёт, справа по ходу. Общая тактика подъёма – выйти на верхний берг в его самой нижней части по его гребешку подняться влево максимально выше под перевал и - прямо вверх на седловину.

До первого бергшрунда провешивается первая перильная верёвка (от 30 до 40 градусов в верхней части). Закрепление – фирновый ледобур + обычный. Вторая верёвка: задняя часть нижнего берга отвесная. Первый поднимается с использованием ледового инструмента много промежуточных точек. Затем подъём положе – градусов 55-60. Одной верёвки 42м не хватило до верхнего берга, так как не удалось найти место для станции – слишком рыхлый и крутой снег (перемороженный порошок). Пришлось немного спуститься7-8м до льда назад (получилось метров 35). Возвращение обратно к палаткам – в 19:30. (фото 31,32)

В этот вечер за 3 часа удалось провесить только первые две верёвки подъём на следующий день осуществлялся уже все группой.

км - 10

часов – 10:00.

ЧХВ – 5:40.

Ледник Петрова, ЮВ ветвь (снежная подушка у пер. Гражданская Оборона) – перевал Гражданская Оборона (3А, 4786м) – ледник Веерообразный Левый (верхнее плато)

День 7й. 20.08.2015

Утром движение от места ночёвки на балконе трещины-сброса начинаем движение в 8:20. По снежной подушке подходим под перевал Гражданская Оборона. Пройдя первые две провешенные с вечера верёвки и согревшись при этом, продолжаем техническую работу. Все верёвки провешены лидером без груза использовался ледовый инструмент. Непрерывная цепь перил.

Третья верёвка 20м (от 40 до 50 градусов) – на нижний край верхнего берга закреплена на сблокированных ледорубах внутри трещины, где снег немного плотнее. Дальняя стенка трещины представляет собой натёчный лёд (сосульки), лёд намерзал на скальную стену - она видна в глубине. Фактически – это рантклюфт, очень глубокий. Слой льда сверху невелик – несколько метров. Таким образом, верхняя часть склона выше второго берга представляет собой слой льда в 3-8 м, примёрзший к скальной стене. Четвёртая верёвка 40м – по снежному гребешку нижнего края берга – влево вверх траверс. Закрепление на ледорубах и лопатах.

Пятая верёвка – 15м продолжение траверса до самой верхней точки берга левее он начинает спускаться вниз.

Шестая верёвка: начало – снежный непрочный рыхлый мост через трещину и далее небольшое нависание 5-6м. Затем крутой подъём в 70-55 градусов выводит на перевальную седловину. Верхние 10м самые пологие – 45 градусов. Закрепление верёвки на седловине – на ледоруб, с трудом вбитый в фирн, подстрахованный вторым и фирновым ледобуром. На этой верёвке использовался раздельный подъём людей и рюкзаков (фото 31,32,33).

Лидер на перевале Гражданская Оборона (3А, 4786 м) – в 12:00. Вся группа – в

14:00 (фото 33.1).

Всего на подъём от места ночёвки на балконе затрачено 9:00ч., учитывая время на предварительную обработку склона с вечера.

Тур – на высоком скальном выступе с востока (слева). Спуск с перевала Гражданская Оборона (3А, 4786м).

Спуск начат в 14:30 (фото 33.2). Перила закреплялись на ледобурах. До верхнего снежного плато ледника Веерообразный провешено 2 веревки по 42м последняя – через бергшрунд (его перепрыгивали или переползали). Крутизна – от 30 до 40 градусов, лёд. Спуск всей группы занял 1 час. Последний спускался 1-ю верёвку с продёргиванием верёвки через ледовую проушину, 2-ю – на нижней страховке. (фото 34)

Далее идём в связках по снежному плато, придерживаясь левой части ледника Веерообразный. За 1 час подходим к перегибу здесь много продольных и поперечных закрытых и открытых трещин. Снег совсем раскис, всё чаще участники проваливаются по пояс в снег. После нескольких попыток провалиться в трещины, появившихся здесь, (одна – удачная) решаем заночевать, с тем, чтобы утром безопасно продолжить путь. В 17:30, тщательно прозондировав подходящее место, ставим палатки (фото 35).

С перевала спускались 3ч.

км - 4

часов – 9:10.

ЧХВ – 7:20.

Верхнее плато ледника Веерообразный Левый – долина реки Каинды

День 8й. 21.08.2015

Утром начинаем движение в 7:50. От ночёвки на верхнем плато ледника Веерообразный Левый (фото 35) (под перевалом Гражданская Оборона) по твёрдому насту в связках быстро идём вниз, вдоль левого борта ледника Веерообразный. Подходим к скальному отрогу (25 мин.).

Как потом выяснилось, следовало спускаться далее вниз по леднику, по центру, не приближаясь к отрогу, где крутизна снежно-ледового склона резко возрастает. Но мы располагаем лишь одним описанием, и то встречным (перевал ходился до нас один раз) (фото 36,37).

Сняв кошки и убрав верёвки, сделав разведку, в 9:00 начинаем спуск на нижнее течение ледника. Спуск идёт в «окно», образованное скалами отрога и его жандармом, отделяющем «окно» от основного ледника. Вначале – по крупноблочной и средней осыпи, довольно крутой (до 40 градусов), в кулуаре. Спуск – плотной группой. Ниже кулуар расширяется слева подходит ещё один, начинается крутой неприятный конгломератно- осыпной 45-градусный склон с отдельными скальными островками. Здесь спускаемся двумя отдельными группами, постоянно следя, чтобы не оказаться друг под другом. Камнеопасно. Скальные островки используются для отдыха. Весь склон потенциально камнепадоопасен (слева – второй кулуар), однако пока раннее утро и мороз, здесь тихо. Внизу, на леднике, оказываемся через 40 мин. (9:40). Как раз вовремя, так как скалы начинают освещаться солнцем.

По леднику, здесь уже ровному и открытому, почти без трещин, быстро идём вниз слева впадает ещё один приток (справа ранее был первый приток). Кошки не требуются. После слияния идём левым бортом, вскоре достигая крутого конца ледника. На конечные морены выходим по левому рантклюфту. 1,5 ч. от конца осыпного склона. Если далее требуется идти в верховья реки Каинды, то можно спускаться правым бортом, но нам дальше – вниз по долине.

Спускаемся по террасам и моренам недалеко от реки ледника Веерообразный, постепенно оказываясь в долине основной реки - Каинды (фото 38). Недалеко от слияния рек уходим влево, по пологим песчаным террасам, затем переваливаем левую морену, здесь уже низкую (с несколькими озёрами) и оказываемся на пологих травянистых склонах левого борта долины реки Каинды.

Здесь, в кармане морены течёт чистый ручей. От окончания ледника – 1,5ч. Время прихода на ночёвку – 13:30.

км – 8,7

часов – 5:30

ЧХВ – 4:15

Долина реки Каинды – седловина б/н, (н/к., 4200 м) – долина реки Курга-Тепчи Правая

День 9й. 22.08.2015

Утром начинаем движение в 7:10. От ночёвок в кармане левой морены ледника Веерообразный Левый идем по пологим травянистым склонам левого борта долины Каинды (фото 39). Через 2ч. переходим без проблем вброд левый приток – речка ледника Геологов. Течение несильное, с утра воды мало – 40-50 см. Для брода переобуваемся в запасную обувь. Наиболее прыгучие участники перепрыгнули речку (три рукава). Появляется слабая тропа. Долина становится шире. Продолжая движение по левому борту долины, довольно далеко от реки Каинды, ещё через 1,5ч. переходим через второй поток – ручей, разливающийся на много рукавов, по камням. За рекой – место бывшего коша (или вагончика геологов?). Отсюда начинается старая дорога – машинная колея. По ней в быстром темпе идём 40 мин. до небольшого перегиба – здесь дорога берёт влево, чуть поднимаясь над долиной.

С этого места в 11:15 начинаем затяжной подъём вверх-влево, в сторону пологой очень широкой травянистой седловины по левому борту долины Каинды (фото 40). От места последнего брода вода - только на середине подъёма, на маленьком заболоченном плато. До конца основного подъёма (до перегиба склона) – около 2ч. подъёма, вначале – пересекая небольшие лощины средней крутизны 25-30 градусов, после заболоченного плато – 20 градусов. Подъём нигде не превышает крутизну в 30 градусов (левее можно подниматься по крутым неудобным осыпям).

От конца основного подъёма открывается вид на восток: южнее – пологий травянистый хребет и ЛЭП, его пересекающая, немного левее – большое плато с угадывающимся спуском на ЮВ (проход в нижнюю часть долины Курга-Тепчи), а ещё левее – продолжение подъёма, здесь уже довольно пологого. Туда и лежит наш путь.

До пологой широкой седловины перевала без названия – ещё около 1,5ч. подъёма. (фото 41) Здесь травы уже совсем мало – глинистые каменистые пустоши. От долины реки Каинды – 4,5ч. хода. В последней, пологой части подъёма следует забирать левее, на СВ.

На седловине – характерный расколотый надвое камень. Тур мы соорудили в самом начале спуска в долину Правая Курга-Тепчи. Время – 14:55.

Спуск – по мелкой осыпи-морене, в небольшую лощину с ручьём. Ручей внизу сливается с речкой Курга-Тепчи Правая. Ночёвка – немного выше слияния, на правом берегу реки, на траве, где удалось отыскать сухое место (долина заболочена). Вода – в чистом ручье-роднике. От седловины спускались 40 минут. (фото 42, 43)

Время прихода на ночёвку – 15:40.

км – 15,7

часов – 8:30.

ЧХВ – 6:20.

Долина реки Курга-Тепчи Правая – долина реки Курга-Тепчи Левая.

ПОЛУДНЁВКА

День 10й. 23.08.2015

Ночью начался снегопад, мокрый снег продолжался до полудня туман, видимость не превышала 200м. Утром отсиживались из-за непогоды.

Начинаем движение в 11:15. От места ночёвки в нижнем течении реки Курга- Тепчи Правая, идем правым берегом реки (заболоченности) до места, где хребет, разделяющий долины рек Правая и Левая Курга-Тепчи, спускается почти до уровня рек. Пересекаем речку Правая Курга-Тепчи по камням и немного поднимаемся на стрелку рек, где обнаруживаем несколько озёр (30 мин.). Вода стоячая, непригодна для питья. Далее начинаем подъём по правому борту, а вскоре – по правому берегу реки Курга-Тепчи Левая. Прижимы легко обходятся поверху. Через 2ч. хода от озёр, упираемся в большую конечную морену ледника. Два ручья стекают с обоих моренных карманов.

Здесь, у конца «зеленки» решаем заночевать, так как явно не успеваем подойти сегодня под перевальный взлёт а дальше - под ледником (на озере) или на самом леднике ночевать негде.

Полуднёвка.

Время прихода на ночёвку – 13:40.

км – 5,2

часов – 2:35

ЧХВ – 1:50

Долина реки Курга-Тепчи Левая. Отсидка из-за непогоды.

День 11й. 24.08.2015

Рано утром (4:30) проснулись, позавтракали и начали сборы, но начался сильный снегопад с ветром. Видимость не более 100м. Отсиживались в палатках. Сильный снег продолжался с небольшими ослаблениями до вечера. Несколько раз откапывали палатки и кухонный тент. Со склонов сошло несколько лавин. Вечером подморозило. Выпало около 30 см снега (фото 44).

Долина реки Курга-Тепчи Левая – ледник Курга-Тепчи Левый – перевал ФиС (Физкультуры и Спорта) (3А, 4800 м).

День 12й. 25.08.2015

Перевал ФиС

Перевал находится в центральной части массива Ак-Шийрак между вершинами 4930 м и 5026 м.

Категория трудности 3А. Высота по GPS 4720 м.

Ориентация склонов: юго-запад – северо-восток. Координаты по GPS: N41° 52.898' E78° 25.416'

Соединяет лед. Курга-Тепчи Левый (д.р. Курга-Тепчи) и лед. Калесника (д.р.

Джамансу).

Назван первопроходцами.

Пройден с севера на юг в 1974 г. группой из г. Омск под руководством В.Л. Карпенко.

Со стороны лед. Курга-Тепчи Левый открытый и закрытый ледник, бергшрунд шириной около метра, преодолеваемый по снежному мосту, крутой ледовый склон.

Со стороны ледника Калесника непосредственно с перевальной седловины крутые разрушенные скалы. Безопасная точка начала спуска находится в 300 метрах южнее седловины перевала в месте, где скальные сбросы на спуск сходят на нет, а к гребню походит ледник с в. 5026 м. На участке траверса – снежный гребень шириной от 5 до 10 м с выходами скал (набор высоты около 80 м). Ледник, по которому проходит спуск, отделён от лед. Калесника участком средней подвижной осыпи.

Со стороны лед. Калесника - крутой ледовый склон, закрытый и открытый ледник, в центральной части находится ступень ледопада.

Снята записка группы туристов МГУ от 10 августа 2014 года. Гоный поход 4 к.с., рук.Соколовский Ф.Г.

Утром начинаем движение в 7:00. Всё под снегом – трава, камни морены и осыпи. От места ночёвки у конечных морен ледника (у слияния двух истоков реки Курга-Тепчи Левая) идём вдоль левого истока (фото 44.1). Он сразу входит в узкий неудобный моренный карман. Проходим ещё метров 400, переходя с одного на другой берег ручья, и начинаем подъём-траверс влево, на морену. Причина – речка в кармане явно забирает в сторону и не ведёт к перевалу. Морена среднеблочная и крупноблочная, почти полностью под слоем свежего снега. Идти неудобно, часто проваливаемся между больших камней. Темп медленный. За 0:40 ч. от выхода с ночёвки поднялись на гребень.

Внизу, слева по ходу – узкое длинное озеро, замёрзшее и заснеженное, зажатое между двух моренных гряд. В озеро с ледника впадает река, разбивающаяся на много русел. Видимо – дно галечное, но мы думаем, что это также озеро из-за ровной поверхности и большого слоя снега. Решаем идти понизу вдоль «озера», так как по камням морены идти неудобно – не видно рельефа из-за свежего снега (фото 45).

На ледник выходим так же его у левого борта. Сначала следует значительный набор высоты, крутизна до 25 градусов, выше становится положе. Становится очень жарко – полное безветрие и наползает туман под ногами – свежий снег (фото 46). Слева на льду – русло замёрзшего ручья идём вдоль него, опасаясь возможных трещин: лёд прикрыт слоем свежего снега. Идём ещё довольно долго ручей подводит практически к перевальному склону (фото 47,48). Склон ледовый, широкий, справа ограничен скалами, становится виден только в последний час хода, так как ледник постепенно поворачивает влево. Всё очевидно – просто нужно идти до конца ледника. У перевального склона и обедаем, готовя связки-кошки-обвязки. 3 ч. от начала ледника (4:30 ч. от ночёвки). Перевальный взлёт отлично просматривается и мы намечаем путь подъёма – прямо в лоб, используя безопасный подъём - там, где лавины уже сошли (фото 49).

В 12:30 ведущая связка начинает подъём. Вскоре подтягиваются и ещё две связки. Перильные верёвки начинаем провешивать от низа бергшрунда, куда подходим по ледовому склону, прикрытому слоем свежевыпавшего снега. Группа, прошедшая перевал до нас, использовала вначале подъём под скалы, ограничивающие ледовый склон с севера (справа), и получила при этом камнепад с этих скал. Мы это учли при выборе тактики подъёма поднимались по центру ледового склона – получилось больше верёвок, но безопасно. Крутизна увеличивается от 35-40 градусов сразу за бергшрундом (осторожно перешагивали) - до 50 градусов под перевальной седловиной. Было провешено 7 верёвок перил по 40-45 метров. Все станции – на ледобурах. Непрерывная цепь перил. Лидер работал без груза, за исключением первой верёвки.

На гребень вышли южнее (правее) тура метров на 100: прямо к удобным местам для ночёвки. Здесь – маленькое плато, даже есть вода в замёрзшем озерке у скал, ограничивающих седловину с запада. При выходе на гребень следует соблюдать осторожность – в начале плато – широкая закрытая трещина. Мы нашли хороший снежный мост.

Перед установкой палаток тщательно прозондировали место – маленькое снежно- ледовое плато. Всего затратили на подъём - 5ч. от начала перевального взлёта. От места ночёвки - 11ч. Время прихода на ночёвку – 17:00 (лидер) . Тур нашли в 100м севернее и ниже места выхода на гребень - на скалах, ограничивающих восточный перевальный склон с севера (фото 50, 51, 52, 52.1).

Время прихода на ночёвку – всей группы в 18:00.

км - 10

часов – 11:00

ЧХВ – 9:00

Перевал ФиС (3А, 4800м) – попытка спуска

День 13й. 26.08.2015

Утром начинаем движение в 9:30, после предварительной разведки по гребню на 2 часа. Для безопасного и быстрого спуска с перевала наша группа избрала чисто ледовый вариант. Прохождение этого варианта было произведено впервые. Место подъёма на перевальный гребень с востока и место спуска на запад при этом разнесены примерно на 400м. Дело в том, что у нас были сведении о весьма «адреналиновом» спуске предыдущей группы по скалам, сразу от перевального тура.

От места ночёвки на гребне в 100м южнее тура в связках с одновременной страховкой поднимаемся по гребню на юг. Гребень снежно-ледовый, с запада – скальный (фото 53, 54). В узких местах – попеременная страховка. Место начала спуска на запад – примерно 50 м. не дойдя до характерного скального жандарма «Белый клык» – начала крутого взлёта в сторону вершины 5026м. В этом месте к гребню с запада подходит ПЕРВЫЙ снежно-ледовый кулуар (до этого – только скалы) (фото 55).

Спуск начинаем по этому кулуару. Первая верёвка закрепляется за скальный выступ (оставлена петля) (фото 56). Успели провесить 3 верёвки, когда началась настоящая северная пурга. Видимость сократилась до 10-15м., ураганный ветер, снег. В этих условиях было принято решение возвращаться обратно на гребень и ждать улучшения погоды. Нашли место под прикрытием скальной стенки. Ураганный ветер продолжался около 4-5 часов всё это время группа провела сидя на рюкзаках, закутанная тентом. Тент завернули за рюкзаки и дополнительно держали руками … всем чем можно. Когда ветер стал чуть слабее (14:00), спустились немного назад по гребню и поставили палатки на маленьком расширении гребня, под защитой скал. Спускаться вниз на ледник Калесника было уже поздно – в случае возникновения каких-либо проблем, спуск закончился бы в темноте.

Время прихода на ночёвку – всей группы в 14:40.

км - 0

часов – 5:00.

ЧХВ – 2:00.

Перевал ФиС (3А, 4800м) – ледник Калесника – долина реки Джамансу

День 14й. 27.08.2015

Утром начинаем движение в 7:00. Снова подошли по гребню к началу снежно- ледового кулуара, и в 7:35 начали спуск (фото 56). Первые три верёвки – до расширения кулуара и поворота его налево, за скальный контрфорс (прямо – далее скальный пояс). Крутизна – постепенно увеличивается от 35 до 40 градусов. Следующие две верёвки – с небольшим траверсом влево, чтобы оказаться подальше от скал, с которых теоретически возможны камнепады. Но мы пока что в тени (экспозиция склона – западная), и здесь пока безопасно. Здесь крутизна возрастает до 45 градусов, достигая максимума. Остальные верёвки были провешены прямо вниз, постепенно приближаясь к скально-осыпному контрфорсу, ограничивающему широкий снежно-ледовый склон слева. На последних 4-х верёвках крутизна постепенно уменьшается до 30 градусов. Всего на спуск по перилам потребовалось 4 часа. Все верёвки, кроме первой (скальный выступ) закрепляли на ледобурах (станции), а сдёргивали с использованием ледовой проушины (ледобур 35см). Последние 2 верёвки – на нижней страховке. Везде – непрерывная цепь перил. Всего провешено 13 верёвок на спуск (фото 57,58, 63)

Здесь нас достигает солнце. (фото 59) Мы убираем верёвки и быстро (за 15 мин.) спускаемся по ледовому 25-градусному склону, засыпанному свежим лавинным снегом до осыпного острова (метров 300). Это морена на разрушенном нунатаке. Сняв кошки, за 20 мин. осторожно спускаемся по осыпному заснеженному склону на скальном основании на нижнее плато ледника Калесника.

Здесь снова формируем связки, так как ледник Калесника закрыт 30-см слоем свежевыпавшего снега (фото 60, 61 ,62). Трещины перекрыты метелевым переносом, и двигаться приходится крайне осторожно, постоянно зондируя путь палкой со снятым кольцом. За 1 час пересекаем ледник к левому борту, так как по правому видим трещины. По левому борту (лёд, прикрытый свежим снегом) за полчаса спускаемся на язык ледника, и с него – за 20 мин. - на галечную пойму ручья, где в 14:00 обедаем.

При более благоприятных условиях, очевидно, можно идти по правому борту ледника.

От перевала – 6,5 часов спуска от конца верёвочной части – 2,5 часа.

Пообедав, в 15:50 возобновляем движение. (фото 64,65) По нескольким уступам вдоль потока (мелкоосыпные морены) теряем высоту – далеко внизу видна узкая долина Джамансу. Поток уходит правее, но нам нужно влево, так как предстоит затем подниматься вверх по ущелью Джамансу. Поэтому мы забираем левее. После ригеля – крутой сброс до дна ущелья, здесь приходится спускаться по конгломератно-осыпному склону, много промоин и особенно неудобен путь по курумнику. На дно ущелья спустились за 1:10. Нашли ровные песчаные площадки недалеко от реки и родник с чистой водой. Вода в реке представляет собой цементный поток.

Существует и другой путь на ледник Джамансу – не опускаясь на дно ущелья. Траверс конгломератно-осыпных склонов от ригеля ущелья Калесника. На следующий день мы порадовались, что не пошли там. Дело в том, что большая часть траверса опасна камнепадами с вышележащих склонов, которые представляют собой морену, лежащую на остатках древнего льда. Состав материала под ногами – такой же.

Время прихода на ночёвку – 17:00.

км - 8

часов – 9:30.

ЧХВ – 7:00.

Долина реки Джамансу – ледник Джамансу

День 15й. 28.08.2015

Утром начинаем движение в 8:30. От места ночёвки в ущелье реки Джамансу, напротив ущелья ледника Калесника, идём по правому борту недалеко от реки. Под ногами – морены, хаотичное нагромождение средних и больших размеров камней стараемся выбирать для передвижения мелкую фракцию. За час с небольшим утомительного пути вверх-вниз, постепенно выходим к концу ледника Джамансу. На ледник выходим примерно посередине, идём между двух больших промоин, вокруг много разрывов и трещин. Через полчаса хода их становится меньше, ледник по центру успокаивается, по краям – так же сильно всё разломано. Крутизна подъёма вначале – на пределе возможностей ходьбы без кошек, до 15 градусов, каменная крошка на льду. Немного выше становится 10 градусов, и довольно долгий пологий подъём через 1 час приводит на нижнюю часть открытого ледника Джамансу (фото 66). Трещин нет, идём, постепенно приближаясь к центральной поверхностной морене она делит ледник на два рукава. Наша заброска лежит в начале этой морены, недалеко от скал отрога, откуда морена и берёт начало.

В 11:10, поднявшись на верх морены, откапываем заброску и обедаем. Погода портится, временами начинает идти снег. С места обеда выходим в 13:25.

Перевалив через гребень и спустившись вниз, на северную ветвь ледника Джамансу (она значительно ниже южной), идём вверх, недалеко от скал правого борта. Снега на льду становится всё больше, мы идём вдоль ледникового ручья, что гарантирует отсутствие трещин. Недалеко от начала подъёма к седловине перевала Северный Джамансу встаём на ночёвку, так как далее – перегиб ледника и хорошо просматривается зона трещин это место лучше проходить рано утром по насту. Временами принимается снег, метёт метель. Выше на леднике метёт особенно сильно. Время прихода на ночёвку – 15:30 (фото 67).

км -7,4

часов – 7:00.

ЧХВ – 3:40.

Ледник Джамансу – перевал Джамансу Северный (4574) + перевал Безымянный (4696)(связка, 2Б) – ледник Безымянный

День 16й. 29.08.2015

Перевал Безымянный

Перевал находится в центральной части массива Ак-Шийрак между вершинами 4810 м и 4803 м.

Категория трудности 2Б. Высота по GPS 4711 м.

Ориентация склонов: юго-восток – северо-запад. Координаты по GPS: N41° 56.286' E78° 19.355'

Соединяет лед. Петрова (д.р. Кумтор) либо лед. Джамансу (д.р. Джамансу) и лед. Безымянный (д.р. Безымянная, бассейн р. Сарычат).

Назван по одноимённому леднику, в верховьях которого находится.

Со стороны лед. Джамансу выход на пер. Безымянный через седловину пер. Джамансу по закрытому и открытому леднику.

Со стороны лед. Безымянный – крутой ледовый склон, открытый и закрытый ледник, бергшрунд, забитый снегом. Лед. Безымянный в среднем течении очень рваный, зона разломов обходится по моренам правого борта.

Тур соорудили в восточном конце небольшого скально-осыпного острова, ограничивающего перевальное плато с севера.

Утром начинаем движение в 6 :20. Место ночёвки – средняя часть северной ветви ледника Джамансу, правый борт. По замороженному снегу в связках довольно легко поднимаемся под перевальный взлёт пер. Джамансу Северный, в СЗ камеру северной ветви ледника Джамансу. Основные трудности связаны с закрытыми трещинами – здесь их в избытке. Путь по центру ледника по этой причине и в этих условиях невозможен – там лабиринт разнообразных трещин, похожий на горизонтальный ледопад (фото 68, 69).

Так как почти весь снег за жаркое лето растаял, все ледники Ак-Шийрака открылись, до верхних полей, когда-то фирновых, а теперь - ледовых. Прошедшие недавно (и продолжающие идти) новые снегопады только усугубили проблему – новый снег, особенно метелевый, создаёт ложные снежные мосты, идеально маскируя трещины на ледниках. Путь становится трудоёмким, крайне неприятным и опасным. Приходится зондировать буквально каждый метр. Мы для этих целей использовали трекинговую палку, с которой сняли кольцо и даже стопор.

Под перевалом нас осветило взошедшее солнце скоро снег начнёт размягчаться и станет вдвойне опаснее, поэтому идём без привалов. Склон – восточной экспозиции, высокий, и солнце здесь появляется сразу после восхода.

Подъём на перевал Джамансу Северный (1Б*, 4574м) начинаем севернее самой низкой точки перевального плато, в дальней части ледниковой камеры. Направление – Запад. Крутизна – до 25 градусов. При выходе на плато – широкий бергшрунд (фото 70). Обход очень далёк, если вообще есть. Трещину перепрыгиваем, некоторые участники – с трудом. Уже на ровном плато – ещё несколько широких разрывов, преодолеваем переползанием, с попеременной страховкой. Снежный мост тонок, едва держит. Наконец, выходим в относительно безопасное место – начало пологого подъёма по снежным полям на перевал Безымянный. 1,5 часа от места ночёвки (фото 71). Здесь останавливаемся, чтобы снять тёплые вещи и отдохнуть. Перевал Северный Джамансу представляет собой перемётный ледник. При таком варианте подъёма на перевал Северный Джамансу, тур с перевальной запиской остался левее, на осыпном острове в южной части перевального плато, куда мы не пошли из-за трещин.

В 9:05 продолжаем подъём в СЗ направлении, держа курс правее характерной снежной вершины-пирамиды. Эта вершина ограничивает перевал Безымянный с запада (фото 71.1). Постепенно глубина снега возрастает, снег размягчается, но мы успеваем за 1:10 подняться на перевал.

Седловина перевала Безымянный (2Б, 4696 м) широкая, снежная, на север свисает большой карниз-ледосброс. В 10:15 делаем разведку по гребню-плато на восток. Путь спуска на ледник Безымянный находим в 150 м восточнее. (фото 72)

Спуск начинаем в 11:05 от восточного конца небольшого скально-осыпного острова, ограничивающего перевальное плато с севера (фото 73). Первая верёвка закреплена за камни на скальноосыпном гребне оставлена петля. Крутизна на первой же верёвке возрастает до 45 градусов. Закрепление вторых и последующих перил – на ледобуры. Сдергивание – проушина (репшнур). Все перила связаны в единую непрерывную цепь. Общее направление спуска – вниз, немного забирая левее, чтобы исключить возможность травм участников кусками льда из-под ног друг друга. До снежного плато спускались 2:20. Было провешено 6 верёвок перил по 42м. Нижняя верёвка – через полностью засыпанный свежим лавинным снегом бергшрунд (фото 74,75)

Формируем связки и продолжаем движение (фото 76). Через 20 минут, на середине плато, останавливаемся на ночёвку, так как начинаем проваливаться. Ниже, на перегибе плато видим много трещин. Безопаснее и проще этот участок пройти рано утром. Особенно, если учесть специфику нашей ситуации – зимняя погода после аномально жаркого лета. Тщательно зондируем место лагеря. (фото 77)

Время прихода на ночёвку – 14:00.

км – 5,3

часов –7 :40.

ЧХВ – 6:20.

Ледник Безымянный – правый борт долины Сарычат – сырты Кумтора

День 17й. 30.08.2015

Утром начинаем движение в 7:05. Место ночёвки - верхнее плато под перевалом Безымянный. Верховья ледника Безымянный утром долго остаются в тени из-за специфики рельефа – высокие боковые хребты и узкая долина ледника. По замороженному снегу в связках спускаемся с верхнего плато в направлении отрога, ограничивающего верхний фирновый бассейн ледника с перевалами Рокуэлла Кента и Фрунзе по правому борту. Причина – большое количество разрывов в центре ледника и по его левому борту. К отрогу подходим за 30 минут. По пути – несколько закрытых трещин (фото 78).

Вдоль отрога идём, почти касаясь скал, по небольшой мульде здесь меньше разрывов. От окончания отрога поворачиваем к правому борту ледника, к осыпям. Осыпи лежат на льду, уже открытому. По пути – распутываем сложную систему замаскированных трещин всё благополучно. Здесь может быть камнепадоопасно, если скалы будут освещаться солнцем но сейчас ещё рано. Спускаемся по правому борту ледника, и, наконец, в 8:30 достигаем правобережных морен. От места ночёвки - 1:30ч. (фото 79)

Убрав всё снаряжение и тёплые вещи в 9:00 идём по моренам правого борта ледника, не сбрасывая высоту, постепенно оказываясь высоко над ледником. Путь – по террасам и моренным карманам. Морены, в основном, устойчивые, слежавшиеся. По пути встречаются хорошие места для ночёвок. За 40-50 минут обходим зону трещин на леднике: пора спускаться на ледник, с тем, чтобы его пересечь к левому борту. Выбрав подходящий момент, спускаемся по крутым осыпным склонам на ледник.

По открытому льду, немного прикрытому свежим снегом, по диагонали пересекаем его, целясь на травянистый отрог в низовьях. Нам предстоит траверсировать его, чтобы выйти в верховья Сарычата. Дело в том, что брод через его многоводный правый приток– реку Сарытор нужно делать, согласно описаниям, недалеко от ледника Сарытор, где он разливается на широкие протоки. Ниже Сарытор уже трудно бродится, а у слияния с Сарычатом – и вовсе уходит в каньон. Поэтому и высоту терять не стоит – нужно траверсировать склоны долины Сарычат.

Преодолев хаотичные моренные отложения левого борта ледника Безымянный, по чёрным мелко-осыпным моренам уходим левее, постепенно достигая зелёного кармана (10:40). 3,5 часа от места ночёвок под перевалом. Хорошее место для лагеря, есть чистый ручей. Идём по травянистым склонам, постепенно набирая высоту. Пересекаем три небольших травяных отрога и две лощины, и, наконец, выходим на ровный пологий склон– правый борт глубокой здесь долины реки Сарычат. Склон заболочен (вероятно – вечная мерзлота) (фото 80).

Далее – траверс борта долины, в середине довольно крутой, пересечение промоины и спуск в большую лощину с ручьём (12:05). 5 часов от места ночёвки. Отсюда ещё 30 минут хода на запад, по пологим травянистым бортам Сарычата (фото 80.1) и – спуск к реке Сарытор. Мы надеялись, что при установившейся холодной погоде удастся перебродить Сарытор здесь, в его среднем течении. Действительность превзошла ожидания – речку мы просто перешли по камням. Здесь в 13:00 обедаем и сушим снаряжение.

С обеда выходим в 14:45. Сначала поднимаемся на террасу правого борта Сарычата. Идём параллельно руслу реки Сарычат, следуя по правому борту широкой долины. Идти не слишком удобно: под ногами – густой ковёр травы, кочки, много заболоченных мест. Типичные сырты – широкие заболоченные пространства, высоко поднятые (3500-4000м), трава на вечной мерзлоте, глинисто-каменистые пустоши. Идём долго, несколько раз – снежные заряды перед выходом к заброске – началась метель, видимость упала до 50м. Выходим к месту заброски в небольшой травянистой пологой долине правого притока реки Сарычат (видимо – её истока). От места обеда на Сарыторе шли 3:45ч.

Время прихода на ночёвку – 17:30.

км – 17,7

часов –10 :00.

ЧХВ – 6:30.

ПОЛУДНЁВКА.

Сырты Кумтора (истоки реки Сарычат) – озеро у конца ледника Южный Ашутор

День 18й. 31.08.2015

В первой половине дня делаем полуднёвку на месте заброски в долине правого притока реки Сарычат (верховья). Отдых, просушка снаряжения, перераспределение груза (фото 81).

Во второй половине дня – подход под перевал Ашутор.

Выход – в 13:25. Идём по сыртам в СВ направлении. Видимость – на много часов пути, круговая. Держим курс правее характерной снежной вершины – пика Джукучак. Пересекаем несколько лениво текущих речек с разливами, заболоченности. Поднимаемся на низкий пологий водораздел и спускаемся в долину реки Кызылсу (Южная Ашутор). По её долине идём правым берегом долина сильно заболочена и удобнее идти подальше от реки, у подножия склонов. В месте, где река широко разливается по большой галечной пойме, недалеко от ледника, переходим её на левый берег и поднимаемся на морены. Здесь, в складках морены находим удобное для ночёвки место, укрытое от холодного ветра с ледникового озера. Вода – в роднике (фото 82).

Время прихода на ночёвку – 15:45.

км – 8,0.

часов –2:30.

ЧХВ – 2:00.

Озеро у конца ледника Южный Ашутор – перевал Ашутор (1Б, 4213 м) – д.р. Ашутор – д.р. Чон-Кызыл-Су

День 19й. 1.09.2015

Перевал Ашутор

Перевал находится в центральной части хребта Терскей-Алатау между вершинами 4506 м и 4544 м.

Категория трудности 1Б. Высота по GPS 4213 м.

Ориентация склонов: север – юг. Координаты по GPS: N42° 03.087' E78° 09.059'

Соединяет лед. Ашутор Южный (д.р. Кызылсу, бассейн р. Сарычат) и лед. Ашутор Северный (д.р. Ашутор, бассейн р. Чон-Кызылсу).

Назван по одноимённым ледникам, в верховьях которых находится.

Со стороны лед. Ашутор Южный выход на перевал идёт по пологому закрытому и открытому леднику.

Перевальная седловина – обширное снежно-ледовое плато.

Со стороны лед. Ашутор Северный пологий (крутизной до 20°) закрытый и открытый ледник, перед перевалом зона трещин. В средней части ледника находятся два ледопада: первый – по восточному борту, в месте, где к леднику подходит гребень с в. 4544 м, второй (более крупный) – в западной и центральной части ледника.

Тура нет.

Подъём ранний, выход и первые переходы – в темноте. Нужно успеть пройти снежное плато ледника и перевала Ашутор, пока не начнёт размягчаться снег.

Выход с ночёвки – 4:45 .

Идёт снег, темно, видимость от 100 до 200м. Идём вдоль ледникового озера, по песку и моренам, и через 30мин. выходим к языку ледника. Заход на него – у левого борта, вдоль морены. Вначале подъём средней крутизны, около 15 градусов, поднимаемся без кошек. Продолжает идти снег. Темно. Примерно за один переход 30 минут оказываемся на более пологой части, набрав немного высоты у левого борта ледника. Слой свежего снега на льду увеличивается, и дальше идти без связок опасно. Связки-кошки, остановка на переодевание. Сильный ветер, метель, ещё по-прежнему темно (фото 83). Подумываем, не повернуть ли назад, если метеоусловия и видимость ухудшатся. Всё же идём дальше.

Медленно рассветает, и метель ослабевает. Движение – по-прежнему вдоль левого борта ледника. Становится совсем полого. Рассвет, сквозь тучи пробивается солнце. Время – 8:00 . Мы уже на перевальном плато (фото 84). От места ночёвки идём 3 часа. Перевал Ашутор (1Б, 4175м) – перемётный ледник. Перевальной точки как таковой нет. Просто постепенно начинается спуск вниз (фото 85).

И начинаются проблемы. Большая зона трещин, самого неприятного свойства – почти открытые, переметённые метелями за несколько дней: лабиринт наугад (фото 86). Больше всего их по центру и с западной , левой стороны ледника (уже Северный Ашутор). Приближаемся к скалам, ограничивающим верхний бассейн ледника Северный Ашутор с востока. Начинаем спуск вдоль скал, до крутого сброса. Если провесить две верёвки перил вдоль рантклюфта, то можно, вероятно, обойти таким образом зону трещин на леднике. Однако в ранклюфте может быть опасно. Мы предпочитаем «игру в сапёра». Каждый шаг лидер тщательным образом зондирует палкой без кольца. Все связки идут «внатяг». След в след. Мостики через трещины и гребешки между ними очень тонкие. Это неприятное место долиной 150-200 метров проходим за 30 минут.

В 8:50 спускаемся на верхнее плато ледника Северный Ашутор здесь он делает крутой поворот под прямым углом направо, на восток (фото 87). Через 15 минут хода подошли ко второму повороту, на север и вышли на камни правой поверхностной морены. Снимаем кошки, убираем снаряжение.

По открытому леднику крутизной 15-20 градусов, прикрытому небольшим слоем свежего снега, за 20 минут быстро спускаемся к его окончанию. Трещин здесь нет. Шли вдоль русла ледникового ручья. Выйдя на конечные морены (фото 88), организуем кофе. С перевала спускались примерно 1,5 часа.

В 11:45 идём дальше. Преимущественно по правому берегу речки (сейчас превратившейся в ручей) по моренным террасам 40 минут спускаемся под большую конечную морену дальше долина реки Ашутор травянистая. Идём по левому борту вскоре появляется тропа. Через 1 час подходим к прижимам – начинается спуск в долину Чон-Кызыл-Су. Прижимы обходим по тропе левого борта высоко над рекой. Через некоторое время подходим к ригелю. На ригеле ущелья появляются первые ёлки. С ригеля грязная скотопрогонная тропа крутыми серпантинами, часто разветвляясь, выводит на берег реки Чон-Кызыл-Су. Пройдя ещё минут 15, встаём на ночёвку на берегу реки. Воду берём из чистого родника у реки. От ледника сюда шли 4ч. От перевала – 7 часов. Время прихода на ночёвку 15:45.

км – 18,8

часов – 11:00.

ЧХВ – 7:15.

Долина реки Чон Кызылсу

День 20й. 2.09.2015

Выход с ночёвки – 11:40. Идём левым берегом реки Чон-Кызыл-Су, два прижима тропа обходит, поднимаясь метров 30 над водой. Через 1,5ч. выходим к ФГС (фото 89) развилка ущелий – справа приходит р. Карабаткак (фото 90). Отсюда вниз идёт дорога. По ней за 1,5 часа спускаемся к курорту «Джилысу», по пути три раза по мостам переходя с берега на берег. Поход окончен. Время выхода на Джилысу – 15:10.

км – 11,5.

часов – 3:30.

ЧХВ – 2:45.

Опасности и погодные условия

Подробно о климатических условиях сказано в разделе отчёта «Характеристика района похода». Здесь даётся оценка того, что видела группа за время нашего похода.

В этом году в июле над всем регионом стояла аномальная жара, что привело к обильному таянию снега на ледниках – в начале похода тропить практически не приходилось, ледники были открытыми.

Первую неделю погода была довольно стабильной – ясно с утра, в середине дня –

переменная облачность, иногда осадки в виде снега.

Однако, уже на 10 день погода резко изменилась – пришла зима. Ежедневно выпадали осадки в виде снега, порой по 20 см. за раз. Из-за столь стремительного изменения погоды маршрут пришлось корректировать Один день целиком мы просидели в палатке, пережидая метель. Из-за резкого ухудшения погоды (метель, ураганный ветер) пришлось прекратить спуск с пер. ФиС. К тому же, резко выпавшее большое количество снега повысило уровень лавинной опасности и привело к заметанию ледников, прежде открытых, даже без фирна. В результате они стали опасны, как минные поля – каждый шаг надо было тщательно выверять.

По ночам снег смерзался, что позволяло относительно быстро и безопасно перемещаться по ледникам с ночи и до 10-11 утра. Данным обстоятельством мы неоднократно пользовались, выходя из лагеря как можно раньше и идя без остановок, чтобы не терять драгоценное время заморозков.

В целом, неустойчивая погода в районе объяснятся близким (20-50 км) расположением огромного тёплого озера – Иссык-Куля и располагающей к этому розой ветров. Формирование облачности над озером ввиду конвекции начинается в 9-10 часов утра, и уже к 12 часам напоенные влагой и электричеством облака начинают движение к горам. Крупные облака локально образуют области низкого давления, притягивая к себе новые облака. Температура в облачном массиве быстро падает. Образуется локальный холодный фронт. При подъёме на горный хребет, в таком облаке скоро достигается точка росы, влага быстро конденсируется и начинаются осадки, особенно сильные – над северными долинами Терскея и над Главным хребтом.

На сыртах – периодические, с 13:00 заряды снега, а главное – постоянный и сильный западный и СЗ ветер. Холодно, днём не выше плюс 10-12 градусов (если светит солнце), а в облачную погоду – чуть выше нуля градусов. По ночам – стабильный мороз, от минус 5 до минус 10. Часто рано утром трава присыпана снегом.

В Ак-Шийраке наиболее неустойчивая погода наблюдается в районе самых высоких вершин – пятитысячников.

Интересные природные и исторические объекты района

Массив Ак-Шийрак находится вблизи водораздела бассейнов рек Сары-Джаз и Нарын. В Ак-Шийраке насчитываются 4 вершины выше 5000 м. Ак-Шийрак отделен от Терскей Ала-Тоо сыртами – высокогорными иногда слегка заболоченными равнинами, расположенными на высоте преимущественно 3700 - 3900 м, т.е. массив возвышается над сыртами на 1000-1200 м. По этим сыртам и по самому Ак-Шийраку проходит водораздел двух великих рек Средней Азии - Тарима (бессточный бассейн в Китае, в пустыне Такла- Макан) и Сырдарьи (в верхнем течении называемой Нарын, впадающей в Аральское море).

Ниже конца языка ледника Петрова, самого большого ледника Ак-Шийрака, находится Киргизско-канадский золотодобывающий комбинат “Кумтор”. Территория вокруг этого рудника тщательно охраняется. После распада СССР Китай получил от Киргизии довольно большой кусок территории - район, примыкающий к прорыву реки Чон-Узенги-Кууш (Чон-Узенгигуш) через хребет Кокшаал-Тоо и далее на восток к перевалу Бедель. Китайские пограничные столбы по восточному берегу Чон-Узенги- Кууша уже стоят. Однако основные дороги заездов остаются по-прежнему на киргизской территории, в том числе подъезды под пики западного участка хребта Кокшаал-Тоо - Данкова (5982м), Кызыл-Аскер (5842) и др.

В северных долинах Терскея имеются выходы горячих минеральных вод самого разнообразного химического состава. На многих из них расположены очень дешёвые курорты, где можно жить с питанием и лечиться в источниках. Мы посетили бассейны с горячей сероводородной водой при окончании похода на курорте Джилысу на реке на реке Чон-Кызыл-Су. Самые знаменитые курорты: Аксу, Алтын-Арашан, Джетыогуз, Джилысу (на реке Джукучак).

Советуем также посетить южное побережье Иссык-Куля, дикое, пустынное, с полосой нетронутых песчаных пляжей и зарослями облепихи, в сентябре вполне спелой. Вода в середине сентября ещё тёплая.

Общая характеристика района похода

Горы Ак-Шийрак

В водоразделе между бассейнами рек Сарыджаз и Нарын расположен второй по величине узел оледенения Киргизского Тянь-Шаня - массив Ак-Шийрак. Он граничит с южными склонами хребта Терскей-Алатау и массива Куйлю, будучи отделен от них рекой Сарычат, которая в нижнем течении носит название Ирташ и Уч-Кель и является левым притоком реки Сарыджаз. С запада и северо-запада к массиву примыкают вытянувшиеся на 50-60 км в длину и на 20-30 км в ширину Кумторские «сырты» - большие высокогорные плато, частично покрытые травой, средняя высота которых 3600-3800м. Этими сыртами горы Ак-Шийрака отделены от Терскея с северо-запада.

Массив Ак-Шийрак (средняя его высота - 4700 м высшая точка - 5126 м) состоит из трех сближенных параллельных гряд (хребтов), расположенных кулисообразно, ориентированных с северо-востока на юго-запад и разделенных крупными продольными долинами. Между северной и средней грядами лежит глубокая продольная долина, в западной части которой расположен ледник Петрова (его длина - 14 км, по величине это третий ледник Киргизского Тянь-Шаня). В восточной части находятся ледники бассейна реки Джаман-Су. Длина ледника Джаман-Су более 10 км. Между средней и южной грядами лежат ледники: с западной части Кара-Сай Северный (длиной более 10 км), а с восточной - Каинды (длиной более 8 км). Западные склоны Ак-Шийрака закрыты почти сплошным фирновым покровом. Общее число ледников в массиве - более 130, площадь оледенения - около 450 км2. Языки ледников лежат на высотах 3700 - 4100 м, снеговая линия - 4100 - 4400 м в зависимости от экспозиции склонов. Хребет Ак-Шийрак – второй по величине узел оледенения на бывшем советском Тянь-Шане.

Рельеф внутренней части массива Ак-Шийрак имеет типично альпийский облик

- узкие скалистые водоразделы, крутые стенки, острые вершины и гребни. Последние из-за большой крутизны склонов часто лишены покрова льда и фирна, даже если они поднимаются выше снеговой линии. Альпийскую “внешность” имеют и многие долинные ледники.

Средняя высота перевалов Ак-Шийрака – 4500-4700м. При этом набор высоты при их прохождении незначительный. Это связано с общим поднятием района. Начинать поход с Ак-Шийрака всегда тяжело в плане акклиматизации, так как заехать на машине можно вплоть до высоты 3800 метров. В массиве Ак-Шийрак много технически сложных снежно-ледовых и скально-ледовых перевалов (до 3А категории трудности), но есть и достаточно простые и в то же время имеющие кардинальное значение перевалы 1Б - 2А категорий трудности. Перевалы после снегопадов лавиноопасны.

При планировании маршрута в данном районе следует учитывать необходимость длительного непрерывного пребывания на высоте, обязательные ночевки в снежно- ледовой зоне, а также суровый климат. На сыртах – самом низком месте Ак-Шийрака осадки даже в самом тёплом месяце в году – августе, выпадают в виде снега. Дождь бывает исключительно редко. Среднесуточная температура на сыртах в августе +3 градуса, на высоте еще холоднее, часто бывают сильные грозы, почти все время дует сильный западный ветер, под тонким слоем оттаявшей почвы и дёрна на сыртах – вечная мерзлота. Древесной растительности на Ак-Шийраке нет. В целом, климат и растительность напоминают острова Шпицберген, Новая Земля или Антарктическое побережье. На побережье Гренландии климат гораздо мягче. Переправы через реки сложны, мостов нет.

Логичнее всего в районе «ложатся» нитки маршрутов 4-5й категории сложности. Горные походы 3й категории рекомендуются лишь для групп с уровнем физической подготовки выше средней, и хорошо экипированных, так как более 50 площади Ак- Шийрака покрывают ледники с глубоким снежным покровом. А в связи с тем, что долины рек района не спускаются ниже отметок 3400-3800м, требуется более длительная акклиматизация. При возникновении необходимости (болезнь участника, НС), быстро сбросить высоту не удастся.

Перечень снаряжения группы

2 прусика

Жумар

Спусковуха

4 карабина для себя(включая самы)

4 карабина + 3 ледобура для командной работы

Аптечка

Прочие расходы

Итого

В таблице не указаны расходы, связанные с переездом из Санкт-Петербурга в Бишкек, т.к. суммы различаются в зависимости от сроков покупки билетов и вариантов проезда.

Итоги и выводы

Группа успешно закончила горный поход 5-й категории сложности. При этом было выполнено большинство поставленных задач.

Поход планировался исходя из того, что большинство участников не имели возможности взять отпуск больше, чем на 4 недели (с учетом дороги). Ограничение по количеству ходовых дней стало одной из причин, которая не позволила пройти изначально запланированную вторую часть маршрута на Терскее. В этом году на Тянь-Шане наблюдалась аномально жаркая первая половина лета и ранний приход зимы. Начиная с первого ходового дня происходило систематическое ухудшение погоды. После спуска в д.р.Каинды на 10-ый день снегопады стали практически ежедневными. Сложные метеоусловия не позволили группе совершить запланированное восхождение на в.5125. Прохождение закрытых ледников вылилось в серьёзное испытание, как технически, так и психологически, так как свежепереметённый метелями снег создал всюду хорошо замаскированные, но непреодолимые «мосты».

Установившаяся в конце августа холодная погода привела к тому, что большинство горных рек обмелело и брод Сырытора, который планировался как серьезное испытание, не доставил каких-либо трудностей.

Выход из района был осуществлен через наиболее простой перевал Ашутор. Несмотря на заявленную категорию сложности 1Б, прохождение перевала отняло немало сил. Для того, чтобы минимизировать возможность провалиться в трещины, преодолевая снежные мосты, потребовался ранний выход (в 2 часа ночи) и непрерывное зондирование пути передвижения в связках до конца ледника, который оказался сильно разорван на спуске.

В целом поход можно считать успешным. Нам удалось пройти интересный и красивый поход, посетить оставленный «на потом» в 2013 году массив Ак-Шийрак, а также многим участникам получить первый опыт прохождения перевалов категории «3А», в том числе – в «зимних» условиях.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

"Высокогорные перевалы" (Перечень классифицированных перевалов), М., изд-во "Прест", редактор А.Джулий, 2001г.

А также отчёты по походам из Интернета, с сайтов разных турклубов. Количество проработанных отчётов – около 25.

Самыми полезными ресурсами на этот район оказались: сайт турклуба Новосибирского Университета (http://mountain.nsu.ru/wiki/Туристский_клуб_НГУ), а также библиотека Центрального клуба г.Москвы (http://wiki.tlib.ru/).

Фотографии ЛП

Фото 1 – Группа на сыртах вскоре после высадки из машины

Фото 2 - Сырты. лагерь на северном берегу дальнего озера

Фото 3 – Сырты. Челнок за оставшимся грузом.

Фото 4 – брод реки Арабель

Фото 5 – вид на вход в долину лед.Безымянный с сыртов

Фото 5.1 – подход к озеру Петрова вдоль территории рудника Кумтор

Фото 5.2 – спуск к озеру Петрова по морене

Фото 6 – подъем по леднику Петрова в направлении разделительного отрога. Вид на пер.Джамансу Центр.

Фото 7 – ночевки на правой террасе лед. Петрова

Фото 8 – вид с ледн. Петрова в сторону сыртов

Фото 9 – перевальный взлет пер. Джамансу Центральный со стороны лед. Петрова

Фото 10 – подъем на пер. Джамансу Центр от ночевок

Фото 11 – выход на пер. Джамансу Центр. со стороны ледника Петрова

Фото 12 – берг перед выходом на пер. Джамансу Центр. со стороны ледника Петрова

Фото 12.1 – группа на пер. Джамансу Центральный

Фото 13 – начало спуска с пер.Джамансу Центр в сторону ледн. Джамансу

Фото 14 – вид на лед. Джамансу со спуска с пер. Джамансу Центр.

Фото 15 –часть спуска с пер. Джамансу Центр в сторону ледн. Джамансу (до кулуара)

Фото 16 – путь спуска с пер. Джамансу Центр. в сторону ледн. Джамансу

Фото 17 – путь спуска с пер. Джамансу Центр. в сторону ледн. Джамансу. Выход на небольшой ледничок под перевалом

Фото 18 – движение по небольшому ледничку под пер. Джамансу Центр.

Фото 19 – вид с лед. Джамансу на пер. Джамансу Центр.

Фото 20 – подъем по леднику Джамансу в направлении пер. Петрова

Фото 21 – подход к пер. Петрова с лед.Джамансу

Фото 22 – вид на лед. Джамансу. Указано направление движения к пер. Джамансу Центр.

Фото 23 – вид на пер. Петрова с лед. Джамансу

Фото 24 – подъем на пер. Петрова

Фото 25 – перевальная седловина пер. Петрова

Фото 26 – спуск с пер. Петрова на ледн. Петрова[

Фото 27 – подход к пер. Гражданская Оборона по ледн. Петрова (Ю-В ветвь)

Фото 28 – общий вид на пер. Гражданская Оборона с Ю-В ветви лед. Петрова

Фото 29 – верховья Ю-В ветви лед. Петрова

Фото 30 – перевальный взлет пер. Гражданская Оборона со стороны лед. Петрова

Фото 31 – путь подъема на пер. Гражданская Оборона со стороны лед. Петрова. Синим отмечены участки перил.

Фото 32 – Перевальный взлет пер. Гражданская Оборона со стороны лед. Петрова. Подход к первому бергшрунду.

Фото 33 – подъем на пер. Гражданская Оборона со стороны лед. Петрова. Движение по верхнему бергшрунду

Фото 33.1 – группа на пер. Гражданская Оборона. Вид в сторону лед. Петрова

Фото 33.2 – начало спуска с пер. Гражданская Оборона на лед.Веерообразный Левый

Фото 34 - вид на пер. Гражданская Оборона с лед. Веерообразный Левый. Синим отмечен участок перил

Фото 35 – верховья ледн. Веерообразный Левый

Фото 36 – спуск с пер. Гражданская Оборона в д.р. Каинды. Красным показан пройденный путь, синим – более оптимальный

Фото 37 – вид на центральную часть лед. Веерообразный Лев.

Фото 38 – спуск по морене вдоль реки с лед. Веерообразный в д.р. Каинды

Фото 39 – спуск по д.р. Каинды

Фото 40 - подъём сторону широкой травянистой седловины по левому борту долины Каинды

Фото 41 – вид на д.р. Курга-Тепчи Прав. с пер. «Голодный» (седловина без названия)

Фото 42 – спуск в д.р. Курга-Тепчи Прав с пер. «Голодный»

Фото 43 – лагерь в д.р. Курга-Тепчи Прав.

Фото 44 – лагерь в д.р. Курга-Тепчи Левая

Фото 44.1 – конечная морена ледн. Курга-Тепчи Лев.

Фото 45 – выход к озеру под лед. Курга-Тепчи Лев.

Фото 46 – подъем по лед. Курга-Тепчи Лев.

Фото 47 – подъем по лед. Курга-Тепчи Лев. вдоль русла ручья

Фото 48 – подъем к пер. ФиС по лед. Курга-Тепчи Лев.

Фото 49 – перевальный взлет пер. ФиС. Подъем по свежему лавинному конусу. Синим показаны участки перил

Фото 50 – ночевка на седловине пер. ФиС

Фото 51 – гребень хребта, разделяющего долины лед. Курга-Тепчи Лев и Калесника

Фото 52 – тур сложен на скалах, ограничивающих восточный перевальный склон с севера

Фото 52.1 – группа на пер. ФиС. Вид в сторону в.5125 м.

Фото 53 – подъем по гребню до начала спуска с перевала ФиС в сторону лед. Калесника

Фото 54 – подъем по гребню до начала спуска с перевала ФиС в сторону лед. Калесника

Фото 55 – место начала спуска с пер. ФиС в направлении лед. Калесника. В верхней части фото видно жандарм «Белый Клык»

Фото 56 – спуск с пер. ФиС в направлении лед. Калесника

Фото 57 – спуск с пер. ФиС в направлении лед. Калесника

Фото 58 – вид на верховья лед. Калесника

Фото 59 – спуск с пер. ФиС к лед. Калесника. Синим отмечены участки перил

Фото 60 – выход на лед. Калесника

Фото 61 – движение по лед. Калесника в направлении д.р. Джамансу

Фото 62 – вид на пер. ФиС с лед. Калесника. Синим отмечены участки перил

Фото 63 – путь спуска с пер. ФиС по ледовому кулуару южнее седловины перевала.

Фото 64 – верховья лед. Калесника

Фото 65 – группа на языке лед. Калесника

Фото 66 – подъем по лед. Джамансу

Фото 67 – лагерь на лед. Джамансу

Фото 68 – подъем по лед. Джамансу в направлении пер. Джамансу Сев.

Фото 69 – подъем по лед. Джамансу в направлении пер. Джамансу Сев.

Фото 70 – верховья лед. Джамансу

Фото 71 – подъем в направлении пер. Безымянный от седловины пер. Джамансу Сев.

Фото 71.1 – подъем в направлении пер. Безымянный от седловины пер. Джамансу Сев.

Фото 72 – седловина пер. Безымянный

Фото 73 – спуск с пер. Безымянный в сторону лед. Безымянный

Фото 74 – спуск с пер. Безымянный в сторону лед. Безымянный

Фото 75 – группа под пер. Безымянный. Синим отмечены участки перил

Фото 76 – перевальный взлет пер. Безымянный со стороны лед. Безымянный. Синим отмечены участки перил

Фото 77 – пер. Пилигрим с ночевок под пер. Безымянный

Фото 78 – спуск по лед. Безымянный

Фото 79 – спуск по лед. Безымянный. Выход на правобережную морену.