Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Дмитрий Карпов, СПб

Отчет о горном походе 5 к.с. по Заалайскому хребту, совершенном с 5 августа по 27 августа 2015 года

I.Справочные сведения

1.Проводящая организация – Петроградский клуб туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. 42 (ДК им. Ленсовета, комната 408, 4 этаж).

2.Место проведения – республика Киргизия (Заалайский хребет).

3.Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Общая продолжительность, дней

Сроки проведения

горный

Пятая

196

23

05.08.15-27.08.15

4.Подробная нитка маршрута:

Маршрут заявленный:

Погранзастава Бардоба -д.р. Джанайдартака - л. Корженевского- п. Мира Восточный (2А,4751 м) - п .Солнечный Южный (2Б,5080м)- л. №197- ур. «Луковая поляна» - п. Ташкюнгей(2А,4535 м) - л. Кунгырсуу - п. Цурюпы Южный (3А,5200 м)- л. № 236 -л. Красина- п. Дзержинского (3А,5700м) – пик Дзержинского (6717 м, 3А альп., радиально) – л. Коман- п. 60 – летия Октября (2Б,5062м) - п. Лачплесис (3А,5861 м)- в. Раздельная (6148м.)- пик Ленина(71340м, 3А альп, радиально)- л. Ленина- п. Путешественников (1А,4150м) -ур. «Луковая поляна».

Маршрут пройденный:

Погранзастава Бардоба -д.р. Джанайдартака - л. Корженевского- п. Мира Восточный(2А,4751 м) - п .Солнечный Южный (2Б,5080м)- л. №197- п. Путешественников(1А,4150м) - ур. «Луковая поляна» - Алайская долина -л. Кунгырсуу - п. Цурюпы Южный(3А,5200 м)- л. № 236 -л. Красина- п. Дзержинского (3А,5700м,рад.) – л. Красина — л.Кузгун - п. Минджар (2Б, 5046м) — л. Кунгырсуу — Алайская долина.

5.Определяющие препятствия маршрута:

Вид препятствия

Название

Категория трудности

Высота, м

Характеристика препятствия

перевал

Мира Восточный

4751

снежно-осыпной

перевал

Солнечный Южный

5080

cнежно-ледово- осыпной

перевал

Цурюпы Южный

5200

cнежно-ледово- осыпной

перевал

Дзержинского

5700

снежно-ледовый

перевал

Минджар

5046

снежно-ледовый

перевал

Путешественников

4150

осыпной

6. Сведения об участниках

№ п/ п

Фамилия, имя, отчество

Год рождения

Туристский опыт (у-участник, р-руководитель.)

Обязанности в группе

1

Карпов Дмитрий Валерьевич

1975

Кавказ 6 к.с. – У

Тянь-Шань,5 к.с. – Р

руководитель

2

Шаробайко Антон Владимирович

1985

Центральный Кавказ 3к.с.-У

хронометрист

3

Иванов Сергей Васильевич

1948

Кавказ 6 к.с. – У

Кавказ 4 к.с. – Р

реммастер

4

Сидоров Александр Витальевич

1970

Кавказ 6 к.с. - У

Завхоз, фотограф

5

Соваткина Татьяна Валентиновна

1987

Тянь-Шань,5 к.с.-У

врач

6

Семенов Константин Николаевич

1954

Тянь-Шань,5 к.с.-У

логист

7

Федоров Константин Олегович

1967

Тянь-Шань,3 к.с. -У

финансист

Содержание отчета.

Везде далее по тексту:

Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено.

Высоты ночевок в таблице даны по навигатору.

Сокращения:

л.-ледник, п.-перевал, д.р – долина реки.

в.- вершина, закр.- закрытый, откр.- открытый, рад. – радиально.

Основные цели и задачи.

Основной целью похода было ознакомление с северной частью Памира. Заалайский хребет был выбран по причине хорошей транспортной доступности, а также дешевым билетам из Москвы до города Ош. В процессе подготовки и проведения похода решались задачи закрепление полученных в походах 3-4 категорий навыков и дальнейшее освоение приемов технической работы на всех видах рельефа, отработки взаимодействия команды при преодолении сложных перевалов, получения участниками высотного опыта и навыков правильной акклиматизации, тактическая подготовка группы.

2.Организация похода.

До города Ош добирались самолетом. Билеты покупали заранее (в феврале). Продукты купили в Оше в магазинах. Цены как у нас. С собой из Санкт-Петербурга привезли только сушеное мясо и сухари. Бензин для горелок также купили на месте, очистив силикагелем (чайная ложка на 1 литр бензина). Деньги поменяли в Оше в обменнике.Оше размещались в гостевом домике Ак-Сай Трэвел (ул. Бокомбаева д.51), там же паковали продукты на первую часть похода. Заезд от Оша до погранзаставы Бардоба достаточно прост — до п. Сары-Таш ведёт асфальтированная дорога (пересекает Алайский хребет через перевал Талдык). От п. Сары-Таш до Бардобы — грейдер хорошего качества. В ур. «Луковая поляна» функционирует Международный Альпинистский Лагерь, заезд и выезд в него и из него прост за счёт большого количества прибывающих и убывающих участников.Машины были заказаны заранее, накладок не было, благодаря четким предварительным договоренностям с фирмой и качественным исполнением обязательств со стороны "Dostuck-Trekking".Координаты турфирмы:Kyrgyz-British Joint Company "Dostuck-Trekking" Ltd Igemberdieva St., 42-1, Bishkek, Kyrgyz Republic, 720005Tel: +996 (312) 545455 503082 540237 Fax: +996 (312) 545455 443090E-mail: dostuck@saimanet.kghttp://www.dostuck.com.kg. Также представители фирмы отвезли нашу заброску в МАЛ на Луковой поляне. Все расчеты с фирмой велись в евро и долларах. После окончания похода нас отвезли обратно гостевой домик в Оше, в котором мы оставались пару дней. Затем доставили в аэропорт прямо к самолету. Никаких проблем с заездом-выездом, местным населением и властями у нас не было.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Из любой точки маршрута севернее Заалайского хребта возможен аварийный выход в Алайскую долину — к автодороге Дараут-Курган — Сары-Таш. Время выхода – не более суток. Аварийный выход с южной части Заалайского хребта крайне затруднён сложной проходимостью долины реки Сауксай, стекающей с ледника Большой Саукдара — единственным вариантом остаётся преодоление Заалайского хребта через наименее сложные перевалы (Минджар (2Б,5050м) и 50-летия МАИ (2А,5115 м)).Запасные варианты движения:п. Мира Западный (2А,4900 м) вместо перевала Мира Восточный (2А, 4751м)п. Минджар (2Б, 5050м) вместо перевала Цурюпы Южный (3А, 5200м)п .Красина (2Б,5295 м.) вместо п. Дзержинского (3А, 5700м)п. Ташкюнгей(2А,4539 м) вместо п. 60- летия Октября (2Б,5020м).Подход по Алайской долине вместо п. Ташкюнгенгей(2А,4539 м).

Изменения маршрута и их причины.

2015 год был исключительно малоснежным. Открытые стаявшие и сильно разорванные ледники достаточно сильно снизили темп движения группы. Подъезд на машине по Алайской долине в обход п. Ташкюнгей (2А,4539 м) был запланирован при наличии дорогд.р. Комансуу. И позволял сэкономить время и силы участников. Так как по маршруту наметилось небольшое отставание от графика мы решили подъехать на машине. Причиной отказа от восхождения на пик Дзержинского и сквозного прохождения перевала Дзержинского (3А,5700м) стало резкое ухудшение погоды и отсутствие видимости. Кроме того, свежевыпавший снег делал перевал лавиноопасным. Выход по запасному варианту через перевал Минджар (2Б,5046м) привел к существенному отставанию от графика и помешал пройти заключительную часть маршрута.

График движения.

День

Дата

Участок пути

Км

Ходовое время

Набор высоты

Характер пути

Погода

1

5.08

Застава Бардоба

- д.р. Джанайдартака

6

+55

Грунтовая дорога, тропа,

галечно-травянистая пойма

Солнечно

2

6.08

д.р. Джанайдартака,

правый берег

10

+190

галечно-травянистая пойма

Солнечно

3

7.08

д.р. Джанайдартака,

правый берег

9

+300

галечно-травянистая пойма

Солнечно

4

8.08

л. Корженевского

11

+300

Морена

Дождь по второй половине

5

9.08

л. Корженевского

6

3ч30мин

+120

Морена, Откр. л.

Солнечно

6

10.08

л. Корженевского -л. Перевальный — п. Мира Восточный—л. Туюксу

11

10ч

+400

-265

Откр. л., закр. л., подъем на п.- сн-лед. склон (20-35 гр.), на спуск осыпь 25-30 гр., открытый ледник, морена.

Солнечно

7

11.08

л. Туюксу— безымянный л, стекающий с п. Солнечный Южный

10,5

10ч15мин

-500

+100

Закр л. - морена - откр л.

Солнечно

8

12.08

л. под п. Солнечный Южный— п. Солнечный Южный— л.№197

13

13ч

+550

-300

Закр л., подъём на п. - сн-л. склон 35-40 гр., скалы, спуск с п. — закр. л.

Солнечно

9

13.08

л.№197- п .Путешественников (1А,4150 м) – МАЛ в д.р. Ачикташ

17

10ч20мин

-800

Откр. л., морена, тропа

Солнечно

10

14.08

Дневка

0

0

0

Солнечно

14.08

11

15.08

Алайская долина — д.р. Комансуу

7

2,5ч

+200

тропа

Солнечно

12

16.08

р. Комансуу— л. Кунгырсуу -

15

7 ч 30мин

+480

Тропа, грунтовая дорога, откр. л., трава

Солнечно, вечером дождь

13

17.08

л. Кунгырсуу— подъём на п. Цурюпы

4

+1000

Средняя и мелкая осыпь, сн-л склоны 30 -65 гр.250м перил

Солнечно

14

18.08

Подъём на перевал Цурюпы

0.5

+150

Сн-л склон до 65 гр. 500М перил

Солнечно

15

19.08

Подъём на перевал Цурюпы - п. Цурюпы — л.№236

4

7ч30мин

+150

-450

Сн-л склон до 65гр, 250м перил, закр. л., морена

Солнечно

16

20.08

л. №236 — л. Красина

12

-450

+450

Откр. л., морена

Солнечно

17

21.08

л. Красина— п. Дзержинского

8

+1000

Откр. л., закр. л.

Снег

18

22.08

п. Дзержинского — л. Кузгун

13

-1450

Закр. л., откр. л.

Снег

19

23.08

л. Кузгун— подход под п. Минджар

8

8,5ч

+600

Закр. л.

Снег

20

24.08

л. Кузгун— п. Минджар—л. Минджар

3

+100

-850

Закр. л., 550м перил, морена

Пасмурно,снег

21

25.08

л. Минджар— д.р. Минджар— д.р. Кичик-бешик.

21

7ч30мин

-900

+200

Откр. л., морена, галечная пойма, тропа, дорога

Солнечно

22

26.08

д.р. Кичик-бешик. -д.р. Комансуу

19

+400

-550

Трава, откр.л, тропа, дорога

Дождь, потом пасмурно

23

27.08

д.р. Комансуу - Алайская долина.

8

0

дорога

Солнечно

Краткая характеристика района путешествия.

Заалайский хребет, северная граница Памира, простирается на 200 км с запада на восток, от слияния рек Муксу и Кызылсу до пика Иркештам (Отчайло, 5820) на границе с Китаемдалее по китайской территории еще на 50 км. Его средняя высота 5500 м, высшая точка пик Ленина(7134). Заалайские горы огромной стеной возвышаются над Алайской долиной практически без предгорьев. Исключение составляет Западный Заалай, который расположен западнее перевала Терсагар. Длина хребта на этом участке около 64 км. Здесь имеется разветвлённая сеть северных отрогов. По ландшафтам Западный Заалай занимает промежуточное положение между Гиссаро-Алаем и Памиром. Вершины здесь имеют острые формы, долины глубоко врезаны, в них произрастает арча , лиственные кустарники, встречаются даже березы. Высшая точка Западного Заалая - пик Сат (5900).перевалов и вершин Западного Заалая открываются редкие по красоте виды на Северо-Западный Памир, пики Коммунизма (7495) и Корженевской (7105).Центральный Заалай простирается на 92 км от перевала Терсагар на западе до перевала Кызыларт на востоке. Это наиболее высокая часть хребта. Здесь расположены высочайшие вершины района - пики Ленина (7134), Жукова (6842), Октябрьский(6780), Дзержинского (6717), Единства (6640), Кызылагын (6683). Хребет на этом участке слабо расчленен и выглядит, как непрерывная стена, формы рельефа на северных склонах сглажены. Перевалы здесь ледово-снежные, преимущественно 3А к.с. Альпинистские маршруты, как правило, не превосходят 5А к.с. С южной стороны Центральный Заалай орографически богаче. Здесь имеется ряд простирающихся к югу разветвлённых отрогов, что позволяет планировать разнообразные горные туристские маршруты от 3-й до 6-й категории сложности. Мощные реки Муксу и её приток Сауксай практически непреодолимы вброд, поэтому район Центрального Заалая изолирован от остальной части Памира. Лишь в верховьях Сауксая вблизи хребта Зулумарт и еще восточнее гарантируется относительно беспроблемный выход из района в центральные области Памира. В долине Сауксая водятся снежные барсы, иногда встречаются следы деятельности золотоискателей, которые поднимаются сюда из Джиргиталя. Эвакуация из долины больных или травмированных очень затруднена.Участок Восточного Заалая, который простирается на 52 км от перевала Кызыларт на восток до китайской границы начал интенсивно осваиваться туристами и альпинистами лишь с развалом СССР. Раньше этому препятствовал жесткий пограничный режим. По характеру он близок к Центральному Заалаю, но отличается большей крутизной северных склонов и меньшими высотами. Здесь находятся вершины Курумды (6613) и Заря Востока (6349). Безымянная вершина 6384 между ними до сих пор не покорена. Первое восхождение на Зарю Востока совершила в 2000 г. команда московских туристов под руководством Александра Новика, а первое восхождение на Курумды состоялось в 2001 году, на вершину поднялась команда из Киргизстана под руководством Александра Губаева.Для Восточного и Центрального Заалая (в отличие от Западного) характерны сильные ветра на гребне водораздельного хребта, которые могут послужить причиной несчастного случая. Основным погодо-определяющим фактором в Заалае являются атлантические циклоны.

Другой характерной для этих районов опасностью является возможность заблудиться в непогоду на широких гребнях и куполообразных вершинах со сглаженными невыразительными формами рельефа. Поэтому восходителям рекомендуется иметь при себе средства спутниковой навигации.

Заалайский хребет находится в зоне высокой сейсмической активности. Из-за гидратации, разбухания горных пород, эта горная цепь со скоростью около 2 сантиметров в год наступает на Алайскую долину. В 1990 году на лагерь «5300» в результате землетрясения сошёл снежно-ледовый обвал, погибло 43 человека. Заалайский хребет имеет мощное оледенение. Всего здесь 550 ледников общей площадью 1329 кв.км. Высота фирновой линии увеличивается с запада на восток на северных склонах от 4200 до 4500 м, а на южных склонах от 4500 до 5400 м.Периодические подвижки наблюдаются у многих ледников Заалая, в частности, у спускающихся с пика Ленина на юг ледников Дзержинского, Малая Саукдара и Большая Саукдара. Заалайском хребте мало технически сложных вершин. Единственный маршрут 5Б к.с. на пик Ленина - маршрут Устинова по юго-восточной стене. И это весьма типично. В районе имеются широкие возможности для высотных восхождений по преимущественно снежно-ледовым маршрутам и для траверсов.

Наиболее популярными вершинами среди туристов и альпинистов являются пики Сат (5900), Инвалидов (5885), Дзержинского (6717), Ленина (7134), Октябрьский(6780), Кызылагын (6683), Курумды(6613), Заря Востока (6349).

Среди популярных перевалов отметим: Заалайский (4739,3А), Сурхангоу (5252,2Б), Минджар (4964,2Б), Конституции (5500,2Б), Абрис (5384,3Б), Дзержинского (5705,3А), 60-летия Октября (5063,2Б), Раздельный (6140,3А), Спартак (6194,3А), связка Мира Западный и Золотой Теленок (4900,2А), Белецкого (5141,3А), 30-лет Победы (5026,3А). В ряду сложнейших перевалов Памира стоят Восточный Вали (5805,3Б*) и Жукова (6850,3Б*).

Подъезды к Заалайскому хребту ведут из Оша на юг через горы Алая (перевал Талдык) в поселок Сары-Таш. Здесь дороги расходятся. На запад по дороге вдоль Алайской долины можно заброситься на Луковую поляну у северного склона пика Ленина, под перевал Терсагар или ещё дальше в кишлак Шве на Западном Заалае. От Сары-Таша на восток уходит дорога в пропускной пункт Иркештам на китайской границе. По этой дороге можно заброситься в районы Восточного Заалая к пикам Курумды, Заря Востока, Иркештам.

Наконец на юг от Сары-Таша отходит Восточный Памирский тракт. Это шоссе через перевал Кызыл-Арт ведёт на Восточный Памир, минует озеро Каракуль, поселок Мургаб и заканчивается на Юго-Западном Памире в столице Горного Бадахшана - городе Хороге. По Восточному Памирскому Тракту можно заброситься к южным склонам Центрального Заалая в его восточной части (район ледника Октябрьского).районе есть активно действующий альплагерь МАЛ, принимающий альпинистов в течение всего сезона. Однако это единственная часть района, где постоянно можно встретить туристов и альпинистов.

3.Техническое описание маршрута.

Подходы и заброска:

По маршруту было сделано две заброски:

В МАЛ на «Луковой поляне» заброска была доставлена автотранспортом принимающей стороны.

На некатегорийный перевал, разделяющий ледники Кунгырсуу и Коман заброска была доставлена силами группы.

День первый. 5 августа 2015г. Погранзастава Бардоба — д.р. Джанайдартака.

Выход: 14:30

Время движения: 14.30-17.30.

Обед: без обеда.

Из Оша до Алайской долины ведет хорошая новая дорога, построенная китайцами. По ней за шесть часов добрались до погранзаставы Бардоба. Для прохода в погранзону нужно разрешение (оформлено турфирмой) и российский паспорт. При его отсутствии в загранпаспорт ставит штамп о том, что вы убыли из страны. В этом случае в конце похода требуется вернуться на заставу ради въездного штампа, что, естественно, неудобно. В 14.30 мы вышли на маршрут. Перешли р. Кызыл-Арт и, дойдя до р. Джанайдартака, встали лагерем на ее правом берег.

Высота 3500м.

Набор высоты 55 м

Сброс высоты 0 м

Протяженность 6 км

День второй. 6 августа 2015 г. Движение по д.р. Джанайдартака в сторону л. Корженевского.

Время движения: 13.20-20.30.

Утро ушло на упаковку продуктов. После обеда в13.20 двинулись вверх по долине вдоль пр. берега реки Джанайдартака . Дно долины широкое плоское поросшее травой. Кое-где попадаются участки скотопрогонной тропы. Самочувствие у всех нормальное, однако, скорость движения очень низкая, в связи с продолжающейся акклиматизацией. В 20:30 ужин и сон.

Высота 3700м.

Набор высоты 190 м

Сброс высоты 0 м

Протяженность 10 км

День третий. 7 августа 2015 г. Д.р Джанайдартака.

Время движения: 07.30-16.30

Обед: 11.00-14.00.

Продолжили движение по пойме реки. Через пару переходов подошли к л. Назарова, который, покрытый мощным моренным чехлом, стекает в д.р. Джанайдартка. . Общее направление движения по центру и правому борту д.р. Джанайдартка. Перешли вброд реку, стекающую с ледника Назарова, и встали на обед. После обеда продолжили движение. Перешли реку, стекающую с ледника Заблуждений, и встали лагерем в 16:30.

Высота 4000м.

Набор высоты 150 м

Сброс высоты 150 м

Протяженность 11 км

День четвертый. 8 августа 2015 г. Д.р. Джанайдартка - л. Корженевского.

Время движения: 7.20-16.30.

Двигаясь по моренным валам вдоль правого борта долины поднялись на л. Корженевского. Движение затруднено чередованием моренных валов и глубоких промоин во льду . После обеда выходим на лед л. Корженевского. Встаем лагерем в 16:30. Вечером идет дождь.

Высота 4300м.

Набор высоты 300 м

Сброс высоты 0 м

Протяженность 11 км

День пятый. 9 августа 2015г. Л. Корженевского.

Время движения: 6.55-10.20

Обед: 10.20.

Продолжаем движение сначала по центру л. Корженевского. Затем, ближе к месту впадения л. Перевальный, спускаемся с л. Корженевского и переходим на левый борт долины . У Кости Федорова горняжка, поэтому ставим лагерь. Вынужденная полудневка.

Высота 4300м.

Набор высоты 120 м

Сброс высоты 0 м

Протяженность 6 км

День шестой. 10 августа 2015 г. Л. Корженевского — л. Перевальный — п. Мира Восточный (2Б,4751 м) — л. Туюксу.

Время движения: 7.00- 17.10

Обед: 13.00-15:00

Вышли на л. Перевальный. Ледник пологий, плоский, закрытый в верхней части и довольно сильно разорванный. Трещины широкие (до 3-5 метров), глубокие, но довольно короткие (50-100 метров длиной) и легко обходятся. Идем в связках вдоль левого борта. Обходим скальный останец справа (по ходу) и поднимаемся на широкое ровное ледовое плато, с которого просматривается путь на п. Мира Западный. Описаний п. Мира Восточный у нас нет. По пологому двадцатиградусному склону поднимаемся на широкий осыпной гребень, ориентируюсь на схему Ляпина. Перевального взлета как такового нет. На спуск восточная часть цирка покрыта ледником, стекающим с вершины 4995 . В восточной части цирка расположен перевал, который в некоторых отчетах фигурирует как Туюксу (2Б). Возможно, ледник Туюксу сильно стаял и покрывает теперь только восточную часть гребня, а также дно цирка. Остальная часть гребня - пологий осыпной склон. Там, где на Ляпинской схеме перевал Мира Восточный, тура нет. Удобного спуска тоже нет (снежно-ледовые карнизы). Проходим по гребню 400 метров на запад в сторону вершины 4885 и под скальным останцем находим наиболее удобное место спуска. Складываем тур, пишем записку. Теперь перевал Мира Восточный (2А,4751 м ) будет здесь. Обедаем. После обеда начинаем спуск. С седловины провешиваем одну веревку (50м) по натечному льду и крутой осыпи (30-40 градусов). Последний участник спускается нижней страховкой. Далее начинается выполаживание. По некрутой осыпи спускаемся на л. Туюксу и встаем на ночлег на левой боковой морене перед ледопадом. Вечером и ночью идет снег.

Высота 4550м.

Набор высоты 400 м

Сброс высоты 265 м

Протяженность 11 км

День седьмой. 11 августа 2015 г. Л. Туюксу — безымянный ледник, стекающий с перевала Солнечный Южный (2Б,5080м).

Время движения: 7.15-17.30.

Обед с 13.00-15.00.

С утра откопали оставленное на улице снаряжение, позавтракали и в 7:15 вышли. По закрытому леднику прошли в связках до начала ледопада. Очевидно, из-за малого количества снега сложность ледопада значительно превышает 2А. Делаем разведку. Общая высота ледовых сбросов метров 150-200. Слева (по ходу) непроходимые разломы. В рандклюфте левого борта безопасного спуска нет. Правая часть ледника крутая и сильно разорванная трещинами. Начинаем спуск по центральной, наиболее пологой части ледника, обходя многочисленные трещины. Особо хилые мосты провешиваем перилами. Попетлять пришлось изрядно. В нижней части ледопада вешаем 70 м перил и выходим на пологую часть ледопада Туюксу. Общая сложность его прохождения оценивается нами на твердые 2Б. Далее выходим на морену ледника Туюксу. Обед. Дальше по мелкой осыпи без потери высоты траверсируем левый склон долины реки Туюксу и выходим на безымянный ледник под перевалом Солнечный Южный. Ночлег.

Высота 4200м.

Набор высоты 100 м

Сброс высоты 500 м

Протяженность 10 км

День восьмой. 12 августа 2015 г. Безымянный ледник — п. Солнечный Южный (2Б,5080м) — л. №197.

Время движения: 6.50-19.50

Обед: без обеда.

Описания прохождения перевала Солнечный Южный у нас не было. Вышли рано. В связках, по 20-градусному снежно-ледовому склону, кое- где с попеременной страховкой, обходя многочисленные трещины, поднялись на первую ступень ледопада. Общее направление подъема вдоль правого борта, правее зоны ледовых обвалов. Потом траверс этой зоны слева направо (по ходу) и выход на первую ступень ледопада. Вторая ступень ледопада проходится слева направо, по ходу обходя многочисленные трещины над зоной разломов. Далее выходим на пологий осыпной склон под скалами левого борта долины. Отсюда вешаем 70 метров перил по 40 градусному снежно-ледовому кулуару на пологую часть ледника. Далее 20м перил по простой скале. На перевал вышли в 17:10. Перевальная седловина – широкое ледовое плато, образованное ледником, стекающим с вершины. Тур не нашли. Спуск ногами по осыпному кулуару вдоль правого края ледника. Далее по пологому открытому леднику. Заночевали на левобережной морене ледника №197.

Высота 4400м.

Набор высоты 550 м

Сброс высоты 300 м

Протяженность 13 км

День девятый. 13 августа 2015 г. Л. №197 – л. Ленина – п. Путешественников (1А,4150 м) – ур. Луковая поляна – МАЛ в д.р. Ачикташ.

Время движения: 7.00-19.25.

Обед: 13:00 — 14:40

Река Ачикташ бурная и полноводная. Переправа у через нее у МАЛа, который находится на левом берегу реки, представляет большую трудность. Поэтому решили перейти на левый берег через верховья долины. Перейдя на левый борт л. № 197 двинулись по моренным валам в сторону л. Ленина, к которому и подошли, перейдя несколько притоков реки Ачикташ. Поскольку нижняя часть л. Ленина труднопроходима, вышли на тропу, ведущую от лагерей под п.Ленина к урочищу «Луковая поляна» через перевал Путешественников (1А,4150 м). Это перевал представляет из себя перелаз через отрог, в обход ледовых сбросов нижней части л. Ленина. Подошли под перевал Путешественников (1А, 4150 м). Перевал осыпной. Через него ведет хорошо набитая тропа. Тур на перевале есть, однако записки мы в нем не обнаружили. Спустившись с перевала Путешественников (1А,4150м), попали в ур. «Луковая поляна», от которого по дороге вдоль левого берега реки Ачикташ дошли до МАЛа фирмы Тянь-Шань Тревэл. Ночлег.

Высота 3600м.

Набор высоты 0 м

Сброс высоты 800 м

Протяженность 17 км

День десятый. 14 августа 2015 г. МАЛ в д.р. Ачикташ. Дневка.

МАЛ, где находилась наша заброска, принадлежит фирме Тянь-Шань Трэвел. С утра стирались и ходили в душ. Оставшуюся часть дня занимались упаковкой продуктов.На вторую часть маршрута нам нужно было сделать заброску на ледник Коман. Изначально планировалось занести ее через п. Ташкюнгей (2А, 4535 м) по пути на л. Кунгырсуу. Также был заявлен вариант подъезда по Алайской долине на машине. Проконсультировавшись с начальником альплагеря и местными водителями мы выяснили, что из Алайской долины в предгорья в районе л. Кунгырсуу ведет хорошая дорога, по которой за 12000 местных рублей нас берутся довезти. Поэтому решили ехать на машине, чтобы сэкономить время и силы.

День одиннадцатый. 15 августа 2015 г. Ур. Луковая поляна — Алайская долина — конец дороги напротив л. Кунгырсуу — д.р.Комансуу.

Время движения: 14.50-17.30.

Обед: 12.20-14.50.09:40

Погрузились в два мицубиси-делика и за пару часов сначала по асфальту, а затем от поселка Кашка-Су по хорошей грунтовке доехали до предгорий Заалайского хребта между д.р Кунгырсуу и Тогузкюнгей . Пообедали. После обеда двинулись по хорошей тропе на юг вдоль русла небольшого ручья, текущего по поросшему травой каньону. Через переход вода в ручье закончилась, ещё через переход закончился сам каньон — вышли на плато. Ещё за один переход дошли до д. р. реки Комансуу, где, спустившись к воде, встали лагерем.

Высота 3400м.

Набор высоты 200 м

Сброс высоты 0 м

Протяженность 9 км

День двенадцатый. 16 августа 2015 г.Д.р. Комансуу — л. Кунгырсуу — подход под п. Цурюпы(3А,5200м).

Время движения: 06.45 – 18.15

Обед: 12.45-15.45.

С утра вышли пораньше, дабы переправиться по низкой воде на левый берег р. Комансуу. Воды в реке много и по сравнению с вечером упала она незначительно. Первый участник переправился маятником . Остальные по перилам. Затем поднялись на левый берег и, двигаясь на юг, за один переход дошли до тропы, идущей вдоль ручья, которая привела к кошам под вершиной 3866. Дальше продолжили двигаться по тропе вдоль ручья на юг, пока не дошли до обширных терасс, находящихся на правом берегу ледника Кунгырсуу. Дальше двигались по карману между ледником и терассами по скотопрогонной тропе, где и остановились на обед. Во время обеда трое участников занесло заброску на седловину некатегорийного перевала, разделяющего д.р. Кунгырсуу и д.р. Комансуу и лежащего между вершинами 4143 и 4024. После обеда пересекли ледник Кунгырсуу и перевалили через хребет, отходящий на север от в. 5242. Заночевали у ручья, стекающего с остатков ледника под этой вершиной.

Высота 3870м.

Набор высоты 480 м

Сброс высоты 0 м

Протяженность 15 км

День тринадцатый. 17 августа 2015 г. Подъем на п. Цурюпы (3А,5200м).

Время движения: 07.00-19.40.

Обед: 13.20 — 15.00.

Перевалы Цурюпы в местах, указанных на карте Ляпина сейчас непроходимы. Подъем с севера осуществляется по отрогу вершины 5242. Вышли в 7.00. За два перехода поднялись по осыпному кулуару (мелкая и средняя осыпь 20-25гр) на широкий пологий осыпной гребень отрога, по которому продолжили движение вверх. Небольшой жандарм обошли слева (орографически). Через некоторое время осыпь сменяется льдом. Крутизна склона возрастает с двадцати до тридцати-сорока градусов. Обедаем, одеваем кошки и продолжаем движение в связках с попеременной страховкой. Затем начинаем вешать перила. Провесили 300м (шесть веревок) перил. Последняя веревка по 60-ти градусному льду. Поднимаемся на скальный останец, где и ночуем.

Высота 4950м.

Набор высоты 1000 м

Сброс высоты 0 м

Протяженность 10 км

День четырнадцатый. 18 августа 2015 г. Подъём на п. Цурюпы (3А,5200м).

Время движения: 9.40-19.30.

Обед с 16.00 до 18.00.

С утра мы продолжили вешать перила по ледовому гребню в сторону перевала. До обеда— 200м (4 верёвки перил по ледовому склону крутизной 30-40 градусов). Обед на скальном останце. После обеда — ещё 200м перил (4 веревки). На последних веревках лед сменяется фирном. Заночевали на небольшом выполаживании гребня, немного не доходя до предвершинного берга.

Высота 5100м.

Набор высоты 150 м

Сброс высоты 0 м

Протяженность 0,5 км

День пятнадцатый. 19 августа 2015 г. Подъём на перевал Цурюпы - п. Цурюпы (3А,5200м) — ледник №236.

Время движения: 08.45-18.45.

Обед: 13:20 — 16:00

После завтрака в связках подошли под берг. Далее 100м (2 веревки перил) по 40-ка градусному снежно-ледовому склону. Затем, так-как гребень ведет на вершину 5242, провешиваем еще 100м перил (2 веревки по снегу) вправо (по ходу) до небольшой мульды, где и обедаем. После обеда провешиваем последнюю веревку, и в 17.00 выходим на перевал Цурюпы. Седловина перевала представляет собой широкое снежно-ледовое поле, полого спускающееся на юг. Тур в западной части осыпи по краю гребня. Сняли записку группы турклуба «Веста» из Москвы. Спускаемся по закрытому леднику №236связках. На леднике довольно много трещин. Движемся сначала по правой стороне ледника. Затем начинается несложный ледопад, который довольно легко проходится по центру. Выходим на ровную часть ледника и в 18.45 встаем на ночевку на правобережной морене.

Высота 4800м.

Набор высоты 150 м

Сброс высоты 450 м

Протяженность 4 км

День шестнадцатый. 20 августа 2015 г. Л. №236 — л. Красина.Время движения: 07.20-18.15.Обед: 12:50-16:00Продолжили движение по открытой части л. №236. Прошли по левобережному мореному карману л. Кузгун и вышли на моренный чехол л. Красина. Двигаясь по центру, прошли мимо сильно стаявшего и практически непроходимого ледника, ведущего на перевал Красина (2Б, 5200м). В 18.15 встали на ночлег немного не доходя до места, где моренный чехол сменяется чистым льдом.

Высота 4750м.

Набор высоты 450 м

Сброс высоты 450 м

Протяженность 12 км

День семнадцатый. 21 августа 2015 г. Л. Красина — п. Дзержинского(3А,5700м).

Время движения: 7.10-17.30.

Обед с 14.50 до 16.00.

С утра продолжили движение по л. Красина. Ледник пологий и довольно сильно разорванный. Однако все довольно просто обходится. Выше 5200м связались, т.к. ледник стал закрытым. Наконец вдали показался п. Дзержинского (3А,5700м,). На очередном выполаживании пообедали. Ледник поднимается пологими уступами средней крутизной 15-20 градусов. Перевального взлета как такового нет. В 17.30 поднялись на перевал, представляющий из себя обширное снежное поле. Четко выраженной седловины нет. Тур не нашли. На следующий день собираемся радиально сходить на пик Дзержинского. Ужин и ночлег.

Высота 5700м.

Набор высоты 1000 м

Сброс высоты 0 м

Протяженность 8 км

День восемнадцатый. 22 августа 2015г. П. Дзержинского(3А,5700м) — л. Кузгун.

Время движения: 08.00-17.10.

Обед: 12.30-14.20.

Ночью погода, которая практически все время похода была хорошая, испортилась. Сильный ветер (20-25м/c), снег, плохая видимость (100-200 метров). По спутниковому телефону узнали прогноз погоды. Три дня снегопада. Спуск с п. Дзержинского в Алайскую долину чрезвычайно протяженный (25 перильных веревок), требующий частой смены вектора движения и, соответственно, хорошей видимости. Спуск был нами не просмотрен, погода все больше ухудшалась, видимости не было (100-200м). Учитывая все это, а также то, что после снегопада п. Дзержинского становится лавиноопасен было принято решение спускаться на л. Красина по пути подъема и уходить на запасной вариант п. Минджар (2Б,5046м), который проходится в любую погоду. Свернули лагерь и в связках сбежали вниз по старым следам. Заночевали в месте слияния ледников Красина и Кузгуна. Идет снег.

Высота 4300м.

Набор высоты 0 м

Сброс высоты 1430 м

Протяженность13 ( в зачёт 0)

День девятнадцатый. 23 августа 2015г. Л. Кузгун — северо-западная ветвь л. Кузгун.

Время движения 7.45-17.30.

Обед: 12.20-13.45.

Утром продолжает идти снег. Видимость плохая. Движемся вверх по пологому льду л. Кузгун, ориентируясь на временами выплывающий из тумана левый борт долины. Идет снег. Продолжили движение по левому борту ледника Кузгун. Обедаем в месте впадения северо-западной ветви в основное тело л. Кузгун. После обеда связываемся и по 20 градусному склону подтягиваемся под п. Минджар (2Б,5046 м). Зоны разломов обходим вдоль правого борта ледника. Снег идет постоянно. Встаем на ночлег.

Высота 4900м.

Набор высоты 600 м

Сброс высоты 0 м

Протяженность 8 (в зачёт 7) км

День двадцатый. 24 августа 2015г. Л. Кузгун — п. Минджар (2Б,5046м)— л. Минджар.

Время движения: 07:30-16:30

В связках прошли засыпанный берг , по 20-25 градусному склону поднялись на предвершинное плато и далее на сам перевал, Седловина осыпная . Тур - по центру в скальном останце . Сняли записку группы из Пензы. На спуск идет гребень, в верхней части довольно крутой ( до 40 градусов), кое где покрытый льдом. Далее более пологий и осыпной. До пологой части гребня провесили 250 м. перил (5 веревок) с закреплением в основном наскальных останцах, поскольку лед при ближайшем рассмотрении оказался фирном. Далее т.к. гребень оставался крутым и не очень комфортным для спуска ушли на осыпной склон влево (по ходу). Двигались в связках, сбросили метров 300 – 400 высоты, но в итоге выскочили на ледник. Из-за малого количества снега на нем провесили еще 300 метров (6 веревок ) простых перил по 30-градусному снежно-ледовому склону. Далее по осыпи ногами до места ночевки. Высота 4200 м. В дальнейших наших планах было выйти к заброске и затем через перевал Ташкюнгей (2А,4535м) спуститься в МАЛ под пиком Ленина.

Высота 4200м.

Набор высоты 100 м

Сброс высоты 850 м

Протяженность 3 км

День двадцать первый. 25 августа 2015 г. Л.Минджар — д.р. Минджар – д.р. Кичик-бешик - д.р. Котта-бешик.

Время движения 08.30-17.50.

Обед:12:50-15:00

По морены валам вышли к истокам реки Минджар и двинулись по ее правому берегу. Через переход вдоль берега началась скотопрогонная тропа, по которой спустились на большую зеленую террасу где и пообедали. Далее начались предгорья. Двигаясь по хорошим скотопрогонным тропам, вышли в д.р. Котта-бешик. Поднявшись немного вдоль реки заночевали у коша.

Высота 3450м.

Набор высоты 200 м

Сброс высоты 900 м

Протяженность 21 км

День двадцать второй. 26 августа 2015 г. Д.р. Котта-бешик – л.Кынгурсуу – д.р. Кунгурсуу.

Время движения: 09:30 — 18:50

Обед: 14:10-17:30

Утром идет дождь. Переправившись через один из притоков р. Котта-бешик по скотопрогонной тропе подошли под перевал Кунгыртюбе Южный ( н/к,3800). Поднялись на него и вышли на л. Кунгырсуу. Затем продолжили движение в восточном направлении. Через три перехода дошли до л. Кунгырсуу. Ещё за два перехода пересекли его, и вышли в точку, где обедали в одиннадцатый день пути. Трое участников сходило за заброской. Затем пообедали. До конца маршрута оставалось полтора дня. Этого времени на то, чтобы пройти перевал Ташкюнгей (2А,4535м) и спуститься в МАЛ под пиком Ленина, нам могло не хватить. Поэтому решили выходить по д.р. Кунгырсуу в предгорья в ту точку, куда нас забрасывала машина. Двинулись вниз на север и через некоторое время вышли на дорогу, идущую между р. Кунгырсуу и р. Комансуу. Заночевали, немного не доходя до переправы через р. Комансуу.

Высота 3200м.

Набор высоты 400 м

Сброс высоты 550 м

Протяженность 19 км

День двадцать третий. 27 августа 2015г. Д.р. Комансуу - конец дороги севернее в. Кунгыртюбе.

Время движения : 6:50-13:10

Обед: 13:10

Вышли рано, чтобы перейти р. Комансуу по низкой воде. По дороге дошли до места переправы. Когда-то в этом месте был мост, теперь там машинный брод. Перешли с маятниковой страховкой. Позавтракали (08:00 — 10:00) и, двигаясь по дорогам, вышли сначала в Алайскую долину, а затем к месту, куда должна была подойти машина. В ожидании машины пообедали. После обеда уехали в Ош. Активная часть похода закончилась.

Набор высоты 0 м

Сброс высоты 0 м

Протяженность 8 км

Выводы и рекомендации.

За 23 ходовых дня нами были пройдены 6 категорийных перевалов, из них 3А – 2 шт. (один радиально) перевалов 2Б – 2 шт. перевалов 2А-1 шт. 1А – 1 шт.

Длина пройденного маршрута с учетом коэффициента составила 196 км. Было пройдено два редко посещаемые перевала: Мира Восточный (2А,4751м.) и Солнечный Южный (2Б, 5080 м) и составлено их описание.

Основными препятствиями на маршруте было малое количество снега, большая высота, а также административное деление (граница по Заалайскому хребту, ) и географическая специфика (большая стартовая высота, очень короткие и крутые северные отроги Заалайского хребта, длительные подходы под перевалы, большой перепад высот ) района.

2015 год был исключительно малоснежным. Открытые, стаявшие и разорванные ледники достаточно сильно снизили темп движения группы. Это обстоятельство, в сочетании с плохой погодой на ключевых участках не позволило нам пройти маршрут в полном объеме.

Большая часть технически сложных участков была пройдена нами в связках. Скальные крючья нами не использовались и были оставлены в МАЛе после первой части маршрута. Станции крепили на ледобурах и кое-где на петлях, заброшенных за камни. Во многих местах вместо льда встречался фирн, соответственно рекомендуем брать буры для фирна. При таком малом количестве снега не лишними будут какие-либо ледовые инструменты. Особое внимание в связи с большой высотой следует уделять самочувствию участников. Нами была взята в поход скороварка (китайского производства, купленная в Санкт-Петербурге за 1200 рублей). Использование скороварки полностью себя оправдалопривело к существенной экономии времени и бензина. Даже на высоте 5800 м все продукты прекрасно разваривались. Еще мы активно использовали спутниковый телефон турайа. Также нам очень пригодилась солнечная батарея.

Погода во время нашего похода была хорошая. В середине похода было четыре снежных и туманных дня, затем опять ясно.целом поход получился технически и физически напряженным, эмоционально позитивным, соответствующим своей категории.

Смета похода

Билеты на самолёт каждый покупал сам. Стоимость прямого рейса из Москвы до Оша и обратно в марте месяце составляла 12500 руб. Оформление пропусков в погранзону стоило 15 евро c человека. Проживание и питание в гостевом домике стоило 7 евро с человека. Трансфер Ош-Бардоба и Ачик-Таш – Ош стоил 370 евро на группу. Заброска в вещей и продуктов в МАЛ обошлась 10 евро с группы. Подъезд из МАЛа под л. Кунггырсуу стоил 12000 местных рублей на группу. На все остальные траты (бензин, продукты, питание и т.д.) было собрано по 6000 рублей с человека.

Ремнабор

Включал в себя швейный набор (разной толщины и размера нитки, иглы стропы, резинки, лоскуты тканей), фурнитуру (в том числе два запасных самосброса для поясника рюкзака), два вида клея, набор для ремонта ботинок и кошек, запчасти и ключ для мультитопливных горелок, напильник.Вес ремнабора – 0,9 кг

Продукты.

Раскладка на поход была составлена и собрана из расчета 600 г на человека в день на первые 5 дней акклиматизации, и по 650 г на человека в день на остальную часть похода.качестве основного блюда завтрака была молочная каша (рис, пшеничка, гречка, овсянка, пшено – все с сухим молоком).Основное блюдо перекуса – суп, 30 г. на человека (куриный, борщ, горох, харчо, рассольник). В дополнение - колбаса (твердокопченая), сыр, сало, бекон. Орехи и сухофрукты. Восточные сладости, шоколад, леденцы.Ужин: гречневая каша, макароны, рис, картофельное пюре. Все блюда на ужин готовились с сушеным мясом.

Масло использовали как растительное, так и сливочное (топленое).Сухари по 3-4 штуки в день на каждого.Чай, сахар кусковой, сладости к чаю – три раза в день.Приправы: кетчуп, майонез, аджига, перец черный и красный.

Литература

  • Высокогорные перевалы. Переченьклассифицированных перевалов Алтая, Джунгарского Алатау, Кавказа, Памира,Памиро-Алая, Тянь-Шаня. под ред. А. Джулия. – М.: «Прест», 2001.
  • Отчет о восхождении на п. Ленина по 3Ав августе 2014 г. Руководитель: И.Михалев, Москва.
  • Отчет о горном походе 5 к.с. по Памирулетом 2013. Руководитель: С.Наседкин, Москва.
  • Отчет о горном походе 5 к.с. по Памирулетом 2011 г. Руководитель: Ф.Картаев, Москва.

Фотоальбом.

Фото 1. День первый. Новая дорога из г. Ош в Алайскую долину. Вид с перевала Талдык на север.

Фото 2. День первый. Переправа через р. Кызыл-Арт. На заднем плане погранзастава Бардоба.

Фото 3. День первый. Долины рек Кызыл-Арт (слева) и Джанайдартака (справа). Вид от погранзаставы на юг.

Фото 4. День первый. Первая ночевка на берегу р. Джанайдартака. Вид в сторону Заалайского хребта.

Фото 5. День второй. Долина реки Джанайдартка. Вид в сторону Заалайского хребта.

Фото 6. День второй. Вид на долину реки Джанайдартка с места второй ночевки. Вдали виден ледник Назарова.

Фото 7. День третий. Переправа через ручей, стекающий с л. Назарова

Фото 8.День третий. Переправа через ручей, стекающий с л. Заблуждений.

Фото 9. День третий. Вид на л. Назарова и Заблуждений из долины реки Джанайдартка.

Фото 10. День четвертый. Начало л. Корженевского. Вид в сторону Алайской долины.

Фото 11.День четвертый. Начало л. Корженевского. Вид в сторону Заалайского хребта.

Фото 12. День пятый. Л. Корженевского. Вид в сторону Заалайского хребта. Стрелочкой обозначен л. Перевальный.

Фото 13.День пятый. Вид на начало л. Перевального с моренного вала, разделяющего л.Корженевского и Перевальный. Стрелочкой указано место ночевки.

Фото 14. День пятый. Вид на л. Перевальный с места ночевки.

Фото 15.День шестой подъем по л. Перевальный. Зеленая стрелочка – седловина п.Туюксу (2Б).

Фото 16. День шестой. Обход трещин на л. Перевальный.

Фото 17. День шестой. Верхняя ступень л. Перевальный.

Фото 18.День шестой. На седловине перевала Мира Восточный (2А, 4751м). Вид на восток.

Фото 19.День шестой. На седловине перевала Мира Восточный (2А, 4751 м).Вид на запад.Стрелочкой показан перевал Мира Западный.

Фото 20. День шестой. Вид на перевал Туюксу (2Б) с седловины перевала Мира Восточный.

Фото 21. День шестой. Спуск с перевала Мира Восточный (2А,4751 м) на л. Туюксу.

Фото 22. День шестой. Спуск с перевала Мира Восточный (2А,4751 м) на л. Туюксу.

Фото 23. День шестой. Верхняя ступень л. Туюксу.

Фото 24. День седьмой. Начало спуска в ледопаде л. Туюксу.

Фото 25. День седьмой. В ледопаде л. Туюксу. Нижняя часть ледопада.

Фото 26. День седьмой. Ледопад л. Туюксу. Общий вид.

Фото 27. День седьмой. Спуск с л. Туюксу и начало траверса в цирк перевала Солнечный Южный (2Б, 5080м).

Фото 28. День седьмой. Группа на траверсе в цирк перевала Солнечный Южный (2Б,5080 м). Вид в сторону Алайской долины.

Фото 29. День восьмой. Путь подъема на перевал Солнечный Южный (2Б,5080м) со стороны д.р. Туюксу.

Фото 30.День восьмой. Подъем на вторую ступень ледопада перевала Солнечный Южный (2Б,5080м).

Фото 31. День восьмой. Путь подъема на перевал Солнечный Южный (2Б,5080м). Вид со второй ступени ледопада. Зеленый участок – перила.

Фото 32. День восьмой. На перевале Солнечный Южный (2Б,5080м). Вид в сторону д.р.Ачикташ.

Фото 33. День восьмой. На перевале Солнечный Южный (2Б,5080м). Вид в сторону д.р.Туюксу.

Фото 34. День восьмой. Спуск с перевала Солнечный Южный (2Б,5080м) в сторону д.р.Ачикташ.

Фото 35. День девятый. Путь через л.№197и л. Ленина к. перевалу Путешественников (1А,4150м).

Фото 36.День девятый. Подъем на перевал Путешественников(1А,4150м). Вид со стороны л. Ленина.

Фото 37. День девятый. На седловине перевала Путешественников (1А,4150 м).

Фото 38. День девятый. Тропа с перевала Путешественников (1А,4150м) к урочищу «Луковая Поляна».

Фото 39. День девятый. Вид из МАЛа на пик Ленина.

Фото 40. День одиннадцатый. Вид на Заалайский хребет из Алайской долины.

Фото 41.День одиннадцатый. Группа движется по предгорьям в сторону д.р. Комансу.

Фото 42. День одиннадцатый. Долина реки Комансу. Стрелочкой обозначено место переправы.

Фото 43. День двенадцатый. Переправа через реку Комансу.

Фото 44. День двенадцатый.Группа на л. Кунгырсуу.

Фото 45 .День двенадцатый. Путь подъема на перевал Цурюпы (3А,5200м) со стороны Алайской долины.

Фото 46 . День тринадцатый. Гребень, ведущий на перевал Цурюпы (3А,5200м).

Фото 47. День тринадцатый. Перила. Гребень, ведущий на перевал Цурюпы (3А,5200м).

Фото 48. День тринадцатый. Ночевка на скальном останце. Гребень, ведущий на перевал Цурюпы (3А,5200м).

Фото 49.День четырнадцатый. Бесконечная провеска перил. Гребень, ведущий на перевал Цурюпы (3А,5200м).

Фото 50. День четырнадцатый. Вторая ночевка на гребне.

Фото 51. День пятнадцатый. Верхняя часть гребня.

Фото 52. День пятнадцатый. Обед в мульде. Осталась последняя веревка до седловины перевала Цурюпы (3А,5200 м).

Фото 53. День пятнадцатый. На перевале Цурюпы (3А,5200 м). Вид на Запад.

Фото 54. День пятнадцатый. На перевале Цурюпы (3А,5200 м). Вид на Восток.

Фото 55. День пятнадцатый. Спуск с перевала Цурюпы (3А,5200 м) в сторону л. Кузгун.

Фото 56.День пятнадцатый. Прохождение ступени ледопада на л. №236.

Фото 57. День шестнадцатый. Группа на л. Красина. Слева по ходу л. с перевала Красина.

Фото 58. День шестнадцатый. Группа на л. Красина.

Фото 59. День семнадцатый. Верхняя часть л. Красина.

Фото 60. День семнадцатый. Платообразная седловина перевала Дзержинского (3А,5700м).

Фото 61. День семнадцатый. Группа на седловина перевала Дзержинского (3А,5700м). Вид в сторону л. Красина.

Фото 62. День семнадцатый. Установка лагеря на седловина перевала Дзержинского (3А,5700м). Вид в сторону л. Красина.

Фото 63. День девятнадцатый. Группа на л. Кузгун. Видна ветвь л. ведущая к перевалу Минджар (2Б,5046 м).

Фото 64. День Девятнадцатый. Ночевка под перевалом Минжар (2Б, 5046 м).

Фото 65.День двадцатый. Перевальный взлет перевала Минджар (2Б,5046 м) со стороны л.Кузгун.

Фото 66. День двадцатый .Группа на седловине перевала Минджар (2Б,5046 м). Вид в сторону л . Минджар.

Фото 67. День двадцатый. Верхняя часть гребня перевала Минджар (2Б,5046 м).

Фото 68.День двадцатый. Выход на пологую часть гребня перевала Минджар (2Б,5046 м).

Фото 69. День двадцатый. Путь спуска с перевала Минджар (2Б,5046 м). Красная линия-движение в связках. Зеленая - перила. Вид с ночевок на морене л.Минджар.

Фото 70. День двадцать первый. Перевал Минджар (2Б,5046 м).Вид со стороны л.Минджар.

Фото 71. День двадцать первый. Предгорья Заалайского хребта. Вид в Алайскую долину.

Фото 72. День двадцать первый. Предгорья Заалайского хребта.

Фото 73. День двадцать третий. Место переправы через реку Комансу.

Фото 74. День двадцать третий. Алайская долина.

Схема маршрута.

Копии перевальных записок.

Контрольная записка с перевала Цурюпы.

Контрольная записка с перевала Минджар.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru